В каком году построили рыбинский мост

Обновлено: 03.05.2024

Рыбинский мост: история создания достопримечательности

Одно из красивейших сооружений Рыбинска — Волжский мост. Первые попытки, касающиеся строительства моста, были предприняты в 1938 году. В качестве архитектора выступил мастер Уланов, брат знаменитой балерины Галины Улановой. Спустя год уже была сделана часть вылитых из бетона опор будущего моста. В 1941 году строительство было приостановлено из-за начала Великой Отечественной войны. В 1955 году строительные работы были снова возобновлены. Важно сказать, что к стройплощадке были подведены железнодорожные пути, при этом в Рыбинске построили большой военный завод. Что касается поставки всех необходимых материалов, то она осуществлялась по железной дороге Рыбинск-Ярославль. Был построен временный деревянный мост через реку Черемуху. Строительные работы велись точно по плану. Торжественная церемония открытия моста состоялась летом в 1963 году. На момент открытия моста еще необходимо было устранить некоторые недоделки и на это ушло еще два года. Стоит отметить, что также были проведены необходимые работы на подходе к мосту. При строительстве моста использовался кран, грузоподъемность которого составила 60 тонн. На возведение моста было затрачено около 20 тысяч кубометров бетона. Длина Волжского моста — 720 метров. Он состоит из шести пролетов, два из них судоходные. По мосту проходит автотрасса Р104. Если рассматривать длину Волжского моста вместе со всеми искусственными сооружениями, считая и мост через реку Черемуху, получится 1886 метров — это одно из крупнейших сооружений на Волге. Важно отметить, что это первый мост в России, который сделан из монолитного, а не сборного бетона. Но для туристов важнее, что это один из самых красивых волжских мостов и архитектурная достопримечательность Рыбинска. Мост вместе с расположенным рядом Спасо-Преображенским собором создает самый узнаваемый городской вид.

Соединяя берега

Вспоминаем историю волжского моста: два проекта, трагедия у переправы, гибель рабочих, признание в любви от мостостроителей


Фото Владимира Никитина

26 августа 1963 года в Рыбинске открыли мост. Тысячи горожан двинулись навстречу друг другу с правого и левого берегов. Этого дня город ждал тридцать лет.

В тридцатые годы население Рыбинска превысило 120 тысяч человек. Жители 700 сел и деревень Мологского края переселились в рыбинское Заволжье. Работать мологжане устраивались на предприятия на правом берегу. Ежедневно сотни горожан переправлялись через Волгу.

Паромная переправа был трудной: несколько раз за сутки уровень Волги колебался до 7 метров. Рыбинск остро нуждался в мосте. Он открывал короткий путь на Пошехонье и Череповец. Да и страна требовала строить дороги и мосты: время тихих заплывов на лодочке ушло. Бурная индустриализация толкала на решение грандиозных задач.

Осенью 1939 года начали строительство. Городские власти рассчитывали на помощь рыбинцев: «Строительство моста требует рабочей силы. Мы призываем рыбинцев принять активное участие. Создадим сооружение, достойное великой сталинской эпохи!» После основной работы горожане шли на стройку моста. Несмотря на трудовой энтузиазм, к началу Великой Отечественной была готова лишь часть опор. В войну стало совсем не до моста.

А напряжение вокруг переправы через Волгу нарастало. Заводы и фабрики Рыбинска в годы войны развернули трудовой фронт. Опоздать на работу стало немыслимо: опоздавшего даже на 20 минут штрафовали на четверть заработка. При повторном нарушении ему грозила тюрьма. По утрам на переправе скапливались толпы – никто не хотел ехать следующим рейсом. Напряжение привело к трагедии: 11 марта 1943 года толпа устремилась на буксир, он перегрузился и утонул, погибла сотня человек. Да, мост Рыбинску был жизненно необходим.

Но и после победы стране было не до Рыбинска. Все силы бросили на восстановление стратегических переправ, уничтоженных военными действиями. Руки до тыловых недоделок не доходили.

Из новой генеральной сметы Волгостроя финансирование рыбинского моста вычеркнули. Власти Ярославской области переполошились и даже написали Сталину. Стройку обещали продолжить в пятой пятилетке (1951-1955). Решение о строительстве приняли лишь в 1955 году.


К месту стройки протянули железнодорожную ветку. Поблизости построили завод для оперативного производства материалов. Собрали гигантский портальный кран грузоподъемностью 60 тонн. Все, что не получалось сделать на месте, доставляли по железной дороге из Ярославля.

Рыбинский мост, словно конструктор, создавали из 45-тонных блоков. Его секции собирали прямо на берегу. В пролет их устанавливал гигантский плавкран. К 1959 году возвели четыре главные опоры и один пролет.

Не обошлось без трагедии. 26 января 1962 года 105-тонная махина рухнула в Волгу вместе с бригадой, которая работала там. Из ледяной воды живыми выбрались не все: из 14 рабочих погибли двое.

Парапет у моста тоже мог быть бетонным. Однако руководство города настояло на чугунных ограждениях – их изготовили в литейках рыбинских заводов. На прочность конструкции моста испытывали 150 грузовиков с песком. 27 августа 1963 года мост ввели в эксплуатацию – хотя и с рядом недоделок. Дорабатывали его еще два года.

Кстати, «Мостоотряд № 6», теперь «Мостотрест», недавно отметивший 70-летний юбилей, до сих пор возводит мосты. Удивительно, но именно рыбинский мост они называют своим любимчиком. Из трехсот мостов и путепроводов нашей «чайкой» здесь гордятся больше всех. И пишут на сайте: «Рыбинский мост давно стал визитной карточкой отечественного мостостроения. Его фотографию мы из года в год печатаем на подарочных календарях». Приятно!

Два круговых и реверсивное движение

Начало ремонта Волжского моста в Рыбинске запланировано на 2022 год. Работы могут продлиться два года и обойдутся в 2,5 млрд рублей.

Особенности проекта капитального ремонта моста объясняет Денис Добряков, глава Рыбинска:

Запланированы два круговых перекрестка – на съезде с моста и на пересечении улиц Коллективизации и Рыбинской.

В планах – изменить схему движения по улицам Рыбинской, Коллективизации, Сакко и Ванцетти. Это позволит избежать пробки, которая выстраивается при движении в сторону Слипа.

Предусмотрена красивая подсветка моста. Глава обещает позже показать ее окончательный вариант.

Как говорит глава, на время капитального ремонта Волжский мост полностью перекрывать не будут:

Рыбинская «чайка»

Фото Сергея Чурочкина

Рыбинск мог потерять самое красивое сооружение Верхней Волги, символ города и его визитную карточку — Спасо-Преображенский собор. Мог, но, к счастью, не потерял. А дело было так.

Первоначальный проект строительства моста через Волгу, реализация которого началась в 1940 году, предусматривал уничтожение собора. Чем помешала «краса Волги» тогдашним строителям, теперь не имеет значения, но строительство было отложено. А в конце пятидесятых был принят новый проект, и Рыбинск потерял только лестницу, по которой в 1777 году на берег ступила царственная нога Екатерины II. И приобрел шестипролетный шестисотметровый автомобильный мост, прозванный в народе «рыбинской чайкой».

Два больших пролета — второй и третий от правого берега — судоходные. Второй предназначен для судов, идущих вниз по Волге, третий — для судов, поднимающихся вверх.

Интересно, что это первый мост в стране, сделанный не из сборного железобетона, а из монолитного. Самого же бетона при строительстве было потрачено 20 тысяч кубических метров.

Первоначальный проект моста в Рыбинске предусматривал не чугунные парапеты, а тоже бетонные. В те годы металл в строительстве использовали редко. Однако партийное руководство города настояло на изготовлении чугунных ограждений, которые были отлиты в литейках Рыбинска.

Эта опора, по воспоминаниям очевидцев, еще во время сдачи моста в эксплуатацию в 1963 году вызывала сомнения. Даже невооруженным взглядом можно было заметить, что плавно поднимавшееся к середине моста полотно у пятой опоры казалось опущенным вниз. Тогда это объясняли тем, что именно здесь сделаны отверстия для стока дождевой воды, а значит, впадина предусмотрена проектом. Дескать, мост слишком длинен, и долго бегущая по нему вода получила бы слишком большую скорость и постепенно разрушала бетон.

Как у любого необычного объекта, у рыбинского моста есть свои тайны и трагедии. За полтора года до окончания работ здесь произошла крупная авария, подробности которой открылись лишь в начале 90-х. 26 января 1962 года группа монтажников находилась в верхней части арки. Одна такая металлическая конструкция даже без бетонного покрытия весила 105 тонн. Внезапно арка начала крениться и рухнула в реку, а вместе с ней в холодной зимней воде оказалось 14 человек. Спастись удалось только 12-ти строителям, двое погибли. Причиной происшествия была названа небрежность при укреплении вспомогательных конструкций.

…25 августа у рыбинского моста день рождения. В этот день в 1963 году здесь торжественно была разрезана красная лента, и с правого на левый берег Волги проехала первая машина. И сегодня мы уже не представляем себе город без огромных бетонных арок, так похожих на крылья чайки.

Ремонт моста в Рыбинске. Подробности

В 2022 году в Рыбинске начнется капитальный ремонт Волжского моста.


Какими будут дорожные развязки после ремонта моста, и как будет проходить сам ремонт?

Основные моменты рассказывает глава Рыбинска Денис Добряков:

Закрывать мост не будем. Настаивали, чтобы проектировщики заложили возможность организации реверсивного движения. Пробки будут, постоять придется, но это временная мера и все же лучше полного перекрытия.

Запланированы два круговых перекрестка — на съезде с моста, где сейчас расходятся пять дорог, и на пересечении улиц Коллективизации и Рыбинской.

Изменится схема движения по улицам Рыбинской, Коллективизации, Сакко и Ванцетти. Это позволит избежать пробки, которая выстраивается при движении в сторону Слипа.

Ремонтировать будем не только мост, но и прилегающие дороги. Работы организуем параллельно.

Предусмотрена красивая подсветка моста. Обязательно покажу окончательный вариант.

Основная задача – распределить транспортные потоки с моста так, чтобы они не конфликтовали. Варианты организации движения мы с ГИБДД рассматривали полтора года. Считаю, что выбран оптимальный вариант.

Начало ремонта Волжского моста запланировано на 2022 год. Работы могут продлиться два года и обойдутся в 2,5 млрд рублей. Спасибо Валентине Владимировне Терешковой за эту возможность и помощь Рыбинску.

В Рыбинске в 2022 году отремонтируют мост

Сейчас ведутся проектные работы, после готовности проекта будут понятны порядок проведения работ и пути проезда.

Деньги на ремонт рыбинского моста через Волгу выделяет федеральный бюджет. Предполагалось, что сумма составит полтора миллиарда рублей. Но, как заявила депутат Госдумы Валентина Терешкова, ей удалось договориться с президентом об увеличении финансирования до 2.5 млрд.

Об этом стало известно на партийной конференции «Единой России», состоявшейся в пятницу. В пятницу же Денис Добряков объявил об участии в выборах главы Рыбинска в сентябре и предварительном голосовании в мае. Одновременно с Добряковым документы на участие в праймериз, по результатам которых партия определит своих кандидатов на выборах депутата Государственной Думы РФ, подали Валентина Терешкова и Лариса Ушакова.

В каком году построили рыбинский мост

Ольга Николаева

Нравится Показать список оценивших

Владимир Подружкин

Ждв.

Нравится Показать список оценивших

Дмитрий Егоров

это позорище,хвалёные арматы только на парадах,а в частях - советские Т-72 и Т-80дешёвая клоунада,надо было шлюзы спускать-и гнать этих актёров погорелого театра во время шлюзовки на переправу,пускай покажут как надо

В каком году построили рыбинский мост

Олег Смирнов


Олег Смирнов

Николай, там Молоковцы живут

Нравится Показать список оценивших

Светлана Сафонова

Интересно, а на слип будет народ на работу ездить через механик? Кто убытки за бензин возмещать будет,

Нравится Показать список оценивших

Валюша Шереметьева


Валюша Шереметьева

А кто из города на слип ездит работать? Будем все через механу. Не 15 мин, а час 15

Нравится Показать список оценивших

Александр Серяков

Светлана, А лучше когда он рухнет с людьми? тоже будете лететь вниз и думать о бензине?

Нравится Показать список оценивших

Светлана Сафонова

Александр, он вас ещё переживет.

Нравится Показать список оценивших

Александр Серяков

Светлана, ну ну. С учетом что нагрузка увеличилась в разы потоком машин, не говоря уж про остальные аспекты.

Нравится Показать список оценивших

Светлана Сафонова

Александр, тут рея совсем не идёт об восстановлении и укреплении. Рея идёт о расширении арок что бы большие туристические суда проходили. Чтобы чиновники денег больше зарабатывали, а вы будете кататься через механик на слип.

Нравится Показать список оценивших

Александр Серяков

Светлана, Так его и так планировали ремонтировать искали деньги. А по поводу судов больших и правда смешно звучит. с учетом что речное пароходство практически снизилось. Вспоминая свои детские года теплоходов в разы больше ходило,ночью бегали смотреть ибо чаще в ночное время проходили. А сейчас если весь день провести на речке дай Бог 2-3 пройдут.

Нравится Показать список оценивших

Светлана Сафонова

Александр, так вот ремонтировать и перестраивать совсем разные вещи. Согласитесь?

Нравится Показать список оценивших

Светлана Сафонова

Александр, будет перекрыта центральная артерия соединяющая два берега. Что будет с людьми которые работают на противоположных берегах ни кто не знает и альтернативах опять же не кто не предложил.

Нравится Показать список оценивших

Александр Серяков

Светлана, Да в данном случае понятно не удобство. В Ярославле год переделывали Добрынинский мост тоже самый большой район отрезали от центра,была ж. и то сделали и аварийный он сразу стал. снова будут разбирать и строить новый, радует хоть одну половину открыли проще стало. Но по мне лучше потерпеть чем ехать по аварийному мосту. Власть это конечно не признает никогда Добрынинский мост тоже все говорили норм,пока автобус не провалился колесом. лишь после этого стали сносить. Жаль у нас в стране делается только когда чп происходит.

Нравится Показать список оценивших

Жека Вересов

Александр, если он и рухнет то только после реконструкции, а если ворьё туда свои ручонки не запустит то и мост будет стоять ещё сто лет

Нравится Показать список оценивших

Александр Серяков

От части соглашусь спецы конечно и сейчас есть. но начальство с выше увы как обычно дадут просроченные материалы и придется работягам из г. делать. Ну а вот про сто лет еще. сомневаюсь срок эксплуатации на который он строился истек давно. а капитального ремонта не было не разу.

Нравится Показать список оценивших

Жека Вересов

Александр, в том то и дело что делают из гомна и делают гомно. Сам монтажник и знаю всё это не понаслышке, и понимаю что такие проекты придумывают только для того что бы деньги разворовать.

Нравится Показать список оценивших

Александр Серяков

Согласен тоже долгое время работал в строительстве насмотрелся на кошмар из какого г..сейчас строят новостройки..именно из за этого ушел с этой сферы.

Нравится Показать список оценивших

Алексей Хлапов

Александр, на пароме будут ездить. Теплоход город уже купил же

Нравится Показать список оценивших

Александр Серяков

Честно не слышал,но если так то лучше уж чем через 7 км ехать :)

Нравится Показать список оценивших

Денис Лосев

Светлана, может, пантон поставят? Хотя, вряд ли. им Ваши убытки, до одного места((

Нравится Показать список оценивших

Алексей Антоненко

Светлана, Какие большие? Океанские? Шлюз не пропустит. Раньше проходили - теперь нет?

Нравится Показать список оценивших

Макс Розов

Очередная кормушка

Нравится Показать список оценивших

Стас Соколов

100 Лет перестраивать будут, в итоге деньги спиzдят и разбегутся.

Нравится Показать список оценивших

Роман Петров

Нравится Показать список оценивших

Станислав Головин

Мост скоро развалится,поэтому и реконструкцию делают.Ремонт продлиться на 2 года,так что запаситесь терпением слипа и заволги.Но будет работать переправа,не бросят же жителей.

Нравится Показать список оценивших

Нина Новосельцева

Не надо трогать наш мост , он построен по всем технологиям , что требуется и рассчитан на определенную нагрузку .

Нравится Показать список оценивших

Денис Космичев

Нравится Показать список оценивших

Нравится Показать список оценивших

Вячеслав Осокин

Бред, ворьё

Нравится Показать список оценивших

Валентина Румянцева

Новыи надо строить

Нравится Показать список оценивших

Игорь Тютин

, Нужен новый мост, а этот оставить для легковых и автобусов.

Нравится Показать список оценивших

Нина Новосельцева

Игорь, согласна с вами .

Нравится Показать список оценивших

Александр Серяков

Лишь компании ЕКС не давайте строить. а то она в Ярославле все проекты провалила обычный мост то не смогла построить. а тут через Волгу

Нравится Показать список оценивших

Ирина Московская

постройте лучше новый..рядом..

Нравится Показать список оценивших

а как же логотип Рыбинска. вместо полноценной попы, какое то полупопие получается. это что, троллейбусы перекрашивать?

Нравится Показать список оценивших

Елена Ульянова

Антинародная власть в антинародной системе. А вы всё ждете, что они будут жить нашими проблемами? Уних своя реальность. И вы будете в этой реальности. никем. нет вас.

Нравится Показать список оценивших

Елена Ульянова

Нравится Показать список оценивших

Денис Лосев

Елена, за два месяца подписало 137 человек

Нравится Показать список оценивших

Вова Клопов

Нравится Показать список оценивших

Вова Клопов

Вова, не когда ещё столько не делали

Нравится Показать список оценивших

Вова Клопов

Вова, меня бесит когда людям делают хорошо а они втыкают наоборот

Нравится Показать список оценивших

Наталья Новикова

Вова, дороги у нас огонь. Яма на яме

Нравится Показать список оценивших

Вова Клопов

Наталья, все сразу не сделать главное чтобы продолжали

Нравится Показать список оценивших

Наталья Новикова

Дак у нас ничего не делается

Нравится Показать список оценивших

Вова Клопов

Нравится Показать список оценивших

Вова Клопов

Нравится Показать список оценивших

Наталья Новикова

Ты случайно не сосед Добрякова

Нравится Показать список оценивших

Наталья Новикова

У него во дворе всё огонь. Хорошо сделано

Нравится Показать список оценивших

Вова Клопов

Нравится Показать список оценивших

Наталья Новикова

Ты смотришь со своей колокольни а я вижу реально что ничего не делается

Нравится Показать список оценивших

Вова Клопов

Нравится Показать список оценивших

Вова Клопов

Наталья, главное чтобы продолжали делать

Нравится Показать список оценивших

Денис Дудоров

Прежде чем тут возмущаться, перейдите по ссылке источника и прочитайте.

Нравится Показать список оценивших

Дмитрий Орлов

Нравится Показать список оценивших

Николай Хвостов

Нравится Показать список оценивших

Николай Громов

может новый мост построить? чем что то менять.. рухнет старый кто будет виноват?

Мост через Волгу

Мост через Волгу в Рыбинске

Интересные места Рыбинска Содержание

Удивительное по красоте сооружение Рыбинска, города Ярославской области, – Волжский мост. Он не только выполняет практическую функцию, но и является одним из украшений набережной и городской панорамы в целом.

История создания моста

Население города Рыбинска 1930-х годов составляло более 100 тысяч человек, для расселения такого большого количества людей начало активно застраиваться рыбинское Заволжье. Жителям новых районов приходилось нелегко, поскольку работали они на правом берегу великой реки. Паромная переправа, которой приходилось пользоваться тысячам людей, была непростой из-за капризов Волги и огромного количества пассажиров. Рыбинск нуждался в автомобильном мосте, поэтому, по примеру многих городов того периоде решил воплотить в жизнь грандиозный план.

Построить Волжский мост впервые попробовали в 1938 году по проекту архитектора Уланова, брата великой Галины Улановой. Первоначальный план возведения включал в себя уничтожение Спасо-Преображенского собора, который сейчас считается главным архитектурным украшением Рыбинска. К счастью, от этой идеи отказались, в жертву мосту была принесена исключительно лестница, по которой в свое время прошлась императрица Екатерина Вторая. Для привлечения рабочей силы власти города обратились к рыбинцам с призывом активно участвовать в строительстве, поэтому после основной работы тысячи людей с энтузиазмом шли на стройку.

Но за год работы удалось только отлить из бетона опоры будущего сооружения. Работы были приостановлены Великой Отечественной войной. Однако это непростое время доказало, что мост городу необходим. Заводы и фабрики трудились для нужд фронта, переправа через Волгу не справлялась с огромной нагрузкой, а опоздание на работу даже на несколько минут сурово наказывалось. В марте 1943 года на переправе произошла авария: затонул перегруженный буксир, унеся с собой сотни жизней.

Вернуться к строительным работам смогли только в 1955 году. К этому периоду в городе уже была действующая сеть железных дорог, а также построен военный завод. Поэтому все необходимое для строительства изготавливали своими силами или перевозили по ж/д путям из Ярославля. Одновременно функционировал временный деревянный мост. Изначальный довоенный проект устарел, был разработан новый, по которому снос Спасо-Преображенского собора не предусматривался.

Изначально в планах архитекторов входило использование бетона для изготовления парапетов, поскольку металл в те времена в подобных отраслях применялся редко. Однако руководители города потребовали, чтобы парапеты были отлиты из чугуна.

Работы по возведению моста выполнялись четко по графику, поэтому в августе 1963 года состоялась торжественная церемония открытия. После того как перерезали красную ленточку, по новому полотну торжественно проехал первый автомобиль. Интересно, что после этого мост не был введен в эксплуатацию, поскольку требовалось устранить еще некоторые дефекты, на что было затрачено еще около 2 лет.

Интересные факты о мосте

Чтобы покорить водную стихию и построить мост через Волгу в Рыбинске, был использован грузоподъемный кран, способный поднять 60 тонн. Бетонные основы, на которых устанавливался кран, сохранились до наших дней, гости города могут посмотреть на них, прогуливаясь по набережной. Вот еще несколько поражающих воображение цифр:

  • Длина моста – 720 метров, ширина – 16 метров. Включает 6 пролетов, из которых два судоходные высотой 21 метр. По сторонам моста оборудованы специальные площадки для прохода пешеходов.
  • Высота от настила до водной глади – около 22 метров, а Большая и Малая арка имеют высоту 128 и 80 метров.
  • Совокупная длина моста и всех находящихся на нем дополнительных сооружений составляет более 1800 метров, что делает постройку самой крупной в волжском бассейне.
  • На его строительство потратили бетона более чем 20 тысяч м 3 .
  • Изначально на строительство моста был выделен 31 миллион рублей и определен срок – 2 года. Первый проект разительно отличался от типичных мостов советской поры, рыбинский мост не должен был напоминать традиционную «чайку» с пролетами-крыльями. Кроме того, в планы входила прокладка рельсов – в городе планировали пустить трамвайную линию. Эта идея реализована не была, однако удалось провести линии электропередач и пустить троллейбусы, которые перевозили людей через Волгу до 2011 года.

Волжский мост в Рыбинске стал первым в России, возведенным из монолитного бетона, все предыдущие строились из сборных блоков. Кроме того, считается он еще и одним из самых привлекательных для туристов, поскольку, проезжая по мосту, можно полюбоваться главами Спасо-Преображенского собора, а также еще одной достопримечательностью Рыбинска – зданием старой хлебной биржи, где пару столетий назад заключались многомиллионные сделки. Неподалеку располагаются Рыбинский порт и причал для круизных судов.

История моста имеет и неприятный факт, подробности которого до сих пор неизвестны. Незадолго до завершения строительства произошла страшная авария – в воду упала арка весом более ста тонн. Трагедия унесла жизни двух человек, однако 12 рабочим удалось спастись. Позднее причиной было названо нарушение технологии монтажа вспомогательных конструкций.

Волжский мост считается достаточно сложным с архитектурных позиций сооружением. Его конструкция не отличается симметричностью из-за фарватера реки, поэтому для воплощения идеи в жизнь потребовалось проявить немалую смекалку. История его возведения была показана в документальном фильме, снятом каналом «Рыбинск-40».

Сейчас мост стал одной из самых узнаваемых достопримечательностей города, его изображение печатается на сувенирных открытках и магнитах Рыбинска. Нагрузка на него настолько велика, что рассматриваются проекты строительства второго моста, пока только на бумаге, поскольку финансирования не хватает.

Читайте также: