Можно ли зачищать сварочные швы на трубах отопления

Обновлено: 02.07.2024

Должна ли через сварочный шов сочиться, вода? в отоплении

Поменяли трубы железные, вода чуть чуть сочиться на швах. Сказали от горячей воды само закипит. Это правда или заставить переварить?

06.10.2009 в 09:22

Кто Вам сказал ? Это по-ихнему получается и в кораблях и подводных лодках тоже течи допускаются?

06.10.2009 в 09:27

Сказали что от горячей воды такие трещины сами закипают, и всё пучком. Ну не знаю я кому верить. Едва сочится но ржавая дорожка есть.

06.10.2009 в 09:30

На отоплении не закипит.Не должно, во всяком случае. Или закипит, а когда отопление выключат, потечёт опять.
По-любому шов должен быть герметичным.

06.10.2009 в 09:33

Dima 1811 написал :
вода чуть чуть сочиться на швах.

Это называетя ХАЛТУРА

06.10.2009 в 10:00

Что-то я не понимаю, как из сварочного шва может сочиться вода? Когда сочится вода из резьбы - это как-то можно понять. но из сварочного.

шпийон написал :
Это называетя ХАЛТУРА

06.10.2009 в 10:59

Это не шов это шлак

06.10.2009 в 11:42

Давно, лет 15 назад ставил в квартире чугунные радиаторы и вваривался в стояки стальными трубами. Отопление было в стенах панельного дома. Пригласил с завода хорошего сварщика с производства. Все сварили газом, было сложно варить в углах, местами делали операционными швами. При подаче горячей вводы отопления местами швы сопливились, перекрывали отопление, сливали, переваривали, но она все равно текла. Потеки были 10-15 см по длине трубы. В конце сварщик поднял руки, не знает, что делать? Привез сварщика из ЖЭКа, он посмотрел, сказал, что так ввариться и не смог бы, все сделано очень качественно, а вода через час прекратит сочиться сама. Вода сама перестала сочиться через 30-40 минут, все работает по настоящее время. Просто сварщик никогда не варил трубы с водой. В эти выходные вваривался газом в отопление деревянного дома, приглашал сварщика. Вварились в 2 дюймовую трубу и поставили вентили, присадочной проволоки не было, оббивали электроды для электросварки. Все нормально, не сопливится, парень клал металл как пластилин, я смотрел за работой.
Возможно пористость шва зависит от материала присадочной проволоки, в первом случае проволока была другая.
Если потеет или сопливится не струей - все должно зарасти.

06.10.2009 в 11:50

Сварные швы должны быть герметичными. Без оговорок. Пусть хоть пять раз стояки сливают.

Как красиво зачистить сварочный шов на профильной трубе.

Вверху 2 фотографии сварочного шва на профильной трубы. На одной сварной шов без обработки, а вторая- этот шов зачищен. После зачистки он получился выпуклым и монолитным.

Если вам приходится сваривать конструкции из профильных труб и хотите чтобы все швы в готовом изделии имели красивый монолитный вид, то читайте информацию ниже.

Сварил 2 куска профильной трубы под произвольным углом. Для разнообразия первое фото-сварка углом вперёд, второе-углом назад. Профтруба 1.5 мм, варил электродом 3 мм с отрывом.

Шлифовать, естественно, будем маленькой болгаркой. У меня маленькая болгарка на 125 диск. Первая мысль-шлифуем зачистным кругом, нет мы не будем им шлифовать. А чем тогда? Смотрите.

Отличный материал для тонкой эстетичной зачистки швов на профильной трубе это отрезной диск. Точнее сточенный отрезной диск от большой болгарки. Его толщина должна быть 2-2.5 мм.

Не выбрасываем такие сточенные диски, они очень хорошо и быстро выводят тонкие сварные швы до монолитного вида. Как раз швы на профтрубе идеально правятся такими минидисками!

Сначала проходим вершину сварочного шва. Делаем ровную горизонтальную поверхность, то есть убираем разные по высоте бугорки сварного шва. На диск не нажимаем, он сам всё быстро счищает-как шпателем раствор!

Затем проходим шов с обоих боков, двигаем диском снизу верх по шву. Как бы поднимаемся в горку, так быстро формируется гладкая овальная поверхность со всех сторон. Также не делаем никаких усилий на диск, всё происходит легко и без физических напряжений.

Вот и всё, швы зашлифованы. Теперь они имеют монолитный выпуклый вид. Если покрасить готовое изделие, то они будут выделяться, будет смотреться симпатично.

Вот такая небольшая хитрость, забирайте в свой технический арсенал. Чем больше знаешь вариантов, тем проще будет в работе.

Почти каждую статью на канале я дублирую подробным видео. Видео также есть на канале.

Кто ставит лайк статье, тому чаще показывают наши материалы в Дзене. И наоборот, дизлайк-наши материалы не покажут больше. Прочитавший также напрямую своей оценкой влияет на развитие канала. Не оставляй статью без оценки.

Если течет труба. Устраняем протечку своими руками — как и с каким герметиком

В любой российской квартире, независимо от планировки и стоимости, проходит сеть трубопроводов различного назначения. Это своего рода «кровеносная система» дома, которая обеспечивает нас теплом и водой.

Когда она работает исправно, о ней не вспоминают. А вот протечка трубы становится проблемой той или иной степени серьезности — от необходимости подставлять таз под батарею до разбирательств с управляющей компанией .

В этом обзоре мы расскажем, как устранить течь в трубе с помощью анаэробных гелей и других материалов, которые без проблем найдет домашний мастер.

Важно! Если в трубе под давлением образовалась по-настоящему серьезная течь, если вода хлещет потоком, необходимо перекрыть вентиль и вызвать ремонтную службу.

Устраняем течь соединений труб

Соединение труб в бытовых системах отопления проводится двумя основными способами — с помощью резьбы или сварки.

Резьбовые соединения.

Протечка на резьбе, соединяющей трубы, чаще всего вызвана неправильным монтажом или износом уплотнительного материала.
Если водопровод в квартире «с пробегом», то резьбовое соединение выполнялось либо вовсе без уплотнения, либо с уплотнением старым материалом — льном.
Он имеет свойство усыхать, что приводит к нарушению геометрии резьбы, перераспределению нагрузки на узлы, микротрещинам и, в конечном итоге, к протечке.

Эта проблема решается достаточно просто — при помощи современных гелей-герметиков .

Алгоритм действий:

— Перекрываем вентиль подачи воды, ведущий к протекающему соединению. Скорее всего, резьбу придется разбирать или хотя бы откручивать.

— Сливаем воду в таз или ведро.

— Разбираем соединение. Здесь станет понятно, как его монтировали и в чем проблема.

— Если на резьбе есть старый уплотнитель — удаляем.

— Само соединение отчищаем от загрязнений, обезжириваем.

— Наносим анаэробный гель-герметик . Преимущество этого материала и в экономичности тоже. Для устранения одной протечки с головой хватит тюбика в 15 г. Еще останется на пару десятков будущих ремонтов.

— Закручиваем соединение. Гель полимеризуется (схватывается) в течение – 5-15 минут. После этого можно пробовать подавать воду на малом напоре. Если все сделано грамотно — давайте рабочее давление.

Часто этот уплотнительный материал называют анаэробным клеем, но здесь есть существенный нюанс. Клей как таковой схватывает раз и навсегда, разобрать это соединение проблематично. А вот анаэробный герметик демонтируется без всяких проблем.

Выбрать гель для резьбы достаточно просто:

— СантехМастер Гель Синий используется на соединениях труб диаметром до 2 дюймов. Рекомендуем для металлической резьбы в стандартных сантехнических коммуникациях.

— СантехМастер Гель Зеленый применяют в труднодоступных местах, там, где не развернуться. У этого герметика высокая скорость полимеризации, достаточно нанести его и зафиксировать соединение — все готово через несколько минут. Оптимальный диаметр труб — до 1,5 дюймов.

— Сантехмастер Гель Красный используется для чугуна и стали. Он отличается повышенной прочностью, поэтому подходит даже для изношенных соединений. Диаметр труб — от 0,5 дюйма.

Герметики безопасны даже для водопроводов с питьевой водой, выдерживают широчайший диапазон температур (-60 до +150°C). На сегодняшний день не придумали лучшего уплотнения.

Сварочные соединения

Поскольку сварочный аппарат вряд ли есть в каждом хозяйстве, сварку, как способ борьбы с протечками, мы не рассматриваем. А вот, что нам поможет:

— Эпоксидный клей. Сначала зачищаем поверхность трубы от ржавчины и краски (разумеется, речь о металлической трубе). Подойдет наждачка или металлическая щетка.

Помимо клея, нам понадобятся резиновые перчатки и медицинский марлевый бинт (или кусок плотной ткани). На стандартную трубу до 3 см примерно 30 см полотна. Рекомендуем брать марлю, поскольку она лучше впитает клеящий состав.

Смотрим в инструкцию эпоксидного клея, согласно ей добавляем отвердитель. Марлю пропитываем клеем, а затем наносим ее на протекающий шов — туго оборачиваем.

Когда клей застыл, трубопровод тестируется пробным напором воды. Пусть выглядит эта «заплата» не слишком эстетично, но свое дело сделает. А более серьезный ремонт можно провести планово, например, летом.

Эпоксидный клей подходит для швов и на металлических, и на полипропиленовых трубах.

— Цементно-гипсовая повязка . Рецепт следующий — цемент смешивается со строительным гипсом (алебастром) в пропорции 2 к 1. Затем добавляется вода, масса размешивается до густого состояния.
Нам потребуется все тот же марлевый бинт, 1 см диаметра к 10 см полотна.

Погружаем ткань в раствор, ждем, пока как следует пропитается. Затем «бинтуем» место повреждения, а сверху замазываем оставшейся цементно-гипсовой смесью.

Способ идентичен ремонту с помощью эпоксидной смолы, разница только в клеящем материале.

Устраняем течь трубы

От соединений перейдем непосредственно к трубам.

— Хомут . Популярный, надежный и относительно эстетичный способ. Подходит для небольших отверстий, но мы и не разбираем серьезные аварии.

Хомут выбирается одинакового диаметра с трубой. Важный элемент — уплотнитель из прорезиненного материала. Ширина прокладки должна быть на 4-5 мм больше ширины хомута. А вот длина наоборот, примерно на 10 мм меньше.

Как методом холодной сварки отремонтировать трубы с горячей водой

Если в доме неожиданно дала течь одна из труб системы отопления или водоснабжения, а для капитального ремонта в данный момент нет возможности, на помощь придет альтернативный способ ремонта – холодная сварка.

течь

Сущность метода холодной сварки

Идея, предложенная изобретателями такого способа соединения деталей, довольно проста. Композитный материал тщательно перемешивается, после чего запускаются сложные химические реакции, сообщающие смеси новые свойства. По прошествии времени мягкий состав затвердевает, проникает в структуру склеиваемых материалов и становится сравнимым по прочности с металлическими поверхностями.

Отличные эксплуатационные качества дают возможность использовать холодную сварку для решения широчайшего спектра бытовых задач:

  • Устранение течи в металлических и полимерных водонапорных конструкциях.
  • Герметизация трещин отопительных радиаторов.
  • Уплотнение мест повреждений металлических элементов кузова автомобиля.
  • Усиление проблемных участков трубопроводных сетей.

Материал может стать незаменимым в тех ситуациях, когда проблемный участок трубопровода оказывается в труднодоступном месте, где при всем желании не получится использовать сварочный аппарат или другое громоздкое устройство.

Обратите внимание! Смешивание компонентов холодной сварки удобнее и проще производить руками. Чтобы избежать неприятных последствий, на время работы стоит одеть тонкие резиновые перчатки. Для ускорения и облегчения процедуры разминания плотной массы перчатки часто смачивают водой.

Разновидности клеевых составов и их особенности

Состав может иметь жидкую, либо твердую консистенцию:

  1. Жидкий вариант. Продается комплектом из двух тюбиков. В одну емкость помещается эластичный компонент на базе эпоксидных смол, в другую – жидкий отвердитель. Компоненты тщательно смешиваются в указанной на упаковке пропорции непосредственно перед применением. Использовать готовый состав необходимо в течении 2-20 (в зависимости от технологии изготовления) минут. Компоненты жидкой холодной сварки должны храниться в специальных условиях, а для различных склеиваемых материалов понадобятся разные варианты состава.
  2. Твердая холодная сварка. Представляет пластичный брусок круглого, либо прямоугольного сечения. Брусок бывает однородным, либо состоит из разделенных слоев. Внутренний слой – смесь эпоксидных смол, отвечающих за пластичность и однородность массы, внешний – отвердитель (металлические вкрапления и сера). Перед использованием компоненты разминаются и перемешиваются.

Обратите внимание! Если нет необходимости одномоментно использовать весь состав, брусок холодной сварки допустимо разделить на части (резать следует только поперек). Эксплуатационные качества материала от этого не пострадают.

Помимо универсальных клеевых составов, способных одинаково хорошо работать с любыми типами материалов, выпускаются специальные виды холодной сварки для производства конкретных видов работ:

  • Составы для экстремальных условий. Выручают в нестандартных ситуациях: под водой, в условиях повышенной температуры или давления.
  • Клеевые составы для металлов. Дают наибольший эффект при работе с металлическими деталями. Надежно склеивают поверхности из разных металлов.
  • Холодная сварка для автомобильных деталей.
  • Специальные сорта холодной сварки для бетона, керамики, пластика и т.п.
Рекомендуем ознакомиться: Как правильно выбрать пластиковые трубы для системы отопления?

холодные сварки

Специальные разновидности холодной сварки практически всегда превосходят универсальные по эффективности воздействия на конкретный материал, зато часто оказываются абсолютно бессильными при работе с прочими материалами.

Вне зависимости от разновидности холодной сварки, применительно к сетям водоснабжения и отопления отметим ряд явных преимуществ такого способа ремонта или соединения деталей:

  • Процедура полностью безопасна, особенно в сравнении с горячей сваркой.
  • Ремонт трубопровода или радиатора отопления не потребует использования специального инструмента, сама процедура подготовки и использования смеси предельно проста и понятна.
  • Материал доступен в свободной продаже во всех строительных магазинах.
  • Универсальные клеевые составы подойдут для любых видов труб: стальных, чугунных, пластиковых и т.п.
  • Окружающие материалы не подвергаются высокотемпературному воздействию, холодная сварка может без опасений применяться даже в условиях повышенной пожароопасности.
  • Возможность проведения ремонтных работ не зависит от наличия источника электричества.
  • Себестоимость работ с применением холодной сварки существенно ниже любого другого известного способа.

Между тем, холодная сварка не лишена некоторых недостатков. Застывший материал (впрочем, как все эпоксидные смолы) уязвим к кручению, изгибам, прочим деформациям. Серьезных нагрузок такой материал тоже скорее всего не выдержит. Полученные швы по показателям прочности и долговечности серьезно уступают возможностям дуговой сварки.

Это важно! Надежность и качество заплатки в большой степени зависят от правильности смешивания, соблюдения временных и температурных ограничений использования.

Температура, на которую рассчитан конкретный вид холодной сварки, указывается производителем на упаковке. Чаще всего верхний предел ограничивается цифрой 260°С. Отдельные виды способны выдерживать гораздо более экстремальные температуры – до 1300°С.

Саму процедуру применения холодной сварки также следует осуществлять при определенной температуре. Для большинства видов мастики достаточно, чтобы температура окружающего воздуха была положительной.

Среди популярных и зарекомендовавших себя брендов некоторые отечественные и зарубежные продукты:

  • Зарубежные марки: ABRO, Hi-Gear, Cold Weld Magnum Steel и т.д.
  • Российская продукция: «Полимет», «Алмаз», «Титан», «Быстрая сталь», «Момент Супер Эпокси» и т.д.
Рекомендуем ознакомиться: Как самостоятельно соорудить дымоход в бане с выходом через стену?

Цена составов, как правило, не слишком высока, поэтому лучше предпочесть чуть более дорогостоящие, но иногда на порядок более эффективные импортные образцы.

Как устранить течь в трубе ГВС методом холодной сварки

Чтобы отремонтировать трубу системы водоснабжения при помощи холодной сварки, придерживаемся такой последовательности действий:

нарезка холодной сварки

  • Участок трубопроводной сети, на котором обнаружено повреждение, перекрывается.
  • Из него по возможности сливается вода.
  • Если труба окрашена или покрыта теплоизоляцией, она очищается до металла на расстояние около 5 см в зоне повреждения.
  • Остатки ржавчины удаляются, участок трубы обезжиривается и просушивается.
  • От бруска холодной сварки отрезается кусок, пластичный состав разминается руками до состояния, когда компоненты визуально становятся единым целым. Если используется жидкая разновидность – компоненты перемешиваются в указанной на упаковке пропорции.
  • Готовая мастика наносится на место повреждения, формируется ровное веретенообразное утолщение. Важно понимать, что состав желательно наносить на трубу не в виде заплатки, а охватывать ее по всей длине окружности.
  • В течение 3-4 часов состав высыхает, образуя жесткую прочную массу.

Для усиления прочности поверх слоя сварки можно наложить бандаж из технической ткани, простого бинта или марли. Также, нелишним будет нанести на это место слой краски.

Если перекрыть водоснабжение по тем или иным причинам не получается, можно попытаться устранить течь на мокрой трубе. Для этого обязательно понадобится особенный состав жидкой холодной сварки, способный купировать действие воды. Удобнее всего пропитывать таким составом тканевый жгут и обматывать им место повреждения. Ткань, даже очень тонкая, обеспечит материалу плотный контакт с поверхностью и дополнительную прочность.

Все чаще в домах встречаются системы водоснабжения на основе полимерных труб. Этот материал надежнее, чем металл, но, к сожалению, также не застрахован на сто процентов от аварийных ситуаций. Для работы с пластиковыми изделиями разработаны специальные виды холодной сварки.

Рекомендуем ознакомиться: Как правильно почистить трубу в бане от сажи и копоти своими руками

Последовательность действий в этом случае почти не отличается, за исключением нескольких моментов:

  1. Поврежденный участок обрабатывается наждачной бумагой (это повысит адгезию гладкого пластика с клеящим веществом), обезжиривается и просушивается.
  2. Для усиления эффекта, после наложения холодной сварки часто пользуются зажимом.

Особенности ремонта труб отопления

В сети отопления появление утечки может проявиться в трех местах:

  • На прямом участке трубопровода. Влияние коррозии, механических повреждений.
  • В местах стыковки труб с отопительным прибором или друг с другом. Здесь чаще слабым местом становится сварной шов, либо соединительный фитинг.
  • В местах соединения секций радиатора.

замазывание трещин в радиаторе

Работа любой отопительной сети связана с высокими температурами. Для ремонта таких трубопроводных систем понадобится холодная сварка, способная длительное время противостоять таким экстремальным условиям. Информация о предельно допустимых температурах для состава представлена на упаковке.

Обратите внимание! При всей эффективности и простоте работы с холодной сваркой стоит понимать, что такой способ ремонта относится скорее к временным решениям. Способ незаменим при необходимости оперативного устранения мелких бытовых протечек, однако, при первой возможности участок трубы надлежит заменить, либо отремонтировать более надежной и долговечной дуговой сваркой.

В автономных системах отопления, где используется котел с высокотемпературным теплоносителем для соединения труб наиболее часто применяется электрическая сварка. Этот способ соединения стыков труб герметичный и надежный, что особенно важно при сильных термических нагрузках.

шов угла

Разновидности сварных швов и соединений

Электросварка – способ соединения металлических фрагментов (профилей, труб) методом локального расплавления металла. Он нагревается до нужной температуры с помощью электрической дуги с помощью сварочного аппарата, преобразующего переменный ток в постоянный.

Электрическая дуга образуется на электроде – металлическом стержне. В области действия дуги создается особая среда, которая одновременно плавит металл, но не дает ему контактировать с воздухом и окисляться.

схема сваривания

С помощью сварки можно создать герметичное соединение двух труб, при котором вероятность протечки, как при фланцевых или муфтовых стыках. Для этого важно выполнить качественный сварной шов путем сплавления металла на кромках обоих отрезков труб. Сварщики используют несколько основных типов швов, в зависимости от типа металла, толщины свариваемых элементов и их взаимного расположения:

виды соединений

Важно! Стальные трубы для системы отопления и водоснабжения свариваются встык или угловым соединением. Это дает наиболее надежный и прочный шов.

Кроме способа соединения, различают еще и несколько видов сварного шва, которые используются в тех или иных случаях:

  • горизонтальный шов – выполняется при взаимном вертикальном расположении труб (чаще всего используется в установке систем водоснабжения и отопления);
  • вертикальный – соединение выполняется при взаимном горизонтальном расположении труб, при котором мастер делает вертикальные движения электродом (снизу вверх, сверху вниз и т.д.);
  • потолочный – во время сварки электрод находится под свариваемой деталью, сварщику приходится держать руку над головой;
  • нижний – в противоположность потолочному, электрод находится сверху соединяемых деталей.
Рекомендуем ознакомиться: Использование соединения типа "американка" в сантехнике

Самый удобный способ сварки – с помощью нижнего шва, при котором специалист хорошо видит рабочее поле и может поворачивать фрагменты труб для более быстрой и продуктивной работы.

сварка угла трубы

Потолочный шов обычно не используется при обустройстве инженерной системы с нуля, т.к. этот способ достаточно неудобен (сварщик быстро устает, плохо видит рабочее поле, на него могут попадать капли расплавленного металла). Потолочный шов обычно используется для ремонта, когда изношенный или деформированный фрагмент трубы вырезается, а взамен ему приваривается новый.

Несколько советов по выполнению качественной сварки

Качество сварки зависит от правильной подготовке к сварным работам, выбору электродов и технологии процесса, который несколько отличается при соединении стыков.

Выбираем подходящие электроды

От того, какой электрод применяется для сварки, во многом зависит качество сварного шва. Он представляет собой тонкий металлический стержень с особым покрытием. Внутренняя часть электрода служит проводником для создания электрической дуги, а покрытие обеспечивает ее стабильность, а также участвует в создании сварного шва.

По типу сердцевины электроды делятся на плавящиеся и неплавящиеся. В первом случае в основе изделия находится стальная проволока, во втором – вольфрамовый, угольный или графитовый стержень.

электроды

По типу защитного покрытия электроды делятся на:

Рекомендуем ознакомиться: Для чего нужна огнезащита воздуховодов и как её правильно выбрать
  • 3 мм – электроды подходят для сварки труб толщиной до 5 мм;
  • 4 мм – электроды позволяют сваривать толщиной до 10 мм, а также делать многослойные швы металла.

Внимание! Кроме толщины и материала изготовления электрода для качественной сварки нужно учитывать еще и силу тока, которая зависит от способа соединения труб. Например, для простого соединения встык подойдет дуга от 80 до 110 ампер, а для сварки внахлест потребуется переключить аппарат на 120 ампер.

Как выполнить правильный шов

Чтобы сделать качественный шов, необходима правильная подготовка трубы к сварке. Качество кромки труб является определяющим для прочного и герметичного шва.

Например, для сварки встык срез трубы должен быть строго под прямым углом. Перед началом работы его тщательно зачищают наждачной бумагой на 1 см от края трубы, затем удаляют масла, краски, металлической пыли и обезжиривают.

Техника сварки зависит от формы сечения, толщины и диаметра соединяемых труб. Простые круглые трубы для систем отопления свариваются простым непрерывным швом, двигая электрод вдоль поверхности трубы до тех пор, пока два фрагмента не будут полностью сварены.

этап сварки

Для относительно тонкого трубопроката (до 6 мм) подойдет двухслойный шов, при толщине от 6 до 12 мм применяется трехслойная сварка. Массивные и толстые фрагменты трубопровода соединяются четырьмя и более швами.

Швы выполняются поочередно, один за другим. Следующий шов можно начинать только после остывания предыдущего. Чтобы добиться качественного и красивого шва, нужно периодически снимать образующийся в месте сварки шлак, слегка постукивая по трубе молоточком.

Особенности сварки поворотных и неповоротных стыков

Для выполнения качественного поворотного стыка (там, где две трубы соединяются под определенным углом) можно использовать специальный вращатель, который фиксирует и обеспечивает максимально удобный доступ сварщику.

Рекомендуем ознакомиться: Способы соединения частей воздуховодов между собой

При отсутствии аппарата придется поворачивать трубу вручную, обрабатывая электродом участок сечения трубы 60-110 градусов.

При ручном выполнении поворотного стыка диаметр труб сначала проваривается на 2/4 с внешней стороны в два слоя, затем разворачивают и доваривают стык, используя все три-четыре слоя.

Неповоротный стык делать намного легче: совместить два фрагмента трубы и сделать несколько точек сварки (например, в виде воображаемого креста, или только с двух противоположных сторон). Варить трубу, начиная с нижней точки, двигая электрод к верхнему участку.

Как проверить надежность соединения

Герметичность сварки можно проверить только одним способом – пропустить через трубу воду или газ под давлением и проверить визуально на наличие протечек рабочей среды. Например, если выполняется сварка труб системы отопления, можно присоединить участок трубы к системе и наполнить ее водой. Если на участке сварного шва не покажутся капли воды, сварка выполнена качественно.

Правила техники безопасности при сварке

Процесс сварки с помощью электрического тока несет в себе три потенциальных опасности:

  • получение электротравмы при соприкосновении с проводами или электродами под напряжением;
  • ожог кожи расплавленным металлом;
  • ожог сетчатки глаза дуговой вспышкой.

как правильно варить

Чтобы избежать нежелательных последствий, стоит позаботиться об электроизоляции: использовать специальные резиновые коврики и галоши, заземлить сварочный аппарат, изолировать токопроводящие жилы.

Важно использовать средства индивидуальной защиты – специальные перчатки, а также защитный шлем или щиток для лица.

Зачистка сварных швов



18815 + Оглавление

В скреплении металлических конструкций и разнообразных деталей сварка наиболее распространённый и приемлемый в экономическом плане метод.

Соединяя поверхности в итоге можно добиться однородного соединения, которое обеспечивает прочное скрепление отдельно взятых элементов.

Соединение – это слабое звено любого метода сварки. Поэтому зачистка сварных швов является необходимостью.

Не зачищенный сварной шов после сварки

Не зачищенный сварной шов после сварки

Не зря зачистку сварных швов после сварки регламентируют ГОСТом 9.402-80.

Для очистки используется различный инструмент, задействуют определённые технологии. Это может быть:

  1. Очистка сварного шва механической шлифовкой.
  2. Протравливание с использованием химических материалов.
  3. Метод нейтрализации.

Понятно, что отдельно взятая технология имеет свои нюансы и рекомендации к применению в той или иной ситуации.

Оборудования для зачистки

К выбору техники нужно подходить взвешенно. Нужно правильно подбирать расходные материалы и рабочее оборудование.

Это может быть металлическая щётка, угловая шлиф/машинка с абразивными кругами или шлифовальный станок.

Выбирая шлифовальную технику, следует ориентироваться в первую очередь на отдаваемую мощность. И только потом смотреть на показатели потребления.»

К примеру, в судостроительной отрасли успешно используются передвижные шлифовальные машинки. Проще подъехать к заготовке больших размеров, нежели пытаться перемещать её на новое место.

Передвижная шлифовальная машина

Передвижная шлифовальная машина

Необходимость зачистки сварных швов

Заключительный этап сварки включает в себя очистку места соединения от шлака и окалины. Зачистка сварных швов после сварки проводится в три этапа:

  • обрабатывается место вокруг сварочного соединения;
  • полировка после обработки антиоксидом;
  • лужение места соединения.

Зачистка сварных швов регламентируется ГОСТ 9.402-80 и выполняется для устранения, в том числе, дефектов рабочей поверхности. Согласно утверждённым стандартам это могут быть:

  1. Лунки.
  2. Кратеры.
  3. Свищи.
  4. Трещины в швах.

Важно рабочий процесс выполнять в соответствии с принятыми нормами. Нельзя допускать нарушения установленных стандартов. Необходимо в полном объёме использовать возможности шлифовальной техники и других механизмов зачистки.

Механическая чистка стыковочного места

Как зачищать сварочные швы болгаркой? Самый простой способ механического воздействия – это ручная зачистка болгаркой. В этом случае можно избавиться от дефектов, которые неизбежны при сварке:

  1. От окалины.
  2. Заусениц и окиси.
  3. А также следов побежалости.

Зачистка сварного шва болгаркой

Зачистка сварного шва болгаркой

Многие отмечают экономичность данного метода, и это подтверждённый факт.

«К сведению!

Зачистка сварных швов будет выполнена профессионально, если правильно подобрать шлифовальный круг.»

Химическая чистка соединения

Как показывает практика взаимодействие двух способов: механического и химического воздействия – это наиболее эффективный и действенный вариант. Зачистка сварных швов может выполняться:

  • методом травления;
  • методом пассивации.

Давайте рассмотрим оба варианта. Определим отличия и выясним, в чём заключается каждый из вышеуказанных методов.

  • Зачистка сварных швов методом травления.

Это одна из стадий обработки сварного соединения, которая выполняется перед механической шлифовкой.

Работа проводится с использованием специального состава, позволяющего создать на рабочей (обрабатываемой) поверхности однородный слой.

Используя метод травления можно удалить участки с побежалостью. Травление допускается как отдельно взятых участков, так и полной заготовки.

Метод травления заготовки

Метод травления заготовки

В последнем случае материал лучше всего поместить полностью в ёмкость с травильным раствором. Нет чёткого регламента и времени на процесс травления при полном погружении.

Время в этом случае определяется в индивидуальном порядке. Зачистка сварных швов после сварки будет более эффективной, если после травления выполнить пассивацию. Это придаст месту соединения бонус в виде дополнительной прочности.

Обработка сварных швов после сварки может выполняться методом пассивации. Процесс выглядит следующим образом. Обработка поверхности проводится специальным составом.

Нанесённый ровный слой на рабочей поверхности образует плёнку. Это необходимо для предотвращения старения металла, точнее, коррозии.

Использование метода пассивации

Использование метода пассивации

С химической точки это выглядит так: оксиданты, с размягчённой поверхности детали или заготовки, взаимодействуя с нержавеющей сталью, ликвидируют образовавшиеся свободные излишки.

А также активизируют образование плёнки для защиты рабочего объекта.

Зачистка угловых сварных швов выполняется в соответствии с установленными правилами государственного технического надзора. За качество зачистки отвечает сменный мастер. Результаты работы заносятся в технологическую карту ремонта сварных швов.

Техника безопасности

Выполняя сварочные работы независимо от способа необходимо изначально подготовить рабочее место и проверить оборудование.

Процесс подразумевает использование специальных защитных средств и рабочей одежды для сварщика. В том числе, необходимость проведения инструктажа и соблюдения норм противопожарной безопасности.

Перед началом сварки проводится инструктаж, результат которого заносится в рабочий журнал. Допуск имеют лица не моложе 18 лет прошедшие специальное обучение.

Заключение

Для качественного изготовления продукции с использованием сварочных работ обязательным условием является обработка поверхности. Обработка может выполняться разными способами.

Но цель одна: привести рабочий элемент в состояние полной готовности. Важность этого процесса регламентируется положениями ГОСТ и другими документами на государственном уровне.

Можно сделать вывод, что обработка поверхности и удаление остатков сварки – это важный и неотъемлемый процесс, позволяющий в итоге получить желаемый результат.

СНиП III-42-80 : Сборка, сварка и контроль качества сварных соединений трубопроводов

очистить до чистого металла кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности труб на ширину не менее 10 мм.

При стыковой сварке оплавлением следует дополнительно зачищать торец трубы и пояс под контактные башмаки сварочной машины.

4.2. Допускается правка плавных вмятин на торцах труб глубиной до 3,5 % диаметра труб и деформированных концов труб безударными разжимными устройствами. При этом на трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2) допускается правка вмятин и деформированных концов труб при положительных температурах без подогрева. При отрицательных температурах окружающего воздуха необходим подогрев на 100—150°С. На трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и более — с местным подогревом на 150—200° С при любых температурах окружающего воздуха.

Участки и торцы труб с вмятиной глубиной более 3,5 % диаметра трубы или имеющие надрывы необходимо вырезать.

Допускается ремонт сваркой забоин и задиров фасок глубиной до 5 мм.

Концы труб с забоинами и задирами фасок глубиной более 5 мм следует обрезать.

4.3. Сборка труб диаметром 500 мм и более должна производиться на внутренних центраторах. Трубы меньшего диаметра можно собирать с использованием внутренних или наружных центраторов. Независимо от диаметра труб сборка захлестов и других стыков, где применение внутренних центраторов невозможно производится с применением наружных центраторов.

4.4. При сборке труб с одинаковой нормативной толщиной стенки смещение кромок допускается на величину до 20 % толщины стенки трубы, но не более 3 мм при дуговых методах сварки и не более 2 мм при стыковой сварке оплавлением.

4.5. Непосредственное соединение на трассе разнотолщинных труб одного и того же диаметра или труб с деталями (тройниками, переходами, днищами, отводами) допускается при следующих условиях:

если разность толщин стенок стыкуемых труб или труб с деталями (максимальная из которых 12 мм и менее) не превышает 2,5 мм;

если разность толщин стенок стыкуемых труб или труб с деталями (максимальная из которых более 12 мм) не превышает 3 мм.

Соединение труб или труб с деталями с большей разностью толщин стенок осуществляется путем вварки между стыкуемыми трубами или трубами с дeтaлями переходников или вставок промежуточной толщины, длина которых должна быть не менее 250 мм.

При разнотолщинности до 1,5 толщины допускается непосредственная сборка и сварка труб при специальной разделке кромок более толстой стенки трубы или детали. Конструктивные размеры разделки кромок и сварных швов должны соответствовать указанным на рис. 1.

Смещение кромок при сварке разностенных труб, измеряемое по наружной поверхности, не должно превышать допусков, установленных требованиями п. 4.4 настоящего раздела.

Подварка изнутри корня шва разностенных труб диаметром 1000 мм и более по всему периметру стыка обязательна, при этом должен быть очищен подварочный слой от шлака, собраны и удалены из трубы огарки электродов и шлак.

Рис. 1. Конструктивные размеры разделки кромок и сварных швов разнотолщинных труб (до 1,5 толщины стенки)

4.6. Каждый стык должен иметь клеймо сварщика или бригады сварщиков, выполняющих сварку. На стыки труб из стали с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2) клейма должны наноситься механическим способом или наплавкой. Стыки труб из стали с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и более маркируются несмываемой краской снаружи трубы.

Клейма наносятся на расстоянии 100—150 мм от стыка в верхней полуокружности трубы.

4.7. Приварка каких-либо элементов, кроме катодных выводов, в местах расположения поперечных кольцевых, спиральных и продольных заводских сварных швов, не допускается. В случае если проектом предусмотрена приварка элементов к телу трубы, то расстояние между швами трубопровода и швом привариваемого элемента должно быть не менее 100 мм.

4.8. Непосредственное соединение труб с запорной и распределительной арматурой разрешается при условии, что толщина свариваемой кромки патрубка арматуры не превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы в случае специальной подготовки кромок патрубка арматуры в заводских условиях согласно рис. 2.

Во всех случаях, когда специальная разделка кромок патрубка арматуры выполнена не в заводских условиях, а также когда толщина свариваемой кромки патрубка арматуры превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы, соединение следует производить путем вварки между стыкуемой трубой и арматурой специального переходника или переходного кольца.

Рис. 2. Подготовка промок патрубков арматуры при непосредственном соединении их с трубами

4.9. При сварке трубопровода в нитку сварные стыки должны быть привязаны к пикетам трассы и зафиксированы в исполнительной документации.

4.10. При перерыве в работе более 2 ч концы свариваемого участка трубопровода следует закрыть инвентарными заглушками для предотвращения попадания внутрь трубы снега, грязи и т. п.

4.11. Кольцевые стыки стальных магистральных трубопроводов могут свариваться дуговыми методами сварки или стыковой сваркой оплавлением.

4.12. Допускается выполнение сварочных работ при температуре воздуха до минус 50°С.

При ветре свыше 10 м/с, а также при выпадении атмосферных осадков производить сварочные работы без инвентарных укрытий запрещается.

4.13. Монтаж трубопроводов следует выполнять только на монтажных опорах. Применение грунтовых и снежных призм для монтажа трубопровода не допускается.

4.14. К прихватке и сварке магистральных трубопроводов допускаются сварщики, сдавшие экзамены в соответствии с Правилами аттестации сварщиков Госгортехнадзора России, имеющие удостоверения и выдержавшие испытания, регламентируемые требованиями пп. 4.16—4.23 настоящего раздела.

4.15. Изготовление сварных соединительных деталей трубопровода (отводов, тройников, переходов и др.) в полевых условиях запрещается.

4.16. При производстве сварочных работ каждый сварщик (бригада или звено сварщиков в случае сварки стыка бригадой или звеном) должен (должны) сварить допускной стык для труб диаметром до 1000 мм или половину стыка для труб диаметром 1000 мм и более в условиях, тождественных с условиями сварки на трассе, если:

он (они) впервые приступил(и) к сварке магистрального трубопровода или имел(и) перерыв в своей работе более трех месяцев;

сварка труб осуществляется из новых марок сталей или с применением новых сварочных материалов, технологии и оборудования;

изменился диаметр труб под сварку (переход от одной группы диаметров к другой — см. а - в на рис. 3);

изменена форма разделки торцов труб под сварку.

Рис. 3. Схема вырезки образцов для механических испытаний

а - трубы диаметром до 400 мм включительно; б — трубы диаметром от 400 мм до 1000 мм; в — трубы диаметром 1000 мм и более; 1 —образец для испытания на растяжение (ГОСТ 6996-66, тип XII или XIII); 2 — образец на изгиб корнем шва наружу (ГОСТ 6996—66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро; 3 — образец на изгиб корнем шва внутрь (ГОСТ 6996—66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро

4.17. Допускной стык подвергается:

визуальному осмотру и обмеру, при котором сварной шов должен удовлетворять требованиям пп. 4.26; 4.27 настоящего раздела;

радиографическому контролю в соответствии с требованиями п.4.28 настоящего раздела;

механическим испытаниям образцов, вырезанных из сварного соединения в соответствии с требованиями п. 4.19 настоящего раздела.

4.18. Если стык по визуальному осмотру и обмеру или при радиографическим контроле не удовлетворяет требованиям пп.4.26,4.27, 4.32 настоящего раздела, то производится сварка и повторный контроль двух других допускных стыков; в случае получения при повторном контроле неудовлетворительных результатов хотя бы на одном из стыков бригада или отдельный сварщик признаются не выдержавшими испытание.

4.19. Механическими испытаниями предусматривается проверка образцов на растяжение и изгиб, вырезанных из сварных соединений. Схема вырезки и необходимое количество образцов для различных видов механических испытаний должны соответствовать указанным на рис. 3 и в табл. 3.

Читайте также: