Творческий вклад п а сорокина в фундамент теоретической социологии

Обновлено: 05.05.2024

«Социология п.А.Сорокина»

П.А.Сорокин – один из наиболее выдающихся мыслителей в истории социологии. Его труды открыли новые области исследования, расширили традиционные интересы социологии. Сорокин внес существенный вклад в аграрную социологию, социологию социальной мобильности, войны и революции, альтруизма, социальных перемен, социологию знания и теоретическую социологию. Во многих из этих областей его труды определяли уровень науки своего времени. За шесть десятилетий он опубликовал 37 книг (переведенных более чем на 42 языка) и свыше 400 статей.

Актуальность изучения социологии П.А. Сорокина вызвана, прежде всего, новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства. Кроме того бесспорна непреходящая ценность идей и прозрений П.А. Сорокина, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время.

Биография п.А.Сорокина.

4 стр., 1659 слов

Становление социологии управления.Социальное управление и его типы

. анализ этапов развития и особенностей социологии управления, изучение истории, содержания, этапов формирования социологии управления. Глава 1. 1.1. Социальное управление Социология является наукой, которая рассматривает человеческое . непосредственно к управлению промышленным предприятием. Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали .

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме. После освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.

Основные принципы социологии п.А. Сорокина, ее предмет и структура

До 1922 г. Сорокин стоял на позициях позитивизма, со­здав модель социологии, основанную на бихевиоризме. Соци­ологическая концепция этого периода сформировалась под влиянием идей Ковалевского и Бехтерева. В основе бихевиоризма лежит понимание пове­дения человека как совокупности двигательных и других от­ветов (реакций) на воздействие (стимул) внешней среды, как совокупности связей «стимул — реакция».

10 стр., 4583 слов

Проблемы взаимодействия системы высшего образования и рынка труда

. взаимодействия высшего профессионального образования и рынка труда, хотя и следует указать на несколько специфических обстоятельств.Прежде всего необходимо отметить низкий уровень информированности работодателей. Большинство из них не знакомы с переменами, происходящими в системе образования, .

По мнению Сорокина, социология должна анализировать социальное поведение, социальное взаимодействие. Он дает следующее определение социального взаимодействия: «Явле­ние взаимодействия людей происходит тогда, когда психи­ческие переживания или внешние акты одного из людей представляют функцию существования и состояния другого индивида. Иными словами, когда изменение психологичес­ких переживаний или внешних актов одного индивида вы­зываются переживаниями и внешними актами другого, ко­гда между ними существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют».

Начав социологический анализ с простейшей клетки об­щества — социального взаимодействия, Сорокин приходит к выводу, что причинно-функциональная связь всех частей социального взаимодействия приводит к образованию коллективного единства.

Как и в любой социологической концепции, перед Сорокиным стоит проблема решения дилеммы «общество — личность». Если реализм эту проблему решал в пользу целого (общества), а номинализм в пользу личности, то Сорокин объ­единил эти противоположные направления, посчитав, что об­щество как коллективное единство, отличное от простой сум­мы индивидов, существует, но общество существует не «вне» и «независимо» от индивидов, а только как система взаимо­действующих единиц. Далее Сорокин переходит к построе­нию системы иерархии интеграции социальных явлений, выделяя в ней 3 уровня взаимодействия. Первый уровень коллективного единства — «элементарная группа», которая образована по какому-либо общему признаку (пол, возраст, язык).

«Кумулятивные» группы П. Сорокин называет странами, а общество представ­ляет как иерархически организованное неравенство. Кроме стратификации общество характеризуется определенной со­циальной перегруппировкой (мобильностью), которая также бывает двух видов — горизонтальная и вертикальная. Она выражает собой изменение объема «элементарных» и «куму­лятивных» групп в обществе, исчезновение одних групп и возникновение новых. Но, наряду с географической и терри­ториальной перегруппировкой, в обществе есть межгруппо­вая и внутригрупповая мобильность (горизонтальная и вер­тикальная).

12 стр., 5614 слов

1.Социология г. Спенсера

. (1962), “Основная биология” (1864-1867), “Основания психологии” (1870-1872), трехтомный труд “Основания социологии” (1876-1896), “Социология, как предмет изучения” (1903), “Основания этик” (1879-1893). Спенсер первым в развернутой . связей. Спенсер выделил два типа общества: “военное”, в котором сотрудничество людей в достижении общей цели имеет принудительный характер, и “промышленное” с .

Система социологии

В «Системе социологии» Сорокиным выдвигаются основные принципы, на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них. «Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной деятельности». «Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения сущего.

Теоретическая социология подразделяется на:

В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: «Прежде чем перейти к описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они существуют, мы должны изучить их в простейшем виде». Он показывает, что простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды, их акты, действия, проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные, химические и т.д.).

Главными формами взаимодействия социальных групп являются:

  • взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих;
  • взаимодействие сходных и несходных лиц;
  • взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное;
13 стр., 6496 слов

Общество как социальная система 2

. что ее основными элементами являются люди, а сама она функционирует на базе тех или иных социальных общностей. 1.2 Противоречия в обществе Общество как социальная система находится в состоянии самодвижения, .

Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и распада он делит на три группы:

1. космические или физико-химические;

Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и бессознательный) установления организации группы и обычные приемы поддержания и сохранения этой организации. Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он подчеркивает, что население расслаивается на ряд групп, что оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом. Из множества групп, на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями последнего будут расслоения по: семейной принадлежности, государственной, расовой, профессиональной, имущественной, религиозной, объемно-правовой и партийной.

Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные группы. Сложные группы бывают:

  • типичные и не типичные для данного населения.
  • внутренне антагонистические и внутренне солидарные.

Далее Сорокин делает переход к изучению деятельности людей, факторов поведения и механики общественных процессов. «Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:

  1. Разряду космических (физико-химических) сил;
  2. Разряду сил биологических;
  3. Разряду сил социально-психических;

К разряду космических сил П.А.Сорокин относит простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи.

К главным биологическим силам (раздражителям) Сорокин относит следующие потребности: питания, индивидуальной самозащиты, групповой самозащиты, движения и другие физиологические потребности.

Социально-психические факторы делятся Сорокиным на простые и сложные. К простым он относит: идеи, чувства-эмоции и волнения людей.

К сложным относятся: материальная культура, окружающая человека; духовная атмосфера социальной среды; общественно-политическая организация групп, явления власти, богатство и деньги, разделение труда и т.д.

22 стр., 10801 слов

Тема 12. Социальные конфликты. Тема 1. Социология, ее место и .

. анализа смысловой составляющей социальных фактов, из которых состоит общество. Эта социология изучает необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи субъективных явлений. Наиболее точно, на мой взгляд, социологию определил П. Сорокин — как науку, .

Проблема социального равенства

П.А. Сорокин был не только свидетелем, но и активным участником революционных событий в России. Поэтому естественным стал его научный интерес к проблемам природы революций вообще. В работах «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Листы из русского дневника» (1924), «Социология революции» (1925) и др. он излагает свои теоретические взгляды по этим вопросам.

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

. такой совместной деятельности». (Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М, 1994. С.8). «Социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений». (Смелзер Н. Социология / Пер. с .

Альтернативой разрушительной стихии революции П.А. Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах: любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей; каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества; каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.

Сорокин был глубоко убежден в том, что все возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного управления, сознательного разрешения социальных противоречий и предоставлению каждому человеку возможностей для творческого самовыражения. Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и выступал за нормальный эволюционный путь развития. В своем труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает благодаря его «возврату к своим ценностям, пошлым инстинктам и традициям, созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его членов и социальных групп.

Теория социальной стратификации и социальной мобильности

Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин разделил социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная мобильность – переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

. теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Группы принципов социальной работы: общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизме их взаимодействия . (номинально всегда повышается). Ка́чество жи́зни — понятие, используемое в социологии, экономике, политике, медицине и некоторых других областях, обозначающее оценку некоторого набора .

6.Социокультурная динамика в творчестве Сорокина.

Центральной в его творчестве является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». В своих работах П. Сорокин даёт определение и описание таких понятий, как «культурная интеграция», система культур: чувственная, идеалистическая и смешанная; социальные процессы: их формы, социокультурные флуктуации. Он исследует флуктуации в системе культуры: в сфере искусства, науки, этики и права, соотношение между типами культур и типами личности, почему и как происходят социокультурные изменения.

В широком смысле социокультурным он называет весь этот мир, который создан человеком. Его составные части обобщённо можно отнести к духовной, материальной и социальной культуре. При этом использует интегрирующее их понятие «смыслы». Духовная культура представлена как идеологическая вселенная смыслов, материальная – как их воплощение, социальная культура – как действия и поступки, в которых индивиды и группы индивидов применяют эти смыслы. Социокультуру в узком понимании определяет как одну из цивилизаций, которую трактует как культурную сверхсистему. Она обладает своей ментальностью, собственной системой знаний, философии и мировоззрения, своей религией, искусством, нравами, законами, социальной организацией, социальными отношениями и собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением. Культуру он исследует как более широкое, ёмкое понятие, включающее в себя и общество.

Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность. Изучение искусства, науки, религии, права и др. привело П. Сорокина к выводу, что существуют три суперсистемы, отличающиеся присущими им ценностями. В истории они периодически сменяют друг друга: идеалистическая и чувственная. Каждая из типов культуры характеризуется следующими признаками: тем или иным пониманием реальности; природой потребностей; степенью удовлетворения потребностей; способом их удовлетворения.

Всякая социокультурная система, по П. Сорокину, – это творение человека. Но и сам человек является существом интегральным, продуктом социокультуры, усвоившим определённые ценности. Любой человек вписан в социокультурную систему. Люди вступают в систему социальных отношений под влиянием бессознательных (рефлекторных), биосознательных (чувств голода, жажды) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. При этом бессознательное и биосознательное контролируется и регулируется социосознательным.

12 стр., 5893 слов

. (вышедшая на датском языке в 2001 г. "Развитие человеческого общества – критическое введение в историческую социологию"). Модель мотивации. Психологию и психоанализ критиковали за узость фокуса: психологическое . концепций психоанализа в социологию. [45]. В рамках анализа влияния психики человека на социальную организацию моя модель мотивации позволяет лучше понимать общество. В основе статьи .

Общество способно продуцировать значения, нормы, ценности, существующие как бы внутри социосознательных «эго», т.е. членов, составляющих общество. Поэтому любое общество можно понять и описать лишь через призму присущей ему системы ценностей, значений, норм, которые составляют единовременное культурное качество. Оно проявляется во всех сферах человеческой деятельности, порождая образцы культурной жизни.

П. Сорокин делает вывод о том, что с помощью социоэмпирических исследований культурных качеств (значений, ценностей, норм), скрытых в социосознании индивидов и проявляющихся в их деятельности, можно обнаружить периоды человеческой истории, отличные друг от друга, т.е. различные цивилизации. Каждая из них уникальна и неповторима, переживает периоды зарождения, расцвета и упадка, происходит смена одних ценностей другими. Таким образом, он разработал цивилизационную теорию, в которой социокультура и цивилизация оказываются синонимами. В современной социологической теории наметилась тенденция чёткого разграничения этих двух понятий, что во многом обусловлено новыми качествами, характеризующими исторический прогресс.

Заключение

П. А.Сорокин вошёл в историю как один из самых выдающихся в области социологии мыслителей XX в. В развитии классической социологии чётко наметились два направления: объективистская, одним из представителей которой был Э. Дюркгейм, и культурно – аналитическая, которую развивали М. Вебер, Г. Зиммель и др. Выстраивая свои теории, они стремились отделить социологию от естественных наук, искали свой предмет и методы исследования.

Сорокин, разработав свою систему, выступил против предшествующей социологии, субъективизма и психологизма. Его основной тезис о том, что социальное поведение основано на психофизических механизмах, предполагает исследование как поведения, так и его побуждений. При этом он считает необходимым изучение деятельности индивидов, что позволяет увидеть их субъективный смысл, значения, ценности, нормы. Последние определяют характер и особенности выделенных им суперсистем, или типов, цивилизаций.

Таким образом, значение творчества ученого велико. Питирим Сорокин оставил десятки монографий, в которых заложены основы нового ви­дения общества, сформулировал главные тенденции и аль­тернативы современного общественного развития.

Использованная литература:

Примеры похожих учебных работ

. за включение концепций психоанализа в социологию. [45]. В рамках анализа влияния психики человека на социальную организацию моя модель мотивации позволяет лучше понимать общество. В основе статьи моя книга .

В социальной психологии взаимодействие понимается как

. или связь3. В социальной психологии взаимодействие понимается как непосредственная организация людьми совместных действий, позволяющих . и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры. Жители классического города - .

1.1. Предмет и задачи курса социологии

. деятельности. 1.2. Отношение социологии к социальным и гуманитарным наукам. . изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, уделяя главн . должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое в его .

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

. сформулировал, что социология должна быть наукой об обществе и социальных отношениях, которые связывают людей друг с другом и обществом в целом. Таким образом,предметом социологииявляетсяисследование взаимодействия лично­стей и социальных общностей в .

Социальная работа как наука

. обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека. Наиболее тесная связь у социологии с историей. Со всеми науками об обществе социология связана социальным .

Социология личности. План

. деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействии с социальными институтами, организациями культурой, с . в личности, социологию интересует социально-типическое, характеризующее её включённость в общество, социальные группы, организации .

Сорокин и его вклад в социологию.

Питирим Сорокин написал 40 книг, неоднократно переиздававшихся в странах Европы, Азии и Америки, множество очерков и более двухсот статей; его труды переведены на 48 языков мира, однако на родине вплоть до 60-х годов не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода. Прежде всего, необходимо упомянуть его двухтомник «Система социологии». Основой социологического анализа Сорокин считает социальное поведение, социальное взаимодействие индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией».

Сорокин говорит о наличии в обществе социальной мобильности двух типов — вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).

Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество — это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.

Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина — это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно-мировоззренческая основа объединения людей.Идеациональная цивилизация основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души.

Вклад Питирима Сорокина в мировую социологию

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — один из виднейших классиков социологии, оказавший большое влияние на се развитие в XX в. Иногда П. Сорокина называют не русским социологом, а американским. Действительно, хронологически «русский» период его деятельности жестко ограничен 1922 г. — годом его высылки из России.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Питирим Александрович Сорокин.docx

Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) — один из виднейших классиков социологии, оказавший большое влияние на се развитие в XX в. Иногда П. Сорокина называют не русским социологом, а американским. Действительно, хронологически «русский» период его деятельности жестко ограничен 1922 г. — годом его высылки из России. Однако становление социологических взглядов Сорокина, а также его политической позиции происходило именно на родине, в условиях войн, революций, борьбы политических партий и научных школ. В основном труде «русского» периода — двухтомной «Системе социологии» (1920) — он формулирует основные принципы теории социальной стратификации и социальной мобильности (эти термины он и ввел в научный оборот), структурирует теоретическую социологию, выделяя в ней социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику.

Основой социологического анализа Сорокин считает социальное поведение,социальное взаимодействие индивидов, которое он рассматривает как родовую модель и социальной группы, и общества в целом. Социальные группы он подразделяет на организованные и неорганизованные, особое внимание уделяя анализу иерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуют страты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональному признакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства — миф. Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификация является неизменной характеристикой любого организованного общества и существует в недемократическом обществе и в обществе с «процветающей демократией».

Сорокин говорит о наличии в обществе социальной мобильности двух типов — вертикальной и горизонтальной. Социальная мобильность означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный «лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с необходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство должно быть разумным.

Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развивать свои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. В работе «Социология революции» (1925) Сорокин называет революцию «великой трагедией» и определяет ее как «машину смерти, нарочито уничтожающую с обеих сторон самые здоровые и трудоспособные, самые выдающиеся, одаренные, волевые и умственно квалифицированные элементы населения». Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ее приращением. Она деформирует социальную структуру общества, ухудшает экономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способом улучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимые правовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествовать научное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должна предварительно «тестироваться» в малом социальном масштабе.

Теоретическое наследие Сорокина и его вклад в развитие отечественной и мировой социологии трудно переоценить, настолько он богат глубоко осмысленным, теоретически и методологически подкрепленным знанием социальной реальности и тенденций будущего развития общества.

Питирим Сорокин (1889-1968) создал социологическую теорию, которую назвали «интегральной». В ней общество рассматривалось как социокультурная система. Он выделял в социологии четыре раздела: учение об обществе, социальную механику (определение статистических законов общества), социальную генетику (происхождение и развитие общества), социальную политику (частная социологическая наука).

Элементом общества выступает взаимодействие индивидов. Оно подразделяется на шаблонное и нешаблонное, одностороннее и двустороннее, антагонистическое и неантагонистическое. Общество — это процесс и результат социального взаимодействия (взаимодействия многих индивидов). Его результатом является их приспособление к среде обитания. В процессе такого приспособления возникает социальный порядок общества, основной тенденцией развития которого является социальное равенство.

Развитие человеческого общества происходит путем эволюции и революции. Социальная эволюция представля ет собой постепенное и прогрессивное развитие, основанное на знании общества, реформах, кооперации людей, стремлении к социальному равенству. Социальная революция - быстрое, глубокое прогрессивное или регрессивное развитие общества, основанное на насилии одного класса над другим. Оно меняет характер социального равенства.

Опираясь на опыт личного участия в двух российских революциях 1917 г., П.Сорокин выделяет их основные причины: подавление основных потребностей большинства населения существующим общественным строем, неэффективность этого общественного строя, слабость сил охраны общественного правопорядка. Социальная революция проходит стадииреволюционного взрыва, когда базовые потребности находят выход и разрушают страну, и контрреволюции, когда эти потребности обуздывайте.

Питирим Сорокин разработал теорию социальной стратификации, разделения общества на множество социальных слоев (страт) в зависимости от богатства, власти, образования и т. п.

Ему принадлежит также приоритет в открытии теории социальной мобильности, перемещения из одного социального слоя в другой.

Сорокину принадлежит и теория цивилизационных ступеней развития человечества как духовно-культурных образований. Цивилизация у П. Сорокина — это историческая общность людей, объединенных каким-то типом мировоззрения (идеалы, ценности, методы познания). Развитие человечества демонстрирует три фазы такого цивилизационного развития, в которых меняется цивилизационно- мировоззренческая основа объединения людей. Идеациональная цивилиза ция основана на том или ином типе религиозного мировоззрения и господствует в период Средневековья. Ее идеалом является стремление к спасению человеческой души. Сенситивная цивилизация возникает на основе материалистического мировоззрения и является отрицанием идеациональной цивилизации. Ее идеалом является богатство и комфорт. Она характерна для индустриальной стадии развития человечества. Идеалистическая цивилизация возникает на основе конвергенции религиозного и материалистического мировоззрения, беря от своих составляющих все положительное. Она характерна для последней стадии индустриализма.

В современном мире знания об обществе, о механизмах и закономерностях его функционирования представляют собой огромную ценность. Социология – одна из фундаментальных наук об обществе способна дать такое знание. И можно по праву утверждать, что огромный вклад в развитие этой науки внес наш соотечественник Питирим Александрович Сорокин (1889–1968). В судьбе этого человека отразились все узловые и трагические моменты истории XXвека. Но очевидно и то, что хотя родился и вырос он в простой деревенской глуши, имя его сегодня известно всему мировому научному сообществу, а его идеи оказали заметное влияние на развитие общественных наук.

Родился Питирим Сорокин в селе Турья Вологодской губернии (ныне Республика Коми). В раннем детстве лишился матери, позже вместе с братом ушел от пьющего отца. Жизнь с самого рождения преподносила ему тяжелые испытания, но жизнь, как позже писал Сорокин, какой бы она не была, оставалась самым дорогим сокровищем. Гений из глубинки, проделав «путь Ломоносова», закрепился в Санкт-Петербурге, параллельно с обучением и научной деятельностью вел активную политическую и общественную деятельность в партии социалистов-революционеров, достиг определенных карьерных успехов (был редактором нескольких газет, занимал пост секретаря по науке А.Ф. Керенского, избирался в Учредительное собрание). Позже, разочаровавшись в политической деятельности, он откажется от нее в пользу науки. Ведь именно наука, а не политика, по его мнению, может искренне служить целям развития общества. Как настоящий ученый Сорокин в своих работах всегда писал о том, что считал соответствующим истине. Он жестко критиковал революцию и политику большевиков за пагубные социальные последствия. В ответ с критикой «псевдонаучных» идей Сорокина выступил сам В.И. Ленин. Революционный маховик не пощадил ученого. 24 сентября 1922 г. Питирим Сорокин поездом был выслан из России, став частью исторического события, которое в широком смысле можно назвать «философский пароход». Он остался жив, но навсегда был изгнан из России, и его имя еще долгое время было под запретом как и сама наука социология. Талантливый и многообещающий ученый и педагог отныне станет развивать свои идеи в другой стране, но всегда будет помнить России, хотя на родине его назовут предателем.

Сорокин сделал многое не только для развития социальной теории, но также и для институционализации социологии. Еще в Санкт-Петербурге он успеет внести вклад в организацию этой науки на посту руководителя кафедры социологии Санкт-Петербургского университета. Но основную работу по развитию социологии ему будет суждено сделать в США. В 1930 г. в Гарвардском университете он основал Департамент социологии, который он возглавлял до 1942 г. Под его руководством американская социология получила многих известнейших ученых-обществоведов. Учениками и слушателями лекций Сорокина были представители будущей научной, политической и бизнес-элиты США. Но, к сожалению, Сорокин не создал собственной научной школы, поэтому его идеи не выдержали конкуренции с более популярным направлением структурного функционализма в лице, прежде всего, Толкотта Парсонса, с которым у Сорокина были весьма натянутые отношения.

Питирим Сорокин является автором нескольких фундаментальных социологических теорий, широко используемых в общественных науках. Социальная мобильность и социальная стратификация, теория революции, социология села, социокультурная динамика, социология знания, интегрализм, исследования социальных кризисов и бедствий, конвергенция, теория созидательного альтруизма и амитология – вот лишь приблизительный перечень исследовательских интересов Питирима Сорокина. Кроме того, многие из этих направлений впервые были введены им в область научного анализа и впоследствии стали классическими.

При всех заслугах Сорокин остается противоречивой и контрастной фигурой в социологии. Взгляды П.А. Сорокина на предметное и методологическое поле общественных наук претерпевали довольно значительные изменения. Этому во многом способствовали масштабные исторические события первой половины XXвека, свидетелем и даже участником которых довелось стать мыслителю. Специфика Сорокина как ученого состояла в том, что в своих концепциях он переосмысливал и опредмечивал свой опыт участника событий и процессов, благодаря которому формировались, проверялись и корректировались его научные взгляды.

Теорией, возникшей из непосредственного опыта ученого, можно считать, например, теорию социальной стратификации и социальной мобильности. Эти понятия ввел в научный оборот П.А. Сорокин, и без них невозможно представить современную социологию. Деревенский бедняк, ставший ученым с мировым именем, на личном опыте познал, как работают «социальные лифты», как и посредством каких каналов социальной мобильности можно попасть из одной социальной страты в другую. Позднее познание социальных бедствий (войн, голода, революций) вдохновило его на поиски возможностей их преодоления. Для Сорокина социология была не только объясняющей наукой. Она должна была давать ответ на вопрос, куда должно стремиться общество в своем развитии, и что для этого нужно сделать.

В своих ранних социологических работах Сорокин опирался на бихевиористское понимание социального действия, где основой объяснения выступала схема «стимул–реакция». В этом ключе, например, написана его «Социология революции». Позднее Сорокин откажется от позитивизма и создаст свой фундаментальный труд «Социальная и культурная динамика», где изложит свое видение развития западного общества на основе анализа огромного статистического материала. Определив историю развития общества как циклическую между идеациональной, чувственной и идеальной системами, Сорокин поставит диагноз современному обществу: по его мнению, оно находится в состоянии глубочайшего кризиса. Изучению кризиса современной чувственной системы и способов выхода из него он посвятит свое дальнейшее творчество. За развитие этих идей его назовут утопистом, и социологическое сообщество весьма критично воспримет его работы. Но стоит отметить, что даже при таком положении дел многочисленные и авторитетные ученики и коллеги Сорокина в знак признания научных достижений своего наставника в 1963 г. проведут беспрецедентную кампанию по его избранию президентом Американской социологической ассоциации.

Сам Сорокин, предсказав наступление Второй мировой войны, в дальнейшем выступал за предотвращение новой мировой войны. Он также вел активную общественную деятельность. В годы Второй мировой войны, семья Сорокиных принимала активнейшее участие в работе благотворительного Фонда RussianWarRelief, целью которого было помочь воюющей России, безвозмездно обеспечив нужды ее населения в предметах первой необходимости, а также морально помочь героям ужасного бедствия. Тогда же Сорокин пишет о необходимости создания системы международных институтов, которые в будущем должны будут предупреждать развитие подобных глобальных конфликтов. Во время холодной войны П.А. Сорокин выступил с идеей конвергенции США и СССР, предполагавшей мирное сосуществование двух сверхдержав и их постепенное слияние в новом социокультурном строе. Свои работы он посылал в том числе и советским политикам и ученым в надежде на принятие его идей.

Основная тема позднего периода творчества ученого – альтруизм и безграничная позитивная сила любви. В 50–60-е годы в своих научных трудах в рамках работы Гарвардского центра по изучению созидательного альтруизма он стремился показать, что ни государственные институты, ни экономическое благополучие, ни уровень образования и прогресс не смогут стать панацеей от всех социальных бед и катастроф. И наряду с ними созидательную функцию в развитии общества выполняет энергия созидательного альтруизма. Возможно, моделью общества, где действуют идеалы добра и взаимопомощи, для Сорокина стала та деревенская глубинка России, из которой он вышел. К тому же благодаря бескорыстной помощи своих многочисленных друзей и коллег он пережил тяжелейшие годы своей жизни. Он также был свидетелем того, что только любовь и добро в условиях социальных кризисов способны вывести человечество на новый путь развития. Тем не менее, Сорокин не призывал к построению новой утопии – бесконфликтного во всём благополучного общества, построенного на принципах любви, он просто обращал внимание на необходимость понимания и развития альтруизма – одного из многих социальных феноменов.

Читайте также: