Мусульманин для спасения души копает колодец

Обновлено: 04.07.2024

Метафизика и сакральность колодцев

Заканчивается август, отмеченный тремя Спасами, подводящими итог урожайному году, в котором особое место занимает вода и колодцы. Первый Спас, Мокрый, связан с чудотворным действием воды, Третий Спас – с временем очищения колодцев.


Ставить и освящать колодцы принято на Первый Спас: август – самый жаркий месяц, когда вода достигает минимума, тогда и ставить, и очищать колодцы – самое время. Во всех религиях колодцы считались сакральным местом. В христианстве святые источники - места паломничества и особого обустройства, от них исходит чудодейственная и целебная сила.


Колодец ассоциируется с человеческой душой, которую следует оберегать и держать в чистоте; с входом в потусторонний мир; с бесконечностью и тайной, с глубиной и раем; с родным домом и единением людей. Наконец, с эротикой, где колодец символизирует женскую вагину, а закрытый колодец – девственность. Про колодцы складывались легенды и сказки, притчи и поговорки, стихи и поэмы. Вот, например, притча от афонских монахов:


«Человек копал колодец. Прокопал десять метров – нет воды. Бросил копать. Начал рыть в другом месте. Копал, копал – снова везде сухо. Бросил это место и совсем ушел. А к его первому колодцу подошел другой человек. Видит – колодец глубокий, а воды нет. Спустился в него. Прокопал три метра – и пошла вода. Очень был рад. Если хочешь войти в глубины сердца, нужно идти до конца, прилагая усилия только к этому, оставив все остальное».


А это - пример легенды: в словацком городе Тренчин есть замок, стоящий на высокой горе. В нем находится колодец, получивший название от бытующей здесь легенды. Однажды хозяин этого замка, одержав победу над турками, привез из похода много пленных и среди них - красавицу Фатиму. Через некоторое время в замок приехал жених красавицы и стал просить хозяина замка освободить пленных и его возлюбленную, за что предлагал большой выкуп и обмен пленными.


Хозяин отдал всех, кроме Фатимы, поставив Омару условие: он отдаст ее, если тот добудет воду. Три года Омар трудился и, наконец, на глубине 79 метров, нашел драгоценную влагу. Так в замке появился колодец, сделавший его неприступным, а Омар получил свою возлюбленную. Так выкопанный источник получил имя «Колодца возлюбленных».


В глубоких колодцах вода холодна,
И чем холоднее, тем чище она.
Пастух нерадивый напьется из лужи
И в луже напоит отару свою,
Но добрый опустит в колодец бадью,
Веревку к веревке привяжет потуже.
Бесценный алмаз, оброненный в ночи,
Раб ищет при свете грошовой свечи,
Но зорко он смотрит по пыльным дорогам,
Он ковшиком держит сухую ладонь,
От ветра и тьмы ограждая огонь -
И знай: он с алмазом вернется к чертогам.
(Иван Бунин, 1915 г. Поэту)


В древней Руси в день зимнего солнцестояния (на Рождество) девушки часто гадали: смотрелись в колодцы, чтобы увидеть жениха или делали из палочек маленькие колодцы, запирали на ключик и со словами:


«Суженый, ряженый, приходи коня поить, у меня ключа просить», клали его под подушку.


Колодцы несут глубокий метафизический смысл, олицетворяя связь с потусторонними мирами, с миром мертвых, с преисподней, с прошлым, поскольку колодцы – это источники не только жизни, но и смерти. В фольклоре можно найти немало страшилок, где колодец похож на могилу, в котором живут страшные чудовища, забирающие жизнь у решившихся спуститься на дно.


В китайской Книге Перемен колодец - символ союза «Я» с подсознанием, в иудейской традиции - мудрость и сама Тора, в исламе - вся мусульманская цивилизация берет начало от колодца Земзем, находящегося в Мекке. По преданию этот колодец возник волшебным образом от удара ноги Измаила, которого бросила на этом месте Агарь, изгнанная Авраамом и Саррой.


Воду из этого святого колодца все паломники набирают по окончании хаджа, чтобы раздать ее родным и использовать для исцеления от недугов. Точно также и христиане набирают воду из святых источников для исцеления и освящения себя и жилищ. На востоке есть притча: чтобы построить минарет, нужно обязательно вывернуть глубокий колодец наизнанку.


Чудодейственные свойств, приписываемые колодцам, делают их местом судьбоносных встреч. Например, в Библии Елеазар, посланник Авраама в дом отца своего, чтобы найти там невесту сыну Исааку, встречает будущую жену Исаака Ревекку у колодца. Потом у колодца находит свою возлюбленную Рахиль и Иаков. И Иисус беседует с самарянкой о живой воде тоже у колодца,


и Благовещение впервые, согласно преданию, Дева Мария узнает у колодца, и братья Иосифа сбросили его в сухой колодец. Словом, колодец – это многозначный метафизический и сакральный символ: жизни и смерти, подземного мира и подсознания, проникновения в глубину тайны и источник священного знания.


Я думал, как мне быть с душой
С моей, не так уж и большой:
Закрыть ли душу на замок,
Чтоб я потом разумно мог
За каплей каплю влагу брать
Из темных кладезных глубин
И скупо влагу отдавать
Чуть-чуть стихам, чуть-чуть любви!
И чтоб меня такой секрет
Сберег на сотню долгих лет.


Колодец вырыт был давно,
Всё камнем выложено дно,
Но сруб осыпался и сгнил
И дно подёрнул вязкий ил.
Крапива выросла вокруг,
И самый вход заткал паук.
Сломав жилище паука,
Трухлявый сруб задев слегка,
Я опустил бадью туда,
Где тускло брезжила вода.
И зачерпнул - и был не рад:
Какой-то тлен, какой-то смрад.


У старожила я спросил:
- Зачем такой колодец сгнил?
- А как не сгнить ему, сынок,
Хоть он и к месту, и глубок,
Да из него который год
Уже не черпает народ.
Он доброй влагою налит,
Но жив, пока народ поит. -
И понял я, что верен он,
Великий жизненный закон:
Кто доброй влагою налит,
Тот жив, пока народ поит.


И если светел твой родник,
Пусть он не так уж и велик,
Ты у истоков родника
Не вешай от людей замка.
Душевной влаги не таи,
Но глубже черпай и пои!
И, сберегая жизни дни,
Ты от себя не прогони
Ни вдохновенья, ни любви,
Но глубже черпай и живи!
(В.Солоухин. Колодец. Отрывок)


Апрельской вербы серебро на прутьях красных.
Здесь гласных полное ведро, ведро согласных.
Распахнуто в подземный хлад окно колодца,
И там до слёз мне кто-то рад, - как сладко пьётся.


Как сладко пьётся в глубине, где всхлип отрады,
И трепет в каплющей струне, и капель взгляды,
Когда целуется ведро с нутром колодца
И брёвен каждое ребро поётся, пьётся.


Душа колодца дышит мглой, она слезится,
Воды зеркален каждый слой, там льются лица.
В подземном царстве нет зеркал, зеркален кладезь,
Где бездна черпает вокал, с ведром наладясь.
(Юнна Мориц. Колодец)

Колодец, за который обещан источник в Раю

Когда сподвижник Усман ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ совершил переселение (хиджру) в Медину, он узнал, что мусульмане испытывают затруднения с водой. Нужда в новых источниках воды возникла в связи с ростом населения города, чему способствовало и переселение (хиджра) верующих из Мекки.

Во всех мединских колодцах вода была горькой и солёной, за исключением колодца Рума, в котором вода была пресной и приятной на вкус. Этот колодец принадлежал одному иудею, который зарабатывал на продаже воды из него.

Колодец

Пророк Мухаммад ﷺ попросил хозяина дать людям возможность пользоваться колодцем бесплатно, пообещав за это большую награду – колодец в Раю. Но иудей не согласился пожертвовать колодец на нужды общества, мотивируя это тем, что его семья живёт лишь за счёт дохода от него.

Тогда Посланник Господа ﷺ обратился к верующим с предложением выкупить колодец Рума, дабы обрести в Раю источник благословеннее этого. При этом было озвучено условие, что тот, кто выкупит этот колодец, должен будет пользоваться им на равных правах с другими мусульманами.

Благородный ‘Усман ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ выразил желание немедленно купить колодец Рума, но хозяин источника отказал ему в этом. И всё же ‘Усман удалось договориться с иудеем и выкупить половину доли этого колодца. С этого времени мусульмане и иудеи через день пользовались им.

Колодец

Позднее Усман ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ выкупил колодец Рума полностью, отдав за него в общей сложности 35 тысяч дирхемов. Тогда Пророк ﷺ обратился к нему с предложением передать источник в дар всей общине, что Усман ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ и сделал.

Вот так, благодаря щедрости одного из любимых сподвижников Пророка ﷺ – Усмана ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ , мединцы были избавлены от затруднений, вызванных нехваткой питьевой воды.

При этом Усман ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ в точности соблюдал условия пользования колодцем, который он сам выкупил и пожертвовал для общественных нужд: проявляя величайшую скромность, этот сподвижник вставал в общую очередь за водой из источника

Колодец

Согласно другому преданию, проявление беспримерной щедрости благородного Усмана ﺮﻀﻲﷲﻋﻨﻪ стало причиной ниспослания следующих аятов Корана:

يَا أَيَّتُهَا النَّفْسُ الْمُطْمَئِنَّةُ * ارْجِعِي إِلَى رَبِّكِ رَاضِيَةً مَّرْضِيَّةً * فَادْخُلِي فِي عِبَادِي * وَادْخُلِي جَنَّتِي

«О душа, обретшая спокойствие в истине! Вернись к своему Господу довольной блаженством и милостями Всевышнего, снискавшей благосклонность Бога своими добрыми деяниями, совершёнными в земной жизни! Войди в число Моих благочестивых рабов! Войди в Мой рай – жилище вечного блаженства!» (смысл 27-30 аятов суры «аль-Фаджр, тафсир «аль-Мунтахаб»).

Стены колодца Усмана со временем были перестроены и внешний облик сильно изменился. Колодец сохранился до наших дней как историческая достопримечательность, однако вода в нём уже иссякла.

Ильгиз Салаватов

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Мусульманин для спасения души копает колодец

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

добавлена сегодня в 00:41

Погладьте меня.

Взрослому нормальному человеку трудно так сказать. Поэтому дворник ждёт, когда я на работу приеду. И бежит, и говорит с акцентом: «Здравствуйте!». Я отвечаю: «Доброе утро!». И он принимается дальше усердно работать, с хорошим настроением и хорошим артериальным давлением. И улыбается. Я его погладила. И он меня. Даже дважды — он же ещё и ждал, когда я приеду. И бежал торопливо, чтобы здороваться! Можно друг друга обнимать, целовать и гладить, не прикасаясь физически. Эффект е

добавлена сегодня в 00:15

Сейчас наступает золотая осень. Левитанистое время, как Чехов шутил. Вот и вспомнился художник Исаак Левитан. Художник Левитан не был художником. Согласно диплому, он был учителем чистописания. Это в художественном училище ему такой диплом выдали. Вроде как в пику буйному Саврасову, который своего ученика Левитана ценил, а коллег ругал «бездарностями». Странная месть, конечно. Но Паустовский писал: многим преподавателям не нравилось, что студент Левитан смеет писать русскую природу. Касаться

Мусульманин для спасения души копает колодец

А. П. Чехов за свои 44 года, не только создал двадцать томов всемирно прославленной прозы, но и успел сделать колоссально много. Учитывая, что половину жизни болел туберкулезом, унесшим его в могилу.

Построил четыре деревенские школы, колокольню, пожарный сарай для крестьян, дорогу на Лопасню, преодолевая пассивное сопротивление косного земства, надувательство подрядчиков, равнодушие темных крестьян;

Основал в Таганроге общественную библиотеку, пожертвовав туда более двух тысяч собственных книг, и четырнадцать лет непрерывно пополнял ее;

Поставил в родном Таганроге памятник Петру Первому, убедив Антокольского пожертвовать изваянную им статую городу и организовав ее отливку и бесплатную доставку через Марсельский порт;

Во время жизни в Мелихове ежегодно как врач принимал свыше тысячи больных крестьян совершенно бесплатно и снабжал каждого из них лекарствами;

В разоренном и обглоданном Мелихове посадил около тысячи вишневых деревьев и засеял голые лесные участки елями, кленами, вязами, соснами, дубами и лиственницами; на выжженном пыльном участке в Крыму посадил черешни, шелковицы, пальмы, кипарисы, сирень, крыжовник, вишни и прекрасный цветник.

В качестве земского врача на холере один, без помощников, обслуживал 25 деревень;

Совершил героическое путешествие на остров Сахалин, в одиночку сделал перепись всего населения этого острова, написал книгу «Остров Сахалин», доказав цифрами и фактами, что царская каторга — «бездарное издевательство имущих и сытых над бесправной человеческой личностью»;

Помог тысячам людей (содержание многих из писем Чехову в каталоге собрания сочинений формулируется так: «Благодарность за полученные от Чехова деньги…», «Благодарность за содействие в получении службы…», «Благодарность за хлопоты о паспорте…» и т.д.

В записной книжке Чехов оставил такие строки: «Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-то вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно»… Просто должны знать.

Нравится Показать список оценивших Сначала старые

Светлана Сисина

Чехов,конечно,один из моих любимых писателей,но позвольте,если он все делал бесплатно,больной туберкулезом обслуживал 25 деревень,а прожил всего 44 года.Когда он писал двадцать томов прозы,ведь не с рождения своего?Его кормила литературная деятельность или наследство предков?Мне кажется,что Чехов был принят большевиками,а по сему все принятые писатели были несколько отретушированы в своей жизни. Нравится Показать список оценивших

Kai Gen

Москва, 1886. Письмо брату Николаю

Уверяю тебя, что, как брат и близкий к тебе человек, я тебя понимаю и от всей души тебе сочувствую. Все твои хорошие качества я знаю, как свои пять пальцев, ценю их и отношусь к ним с самым глубоким уважением. Я, если хочешь, в доказательство того, что понимаю тебя, могу даже перечислить эти качества. По-моему, ты добр до тряпичности, великодушен, не эгоист, делишься последней копейкой, искренен; ты чужд зависти и ненависти, простодушен, жалеешь людей и животных, не ехиден, незлопамятен, доверчив. Ты одарён свыше тем, чего нет у других: у тебя талант. Этот талант ставит тебя выше миллионов людей, ибо на земле один художник приходится только на 2 000 000.

Талант ставит тебя в обособленное положение: будь ты жабой или тарантулом, то и тогда бы тебя уважали, ибо таланту всё прощается. Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это — твоя крайняя невоспитанность. Извини, пожалуйста, но veritas magis amicitiae. Дело в том, что жизнь имеет свои условия. Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди неё чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным. Талант занес тебя в эту среду, ты принадлежишь ей, но. тебя тянет от неё, и тебе приходится балансировать между культурной публикой и жильцами vis-a-vis. Сказывается плоть мещанская, выросшая на розгах, у рейнскового погреба, на подачках. Победить её трудно, ужасно трудно.

Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.

3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.

6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями, восторг встречного в Salon’e, известность по портерным.

7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой.

8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплёванному полу, питаться из керосинки. Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт. [Воспитанные же в этом отношении не так кухонны. Им нужны от женщины не постель, не лошадиный пот, . не ум, выражающийся в умении надуть фальшивой беременностью и лгать без устали. Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность [. ]. Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи. Пьют они только, когда свободны, при случае. Ибо им нужна mens sana in corpore sano.

И т.д. Таковы воспитанные. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика и вызубрить монолог из Фауста. Недостаточно сесть на извозчика и поехать на Якиманку, чтобы через неделю удрать оттуда.

Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час. Поездки на Якиманку и обратно не помогут. Надо смело плюнуть и резко рвануть. Иди к нам, разбей графин с водкой и ложись читать. хотя бы Тургенева, которого ты не читал. "

Мусульманин для спасения души копает колодец

Татьяна Боровкова

Татьяна Боровкова перейти к странице

Татьяна Боровкова

.
Татьяна Боровкова запись закреплена
«Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-то вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно». Эти слова Чехова вряд ли нашли отзыв во многих душах. Почитайте, не поленитесь, сколько смог сделать этот человек за свою короткую жизнь. Он умер в 44 года, оставив после себя школы, сады, проделав колоссальную работу по лечению и переписи людей. И был не очень богат по сравнению с современными миллиардерами, которые вообще ничем не озабочены, кроме своих персон. Меценатов сейчас ОООчень мало. Подобные примеры богачам ни к чему. Это им не выгодно. А жаль. Но надо сказать, что есть у нас ещё и простые, совсем не богатые, но с добрыми сердцами и делами люди. Они не роют колодцев, просто идут на помощь попавшим в беду и откликаются на чужую боль. У них не замерзают души и сердца.
Мировая Поэзия

За сорок четыре прожитых года, половину из которых Чехов болел туберкулезом, унесшим его в могилу, писатель не только создал выдающиеся произведения (двадцать томов всемирно прославленной прозы), но и успел сделать колоссально много:

· Построил четыре деревенские школы, колокольню, пожарный сарай для крестьян, дорогу на Лопасню, преодолевая пассивное сопротивление косного земства, надувательство подрядчиков, равнодушие темных крестьян;

· Поставил в родном Таганроге памятник Петру Первому, убедив Антокольского пожертвовать изваянную им статую городу и организовав ее отливку и бесплатную доставку через Марсельский порт;

· Основал в Таганроге общественную библиотеку, пожертвовав туда более двух тысяч собственных книг, и четырнадцать лет непрерывно пополнял ее;

· Во время жизни в Мелихове ежегодно как врач принимал свыше тысячи больных крестьян совершенно бесплатно и снабжал каждого из них лекарствами;

· В качестве земского врача на холере один, без помощников, обслуживал 25 деревень;

· Совершил героическое путешествие на остров Сахалин , в одиночку сделал перепись всего населения этого острова, написал книгу «Остров Сахалин», доказав цифрами и фактами, что царская каторга – «бездарное издевательство имущих и сытых над бесправной человеческой личностью»;

· Помог тысячам людей (содержание многих из писем Чехову в каталоге собрания сочинений формулируется так: «Благодарность за полученные от Чехова деньги…», «Благодарность за содействие в получении службы…», «Благодарность за хлопоты о паспорте…» и т. д.

· В разоренном и обглоданном Мелихове посадил около тысячи вишневых деревьев и засеял голые лесные участки елями, кленами, вязами, соснами, дубами и лиственницами; на выжженном пыльном участке в Крыму посадил черешни, шелковицы, пальмы, кипарисы, сирень, крыжовник, вишни и прекрасный цветник.

В записной книжке Чехов оставил такие строки: «Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-то вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно».

Мусульманин для спасения души копает колодец

Все проекты

Для бизнеса

Другие проекты

добавлена 6 февраля в 08:00

Блиц-опрос: От чего умер великий завоеватель Чингисхан ?

16 участников

от болезни

от старости

от отравления ядом

по воле Неба - Тенгри

Выдвинута новая гипотеза о причине смерти Чингисхана

добавлена 14 февраля 2017 в 22:18

добавлена 21 октября 2016 в 22:30

Слышал легенду?

добавлена сегодня в 08:00

В этот день

2 комментария

4 раза поделились

28 классов

добавлена вчера в 08:00

В этот день

18 сентября в истории 1700 Отряды кочевников осаждают Кузнецк. Состоялось крупное нападение джунгар («черных калмыков») и енисейских кыргызов. Войско кочевников 1, 5 тысяч человек, они «монастырь сожгли и деревни разорили и крестьян побили, и Выезжих белых калмыков, которые жили в Кузнецку, юрт со сто разорили и жен и детей их и рогатой и всякой скот побрали в полон. ». Кочевники стояли под Кузнецком неделю. Ждали подкрепление, готовились к штурму. Не дождавшись подмоги, ушли. Источники: Кауфман, А. О. Артиллерия укрепленных пунктов Кузнецкого уезда в первой половине XVIII в. Источники:/ А. Ю. Кауфман // Кузнецкая старина. – Новокузнецк, 2006. – Вып. 8. –С101-102. Енисейские киргизы во главе с князцами Танутаем и Корчинкой привели к стенам Кузнецка огромное войско. Киргизы и ойраты разгромили окрестные деревни и атаковали Рождественский монастырь (сейчас – Верхнее-Островская площадка). Монахи отбили штурм неприятелей. Кочевники прекращают атаки на крепость и бегут от Кузнецка в разные стороны, спасаясь от преследования русских войск. Одна группа киргизов пыталась уйти через верховья Томи, но казаки во главе с атаманом Сорокиным настигли их и полностью уничтожили. Осеннее сражение оказалось самым кровопролитным за всю историю Кузнецка. С русской стороны погибло 42 человека, еще 97 попали в плен к кочевникам, которые обратили их в рабство. На сторону неприятеля перешло немалое количество телеутов. Враги захватили много лошадей, крупного рогатого скота, выгорели целые деревни, разрушена часть укреплений. Источники: Огурцов, А. Ю. Под высокую государеву руку : глава из книги / А. Ю. Огурцов // Кузнецкая крепость. – Новокузнецк, 2005. - № 1 (9). – С. 21.

89 комментариев

13 раз поделились

добавлена 17 сентября в 08:00

Все больше городов мира переходят на "пончиковую" модель экономики

Эта модель - специфическая смесь социализма с социально ответственным капитализмом, но от последнего остается немного. Цель "пончиковой экономики" - обеспечить потребности всех жителей планеты, не подрывая ее природных ресурсов и поддерживая равновесие всех систем. Ее автор, британский экономист и автор книги “Doughnut Economics” Кейт Роуорт полагает, что в скором времени предложенная ею концепция будет принята отдельными странами на национальном уровне. При этом в числе базовых принципов модел

добавлена 17 сентября в 08:00

В этот день

17 сентября 1176 Битва при Мириокефале. Состоялась в области Фригия.Византийская армия, которой командовал император Мануил I Комнин, оценивалась в 25 000 солдат (хотя в средневековых источниках есть оценки от 40 до 200 000). Войско византийцев имело в своём составе союзные отряды венгров (от родственника и союзника императора короля Венгрии Белы III), отряды наёмников из Западной Европы, Балкан и Причерноморья, и небольшие воинские контингенты княжества Антиохии.Численность сельджуков, возглавляемых конийским (румским) султаном Кылыч-Арсланом II, оценивается весьма различно. Их численность колеблется от 10 до 40 тыс. воинов, включая значительное число лёгкой пехоты (в источниках той эпохи — от 100 тысяч до 400 тысяч).Факт численного превосходства противника вынудил султана турок-сельджуков прибегнуть к засаде. Кроме того, большую часть византийской армии составляла обслуга осадных орудий и обоза; их наличие было обусловлено стратегическим планом кампании — захватом городов турок, вместо схваток с ними.Византийский авангард первым встретил войска султана Кылыч-Арслана, но прошёл через перевал почти без потерь (по другим данным византийцы не знали о присутствии турок до начала атаки). За авангардом в ущелье вошли основные силы. К моменту выхода из ущелья двух византийских подразделений, задние замедлили темп и разорвали строй.Турки начали атаку, стреляя из луков и сбрасывая камни вниз на византийские войска. Основной удар пришёлся на правое крыло. Войска были собраны из разных народностей, в результате началась паника.После разгрома дивизии турки сконцентрировали свою атаку на обозе; вскоре осадные орудия вместе с фурами создали заторы в узких местах ущелья. Паника охватила всю армию христиан. Дивизия "левого крыла" также подверглась атакам и понесла значительные потери. Один из её лидеров Иоанн Кантакузин был убит в бою, равно как и Бальдуин Антиохийский. В довершении всего какие-то отряды сельджуков вышли из долин и ударили по тылу византийцев. Паника достигла страшных размеров, вся масса византийцев и в беспорядке бросилась вперёд, туда, где был император и где передовые дивизии разбили лагерь.Внезапно началась пыльная буря, видимость ухудшилась и битва практически прекратилась, но повальное бегство византийцев продолжалось. В конце концов Мануил Комнин смог восстановить дисциплину и организовать свои силы в оборонительные формации вне ущелья.Ночь византийцы провели в отражении дальнейших атак сельджуков. Император Мануил рассматривал возможность бросить войска, но из-за критики принял решение остаться. На следующий день византийский лагерь был окружён турками, однако Кылыч-Арслан ограничился перестрелкой. Император приказал контратаковать и в результате византийская армия смогла организованно отступить.Византийцы, оставшиеся без средств нападения на Иконий, были не в состоянии продолжать кампанию. Кроме того, султан отправил посла к императору. По его предложению византийское войско могло беспрепятственно отступить при условии уничтожения пограничных крепостей Дорилеум и Саблэум.Несмотря на то, что бóльшая часть армии и сам император смогла избежать гибели, поражение при Мириокефалоне окончательно подорвало позиции Византийской империи в Малой Азии, и косвенно на Балканах и во всём восточном Средиземноморье.После поражения византийцев приток кочевых тюрков в Малую Азию ещё более усилился. Коренное население: (греки, эллинизированные славяне, армяне и курды) подвергались всё большей тюркизации и исламизации. На полуострове начался упадок греческого языка и православной религии. Это поражение свело на нет приобретения Византии в удачном выпаде против турок, побеждённых в битве при Филомелионе в 1117. 1773 Емельян Пугачев, принявший имя императора Петра III, обнародовал манифест, которым он жаловал казаков старинными вольностями и привилегиями. С этого дня началось крестьянское восстание под его предводительством. 1857 Родился Константин Циолковский, выдающийся российский и советский ученый, основоположник современной космонавтики, а также философ, яркий представитель школы русского космизма. В детстве он заболел скарлатиной и потерял слух. В 1873 году отец, веривший в способности сына, посылает Константина в Москву поступать в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). В училище Циолковский не поступил, но решил продолжить образование самостоятельно. В 1879 году он экстерном сдал экзамены на звание учителя и был назначен учителем арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. Начиная с 1884 года основными направлениями работы Циолковского становятся: научное обоснование цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. А с 1896 года он систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции 1917 года Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полета реактивных самолетов, изобрел свою схему газотурбинного двигателя, опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке (1927), разработал теорию полета реактивных самолетов в стратосфере и схемы устройства самолетов для полета с гиперзвуковыми скоростями (1932), получил важнейшие научные результаты в теории движения ракет (ракетодинамике), заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя (ЖРД). Именно Циолковский считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной. Он является автором многочисленных научных работ и статей по аэронавтике, ракетодинамике и космонавтике. Награжден многими государственными наградами. 1939 Начался Освободительный поход Рабоче-крестьянской Красной Армии. В результате похода народы Западной Украины и Западной Белоруссии воссоединились со своими братьями в УССР и БССР. 1941 В этот день, в 1941 году, в СССР введено обязательное обучение военному делу всех граждан.

0 комментариев

9 раз поделились

добавлена 16 сентября в 08:00

В этот день

16 сентября 1240 Монголо-татары вторглись в Галицко-Волынскую землю, разорили ее. Взяты города Каменец, Владимир, Галич. Вся Волынь и Галиция были затем опустошены – во Владимире не осталось живой души. Спасаясь от монголов, Даниил Романович Галицкий ушел в Венгрию. Неудачная попытка Даниила организовать крестовый поход против монголов. Лучшие монгольские полководцы Субэдэй, Бурундай, Менгухан привели под Киев свои войска. Крики верблюдов и ржание коней заглушали голоса людей. Киевский князь Михаил бежал из города в Польшу, и оборону возглавил тысяцкий Дмитр. 1380 Состоялось сражение на Куликовом поле близ устья Дона и Непрядвы, и началось оно поединком русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, в котором погибли оба. Далее разгорелась ожесточенная битва. Бой был затяжной и долгий. Летописцы указывали, что кони уже не могли не ступать по трупам, так как не было чистого места. Лично князь Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал напора и стал отходить, а затем пустился в бегство. Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 вёрст, «избив» их «бесчисленное множество». Войско Мамая было полностью разгромлено. 1569 Турецкое и крымско-татарское войско осадило русскую крепость Астрахань. 1979 В Афганистане был совершен «дворцовый» переворот. Премьер-министр и министр иностранных дел, пламенный коммунист Хафизулла Амин сверг и арестовал прежнего главу государства Нур Мухаммеда Тараки, генерального секретаря ЦК Народно-Демократической партии и председателя Революционного совета (а также профессионального литератора — «основоположника афганского реализма»). В начале октября по приказу Амина Тараки был убит. Действия узурпатора шокировали советское руководство: мало того, что все произошло без санкции Кремля — так всего за пять дней до свержения Тараки Брежнев самым радушным образом принимал его в Москве!

13 комментариев

6 раз поделились

добавлена 15 сентября в 08:00

В этот день

1 комментарий

8 раз поделились

55 классов

добавлена 14 сентября в 08:00

В этот день

1 комментарий

8 раз поделились

26 классов

добавлена 13 сентября в 08:00

В этот день

13 сентября 1745 Умирает ойратский правитель Галдан-Цэрэн. Как считают некоторые историки, во времена правления Галдана-Цэрэна Джунгарское ханство достигло пика своего могущества. В этот период происходили непрерывные войны джунгар с Цинской империей, казахскими племенами, народами Семиречья и Туркестана. Предчувствуя свою смерть, Галдан-Цэрэн завещает престол своему 14-летнему сыну Цэван-Доржи. Этот выбор приводит к кровопролитной братоубийственной войне между законным наследником престола и старшим сыном хана Лама-Доржи, которого поддержала знать. 1955 Восточно-Туркестанская Республика упразднена. После захвата Синьцзяна китайскими императорами маньчжурско-китайские наместники установили там жестокий колониальный режим. Беспощадный колониальный гнет и эксплуатация, варварские расправы над местным населением препятствовали развитию экономики, культуры и общественному прогрессу в районе. Доведенные до крайности произволом и жестоким обращением поработителей, коренные народы Синьцзяна не раз поднимали крупные антикитайские восстания. Так, например, в результате одного из подобных выступлений в 1864 году на территории СУАР была свергнута власть Цинской династии и образовано государство Джетышар во главе которого стоял Якуб-бек. Во внешней политике он стремился получить признания независимости своего государства другими странами, прежде всего Россией. Однако царская Россия, установив торговые отношения с Восточным Туркестаном, не признала его независимости от Китая. В 1878 году китайские императорские войска вновь захватили Синьцзян. Как и прежде, очередное “присоединение” этого района к Китаю сопровождалось дикими расправами над местным населением. Полностью были вырезаны жители городов Манас, Хами и других. Спасаясь от расправ китайских войск, десятки тысяч жителей Синьцзяна бежали в Россию. Беженцы, большинство которых составляли уйгуры (около 50 тысяч), а также казахи и дунгане, поселились тогда на территории нынешнего Казахстана и Средней Азии. В 1911-12 годах под влиянием китайской буржуазно-демократической революции, свергнувшей Цинскую династию, в Синьцзяне прокатилась новая волна освободительного движения. После победы Октябрьской революции в России в Синьцзяне велись практически незатухающие национально-освободительные войны, которые включили в себя борьбу против китайских чиновников, японских милитаристов и режима гоминьдановских властей. Самым крупным выступлением народов Синьцзяна было вооруженное восстание 1944-1946 годов, в ходе которого три округа Синьцзяна (Илийский, Тарбагатайский и Алтайский) были очищены от гоминьдановцев. В результате 15 ноября 1944 года было провозглашено создание Восточно-Туркестанской республики (ВТР) во главе с Алиханом-тюре, узбеком по национальности. Летом 1949 года, когда встал вопрос о подготовке к созыву Народного политического консультативного совета с целью провозглашения Китайской Народной Республики, руководители КПК решили установить связь с руководством трех освобожденных округов Синьцзяна. В результате переговоров представителя КПК с лидерами Синьцзяна в делегацию этого района на первую сессию НПКС Китая вошли самые авторитетные деятели национально-освободительного движения народов Восточного Туркестана: Ахметжан Касими, генерал Исаакбек Монуев, Абдукарим Аббасов, генерал Далельхан. Руководители делегации намеревались поставить на сессии НПКСК перед руководством компартии вопрос о самоопределении Синьцзяна в духе марксизма-ленинизма. Однако при крайне загадочных обстоятельствах вся делегация погибла на пути в Пекин. В новую делегацию Синьцзяна вошли лица, которые не принимали участия в национально-освободительном движении, а некоторые из них занимали высокие посты в бывшем гоминьдановском правительстве. Несмотря на настойчивые требования патриотических деятелей Восточного Туркестана, высказывающихся за предоставление народам Синьцзяна права создания на его территории в рамках КНР своего государства, 13 сентября 1955 года Постоянный комитет ВСНП принял постановление об упразднении независимости региона и создании на его территории Синьцзян-Уйгурского автономного района. Просуществовавшая почти 10 лет независимая Восточно- Туркестанская республика была уничтожена. Даже наименование района, в котором на первом месте осталось старое название “ Синьцзян”, напоминало коренным жителям о том, что все они находятся под китайской эгидой. Решение о предоставлении урезанной автономии вызвало недовольство широких народных масс Синьцзяна. Чтобы расправится с противниками автономии, китайское руководство того времени начало преследование национальных кадров и насильственную ассимиляцию народов Синьцзяна, в результате которой ханьское население увеличилось там с 4 процентов почти до 40 сегодня. Резкие противоречия между ханьцами и коренными жителями, существовавшие всегда, наиболее всего обострилось во время десятилетней “культурной революции”, когда крайне левые хунвэйбины, действуя от имени Мао Цзэдуна, разрушили тысячи мечетей, храмов и церквей и водили мусульманских имамов по улицам городов, повесив им на шею свиные головы. После смерти Мао в 1976 году репрессии были прекращены, а в 1985 году генеральный секретарь ЦК КПХ Ху Яобан даже критиковал преобладание ханьцев в правительствах Синьцзяна и Тибета, призывая к более активному выдвижению местных кадров.

1 комментарий

11 раз поделились

90 классов

добавлена 12 сентября в 08:00

В этот день

0 комментариев

7 раз поделились

27 классов

добавлена 11 сентября в 08:00

В этот день

5 комментариев

6 раз поделились

17 классов

Обсуждаемые

Вы отметили максимальное количество друзей (64) на этой фотографии.

В данный момент вы не можете отметить человека на фотографии. Пожалуйста, попробуйте позже.

Фотография недоступна этому человеку

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Мусульманин для спасения души копает колодец

Чужой компьютер

Вечное Возвращение

Вечное Возвращение

вернуться к странице

Вечное Возвращение

.
Вечное Возвращение запись закреплена
Философия и Контркультура

Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-то вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно.

Мусульманин для спасения души копает колодец

Антон Павлович Чехов

Полное собрание сочинений в тридцати томах

Том 17. Записные книжки. Дневники

Том 17. Записные книжки. Дневники - i_001.jpg

А.П. Чехов. Фотография. 1899 г. Ялта.

Записная книжка I *

1 * Аркадакская: Угол [Знаменской] Знаменки и Арб<атской> пл<ощади> д. Вешнякова.

2 * Подп<исной> лист № 312 — Сергеенко.

3 * [Эберле Варсонофьевский пер., д. Рябушинского, кв. Ильина, во дворе.]

4 * Сухаревская-Садовая, д. Кирхгоф, кв. 17.

5 * [30 семиарш<инных> досок = 30 52 теси<ны> = 77 51 брев<но> решетник = 200.]

6 * 24 апреля. Бавык<инский> старшина Андрей Ильич.

7 * [Гарин-Виндинг Дм. Викт. Садовая у Тверской, д. Орловых, кв. 49]

1 * Cor radix Via St Croce.

2 * Сия книга принадлежит А. П. Чехову. Петербург, М<алая> Итальянская 18, кв. Суворина.

1 * Выехал 17 марта. Получена от прокурора в подарок бутылка водки.

2 * Ивану не нравится Софья, потому что от нее пахнет яблоками.

3 * Пробовали приспособление для писанья в вагоне. Ничего, пишется, хотя и плохо. 19-го утром переехали границу.

4 * Человечество понимало историю как ряд битв, потому что до сих пор борьбу считало оно главным в жизни.

5 * Приехали в Вену. Stadt Frankfurt. Холодно. Понос. 20-го. Встали в 8 часов. Были в соборе // св. Стефана. Купил портабак за 4 гульд.

1 * Должен г. Суворину [13] 16 гульденов

21-го. В соборе св. Стефана играл орган.

2 * [Иван не уважает женщин, ибо он непосредственная натура и принимает их такими, какие они есть.] Если пишешь о женщинах, то поневоле должен писать о любви.5 3 * [Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья; если же оно проистекает не отсюда, а из теоретических или иных соображений, то оно не то.]

1 * 2 сорочки, 1 ночная, 1 [кальсоны] чулки, 1 платок, 1 кальсоны, 1 полотенце. 22-го вечером приехали в Венецию. Hotel Bauer. 23-го. Собор св. Марка. Дворец дожей, Дом Дездемоны. Квартал Гидо. Усыпальницы Кановы и Тициана. 24-го. Музыканты. Вечером разговор с Мережковским о смерти. 26. Дождь. Попробовать грузди со сметаной. 27. Выехали в Болонью.

2 * Когда О. И. спит, у нее блаженнейшее выражение лица.

3 * 28. От Болоньи до Флоренции 48 тоннелей. Утром были в // Болонье: косые башни, аркады, Цецилия Рафаэля. В 5½ часов приехали во Флоренцию.

1 * 30. Суворин не в духе.

2 * [Брат О. И. пил одно только шампанское; ему нравился не столько табак, сколько мундштуки и трубки; любил чашки, подстаканники, запонки, галстуки, трости, духи.]

3 * Соломон сделал большую ошибку, что попросил мудрости.

4 Чехол 14 фр<анков>.

5 * Обыкновенные лицемеры [смотрят] прикидываются голубями, а политические и литературные — орлами. Но не смущайтесь их орлиным видом. Это не орлы, а крысы или собаки.

1 * 30. Приехали в Рим. 1 сорочка, 1 ночная, 2 платка, 1 чулки.

2 И беда, что [в] эти обе смерти (А. и Н.) в жизни человеческой не случай и не происшествие, а обыкновенная вещь.

3 * [Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возрастов, зрений равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство незаметным, как делаем это с дождем или медведями. В этом отношении многое сделают воспитание // и культура. Сделал же один ученый так, что у него кошка, мышь, кобчик и воробей ели из одной тарелки.]

1 * Кто глупее и грязнее нас, те народ [а мы не народ]. Администрация делит на податных и привилегированных… Но ни одно деление не годно, ибо все мы народ и все то лучшее, что мы делаем, есть дело народное.

2 * 3 апреля. Выехали из Рима. 4-го Неаполь. 6-го. Театр. 7. Пасмурно.

3 * Hotel Minerva.

1 * 11 апр. Рим. Храм Петра в длину 250 шагов. 13. Монте-Карло. Рулетка.

2 * Если принц Монако имеет рулетку, то каторжным иметь у себя картеж можно и подавно.

3 * 18. Выехали из Ниццы в Париж.

4 * [Тут мимо леса, где хорошая тяга, он ехал с Власовым и пел «не любить — погубить значит жизнь молодую».]

5 * 21 апр. Заутреня в посольской церкви. 22. Музей Гревена.

6 * [Пожизненность наказания породила бродяжество.]

1 * [Чтобы оставаться с «инсипидкой», Ивашину нужно было тушить все свечи и нельзя было закурить папиросу. Вдова д<окто>ра.]

Таня Даршт.

Вот почему я люблю дачу: интуитивно понимаю, что надо облагораживать хотя бы небольшой клочок земли. Не кормиться с него (хотя и это было), а именно посадить на нём то, что сделает его неповторимым.
"Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!" — сказал Чехов однажды Горькому. И записал в своей книжке: "Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно".

© Copyright: Таня Даршт, 2018.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 22.08.2018. Саша Галицкий.
  • 21.08.2018. Джон Голсуорси.
  • 16.08.2018. Александр Бабушкин.
  • 14.08.2018. Антуан де Сент Экзюпери.
  • 10.08.2018. Марина Кудимова.
  • 07.08.2018. Таня Даршт.
  • 06.08.2018. Олеся Николаева.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Читайте также: