Самовольная замена радиаторов отопления в многоквартирном доме

Обновлено: 03.05.2024

За перенос батареи грозят судом

В силу пп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятых решений (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).

Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения уполномоченного органа власти о согласовании или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.

Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).

В связи с этим в сложившейся ситуации возможно только два варианта развития событий: либо система отопления в вашей квартире должна быть приведена в первоначальное состояние, либо должно быть согласовано произведенное переустройство в установленном законом порядке.

При этом не имеет значения, когда будут выданы предписания остальным гражданам, произведшим аналогичное переустройство. Прямой связи между данными событиями нет.

Обращаем ваше внимание, что если приведение системы в первоначальное состояние будет производиться управляющей компанией, то стоимость данных работ правомерно может быть выставлена вам к оплате, поскольку их выполнение за счет средств, предназначенных на содержание общего имущества, будет носить нецелевой характер.

Безусловно, подобные предписания УК зачастую игнорируются со ссылкой на отсутствие полномочий. Однако не стоит забывать о ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, предусматривающей, что если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в установленный срок, суд по иску органа, осуществляющего согласование при условии непринятия иным судом решения о сохранении помещения в перепланированном и (или) переустроенном состоянии, принимает решение:

1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;

2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

Нужно ли согласие РСО на демонтаж батарей в квартире

Нужно ли согласие РСО на демонтаж батарей в квартире

Тарифы за коммунальные услуги растут, поэтому собственники ищут способы сэкономить. Желание платить за отопление меньше и демонтаж радиаторов вызывает споры собственников с управляющими и ресурсоснабжающими организациями.

Сегодня объясним, почему прав собственник, который утверждает, что не нужно получать согласие от ресурсоснабжающей организации на демонтаж батарей центрального отопления в квартире.

С чего начались судебные разбирательства

Собственница квартиры решила демонтировать батареи центрального отопления и поставить вместо них электрические радиаторы. Она получила разрешение от администрации города, и батареи демонтировали.

Это не понравилось теплоснабжающей организации, и она обратилась в суд с требованием признать решение администрации города незаконным.

Аргументы теплоснабжающей организации

  1. Батареи отдельной квартиры – это часть общедомовой системы теплоснабжения. Если собственник квартиры решил уменьшить состав общего имущества МКД, он должен был получить согласие всех остальных собственников помещений в таком доме на общем собрании. Протокол такого собрания при согласовании переустройства предоставлен не был.
  2. Реконструкция системы отопления может нарушить тепловой режим здания в целом и отдельных соседних помещений. Проект переустройства не был согласован с энергонадзором и энергоснабжающей организацией, а значит, не соответствует требованиям законодательства.
  3. Собственник помещения фактически продолжает пользоваться центральным отоплением за счёт стояков, проходящих через его квартиру и теплоотдачи от соседних помещений. Он нарушает права и интересы теплосетей, которые несут убытки в виде неполученных доходов. Если бы переустройства не было, теплоснабжающая организация не понесла бы таких убытков.

Отказы судов в удовлетворении требований РСО

Городской суд не удовлетворил требования теплоснабжающей организации. Третий арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа оставили его решение без изменений.

Действующее законодательство разрешает перевести жилое помещение в многоквартирном доме на автономное отопление, если оформлено переустройство такого помещения. Ч. 2 ст. 26 ЖК РФ устанавливает перечень документов, необходимых для оформления переустройства. Требования о предоставлении протокола общего собрания собственников, которые дали согласие на переустройство помещения, в этом перечне нет.

Суды решили, что батареи в спорной квартире не относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД, так как находятся не за пределами квартиры и обслуживают только одно помещение.

В деле нет информации об обращениях других жителей дома о том, что в их квартирах холодно. Нет и документов, подтверждающих, что демонтаж батарей не позволяет теплосетям обеспечить качественную поставку тепла в другие помещения.

Согласование проекта переустройства с энергонадзором и теплосетями не требуется. СНиП 41-01-2003 и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, на которые сослалась теплоснабжающая организация, не распространяются на установку отопительных приборов в жилых помещениях.

Также теплосети не смогли доказать, что в переустроенной квартире есть теплопотребление от стояков отопления, межквартирных перегородок или перекрытий. В МКД установлен общедомовой прибор учёта теплоэнергии, поэтому теплосети в полном объёме получают плату за всё поставленное в дом тепло.

Теплосети не согласились с такими выводами судов и обратились с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ.

Почему ВС РФ отказал РСО в рассмотрении дела

В кассационной жалобе теплоснабжающая организация сослалась на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также на нарушение его прав и законных интересов.

Верховный Суд РФ изучил представленные в жалобе доводы и определил не передавать жалобу для рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам. Причина – отсутствие подтверждений существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела (п. 1 ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ).

Собственница помещения соблюла установленный порядок при переустройстве помещения: получила разрешение от администрации и только после этого демонтировала батареи центрального отопления и установила электрические радиаторы.

Верховный Суд РФ согласился с предыдущими судами в том, что установленные в жилом помещении электрические радиаторы не входят в перечень запрещённых к использованию для отопления жилых помещений в многоквартирных домах, если установлены в надлежащем порядке.

Возможность установки таких приборов соответствует представленной проектной документации, техническим условиям, строительным нормам, правилам противопожарной безопасности. Установленные электрические радиаторы не нарушают права и законные интересы граждан, не создают угрозу их жизни и здоровью.

Является ли замена радиаторов самовольным переустройством квартиры

Замена или перенос инженерных сетей, требующие изменений в техпаспорте помещения/дома, являются переустройством. Если это делается без разрешительных документов, то переустройство самовольное. Разбираемся, является ли замена/перенос радиаторов отопления в квартире самовольным переустройством помещения в МКД.

Переустройство инженерных система МКД без разрешительных документов считается самовольным

Согласно ст. 25 ЖК РФ, установка, замена или перенос инженерных сетей, требующие внесения изменений в технический паспорт дома/помещения, подпадают под понятие «переустройство». Переустройство осуществляется после согласования с местной администрацией, которая должна выдать разрешение на основании ч. 6 ст. 26 ЖК РФ.

В случае отсутствия разрешительных документов переустройство считается самовольным. За такие действия предусмотрена административная ответственность по ст. 7.21 КоАП РФ. Для физических лиц штраф составляет до 2500 рублей. Кроме того, в определённых случаях, согласно ч. 6. ст. 29 ЖК РФ, суд может обязать собственника привести квартиру в прежнее состояние либо вынести решение о продаже такого помещения с торгов.

При этом не каждое изменение инженерных систем подпадает под понятие переустройство, ведь элементы внутридомовых инженерных систем МКД могут находиться как вне квартиры, так и внутри неё. Если речь идёт о вмешательстве в работу общедомовых систем, то, помимо согласования с администрацией, требуется ещё и согласие остальных собственников. В противном случае виновник будет наказан, а суд обяжет его привести ВДИС в первоначальное состояние.

Верховный Суд РФ о перепланировке и реконструкции помещений в МКД

При переустройстве вносятся изменения в технический паспорт помещения в МКД

Сложнее дело обстоит с внутриквартирным оборудованием, замена которого, на первый взгляд, никак не повлияет на работу систем всего дома. В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

В силу ч. 1 ст. 29 ЖК РФ, самовольным является переустройство, проведённое при отсутствии разрешения администрации, предусмотренного ч. 6 ст. 26 ЖК РФ. Согласно п. 12 Правил № 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества. При этом Правила № 491 не содержат каких-либо запретов на самовольный демонтаж внутриквартирных элементов инженерных систем.

  • год постройки здания,
  • этажность,
  • физический износ,
  • наименование конструктивных элементов и их описание: наружные стены (материал), перегородки (материал), перекрытия (материал), полы в жилых комнатах, кухне, ванной, в других помещениях квартиры, проёмы, отделка стен, отделка потолков, вид отопления, наличие водоснабжения, электроснабжения (тип проводки), канализации, горячего водоснабжения, ванн или душа, сауны или бассейна, лоджий или/и балконов, телефона, радио, лифт, мусоропровод.

Таким образом, в технический паспорт квартиры не вносятся сведения о местоположении и о наличии отопительных приборов, находящихся в жилом помещении: трубопроводы холодной и горячей воды, канализации, отопления, газа и т.п. Также на поэтажных планах не показываются радиаторы центрального отопления. При таких обстоятельствах замена батарей отопления, внутриквартирных трубопроводов либо электрических сетей переустройством не является.

Для демонтажа или замены радиаторов НПА не предусмотрено согласование или разработка проекта

  • установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов;
  • перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов;
  • устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат;
  • замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.

Это вытекает и из содержания формы заявления о даче согласия на переоборудование или перепланировку жилых помещений, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266, согласно которому для переоборудования помещений требуется разработка проекта, его согласование с определёнными службами.

Законодательством не предусмотрено получение какого-либо согласия для демонтажа и замены элементов инженерных систем, за исключением согласия управляющей организации или поставщиков тепловой энергии, которое требуется в период отопления для присоединения к сети. Не требуется для демонтажа и замены радиаторов и разработка какого-либо проекта.

Отсюда следует, что демонтаж элементов отопительной системы не относится к переоборудованию или перепланировке, поскольку, согласно приведённым выше нормативным актам, переоборудование и перепланировка не включает в себя демонтаж и замену отопительных радиаторов.

Взыскание задолженности за отопление при отсутствии радиаторов

Изменения во внутриквартирных сетях не должны нарушать права и интересы граждан

Изменения, внесённые собственником помещений в инженерные сети внутри квартиры, могут быть сохранены только в случае, если они не нарушают права и законные интересы граждан и не создают угрозу их жизни и здоровью.

В частности, законом не допускается перепланировка квартир, ведущая к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем или оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, повреждению противопожарных устройств.

Более того, при замене каких-либо элементов инженерной системы следует позаботиться об идентичности вновь установленного оборудования по своим техническим параметрам. К примеру, если будут установлены трубопроводы меньшего диаметра, это может привести к нарушению циркуляции ресурса по системе, что может негативно отразиться на работе сетей в других квартирах.

При таких обстоятельствах есть большая вероятность, что суд также обяжет собственника привести систему в соответствующий проекту вид. Подобная практика сложилась как в Арбитражных судах, например, дело № А59-4317/2013, так в судах общей юрисдикции, например, решение Ленинского районного суда Владимира от 10.06.2019 по делу № 2-2866/2018 и решение Димитровградского городского суда Ульяновской области

Как заменить батареи отопления в квартире, не нарушив закона


Как показывает практика, большинство граждан меняет батареи отопления (отопительные приборы) в своих квартирах самостоятельно, никого не спрашивая и не уведомляя, и соответственно не получая на это каких-либо разрешений. Отчасти это происходит потому, что на этот счет среди граждан распространено заблуждение, что в своей квартире собственник вправе делать все, что ему заблагорассудиться. При этом, играет свою роль и элементарное нежелание обслуживающих многоквартирные дома организаций проводить периодические осмотры жилых помещений в многоквартирных домах. Все вместе это и приводит к сложившейся в общем ситуации. Тем не менее, разрешение на замену батарей отопления получать все-таки надо. А в некоторых случаях, замена батарей отопления вообще может оказаться переустройством жилого помещения, со всеми вытекающими отсюда проблемами. В противном случае, самовольно заменившие отопительные приборы граждане, несут риск ответственности за свои действия. Какой? Это можно увидеть ниже. Но сначала поговорим о том, как соблюсти закон.

Согласно ч.1 ст.25 ЖК РФ, «Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения». (Далее все цитаты - курсивом). Таким образом, если в вашем техническом паспорте на квартиру отмечены батареи отопления, то их замена, не говоря уже о переносе на другое место, будет являться переустройством. А переустройство жилого помещения, согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ, «проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения».

Для получения согласования в этом случае необходимо предоставить в местную администрацию следующие документы:

  • заявление;
  • правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения;
  • технический паспорт переустраиваемого жилого помещения;
  • если квартира не в собственности, а в пользовании по договору соцнайма - то потребуются еще и согласия в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя);
  • если квартира является памятником архитектуры, истории или культуры или находится в доме, являющимся памятником архитектуры, истории или культуры, то потребуется заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения.

Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято не позднее чем через сорок пять дней со дня представления документов заявителем. Согласование является основанием проведения переустройства жилого помещения. Отказ в согласовании можно обжаловать в суд.

Завершение переустройства жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.

Проведенное переустройство при отсутствии согласования будет являться самовольным, за что предусмотрены санкции. Статьей 7.21. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за самовольное переустройство - административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. При этом, собственник или наниматель квартиры, самовольно заменившие в своей квартире батареи отопления, обязаны будут привести все в прежнее состояние в установленный администрацией срок. Если же этого не произойдет, то суд по иску администрации может принять решение:

  • в отношении собственника квартиры - о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.
  • в отношении нанимателя квартиры по договору социального найма - о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние – статья 29 Жилищного кодекса РФ.

Самовольное переустройство можно попытаться узаконить в суде – согласно части 4 статьи 29 Жилищного кодекса РФ, «на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью». Однако в этом случае все будет зависеть от заключения судебной технической экспертизы, которое совсем не обязательно будет в вашу пользу, так как существуют определенные технические нормы, нарушать которые нельзя.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой. Например, в Определении Верховного суда РФ от 24.11.2009г., N КАС09-547, Верховный суд указал, что «Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации)».

В решении от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725, Верховный суд указал, что «Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ)».

Все вышеизложенное, как я уже говорил, касается замены батарей отопления, в случае, если они отмечены в вашем техническом паспорте на квартиру, и таким образом, подпадают под понятие «переустройство».

Если же в вашем техническом паспорте на квартиру отсутствуют батареи отопления, то их замена не будет являться переустройством. Однако, не спешите радоваться - здесь тоже есть свои нюансы, и разрешение на замену батарей отопления получать все равно придется.

Согласно Постановлению Госстроя РФ №170 от 27.09.2003г. утвердившего Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, данные правила определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Согласно пункту 1.1. Правил, «настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности».

Согласно пункту 1.2. Правил, жилищный фонд определяется как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома и квартиры.

Согласно пункту 1.7.1. Правил, «Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения».

Согласно пунктов 5.2.5., 5.2.8 Правил, «Увеличивать поверхность или количество отопительных приборов без специального разрешения организации по обслуживанию жилищного фонда не допускается». «При ремонте пришедшие в негодность нагревательные приборы, трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, воздуховыпускные устройства и другое оборудование должно быть заменено в соответствии с проектом или рекомендациями специализированной организации с учетом современного уровня выпускаемого оборудования».

Как видите, для того, чтобы «просто» заменить в своей квартире свои батареи отопления, все равно необходимо разрешение управляющей организации. Причем, данными правилами, пунктом 3.1.1., управляющим организациям прямо предписано проводить в квартирах всех форм собственности периодические осмотры, чего, конечно на практике не происходит. «Инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда во время периодических осмотров жилых и подсобных помещений и наладок инженерного оборудования должны обращать внимание на техническое состояние ограждающих конструкций и оборудования, температурно-влажностный режим и санитарное состояние в помещениях».

Согласно пункту 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., «Потребитель не вправе: в) самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом».

Однако, игнорирование управляющими организациями своих прямых обязанностей по осмотру квартир граждан на предмет состояния инженерного оборудования (тех самых отопительных приборов), а также нормативных актов гражданами, самовольно меняющими на свое усмотрение приборы отопления в своих квартирах, вовсе не означает, что указанные правовые нормы не работают. Работают, да еще как!

Для примера, я приведу интересный судебный акт – Апелляционное Определение Новосибирского областного суда от 13 мая 2014 г. по делу N 33-4199/2014г. Для тех, кто не понимает разницы между судами первой и второй (апелляционной) инстанций, скажу, что данный судебный акт по своей сути, есть образец разрешения конкретного спора для всех местных судов, и доводами, изложенными в нем, будут руководствоваться суды на местах.

Разбираемая в данном судебном акте ситуация сложилась в связи с тем, что проживающий в одной из квартир в многоквартирном доме гражданин, самовольно заменил в своей квартире батарею отопления: прибор конвекторного типа, на чугунный прибор отопления. Из-за превышения давления в системе отопления, замененная батарея, не рассчитанная на такое давление, лопнула, и вода залила нижестоящую квартиру, серьезно повредив там имущество. Пострадавшие жильцы обратились в суд с иском о компенсации ущерба к хозяину вышестоящей квартиры, который самовольно заменил батарею отопления, а также к управляющей компании, которая, по мнению истцов: «ненадлежащим образом осуществила техническое обслуживание инженерного внутридомового оборудования и подготовку его к зимнему периоду, что явилось причиной аварии и возникновения ущерба», считая их обоих виновниками произошедшего.

Возражая на иск, управляющая компания указала, что в произошедшем виновен гражданин, самовольно установивший чугунный радиатор, без внесения изменений в техническую документацию дома, предусматривающую конвекторное отопление, в которой давление не может превышать 10 кгс/см. кв.: «Причинение имущественного вреда истцу произошло по причине самовольной замены ответчиком прибора конвекторного типа на чугунный прибор отопления, а не по причине ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Управляющая компания несет ответственность за содержание только тех элементов системы отопления, которые входят в состав общего имущества. Управляющая компания не несет ответственность за вред, причиненный в результате ненадлежащего содержания имущества, принадлежащего собственникам помещений».

Возражая на иск, гражданин, самовольно заменивший в своей квартире прибор отопления, указал, что в произошедшем виновны работники управляющей организации, которые после получения телефонограммы с ОАО "НГТЭ" о работах на ЦТП-10, о том, что будут проведены гидравлические испытания, не закрыли задвижки трубопровода на входе и выходе из системы отопления дома, и в результате этого в системе произошел гидроудар, повлекший выход из строя его батареи отопления. Также, по мнению гражданина, самовольно заменившего в своей квартире прибор отопления, в произошедшем виновен производитель замененной батареи отопления – Челябинский завод, так как: «событие произошло в пределах службы изделия и очевидным является предположение о том, что причиной ущерба стал скрытый дефект, выявившийся в процессе эксплуатации».

Рассмотрев спор, суд пришел к следующим выводам:

1. Причина затопления - течь прибора отопления.

2. Управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией, а следовательно исходя из общих требований закона и представленной копии договора управления многоквартирным домом следует, что управляющая организация, за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные и жилищные услуги надлежащего качества, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Управляющая организация обязана была на время проведения гидравлических испытаний перекрыть трубопроводы задвижками, которые после окончания работ, открыть. Кроме того, управляющая организация обязана была проводить регулярные осмотры квартир, на предмет обследования состояния отопительных приборов. В результате управляющая компания оказала услугу ненадлежащего качества, в связи с чем, суд определил степень ее вины в произошедшем размере 85%.

«Согласно Правил эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Правительства от 27 сентября 2003 г. N 170, п. 3.1.1 которых установлено, что инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда во время периодических осмотров жилых и подсобных помещений и наладок инженерного оборудования должны обращать внимание на техническое состояние ограждающих конструкций и оборудования, температурно-влажностный режим и санитарное состояние в помещениях. В соответствии с п. 5.2.5 увеличивать поверхность или количество отопительных приборов без специального разрешения организации по обслуживанию жилищного фонда не допускается; п. 5.2.8 при ремонте пришедшие в негодность нагревательные приборы, трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, воздуховыпускные устройства и другое оборудование должно быть заменено в соответствии с проектом или рекомендациями специализированной организации с учетом современного уровня выпускаемого оборудования».

«При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апеллянта о неправильном применение пунктов 3.1.1, 5.2.5 и 5.2.8 вышеуказанных Правил, поскольку они регулируют порядок периодических осмотров отопительных приборов и др. в целом, а не только входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Как правильно указал суд первой инстанции, из общего смысла Правил следует, что инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны производить периодические осмотры жилых помещений, санитарно-технического оборудования, в том числе и отопительных приборов, давать разрешение на увеличение поверхности или количества отопительных приборов».

3. Причинение ущерба произошло ввиду разрыва отопительного прибора, который был самовольно установлен гражданином без получения соответствующего разрешения из-за бесконтрольности со стороны обслуживающей организации – Управляющей компании относительно того, какого типа санитарно-техническое оборудование, в частности отопительные приборы, установлены в квартирах жильцов обслуживаемого ими дома (вследствие невыполнения возложенных на управляющую компанию законом обязанностей).

Суд определил степень вины гражданина, самовольно заменившего в своей квартире прибор отопления, в произошедшем, в размере 15%.

«Устанавливая степень вины гражданина в причинении ущерба истцам в размере 15%, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что самовольная замена им прибора конвекторного типа на чугунный прибор отопления с допустимым давлением 0,6 МПа, является причиной того, что подача допустимого давления 10 кгс/кв. см при имеющемся типе отопления в многоквартирном доме, привело к разрыву отопительного прибора, установленного с нарушением технических условий. При этом суд исходил из того, что собственник. самовольно произвел замену прибора отопления на чугунные типа М 140, предел прочности которых, как следует из п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, давление во внутридомовой системе отопления: с чугунными радиаторами - не более 0,6 МПа.».

«Возлагая на гражданина обязанность нести ответственность за причиненный ущерб, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о неисполнении им своих обязанностей собственника несения бремени содержания жилья, надлежащим образом, установив при этом, что обогревающий элемент, разрыв которого имел место 17 ноября 2011 года, является его личным имуществом. Устанавливая прибор отопления чугунного типа вместо конвекторного, гражданин обязан был проявить должную осмотрительность и удостовериться в безопасности данного прибора при имеющейся в многоквартирном доме системе отопления».

Как видите, суд однозначно указывает на гражданина, самовольно заменившего батарею отопления как на одного из виновников причинения гражданам имущественного вреда в результате затопления квартиры. И пускай вас не обнадеживает невысокий процент его вины, определенный в данном случае судом – разбираемая ситуация достаточно специфична, и поэтому не факт, что в вашем случае причиной течи батареи отопления будут, в том числе, неквалифицированные действия сотрудников управляющей организации. Единственным виновным в затоплении соседей можете оказаться только вы, и последствия легкомысленного отношения к проблеме в виде самовольной замены батарей отопления может обойтись вам весьма дорого.

Смена батарей в квартире без согласования с УК

В квартире поменяли чугунные батареи на биметаллические радиаторы. Новые радиаторы полностью не прогреваются. УК нашего МКД обязала поменять батареи обратно на чугунные, в случае отказа пригрозила подать в суд на незаконную замену батарей. Биметаллические радиаторы по характеристикам аналогичны чугунным. Правомерно ли требование УК?

Дмитрий Духовский Консультаций: 46

В силу пп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.

Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятых решений (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).

Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии решения уполномоченного органа власти о согласовании или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.

Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).

В связи с этим в сложившейся ситуации возможно только два варианта развития событий: либо система отопления в квартире должна быть приведена в первоначальное состояние, либо должно быть согласовано произведенное переустройство в установленном законом порядке. Действия управляющей компании правомерны.

Замена батарей отопления в квартире

Один из наиболее редких видов ремонтных работ в многоквартирном доме – это замена батареи отопления. Срок службы отопительных приборов от 15 до 40 лет. Управляющие компании, перенявшие на себя функции ЖЭКов, проводят мероприятия по смене отопительного оборудования в рамках программы капитального ремонта в обязательном порядке. При желании владельцев квартир могут поменять батареи отопления во внеплановом режиме, но оказывают эту услугу уже на платной основе.

Юридические аспекты

В результате замены батарей, а тем более, при увеличении их количества может произойти разбалансировка всей системы отопления дома. Поэтому переоборудование отопления в отдельно взятой квартире согласовывается с представителями УК.

Согласование собственников

Жилищный Кодекс требует демонтаж и монтаж отопительного оборудования производить при согласии большинства собственников дома. В противном случае, такие действия расцениваются как самоуправство и противоправное распоряжение имуществом кондоминиума. За все возможные сбои в обогреве дома ответственность ляжет лично на жильца квартиры. У собственников жилья есть возможность коллективным собранием вынести решение о том, что замена отопительных приборов должна происходить только за счет владельцев. Соответствующий пункт вносится в договор управления, но не распространяется на аварийные ситуации.

Урегулирование с УК

Сотрудников ЖКХ трудно убедить заменить батареи отопления в квартире бесплатно. Вполне понятное нежелание объясняется «балансовым разграничением». Под этим подразумевается разница между общедомовым и частным имуществом. Владельцы квартир давно осведомлены о том, что сами несут ответственность за ремонт и обслуживание своей собственности.

Однако, отопительные радиаторы – это общедомовое имущество по определению 6 пункта Правил №491, принятых в 2006 году . Но при этом 5-ый пункт уточняет, что при наличии вентиля на отводе от стояка в квартиру, общим имуществом признается все, что находится до вентиля.

ВНИМАНИЕ! Если есть возможность отключения квартиры от отопительной системы, то такие внутриквартирные радиаторы общедомовым имуществом не являются.

Управляющая компания вправе отказать в бесплатной замене, если при превышении срока эксплуатации, батареи еще исправно работают. В этом случае остается или ждать капитального ремонта, или менять за свой счет. Но важно знать, что компенсировать затраты по приобретению и установке новых отопительных приборов управляющие компании не будут. Есть прецедентные судебные решения, на которые сотрудники ЖКХ и ориентируются.

Выбор типа радиаторов

Среди нескольких факторов, влияющих на продолжительность функционирования радиаторов, основным выступает материал изготовления. Самый долговечный – чугун, который в большем объеме использован в советских постройках. Такие батареи и требуют замены в большинстве случаев, так как срок эксплуатации их подходит к концу. Но этот фактор не единственный. Условия использования также влияют на сроки эксплуатации:

  • Рабочее давление носителя тепла.
  • Химический состав внутри агрегата.
  • Температура воды.
  • Возможные гидроудары.

Считается, что лучшее время для таких работ – это лето или ранняя осень. То есть до фактически открытого отопительного сезона. В это время управляющие компании проводят профилактические работы в системах отопления всех МКД. Поэтому проще получить разрешение на производство работ.

Замена батарей через УК

В момент аварии (например, радиатор дал течь) замена батареи отопления полностью лежит в зоне ответственности организации, на счет которой жильцы перечисляют деньги за обслуживание общего имущества и проведение капитального ремонта. Нельзя говорить о том, что такая замена происходит бесплатно. Случаи же принуждения к покупке новых приборов нередки. Бывает, что и квитанции выписывают на стоимость проведенных работ.

ВАЖНО! Жильцы многоквартирных домов, независимо от вида собственности, не должны дополнительно ничего оплачивать по факту проведенных аварийных работ.

Самое неприятное, если процесс замены батарей понадобится в аварийном режиме в отопительный сезон. А представители УК начнут уклоняться от своих обязательств, ссылаясь на то, что у них нет ни времени, ни работников или вообще самих радиаторов. Старый снимут, заглушки поставят и вежливо предложат подождать. Тем более что законодательно не установлены сроки замены неисправных радиаторов. Важно в такой ситуации устранить причину аварии. Поэтому, чтобы ничего не ждать, надо действовать.

Действия фиксируются в письменной форме. Все жалобы, заявления, акты, любые другие сопровождающие процесс, документы должны быть в 2-х экземплярах. Сначала вызывается подрядная организация для составления акта. Далее претензия вместе с актом относится в УК. В претензии надо сослаться на 491 Постановление Правительства РФ . На 2-м экземпляре должна быть дата и подпись работника УК, принявшего заявление. Возможно, это тоже займет какое-то время. В случае отказа Жилищная инспекция, при обращении туда, ситуацию возьмет на контроль и вопрос будет решен. Ранее мы писали о том, кому жаловаться на управляющую компанию .

Самостоятельная замена

Не многие владельцы квартир дожидаются капитального ремонта или аварийной ситуации. Многие принимают решение сменить старое оборудование на современное за свой счет. Вариантов извещения УК о своих намерениях несколько:

  • Телефонный звонок в домоуправление. Диспетчер, номер которого есть в платежках на оплату коммуналки, ответит по существу, когда возможно проведение необходимых работ. При этом стоит попросить диспетчера представиться. Обычно это ускоряет процесс.
  • Интернет-сайты, где можно изложить проблему и попросить ее решить. Не все, конечно, УК предоставляют такую возможность, но уже многие.
  • Привычный способ – зайти в УК и оставить заявку о замене имеющихся радиаторов на биметаллические (или другие) по всей квартире. Лучше, если такие заявки подадут несколько жильцов.

Выбор исполнителя

Замену отопительных приборов можно проводить и со сторонними сертифицированными сантехниками. С одной стороны, разумней эту услугу заказывать в привычной компании, которая в любом случае будет отключать стояки. С другой, как показывает опыт, получается дороже. При принятии решения, надо помнить, что привлечение даже очень компетентных сантехников, не освободит владельца квартиры от ответственности в случае возникших неполадок системы в целом. Поэтому заменить батареи отопления в квартире через ЖЭК надежней. И напоминать об этом праве сотрудникам УК. Например, выбор новых обогревателей остается за жильцом. И он выбирает их на свой вкус с учетом своего интерьера. Исключения составить могут технические характеристики, которые необходимо согласовать с профессионалами – сантехниками УК.

Заключив договор с определенной управляющей компанией, невольно проникаешься доверием и к ее специалистам в области ЖКХ. Поэтому проще сразу проявить настойчивость и добиться замены желаемого оборудования. Огромным плюсом сотрудничества с УК выступает уверенность в том, что новые приборы отопления будут утверждены, поставлены на учет, и никаких претензий по их установке ждать не придется.

Читайте также: