2 этап строительства склада

Обновлено: 04.07.2024

Проектирование складских комплексов: виды сооружений и требования к проекту

Проектирование складских комплексов призвано обеспечить удобство пользования всей территорией, а не только помещениями склада. Схема движение транспорта, размеры ангаров, озеленение территории – все это и многое другое разрабатывается на первоначальном этапе.

Чтобы приступить к проектированию, необходимо провести подготовительные мероприятия. В нашей статье мы расскажем, как устроен процесс расчетов, какие факторы учитываются и что входит в итоговую документацию проекта складского комплекса.

Виды складских комплексов

Проектирование складских комплексов – важный этап сооружения объектов, функциональное назначение которых состоит в обеспечении условий для хранения различной продукции. Проектировщики должны продумать каждую деталь, чтобы обеспечить максимально эффективное использование застраиваемой территории. Кроме того, при планировании складских комплексов необходимо учитывать технические стандарты и требования безопасности. Проект такого объекта должен разрабатываться с учетом правил хранения товаров и особенностей работы специалистов складского комплекса.

Виды складских комплексов

Профессиональное проектирование складских комплексов с учетом всех требований к организации помещений позволит на более высоком уровне организовать все логистические процессы.

Рассмотрим классификацию складов, которая была разработана с учетом опыта ведущих логистических компаний.

  • Складские помещения, получившие класс D, предполагают наличие ограниченного перечня требований, поскольку строятся при минимальном финансировании. Основные параметры, которые должны быть учтены: возведение склада на нежилом участке, минимальная техника безопасности. Складской комплекс способен вмещать транспорт грузового типа.
  • Складские помещения, относящиеся к классу C, как правило, расположены на территории производственных объектов. Они отличаются полами из бетона и высотой потолков более 4-х метров.
  • Склады класса B могут проектироваться как комплексы, состоящие из одного или двух этажей. Такие объекты обеспечиваются современными системами связи, охраны, противопожарной сигнализации и отопления. Здесь предусматривается большое количество отдельных складских помещений, а также погрузочно-разгрузочные рампы, площадки для складской техники и грузового транспорта.
  • Складские помещения самого высокого уровня – класса A. Такие строения имеют один этаж, пол выполнен из бетона. Склады этого уровня сделаны капитально и рассчитаны на длительную эксплуатацию. Объекты класса А должны соответствовать нескольким параметрам: дистанция в девять метров между несущими столбами, возможность регулировать температуру и влажность в помещениях. Участок должен быть подключен к основным коммуникациям: канализационная сеть, водопровод и электроэнергия. Рядом есть современная транспортная развязка. На объекте работает эффективная система надзора.

Требования к проектированию складских комплексов

Проектирование складских комплексов осуществляется по определенным правилам, которые должен знать исполнитель. Разберем их:

  • При выборе формы строения лучше отдавать предпочтение прямоугольным конструкциям. Они выгоднее, чем арочные, отличаются высокой функциональностью, но при строительстве требуют дополнительных затрат ресурсов и времени.
  • Типовые проекты складских комплексов, относящиеся к классу А+, имеют высоту потолков минимум 10 метров.
  • Вся территория, отведенная под проект, должна быть разделена на две части: для помещения склада отводится не более 50 % земли, а остальная площадь предназначается для решения обслуживающих задач. Это могут быть места разгрузки товара, въезд, пункт техобслуживания и т.п.
  • Рекомендуется воздвигать складские помещения в один этаж. В противном случае конструкция может быть чрезмерно перегружена. Не рекомендуется строить громоздкие здания. Важно сбалансированно распределить вес на фундамент.
  • Если же предусмотрен второй этаж, лучше размещать здесь офисы или помещения для хранения легкой продукции.
  • При проектировании складских комплексов следует предусмотреть подсобные помещения, места для работников и для размещения специального оборудования.
  • Старайтесь равномерно распределять нагрузку по всей площади склада и не возводить колонны. При необходимости можно установить несущие опорные конструкции на расстоянии не менее 12 метров друг от друга.
  • На каждые 700 квадратных метров желательно предусмотреть одни ворота для загрузки/выгрузки продукции.
  • Следует предусмотреть обустройство автоматического контроля за температурой и влажностью воздуха в помещениях.
  • Должны быть определены места для охраняемой парковки большегрузных транспортных средств.

Требования к проектированию складских комплексов

Что касается необходимых коммуникаций, то следует предусмотреть:

  • видеокамеры наблюдения;
  • телефон;
  • шахты вентиляции;
  • канализационную систему;
  • водопровод и электричество;
  • сигнализацию, уловители дыма, огнетушители и прочие средства пожарной безопасности;
  • внутренние и внешние осветительные приборы по всему периметру;
  • систему учета рабочего времени;
  • кондиционеры, обогревательные приборы;
  • станцию автономного электропитания.

Порядок проведения инженерных изысканий: разбираемся в требованиях законодательства

Существуют дополнительные критерии, которые при создании проекта складских помещений носят рекомендательный характер:

  • подвод ж/д линии, обустройство мест для вагонного обслуживания;
  • отсутствие у входа рампы, чтобы все напольное покрытие имело единый уровень для удобства перемещения;
  • на двухэтажном складе установка подъемных устройств для персонала и различных грузов;
  • снабжение контрольно-пропускного пункта и прилегающей территории охраной, а также защитным ограждением.

Дополнительные постройки и элементы складских комплексов предусматриваются в зависимости от целей объекта. Если этот фактор не учитывается, то некоторые детали могут оказаться избыточными.

Предварительный этап проектирования складских комплексов

Предварительный этап проектирования складских комплексов

Градостроительный кодекс РФ определяет последовательность работ при капитальном строительстве. В соответствии с этим документом перед началом проектирования должны быть завершены комплексные инженерные изыскания.

Такие исследования включают в себя изучение природных условий (климата, рельефа) всей территории строительства, имеющихся объектов и различных коммуникаций. Помимо перечисленного проводится исследование градостроительного плана и прочей документации. Оформляются вспомогательные материалы, такие как фотографии и видео, тексты, схемы и графики, которые необходимы при создании полноценного проекта.

Список основных типов работ, проводимых при инженерных исследованиях:

  • определение существующих транспортных и инженерных структур на всей территории проекта;
  • изучение земляного покрова, прочие геологические исследования, съемка местности;
  • установление характеристик и размеров будущего объекта строительства;
  • лабораторное изучение свойств почвенного состава и грунта на территории складского помещения;
  • прочие изыскания.

При проведении замеров и исследований внимание уделяется также грунту на участке (парковочные места, территория доставки грузов, дорожные разветвления). В ситуации, когда помещение состоит из отдельно стоящих построек, при проведении инженерных исследований выявляется возможность соединения строений между собой.

Исполнитель и заказчик подписывают договор, в котором перечислен список работ, в том числе техзадание и будущие исследования. Место строительства также влияет на количество возможностей проекта. Например, на территории населенного пункта, особенно города, гармонично согласовать склад с окружающей инфраструктурой трудно. Вне городской среды количество вариантов значительно возрастает.

Инженерно-топографический план представляет собой чертеж и состоит из геологических и геодезических исследований, топографической съемки, оформленных в виде графиков и текстов. Содержимое дает полное представление о координатах и размерах территории, наличии и размещении инженерных систем. На основе инженерно-топографического плана принимается решение о будущем положении складских помещений, дополнительных строений и коммуникаций.

Предварительный этап проектирования складских комплексов

Оформление инженерных исследований проходит следующим образом:

  • планы, чертежи;
  • расчетные показатели, схемы и измерения;
  • техническая отчетность;
  • заключительные акты, ведомости;
  • съемочный материал, представленный в виде графических изображений.

Если на изучаемой территории уже находились строительные объекты или некоторые инженерные системы, необходимо предоставить документы, подтверждающие их техническое и эксплуатационное состояние. Требуется документ, подтверждающий технические параметры объекта, чтобы его можно было подсоединить к коммуникациям.

Для проектирования складского или прочих помещений обязательно нужны исходные параметры территории будущего объекта строительства.

5 этапов проектирования складских комплексов

Рассмотрим основные шаги, необходимые для проектирования складских помещений:

1. Создание генерального плана складского комплекса

Для грамотного составления строительного плана важно изначально определить, какие функции будет выполнять объект и каковы его основные задачи.

Условия составления генплана будущего складского помещения:

  • к строению — количество въездов, наличие оснащения;
  • к обслуживающим структурам — транспортная развязка на участке.
  • только для автомобилей — один;
  • для автомобилей и поездов с разных концов участка — два.

2. Определение системности и логистики при создании проекта склада и зон обработки входящих и исходящих грузов

Моменты, на которые следует обратить внимание:

  • ограждение — по всему участку, отдельный проезд при ЧС (ширина до 5 метров);
  • зеленая поверхность — до 30-35 % от прилегающей территории;
  • направление движения — по часовой, максимальная минимизация езды. Полоса в каждую сторону должна быть в ширину около 5 метров.
  • участок ожидания — ширина до 40 метров.

Характеристики, которыми определяется производительность складского помещения:

  • вместимость — длина;
  • общая площадь;
  • объем.
  • первоначальное количество грузовых товаров;
  • средний объем входящих товаров за год;
  • количество рабочих дней складского помещения;
  • количество грузовых групп, имеющих похожие характеристики;
  • число единиц, которые могут в одно время храниться на территории склада;
  • объем и вес среднего типа груза из каждого класса товаров;
  • физические параметры среднего типа груза из каждого класса товаров;
  • остальные характеристики.

5 этапов проектирования складских комплексов

Характеристики, которые необходимо вычислить:

  • общая территория складского помещения;
  • необходимое количество вспомогательных механизмов и ТС;
  • используемая площадь;
  • размеры склада (ширина и длина);
  • высота, используемая для складирования;
  • величина грузового фронта;
  • ширина складских пролетов;
  • ежемесячные расходы на содержание территории и т.п.

Освещение на промышленных предприятиях: особенности проектирования

Благодаря составлению полного проекта складских зон можно заранее установить количество этажей, необходимую высоту и ширину объектов, грамотно спланировать процесс грузопотока.

Параметры, влияющие на размеры складских зон:

  • объем одной единицы типичного товара;
  • цена земельного участка;
  • используемый метод переработки грузов;
  • необходимая вместимость;
  • виды складского мебельного оборудования;
  • частота обновляемости грузов;
  • особенности механизмов обслуживания, используемых для перевозки и подъема грузов на территории склада.

3. Создание плана конструкции склада, его размеров и общего вида

Строения делятся на три группы:

  • основные складские помещения;
  • пункты для вспомогательного обслуживания;
  • подсобные комнаты.

Помещениями склада, отведенные для основного производства, являются:

  • фасовочные цеха;
  • участки, где проводится прием и сортировка грузов;
  • секции для хранения товаров;
  • зоны, где продукция укомплектовывается и готовится к последующей погрузке;
  • секции временного хранения и отправки грузов;
  • камеры для охлаждения грузов.
  • зоны, предназначенные для хранения конфликтных товаров.

4. Распределение складских помещений, отведенных для основного производства

Какие секции при планировании относятся к рабочим:

  • зона основного хранения грузов;
  • хранение штабельное;
  • хранение стеллажное;
  • участок приема товаров;
  • участок отгрузки (ж/д пандус);
  • участок отгрузки (авто пандус);
  • секция фасовки;
  • секция укомплектования;
  • приемочная экспедиция.

Складские помещения также могут иметь одно- и двустороннее расположение секций. Это зависит от первоначального планирования участка приема, комплектации и хранения товаров.

Распределение складских помещений

При оптимизации складов и последующем проектировании заказчику необходимо выбрать между механизированным и автоматизированным типами помещений.

На механизированных складах оператор контролирует основной объем работы, поэтому вероятность совершения ошибок, связанных с человеческим фактором, значительно выше. Устанавливается только самое необходимое оборудование, грузопотоки разводятся сквозным способом.

На автоматизированных складах операции по хранению, транспортировке и разгрузке выполняются машиной. Имеет гораздо больше преимуществ, хотя оборудование стоит значительно дороже. Грузопотоки построены по тупиковому типу.

На данном этапе разработки плана складского помещения важно определить, каким образом будет достигнута максимальная эффективность и производительность грузообработки при минимальных расходах.

5. Решение по компоновке, размерам и объемам запланированного проекта

Необходимо учитывать рациональность каждого требования при создании плана складского помещения:

Объемы секций склада определяются согласно разнообразию продукции, их общему количеству, объемам товаров и другим параметрам доставки (частота, вид поставщика, размеры, тип транспортного средства), а также характеристикам отправки (число заказов, интенсивность, объем товаров и прочее).

Решение по компоновке, размерам и объемам запланированного проекта

Виды транспортных средств, частота поставок и отправок влияют на расположение соответствующей зоны.

Наличие двух рамп (автомобильной и железнодорожной) требует, чтобы при проектировании зоны погрузки и отгрузки располагались с двух сторон склада.

При этом секция отгрузки должна находиться недалеко от приемной зоны грузов и места временного хранения.

Зона основного хранения товаров оборудована механизмами и устройствами исходя из типа продукции, комплектации, цены, вид поставки и т.п.

Приемка в складских помещениях также должна быть оборудована участком для регистрации товаров и его временного нахождения.

При создании плана обязательно учитываются размеры помещения (в том числе и высота), чтобы приобрести соответствующее техническое оборудование.

В зависимости от имеющихся устройств для транспортировки и подъема грузов формируются проезды по территории склада.

Участок, на котором происходит комплектация заказов, должен находиться в непосредственной близости к зоне отправки или месту разгрузки.

Проектирование заводов: задачи, подходы, этапы

Секция комплектования грузов оснащается механизмами, которые максимально соответствуют видам продукции и процессу комиссионирования.

При проектировании важно помнить о зоне отправки, в которой предусматривается отдельный выход к отгрузке.

Чтобы понять, оптимален ли выбранный план складского помещения, воспользуйтесь формулой для поиска коэффициента: объем необходимой площади к количеству затрат, требуемых для выполнения запланированного варианта.

Управление складом Второй этап проектирования склада

В прошлом номере мы начали тему строительства склада и логистического проектирования. Второй этап проектирования предполагает определение логистических параметров склада. Именно в это время решаются главные вопросы, поскольку от того, насколько грамотно будут выбраны и прописаны все параметры, зависит дальнейшая работа склада

Итак, в предыдущей публикации (см. статью Владимира РУЖИЦКОГО «Анализ параметров товаропотока при логистическом проектировании склада», «Складские технологии» № 2/2007) мы разобрали первый этап логистического проектирования. Товар, хранящийся и обрабатываемый на складе, разбит по группам. Для каждой группы определены: весогабаритные характеристики единицы хранения и отбора, требования к условиям хранения и товарному соседству. Установлены основные требования к товарной обработке и технологические ограничения, планируемые объемы товарообработки и хранения, их неравномерности на расчетный период. После этого можно приступать к следующему этапу логистического проектирования.

ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТОВАРООБРАБОТКИ

Процессы товарообработки на складе могут проводиться по ручной, механизированной либо автоматизированной технологии.

РУЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Ее отличительная особенность – минимальное использование оборудования при обработке и хранении товара. В качестве подъемно-транспортного оборудования используются простейшие механизмы (ручные гидравлические тележки, платформенные тележки, ручные гидравлические штабелеры и т. п.). Из-за того, что такая техника практически не позволяет перемещать товар вертикально, он хранится напольно, в штабелях либо на низкоуровневых полочных стеллажах.

Основные достоинства варианта:
Универсальное использование складских площадей, операционные зоны могут иметь «плавающие» границы в зависимости от потребностей товарообработки.
Возможность использования низкоквалифицированного персонала для погрузочно-разгрузочных работ и внутрискладских перемещений.
Возможность наращивания пропускной способности за счет увеличения людских и технических ресурсов.
Стоимость оснащения склада (стартовые затраты) минимальная.
Минимальные требования к высотности здания и качеству полов.

Основные недостатки:
Потребность в значительных площадях, обусловленная невозможностью рационального использования высоты здания.
Низкая производительность при товарообработке. Как следствие – большое количество персонала.
Большой процент ошибок при товарообработке в связи с выполнением операций рабочим персоналом.

МЕХАНИЗИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Этот вариант отличается тем, что все операции по перемещению товара осуществляются с помощью самоходного подъемно-транспортного оборудования, имеющего электрический, дизельный, бензиновый или газовый двигатель. Управление подъемно-транспортным оборудованием осуществляется персональными операторами, либо находящимися в кабине ПТО, либо идущими рядом. Высота складирования товара с использованием такого оборудования достигает 14 м. Хранение товара осуществляется преимущественно на стеллажных конструкциях.

Основные достоинства варианта механизированной обработки:
Оптимальное использование высоты здания для размещения товара. Как следствие – потребность в меньших площадях по сравнению с ручной технологией товарообработки.
Возможность наращивания пропускной способности склада за счет увеличения людских и технических ресурсов.
Высокая производительность при выполнении операций. Как следствие – сокращение численности персонала.

Основные недостатки:
Имеются ограничения по допустимой высоте хранения товаров (до 14 м).
Повышенные требования к качеству полов.
Повышенные требования к квалификации персонала (операторов подъемно-транспортного оборудования), участвующего в перемещении товара.
Необходимость наличия дополнительных помещений, зон, оборудования, персонала для обслуживания и ремонта техники.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Вариант автоматизированной технологии товарообработки предполагает минимальное использование персонала. В качестве подъемно-транспортного оборудования используются преимущественно автоматические краны-штабелеры и конвейерные системы. Управление механизмами реализовывается с помощью информационной системы. Хранение товара осуществляется только на стеллажных конструкциях.

Основные достоинства:
Максимальное увеличение производительности выполнения складских операций.
Достижение наибольшей пропускной способности складской системы.
Максимальное сокращение количества рабочего персонала.
Отсутствие доступа персонала в зоны хранения товара.
Возможность увеличения рабочей высоты помещения ОСК до 40 м.

Основные недостатки:
Высокая стоимость оборудования и его обслуживания.
Увеличение рисков, связанное с невозможностью перехода на механизированную технологию обработки товара при выходе из строя элементов автоматической системы.
Отсутствие гибкости системы при значительных изменениях характеристик товаропотоков.

Также при выборе того или иного варианта основной технологии следует ориентироваться на показатели единовременных вложений (максимальные для автоматизированной технологии) и текущих затрат (максимальные для ручной технологии).

После определения возможностей использования тех или иных технологий товарообработки можно переходить к расчету требуемых складских зон. Классификация зон склада

Складские зоны классифицируют по следующим критериям:
По назначению (зоны обработки товаропотока, зоны размещения товара, комбинированные зоны).
По принципам совмещения и поглощения (раздельные зоны, совмещенные зоны, разбитые на сектора зоны).
По специальным требованиям к хранению, обработке, товарному соседству (общие зоны, зоны, обеспечивающие специальные условия хранения и обработки товара).
По направлению движения товаропотоков через зоны (зоны с прямоточной, реверсивной или верификационной схемой движения).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБУЕМЫХ ОПЕРАЦИОННЫХ ЗОН

При определении требуемых складских зон необходимо использовать их классификацию по основным логистическим принципам (см. справку). Рассмотрим, как это делается.

1. Классификация по назначению. Поскольку товар в складской системе может иметь два состояния – либо в обработке, либо в ожидании обработки, складские зоны делятся по доминирующему назначению. Например, зоны обработки товаропотока – зона разгрузки, приемки, контроля и т. д. Зоны размещения товара – зона хранения брака, хранения конфликтного товара, зона экспедиции и т. д. Комбинированные зоны – зона хранения и отбора, таможенной обработки и т. д.

2. Классификация по принципам совмещения и поглощения. В зависимости от топологии складского здания, условий хранения и обработки товара, а также требований к товарообработке, складские зоны могут делиться по принципу совмещения и поглощения. Например, если разгрузка/приемка товара и отгрузка выполняются в разное время, рекомендуется назначать совмещенные погрузочно-разгрузочный фронт и зону приемки/отгрузки. При хранении товара, имеющего сильно различающиеся объемы хранения артикулов, целесообразно зону хранения делить на сектора по типам хранения (паллетное на фронтальных стеллажах, паллетное на гравитационных стеллажах, коробочное, штучное и т. п.).

3. Классификация по специальным требованиям к хранению, обработке, товарному соседству. При наличии таких требований к хранению необходимо создать специальные зоны, обеспечивающие данные условия. Например, зоны, где поддерживается определенный температурно-влажностный режим (охлажденного хранения, глубокой заморозки и пр.), зоны, обеспечивающие ограничение доступа (зона хранения особо ценного товара, экспедиции особо ценного товара и пр.), и т. д.

4. Классификация по направлению движения товаропотоков. Направление движения товаропотока через зоны в первую очередь зависит от назначения зоны и учитывается при размещении зон в плане. Например, зоны с прямоточной схемой движения – зона приемки, отгрузки, экспедиции и пр. Зоны с реверсивной схемой движения – совмещенная зона приемки/отгрузки, совмещенная зона экспедиции/временного размещения не принятого товара и пр. Зоны с верификационной схемой движения – зона контроля и пр.

Пример перечня основных зон в составе складского комплекса представлен в таблице.

Таблица. Перечень основных зон склада и их назначение

Наименование зон и помещений

Основные выполняемые операции

Зона
разгрузки, совмещенная с разгрузочным фронтом

Подача
автотранспорта. Проверка сохранности пломб, осмотр кузова. Вывоз товара из
кузова автотранс-порта. Пересчет грузовых мест и сверка с сопроводительными
документами

Приемка
по количеству. Приемка по качеству

Размещение
товара для приемки. Проверка количества единиц товара в грузовых местах.
Проверка качества товара

Зона
хранения и отбора товара

Складирование.
Хранение. Отбор заказов

Размещение
на места хранения. Отбор товара

Зона
контроля и комплектации готовых заказов

Контроль
правильности отбора. Комплектация заказа

Проверка
соответствия отобранного товара отборочным документам. Консолидация всех
коробов одного заказа. Паллетирование

Консолидирование
готовых заказов по маршрутам доставки. Хранение заказов до момента отгрузки

Зона
отгрузки, совмещенная с отгрузочным фронтом

Подача
автотранспорта. Пересчет грузовых мест и сверка с сопроводительными
документами. Загрузка заказов в автотранспорт

Обеспечение
условий выполнения персоналом служебных обязанностей

Работа с
документами и информационной системой. Осуществление контроля процессов
приемки и отгрузки товара (посты охраны). Бытовые функции

Рисунок 1. Пример распределения суточной нагрузки на складскую систему между операционными зонами Рисунок 1. Пример распределения суточной нагрузки на складскую систему между операционными зонами

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА И ОСНАЩЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗОН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗОНИРОВАНИЯ

Проектирование внутренних технологических зон склада основывается на обеспечении рационального использования емкости каждой зоны, людского и технического ресурса при оптимальной технологии обработки и хранения товара. Объемно-планировочные решения проектируемых складских зон зависят от характеристик поступающих в каждую зону и исходящих из нее товаропотоков (объемов, периодичности, количества артикулов, вида упаковки, типа товароносителя и т. п.), параметров применяемого оборудования (стеллажного, докового), характеристик работающей в зоне техники, состава рабочих мест персонала и принятой технологии выполнения операций.

Основными характеристиками стеллажного оборудования, рассматриваемого при проектировании технологических зон, являются:
тип стеллажного оборудования;
количество ярусов хранения;
габариты мест хранения;
размеры требуемых технологических проходов и проездов.

Если говорить о ПТО, то при проектировании технологических зон нужно учесть следующие его характеристики:
высота подъема вил с загруженным товароносителем;
ширина прохода для маневрирования с загруженным товароносителем;
скорость движения и маневрирования с грузом и время захвата и установки товароносителя.

Основные характеристики докового оборудования, которые нужно учитывать при проектировании технологических зон, следующие:
высота и ширина воротных проемов;
качество беспрепятственного перемещения товара из кузова автотранспорта (ж/д транспорта);
уровень защиты товара от атмосферных воздействий при проведении погрузочно-разгрузочных работ.

Размещение товара в соответствующей зоне зависит от технологии хранения и обработки товаропотока, а также статуса товара в момент размещения. Рациональное размещение товара для хранения или обработки минимизирует временные затраты персонала и использование техники на обработку товаропотока, предотвращает порчу товара и ошибки при его учете, обеспечивает соблюдение техники безопасности на складе.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОЩАДЕЙ СКЛАДСКИХ ЗОН

После определения состава и оснащения технологических зон нужно рассчитать (пока предварительно) требуемые площади зон обработки товаропотока и зон размещения товара.

Требуемые площади зон обработки товаропотока вычисляются по формуле: Sзоны = Sпоста х Nпостов, где Sпоста – площадь одного поста товарообработки, м2; Nпостов – требуемое количество постов товарообработки, ед. Sпоста = Sраб. места + Sпроходов + Sтовара, где Sраб. места – площадь стационарного рабочего места (при наличии такового), м2; Sпроходов – площадь технологических проходов/проездов для обеспечения работы одного поста, м2; Sтовара – площадь, занимаемая товаром, ожидающим обработки и обработанным, м2. Формула для предварительного определения требуемых площадей зон хранения товара имеет несколько иной вид: Sхран = Vхран /(Nярусов x k исп. пл), где Sхран – требуемая площадь зоны хранения, м2; Vхран – требуемый объем единовременного хранения, выраженный в единицах хранения (паллет, лотков, коробов и пр.); Nярусов – количество ярусов размещения единиц хранения (ярусов); kисп. пл. – коэффициент использования площади зоны хранения, являющийся отношением площади, на которой размещен товар, к общей площади зоны с учетом технологических проездов. В первом приближении для паллетного хранения на фронтальных стеллажах kисп. пл. принимается в пределах от 0,31 до 0,36. Стоит отметить, что для предварительного определения требуемых площадей зон целесообразно, а в некоторых случаях необходимо делать схематичные прорисовки состава элемента (поста) зоны с указанием габаритных характеристик. Например, по предполагаемой технологии товарообработки каждый пост контроля должен иметь: стационарный стол контроля 1,3 x 0,8 м; два места для размещения паллет с заказами, ожидающими контроля (площадь паллеты 1,2 x 0,8 м); два места для размещения паллет с проконтролированными заказами (площадь паллеты 1,2 x 0,8 м); технологические проходы шириной 0,6–1,2 м; технологический проезд шириной 2,5 м. Возможная схема компоновки поста контроля представлена на рис. 2. Воспользовавшись ею, можно без труда определить требуемую площадь поста контроля. Умножив результат на необходимое количество постов, получим общую площадь зоны контроля в первом приближении. Требуемые площади зон обработки товаропотока вычисляются по формуле: Sзоны = Sпоста х Nпостов, где Sпоста – площадь одного поста товарообработки, м2; Nпостов – требуемое количество постов товарообработки, ед. Sпоста = Sраб. места + Sпроходов + Sтовара, где Sраб. места – площадь стационарного рабочего места (при наличии такового), м2; Sпроходов – площадь технологических проходов/проездов для обеспечения работы одного поста, м2; Sтовара – площадь, занимаемая товаром, ожидающим обработки и обработанным, м2. Формула для предварительного определения требуемых площадей зон хранения товара имеет несколько иной вид: Sхран = Vхран /(Nярусов x k исп. пл), где Sхран – требуемая площадь зоны хранения, м2; Vхран – требуемый объем единовременного хранения, выраженный в единицах хранения (паллет, лотков, коробов и пр.); Nярусов – количество ярусов размещения единиц хранения (ярусов); kисп. пл. – коэффициент использования площади зоны хранения, являющийся отношением площади, на которой размещен товар, к общей площади зоны с учетом технологических проездов. В первом приближении для паллетного хранения на фронтальных стеллажах kисп. пл. принимается в пределах от 0,31 до 0,36. Стоит отметить, что для предварительного определения требуемых площадей зон целесообразно, а в некоторых случаях необходимо делать схематичные прорисовки состава элемента (поста) зоны с указанием габаритных характеристик. Например, по предполагаемой технологии товарообработки каждый пост контроля должен иметь: стационарный стол контроля 1,3 x 0,8 м; два места для размещения паллет с заказами, ожидающими контроля (площадь паллеты 1,2 x 0,8 м); два места для размещения паллет с проконтролированными заказами (площадь паллеты 1,2 x 0,8 м); технологические проходы шириной 0,6–1,2 м; технологический проезд шириной 2,5 м. Возможная схема компоновки поста контроля представлена на рис. 2. Воспользовавшись ею, можно без труда определить требуемую площадь поста контроля. Умножив результат на необходимое количество постов, получим общую площадь зоны контроля в первом приближении.

Рисунок 2. Схема компоновки поста контроля

ЗОНИРОВАНИЕ СКЛАДА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ВАРИАНТОВ КОМПОНОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ

После предварительного определения площадей основных зон приступаем к зонированию, то есть размещению технологических зон на плане складского здания. При зонировании склада рассматриваются все принципиальные варианты компоновочных решений, отвечающие установленным требованиям и соответствующие принятым технологиям товарообработки (см. справку). По каждому варианту готовятся графические материалы (чертежи), экспликация основных зон.

После разработки принципиальных вариантов компоновочных решений проводится их сравнительная оценка по основным логистическим показателям:
Емкость склада (запас емкости по отношению к планируемым объемам хранения).
Пропускная способность склада при принятом графике работ (запас пропускной способности по отношению к планируемым объемам товарообработки).
Максимально возможная пропускная способность склада (при круглосуточной работе семь дней в неделю).
Единовременные вложения в реализацию проекта.
Стоимость создания одного паллето-места. Принципы зонирования склада

При разработке компоновочных решений складского здания учитываются следующие принципы:
Рациональное использование складских площадей.
Рациональное использование высотности здания.
Последовательность и технологичность выполняемых складских операций.
Максимальная универсальность используемого оборудования в зонах.
Возможность поэтапного наращивания мощностей.
Возможность использования уже имеющейся техники и оборудования.

По результатам сравнения делаются выводы о рациональности использования того или иного компоновочного решения, даются рекомендации по этапности реализации вариантов, определяется один или несколько базовых вариантов для детальной проработки.

ДЕТАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА ПРОЕКТА

После определения основных вариантов компоновочных решений проводим детальную проработку логистического проекта, а именно1:
Технологическое проектирование.
Расчет персонала и техники с учетом технологии товарообработки и штатной структуры.
Детальное зонирование с прорисовкой состава зон и помещений на чертежах.

При создании технологии обработки товаропотоков необходимо опираться на основные принципы организации внутрискладских бизнес-процессов:
Планомерность и ритмичность складских работ.
Реализация эффективных схем товарообработки.
Реализация эффективной системы хранения и учета товара.
Эффективное использование персонала и техники.
Оптимизация системы информационного обмена.

По результатам технологического проектирования составляется организационно-штатная структура, технологические карты и диаграммы бизнес-процессов, разрабатываются внутренние документы и регламенты взаимодействия склада со смежными подразделениями компании, формализуются в должностных инструкциях права и обязанности сотрудников.

Определение требуемого ресурса персонала и техники проводится отдельно для каждой зоны. Общая формула определения потребностей в ресурсе имеет следующий вид:

Nресурса = Vсмена/(Qрес x Тработ),

где Nресурса – требуемое количество определяемого ресурса в смену (человек, бригад, техники);

Vсмена – объем нагрузки на данный участок в смену (паллет, м3, т, шт. и пр.);

Qрес – производительность ресурса при выполнении данного типа операций (паллет/ч, м3/ч, т/ч, шт/ч и пр.);

Тработ – временной интервал работ на участке в смену (ч).

При использовании средних значений объемов нагрузки на участок в представленную формулу необходимо добавить коэффициент неравномерности нагрузки (это отношение максимального объема нагрузки на данном участке за рассматриваемый период к среднему с возможной последующей корректировкой).

Производительность ресурса целесообразно определять на основании данных, полученных в результате хронометража операций. Если провести хронометраж невозможно, то в принципе можно использовать показатели производительности ресурса на аналогичных складах со схожей технологией товарообработки, структурой товаропотоков и параметрами зон.

При проведении детального зонирования на чертежах размещаем выбранное стеллажное оборудование и стационарные рабочие места персонала с учетом шага колонн, ширины технологических проездов и проходов, архитектурных и иных ограничений и требований.
Так как результаты перечисленных этапов детальной проработки проекта тесно связаны между собой и «взаимовлияемы», работа по данным этапам проводится по итерационной схеме.

Строительство складов: этапы и нюансы

Прежде чем начать строительство склада, нужно определиться с некоторыми моментами, например предназначением будущей постройки, её техническими характеристиками, экономической целесообразностью возведения и прочими нюансами.

Типы складских построек

Во-первых, следует определиться, для хранения какой продукции возводится склад. Выделим следующие назначения:

  • стандартные сооружения без какой-либо специализации;
  • отапливаемые склады;
  • холодильные — для хранения продуктов питания и других товаров, которые требуют пониженной температуры.

Во-вторых, выбираем тип конструкции:

  • шатровый тип;
  • полигонный тип;
  • прямостенные;
  • арочные (каркасные и бескаркасные).

Обладая нужной информацией, заказчик сможет разработать архитектурный проект, который будет полностью отвечать его потребностям.

Требования и этапы строительства складов

строительство складов

Каждое здание должно быть возведено в соответствии с определёнными требованиями. Для складских помещений нужно учитывать следующие нюансы:

  • интенсивность эксплуатации (повлияет на выбор стройматериалов);
  • возведение только из материалов и по технологиям, которые имеют подтверждённый сертификат;
  • высота потолков — минимум 12 метров, желательно один этаж;
  • пол на уровне 1,2 метра над землёй, должен выдерживать нагрузку в 5 тыс. кг на м²;
  • отсутствие ям и неровностей пола, нанесение антипылевого защитного слоя;
  • в идеале весь проект должна реализовывать одна фирма-подрядчик — это положительно скажется на качестве результата, ведь будет соблюдена правильная этапность работ.

Один из основных моментов, который должен быть выполнен при строительстве складов — чёткое соблюдение этапов строительства. Именно поэтому следует весь проект отдать одной организации.

Первый этап — осуществление инженерно-геодезических изысканий. Полученная информация повлияет на создание проекта, расчёт нагрузок (учитывая тип местности и климатические условия), способ подводки коммуникаций. После изысканий можно приступать к следующим этапам:

  1. Земляные работы. Планировка местности.
  2. Заливка фундамента.
  3. Установка несущих металлоконструкций.
  4. Монтаж обшивки стен и кровли.
  5. Обустройство полов.
  6. Подводка коммуникаций.
  7. Финальная проверка и передача объекта заказчику.

Технологии строительства складов

Подавляющее большинство современных складских комплексов возводится из сэндвич-панелей. По сравнению с капитальными постройками, эта технология имеет ряд преимуществ, о которых — ниже.

Простота. Малый вес панелей (60 кг) облегчает работу монтажников и снижает время, которое требуется на возведение здания.

Мобильность. Основа склада — металлический каркас и бетонный фундамент. Сам каркас можно без проблем разобрать и собрать на новом месте, не тратясь на изготовление новых конструкций.

Тепло- и звукоизоляция. Возможность создать внутри помещений нужный микроклимат — это требуется для соблюдения температурного режима при хранении товаров разного типа. Хорошая звукоизоляция сказывается на комфорте сотрудников и качестве их работы.

Влагостойкость. Можно не беспокоиться за протечки — материал изготовления имеет отличные влагоотталкивающие свойства, сохранность товара гарантирована.

Пожаробезопасность. При возведении таких складов используют негорючие материалы. Это важно как на этапе строительства, так и во время эксплуатации.

Стоимость. Цена на готовое здание значительно ниже капитального аналога из кирпича или пеноблоков.

строительство складов

Складом называют нежилое помещение, которое используется в качестве хранилища для различных типов сырья и продукции. Также нередко склады используют для расфасовки и комплектации готовой продукции.

Строительство складов имеет ряд специфических нюансов, которые обусловлены многими факторами, начиная уровнем сложности проекта и заканчивая технологией конкретного строительства. Кроме того, подобные конструкции необходимо возводить в местах легко доступных для проезда грузового транспорта. Строительство складов также, в значительной мере, зависит от предназначения той или иной конструкции.

Типы фундамента для строительства складских помещений

Складское помещение, как правило, проектируется под серьезные нагрузки и активную эксплуатацию, что делает вопросы надежности и долговечности основополагающими при строительстве. Именно поэтому выбор типа фундамента для склада стоит в основе любого типового проекта.

На сегодняшний день в строительстве складов применяются 3 основных типа железобетонных фундаментов.

  • Надежный свайный фундамент, который используется при низкой несущей способности почвы.
  • Столбчатый тип возведения фундамента используют для устойчивого грунта.
  • Ленточные фундаменты возводят при проектировании небольших складских помещений или строительства на нестабильной почве.

Основные элементы типового склада

Помимо правильного подбора типа фундамента, при строительстве складов стоит уделить особое внимание 3 основным элементам конструкции, среди которых: каркас, прогоны и перекрытия.

Каркасный элемент склада состоит из металлических рам, которые способны выдерживать предельно высокие нагрузки. Рамы монтируются непосредственно к фундаменту и усиливаются прочными металлическими распорками и подкрановыми балками. Зависимо от количества этажей конструкции, при строительстве могут применятся прогоны и междуэтажные перекрытия.

Прогоны необходимы для прикрепления облицовочных элементов, включая стены и кровлю на основной каркас. В современном строительстве складов используют прогоны из металла и дерева, которые усиливают конструкцию, крепят ее элементы на каркас и защищают помещение от различных внешних и внутренних воздействий.

Исходя из предназначения здания, его функциональности и предполагаемого срока эксплуатации, многие проекты складов могут предусматривать усиления конструкции с помощью междуэтажных перекрытий. Данные перекрытия могут быть выполнены из самых различных материалов, включая металл, брус и доску. Перекрытия, как правило, имеют второстепенные балки для приданий прочности.

Хронология возведения склада по типовому проекту

строительство складов

Среди этапов возведения складского помещения можно выделить такие:

Читайте также: