Вейкборд крепления к доске как правильно крепится

Обновлено: 06.07.2024

Как подготовить лодку для водных видов спорта, если у вас не спортивный буксировщик

Если ваша лодка изначально предназначена для буксировки баллона, занятий вейкбордингом или водно-лыжным спортом, тогда все просто. Но часто у небольших катеров и лодок нет рамы с возможностью буксировать за нее райдера или встроенной балластной системы, которая позволяет пустить волну побольше для вейкбординга. Тем не менее, такую лодку можно с успехом использовать для активного отдыха, если принять во внимание эти несколько советов.

Никакого серфинга

Если у вас подвесной мотор или винторулевая колонка, а не стационарный двигатель или водомет, серфить за лодкой запрещено. Единственнное исключение составляет двигатель с впередсмотрящим винтом, но это пока редкий зверь – есть только у Volvo Penta и называется Forward Drive. Серфинг подразумевает, что вы будете находиться в непосредственной близости к транцу, а при использовании обычного подвесного мотора или винторулевой колонки это слишком опасно.


Определяемся с выбором фала

Если у вас на уме попробовать и вейкборд, и воднолыжный спорт, и буксировать баллон, то вы должны знать, что для всех этих видов отдыха предпочтительны разные типы буксировочных фалов. Для водных лыж в основном используют фал длиной около 23 м, начинающим вейкбордистам подойдет трос на несколько метров короче, а для буксировки баллона подходящим будет трос 15–18 метров. В то время, как лыжникам подходит более динамичный фал, который немного тянется, вейкбордисты чаще используют полностью статичный фал. А при выборе троса для баллона нужно убедиться в соответствии его усилия на разрыв весу баллона и пассажиров, которых он будет тянуть.

Крепление троса должно также быть разным. Лыжникам больше подходит крепление фала невысоко от палубы по диаметральной плоскости лодки, что помогает при карвинге. Для вейкбордистов предпочтительней высокое расположение крепления: таким проще выполнять трюки в воздухе. Рым-кольцо для крепления баллона нужно размещать как можно ниже. Если прикрепить трос для буксировки баллона слишком высоко, то шансы вашей надувной «плюшки» перевернуться или взлететь серьезно увеличатся.


Плавные движения


Падение райдера

Когда райдер упал, сразу сбрасываем газ полностью перед разворотом, чтобы не залить райдера волной. Подходя к райдеру, обязательно делайте это с подветренной стороны, чтобы вас не снесло на него, и используйте нейтральную скорость. Всегда глушите мотор перед приближением к райдеру.

Как установить крепления на вейкборд (выбор правильной стойки)?

Как установить крепления на вейкборд (выбор правильной стойки)?

Как установить крепления на вейкборд (выбор правильной стойки).

Как ни странно, но вопросы «Как правильно установить крепления?» часто вызывает затруднения не только у новичков. На такой вопрос старшие товарищи обычно отвечают: «как удобно» или «ширину максимальную, угол 12-15°». Но никто не расскажет почему. И зачем тогда производитель сделали такое количество других отверстий?

Но это лирика, а теперь все-таки как же установить крепления на вейкборд? Мнение мое, на непоколебимость и однозначную правоту не претендую.

Крепить ботинки (крепления) мы будем на вейкборд Jobe Hera

1 Симметричная стойка

Некоторые рекомендуют новичкам использовать ассиметричную стойку. Так делать однозначно не стоит. Потому-что кататься в свиче (движение вперед с неосновной ногой) вы будете, если не в первый раз, то во второй точно. И в дальнейшем трюки разучивать будете тоже в обе стороны. Так что стойка симметричная, расстояние от центра доски до ботинок одинаковое, как и углы разворота ботинок.

Выбор угла разворота креплений

Правильная установка ботинок на вейкборд

Установка ботинок с разными углами (НЕПРАВИЛЬНО)

Установка ботинок несимметрично относительно центра доски (НЕПРАВИЛЬНО)

Ботинки установлены симметрично и с равными углами (ПРАВИЛЬНО)

2 Ширина стойки.

В большинстве марок вейкбордов (Ronix, Jobe, Liquid force, Obrien) у вас 3 варианта ширины симметричной стойки (6 пар отверстий). Исключение составляют вейкборды Slingshot и некоторые модели Hyper Lite позволяющие осуществлять бесступенчатое регулирование (на мой взгляд, это просто реклама).

Рекомендация установить максимальную ширину для большего контроля над доской работает в 80% случаев. Но лучше все-таки подобрать под себя индивидуально. Поэтому: 1. Поставьте ноги на ширине плеч. 2. Далее каждую ногу сдвиньте наружу на ширину стопы.

Купить вейкборд в Минске

Выбор вейкборда в Беларуси

Лучшие вейборды

3 Углы разворота.

Самый спорный вопрос. Поставьте предварительно углы разворота по 10-15 градусов. Вставьте ноги в крепления, попробуйте глубоко присесть, но только так, чтобы попа оставалась над доской.

Купить крепления для вейборда в Минске

4 Положение ботинок в поперечном положении на вейкборде.

Простой, но важный момент. Расстояния от переднего канта до носка должно совпадать с расстоянием от заднего канта до пятки.

Крепления для вейкборда Jobe

Крепления вейкбордические

Крепление смещено к переднему канту (НЕПРАВИЛЬНО)

Крепление смещено к заднему канту (НЕПРАВИЛЬНО)

Крепление установлено по центру доски (ПРАВИЛЬНО)

5 Прикручиваем ботинки.

Тут все просто. Берем винты, отвертку и крутим. Отвертку, в принципе, всегда лучше иметь с собой, подтянуть винты на старте, достать шнурок из-под ботинка. Винты затягиваем плотно, но без избыточных усилий. Еще одно «но»: если вы покупали вейкборд и крепления разных производителей или одного производителя, но разных сезонов – проверьте, чтобы резьбы в закладных и на винтах совпадали. Сейчас в большинстве случаев используются винты М6 – метрическая резьба, ранее было популярна дюймовая резьба.

Лучшие вейборды

6 Тест.

На воде: не надо сразу рваться делать умопомрачительные трюки, начните плавно с базовых элементов, послушайте свои ощущения. Все ок? Тогда жгите.

Теория на нашем ВИДЕО канале. 1900 подписчиков.
ШКОЛА с нашими тренерами и инструкторами.
Спот для тренировок. Вейкборд Минск. Wake Line wake park.
Магазин вейкборд оборудования в Беларуси.

Как выбрать крепления для вейкбординга


Открытые или закрытые?

Крепления для вейкборда бывают двух видов: открытые (Open Toe) и закрытые (Closed Toe).

Открытые крепления хороши для проката, для начинающих, для случая, когда одни крепления покупаются на нескольких человек. Плюсы — не нужен точный подбор по размеру, креплениями могут пользоваться несколько человек с близкими размерами ноги. И цена у открытых креплений значительно ниже.


Открытые крепления Liquid Force Plush

Если вы приобретаете крепления для себя и планируете регулярно кататься, то мы рекомендуем покупать крепления закрытого типа. Во-первых, нога в таких креплениях, правильно подобранных по размеру, будет плотно сидеть, а это защитит вас от ненужных травм во время прыжков и приземлений. Также, при катании по фигурам закрытые крепления берегут ваши пальцы в случае непредвиденных столкновений с препятствиями. А ещё, в закрытых ботинках гораздо теплее, так что вы сможете продлить сезон катания.


Закрытые крепления Ronix Kinetik Boot

Закрытые крепления нужно обязательно мерить перед покупкой. Крепления должны сидеть достаточно плотно, но комфортно, ни в коем случае не пережимая ногу. У каждого из нас свои особенности строения ноги, своя колодка, так что к подбору креплений стоит подойти серьёзно, как к выбору хорошей дорогой обуви.

У всех производителей свои размеры и строение ботинка, и здесь всё очень индивидуально, так что меряйте и выбирайте. В размерной сетке не стоит ориентироваться на размер US или Euro, самым точным показателем будет размер в сантиметрах.

Жёсткость

Производители, как правило, пишут о жесткости креплений в характеристиках.

Мягкие подходят для фигур, для джиббинга, для того, чтобы во время прессов вы могли легко наклонять и гнуть ботинок. Для трюков на флэте рекомендуем более жёсткие крепления, как раз наоборот, чтобы избежать наклонов и изгибов в области голеностопа и чтобы обеспечить больше контроля во время зарезки. Стоит отметить, что, чем мягче крепления, тем быстрее они изнашиваются.

Новичкам советуем покупать крепления средней жесткости и обратить внимание на правильно подобранный размер, на комфорт и на метод шнуровки.

Системы фиксации на креплениях


Двухзонная шнуровка Liquid Force


Крепления на липучках Slingshot KTV 2014

    Липучки плюс шнуровка. Одно дополняет другое, помогая регулировать крепление.


Шнуровка плюс липучка Slingshot RAD


Крепления HyperLite BOA

И еще несколько вариантов:

Система креплений SYSTEM от HyperLite

  • Крепления с внутренним сапожком. Удобно и плотно сидят на ноге, обеспечивая надёжную фиксацию, а если вы катаете на кольцевой лебедке, где после падения нужно пройти по берегу до точки старта, то внутренники защитят ваши ноги от камней. Однако сапожки изнашиваются быстрее, чем внешняя часть креплений, так что хорошо, если их можно приобрести отдельно на замену.


Внутренний сапожок в креплениях Slingshot

  • Технологии не стоят на месте и каждый год производители придумывают что-то новое. Например, c 2017 года Slingshot заменил липучки на супер-прочные и эластичные стрепы Gummy Straps , которые обеспечивают качественную и чёткую фиксацию ноги. Плюс к этому, они поменяли базу крепления на K9 Mounting , благодаря которой устраняется люфт пятки и есть возможность очень точно настраивать стойку. Инновация в мире вейкбординга, над которой трудились не один год.

Новые стрепы GUMMY Straps от Slingshot

Система закладных

О закладных на досках мы уже писали в статье Как выбрать вейкборд. С каждыми креплениями в комплекте поставляются болты. С 2012 года практически всегда это болты с метрической резьбой М6, но при установке всё же стоит проверить совместимость болтов с доской.

Практически все современные крепления подходят ко всем современным вейкбордам, но есть и исключения.

В 2017 году компания Liquid Force решила изменить крепления и закладные на досках. Болты креплений Liquid Force 4D вкручиваются под углом в 45 градусов к доске, что уменьшило площадь соприкосновения с вейкбордом и, как следствие, улучшило отклик и сцепление с вейкбордом. Новшество, которое значительно влияет на прогресс в катании. Однако, это означает, что новые крепления 4D подходят только для вейкбордов Liquid Force с системой закладных Flex Track! А вот на доски LF можно поставить уже какие угодно ботинки.

Кстати, это не первый случай такого эксперимента. Когда-то компания CWB выпустила крепления, которые ставились только на определенные модели досок CWB.

Прочие характеристики

Анатомические стельки, поддержка пятки, термоформовка, амортизация и прочее. Чем выше линейка ботинок, тем они дороже и, соответственно, тем больше у них всяческих наворотов и фишек. Все они являются очень приятным дополнением, но не все так уж необходимы новичкам. Если бюджет позволяет, то стоит присмотреться к данным характеристикам, но, повторимся, для начинающих это совсем не обязательно.

Какие крепления для вейкборда прослужат долго

Вейк-парк — это то место, где всё снаряжение, начиная от гидрокостюма и заканчивая доской, проходит отличный тест на живучесть — по сто раз на дню снимается/надевается не самым бережным образом и с раннего утра до позднего вечера находится в воде. Про вейкборды, гидрокостюмы и жилеты у нас либо уже есть статья на сайте, либо в ближайшем будущем появятся, а в этой я поведаю свои наблюдения по поводу креплений, какие производители и модели стоит брать под прокат, а на какие стоит обращать свое внимание только для аккуратного личного использования.


Вейк крепления для проката

Если оценивающе осматривать все модели всех производителей, то у меня не хватит ни времени, ни вдохновения на то, чтобы обо всем написать, а у кого-то — ни терпения, ни желания всё это читать, так что коротко о главном.

Сначала в двух словах мое субъективное мнение о брендах и о качестве по нарастающей.

GO!WAKE — очень слабые крепления. Материалы, из которых они сделаны, даже по внешнему виду очень дешёвые и не прочные. Основание ботинка (платформа) — хрупкий пластик, дермантин тонкий и твёрдый как пластмасса, швы однорядные, нитки тонкие и быстро сгнивают.

DUP — слабые крепления, сам башмак достаточно комфортный, но пластиковое основание выполнено из очень хрупкого материала, запаса прочности хватает только для простого «трамвайного» катания за реверсом. При уборках на прыжках, либо при катании за катером в местах, где болты фиксируют крепления к доске, образуются трещины, и при очередном падении можно выйти из воды не снимая креплений с ног. Одно из решений, которое продлевает их эксплуатацию — это широкие стальные пластины, либо кузовные шайбы, подложенные под крепежные болты.

CWB — хорошие добротные крепления. Когда-то давно одна из старых моделей креп этого бренда была единственной парой креп на весь мой парк, и тогда я их считал вершиной инженерной мысли. К сожалению это не так, у креплений не самое крепкое и надежное основание, дермантин верхней части крепления хлипкий и неремонтопригодный. Хотя если очень хочется и если не заморачиваться внешним видом, то можно и отремонтировать, украсив снаружи заплатками из плотных не тянущихся материалов.

В моем лексиконе есть название ещё одному типу креплений, не модели креплений, а именно типу, и это сборная солянка из практически всех производителей вейкбордических креплений — «Дедовские». Сделаны они, как правило, из куска толстенной резины, в которые можно вставить ногу только предварительно её намылив, либо обмазав силиконом. Отличаются эти крепления, как и старые автомобили, тем что в них нечему портиться и ломаться, кроме этого куска резины и шнурков. Плюс такой покупки под прокат — отличная возможность кустарного ремонта, кусок камеры от Камаза, ножницы, иголка с ниткой и через несколько часов у тебя новые крепы. Минус — это процесс снятия креплений с ног, мыло или силикон в процессе катания смываются, и нога срастается (приклеивается) с резиной ботинка.

New schnitzel — этого бренда фактически уже нет, так что купить новые крепления вряд ли уже получится, но на просторах интернета их достаточно часто можно встретить в продаже в хорошем состоянии. Это, по моему мнению, самые неубиваемые крепления и самые ремонтопригодные. Внутренник эргономичный, крепкий, не раздирается необработанной до зеркального блеска пяткой ноги, как на новых современных креплениях, комфортно и плотно облегает всю стопу, не нарушая кровообращения. Основание крепкое из дюралюминия, но даже в случае поломки его легко можно снять, открутив обычной крестовой отверткой два десятка винтов, вырезать новое и привинтить назад к ботинку.

Jobe и Obrien — два простых и в меру надежных бренда. Оба можно брать только если для себя и не под безумный прогресс. Дермантин мягкий, форма колодки подойдет далеко не всем, очень не комфортная фиксация стопы внутри башмака, узкая колодка сдавливает пальцы стопы и нога быстро затекает. При жёстких уборках неудобно зафиксированная нога может серьезно пострадать.

Hyperlite. Первый и самый главный плюс — эти крепления самые удобные для катания на кольце: сноубордическая система крепления к доске облегчает и ускоряет процесс встегивания и выстегивания. Топовые модели в линейке имеют неплохой запас по прочности и сроку жизни башмака. Модели башмаков попроще очень быстро превращаются в труху. Материал сапожка кожезаменитель, или проще — дерматин от совсем плохого слова. Цвета у бюджетных моделей кожзама пёстрые, в местах сгибов он становится «жёваным» и слоится. Отслаивающиеся цветастые куски висят бородой и смотрится это очень грустно.

Современные технологии и крепления для вейка

Вот теперь мы подошли к тем производителям, на которые, как мне кажется, стоит обратить свое внимание если есть желание не только катать в своё удовольствие, но и задумываться о прогрессе. Сейчас я остановлюсь на трёх брендах вперемешку, но подробней.


Каждый, выбирая крепления для себя, задумывается не только о производителе, но и способе фиксации ноги в креплении. Самый распространенный метод это шнуровка, однозонная либо двухзонная. Двухзонная позволяет зафиксировать стопу плотно, но не передавливая, и отдельно туго обтянуть голеностоп.

По долговечности петлиц и качеству материала шнурков на первое лидирующее место я ставлю крепления компании Liquid Force. У креплений от компании Ликвидфорс петлицы под шнурки имеют пластиковые вставки, сами веревки шнурков толстые, защелка на шнурках большая простая, понятная и легко работающая и на открытие, и на фиксацию. Шнурки для Liquid Force всегда есть в продаже, и защелки всех цветов и палитр также продаются отдельно.

Второе место можно отдать компании Slingshot. Из основных минусов — тонкая и жёсткая нитка шнурка, петлицы не на всех моделях имели усиления из пластиковых вставок, фиксатор шнурка небольшого размера хрупкий и недолговечный.

Третье, и последнее, место в этом списке это крепления от Роникс. С первых дней покупки маленькие и хрупкие защёлки шнурков начинают рассыпаться, и если это происходит на воде, то зафиксировать затяжку ноги в креплении уже будет нечем, так как все крошечные детальки мгновенно идут ко дну. Защёлка маленькая, шнурок тонкий и такое чувство, что сделан он из рыболовной лески — очень быстро перетирает механизм фиксатора даже при бережном и нечастом использовании.

Моя личная рекомендация при покупке моделей креплений Ronix или Slingshot: поменять шнурки сразу же на шнурки LiquidForce, и забыть надолго обо всех проблемах с перетиранием петлиц и затягиванием шнурков.

Самая выматывающая нервы покупка — это приобретение креплений с липучками, и неважно, фиксирует она только голеностоп или же всю стопу. Липучкам присуще такие отрицательные качества как постоянное расстёгивание, по причине загрязнения, износа или ещё каких-либо известных только им проблем. Крепления с фиксацией на липучках можно найти и у Слингшот до 17 года и у Ликвидфорс до сегодняшнего дня, но и те и другие страдают одной и той же болезнью. LiquidForce даже умудрились сделать модели с несменными липучками, так что в моём рейтинге креп они на последнем, худшем, месте. Плюс такого метода фиксации стопы в быстром старте — вставил ногу в ботинок, пару движений и ты готов.

Пока одни пришивают липучки, делая их несменными, другие думают над тем, как отказаться от шнурков и сделать процесс встёгивания быстрым, но в то же время исключить недостатки липучек. Компания Slingshot с 17 года стала выпускать обновленные модели креплений KTV, Shredtown, Rad, Jewel, Option, заменив липучки на каучуковые ремешки. И сказать, что это решение было грандиозным — не сказать ничего. Стрепы-ремни держат ногу в постоянной фиксации, не ослабляя её при уборках, и в то же время при хороших швабрах каучуковый стреп растягивается и нога без серьёзных травм вылетает из крепления. Для тех, у кого высокий подъем или широкая стопа, больше подойдет гибридная система — стреп на голеностопе, а в нижней части — фиксация шнурком.

Один из минусов новых Слингшотов, который сразу был очевиден, это их вес, он был огромен по сравнению со всеми другими производителями. Две стальные пластины на всю длину колодки дали креплению неповторимую жёсткость, а значит непревзойденный контроль над управляемостью доски, но это же сделало их очень тяжелыми. Начиная с 2018 года Slingshot заменил материал пластин на легкосплавные, и крепления значительно сбавили в весе, сохранив жесткость.

Каучуковые стрепы, которые идут при покупке на ботинке обрезаны по длине (укорочены для придания стиля боту) и при расстёгивании/застёгивании их в воде приходится сложно, так как мокрыми уставшими руками сложно ухватиться за короткий хвостик, чтобы скинуть его с петли (крючка), но в коробке есть комплект полноразмерых стреп. Правда они другого цвета и не всегда подходят под цвет майки, так что нашей прекрасной половинке человечества может быть очень трудно, но всегда, я думаю, найдётся тот, кто протянет руку помощи девушке в креплениях с «красивыми» стрепами.

Ronix отчасти скопировал идею стрепов у Слингшота, сделав все миниатюрным (Supreme Boot). Сам стреп тянется за счет небольшой вставки из резинки от советских трусов, а не из резины, а потому ни о какой заявленной жёсткой фиксации ноги речи идти не может. Крючки, за которые должен фиксироваться стреп, мелкие и со временем «разбивают» гнёзда стрепа. Одним словом — плохо, братцы.

Liquid Force пошел другим путем, в поисках устранения люфта между доской и крепом — с 2017 года они разработали и внедрили новую систему креплений 4D Chassis Flex Track System. Боты прикручиваются к доске через центр крепления, закладные под углом 45 градусов, что обеспечивает минимальную площадь соприкосновения креплений с доской, а это значит — максимальный отклик. Реальным, весомым минусом, стало то, что эти крепления подходят только для вейкбордов новой линейки Ликвид форс на рельсах (FlexTrack или Track). Данные системы позволяют использовать на этих вейкбордах крепления других производителей, об этом, кстати, у нас на сайте также можно найти статью.

Все эти бренды всегда страдали одной и той же болезнью — подкладка внутренника ботинка при надевании на ногу задирается и сбивается пяткой, разбивая внутренний уплотнительный материал. При нечастой эксплуатации крепы на второй сезон разваливаются и теряют свои эргономичные удобства. Ликвид форс с 2017 года доработал внутренник ботинка — в месте, где пятка елозит по внутреннику, на топовых моделях стали использовать более износостойкий материал и зафиксировали его дополнительными строчками. Это затронуло все модели закрытых креплений и одну модель открытых креплений Transit, остальные также быстро умирают даже в аккуратных руках. Один из способов которым пользуюсь лично я сам — это использовать одноразовые, либо повседневные тонкие носки. Они позволяют вставлять и вынимать ногу без скрипа и существенно продлевают жизнь даже бедному и несчастному Рониксу, в компании которой инженеры не пытаются хоть сколько-нибудь напрячься, чтобы что-то поменять в своей продукции.

У каждого из этих брендов есть своя модель, разработанная для катания на кольцевых лебедках: у Ликвид форс это модели TAO начиная с 2019 модельного года, PEAK, TREK, TREK WMNS, HOOK, у Slingshot это Shredtown, а у Роникс это именно та замечательная модель, описанная мной выше — Supreme Boot. Это ботинки с внутренними сапожками, в которых удобнее ходить к месту старта.


Если коротко подвести итог по этим трём брендам: удобней всех Слингшот с системой стрепов, минимальный вес креплений и более крепкие внутренники у Ликвидворса 4D, а Роникс это просто как маленькие домашние попугайчики очень яркие и цветастые.

Вейкборд: руководство для чайника

Что делать, когда не дует? Паруса повисли, на воде – полный флэт, рев катеров раздражает сильнее, чем газонокосилки соседей по даче в 8 утра. Это очевидно: не можешь избавиться от проблемы — стань ей. Потому что ровная вода – это рай для вейкбордистов, ради которого они готовы встать в 5 утра и скататься на другой конец города перед работой.

Ни ветерка, а на воду хочется? Измените парусу с вейком


Что это вообще такое?

Вейкбордеры – это те самые ребята, которые не нравятся на воде абсолютно всем. Они гоняют туда-обратно по акватории на мощных катерах, создают волны и еще внезапно болтаются далеко за буйками в ожидании своего катера. Хуже них, пожалуй, только вейксерферы (потому что волна от их катеров еще больше).

Вообще различают два основных вида вейкбордеров — катерные и кабельные (это примерно как в сноуборде фрирайд и парк с трамплинами). Вторые катают за лебедкой, мочат трюки, волн и шума не создают, никому не мешают. Поэтому сегодня мы говорим только о первых.

История появления вейкборда очевидна: серфера скрестили сначала со скейтером, а потом добавили к ним общую идею водных лыж. Случилось это, судя по большинству источников, в 80-е, а уже в конце 90-х стали проводиться первые официальные соревнования.

Идея простая: на ноги надевается плавучая доска в жестком ботинке, как для сноуборда. У доски есть выемки и плавники, которые помогают зарезаться на воде, контролируя скорость и направление движения. А также, естественно, два канта, передний и задний, и хвост/нос (понятие обычно относительное, классические доски — не направленные). В руки берется палка, веревкой прикрепленная к катеру, она же — фал. Дальше понятно: катер на скорости 28–40 км/ч тянет всё вышеперечисленное, а вейкбордер наслаждается процессом.

Где это делать?

Не на морях и океанах. Идеально подходят озера, широкие реки, заливы. Все из-за того, что чоп — мелкие волны — очень бьют по коленкам. А заодно мешают на приземлении трюков, ставят подножки и сулят прочие мелкие гадости. Да, катать на них реально. Но можно и ежа обнять, вопрос только в том, зачем?

Играет роль и то, кто именно тянет. За гидроциклом ехать можно, но он все время будет утягивать вас под воду. Удовольствия тут как от просмотра русской комедии. Вроде и шутки есть, но не отпускает ощущение, что что-то погружает тебя на дно.

Есть специальная категория катеров для занятий водными видами спорта. Хороший сопртивный буксировщик обязательно оборудован тауэром и плугом для формирования вейкбордической волны.

Есть специальная категория катеров для занятий водными видами спорта. Хороший сопртивный буксировщик обязательно оборудован тауэром и плугом для формирования вейкбордической волны.

В общем, если вы как-то в Турции, разгребая теплых розовых туристов, попробовали встать на доску за скутером, и вам не понравилось, дело не в вейкборде. Дело в вашем выборе места для отпуска.

Это не значит, что вейк — не повод поехать в тепло. Так же, как существуют серф-кемпы или выездные регаты, организуются и вейк-кемпы. Причем в тот же Таиланд, Вьетнам или Португалию. Просто большую часть катального времени вы проведете на местном озере, а не на волнах.

Но чаще, конечно, случается кататься на домашних спотах — расположенных в умеренной удаленности от ваших мест обитания.

Как выбрать домашний спот?

Параметров несколько, и иногда одно перекрывается другим. И тем не менее.

Мы даже не говорим о том, что в воде придется находиться достаточно долго. Самое устрашающее, что эту воду вам придется пить. На начальном этапе — больше, потом от случая к случаю. Понятно, что в мегаполисах выбор не широкий. Но всегда можно найти место, где автомагистраль не проходит прямо над вами, а в воде не плавают отходы жизнедеятельности соседнего зоопарка и пакеты из «Пятерочки».

В самых транспортно-доступных местах движение обычно, как на дорогах Индии. От гидроциклов до заблудших виндсерферов или яхт. В итоге вода превращается в хорошо прокрученный фарш. Если вы не очень уверенно стоите на доске, каталка превратится в принудительные купальные процедуры; если волны уже не так страшны — в испытание ваших коленей на прочность (спойлер: они вообще не прочные).

Тут необязательно быть экспертом в моделях катеров. Показатель простой: если цена сильно ниже рынка, почти гарантированно катать вас будут за чем-то, что в прошлой жизни было утюгом. В целом, у вейкборда нет строгих требований к волне, которую создает катер: кому-то нравится повыше и поострее, кому-то — помягче. А вот наличие специальных доработок реально играет роль. Из основного: «тауэр» (металлическая дуга высотой около 2,5 м для крепления фала), смещенный под днище винт и доработанная рулевая система, которая позволяет возвращаться за упавшими вейкбордистами по заметно меньшему радиусу.

Если вы едете с целью хорошо катнуть, а не спустить лишнюю пачку денег, стоит обратить внимание, что даже в Москве в стоимость аренды на большинстве спотов уже включены и прокат оборудования, и подсказки инструктора. Во всяком случае, когда вас нужно просто поставить на доску, а не научить прыгать бешеные трюки. Так что если все платится отдельно и поминутно, стоит пройтись по пляжу — вероятно, рядом есть более адекватные споты.

Что надеть?

Первое время лучше покатать на прокатном оборудовании. Это позволит определиться с вашим стилем, желаниями и понять, чем вообще отличаются разные доски друг от друга.

А вот гидрокостюм и жилет неплохо бы иметь свои. Как минимум, потому что чужие всегда мокрые, холодные и пытаются вас придушить или сжать там, где совсем не стоит. Ну и еще это гигиеничнее.

Гидрокостюм - маст-хэв для вейкбордиста

И главная деталь: серфшорты. Дают +100 к стилю и уровню катания. Да и вообще, первое правило вейкбордиста гласит: встал на доску — поправь шорты. Но это если вы не девушка в бикини, конечно. Если все же девушка, не можем не предупредить: хорошее падение виртуозно снимает любой купальник. Мы совсем не против, просто имейте в виду.

Ну и что в этом сложного?

Ничего, все просто — встегнулся в доску и поехал мочить трюки. Главное, как известно, не бояться. Но если серьезно, то у новичков возникает довольно стандартный набор ошибок.

Ошибки вейкбордиста всегда заканчиваются одним и тем же - падением

  1. Кто сильнее

Как ни странно, вейк — один из редких видов спорта, где на входе мужчинам сложнее, чем женщинам. Потому что они банально сильнее. И 80% из начинающих крепких ребят пытаются перетянуть катер. Но серьезно: нормальный катер, который катает бордеров, несет в себе минимум 300 л. с. Это много. Перетягивать его — бесполезно, хотя при достаточном усердии это и заменяет полноценную тренировку в зале на руки (и на следующий день вы просыпаетесь без них и чувствуете себя Вини-Пухом из советского мульта, который не мог опустить лапки). Девушкам проще: сил на геройство все равно нет, поэтому можно спокойно подчиниться, дождаться нормальной тяги от катера и встать на доску.

Чем лечить? Признать, что катер сильнее, посидеть в воде, как показывает инструктор, забыть, сколько жмете от груди и выпрямить локти. В безнадежных случаях очень сильных мужчин спасает лебедка: принцип вставания там тот же, но тяга направлена строго вверх и понять принцип бывает проще.

Это делают все, но благодаря интенсивности полученных впечатлений, обычно быстро отучаются. Принцип такой: выпрямляем колени раньше, чем доска развернется по направлению тяги, а верхней частью тела полностью отдаемся фалу. То есть, уводим плечи вперед доски. И все, принимайте поздравления: контроль над вами и доской передан катеру, вы спотыкаетесь доской о воду и летите по красивой дуге вперед.

Чем лечить? Ощущения запоминающиеся, поэтому лечится само на интуитивном уровне. Главное — сразу бросить фал. Катер за вами вернется, вы наверняка еще не заплатили. Ну и при следующем старте не отдаваться катеру так бесконтрольно. Стойка должна быть такой, чтобы при магическом исчезновении фала из рук вы остались стоять на доске.

Это только кажется, что развернуться в воде — просто. На самом деле, каждый первый новичок, на которого надели доску и которому дали в руки фал, чувствует себя тюленем в проруби. Потому что для старта надо развернуться. А для этого хорошо бы иметь точку опоры. Или хотя бы какие-то свободные конечности.

Чем лечить? Лайфхак очень простой и пригодится вообще с любыми водными видами спорта (а также в очень пухлом снегу). Разворачиваете плечи — разворачивается все тело. Если надо усилить эффект, сгибаем колено «внутренней» ноги и разгибаем «внешнюю». И дышим, дышим, лицо расслабленное, нам все нравится!

Излюбленная позиция человека, который, конечно, поехал, но ему неспокойно. Колени согнуты, грудь вперед, гузка назад, поближе к земле. Проблема не только в том, что выглядит это не круто, а инструктор скорее всего будет обидно обзываться. Просто в этой позиции вы снова ничего не контролируете, и при малейшей возможности гордо нырнете обратно в воду.

Чем лечить? Послушать, что кричит инструктор с катера. Наверняка о том, что таз надо толкнуть вперед и вернуть его в положение над доской.

Но вообще по уровню сложности обучение азам вейкборда тянет максимум на двойку с плюсом.

Со второй-третьей попытки едут все.

Сложности и травмы начинаются потом, когда скорости и прыжков хочется все больше.

Он познал качественно иной уровень сложности в вейкборде


Чем опасно?

Про деньги

Во-первых, резким снижением баланса на ваших картах. В этом сезоне час катания за катером обойдется, в зависимости от локации, от шести тысяч рублей и выше. Часто считают сеты, а не часы. В среднем один сет — это 15 минут, и стоит он около 2000. С учетом переодеваний выходит примерно то же самое, что арендовать сразу час, если у вас есть для этого компания. Сразу предупреждаем, что в одно лицо откатать час нон-стопом почти нереально. Ну или это будет вейк на выживание.

Прокатная экипировка тоже очень скоро перестанет вас удовлетворять. Захочется, например, свою доску. Здесь потолок цен ограничен только вашим моральным или кредитным лимитом: от 15 тысяч рублей за самую простую модель и до шестизначных сумм за кастомные доски (то есть эксклюзивные модели, созданные каким-нибудь профи из пера феникса и пыльцы единорога).

Про целостность костей

Если говорить о травмах, многое зависит от ваших умений и бесстрашия, но занятие это объективно рисковое. На скорости даже 28 км/ч, минимальной для вейка, вода совсем не мягкая. А амплитуда хороших прыжков достигает и двух, и трех метров.

Есть прецеденты и порванной от гидроудара барабанной перепонки, и травм позвоночника — и это мы сейчас говорим не о профессиональном спорте. Но гонка за адреналином обычно побеждает страх, поэтому лучше иметь защиту. И не в перспективе, а на себе.

Девушкам, кстати, тоже всерьез стоит задуматься о шлеме, даже если они уверены, что не будут прыгать бэксайдов сегодня. И — нет, это не сексизм: просто гибкие и длинноногие девочки нередко достают своей доской до своей же черепной коробки даже в самом простом прыжке рейли. Ну и в падении, естественно.

В купальнике и без шлема на вейк-покатушках девушка может быть только на борту катера-буксировщика.


Когда начинать?

Если мы про возраст, то ставить на доску начинают уже с пяти лет. И эти ребята всем нам еще покажут, можете не сомневаться.

Если про сезон, то — в любое время, когда на воде нет льда. Потому что вейкборд — это зависимость, и за полгода без него вам становится не важна и температура воды, и толщина необходимого для выживания гидрокостюма. К тому же, понимающие вейк-станции ставят на спотах бани для отогрева подмороженных на воде бордеров.

Перекрестные доски

Владение другими досками для освоения вейка не нужно, вопреки всем отговоркам бояк-новичков. Да, если вы катаетесь на скейте, у вас более прокаченное ощущение баланса (и общее бесстрашие), если на сноуборде — понимание, как зарезаться, а после кайтсерфа самое ценное — это навык быстро разворачиваться в воде или искать доску\фал в волнах.

Но каждая из этих досок несет в себе и заученные паттерны стойки и управления, превращающиеся в ошибки на уровне мышечной памяти. То есть выбить их можно только силой.

Например, кайтеров всегда видно по отвисанию назад и стойке на сильно подсогнутых лапках, особенно задней. Скейтеры наоборот могут пережимать переднюю ногу. У сноубордистов вообще проблемы с положением тела, потому что все катают в своем стиле, непременно неправильном (по мнению инструкторов): кто в стойке сутулого медведя, кто в бесконечном вихлянии хвостом доски.

Так что отмазки не работают: с чистого листа учиться не менее сложно, чем с исписанного кем-то другим.

Варианты на тему

Мы уже говорили о том, что вейкборд бывает кабельным и катерным. Но и за катером можно по-разному.

Есть, например, вейкскейт — небольшая доска без креплений, позволяющая мочить полный спектр самых странных трюков.

Гидрофойл — совершенно космическая доска с подводным крылом. Выглядит устрашающе и, по сути, парит над водой на воздушной подушке. Прощает чоп, но дарит еще более незабываемые ощущения от падений.

И, конечно, вейксерф. Доска без креплений, очень напоминающая обычный шортборд для серфинга. Требует от катера большой волны и дарит все удовольствия серфинга, только с запахом керосина, а не океанского бриза.

Побочные эффекты

Если сомнения еще остаются, вот набор неочевидных «за» и «против» хорошей каталки.

Вопрос новичка: как подобрать ботинки для вейкборда

Чтобы избежать путаницы сразу уточняем: формально большинство типов ботинок и являются креплениями – они прикручиваются к доске и проводят с ней весь сезон.

Пару лет назад бренд Hyperlite рискнул разделить крепления и ботинки так, как делают это сноуборд-бренды. Назвали систему без фантазии – System. Есть предпосылки к тому, что он будет набирать обороты. Но классика остается классикой.

7e8c921903f6b1143ad93a9f8538b4d7.jpg

Самая большая классификация разделяет крепления на два типа.

Open Toe (открытый нос). Крепление выполнено в виде ботинка с открытым носом. Благодаря универсальности, это самый распространенный тип креплений. В достоинствах вариативность размера: плюс минус два размера ноги. Крепления обычно средней жесткости – в таких начинают кататься. Но и для более продвинутых райдеров они тоже подойдут. Недостаток (кроме жесткости) – в холодной воде в таких креплениях не покатаешься. Нога контактирует с водой из-за открытой системы.

940d8d840fe31ff0414d769126834ef7.jpg

Closed toe (закрытый нос) – такие крепления выглядят как ботинки (иногда их так и называют). Они имеют закрытую систему и в них не попадает вода. Вейкборд в холодную погоду? Окей!

Показатель жесткости у закрытых креплений выше, чем у открытых. Это дает больший комфорт и более точный контроль над доской. Подбираются они по размеру и форме ноги, как кроссовки. Вот только нужно учитывать, что они выше и выбирать те, которые не будут натирать голень.

4800264cab0dd2dbf1a4dca0289c8c92.jpg

Системы фиксации на креплениях (ботинках)

В большинстве случаев вы встретите обычную стяжку – шнурки с разнообразием фиксаторов. Ничего необычного – это классика.

Фиксирующие ремни Velcro – отлично подходят для лебедочного катания. Расстегнул три ремня – снял. Надел и снова зафиксировал в три движения. Не так надежно, на наш взгляд, как шнурки, но удобно, когда нужно быстро снимать и надевать снаряжение.

Switch Hingle – откидная пятка. Очень быстро и просто снимается и надевается. По аналогии с сноубордическими креплениями Flow задняя часть крепления откидывается. Для более точной фиксации сверху есть шнуровка. Никаких потерь в жесткости этот тип не испытывает.

В системе BOA – нога вынимается вместе с внутренним ботинком. Фиксация происходит с помощью жестких тросиков, которые рано или поздно перетрут ботинок. Плюс ходьба в ботинках способствует их износу.

Другая система предусматривает все недочеты предыдущей. Система шнуровки speed Zone быстро стягивает внутренний ботинок с помощью тонкого шнурка который закреплен ручками на концах. Нужно просто потянуть и закрепить - удобно и быстро. Внутренник съемный – в нем можно ходить в перерывах между катанием (после износа его можно купить отдельно).

Вопрос новичка: как подобрать ботинки для вейкборда

Чтобы избежать путаницы сразу уточняем: формально большинство типов ботинок и являются креплениями – они прикручиваются к доске и проводят с ней весь сезон.

Пару лет назад бренд Hyperlite рискнул разделить крепления и ботинки так, как делают это сноуборд-бренды. Назвали систему без фантазии – System. Есть предпосылки к тому, что он будет набирать обороты. Но классика остается классикой.

7e8c921903f6b1143ad93a9f8538b4d7.jpg

Самая большая классификация разделяет крепления на два типа.

Open Toe (открытый нос). Крепление выполнено в виде ботинка с открытым носом. Благодаря универсальности, это самый распространенный тип креплений. В достоинствах вариативность размера: плюс минус два размера ноги. Крепления обычно средней жесткости – в таких начинают кататься. Но и для более продвинутых райдеров они тоже подойдут. Недостаток (кроме жесткости) – в холодной воде в таких креплениях не покатаешься. Нога контактирует с водой из-за открытой системы.

940d8d840fe31ff0414d769126834ef7.jpg

Closed toe (закрытый нос) – такие крепления выглядят как ботинки (иногда их так и называют). Они имеют закрытую систему и в них не попадает вода. Вейкборд в холодную погоду? Окей!

Показатель жесткости у закрытых креплений выше, чем у открытых. Это дает больший комфорт и более точный контроль над доской. Подбираются они по размеру и форме ноги, как кроссовки. Вот только нужно учитывать, что они выше и выбирать те, которые не будут натирать голень.

4800264cab0dd2dbf1a4dca0289c8c92.jpg

Системы фиксации на креплениях (ботинках)

В большинстве случаев вы встретите обычную стяжку – шнурки с разнообразием фиксаторов. Ничего необычного – это классика.

Фиксирующие ремни Velcro – отлично подходят для лебедочного катания. Расстегнул три ремня – снял. Надел и снова зафиксировал в три движения. Не так надежно, на наш взгляд, как шнурки, но удобно, когда нужно быстро снимать и надевать снаряжение.

Switch Hingle – откидная пятка. Очень быстро и просто снимается и надевается. По аналогии с сноубордическими креплениями Flow задняя часть крепления откидывается. Для более точной фиксации сверху есть шнуровка. Никаких потерь в жесткости этот тип не испытывает.

В системе BOA – нога вынимается вместе с внутренним ботинком. Фиксация происходит с помощью жестких тросиков, которые рано или поздно перетрут ботинок. Плюс ходьба в ботинках способствует их износу.

Другая система предусматривает все недочеты предыдущей. Система шнуровки speed Zone быстро стягивает внутренний ботинок с помощью тонкого шнурка который закреплен ручками на концах. Нужно просто потянуть и закрепить - удобно и быстро. Внутренник съемный – в нем можно ходить в перерывах между катанием (после износа его можно купить отдельно).

Читайте также: