Что такое цокольное чванство

Обновлено: 18.05.2024

чванство

К сожалению, почти всем чиновникам свойственно чванство.

ЧВА́НСТВО 2́ , -а, ср То же, что высокомерие.

Иное дело пьянство, а иное чванство (П.).

Большой толковый словарь русских существительных. АСТ-Пресс Книга . Бабенко . 2009 .

Синонимы:

Полезное

Смотреть что такое "чванство" в других словарях:

чванство — См. гордость … Словарь синонимов

ЧВАНСТВО — ЧВАНСТВО, чванства, мн. нет, ср. (разг.). Спесь, важничанье, тщеславие, пустая, неосновательная горделивость. «Большой барин… сам терпеть не мог музыки, но держал оркестр из чванства.» А.Тургенев. «Жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, текла среди … Толковый словарь Ушакова

ЧВАНСТВО — ЧВАНСТВО, а, ср. Тщеславная гордость, важничанье. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

чванство — а; ср. Тщеславная гордость, важничанье; кичливость, спесь. Кому л. свойственно ч. Делать что л. из чванства. Удивить кого л. своим чванством. * Иное дело пьянство, а иное чванство (Пушкин) … Энциклопедический словарь

Чванство — ср. Важничание, тщеславие, спесь; тщеславная гордость. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

чванство — чванство, чванства, чванства, чванств, чванству, чванствам, чванство, чванства, чванством, чванствами, чванстве, чванствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

чванство — чв анство, а … Русский орфографический словарь

Значение слова «чванство»


ЧВА́НСТВО, -а, ср. Тщеславная гордость, важничанье; кичливость, спесь. [Барин] сам терпеть не мог музыки, но держал оркестр из чванства. Тургенев, Дворянское гнездо. Отец его работал уже главным инженером ---, и Славик кичился этим. Чванство, унаследованное от отца, отталкивало от него товарищей. В. Попов, Сталь и шлак.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЧВА'НСТВО, а, мн. нет, ср. (разг.). Спесь, важничанье, тщеславие, пустая, неосновательная горделивость. Большой барин. сам терпеть не мог музыки, но держал оркестр из чванства. Тургенев. Жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства. Некрасов. Коммунистическое чванство — значит то,что человек, состоя в коммунистической партии и не будучи еще оттуда вычищен, воображает, что все задачи свои он может решить коммунистическим декретированием. Ленин.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

чва́нство

1. разг. свойство по значению прилагательного чванный; тщеславная гордость, важничанье; кичливость, спесь ◆ Большой барин… сам терпеть не мог музыки, но держал оркестр из чванства. Тургенев ◆ Коммунистическое чванство — значит то,что человек, состоя в коммунистической партии и не будучи ещё оттуда вычищен, воображает, что все задачи свои он может решить коммунистическим декретированием. Ленин

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова полуют (существительное):

Значение слова «чванный»


ЧВА́ННЫЙ, -ая, -ое. Такой, в котором много чванства; спесивый, кичливый. — Мать его, чванная, надутая особа с дворянскими претензиями, презирала его жену и жила отдельно. Чехов, Ариадна, Трактовка образа правильна: артист любит в Моцарте светлого юношу, спокойно убежденного в своей гениальности, но от этого не становящегося ни чванным, ни заносчивым. Сельвинский, Звучит пушкинское слово.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ЧВА'ННЫЙ, ая, ое (разг.). Полный чванства, спесивый. Ч. характер. Вот друга я люблю, зато уж чванных не терплю. Крылов.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

чва́нный

1. склонный к чванству; заносчивый, спесивый ◆ Всякому гостю званому и нежданному привет от него был один, только чванных, спесивых да ломливых гостей он не жаловал. П. И. Мельников-Печерский, «На горах», Книга первая, 1875-1881 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Мать его, чванная, надутая особа с дворянскими претензиями, презирала его жену и жила отдельно с целою оравой собак и кошек, и он должен был выдавать ей особо по 75 рублей в месяц; А. П. Чехов, «Ариадна», 1895 г. ◆ Дети их, две девочки-погодки, всегда пышно одетые, чванные, надутые, при встрече с ним не отвечали на его поклон: или отворачивались, или опускали вниз глаза. С. Т. Семёнов, «Гаврила Скворцов», 1904 г. (цитата из НКРЯ)

2. выражающий чванство, надменность ◆ Пускай ни о чём не догадывается в своем самодовольстве и чванном самообожании. П. Д. Боборыкин, «Василий Тёркин», 1892 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Дама эта имела крупного, широкоспинного мопса, раскормленного до жирных складок на загривке, с вылупленными стеклянно-крыжовенными глазами, с развратно переломленным носом, с чванной, презрительно выдвинутой нижней челюстью и прикушенным между двумя клыками жабьим языком. И. А. Бунин, «Жизнь Арсеньева», Юность г. // «1927-1933» (цитата из НКРЯ) ◆ ― Глупая воля! Это есть чванный каприз, фанфаронство. Не более… В. Я. Шишков, «Емельян Пугачёв», Книга первая, части 1-2, 1934-1939 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: вылупиться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Чванство - это что за характеристика? Значение, синонимы и толкование


Никто не любит высокомерие и заносчивость. Тогда почему люди себя так отвратительно ведут? Обычно человек, страдающий гордыней, не замечает за собой каких-то отклонений. Это вообще большая проблема для человека – понять, что он изменяется не в лучшую сторону. Поговорим сегодня о чванстве, это наш объект исследования.

Значение

Постер фильма "Звездная пыль"

Редко встречающиеся слово, но с тем явлением, которое оно означает, сталкивались все. Чтобы это доказать, нужно открыть толковый словарь и прочесть в нем зафиксированный смысл существительного, разбираемого нами: «Тщеславная гордость, важничанье». Словарь не всегда дает те ответы, которые мы ждем. Например, как на практике отличить тщеславную гордость от обычной? Наверное, когда человек мнит себя Богом, то это гордыня, а когда он устает терпеть унижения, лишения и разрывает глубоко порочные и патологичные отношения, то это гордость, самоуважение.

Кино любит тех, кто важничает, потому что их не терпит зритель и, как водится, болеет за «хороших» против «плохих», чтобы гордеца поставили-таки на место. Но мы не желаем приводить брутальные примеры. Есть такой милый фильм, как «Звездная пыль» (2007). В нем есть персонаж Хамфри Мандэй – это чванство в классическом виде. А самое главное, как становится ясно по ходу повествования, Хамфри не представляет собой ровным счетом ничего, впрочем, как и его невеста – Виктория Форестер. Она тоже вполне подойдет для иллюстрации.

Синонимы

Мужчина показывает, какой он сильный

Так как звучание слова для современного уха почти экзотичное, нам нужны смысловые аналоги, более привычные для нас. Что ж, предоставим необходимый список:

  • гордыня;
  • спесь;
  • высокомерие;
  • зазнайство;
  • форс.

Оставим в перечне пять наименований. Читатель может воспользоваться результатами наших поисков или по аналогии подобрать свои замены. Ведь общий вектор и метод понятен. Синонимы к «чванству» тоже не вызывают положительных эмоций.

Видно, что люди не слишком хорошо относятся к тем, кто задается. У англичан даже есть специальная фраза, которая выступает как стоп-сигнал для тех, кто задрал нос слишком высоко, – «Да будет тебе!». Именно поэтому английской культуре, собственно, как и русской, свойственна самоирония. Серьезным можно быть, но не слишком. Но у нас последнее время наблюдается острая нехватка самоиронии. Но, может быть, традиция возьмет верх, и мы победим распространившееся всюду чванство? Это еще вопрос, конечно. Поговорим о природе высокомерия.

Почему люди хотят возвышаться?

Чарльз Бронсон, американский актер

У каждого своя причина. Иногда это влияние среды. Если человек слишком много уделяет внимания своему происхождению, то он презирает тех, кто не аристократ. Но психологическая причина, конечно, в жутких комплексах. Когда человек ставит на пьедестал происхождение, род, расу, социальное положение – значит он, как и Хамфри Мандэй, ничего собой не представляет.

Но чванство – это не то явление, которое так просто разрешается. Порой и люди, самостоятельно добившееся всего, ведут себя непочтительно с окружающими. Вспоминается случай В. С. Высоцкого и Чарльза Бронсона. Один раз Владимир Семенович отшил поклонника, когда тот попросил автограф, а в следующий раз уже Высоцкий признался в любви Бронсону, но не нашел понимания, актер ему сказал: Get lost. Что можно перевести как «свали».

Мораль истории такова: во-первых, не стоит быть высокомерным, судьба может отплатить той же монетой, а во-вторых, чванство – это порой стечение обстоятельств, а не черта личности. Кстати, за подлинность истории отвечает Сергей Довлатов, который ее опубликовал в своих записных книжках. Но нам даже не так важно, была она или нет. Главное в ней – это нравственный урок всем тем, кто ее прочтет.

Теперь понятно значение слова «чванство». Но важнее другое: необходимо следить за собой и не особенно задирать нос, а то ведь жизнь может и скинуть с пьедестала.

Что такое "чванство"? Какое оно бывает? Например, в чём выражается профессиональное или национальное чванство?

Я этот вопрос задаю потому, что это очень выразительное слово почему-то позабыто. А вместо него "трубят" беспрестанно о некой "толерантности", а что такое "не_толерантность" даже не объясняют.
Думаю, что "чванство" здесь многое бы объяснило в этой путанице и забрало бы "под себя" вполне определённые не политические отклонения в поведении. Интересует также сама этимогогия слова "чванство". Поучаствуйте, пожалуйста.

Дополнен 12 лет назад

PetroFF, спасибо ему, подвинул меня вспомнить фразу, которая, как кажется, очень метко и опеределяет и - одновременно - порицает чванство: "не по размеру шуршишь, Кулёк!"

Лучший ответ

Чванство - тщеславная гордость, важничанье.
Интересно происхождение «чванства» : в древности «чаша» , «жбан» звучали как «чьван» и человек, подававший чашу царям, назывался «чьванчий» . Это была очень важная должность: ведь он мог и отравить царя! Конечно, чванчии очень гордились своими обязанностями, важничали. От этого и получилось чванство!

Victor KapoustianИскусственный Интеллект (120159) 12 лет назад

Спасибо! Вы буквально извлекли у меня "ментальную занозу".

Истислав ГрадимировПросветленный (33060) 8 лет назад

Свят чванливый) ))

Остальные ответы

Толковый словарь Ушакова
чванство
чванство, чванства, мн. нет, ср. (разг.) . спесь, важничанье, тщеславие, пустая, неосновательная горделивость. большой барин.. . сам терпеть не мог музыки, но держал оркестр из чванства. тургенев. жизнь отцов моих, бесплодна и пуста, текла среди пиров, бессмысленного чванства, разврата грязного и мелкого тиранства. некрасов. коммунистическое чванство - значит то, что человек, состоя в коммунистической партии и не будучи еще оттуда вычищен, воображает, что все задачи свои он может решить коммунистическим декретированием. ленин.

Пустая гордыня !

Тщеславная гордость, важничанье-
думаю, что к толерантности это не имеет ни малейшего отношения, так как толерантность подразумевает терпимое отношение к чему-либо.
Настоящий профессионал никогда не будет "важничать"-ему это просто ни к чему, так как окружающие ценят его за профессиональные навыки, а не за высоко поднятый нос и самомнение.
А национальное чванство это вообще самое ярое проявление худшей стороны национализма. Гордиться своей страной это совсем не значит уничижительно относиться ко всем остальным национальностям.

Гордыня-это данность (от неё можно избавиться). От тщеславия и чванства невозможно. Это вьелось с молоком матери или просто гены.

Jason MercierИскусственный Интеллект (293706) 9 лет назад

ludmila klassenУченик (139) 5 лет назад

Извините, но я не согласна. Тщеславие исцеляется смирением, а вот с гордыней разбирается сам Бог.

Чванство, по-моему поражает людей "необезображенных" интеллектом. Умный человек посмеется над этим пороком.

Игорь СарычевЗнаток (294) 9 лет назад

вчера я имел неприятность беседовать с одним прфессором. Интелекта ему не занимать однако его поведение я бы тоже охарактеризовал как ЧВАНСТВО. Необязательно то, что чванливый человек глуп.
Он может быть весьма образован но малодушие не позволяет ему скрыть свою гордыню в том что он выше собеседника по статусу.

Здравствуйте, Игорь. Прошу прощения, но из ваших слов я понял намёк на зависть. "не позволяет ему скрыть свою гордыню в том что он выше собеседника по статусу" - зачем человеку скрывать то, что он заслуженно получил? Я далеко не против гордыни, тщеславия, чванства, потому что я это принимаю и понимаю. И завидую по-хорошему. Чванство позволяет нам иметь высокие цели, оно как бы ориентир, без которого, человек не имел бы эволюции. Любое изобретение имеет корни: любознательность (человек-первооткрыватель) -> гордость -> зависть (второго ученого) -> в итоге возможное рождение потенциально совершенного изобретения что приводит к зависти другого человека, и цепочка замыкается, постоянная эволюция. Другое дело, когда псевдочванство, когда человек просто одевает маску "мажора" будучи сам нищим и выпендривается перед такими же по статусу, как и он сам. Но этот термин так и называется - Выпендрёж. С уважением.

Что такое чванство?

ЧВАНСТВО - отрицательное моральное качество, выражающееся в высокомерном отношении к людям, их знаниям и опыту; в пренебрежении к культурным ценностям прошлого или др. народов; в ложной гордости своим общественным положением или принадлежностью к определенной нации, классу, социальной группе, партии; в зазнайстве, успокоенности достигнутым, в превознесении своих успехов и достоинств, преувеличении своих способностей, возможностей и прав, основанном на представлении о личной или групповой исключительности. Исторически Ч. возникает как отражение социального неравенства, антагонизма классов, наций и культур в эксплуататорском об-ве, В социалистическом об-ве оно является одним из тяжких пережитков прошлого, с к-рыми постоянно ведет борьбу Коммунистическая партия. Обычно Ч. возникает на почве несоответствия уровня сознательности и общей культуры людей историческому масштабу возложенных на них задач. На опасность «коя-чванства» неоднократно указывал В, И. Ленин, подчеркивая, что коммунистическое учение и социалистическая практика основываются на обобщении всех достижений общечеловеческой культуры прошлого, на данных совр. науки и богатого практического опыта масс. «. Если коммунист - администратор, его первый долг - остерегаться увлечения командованием, уметь сначала посчитаться с тем, что наука уже выработала, сначала спросить, проверены ли факты, сначала добиться изучения (в докладах, в печати, на собраниях и проч. ) -изучения того, где именно мы сделали ошибку, и лишь на этой основе исправлять делаемое. Поменьше приемов Тит Титыча («я могу утвердить, могу не утвердить») , побольше изучения наших практических ошибок» (Ленин В. И. . т. 42, с. 347). Ч. нетерпимо в науке, литературе и искусстве, когда, напр. борьба с буржуазной идеологией космополитизмом подменяется извращенным пониманием национального приоритета и нигилизмом по отношению к достижениям мировой культуры.

Остальные ответы

ЧВАНСТВО, -а; ср.
Тщеславная гордость, важничанье; кичливость, спесь. Кому-л. свойственно ч. Делать что-л. из чванства. Удивить кого-л. своим чванством. * Иное дело пьянство, а иное чванство (Пушкин).

Источник: Большой толковый словарь

Что такое "панталык"?

В русском языке есть множество слов, которые мы употребляем автоматически, не задумываясь о том, какова его внутренняя форма. Мне кажется, такое часто происходит со словами в фразеологизмах. В этом ваш лучший помощник – это словарь, однако бывают случаи, когда даже он бессилен. Сегодня я расскажу вам про слово "панталык", о происхождении которого спорят даже лингвисты.

Знакомая каждому носителю русского языка фраза сбить с панталыку означает сбить с толку, запутать. Однако что такое "панталык"? В этимологическом словаре Фасмера указывается, что этимология слова не ясна до сих пор. Метафорически панталык и в русском, и в украинском, и в болгарском языках означает довольно схожие понятия: толк – в русском, спесь, чванство – в украинском и болгарском. Казалось бы, с фразеологизмом всё понятно, но в самой истории происхождения слова есть серые пятна.

Наиболее правдоподобная версия утверждает, что панталык , скорее всего, могло быть заимствовано из из австрийско-баварского раntl " завязка, ленточка", откуда и венгерское pantlika . Почему именно ленточка, не знают даже лингвисты, однако похожие формы есть с украинских диалектах, карпатском, польском и словенском: пантлик, пантлика, pętlik, pętlika, pántlik о значают "лента, завязка, петля". Возможно, само значение ле нточка з десь тоже метафорично и отсылает нас к пу ти, дороге.

Что ж, возможно, через много лет мы узнаем, откуда именно появилось это слово, но пока нам остаётся только гадать.

Ставьте палец вверх, если понравилась эта статья, и пишите в комментарии слова, происхождение которых до сих пор остаётся для вас загадкой – будем думать вместе!

Чванство

Чванство и комчванство как важнейшая причина гибели СССР

В контексте всемирной истории, изобилующей актами возникновения, расцвета и крушения стран и цивилизаций, самым поучительным фактом, несомненно, является самоликвидация СССР. Атлантида, например, «как известно», опустилась на дно морское. Финикийцы и шумеры исчезли, не оставив никаких сведений о причинах своего исчезновения. И в этом ничего нельзя изменить или извлечь уроки из произошедшего. Но противоречивый опыт СССР, с одной стороны, выдержавшего натиск четырнадцати олигархических режимов в период гражданской войны, разгромившего нашествие европейского фашизма, а, с другой стороны, «отмененного» решением не только собутыльников Ельцина, но и большинством наций , составлявших СССР, необходимо осмыслить. Важно понять, почему трудящиеся не только не сопротивлялись инициативам «вдруг» обдемократившихся партократов Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии, Прибалтики, Украины, но и, как правило, устраивали национальные погромы, а затем «праздники» национальной «независимости», которые, как оказалось впоследствии, для многих республик были поминками по этой самой независимости, «нэзалэжности» и т.п.

Однако, если причины закономерного поражения «белых», интервентов и фашистского блока в борьбе против СССР описаны Деникиным и многими гитлеровскими генералами, порой, с исчерпывающей точностью и без сослагательных наклонений, то исследование причин саморазрушения СССР ещё далеко от завершения. Уже полтора десятилетия в литературе не затихает полемика по данному вопросу. Но ни один, из предложенных вариантов ответа, пока не убедил читающую публику. Ясно, что мемуары таких услужливых политиков, как, например, Горбачев, Громыко, Яковлев, Шеварднадзе, Ельцин, Крючков, писаны задним аппаратным умом, и потому не могут содержать научного анализа причин или тем более, правдивого описания фактов, приведших к развалу СССР. Эти люди трусливо ловчили, находясь на высоких постах, и, по привычке, изворачиваются на бумаге, находясь «на пороге вечности», как Волкогонов или Яковлев, т.е. врут даже тогда, когда это уже абсолютно бессмысленно.

Что касается Ленина, то уже в двадцатые годы он относил к числу немногих причин, которые могли бы привести СССР к гибели, не только массовую привычку, традицию к взяточничеству, естественную для «культуры» и царизма, и любой рыночной экономики, но и, как ни странно, ЧВАНСТВО вообще и КОМЧВАНСТВО в особенности. Поэтому есть смысл рассмотреть проблему крушения СССР со стороны этого, практически никем ещё не затронутого фактора, хотя именно чванство (национальное, расовое, классовое, партийное) Ленин категорически определял в качестве одного из самых смертоносных факторов для дела коммунистического строительства.

Необходимо признать, что в море диссертаций, в котором утонули бывшие «видные советские обществоведы», проблема ЧВАНСТВА не рассматривалась. Т.е. подавляющим большинством советской профессуры стратегические аспекты ленинского теоретического наследия не были поняты, учтены и, тем более, развиты.

Не много найдется в российской и советской истории политиков, которые не проявляли чванства. Среди царей, пожалуй, только Пётр I был в наименьшей степени подвержен этому нравственному недугу, а среди высших руководителей СССР, даже диссиденты, скорые на голословные оскорбления памяти усопших, никогда не обвиняли в чванстве Ленина, Сталина, Дзержинского, Орджоникидзе, Кирова, Калинина, Молотова. Враги были вынуждены писать о Сталине, как об аскете, находившемся на вершине политической власти в СССР, но лишенном чванства. Писатели и мемуаристы, имевшие продолжительные контакты со Сталиным, не сговариваясь, создают один и тот же его «сценический» образ. Пишут о его непритязательности к одежде, еде, напиткам, неторопливости, вдумчивости, прямолинейности в общении, способности испытывать чувство ярости (без каких-либо ярко выраженных внешних эффектов и аффектов), но не о чванстве. Естественно, нет никакой необходимости серьёзно относиться к характеристикам Сталина, которые ему приписывают всевозможные «фазили искандеры», которые никогда не общались даже с Поскрёбышевым.

В предисловии к первому тому собрания своих сочинений Сталин, к удивлению эпигонов, обратил внимание будущих читателей, прежде всего, на то, что, в некоторых редких случаях, предложения, сделанные Лениным, сам Сталин не сразу воспринимал как гениальные. Более того, Сталин пишет, что долгое время не мог понять, почему Ленин, однажды, внеся предложение по аграрному вопросу программы РКП и не найдя понимания среди членов ЦК, сам проголосовал против собственного предложения. Лишь некоторое время спустя, пишет Сталин, под впечатлением от практических побед Ленина и на основе собственного анализа, он понял, что Ленин просто щадил самолюбие некоторых своих соратников, сознавая, что не каждый человек способен БЫСТРО понять то, в чём убеждён гений . Т.е. в ситуациях, которые не влекли за собой немедленных и катастрофических последствий, Ленин, не проявляя капризности, ревности, ЧВАНСТВА, уступал своим товарищам, ещё не изощренным в диалектике. Он, порой, педагогично ждал, когда его оппонент лично, на собственном опыте убедится в ошибочности своих предложений. Когда же острое положение на фронтах или в экономике диктовало необходимость стремительных поворотов политики и принятия однозначных решений, Ленин проявлял несгибаемость, как, например, в истории с Брестским миром, НЭПом, и, мобилизуя всю силу своего гения, в многодневной полемике с изощрёнными троцкистами и растерявшимися товарищами, убеждал большую часть партии в своей правоте и, следовательно, в победоносности самых, казалось бы, непопулярных решений.

Это самокритичное признание было сделано Сталиным в годы, когда люди хрущевско-евтушенковского типа, как киплинговские шакалы, беззастенчиво воспевали непревзойденную гениальность вождя всех времен и народов. Но лесть была слабой опорой в сталинские годы и поэтому, довольно часто, именно высокопоставленные льстецы оказывались там же, где содержались и откровенные враги коммунизма. Критерием подобного «отбора» являлся не недостаточный подхалимаж услужливых дураков, а отсутствие искренности в деле реализации партийной программы или некомпетентность, нанесшая ущерб народному хозяйству. В те годы было опасно вступать в ВКП(б) ради карьеры, если в душе ты не был готов работать добросовестно и столько, сколько потребует политическая обстановка. Тем не менее, как и предупреждал Ленин в 1918 г., «как только партия стала правящей, в неё полезла всякая сволочь». А не чванливых сволочей в природе просто не существует.

Есть множество оснований полагать, что одна из причин грандиозных побед Сталина (как и Ленина) над его теоретическими и практическими противниками кроется в важнейшей черте его личности - в отсутствии чванства , в его способности не переоценивать степень своей гениальности, а потому непрерывно, преодолевая усталость , работать над собой, не успокаиваясь на достигнутом, в его способности отделять подхалимов от соратников, искренне восторгаться гениальностью учителей, героизмом товарищей по борьбе, но идти в теории непременно дальше, добиваясь на практике, как учил Ленин, непременно большего.

Однако, несмотря на все сталинские усилия по улучшению кадрового состава партии, по развитию обществоведческой академической науки в СССР, одним из наименее разработанных вопросов теории современного марксизма-ленинизма был и остаётся вопрос о чванстве. Чванливые «видные» советские теоретики не продолжили исследование, начатое Лениным, чванства как мерзостного феномена мелкобуржуазной психологии. Они позволили себе беспринципно закопаться в мелких частностях, осыпать себя на этом поприще перхотью «учёных» званий, дипломов, медалей, гонораров и утонуть, в созданном ими самими, «ювенальном» море «комчванства».

О некоторых особенностях чванства советских «прорабов перестройки»

Как это не странно, но в период «перестройки» наиболее агрессивно на тезис о равенстве людей нападали те советские «интеллигенты», которые выросли в семьях русских, украинских, белорусских кухарок, рабочих и крестьян, местечковых евреев, в кавказских и азиатских аулах и кишлаках, т.е. люди, впервые за тысячелетнюю историю своих семей, наций и народностей получившие, например, высшее художественное или техническое образование за счет коммунизма. Многие из этих интеллигентов «в первом колене», в сложный для Советского Союза период, оплевали коммунизм и власть Советов «кухарок», хотя на тот момент больше половины мест в Советах уже занимали советские «интеллигенты» первой волны, т.е. дети этих самых «кухарок».

К числу основных идеологов движения псевдосоветской интеллигенции «из грязи в князи под дубом» следует отнести, например, писателей Астафьева, Адамовича, Айтматова, Аксёнова, Войновича, Бакланова, Василя Быкова, Белова, Вознесенского, Евтушенко, Даниила Гранина, Капутикян, Распутина, Рыбакова. С подачи этих «прорабов» перестройки, и «почвенников», и «западников», всех граждан СССР, не принявших рыночную «философию», в демократических СМИ стали презрительно именовать «совками». Как это не прискорбно, в стране осталось всего несколько известных интеллигентов, не поддавшихся жадности или страху, не потерявших перед всевластием олигархов ни совести, ни дара литературной речи, не плюнувших в лицо своей Матери - Родине коммунизма. Большинство же «интеллигентов», страшась безденежья, т.е. гнева спонсоров и скоординированного лая демократических СМИ, оболгали уникальную историю советского народа, как это до сих пор делают всевозможные парфеновы, сванидзе и правдюки.

В первые годы перестройки в среде технической и художественной интеллигенции господствовала эйфория. Многие спекулянты от науки поверили , что после развала СССР они превратятся во владельцев своей интеллектуальной собственности, патентуя, лицензируя и продавая которую, они, наконец, реализуют своё, как им казалось в те дни, объективное отличие от бездарных «совков» и, сказочно разбогатев, докажут всем не только своё отличие, но и своё природное величие. В годы советской власти их страшно угнетало то обстоятельство, что за свои «ландыши, ландыши», «Мишка, Мишка», «не сыпь мне соль на раны», они получали лишь немногим больше , чем шахтёры Кузбасса, нефтяники Тюмени, исследователи Космоса, Арктики и Антарктики.

Строго говоря, ситуация напоминала лето 1941 года, когда на границе с СССР стояли немецкие обыватели, которым «напели», что они - арийцы, а Гитлер пообещал, что каждый солдат, ничтожнейший у себя в «фатерлянде», после разрушения Советского Союза получит в собственность на Востоке много земли с русскими рабами и реально ощутит своё расовое превосходство. Это обещание превратило якобы «цивилизованных европейцев» в орды насильников и убийц. Движимые жаждой мелкой наживы, арийцы уничтожили в СССР, как подсчитали эксперты, за четыре года войны свыше 20 000 000 человек, из них только «некомбатантов», т.е. стариков, женщин и детей, более 11 000 000.

К лету 1991 году ситуация повторилась. Западная коротковолновая пропаганда «напела» советским обывателям «от науки и искусств» мысль, что они - духовные арийцы, «авангард» общества. В их сознание была внедрена та же идея: после разрушения Советского Союза они сразу реализуют свои превосходства над «совками». Как и немецкая солдатня, большинство чванливых интеллигентов упивалось мыслью о своём близком превращении в богатых людей, господствующих над «совковым» быдлом, т.е. использующих его, на сколько хватит больной фантазии.

Антикоммунизм в СССР временно победил. Москва, устоявшая против внешнего антикоммунизма в 1941, пала перед антикоммунистами внутренними в 1991. Как и в случае фашистской оккупации, временная победа рыночных демократов привела к тому, что население одной только РФ ежегодно (и только по официальной статистике) сокращается на 700 000 человек. Из них 8 000 человек ежегодно вообще просто пропадают без вести, без суда и следствия. Всё чаще и всерьёз звучит слова « сделали рабом ».

Иными словами, мотивы, по которым значительная часть советской интеллигенции обрушилась с критикой на «социалистическую уравниловку», не отличаются, ни по своей сущности, ни с точки зрения практических результатов, от мотивов, с которыми пьяная европейская солдатня и клинические прусские генералы накинулись 22 июня 1941 года на спящих советских людей. Сегодня сотни тысяч бывших граждан СССР без паспортов, без гражданских прав работают на строительстве «вилл» для «новых русских», порой за одну похлёбку, как украинские и белорусские девушки, вывезенные в годы войны на работу в фашистскую Германию.

Таким образом, практикой многих человеческих трагедий доказано, что в демократическом сознании сегодня господствует обыкновенное фашистское представление о том, что все люди раЗные , а, «следовательно», неравные . А раз люди не равны, «следовательно», говорят фашисты, люди не могут иметь одинаковый доступ к средствам существования , не говоря уже о средствах, делающих жизнь комфортной, содержательной, событийной . И именно поэтому во всей российской демократической прессе уже не стесняются использовать терминологию «третьего рейха» и называть бывших «совков» из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Молдавии, Украины, Таджикистана и Прибалтики, приехавших на заработки в Москву - « гастарбайтерами ». Все эти труженики в Москве, т.е. в столице своей недавней Родины, СССР, имеют беспрецедентные поражения в гражданских и имущественных правах. На улицах обеих демократических столиц РФ их периодически просто убивают. Рабский труд этих полуголодных и униженных, беспаспортных «гастарбайтеров» создаёт теперь виллы и миллиарды лишь для фигурантов уголовных дел о мошенничестве и журнала «Форбс».

Поэтому никто не должен изумляться разгулу фашизма, национализма, религиозного фанатизма (что фактически одно и то же), которые СЕГОДНЯ охватили практически все бывшие союзные республики. Давно пора понять, что между фашистскими и рыночно-демократическими представлениями по важнейшим вопросам бытия нет никакой принципиальной разницы. (Одно из мелких отличий «демократов» от фашистов состоит лишь в том, что откровенные фашисты делят общество на две неравные части, а откровенные либералы на много неравных «страт», меньшая из которых, олигархическая, во всех случаях, и при демократии, и при фашизме, тиранически господствует над всеми остальными людьми, над всеми материальными и финансовыми активами общества). Есть незначительные внешние различия в риторике, но нет различий в конечных целях. Например, в вопросе об антикоммунизме. Перестройку в СССР задумали и осуществили лица именно с фашистским мировоззрением независимо от того, как они сами себя называют: демократами, лимоновцами, баркашовцами, либералами, бандеровцами, ульманисовцами, «зелёными братьями», моджахедами, сионистами, «крымскими татарами», мусаватистами или дашнаками.

Терроризм, преступность, коррупция, воровство, мошенничество, конвейер заказных убийств, кража людей, массовая проституция, в том числе и чиновничья, эпидемия депопуляции, море безработицы, бездомности, беспризорности, захлестнувшие территорию бывшего СССР, показали, каковы были действительные ЦЕЛИ тех, кто наиболее рьяно и безоглядно призывал к разрушению Советского Союза, упивался «ювенальными морями» Жванецкого, духовного отца всех «выпускников кулинарного техникума». Коротко говоря, всё, что замышлял Гитлер в отношении Советского Союза, было сделано руками демократически настроенной интеллигенции, вплоть до обезлюживания территории РФ.

Однако под влиянием банковских крахов и успехов в возведении финансовых и квартирных «пирамид», «благодаря» информации журнала «Форбс» и террористическим актам в «Норд-Осте», в школе Беслана, в московском метрополитене и другим массовым трагедиям, незначительной части демократической интеллигенции и, особенно, студенческой молодежи стало чуть-чуть яснее, что поведение демократов и патриотов в годы «перестройки» было продиктовано, прежде всего, чванством, закономерно переходящим, по меткому самокритичному выражению Лужкова, в жлобство, и, во-вторых, гражданской трусостью, а не теми краснобайскими лозунгами о народовластии, с которыми, впавший в маразм Сахаров, выходил на первые демократически-патриотические митинги в Лужниках.

Что означает слово «чванство»

Естественно, что наиболее богатое толкование, с точки зрения истории живого великорусского языка, дано этому слову в словаре Даля. Чваниться - это значит спесивиться, зазнаваться, тщеславиться, надмеваться. Наиболее гадостная черта чванливого человека, согласно многовековым представлениям наших предков - это « требовать признания за собой каких-то особых достоинств». Хорошо сказано по поводу чванства и в народной пословице, приведённой Далем: «Чванство не ум, а недоумие. Чванством черт ему кафтан подстегал». Ясно, что Ленин, как всякий русский революционер, знал и о существовании этого явления, и о трудах Даля. Следовательно, разрабатывая «профессиограмму» коммуниста, он не мог не прийти к выводу о непригодности к строительству коммунизма человека, в котором высокомерие, самовлюблённость, зазнайство, глупость и обязательное хамство по отношению к ближним, существует « в одном флаконе » чванства. Поэтому, со временем, Ленин увидел именно в чванстве членов коммунистической партии наибольшую опасность для дела строительства коммунизма. Кто читал мемуары, например, Хрущева, Горбачёва, Ельцина, Яковлева, Калугина и других видных перевёртышей из КПСС, тот не мог не заметить органического единства всех перечисленных черт в характерах и поведении этих двуногих прямоходящих.

Слово чванство, в ленинском толковании, обозначает, прежде всего, психический комплекс, основанный на неадекватно завышенных самооценках, следовательно, феодально-рабовладельческих пристрастиях, доказывающих, что данный член партии не является коммунистом, что чванство в его поведении есть искреннее выражение эгоцентричности его мировоззрения и, следовательно, хамского отношения к окружающим людям как к существам более низкого происхождения. В ещё большей степени это определение соответствует современным «беспартийным» адвокатам купечества, таким, например, как Михалков-Кончаловский, Сванидзе, Правдюк. Ни один библейский пророк не изрекал свои постные истины с таким апломбом, с каким учат человечество эти виртуальные «халифы на час».

Но для дела коммунизма абсолютно смертельным является не чванство буржуазии и их приживалок - «отцов русской демократии», это их органика, а чванство, в которое постепенно стала погружаться партийная верхушка, периода хрущёвской «оттепели». Эту «оттепель» можно назвать рубежом в истории СССР, с которого началась реанимация дореволюционного сословного чванства в политическом руководстве страны, и, образно говоря, коммунизм в СССР пал под ударами чванливого хамства. Большинство бывших партийных секретарей национальных республик и обкомов после победы демократии показали свою истинную физиономию царьков, ханов и удельных князьков и всё то мерзостное, что им не позволялось делать при социализме.

Таким образом, если дать менее эмоциональное (но с учетом психиатрического аспекта) определение слову «чванство», то, с древнейших времён и до наших дней, чванливыми называли людей, одержимых манией величия, испытывающих острую, более чем эксгибиционистскую, потребность в демонстрации своих несуществующих «достоинств», в признании окружающими своей несуществующей высокородности, несуществующих преимуществ над другими людьми и тиранически насаждающих подобострастное отношение к себе, как к существу, вознесённому над толпой самим «провидением». Такие люди остро и мстительно переживают всякий случай отсутствия, как им кажется, должного к себе отношения со стороны «толпы», «совков», «кухарок». Как написал однажды в порыве откровения душелюб Окуджава: «Кухарку приставили как-то к рулю, / Дорвалась до власти, шалава. ». Нет сомнения, что Шалвович Б. цинично лукавил, когда призывал: «Возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Когда же представилась возможность высказаться искренно, то оказалось, что Шалвович мнит себя выше всяких там шалав-кухарок.

Если дать короткое определение, то чванство есть безосновательная, но деятельная, агрессивная претензия на тираническое отношение к людям.

Важнейшим же условием победы в строительстве коммунизма Ленин считал умение коммунистов решать двуединую задачу. Во-первых, быть по образованности и деловитости объективным лидером в среде трудящихся, т.е. УМЕТЬ ДЕЛАТЬ своё дело объективно лучше других, а во-вторых, УМЕТЬ , до известной степени, СЛИТЬСЯ с пролетарской массой, без чего невозможно её превращение в революционный рабочий класс. Хорош в этом смысле, литературный герой Шолохова, Давыдов, который личным примером доказывал возможность увеличения норм выработки. Только несомненным признанием за коммунистами и комиссарами сталинских времён именно таких качеств можно объяснить директивы гитлеровского командования об обязательном и немедленном расстреле коммунистов и комиссаров среди советских военнопленных.

Естественно, что чванство, если оно составляет основу личности члена партии, не позволяет ему сделать ни того, ни другого. Чванливый человек не способен адекватно относиться к собственным «талантам» и не способен относиться к другому человеку, как к равному . Более того, унижение ближнего есть занятие, доставляющее наибольшее удовольствие чванливому человеку, поскольку достижение реального превосходства есть дело трудное, а унижение достижимо уже при простом физическом или должностном превосходстве.

А, как известно, одним из исходных фундаментальных положений марксизма является именно тезис о равенстве людей. Эта аксиома имеет для строителей «здания» теории и практики бесклассового коммунистического общества почти такое же значение, как и аксиома Евклида о параллельности прямых - для всей научной геометрии. Однако именно детально разработанной теории бесклассового общества, т.е. общества равных людей, в арсенале СОВРЕМЕННЫХ коммунистов-теоретиков и нет. Достаточно много, хотя и поверхностно написано о классах и классовой борьбе, но о бесклассовом обществе, а тем более, о равенстве людей ничего глубокого в СОВРЕМЕННОЙ литературе найти невозможно.

Совершенно закономерно, что в условиях «вакуума», образовавшемся в современном марксизме по данной проблеме, именно демократическая пропаганда тезиса о «неравенстве» людей, о «кухаркиных детях» и «элитах», стенания «васисуалия» Лихачёва о «судьбах русской интеллигенции», сыграли гапоновскую роль в деле возрождения в СССР всех форм социального неравенства, паразитизма, национализма, религиозного фанатизма, разрушения хлипкого союза чванливой советской интеллигенции с рабочим классом и крестьянством.

Однако борьба за социальное равенство людей не является большевистским изобретением. Лозунг о равенстве людей был выдвинут против сословного, феодально-аристократического чванства, великими европейскими буржуазными революциями и, особенно отчетливо, французской. Кличь: «Свобода, равенство , братство», увлёк французов (и мелких лавочников, и пролетариев) своей «очевидностью» и «простотой», точно так, как ваучерная приватизация захватила бывшую советскую интеллигенцию. А поскольку основная масса митингующих и проливающих кровь на полях сражения за свободу, равенство , братство и ваучеры не спрашивала о сущности этих лозунгов, постольку будущие организаторы расстрелов первомайских демонстраций рабочих, проведения залоговых аукционов, т.е. будущие олигархи, не торопились объяснять французским обывателям и «всёзнающей» советской интеллигенции ни что такое «свобода» и кто, действительно, будет «свободным», ни что такое равенство , ни того, как братство оформится в «братву». Все эти понятия предполагалось «вдолбить» населению после победы перестройки в порядке сюрприза, с помощью дубинок ОМОНа и орд судебных приставов.

Более того, у спекулятивно мыслящих людей может возникнуть соблазн обвинить классиков марксизма-ленинизма в том, что они сами были непоследовательными в своём учении. Призывая к построению общества, в котором все люди равны более чем близнецы, и Маркс, и Ленин, критиковали тезис о «справедливой заработной плате» при капитализме, руководствуясь тем, что буржуазный принцип: «От каждого по способности, каждому по труду» не дает социальной справедливости, поскольку один и тот же принцип применяется к заведомо неравным людям. Поэтому у поклонников современной рыночной демократии есть спекулятивное основание для утверждения, что марксисты, якобы, ведут себя ненаучно, когда пропагандируют тезис о равенстве заведомо неравных людей. Дескать, о каком равенстве может идти речь, когда самим марксистам очевидна непохожесть людей друг на друга, выраженная индивидуальность их способностей, наклонностей, образованности и т.п. качеств личности.

ЧВАНСТВО

чванство — ЧВАНСТВО1, а, ср Качество характера, заключающееся в тщеславной гордости, в завышенной самооценке, проявляющихся в поведении, в отношении к другим; Син.: важничанье, кичливость, спесь, высокомерие, высокомерность, надменность, гордыня, спесивость … Толковый словарь русских существительных

чванство — а; ср. Тщеславная гордость, важничанье; кичливость, спесь. Кому л. свойственно ч. Делать что л. из чванства. Удивить кого л. своим чванством. * Иное дело пьянство, а иное чванство (Пушкин) … Энциклопедический словарь

Чванство — ср. Важничание, тщеславие, спесь; тщеславная гордость. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

чванство — чванство, чванства, чванства, чванств, чванству, чванствам, чванство, чванства, чванством, чванствами, чванстве, чванствах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

чванство — чв анство, а … Русский орфографический словарь

Читайте также: