Методика два дома для дошкольников со стимульным материалом

Обновлено: 04.05.2024

Методика Два дома для дошкольников, младших школьников проективная со стимульным материалом. Интерпретация, результаты

Одна из наиболее важных и сложных областей исследования практической психологии – изучение особенностей межличностных отношений детей дошкольного возраста. Оптимальной и эффективной в этом плане является проективная методика «Два дома» («Два домика»), созданная в 1994 г. И. Вандвик и П. Экблад и применяемая для анализа социальной стороны развития дошкольников.

Достоинства и недостатки

Для исследования развития отношений старшего дошкольника в социуме применяется целый комплекс методик. В совокупности они дают четкую картину того, кем чувствуется себя среди людей ребенок, кого он ценит, и кто из близких людей не входит в его картину мира.

Несомненными достоинствами методики «Два дома» являются:

  • быстрота проведения исследования;
  • возможность наблюдать за тем, как развивается социальная сторона ребенка со временем;
  • определение симпатий ребенка к окружающим и его антипатий;
  • получение информации о том, как к малышу относятся его ровесники;
  • определение психологического климата в коллективе, в котором ребенок находится ежедневно;
  • выявление проблем в отношении малыша с другими людьми и коррекция их.

Методика Два дома помогает понять взаимность выборов людей для общения. Это важно, поскольку от того, как и с кем дошкольники общаются, зависит их умение строить отношения в будущем с разными категориями людей.

Методика Два дома для дошкольников, младших школьников проективная со стимульным материалом. Интерпретация, результаты

Эта методика достаточно эффективна, но исследование эмоционально-личностной сферы развития ребенка будет полным при сопоставлении результатов разных методик. Поскольку важно не только проанализировать круг общения детей в коллективе, но понять причины плохого отношения к некоторым людям. Возможно, это страхи, комплексы, которые нужно устранять.

Не менее важно исследовать семейную атмосферу, в которой ребенок живет, его отношений к самым близким и родным людям – родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сестрам.

Показания

Методика Два дома для дошкольников проводится обычно в возрастном промежутке от 3,5 до 6 лет. Это объясняется особенностями психического развития ребенка в этом возрасте, которые определяются тем, в каких отношениях он состоит с окружающей социальной действительностью.

В этом возрасте дети включаются в новые отношения, которые переходят из плоскости «ребенок – взрослый» в плоскость «ребенок – ребенок». Именно в детском коллективе начинается активный процесс его социализации. Сверстники играют важную роль в формировании личности ребенка. Благодаря такому общению ребенок учится дружить, уступать, защищать слабых и помогать им.

В период от 3 до 6 лет у него постепенно формируется самооценка, которая во многом зависит от оценки детей их близкими и сверстниками. Придя в детский сад, малыш проявляет интерес к членам детсадовского коллектива, ему хочется больше общаться. Такое общение представляет собой социальное взаимодействие. Уже в этот период становятся заметны предпочтения ребенка в коммуникации с разными людьми.

Группа детского сада является малой группой, которая характеризуется тем, что ее члены:

  • непосредственно контактируют друг с другом;
  • проводят совместную деятельность;
  • сплочены духовной жизнью;
  • эмоционально взаимодействуют друг с другом.

В дошкольном учреждении устанавливается система различных взаимоотношений. И от того, какую роль в этой системе играет конкретный ребенок, зависит его умение строить отношения во взрослой жизни.

Противопоказания

Методики для исследования особенностей развития ребенка применимы в случае, когда малыш настроен на разговор, когда он здоров. Часть детей может бояться прихода в группу нового человека – психолога. В таком случае следует настроить малыша на «нужную волну», успокоить, поговорить, подготовить к проведению исследования.

Таким образом, противопоказаниями к проведению методики «Два дома» являются:

  • плохое самочувствие ребенка;
  • сильная возбужденность;
  • неподготовленность его к выполнению заданий.

С ребенком можно начать разговор со знакомства, просьбы рассказать о себе. Замкнутые дети раскрываются во время игры. Малыши охотно идут на контакт, если проводить методики в игровой форме.

Подготовка

Методика Два дома для дошкольников, младших школьников проективная со стимульным материалом. Интерпретация, результаты

Подготовка к проведению методики «Два дома» довольно проста и не требует больших усилий и трат. Материалом для ее реализации является лист бумаги и 2 карандаша или фломастера двух цветов – черного и красного.

На листе бумаги предварительно нарисованы 2 домика: красный домик большего размера, а черный – меньшего. Первый должен быть ровным, красивым, а второй может быть неровным, покосившимся. Этот рисунок будет бланком методики.

Второй вариант – нарисовать домики непосредственно во время беседы с малышом.

Методика пошагово

Методика «Два дома» для дошкольников состоит из нескольких этапов, каждый из которых выполняет определенную функцию.

Предварительная беседа

Начало проведения методики «Два дома» – беседа с ребенком. Во время разговора перед психологом стоит задача – узнать о составе семьи, отношениях между ее членами.

Ребенка в это время знакомят с рисунками. Психолог просит его представить, что он живет в большом и красивом доме с близкими ему людьми. В нем много игрушек и всем всегда весело. В красном доме живут те, с кем он хочет жить, а в соседнем – все остальные.

Основной этап

После предварительной беседы специалист просит ребенка «заселить жильцов» в эти два дома.

Для этого он должен дополнить рисунок изображениями тех членов семьи или друзей, которых захочет взять с собой для совместного проживания, а в соседний дом – поселить всех остальных.

Методика Два дома для дошкольников, младших школьников проективная со стимульным материалом. Интерпретация, результаты

Когда ребенок рисует, психолог продолжает беседу и просит прокомментировать, кого же из близких и куда он поселил. В красном доме оказываются те, кого ребенок любит и с удовольствием проводит время.

В черном доме он размещает тех, с кем ему некомфортно. Желательно, чтобы каждый свой рисунок малыш прокомментировал.

После того, как домики будут заселены, ребенку предлагают внимательно посмотреть еще раз на этот рисунок и подумать, не хочет ли он изменить свое решение и поменять кого-то из «гостей» местами либо вовсе исключить.

Такое решение должно быть свободным волеизъявлением, на ребенка нельзя давить. Все ответы психолог заносит в таблицу.

Интерпретация данных

Это наиболее важный этап в проведении методики, поскольку он выполняет основную функцию – дает информацию о степени социализации ребенка и особенностях его отношений с разными людьми.

По количеству жителей каждого домика ребенку начисляются баллы:

Выводы, к которым придет психолог в результате проведенного эксперимента, показывают:

  • какое положение занимает ребенок в группе или семье;
  • как он относится к остальным членам коллектива;
  • каковы взаимоотношения в целом в детском коллективе или семье.

Анализируя результаты теста, психолог берет во внимание некоторые аспекты. Например, он учитывает количество людей, поселенных в каждый домик. Из этого он делает вывод о том, какое количество людей ребенок выделяет как положительных персонажей, а к какому количеству относится плохо или с недоверием.

За основу берутся два цифровых показателя: из большего числа вычитают меньшее. Приоритетным для анализа считается знак большего числа. Затем трактуют результат. Те, кто набрал больше +4 баллов, могут считаться лидерами в коллективе, они достаточно уверены в себе.

Показатель от +1 до +3 свидетельствует о том, что дети любят игры и свободно общаются с небольшим количеством людей и часто имеют одного – двух друзей. Они не конфликтны и лидируют в небольшой группе.

Методика Два дома для дошкольников, младших школьников проективная со стимульным материалом. Интерпретация, результаты

Дети, набравшие от -2 до +2 баллов, хорошо общаются, они активны, любят подвижные игры, но часто вступают в ссоры, легко обижаются и так же легко забывают все обиды.

Показатель 0 баллов говорит о том, что это малопримечательные дети. Они часто играют одни, неохотно вступают в контакт с другими детьми, замкнуты.

-1 балл и ниже набирают обычно дети с нарушениями психики и/или физическими недостатками. Они проявляют негативное отношение к членам коллектива, необщительны.

Если перед психологом стоит задача проанализировать климат в коллективе детского сада, то такая методика дает четкую картину, кого дети любят, а кого ненавидят в группе.

Если цель методики – анализ атмосферы в семье, то результаты показывают, насколько ребенок чувствует себя любимым. В таком случае в красный домик он селит всех членов своей семьи, даже если не все они в действительности живут вместе.

Если же малыш о ком-то забыл, это значит, что для него такой человек либо «не имеет веса», либо ребенок относится к нему негативно.

Анализ детского рисунка должен включать и такой аспект, как положение самого ребенка в красном домике. В зависимости от того, где малыш разместит сам себя, можно делать вывод о его статусе в семье или коллективе, по его мнению.

Если между изображением ребенка и его родителями большая дистанция (первый и последний этажи), то это свидетельствует о том, что эмоционально они не являются настолько близкими, как должно быть в действительности.

Также важно, кто из родных или друзей будет находиться рядом с изображением самого испытуемого. Эти люди – самые близкие и любимые им.

О том, что в черный домик следует заселить нелюбимых им людей, говорить не следует. Малыш должен сам почувствовать негатив и мрачность второго домика.

Методика Два дома для дошкольников позволяет узнать количество социальных контактов конкретного ребенка и охарактеризовать их эмоциональную сторону.

Когда малыш рассказывает о том, кого и куда он селит, для специалиста важно:

  • в каком порядке он их называет;
  • какое место он отводит каждому в доме;
  • как он их характеризует;
  • какими он их рисует.

Особенно тщательно нужно рассматривать ситуации, когда ребенок не вносит в свой рисунок одного или нескольких членов семьи. Это значит, что у малыша не складываются отношения с этим человеком.

Если ребенку предложить поселить забытого им (или намеренно не названого) человека в тот или иной домик, важно посмотреть на его реакцию. После этого следует судить об отношениях с этим человеком.

Бывают случаи, когда ребенок селит сам себя в черный домик. Это случается у старших дошкольников. Такая ситуация служит свидетельством того, что ребенок не принимает себя. Этот случай нужно особенно тщательно анализировать.

Возможно, это зависело от конкретной ситуации, и такое расположение себя было продиктовано каким-либо эмоциональным всплеском, связанным с недавним негативным высказыванием о нем близких людей или каком-то конфликте.

Психолог должен внимательно рассмотреть рисунок ребенка и определить, насколько у него развито осознание его отношений с окружающими и каким он видит себя в коллективе – будь то семья или детский сад.

Как долго сохранится результат

Методика Два дома для дошкольников, младших школьников проективная со стимульным материалом. Интерпретация, результаты

Результаты методики «Два дома» необходимо сохранить после ее проведения. Это нужно для того, чтобы наблюдать за изменениями, происходящими с ребенком. Если малыш растет в семье, где не все относятся к нему положительно и с пониманием, воспитателю и в будущем учителю младших классов следует взять на вооружение эту ситуацию.

Ребенок растет, развивается, эмоциональная составляющая его личности может меняться в зависимости от условий, в которых он проживает и общается.

Когда дошкольник пойдет в первый класс, учителю необходима информация о нем, взятая на основе психологических тестов и методик. Интерпретация результатов проведенной методики может помочь понять атмосферу в семье, особенности конкретного ребенка. В случае выявления проблем в начальной школе их можно постепенно устранить.

Проблемы, выявленные в детском саду, могут повториться в школе. Это объясняется тем, что новый коллектив еще не сплотился, дети мало знакомы друг с другом. Им нужно время, чтобы найти друзей, обозначить круг близкого общения.

Методика Два дома для дошкольников оказывает большую пользу для выявления положительных и негативных качеств человека, например, насколько он может быть лидером или, наоборот, ведомым человеком, как он умеет ценить других людей, что о них думает и кем считает себя в коллективе.

Результат этой методики хранится несколько лет до достижения ребенком среднего школьного возраста.

Возможные осложнения

Во время проведения исследования психолог должен соблюдать некоторые правила. Перед началом ему следует создать благоприятную атмосферу в комнате, где проходит разговор с ребенком.

Только дружелюбие и такт позволят достичь максимально объективных результатов.

Во время беседы не нужно прямо спрашивать ребенка о чем-то неприятном. Негативную ситуацию в его жизни можно выявить с помощью опосредованных вопросов, иначе он может замкнуться или озлобиться. Чтобы исключить возможный вред, нужно следить за эмоциональным состоянием ребенка. Видя, что его что-то раздражает или он устал, проведение опроса нужно прекратить.

Более глубокие знания о человеке может дать совокупность нескольких методик. Это позволяет выявить не только проблемы в общении с окружающими, но и страхи, имеющие социальную основу.

Методика Два дома не может принести вред дошкольникам, если соблюдены все правила и ее руководитель будет максимально корректен и дружелюбен с детьми.

Видео о социометрии

Исследование межличностных отношений:

Методика два дома для дошкольников со стимульным материалом

МЕТОДИКА "ДВА ДОМИКА"

Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г. и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши
(фломастеры).

Стимульный материал:
лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.

Проведение исследования:
методика предназначена для обследования детей 3,5- 6 лет.

Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность).

Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

Обработка и анализ результатов:

Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки.
Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.

Методика два дома для дошкольников со стимульным материалом

Чужой компьютер

Сборник диагностических методик

Сборник диагностических методик

вернуться к странице

Сборник диагностических методик

.

Методический материал Тест "Два домика"

Этот тест позволяет ранжировать окружающих людей по значимости.

Первая стадия теста «Два домика» похожа на Тест семейных отношений (FRT), во время которой ребенка просят перечислить членов его семьи. «Палочные» фигурки, изображающие их, быстро рисуются исследователем на листе чистой бумаги.

На второй стадии на листе бумаги последовательно рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Психолог сначала рисует красный – хороший – дом. Инструкция к красному дому: «Посмотри на этот домик. Представь себе, что этот красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек, и ты можешь поселить сюда себя и всех, кого захочешь. Кого бы ты хотел поселить в красный домик?

После того, как ребенок завершил, спрашиваем, всех ли он поселил в красном домике, кого хотел.

Далее рисуем некрасивый, кривой (!) черный домик. Инструкция к черному дому: «Посмотри, какой черный дом – и крыша покосилась, и стены какие-то неровные…И в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого бы ты хотел поселить здесь?»

Психолог записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Далее следует спросить про тех, кого ребенок забыл (из членов семьи, близких друзей, учительницу). Если какой-то значимый взрослый отсутствует, спрашиваем, не забыл ли кого-нибудь. Иногда маму ребенок воспринимает как нечто самой разумеющееся и забывает поселить ее в домике. Если сам ребенок не может вспомнить, кого он забыл, напоминаем про маму или другого члена семьи. Если вспоминает быстро, удивляется, что забыл, то это норма. Если ребенок мнется и не хочет селить родителя, то рассматриваем это как особенность.

На третьей стадии ребенка просят пригласить людей из «другого» дома переехать жить в тот дом, в котором живет он сам. Эти перемещения изображаются исследователем линиями, также отмечается порядок выбора и уходы. На четвертой стадии восстанавливается первоначальное расположение членов семьи по домам, и ребенка просят представить, что он хочет выселить кого-то из «своего» дома, то есть проводится обратная процедура.

Интерпретируя результаты теста «Два домика», следует обратить внимание на то, сколько людей и кого ребенок поместил в красном и черном домиках; на последовательность поселения, на расположение жителей домика относительно самого ребенка, на спонтанные комментарии ребенка в процессе выполнения методики.

Если ребенок селит себя в черный дом – дети с нарушением самооценки. Но обязательно спрашиваем, почему. Интерпретация ребенком своего решения очень важна. В этой методике мы узнаем о людях, которые в другой ситуации не будут упомянуты. Эта методика позволяет ранжировать окружающих людей по значимости. Если ребенок никого не селит в черный дом, важно спросить, почему. Это может говорить о запрете на отрицательные эмоции – это не является оптимальным для развития. Часто этот дом населяется бандитами или злодеями. Иногда в нем живут одноклассниками, которые чем-то обидели, воспитатели, которые наказывали.

МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: МЕТОДИКА «ДВА ДОМА»

Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 г. и предназначена для диагностики сферы общения ребенка.

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Материал и оборудование : лист бумаги, красный и черный карандаши (фломастеры).

Стимульный материал: лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.

Проведение исследования: задание выполняется с двумя детьми 3,5–4 лет поочередно.

Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (Рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность.) «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка.) А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, неважно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают: «Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.

Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?»

Обработка и анализ результатов.

Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки. Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.

В практических тетрадях отмечаются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка. Материал задания прилагается.

На основе проведенного анализа формируется вывод об общих выявленных в ходе задания особенностях общения детей (по каждому ребенку отдельно).

МЕТОДИКА "ДВА ДОМИКА"

Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.
Материал и оборудование: лист бумаги, красный и черный карандаши
(фломастеры).

Стимульный материал:
лист бумаги, на котором нарисованы 2 стандартных домика. Один из них побольше, красного цвета, другой – поменьше, черного цвета.

Проведение исследования:
методика предназначена для обследования детей 3,5- 6 лет.

Исследование проводится строго индивидуально. Сначала кратко обсуждается, в каком доме живет ребенок. Затем психолог предлагает: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисует на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивая его привлекательность).

«А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок называет будущего обитателя красного дома, психолог записывает новое имя и как можно более нейтрально интересуется, а кто это.

Записав двух-трех новоселов в красный дом, психолог рисует рядом еще один дом – черный, но никак его не характеризует. «Может быть, кого-то ты не захочешь поселить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слишком грубо, навязчиво, поэтому о черном доме лучше вспомнить потом, как бы между прочим.) Ни в коем случае не сообщается, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Черный дом вообще не оценивается, это просто другой дом.

Если черный дом не заполняется жильцами, ребенка к этому мягко побуждают:
«Что же, этот дом так и будет стоять пустой?» После этого список жильцов обоих домов дополняется.
Если кто-то из реального окружения ребенка вообще не упомянут, то психолог может спросить о нем впрямую: «Ой, а учительницу (или бабушку) мы вообще никуда не поселили. А ведь ей тоже надо где-то жить?!» Разумеется, этот вопрос тоже задается нейтральным тоном, и ни в коем случае не в акцентированной форме: «Ты поселишь учительницу с собой или отдельно?».

Обработка и анализ результатов:

Результаты этой методики интерпретируются «впрямую», без символической дешифровки.
Учитываются и количественные показатели (сколько людей ребенок охотно вселяет в свой дом), и, главное, показатели качественные. Очень важно, куда поселит ребенок родителей (поэтому методику «Два дома» лучше проводить не в их присутствии), младшего брата или сестру, воспитателей, попадут ли в число новоселов другие сверстники.

Методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)
тест (старшая группа)

Брянская Марина Павловна

Цели: определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: листы бумаги с изображением двух домов, один из которых красивый, другой – страшный (рис. 1, 2), карточки с именами детей группы.

Инструкция: «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красивый домик принадлежит тебе. В нем много красивых игрушек, и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в страшном, некрасивом домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в плохом домике».

Обработка и интерпретация результатов. исследования.

ССПВ = общая сумма положительных выборов / количество детей в группе

6 делим на 14 = 0.42 ;5 делим на 14= 0.35; 4 делим на 14=0.28; 3 делим на 14= 0.21; 2 делим на 14=0.14; 1делим на 14=0.07.

Затем определятся тип социометрического статуса:

Ян, Денис, Вова, Арина, Амир- отказались заселять детей в черный дом.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети. Вова и Арина по 6 балов; Степа 5 балов. Руслан, Милана, Денис, Аня по 4 бала.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные, подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

Алена 2: -3 Балы., Эльмар 2; -1балы. Ян 1; -1балы.Амир 1; -1 балы.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении часто болеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

В моей группе таких детей нет.

От 0 до -1 – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям [a] .

Вывод: Диагностику в группе прошли 14 человек.

«Социометрические звезды», - 7 человек это 50 % от всей группы.

от +1 до +3 баллов- 1 человек это 7.14%.

от –2 до +2 баллов – 4 человека это 28.7%.

0 баллов -0 человек это 0 %.

От 0 до -1 – 2 человека это 14.2%.

В группе всего 14.2 %, которых отвергают сверстники, «Социометрические звезды», 50%, от +1 до +3 баллов 7.14%.

от –2 до +2 баллов 28.7%.

По полученным данным в группе Высокий уровень благополучия взаимоотношений детей.

Методика "Два дома"
тест по коррекционной педагогике на тему

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

ВложениеРазмер
metodika_dva_domika.pdf 98.79 КБ
Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё.


Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома

Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома.


Как совместить работу по дому и общение с ребенком? Чем можно играть дома?


Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.

работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль.


Безопасность дошкольников. Ребёнок дома. Ребенок один дома.


Игры по дороге домой и дома

Образование ребенка (воспитание, обучение и, как следствие, развитие) не ограничивается и не исчерпывается детским садом.

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома"

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома" посвящена вопросам физического воспитания детей не посещающих детские образовательные учреждения.

Тест "Два домика"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Батейщикова Ольга Вениаминовна

Коммуникативная деятельность – это, прежде всего, межличностное (субъект‐субъектное) взаимодействие, в ходе которого происходит восприятие, оценка и понимание другого человека, а так же информационное обогащение субъектов

общения, в результате чего складываются образования материального и духовного характера и отношения (устойчивые взаимосвязи) с другими людьми.

ВложениеРазмер
test_dva_domika_na_sayt.docx 229.19 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностики уровня развития коммуникативной деятельности

Коммуникативная деятельность – это, прежде всего, межличностное (субъект ‐ субъектное) взаимодействие, в ходе которого происходит восприятие, оценка и понимание другого человека, а так же информационное обогащение субъектов

общения, в результате чего складываются образования материального и духовного характера и отношения (устойчивые взаимосвязи) с другими людьми.

Это взаимодействие может осуществляться разными коммуникативными средствами (вербальными и невербальными), в разных формах (диалог, управление, подражание), используя разные поведенческие стратегии или типы взаимодействия (конкуренцию, сотрудничество, приспособление).

Исходя из определения коммуникативной деятельности как «взаимодействия», для диагностики уровня развития коммуникативной деятельности старших дошкольников определены следующие критерии и показатели, включающие в себя:

1. Уровень развития сотрудничества, как оптимального типа взаимодействия: способность видеть действия партнера; согласованность действий партнеров; осуществление взаимного контроля; взаимопомощь; отношение к результату деятельности.

2. Уровень развития партнерского диалога в детском коллективе, как оптимальной формы взаимодействия: способность слушать партнера; способность договариваться с партнером; способность к эмпатии.

3. Отношение ребенка к себе и другим, возникающее в результате общения. Данные критерии, наиболее полно позволяют определить уровень развития коммуникативной деятельности, так как дают возможность увидеть, как протекает коммуникативная деятельность и какие отношения складываются в группе в результате этой деятельности.

Для выявления уровня развития коммуникативной деятельности старших дошкольников составлен комплекс диагностических методов и методик, на основе выделенных критериев и показателей. В данный комплекс включены методы и методики: наблюдение общения детей со сверстниками в повседневной жизни, проективная методика «Два домика», экспериментальная методика Лабиринт Л. А. Венгера. Каждая из этих методик и методов позволит оценить тот или иной критерий, представленный в таблице.

Уровни развития коммуникативной деятельности старших дошкольников

характеризуется высокой степенью развития сотрудничества в детском коллективе: способностью замечать и предугадывать действия партнера, согласовывать свои действия с другими членами группы, осуществлять взаимопомощь. Способностью

к партнерскому диалогу: умению внимательно слушать партнера, договариваться с ним, эмоционально настраиваться на чувства партнера. Положительным отношением ребенка к другим и к самому себе.

сотрудничество и взаимодействие носит ситуативный и импульсивно ‐

непосредственный характер, то есть в дети замечают действия партнера только в каждой конкретной ситуации. Дети не способны предугадывать действия партнера, и вырабатывать общей способ решения задачи. Дети умеют слушать и договариваться, но не обнаруживает способности эмоционально пристраиваться к партнеру; или в некоторых ситуациях проявляет недостаточно терпения при слушании партнера, не вполне адекватно понимают его экспрессию и затрудняются договориться с ним. В результате у ребенка сформировано положительное отношение к себе и избирательное отношение к другим детям.

характеризуется практически полным отсутствием сотрудничества. Дети не видят действий партнера, или действия партнера воспринимаются как образец для

некритичного слепого подражания. Нет ни предвосхищения своих действий, ни поисков общих способов решений поставленной задачи

Методы и методики диагностики уровня развития коммуникативной деятельности

Таким образом, коммуникативная деятельность многогранное понятие, имеющее

сложную структуру и включающее в себя разные стороны и аспекты, что представляет определенные трудности в ее исследовании и определяет отсутствие единого мнения ученых в выделении критериев и показателей ее исследования. Однако по нашему мнению, понимание коммуникативной деятельности как

«взаимодействия» делает необходимым диагностики именно того как оно (взаимодействие) осуществляется, то есть какая форма взаимодействия преобладает в дошкольной группе, какой тип взаимодействия предпочитают дети и какие отношения складываются между членами группы в итоге.

Тест «Два домика»

Для проведения теста нужен лист бумаги, на котором рисуют два домика. Один из них побольше – красного цвета, другой поменьше – черного цвета. Как правило, этот рисунок не заготавливают заранее, а делают на глазах у ребенка черным и красным карандашами.

Инструкция : «Посмотри на эти домики. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, в нем много красивых игрушек , и ты можешь пригласить к себе всех, кого захочешь. А в черном домике игрушек совсем нет. Подумай и скажи, кого из ребят своей группы ты пригласил бы к себе, а кого поселил бы в черном домике».

Взрослый записывает, кто, где поселится, затем спрашивает, не хочет ли ребенок поменять кого-нибудь местами, не забыл ли кого-нибудь.

Интерпретируя результаты теста, следует обратить внимание на то, сколько детей ребенок поместил в красном и черном домиках, в отношении кого из детей группы сделан положительный, а в отношении кого отрицательный выбор. Для каждого ребенка считают число положительных (количество баллов со знаком «+») и отрицательных выборов (количество баллов со знаком «минус») со стороны других детей группы, затем из большего вычитают меньшее и ставят знак большего числа.

+4 и более баллов – «социометрические звезды», это внешне привлекательные, достаточно уверенные в себе дети, которые пользуются авторитетом в группе сверстников, они лидируют в играх, с ними охотно дружат другие дети.

от +1 до +3 баллов (выборов со знаком «минус» нет) – эти дети предпочитают игры и общение с постоянным ограниченным кругом друзей (или одним постоянным другом), при этом с другими детьми они почти не конфликтуют, в своей маленькой группе могут быть лидерами.

от –2 до +2 баллов (сумма складывается из «+» и «минусов») – активные , подвижные, достаточно общительные, но нередко, конфликтные дети, они легко вступают в игру, но также легко ссорятся и отказываются играть, часто обижаются и обижают других, но легко забывают обиды.

0 баллов (выборы со знаком «+» и «минус» отсутствуют) – этих детей просто не замечают, их как бы нет в группе, как правило, это тихие, малоактивные дети, которые играют в одиночестве и не стремятся к контактам со сверстниками; чаще всего такие результаты получаются в отношении частоболеющих ребят и тех, кто недавно прибыл в группу.

–1 и менее баллов – это дети, которых отвергают сверстники, нередко они внешне мало привлекательны или имеют явно выраженные физические дефекты; нервозны, чрезмерно конфликтны, негативно настроены по отношению к другим детям.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые основную массу сверстников отправляют в черный домик, оставаясь в одиночестве или окружают себя взрослыми . Как правило, это или очень закрытые , необщительные дети или конфликтные, успевшие поссориться почти со всеми.

Предсказать трудности в общении с одноклассниками в школе у таких детей можно с большой вероятностью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое интегрированное занятие в первой младшей группе: «Домик из камней для черепашки Агашки».

Итоговое интегрированное занятие в первой младшей группе: «Домик из камней для черепашки Агашки». Программное содержание:Обогащать сенсорный опыт детей: выделять цвет.


Тема: «Домики для зверюшек»

Цель: Формировать умение добиваться определённых результатов, побуждать к обследованию строительных материалов - закреплять название, форму, величину, различать цвет. Закрепить навыки конструирования.


Дидактическая игра "Гномики и домики"

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА«Гномики и домики»ЦЕЛЬ: формировать у детей умение объединять предметы в группы по общим признакам, развивать логическое мышление, внимание и память.Игра для детей 5-7 лет.

Согласование существительных с притяжательными местоимениями МОЙ,МОЯ,МОЁ,МОИ нередко вызывает трудности у детей с ОНР. Для занятий дома вам пригодится пособие, которое вы сможете сделать вместе с ребе.


занятие по математике во второй младшей группе" Проводи к домику"

закрепить представления детей о геометрических фигурах,совершенствовать количественные представления и пространственные ориентировки.

Занятие во второй младшей группе."Домик для черепашки"

Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе.


Дидактическая игра по обучению грамоте 5-6 лет на интерактивной доске. "Разноцветные листочки","Найди слову домик",«Путешествие в страну звуков»,«Найди домик »

"Разноцветные листочки"Цель: упражнять детей в делении слов на слоги (односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные) .Материал:1. Карточки- дикие животные: лев, лось, ёж, рысь, волк, тиг.

Читайте также: