Возведение зданий в специальных опалубках

Обновлено: 25.04.2024

Возведение зданий в специальных опалубках

Греющие опалубки

Щиты такой опалубки снабжены нагревательными элементами, смонтированными с тыльной стороны палубы и закрытым слоем утеплителя. Нагревательными элементами могут быть снабжены щиты любой опалубки (мелкощитой, крупнощитовой, объемно-переставной, катучей, скользящей и т.д.).

Греющие опалубки применяют при бетонировании в зимних условиях, а также для ускорения твердения в летних условиях с целью ускорения работ и сокращения производственного цикла. Передача тепла в таких опалубках происходит путем теплопроводности, т.е. контактным способом от нагретой поверхности опалубки к примыкающему бетону.

Греющая опалубка имеет палубу из металлического листа или из водостойкой фанеры, с тыльной стороны которой расположены электрические нагревательные элементы. В качестве нагревательных элементов могут быть использованы:

-греющие провода и кабели;

- углеродные ленточные нагреватели;

Обычно нагреватели изолируют с двух сторон прокладкой тонких асбестовых листов и дополнительно покрывают теплоизоляцией.

Щиты греющей опалубки могут иметь любые размеры в плане. Их можно устанавливать в наружной и внутренней стороны палубы, но оптимальным считается их расположение между щитами палубы на расстоянии 5-6 мм от внутренней поверхности.

Температура на рабочей поверхности составляет в пределах 80-120 градусов, для получения 70 процентов марочной прочности достаточно эксплуатации щитов греющей опалубки в течение 24-36 часов в зависимости от температуры наружного воздуха.

В греющую опалубку может быть переоборудована любая инвентарная опалубка. Такую опалубку применяют при возведении тонкостенных и среднемассивных конструкций, а также при замоноличивании узлов сборных железобетонных конструкций.

Иногда применяют термоактивное покрытие ТРАП – легкое, гибкое устройство с углеродными ленточными нагревателями или греющими проводами, обеспечивающими нагрев поверхности до 50 градусов. Основой покрытия является стеклохолст, к которому крепятся нагреватели. Покрытие может иметь разные размеры. Для его крепления предусмотрены специальные зажимы.. Покрытие можно располагать на вертикальные, горизонтальные и наклонные поверхности. После использования покрытие сворачивают. ТРАП используют для интенсификации твердения плит перекрытия и покрытия, подготовок под полы.

Пневматическая опалубка

Для возведения сооружений и отдельных элементов криволинейной поверхности экономически целесообразно использовать пневматическую опалубку. Ее применяют для возведения:

- покрытий купольных сооружений диаметром до 36 м;

- сводчатых тонкостенных конструкций пролетом 12-18 м;

- производственные здания – склады, ангары, хранилища.

Этот вид опалубки выполняется в виде гибкой оболочки из высокопрочной прорезиненной ткани толщиной 0,3…0,5 мм или прочной полимерной пленки, пленки из резинолатексных материалов, наполненной сжатым воздухом или пневматически поддерживающих элементов с формообразующей оболочкой. В рабочем положении опалубка поддерживается за счет избыточного давления воздуха. Опалубку раскраивают по специальным выкройкам, сшивают, а швы проклеивают тем же материалом. Опалубку закрепляют по контуру основания, затем в нее нагнетают воздух под давлением 0,05 МПа.

Перед бетонированием ее поверхность покрывают эмульсионной смазкой. Армирование выполняют из дисперсного армированного стекловолокна или из обычного сетчатого армирования. Бетон наносят набрызгом или послойно. После приобретения бетоном проектной прочности опалубку от бетона отделяют. Для ускоренного твердения бетона возможна подача в опалубку пара или подогретого воздуха.

Достоинства. Возможность возведения в труднодоступных местах, небольшие затраты на доставку, монтаж и эксплуатацию, малая масса, высокая оборачиваемость и низкая трудоемкость.

При работе с пневмоопалубкой необходимо постоянно поддерживать в ней рабочее давление порядка 1,2 КПа. Воздухоподающая установка должна работать в автоматическом режиме, а давление контролироваться манометрами.

Нанесение бетонной смеси производят установкой пневмобетон снизу от фундамента вверх к замку по зонам и на полную конструктивную высоту. Рабочие располагаются на автогидроподъемнике, толщина слоя набрызга контролируется путем предварительной установки на опалубке специальных маяков, показывающих проектную толщину конструкции.

Перед нанесением слоев бетона поверхность должна быть тщательно увлажнена. Разница по срокам нанесения на смежных участках опалубки не должна превышать 2-4 часов, так как при больших сроках деформации опалубки могут вызывать нарушение структуры твердеющего бетона.

Для предотвращения высушивания твердеющего бетона его поверхность сразу после укладки слоя покрывают методом напыления защитной пленкой, препятствующей испарению воды.

После достижения проектной прочности осуществляют распалубливание. Сначала снимают внутреннее давление в системе и опалубке, а затем демонтируют крепежные устройства. Опалубка легко отделяется от затвердевших поверхностей. После очистки опалубка сворачивается и подготавливается для повторного использования.

Несъемная опалубка

Несъемная опалубка после укладки монолитного бетона и завершения последующих процессов остается в теле забетонированной конструкции и работает в ней как одно целое. Эта опалубка образует форму поверхности, защищает от атмосферных воздействий, улучшает режим твердения бетона.

В качестве материала несъемной опалубки может применяться стальной профилированный настил, различный листовой материал, керамические и стеклянные блоки и даже металлическая сетка. Опалубку можно выполнять из плоских ребристых или корытообразных плит, изготовляемых из бетона, железобетона, армоцемента, стеклоцемента, фиброцемента. Такие плиты применяют для бетонирования монолитных конструкций простой конфигурации и с большими опалубливаемыми поверхностями. Их устанавливают в проектное положение с помощью крана, внешние плоскости этих элементов должны совпадать с поверхностью возводимой монолитной конструкции. Крепление этих плит производят путем сварки их выпусков и армокаркаса монолитной конструкции. Возможны также варианты крепления с помощью инвентарных крепежных и поддерживающих устройств (прогонов, подкосов, схваток), которые после бетонирования и набора прочности снимают и применяют повторно.

В зависимости от функционального назначения опалубку можно использовать как:

В любом случае эти элементы являются наружной поверхностью возводимой конструкции, поэтому они могут иметь различную фактуру и отделку.

Достоинство. Применение несъемной опалубки дает возможность сокращения трудозатрат примерно в 2 раза за счет исключения демонтажа опалубки, сокращения трудозатрат на отделку фасадов, исключение отделочных работ.

При возведении жилых зданий применяют специальные двухслойные плиты, которые одновременно выполняют функции опалубки и декоративно-теплоизоляционного слоя для фасадных стен. Иногда опалубку устанавливают с внутренней и наружной поверхности конструкции, а пространство между ними заполняют теплоизоляционным слоем - пенобетоном, поризованным бетоном, пено-фосфогипсом.

Несъемная опалубка имеет большое будущее в монолитном домостроении.

Литература

1. Технология строительных процессов. Под ред. Н.Н. Данилова и О.М. Терентьева. – М., Высшая школа, 2001. - 464 с.

2. Технология строительного производства. Под ред. Н.А. Смирнова. – Л., Стройиздат, 1978. - 544 с.

3. Евдокимов В.А. Механизация и автоматизация строительного производства. - Ленинград, Высшая школа, 1985 .- 458.

4. Шестопалов К.К. Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины. – М., Мастерство, 2002 .

5. Технологія спорудження сільських виробничих будівель (Л.Г. Єрісова, Б.І. Завалій та ін.). – К.. Урожай, 1994. - 320 с.

6. Технология строительного производства: Справочник/ С.Я.Луцкий, С.С. Атаев, Л.И. Бланк и др.; Под ред. С.Я. Луцкого, С.С. Атаева. – М.: Высшая школа, 1991.- 384 с.: ил.

7. Технология строительных процессов: Учеб./А.А.Афанасьев, Н.Н.Данилов, В.Д.Копылов и др.; Под ред. Н.Н.Данилова, О.М.Терентьева. – 2-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 2001.- 464 с.: ил.

8. Технология возведения зданий и сооружений: Учеб. Для вузов / Теличенко В.И., Лапидус А.А., Терентьев О.М. и др.; – М., Высшая школа, 2001.- 320 с.: ил.

Возведение зданий в разборно-переставных опалубках

Разборно-переставные опалубки бывают двух типов: мелкощитовые и крупнощитовые. Установку первых можно осуществлять вручную, крупнощитовая опалубка требует кранового монтажа. Современные системы опалубок применимы для бетонирования фундаментов, колонн, ригелей, стен, перекрытий и других конструктивных элементов зданий.

Мелкощитовая опалубка. Она состоит из нескольких типов небольших по размеру щитов, выполненных из стали, фанеры, или комбинированных, а также элементов креплений и поддерживающих устройств. Щиты имеют площадь не более 3 м2, масса одного элемента такой опалубки не должна превышать 50 кг, что позволяет при необходимости устанавливать и разбирать опалубку вручную. При этом выдерживается боковое давление бетонной смеси на опалубку до 0,6 кПа. Для использования механизмов и снижения трудозатрат щиты опалубки можно предварительно собрать в крупноразмерные плоские опалубочные панели или пространственные блоки, которые будут устанавливаться и сниматься с помощью кранов.

Мелкощитовые опалубки отличаются высокой универсальностью, их можно использовать для возведения самых различных конструкций - фундаментов, колонн, стен, балок, перекрытий. Тщательная обработка поверхности фанерной палубы дает возможность эксплуатировать ее до 200 циклов. Простота крепления опалубочных щитов к каркасу позволяет быстро заменять изношенную палубу.

Технологичность монтажа и демонтажа опалубочных систем определяется прежде всего конструкцией соединительных элементов. В отечественных опалубках применяют замковые соединения в виде муфты или металлического стержня с чекой и болтовые соединения. Такое решение замкового соединения требует больших усилий и значительных трудозатрат при разборке, а особенно при заклинивании. При укрупнительной сборке часто используют морально устаревшие болтовые соединения, зарубежный же опыт основан на исключении болтовых соединений.

Существенным недостатком мелкощитовых опалубок являются большие трудозатраты на установку и снятие опалубки, низкий уровень механизации этих процессов.

Крупнощитовая опалубка. Опалубка включает щиты площадью 3. 20 м2 повышенной несущей способности и применяется для конструкций с большими опалубливаемыми поверхностями. Элементы опалубки совмещают в себе палубу с поддерживающими прогонами и ребрами. Увеличение размеров щитов опалубки позволяет резко снизить трудоемкость работ по опалубливанию конструкций и более полно реализовать комплексную механизацию процессов. Крупнощитовая опалубка наиболее универсальна и мобильна в использовании и позволяет существенно улучшить качество конструкций за счет снижения числа сопряжений, при этом высоту щита принимают равной высоте яруса бетонирования.

Опалубка предназначена для возведения крупноразмерных монолитных конструкций самых разнообразных сооружений, установка и снятие опалубки осуществляется только кранами. Щиты опалубки являются самонесущими и включают палубу, элементы жесткости щита и несущие конструкции. Такие щиты оборудуют подмостями, подкосами для установки и первоначальной выверки, регулировочными домкратами.

Крупнощитовая опалубка применима практически для всех конструктивных элементов зданий и сооружений: фундаментов, наружных и внутренних стен, колонн, перекрытий. Наибольшее распространение опалубка нашла при строительстве жилых и гражданских зданий.

В зависимости от толщины бетонируемой конструкции и требований к качеству поверхностей щит опалубки выполняют из несущего каркаса и палубы на всю плоскость опалубливания или собирают опалубочную панель из отдельных инвентарных щитов, объединяемых системой замков. Две противостоящие опалубочные панели соединяются между собой системой горизонтальных винтовых стяжек, пропускаемых через тело будущей бетонной конструкции и устанавливаемых до бетонирования. Для обеспечения устойчивости опалубки и выверки ее в проектное положение используют различные системы подкосов и раскосов, снабженные механическими винтовыми домкратами и регулировочными устройствами.

Опалубку стен устанавливают в два этапа. Сначала монтируют арматурный каркас, затем - опалубку с одной стороны стены на всю высоту этажа и на последнем этапе работ - опалубку со второй стороны. При приемке опалубки контролируют геометрические размеры, совпадение осей, вертикальность и горизонтальность опалубочных щитов, закладные детали, плотность стыков и швов.

Бетонную смесь в опалубку укладывают сверху с закрепленных на ней консольных подмостей, располагаемых с наружной стороны щита. Бетонирование стен ведут участками, границами обычно служат дверные проемы. Разгрузку бункера с бетонной смесью осуществляют всегда в нескольких точках, при этом смесь в опалубку укладывается слоями толщиной 30. 40 см с уплотнением глубинными вибраторами сразу при укладке. Для восприятия давления бетонной смеси при установке опалубки используют специальные инвентарные втулки, а иногда и дополнительные вкладыши. Щиты опалубки для стен и перекрыий часто выполняют на размер бетонируемой площади (ячейки здания); эта площадь не должна превышать 70 м2.

Опалубка перекрытий. При установке опалубки балочного перекрытия последовательность работ будет следующей. Сначала устанавливают арматурный каркас колонн, далее монтируют опалубку колонн с закреплением винтовыми стяжками или хомутами и раскреплением в 2. 3 уровнях раскосами. Для сопряжения с вышерасположенными конструкциями арматуру колонн выпускают выше верхнего обреза опалубки на 40. 50 см. Далее бетонируют колонны. После этого на специальные вырезы в опалубке колонн укладывают щиты днища балок или прогонов, под них устанавливают и выверяют по высоте поддерживающие телескопические стойки или пространственные опоры. Стойки для пространственной жесткости устанавливают на треногах. После установки боковых щитов опалубки балок и соединения их между собой горизонтальными винтовыми стяжками их скрепляют со щитом днища. На следующем этапе устанавливают стойки под второстепенные деревянные балки, по ним расстилают палубу из влагостойкой фанеры.

После укладки арматурных каркасов и сеток прокладки трубок для внутренних проводок осуществляют бетонирование. Разборку опалубки рекомендуется выполнять после набора бетоном распалубочной прочности и в последовательности, обратной установке опалубки.

Возведение зданий в вертикально перемещаемых опалубках

Подъемно-переставная опалубка. Опалубку применяют для возведения специальных сооружений постоянного и переменного сечений по высоте, чаще всего имеющих конусообразную направленность вверх - труб, градирен, силосных сооружений и т. д. Опалубка состоит из наружных и внутренних щитов, отделяемых от бетона при установке на новый ярус, элементов креплений и поддерживающих устройств, рабочего настила и подъемных приспособлений (рис. 24.1).

Наружную опалубку набирают из панелей прямоугольной и трапециевидной формы, изготовленных из стального листа толщиной 2 мм, обрамленного металлическими уголками или влагостойкой фанерой толщиной 20. 22 мм, устанавливаемой на металлический каркас.

Внутреннюю опалубку собирают из двух ярусов щитов меньших размеров. Для перемещения опалубки предусмотрена подъемная головка, опирающаяся на шахтный подъемник. При подъеме опалубки головка отрывается от подъемника на высоту 2,5 м, на этом цикл работ по возведению очередного яруса заканчивают, переставляют опалубку, наращивают дополнительное звено подъемника.

Скользящая опалубка. Скользящая опалубка подвижна, ее поднимают вверх без перерыва в бетонировании и применяют при возведении высотных железобетонных сооружений с монолитными вертикальными стенами постоянного, а в последнее время и переменного сечений. Применение опалубки особенно эффективно при строительстве высотных зданий (16. 24 этажа) и сооружений с минимальным количеством оконных и дверных проемов, закладных деталей и элементов (рис. 24.2). К ним относятся хранилища различных материалов, дымовые трубы высотой до 400 м, градирни, ядра жесткости высотных зданий, резервуары для воды, радио- и телевизионные башни. Важным достоинством возведения таких объектов в скользящей опалубке является значительное повышение темпов строительства, снижение трудоемкости, стоимости, сроков работ.

Скользящая опалубка позволяет расширить гамму архитектурно-планировочных решений, обеспечивает улучшение звукоизоляции сооружения, повышает теплотехнические характеристики здания. При возведении зданий в сейсмических районах решается проблема их надежности и сейсмостойкости.

Опалубка состоит из двух одинаковой высоты внутренних и наружных щитов (рис. 24.3) неизменяемой конструкции. Неизменяемость щитов обеспечивается опалубочными балками, располагаемыми в два яруса по высоте щитов по всему их контуру с наружной и внутренней стороны. Балки, в свою очередь, передают усилия на металлические домкратные рамы, располагаемые над опалубкой по всему ее периметру и передающие массу всей опалубки на домкратные стержни диаметром 22. 28 мм и длиной до 6 м. Вместо стержней могут быть применены трубы, расстояние между которыми, а значит и между домкратными рамами, определяется расчетами в зависимости от действующих на стержни нагрузок и не превышает 2 м при круглых стержнях и 1,2. 1,4 м при прямоугольных. Несущая способность стержней должна быть больше всех действующих на них усилий и нагрузок. Домкратные стержни внизу крепят с помощью электросварки к арматурному выпуску из фундамента здания. Стержни наращивают по высоте, стык выполняют на резьбе; в нижнем стержне имеется выточка с внутренней резьбой, в верхнем стержне - хвостовик с наружной резьбой. Целесообразно, чтобы стыки соседних арматурных стержней располагались на разных уровнях.

Минимальная толщина стенок бетонируемой конструкции определяется расчетом и равна 12 см. Необходимо обеспечивать такие порядок и темп работ, чтобы при подъеме опалубки не происходил отрыв бетона за счет сил трения. При толщине стенки 12 см масса

бетона, свежеуложенного выше образовавшегося зазора между опалубкой и ранее уложенным бетоном, будет больше сил трения между бетоном и стенками опалубки. Для колонн с учетом малой площади сечения при относительно большом периметре опалубки минимальная толщина стенок должна быть не менее 25 см.

Подъем опалубки начинают сразу после укладки в нее бетонной смеси. Опалубочные щиты в процессе подъема не отрываются от бетона, а скользят по его поверхности. Скорость подъема опалубки составляет 1. 4 см/мин. При такой скорости вполне достаточно времени для выполнения всего цикла бетонирования – установки арматуры, закладных частей и элементов, наращивания домкратных стержней, укладки и уплотнения бетонной смеси.

Возведение зданий в скользящей опалубке требует строгого выполнения технологических требований: высокое качество бетонной смеси (подвижность, вязкость, удобоукладываемость),

непрерывность бетонирования,строгая вертикальность движения опалубки, доставка бетонной смеси по графику бетонирования, непрерывность работ по установке арматуры.

Возведение жилых зданий в скользящей опалубке - комплексный процесс, который включает в себя установку и выверку опалубки, армирование конструкций, наращивание домкратных стержней, установку закладных деталей, проемообразователей для оконных и дверных блоков, уход за бетоном и т. д. Эти процессы должны быть увязаны во времени. Армирование стен следует осуществлять параллельно с бетонированием, без отставаний, проемообразователи необходимо устанавливать до монтажа и вязки арматурных каркасов.

Бетонная смесь подвижностью 6. 8 см считается оптимальной. Применение литой смеси сокращает до минимума трудоемкость разравнивания, уплотнения и отделки горизонтальных поверхностей, в том числе и перекрытий. Даже при отсутствии пластифицирующих добавок бетонная смесь может иметь подвижность 4. 6 см и подаваться в конструкции с помощью пневмоустановок.

Междуэтажные перекрытия быть устроены несколькими способами:

а) Сборно-монолитные перекрытия. Сборные ж/бетонные плиты устана-вливаются в проектное положение после окончания бетонирования стен и демонтажа скользящей опалубки. Плиты перекрытий устанавливаются на монтажные столики и имеют выпуски рабочей арматуры, которые свариваются с аналогичными выпусками стен. После сварки монтажный участок омоноличивается.

К недостаткам этого способа следует отнести «слепой» способ монтажа плит, а это вызывает много трудностей. Здание в этом случае нужно рассчитывать на восприятие горизонтальных нагрузок при работе без перекрытий, что ведёт к усилению армирования стен. Кроме этого примерно в 1,5раза возрастает трудоёмкость (по сравнению с монолит- ным вариантом), на 10% расход металла, на15% накладные расходы.

б) Монолитные, бетонируемые «снизу вверх» после возведения стен. Перекрытия выполняются после демонтажа скользящей опалубки, начиная с нижнего этажа. Применяется сборно-разборная щитовая опалубка для перекрытий, с опорой на нижележащий этаж через стойки. Бетонирование ведётся поэтажно, к работам на новом ярусе приступают только после полного завершения работ на предыдущем перекрытии и набора расчётной прочности бетоном (с учётом нагрузок от опалубки и свежеуложенной бетонной смеси).

в) Совмещённый способ. Бетонирование перекрытий совмещается с возведением стен. Для удобства ведения работ внутренние щиты опалубки делают короче наружных на толщину перекрытия. После завершения бетонирования стен на этаже скользящая опалубка останавливается строго на уровне перекрытия. Армирование и бетонирование производится через специальные проёмы в рабочем настиле, что очень неудобно с точки зрения производства работ. Эта технология сложная и трудоёмкая.

г) Бетонирование «сверху - вниз». Способ применяется при возведении стен на полную высоту. Не демонтируя скользящую опалубку, на её рабочем настиле устанавливают специальные лебёдки с гибкими тягами, на которые подвешивается инвентарная опалубка перекрытий, состоящая из телескопических прогонов и щитов. Бетонирование, при помощи бетононасосов ведётся от верхнего перекрытия к нижнему. После приобретения бетоном распалубочной прочности опалубка отрывается от бетона и перемещается вниз на отметку следующего этажа. Для пропуска тяг в перекрытиях предусматриваются монтажные проёмы.

д) Бетонирование с отставанием на 2-3 этажа. Это частный случай способа «снизу- вверх». Применяется в большинстве случаев. Удобен при многозахватной системе организации работ, при наличии нескольких комплектов опалубки.

Блок-формы. Эта пространственная конструкция нашла широкое применение в практике монолитного строительства, так как позволяет изготавливать различные конструктивные элементы зданий. Получили распространение универсальные, разъемные и

переналаживаемые блок-формы, собираемые в основном из стальных щитов на разъемных, шарнирных креплениях или при помощи сварки.

Наиболее часто блок-формы применяют для ступенчатых фундаментов. Для возведения фундаментов небольших размеров (объемом 1,5. 2 м3) используют неразъемную опалубку (рис. 24.8, а). В ней палуба ступеней располагается с небольшой конусностью, что значительно снижает силы трения,возникающие при распалубливании. Использование различных вставок и доборных элементов позволяет использовать одну форму для изготовления 10. 20 типоразмеров фундаментов.

Иногда в блочную опалубку заранее помещают и закрепляют арматурный каркас и затем весь блок устанавливают в проектное положение. Такую конструкцию, состоящую из арматурного каркаса и опалубки, называют арматурно-опалубочным блоком.

Блочная опалубка. Конструктивное решение блочной опалубки позволяет возводить как полностью монолитные, так и сборно-монолитные общественные и жилые здания.

Крупноблочную опалубку с металлической палубой часто применяют для бетонирования замкнутых ячеек стен при небольших пролетах. Она представляет собой опалубку ячейки, состоящую из четырех стен, объединенных в единый блок, целиком устанавливаемый и впоследствии извлекаемый после бетонирования краном. Перед демонтажом с помощью механических или гидравлических домкратов откидываются вставки и сближаются щиты опалубки.

Наиболее целесообразно использовать крупноблочную опалубку для бетонирования лифтовых шахт и стен лестничных клеток.

Оптимальной организации и технологии работ можно добиться, если здание разбивают на 3. 4 захватки, комплект опалубки рассчитан на одну или даже две захватки, работы ведут поточным способом.

Организация и технология возведения зданий и сооружений. Гребенник Р.А., Гребенник В.Р.


В книге изложены современные методы организации и технологии возведения зданий и сооружений на примерах строительства жилых и гражданский зданий, а также одноэтажных производственных зданий. В качестве ведущего технологического процесса рассмотрен монтаж конструкции зданий и сооружений. Вопросы организации строительства комплексов зданий изложены применительно к застройке городских массивов.
Показаны особенности организационно-технологических решений для условий реконструкции объектов.

Для студентов строительных вузов. Книга может быть использована для повышения квалификации дипломированных специалистов.

Содержание

Предисловие

Глава 1 Организационно-технологическое обеспечение строительства объектов и их комплексов

1.1 Проектирование организации и технологии строительства объектов и их

1.1.1 Состав и содержание ПОС на комплекс объектов

1.1.2 Особенности разработки календарного плана

1.1.3 Состав и содержание ППР на объект

1.1.4 Специфика проектирования монтажных работ

1.1.5 Особенности разработки организационно-технологической

документации для условий реконструкции

1.2 Очередность возведения зданий и последовательность производства работ

1.2.1 Выбор метода организации строительства объектов

1.2.2 Проектирование очередности и сроков строительства объектов

городской застройки в ПОС

1.2.3 Последовательность производства работ

1.2.4 Работы подготовительного периода

1.2.5 Организационно-технологическая подготовка строительства

Глава 2 Работы нулевого цикла

2.1 Устройство котлованов и траншей

2.2 Подготовка грунтового основания

2.3 Устройство свайных оснований

2.4 Устройство свай с применением разрядно-импульсной технологии

2.5 Устройство монолитных фундаментов

2.5.1 Устройство опалубки фундаментных плит и отдельных фундаментов

2.5.2 Армирование монолитных конструкций

2.5.3 Бетонирование конструкций

2.6 Монтаж конструкций нулевого цикла

2.6.1 Устройство полносборных ленточных фундаментов

2.6.2 Монтаж фундаментных блоков и стеновых панелей

2.6.3 Монтаж стеновых панелей подземной части домов повышенной этажности

2.7 Устройство подземных сооружений

2.7.1 Устройство подземных сооружений и ограждающих конструкций методом «стена в грунте»

2.7.2 Методы освоения подземного пространства в стесненных условиях существующей городской застройки

Глава 3 Методы монтажа зданий и сооружений

3.1 Методы и специфика монтажа промышленных зданий и сооружении

3.1.1 Классификация методов монтажа

3 1 2 Технологические нормали монтажа конструкций

3.1.3 Общие положения по безопасному производству монтажных работ в стесненных условиях

3.2 Возведение крупнопанельных зданий

3.2.1 Организация монтажа крупнопанельных домов

3.2.2 Геодезическое обеспечение монтажа конструкции

3.2.3 Монтаж конструкций надземной части панельных домов

3.3 Возведение зданий методом подъема перекрытий

3.3.1 Особенности методов подъема перекрытии

3.3.2 Области применения методов подъема

3.3.3 Технология изготовления плит перекрытий

3.3.4 Технология подъема перекрытий

Глава 4 Возведение зданий и сооружений из монолитного железобетона

4.1 Особенности возведения зданий из монолитного железобетона

4.1.1 Основные типы опалубок, применяемые для бетонирования

монолитных железобетонных конструкции

4.1.2 Доставка, подача и укладка бетонной смеси

4.1.3 Особенности организации производства работ

4.2 Возведение монолитных зданий в разборно-переставной опалубке

4.2.2 Крупнощитовая опалубка для бетонирования стен и колонн

4.2.3 Разборно-переставная опалубка перекрытий

4.3 Возведение сооружений в объемно-переставной опалубке

4.3.1 Особенности применения катучей опалубки

4.3.2 Особенности применения объемно-переставной опалубки

4.4 Возведение зданий и сооружений в вертикально перемещаемых опалубках

4.4.1 Применение подъемно-переставной опалубки

4.4.2 Применение скользящей опалубки

4.5 Возведение зданий и сооружений в специальных опалубках

4.5.1 Применение несъемной опалубки

4.5.2 Применение греющей опалубки

4.5.3 Применение пневматической опалубки

4.6 Монтаж большепролетных конструкций покрытии

4.6.1 Конструктивные и технологические особенности возведения большепролетных зданий и сооружений

4.6.2 Монтаж вантовых конструкций покрытии

4.6.3 Монтаж арочных конструкций покрытий

4.6.4 Монтаж конструкций покрытий из трехшарнирных деревянных клееных арок

4.6.5 Монтаж мембранных конструкции покрытии

4.6.6 Монтаж большепролетных зданий из легких металлических конструкций полной заводской комплектации

4.7 Возведение зданий с железобетонными пространственными конструкциями покрытий

3. Возведение зданий в опалубках специального назначения

Несъемная (конструктивная) опалубка применяется для бетонирования конструкций и сооружений с простой конфигурацией и большими опалубочными поверхностями. Наружные грани опалубки устанавливают заподлицо с гранями конструкций; внутренние поверхности должны быть шероховатыми и меть анкерующие выпуски для надежного сцепления с бетоном конструкций.

Для обеспечения необходимой жесткости и устойчивости несъемной опалубки противоположные щиты конструкции соединяют скрутками или тяжами. При применении для опалубки тонколистового материала плиты крепят с помощью наружных схватов, прогонов, стоек, соединенных внутренними тяжами. При применении несъемной опалубки отпадает необходимость отделки поверхности конструкций после бетонирования.

Пневматическое формование является новым технологическим способом бетонирования, требующим дальнейших экспериментальных исследований, выявления рациональных областей применения и выработки технологических регламентов. Сущность способа заключается в бетонировании в горизонтальном положении плиты на распластанной пневматической опалубке – оболочке с последующей подачей воздуха в оболочку и подъем отформованной плиты в проектное положение.

В принципе бетонирование по мягкой надутой пневматической опалубке не отличается от бетонирования по жесткой опалубке традиционных конструкций. Однако из-за недостаточной жесткости такой опалубки она не может воспринимать в надутом состоянии динамические нагрузки от воздуха бетонной смеси бетононасосом. Это обстоятельство предопределило и особенности технологии бетонирования.

Бетонирование по мягкой надутой опалубке производят способом набрызга бетонной смеси или нанесения стеклоцемента с помощью пистолета-распылителя. Для повышения устойчивости и исключения местных деформаций такой опалубки используют систему вант, которые крепят к ее внутренней поверхности и располагают радиально. Распалубку производят после набора бетоном расчетной прочности.

2. Возведение зданий в скользящей опалубке

Метод возведения монолитных зданий и сооружений в скользящей опалубке представляет собой высокоорганизованный поточно-скоростной процесс строительства.

В опалубке бетонируют элементы зданий, имеющие вертикальные грани, а именно: стены, колонны, балки перекрытий.

Опалубка имеет высоту от 1 – 1,2 м и собранная внизу здания, в процессе бетонирования непрерывно движется вверх, в то время, как между ее стенками устанавливается арматура и укладывается бетонная смесь. При движении опалубки ниже остаются отформованные конструкции, которые сохраняют свою форму в результате приобретения бетоном необходимой минимальной прочности в первые часы твердения. Непрерывное движение опалубки в процессе бетонирования сооружений служит началом для организации целевого комплекса работ на стройплощадке, определяющим высокую производительность труда и быстрые темпы работ, что позволяет строить высокие здания из монолитного ж/б в рекордно короткие сроки.

Поточный метод строительства объектов в скользящей опалубке позволяет равномерно использовать людей и материальные ресурсы и до минимума сокращает потребность в самой опалубке и подъемных устройствах.

Работы в скользящей опалубке разбиваются на отдельные потоки: бетонирование, сборка и разборка опалубки. В то время как на одном объекте идет бетонирование в скользящей опалубке, на другом опалубка должна готовиться.

Блок, собранный в кондукторе, состоит из внутренних щитов, наружные щиты собирают на месте бетонирования после монтажа, выверки и фиксирования внутренних щитов короба. Расставляют короба в шахматном порядке, чтобы оставались открытые поверхности для монтажа арматуры стен.

В скользящей опалубке арматура укладывается в стены одновременно с бетонированием поэтому необходимо непрерывно следить за тем, чтобы не было пропусков арматуры и отступлений от проекта.

Для облегчения монтажа опалубки и исключения вытеканий раствора в начале бетонирования на фундаментной плите предварительно бетонируют маяки – нижнюю часть стен высотой 10-15 см.

Расстояние между смонтированными коробами должно соответствовать толщине стен, определяемой по середине высоты щитов. Для выдерживания проектной толщины стен между коробами устанавливают не менее двух шаблонов на каждую сторону короба. Конусность щитов должна полностью соответствовать принятой в проекте конусности опалубки и проверяется с помощью шаблонов с отвесами (отклонение от веса от нулевого отсчета показывает величину конусности).

После монтажа и выверки всех коробов устанавливают домкратные рамы, рабочий пол, козырек с ограждением и домкраты. Домкратные рамы устанавливают на щиты перпендикулярно к ним. Стойки рам должны быть расположены строго вертикально, ригели – горизонтально в одной плоскости. Домкратные стержни должны проходить по оси стен. Рамы устанавливают свободно, без приложения усилий с тем, чтобы не нарушить проектного положения щитов опалубки. Перед монтажом рам с ее боковых стоек снимают кронштейны и раму ставят на щиты так, чтобы упорные уголки ложились на верхние кружала щитов.

По окончании монтажа скользящей опалубки и оборудования для ее подъема приступают к установке арматуры. Арматуру в виде опускных стержней или арматурных сеток небольшой высоты укладывают в процессе бетонирования при помощи «контрольных лесенок», определяющих проектное положение горизонтальных арматурных стержней. После монтажа арматуры приступают к бетонированию конструкций.

Опалубку заполняют сначала на высоту 60-70 см двумя или тремя слоями в течение 3-3,5 час. Поднимать опалубку следует тогда, когда уложенный нижний слой приобретет прочность, достаточную, чтобы сохранить форму для выхода из опалубки. Вначале производят пробный подъем, чтобы убедиться, что бетон не оплывает. Заполняют опалубку до полной высоты при ее подъеме; закончить операцию следует в короткий срок. Скорость подъема опалубки устанавливают в зависимости от состава и характеристик бетона и условий его твердения.

Начальный период подъема является одной из ответственных операций, характеризуется большими нагрузками на опалубку как от бокового давления бетонной смеси, так и вертикальных условий подъема.

В дальнейшем бетонную смесь укладывают равномерно по периметру опалубки слоями толщиной не более 20-25 см. Каждый последующий слой укладывают до начала схватывания ранее уложенного. Ни в одной точке по всему параметру опалубки последующие слои нельзя укладывать до окончания укладки предыдущего слоя. Надо стремиться к тому, чтобы выходящий из-под опалубки бетон имел одинаковый возраст по всему периметру.

При толщине стен до 200 мм бетонную смесь уплотняют внутренними высокочастотными вибраторами, имеющим диаметр наконечника 35 мм, а при большей толщине стены – 50 мм. При уплотнении вручную бетонная смесь должна иметь осадку конуса 10-12 см; при работе вибраторами 7-8 см.

Горизонтальность опалубки контролируют по контрольным рейкам, установленным на домкрате и рискам, нанесенным на домкратном стержне. Правильность положения рисок на домкратных стержнях проверяют ежедневно нивелиром. По мере подъема контрольных реек риски переносят по домкратному стержню при помощи рейки или специального шаблона. Выравнивание горизонтальности при подъеме домкратами с полуавтоматическими регуляторами происходит автоматически. Домкраты, работающие с опережением, по достижении упоров, установленных на одном горизонте, совершают «шаг на месте», в то время, как остальные домкраты продолжают подъем до заданного уровня.

После набора бетоном достаточной прочности поверхность затирают раствором вручную или с помощью затирочных машин.

Скользящую опалубку после окончания возведения стен поднимают выше их уровня и под нижние кружала щитов заводят опорные доски или штыри. После этого снимают домкраты, извлекают домкратные стержни, снимают ригели домкратных рам в тех местах, где опалубка разделена на блоки. Короба опалубки демонтируют краном.

Возведение сооружений в пневматической опалубке

Отечественный опыт возведения тонкостенных пространственных конструкций с использованием пневматической опалубки базируется на применении двух разновидностей технологии укладки бетона.

Первая разновидность заключается в нанесения бетона на разостланную в горизонтальном положении опалубку с последующим приведением её в проектное положение подачей воздуха под давлением. По этому способу предварительно возводят фундамент, над ним расстилают пневмоопалубку, закрепляя её к якорям. У фундамента опалубка образует складки, к ней прикрепляют открылки для бетонирования нижней части свода. Поверх разложенной опалубки укладывают арматуру, а затем бетонную смесь (рис. 113), которую накрывают эластичным полотнищем из полимерной пленки. При нагнетании воздуха опалубка вместе с бетонной смесью поднимается в проектное положение (рис. 114). Бетонная смесь и арматурное заполнение деформируются, увеличивая свою площадь в 1,5÷2 раза. Указанным способом возводят купольные и сводчатые покрытия диаметром до 12 м и пролётом 6÷18 м.


Рис. 113. Нанесение бетона на ненадутую опалубку

Для исключения сползания бетона укладывают спиральную арматуру и используют укрытие полимерной пленкой. Бетонную смесь уплотняют поверхностными вибраторами или виброрейками. Дополнительное уплотнение производят после подъёма опалубки.

Основными недостатками данной технологии являются неуправляемые деформации свежеуложенного бетона при подъёме, случайный характер изменения геометрического положения арматурного каркаса, разрушение структуры бетона и ухудшение его физико-механических свойств. Существенную трудность представляет процесс сохранения вертикальности стенок, примыкающих к основанию фундамента.


Рис. 114. Подъём конструкции надуванием опалубки

Вторая разновидность заключается в нанесении бетонной смеси на надутую опалубку.

Нанесение бетонной смеси на мягкую, надутую пневмоопалубку не отличается от бетонирования по жёсткой опалубке. Однако, из-за недостаточной жёсткости, опалубка не может воспринимать динамические нагрузки от выгрузки бетонной смеси из бадьи, вибрирования и подачи бетононасосом.

Одним из возможных технологических решений является бетонирование методом набрызга. Бетонирование ведётся кольцами (ярусами) высотой 2 м от нижней части к замку. Определённые сложности возникают с армированием. Иногда арматуру укладывают в горизонтальном положении и поднимают вместе с опалубкой. Каркасы связывают с разбежкой швов. До подъёма каркасы крепят к арматуре фундамента.

Правильность геометрической формы пневмоопалубки проверяется визуально. Дефекты устраняются регулировкой длины формообразующих канатов. Для достижения стабильных размеров пневмоопалубку рекомендуется выдержать под рабочим давлением 0,05 МПа до начала её эксплуатации. Для прохода рабочих под опалубку устраивают входной шлюз. Для бетонирования используют мелкозернистый бетон, приготовленный непосредственно на строительной площадке. Смесь наносят установкой «Пневмобетон» в комплекте с автогидроподъёмником АГП-18 (рис. 115). Толщину слоя контролируют установкой маяков.


Рис. 115. Нанесение бетона на надутую опалубку

Для предотвращения высушивания твердеющего бетона от воздействия ветра и солнечной радиации его поверхность сразу покрывают (также методом напыления) защитной плёнкой, препятствующей активному испарению воды. После окончания строительства эта защитная плёнка служит в качестве гидроизоляции.

При достижении бетоном проектной прочности осуществляют распалубку. Пневмоопалубка сокращает сроки строительства в два раза, трудоёмкость на 70 % и себестоимость на 25÷30 %. Дальнейшее развитие пневмоопалубочных систем идёт по пути использования их для возведения вертикальных и линейно-протяжённых сооружений, элементов зданий элеваторов, насосных станций, путе- и трубопроводов, коллекторов и тоннелей (рис. 116, 117).

Рис. 116. Виды конструкций, возводимые в пневматической опалубке

Опалубку выполняют из высокопрочных прорезиненных тканей. Оборачиваемость опалубки достигает 20 раз. Давление подаваемого воздуха 0,05 МПа.

При возведении пространственных конструкций при использовании пневмоопалубки производят следующие виды работ:

1) планировку площадки бульдозером;

2) устройство свайного монолитного фундамента и монолитного ростверка;

3) установку элементов крепления пневматической опалубки;

4) раскладку, выверку и закрепление пневматической опалубки;

5) подготовку к работе воздухоподающей установки и оборудования для нанесения бетонной смеси;

6) уход за бетоном и демонтаж опалубки.



Рис. 117. Схема возведения конструкции в пневматической опалубке

Одним из примеров использования технологических возможностей пневматической опалубки является её применение в качестве монтажного устройства. В этом случае предусматривают подъём плит покрытия в проектное положение при помощи пневмоопалубки после того, как бетон набрал проектную прочность. Этот способ рационален лишь для простейших сооружений с двухскатным кровельным покрытием.

После устройства фундаментов и пола на уровне горизонтального основания расстилают ненадутую опалубку, на которую устанавливают арматуру, затем бетонируют две шарнирно-соединённые плиты покрытия (рис. 118). После набора бетоном проектной прочности подают под давлением воздух в опалубку. При подъёме плиты, поворачиваясь в шарнире, образуют двухскатное покрытие. Под покрытие подводят опоры, удаляют опалубку. Цельномонолитное покрытие 300 м 2 массой 60 т возводят без применения монтажных кранов за один приём.

Читайте также: