Фундамент научного знания это мощная базовая теория

Обновлено: 17.05.2024

К проблеме фундаментальности естественно-научного знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кульков Юрий Петрович

Статья посвящена философским основаниям фундаментального знания. Особое внимание уделено историко-философским, онтологическим и гносеологическим аспектам формирования и развития естествознания . Применение принципов синергетики способствует преодолению бифуркации в научном познании , выбору креативного пути познания природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кульков Юрий Петрович

Естествоиспытатель в межсубъектных отношениях в познании природы (историко-философский анализ) Познание природы как информациогенез Научная картина мира как мировоззренчески информационный концепт Основные методологические концепции науки на этапе ее становления Априоризм И. Канта в современном осмыслении i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Problem of Fundamental Nature of Natural Science Knowledge

The article is dedicated to the philosophical foundations of knowledge. Special attention is paid to historical-philosophical, ontological and gnoseological aspects of natural science formation and development. To overcome bifurcation in scientific knowledge and choose a creative way of nature cognition the principles of synergy are used.

Текст научной работы на тему «К проблеме фундаментальности естественно-научного знания»

Ю. П. Кульков Yu. P. Kulkov

Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова, Чебоксары The I. N. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary

К ПРОБЛЕМЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЗНАНИЯ On the Problem of Fundamental Nature of Natural Science Knowledge

Статья посвящена философским основаниям фундаментального знания. Особое внимание уделено историко-философским, онтологическим и гносеологическим аспектам формирования и развития естествознания. Применение принципов синергетики способствует преодолению бифуркации в научном познании, выбору креативного пути познания природы.

The article is dedicated to the philosophical foundations of knowledge. Special attention is paid to historical-philosophical, ontological and gnoseological aspects of natural science formation and development. To overcome bifurcation in scientific knowledge and choose a creative way of nature cognition the principles of synergy are used.

Ключевые слова: естествознание, научное познание, синергетика, мировоззренческая информация.

Key words: science, scientific knowledge, synergy, Weltanschauung information.

Понятие «фундаментальное знание» вошло в лексику научной мысли в силу необходимости выделения исходных оснований мыслительного процесса по производству научных знаний. В философском обосновании такого знания нашла отражение разнородность подходов как исторического характера, так и мировоззренческого плана.

В истории философской мысли имелись подходы, представленные поиском в самой онтологии так называемых исходных эмпирических высказываний: либо о явлениях (позитивизм), либо в виде протокольных предложений (неопозитивизм). Онтологическая фундаментальность в мировоззренческом плане стала исходным основанием в познании природы у выдающегося британского историка и философа науки В. Уэвелла. Онтологические основания производства научных знаний были подразделены им на формальные и физические: «формальные основания какой-нибудь теории совершенно различны от фи -зических: первое из этих выражений указывает, что эти основания объясняют отношения явлений в Пространстве и Времени, т. е. отношения самих Движений, тогда как последние и причины движений, законы Силы и Материи» [1, с. 463]. Поиск онтологических оснований познания — специфическая черта исследований В. Уэвелла: «Идеи Сходства и Различия, на которых основывается познание растений, подобно идеям Пространства и Времени, составляющим основания Астрономии» [2, с. 343].

Онтологическое обоснование фундаментальности предстало в новой форме в философских исследованиях второй половины ХХ века. Л. Б. Баженов,

А. Я. Ильин, Р. С. Карпинская решают проблему общей структуры естественно-научного знания во взаимосвязи с поиском ее решения в частной естественной

науке, выполняющей функцию лидера познания природы [3]. Для его обоснования ими выделен лингвистический подход истолкования эмпирических данных через использование языка физики в качестве неотъемлемого элемента изложения текста любой естественно-научной дисциплины. Второй характеристикой фундаментальности эти авторы рассматривают онтологическую фундаментальность, сущность которой они сводят к доктрине редукционизма — к использованию фундаментальных законов более простых уровней в теоретическом обосновании качественной специфики сложных природных образований. И, наконец, третий исходный пункт онтологического обоснования фундаментальности знания, названной их авторами методологической фундаментальностью, состоит в использовании принципов сохранения для широких обобщений при рассмотрении структуры современного научного знания.

В исследованиях фундаментальности научного знания заметна модификация методологической фундаментальности путем истолкования принципов познавательной деятельности в естественных науках [4]. П. С. Дышлевый подразделил основные принципы физической науки, рассматривая их в контексте познавательной деятельности, на: 1) принципы структурирования физического мира; 2) принципы специфики познания; 3) принципы процесса познания. По его мнению, этими принципами обусловливается единый фундамент теоретической физики [5, с. 256-257]. Существенна характеристика фундаментальности научного знания, выделенная Н. Ф. Овчинниковым утверждением, что в фундаментальном представлены принципы построения теории, а поэтому оно включает в себя нечто выходящее за рамки этой системы: «Через фундаментальные понятия специальная

научная теория соприкасается со всей сферой человеческого знания и, в частности, выявляет свою связь с философией» [6, с. 35].

В приведенных признаках фундаментальности научного знания преодолено одностороннее онтологическое обоснование ее природы путем вывода свойства фундаментальности из самой естественной природы. Ценность представленных подходов к выявлению фундаментальности научного знания — в обращении внимания на специфику исследовательской деятельности.

Отметим, что подобная идея в неявной форме была впервые представлена в исследованиях выдающегося британского историка и философа науки В. Уэвелла. Им подчеркнута особая функция так называемых объемлюще-исчерпывающих форм мысли для истолкования произведенных опытных данных в качестве оснований научного анализа знаний [7]. Идеи им признаны в качестве форм мысли с их конструирующей и систематизирующей функцией при производстве научных знаний. Представленные В. Уэвеллом с философской позиции позитивизма, эти мысли характеризуются произвольностью, абстрактностью, отсутствием внимания к методологии их обоснования. Эти слабости вынужден признать и сам В. Уэвелл утверждением о неизбежности спорности, различия мнений в истолковании его мысли [8, р. 5-7].

В нашем понимании, представленные недостатки в подходах к решению проблемы фундаментальности научного знания проистекают из традиционной классической, внесубъектной методологии исследования процесса познания. В ней естествоиспытатель представлен качеством гносеологического субъекта с чистым сознанием, знание содержания которого не влияет на производство знания. Соответственно естественноисторический процесс исследования природы подменен внеисторическим виртуальным процессом идеального конструирования знания. Познание рассматривается редукцией субъект-объектного отношения к отношению сознания к бытию. Подобная абстрактная теория познания исходит из игнорирования методологического учения К. Маркса, утверждающего формирование естествоиспытателя путем выделения из естественной природы социоприродной реальности.

Методологией научного познания, исходящей из научно ориентированной философии К. Маркса, является замена абстрактной теории познания конкретноисторическим анализом процесса производства знания. В этом процессе естествоиспытатель представлен не абстрактным гносеологическим субъектом, а познающим субъектом. Из учета этого фактора исходит неклассическая методология научного познания.

В неклассической методологии научного познания, существенный вклад в разработку которой внесен Л. А. Микешиной, В. А. Лекторским, В. С. Степиным, И. Т. Касавиным, В. Н. Порусом и др., естествоиспытатель рассматривается не только познающим, но и активно действующим в процессе взаимодействия субъ-

екта и объекта. В результате естествоиспытатель обретает предельно общую (мировоззренческую информацию) об исследуемой сфере — выделенной из естественной природы искусственно сформированной социоприродной реальности. Познание обретает второй источник информации — мыслительную деятельность субъекта. Знание извлекается не только от исследуемого объекта — в результате практического воздействия на природу, но и от мыслительной деятельности естествоиспытателя. Соответственно, в неклассической методологии науки утверждается неправомерность отрыва мышления субъекта от его жизнедеятельности в исследуемой природной сфере.

Сообразно этой методологии, мы намерены обосновать сущность фундаментальных форм познания. Они связаны с историей культуры и цивилизации, характеризуя собой ступени в развитии культуры освоения человечеством естественной природы в качестве образцов ее осмысления. В этом качестве в фундаментальных формах познания представлены исторические ступени организации мыслительного процесса. Соответствуя эволюции освоения естественной природы, они сущностно характеризуют этапы развития теоретического естествознания.

Попытки внеисторического, абстрактного подхода к обоснованию природы фундаментального знания характеризуются ошибочными воззрениями на его природу. На наш взгляд, игнорированием историчности процесса формирования фундаментального знания следует объяснить ошибочный пример В. Уэвелла выдвижения им гипотезы полярности в качестве универсальной идеи со статусом фундаментальности для объяснения генерации электричества, понимания природы магнетизма, истолкования химических и световых явлений [9]. Соответственно им был выдвинут проект классификации наук, исходящий из фундаментальности произведенных знаний. Без определенного философского обоснования позитивистское по своей сути представление классификации наук в версии

В. Уэвелла является лишь гипотезой.

Исторически первичным, а следовательно, и исходным пунктом формирования фундаментального знания становится формирование мыслящего адекватно исследуемой природе естествоиспытателя, обретшего способность теоретического производства достоверного знания. В формировании такого естествоиспытателя следует выделить предпосылочный этап, этап социального оформления природы, детерминированного исторической ступенью развития цивилизации с соответствующей культурой. Этот процесс характеризуется преодолением хаоса неорганической природы.

Исходным условием подобного достижения становится формирование определенности мировоззрения естествоиспытателя, воздействующей на весь процесс теоретического производства знания. Естествоиспытатель формируется как субъект теоретического производства научных знаний.

Естествоиспытатель осуществляет деятельность самого субъекта в выделенной из естественного состояния социально организованной реальности. Процесс этой деятельности сопровождается нейрофизиологической организацией мозга сообразно социально организованной реальности. Проекцией этой материальной (нейрофизиологической) организации мозга и становится духовная по своей сущности мировоз-зренческая информация с семантической (очеловеченной) функцией. Кратко весь этот процесс преобразований означает перенос информации из природного в идеально-мировоззренческую форму ее функционирования.

Мировоззренческая информация, действуя в рамках сформированной самоорганизующейся системы «субъект — социоприродная реальность», выполняет роль организующего параметра для производства знаний в ограниченных пределах этой системы. Этой информацией в качестве концептуально-познавательной составляющей мировоззрения охватывается все сущее в пространстве выделенной системы, что воздействует на процесс производства частной информации — частного знания в пределах выделенного из естественной природы «мира». В истории философской мысли такое воздействие на явления и процессы мира было выдвинуто Николаем Кузанским в пантеистической концепции всеединства Вселенной.

Реализация этого дедуктивного процесса вывода частной информации из общего обеспечивается тем, что, во-первых, мировоззренческая информация, являясь природосообразной и предельно общей по объему, характеризует специфику материально-предметной деятельности естествоиспытателя в выделенной из естественной природы сфере; во-вторых, формирование мировоззренческой информации регулируется мыслительной деятельностью благодаря трансформации информации из культурно-природной формы в человеческую форму функционирования с соответствующими ему смыслами и значениями. Природосообразно источнику нейрофизиологической организации деятельности мозга формируется мыслительный процесс, адекватный исследуемой природе.

Информация о природе, функционирующей в форме «мысли в мире», реализует самоопределение естествоиспытателя для исследования естественной природы, предваряемой выделением из нее самоорганизующейся системы: «субъект — социоприродная реальность». В способностях естествоиспытателя, исходящих из его самоопределения как субъекта, воплощена «мощь» всего человечества как достижение ступени в развитии общечеловеческой культуры, обусловливающей производство знаний.

Духовная объективация «мира» субъекта в мир теоретического видения природы реализуется, прежде всего, в фундаментальном знании природы и ее освоении. Фундаментальное научное знание функционирует в познавательном процессе как носитель и репрезентант мировоззренческой информации. Являясь

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

предпосылочной для конструирования частных знаний предельно общей информацией — прединформа-ции о предельно общих свойствах выделенной части природы, она способствует теоретическому производству частной информации в качестве начального звена дедуктивного процесса.

В самом процессе теоретического производства знаний фундаментальное знание выступает связующим звеном мировоззренческого знания с теоретическим. С одной стороны, фундаментальное — репрезентант информации о предельно общих свойствах выделенной ступени освоения природы, репрезентант субъективного мира естествоиспытателя с его теоретической сеткой видения природы. Представлением в теоретической сетке общей информации о природе дана исходная позиция для осмысления эмпирических данных.

С другой стороны, фундаментальное знание является узловым пунктом эволюции культурно-познава -тельной самоорганизующейся системы. Как показано в исследованиях по синергетике, фундаментальными являются эволюционные процессы не только в рассматриваемом нами процессе познания, но и в природе, и в обществе. Г. Рейхенбах обосновал, что в эволюции природы зарождение упорядоченных изолированных систем исходит из ее фундаментальных свойств. Соответственно, применительно к освоению природы, он приходит к выводу, что «объяснить — это значит логически вывести из фундаментальных свойств физического мира» [10, с. 197]. Фундаментальное в эволюции предстает как результат выбора, селекции из множества возможных в бифуркационном состоянии некоторого образца, как «точки роста», определяющей последующее развитие самоорганизующейся системы. Фундаментальным представлен базисный образец для последующих модификаций.

В нашем человекомерном исследовании процесса познания природы фундаментальным представлено звено, соединяющее культуру и познание. Базисные образцы — это те узловые пункты, которыми характеризуется развитие не столько самого процесса освоения природы, сколько общечеловеческой культуры, определяющей освоение природы: «Существенное различие между историей и антропологией находится не в датах, а в том, что антропологи имеют не столько события, а образцы, данные в событиях, в то время как события являются материалом истории» [11, р. 75].

В характеристике фундаментальности знания значим подход, данный в историческом направлении логико-методологических изысканий проблем научного познания «Бостонских исследований по философии науки». Выделенные в нем такие принципы историкометодологической модели научного познания, как динамичность структуры науки, системность и целостность познавательного процесса, единство эмпирического и теоретического уровней, признание качественных изменений в динамике научного поиска, создали основу понимания структуры развития науки, места в ней фундаментального знания.

Предпосылочная информация, воплощенная в фундаментальном знании конструирует архитектонику для исследования частной группы явлений. Ее репрезентацией становится научная теория в виде расчлененной на составные части целостности: «научное понятие разума содержит в себе цель и форму целого, соответствующую цели» [12, с. 462].

Содержание предпосылочной мировоззренческой установки неявно входит в любой элемент научной теории, хотя представлено и функционирует в них неравнозначно. Научные понятия по своей роли и логике значимости в научной теории можно подразделить на основные и производные. Но и сама научная теория с ее основным понятием входит в систему общечеловеческого знания, а значит, производна от этой системы, функционирование которой исходит из фундаментальных понятий науки. Исследуя специфику таких понятий и их роль в научном познании, Н. Ф. Овчинников отметил, что «через фундаментальные понятия специальная научная теория соприкасается со всей сферой человеческого знания и, в частности, выявляет свою связь с философией» [13, с. 35].

В фундаментальном знании реализована предельно общая идеализация (ее тип) выделенной части природы, в конкретизации которой и выражается последующее развитие познания этой природной сферы. В функции производительно-прагматической интенции нового знания реализуется суть фундаментального. Из структуры фундаментального знания, определяемой структурой мыслительной деятельности естествоиспытателя исходит последующее развитие познания этой сферы (закрытой рациональности, по В. С. Швы-реву) как целостности, как некоторого социокультурного организма. Внутренние закономерности его структурирования исходят из фундаментального как основания последующего структурирования, развертывания его содержания в иных формах познания самого фундаментального. Как отмечено С. Тулминым, «любой шаг процедуры — от первичной идентификации явления, требующего объяснения до конечного решения — что наше решение удовлетворительно — направляется и руководится фундаментальной концепцией теории» [14, р. 57].

В фундаментальном заключен потенциал репре-зентационного конструирования самой архитектоники познания. Поэтому фундаментальное знание выделяется среди других не только эпистемологической, но и ценностной функцией. Эту специфику

фундаментального знания Б. Эллис усматривает в таких базисных эпистемических ценностях, как регулируемость, эпистемический консерватизм, подтверждае-мость, соотносимость первых мотиваций для стратегии индуктивной генерализации [15].

Из нелинейности и необратимости функционирования культурно-познавательной системы исходит само существование фундаментальных форм научного познания (идей, понятий и теоретических конструкций) как узловых пунктов производства знаний. В создании фундаментальности знания, в придании ему этого статуса видится предпосылка вторжения исследователя природы в освоение новой ступени природных процессов путем самоорганизации познавательного процесса. Таким образом, формирование фундаментального знания связано с преодолением бифуркаций в процессе научного познания, способствует выбору креативного пути развития познания природы.

1. Уэвелл В. История индуктивных наук. — СПб.: Изд. Рус. кн. торг., 1867. — Т. 1.

2. Уэвелл В. История индуктивных наук. — СПб.: Изд. Рус. кн. торг., 1867. — Т. 1.

3. Баженов Л. Б., Ильин А. Я., Карпинская Р. С. О лидере современного естествознания // Синтез современного научного знания. — М.: Наука, 1973. — С. 121-142.

4. Проблемы истории и методологии научного познания. — М.: Наука, 1974.

5. Дышлевый П. С. О фундаментальных понятиях и принципах современной физики // Проблемы истории и методологии научного познания. — М.: Наука, 1974.

6. Овчинников Н. Ф. Методологическая функция философии в естествознании // Материалистическая диалектика и методы естественных наук. — М.: Наука, 1968.

7. Whewell W. The Philosophy of Inductive Sciences. — New York; London, 1967. — Vol. 1, 2.

8. Whewell W. The Philosophy of Inductive Sciences. — New York; London, 1967. — Vol. 2.

9. Whewell W. The Philosophy of Inductive Sciences. — New York; London, 1967. — Vol. 1, 2.

10. Рейхенбах Г. Направление мира. — М., 1962.

11. Kroeber A. L. The nature of Culture. — Chicago: Chicago Univ. Press.

12. Кант И. Критика чистого разума. — СПб.: Тайм-аут, 1993.

13. Овчинников О. Ф. Методологическая функция философии в естествознании // Материалистическая диалектика и методы естественных наук. — М.: Наука, 1968.

14. Toulmin S. Foresight and understanding. — Indiana Univ. Press, 1962.

15. Ellis B. Solving the Problem of Induction Using a Value — Based Epistemology // The British Journal for the Philosophy of Science. — 1983. — Vol. 39. — № 2.

Что является фундаментом научного знания?

Цифра 7 в дате рождения! Это талант, одаренность данные Богом при появлении человека на свет.
В сочетании с другими цифрами это формируется в сущность человека, которой глубоко наплевать на его физическое тело.

Повторяемость опыта.

Эксперимент.
Современная наука как метод познания мира идёт от Галилея. Именно он ввёл в научный обиход эксперимент - и как проверку теоретических предпосылок, и как исходную точку для получения нового знания.
До Галилея наука сводилась лишь к словесным диспутам и штудированию сочинений "авторитетов" - Аристотеля в первую очередь. Попытка экспериментальной проверки изложенных там "истин" воспринималась как ересь - как же, сам Аристотель писал, что . (далее могла следовать любая чушь)! А вы тут что?!"

Фундамент научного знания это мощная базовая теория

Структура научного знания…

  • не имеет конкретной структуры;
  • может иметь различную конфигурацию;
  • представляет сложную многоуровневую систему;
  • включает теоретический и эмпирический уровни.

Реакции, протекающие с поглощением тепла, называются…

  • экзотермическими реакциями;
  • реакциями нейтрализации;
  • эндотермическими реакциями;
  • реакциями соединения;
  • реакциями комплексообразования.

Наука, изучающая сложные системы с самоорганизующимися процессами, это…

  • общая экология;
  • кибернетика;
  • синергетика;
  • детерминизм.

Литосфера – это … Земли

  • растительный и животный мир;
  • внутренняя газовая оболочка;
  • внешняя газовая оболочка;
  • водная оболочка;
  • верхняя твердая оболочка.

Скорость звука в воздухе равна…

  • 300000 км/с;
  • 300000 м/с;
  • 340 км/с;
  • 300000 км/ч;
  • 340 м/с.

Антропогенный фактор – это…

  • высокая производительность труда;
  • наличие у человека высокоразвитого мозга;
  • влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
  • способность человека к преодолению экологического кризиса.

Согласно закону сохранения массы вещества, в химических процессах…

  • свойства элементов находятся в периодической зависимости от масс протонов в ядре;
  • общая масса нуклонов в ядре больше суммы масс отдельно взятых частиц;
  • сумма масс исходных веществ равна сумме масс продуктов химической реакции;
  • общая масса нуклонов в ядре меньше суммы масс отдельно взятых частиц.

Неверно, что … следует отнести к особенностям научных знаний

  • системность и логическую выводимость одних знаний из других;
  • признание большинством общества;
  • использование строгого языка с фиксацией понятий;
  • изучение только повторяющихся явлений;
  • объективность и изучение повторяющихся явлений.

Нефтяное пятно на поверхности водоема относится к … типу загрязнения

  • биологическому;
  • деструктивному;
  • ингридиентному;
  • физическому.

Атмосфера – это … Земли

  • внешняя газовая оболочка;
  • водная оболочка;
  • внутренняя газовая оболочка;
  • верхняя твердая оболочка.

Катализатор – это вещество, …

  • увеличивающее скорость реакции;
  • уменьшающее температуру реакции;
  • увеличивающее температуру реакции;
  • уменьшающее скорость реакции.
  • будущее эволюционное состояние биосферы, связанное с преодолением воздействия человека на природу;
  • совокупность социальных факторов, характерных для данного состояния общества;
  • часть геологических оболочек Земли, структура и энергетика которых определяются совокупной деятельностью живых организмов;
  • совокупность техногенных изменений на планете.

… это наука, изучающая строение, состав, происхождение и развитие Земли

  • космология;
  • экология;
  • геология;
  • теология.

Структурный элемент клетки, являющийся переносчиком одного наследственного признака, …

Неверно, что … можно отнести к методологическим критериям научного знания

  • объяснительный потенциал;
  • согласованность и простоту;
  • математическое изложение и сложность;
  • универсальность.

Общая теория относительности исследует…

  • свойства пространства-времени при наличии полей тяготения;
  • гипотезу о существовании волновых свойств у корпускулярной материи;
  • свойства пространства-времени, когда полями тяготения можно пренебречь;
  • физическое учение о поле как особой форме материи.

Обезьяноподобные предки человека имели ряд особенностей, которые послужили предпосылками для эволюции человека, одна из которых …

  • вскармливание детенышей молоком;
  • хищничество;
  • стадный образ жизни;
  • хвост;
  • густой волосяной покров.

К методам научного познания теоретического уровня относится…

  • синтез;
  • дедукция;
  • формализация;
  • анализ;
  • наблюдение.

Заключительный этап эволюции массивных звезд (с массой свыше двух солнечных масс), если сжатие ядра неостановимо, …

  • черная дыра;
  • белый карлик;
  • черный карлик;
  • нейтронная звезда.

Согласно закону всемирного тяготения…

  • для поддержания равномерного движения необходима постоянная сила;
  • равномерное прямолинейное движение, так же как и покой, реализуется при отсутствии всяких сил;
  • две материальные частицы притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними;
  • сила действия и сила противодействия равны по величине.

Фундамент научного знания – это…

  • установленные факты;
  • математика;
  • мощная базовая теория;
  • совокупность теории и факторов.

Слабые взаимодействия передаются…

  • w-бозонами;
  • адронами;
  • глюонами;
  • гравитонами;
  • фотонами.

Связь естественных и гуманитарных наук – в том, что…

  • они едины по своей сути и природе;
  • гуманитарные науки входят в состав естественных;
  • они не связаны друг с другом;
  • они не зависят друг от друга, но имеют единую природу;
  • они имеют единую цель и взаимно координируют друг друга.

Заключительный этап эволюции массивных звезд (с массой менее двух солнечных масс) …

концепция. Концепции современного естествознания (ответы). 1. Принципы научности предназначены для отделения научных знаний от ненаучных Структура научного знания


1. Принципы научности предназначены для …
отделения научных знаний от ненаучных
2.Структура научного знания…
Представляет сложную многоуровневую систему
3. Антропогенный фактор это – …
влияние человеческой деятельности на окружающую среду
4. Принцип верификации предполагает…
что научная теория должна быть эмпирически проверяема
5. Основой для появления гипотезы о «тепловой смерти» Вселенной:
Послужило второе начало (закон) термодинамики
6. Область распространения жизни на Земле – это …
Биосфера
7. Неверно, что к фундаментальным типам взаимодействий относят …
Механические
8. Эмпиризм как научная школа – это …
Движение в познании от фактов к теории
9.Целью науки является …
получение знаний и их систематизация
10. Принцип фальсификации предполагает .
*что теория должна иметь возможность для опровержения
11. Наука, изучающая сложные системы с самоорганизующимися процессами, – это …
синергетика
12. Пространственно-временные представления применительно к микромиру изучает…
квантовая механика
13. Неверно, что к общенаучным методам научного познания относится
Наблюдение
14. Скорость звука в воздухе равна…
331 м/с
15. Суть креационизма как теории возникновения жизни в том что…
жизнь была создана сверхъестественным существом в определенное время
16. К элементам научной деятельности следует отнести …
Эмпирические и теоретические положения
17. К методам научного познания эмпирического уровня относится
Эксперимент
18. В основе теории Дарвина лежит …
Лежит в положении о том что способность организмов передавать свои свойства и признаки последующему поколению
19. Согласно современной формулировке периодического закона химических элементов
свойства элементов…

находятся в периодической зависимости от числа протонов в ядре(то есть от заряда ядра)
20. К методам научного познания теоретического уровня относится …
формализация
21. К методологическим критериям научного знания следует отнести …
Согласованность, объяснительный потенциал
22. Неверно, что … можно отнести к методологическим критериям научного знания математическое изложение и сложность
23. Гипотеза о расширяющейся Вселенной была подтверждена …
красным смещением линий спектра излучения
24. Обезьяноподобные предки человека имели ряд особенностей, которые послужили
предпосылками для эволюции чел. Одна из них:
Стадный образ жизни
25. Ноосфера это …
будущее эволюционное состояние биосферы, связанное с преодолением воздействия человека на природу
26. Основной аргумент в пользу того что для ископаемых предков человека была
характерна сложная трудовая деятельность – это
разнообразие найденных орудий
27. Принцип относительности означает что …
все инерциальные системы отсчета равноправны между собой
28. Суть идеи синергетики….
«открытие механизма осуществления перехода системы от менее сложных к более сложным и упорядоченным формам организации»
29. Атмосфера это. земли
внешняя газовая оболочка
30. Заключительный этап эволюции массивных звезд (с массой свыше двух солнечных масс),
если сжатие ядра неостановимо, – …
черная дыра
31. Заключительный этап эволюции массивных звезд (с массой менее двух солнечных масс)
– …
нейтронная звезда
32. По Ньютону, исходные понятия – это …
масса плотность импульс сила
33.Реакции, протекающие с поглощением тепла, называются …
Эндотермическими
34.К естественным наукам относятся такие дисциплины, как…
Физика и химия
35. К естественным наукам относятся такие дисциплины, как…
Экология и астрономия
36.Основными единицами жизни являются …


Клетки
37.Сильные взаимодействия передаются …
глюонов
38. Реакции, протекающие с выделением тепла, называются …
Экзотермическими
39.Архантроп – это …
человек прямоходящий
40. … – это наука, изучающая строение, состав, происхождение и развитие Земли
Геология
41. … химическая связь возникает, если два электрона находятся в общем владении двух
атомов
Ковалентная
42.Характерной чертой человека, отличающей его от животных, является …
Речь
43.По положению в трофической цепи современный человек является …
Консументом
44.Под субъектом науки понимают
учёных и специалистов
45.Организмы, потребляющие органические вещества, – это…
Консументы
46.Одним из способов сохранения видового разнообразия является …
Создание заповедников
47.Источник энергии звезд – это…
термоядерные реакции синтеза
48. Организмы, производящие первичные органические вещества из неорганических, – это

Продуценты
49.Ученый который при создании модели атома учел квантовый характер получения и
поглощения энергии …
Бор
50. Основоположником генетики считается …
Мендель
51. Неоантроп – это …
Человек-разумный
52. Литосфера это – …
Верхняя твердая оболочка Земли
53. Структурный элемент клетки, являющийся переносчиком одного наследственного
признака, – …
Гены


54. Организмы, разлагающие органические вещества и превращающие их в неорганические,
– это …
Редуценты
55. По современным оценкам возраст Земли составляет приблизительно …
4,6 млрд лет
56. К гуманитарным относятся науки, изучающие …
Общество
57. Связь различных форм материи – вещества и поля – впервые была показана
Максвеллом, заложившим основы физического учения о поле как особой форме материи;
58. Гидросфера – это … Земли водная оболочка
59. Закон всемирного тяготения, гласит:
две материальные частицы притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними
60.Скорость света равна …
300 000 км\с
61. Наука является составной частью …
духовной культуры
62. К общенаучным методам научного познания относится …
дедукция
63. Частицы, участвующие в сильных взаимодействиях, – это …
Лептоны
64. Результатом неолитической революции является …
Окультуривания растений
65. В строении Земли нет …
Тектолитового слоя
66.Химическим элементом называют совокупность атомов, .
имеющих одинаковое число протонов в ядрах
67.К основным особенностям естественнонаучных знаний относится то, что они . объективны и общеобязательны
68.Основой для появления гипотезы о «тепловой смерти» Вселенной:
послужило второе начало (закон) термодинамики
69.Антропогенными источниками электромагнитного излучения являются .
Радары
70. Катализатор это вещество…
Увеличивающее скорость реакции
71. Согласно закону сохранения массы вещества, в химических процессах .
свойства элементов находятся в периодической зависимости от масс протонов в ядре
72.Специальная теория относительности основана .

на том, что все виды равномерного движения относительны
73. Неверно, что к методам научного познания эмпирического уровня относится .
идеализация
74. Понятие абсолютного пространства в механистической картине мира сводится к тому,
что .
абсолютное пространство связано с движущимися в нем материальными объектами движение является сущностью абсолютного пространства
75.Слабые взаимодействия передаются …
w-бозонами
76. Деградация земельных ресурсов происходит в результате .
разрушения и засоления почв водами водохранилищ
77. Фундамент научного знания - это.
Установленные факты
78. Суть панспермии как теории возникновения жизни - в том, что .
жизнь занесена на нашу планету извне
79. Ученые, первыми сформулировавшие закон сохранения массы применительно для
химических реакций:
Ломоносов и Лавуазье
80. Общая теория относительности исследует …
Свойства пространства-времени при наличии полей тяготения
81. Глобальный эволюционизм - это .
невозможность существования Вселенной вне развития
82. Под предметом науки понимается …
конкретная часть объекта науки
83. Неверно, что … относятся к естественным наукам
история и обществознание
84. Неверно, что … относятся к естественным наукам этика и педагогика
85. Принцип суперпозиции означает, что … результирующий эффект представляет собой сумму эффектов, вызываемых каждым эффектом в отдельности
86. Суть соотношения неопределенностей Гейзенберга – в том, что …
если известно место положения частицы, то остается неизвестным импульс, и наоборот
87. Суть теории стационарного состояния как теории возникновения жизни – в том, что … жизнь существовала всегда
88. Нефтяное пятно на поверхности водоема относится к … типу загрязнения
биологическому
89. Научная школа «Рационализм» - это . движение в познании с быстрейшим получением знаний


90. … химическая связь образована за счет полного перехода электронов одного атома на
орбитали других атомов ионная
91. Неверно, что … относится к объектам исследования биологии
Теология
92. Теория происхождения жизни, считающаяся сегодня наиболее достоверной, – это …
Креационизм
93. К естественным относятся науки изучающие . природу
94. Связь естественных и гуманитарных наук – в том, что …
они не зависят друг от друга, но имеют единую природу
95. Электромагнитные взаимодействия передаются …
фотонами
96. Дисциплина «Этика науки» изучает …
нравственные основы научной деятельности
97. Учение о биосфере создал …
В.Вернадский
98. Неверно, что к принципам построения и организации современного научного знания
относится …
радикальность
99. Сущность второго начала термодинамики – в том, что …
энтропия изолированной системы не может убывать
100. Согласно закону инерции Галилея, …
равномерное прямолинейное движение и покой реализуются при отсутствии всяких сил
101. Время в понимании теории относительности – это …
четвертая координата пространственно-временного континуума
102. Принципиальная невозможность точных измерений в квантовой механике обусловлена
тем, что…
измерительный прибор вступает во взаимодействие с исследуемой системой и меняет ее свойства
103. Масса атома …
сосредоточена, в основном, в атомном ядре
104. Верная характеристика нашей Галактики «Млечный путь» - …
гигантская, спиральная, состоящая из старого и нового населения звезд и межзвездного газа
105. Высокая теплоемкость воды играет важную роль для живой природы, обусловливая …
относительное постоянство температурного режима клетки при колебаниях температуры в окружающей среде
106. Вирус герпеса, живущий в клетках человека, вступает во взаимоотношения … паразитизма
107. Примером электромагнитного взаимодействия может (могут) служить…
сила трения


108. К научным предпосылкам возникновения специальной теории относительности
относят…
преобразования Галилея
109. Сущность утверждений Фридмана о свойствах Вселенной состоит в том, что Вселенная

нестационарна, она либо расширяется, либо сжимается
110. В гуманитарных науках, в отличие от естественных.
*предмет изучения всегда историчен
111. Основными движущими силами, которые вызывают горизонтальные перемещения
материков, являются (-ется).
*тепловая конвекция в верхней мантии
112. В процессе плавления вещества его энтропия… возрастает
113. Возможность выхода жизни на сушу связана с таким важнейшим ароморфозом в
истории жизни как появление .
фотосинтетической деятельности
114. Колебательная реакция Белоусова-Жаботинского называется .
«химическими часами»
115. Установите соответствие между содержанием понятия и термином:
А. белковый комплекс, отделённый от воды липидной оболочкой
В. организм, способный синтезировать органические вещества из неорганических
С. одноклеточный организм, не имеющий оформленного ядра
D. прокариот
Е. эукариот
F. коацерват
G. автотроф
A-F, B-G, C-D
116. Закон всемирного тяготения Ньютона и общей теории относительности совпадают в
случае …
*слабых гравитационных полей
117. Расположите представления о причинности и закономерности в порядке их
возникновения:
1 лапласовский детерминизм (однозначная предопределенность, нет места случайности)
2 универсальный эволюционизм, наличие обратных связей, нелинейный характер процессов в открытых системах
3 вероятностный характер процессов, статистические закономерности
3, 2, 1
118. Тип ответа: Сопоставление
А. современная картина мира
В. электромагнитная картина мира
С. материя существует в форме вещества и поля; главным является поле, поэтому основным свойством материи является непрерывность
D. материя существует только в виде частиц, характеризующихся массой
Е. материя существует в разных формах, которые неразрывно связаны друг с другом


A-E, B-C
119. Мантия Земли состоит преимущественно из .
*кремния и его соединений
120. Все изотопы химического элемента имеют .
*одинаковый заряд ядра атома
121. В открытых неравновесных системах . с окружающей средой
*происходит обмен энергией, информацией и веществом
122. Для дополнительных физических величин всегда выполняется . .
*соотношение неопределенностей
123. Расположите в хронологическом порядке физические теории, которые лежат в основе
сменяющих друг друга картин мира:
1теория электромагнитного поля
2квантовая механика
3классическая механика
3,1,2
124. Установите соответствие между теориями эволюции и их содержанием:
A. теория микроэволюции
B. теория макроэволюции
C. исследует начальный этап эволюционных преобразований популяции
D. исследует процессы, ведущие к формированию новых отрядов, классов
E. утверждает, что эволюция происходит в результате внезапных скачкообразных изменений
A-C, B-D
125. В процессе наблюдения происходит…
фиксация фактов, их предварительная классификация и сравнение+
126. Определенный химический элемент – это …
совокупность атомов, связанных ковалентной связью
127. Научная школа «Эмпиризм» - это … движение в познании от фактов к теории
128. Возраст Земли в настоящее время оценивается около …
4,6 миллиардов лет
129. Установите соответствие между элементарным эволюционным фактором и его
функцией в процессе эволюции:
A. мутационный процесс
B. естественный отбор
C. поставщик элементарного эволюционного материала
D. движущий фактор эволюции
E. возникновение независимых генофондов популяции
A-E, B-D
130. Элементы научной деятельности это:
эмпирические и теоретические положения
131. Теория или закон, послужившие основой для появления гипотезы о «тепловой смерти»
Вселенной – это …

второе начало (закон) термодинамики
132.Точкой бифуркации называют …
крайне неравновесное состояние системы
133. Процессы качественного превращения молекул относятся к … формам движения
материи.
химическим
134. Количество аллелей одного гена в норме, содержащееся в соматических (неполовых)
клетках равно …
Двум
135. Согласно концепции механического детерминизма, …
будущее полностью предопределено современным состоянием Вселенной и законами механики
136. Исходные понятия по Ньютону:
масса плотность импульс сила

Читайте также: