Группы технических устройств опасных производственных объектов котельное оборудование

Обновлено: 04.05.2024

Группы технических устройств опасных производственных объектов котельное оборудование

Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 9

Арбитражные споры:

- Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за эксплуатацию опасного объекта без обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на нем

- Обладатель лицензии не согласен с отказом продлить срок исполнения предписания

- Заявитель хочет признать незаконным предписание Ростехнадзора

Споры в суде общей юрисдикции:

- Организация (должностное лицо) оспаривает привлечение к ответственности за эксплуатацию опасного объекта без обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на нем

- Лицо привлекается к ответственности за нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов (ст. 217 УК РФ)

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

(см. текст в предыдущей редакции )

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 271-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

(см. текст в предыдущей редакции )

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;

(абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 226-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2010 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ )

(см. текст в предыдущей редакции )

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции )

2. Работники опасного производственного объекта обязаны:

соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

(см. текст в предыдущей редакции )

проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Абзац утратил силу с 1 января 2019 года. - Федеральный закон от 29.07.2018 N 271-ФЗ.

Приложение N 2. Перечень групп технических устройств опасных производственных объектов, сварка (наплавка) которых осуществляется аттестованными сварщиками с применением аттестованных сварочных материалов, сварочного оборудования и технологий сварки (наплавки)

Перечень
групп технических устройств опасных производственных объектов, сварка (наплавка) которых осуществляется аттестованными сварщиками с применением аттестованных сварочных материалов, сварочного оборудования и технологий сварки (наплавки)

Группа технических устройств

Перечень входящих в группу технических устройств

Подъемно-транспортное оборудование. (ПТО)

1. Грузоподъемные краны

2. Краны - трубоукладчики.

3. Краны - манипуляторы.

7. Устройства грузозахватные.

8. Подъемники (вышки).

10. Дороги канатные, их агрегаты, механизмы и детали.

11. Цепи для подъемно-транспортного оборудования

12. Строительные подъемники.

13. Конвейеры пассажирские.

14. Металлические конструкции для подъемно-транспортного оборудования

Котельное оборудование. (КО)

1. Паровые котлы с давлением пара более 0,07 МПа и водогрейные котлы с температурой воды выше 115°С.

2. Трубопроводы пара и горячей воды с рабочим давлением пара более 0,07 МПа и температурой воды свыше 115°С.

3. Сосуды, работающие под давлением свыше 0,07 МПа.

4. Арматура и предохранительные устройства

5. Металлические конструкции для котельного оборудования.

Газовое оборудование. (ГО)

1. Трубопроводы систем внутреннего газоснабжения.

2. Наружные газопроводы низкого, среднего и высокого давления стальные и из неметаллических материалов.

3. Газовое оборудование котлов, технологических линий и агрегатов.

4. Газогорелочные устройства.

5. Емкостные и проточные водонагреватели.

6. Аппараты и печи.

7. Арматура из металлических материалов и предохранительные устройства.

Нефтегазодобывающее оборудование. (НГДО)

1. Промысловые и магистральные нефтепродуктопроводы, трубопроводы нефтеперекачивающих станций (НПС), обеспечивающие транспорт нефти и нефтепродуктов при сооружении, реконструкции и капитальном ремонте.

2. Промысловые и магистральные нефтепродуктопроводы, трубопроводы нефтеперекачивающих станций (НПС), обеспечивающие транспорт нефти и нефтепродуктов при текущем ремонте в процессе эксплуатации.

3. Промысловые и магистральные газопроводы и конденсатопроводы; трубопроводы для транспортировки товарной продукции, импульсного, топливного и пускового газа в пределах: установок комплексной подготовки газа (УКПГ), компрессорных станций (КС), дожимных компрессорных станций (ДКС), станций подземного хранения газа (СПХГ), газораспределительных станций (ГРС), узлов замера расхода газа (УЗРГ) и пунктов редуцирования газа (ПРГ).

4. Трубопроводы в пределах УКПГ, КС; НПС; СПХГ; ДКС; ГРС; УЗРГ; ПРГ и др., за исключением трубопроводов, обеспечивающих транспорт газа, нефти и нефтепродуктов.

5. Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов, газгольдеры газовых хранилищ при сооружении и ремонте.

6. Морские трубопроводы, объекты на шельфе (трубопроводы на платформах, а также сварные основания морских платформ) при сооружении, реконструкции и ремонте.

7. Уникальные объекты нефтяной и газовой промышленности при сооружении и ремонте (рабочие параметры объектов, не предусмотрены действующей нормативной документацией)

8. Запорная арматура при изготовлении и ремонте в заводских условиях.

9. Детали трубопроводов при изготовлении и ремонте в заводских условиях.

10. Насосы, компрессоры и др. оборудование при изготовлении и ремонте в заводских условиях.

11. Нефтегазопроводные трубы при изготовлении и ремонте в заводских условиях.

12. Оборудование нефтегазопромысловое, буровое и нефтеперерабатывающее.

13. Трубопроводы автоматизированных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).

Металлургическое оборудование. (МО)

1. Доменное, коксовое, сталеплавильное оборудование.

2. Технологическое оборудование и трубопроводы для черной и цветной металлургии.

3. Технические устройства для производства черных и цветных металлов и сплавов на их основе.

4. Машины для литья стали и цветных металлов.

5. Агрегаты трубопрокатные.

6. Станы обжимные, заготовочные, сортопрокатные и листопрокатные.

Оборудование химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих и взрывопожаро-опасных производств. (ОХНВП)

1. Оборудование химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих производств, работающее под давлением до 16 МПа.

2. Оборудование химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих производств, работающее под давлением более 16 МПа.

3. Оборудование химических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих производств, работающее под вакуумом.

4. Резервуары для хранения взрывопожароопасных и токсичных веществ.

5. Изотермические хранилища.

6. Криогенное оборудование.

7. Оборудование аммиачных холодильных установок.

9. Компрессорное и насосное оборудование.

10. Центрифуги, сепараторы.

11. Цистерны, контейнеры (бочки), баллоны для взрывопожароопасных и токсичных веществ.

13. Энерготехнологические котлы.

15. Трубопроводная арматура и предохранительные устройства.

16. Технологические трубопроводы и детали трубопроводов.

Горнодобывающее оборудование. (ГДО)

1. Технические устройства для горнодобывающих и горно-обогатительных производств и подземных объектов.

Оборудование для транспортировки опасных грузов. (ОТОГ)

1. Контейнеры специализированные и тара, используемые для транспортировки опасных грузов и строительных материалов.

3. Экипажная часть.

Строительные конструкции. (СК)

1. Металлические строительные конструкции.

2. Арматура, арматурные и закладные изделия железобетонных конструкций.

3. Металлические трубопроводы.

4. Конструкции и трубопроводы из полимерных материалов.

Конструкции стальных мостов. (КСМ)

1. Металлические конструкции пролетных строений, опор и пилонов стальных мостов при изготовлении в заводских условиях.

2. Металлические конструкции пролетных строений, опор и пилонов стальных мостов при сборке, сварке и ремонте в монтажных условиях.


<< Приложение
N 1. Термины и их определения

Приложение >>
N 3. Структура САСв Ростехнадзора
Содержание
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 июня 2008 г. N 398а "Об утверждении.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ростехнадзор разъясняет: Что относится к техническим устройствам, применяемым на ОПО

Вопрос: Согласно статьи 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" № 116-ФЗ, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Прошу разъяснить, какие именно технические устройства (с точки зрения промышленной безопасности) признаются техническими устройствами, применяемыми на опасном производственном объекте, - все технические устройства, каким-либо образом задействованные в технологическом процессе на ОПО (даже не имеющие признака опасности в соответствии с Приложением 1 к 116-ФЗ, например, даже насос, перекачивающий воду в резервуар с токсичным веществом (т.е. данный насос участвует в технологическом процессе на ОПО, но сам непосредственно не участвует в обращении опасных веществ)), либо только технические устройства, участвующие в технологическом процессе на ОПО и имеющие признак опасности в соответствии с Приложением 1 к 116-ФЗ (например, только технические устройства, непосредственно участвующие в обращении опасных веществ).

Ответ Ростехнадзора:

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрела Ваше обращение в Общественную приемную Ростехнадзора и сообщает следующее.

В статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» дано следующее определение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте: технические устройства - это машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Иных положений, разъясняющих понятия технического устройства, а также перечня технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, нормативными правовыми актами в области промышленной безопасности не установлено.

Таким образом, технические устройства, не связанные с обращением опасного вещества, также являются техническими устройствами, применяемыми при эксплуатации опасного производственного объекта.

Что такое классы опасности производственных объектов

Картинка Опасные производственные объекты: определение категории и внесение в реестр

Опасные производственные объекты — это промышленные предприятия, которые в наибольшей степени подвержены риску серьезной аварии. Они разделяются на 4 класса потенциальной угрозы, от которых зависят правила их эксплуатации.

Что такое опасный промышленный объект

Основным нормативно-правовым актом, содержащим определение понятия опасных промышленных объектов и их категоризацию, является федеральный закон N 116-ФЗ. В частности, приложение № 1 к этому документу устанавливает, что опасные производственные объекты - это предприятия, которые подвержены воздействию потенциально рискованных факторов.

Эти группы включают в себя следующие типы производств:

  • производства, имеющие своей целью создание, хранение, обработку, перевозку либо ликвидацию вредных веществ;
  • производства, использующие в своей работе машины и оборудование, основанное на принципе использования давления, превышающего 0,07 мегапаскаля;
  • производства, в постоянном режиме применяющие различные механизмы для подъема грузов, включая фуникулеры, эскалаторы и канатные дороги;
  • производства, применяющие механизмы и оборудование для получения, обработки и транспортировки расплавленного металла производственной мощностью свыше 500 килограммов;
  • производства, ориентированные на осуществление горных и горнообогатительных работ;
  • производства, связанные с получением, переработкой и транспортировкой сельскохозяйственного сырья, в процессе которых образуются твердые или газообразные вещества, склонные к самовоспламенению.

Ряд предприятий, обладающих признаками опасного производства, к таковым не относится. В частности, к ним принадлежат горнодобывающие и перерабатывающие породу предприятия, которые проводят работы открытым способом без применения взрывов. Не признаются опасными электросетевые хозяйства и газоперерабатывающие предприятия, использующие оборудование, давление на котором не превышает 0,005 мегапаскалей.

Нормативная база

Основными нормативными документами, которые регулируют порядок присвоения классов опасности объектов, являются:

    , посвященный вопросам промышленной безопасности; , определяющий порядок ведения Единого государственного реестра; о техническом регулировании; об обязательном страховании ответственности собственников ОПО;
  • другие нормативные документы.

Численность опасных производств в России

В настоящий момент официальная информация об общем количестве производств в России и об их принадлежности к тому или иному классу опасности является закрытой. Единый государственный реестр опасных производственных объектов (ОПО), в котором обязательно регистрируются такие компании, тоже не размещается в открытом доступе. Единственным надежным источником информации о ситуации в этом сегменте остается Ростехнадзор, но он публикует только эпизодические данные в формате новостей без установленной регулярности. Так, по последней информации, поступившей от ведомства, по состоянию на конец 2017 года список производств, поднадзорных контролирующему ведомству, включает следующие позиции.

Ориентировочное количество в России

Производственные объекты государственного энергетического надзора

Более 2,2 миллионов

Опасные производственные предприятия

Более 174 тысяч

Производственные объекты государственного строительного надзора

Научные и исследовательские проектные организации

Исследовательские ядерные установки

Энергоблоки атомных станций

Промышленные предприятия, использующие ядерный топливный цикл

Количество опасных предприятий по регионам РФ (по данным Ростехнадзора)

Регион Количество опасных производственных объектов
1 Республика Адыгея 322
2 Республика Башкортостан 1379
3 Республика Бурятия 682
4 Республика Алтай 4
5 Республика Дагестан 1448
6 Республика Ингушетия 21
7 Кабардино-Балкарская Республика 334
8 Республика Калмыкия 120
9 Карачаево-Черкесская Республика 498
10 Республика Карелия 1583
11 Республика Коми 1460
12 Республика Марий Эл 1721
13 Республика Мордовия 1243
14 Республика Саха (Якутия) 113
15 Республика Северная Осетия - Алания 167
16 Республика Татарстан 6736
17 Республика Тыва 99
18 Удмуртская Республика 1300
19 Республика Хакасия 1139
20 Чеченская Республика 269
21 Чувашская Республика (Чувашия) 3194
22 Алтайский край 671
23 Краснодарский край 7283
24 Красноярский край 10630
25 Приморский край 2872
26 Ставропольский край 3533
27 Хабаровский край 4544
28 Амурская область 1486
29 Архангельская область 2723
30 Астраханская область 3073
31 Белгородская область 5600
32 Брянская область 2564
33 Владимирская область 3793
34 Волгоградская область 6723
35 Вологодская область 2785
36 Воронежская область 9448
37 Ивановская область 2178
38 Иркутская область 5030
39 Калининградская область 1174
40 Калужская область 3697
41 Камчатский край 87
42 Кемеровская область 1846
43 Кировская область 2459
44 Костромская область 1122
45 Курганская область 1756
46 Курская область 3921
47 Ленинградская область 2973
48 Липецкая область 3499
49 Магаданская область 122
50 Московская область 38503
51 Мурманская область 2486
52 Нижегородская область 2165
53 Новгородская область 1696
54 Новосибирская область 5811
55 Омская область 501
56 Оренбургская область 2000
57 Орловская область 3022
58 Пензенская область 3275
59 Пермский край 4935
60 Псковская область 1323
61 Ростовская область 4473
62 Рязанская область 4302
63 Самарская область 6141
64 Саратовская область 7222
65 Сахалинская область 218
66 Свердловская область 10325
67 Смоленская область 3063
68 Тамбовская область 2273
69 Тверская область 2222
70 Томская область 2576
71 Тульская область 2169
72 Тюменская область 7695
73 Ульяновская область 2951
74 Челябинская область 7658
75 Забайкальский край 700
76 Ярославская область 4494
77 г. Москва 22695
78 Санкт-Петербург 25954
79 Еврейская автономная область 81
83 Ненецкий автономный округ 148
86 Ханты-Мансийский автономный округ (Югра) 6089
87 Чукотский автономный округ 7
89 Ямало-Ненецкий автономный округ 1373
91 Республика Крым 1380
92 Севастополь 1246

Классификация опасных производств

Федеральный закон 116-ФЗ в части 3 статьи 2 указывает, сколько классов опасности производственных объектов выделяется законодательством. В общей сложности их выделяют 4, среди которых первый представляет собой группу с наиболее высоким уровнем угрозы, а четвертый — с наиболее низким. В свою очередь, как отмечается в данном разделе этого нормативно-правового акта, уровень опасности каждого конкретного предприятия определяется на основании степени вероятности возникновения аварии на производстве. Кроме этого, при определении класса опасности учитывается вероятное влияние такого негативного события на жизненно важные интересы отдельных граждан и общества в целом.

Обратите внимание! Конкретные критерии разделения всей совокупности видов промышленных производств на классы по уровню опасности приводятся в приложении 2 к ФЗ-116. Присвоение определенной категории осуществляется при регистрации в Едином государственном реестре.

I класс: чрезвычайно высокая опасность

В соответствии с критериями, зафиксированными в 116-ФЗ, I класс ОПО - это производства, характеризующиеся чрезвычайно высоким риском аварий, в том числе те, на которых:

  • осуществляется хранение и уничтожение химического оружия;
  • производят специальную химию;
  • шахты угольной промышленности;
  • другие производства, где осуществляются подземные горные работы, сопряженные с риском взрыва либо внезапного выброса газа или пыли, выброса породы или горного удара, прорыва воды в выработку.

II класс: высокая опасность

Также приложение № 2 к 116-ФЗ определяет, какие объекты экономики относятся к категории опасных производственных объектов 2 класса:

  • предприятия, осуществляющие бурение или добычу нефти, газа, газового конденсата, если возможны выбросы такой продукции с содержанием более 6% сернистого водорода;
  • сети газораспределения и газопотребления, на которых осуществляется транспортировка природного газа под давлением более 1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа под давлением более 1,6 МПа;
  • производства, где осуществляется расплав металлов на оборудовании мощностью свыше 10000 килограммов;
  • опасные производственные объекты подземных горных работ, не отнесенные к I категории опасности, а также открытых горных работ мощностью свыше 1 миллиона кубометров в год, производства по переработке угля или других горючих сланцев.

III класс: средняя опасность

Промышленные производства входят в III класс, если это:

  • производственные объекты бурения либо добычи нефти, газа, газового конденсата, если здесь возможны выбросы, содержащие от 1 до 6% сернистого водорода;
  • опасные объекты транспортировки природного газа под давлением 0,005-1,2 МПа или сжиженного углеводородного газа давлением 0,005-1,6 МПа;
  • предприятия, занимающиеся теплоснабжением граждан и социально значимых групп потребителей, и другие сети теплоснабжения, использующие оборудование под давлением больше 1,6 МПа, функционирующее при температуре свыше 250 градусов Цельсия;
  • подвесные дороги канатного типа;
  • компании, осуществляющие расплав металлов на оборудовании мощностью 5000-10000 килограммов;
  • компании, где осуществляются открытые горные работы на оборудовании мощностью 100 тыс. – 1 млн. кубометров в год либо производится обогащение полезных ископаемых;
  • элеваторы и другие ОПО в сфере производства муки, крупы или комбикормов.

IV класс: низкая опасность

К IV классу, характеризующемуся низкой опасностью, относятся категории производственных объектов, где осуществляется:

  • добыча или бурение нефти, газа, газового конденсата, если они не отнесены к I-III категориям опасности;
  • теплоснабжение граждан и других социально значимых групп потребителей, если они не отнесены к иным категориям опасности;
  • работа стационарно установленных механизмов для подъема грузов, фуникулеров, эскалаторов в метрополитенах;
  • ведение открытых горных работ объемом выработки до 100 тыс. кубометров в год;
  • производство муки, крупы, комбикормов, если такое производство не отнесено к III категории опасности.

Как определить класс

Для предприятий, которые расположены в особых зонах, при отнесении ко II, III или IV классу опасности устанавливается более высокая категория. Это касается тех опасных производственных объектов, которые расположены:

  • на территориях особо охраняемых природных зон;
  • на континентальном шельфе РФ;
  • во внутренних морских акваториях или в территориальном море, находящемся в ведении РФ;
  • на искусственном острове, созданном на водоеме, который находится в федеральной собственности.

Если конкретное предприятие по используемым критериям может относиться к разным категориям, определение опасного производственного объекта в части принадлежности к классу осуществляется по наиболее высокому, то есть опасному из них.

Кому необходимо присваивать класс

Потенциально каждое производство может оказаться опасным. Проводить оценку факторов, определяющих степень риска аварии на производстве и ее влияния на благополучие отдельных людей и общества в целом, придется для любого предприятия, имеющего признаки, перечисленные в приложении № 1 к 116-ФЗ. Каждому из них присваивается класс от I до IV.

На что влияет класс предприятия

Присвоенный класс влияет на правила эксплуатации. От этого параметра будут зависеть:

  • внесение в перечень особо опасных объектов Ростехнадзора и частота плановых проверок;
  • необходимость подготовки особых видов документов, включая декларацию промбезопасности, план мероприятий по устранению последствий возможных аварийных ситуаций и проч.;
  • необходимость получения лицензии на ведение некоторых видов работ;
  • осуществление постоянного государственного надзора;
  • необходимость внедрения системы управления промбезопасностью или создания спасательных подразделений;
  • другие обязательства.

Как правило, наиболее строгие требования устанавливаются для производств, отнесенных к I и II категориям опасности.

Примеры присвоения класса

Присвоение конкретной категории осуществляется в соответствии с критериями, зафиксированными в приложении № 2 к 116-ФЗ. В зависимости от конкретных параметров предприятия его отнесут к разным классам опасности. Например, вот сколько категорий ОПО существует для производственных объектов, где ведутся горные работы:

  • I - если это угольная шахта или другая подземная добыча, где происходят внезапные события вроде выбросов пыли, газа, воды, горной породы;
  • II - если это наземное производство, где ведутся открытые горные работы, в результате которых объем разрабатываемой горной массы превышает 1 миллион кубометров в год;
  • III - если здесь обогащаются полезные ископаемые или ведутся открытые горные работы, обеспечивающие объем разработки в пределах от 100 тысяч до 1 миллиона кубометров в год;
  • IV - если это небольшое производство для ведения открытых горных работ мощностью до 100 тысяч кубометров разработки ежегодно.

Как присвоить класс

Эксплуатирующая его организация обязана сама оценить признаки возможного риска и определить класс опасности. По результатам такой работы оформляются подтверждающие документы, которые предоставляются в Ростехнадзор при регистрации объекта. Контролирующее ведомство проверяет выводы эксплуатирующей организации и вносит соответствующие сведения в Реестр ОПО. Также присвоение класса осуществляется в следующих случаях:

  • перерегистрация производства в связи с изменением состава и качества входящих в него компонентов либо информации об организации;
  • перерегистрация предприятия в случае, если ему не присвоен класс опасности в соответствии с действующим законодательством.

Заказать расчет стоимости

Обязанности эксплуатирующей организации

Эксплуатация опасного производства осуществляется специализированной организацией. В соответствии с частью 1 статьи 9 116-ФЗ она обязана:

  • соблюдать требования законодательства, в том числе в части лицензирования работ, и локальных нормативных документов, включая обоснование безопасности. Соответствующие нормативные документы следует иметь непосредственно на объекте;
  • в установленном порядке информировать контролирующие органы о ходе работ на объекте и форс-мажорных ситуациях;
  • обеспечивать наличие укомплектованного штата квалифицированных работников, способных безопасно эксплуатировать производственное оборудование и не имеющих медицинских противопоказаний к таким задачам;
  • осуществлять производственный контроль, в том числе с применением специального измерительного оборудования;
  • препятствовать несанкционированному доступу на объект;
  • предотвращать аварии, а если это не удалось – минимизировать их последствия и тщательно расследовать причины, чтобы больше не допустить таких событий;
  • осуществлять страхование гражданской ответственности собственника объекта на случай аварии;
  • выполнять другие требования законодательства, включая требования, установленные для особых категорий ОПО, отнесенных к I или II классу опасности.

Обязанности работников опасных промышленных объектов

Часть 2 статьи 9 116-ФЗ указывает, что работники ОПО обязаны:

  • соблюдать требования законодательства и локальных правовых актов;
  • регулярно проходить обучение и медосмотры;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • информировать руководителя о форс-мажорных ситуациях на объекте;
  • в случае особых обстоятельств – срочно останавливать работу и принимать участие в локализации аварии и устранении ее последствий.

Страхование объектов

В соответствии с требованиями действующего законодательства собственник ОПО обязан заключить договор страхования своей ответственности за причинение возможного вреда, который наступит в случае аварии на объекте. Это связано с тем, что риск такого события нельзя полностью исключить даже при соблюдении всех установленных требований. Поэтому в случае, если авария все-таки произойдет, страховка покроет возможные расходы. Порядок страхования для этой сферы деятельности и виды опасных объектов, которые обязаны заключать договор, определены положениями федерального закона № 225.

Ростехнадзор разъясняет: Еще раз про ОПО тепловые сети (снижение параметров работы трубопроводов тепловой сети)

В связи с участившимися обращениями теплоснабжающих организаций, эксплуатирующих тепловые сети, по вопросу необходимости регистрации объектов, на которых они используются, в государственном реестре опасных производственных объектов Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору разъясняет.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - 39-ФЗ № 116) с учетом критериев, установленных пунктом 2 приложения №1 к ФЗ № 116, регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - ОПО) в числе прочих подлежат объекты, на которых осуществляется эксплуатация (использование) трубопроводов тепловых сетей, предназначенных для транспортирования водяного пара с давлением более 0,07 МПа и горячей воды с температурой более 115°С.

При этом, если указанные объекты тепловых сетей осуществляют теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, то согласно пункту 3 статьи 2 ФЗ № 116 и подпункту 1 пункта 5 приложения 2 к ФЗ № 116 они относятся к ОПО III класса опасности, деятельность по эксплуатации которых может осуществляться организацией при условии наличия лицензии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о лицензировании.

В качестве критериев отнесения объекта к категории ОПО в случае оборудования, работающего под избыточным давлением, в том числе трубопроводов, принимаются максимально допустимые при нормальном протекании рабочего процесса значения давления и температуры рабочей среды (пар, вода), определяемые (устанавливаемые) при разработке проекта трубопровода на основании проводимых при этом расчетов, указываемые разработчиком в проектной документации и в паспорте трубопровода, оформляемом после завершения его изготовления (сборки, монтажа).

В настоящее время требования безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением (в том числе к трубопроводам), обязательные при его проектировании и изготовлении, установлены вступившим в силу с 01.02.2014 техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013) в соответствии с областью распространения, определенной пунктом 2 ТР ТС 032/2013. В частности, согласно пункту 1 приложения № 2 к ТР ТС 032/2013 при разработке (проектировании) оборудования рассчитывается его прочность с учетом прогнозируемых нагрузок, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации, и прогнозируемых отклонений от таких нагрузок, при этом в числе прочих факторов учитываются: нагрузки, действующие на внутреннюю и наружную поверхности оборудования, в том числе давление среды; температура окружающей среды и температура рабочей среды, что соответствует ранее установленным требованиям, в том числе пунктам 2.1.1 и 2.1.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды (ПБ 10-573-03).

Пунктом 10 ФНП ОРПД » с учетом требований действующего законодательства определено, что установка, размещение и обвязка оборудования, работающего под избыточным давлением, на объектах, для применения на которых оно предназначено, должны осуществляться на основании проектной документации, разработанной специализированными проектными организациями с учетом требований законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, отклонения от проектной документации не допускаются. Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ № 116 в отношении технических устройств, применяемых на ОПО, должно быть обеспечено соблюдение законодательства о техническом регулировании.

Помимо требований к трубопроводам, установленных в ТР ТС 032/2013, с учетом специфических особенностей, характерных для тепловых сетей, вытекающих из их назначения, требования, которые необходимо соблюдать при проектировании тепловых сетей (включая сооружения на них), в том числе при реконструкции, модернизации, техническом перевооружении и капитальном ремонте существующих тепловых сетей, установлены в СП 124.13330.2012 «Свод правил. Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003» (утвержден приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 280), разделы 1, 5 (пункт 5.5), 6 (пункты 6.1 - 6.10, 6.25 - 6.34), 9, 10, 12, 13, 15- 17 которого включены в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) », в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - ФЗ № 384).

При отнесении тепловых сетей к ОПО с учетом температурного графика их работы, утвержденного теплоснабжающей организацией, определение условий организации теплоснабжения потребителей, оптимальный температурный график и оценка затрат при необходимости его изменения в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2010№ 190-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О теплоснабжении» (далее - ФЗ № 190) в числе прочего должны содержаться в схемах теплоснабжения, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом учитывая, что согласно пункту 20 статьи 2 ФЗ № 190 схема теплоснабжения является документом, содержащим предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, установленные в ней условия должны первоначально приниматься в качестве исходных данных при разработке проектной документации трубопроводов тепловой сети, поскольку, например, заданные параметры рабочей среды (теплоносителя) во взаимосвязи с нормативным количеством тепловой энергии и принятым способом их регулирования в зависимости от температуры наружного воздуха, доставку которой необходимо обеспечить подключенным (подключаемым) к тепловой сети потребителям тепла, оказывают непосредственное влияние на решения, принимаемые разработчиком проекта тепловой сети, в том числе касаемо ее конструктивного исполнения (марки примененных материалов, диаметры и толщины стенок труб, производительность, напор и количество насосов, устанавливаемых в составе источника тепловой энергии и тепловой сети, и т.д.).

В связи с этим вызывает сомнение обоснованность утверждения (без выполнения технико-экономических расчетов и проектных работ с внесением изменений в существующую проектную и техническую документацию тепловой сети, а также реконструкции и наладки системы теплоснабжения) теплоснабжающей организацией температурных графиков, предусматривающих снижение параметров теплоносителя и приводящих, соответственно, к изменению режимов работы источника тепла и тепловой сети с отклонением от требований, ранее установленных при разработке проектной документации и подтвержденных соответствующими расчетами.

В отношении находящихся в эксплуатации тепловых сетей обоснованная необходимость изменения режимов ее работы, в том числе уменьшение температуры рабочей среды (теплоносителя) от ранее установленной температурным графиком на стадии ее проектирования, может возникнуть при снижении количества тепловой энергии, фактически необходимого для обеспечения подключенных к тепловой сети потребителей тепла (зданий и сооружений), например, в случаях проведения на них комплекса работ, направленных на повышение уровня энергоэффективности с применением энергосберегающих технологий, материалов и оборудования.

В числе установленных пунктом 22 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 (ред. от 07.10.2014) «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» данных, в отношении которых схемы теплоснабжения подлежат ежегодной актуализации, предусмотрены вопросы: распределения тепловых нагрузок, изменения тепловых нагрузок в каждой зоне действия источников тепловой энергии, в том числе за счет их перераспределения; внесения изменений в схему теплоснабжения (или отказ от внесения изменений) в части включения в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системам теплоснабжения объектов капитального строительства; переключения тепловой нагрузки от котельных на источники с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии; мероприятий по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; ввода в эксплуатацию в результате строительства, реконструкции и технического перевооружения источников тепловой энергии и соответствия их обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и проектной документации; строительства и реконструкции тепловых сетей, включая их реконструкцию в связи с исчерпанием установленного и продленного ресурса, и др.

При этом указанным постановлением Правительства Российской Федерации не предусмотрена возможность изменения температурного графика работы тепловой сети со снижением параметров работы от первоначально установленных при ее проектировании в случае отсутствия каких-либо изменений в схеме теплоснабжения в отношении входящих в ее состав источников тепла, тепловых сетей и подключенных к ним зданий и сооружений потребителей тепла.

В отношении ОПО пунктом 2 статьи 8 ФЗ № 116 установлено, что отклонения от проектной документации ОПО в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Аналогичное недопущение в отношении ОПО, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, в том числе трубопроводы, установлено в пункте 10 ФНП ОРПД ».

В связи с вышеизложенным сообщаем, что снижение параметров работы трубопроводов тепловой сети без проведения необходимых расчетов и внесения изменений в проектную документацию и конструкцию тепловой сети либо отдельных ее элементов, узлов, участков (при необходимости, определяемой проектом) является нарушением требований промышленной безопасности и не может служить достаточным основанием для исключения объектов тепловых сетей из государственного реестра ОПО.

Комментарий от нас:

Таким образом, можно сделать вывод, что тепловые сети, которые по факту эксплуатируются с температурой меньше 115 градусов, но по проекту 115 и выше, можно все-таки снять с учета (исключить из ОПО) выполнив комплекс мероприятий, а именно:

Читайте также: