В соседнем доме окна желтый анализ

Обновлено: 04.05.2024

Тема Петербурга в лирике Блока. Цикл «Распутья»

Тема Петербурга в лирике Блока. Цикл «Распутья» (1902-1904).

Все еще внешне блестящая столица расшатанной империи Российской предстает в творчестве Блока «страшным миром» зла, угнетения,
лжи со всеми резкими контрастами, противоречиями и конфликтами своего социального бытия. Это город, «где богатый зол и рад» и «унижен бедный». Но в то же время это и город «новых людей», уже поднимающихся «из тьмы погребов» на штурм «страшного мира».

Из самого простого, будничного, привычного глазу умел поэт извлечь особое, неожиданное очарование: реальное часто преображалось под пером Блока в сказочное, оставаясь по сути своей обыденным, узнаваемым. Часто повседневная картина города органически вплетается в размышления поэта о «чудесном» и «несказаннном» чувстве, ощущении:

В стихах о Петербурге Блок запечатлевал свои прогулки по городу. На первый взгляд, эти прогулки были бесцельными шатаниями «гуляки
праздного». На самом деле -.повод к внимательному наблюдению природы и пестрого городского быта, проверенный опыт постижения мимо
бегущей жизни.

Свою роль в блоковском ощущении города играла переменчивая петербургская погода, мгновенно меняющая освещение пейзажа и душевное настроение человека. Самый воздух Петербурга служил для поэта материей, из которой сотканы его стихи, поэмы, драмы. В них есть своя, особая точность. Пусть нет ни названий улиц, переулков, ресторанов, вокзалов и площадей. Но есть общее ощущение Петербурга лирическим героем: его подвижной, меняющейся гаммы красок, звуков, запахов, света и тени, капризов непостоянной погоды.

В черных сучьях дерев обнаженных (К эшафоту на казнь осужденных желтый зимний закат за окном. Поведут на закате таком].
Читатель понимает, что казнь происходит не где-нибудь, а в Петербурге, что только в этом городе можно увидеть мертвенно-бледное
небо и равнодушно-желтую зарю.

А разве не дышат мрачно-трагической поэзией ночного Петербурга такие поистине гипнотические строки:

В Городе, одновременно благопристойном и разнузданном, поруганном, пресыщенном и задыхающемся от нищеты и горя, вдали от
окружающего творится мистерия. Одинокая человеческая душа, затерянная среди неисчислимых толп развращенных и равнодушных, живет-теплится, согреваемая только горьким молчанием и надеждой.

О городе Блок писал и в цикле «Стихи о Прекрасной Даме». В первом издании заключительный раздел книги назывался «Ущерб». Образ
Прекрасной Дамы постепенно меркнет в творчестве Блока, как месяц на ущербе. «Потемнели, поблекли залы» воздвигнутого для нее в стихах дворца; жизнь начинает напоминать гаснущее марево или театральную декорацию, готовую вот-вот взвиться вверх, исчезнуть. Жизнь города лишена Жизни: меняется освещение, кончается ночная сказка, наступают «неверные дневные тени»:

По городу бегал черный человек.
Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу.
Медленный, белый подходил рассвет,
Вместе с человеком взбирался на лестницу.
Там, где были тихие, мягкие тени —
Желтые полоски вечерних фонарей, —
Утренние сумерки легли на ступени,
Забрались в занавески, в щели дверей.
Ах, какой бледный город на заре!
Черный человечек плачет на дворе

Видя этот «бледный город», чувствуя его скорую гибель, черный человек плачет, но продолжает гасить огни. Этот плач от безысходности
и бессилия. Иногда его рыдания переходят в саркастическую насмешку над недавним обманом, маскарадом явлений. Над кем смеется черный человек? Над Городом? Над собой? Терпеливое ожидание Прекрасной Дамы «в мерцанье красных лампад», вера в то, что она откроется, просияв сквозь каменные «ризы» церковных стен, все чаще разрешается трагической иронией, горьким смехом над обманутой надеждой.

«Разноцветные перья», на которых собирается взлететь поэт, превращаются в «пестрые лоскутья» шутовского балагана. В стихах Блока о Городе часто звучат смех, плач, рыдания, иногда они сменяют друг друга, но чаще звучат страшной, душераздирающей какофонией, сливаясь воедино. Читатель слышит, как хохот арлекина переходит в печальный плач-прощание с Прекрасной Дамой, мечтой поэта:

Спи ты, нежная спутница дней,
Залитых небывалым лучом.
Ты покоишься В белом гробу.
Ты с улыбкой зовешь: не буди.

Героиня молится о покаянии или проклинает свою жизнь?

За всем странным, фантасмагорическим, что сказано у Блока о Петербурге, всегда приоткрываются картины реального человеческого горя.

А. Блок продолжает тему города в стихотворении «Повесть». Это стихотворение-вариация на тему «Последнего дня». Тут же в унылую
обстановку обыденщины (робкие, покорные люди, «усталые, стертые лица», скучные сплетни, «серые виденья мокрой скуки») внезапно врывается нечто чудовищное, бесчеловечное, вызывающее ужас и проклятья. Простоволосая женщина в грязно-красном платье лежит на
окровавленной мостовой. Несчастная блудница в минуту отчаяния, уронив ребенка, выбросилась из окна. Но «упорно-дерзкий взор» уже
мертвых глаз все еще ищет в высоком окне другую женщину, «в узорных кружевах», нарядную и довольную (соперницу? разлучницу?).

Поэт создает раздираемый противоречиями и ненавистью, злорадством и плачем облик города. Так грубая житейская проза и вторгающиеся в нее боль и страдание становятся главным предметом его стихов, которые он сам охарактеризовал как зарисовки, написанные «в формах крика, безумий и часто мучительных диссонансов».

Каким видится Блоку Петербург?

Веселье в ночном кабаке.
Над городом синяя дымка.
Под красной зарей вдалеке
Гуляет в полях Невидимка.

Не случайно Блок трижды спрашивает: «Вам сладко вздыхать о любви, / Слепые, продажные твари? / Кто небо запачкал в крови? / Кто вывесил красный фонарик?» Так поэт пытается найти определе- ние страха, укравшего счастливое время города. И находит: это Невидимка шатается по болотам, и, верно, это она «запачкала небо в крови» и вывесила красный фонарик над ночным притоном. Затем Блок делает вывод: страшно жить в городе, оглушенном «беззвучным хохотом».

Город в красные пределы
Мертвый лик свой обратил,
Серо-каменное тело
Кровью солнца окатил.

И на башне колокольной
В гулкий пляс и медный зык
Кажет колокол раздольный
Окровавленный язык.

Тема города раскрывается Блоком в стихотворении «Фабрика» (1903, цикл «Распутья»). В. Брюсов помог Блоку сделать очень важный шаг навстречу изменившейся жизни. Характерно, что в дни упоенного чтения его книги Блок и написал это стихотворение:

В соседнем доме окна желты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Влияние Брюсова очевидно. Стоит напомнить строки из его стихотворения «Ночь»:

Глядят несытые ряды
Фабричных окон в темный холод,
Не тихнет резкий стон руды,
Ему в ответ хохочет молот.

И, спину яростно клоня,
Скрывают бешенство проклятий
Среди железа и огня
Давно испытанные рати.

Фабричный район, где жил Блок, давал ему возможность задолго до событий революции 1905 года предвидеть ее приход. Поэт становился невольным свидетелем фабричной жизни и рабочих демонстраций. Он пришел в «возбужденное состояние и зорко присматривался к тому, что происходило вокруг. Когда начались забастовки заводов и фабрик, по улицам возле казарм стали ходить выборные от рабочих.

Эти ожидания и тревоги Блока, замечавшего, что там, за фабричными воротами, происходит что-то знаменательное и необычайно важное, сказались в стихотворении «Фабрика», во многом отвечавшем реальным и повседневным наблюдениям поэта.

Поэт в эти дни был еще крайне далек от революционных чаяний и настроений, видел в лице рабочих всего только обманутых хозяевами и обездоленных людей, которым можно посочувствовать. Но царская цензура усмотрела в стихотворении «Фабрика» нечто предосудительное и даже опасное, а потому запретила в журнале «Новый путы) публикацию этого стихотворения.

Отраженные в словах впечатления были непосредственными. Это не просто некая обобщенная фабрика, но совершенно конкретная старинная (основанная еще в год смерти Пушкина) тюлево-гардинная фабрика, расположенная на Петербургской набережной Большой Невки, бок о бок с офицерским корпусом Гренадерских казарм, где на третьем этаже в юности проживал Александр Блок.

В дни революции 1905 года в лирике Блока по-новому звучит тема города. В стихотворении «Сытые» (1905, цикл «Город») впервые возникают гражданские мотивы: поэт говорит о «сытых» с ненавистью и отвращением, как о враждебных ему людях:

Они давно меня томили: Они скучали, и не жили,
В разгуле девственной мечты И мяли белые цветы.

«Сытые» внушают поэту омерзение именно тем, что в них не осталось ничего подлинно человеческого; все их внутренние силы посвящены отстаиванию и защите неправедно нажитого добра. Они негодуют на восставший народ, не желающий больше мириться с нищетой, бесправием, беспросветным горем. Поэту ясно, в чем источник их недобрых чувств, их яростного гнева:

Здесь впечатление от октябрьской забастовки столичной злектростанции разрастается в емкий образ исторического затмения, заката
всего старого мира, которому дано беспощадное определение: «прогнивший хлев».

Под шум и звон однообразный, Под городскую суету Я ухожу, душою праздный, В метель, во мрак и в пустоту.

Здесь нет никаких топографических признаков Петербурга, ни одной вещественной детали петербургского пейзажа, но все овеяно петербургской атмосферой. Поистине, когда Блок хотел сказать о самомличном, самом заветном, ему привычным стало делать это, передавая свое ощущение души Города:

Ты, знающая дальней цели Путеводительный маяк, Простишь ли мне мои метели, Мой бред, поэзию и мрак?

Шум и звон, огни и мрак, подсказанные ночным пейзажем Петербурга, присутствуют в стихотворении не в конкретном значении этих понятий, а как символы, знаменующие борение добра и зла, светлых и темных сил, которые поэт ощущает и в окружающей жизни, и в собственной душе.

За всеми раздумьями, тревогами, надеждами Блока всегда, неизменно стоит Петербург. Он был источником и катализатором всех важнейших лирических тем поэта. Чтобы убедиться в этом, достаточно перелистать дневники Блока и записные книжки.

Анализ стихотворения «Фабрика» Блока

Анализ стихотворения «Фабрика» Блока

В стихотворении “Фабрика” отражены страдания простого народа во время перехода к капитализму. Произведение, хоть и написанное в ранний период, наполнено важными уже для позднего периода творчества Блока мотивами. Понять их поможет краткий анализ “Фабрика” по плану, который может использоваться для подготовки к уроку литературы в 11 классе.


Опыт работы учителем русского языка и литературы - 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фабрика.

Тема стихотворения – город и жизнь в нём простых людей.

Композиция – одночастная.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

История создания

Своё стихотворение автор посвящает простой на первый взгляд теме, рассказывая о жизни обычных рабочих в городских условиях. Но в данном случае важна не столько тема, сколько идея: Блок показывает расслоение общества, которое в конечном итоге приведёт к бунту, показывает жизнь низших слоев, которые своей работой обеспечивают хорошую жизнь высшему классу.

Композиция

Композиционно это стихотворение достаточно несложно. Автор показывает отдельные картины быта рабочих, которые появляются перед взором читателя.

Он показывает жизнь, которую ведут простые люди: они ещё затемно бредут к воротам фабрики, которая призывает их звуком колокола, их пересчитывает некая безликая фигура и всё, что происходит вокруг, не способствует выражению свободной воли, оно буквально сгибает и без того измученные спины рабочих.

Лирический герой наблюдает эту картину, но не отстраненно, а с глубоким сочувствием к тем нищим, над которыми смеются довольные богачи.

Написано стихотворение чётким четырёхстопным ямбом.

Жанр этого произведения определяется как лирическое стихотворение: в нём отражены мысли, чувства и переживания лирического героя. Оно является предвестником столь характерного для Александра Александровича переживания революции.

Средства выразительности

Стихотворение А. А. Блок «Фабрика» – анализ по плану

Стихотворение А. А. Блок «Фабрика», хоть и написано в ранний период, наполнено важными уже для позднего периода творчества писателя. Понять их поможет краткий анализ «Фабрика» по плану, который может использоваться для объяснения материала на уроке литературы в 11 классе.

Содержание

Полный текст стихотворения А. А. Блока «Фабрика»

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам — по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,

А на стене — а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:

Он медным голосом зовет

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в желтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Краткий анализ стиха «Фабрика» Блока А. А.

Вариант 1

Произведение Александра Александровича Блока «Фабрика», написанное в 1903 году, относится к циклу «Распутья». Анализ его очень важен: в данном цикле впервые проявляется важная для позднего творчества писателя тема города и жизни простых людей в нем. Впоследствии она выльется в переживание революции, которая оказала на Блока очень серьезное влияние.

Сюжет «Фабрики» размыт. Мы можем представить только его отдельные, едва уловимые элементы: каждодневный тяжкий труд рабочих, их поход в потемках на фабрику, пересчет бедняков надсмотрщиком, сарказм более богатых горожан по отношению к беднякам. Идея стихотворения – показать расслоение классов и угнетение низших слоев. Что интересно, лирический герой сочувствует рабочим, но не относит себя к ним («Я вижу все с моей вершины»). Он выше этого, но данный факт вызывает у него дискомфорт и стыд.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который символизирует маршевый шаг большой толпы людей, их поход на работу. Рифма перекрестная, с женским окончанием на нечетных строках и с мужским – на четных.

Что характерно, «Фабрика» не очень богата средствами выразительности: здесь нет ни сложных метафор, ни метонимий. Это вполне вписывается в идею автора создать образ простого народа, у которого нет иных целей и интереса, кроме работы. Эпитеты в стихотворении носят печальный оттенок – «задумчивые болты», «измученные спины». При описании того, кто командует толпой, возникает холодный и явно негативный эпитет «медный голос».

Таким образом, стихотворение А. Блока «Фабрика» является одним из поворотных произведений в его творчестве. Оно показывает смену фокуса писателя с романтической темы возвышенной любви на тему быта, жизни простых рабочих. Впоследствии Блок будет одним из немногих авторов, воспринявших революцию с восторгом, ведь благодаря перевороту народ смог освободиться от гнета. Впрочем, еще позже и он разочаруется в результатах революции, но это уже тема позднего творчества.

Вариант 2

Стихотворение «Фабрика» было создано в 1903 году и вошло в цикл «Распутья» (1902–1904). Уже само название говорит о пересмотре прежних идеалов и о поиске новых путей. Здесь на смену возвышенному поклонению приходит тревога и попытка познать современный мир, непонятный и страшный. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как поворотный момент в творчес­ком пути Блока. Здесь поэт поднимает в дальнейшем очень значимую для его творчества тему «страшного мира».

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам — по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

Так начинается стихотворение. Слово «жолты» сразу привлекает своей орфографией. Этот эпитет поэт использует для выражения негативных чувств — отвращения, страха. Другой «говорящий» эпитет стихотворения — черный. «Недвижный кто-то, черный кто-то» — воплощение страшных сил, насилия, надругательства над людьми.

Здесь не назван этот «кто-то»: это и фабричный гудок («Он медным голосом зовет»), и те неизвестные, которые «в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели». Такая недоговоренность, жуткая таинственность только усиливает эмоциональ­ное воздействие на читателя. Поэт сочувствует, сострадает миру «нищих», но он ужасается той покорности, которую проявляют люди:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Вариант 3

«Фабрика» — предреволюционное стихотворение Блока. Именно в нем молодой поет впервые заговорил о социальном неравенстве и коснулся проблем государственного устоя. В стихотворении нет динамики, ведь главной задачей было «нарисовать» словами обычный день из работы учреждения.

Как известно, подобные фабрики, на которых люди тяжело работали, теряя здоровья и получая никчемную оплату, были популярны в России начала 20-го века. Их автор и осуждает. В первую очередь, он описывает огромную пропасть между людьми, которые давали работу, и самими трудящимися.

При описании предпринимательского дома, автор использует желтый цвет («В соседнем доме окна жолтые»). Желтый – цвет золота и богатства. А когда Блок говорит о людях, который собираются каждый вечер под фабрикой – в этом стихе преобладает черный. Таким образом Александр Блок разделяет богачей, которые живут в роскоши и простых трудящих, жизнь которых наполнена черным цветом, нищетой и унижением.

В стихе присутствует некоторая таинственность («Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине.»). С помощью нее автор показывает, что сама фабрика внушала внутренней трепет и даже страх, всегда было неизвестно, какое новые указание поступит из ее стен.

Эмоционально сильной является последние строки произведения («И в желтых окнах засмеются, что этих нищих провели.») В них автор обличает не только социальную пропасть между двумя классами, но и отношение зазнавшихся богачей к простым людям, которые у них работают. Ведь когда больные и измученные трудяги примутся за работу, работодатели в очередной раз порадуются тому, как умело провели глупцов. Ведь они знают, что тяжелая работа заслуживает щедрой оплаты, но никогда не выплатят этих денег.

Стихотворение Александра Блока «Фабрика» – это сожаление об множестве людей, у которых все еще не хватает сил, чтобы противостоять адским правилам жизни, которые для них придумала элита общества. Поэтому они сильнее прогибают свои спины и продолжают работать для фабрики.

Вариант 4

Стихотворение “Фабрика” было написано Блоком 24 ноября 1903 года. В нем он говорит о судьбе несчастных бедных и голодных людей. О том, как они беспрестанно трудятся, чтобы выжить. Автор сочувствует нищим людям, которые не перестают наваливать на “измученные спины” кули, сострадает их тяжелой жизни и удивляется их покорности судьбе.

Это стихотворение говорит об острой и серьезной проблеме того периода, за которым последовали революционные события 1904–1905 годов, точнее народная борьба за свободу.

Трудности дореволюционного периода Блок передает и через цветовую гамму. Такой цвет, как “жолтый”, причём через букву “о”, что было сделано для усиления акцента на слове, выражает болезненность положения, отвращение и убожество.

Другой цвет, который присутствует в произведении, это черный: “неподвижный кто-то, черный кто-то”. Этот цвет угнетает атмосферу, это символ чего-то страшного, неизвестного, и в данном случае, символ насилия над человеческой жизнью, лишающей его права выбора, заставляющий его жить в немыслимом однообразии.

Для того, чтобы передать эту ужасающую атмосферу в стихотворении автор использует многочисленные эпитеты: “окна жолты”, “задумчивые болты”, “медный голос”, “измученные спины”. Автор использует глаголы для отражения состояния простых людей: “согнуть” (“согнуть спины”), “войдут”, “разбредутся”, “навалят” (“навалят кули”).

Бедный народ представлен одними рабами, рабами кого-то “неподвижного”, кого-то “черного”. Это мир социальной несправедливости и зла, особенно это отражено в последних строках стихотворения: “И в жёлтых окнах засмеются, что этих нищих провели”. В атмосфере отсутствует гармония, т. к. она вселяет страх. Здесь царят жестокость и страдание, и выхода из этого тупика многочисленные герои не находят.

Стихотворение А. А. Блока «Фабрика» – анализ по плану

Вариант 1

Фабрика стоит в стороне от всех стихотворений Александра Блока. Оно не похоже на излюбленную возвышенную лирику поэта. Стихотворение больше напоминает короткометражный фильм о тяжком труде угнетённых слоёв общества.

История создания

Стихотворение было написано в 1903 году, в период раннего творчества Александра Александровича Блока. Замыслы о революции уже витали в воздухе. Автор, как и многие представители интеллигенции, мечтал о грядущих переменах.

И вот за два года до самой Октябрьской революции он пишет стихотворение «Фабрика», которое включил в цикл «Распутья». Произведение стало своего рода криком молодой души поэта. Им Блок хотел открыть глаза общественности на тяжкое положение обычного рабочего класса.

Жанр, направление и размер

«Фабрика» по жанру близко к элегии. Автор выказывает своё недовольство по поводу острой социальной проблемы, именно этот факт позволяет назвать стихотворение элегическим. Четырёхстопный ямб позволяет создать необходимый ритм. Рифма перекрёстная.

Без сомнения, направлением стихотворения является символизм. Мрачность, символическое столкновение «страшного мира» и души человека, образы-символы – все это является составляющими данного литературного течения.

Образы и символы

Главными символами стихотворения стали цвета, а именно: сочетание жёлтого, черного и медного цветов («окна желты» и «чёрный кто-то», «медный голос»). Жёлтый, как символ обмана, указывает на то, что бедный доверчивый народ гнёт свои спины на смех «чёрных» угнетателей.

Кроме того, чёрный цвет – это цвет скорби. Скорбят здесь обманутые. Также стоит отметить, что жёлтый у Блока является и символом обогащения капиталистов, их пошлости. Медный цвет в контексте стихотворения означает страх, поскольку «медный голос гнёт измученные спины».

Лирический герой стоит над ситуацией и является рассказчиком. Он делит свою повесть на две части: описание мирка угнетённых рабочих и мира капиталистов за «жёлтыми» окнами.

Темы и настроение

Основная тема «Фабрики» — социальное расслоение на капиталистов и рабочий класс. Описание жизни простых рабочих подводит к бытовой теме: жизнь простого люда полна убожества и голой нищеты, зато богачи живут праздно и сытно, их роскошь бесполезна и нарочито бестактна рядом с теми, кто отдает лучшие годы жизни за кусок хлеба.

Также мы видим в произведении проблему социального неравенства, разделения мира на бедных и богатых, господ и рабов. Рано или поздно в этой реальности неизбежно наступит решающий конфликт, острая кровавая драма, нерв которой чувствуется уже сегодня.

Стихотворению присущ суровый стиль. Мрачные картины, цвета и ритм, похожий на марш, создают пессимистичный настрой. Впечатление замкнутости и потерянности преследуют читателя до последнего слова.

Основная идея

Несправедливость затрагивает сердце того, кто хочет её искоренить. Александр Александрович Блок был как раз тем человеком, которого волновали любые социальные проблемы: «Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве». В этом страстном призыве распахнуть веки навстречу знанию о подлинной жизни виднеется смысл стихотворения.

Фабрика, по мнению автора, производит не только кирпич и прочий материал, она штампует несправедливость, обман, боль и угнетение. Однако стоит заметить, что лирический герой стоит отдельно от всего: «Я слышу всё с моей вершины». Он не может «подойти к воротам» и остановить этот адский механизм фальши. В этом и заключается главная мысль: осознание проблемы одним человеком не искоренит её. Это должен понять каждый, даже «кто-то чёрный, смеющийся в жёлтых окнах».

Средства художественной выразительности

Стихотворение не изобилует средствами художественной выразительности. Но всё же Александр Александрович, благодаря нескольким эпитетам (задумчивые болты, медный голос, измученные спины), детально описывает непосильный труд народа.

Также можно рассмотреть метафору (чёрный кто-то). Именно благодаря этому скрытому сравнению читатель представляет реального угнетателя рабочих масс.

Вариант 2

История создания

Блок написал “Фабрику” в 1903 году, 24 ноября. Для понимания ее смысла очень важно осознавать, что тот период был переломным для России: очень многие люди, в том числе интеллигенция, осознавали несостоятельность существующего строя. Тогда еще не было до конца понятно, какие перемены ждут общество, но большинство уже осознавало их необходимость.

Эти проблемы волновали и Александра Александровича, который обратился к ним еще в раннем творчестве. “Фабрика” считается первым его произведением, которое наполнено предчувствием революции. Впоследствии оно вошло в сборник под названием “Распутье”. Молодой поэт был пленен революционными идеями и быстро стал одним из тех, кто выступает за социальную справедливость.

Свое стихотворение автор посвящает простой на первый взгляд теме, рассказывая о жизни обычных рабочих в городских условиях. Но в данном случае важна не столько тема, сколько идея: Блок показывает расслоение общества, которое в конечном итоге приведет к бунту, показывает жизнь низших слоев, которые своей работой обеспечивают хорошую жизнь высшему классу.

Именно с “Фабрики” начинается переход поэта от романтических произведений к бытовым, революционным. В ней уже видно, как именно он относится к классовому неравенству. В произведении ощущаются первые ростки восторга, с которым он примет революционные идеи.

Композиция

Композиционно этот стих достаточно несложен, несмотря на запутанность сюжета. Автор показывает отдельные картинки быта рабочих, которые как будто мелькают перед взором читателя.

Он показывает жизнь, которую ведут простые люди: они еще затемно бредут к воротам фабрики, которая призывает из звука колокола, их пересчитывает некая безликая фигура и все, что происходит вокруг, не способствует выражению свободной воли, оно буквально сгибает и без того измученные спины рабочих.

Лирический герой наблюдает эту картину, но не отстраненно, а с глубоким сочувствием к тем нищим, над которыми смеются довольные богачи.

Жанр этого произведения определяется как философская лирика: в нем много символизма и еще не до конца обозначилась общественная позиция Блока, чтобы отнести его к лирике гражданской. И в то же время оно является предвестником столь характерного для Александра Александровича переживания революции.

Написано стихотворение четким четырехстопным ямбом, который также используется поэтом как символ: это маршевый ритм, под который угнетаемые рабочие строем идут на фабрику. Таким образом автор делает стихотворный размер еще одним символическим слоем произведения.

Средства выразительности

Чтобы не отвлекать читателя от богатства символики, Блок использует всего несколько тропов, и все это – эпитеты: “задумчивые болты”, “измученные спины”, “медный голос”.

Этих средств выразительности достаточно для того, чтобы показать печальное и негативное отношение лирического героя к созерцаемой им картине.

Анализ стихотворения Блока «Фабрика»

Вариант 1

Короткое и емкое произведение Александра Блока «Фабрика», состоящее всего из четырех четверостиший, было создано в 1903 году и впоследствии вошло в цикл «Распутье». На первый взгляд, оно описывает ничем не примечательные будни обычных работяг, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь тяжким трудом.

Однако не стоит забывать, что Россия начал 20 века походила на бурлящий котел, и очень многие слои общества, включая и некоторых аристократов, мечтали о переменах. Революционные идеи уже носились в воздухе и, естественно, пленили молодого поэта, который очень скоро стал одним из сторонников свержения существующего строя.

Впоследствии революционные события, повлекшие за собой не только падение царского режима, но и развязавшие гражданскую войну, вызвали у Александра Блокав последние месяцы жизни глубокое отвращение. Но до этого момента было еще без малого два десятилетия, поэтому стихотворение «Фабрика» стало олицетворением того бедственного положения, в котором веками находилось самое низшее сословие царской России – рабочие и крестьяне.

Само произведение построено на контрасте цветов, где черный отождествляет беспросветный мрак и ужас жизни для трудящихся фабрики, а желтый символизирует тепло, сытость и достаток, в котором пребывают владельцы предприятия. Черное – это грязь, страх и безысходность, желтое – звон золотых монет, который дозволено слышать лишь избранным.

Идея этого произведения проста и доступна, она заключается в том, чтобы показать, что рядом соседствует два совершенно разных мира, которые практически никогда не пересекаются. Хотя населяющие их люди прекрасно осведомлены о существовании друг друга. Однако в первом случае рабочие не смеют восставать против существующего порядка и вынуждены безропотно подчиняться своим хозяевам.

Они вынуждены «согнуть измученные спины», чтобы хоть что-то заработать себе на пропитание, но вряд ли еще осознают, что получают лишь ничтожные крохи с барского стола. В то же время правящая элита очень хорошо представляет, как именно должен оплачиваться труд рабочих, и радуется тому, что пока еще есть возможность обманывать «этих нищих», попутно набивая собственные карманы деньгами.

В стихотворении автор занял позицию стороннего наблюдателя, подчеркнув, что прекрасно понимает, что же происходит на самом деле, однако не считает возможным вмешиваться в ситуацию. Собственно говоря, Александр Блок в момент написания «Фабрики» был весьма трезвомыслящим 23-летним молодым человеком и прекрасно понимал, что до тех пор, пока низшие слои общества будут мириться с действительностью, они так и останутся рабами.

Однако данное произведение трудно назвать простой констатацией факта, потому как построенное на контрасте произведение вызывает вполне определенные чувства – сопереживание тем, кто вынужден работать за гроши, и ненависть в отношении сытых и лживых фабрикантов, которые получают наслаждение, нагло обманывая рабочих.

Стремление показать обе стороны медали и заставить людей впервые осмыслить собственную жизнь, беспросветную и лишенную какой-либо надежды воплотились в стихотворении «Фабрика». И на тот момент это было самое большое, что мог сделать поэт для своей страны, погрязшей в насилии и бесправии, которые ознаменовались попыткой перехода общества от феодализма к капитализму.

Вариант 2

Стихотворение «Фабрика» написано Блоком в 1903г, относится к позднему творчеству, принадлежит циклу произведений «Распутья». Именно в данном стихотворении появляется тема города и простого народа в нем, которая позднее выльется в ряд стихотворений о революции. Тема стихотворения — описание фабричного производства, идея — показать классовое неравенство.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который при прочтении создает ритм марша, что свойственно блоковской лирике. Очень малое количество выразительных средств используется автором в данном произведении, больший акцент делается на цветовую составляющую: задумчивые болты (метафора), медный голос (эпитет), он не человеческий, метал, не имеющий чувств сопереживания и сочувствия; голосом согнуть спины(метафора), в страхе держат всех трудящихся, которые стали рабами; кто-то черный( эпитет-цветовой), олицетворение страха, страдания; желтые окна( эпитет-цветовой), кстати, примечательно, что это окна тех, кто выше по своему положению, в творчестве Блока- это олицетворение пошлости и праздности, в символическом смысле желтый олицетворяет богатство.

Лирический герой наблюдает печальную картину, как люди, их много, это подчеркивает местоимение ОНИ, изо дня в день совершают физический труд. Он видит их в сумраке вечера, что не дает ему разглядеть возраст и пол людей, словно нарочно они обезличены, ведь в них описан весь народ предреволюционной России.

И в противовес этой безмолвной толпы изображен кто-то, такой же безликий, недвижный и черный, он выше всех их по социальному положению, это подчеркивает его местонахождения- стена, он считает людей, как скот, пересчитывают в ожидании прибыли, вырученной именно за его количество.

Лирический герой тоже выше по своей социальной ступеньке всей этой трудовой массы, но он сочувствует им, их бедности, наивности, их безмолвному покорству. Люди эти не мыслят о том, что их используют, они, как безмолвное стадо овец (войдут, разбредутся, навалят — глаголы совершенного вида) совершают ежедневно, ежеминутно один и тот же рутинный труд.

Стихотворение достаточно пессимистично, так как люди загнаны в тупик, но самое поразительное, что даже не хотят что-то менять в своих судьбах.

Вариант 3

Фабрики — места, в которых в 1903 году работало очень большое количество населения Царской России. А время было не спокойное, начинала назревать революция. Александр Блок написал стихотворение «Фабрика», как раз в дореволюционный период. В нем он сравнивал два класса, социальных статуса, которые жили в одном месте, но, как будто, в разное время.

Лирический герой наблюдает со стороны, он выбрал нейтральную позицию и старается не показывать свое реальное отношение к происходящему. Он видит, как еще в темноте, люди идут на фабрику, чтобы заработать себе на кусок хлеба. «В желтых окнах засмеются» люди высшего сословия, что рабочих, словно скот, по пересчету провожают в двери фабрики. А наш герой просто стоит и смотрит, он, конечно, испытывает жалость к рабочему классу, но он считает, что необходимо менять систему, а не преклоняться перед ней.

Стихотворение имеет мрачный оттенок, в нем нет жизни, все размеренно и ритмично, словно марш солдат по плацу. Всего два цвета присутствуют в этом стихотворении – желтый и черный. Желтый символизирует безумство высшего сословия и угнетенность рабочего класса.

Одни высмеивают других, но не задумываются, что благодаря именно рабочему классу у них есть все то, что они имеют. А черный цвет придает темноты и страха, вокруг не видно ничего, кроме черных силуэтов на темно-сером фоне. У черной массы нет лиц, ровным счетом, как и у «желтых окон». Низ мы видим, но не слышим, а верх, наоборот, слышим, но не видим. Рабочие никогда не узнают и не увидят тех, кто ими по-настоящему управляет.

Блок передал своим стихотворением сразу историю всей Царской России, как, в прочем, половина живет и сейчас. Безропотное подчинение рабочего класса, отсутствие свободы выбора и страх перед неопределенностью лишили всех этих людей голоса, они слепо выполняют приказы. А наш лирический герой стоит на своей вершине и смотрит «как этих нищих провели», только, в отличие от своих соседей, он не злорадствует и не издевается, а сожалеет, но сделать ничего не может, поэтому у него позиция стороннего наблюдателя.

Стихотворение выдержано довольно в суровом стиле, словно в барабан такт отбивается, хотя оно достаточно мелодично. В нем отсутствуют лишние эпитеты и метафоры, все очень реалистично, что показывает серьезность происходящего. Это было одно из первых стихотворений А. А. Блока в таком стиле.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Стихотворение «Фабрика» (1903 г.) относится к раннему периоду творчества Блока. Он был еще очень молодым человеком и, подобно многим своим современникам, не мог равнодушно наблюдать за страданиями простого народа. Переход к капитализму во всем мире сопровождался голодом и разорением бывших крестьян. Россия поздно вступила на этот путь, поэтому зарождающемуся русскому пролетариату было еще тяжелее. Даже символист Блок почувствовал тягу к революционному движению.

Сюжет произведения довольно-таки прост. В нем изображена обычная фабрика, вокруг которой каждый день собираются голодные люди, мечтающие получить работу. Мрачность атмосферы подчеркнута цветовыми оттенками. Желтый цвет окон символизирует абсолютную власть золота, денег. Богатому капиталисту безразлична судьба тысяч людей, которые обречены на голодную смерть. Его интересует только их рабочая ценность, которая принесет ему прибыль. Рабочие готовы часами простаивать перед воротами фабрики, они пойдут на любое унижение ради минимального заработка. Зарплата и доходы владельца фабрики исчисляются в одних и тех же деньгах, но разница между ними колоссальна. Посредником между фабрикантом и рабочими выступает «черный кто-то». Черный цвет традиционно обозначает зло, темную дьявольскую силу. Пересчитываемые рабочие уже не люди, они становятся товаром, имеющим свою цену.

Автор выступает наблюдателем, который не принадлежит ни к одной из сторон. Но ужасная картина вызывает в нем огромное сочувствие к судьбам несчастных людей. «Медный голос» олицетворяет собой заводской гудок, ставший символом промышленного переворота во всем мире. Он трубит всему человечеству о техническом прогрессе, но в то же время является сигналом для миллионов измученных людей о начале каторжной жизни.

Негодование Блока прорывается в последних строчках. Из «желтых окон» раздается смех над теми несчастными, которых вновь «провели». Устроившись на фабрику, человек за кусок хлеба становился рабом на всю оставшуюся жизнь, которая обычно длилась недолго.

В стихотворении «Фабрика» Блок еще не высказывает революционных призывов. Он просто констатирует страшный факт и обращает на него внимание равнодушного общества. Игнорирование судеб простых людей, стремление выжать из них все соки, в конце концов, привели к кровавой революции. Нельзя перекладывать ответственность только на радикальные течения. Они появились на волне народного недовольства. Блок видел, к чему может все привести, и пытался, как мог, предотвратить жестокую развязку.

Сын Родины. Глашатай революции. Февраль. Радость и волнение. Город. Люди. «Фабрика». Александр Блок. Великая сила существительных. Александр Александрович Блок – яркий поэт Серебряного века, известный каждому особенной, авторской любовью к Родине. Гражданская лирика была, есть и будет отдельным особняком в творчестве любого скульптора слова, а если речь идет о бунте, переменах, предчувствии чего-то нового и долгожданном прозрении народа, мастер Ренессанса своего времени чувствует себя как никогда нужным и вдохновленным.

История создания

Жанр, направление и размер

Общепризнанным является определение произведения как образец философской лирики. Нет весомых причин приписывать его к гражданской: взгляды Блока не сформированы окончательно, до революции 1905 года еще целых 24 месяца. Однако, на мой взгляд, эти два жанра не могут существовать отдельно друг от друга, ведь судьба народа и государства всегда зависит от философов. Серебряный век знаменит культурными деятелями, параллельно интересующимися общественной жизнью.

Будто утомленные рабочие идут на ненавистную работу, ритмом марша читаются строки стихотворения. Такое настроение создает размер – четырехстопный ямб.

Образы и символы

Темы и проблемы

Социальная стратификация и губительное влияние власти, народная «слепота» и апатия, желание что-то изменить и одновременная неизбежность. Эти темы и проблемы поднимает А. А. Блок в произведении.

Основная идея

Борьба! Борьба за свободу, права и человечество. Вот к чему призывает читателя автор строками в готическом стиле. Описывая четкое разделение между холопами и господами, трудом и праздностью, свободой и рабством, он с горькой усмешкой показывает, что сильные мира сего плевать хотели на нищих. Тогда какой же смысл проливать пот и кровь, надрывать спину ради их выгоды?

Средства художественной выразительности

Когда описываешь жизнь простого народа, не нужно эпитетов в стиле Барокко и нарочито торжественных метафор. Прямолинейные высказывания не отвлекают от истины и не создают ложных представлений.

Метафора «черный кто-то» олицетворяет надзирателя. Несколько эпитетов (задумчивые болты, медный голос, измученные спины) помогают художнику нарисовать происходящее и передать атмосферу в нужных оттенках.

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема: «страшный мир».
Идея: показать классовое расслоение общества, угнетение и презрение низших слоёв.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «чёрный кто-то») стихотворения. Эпитет «желтый» привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности. нездоровой лихорадочности, а благодаря необычному написанию приобретает значение символа некой зло вещей силы.

Называя жертв этого зла «людьми», «народом», «нищими», Блок не видит в них «рабочих». Так, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не даёт её явлениям социальных, реалистических мотивировок.

Читайте также: