Цокольный этаж храма христа спасителя

Обновлено: 17.05.2024

Подземную часть храма Христа Спасителя отреставрируют в 2016 году

Реставрация стилобатной части храма Христа Спасителя начнётся в 2016 году. Как рассказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, эксперты нашли в конструкциях трещины и протечки, поэтому перекрытия и стены необходимо усилить.

Реставрационные работы начнутся весной следующего года после того, как завершится подготовка проекта.

Возведённый в основании храма стилобат представляет собой монолитную железобетонную плиту с балками, которая опирается на колонны. Каркасная конструкция должна выдерживать нагрузки и обеспечивать прочность и устойчивость храма.

Именно стилобатная часть отличает современный храм Христа Спасителя от оригинала, взорванного в 1931 году. На месте существовавшего раньше холма-основания построен цокольный этаж.

Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской православной церкви — был возведён за неполные шесть лет. За это время воссоздан не только внешний облик уничтоженного храма, но и внутреннее убранство — главный иконостас, мемориальные доски, все элементы флорентийской мозаики Зала церковных соборов, а также церковная утварь. В 2000 году его освятил патриарх Алексий II.

Цокольный этаж храма христа спасителя


Цокольный уровень храма Христа Спасителя (Москва)

Russia / Moscow / Москва / ул. Волхонка, 15

World / Russia / Moscow / Moscow , 2 км от центра (Москва) Мир / Россия / Москва /

административное здание, отмечать только контур объекта, строение 2000 года, не отображать название

Единое большое здание общей площадью 55 692 м².

Состоит из стилобатной части (цоколь), где находится большинство арендаторов бизнес-центра «Волхонка, 15» и двухъярусный паркинг на 305 машино-мест, и надстройки над цоколем, где расположено помещение Верхнего храма, в котором отдельные площади также отводятся для ведения коммерческой деятельности.

Центр искусств в подвалах Храма Христа Спасителя

« Центр Искусств. Москва » - небольшая культурно-выставочная площадка, расположенная в нижних ярусах одной из главных столичных достопримечательностей - Храма Христа Спасителя. Спроектировать прекрасное пространство, распахнувшее свои двери широкой аудитории в 2015 году, помогал французский дизайнер и архитектор, внук Галы (она была музой Сальвадора Дали), Жульен Боаретто. Получилось у него отлично, залы современные и стильные, созданные с применением инновационных технологических решений. А главное - какой свет. Всё внимание только на картины, от них ничего не отвлекает, что очень важно.

Здесь устраивают выставки, проводят авторские встречи и мастер-классы, организовывают интерактивные концерты-лекции, а на театральной сцене можно услышать не только классическую, но и современную, электронную музыку. Что касается непосредственно произведений искусства, то работы в Центре показывают уникальные и редкие, как правило, из частных собраний. Шедевры живописи, которые периодически можно увидеть здесь, почти никогда не экспонируются на других музейных площадках.

Центр искусств Москва. Фото: открытые источники интернета Центр искусств Москва. Фото: открытые источники интернета

Есть в Центре и свой сувенирный магазин , где можно приобрети, например, холщовые сумки, платки по мотивам полотен Константина Маковского, свитшоты с работами Куинджи, Айвазовского и Кандинского или футболку Калмакова с "Архангелом Михаилом". Можно найти и необычные ювелирные украшения: фибулу Бакста "Девушка в кокошнике", кольца, подвески. В арт-магазине также представлены репродукции знаменитых полотен ( «Видение отроку Варфоломею, часть II» Нестеров М. В., «Охота на медведя в Кузьминках» Перов В. Г. и др.), книги и каталоги.

Новогоднее настроение в Центре искусств. Москва. Фото: соц.сети Центра Новогоднее настроение в Центре искусств. Москва. Фото: соц.сети Центра

Что: Центр искусств.Москва

Где: Москва, ул. Волхонка 15, Храм Христа Спасителя, вход с Соймоновского проезда.

Что спрятано в подвалах храма Христа Спасителя

Конечно, я слышала о галерее под храмом Христа Спасителя, которая позиционирует себя, как выставка шедевров из частных коллекций. Но признаюсь, была полна скепсиса. А зря. Галерея оказалась весьма впечатляющей, как по размерам, так и по содержанию. И когда мы пришли туда на выставку « Неизвестный Ренессанс: шедевры живописи XIV – XVII веков из частных собраний », то самым сложным оказалось добраться до цели. Потому что работы итальянских мастеров находятся в зале, расположенном примерно посередине выставочного пространства, а там столько всего интересного!

Основная галерея, по обе стороны от нее расположены залы с тематически подобранными работами русских и европейских художников Основная галерея, по обе стороны от нее расположены залы с тематически подобранными работами русских и европейских художников Балерина Дега. Представляете, да? Копия той, что находится в Лувре. Балерина Дега. Представляете, да? Копия той, что находится в Лувре.

Признаюсь, я ходила по выставке, разинув рот, и вспомнила про фотографии, только когда до закрытия осталось несколько минут, и нас стали активно выгонять. Впрочем, может это и к лучшему. У вас будет повод дойти и посмотреть, а не ограничиваться фотографиями низкого качества, которые мало что передают. Но несколько штук я все-таки покажу для затравки.

Итак, начнем с Ренессанса. В рамках выставки «Неизвестный Ренессанс: шедевры живописи XIV – XVII веков из частных собраний» нам привезли около двух десятков работ итальянских художников, знаменитых и не очень. Зачем смотреть?

Ну, во-первых, это просто красиво. Во-вторых, когда теперь доберешься до Италии. И главное — там столько любопытных деталей, что рядом с каждой работой можно надолго задержаться, рассматривая каждый элемент.

Вот, например, складень 16 века.

Икона кажется совершенно не итальянской, и это так и есть. Она действительно византийского письма (критская), а вот окружающие ее сцены из жизни Христа выполнены в Венеции в технике пастилья. В 16 веке эта техника хранилась в секрете. Пастилья — лепные фигуры из гипса, которые раскрашивали и прикрепляли к деревянным панелям. Материал очень хрупкий, так что сохранность складня просто потрясающая.

Это вот "Мадонна с младенцем" Джованни Беллини — работа, которая сразу притягивает внимание. Она такая весенняя и прекрасная.

"Мадонна с младенцем "Джованни Беллини". "Мадонна с младенцем "Джованни Беллини".

Да, фотография ужасная, там очень сложное освещение. Просто сходите и посмотрите. Она того стоит.

Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя

Зал потрясающий! Была там на концерте "Кармина Бурана". Впечатление просто изумительное! Просторный зал, очень удобные кресла, потолок с лампочками, как звездное небо! В зале стоит орган с потрясающим звучанием! Я получила огромное удовольствие от концерта и посещения этого места. Обязательно пойду еще!

Знаток города 25 уровня

Отличный большой зал,много места между рядами,удобные кресла,сцену видно замечательно с любого места. Над головой очень не обычно сделано звездное небо,что очень красиво. Есть буфет и продаётся сувенирная продукция.

Знаток города 13 уровня

1 ноября 2020

Зал очень понравился: акустика отличная, хорошо видно сцену, удобные кресла, красивый богатый интерьер. Мы были на концерте, где выступали разные вокальные коллективы, репертуар был от оперных арий и романсов до церковных песнопений. Все номера сопровождал потрясающий видеоряд, который проецировался на декорациях сцены, например, во время итальянских арий - красочные виды Венеции, во время народных песен - виды полей, снежных вихрей и т.д. Мы весь концерт сидели затаив дыхание. После концерта решили, что однозначно будем сюда ходить.

Знаток города 14 уровня

Хороший зал. Был на вечере памяти Анны Герман. Удобные кресла, великолепная акустика и обзор. Единственное, что не понравилось, так это то, что в буфете продается спиртное. Мне кажется в данном месте это недопустимо!

Знаток города 2 уровня

Замечательный зал, просторный, много воздуха, хорошая акустика. Концерты разной тематики, отличные исполнители, рекомендую для посещения, не будете жалеть

Знаток города 14 уровня

3 сентября

Очень приятно Атмосфера очень хорошие сотрудники хороший персонал чисто хорошо хороший батюшка самый лучший помощники настоятели Очень приятно когда есть ещё люди на свете

Знаток города 5 уровня

Да, действительно нравится зал. Очень уютный, красивый, комфортный. Прекрасные кресла, очень удобные. Акустика шикарная. Где бы ты не сидел видно все.

Знаток города 10 уровня

31 мая 2020

Знаток города 19 уровня

1 сентября

Прекрасное место Бываем там не первый год на Новогодних праздниках с ребенком.Кресла мягкие, прекрасная акустика.Температура зимой комыортная,для взрослого и ребенка.

Знаток города 6 уровня

Была на концерте посвященном Муслиму Магомаеву.В восторге.все очень красиво, хорошо организовано.Спасибо им большое!

Знаток города 20 уровня

21 ноября 2020

Зал невероятной красоты-он просто сказочный-его надо видеть и в его красоту нужно просто погрузится душой и телом-впечатление невероятное-восхитительное-там проходят мероприятия с которыми можно ознакомится на сайте Храма Христа Спасителя-концерты и другая тематика и для взрослых и для детей=поэтому приятно провести время с семьей-дети также будут очарованы залом.Рекомендую рядом метро Кропоткинская

Знаток города 5 уровня

10 марта 2020

Очень понравился зал Церковных Соборов, где мы были на концерте светской музыки. Удобное расположение. Можно подъехать на наземном транспорте (остановка в 20 м от входа, такси или метро (5 минут пешком). Красивый зал с широкими и удобными креслами. Между рядами кресел много места для ног. Со всех мест партнёра и как минимум первых рядов балкона полностью видно сцену, так как каждый ряд выше предыдущего на ступеньку. Есть буфет, маленький зимний сад. Зал будет удобно посетить пожилым и маломобильным людям. Везде есть пантусы, в т.ч. на входе в зал, в партере, для прохода в буфет и к туалетам.

Знаток города 6 уровня

10 сентября

Зал церковных соборов это зал со сценой и седячими местами для мероприятий или концертов. Там проводят ёлки и всякие разные встречи.

Знаток города 9 уровня

Волшебный зал. Мощная акустика, видно с любого места. Шикарные кресла. И прекрасное "звездное небо" над головой))

Знаток города 7 уровня

17 сентября 2020

Прекрасный огромный удобный современный зал, в котором проходят интереснейшие Концерты замечательных исполнителей. И новогодние сказки для детей. Были в нем много раз и с удовольствием придём ещё.

Знаток города 7 уровня

Чудесное место, красиво, уютно, была несколько раз, с удовольствием пойду ещё, рекомендую

Знаток города 6 уровня

6 марта 2020

Удобный просторный зал. Широкие проходы между рядами. Комфортные кресла. Зал не отделен стенами от остального помещения, доступ свободный, нет толчеи. Из минусов: Билеты проверяют не на входе в помещение, а на входе во двор, что создаёт неуместную очередь на улице. Разница высот между рядами недостаточная, сидящие впереди могут заслонять обзор. Огромные очереди в буфет. Нет программок. Сувенирная продукция вроде бы представлена широким ассортиментом, а взять, субъективно, нечего. Гардероб работает шустро, но пространства рядом с ним недостаточно, напоминает метро в час пик.

Знаток города 5 уровня

Были с дочерью на концерте замечательной актрисы -Светланы Крючковой. Современный, просторный зал.

Знаток города 7 уровня

16 июля 2020

Была всего один раз на концерте иеромонаха Фотия. Сам по себе зал большой, красивый, удобные кресла. Но на концерт в этот зал я больше не пойду. Зал предназначен для проведения конференций, собраний, синодов, но ни как не для концертной деятельности. То, на чем выступают артисты с большим натягом можно назвать сценой. Ладно ещё хоровые коллективы и певцы. Им не всегда требуется большое пространство для выступлений. Но танцевальные коллективы? Не могу представить выступление в этом зале Ансамбля народного танца им. Моисеева. А они ведь проходят. Хотя кому-то нравится.

Знаток города 9 уровня

15 апреля 2020

Храм Христа Спасителя великолепен, как снаружи, так и внутри. Залы просторы. Красивый интерьер. Удобные кресла, просторные ряды. Видно с любого места. Были с семьёй, детям очень понравилось. Проходят концерты на любой вкус. Рекомендую.

Знаток города 16 уровня

2 января 2020

Была на концерте иеромонаха Фотия и на балете Моисеева.Архитектура превосходна,зал красивый,комфортный , отличная акустика,кресла очень удобные,оранжерея умиротворяет.Это замечательное место настоящего отдыха для духовного покоя.Спасибо .

Знаток города 8 уровня

24 февраля 2020

Недавно была на концерте в зале церковных соборов. Очень удобные кресла, впереди достаточно пространства, чтобы вытянуть ноги. Видно, что священнослужители для себя постарались, чтобы на синодах сидеть удобно было.))) Но, на одном пространстве со зрительным залом находятся: холл, гардероб, буфет и два небольших сада с растениями. При входе забирают бутылочки с водой, но, воду можно потом купить в буфете. Вопрос: для чего это делается? Чтобы выручку буфету сделать, купив там эту же водичку за бешенные деньги? Сцена, например, для большого оркестра или ансамбля танцев, узкая, показалось, что артистам некомфортно.


Около 4 миллиардов субсидий выделил столичный бюджет за 20-летнюю историю Храма Христа Спасителя, и это не считая оплачиваемых городом работ по благоустройству прилегающей территории. Между тем, особо нуждающимся в такой поддержке храм не является: для богослужений используется всего 13 процентов площадей, а остальные приносят неплохую прибыль, правда, о большей части доходов узнать не представляется возможным.

Щедрость мэров

Сам Храм Христа Спасителя и его территория принадлежит Москве, но всей недвижимостью распоряжается Фонд Храма Христа Спасителя (ФХХС). Как выяснили «Открытые медиа», за 20 лет с момента восстановления церковного комплекса ФХХС получил из бюджета Москвы 3,9 млрд рублей. Но это только субсидии, которые при Юрии Лужкове были на уровне 140-170 млн рублей в год, а при Сергее Собянине в 2017-2019 годах превысили 400 млн рублей. На следующий год московские власти запланировали передать ФХХС 325 млн рублей.

Но бюджетные деньги идут храму не только в виде субсидий. Интернет-издание подсчитало, что за 2018 и 2019 годы на содержание, капитальный ремонт и озеленение территории храмового комплекса Москва дополнительно потратила 1,7 млрд рублей.

К примеру, весной 2018 года Департамент по конкурентной политике Москвы заказал ремонт стилобатной части храма за 1,64 млрд рублей. Потом город добавил еще 43 млн рублей на ремонтно-восстановительные работы балюстрады храмового комплекса.

«Открытые медиа» выяснили, что в течение семи лет на конкурсах по благоустройству прихрамовой территории выигрывает компания Максима Сивцова ООО «ГринЛайн». Общая сумма этих ее контрактов с 2012 по 2019 год составила 120,8 млн рублей.

Интересно, что даже за обустройство детской площадки у храма из городского бюджета ушло 8,1 млн рублей, в то время как на обычную хорошую детскую площадку московские власти выделяют порядка 2-2,5 млн рублей.

Информация о том, кто и каким образом в ФХСС решает, на что пойдут выделенные деньги, публично не раскрывается.

Доходный храм

Вообще о реальных доходах церковного фонда узнать сложно, поскольку значительная их часть не проходит по графе «коммерческая деятельность». Из того же, за что ФХХС посчитал необходимым отчитаться, известно, что в прошлом году прибыль у него была 1,6 млн рублей при общей выручке в 9,7 млн рублей. В 2017 году эти показатели были на уровне 84 тыс. рублей и 125,1 млн рублей соответственно. Ранее минимальную выручку фонд имел в 2009 году — 25 млн рублей, а максимальную — в 2013 — 188 млн рублей.

Из всей огромной площади храмового комплекса 55,7 тыс. кв. м лишь 13% (7,7 тыс. кв. м) используется для «богуслужебной деятельности». Об этом говорится в решении мирового судьи района Арбат, который рассматривал иск ФХХС к юристу Михаилу Аншакову за клевету. Аншаков утверждал, что в религиозных целях используется менее 7% площадей.

Прицерковный бизнес

Первым бизнесменом при храме стал Василий Поддевалин, который возглавил ФХХС в 2005 году. Вскоре там появилось принадлежащее его детям Михаилу и Елене охранное предприятие «Колокол», а затем автомойка — ООО «Мытный двор». Автомойка до сих пор контролируется ими и является одним из наиболее успешных бизнес-проектов при храме — с 2014 года на мойке автомобилей компания заработала 73 млн рублей.

В 2013 году на место Василия Поддевалина пришел его бывший зам Сергей Семененко. У него до 2014 года была доля в двух ювелирных фирмах с одинаковым названием «Врата-8».

Есть на территории храма и дом моды ASET, принадлежащий племяннице миллионера и экс-сенатора от Чечни Умара Джабраилова Айзе Джабраиловой. По данным интернет-издания, на Волхонке, 15 у богатой чеченской модницы мастерская по пошиву и бутик, куда пройдешь только по предварительной записи.

А вот в магазин «Александрит» можно пройти без записи, но за деньги, поскольку рядом смотровая площадка, куда требуется билет. Также над алтарем снимает помещение коллегия адвокатов «Шабанов и партнеры».

Рядом с храмом на арендуемых у ФХХС 400 кв. м работает ресторан итальянской кухни IL Патио. На прилегающей территории присутствует агентство «Детейлинг-ПРО» Александра Абрамова, наводящее лоск на дорогие автомобили. В рекламе расположенной у храма фирмы демонстрируются полуобнаженные девушки.

Существовавший до прошлого года на нижних ярусах храма автосервис Lord Rover уже ушел с арендуемых площадей. «Ограничений много, арендную плату с каждым годом увеличивали, добавляли дополнительные накрутки», — рассказал интернет-изданию бывший менеджер автосалона.

Журналисты между тем выяснили, что официальные ставки аренды в храме не очень высоки. Опрошенные арендаторы рассказали о примерно 10 тыс. рублей за кв. м в год.

Фондовые услуги

ФХХС занимается не только сдачей церковных площадей в аренду. Так, он оказывает услуги по парковке автомобилей. При этом минимальный срок, на который можно поставить машину на прицерковной территории — полгода. За это нужно заплатить 95 тыс. рублей.

Храмовый комплекс вмещает также и рестораны, в частности патриарший, где принимают VIP-гостей и устраивает банкеты патриарха. Попасть туда коммерсанты почитают за честь. Так, торговый дом «Триумф Гурмэ» бесплатно предоставивший на одну из рождественских трапез черную икру, получил одно приглашение за стол.

Главная | Общественный экспертный совет | Аншаков М.Г. - БЛОГ | Полная схема бизнес-центра ХХС

После судебных разбирательств с Подворьем Патриарха Московского и всея Руси и трех судебных процессов (1,2, 3) по обвинению меня и ОЗПП в клевете на фонд Храма Христа Спасителя и его исполнительного директора - Поддевалина В.М. в нашем распоряжении оказалось большое количество документов о коммерческой деятельности в ХХС, превращенного в мультикультурный и мультиконфессиональный бизнес-центр. В результате с участием моих адвокатов, специалистов ОЗПП и гражданских активистов проведено общественное расследование обстоятельств превращения храма в многопрофильный доходный дом. Ниже публикуем его результаты, имеющиеся в нашем распоряжении документы и перечень организаций, занимающихся коммерцией под прикрытием православного собора.

Краткая историческая справка

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) в Москве был восстановлен как условная внешняя копия своего исторического предшественника, взорванного в 1931 году. На его восстановление более 10 миллионов человек внесли пожертвования, также значительные пожертвования внесены коммерческими структурами. В апреле 2004 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение, согласно которому объекты культурного и инженерно-технического назначения храма Христа Спасителя передаются в доверительное управление НО «Фонд храма Христа Спасителя» для ведения уставной деятельности. Фактически фонду ХХС переданы все помещения храма общей площадью 55 692 квадратных метра.

Структура управления фондом ХХС

Фонд ХХС управляется советом попечителей, сопредседателями которого являются Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) и мэр Москвы Собянин С.С. Как говорится на сайте фонда: «Деятельность Фонда с первых его шагов несет на себе благословение Святейшего Патриарха. Он не только духовно окормляет нас, как пастырь Русской Православной Церкви, но является и непосредственным руководителем – настоятелем Храма Христа Спасителя, направляет повседневную жизнь Храма и деятельность Фонда».

Но фактически бизнес в ХХС на паритетных началах контролируют также чиновники мэрии совместно с представителями РПЦ МП, а исполнительный директор Поддевалин В.М. пытается угодить обоим кланам и себя не забыть тоже. Кроме того, с приходом мэра Собянина С.С. сумма дотаций, выделяемых из городского бюджета фонду ХХС, возросла в несколько раз и в 2012 году составила 372,5 миллиона рублей.

Возможность прикрываться связями как в московской мэрии, так и в патриархии позволила руководству фонда ХХС вести бизнес, не сильно озираясь на контроль со стороны государственных органов. Последняя проверка Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проводилась в 2004 году. В ответ на обращение о необходимости проведения проверки целевого использования помещений был получен отказ и со стороны Прокуратуры г. Москвы, и со стороны Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы.

Василий Поддевалин, инженер-железнодорожник по образованию, до назначения в храм работал начальником Управления делами Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Исполнительным директором НО «Фонд храма Христа Спасителя» стал в 2004 году по благословению Патриарха Алексия II. С приходом Василия Михайловича на эту должность в храме стала активно развиваться коммерческая деятельность. На прихрамовой территории за оградой появились сувенирные и ювелирные лавки, пиццерия, в здании храма в стилобатной части заработала автомойка на американском оборудовании, автостоянка на 305 машиномест, шиномонтаж, автосервис, столовая, химчистка. В аренду коммерческим структурам были сданы значительные офисные площади. Всего в настоящее время в храме прописаны 57 коммерческих фирм.

Структура бизнес-центра «Храм Христа Спасителя»

ХХС - это единое большое здание общей площадью 55 692 кв. метра. Состоит из стилобатной части (цоколь), где находится большинство арендаторов, и надстройки над цоколем, где расположено помещение Верхнего храма, в котором отдельные площади так же отводятся для ведения коммерческой деятельности. Старое, взорванное в 30-х годах прошлого века, здание храма Христа Спасителя никаких автомоек, прачечных, сувенирных лавок и многочисленных коммерческих офисов не имело. Не для того строили, да и в Бога некоторые иерархи РПЦ того времени, вероятно, верили и закон Божий и каноны (правило 76 Шестого Вселенского Трулльского Собора), прямо запрещающие всякую торговлю в храме за пределами церковной ограды, чтили. Ныне здравствующие иерархи РПЦ МП напротив внедрили совместно с мэрией Москвы бизнес-схему, при которой храм, на восстановление которого более 10 миллионов человек и тысячи коммерческих фирм внесли пожертвования, находится на балансе г. Москвы и его содержание обходится городскому бюджету в 372 миллиона рублей (в 2012 году). Не неся никаких затрат на эксплуатацию бизнес-центра «Храм Христа Спасителя», кроме оплаты коммунальных платежей за 7% общей площади, патриархия помимо ведения религиозной деятельности в здании занимается торговлей сувенирами и ювелирными изделиями напрямую, а также контролирует совместно с чиновниками мэрии фонд ХХС, который организует коммерческое использование других свободных площадей. Причем оформленные договора аренды имеет лишь малая часть прописанных в храме Христа Спасителя фирм.

Музей имени Андрея Рублева и его обитатели

Созидатели и разрушители. Quis? Quid? Ubi? Quibus auxiliis? Cur? Quomodo? Quando?

Злачное ДНО храма Христа Спасителя

«– Этого не может быть! Этого не должно быть в природе! Вы слышите? – Он кричал не нам, теснившимся испуганной кучкой у парапета набережной, а кому-то незримому, кого сжигал его ненавидящий взгляд. – Средняя школа ЛОНО! Какое ЛОНО? Что за бред? Боже мой, понимают ли, что творят?» (Юрий Трифонов. Дом на набережной. 1976)



Те, кому довелось видеть спектакль на Таганке «Дом на набережной», наверняка, помнят, как в зрительный зал выбегал Леонид Филатов с вынесенной в эпиграф репликой, куда был вставлен политический подтекст – «это их лоно»:-)


Вспомнить эту незабываемую мизансцену из пережитого заставил очередной скандал, разгоревшийся вокруг vip -вечеринки с морем алкоголя, танцами и светской тусовкой в комплексе Храма Христа Спасителя (119019, Москва, ул. Волхонка, д. 15), которую организовало 15 ноября 2011 г. для президента компании Vertu Перри Оустинга ( Perry Oosting ) агентство-бутик R . S . V . P . (см. фото).

Завсегдатаи подобных мероприятий, приглашенные на модное пати по случаю выхода новой модели Vertu constellation (любимого смартфона олигархов!), были в шоке от его месторасположения - перед входом в арт-центр Volkhonka Fine Art горели газовые горелки, которые кое-кому напомнили даже огни ада, – так диссонировали они с образом главного православного храма России (см. видео ).


Ведущими скандальной vip -вечеринки стали Владимир Познер и Иван Ургант, которые всё больше пародируют правящий тандем. «- Вы видите эту красную кнопку на телефоне, Владимир Владимирович? – вопрошал коллегу Иван Ургант. – Это сигнал опасности! Нажал - и тут же приходит консьерж-служба. Связь беспрепятственная вообще, известны случаи, когда человек замуровывал сам себя в бетон и разговаривал из бетона, как ни в чем не бывало! - Что вы говорите? – изумлялся Познер».


Между тем, в арт-центре журналистам подтвердили, что их помещение, где часто проходят выставки и презентации с участием vip-персон, действительно находится на территории комплекса Храма Христа Спасителя, но «располагается не под церковью, а под улицей Волхонкой». Причем организацией vip -вечеринок обычно занимается постоянный партнер Volkhonka Fine Art center - компания Art & Sound Expo. В самом же храме и вовсе открестились от скандального vip-объекта, утверждая, что галерея даже территории Храма не принадлежит, а находится в помещении бывшего бассейна «Москва». «Мы ничего не можем поделать с таким соседством, у нас же светское государство. Но они ведут себя тихо. Когда у нас идет служба – музыку не включают», - сказал «МК» представитель Храма Христа Спасителя.

Ну что же, наш музейный блог в интересах своих многочисленных друзей и читателей, прежде всего православных верующих, взял на себя труд прояснить ситуацию вокруг проведения закрытых vip -вечеринок в комплексе Храма Христа Спасителя.

Для справки: в 1991 г. был основан международный банк Храма Христа Спасителя (МБХСС) «для обслуживания строительных операций РПЦ». В указе Бориса Ельцина от 5 мая 1995 г. «О воссоздании храма Христа Спасителя в Москве» было отмечено, что «все работы финансируются без привлечения бюджетных ассигнований, за счет добровольных пожертвований, поступающих в Фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя». В 1998 г. международный банк Храма Христа Спасителя (МБХСС) был вставлен на продажу, но единственным покупателем стал банк Bankhaus Erbe AG, которому РПЦ в 2006 г. уступила полный пакет акций. В 1999 г. во исполнение решения Премьера Правительства Москвы «О торговле и сервисном обслуживании посетителей Храма Христа Спасителя» № 55-РП от 20 января 1998 г., создана организация ООО "Венец-Ф" для реализации сувенирной продукции. В 2000 г. после великого освящения храма «Фонд финансовой поддержки воссоздания храма» был переименован в «Фонд Храма Христа Спасителя» (исполнительный директор - Василий Поддевалин). В 2002 г. храм, официально числящийся на балансе города Москвы, по решению № 2 Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя от 14 марта 2002 г. был практически целиком передан в оперативное управление НО «Фонд Храма Христа Спасителя». Как раз 14 марта 2002 г. было официально объявлено об окончании работ по воссозданию храма и названа сумма затрат в размере $170 млн. Позднее эта цифра возросла до $200 млн и потом до $ 650 млн.

Согласно распоряжению Правительства Москвы № 703-РП от 15 апреля 2004 г., объекты общекультурного и инженерно-технического назначения комплекса Храма Христа Спасителя были переданы в доверительное управление НО «Фонд храма Христа Спасителя», которому было поручено «оформить договорные отношения с православной религиозной организацией "Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя - Подворье Патриарха Московского и всея Руси" о совместном использовании помещений общекультурного назначения комплекса Храма Христа Спасителя». Однако и после этого столичный бюджет продолжал нести финансовую нагрузку за обеспечение жизнедеятельности Храма Христа Спасителя, и в 2010 г. власти объявили конкурс на право заключения госконтракта на оказание услуг по страхованию имущественного комплекса собора на 6, 159 млрд. руб. В 2011 г. по договору, заключенному с «Фондом Храма Христа Спасителя», страховая компания «РЕСО-Гарантия» застраховала весь имущественный комплекс Храма (включая внешнюю и внутреннюю отделку зданий, инженерные коммуникации, телекоммуникации, вспомогательное и технологическое оборудование) общей площадью более 56 тыс. кв. м на сумму 6 млрд. 410 млн. руб.!



В своём недавнем интервью о. Михаил Рязанцев признался, что «многих приводит в ужас надпись на древнееврейском языке под куполом, где помещается изображение Троицы . И многие говорят: «Что сюда ходить? Здесь вообще масоны, нет никакой благодати, все это новодел…». Там написано «Бог», так что ничего страшного нет» (см. фото).

Ключарь Храма Христа Спасителя отдаёт должное бывшему градоначальнику как инициатору воссоздания Храма Христа Спасителя, говоря о нём «наш мэр Юрий Михайлович Лужков, как бы к нему сейчас ни относились». Однако следующее его признание на официальном патриархийном сайте приводит просто в оторопь:

Помилуйте, и это говорит Президент «Фонда Храма Христа Спасителя» ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев! Неужто и вправду Божьего Суда не боятся?! Причем то же самое повторяет за своим руководством начальник коммерческого управления «Фонда Храма Христа Спасителя» Сергей Девержиев: «Речь о комплексе Храма, а не о самом Храме, это две большие разницы. Мероприятия, которые проходят в залах для торжеств, – очень разноплановые, проводятся даже свадьбы. Но есть определенные этические ограничения. Мы не разрешаем, например, устраивать гулянки с шумными плясками , запрещаем танцевать эстрадным артистам без одежды. Не рекомендуем петь шансон» …

Именно «Фонд Храма Христа Спасителя» занимается сдачей в аренду служебных помещений под офисы различных фирм, о чем поведала в своем ЖЖ одна из посетительниц: «когда мне сообщили, что меня ждут в офисе в ХХС, я восприняла это как шутку. Но меня попросили подойти ко главному входу Храма, перед которым была табличка, что Храм закрыт. Из главной двери ко мне вышли, окликнули и просили пройти. Мы прошли через пункт досмотра и двинулись в глубь Храма. Прошли чуть мимо алтаря, открыли магнитным ключем дверь к лифтам! Мамочки, лифты прямо за алтарем! На лифте поднялись в офисную часть Храма (звучит, конечно, жесть), в нужный офис …».


В 2009 г. в самый разгар кризиса, когда были заморожены многие дорожные объекты в столице, власти Москвы выделили более 60 млн. руб. на устройство монолитной армированной плиты поверх сборных железобетонных плит, а также дренажа подпорной стенки вдоль ул. Волхонка. Эти внеплановые расходы из городского бюджета были связаны с … открытием 19 мая 2009 г. нового антикварного салона Volkhonka Fine Art center площадью в 2 тыс. кв. м (самый большой в Москве!) на месте прежней автостоянки в подземной части Храма Христа Спасителя (см. схему). В ходе вернисажа с приветствием выступил Михаил Швыдкой и специально приглашенная принцесса Мария-Кристина Кентская. В интервью «НГ» она сообщила, что не только не видит никакой проблемы в том, что магазин расположился прямо под храмом, но и, наоборот, надеется, что «Бог будет хранить эту галерею. В Европе антикварные магазины часто располагаются вокруг соборов – люди идут молиться, а заодно заходят посмотреть картины».


Таким образом, «Фонд Храма Христа Спасителя», президентом которого является ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев , совместно с Центром изящных искусств на Волхонке приступил к реализации предметов антиквариата. Volkhonka Fine Art center - это не галерея в привычном смысле слова, а всего лишь посредник между покупателями в Москве и западными галереями, откуда на временной основе привозятся сами предметы. Например, на продажу выставлен камин весом 3 т и высотой 3 м (см. фото) в ренессансном стиле с вытяжным колпаком, состоящий из 21 детали.


XVII век. Камень, мрамор.
21 деталь, вес: 3 т.
Размер: 322 x 303 x 47 см.
Оценочная стоимость: 4 778 760 руб.


Два кресла.
Франция.
Автор: Мишель Айон.
Дерево, каракуль, рога буйвола и антилопы Импала.
Размер: 90x60x64 см.
Вес: 22 кг (пара).
Оценочная стоимость: 1 050 225 руб.

Директор Volkhonka Fine Art center Алексей Волобаев, который занимается на самом деле не антиквариатом, а строительством частного жилья, сделал акцент на оформительство, чтобы «русские коллекционеры смогли обставить свои дома». Основу коллекции антикварного салона под Храмом Христа Спасителя составили произведения, являющиеся собственностью итальянского антиквара Чезаре Лампронти (Cesare Lampronti), владельца помпезной римской галереи на виа Бабуино. Большая часть вещей представляла собой «европейский неликвид, собранный для малообразованного русского покупателя», причем привезенный в Москву аж на несколько месяцев, хотя ни один европейский антиквар не согласится выдать настоящие шедевры на столь длительный срок. Причем многие вещи были отреставрированы к вернисажу так рьяно, что не просто пахли свежайшим лаком, но и производили полное впечатление «новоделов».


Но если антикварная мебель выглядит более-менее пристойно, то что сказать о картине «Клоунесса с мандолиной и пьеро -2» венгерского художника R . Geiger XX в. (см. фото вверху) или парных скульптурах гипсовых женщин XIX в. (Франция), которые своим видом соответствуют лишь мрачным подземельям Храма Христа Спасителя …

Пикантность ситуации была еще и в том, что поскольку вещи были ввезены в Россию как временная выставка (дабы не платить 18% налог), то купить их можно только в Риме, куда работы сначала должны вернуться, а потом покупатель должен их сам забрать. Цены проставлены на этикетках заранее – правда, не реальные, а страховочные - как пояснил директор Volkhonka Fine Art center Алексей Волобаев, к ним достаточно прибавить комиссионные 10%. Для простых смертных галерея тоже открыта – 3 раза в неделю (12.00-20.00) и по билетам стоимостью 350 рублей, что вообще-то для коммерческого проекта дело неслыханное…

Пешеходная зона появится между храмом Христа Спасителя и Якиманской набережной

Пешеходная зона появится между храмом Христа Спасителя и Якиманской набережной

Строительство пешеходной зоны между храмом Христа Спасителя и Якиманской набережной завершено.

«Для ее организации мы реконструировали Патриарший мост на участке между Берсеневской и Якиманской набережными, здесь появились амфитеатры, лестничные сходы и лифты. Под самим мостом оборудованы пространства для небольших общественно-культурных центров. Также был благоустроен отрезок Болотной набережной, примыкающий к Патриаршему мосту. Здесь оборудован спуск к воде», — рассказал руководитель столичного Департамента строительства Рафик Загрутдинов.

Проектное решение

На Болотной набережной реставрируют ГЭС-2 — здание бывшей электростанции превратится в культурный кластер с благоустроенной зоной отдыха, выставочными и концертными залами.

После реставрации здесь откроется музей современного искусства, который вместе с реконструированными набережной и мостом станет частью нового городского пространства.

Общая площадь музейно-образовательного комплекса составит 41 тысячу квадратных метров. Здесь будет четыре наземных и два подземных этажа. Помимо музея в здании откроются библиотека, книжный магазин, кафе и аудитория, которую можно будет трансформировать в концертный зал.


Центральная электростанция городского трамвая, позже превратившаяся в ГЭС-2 Мосэнерго, была построена у Малого Каменного моста на берегу Водоотводного канала в 1904–1908 годах по проекту Василия Башкирова. В оформлении фасадов архитектор использовал элементы в неорусском стиле. Уникальной особенностью здания стала стеклянная крыша, выполненная по проекту инженера Николая Сушкина при участии архитектора Владимира Шухова.

В 2006-м ГЭС-2 решили вывести из эксплуатации, спустя три года она получила статус объекта культурного наследия регионального значения («Центральная электрическая станция городского трамвая, 1904–1908 годы, архитектор В.Н. Башкиров»).

В ноябре 2014 года ПАО «Мосэнерго» продало имущественный комплекс ГЭС-2 инвестору, который решил отреставрировать здание и создать в нем музейно-образовательный комплекс. Концепцию реставрации ГЭС-2 разработала международная мастерская итальянского архитектора Ренцо Пиано, автора Центра Помпиду в Париже.

Церковь с семью главами: завершилась реставрация куполов и фасадов храма на Садовническом острове

Церковь с семью главами: завершилась реставрация куполов и фасадов храма на Садовническом острове

Завершилась реставрация куполов, первого яруса фасадов и цоколя храма Николая Чудотворца на Берсеневке. Каменная церковь XVII века расположена на набережной Москвы-реки напротив храма Христа Спасителя и входит в комплекс усадьбы Аверкия Кириллова. В годы царствования Федора Алексеевича Романова он имел чин думного дьяка и был государевым садовником, отвечающим за озеленение центра Москвы.

Жилые палаты и храм построены по заказу Кириллова в 1656–1657 годах. Изначально церковь была домашней, а не приходской. Два здания соединялись крытым переходом, который впоследствии был разрушен. Сейчас усадебный комплекс Аверкия Кириллова является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.

«Храм Николая Чудотворца возведен в популярном в XVII веке стиле русского (или московского) узорочья, для которого характерны затейливые элементы декора и обилие ярких цветов в оформлении. Четверик (четырехугольное основание) церкви украшен кокошниками — архитектурными деталями, внешне напоминающими традиционный русский женский головной убор. Плоскость барабанов (основания куполов. — Прим. mos.ru) отделана аркатурным поясом — так называют ряд декоративных ложных арок. Богато декорированы также наличники окон, колонки и фриз (горизонтальные ленты на фасаде). Венчают храм семь золотых куполов. Самый большой из них весом в 200 пудов (более трех тонн) был изготовлен известным русским мастером Иваном Моториным, отлившим знаменитый Царь-колокол», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

По словам главы ведомства, ремонтно-реставрационные работы проводились в несколько этапов. В первую очередь специалисты вручную расчистили от многолетних загрязнений фасады, цоколь и купола церкви. Затем восстановили утраченные фрагменты штукатурки и кирпичной кладки. После этого окрасили стены и декоративные элементы фасадов. Позолоту на куполах также воссоздавали поэтапно. Сначала на медные поверхности нанесли грунтовку, потом обработали их несколькими слоями лака. В завершение купола покрыли сусальным золотом и отшлифовали до блеска.






Восстановление и сохранение памятников архитектуры — одно из важных направлений работы столичного Департамента культурного наследия. За последние восемь лет в городе отреставрировали более 1200 исторических зданий, среди которых и храмы. Так, недавно завершилась реставрация интерьеров церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Было восстановлено 40 уникальных росписей на стенах и сводах храма. Специалисты также воссоздали художественные орнаменты на стенах и два медальона в виде херувимов над окнами.

Исторический облик вернут храму Живоначальной Троицы на Грязех у Покровских Ворот, построенному в 1861 году. Реставраторы восстановят купол, его цилиндрическое основание — барабан — и трехъярусную колокольню. Они были утрачены в 40–50-х годах прошлого века.

Помимо того, согласован проект реставрации Воскресенского храма в Крутицком подворье. Здание является объектом культурного наследия федерального значения и памятником сразу нескольких эпох — XV, XVI, XVII и XVIII веков. Кроме того, в ближайшее время приведут в порядок церковь Всех Святых на Кулишках рядом со станцией метро «Китай-город». Специалисты воссоздадут утраченные детали, планировку и убранство разных эпох. Это поможет увидеть, как формировался памятник архитектуры, первые упоминания о котором относятся к XIV веку.

Читайте также: