Может ли крупное научное открытие быть совершено на четком фундаменте уже разработанной теории

Обновлено: 16.05.2024

Можно ли считать учёного гением, сделавшим великое научное открытие, если это же великое открытие сделает другой учёный, только позже?

Конечно. Дело в том, что сейчас наука дошла до такой степени развития, что практически невозможно сделать великое открытие, опередив весь мир на голову. Последним таким учёным из "звёзд первой величины" можно назвать Ньютона.

Все последующие поколения открытия представляли собой больше плод коллективного труда - не случайно так часто встречаются двойные изобретения. Например, список первых летательных аппаратов так вообще исчисляется десятками буквально за пять лет, и братьям Райт просто в какой-то степени повезло, что они успели завершить свои испытания первыми. Даже Эйнштейн воспользовался уже существующими наработками других людей, и, если бы он не открыл теорию относительности, её, скорее всего, открыл бы кто-нибудь другой. Но это не делает никого из этих учёных или изобретателей менее великим.

Методологии науки 100 вопросов Вопрос Главная цель науки

Вопрос 58. Являются ли научные традиции тормозом развития науки?
Ответ:
Т.Кун показал, что традиция является НЕ ТОРМОЗОМ, а наоборот, необходимым условием быстрого накопления научных знаний. "Нормальная наука" развивается не вопреки традициям, а именно в силу своей традиционности. Традиция организует научное сообщество, порождает "индустрию" производства знаний.
Вопрос 59. Т.Кун пишет: "Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные
достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем
и их решений научному сообществу".
Являются пи парадигмами теории Коперника. Ньютона. Эйнштейна. Лавуазье. Дарвина?
Ответ:
Достаточно общепринятые теоретические концепции типа системы Коперника, механики
Ньютона, кислородной теории Лавуазье, теории относительности Эйнштейна и т.п. определяют парадигмы научной деятельности. Познавательный потенциал, заложенный в таких концепциях, определяющих видение реальности и способов ее постижения, выявляется в периоды "нормальной науки", когда ученые в своих исследованиях не выходят за границы, определяемые парадигмой.
Вопрос 60. Т.Кун так описывает кризисные явления в развитии нормальной науки:
"Увеличение конкурирующих вариантов, готовность опробовать что-либо еще,
выражение явного недовольства, обращение за помощью к философии и обсуждение


фундаментальных положений - все это симптомы перехода от нормального исследования
к экстраординарному".
Означает ни этот переход научную революцию?
Ответ:
Кризисная ситуация в развитии "нормальной науки" разрешается тем, что возникает новая парадигма. Тем самым происходит научная революция, и вновь складываются условия для функционирования "нормальной науки".
Вопрос 61. Т.Кун пишет: "Решение отказаться от парадигмы всегда одновременно есть
решение принять другую парадигму, а приговор, приводящий к такому решению,
включает как сопоставление обеих парадигм с природой, так и сравнение парадигм друг с
другом".
Возможен пи переход от одной парадигмы к другой посредством логики и ссылок на
опыт?
Ответ:
В некотором смысле защитники различных парадигм живут в разных мирах. По Куну, различные парадигмы несоизмеримы. Поэтому переход от одной парадигмы к другой должен осуществляться РЕЗКО, как переключение, а не постепенно посредством логики.
Вопрос 62. Если научная теория или связанная с ней исследовательская программа
испытывает противоречия и трудности в описании каких-то явлений, то ведет ли это к
отказу от нее ученых?
Ответ:
Заслуга Лакатоса в том, что он четко подчеркнул устойчивость теории, исследовательской программы. Он писал: «Ни логическое доказательство противоречивости, ни вердикт ученых от экспериментально обнаруженной аномалии не могут одним ударом уничтожить исследовательскую программу". Главная ценность теории, программы - это способность пополнять знания, предсказывать новые факты. Противоречия и трудности в описании каких- либо явлений НЕ ВЛИЯЮТ существенно на отношении ученых к теории, программе.
Вопрос 63. Отмечались ли в истории науки факты неспособности фундаментальных
научных теорий объяснить какие-либо явления, противоречий и трудностей в таких
объяснениях?
Ответ:
Многие научные теории встречались с противоречиями и трудностями в объяснении явлений.
Например. Ньютон не мог на основании механики объяснить стабильность Солнечной системы и утверждал, что Бог исправляет отклонения в движении планет, вызванные различными возмущениями (эту проблему удалось решить Лапласу только в начале XIX века). Дарвин не мог объяснить так называемого "кошмара Дженкинса". В геометрии Евклида на протяжении двух тысяч лет не удавалось решить проблему пятого постулата. Такие трудности обычны в науке и не приводят к отказу ученых от теории, потому что вне теории ученый не в состоянии работать.
Вопрос 64. Может ли ученый защитить теории от ее видимого несоответствия
эмпирическим данным?
Ответ:
Ученый всегда может защитить теорию от несоответствия эмпирическим данным с помощью, каких - либо ухищрений и гипотез. Это объясняет, почему всегда существуют альтернативные теории, исследовательские программы.
Вопрос 65. Что является главным источником развития науки?
Ответ:


Главным источником развития науки является не взаимодействие теории и эмпирических данных, а КОНКУРЕНЦИЯ теорий, исследовательских программ в деле лучшего описания и объяснения наблюдаемых явлений, предсказания новых фактов.
Вопрос 66. Может ли ученый придерживаться теории после того, как ее обгонит
конкурирующая теория?
Ответ:
Лакатос отметил, что можно "рационально придерживаться регрессирующей программы до тех пор, пока ее не обгонит конкурирующая программа и даже ПОСЛЕ этого". Всегда существует надежда на временность неудач. Однако представители регрессирующих теорий, программ неминуемо будут сталкиваться с все возрастающими социальными, психологическими и экономическими проблемами.
Вопрос 67. Могут ли научные революции по своей значимости выходить, за пределы той
области науки, в которой они произошли?
Ответ:
Научные революции обычно затрагивают мировоззренческие и методологические основания науки, нередко изменяя сам стиль мышления. Поэтому они по своей значимости могут выходить далеко за рамки той конкретной области, где они произошли. Поэтому можно говорить о частнонаучных и общенаучных революциях.
Вопрос 68. Какой по характеру является научная революция, связанная с возникновением
квантовой механики?
Ответ:
Возникновение квантовой механики - это яркий пример ОБЩЕНАУЧНОЙ революции, поскольку ее значение выходит далеко за пределы физики. Квантово-механические представления на уровне аналогий или метафор проникли в гуманитарное мышление. Эти представления посягают на нашу интуицию, здравый смысл, воздействуют на мировосприятие.
Вопрос 69. Является ли дарвиновская революция общенаучной?
Ответ:
Дарвиновская революция по своему значению вышла далеко за пределы биологии. Она коренным образом изменила наши представления о месте человека в Природе. Она оказала сильное методологическое воздействие, повернув мышление ученых в сторону эволюционизма.
Вопрос 70. Может ли внедрение новых методов исследования означать научную
революцию?
Ответ:
Новые методы исследования могут приводить к далеко идущим последствиям: к смене проблем, к смене стандартов научной работы, к появлению новых областей знаний. В этом случае их внедрение означает научную революцию.
Вопрос 71. Означало ли появление микроскопа в биологии научную революцию?
Ответ:
Всю историю биологии можно разбить на два этапа, разделенные появлением и внедрением микроскопа. Целые фундаментальные разделы биологии - микробиология, цитология, гистология - обязаны своим развитием внедрению микроскопа
Вопрос 72. Означало ли появление радиотелескопа революцию в астрономии?
Ответ:
Академик Гинсбург пишет об этом так: "Астрономия после второй мировой войны вступила в период особенно блистательного развития, в период "второй астрономической революции"


(первая такая революция связывается с имением Галилея, начавшего использовать телескопы) .
Содержание второй астрономической революции можно видеть в процессе превращения астрономии из оптической во всеволновую".
Вопрос 73. Может ли в основе научной революции быть обнаружение каких-то ранее
неизвестных сфер или аспектов действительности?
Ответ:
Иногда перед исследователем открывается новая область непознанного, мир новых объектов и явлений. Это может вызвать революционные изменения в ходе научного познания, как случилось, например, при открытии таких новых миров, как мир микроорганизмов и вирусов, мир атомов и молекул, мир электромагнитных явлений, мир элементарных частиц, при открытии явления гравитации, других галактик, мира кристаллов, явления радиоактивности и т.п.
Вопрос 74. Может ли крупное научное открытие быть совершено на четком фундаменте
уже разработанной теории?
Ответ:
Многие крупные открытия в науке совершаются на вполне определенной теоретической базе.
Пример: открытие планеты Нептун Леверье и Адамсом путем исследования возмущений в движении планеты Уран на базе небесной механики.
Вопрос 75. В истории науки выделяются фундаментальные научные открытия, связанные
с созданием таких фундаментальных научных теорий и концепций, как геометрия
Евклида, гелиоцентрическая система Коперника, классическая механика Ньютона,
геометрия Лобачевского, генетика Менделя, теория эволюции Дарвина, теория
относительности Эйнштейна, квантовая механика.
Эти открытия изменили представление о действительности в целом, т.е. носили
мировоззренческий характер.
Были ли эти открытия сделаны путем дедукции из существующих принципов?
Ответ:
Фундаментальные открытия связаны с разработкой новых фундаментальных принципов, а не дедукцией из существующих принципов.
Вопрос 76. Может ли фундаментальное научное открытие быть сделано независимо
разными учеными?
Ответ:
В истории науки есть много фактов, когда фундаментальное научное открытие делалось независимо друг от друга несколькими учеными практически в одно время. Например, неевклидова геометрия была построена практически одновременно Лобачевским, Гауссом,
Больяи; Дарвин обнародовал свои идеи об эволюции практически одновременно с Уоллесом; специальная теория относительности была разработана одновременно Эйнштейном и Пуанкаре.
Из того, что фундаментальные открытия делаются почти одновременно разными учеными, следует вывод об их исторической обусловленности.
Вопрос 77. Может ли фундаментальное научное открытие быть сделано в результате
решения частной задачи?
Ответ:
Фундаментальные открытия всегда возникают в результате решения фундаментальных проблем, т.е. проблем, имеющих глубинный, мировоззренческий, а не частный характер.
Так, Коперник увидел, что два фундаментальных мировоззренческих принципа его времени - принцип движения небесных тел по кругам и принцип простоты природы не реализуются в астрономии; решение этой фундаментальной проблемы привело его к великому открытию.


Неевклидова геометрия была построена, когда проблема пятого постулата геометрии Евклида перестала быть частной проблемой геометрии, и превратилась в фундаментальную проблему математики, ее оснований.
Вопрос 78. Каков статус истинности в научном познании: истинность является
центральным, наиболее сильным регулятивном научной деятельности или истинность
является необходимым атрибутом всех познавательных результатов науки?
Ответ:
В соответствии с классическими представлениями о науке она не должна содержать "никакой примеси заблуждений". Сейчас истинность не рассматривается как необходимый атрибут всех познавательных результатов, претендующих на научность. Она является центральным регулятивном научно-познавательной деятельности.
Вопрос 79. Какая ценность является ведущей в современных представлениях о науке:
фундаменталистская обоснованность научного знания или способность науки быть
эффективным средством решения познавательных проблем?
Ответ:
Для классических представлений о науке характерен постоянный поиск "начал познания",
"надежного фундамента", на который могла бы опираться вся система научных знаний. Однако в современной методологии науке развивается представление о гипотетическом характере научного знания, когда опыт не является больше фундаментом познания, а выполняет в основном критическую функцию. На смену фундаменталистской обоснованности как ведущей ценности в классических представлениях о научном познании все больше выдвигается такая ценность, как эффективность в решении проблем.
Вопрос 80. Может ли математика быть эталоном научности, образцом для других наук?
Ответ:
"Начала" Евклида долгое время были притягательным эталоном буквально во всех областях знания: в философии, физике, астрономии, медицине и др.
Однако сейчас хорошо осознаны границы значимости математики как эталона научности, которые, например, сформулированы так: "В строгом смысле доказательства возможны только в математике, и не потому, что математики умнее других, а потому, что сами создают вселенную для своих опытов, все же остальные вынуждены экспериментировать с Вселенной, созданной не ими".
Вопрос 81. Сохраняет ли физика свой статус идеала научного знания?
Ответ:
Начиная с Нового времени физика, утверждалась как эталонная наука. Сначала в качестве эталона выступала механика, а потом весь комплекс физического знания. Ориентация на физический идеал в химии была ярко выражена, например, П. Бертло, в биологии - М.
Шлейденом. Г. Гепьмгольц утверждал, что "конечная цель" всего естествознания -
"раствориться в механике". Попытки построения "социальной механики", "социальной физики" и т.п. были многочисленны. Физический идеал научного знания, безусловно доказал свою эвристичность, однако сегодня ясно, что реализация этого идеала часто тормозит развитие других наук - математики, биологи, социальных наук и др. Как отметил Н.К.Михайловский, абсолютизация физического идеала научности приводит к такой постановке общественных вопросов при "которой естествознание дает иудин поцелуй социологии", приводя к псевдообъективности.
Вопрос 82. В качестве образца научного знания иногда предлагаются гуманитарные
науки. В центре внимания в этом случае - активная роль субъекта в познавательном


процессе. Может ли гуманитарный идеал научного познания быть распространен на все
науки?
Ответ:
Помимо социокультурной обусловленности всякое научное познание, в том числе и гуманитарное, должно характеризоваться внутренней, предметной обусловленностью. Поэтому гуманитарный идеал не может быть реализован даже в своей предметной области, а тем более, а естествознании. Гуманитарный идеал научности иногда рассматривается как переходная ступень к некоторым новым представлениям о науке, выходящим за пределы классических.
Вопрос 83. Существует ли наука, которая должна стать эталоном, образцом для всех
других наук?
Ответ:
Для классических представлений о науке характерно стремление выделить "эталон научности", к которому должны "подтянуться" все другие области познания. Иногда в качестве такого эталона выделяют естествознание, а в нем - физику.
Однако такие редукционистские стремления критикуются в современной методологии науки, для которой характерна плюралистическая тенденция в истолковании науки, утверждение равноценности различных стандартов научности, их несводимость к какому то одному стандарту.
Вопрос 84. Оказывают пи социальные факторы развития науки прямое влияние на
научное знание?
Ответ:
Социальные (социально-экономические, культурно-исторические, мировоззренческие, социально-психологические) факторы развития науке НЕ ОКАЗЫВАЮТ прямого влияния на научное знание, которое развивается по своей внутренней логике. Однако социальные факторы опосредованно влияют на развитие научного знания (через методологические регулятивы, принципы, стандарты).
Если в соответствии с классическими представлениями о науке ее выводы должны определяться только самой изучаемой реальностью, то для современной методологии науки характерно принятие и развитие тезиса о социально-культурной обусловленности научного познания.
Эта экстерналистская тенденция в современной методологии науки означает ее радикальный разрыв с классическими представлениями о науке.
Вопрос 85. О. Конт писал: "Истинное положительное мышление заключается
преимущественно в способности знать, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда
заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности
естественных законов". Какую функцию науки Конт считал основной:
1. описание
2. объяснение
3. предвидение
4. понимание?
Ответ:
При всем свойственном Конту эмпиризме он не склонен был сводить науку к собранию единичных фактов. ПРЕДВИДЕНИЕ он считал основной функцией науки.
Вопрос 86. Э.Мах писал: "Быстрота, с которой расширяются наши познания благодаря
теории, предает ей некоторое количественное преимущество перед простым наблюдением,
тогда как качественно нет между ними никакой существенной разницы ни в отношении
происхождения, ни в отношении конечного результата".
Какую функцию науки Мах объявил единственной:
1. объяснение


2. описание
3. предвидение?
Ответ:
Объяснение и предвидение Мах по сути, сводил к ОПИСАНИЮ. Теории с его точки зрения - это как бы спрессованная эмпирия.
Вопрос 87. Признавал ли Мах атомно-молекулярную теорию?
Ответ:
Атомно-молекулярную теорию Мах назвал "мифологией природы'". Аналогичную позицию занимал и известный химик В. Оствальд. По этому поводу А.Эйнштейн писал: "Предубеждение этих ученых против атомной теории можно, несомненно, отнести за счет их позитивистской философской установки. Это - интересный пример того, как философские предубеждения мешают правильной интерпретации фактов даже ученым со смелым мышлением и тонкой интуицией. Предрассудок, который сохранился до сих пор, заключается в убеждении, будто факты сами по себе, без свободного теоретического построения, могут и должны привести к научному познанию".
Вопрос 88. Эддингтон говорил, что когда физик стремился объяснить что-либо, "его ухо
изо всех сил пыталось уловить шум машины.
Человек, который сумел бы сконструировать гравитацию из зубчатых колес, был бы

Тесты по Теме 1. Методология науки

Предполагает ли определение "ненаучный" негативную оценку?

ЗАДАНИЕ № 4 (выберите правильный ответ)

Всегда ли научное знание является истинным?

ЗАДАНИЕ № 5 (выберите правильный ответ)

Является ли систематизированность характерным признаком научного знания?

ЗАДАНИЕ № 6 (выберите правильный ответ)

Является ли стремление к обоснованности, доказательности знания критерием научности?

ЗАДАНИЕ № 7 (выберите правильный ответ)

Является ли научное знание интерсубъективным?

ЗАДАНИЕ № 8 (выберите правильный ответ)

Применяются ли в науке приемы рассуждений, используемые людьми в других сферах деятельности, в обыденной жизни?

ЗАДАНИЕ № 9 (выберите правильный ответ)

Как называется метод получения эмпирического знания, при котором главное - не вносить при исследовании какие-либо изменения в изучаемую реальность:

ЗАДАНИЕ № 10 (выберите правильный ответ)

Как называется метод эмпирического познания, при котором изучаемое явление ставится в особые, специфические и варьируемые условия:

ЗАДАНИЕ № 11 (выберите правильный ответ)

Может ли эмпирическое исследование начаться без определенной теоретической установки?

ЗАДАНИЕ № 12 (выберите правильный ответ)

Сводятся ли задачи науки к сбору фактического материала?

ЗАДАНИЕ № 13 (выберите правильный ответ)

Появляются ли теории как прямое обобщение эмпирических фактов?

ЗАДАНИЕ № 14 (выберите правильный ответ)

Кто стал впервые широко применять мысленные эксперименты в ходе построения теории:

ЗАДАНИЕ № 15 (выберите правильный ответ)

Возможен ли математический эксперимент?

ЗАДАНИЕ № 16 (выберите правильный ответ)

Обращаются ли ученые в своей деятельности к философии?

ЗАДАНИЕ № 17 (выберите правильный ответ)

Понятие "стиль" часто применяется в искусстве. Можно ли его применять по отношению к науке?

ЗАДАНИЕ № 18 (выберите правильный ответ)

Язык науки является важнейшим средством научного познания. На каком языке, по утверждению Галилея, написана книга Природы:

ЗАДАНИЕ № 19 (выберите правильный ответ)

Зависит ли прогресс научного познания от используемых наукой средств?

ЗАДАНИЕ № 20 (выберите правильный ответ)

Одинаковы ли методы и средства, используемые в разных науках?

ЗАДАНИЕ № 21 (выберите правильный ответ)

Является ли философия наукой?

ЗАДАНИЕ № 22 (выберите правильный ответ)

Является ли наука сегодня профессией?

ЗАДАНИЕ № 23 (выберите правильный ответ)

Характерны ли для науки противостояние и борьба различных направлений?

ЗАДАНИЕ № 24 (выберите правильный ответ)

Признает ли наука паранаучные концепции - астрологию, парапсихологию, уфологию и.т.п.?

ЗАДАНИЕ № 25 (выберите правильный ответ)

Когда возникло естествознание?

a) в каменном веке, когда человек стал накапливать и передавать другим знания о мире

b) примерно в V веке до н.э. в Древней Греции

c) в период позднего средневековья XII-XIV вв.

d) в XVI-XVII веках

e) в конце XIX века

ЗАДАНИЕ № 26 (выберите правильный ответ)

Как называется тот структурный уровень науки, на котором знания являются результатом непосредственного контакта с "живой" реальностью в наблюдении или эксперименте:

ЗАДАНИЕ № 27 (выберите правильный ответ)

Описывает ли теория непосредственно окружающую действительность?

ЗАДАНИЕ № 28 (выберите правильный ответ)

Как называются научные теории, которые оперируют наиболее абстрактными идеальными объектами:

b) теории конкретных явлений

ЗАДАНИЕ № 29 (выберите правильный ответ)

Может ли теория развиваться без прямого контакта с действительностью?

ЗАДАНИЕ № 30 (выберите правильный ответ)

Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания. Какой это уровень:

ЗАДАНИЕ № 31 (выберите правильный ответ)

Могут ли философские основания науки быть предметом научных споров?

ЗАДАНИЕ № 32 (выберите правильный ответ)

Могут ли философские основания науки восприниматься как нечто само собой разумеющееся?

ЗАДАНИЕ № 33 (выберите правильный ответ)

Связано ли эмпирическое знание с определенными философскими представлениями?

ЗАДАНИЕ № 34 (выберите правильный ответ)

Возможно ли эмпирическое знание без теоретических представлений?

ЗАДАНИЕ № 35 (выберите правильный ответ)

Эмпирическое знание всегда теоретически нагружено. Может ли оно быть критерием истинности теории?

ЗАДАНИЕ № 36 (выберите правильный ответ)

ЗАДАНИЕ № 37 (выберите правильный ответ)

Возможно ли свести все естественнонаучное знание к единой теории, редуцировать к небольшому числу исходных фундаментальных принципов?

ЗАДАНИЕ № 38 (выберите правильный ответ)

Один из философов Нового времени был уверен, что разработал метод открытия нового научного знания, которым может овладеть каждый. В основе этого метода открытия - индуктивное обобщение данных опыта. Он писал: "Наш же путь открытия таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарования, но почти уравнивает их. Подобно тому, как для проведения прямой линии или описания совершенного круга много значат твердость, умелость и испытанность руки, если действовать только рукой, - мало или совсем ничего не значат, если пользоваться циркулем или линейкой. Так обстоит и с нашим методом".

Кто был этот философ:

b) Френсис Бэкон

ЗАДАНИЕ № 39 (выберите правильный ответ)

Р.Декарт был убежден, что есть два пути открытия нового знания в науке. "Эти два пути, - писал он, - являются самыми верными путями к знанию, и ум не должен допускать их больше - все другие надо отвергать как подозрительные и ведущие к заблуждению".

Какие это два пути, по Декарту:

a) интуиция и дедукция

b) наблюдение и индукция

ЗАДАНИЕ № 40 (выберите правильный ответ)

Могут ли индуктивные обобщения осуществить скачок от эмпирии к теории?

ЗАДАНИЕ № 41 (выберите правильный ответ)

Существует ли чистый опыт, т.е. такой, который не определялся бы теоретическими представлениями?

ЗАДАНИЕ № 42 (выберите правильный ответ)

Могут ли в науке фундаментальные теоретические результаты быть получены без непосредственного обращения к эмпирии?

ЗАДАНИЕ № 43 (выберите правильный ответ)

Являются ли основные принципы современных научных теорий очевидными в декартовском смысле?

ЗАДАНИЕ № 44 (выберите правильный ответ)

Возможно ли построение логики научного открытия?

ЗАДАНИЕ № 45 (выберите правильный ответ)

Немецкий философ и логик Рейхенбах написал об этом принципе так: "Этот принцип определяет истинность научных теорий. Устранение его из науки означало бы ни более и не менее как лишение науки ее способности различать истинность и ложность ее теорий. Без него наука, очевидно, более не имела бы права говорить об отличии своих теорий от причудливых и произвольных созданий поэтического ума".

Какой это принцип?

ЗАДАНИЕ № 46 (выберите правильный ответ)

Можно ли эмпирическими данными установить истинность универсального обобщающего суждения?

ЗАДАНИЕ № 47 (выберите правильный ответ)

Являются ли теоретические построения науки по своей сути гипотезами?

ЗАДАНИЕ № 48 (выберите правильный ответ)

Философ и логик Р.Карнап так сформулировал свою программу: "Я согласен, что не может быть создана индуктивная машина, если цель машины состоит в изобретении новых теорий. Я верю, однако, что может быть построена индуктивная машина со значительно более скромной целью. Если даны некоторые наблюдения e и гипотеза h (в форме, скажем, предсказания или даже множества законов), то я уверен, что во многих случаях путем чисто механической процедуры возможно определить логическую вероятность, или степень подтверждения h на основе e".

Удалось ли реализовать эту программу Карнапа?

ЗАДАНИЕ № 49 (выберите правильный ответ)

Является ли степень подтверждения фактами гипотезы или теории основанием для ее принятия или отвержения?

ЗАДАНИЕ № 50 (выберите правильный ответ)

Имеют ли процедуры подтверждения и опровержения гипотезы одинаковый познавательный статус?

ЗАДАНИЕ № 51 (выберите правильный ответ)

Является ли неопровержимость теории свидетельством ее истинности?

ЗАДАНИЕ № 52 (выберите правильный ответ)

Что является настоящей проверкой теории - попытка ее …

ЗАДАНИЕ № 53 (выберите правильный ответ)

К.Поппер писал: "Наука не покоится на твердом фундаменте фактов. Жесткая структура ее теорий поднимается, так сказать, над болотом. Она подобна зданию, воздвигнутому на сваях. Эти сваи забиваются в болото, но не достигают никакого естественного или "данного" основания. Если же мы перестаем забивать сваи дальше, то вовсе не потому, что достигли твердой почвы. Мы останавливаемся просто тогда, когда убеждаемся, что сваи достаточно прочны и способны, по крайней мере, некоторое время, выдержать тяжесть нашей структуры".

Означает ли это, что в модели Поппера все знание оказывается гипотетичным?

ЗАДАНИЕ № 54 (выберите правильный ответ)

К.Поппер писал так: "До тех пор пока теория выдерживает самые строгие проверки, какие мы можем предложить, она признается; если она их не выдерживает, она отвергается. Однако теория ни в коем смысле не выводится из эмпирических свидетельств. Не существует ни психологической, ни логической индукции. Из эмпирических свидетельств может быть выведена только ложность теории, и этот вывод является чисто дедуктивным".

Является ли это позицией эмпиризма?

ЗАДАНИЕ № 55 (выберите правильный ответ)

К.Поппер разработал концепцию "третьего мира" - "мира языка, предположений, теорий и рассуждений". Он писал: "С нашими теориями происходит то же, что и с нашими детьми: они имеют склонность становиться в значительной степени независимыми от своих родителей. С нашими теориями может случиться то же, что и с нашими детьми: мы можем приобрести от них большее количество знания, чем первоначально вложили в них".

Является ли "третий мир" автономным?

ЗАДАНИЕ № 56 (выберите правильный ответ)

Что является важнейшим источником роста "третьего мира" (мира объективного знания) К.Поппера:

a) подтверждение опытом

ЗАДАНИЕ № 57 (выберите правильный ответ)

Наука обычно представляется как сфера почти непрерывного творчества, постоянного стремления к новому.

А может ли научная деятельность быть традиционной?

ЗАДАНИЕ № 58 (выберите правильный ответ)

Являются ли научные традиции тормозом развития науки?

ЗАДАНИЕ № 59 (выберите правильный ответ)

Т.Кун пишет: "Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу".
Являются ли парадигмами теории Коперника, Ньютона, Эйнштейна, Лавуазье, Дарвина?

ЗАДАНИЕ № 60 (выберите правильный ответ)

Т.Кун так описывает кризисные явления в развитии нормальной науки: "Увеличение конкурирующих вариантов, готовность опробовать что-либо еще, выражение явного недовольства, обращение за помощью к философии и обсуждение фундаментальных положений - все это симптомы перехода от нормального исследования к экстраординарному".

Означает ли этот переход научную революцию?

ЗАДАНИЕ № 61 (выберите правильный ответ)

Т.Кун пишет: "Решение отказаться от парадигмы всегда одновременно есть решение принять другую парадигму, а приговор, приводящий к такому решению, включает как сопоставление обеих парадигм с природой, так и сравнение парадигм друг с другом".

Возможен ли переход от одной парадигмы к другой посредством логики и ссылок на опыт?

ЗАДАНИЕ № 62 (выберите правильный ответ)

Если научная теория или связанная с ней исследовательская программа испытывает противоречия и трудности в описании каких-то явлений, то ведет ли это к отказу от нее ученых?

ЗАДАНИЕ № 63 (выберите правильный ответ)

Отмечались ли в истории науки факты неспособности фундаментальных научных теорий объяснить какие-либо явления, противоречий и трудностей в таких объяснениях?

ЗАДАНИЕ № 64 (выберите правильный ответ)

Может ли ученый защитить теории от ее видимого несоответствия эмпирическим данным?

ЗАДАНИЕ № 65 (выберите правильный ответ)

Что является главным источником развития науки?

a) взаимодействие теории и эмпирических данных

b) конкуренция теорий, исследовательских программ

ЗАДАНИЕ № 66 (выберите правильный ответ)

Может ли ученый придерживаться теории после того, как ее обгонит конкурирующая теория?

ЗАДАНИЕ № 67 (выберите правильный ответ)

Могут ли научные революции по своей значимости выходить за пределы той области науки, в которой они произошли?

ЗАДАНИЕ № 68 (выберите правильный ответ)

Какой по характеру является научная революция, связанная с возникновением квантовой механики?

ЗАДАНИЕ № 69 (выберите правильный ответ)

Является ли дарвиновская революция общенаучной?

ЗАДАНИЕ № 70 (выберите правильный ответ)

Может ли внедрение новых методов исследования означать научную революцию?

ЗАДАНИЕ № 71 (выберите правильный ответ)

Означало ли появление микроскопа в биологии научную революцию?

ЗАДАНИЕ № 72 (выберите правильный ответ)

Означало ли появление радиотелескопа революцию в астрономии?

ЗАДАНИЕ № 73 (выберите правильный ответ)

Может ли в основе научной революции быть обнаружение каких-то ранее неизвестных сфер или аспектов действительности?

ЗАДАНИЕ № 74 (выберите правильный ответ)

Может ли крупное научное открытие быть совершено на четком фундаменте уже разработанной теории?

ЗАДАНИЕ № 75 (выберите правильный ответ)

В истории науки выделяются фундаментальные научные открытия, связанные с созданием таких фундаментальных научных теорий и концепций, как геометрия Евклида, гелиоцентрическая система Коперника, классическая механика Ньютона, геометрия Лобачевского, генетика Менделя, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, квантовая механика. Эти открытия изменили представление о действительности в целом, т.е. носили мировоззренческий характер.

Были ли эти открытия сделаны путем дедукции из существующих принципов?

ЗАДАНИЕ № 76 (выберите правильный ответ)

Может ли фундаментальное научное открытие быть сделано независимо разными учеными?

ЗАДАНИЕ № 77 (выберите правильный ответ)

Может ли фундаментальное научное открытие быть сделано в результате решения частной задачи?

ЗАДАНИЕ № 78 (выберите правильный ответ)

Каков статус истинности в научном познании:

a) истинность является центральным, наиболее сильным регулятивом научной деятельности

b) истинность является необходимым атрибутом всех познавательных результатов науки

ЗАДАНИЕ № 79 (выберите правильный ответ)

Какая ценность является ведущей в современных представлениях о науке:

a) фундаменталистская обоснованность научного знания

b) способность науки быть эффективным средством решения познавательных проблем

ЗАДАНИЕ № 80 (выберите правильный ответ)

Может ли математика быть эталоном научности, образцом для других наук?

ЗАДАНИЕ № 81 (выберите правильный ответ)

Сохраняет ли физика свой статус идеала научного знания?

ЗАДАНИЕ № 82 (выберите правильный ответ)

В качестве образца научного знания иногда предлагаются гуманитарные науки. В центре внимания в этом случае - активная роль субъекта в познавательном процессе.

Может ли гуманитарный идеал научного познания быть распространен на все науки?

ЗАДАНИЕ № 83 (выберите правильный ответ)

Существует ли наука, которая должна стать эталоном, образцом для всех других наук?

ЗАДАНИЕ № 84 (выберите правильный ответ)

Оказывают ли социальные факторы развития науки прямое влияние на научное знание?

ЗАДАНИЕ № 85 (выберите правильный ответ)

О.Конт писал: "Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности знать, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности естественных законов".

Какую функцию науки Конт считал основной:

ЗАДАНИЕ № 86 (выберите правильный ответ)

Э.Мах писал: "Быстрота, с которой расширяются наши познания благодаря теории, предает ей некоторое количественное преимущество перед простым наблюдением, тогда как качественно нет между ними никакой существенной разницы ни в отношении происхождения, ни в отношении конечного результата".

Какую функцию науки Мах объявил единственной:

ЗАДАНИЕ № 87 (выберите правильный ответ)

Признавал ли Мах атомно-молекулярную теорию?

ЗАДАНИЕ № 88 (выберите правильный ответ)

Эддингтон говорил, что когда физик стремился объяснить что-либо, "его ухо изо всех сил пыталось уловить шум машины. Человек, который сумел бы сконструировать гравитацию из зубчатых колес, был бы героем викторианского века".

Какая наука была идеалом научного познания викторианского века:

ЗАДАНИЕ № 89 (выберите правильный ответ)

В. Дильтей разделял науки о природе и "науки о духе" (гуманитарные.) Он считал, что основная познавательная функция наук о природе - объяснение, а "наук о духе" - понимание.

Можно ли сказать, что науки о природе также выполняют функцию понимания?

ЗАДАНИЕ № 90 (выберите правильный ответ)

Можно ли выразить в языке, т.е. вербализировать, все предпосылки, на которые ученый опирается в своей работе?

ЗАДАНИЕ № 91 (выберите правильный ответ)

Историки и культурологи часто используют термин "менталитет". Можно ли применить этот термин по отношению к науке?

ЗАДАНИЕ № 92 (выберите правильный ответ)

Возможно ли открытие новых явлений путем теоретических исследований?

ЗАДАНИЕ № 93 (выберите правильный ответ)

Могут ли методы, развитые в одной научной области, эффективно применяться в совсем другой области?

ЗАДАНИЕ № 94 (выберите правильный ответ)

Каковы отношения между наукой и этикой:

a) этические нормы содержатся в самой научной деятельности

b) этические нормы регулируют применение научных результатов

c) верно и то, и другое

ЗАДАНИЕ № 95 (выберите правильный ответ)

Для обозначения нравственного характера какого-либо явления иногда используется понятие "этос" (термин из античной философии.) Существует ли специфический этос науки?

ЗАДАНИЕ № 96 (выберите правильный ответ)

Что является наиболее актуальным в современных условиях:

a) дать этическую оценку науке в целом

b) этически оценить отдельные направления и области научного знания

ЗАДАНИЕ № 97 (выберите правильный ответ)

Включает ли в себя современная наука человеческие и социальные взаимодействия, в которые вступают люди по поводу научных знаний?

ЗАДАНИЕ № 98 (выберите правильный ответ)

Объявлялись ли в науке моратории на проведение опасных исследований?

ЗАДАНИЕ № 99 (выберите правильный ответ)

Всегда ли достаточен накопленный людьми нравственный опыт для решения этических проблем, возникающих в связи с прогрессом науки?

Фундаментальные научные открытия

Многие крупные открытия в науке совершаются на вполне определенной теоретической базе. Пример: открытие планеты Нептун Леверье и Адамсом путем исследования возмущений в движении планеты Уран на базе небесной механики.

Фундаментальные научные открытия отличаются от других тем, что они связаны не с дедукцией из существующих принципов, а с разработкой новых основополагающих принципов.

В истории науки выделяются фундаментальные научные открытия, связанные с созданием таких фундаментальных научных теорий и концепций, как геометрия Евклида, гелиоцентрическая система Коперника, классическая механика Ньютона, геометрия Лобачевского, генетика Менделя, теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, квантовая механика. Эти открытия изменили представление о действительности в целом, т.е. носили мировоззренческий характер.

В истории науки есть много фактов, когда фундаментальное научное открытие делалось независимо друг от друга несколькими учеными практически в одно время. Например, неевклидова геометрия была построена практически одновременно Лобачевским, Гауссом, Больяи; Дарвин обнародовал свои идеи об эволюции практически одновременно с Уоллесом; специальная теория относительности была разработана одновременно Эйнштейном и Пуанкаре.

Из того, что фундаментальные открытия делаются почти одновременно разными учеными, следует вывод об их исторической обусловленности.

Фундаментальные открытия всегда возникают в результате решения фундаментальных проблем, т.е. проблем, имеющих глубинный, мировоззренческий, а не частный характер.

Так, Коперник увидел, что два фундаментальных мировоззренческих принципа его времени - принцип движения небесных тел по кругам и принцип простоты природы не реализуются в астрономии; решение этой фундаментальной проблемы привело его к великому открытию.

Неевклидова геометрия была построена, когда проблема пятого постулата геометрии Евклида перестала быть частной проблемой геометрии и превратилась в фундаментальную проблему математики, ее оснований.

ИДЕАЛЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

В соответствии с классическими представлениями о науке она не должна содержать "никакой примеси заблуждений". Сейчас истинность не рассматривается как необходимый атрибут всех познавательных результатов, претендующих на научность. Она является центральным регулятивом научно-познавательной деятельности.

Для классических представлений о науке характерен постоянный поиск "начал познания", "надежного фундамента", на который могла бы опираться вся система научных знаний.

Однако в современной методологии науки развивается представление о гипотетическом характере научного знания, когда опыт не является больше фундаментом познания, а выполняет в основном критическую функцию.

На смену фундаменталистской обоснованности как ведущей ценности в классических представлениях о научном познании все больше выдвигается такая ценность, как эффективность в решении проблем.

В качестве эталонов на протяжении развития науки выступали разные области научного знания.

"Начала" Евклида долгое время были притягательным эталоном буквально во всех областях знания: в философии, физике, астрономии, медицине и др.

Однако сейчас хорошо осознаны границы значимости математики как эталона научности, которые, например, сформулированы так: "В строгом смысле доказательства возможны только в математике, и не потому, что математики умнее других, а потому, что сами создают вселенную для своих опытов, все же остальные вынуждены экспериментировать со Вселенной, созданной не ими".

Триумф механики в XVII-XIX веках привел к тому, что ее стали рассматривать как идеал, образец научности.

Эддингтон говорил, что когда физик стремился объяснить что-либо, "его ухо изо всех сил пыталось уловить шум машины. Человек, который сумел бы сконструировать гравитацию из зубчатых колес, был бы героем викторианского века".

Начиная с Нового времени физика утверждалась как эталонная наука. Если сначала в качестве эталона выступила механика, то потом - весь комплекс физического знания. Ориентация на физический идеал в химии была ярко выражена, например, П.Бертло, в биологии - М.Шлейденом. Г.Гельмгольц утверждал, что "конечная цель" всего естествознания - "раствориться в механике". Попытки построения "социальной механики", "социальной физики" и т.п. были многочисленны.

Физический идеал научного знания, безусловно доказал свою эвристичность, однако сегодня ясно, что реализация этого идеала часто тормозит развитие других наук - математики, биологи, социальных наук и др. Как отметил Н.К.Михайловский, абсолютизация физического идеала научности приводит к такой постановке общественных вопросов при "которой естествознание дает иудин поцелуй социологии", приводя к псевдообъективности.

В качестве образца научного знания иногда предлагаются гуманитарные науки. В центре внимания в этом случае - активная роль субъекта в познавательном процессе.

Однако гуманитарный идеал научного познания не может быть распространен на все науки. Помимо социокультурной обусловленности всякое научное познание, в том числе и гуманитарное, должно характеризоваться внутренней, предметной обусловленностью. Поэтому гуманитарный идеал не может быть реализован даже в своей предметной области, а тем более в естествознании.

Гуманитарный идеал научности иногда рассматривается как переходная ступень к некоторым новым представлениям о науке, выходящим за пределы классических.

Вообще, для классических представлений о науке характерно стремление выделить "эталон научности", к которому должны "подтянуться" все другие области познания.

Однако такие редукционистские стремления критикуются в современной методологии науки, для которой характерна плюралистическая тенденция в истолковании науки, утверждение равноценности различных стандартов научности, их несводимость к какому-то одному стандарту.

Если в соответствии с классическими представлениями о науке ее выводы должны определяться только самой изучаемой реальностью, то для современной методологии науки характерно принятие и развитие тезиса о социально-культурной обусловленности научного познания.

Социальные (социально-экономические, культурно-исторические, мировоззренческие, социально-психологические) факторы развития науки не оказывают прямого влияния на научное знание, которое развивается по своей внутренней логике. Однако социальные факторы опосредованно влияют на развитие научного знания (через методологические регулятивы, принципы, стандарты).

Эта экстерналистская тенденция в современной методологии науки означает ее радикальный разрыв с классическими представлениями о науке. я

Что такое научное открытие?

Научное открытие - это новое объективное знание о мире. Это может быть информация о новом виде животных или растений, других континентах, причинах тех или иных явлений, физических и химических закономерностях.

Научные открытия совершают с использованием научных методов - наблюдений или экспериментов. Их результаты анализируют, обобщают и на их основе создают гипотезы - предположения о том, как объясняются наблюдаемые результаты. Гипотезы необходимо проверять - также с помощью наблюдений или экспериментов. Иногда на их основе разрабатывают новые научные теории.

На портале Ratenger мы опубликовали статью "10 самых важных научных открытий в мире". Возможно, она будет Вам интересна.

Читайте также: