Реставрация храмов кладка старого кирпича

Обновлено: 04.05.2024

Реставрация храмов кладка старого кирпича

Политехнический музей закрылся на масштабную реконструкцию в 2013 году, а первые экскурсии для журналистов в ещё не отремонтированном здании состоялись только спустя шесть лет.

Как тогда рассказали специалисты, в процессе реставрации нужно было решить множество проблем, касающихся не только внешнего вида здания, но и его конструктивных особенностей. Например, кирпичные колонны, расположенные в подвалах музея, опирались на фундамент из песчаника, который за 150 лет существования здания пришёл в негодность. Из-за этого разница высот между корпусами в некоторых местах достигала полутора метров. Кроме того, в музее не было центрального отопления и системы вентиляции, а одним из самых сложных этапов реконструкции стало создание дополнительного подземного уровня, в котором решено было разместить вентиляционные камеры и другие коммуникации.

Одной из главных задач реставраторов было воссоздать изначальный облик интерьеров музея. Его историческая кирпичная кладка оказалась скрыта под множеством слоёв краски и штукатурки. По словам руководителя строительства Юрия Государева, в ходе реставрации в музее была восстановлена кирпичная кладка стен, заменены оконные и дверные блоки, покрыты металлом выступающие части фасадов, а весь фасад был обработан специальным составом для защиты здания от погодных условий.

Евангелическо-лютеранская кирха в селе Зоркино, Саратовская область

Приход жил и процветал до 1918 года — тогда всё имущество церквей перешло к государству. Богослужения были прекращены, а кирха начала разрушаться из-за внешних и внутренних воздействий. На протяжении нескольких десятилетий в здании бывшей церкви работало зернохранилище, мастерская и сельский клуб с кинозалом. В 1992 году случился сильный пожар, после которого уцелели только стены, а здание со временем превратилось в руины, заросшие деревьями.

Новой главой в истории кирхи стал 2013 год, когда началось её восстановление фондом «Цюрих — Зоркино». Руководитель фонда — Карл Лоор, белгородский бизнесмен и меценат, отец которого вырос в колонии Цюрих. Для восстановления церкви в архивах были найдены оригинальные чертежи, работы велись в точном соответствии с ними и заняли два года. 3 октября 2015-го кирха была вновь открыта для прихожан, в ней появились краеведческий музей и библиотека. Каждое воскресенье в 11:00 в церкви проходит служба и играет орган, установленный на прежнем месте. Рядом с кирхой был построен гостевой дом, где могут остановиться туристы и паломники.

Миусское трамвайное депо, Москва

Реставрация ансамбля Миусского трамвайного депо на Лесной улице завершилась в 2019 году. Красные кирпичные здания строились в стиле промышленной неоготики с 1874 по 1910 год и были украшены витражами, декоративными элементами на фасаде и башенками. Известно, что в строительстве наряду с другими архитекторами и инженерами принимал участие Владимир Шухов.

Практически все здания депо хорошо сохранились. Правда, кирпичные фасады были выкрашены в красный и белый цвета, так что реставраторам пришлось их расчищать. Редевелопмент коснулся не только внешнего облика зданий, но и их интерьеров. В одном из корпусов, ранее выполнявшем роль ремонтных мастерских, восстановили лестницы, ограждения и пол из метлахской плитки.

После окончания реставрации летом 2019 года в здании депо открылся гастрономический квартал с одноимённым названием, быстро ставший культовым местом столицы.

Ликёро-водочный завод, Воронеж

Комплекс зданий бывшего ликёро-водочного завода является одной из главных архитектурных достопримечательностей Воронежа. Своим появлением здание обязано масштабной антиалкогольной кампании, развернувшейся в России в конце XIX века, и введению винной монополии.

Впечатляющее кирпичное здание винных складов было построено в Воронеже по проекту главного городского архитектора Александра Баранова и открылось в 1900 году — цифру на фасаде можно увидеть и сегодня. Главное здание изначально было четырёхэтажным, в советские годы решили достроить ещё этаж. Об архитектурном стиле здания, больше похожего на замок или крепость, а вовсе не на завод, спорят до сих пор.

В 1941 году завод, как и многие производства того времени, превратился в оборонное предприятие и выпускал горючую смесь для нужд фронта. В годы войны завод хоть и пострадал, но не был разрушен. Всё благодаря невероятной толщине стен.

В начале прошлого десятилетия ликёро-водочный завод «Воронежский», работавший в этих помещениях, был признан банкротом, но не превратился в очередные руины. Летом 2017 года на территории бывшего завода прошёл архитектурный образовательный форум «Зодчество VRN», а уже к 2018 году часть главного производственного корпуса-замка отреставрировали и открыли пространство «Винзавод». Сейчас здесь располагается областной департамент архитектуры и градостроительства Воронежа.

Конюшня усадьбы Татарниковых, Москва

Весной 2019 года в центре Москвы завершилась комплексная реставрация кирпичной конюшни, построенной в XIX веке на территории усадьбы купцов Татарниковых. Здание стало шестнадцатым объектом культурного наследия, восстановленным по программе льготной аренды « 1 рубль за 1 квадратный метр ». Программа действует в Москве с 2013 года, её цель — привлечение инвесторов к реставрации городских объектов культурного наследия. Взамен они получают отреставрированное помещение в аренду на 49 лет. Цена аренды символическая и составляет всего 1 рубль за квадратный метр.

На реставрацию одноэтажной конюшни и превращение её в светлое офисное пространство потребовался год. При работе были использованы старинные фотографии, документы и чертежи, а для восстановления фасада по всей стране искали оригинальный красный кирпич того времени. Только на поиски исторических кирпичей пришлось потратить несколько месяцев.

Реставрационные работы коснулись и интерьера: в здании появилась кухня и с нуля был восстановлен камин, от которого сохранилась только труба.

Машиностроительный завод «Арсенал», Санкт-Петербург

Фото: Пресс-служба администрации Петербурга

История российского промышленного гиганта, завода «Арсенал», началась в начале XVIII века, когда по указу Петра I был учреждён Пушечный литейный двор. Там изготавливали корабельные и полевые орудия, выпускали боеприпасы, а позже даже занялись художественным литьём.

В советское время завод работал на военную промышленность, а позже частично был переориентирован на нужды космической отрасли. Со временем некоторые из помещений завода освободились, но не были заброшены, а стали примером успешного редевелопмента. Ещё в 2016 году правое крыло завода отдали в аренду креативному пространству. В помещениях сделали капитальный ремонт, заменили окна, а кирпичную кладку отреставрировали и обработали специальным составом, сохранив в первоначальном виде. В настоящее время сохранившийся красный кирпич можно увидеть в интерьерах нескольких пространств завода.

Сейчас в здании расположены офисы, склады, производства, клубы, один из самых крупных скалодромов города и общественное пространство.

Хоральная синагога, Самара

В 1909 году в Самаре состоялось открытие хоральной синагоги, построенной по проекту архитектора Зельмана Клейнермана. Здание в неомавританском стиле с ярким фасадом из красного и белого кирпича стало заметной религиозной и архитектурной точкой города. Спустя всего 20 лет, в 1929 году, синагога была закрыта и передана в распоряжение Горсовета. Позднее там был открыт дом культуры, а потом разместился хлебозавод № 8.

В 1994 году здание синагоги было возвращено еврейской общине, однако комплексный проект по её реставрации был подготовлен только в 2012 году. Тогда в синагоге успели частично отреставрировать кирпичную кладку фасадов и кровельное покрытие купола западной башни, но из-за нехватки средств работы пришлось заморозить на неопределённый срок.

В октябре 2018 года фасад восточной стены и крышу снесли из-за аварийного состояния. Стену позже выстроили заново, воссоздав оригинальный рисунок кирпичной кладки синагоги, но градозащитники критически отреагировали на подобное решение. По их мнению, кирпич можно было сохранить и использовать при дальнейших работах, а не выкидывать, заменяя новым.

Сейчас реставрация продолжается. Все работы по восстановлению здания синагоги планируют завершить к 2021 году.

Крепостная стена Донского монастыря, Москва

Реставрация зданий и сооружений, которые входят в архитектурный ансамбль Донского монастыря, продолжается на протяжении нескольких лет. Прямо сейчас в лесах стоят Семинарский корпус и храм святого Иоанна Златоустого, а совсем недавно были завершены работы по восстановлению двух башен — № 11 и 12 — крепостной стены монастыря, построенной на рубеже XVII–XVIII веков из красного кирпича.

Летом 2019 года завершилась реставрация башен № 4 и 5 — ещё двух из двенадцати. По словам экспертов, в последний раз работы по их сохранению и восстановлению проводились в середине прошлого века. С тех пор кирпичная кладка успела сильно разрушиться в некоторых местах, а часть декора, отсылающего к московскому барокко, была утрачена. Задачей реставраторов было не только восстановить первоначальный облик башен, но и уберечь их от возможного разрушения.

Реставрация проводилась и на фасадах, и в интерьерах башен. Согласно информации на сайте монастыря, в ходе работ была отремонтирована кирпичная и белокаменная кладки, все поверхности расчищены от грязи и нескольких слоёв краски, отреставрированы оконные и дверные проёмы, а также сохранены оригинальные кованые элементы и изготовлены новые кованые светильники, отсылающие к XVII веку.

Дом Ярошенко на Хитровке, Москва

Фото: Фонд «Внимание»

Фото: Артем Бирюков

На сегодняшний день дом Ярошенко, упомянутый Владимиром Гиляровским в книге «Москва и москвичи», является самым старым зданием Москвы, где до сих пор живут люди. История дома началась в XVII веке, и с тех пор его очертания менялись, наслаиваясь друг на друга. Дом сохранил архитектурные черты четырёх веков, и в этом главная причина сложности его реставрации.

Особенному дому повезло с особенными жильцами, неравнодушными и интересующимися его историей и сохранением исторического наследия. Им удалось предотвратить застройку Хитровской площади и спасти собственный дом, который в 2013 году в рамках капитального ремонта планировалось оштукатурить, уничтожив таким образом изразцы и старинную кирпичную кладку.

В 2016 году жители дома Ярошенко зарегистрировали фонд Достопримечательного места «Хитровка», открыли счёт, взяли в Департаменте культурного наследия разрешение на исследования, провели их и подготовили проект научной реставрации здания. С 2017 года под надзором профессионального архитектора и при помощи архитекторов-волонтёров идёт реставрация. И хотя она ещё не закончена, результаты можно увидеть уже сейчас: на фасадах видны кирпичные арки и кладки разных периодов, начиная с XVII века.

Во время расчистки фасада под штукатуркой даже был случайно обнаружен карандашный рисунок XIX века, который сейчас закрыт оргстеклом и виден всем желающим.

Сергей Конев

Архитектор, реставратор первой категории, общественный деятель. Автор и соавтор множества проектов реставраций в России и за рубежом, научный руководитель работ по реставрации Малого театра

Кирпичная кладка реставрируется так: разрушенный, деструктурированный кирпич аккуратно вынимается из общего объёма кладки, а на его место устанавливается новый, имеющий такие же размерные, текстурные и другие параметры. Швы восстанавливаются связующим раствором, соответствующим по составу существующему образцу.

Если на объекте повреждена часть стены, то она восстанавливается кирпичом, соответствующим по размеру, плотности и цвету. Также важно сохранить цвет, размеры, глубину и систему наружной обработки растворного шва. Если в реставрируемом фрагменте повреждены наружные плоскости кирпичной кладки, применяются домазки, которые позволяют восстановить поверхность кирпича и раствора с подбором нужного колера.

На каждый объект производитель работ составляет методическую рекомендацию реставрации кирпичной кладки с описанием видов работ и применяемых материалов. Эти рекомендации согласовываются авторским надзором, научным руководством и утверждаются заказчиком. Впоследствии они входят в Научно-методический отчёт при сдаче объекта в эксплуатацию.

Особых сложностей при реставрации кирпича нет, но очень важна практика реставрационного ремесла. Осенью я смотрел, как восстанавливается кирпичная кладка в прусском замке. Вроде бы делается всё по написанному в теории, но по нюансам видно, что человек не реставратор. Возможно, каменщик, но реставрация — это высший уровень ремесла, где важна способность повторить технологию кладки исторического мастера. Это как повторить подпись чужого человека: кому-то это дано, а кому-то нет.

Пока в России реставрация кирпичной кладки ведётся людьми, которые могут заниматься всем, качества не будет. Во всём реставрационном мире каменщик-реставратор — это отдельная специальность. Он должен иметь аттестацию государственной организации, отвечающей за реставрационные работы на ОКН, и аттестацию местной ассоциации каменщиков-реставраторов. Только те специалисты, у которых есть аттестационная квалификация, имеют право работать на реставрационных участках. К сожалению, у нас под аттестованного специалиста организации получают реставрационные лицензии по направлениям работ, а на объекте часто работают пришлые люди, так как их квалификация позволяет платить им меньше.

Роман Зэноагэ

Директор по маркетингу BRAER

Индустрия производства кирпича находится на подъёме. Заводы внедряют новые технологии, строят современные печи и сушильные камеры, проводят лабораторные исследования. Более детальным стал процесс приготовления сырья. Рынок строительного кирпича растёт, особенно если проследить динамику за последние 20 лет. В России сегодня работает около пяти заводов с объёмом производства более 100 млн единиц условного кирпича в год. Счёт менее крупных предприятий идёт на десятки и сотни.

Если говорить о работе со старыми зданиями, то здесь есть множество подходов. Разумеется, исторические памятники, объекты культурного наследия и достопримечательности заслуживают самого бережного отношения. Речь идёт не только об эстетической стороне вопроса. Старые конструкции необходимо укреплять и восстанавливать таким образом, чтобы они смогли прослужить ещё долгое время после реставрации. Поэтому и строительные материалы должны быть не просто аутентичными, но и надёжными и долговечными.

Кирпич — это, по сути, уникальный строительный материал. Только здания, построенные из кирпича, можно восстановить путём частичной замены кирпича в кладке.

Часто исторические здания восстанавливают, а те полностью утраченные объекты архитектурного ансамбля, которые восстановить уже невозможно, отстраивают заново с применением современных технологий и наших строительных материалов, сохраняя при этом общую стилистику.

Реставрация храмов кладка старого кирпича

316230_b.jpg

Продолжая тему восстановления храмов, архитектор Андрей Тутунов рассказывает о том, как и когда заказывать материалы для реставрационных работ, как восстанавливать старинную кирпичную кладку, и почему применение неправильной штукатурки или кладочного раствора с временем может вызвать катастрофические последствия для храма.

Множество храмов сложено из кирпича, отличающегося размерами от современного. Хотя в 1847 году были утверждены официальные размеры кирпича (270Х135Х67,5 мм, то есть 6Х3Х1,5 вершков), на практике их размеры незначительно колебались. Эти размеры практически совпадают с размерами современного кирпича. Размеры же кирпича XVII-XVIII в. значительно больше – это так называемый большемерный кирпич. Размеры кирпича первой половины XIX в. постепенно приближаются к современному.

Если кирпич на храме большемерный, необходимо задолго до начала работ разместить заказ на необходимую партию. Дело в том, что кирпичные заводы – да и то далеко не все – очень неохотно принимают заказы на кирпич нестандартных размеров. Кроме того, когда требуется относительно небольшое по меркам завода число штук, 15–20 тысяч, завод отдаёт преимущество заказам для современного строительства. Лучше заказывать за полгода-год, тогда есть вероятность получить кирпичи к сроку. Возможно заказывать с осени, когда строительные работы постепенно заканчиваются. Если же вы попытаетесь заказать кирпичи весной, то со стопроцентной гарантией получите отказ. Весной, когда сходит снег и становится тепло, все вспоминают о строительстве своих дач, коттеджных посёлков и т.д. Крупные строительные фирмы давно уже заключили контракты на поставки большого объёма. Я неоднократно был свидетелем остановок строительства по причине несвоевременной поставки большемерного кирпича. Возможным последствием может быть уход рабочих к другому заказчику, а снова найти грамотных каменщиков в сезон очень сложно.

Большим неудобством для заказчика является высокая стоимость большемерного кирпича: стоит он в семь-восемь раз дороже кирпича стандартного размера.

К сожалению, заменить его современным кирпичом абсолютно невозможно. Неопытные или не слишком честные строители пытаются уверить настоятеля, что, мол, «за счёт толщины швов компенсируем размер». Это абсолютно неприемлемо, противоречит всем реставрационным нормам, ведёт к скорой потере прочности кладки и эстетически выглядит безобразно. Ни при каких обстоятельствах также не допустимо использование силикатного кирпича, если только храм не сложен из него полностью. Храмы из силикатного кирпича практически не встречаются.

Обычно размер большемерного кирпича: 285-300Х130-160Х75-90 мм. Как видите, разница с современным кирпичом 250Х120Х65 мм очень значительна. На храмах второй половины XIX в. вопрос кирпича практически не стоит, так как незначительное отличие по толщине можно компенсировать раствором.

Настоятельно рекомендую вам: буквально в первую же поездку на храм измерить кирпич, причём обязательно хотя бы в трёх местах: скажем, на храме, трапезной и колокольне, особенно если храм строился в несколько периодов. Бывает так, что сам храм сложен из большемерного кирпича, а трапезная и колокольня – из кирпича, близкого к современным размерам. Но даже если храм построен в одно время, в силу несовершенства старых технологий размеры кирпича незначительно колеблются на одной и той же постройке. Необходимо выбрать средние размеры, почему и рекомендуется измерить несколько кирпичей.

На любом храме часть кладки выложена из профилированного кирпича: это и карнизы, и цоколи, наличники и т.д. Заказать профилированный кирпич очень сложно, так как разнообразие форм и незначительное количество не интересны заводу-изготовителю. Чаще всего профили вытачиваются по шаблонам из рядового кирпича на месте. Хотя эта проблема касается исключительно руководителя работ, тем не менее, хотелось бы сделать несколько замечаний:

Архитектор обязан предоставить рабочие чертежи на каждый кирпичный профиль, по которому рабочие изготовят шаблон. Если он утверждает, что рабочие должны сами, из-за простоты задачи, снять и изготовить шаблон, это говорит о крайней недобросовестности архитектора. Несмотря на кажущуюся простоту, грамотно прорисованный профиль и изготовленный по нему шаблон – очень ответственное дело.

Кирпичный брак – пережжённый кирпич – недопустим на стройке. Тем не менее, недобросовестный подрядчик иногда его покупает из-за дешевизны, а приходу выставляет счёт как за высококачественный кирпич. Если вы заметите в привезённом кирпиче чёрные пятна, много трещин, поинтересуйтесь у подрядчика, как этот кирпич попал к вам на стройку.

Сведения о других дефектах кирпича: слишком много трещин, изогнутость и т.д. – можно получить в соответствующей литературе или интернете.

Небольшое замечание по поводу кладки. Вплоть до середины XIX века основным типом кладки была «русская верста» или верстовая кладка. С 60-х годов XIXв. стала распространяться тычковая кладка, позднее появилась цепная кладка и т.д. Я специально упрощаю периодизацию типа кладки, которая является специальным вопросом, и затрагиваю эту тему только для того, чтобы обратить внимание заказчика, что схема укладки кирпичей в кладке различна для разных эпох. Необходимо требовать от рабочих, чтобы применяемая ими схема кладки соответствовала применённой на храме и кирпичи были уложены так, чтобы не разрушать общий рисунок кладки. Это особенно важно для храмов, не имеющих штукатурного слоя или в качестве отделочного слоя имеющих обмазку.

Швы между кирпичами. Швы между кирпичами в старых храмах очень часто обрабатывались – имели подрезку. Подрезка может быть прямая, обратная, двусторонняя и т.д. При реставрации кладки необходимо требовать от рабочих, чтобы они обрабатывали швы, как на существующей кладке, так как рабочие стремятся все сделать кое-как.

Вычинка лицевой кладки. Очень часто имеются повреждения лицевой кладки как снаружи, так и внутри храма. В таком случае производится вычинка кирпича. Допускается домазка раствором только в случае, если кирпич разрушен на глубину до 5см. Если более 5см, то кирпич необходимо удалять полностью и заменять новым кирпичом. Разумеется, домазка возможна, только если кладка идет под штукатурку. Домазка-докомпоновка производится специальным раствором, а не кладочным. Если же храм не оштукатуривается, то заменяются все значительно поврежденные кирпичи. Для удаления разрушенного кирпича, помимо скарпели, можно использовать электродрель с алмазной коронкой, это ускоряет процесс удаления; скарпелью дочищаются только те фрагменты, которые невозможно удалить коронкой. Категорически запрещается использовать перфоратор, так как из-за вибрации появляются микротрещины в окружающей кладке. К сожалению, без вычинки кладки при реставрации обойтись нельзя, хотя это длительный трудоемкий процесс.

Речь пойдёт в основном о белом камне, хотя существуют храмы, где использовали, например, для цоколя, гранит или песчаник.

К сожалению, стоимость белого камня высока, особенно с точёными профилями, поэтому часто его приходится заменять отливками из белого цемента. Рассмотрим замену на примере карниза. Под надзором архитектора изготавливается одна, а лучше несколько форм. После того, как архитектор утверждает форму, в ней из белого цемента отливаются блоки.

Поскольку подрядчики нередко имеют неполное представление об отливке блоков, приведу один из вариантов.

«Для приготовления раствора брались три части крупного кварцевого песка и одна часть белого цемента. Этот состав в сухом виде перемешивался (гарцевался) до получения однородной смеси. Приготовленная смесь заливалась водой и снова размешивалась. На 8–10 частей раствора брали одну-две части воды (на 10 вёдер раствора два ведра воды). Полученный таким образом раствор имел тестообразный вид, т.е. не был ни жидким, ни сухим. При влажном песке воды употреблялось меньше. Правильное замешивание раствора имеет большое значение. Когда раствор густоват, в него нужно добавлять немного воды, а когда жидковат – добавлять сухую смесь того же состава.

Перед набивкой в форму раствора форма внутри смазывалась (протиралась кистью) очень тонким слоем технического вазелина или стеариновой смазкой и оплескивалась жидким раствором белого цемента. Затем во все уголки формы укладывался слой раствора и хорошо уплотнялся. Делалось это рукой в резиновой перчатке. После этого форма заполнялась тем же густым раствором с укладкой арматуры (проволоки). Заполненная форма через 20–24 часа переворачивалась на деревянном щите и разбиралась. Оставшиеся после разборки формы на отливке швы затирались, а если на полученных отливках получались дефекты. они заделывались аналогично приготовленным раствором. После такой отделки детали готовы, их нужно только выдержать во влажном состоянии в течение 5–7 дней. За это время изделие набирало необходимую прочность. Окончательную прочность детали получали через 21 сутки.

. По второму способу. форма не смазывалась смазкой. В форму накладывался тонкий слой полусухого раствора, который уплотнялся песочным тампоном (в данном случае песок насыпался в рукавицу), и им пристукивали раствор. На уплотнённом слое раствора ножом делалась нарезка. Затем внутренние стенки формы ополаскивались тонким слоем жидкого раствора, и вся форма сразу заполнялась густым раствором с прокладкой арматуры и уплотнением деревянной колотушкой. Изделие находилось в форме в течение 12-16 часов, после чего форма разбиралась. Семь-десять дней отлитая деталь выдерживалась во влажном состоянии».

Разумеется, если у прихода есть возможность, лучше изготовить детали из настоящего белого камня.

Раствор. Оштукатуривание храма

Применение неправильно составленного раствора со временем может вызвать на храме катастрофические последствия. Причём речь идёт как о кладочном, так и о штукатурном растворе.

Подавляющее большинство храмов в России было сложено на известковом растворе. Собственное производство цемента (портландцемента) было начато в России в 1863 г., а до этого он завозился из западной Европы. Достаточно широкое распространение цемента наблюдается к 1900-м годам. В 1900 году в России выпускалось 670 000 тонн цемента, а в 1913 г, – 1 670 000 тонн. Поэтому некоторые храмы, построенные в начале XX века, сложены уже на цементе. К сожалению, цементным раствором в эти годы были оштукатурены многие храмы, сложенные на известковом растворе. Последствия многие настоятели наблюдают у себя на приходе, когда от храма откалываются целые пласты цементной штукатурки, увлекая за собой значительную часть лицевой кирпичной кладки, намертво соединённой с цементом.

При реставрации храмов, сложенных на известковом растворе, категорически запрещено применение чисто цементных растворов. Результаты низкокачественного ведения работ при реставрации мы сегодня наблюдаем регулярно: очень большие части здания, сложенные на цементном растворе, целиком выпадают из существующего храма. Мне нередко приходилось видеть здания, отреставрированные в 60-80 годах: порталы и наличники, иногда единым блоком, лежат на земле, поскольку при реставрации они были сложены на цементном растворе.

Другая крайность – это попытка вести кладку на чистой извести. Поскольку известь требует длительной обработки, да и контроль за исходным сырьём практически невозможен, то использование сейчас чистой извести практически не встречается. Не стоит забывать, что кладку на известковом растворе прекращали за два-три месяца до морозов, чтобы известь набрала прочность.

В настоящее время в реставрационной практике используется сложный цементно-известково-песчаный раствор. Сложный раствор начал использоваться в строительстве с 80-х годов XIX в. как за рубежом, так и в России. Например, в Петербурге в 1895–1896 г. были построены дома на растворе 1ц:5и:8п., то есть 1 часть цемента/5 частей извести/8 частей песка.

Хотелось бы напомнить, что сейчас эта технология практически полностью утрачена, поэтому желательно перед началом работ поинтересоваться у подрядчика, знаком ли он со сложными растворами для кладки. Если подрядчик будет вас убеждать, что всё это ненужно и устарело, лучше отказаться от такого подрядчика.

Напоминаю, что пропорциональный состав сложных растворов различен и определяется как поставленными задачами, так и исходными материалами.

Храмы, сложенные на известковом растворе, могут быть оштукатурены только известковой штукатуркой. Напоминаю, что известковая штукатурка обладает хорошей паропроницаемостью, благодаря этому влага, находящаяся в кладке стены, легко проходит сквозь штукатурку и испаряется.

Необходимо также отметить, что многие храмы были не оштукатурены, а покрыты обмазкой. Обмазка – это нанесение извести тонким слоем прямо по кирпичу. Обмазка наносится специальной кистью. Обмазка может быть белой, но может также в дальнейшем окрашиваться. Штукатурить храмы, которые были покрыты обмазкой, с реставрационной точки зрения неправильно. В некоторых случаях все же допускается оштукатуривание обмазанной поверхности, в частности, когда лицевой слой кладки стен сильно разрушен. Тем не менее, этот вопрос должен быть согласован со специалистом-реставратором.

Как уже отмечалось, катастрофические последствия для храма, сложенного на известковом растворе, вызывает оштукатуривание цементной штукатуркой. Влага, постоянно поступающая через фундамент, поднимается капиллярно по стенам, под действием солнца устремляется к нагретой поверхности стены и испаряется. Если стена оштукатурена цементом, а цемент не пропускает влагу, то влага остается или в толще стены, или скапливается под цементной штукатуркой. В результате этого кладка остаётся постоянно сырой и разрушается. Регулярное замерзание воды, скопившейся под штукатуркой весной и осенью во время суточного цикла, и увеличение льда в объеме вызывают быстрые обрушения штукатурки со значительными фрагментами лицевой части кирпича. Особенно тяжелые разрушения такого типа бывают на углах храма на уровне кровли из-за большего объёма воды, попадающего под цементную штукатурку.

Кроме этого, мне приходилось сталкиваться со случаями, когда прорабы, пришедшие из современного строительства, пытались применять современные методы и требования на храмах. В частности, на одном из храмов к поверхности фасадов пристрелили металлическую сетку, причём сделано это было из самых лучших побуждений. Достаточно легко представить себе последствия подобных действий для храма, сложенного на известковом растворе.

Встречаются случаи, когда делается попытка вывести внутреннюю поверхность храма идеально по отвесу – как говорят «в ноль». Поскольку все храмы имеют достаточно неровную поверхность стены, что особенно характерно для нашего провинциального и сельского строительства, то для получения идеально прямой поверхности неопытные строители наносят в некоторых местах слой штукатурки, достигающий 50мм и более толщины, тогда как на расстоянии 2–3м он может уже иметь толщину 10мм. Это желание подогнать поверхность под современные нормы совершенно недопустимо. Для русской архитектуры как раз характерна «кривая прямая поверхность», повторяющая прогибы стены. Только опытный строитель, проработавший в реставрации не один год, не будет возмущаться в ответ на требование соблюдать строительные особенности, характерные для старой русской архитектуры. Храмы, имеющие в плане углы точно в 90°, – в старой русской архитектуре также явление достаточно редкое.

Приобретение металлического сортамента менее сложно, чем приобретение большемерного кирпича. В основном вопрос касается своевременного изготовления металлических изделий: обычно с весны все кузнечные мастерские перегружены работой, поэтому очень трудно разместить заказ. Многие металлические изделия устанавливаются во время кирпичных работ, например, оконные решётки, подставы дверей и т.п. По непонятной причине изготовление металлических изделий часто откладывается на последний момент. И мне регулярно приходится наблюдать, как рабочие сверлят уже выложенную кладку, чтобы завести в неё, например, подставы для двери. Совершенно очевидно, что качество таких работ невысокое, металлические изделия имеют низкую степень сцепления с кладкой и т.д.

Кроме этого, необходимо отметить и такой важный вопрос, как сечение металлических изделий. Дело в том, что качество металла в старых постройках ниже современного. Старый металл по своему составу ближе к чугуну. Соответственно, чтобы обеспечить прочность конструкции, будь то подставы, или металлические связи, сейчас можно было бы использовать металл меньшего сечения. Тем не менее, это абсолютно неверно и с точки зрения эстетической, и с точки зрения реставрационной, если идёт речь о видимых элементах.

Напоминаю несколько регулярно встречающихся ошибок. В храме можно часто видеть металлические связи, идущие от одной стены до другой. Располагаются они на уровне пят сводов. В годы советской власти, когда храмы использовались под склады, машинно-тракторные станции и т.д., связи часто вырезались по самым разным причинам. При восстановлении храма необходимо использовать то же сечение металлических брусьев, остатки которых всегда торчат из стен, так как при использовании небольших сечений будет казаться, что под сводами натянули верёвки.

Ещё хуже с эстетической точки зрения выглядят восстановленные металлические ограды храма, решётки окон или решётки ограждений ярусов звона колокольни. Очень часто их делают из металлических прутьев очень маленького сечения, что сразу выдаёт их позднее происхождение, да и с художественной точки зрения нет той основательности и солидности, что свойственно традиционному искусству. С реставрационной точки зрения это просто очень грубая ошибка.

Закупку, по крайней мере, части пиломатериалов лучше производить заранее. При использовании пиломатериалов для тех или иных работ влажность древесины не должна превышать норм, установленных ГОСТом. К сожалению, слишком часто заявленные продавцом характеристики древесины не соответствуют реальности, и обнаруживается это уже после того, как материалы использованы в дело. Поэтому для ответственных работ, например, устройства каркаса иконостаса, лучше приобрести материалы с таким расчётом, чтобы они успели просохнуть.

Аргумент столяра, что дуб – красивый материал, в данном случае не имеет значения, так как столярные заполнения в России практически всегда окрашивались.

Установки пластиковых стеклопакетов надо избегать любой ценой. Это современная система, внешний вид которой абсолютно не соответствует архитектуре старого храма. Кроме того, пластиковые окна и двери герметичны, что снижает проветривание храма через неплотности окон и дверей. Наиболее опытные архитекторы-реставраторы считают, что пластиковые окна – это медленная гибель старого храма: кладка в течение нескольких десятилетий может превратиться в кирпичную труху. Для повышения теплоизоляции возможно устраивать тройное остекление. Изготовить правильно деревянные стеклопакеты большинству приходов не по карману. Если уж в силу экономических причин вы вынуждены установить пластик, то по крайней мере, пусть переплёты будут светлые, если возможно, слегка серые. Устанавливать пластик под дуб или другую породу дерева абсолютно неверно, поскольку переплёты обычно красились в белый цвет, да и подделка под другой материал всегда выглядит фальшиво. Во вновь строящихся храмах пластиковые окна возможны, но эстетически они всё равно не выдерживают никакой критики.


Андрей ТУТУНОВ,
архитектор

Продолжение следует…

Другие публикации Андрея Тутунова по теме реставрации и строительства храмов:

Опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников исторического наследия Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Антонова Виктория Валерьевна, Ерина Анна Павловна

В статье анализируется отечественный опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников архитектуры . Рассматриваются особенности восстановления утраченной кирпичной кладки . Приводятся варианты технологических процессов реставрации стен на примерах отдельных памятников исторического наследия .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Антонова Виктория Валерьевна, Ерина Анна Павловна

Эволюция строительных технологий в контексте истории архитектуры XIX века: реставрационный аспект Разработка составов для реставрационного кирпича памятников архитектуры Вологодской области XVII – начала хх веков Трехмерное лазерное сканирование для проектирования реставрации памятника архитектуры церкви Александра Невского в Челябинске Особенности реставрации православных церквей на Южном Урале Восстановление приходских храмов бесстолпного типа i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников исторического наследия»

ОПЫТ РЕСТАВРАЦИИ И РЕКОНСТРУКЦИИ КИРПИЧНЫХ

СТЕН ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

1 2 Антонова В.В. , Ерина А.П.

1Антонова Виктория Валерьевна - студент, кафедра теории и практики архитектурного проектирования;

2Ерина Анна Павловна - студент, кафедра композиции и сохранения архитектурно-градостроительного наследия, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Аннотация: в статье анализируется отечественный опыт реставрации и реконструкции кирпичных стен памятников архитектуры. Рассматриваются особенности восстановления утраченной кирпичной кладки. Приводятся варианты технологических процессов реставрации стен на примерах отдельных памятников исторического наследия.

Ключевые слова: реставрация, реконструкция, кирпич, кладка, историческое наследие, храм, памятник архитектуры, архитектура.

Керамический кирпич — это древнейший строительный материал, проверенный временем, который используется при возведении зданий и сооружений различного функционального назначения и условий эксплуатации. В основе классического красного кирпича лежит глина, изделиям из которой, в отличие от камня, можно придать различную форму [1].

Впервые глину начали обжигать еще во времена палеолита. При помощи кирпичиков можно создавать различные уникальные архитектурные сооружения высокой сложности. Многие из них стали шедеврами архитектуры и даже чудесами света, такие как Великая китайская стена, Висячие сады Семирамиды, Тадж Махал в Индии и многие другие великолепные сооружения. Из кирпича была построена лондонская канализация. Кирпич использовался и при возведении жилых домов для аристократии и бедняков. Упоминания о кирпиче есть даже в Библии в Ветхом Завете. Интересно описание технологии производства кирпича в трудах Витрувия [2].

Русь после крещения унаследовала опыт Византии по изготовлению и применению в строительстве кирпича. В России кирпич назывался плинфой, он был большим, тяжелым и плоским. Только в 14-15 веках кирпич приобрел характерную форму брусочка. Из красного кирпича в России построены знаменитые Кремль, Собор Василия Блаженного и другие памятники архитектуры [3].

Существует несколько современных способов производства кирпича, позволяющих сохранить физико-химические и механические достоинства, характеристики этого материала: плотность (кирпич делится по плотности на классы, это необходимо для расчёта предельных нагрузок на фундамент и несущие конструкции здания), пустотность (к уменьшению веса и плотности кирпича и повышению его теплоизоляционных свойств приводит наличие в нем полостей различной формы), паропроницаемость (чтобы «дышали» стены), морозостойкость, огнеупорность, экологичность, звукоизоляционные свойства [4].

В Воронежской области много заброшенных храмов, построенных их красного кирпича, требующих восстановления. Многие их таких памятников были подняты из руин усердием архитекторов и реставраторов. Примером такой работы может служить храм Архангела Михаила в селе Рыкань Новоусманского района Воронежской области. Храм был построен в 1782 году, а после революции 1917 года закрыт. Помещения были отданы под ремонтные мастерские и склады. С началом

перестройки церковь вернули епархии, но она находилась в аварийном состоянии, своды были разрушены. Уникальный памятник архитектуры был почти потерян.

Композиционное решение церкви было характерно для храмовой архитектуры Воронежской области второй половины 18 века - восьмерик на четверике с завершением фасадов четверика крупными полуциркулярными фронтонами. Храм имел высокую колокольню и трапезную, боковые приделы. В основе строения лежит кирпичный фундамент; из кирпича также выложены стены, арочные оконные проемы. Для связки кирпича в кладке использовался известковый раствор на куриных яйцах, который придавал прочность стенам и позволил сохранить остов здания до наших дней. Перекрытия и купола деревянные.

Вопрос о реставрации храма долго оставался открытым; существовало мнение, что восстановить его невозможно. Но специалисты Воронежской архитектурно-строительной академии предложили использовать при реставрации стен и сводов, а также выведении уровня купола, использовать полнотелый красный кирпич старого образца. Такой кирпич, идентичный кладке храма, был специально изготовлен в аналогичных типоразмерах.

Проведенные восстановительные мероприятия в 90-е годы, позволили настоятелю храма начать церковные службы в северном приделе храма. Реставрация ведется и в настоящее время - по восстановлению внутреннего убранства храма, причисленного к объектам исторического и архитектурного наследия специальным постановлением правительства Воронежской области.

В 2017 году аналогично при использовании реставрационного кирпича селе Карачун Рамонского района были проведены работы и отреставрирована церковь Владимирской иконы Божией Матери [5].

В Кировской области в селе Медяны стояла полуразрушенная в советскую эпоху Троицкая церковь. Она утратила свои уникальные фрески и росписи, вандалами были снесены крест и купол, долгое время разрушались своды главного холодного храма, освященного в честь Святой Троицы, являющегося уникальной постройкой начала 18 века. К храмовому комплексу прилежит колокольня и трапезная, построенные в 19 веке.

Собрав все данные и проанализировав их, ученые решили проводить восстановительные работы в несколько этапов. На первом этапе проводилась очистка поверхностей от старых налетов и штукатурного состава, удаление крошек и инъецирование дефектов и трещин более 0,5мм и протяженностью более 0,5м инъекционной смесью «Рунит инъекционный для кладки» отечественного производства, которая используется специально для таких работ. Она также защищает от биоповреждений. Затем производились непосредственно кладочные работы. На этом этапе использовался современный полнотелый реставрационный кирпич марки М100-М125, морозостойкий, нормального процесса обжига. Восполнение дефектов кирпича проводилась путём чередования следующих манипуляций: элиминация старых разрушенных частей кирпича, очистка от раствора и пыли от разрушенных материалов, вставка подобранного по размеру кирпича с использованием

известкового раствора. Для вставок был выбран кладочный раствор из свежегашеной извести и песка в отношении 1:2 или 1:3 с добавлением цемянки из кирпичного боя и куриного яйца. Эта технология усиливает гидравлическую прочность материала [7].

Современные технологичные материалы наряду с вековыми традициями успешно были использованы при проведении реставрационных работ на объектах исторического и духовного наследия. Но стоит отметить, что для обеспечения равнопрочности кладки и во избежание возникновения концентраторов напряжений необходимо проведение предварительных изыскательских мероприятий для получения информации о техническом состоянии кирпичной кладки реставрируемого здания, прочностных и физико-химических характеристик кладочного слоя реставрируемого объекта. Это позволит произвести подбор такого керамического кирпича и раствора, чтобы они соответствовали кладочному слою реставрируемого здания.

2. Витрувий. «Десять книг об архитектуре». / Пер. Ф.А. Петровского. Т. 1. М. Изд-во Всес. Академии архитектуры. (Серия «Классики теории архитектуры»), 1936. 331 с.

4. ГОСТ 530-2012 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия-М: Стандартинформ. Введ 2013-07-01. С. 80.

6. Беленцо, Ю.А. Высолы на поверхности растворных швов кирпичной кладки / Ю. А. Беленцов // Строительные материалы, 2008. № 4. С. 60-61.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Шангина Н.Н., Харитонов А.М. Особенности производства и применения сухих строительных смесей для реставрации памятников архитектуры. Сухие строительные смеси, 2011. № 4. С. 16-19.

Читайте также: