Устройство тротуаров и оснований под асфальтобетонные и цементно бетонные покрытия

Обновлено: 16.05.2024

Технологическая карта на устройство сборных покрытий тротуаров

Технологическая карта разработана проектно-технологическим отделом треста Мосоргстрой (А.Н. Абрамович, А.П. Смирнов), согласована с Управлением подготовки производства Главмосстроя.

Технологическая карта рекомендована к внедрению в строительном производстве.

1. Область применения . 1

2. Технология строительного процесса . 1

3. Технико-экономические показатели . 3

4. Материально-технические ресурсы .. 4

Приложение 1. Допускаемые отклонения от проектов . 4

Приложение 2. График производства работ . 5

Приложение 3. Калькуляция трудовых затрат . 6

Приложение 4. Схема операционного контроля . 6

Лист 1. Конструктивные схемы сборных тротуарных покрытий . 7

Лист 2. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров . 7

Лист 3. Схема организации работ при устройстве тротуаров (с бортовыми камнями) 9

Лист 4. Схема организации работ при устройстве тротуаров (без бортового камня) 10

Лист 5. Приспособления для контроля ширины швов. Вакуум-захват для укладки плит . 12

1 . Область применения

1.1 . Технологическая карта составлена на производство работ по устройству сборных покрытий тротуаров на объектах Главмосстроя.

1.2 . Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ и с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.

1.3 . При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.

2 . Технология строительного процесса

2.2 . Конструктивная схема по устройству тротуаров со сборным покрытием состоит из следующих элементов:

песчаного подстилающего слоя;

основания: из песка; цементно-песчаной смеси; бетона; щебня;

покрытия из сборных плит.

Варианты конструктивных схем приведены на листе 1 .

2.3 . Устройство покрытий тротуаров, площадок и дорожек осуществляют из сборных тротуарных плиток прямоугольной и фигурных форм, изготовляемых заводами Главмоспромстройматериалов. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров приведена на листе 2 .

2.4 . До начала работ по устройству тротуара должны быть выполнены следующие работы:

геодезические разбивочные работы;

подготовка земляного полотна;

доставка в зону работ механизмов, материалов, приспособлений и инструмента.

2.5 . Работы производятся в следующей технологической последовательности:

выполняется земляной ящик под бортовой камень;

устанавливается бортовой камень (если предусмотрено проектом);

устраивается подстилающий слой;

укладываются плиты покрытия;

заполняются швы между плит.

Схемы организации работ приведены на листах 3 , 4 .

Тротуары могут быть как с бортовым камнем, так и без него.

Если тротуар сопряжен с дорогой, бортовой камень устанавливается при устройстве дорог.

2.6 . Основание под тротуарные покрытия из сборных плит выполняют из песка; песка, стабилизированного цементом; щебня; цементобетона и др.

2.7 . Устройство земляного ящика под бортовой камень необходимо выполнять экскаватором «Беларусь » или автогрейдером, оборудованным откосником.

2.8 . Бортовой камень устанавливается вручную с использованием специальных захватов и обетонированием его с обратной стороны тротуара вручную.

2.9 . Подстилающий слой из песка выполняется следующим образом:

при тротуаре с бортовыми камнями песок подается на место укладки автокранами в бункерах или специальным автопогрузчиком, оборудованным ковшом, разравнивается и уплотняется. Для уплотнения используются малогабаритные уплотняющие машины или электротрамбовки;

при тротуаре без бортового камня песок подвозится непосредственно на место работ автосамосвалом или автопогрузчиком, разравнивается экскаватором «Беларусь » . Для уплотнения используются также уплотняющие машины или электротрамбовки.

2.10 . Устройство основания тротуара с бортовыми камнями необходимо выполнять с использованием автокрана и бункеров для приема и подачи материалов, автобетононасосов, виброрейки; если же тротуар без сортового камня, материалы подвозятся и разгружаются непосредственно на рабочем месте.

2.11 . Покрытие из плит размером сторон до 60 см можно укладывать специальным вакуумом-захватом конструкции треста Гордорсгрой-1 Главмосинжстроя или вручную (лист 5 ).

2.12 . Фигурные элементы мощения укладываются в покрытия вручную.

2.13 . Укладку плит следует осуществлять в соответствии с ВСН 26-76 поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.

2.14 . Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

2.15 . Ширина шва между смежными плитами с размером сторон до 600 мм должна быть 5 ¸ 8 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3 : 1.

2.16 . При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.

Приспособления для контроля ширины швов приведены на листе 5 .

2.17 . Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.

2.18 . При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее до наступления устойчивых заморозков подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие.

2.1 9. Работы, выполняемые в зимнее время. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его раствором хлористого кальция CaCl 2 из расчета один литр на квадратный метр. Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем, а также нагретым до температуры 180 - 200 ° С горячим песком, который укладывают слоем толщиной 5 - 7 см, с последующим его удалением и использованием для других целей.

По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают выравнивающий слой, подогретый до 35 ° С, из цементно-песчаной смеси толщиной до 20 мм.

Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 ° С не разрешается.

Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжения плит и заполнить их подогретой до 35 ° С цементно-песчаной смесью.

2.20 . При укладке тротуарных плит обламывание их кромок не допускается.

2.21 . При поступлении плит с заводов они должны тщательно осматриваться, поврежденные отбраковываться.

2.22 . Передвижение механизмов по уложенным тротуарным плитам не допускается, если это не оговорено проектом.

2.23 . Допускаемые отклонения от проектных приведены в приложении 1 .

2.24 . Работы по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняются составом звена, приведенном в графике производства работ (приложение 2 ).

2.25 . Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении 3 .

2.26 . Операционный контроль качества работ по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняется в соответствии с требованиями СНиП III-1-76 «Организация строительного производства», инструкции СН 47-74 и др. Схема операционного контроля приведена в приложении 4.

2.27 . При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиП III-4-80 , системе стандартов безопасности труда, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

Устройство цементобетонных покрытий

Цементобетонное покрытие – покрытие капитального жесткого типа, предназначенное для любого грузонапряженного движения.

​Подобные покрытия отличаются:

​При всех вышеописанных и очевидных положительных моментах существуют и недостатки данных типов покрытия:

​- трудности возникающие при ремонте покрытия;

​Цементобетонные покрытия при высоте насыпи более 1,5 метров строят на второй год.

​Требования к дорожным ц/б покрытиям:

​Цементобетон должен быть прочным и морозостойким (F).

Морозостойкость оценивается числом циклов попеременного замораживания и оттаивания водонасыщенных образцов в возрасте 28 суток без снижения прочности более чем на 25% и потери в массе не более 5%.

Дорожные цементобетонные покрытия подразделяют на марки, характеризующие его прочность на растяжение при изгибе и сжатии.

Требования к цб

Конструкции дорожной одежды с цементобетонным покрытием

При использовании рельсовых комплексных машин основание строят на 55 см шире. При использовании скоростного комплекта машин – на 1,05 м шире.

​Ширина укрепленной части обочин зависит от категорийности дороги и составляет для:

​I категории – 2,5 м;

II категории – 2 м;

III категория – 1,5 м;

IV категория – 1 м.

Песчаный слой на 12 см следует укреплять вяжущим, или щебнем/шлаком.

​Толщина основания из песка зависит от климатических условий, категорийности дороги и может изменяться от 15 до 35 см.

​Цементобетонные покрытия бывают:

​- монолитные (однослойные, двухслойные);

​Толщина ц/б покрытия зависит от типа покрытия и толщины нижнего слоя основания.

Технологическая последовательность устройства цементобетонных покрытий:

​1. Установка рельс-форм.

Они выполняют двойную функцию – путь для бетоноукладочных машин и выступают в качестве опалубки.

Их устанавливают с помощью нивелира через каждые 20 метров, забивая колья и натягивая шнур. Затем через каждые 4 метра забивают колышки с таким расчетом, чтобы они по высоте ровнялись с головкой рельса. Чтобы бетонная смесь не прилипала к рельс-форме ее смазывают отработанным маслом, жирной глиной, или известковым молоком.

2. Устройство выравнивающего слоя.

Выполняется с использованием профилировщика.

3. Установка каркасов швов расширения (2 каркаса).


4. Транспортировка смеси.
5. Укладка смеси.

Для данной производственной операции используют бетонораспределители, или бетоноукладчики для бетонных дорог и цементобетонных дорог.

Устройство тротуаров и оснований под асфальтобетонные и цементно бетонные покрытия


ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТРОЙСТВО ТРОТУАРА С АСФАЛЬТОБЕТОННЫМ ПОКРЫТИЕМ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР) и другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства комплекса работ по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием в жилой застройке, с шириной пешеходной части тротуара 1,5 м.


Рис.1. Конструкция тротуара с асфальтобетонным покрытием

1.2. В карте приведена схема технологического процесса, изложены оптимальные решения по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001, ЕНиР, ВНиР, ТНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии устройства тротуара с асфальтобетонным покрытием с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием.

Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ. Конструктивные особенности по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ во II-й дорожно-климатической зоне.

Технологическую карту следует применять на следующие объёмы работ:

- установка бетонных бортовых камней марки

- БР 100.20.8;

- песчаный подстилающий слой

- основание из щебня М 600

- покрытие из мелкозернистой асфальтобетонной смеси

- площадь асфальтобетонного покрытия 1,5х100 м

- 150 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по устройству тротуара.

2.2. Работы по устройству тротуара, выполняют в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:


час,

где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов, а также время, связанное с подготовкой к работе и проведение ЕТО, перерывы, связанные с организацией и технологией производственного процесса и отдыха машинистов строительных машин и рабочих - 10 мин через каждый час работы.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при устройстве тротуара входят следующие технологические операции:

- геодезические разбивочные работы;

- отрывка корыта под устройство основания и уплотнение грунта основания;

- установка бортовых камней;

- устройство песчаного, подстилающего слоя;

- устройство основания из щебня;

- подгрунтовка основания жидким битумом;

- устройство асфальтобетонного покрытия.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: экскаватор-погрузчик JCB 3CX m, (объем экскаваторного ковша 0,48 м, объем челюстного погрузочного ковша 1,0 м) самоходный, тротуарный, вибрационный, тандемный каток DМ 02 (рабочая скорость до 8,0 км/час, масса эксплуатационная 1,5 т); поливомоечной машины ПМ-3У (объем цистерны 6000 л); автогудронатор ДС-39Б (объем цистерны 4000 л); тротуарный асфальтоукладчик VOGELE SUPER BOY (ширина полосы укладки от 1,2 до 3,1 м, масса асфальтоукладчика 4,7 т, рабочая скорость 20 м/мин, объем приемного бункера 5,0 т) в качестве ведущего механизма.


Рис.1. Рабочая зона экскаватора-погрузчика JCB 3CX m

- Максимальная глубина копания - 5,97 м; - Максимальный вылет ковша от оси заднего моста - 7,87 м; - Максимальный вылет ковша от оси поворотной колонки - 6,52 м; - Вылет ковша от оси поворотной колонки при максимальной высоте подъема - 3,66 м; - Максимальный вылет ковша от оси машины при повороте стрелы на 90° - 7,09 м; - Максимальная высота подъема ковша - 6,35 м; - Максимальная высота разгрузки - 4,72 м; - Высота выгрузки - 2,74 м; - Высота горизонтального днища - 3,20 м; - Высота оси шарнира ковша - 3,45 м; - Вылет оси шарнира ковша - 0,36 м; - Вылет кромки ковша на уровне земли - 1,42 м; - Максимальный вылет поднятого ковша - 1,20 м; - Вылет поднятого ковша при выгрузке - 0,83 м; - Глубина копания (толщина срезаемого слоя) - 0,10 м; - Угол запрокидывания ковша - 45°; - Угол выгрузки - 43°; Ширина раскрытия челюстей - 0,95 м


Рис.2. Габаритные размеры экскаватора-погрузчика JCB 3CX m

- Габаритная длина - 5,62 м; - Колесная база - 2,17 м; - Расстояние от оси поворотной колонки до задней оси моста - 1,36 м; - Дорожный просвет от опор - 0,37 м; - Дорожный просвет от поворотной колонки - 0,52 м; - Высота центра рулевого колеса - 1,94 м; - Высота крыши кабины - 2,87 м; - Габаритная высота - 3,61 м; - Габаритная ширина по раме опор - 2,36 м; - Ширина ковша погрузчика - 2,35 м


Рис.3. Каток тротуарный DM 2


Рис.4. Асфальтоукладчик VOGELE SUPER BOY


Рис.5. Поливомоечная машина ПМ-3У


Рис.6. Автогудронатор ДС-39Б

2.6. Работы по устройству тротуара с асфальтобетонным покрытием следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СНиП 3.01.03-84. Геодезические работы в строительстве;

- СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;

- СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- НПО РОСДОРНИИ-1993 г. Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог;

- РОСАВТОДОР-2002. Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;

- РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

- РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;

- ГОСТ 8267-93. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ;

Устройство тротуаров и оснований под асфальтобетонные и цементно бетонные покрытия

Технические рекомендации
по устройству дорожных конструкций из литых бетонных смесей

Дата введения 2004-05-03

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 30 декабря 2003 г.

"Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций из литых бетонных смесей разработаны кандидатами технических наук Л.В.Городецким, Р.И.Бега, научным сотрудником А.М.Балашовым, инженером В.Ф.Деминым, (лаборатория дорожного строительства ГУП "НИИМосстрой")

В технических рекомендациях обобщены научно-технические разработки ГУП "НИИМосстрой", НИИЖБ, СоюздорНИИ, ВНИИжелезобетона, зарубежных фирм, а также учтен опыт дорожно-строительных организаций. Технические рекомендации разработаны на основе научно-исследовательских и экспериментально-производственных работ лаборатории дорожного строительства ГУП "НИИМосстрой", обобщения отечественных и зарубежных исследований, а также опыта строительства и эксплуатации дорожно-строительных организаций Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города по строительству и эксплуатации городских дорожных одежд, построенных с применением литых бетонных смесей.

Технические рекомендации согласованы с ОАО "Гордорстрой", ОАО "Инждорстрой", ОАО "АБЗ-1".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие технические рекомендации распространяются на строительство монолитных бетонных покрытий и оснований из литых бетонных смесей, в том числе с продуктами переработки бетона, железобетона, асфальтобетона, изношенных автопокрышек частично взамен природных заполнителей при строительстве магистральных улиц районного значения, тротуаров, отмосток, площадок различного назначения, внутриквартальных дорог как при двухстадийном строительстве в районах новой жилой застройки, так и одностадийном при благоустроительных работах в жилых комплексах, у детских и учебных заведений.

На участках дорог с затяжными подъемами и спусками с продольным уклоном более 40‰, на остановках общественного транспорта и в зонах интенсивного торможения подвижного состава, местах сопряжений с дождеприемными смотровыми колодцами и бортовыми камнями, а также в условиях сжатых сроков строительства и во всех случаях при повышенных требованиях к эксплуатационным показателям улиц и дорог рекомендуется использовать в конструкциях бетонные смеси, армированные металлическими фибрами.

1.2. Технические рекомендации разработаны с учетом действующих нормативных документов и альбомов типовых проектов "Конструкции дорожных одежд для г.Москвы часть I и II СК 6101-97 "Конструкции дорожных одежд с использованием продуктов переработки промышленных и строительных материалов" СК 6117-00".

1.3. Литую бетонную смесь получают из жесткой или малоподвижной смеси путем введения добавки-суперпластификатора. Суперпластификатор вводится в бетонную смесь полностью или частично в заводских условиях, на строительном объекте, непосредственно перед ее укладкой в конструкцию.

1.4. Доставка бетонной смеси к месту укладки должна осуществляться автобетоносмесителями.

1.5. Технология строительства конструкций из литых бетонных смесей отличается от технологии строительства из пластичных смесей необходимостью предварительной установки опалубки или бортовых камней, отсутствием распределяющих механизмов, особенностями в устройстве температурных швов и в некоторых других конструктивных и технологических деталях.

1.6. Литьевая технология устройства дорожных конструкций может применяться при положительной и отрицательной (до -15 °С) температуре наружного воздуха.

При отрицательных температурах строительство конструкций выполняется из бетонной смеси, модифицированной комплексными добавками на основе противоморозных и суперпластификаторов.

2. КОНСТРУКЦИИ УЛИЦ И ДОРОГ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

2.1. Дорожные конструкции различного назначения с цементно-бетонными покрытиями и основаниями из литой смеси, в том числе с использованием продуктов переработки, цементно- и асфальтобетонных конструкций, изношенных автопокрышек, металлических фибр, а также известняков слабых пород, должны устраиваться с учетом требований проектов, альбомов СК 6107-97, СК 6117-00 и настоящих технических рекомендаций.

2.2. Конструкции улиц и дорог различного назначения (Приложение 1) с использованием литых бетонных смесей включают следующие элементы:

- песчаный подстилающий слой;

- технологический слой (в случае необходимости);

- основание из литой смеси, в том числе модифицированной продуктами промышленных отходов или с использованием известняков местных слабых пород;

- полиэтиленовую пленку, пергамин в случае укладки литой смеси по песку или щебню;

- покрытие из литой смеси, в том числе, дисперсно-армированной или с использованием резиновой муки.

2.3. Вариант совмещенной конструкции дороги, тротуара и отмостки с покрытием из литой бетонной смеси представлен на рис.2.1.

Рис.2.1. Дорожные конструкции с покрытием из литых бетонных смесей:

1 - бетонное покрытие тротуара; 2 - бортовой камень; 3 - бетонное покрытие дороги;
4 - пергамин, полиэтиленовая пленка; 5 - песок; 6 - бетонная отмостка

Примечание: В случае устройства основания под бетонное покрытие из щебня, укатываемого бетона или литой бетонной смеси, в т.ч. с использованием продуктов отходов промышленности или известняков, пергамин или полиэтиленовая пленка не укладывается.

2.4. Варианты конструктивных слоев дорог различных категорий, выполненных из литых бетонных смесей, в том числе модифицированных продуктами промышленных отходов, металлическими фибрами, а также с использованием известняков местных слабых пород приведены в приложениях 2 и 3.

2.5. Конструкции, предназначенные для движения построечного транспорта, а также магистральные районного значения и внутриквартальные дороги рассчитывают на автомобильную нагрузку Н-30; конструкции, устраиваемые при благоустроительных работах у жилых зданий и учреждений соцкультбыта, а также тротуаров и отмосток, рассчитывают на Н-10.

Толщина конструктивных слоев в зависимости от категории дороги принимается по проекту или в соответствии с требованиями альбомов СК 6101-97, СК 6117-00.

2.6. Основные характеристики дорожных бетонов из литых цементно-бетонных смесей, в том числе с использованием продуктов промышленных отходов и известняков слабых пород, металлических фибр должны быть не ниже приведенных в табл.2.1.

Нормативные характеристики дорожных бетонов из литых цементно-бетонных смесей

Устройство тротуаров и оснований под асфальтобетонные и цементно бетонные покрытия

Технические рекомендации
по устройству тротуаров из бетонных плит

Дата введения 2005-03-09

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"

УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли А.Н.Дмитриевым 27 декабря 2004 г.

ВВОДЯТСЯ ВЗАМЕН ВСН-15-95

Технические рекомендании разработаны на основе результатов научно-исследовательских и опытно-производственных работ, выполненных лабораторией дорожного строительства ГУП "НИИМосстрой", опытно-конструкторских и производственных работ ЗАО "СБМ Запчасть-Сервис", ЗАО "СДМ Гидропривод", а также на основе анализа отечественного и зарубежного опыта строительства.

Рекомендации направлены на повышение долговечности сборных покрытий тротуаров, площадок, садово-парковых и пешеходных дорожек, пешеходных улиц.

В работе над документом принимали участие: к.т.н. Л.В.Городецкий, к.т.н. Р.И.Бега, В.Ф.Демин (ГУП "НИИМосстрой"), С.М.Аракельянц, к.т.н. И.И.Давитнидзе (ЗАО "СБМ Запчасть-Сервис"), В.Н.Аракельянц (ЗАО "СДМ Гидропривод").

Технические рекомендации согласованы с ОАО "Инждорстрой", ОАО "Гордорстрой".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие рекомендации распространяются на строительство в летний и зимний периоды в г.Москве экологически чистых тротуаров, пешеходных и садово-парковых дорожек, пешеходных улиц, автостоянок, входов в жилые и общественные здания, покрытий на территориях соцкультбыта (больницы, поликлиники, школы, детские сады, ясли), на автозаправочных станциях и площадках различного назначения из сборных покрытий.

Для устройства сборных покрытий применяют плиты и мелкоразмерные фигурные элементы мощения, выполненные из тяжелого и песчаного бетонов, а также бетонов с использованием продуктов переработки различных промышленных отходов, из армированных металлическими и базальтовыми фибрами.

Тротуарными плитами являются изделия с отношением их длины к толщине больше 4, при меньших значениях 4 - мелкоразмерными элементами.

1.2. Зимним периодом считается время года между датой наступления нулевой среднесуточной устойчивой температуры осенью и датой наступления той же температуры весной.

1.4. Для расширения номенклатуры изделий НИИМосстроем разработаны конструкции решетчатых плит. Отверстия плит могут быть заполнены мелкоразмерными элементами, которые могут использоваться и самостоятельно (приложения 1, 2, 3). Отверстия в решетчатых плитах можно заполнять каменными материалами (щебнем, гравием, щебеночными высевками, песком и др.), а также почвой с семенами газонных трав.

1.7. Конструктивные элементы тротуаров включают: песчаный подстилающий слой, основание из песка, песчано-цементной смеси, щебня и малоцементного бетона; покрытие из бетонных, в т.ч. модифицированных, изделий. Технологическая последовательность работ по строительству сборных покрытий включает следующие этапы: рытье и уплотнение земляного корыта; устройство подстилающего слоя; установка бортового камня; устройство основания и покрытия из плит или мелкоразмерных элементов мощения с последующим заполнением швов. В зависимости от гидрологических особенностей территории и требований проекта в конструктивных слоях тротуаров, площадок и др. возможно использование пленочных и геотекстильных материалов.

1.8. Основные варианты конструкций из сборных бетонных изделий представлены на рис.1.

Рис.1. Конструкции из тротуарных плит и мелкоразмерных элементов

1 - плиты; 2 - рыхлый песок или песчано-цементная смесь; 3 - основания из песчано-цементной смеси,
бетона В7,5, песка, щебня, битумоминеральной смеси; 4 - песчаный морозозащитный слой;
5 - мелкоразмерные элементы мощения; 6, 7 - полиэтиленовая пленка или геотекстиль типа дорнита;
8 - базальтовая сетка.

2. ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА
И УСТРОЙСТВО ДРЕНАЖЕЙ МЕЛКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

2.1. Сооружение земляного полотна должно производиться согласно требованиям СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" и в соответствии с техническим проектом производства работ после окончания работ по вертикальной планировке, прокладке новых и перекладке старых подземных инженерных сетей, засыпке траншей и разрытий с послойным уплотнением.

2.2. Для производства земляных работ следует использовать экскаваторы с ковшом емкостью от 0,25 м до 1,0 м, бульдозеры мощностью 80-250 л.с., мелкие и среднего веса автогрейдеры. Для уплотнения используют катки на пневмошинах типа ДУ-30, ДУ-31, вибрационные катки типа ДУ-10, ДУ-10А, ДУ-14, катки статического действия с гладкими вальцами типа ДУ-1, ДУ-11А и др. Тип катка выбирается в зависимости от группы грунта земляного полотна и ширины тротуара, пешеходной улицы, дорожки и др.

2.3. Ширина корыта земляного полотна с учетом установки бортовых камней должна быть больше ширины покрытий на 0,5 м.

2.4. Возведение земляного полотна должно осуществляться послойно. Отсыпка, разравнивание и уплотнение каждого слоя производятся с соблюдением продольных и поперечных уклонов.

Толщину слоя отсыпки следует назначать с учетом коэффициента запаса на уплотнение грунта в зависимости от его вида при влажности, близкой к оптимальной (табл.1).

Зависимость коэффициента запаса на уплотнение от вида грунта при оптимальной влажности

Строительство тротуаров и пешеходных дорожек

В качестве покрытий тротуаров и садово-парковых дорожек в городах чаще всего используют асфальтовый бетон. Асфальтобетонные покрытия на тротуарах и пешеходных дорожках устраивают на различных основаниях: из кирпичного и известнякового щебня; металлургического шлака; грунта, обработанного цементом; из обычного цементобетона и тощего бетона.
В табл. 80 приведены различные типы оснований для тротуаров с покрытиями из песчаного (толщиной 3—5 см) и литого (толщиной 2,5—3 см) асфальтобетона и их толщина.

Строительство тротуаров и пешеходных дорожек


Толщину песчаного подстилающего слоя для тротуаров с асфальтобетонным покрытием принимают в зависимости от группы подстилающих грунтов в соответствии с табл. 81.

Строительство тротуаров и пешеходных дорожек


Технологический процесс устройства тротуаров и пешеходных дорожек включает следующие операции: планировку и укатку земляного полотна; завозку песка для устройства подстилающего слоя; распределение и уплотнение песка; завозку материалов для устройства основания; распределение материалов основания; уплотнение основания; завозку и укладку асфальтобетонной смеси в верхнем слое покрытия.
Планировку земляного полотна на тротуарах производят обычно автогрейдерами челночными проходами. Укатывают земляное полотно моторными катками с гладкими вальцами массой 6 т.
В процессе планировки и укатки проверяют ровность земляного полотна с помощью деревянных реек, а необходимые уклоны — с помощью геодезических инструментов.
Песок и другие материалы завозят на готовое земляное, полотно автомобилями-самосвалами. Песок и другие сыпучие материалы распределяют обычно также автогрейдерами, а в стесненных условиях иногда и вручную. Уплотняют песчаный подстилающий слой и основания из щебня, шлака и других сыпучих материалов легкими моторными катками с гладкими вальцами.
Цементно-бетонные основания на тротуарах и дорожках устраивают с применением малой техники. Разравнивают бетонную смесь специальным оборудованием, смонтированным на стреле трактора «Беларусь». Уплотняют бетонное основание специальными виброрейками или площадочными вибраторами. Уход за бетоном осуществляют по общим правилам ведения бетонных работ.
Укладку асфальтобетонного покрытия производят на широких тротуарах при помощи асфальтоукладчика ДС-1 (Д-150Б) или укладчика облегченного типа Д-464, а уплотнение выполняют катками массой 1,5—6 т. На узких тротуарах и дорожках, а также в стесненных условиях асфальтобетонное покрытие (преимущественно из литых смесей) устраивают с раскладкой смеси вручную и укаткой ее ручными катками.
Для покрытий тротуаров и пешеходных дорожек применяют 9 также цветной пластбетон, который приготавливают в смесительных установках на асфальтобетонных заводах. Он состоит из щебня, песка, минерального порошка, пигмента и вяжущего. Требования к качеству песка, щебня и минерального порошка такие же, как и для асфальтобетонных смесей. Пигменты применяют железоокисные, обладающие достаточной свето-, атмосферо- и термостойкостью. В качестве вяжущего используют кумароно-инденовые смолы с температурой размягчения 80—90° С. В табл. 82 приведен примерный состав цветного пластбетона.

Строительство тротуаров и пешеходных дорожек

Строительство тротуаров и пешеходных дорожек


В качестве подстилающего слоя используют песок, толщина слоя которого принимается до 25 см. Плиты в зависимости от принятой ширины тротуара, садовой или парковой дорожки укладывают с перевязкой или без перевязки швов, а также по диагонали.
Укладку плит следует производить способом «на себя». Для соблюдения уклона и ровности покрытия при укладке плит рекомендуется работы начинать с устройства верстового ряда, укладываемого вдоль бортового камня или кромки газона или поперек тротуара, укладку производить в одну или в обе стороны от верстового ряда и вести навстречу уклону.
Для устройства покрытий из плит размером 50X50 см применяют вакуум-захват круглой формы d=400 мм, массой 7 кг, которым можно поднять груз до 100 кг. Для обеспечения полного прилегания плит к основанию окончательная посадка плит до проектной отметки производится специальным вибратором массой 44 кг.
Ширина шва между плитами должна быть не менее 5 мм. Контроль за шириной швов осуществляют при помощи шаблонов. Превышение краев смежных плит не должно быть более 2 мм. Швы между плитами заполняют различными материалами согласно проекту. Ровность покрытия проверяют трехмой рейкой не менее чем через 20 м; просвет под рейкой не должен превышать 3 мм.
Для механизации работ по укладке мелкоразмерных тротуарных плит можно рекомендовать сменное вакуум-захватное приспособление, смонтированное на автопогрузчике или экскаваторе Э-153. Траверса представляет собой раму, на которой крепятся вакуумные захваты в количестве 1—4. Расстояние между центрами вакуумных захватов на траверсе должно меняться в зависимости от размера применяемых плит. При помощи такого приспособления за смену можно уложить до 400 плит.
Укладку тротуарных плит с размером стороны более 75 см производят автомобильными кранами по технологии, применяемой при строительстве покрытий проезжей части улиц из сборных железобетонных плит.

Строительство тротуаров и пешеходных дорожек


В НИИмосстрое разработана машина для укладки тротуарных плит. Укладчик производит формирование основания заданного профиля, его уплотнение и одновременно укладку плит. Таким образом обеспечивается совмещение трех операций, что значительно повышает производительность труда. На рис. 114 представлена схема машины для укладки тротуарных плит. Оборудование машины состоит из наклонной направляющей 6 с калибрующими ребрами 15 и опорной плитой 5 и из виброплиты 3, соединенной с направляющей тягами 4. В верхней части направляющей располагается приемное устройство 9, служащее для размещения контейнера 10 с пакетом плит 11. Подача плит из приемного устройства на направляющую осуществляется устройством, состоящим из толкачей 12 с гидроцилиндром 13, управление которым осуществляется автоматически с помощью рычага с роликом 8 и гидрораспределителя 7. На виброплите 3 устанавливают вибраторы 1 рабочего органа укладчика. Привод вибраторов осуществляется от гидродвигателя через клиноременную передачу 2. На базовую машину оборудование устанавливается при помощи шарнирного сцепного устройства 16, обеспечивающего приспосабливаемость опорной плиты к поверхности укладываемого основания за счет продольного и поперечного шарниров сцепного устройства. В транспортное положение направляющая устанавливается с помощью гидроцилиндра 14 и стяжек, соединяющих направляющую с выглаживающей плитой.
Транспортировка виброплиты осуществляется в прицепе к укладчику с помощью тележки. При этом рабочий орган укладчика через стенки подвешен к направляющей, которая в свою очередь опирается на виброплиту. Это снижает консольную нагрузку на ведущие колеса трактора. Контейнер представляет собой сварную конструкцию, состоящую из балки с ребрами и боковых щитков. К ребрам прикреплены башмаки, обеспечивающие наклонное положение плит в контейнере. В центре балки приварены проушины для крюка грузоподъемного механизма, производящего подачу контейнера с плитами в приемное устройство.
Оборудование работает следующим образом. Перемещаясь, укладчик своим рабочим органом формирует основание из требуемого материала, например цементно-песчаной смеси. Одновременно на отформированное укладчиком основание с направляющей непрерывным потоком поступают плиты, которые двигаются под действием силы тяжести и массы вышележащих плит. Виброплита производит осадку плит. На направляющую плиты подают из приемного устройства толкателями, управляемыми автоматическим устройством. На это устройство воздействуют плиты, находящиеся на направляющей.
Оборудование обеспечивает укладку тротуарных плит размером 25X25—50X50 см, для чего калибрующие ребра имеют возможность перемещаться по направляющей с их фиксацией в заданном положении. Привод рабочих органов оборудования осуществляется из кабины машиниста базовой машины. Предложенные машины и приспособления позволяют уменьшить затраты труда при устройстве покрытий тротуаров. Однако для дальнейшего повышения производительности труда при устройстве сборных покрытий следует проводить работы по созданию легких быстроходных машин.

Читайте также: