Каков был идейный фундамент эпохи просвещения история 8 класс

Обновлено: 01.05.2024

Урок 1. Эпоха Просвещения и великие просветители. Мир художественной культуры Просвещения индустриального общества

Конспект
XVIII век называют эпохой Просвещения.
Мыслители эпохи Просвещения были уверены, что корень всех бед в невежестве и главная роль в развитии общества принадлежит образованию
Выходцам из разных сословий, мыслителям, писателям, художникам были необходимы перемены. Они требовали: равенства перед законом, неприкосновенности собственности, невмешательства церкви в светскую жизнь, свободу печати…
Англичанин Джон Локк впервые выдвинул идею естественных прав человека и разделения властей
Французский писатель и мыслитель Шарль Монтескье, развил учение Локка, по его мнению, законодательная, судебная и исполнительная ветви власти должны быть представлены полностью независимыми органами
Ещё один французский философ-Вальтер, считал, что счастье для народа может обеспечить «государь-философ», «просвещённый монарх». Вольтер крайне негативно относился к церкви, но признавал необходимость религии для народа.
Жан Жак Руссо, считал, что все беды происходят от неравенства людей, порождённого частной собственности. Власть, по его мнению, принадлежит всему народу и должна охранять интересы граждан и их права
В экономике, новую теорию выдвинул шотландец Адам Смит
Согласно его теории, частная собственность, свободная конкуренция и стремление к обогащению являются двигателем развития общества.
В 1751 году во Франции был издан первый том Энциклопедии «наук, искусств и ремёсел», под редакцией Дени Дидро и Жана Д Аламбера
Большой интерес к идеям просвещения проявляли европейские монархи, в частности Екатерина 2, вела переписку с Вольтером, а Дидро стал хранителем императорской библиотеки
С другой стороны идеи просвещения породили в обществе нетерпение к абсолютизму, и легли в основу Великой Французской Революции
Художественная культура Просвещения
Английский писатель Даниель Дефо, был человеком удивительной судьбы. За свою жизнь он успел побывать торговцем, шпионом, политиком, моряком.
Его перу принадлежит знаменитый роман Робинзон Крузо, через все несчастья, постигающие героя на необитаемом острове, автор хотел внушить читателю веру в безграничность человеческих возможностей.
Ирландский священник Джонатан Свифт, под воздействием книги о Робинзоне, написал свой роман «Путешествие Гулливера»
Герой Свифта попадает в разные страны. Страну лилипутов-карликов, в которой правит ничтожный король. К государю-философу страны великанов. Главная задача Свифта предостеречь людей от скотства и хранить лучшие человеческие качества.
На театральной сцене фурор произвела постановка француза Пьера Бомарше «Женитьба Фигаро». Автор настолько метко высмеял аристократию, что Людовик 17 хотел сначала запретить пьесу
Немецкий драматург Фридрих Шиллер, знакомит через свои пьесы с Просвещением раздробленную Германию
Иоганн Гёте, переписывает легенду о Фаусте, алхимике, отошедшем от Бога. «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой!»-основная мысль автора
Музыку Просвещения представляют такие известные имена, как Бах, Моцарт, Бетховен. Своей музыкой они в полной мере отразили дух эпохи.
Живописцы 18 века разделились на тех, кто изображал жизнь знати, и тех, кого интересовало третье сословие.
В эпоху Просвещения были осмыслены идеи гуманизма и окончательно утвердились ценности Нового Времени.

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

в разработке

в разработке

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Урок по истории "Век Просвещения"

- воспитательная: способствовать формированию у каждого учащегося гуманистических ценностей эпохи Просвещения, воспитывать у учеников уверенность в собственных силах, умение преодолевать трудности через Разум, труд и верить в прекрасное будущее;

– развивающая: выработать у учащихся способность доказывать, обосновывать собственное мнение и личностное отношение к культурному наследию эпохи Просвещения.

Планируемые предметные результаты урока:

Научатся определять термины: эпоха Просвещения, разделение властей, просвещенный абсолютизм.

Получат возможность научиться: характеризовать предпосылки Просвещения, объяснять основные идеи просветителей и их общественное значение.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности.

Личностные УУД:

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: доска, карта.

Структура урока

Мотивация учебной деятельности

Изучение нового материала

1.Перестроить мир по законам разума

IV . Оценивание

Подведение итогов урока. Рефлексия .

Мотивация учебной деятельности

Для чего должны мы учиться? Безусловно, чтобы изучать множество наук и способствовать развитию нашего разума. Образованный, просвещенный человек, четко и ясно представляет себе, что такое добро, справедливость, культура, свобода, равенство и многие категории, которые необходимы для социального прогресса.

Подумайте о том, чьи вы сыны!

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены!

Писал, великий поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия», обращаясь к современникам. Стремление усовершенствовать человеческое общество характерно было во все века, но 18 век - это век, когда наиболее мыслящие люди, возлагали большие надежды на образование и воспитание.

В это время идеи гуманизма легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства.

На их основе развивалось просвещение - идейное и общественное движение в странах Англии, Франции и Германии связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения традиционного общества.

Вопросы учащимся:

Какие изменения в мировоззрении людей произошли в 15 - 16вв.?

(Подчеркивается, что для эпохи просвещения и для гуманистического мировоззрения был характерен взгляд на человека как на высшее творчески одаренное существо).

2. Что угнетало творчески одаренное существо?

(Абсолютизм, феодальные порядки, религия, ограничение его свободы, доступ к образованию).

3. Что такое гуманизм?

(От латинского Хуманус – человечный. Это принцип мировоззрения, основан на убеждении, что человек является величайшей общественной ценностью. Идея гуманизма - одна из центральных в человеческой культуре и истории цивилизации).

Что такое гуманное общество?

( Это общество справедливое, в котором главное - человек, и его благо).

Идеи гуманистов легли в основу дальнейшего развития науки, общественной мысли, литературы и искусства. На их основе развивалось Просвещение. Хронологические рамки эпохи Просвещения – конец 17 – начало 19 века.

(Высказывание немецкого философа Иммануила Канта).

Изучение нового материала

1.Перестроить мир по законам разума

Просветители принад­лежали к различным слоям общества, разным сословиям: среди них были аристократы, дворяне, духовенство, служащие, представители торгово-промышленных кругов. Этих очень разных людей объединяли общие цели и идеалы: свобода, благосостояние и сча­стье людей, мир, ненасилие, веротерпимость. Просветителей можно назвать «вольнодумцами», так как их отличало критическое отношение к авторитетам и учениям всякого рода. Мыслители эпохи Просвещения пользовались известностью как писатели, публицисты, политические деятели, университетские преподаватели. Разнообразны были условия, в которых они жили, и это приво­дило к некоторым различиям в их взглядах. Но именно в спорах между ними рождались учения, которыми мы пользуемся и сего­дня: о правах человека и гражданина, о гражданском обществе и демократии, о разделении властей и правовом государстве.

Задание: назовите главные идеи эпохи Просвещения. Записать в тетради.

Европейские просветители

Задание для самостоятельной работы учащихся. Заполнение таблицы. (см. учебник стр. 186-189)

Вольтер Фран­суа Мари Аруэ ( 1694—1778 )

об устройстве общества

Шарль Луи Монтескье ( 1689—1755 )

о разделении властей

Жан-Жак Руссо (1712—1778)

о социальном равенстве

Адам Смит (1723—1790)

Работая в парах, ответить на вопросы

1. Каково отношение просветителей к существующим порядкам?

2. Какие явления жизни и почему просветители подвергают особой критике?

3.Как, по мнению просветителей, можно было создать новый общественный порядок?

4.Каково отношение мыслителей к революции?

5. Интересы, какой части общества выражали просветители?

6. Что в их взглядах кажется вам странным и неосуществимым? Какие их идеи вы не разделяете?

7.Какие идеи просветителей особенно актуальны сегодня для нашей страны?

8. Какие личностные черты привлекают вас в просветителях? Почему?

Выставление оценок учащимся.

Подведение итогов урока. Рефлексия .

Закончите следующие предложения:* сегодня я узнал. * было трудно…* я понял, что… я научился…* я смог…* было интересно узнать, что…* меня удивило… мне захотелось… и т.д

VI . Домашнее задание: §20 читать, изучить таблицу, ответить на вопросы стр.191.

Раскройте основные идейные понятия эпохи просвещения

MASTER2018

Эпоха Просвещения - это период идеологической подготовки к утверждению политической власти буржуазии. В этот период происходит утверждение буржуазных ценностей таких как: ценность жизни, свободы и равенства (юридические, понятия), ценность частной собственности. Особую ценность приобретает разум. Идеалом этой эпохи становится просвещенный правитель, который заботится о просвещении своего народа.

Эпоха Просвещения начинается в наиболее развитой экономически стране - Англии.

Писатели Дж. Свифт, Д. Дефо, А. Смит были английскими просветителями. А. Смит был профессором морали, его заинтересовал вопрос, в чем причина богатства. Он считал, что основа любого богатства - труд. Он положил начало трудовой теории стоимости и политической экономии.

Философ Джон Локк (1632-1704) преподавал греческий язык, изучал естественные науки, был основателем метеорологии, делал предположения о возможности переливания крови.

Он был сторонником эмпирической теории познания и утверждал, что не существует врожденных идей и принципов, а все знания приобретаются из опыта. Он различал качества, которые воспринимаются ощущениями как первичные (протяженность, форма, плотность) вторичные (цвет, запах, звук, вкус).

Локк считал, что существует рефлексия - внутреннее состояние и деятельность духа, внутренние чувства. По мнению Локка идеи сообразны с действиями.

Эмпирические воззрения Локка легли в основу его педагогических взглядов. Все знания - приобретаются из опыта. Душа ребенка - чистая доска. Должен действовать принцип-

гуманизма. Он призывал к веротерпимости.

Дэвид Юм(1711-1746) был на дипломатической службе во Франции; был знаком со многими французскими просветителями. В философских взглядах Юма переплелись взгляды Локка и Беркли. Вслед за Локком считал, что первичный уровень познания связан с внешним опытом, вторичный уровень- это чувственные образы памяти, желания, страсти. Практически Юм не сомневался в существовании материального мира, но теоретически этот вопрос для Юма был открыт. В этом его взгляды сходились с взглядами Беркли. Таким образом, Юм приверженец агностицизма- течения философии, которое утверждает, что полное познание мира невозможно. Юма также интересовал в гносеологии учение о причинности, он один из первых разрабатывал его. Юма интересовали и этические проблемы. В его этике было три основных принципа: гедонизм, утилитаризм, альтруизм.

Юм критиковал религию и церковь, был непреклонен в этих вопросах.

Вольтер (1694 – 1778) – Франсуа Мари Аруэ.

Философские взгляды Вольтера опирались на философию Локка и научные взгляды Ньютона.

Вольтер придерживался взглядов деизма – течения, которое утверждает, что начало мира положил Бог, привел его в движение, а затем самоустранился, и мир стал развиваться по естественным законам.

Вольтер не прибегал к помощи религии для объяснения природных явлений. Вольтер в своих трудах «Философские письма», «Трактат о метафизике», «Философский словарь» Вольтер подошел к пониманию идеи вечности материи, ее объективного существования и вечного движения.

Вольтер считал, что сознание – это атрибут материи и оно зависит от строения тел. В этих вопросах Вольтер тяготел к материализму.

Вольтер сотрудничал с создателями французской энциклопедии.

Дени Дидро (1713 – 1784)

В 1747г. в работе «Философские мысли» Дидро предстает как деист ( последователь деизма). В 1749 г. выходит его следующая работа, в которой он выступает как атеист материалист.

Взгляды Дидро наиболее материалистически последовательны. Дидро утверждал, что материя – это объективная реальность, которая существует вне человеческого сознания. Дидро считал материю единственной субстанцией, причина существования которой – она сама. Он отличал единство материи и движения, отрицал существование абсолютного покоя. Причину движения видел во внутренней противоречивости материи. Дидро пытался преодолеть механистические взгляды. Дидро считал, что всей материи присущи ощущения. Дидро был сторонником теории общественного договора - это теория происхождения государства, которая утверждает, что оно образовалась в результате договора между людьми. Дидро принимал активное участие в создании французской энциклопедии. Также как и Вольтер, он состоял в переписке с Екатериной II.

Дидро завещал свою личную библиотеку России.

Жан Жак Руссо (1712 – 1778)

- был сторонником деизма и считал, что невозможно до конца понять сущность материи и сознания. Он был сторонником сенсуализма, т.е . в его теории познания предпочтение отдавалось чувствам, как основному источнику знаний о мире. Анализируя развитие общества. Руссо пришел к выводу , что все пороки общества связаны с имущественным и социальным неравенством. Все пороки концентрируются в городах, поэтому детей лучше воспитывать в загородных усадьбах («Эмиль или о воспитании», «Юлия» - см. историю образования)

Французское просвещение идеологически подготовило французскую буржуазную революцию, лозунг которой: свобода, равенство, братство.

Раскройте основные идейные понятия эпохи Просвещения

andreevadana05

Эпоха Просвещения - это период идеологической подготовки к утверждению политической власти буржуазии. В этот период происходит утверждение буржуазных ценностей таких как: ценность жизни, свободы и равенства (юридические, понятия), ценность частной собственности. Особую ценность приобретает разум. Идеалом этой эпохи становится просвещенный правитель, который заботится о просвещении своего народа.

Новые вопросы в История

привет. ребята скажите пожалуйста название учебника и автора. может кто занимается с таким. В инете искала не могу найти. ​

помагите пожалуйста ​

1. Назовите хронологические рамки эпохи мезолита. 2. Какие изменения в технике обработки камня происходят в мезолите? 3. Назовите новые виды оружия, к … оторые появились в мезолите? 4. Как проходил процесс одомашнивания диких животных в мезолите? 5. Как проходил процесс окультуривания некоторых растений в мезолите?​

союзники России в русско-литовской войне, очень срочно. ​

Задание по истории помогите выполнить 1.​

Задание по истории помогите сделать 1​

История. 5 класс. параграф 4. все понятия​

Заполни пропуски в предложениях, вписав особенности, характерные для тюркской письменности. Согласно легендам Истеми-каган приказал придумать. Одна … из причин появления письменности – развитие. Рунический алфавит соответствовал нормам древнетюркского. Древнетюркский рунический алфавит в основном состоял из . ​

конспект по всемирной истории 8 класс 3 параграф пж помогите название на фотке​

Необходимость обновления церковных книг и обрядов в России стало одной из причин? ​

Как идеи просвещения на общество и историю стран европы

Timyr1287

Эпоха Просвещения является достаточно хорошо изученным периодом человеческой истории и развития науки, тем не менее, к анализу ее идей прибегают все новые и новые поколения философ и историков. Творец немецкой классической философии Иммануил Кант называл эпоху Просвещения "выходом человека из состояния несовершеннолетия". Она ознаменовалась процессом модернизации всех сфер социальной действительности и переходом от традиционного общества к обществу современному. Но всякий переход и трансформации имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны, поэтому мы в нашей реферативной работе постараемся раскрыть содержание основных идей эпохи Просвещения, проследить их влияние на дальнейшее развитие человечества и сделать вывод о достоинствах и недостатках мировоззрения данного исторического периода.

Актуальность выбора темы исследования объясняется тем, что современная философская наука ищет пути духовного возрождения общества, так сказать векторы развития и для неё очень важно понять, какие идеи можно позаимствовать из эпохи Просвещения, а от каких лучше отказаться. Тем более, что это легче сделать именно в ретроспективном анализе, с "высоты" нашего времени. При этом мы должны также рассмотреть предпосылки и условия возникновения нового мировоззрения в эпоху Просвещения, изучить основные ее идеи в целом и на примере учения наиболее выдающихся представителей Просвещения. Современному человеку может показаться, что Просвещение - это отдалённый исторический период, представляющий интерес лишь для узкого круга учёных.

Однако, это отнюдь не так, даже в нашем современном мире с его высокими технологиями и тотальной образованностью населения остается место для "просвещения" - личного совершенствования и оптимизации общественных отношений в условиях глобализации. Кто знает, быть может, наша цивилизация стоит на пороге новой эпохи Просвещения?!

. Предпосылки возникновения и периодизация эпохи Просвещения

Период развития научной и философской мысли в Европе XVII - начала XIX вв. принято называть эпохой Просвещения. Но, прежде, чем перейти к ее непосредственной характеристике, нам необходимо рассмотреть социально-экономические, политические и культурные условия, породившие эту знаменитую эпоху.

Кризис и упадок феодализма, и приход на смену ему капитализма в Западной Европе привёл к коренным изменениям в жизни общества. Технический прогресс и развитие торговли привели к появлению новой общественной прослойки - буржуазии. Главным ее занятием стало предпринимательство. Все это привело к развитию торгово-денежных отношений и формированию новой экономической системы. Помимо класса буржуазии выделился также класс пролетариев - рабочих.

Каков был идейный фундамент эпохи просвещения история 8 класс

«Европейским чудом» принято называть удивительное изменение темпов развития европейской цивилизации в XVI–XVIII вв.

Европа становится лидером мира

Примерно до XVI в. экономика Европы отнюдь не была самой развитой. Ряд регионов Востока (и особенно Китай) опережал её и по стоимости произведённых товаров и услуг, и по темпам роста городов, и по уровню грамотности населения, не говоря уже о его численности.

Только к XVIII в. европейское общество накопило тот потенциал, который обеспечил ему начало стремительного экономического роста. Темпы развития наиболее динамичных европейских стран — Нидерландов, Англии, Франции — настолько увеличились, что это позволило Европе превзойти страны Востока. Появление к концу века машин и фабрик заложило фундамент бурного развития европейской промышленности в XIX в. Основой этого взлёта стало совпадение во времени и пространстве нескольких совершенно разных факторов. Часть из них от европейцев не зависела.

Европейский континент оказался очень удачно расположен географически. На значительной его части не было иссушающей жары или сильной стужи, плодородные почвы позволяли получать достаточно большие урожаи, чтобы прокормить население. Избежала Европа и разрушительных набегов кочевников: арабы в VIII в., завоевав Испанию, дошли только до юга Франции, монголы, пройдя через Восточную Европу, повернули назад, а османы угрожали лишь балканским и средиземноморским странам.

Ни одно государство не смогло объединить Европу под своей властью. Ни империя Карла Великого, ни Священная Римская империя не преобладали на континенте настолько, чтобы победить раздробленность. Европа оказалась разделена на множество государств различного размера, которые находились в постоянном взаимодействии и соперничали друг с другом. Это соперничество не позволило власти ни в одном из них надолго укрепиться до такой степени, чтобы полностью — политически или экономически — подчинить себе общество, которое на протяжении раннего Нового времени становилось всё более значимым и заставляло с собой считаться.

В Европе процветала конкуренция; различные сословия и социальные группы, города и даже ремесленные или университетские корпорации обладали своими правами и вольностями. Государство же стремилось, насколько это было возможно, гарантировать закон и порядок, которые становились залогом быстрого и успешного экономического развития.

Великие географические открытия позволили Европе не только получить доступ к заморским ресурсам. Купцы богатели посредством торговли, население осваивало новые продукты питания, американское золото и серебро способствовали оживлению денежной экономики.

Значительный импульс развитию континента дала Реформация — европеец получил возможность сам выбирать себе веру, со временем протестанты оказались больше, чем католики, нацелены на личное преуспевание, новые формы заработка, стремились занять более высокое положение в обществе. Стала процветать конкуренция и религий, и политических элит: прежняя «единая» Европа, миссия которой заключалась в том, чтобы нести христианскую веру остальному миру, ушла в прошлое.

Европа активно ввозила не только товары, но и технологии, научные трактаты, банковские практики. Важнейший вклад в «европейское чудо» внесла научная революция и сопровождавшие её открытия в астрономии, математике, механике, химии, физике, медицине. Человек начал активно познавать законы, которые лежали в основе окружающего его мира. Соединение науки с практикой породило череду открытий — телескоп, микроскоп, барометр, термометр, паровой двигатель, новые виды вооружений. Военная революция, аграрная революция, демографическая революция — все эти процессы всего за несколько веков изменили европейский континент.

Реформация, сопровождавшие её изменения в обществе, распространение грамотности и книгопечатания, публикация многочисленных политических, экономических и философских трактатов, появление и развитие капитализма расшатывали традиционный миропорядок. С XVI в. Европа начинает постепенно порывать с традициями, закладывается фундамент начинающегося с XVIII в. процесса модернизации — перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведения самой структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствие с требованиями времени. Таким образом, в то время как большая часть мира жила в рамках традиционного общества, с его темпами развития и приоритетами, Европа всё больше претендовала на то, чтобы стать лидером мира, и постепенно училась диктовать ему свою волю.

Рост населения Европы

Для Средних веков была характерна ситуация, когда высокая рождаемость сопровождалась высокой смертностью — из-за эпидемий и войн, превратностей климата, плохой гигиены и низкого уровня развития медицины. В благоприятные годы население росло; болезни, голод, войны, недостаток продовольствия приводили к его уменьшению.

И XVIII в. во многих европейских странах положение меняется: рождаемость по-прежнему была высокой вне зависимости от того, богатым был человек или бедным (у императрицы Марии-Терезии было 16 детей), но смертность начала снижаться, общая численность населения Европы постепенно росла, и этот рост уже не сменялся падением.

Точные цифры назвать невозможно, поскольку масштабных достоверных переписей тогда ещё не было, но население Европы за век увеличилось примерно с 110—120 млн чел. до 187 млн. Основной период этого роста приходится на вторую половину столетия. К концу века каждый пятый житель Земли был европейцем — это было больше, чем раньше, но всё ещё не так много в масштабах мира, где две трети людей жили в странах Азии.

Население Франции за это время возросло с 21—22 до 29 млн, германских государств — с 15 до 25 млн чел. В Англии к 1750 г. население достигло 5,74 млн чел. — как считается, таким же оно было в XIV в. до эпидемии чумы, — а первая всеобщая перепись 1801 г. показала уже 8,3 млн (10,5 млн с Уэльсом и Шотландией). В тех странах, которые в XVII в. испытали значительное падение численности населения, рост был ещё более существенным: в Ирландии за век оно выросло более чем в 2 раза, в Венгрии — в 5 раз.

Снижение смертности в то время объясняется многими причинами. Явно улучшился европейский климат, стало теплее, таких холодных зим, как в XVII в., уже не было. Распространялись новые методы и технологии в сельском хозяйстве, увеличивались посевы завезённых из Нового Света картофеля и кукурузы, позволявших прокормить с меньшей площади земли большее количество людей, что было существенным преимуществом перед зерновыми культурами. Уходили в прошлое крупные эпидемии европейского масштаба, истреблявшие целые города; в принципе, в Европе научились лучше устанавливать и соблюдать карантин. Улучшалась санитария, крупные кладбища стали выносить за городскую черту, европейцы постепенно привыкали следить за чистотой тела.

Рост населения оказался столь большим и впечатляющим) что начал пугать современников. В 1798 г. появляется знаменитый трактат англичанина Томаса Мальтуса «Опыт закона о народонаселении». Он писал: «Закон этот состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи». Эта теория получила название мальтузианство. Проанализировав рост населения Северной Америки, Мальтус пришёл к выводу, что за 20 лет оно удваивается. Сравнивая эти данные с данными, касающимися Европы, он утверждал, что там удвоение происходит в среднем за 25 лет, тогда как средства к существованию растут значительно медленнее. И если не принять мер, скоро населению Европы просто будет нечем питаться.

В реальности этого не произошло, да и данные, которыми пользовался Мальтус, во многом были неверны. И всё же этот рост населения запустил многие экономические процессы, характерные для Европы XVIII в. У европейцев пользовались всё большим спросом продукты питания и промышленные товары, производить их становилось всё более выгодно. Одновременно рос рынок рабочей силы.

Наступление капитализма

В XVIII в. ускоряются те процессы. которые начались ещё в раннее Новое время. Увеличивается количество денег в экономике, число покупателей товаров и потребителей услуг. Достаточно посмотреть, как изменилась, к примеру, английская деревня, и мы увидим, что разбогатевшие сельские жители начали строить свои дома из кирпича, гораздо чаще питаться мясом, активнее покупать промышленные товары и пользоваться углём для обогрева своих жилищ.

При наличии широких рынков сбыта предприниматели всё чаще прибегали к капиталистическим методам — использовали наёмный труд, вкладывали прибыль обратно в производство, стремились обустроить хозяйство рационально, искали способы развития производства в кредит. Страны, в которых активно развивался капитализм, богатели, уровень развития различный регионов Европы становился всё более неравномерным. Средний доход на душу населения в Англии 1780-х гг. был на 30–40% выше, чем во Франции, а во Франции — вдвое выше, чем в Центральной Польше.

Англия не случайно богатела быстрее других: там капитализм внедрялся наиболее активно. Это позволило завершить в XVIII в. аграрную революцию — перестройку сельского хозяйства ради увеличения его доходности. Её успехи были настолько впечатляющими, что вместо средневековой нормы — один кормит троих — английский крестьянин кормил 12—13 человек. А последовавшая за аграрной промышленная революция, начавшаяся с изобретения первых машин в хлопчатобумажном производстве, вывела Англию в безоговорочные европейские лидеры, заставила другие страны на протяжении всего XIX столетия догонять её по темпам и уровню развития.

Капитализм навсегда изменил структуру европейской промышленности. Если ещё в XVII в. в городах преобладали цехи и гильдии, контролировавшие производство многих промышленных товаров и зачастую мешавшие нововведениям, значительная доля товаров производилась на селе, а крупная промышленность была сосредоточена на мануфактурах, то в XVIII в. в Англии, Нидерландах и частично во Франции мануфактуры начинают преобладать над цеховым ремеслом, а промышленная революция порождает фабрику.

Транспортная революция

Многие путешественники по-прежнему передвигались пешком, на собственных лошадях или в собственных повозках, хотя по дорогам уже ходили дилижансы — многоместные кареты, перевозившие пассажиров между городами. Но и такое путешествие трудно было назвать комфортным. Как писал один из со временников, эти повозки столь узкие, что, «готовясь к выходу, каждому приходится просить соседа вернуть его ногу или руку. Если же, на беду, окажется путешественник с большим пузом или широкими плечами, он измучит всех и придётся либо страдать, либо выходить».

Новые виды дорожного покрытия предохраняли дороги от разрушения при перевозке тяжестей. Новые виды повозок обладали большей грузоподъёмностью. Активно строились платные дороги: к 1800 г. примерно на пятой части английских дорог взималась плата за проезд, но эти деньги позволяли поддерживать их в хорошем состоянии. Когда четвёрка лошадей гинула повозку с тонной груза по обычной дороге, за день удавалось преодолеть около 20 км, по платной дороге она могла гинуть полторы тонны и пройти уже около 30 км в день.

Большие деньги вкладывались и в строительство каналов, и в то, чтобы сделать реки более пригодными для перевозки грузов: всего за половину века протяжённость пригодных для навигации рек увеличилась в Англии вдвое. Возможность перевозить по рекам и каналам тяжёлые грузы позволила увеличить производство угля и понизить его стоимость, сделав его более доступным для предпринимателей.

Торговля преображает мир

Транспортная революция внесла немалый вклад в оживление европейской торговли: довезти грузы до моря или до соседних стран стало проще и дешевле. И всё же до XIX в. настоящий выход в мир европейским государствам по-прежнему давали порты: нередко быстрее было доплыть до другого государства, чем добраться по бездорожью до отдалённых уголков своей собственной страны. Это давало возможность расширять производство, находить новые рынки сбыта. Так возникает европейское разделение труда: страны уже не стремились обеспечить себя всем необходимым самостоятельно.

Из Восточной Европы на кораблях везли зерно, древесину, лён, пеньку, Северная Европа экспортировала металлы, Нидерланды делали состояния на посреднической торговле и продавали продукцию своей промышленности, Англия вывозила ткани, а впоследствии широкий спектр промышленных товаров, Франция удовлетворяла стремление других стран следовать за модой. Покупки иностранных товаров стали привычными. Известно, что даже в России состоятельные люди не только приобретали одежду из тонкого голландского полотна, но и иногда отправляли её в Голландию на стирку.

Торговля всё больше становилась международной, начали активно покупать и продавать не только товары, но и ценные бумаги — акции, векселя (долговые расписки) и др. Если раньше купцы предпочитали везти товары на известные на всю Европу ярмарки, то теперь ярмарки остаются лишь в наименее развитых регионах, а в развитых странах распространяются биржи — места, где обменивались как товарами, так и ценными бумагами, причём товары зачастую на биржу не доставлялись, там лишь заключались сделки. Крупными центрами, кроме Амстердама, становятся Лондон, Женева, Генуя, Париж.

Амстердам превращается в центр международных займов. Биржи позволяли деньгам и товарам всё более свободно перемещаться по Европе, помогали государствам и частным лицам получать кредиты.

XVIII век стал также временем расцвета европейской заморской торговли. Были налажены прочные контакты с другими регионами Европы и Азии, Северной и Южной Америкой, побережьем Африки. Если в 1700–1770 гг. объём торговли Англии со странами Европы вырос на 6 %, то объём торговли с Америкой — на 687 %. Из-за океана ввозили так называемые колониальные товары — чай, кофе, сахар, пряности, хлопок, табак. Дешёвые индийские хлопчатобумажные ткани везли и Европу, Америку и даже в Африку.

Этот подъём был бы едва ли возможен силами одних только купцов, без участия государств. С XVII в. европейские страны начинают вести между собой торговые войны. По-прежнему процветала политика меркантилизма — убеждённости в том, что страна должна продавать как можно больше, а покупать как можно меньше, чтобы золото не уходило за рубеж.

Возникло такое понятие, как «треугольная торговля»: из Beликобритании корабли отправлялись к западному побережью Африки, там закупались рабы, продавались в Вест-Индии или на Американском континенте, затем суда загружались колониальными товарами и плыли обратно в Великобританию. Отдельной позорной страницей истории XV—XVII вв., а затем и XVIII в. стала работорговля. Лидировала здесь также Англия — до 40 % рабов перевозились именно на её кораблях. Рабов выменивали на огнестрельное оружие, безделушки, металлы, ткани, спиртные напитки. На заработанные на внешней торговле деньги портовые города преображались: набережные благоустраивали, ширилось каменное строительство, меняли свой облик Бордо, Бристоль, Ливерпуль.

Торговая и колониальная экспансия Европы в XVIII в. потрясает воображение. За столетие территории, контролируемые европейцами, выросли в несколько раз, к 1780-м гг. на них проживало уже 30 % населения земного шара (из них в Европе около 20 %). «Европейское чудо» стало реальностью. Отныне на протяжении двух веков мир в значительной степени будет зависеть от Европы.

С XVIII в. Европа становится лидером всего мира: её население и экономика растут, развивается капитализм, аграрная революция преображает сельское хозяйство, устанавливаются прочные торговые связи с Азией, Африкой и Америкой.

Это конспект по теме «Европейское чудо» в XVI–XVIII вв. В учебных целях использованы цитаты из учебника «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс / [А. Я. Юдовская и др.]; под ред. А. А. Искендерова. — М. : Просвещение, 2020». Выберите дальнейшие действия:

Раскройте основные идейные понятия эпохи просвещения

2. Провозглашается ценность человеческой жизни, свободы, равенства.

3. Провозглашается ценность частной собственности.

4. К этому времени относится создание теории общественного договора, согласно которой государство- продукт договора между подданными и правителями. Подданные уступают часть своей свободы в обмен на защиту.

5. Появляется теория разделения властей.

6. Рационализм и наука признаются идеалами, основами общества. Отрицается власть религии.

Урок 1. Эпоха Просвещения и великие просветители. Мир художественной культуры Просвещения индустриального общества

Какие процессы и явления могли привести к формированию нового типа сознания?

НАШИ ПАРТНЁРЫ

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

в разработке

в разработке

© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Читайте также: