31 особенности портландцемента для бетона для автомобильных дорог и аэродромов

Обновлено: 16.05.2024

11.5. Портландцемент для дорожного строительства

Бетонное покрытие автомобильных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов в процессе эксплуатации подвергается воздействию изгибающих нагрузок. В связи с этим оно должно обладать повышенной прочностью при изгибе и ударе, высокой деформативной способностью («мягко» воспринимать внешние нагрузки и внутренние напряжения, возникающие под действием изменений температуры или усадочных явлений без возникновения в бетоне напряжений, которые могут вызвать его разрушение). Такое покрытие должно иметь высокую плотность и морозостойкость, обладать малой усадкой и истираемостью.

Для дорожного строительства применяют портландцемент пластифицированный или гидрофобный портландцемент без минеральных добавок, изготовленный из клинкера нормированного (Н) состава, содержащего не более 8 % трехкальциевого алюмината. Начало схватывания такого цемента должно наступать не раньше 2 ч с момента его затворения. Для однослойных и двухслойных покрытий дорог и аэродромов используют цемент марок 400 и 500. В этот цемент вводят не более 15 % гранулированного доменного шлака; при этом остаток на сите № 008 должен быть меньше 12 %, а удельная поверхность — больше 280 м 2 /кг.

Для повышения морозостойкости и плотности бетона, снижения его водопотребности и расхода цемента в портландцемент при помоле или при изготовлении бетона с водой затворения вводят ПАВ (пластифицирующие или гидрофобизирующие, воздухововлекающие —нейтрализованная смола, мылонафт, асидол и т. д.), а также газовыделяющие пластифицирующие (ГКЖ-94). В последнее время для изготовления верхнего покрытия аэродромов и других дорог применяют напрягающий цемент, представляющий собой расширяющееся быстротвердеющее гидравлическое вяжущее, получаемое в результате совместного тонкого измельчения портландцементного клинкера, алюминатных или сульфоалюминатных материалов и гипса.

В отдельных случаях для дорожного строительства используют белый и цветные цементы, причем для их производства приготовляют клинкер требуемого нормативного химико-минералогического состава.

11.5. Портландцемент для производства асбестоцементных изделий

В связи с особенностями применения портландцемента в производстве асбестоцементных изделий в соответствии с ГОСТ 9835—77 к нему предъявляют специальные требования.

Портландцемент изготовляют из клинкера нормированного (Н) состава без минеральных добавок. Расчетное количество C3S в клинкере должно быть не менее 52 %, СзА в клинкере должно быть не менее 3 и не более 8 %, свободной извести (СаО)свобдолжно быть не более 1 %, a MgO — 5 %. Повышенное количество C3S ускоряет процесс гидратации и повышает прочность изделия. Присутствие повышенного количества С3А ухудшает фильтрационные свойства асбестоцементной массы и снижает производительность формовочных машин. Содержание повышенного количества СаО и MgO в цементе ухудшает прочность асбестоцемента при длительном его твердении.

Для асбестоцементных изделий применяют портландцемент марок 400 и 500 с соответствующим пределом прочности при изгибе 5,5 и 6 МПа, причем в 7-суточном возрасте предел прочности при изгибе для этих марок цемента должен быть не менее 4,3 и 4,7 МПа. Тонкость помола цемента должна быть не менее 2200 и не более 3200 см 2 /г, что приблизительно соответствует остатку на сите № 008 от 8 (не меньше) до 12 (не более) % массы просеянной пробы. Такие ограничения необходимы, чтобы зерна цемента прочно налипали на волокна асбеста, не выпадали в осадок из-за большой массы и чтобы зерна цемента не были очень мелкими, задерживались на пространственном каркасе из асбестового волокна, образующегося на техническом сукне, а не уносились с водой, отделяемой в сетчатых цилиндрах. Слишком тонкий помол цемента повышает его водопотребность, затрудняет процесс обезвоживания и уплотнения асбестоцементного наката. Цемент должен показывать равномерность изменения объема при испытании лепешек кипячением в воде. Начало схватывания цемента должно наступать не ранее, чем через 1 ч 30 мин, и не позднее, чем через 10 ч с момента затворения; SO3должно быть не менее 1,5 и не более 3,5 %.

В ряде случаев для изготовления асбестоцементных изделий могут применять белый и цветные цементы. Для их производства приготовляют клинкер требуемого нормированного химико-минералогического состава. Иногда для получения цветных асбестоцементных изделий применяют обычный серый портландцемент и в процессе приготовления вводят в асбестоцементную суспензию до 15 % минерального красителя, получая при этом окрашенные изделия в более темные тона по сравнению с тоном, получаемым при применении цветного цемента на основе клинкера белого цвета. В этом случае необходимо следить, чтобы при введении красителя не происходило снижения прочности и других показателей качества готовой продукции.

На некоторых предприятиях применяется технология производства асбестоцементных плиток и других изделий с применением в качестве вяжущего песчанистого портландцемента с содержанием в нем до 15 % кварцевого песка. Такой цемент используется с последующей обработкой отформованных изделий в автоклавах при давлении 4 МПа и более. В результате автоклавной обработки в атмосфере насыщенного пара при повышенной температуре происходит взаимодействие выделяющейся при гидратации клинкерных минералов извести и кремнезема из песка.

Дорожный портландцемент и его особенности

Дорожный портландцемент активно применяют при строительстве не только бетонных, мостовых дорог и покрытий аэродромов, но и других, весьма ответственных сооружений и конструкций в транспортном строительстве. Нередко его используют в изготовлении несущих элементов зданий и конструкций в гражданском и промышленном строительстве. Дорожный портландцемент обладает целым перечнем специфических свойств:

  • высокая прочность;
  • сопротивляемость износу;
  • морозостойкость;
  • стойкость к воздействию агрессивной среды;
  • деформационная способность.

Чтобы соответствовать всем высоким требованиям, дорожный портландцемент в своем составе имеет высокое содержание алита и алюмоферритной фазы, а содержание СЗА в клинкере не превышает 10%. Во время помола клинкера для дорожного портландцемента возможно добавление гидравлической добавки (гранулированного шлака), но не более 15%. Наличие каких-либо других минеральных добавок недопустимо. Они способны значительно снизить его основные качества, в том числе и морозостойкость.

При изготовлении дорожного бетона, как правило, используют цемент марки не ниже 300. Если вы хотите значительно повысить морозостойкость дорожного бетона, то можно добавить воздухововлекающие добавки. Однако не стоит забывать, что они способны в небольшой степени снизить прочность бетона. Такие добавки наиболее эффективны в бетонах с относительно небольшим расходом цемента.

При использовании дорожного портландцемента возникает необходимость нормировать его прочность на первых этапах, то есть на 1-2 сутки. Это связано с тем, что необходимо производить нарезку температурно-усадочных швов. Следует внимательно изучить поверхность: наличие характерных признаков ложного схватывания просто недопустимо.

Дорожный цемент

Как вы уже, наверное, догадались, дорожный цемент предназначен для строительства различных дорог, в том числе и в аэропорту. Требования к такому цементу предъявляют самые высокие , судите сами:

Чтобы добиться таких показателей, при помоле этого цемента следует добавить пластифицирующие, а также гидрофобно-пластифицирующие добавки. Здесь допустимо и добавление гранулированного доменного шлака, однако его количество не должно превышать 15% от всей массы цемента. Что касается С3А, то его количество в клинкере не должно быть больше 8%.

Дорожный цемент, как для однослойных, так и для двухслойных дорожных покрытий обязательно должен быть не ниже марки 300. Это очень важно, в противном случае, качество покрытия будет оставлять желать лучшего. В качестве основного составляющего дорожного покрытия может служить и шлакопортландцемент.

Шлакопортландцемент – это вид цемента, в состав которого входят портландцементный клинкер, гранулированный доменный шлак (30-60%) и гипс (5%). Характерно то, что для изготовления этого вида цемента можно использовать и основные и кислые доменные шлаки. Если говорить о прочности, то шлакопортландцемент выпускают 200-500 марки. Самым оптимальным вариантом для дорожного покрытия послужат 400 и 500 марки цемента.

Особенностью шлакопортландцемента является то, что при застывании он выделяет намного меньше тепла, чем обычный портландцемент. Он обладает большей водостойкостью, а также сопротивляемостью сульфатной коррозии. Что касается такого качества, как морозостойкость, то здесь шлакопортландцемент немного проигрывает обычному цементу. Отсюда, география применения его в качестве дорожного цемента достаточно ограничена.

Главной особенностью любого дорожного цемента является то, что он начинает схватываться не раньше, чем через несколько часов (тогда как обычный портландцемент схватывается через 45 минут) после затвердения. Такое положение дел позволяет привозить уже готовую бетонную смесь к месту ее заливки. Помимо шлакопортландцемента, при строительстве дорог и дорожных покрытий допустимо применение и напрягающего цемента.

Напрягающий цемент – это одна из многих разновидностей расширяющегося цемента. Он получается в итоге помола портландцементного клинкера (до 65%), гипсового камня и извести (5%) и глиноземистого шлака (15%). Напрягающий цемент в затвердевшем состоянии обладает высокой водостойкостью. Напрягающий цемент с малой энергией самонапряжения может послужить прекрасной основой для дорожного покрытия.

Если в состав цемента, который будут использовать для строительства дороги, изначально не входят пластифицирующие, гидрофобные или смешанные (гидрофобно-пластифицирующие) добавки, то их необходимо ввести самостоятельно во время приготовления бетонной смеси. Активные минеральные добавки в составе дорожного цемента допускать не следует, так как они значительно снижают его морозостойкость.

31 особенности портландцемента для бетона для автомобильных дорог и аэродромов

ГОСТ Р 55224-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕМЕНТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Cements for transport construction. Specifications

Дата введения 2013-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью Фирма "ЦЕМИСКОН" (ООО Фирма "ЦЕМИСКОН")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

Введение

* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к специальным цементам, применяемым в транспортном строительстве, классы прочности и типы по вещественному составу в зависимости от назначения цемента с учетом классификации и методов испытаний цементов, установленных в ГОСТ 30515, ГОСТ 31108 и ГОСТ 30744 соответственно.

В текст настоящего стандарта в отличие от ГОСТ 31108 включены следующие основные требования:

- классификация цементов для транспортного строительства по назначению;

- ограничения по типам и классам прочности цементов, которые могут применяться в транспортном строительстве;

- предел прочности на растяжение при изгибе цемента для бетонов дорожных и аэродромных покрытий;

- дополнительные требования к вещественному составу цемента и минералогическому составу клинкера.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на цементы, изготавливаемые на основе портландцементного клинкера нормированного состава и применяемые в транспортном строительстве для изготовления бетонов дорожных и аэродромных покрытий, мостовых конструкций, железобетонных изделий, в том числе железобетонных труб, шпал, опор линий электропередачи, бордюрного камня и др., а также для бетона дорожных оснований и укрепления грунтов, для которых специальные требования к минералогическому составу клинкера не предъявляются (далее - цементы), и устанавливает требования к цементам и компонентам их вещественного состава.

Требования настоящего стандарта допускается использовать при проектировании и изготовлении других железобетонных изделий и конструкций, если это не противоречит действующим нормативным документам на эти изделия и конструкции (стандартам, сводам правил и др.).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 310.4 Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии

ГОСТ 310.6 Цементы. Метод определения водоотделения

ГОСТ 3476 Шлаки доменные и электротермофосфорные гранулированные для производства цемента

ГОСТ 4013 Камень гипсовый и гипсоангидритовый для производства вяжущих материалов. Технические условия

ГОСТ 5382 Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа

ГОСТ ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ 10178 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия

ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 30515 Цементы. Общие технические условия

ГОСТ 30744 Цементы. Методы испытаний с использованием полифракционного песка

ГОСТ Р 51795 Цементы. Методы определения содержания минеральных добавок

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30515.

4 Классификация

4.1 По назначению цементы для транспортного строительства подразделяют на:

- цемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий;

- цемент для бетонов дорожных оснований;

- цемент для изготовления железобетонных изделий и мостовых конструкций, применяемых в транспортном строительстве;

- цемент для укрепления грунтов.

4.2 Классификация цементов, указанных в 4.1, по типам и классам прочности приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Типы и классы прочности цементов для транспортного строительства

Обозначение по назначению

Типы по вещественному составу

Для бетона дорожных и аэродромных покрытий

32,5Н; 32,5Б; 42,5Н; 42,5Б; 52,5Н; 52,5Б

Для бетона дорожных оснований

ЦЕМ II/А-Ш, ЦЕМ II/В-Ш, ЦЕМ Ill/A, ЦЕМ V/A**

Для железобетонных изделий и мостовых конструкций

32,5Н; 32,5Б; 42,5Н; 42,5Б; 52,5Н; 52,5Б

Для укрепления грунтов

Типы не устанавливают***. Содержание минеральных добавок допускается до 80% массы цемента без учета материалов, содержащих сульфат кальция

* Содержание доменного гранулированного шлака по ГОСТ 3476 в цементах типа ЦЕМ II/A-Ш должно быть не более 15% суммарной массы основных компонентов цемента.

** Композиционный цемент типа ЦЕМ V/A допускается применять для бетона дорожных оснований только на основании заключения о его пригодности, выданного испытательным центром, аккредитованным на право выполнения испытаний цементов или бетонов.

*** Возможность применения конкретного цемента должна быть подтверждена экспериментально.

Примечание - В настоящей таблице для цементов каждого назначения приведены разрешенные к применению типы и классы прочности цементов. В проектной документации указывают конкретный тип и класс прочности цемента из числа указанных в таблице, который должен быть применен при изготовлении бетонных и/или растворных смесей согласно данному проекту.

4.3 Условное обозначение цемента, кроме цемента для укрепления грунтов, должно включать в себя:

- наименование цемента по ГОСТ 31108;

- обозначение типа и класса прочности цемента в соответствии с таблицей 1;

- обозначение цемента по назначению в соответствии с таблицей 1;

- обозначение настоящего стандарта.

Пример условного обозначения портландцемента для бетона дорожных и аэродромных покрытий ДП, типа ЦЕМ I, класса прочности 42,5Н:

Портландцемент ЦЕМ I 42,5Н ДП ГОСТ Р

То же композиционного цемента для бетона дорожных оснований ДО, типа ЦЕМ V/A со смесью золы и шлака, класса прочности 32,5Н:

Композиционный цемент ЦЕМ V/A (Ш-З) 32,5Н ДО ГОСТ Р

В условное обозначение цемента допускается не включать его наименование по ГОСТ 31108, например:

ЦЕМ V/А (Ш-З) 32,5Н ДО ГОСТ Р

4.4 Условное обозначение цемента, предназначенного для укрепления грунтов, должно включать в себя слово "цемент", класс прочности цемента, обозначение по назначению УГ и обозначение настоящего стандарта.

Пример условного обозначения цемента класса прочности 22,5 Н для укрепления грунтов:

Цемент 22,5Н УГ ГОСТ Р

4.5 Условное обозначение цемента, в котором содержание щелочных оксидов не превышает 0,6% его массы, дополняют словом "низкощелочной" или обозначением "НЩ". Обозначение "НЩ" помещают после обозначения класса прочности цемента.

Пример условного обозначения низкощелочного цемента со шлаком для бетона дорожных и аэродромных покрытий, класса прочности 42,5Б:

Низкощелочной цемент ЦЕМ II/А-Ш 42,5Б ДП ГОСТ Р

или ЦЕМ II/А-Ш 42,5Б НЩ ДП ГОСТ Р

5 Технические требования

Цементы, применяемые в транспортном строительстве, должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться по технологической документации, утвержденной предприятием-изготовителем.

5.1 Вещественный состав цемента конкретного типа с учетом примечания к таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 31108.

5.2 Прочность на сжатие цемента конкретного класса прочности в возрасте 2; 7 и 28 сут должна соответствовать требованиям ГОСТ 31108.

Примечание - До отмены ГОСТ 10178 ориентировочное соотношение между марками цемента по ГОСТ 10178 и классами прочности по ГОСТ 31108, если необходимо, определяют по приложению А настоящего стандарта.

5.3 Прочность на растяжение при изгибе цемента для бетона дорожных и аэродромных покрытий должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.

31 особенности портландцемента для бетона для автомобильных дорог и аэродромов

Home / Бетон в Красногорске / Портландцементы для бетонных покрытий автомобильных дорог

Портландцементы для бетонных покрытий автомобильных дорог

Для сооружений современных автострад, строительства аэродромов, портовых и складских территорий, городских улиц и др. применяются покрытия преимущественно из цементного бетона и железобетона. Цементный бетон по сравнению с асфальтобетоном имеет много положительных свойств — он более прочен, менее подвержен действию повышенных температур в жаркое время года, обладает необходимым сопротивлением трению, возникающему при интенсивном движении транспорта, светлый, а это повышает безопасность движения ночью. Он относительно мало истирается (0,1 мм в год), толщина покрытия из него не превышает 16—22 см.

Достоинство цементио-бетонных покрытий — продолжительность службы примерно более 30 лет. Есть дороги, эксплуатируемые 50 лет и находящиеся в хорошем состоянии. У цементно-бетонных покрытий есть и некоторые недостатки: на отдельных участках дорог покрытие вспучивается, появляются трещины. Самый большой недостаток этих покрытий — необходимость устройства деформационных швов как вдоль, так и поперек дорожного полотна из-за усадки цемента. Цементно-бетонные покрытия нужно укладывать на прочные и морозостойкие основания.

Цемент в бетонном покрытии подвергается воздействию многих факторов; возникают температурные напряжения при солнечном облучении, нагреве от теплового потока горячих выхлопных газов автотранспорта, двигателей реактивных самолетов и др. Несмотря на небольшую толщину покрытия температуры внешней поверхности и нижнего слоя различаются, что может вызвать даже коробление плиты. Так, например, внешняя поверхность бетонных плит, охлажденная ночью, может покрываться трещинами оттого, что силы, вызывающие сжатие верхнего слоя, не могут вызвать соответствующего сжатия внутренней части плиты. Цемент в бетонном покрытии подвергается многократному замораживанию и оттаиванию, увлажнению и высыханию.

Поскольку покрытие выдерживает попеременно повторяющиеся нагрузки от движения транспорта и многократного действия атмосферных факторов, большое значение приобретает выносливость бетона. По данным ряда исследований предел выносливости цементного бетона составляет около 50—55% предела его прочности при сжатии и 30—70% при изгибе (при нагружениях до 2 млн. циклов). Цементный камень, его содержание в бетоне, структура и другие свойства влияют на выносливость бетона.

Замечено, что при подобных воздействиях разрушение бетона начинается с цементного камня. Микроразрушения в бетоне, образующиеся при первом нагружении, оказывают решающее влияние на прочность при воздействии многократно-повторяющейся нагрузки. Число нагружении, которые выдерживает бетон, зависит от того, насколько превышена граница RT. Переход через R° приводит к разрушению при многократно повторяющейся нагрузке, что было установлено по результатам испытаний на базе циклов повторения нагрузок; предел выносливости бетона при сжатии возрастает с увеличением призменной прочности.

Установлено, что повышение однородности структуры цементного камня увеличивает выносливость бетона.

Существует область оптимальныхзначений В/Ц=0,4—0,5, при которой выносливость наибольшая. Этому способствует также повышение удельного расхода цемента на 1 м3 бетона, а также применение цемента с повышенным содержанием алюмоферритов кальция. Добавка хлористого кальция уменьшает выносливость, в то время как поверхностно-активные вещества, в том числе и СДБ, улучшают степень однородности цементного камня и повышают выносливость бетона. Определенное влияние оказывает природа применяемого щебня. Было установлено И. М. Грушко, что наиболее высокие показатели выносливости достигаются при использовании известнякового щебня. Пропаривание снижает выносливость бетона. Известно, какое большое значение имеет сопротивление цементного бетона истиранию в дорожном покрытии; установлено, что сопротивляемость цементного камня истиранию значительно ниже, чем у заполнителя в бетоне, особенно если он характеризуется высокой твердостью. В дорожных и аэродромных покрытиях бетон разрушается под воздействием солей, преимущественно хлоридов, применяемых для оттаивания поверхности покрытия от снега и льда. Существенно влияет на долговечность цементно-бетонного покрытия и деформация грунтов основания — вспучивание при сильном увлажнении и замерзании. Мы видим, что цемент в бетоне дорожных покрытий должен противостоять действию разнообразных агрессивных факторов, что создает весьма тяжелые условия для его службы.

Цементно-бетонные покрытия бывают различными; они разделяются па монолитные и сборные, однослойные и двухслойные, армированные и неармированные, причем применяется как обычный бетон, так и предварительно напряженный. Цемент для каждой из этих конструкций должен удовлетворять дополнительным специфическим требованиям. Так, например, в связи с усадкой цемента устраивают швы сжатия, расширения, коробления и рабочие; однако в предварительно напряженных конструкциях нет швов сжатия, а расстояния между швами расширения достигают значительных размеров. В связи с этим в исследованиях, посвященных цементам для бетонов дорожных покрытий, значительное внимание уделялось тому, в какой степени физико-химические характеристики цемента влияют на качество бетонного дорожного покрытия. Несомненно, что цемент должен быть высокопрочным и быстро твердеть. Опыт эксплуатации автодорог и результаты исследований показывают, что современный алитовый высокопрочный портландцемент по строительно-техническим свойствам удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к бетонным дорожным покрытиям при введении в его состав добавок поверхностно-активных веществ.

У нас в стране выпускается специальный портландцемент для сооружения автомобильных дорог и аэродромных покрытий. В этот дорожный цемент при его помоле вводят пластифицирующие или гидрофобно-пла-стифицирующие добавки для повышения морозостойкости, выносливости и улучшения некоторых других свойств. В составе дорожного портландцемента допускается добавка гранулированного доменного шлака в количестве не более 15% массы цемента. Количество С3А в клинкере не должно превышать 8%. Портландцемент для однослойных и двухслойных покрытий должен быть не ниже марки 400, а для оснований капитальных усовершенствованных покрытий марки пе ниже 300. В этом случае можно применять и шлакопортландцемент.

Отличительной особенностью дорожного цемента является то, что начало его схватывания наступает не ранее 2 ч после затворения. Это позволяет перевозить пластичную бетонную смесь к месту ее укладки. Для цементно-бетонных покрытий можно применять шлакопортландцемент высоких марок, а также напрягающий портландцемент с малой энергией самонапряжения.

В состав бетонной смеси при се приготовлении следует вводить пластифицирующие, гидрофобно-пластифицирующие либо воздухововлекающие добавки, если они не входят в состав портландцемента.

Портландцементы для бетона дорожных и аэродромных покрытий

Бетон в дорожных покрытиях постоянно подвергается механическим, физическим и химическим воздействиям (температурным и влажностным колебаниям, влиянию дождевых и грунтовых вод и т. п.). Для обеспечения высокой долговечности дорожных бетонов их изготовляют на специальных цементах.

Для снижения водопотребности бетонных смесей и повышения морозостойкости бетона на этом цементе полезно вводить в них пластифицирующие, воздухововлекающие и гидрофобизирующие добавки (СДБ, асидол-мылонафт, СНВ, ГКЖ-Ю, ГКЖ-П и др.).

Портландцемент - вяжущее вещество, обладающее гидравлическими свойствами, состоящее из портландцементного клинкера, гипса и добавок.

Портландцемент характеризуют следующими способами:

· по химическому составу: общему (валовому) содержанию в цементе химических элементов, представленных в оксидной форме. Обычно в портландцементе определяют содержание СаО, SiO2, AI2O3, Fe2O3, MgO, К2О, Na2O, SO3, а также ионов Cl-. Такая характеристика является малоинформативной с позиций прогнозирования свойств цемента, поскольку содержание химического элемента не соотносится с определёнными фазовыми составляющими цемента; например, содержание диоксида кремния (SiO2), связанного в силикаты кальция, суммируется с количеством кремнезёма, входящего в состав гидравлической добавки без учёта распределения их в этих составляющих цемента. Тем не менее, при сертификации цемента такую характеристику применяют.

· по вещественному составу: содержанию клинкера, гипса и добавок в массовых %. При этом обычно указывается не только содержание добавок, но и их тип (шлак, зола, трепел и т.д.). Во многих случаях дополнительно приводят химический состав портландцементного клинкера, на основе которого произведён портландцемент. Химический состав клинкера характеризуют содержанием химических элементов в оксидной форме, в виде модульных характеристик (n, р) и коэффициента насыщения (КН), а также в виде расчётного минералогического состава клинкера.

· по фактическому фазово-минералогическому составу цемента: содержанию основных минералов и фаз, определённому инструментальными методами физико-химического анализа - петрографическим, рентгенофазовым и др. В этом случае состав цемента, наряду с фазами клинкера (алит, белит, алюмоферрит, алюминат), характеризуется содержанием минералов и фаз, входящих также в состав гипса и добавок. Такой способ характеристики состава цемента наиболее информативен с позиций прогнозирования его свойств, однако ограничено доступен производственным лабораториям.

Получение портландцемента хорошего качества зависит от содержания главнейших оксидов в клинкере, процент которых должен быть в пределах: CaO - 60-68%. SiO2 - 19-25%, оксида алюминия 4-8%, оксида железа 2-6%.

При содержании в портландцементе серного ангидрида SO3 более 3.5% или MgO более 4.5% наблюдается неравномерность изменения объема. Гидравлический модуль портландцемента 1.7 - 2.7. С целью увеличения содержания в портландцементе того или иного оксида в сырьевую смесь вводят корректирующие добавки, т.е. вещества, содержащие значительное количество того или иного оксида. При помоле клинкера добавляют до 5% гипса для регулирования сроков схватывания.

Улучшение некоторых свойств портландцемента и снижение его стоимости возможно путем введения до 15% активной минеральной добавки при измельчении клинкера. Портландцемент с активными минеральными добавками маркируют следующим образом: ПЦ 500Д15. Без добавок: ПЦ 500Д.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

31 особенности портландцемента для бетона для автомобильных дорог и аэродромов

Дороги автомобильные общего пользования

Automobile roads of general use. Cement. Technical requirements

Дата введения 2015-07-01
с правом досрочного применения

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения", ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Биотех", Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. N 179-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33174-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на цементы, изготавливаемые на основе портландцементного клинкера нормированного состава и применяемые для бетонов покрытий и оснований автомобильных дорог (далее - цементы), и устанавливает требования к цементам и их компонентам.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 310.4-81 Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии

ГОСТ 310.6-85 Цементы. Метод определения водоотделения

ГОСТ 3476-74 Шлаки доменные и электротермофосфорные гранулированные для производства цементов

ГОСТ 4013-82 Камень гипсовый и гипсоангидритовый для производства вяжущих материалов. Технические условия

ГОСТ 5382-91 Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа

ГОСТ 30515-2013 Цементы. Общие технические условия

ГОСТ 30744-2001 Цементы. Методы испытаний с использованием полифракционного песка

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30515.

4 Классификация

4.1 По назначению цементы подразделяют:

- на цемент для бетона покрытий автомобильных дорог (далее - цемент для бетона покрытий);

- на цемент для бетона оснований автомобильных дорог (далее - цемент для бетона оснований).

4.2 Классификация цементов, указанных в 4.1, по типам, классам и подклассам прочности приведена в таблице 1, вещественный состав - в разделе 5.

Таблица 1 - Типы и классы прочности цементов

Обозначение по назначению

Тип по вещественному составу

Для бетона покрытий

32,5Н; 32,5Б; 42,5Н; 42,5Б; 52,5Н; 52,5Б

Для бетона оснований

ЦЕМ II/А-Ш, ЦЕМ II/В-Ш, ЦЕМ Ill/A, ЦЕМ V/A

4.3 Допускается использовать типы и классы цемента для бетона покрытий по таблице 1 для бетона оснований.

4.4 Композиционный цемент типа ЦЕМ V/A допускается применять для бетона оснований только после предварительных обосновывающих исследований в аккредитованной лаборатории, в том числе, в сравнении с цементом ЦЕМ I.

4.5 Условное обозначение цемента должно включать в себя:

- наименование цемента по ГОСТ 31108;

- обозначение типа, класса и подкласса прочности цемента в соответствии с таблицей 1;

- обозначение цемента по назначению в соответствии с таблицей 1;

- обозначение настоящего стандарта.

Примеры

1 Условное обозначение портландцемента для бетона покрытий ДП, типа ЦЕМ I, класса прочности 42,5, нормальнотвердеющего:

Портландцемент ЦЕМ I 42,5Н ДП ГОСТ 33174-2014.

2 Условное обозначение композиционного цемента для бетона оснований ДО, типа ЦЕМ V/А со смесью шkака и золы, класса прочности 32,5, нормальнотвердеющего:

Композиционный цемент ЦЕМ V/А (Ш-З) 32,5Н ДО ГОСТ 33174-2014.

В условное обозначение цемента допускается не включать его наименование по ГОСТ 31108.

Пример - ЦЕМ V/A (Ш-З) 32,5Н ДО ГОСТ 33174-2014.

5 Технические требования

5.1 Цементы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и быть изготовлены по технологической документации, утвержденной предприятием-изготовителем.

5.2 Вещественный состав цемента конкретного типа должен соответствовать ГОСТ 31108.

5.3 Прочность на сжатие цемента конкретного класса прочности в возрасте 2, 7 и 28 сут должна соответствовать требованиям ГОСТ 31108. Ориентировочное соотношение между прочностью цемента по ГОСТ 310.4 и по ГОСТ 30744 допускается определять в соответствии с приложением А.

Сроки схватывания цемента должны соответствовать требованиям 5.6.

5.4 Прочность на растяжение при изгибе цемента для бетона покрытий и оснований должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.

Читайте также: