Светильник для фотосъемки своими руками

Обновлено: 29.04.2024

Свет для фотосъемки

Рисование светом - исконное значение слова "фотография". Свет играет решающую роль в качестве снимка. Цвет, резкость, тени, объем, композиция - каждый из аспектов зависит от света. Каким будет освещение для фотосъемки, таков и результат. Профессионалы советуют: хочешь стать фотографом, научись управлять светом для фотостудии своими руками, изучи световые схемы и приемы. Это мощные инструменты, с помощью которых можно создавать высокохудожественные снимки.

Содержание статьи:

Фотограф должен понимать, что картинка, которую мы видим, может быть иначе отражена на снимке. Давайте разберемся, чем глаз отличается от объектива.

Зрение и фотография. Отличия

Выделим 3 ключевые особенности.

  1. Картинка, которую мы видим - результат психофизиологического процесса. Зрение работает не только визуально, но и интеллектуально. Зачастую картинка достраивается сознанием по психологическому принципу "мы видим так, как нам комфортно".
    Камера передает строго то, что видит объектив. Коррективы зависят от внешних обстоятельств - в первую очередь, от света. Приведем пример. Лист бумаги в помещении с плохим освещением нам все равно покажется белым, а на снимке - серым. При контрастном освещении человеческий глаз воспринимает картинку не так остро выражено, как камера. При контрастном свете предметы на снимке будут суперконтрастными.
  2. Глаз четко видит быстро движущиеся предметы, без смазывания. На что способны только самые прогрессивные интеллектуальные камеры.Как работает обычный фотоаппарат: картинка складывается путем накопления светового потока. Настраивая камеру на большую выдержку, снимок получится смазанным.
    Важное замечание: смазанность появляется не только при движении объекта, но и во время вибрации камеры. Поэтому одним из ключевых навыков для фотографа является умение надежно зафиксировать аппарат, чтобы при нажатии кнопки спуска не возникало дрожания корпуса и объектива.
  3. У глаза динамический диапазон значительно больше, чем у камеры. Мы способны различать десятки оттенков сразу на одном объекте. Серый, красный, зеленый, коричневый, синий - без разницы, какого цвета объект. Мы видим его в объемы, в полутонах. Камера передает оттенки объекта или в фокусе на теневую часть (передний план тогда будет забелен) или наоборот (Тень становится одним черным пятном). Если акцент на центральной части, тени и световые элементы будут завалены “на плюсах”.


Есть исключения: интеллектуальные цифровые камеры с высокой чувствительностью, которые работают в широком светодинамическом диапазоне, изменяют баланс белого, подстраиваются под условия освещения для фотосъемки.

Чтобы вникнуть в особенности работы с освещением и научиться решать задачи различной сложности, следует подробно ознакомиться с характеристиками света. Фотограф должен понимать, что такое интенсивность, спектральный состав, рассеянность и направленность.

Цветовая температура, световой поток и длина волны

Перейдем к цифрам, которые помогут вам настроить объектив под условия студийного освещения или съемки под открытым небом.

  • При температурных показателях 10000-6000 К длины волн должны быть в пределах 380-470 нм (в синей и фиолетовой гамме).
  • Если вы работаете с температурой 4 000 - 6000 К, для длины волн ориентируетесь на параметры от 480 до 500 нм (в сине-зеленой гамме).
  • Показателям 3000 - 4000 К соответствует норма 510-560 нм (зеленый цвет).
  • Опускаясь до 2000-3000 К, показатель длины волн должен стать от 570 до 590 нм (в желто-оранжевой гамме).
  • Работая с параметрами температуры 1200-2000 К, выстраивайте волны от 600 до 760 нм (широкая палитра оттенков).


Что нужно знать на практике: при съемке под открытым небом при естественном освещении температура света может быть от 4500 до 18000 К. Применяя искусственные источники света, их температура, как правило, колеблется от 1200 до 3500 К.

Характеристики света

Рассмотрим три ключевые характеристики света, которые напрямую влияют на качество снимков. Настраивая параметры камеры, фотограф должен учитывать направление, интенсивность и мягкость/жесткость.

Направление света

Этот параметр зависит от близости и особенностей расположения предмета к источникам света. Какие направления могут быть: снизу, сверху, горизонтально, в разных позициях по высоте. Свет может быть боковым (освещать объект по диагонали), передним (фронтальным) и на горизонтальную плоскость (задним).

С большой осторожностью следует применять фронтальное освещение. Особенность в том, что этот свет заполняет объект равномерно, без выделения тонов и полутонов, “убивает” объем. Результат: картинка кажется плоской. При съемке на улице такой эффект возникает редко, в студии - одна из распространенных ошибок, особенно если вы используете встроенную вспышку.

Обратить внимание следует и на условия съемки при контровом свете (когда источник света находится за объектом). Так вы подсветите лишь контур, центр композиции будет затемнен. Если же контровый свет используется для решения художественной задачи, вы хотите намеренно затемнить объект, поймайте угол падения света - это поможет грамотно выстроить композиции, убрать лишние тени и четко прорисовать рельефы предмета.


Интенсивность

Насыщенность светового потока на камеру сильно отличается от восприятия интенсивности освещения глазом. Приведем пример. Фотозона, освещенная лампой на расстоянии 2 метров, воспринимается на снимке иначе, чем при переносе лампы на 6 метров (картинка будет смотреться менее сочно). Визуально перемещение источника света не настолько значимо, воспринимаем картинку примерно такой же и по цветовой насыщенности и по степени освещенности.

Как работает камера: задействуется правило квадратов. Степень освещенности уменьшается в 4 раза при увеличении расстояния между объектом и источником света. Чем дальше лампа, тем темнее будет кадр. Исключение: световой поток направленного типа (софит с отражателем).


Мягкость и жесткость

Эта характеристика напрямую связана с направлением света - они могут изменяться в широком диапазоне. Приведем примеры.

  • В ясную погоду в полдень свет будет жестким, “бить” по объекту. Кадр получается засвеченным, с резкими контрастными тенями.
  • Когда на улице облачно, свет падает мягко и равномерно.
  • Если свет в студии направленный, композиция будет с жестким рисунком света и тени.
  • При съемке в темном помещении частичное отражение света не сыграет большой роли, картинка получится затемненной.
  • В помещении с хорошим освещением отражатели создадут мягкий свет рассеянного типа - оптимальные условия для съемки.

Теперь посмотрим, как это работает на практике.


Работа со светом в студии

Навык, без которого не обойтись в “общении” с фотокамерой, - работа со светом, которая позволяет подкорректировать форму объекта, сделать кадр выразительнее, композиционно глубже. Рассмотрим 3 сценария, которые применяют профессионалы.

Жесткий верхний свет

Как разместить источник света: рекомендуемый угол - 45 градусов относительно горизонта, над фотографом, напротив объекта съемки.

Снимая портрет при фронтальном освещении, лицо будет смотреться плоско, без теней. Усилит эффект понижение уровня света в параллели по оси.

Смещая источник света левее, к вас получится фронтальный безымянный свет с рисунком, начнут образовываться тени, общий рельеф. Но при этом левая область останется плоской, визуально трансформируются черты лица.

Перемещая свет в диагональную позицию (до образования угла в 45 градусов, двигаясь по часовой стрелке), тени станут более выраженными, в правой части появится рельефность, лицо будет объемным и симметричным.

Применяя передний скользящий свет, вы объемно прорисуете левую часть лица (подбородок, надбровная дуга, нос и губы). При этом правая область будет затемнена.

Боковой свет "убивает" вторую часть лица, которая остается в тени. Визуально пропадает линия подбородка.

Задний скользящий свет затемняет глаза - становятся пятнами, световой акцент ставится на боковой области щеки и части носа. Задний диагональный почти не освещает лицо, слегка боковые части лица и немного лоб, но тут есть особенность: этот световой прием создает красивый эффект волосам и фигуре - легкое свечение.

Позиция контрового света - четко сзади и немного сверху объекта съемки. Фотографы используют этот прием для разграничение фона и модели.


Жесткий горизонтальный свет

Как разместить источник света: до уровня головы модели или в верхней части объекта/оси композиции. Теперь рассмотрим приемы работы с жестким горизонтальным светом.

При фронтальном освещении лицо теряет объем, рельефность, выразительность, смазываются цвета, черты лица не прорисованы.

Настроив передний безымянный свет, вы получите рельеф в правой нижней части губ и носа, тень в области щеки.

Используя диагональный свет, будьте готовы к тому, что световой акцент ляжет на левую половину, с верхней точки лба до низа подбородка. Правая окажется в тени. Смягчая свет, можно получить интересный художественный прием.

При боковом свете образуется рельефность, выразительнее становятся черты лица, силуэт.

Задний скользящий и диагональный - работает практически также, как при жестком верхнем свете. Используя заднее безымянное освещение, можно столкнуться с асимметрией лица, но прием позволяет добиться таких эффектов, как контражур, подсвеченные волосы, красивую прорисовку контура объекта.


Нижний жесткий фронтальный

Как разместить источник света: в нижней плоскости композиции. Прием нестандартный, в природе такого типа освещения нет, можно создать только искусственным путем. Позволяет создавать высокохудожественные снимки, эффектно акцентироваться на деталях, выделять смысловые зоны. Чаще всего используется для портретов.

Используя фронтальный свет, объект будет равномерно освещен, кроме области подбородка (теряется нижняя линия, определяющая контур). Мы видим тени на верхних веках и неестественные теневые пятна в зоне носа.

Применяя передний безымянный свет, черты лица могут измениться. Тень от носа доходит до глаза, верхняя губа становится намного темнее нижней, под нижним веком образуется теневое пятно.

Диагональный свет сильно затемняет половину лица, тени от носа и губ становятся весьма внушительными.

При переднем скользящем освещении половина лица становится затемненной, определяется линия подбородка, в области брови образуется контрастная тень, лоб получает объем. Задний скользящий освещает лишь детали, без прорисовки контура.


Схемы выставления света

Чтобы создать оптимальные условия по освещенности в студии, профессионалы рекомендуют применять несколько источников света. Рассмотрим самые популярные комбинации:

  • Рисующий свет - акцент на смысловой части, акцентирование на важных композиционных деталях. Изображение обретает рельеф. Этот эффект может создать комбинация верхнего и бокового света.
  • Моделирующий. Применяется фотографами для смягчения контрастности теней, подсветки объекта. Для создания эффекта можно использовать любой отражатель и лампу. При этом отражатель располагается напротив осветительного прибора. Моделирующий свет может выполнять несколько функций: быть направленными и рассеянным.


  • Заполняющий. Общее наполнение картинки светом. Следует следить за интенсивностью - она должна быть слабее, чем при рисующем. Если свет будет ярким, рисунок будет плохо прорисован, изменится цветность, размываются контуры, расплывается объем. Чтобы достичь ожидаемого результата, фотографы располагают сверху у себя за спиной.
  • Контурный. Этот прием четко прорисовывает рельеф объекта, придает красивую объемность. Если требуется выделить рельефность, можно высветлить определенную часть композиции. Расположить источник света следует близко за объектом.
  • Фоновый. Этот прием выполняет две функции: освещает фон и придает ему красивую пространственную глубину. Контролируем интенсивность - она должна быть меньше, чем у базового и рисующего света. В зависимости от фото-задач, может быть как равномерным, так и фрагментарным.


Научившись пользоваться приемами работы со светом, у вас будут получаться интересные художественные снимки, выразительные портреты, детально проработанные композиции. Следуйте советам профессионалов и сможете осуществить любую фото-задачу.

Самодельные решения для освещения в студии


Фотография – дорогое хобби. Если вы похожи на нас, то наверняка постоянно думаете: «ну ладно, куплю еще один объектив» или «возможно, стоит уже подумать о новой тушке». Вы и не заметите как вышли за рамки своего бюджета и до конца месяца питаетесь консервированными бобами. Однако, когда дело доходит до освещения, можно значительно сэкономить. Есть много простых самодельных решений, которые помогут получить впечатляющий профессиональный результат.

В этой статье мы покажем, как своими руками сделать восемь аксессуаров, часто используемых в студийной съемке, чтобы получить возможность создавать лучшие портреты и натюрморты. Мы используем вещи, которые наверняка найдутся дома у каждого – начиная от мобильного телефона и фонарика, заканчивая жиростойкой бумагой, свечами и фольгой. На самом деле возможности безграничны.

Портретная тарелка

Преобразите свои портреты при помощи фольги, зубочисток и внешней вспышки.


Используйте миску из фольги в качестве начальной точки для самодельной портретной тарелки. Снимок: Claire Gillo

Портретная тарелка – это изогнутая мелкая чаша, которая устанавливается на источник света. Посередине на определенном расстоянии закрепляется меньшая тарелка, цель которой – закрыть лампу, заставляя свет распространяться по кругу. В результате получается наполовину жесткое освещение, которое отражается на модель без особого рассеяния. Оно мягче направленного, но резче софтбокса.

Для сборки нашей портретной тарелки понадобится контейнер из алюминиевой фольги, немного самой фольги, зубочистки и источник света, на который мы будем всё это монтировать. Приложите головку вспышки к центру тарелки и обведите её. Вырежьте середину и просуньте через неё вспышку. Если отверстие слишком большое, закрепите края скотчем. Затем сделайте небольшой прямоугольник из фольги немного большего размера, чем головка и используйте зубочистки, чтобы всё закрепить.

Для получения наилучших результатов расположите тарелку немного выше модели и направьте вниз, создав акцент на скулах.

Съемка в низком ключе

Используйте свечи и лампу, чтобы получить атмосферные фотографии, погруженные в тени.


Простая схема освещения, состоящая из лампы и свечей. Снимок: Claire Gillo


Съемка в низком ключе – это техника, при которой субъект освещается слабым светом на темном фоне; объекты/люди погружаются в тени, в результате чего получается крайне атмосферный эффект. Кто-то описал этот метод как "освещение и устранение" и мы думаем, что это достаточно хорошее правило.

Для домашней съемки в низком ключе не нужно большого количества оборудования. Чтобы получить снимок, который вы видели выше, хватило двух свечек и обычной лампы. Последняя была расположена слева от вазы и выступала ключевым источником света. Свечи, установленные с противоположной стороны, добавили цветам детализации. Будьте осторожны при съемке сухих цветов рядом с открытым огнем.

Несмотря на простоту техники съемки в низком ключе получить нужный результат с первого раза получается не всегда, поэтому не нужно опускать руки. Если вам нужно немного вдохновения, посмотрите работы таких художников эпохи Ренессанса, как Леонардо да Винчи (его картина Иоанн Креститель – отличный пример освещения в низком ключе) или любого другого натюрмортного художника той эпохи. Такие объекты, как сушеные цветы, черепа, пыльные книги и фрукты отлично подходят для съемки в низком ключе.

Превратите фонарик и внешнюю вспышку в цветные источники света, используя обычный целлофан.


Сочетание цветных гелей создаст эффект комбинированного оттенка. Снимок: Claire Gillo


Цветной гель, который также называют цветным фильтром или просто гелем – это прозрачный материал, придающий свету определенный оттенок. Гели часто используют для исправления проблем с балансом белого. Однако, в последние годы стало популярным сочетать разные гели с сильными цветами для получения характерного вида. Обратите внимание на работы таких художников, как Nadav Kander, если ищете вдохновение.

При работе с гелем поначалу лучше ограничиться двумя цветами. По мере развития навыков и лучшего понимания цветов, вы сможете добавлять сколько угодно гелей. Для нашей фотографии мы использовали холодный синий и теплый желтый.

Чтобы прикрепить целлофан (гель) к вспышке, мы просто отрезали кусочек синего прозрачного материала и обернули его вокруг передней части головки. Поскольку у нас была всего одна вспышка, вторым источником света выступил фонарик, обернутый желтым целлофаном. Чтобы посторонние источники света не повлияли на результат, мы фотографировали на темном фоне в темной комнате. Значение выдержки равнялось 8 с. Вспышка (синий свет) уловила капли воды в воздухе, а фонарик (желтый) помог создать теплый оттенок у основания бокала.

Дешевый лайтбокс

Закрепите лист жиростойкой бумаги на окне и получите отличный лайтбокс.


Такие прозрачные объекты, как фрукты, цветы и листья отлично подходят для этой техники освещения. Снимок: Claire Gillo


Сам по себе лайтбокс – это постоянный источник света плоской формы, который позволяет осветить субъект сзади и получить весьма характерный эффект. Чтобы сделать лайтбокс в домашних условиях, возьмите лист жиростойкой бумаги и при помощи скотча или изоленты закрепите его на окне. Такой вариант лучше всего работает при съемке прозрачных объектов, например, листьев (как в нашем примере) или тонких долек еды (огурец – отличный кандидат). Несмотря на то, что это отличное и простое решение, силы гравитации серьезно ограничивают возможности его применения. Еще стоит учитывать, что объект съемки также нужно закрепить, поэтому запаситесь хорошей клейкой лентой.

Самодельный софтбокс

Сделайте софтбокс своими руками и получите гораздо лучшие портреты.


В большинстве студий обычно используются продолговатые и квадратные софтбоксы. Снимок: Claire Gillo


Софтбокс – лучший друг студийного фотографа и суть принципа его работы кроется в названии. Он рассеивает свет, смягчает тени и создает эффект равномерного освещения. Вместо того, чтобы отдавать огромную сумму за брендовую модель, вы можете легко собрать аналог у себя дома, используя картон, скотч, фольгу и жиростойкую бумагу. Мы решили сделать софтбокс продолговатой формы. Прежде всего нужно собрать раму из картона, оставив открытой переднюю сторону. После этого уложите внутри фольгу (используйте клей или скотч, чтобы её закрепить). Это позволит свету отразиться прежде, чем он пройдет через бумагу, которая крепится спереди. Убедитесь, что она полностью покрывает переднюю часть. В конце мы сделали вырез под головку вспышки с задней стороны софтбокса (он должен быть в центре) и аккуратно всё закрепили.

При съемке фотографии, приведенной выше, мы разместили софтбокс на уровне глаз и сместили его немного в сторону. Также мы отдельно осветили фон, используя постоянный источник света. Это позволило избавиться от лишних теней.

Галогеновый свет

Поэкспериментируйте с недорогой портативной галогеновой лампой, чтобы получить золотистые оттенки при съемке портретов.


Джессика сделала этот потрясающий снимок, используя дешевую лампу из хозяйственного магазина. Снимок: Jessica Kobeissi


Мы попросили фотографа Джессику Кобейсси поделиться парочкой секретов, и она прислала этот потрясающий снимок, сделанный с обычной галогеновой лампой на 250 ватт, которую она купила в хозяйственном магазине. Как рассказала сама Джессика, ей было очень интересно работать с этой лампой, экспериментировать и пробовать её в качестве фонового, бокового и направленного источника света. Поскольку сам свет достаточно сильный и грубый, хорошей идеей будет поместить какой-либо диффузор между им и моделью (белая простыня также отлично подойдет). Какой бы материал вы ни использовали, не стоит подносить его слишком близко к свету, поскольку он может сильно нагреться. "Мне нравится то, что такой свет придает фотографиям приятный теплый оттенок" – говорит Джессика. "При использовании его в качестве фоновой подсветки снимок приобретает замечательные теплый тон без необходимости вносить много коррекций при обработке. Если вы только начинаете работать со схемами освещения, это – отличная основа для экспериментов. Только будьте осторожны, когда используете такие лампы в доме." Для этой фотографии Джессика использовала Canon EOS 5D Mark III с EF 50mm f/1.2L объективом. Параметры экспозиции: 1/320 с при f/1.6, ISO 250.

Мобильный телефон

Используйте телефон, чтобы создать эффект студийной съемки.


Создайте впечатляющее освещение, используя экран смартфона. Снимок: Claire Gillo


Этот снимок был сделан с освещением исключительно от смартфона, находящегося в темной комнате. Если у вас нет темных штор, можно просто снимать ночью.

Сначала мы поставили духи на лист оргстекла, чтобы создать отражение. Затем мы загрузили на телефон два изображения. Первое – бело-розовые полосы, а второе – просто синий цвет. Мы решили совместить два источника света и создать некое подобие светового рисунка в качестве фона. Выдержка была установлена на 20 секунд – это дало достаточно времени, чтобы провести телефон сзади, а затем посветить на духи спереди. Трюк заключается в том, что телефон нужно вести плавно и не останавливаться. Тогда получится добиться равномерного распределения света.

Трюки с планшетом

Используйте планшет, чтобы создать яркий и цветастый фон в стиле боке.


Эффект боке отлично работает с фотографиями цветов. Снимок: Claire Gillo


При съемке таких маленьких объектов, как цветы, быстрым и простым решением для интересного фона будет картинка на экране планшета. В нашем случае мы нашли изображение с боке. Чтобы планшет не выключался во время съемки, не забудьте активировать режим экрана "всегда включен".

Поскольку свет экрана планшета достаточно яркий, мы направили на цветок фонарик, обернутый жиростойкой бумагой. Съемка велась в темной комнате, а выдержку камеры установили на 1,3 секунды. В качестве финального штриха мы слегка посыпали цветок декоративными блестками.

Студийный свет своими руками

В идеально оснащенной студии можно снимать практически любые жанры фотографии, воплощать сложные художественные задумки, экспериментировать с тенями, контрастами, образами, колористикой композиции. Чтобы погрузиться в процесс и неспешно воплощать свои творческие задумки в жизнь, спешить не стоит. Но как не спешить, если вы пытаетесь уложиться во временные рамки, выделенные вам арендатором?! Продолжительность пребывания в студии напрямую зависит от ваших финансовых возможностей. Удовольствие не из дешевых. Планируете заняться фотографией профессионально - есть смысл оборудовать свою студию, сделать освещение самостоятельно, под индивидуальные проекты и технические потребности. Да, "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается", но значительно сэкономит ваши средства и откроет широкий спектр возможностей для фототворчества.

Содержание статьи:

Преимущества домашней фотостудии

Своя фотостудия для профессионала - один из приоритетов в работе. Это место творчества становится вторым домом, в котором рождаются интересные проекты, свершаются новые достижения, приходят в голову замысловатые идеи.

5 причин, почему нужна своя фотостудия:

Если вы задумались над вопросом благоустройства собственной студии, значит ваше увлечение фотоделом постепенно переходит из хобби в профессию. А мастеру с плотным графиком работы студия необходима. Далеко не каждый фотопроект будет реализован под открытым небом. Снимать пять дней в неделю помещение - накладно и неудобно в техническом плане, так как приходится снова и снова настраивать под себя осветительное оборудование (дополнительная трата сил и времени).


Итак, преимущества собственной фотостудии:

  • Вы оснастите помещение так, как вам захочется, с учетом своих профессиональных потребностей. Сделаете акценты на конкретном оборудовании.
  • Сможете пользоваться фотостудией 24 часа в сутки, неограниченное количество времени.
  • Значительно сэкономите деньги. Если подсчитать сумму, которую вы потратите на аренду помещения за год, вложения в открытие своей студии быстро окупятся.
  • Сможете зарабатывать, сдавая в аренду другим фотографам.
  • У вас появится свой уголок творчества, в котором будут рождаться уникальные идеи и проекты.
Одна из ключевых статей расходов в оснащении фотостудии - осветительные приборы, без которых не обойдется ни одна съемка. Основного освещения в качестве встроенных ламп недостаточно даже для самого простого кадра. Верный способ сэкономить и при этом создать достойные условия для фотоработы - сделать студийный свет своими руками.
Что нужно учитывать при оснащении студии светом.

Прежде чем приниматься за обустройство помещения, учтите пять важных факторов, на которые следует ориентироваться в выборе материалов и технической работе:

Качество материалов. Экономя на покупке профессионального оборудования, вы не должны скупиться при выборе тех же галогеновых ламп. Соблюдайте подходящие технические характеристики, ищите аналоги, соответствующие по мощности, достойного качества. Как говорится, скупой платит дважды. Не пускайтесь в крайности, это может быть опасно для жизни.

Конструкции должны быть мобильными и разборными. Проектируя оборудование для света, учитывайте такой важный момент, как выездная съемка. Дополнительный свет нужен не только в студии. Репортажи, события, праздники, интерьерные и рекламные фотосессии - без дополнительного освещения не обойтись.

Собирая осветительные приборы, учитывайте площадь помещения. В идеале конструкции не должны быть громоздкими. Чем компактнее изделие - тем больше пространства для выстраивания композиции в кадре.

В студии должны быть все необходимые категории света, позволяющие воплотить широкий спектр фото-задач. Контровый, рассеянный, заполняющий, боковой, задний, верхний, теплый и холодный, обстановка полумрака. Каждому фоторешению - соответствующие условия.

Безопасность. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратитесь к специалистам. Наймите профессионального электрика, который поможет качественно и надежно собрать прибор и подключить его к сети. Электричество требует серьезного подхода. Малейшая искра, замыкание, и может возникнуть пожар.


Основные виды студийного света

Профессионалы выделяют две ключевые категории освещения, которые обязательно должны быть в студии:

Постоянный свет
  • Что это такое?
    Это стационарный свет, которым оснащена студия. Чаще всего используются галогеновые и светодиодные лампы с самыми высокими показателями мощности и энергосбережения. Варианты размещения одинаковы - чтобы в конечном результате создать условия, схожие с естественным дневным освещением.

Через объектив камеры фотограф видит то же, что и своими глазами, без эффектов и мутаций. Требуется дополнительный источник света - на помощь приходят модификаторы.

Постоянное студийное освещение - самое комфортное для модели. Чуть ярче привычного, не слепит, комфортно по восприятию. Если вы с электрикой на ты, вам не составит труда оборудовать помещение осветительными приборами. Для данной категории подойдут стандартные встроенные лампы с диммером.
Импульсный свет
  • Что это такое?
  • Этот тип света можно сравнить с эффектом ярких солнечных лучей, только с мгновенным действием. От того и название - импульсный свет. Используется для дополнительной локальной подсветки объекта.

Для конструкций используются люминесцентные лампы-трубки большой мощности. Они вырабатывают много тепла и энергозатратны. Как правило, для такой сверхяркой подсветки используются профессиональные вспышки и пилоты, сообщающиеся с камерой через синхронизаторы. Самостоятельно соорудить такой прибор сложно, лучше купить оригинальный.

Светомодификаторы
  • Что это такое?
  • Эти приспособления помогают создавать различные световые эффекты в кадре, красиво располагать тени, выделять объемность предметов, локально выделять акценты, направлять лучи под определенным углом.

Выделим 7 основных приборов, которыми пользуются фотографы в студии:

Фотозонт. Конструкция изделия внешне напоминает обычный дождевой зонт, только функции совершенно другие. Основные задачи - рассеивание и отражение светового потока. Эффект, создаваемый в кадре, зависит от цвета и плотности внутреннего и внешнего покрытий.

Зонты с черным куполом очень хорошо задерживают свет и отражают его. Внутренне золотистое напыление придает лучам мягкость и тепло, равномерно распределяет по объекту съемки. Серебристое напыление ярко отражает, создает хорошие условия для дополнительной подсветки, помогает решить проблему контрастности при контровом свете.

Фотозонт мобилен. Может использовать как в студии, так и на пленере. На ручке обязательно должны быть приспособления для фиксации к статичной основе-стойке.


Рефлектор
  • Что это такое?
    Это классический образец студийного оборудования, без которого не обходится ни одна портретная съемка. Представляет собой конусовидную металлическую конструкцию с закрепленной отражающей поверхностью. Прибор, как правило, статичен, не разбирается, передвигается только в пределах студии. Отметим закономерность: чем объемнее конструкция, тем мягче свет и больше площадь его распространения.

Основная функция рефлектора - подавлять жесткость света вспышки, немного приглушать, смягчать световой поток. Особенно актуально при контровом свете, когда модель расположена перпендикулярно камере. Прибор не позволяет допустить пересвета и потери цветности.

Скрим
  • Что это такое?
    Это устройство самое простое и удобное в применении. Мало весит, мобильно, не требует времени на сборку, разборку, коррекцию настроек. Полупрозрачная прямоугольная панель, расположенная напротив объекта съемки, создает мягкий, равномерный, рассеивающий свет.
Лайт-куб

Это оборудование предназначено для бестеневой съемки предметов в студии. За эффект равномерного распределения светового потока отвечает квадратный короб, сделанный из полупрозрачной ткани. Самые популярные размеры - 60х60, 80х80, 100х100 (в зависимости от задачи и площади композиции).

Профессиональные лайт-кубы выполнены в складной конструкции. Поэтому если хотите сделать устройство своими руками, учтите эту особенность. Объемную коробку будет сложно брать с собой на выездную съемку.
Тубус

Прибор используется в качестве дополнительного источника света, обладающего направленным действием - когда нужно выделить локальные акценты на предмете съемки. Устройство концентрирует поток лучей и адресно отправляет в требуемую композицией область. К примеру, в фотопортрете - глаза или губы. Применяется, как правило, для крупных планов.

Портретная тарелка

Гладкая, словно светящаяся кожа, равномерный цвет лица, красивый румянец, рельефные микро-тени, придающие овалу привлекательный объем - такого эффекта стремится добиться каждый фотограф в портретной съемке. Фото-тарелка - инструмент, который помогает идеально распределить свет по объекту композиции, мягко и эффектно подсветить лицо, скрыть недостатки и выделить его достоинства.

От размера прибора зависит площадь рассеивания света. Чем ближе устройство будет расположено к модели, тем ярче и светлее отражение. Портретная тарелка выпускается как в стационарных, так и в мобильных форматах. Лучше отдавать предпочтение моделям, которые можно брать на выездные съемки.
Софтбокс
  • Что это такое?
  • Классика жанра. Верный помощник фотографа, позволяющий решить целый ряд задач: равномерно распределяет свет, рассеивает лучи, смягчает вспышку, увеличивает площадь охвата, создает оптимальные условия для дополнительной подсветки объекта съемки.

Анатомия софтбокса проста. По форме - трапециевидный короб. Внутренняя поверхность с серебристым напылением (отвечающим за отражение лучей). На переднюю часть крепится фронтальный экран, функция которого - рассеивание светового потока. Лампа или вспышка помещаются в специальное отверстие в задней части корпуса. Хотите сэкономить на покупке софтбокса - сделайте его сами.

Как сделать софтбокс самостоятельно

Софтбокс - устройство, которое выполняет сразу несколько ключевых функций, важных для обеспечения оптимальных условий освещения в студии. Отражает лучи, распределяет их, равномерно рассеивает, позволяет охватить достаточно большую площадь (в зависимости от размеров конструкции). Другими словами, без софтбокса не обойтись. Попробуем сделать его своими руками.

Готовим материалы:
  1. В качестве основы корпуса - ящик из плотного картона;
  2. Кусок ватмана;
  3. Фольга или белая бумага для обклейки внутренней поверхности;
  4. Полупрозрачная ткань для фронтального экрана;
  5. Несколько реек;
  6. Металлические или пластиковые спицы;
  7. Супер-клей;
  8. Моток проволоки;
  9. Ножницы;
  10. Галогенный прожектор;
  11. Металлические шпильки (подойдут обычные для волос);
  12. Гайки;
  13. Канцелярские прищепки.
Начинаем сооружать

Сперва каркас. Для этого берем коробку, убираем крышку (корпус должен быть открытым, к нему будет крепиться фронтальный экран). Внутреннюю поверхность короба обклеиваем фольгой или белой бумагой - создаем отражающий эффект. Как только клей высохнет, принимаемся за внешний экран. Натягиваем ткань и фиксируем ее клеем или скобами. С противоположной стороны делаем отверстие под размер галогенного прожектора. Крепим конструкцию с помощью металлической проволоки. Софтбокс готов.


Подводим итоги

Свет в студии - важнейший аспект профессиональной съемки. Хотите создать оптимальные условия для своей фотоработы и при этом сэкономить - попробуйте сделать осветительные приборы своими руками.

  • Легко поддаются формату DIY (do it yourself - сделай это сам) такие конструкции, как софтбокс, фотозонт, скрим. Но есть устройства, которые обладают сложными техническими характеристиками.

Теоретически можно воспроизвести самостоятельно, но существует риск потерять ряд функций. И, что немаловажно, может быть небезопасно для жизни. Помните, с электрикой шутки плохи, ошибки здесь недопустимы. Не уверены в своих силах - копите деньги на покупку профессионального оборудования.

Самодельный светодиодный осветитель для фото- и видеосъемки

CXA2530

Тут же на месте с его помощью снимаем натюрморт на рабочем месте.

Натюрморт химика

И в заключение — о цене. Все материалы потянули примерно на 2000 рублей. Время, потраченное на сборку (не считая похода в магазин за радиаторами) — около часа.

Читайте также: