Фундамент под опору теплотрассы

Обновлено: 16.05.2024

Расчет неподвижной опоры под трубопровод на действие горизонтальной нагрузки.

Здравствуйте! подскажите как проверить неподвижную опору под трубопровод на действие горизонтальной нагрузки. Взяла Рг=0,3Рв..а как считать понятия не имею. сказали сделать проверку по гибкости. в качестве опоры выступает металлическая свая заполненная бетоном к которой крепится траверса из 2х швеллеров. Помогите пожалуйста начинающей проектировщице. ))

__________________
"Даже кирпич хочет стать чем-то большим" :)

Принимать на неподвижку горизонтальную нагрузку 0.3 от вертикальной неверно.
На неподвижку технологи должны просчитать нагрузку. Как правило, на выходе получаются нагрузки вертикальные, горизонтальные вдоль трубы, поперек трубы + моменты.
Рг=0.3*Рв - это нагрузка на скользящую промежуточную опору, но никак не на неподвижку.

Рідна ненька - Україна, Харків

fudip, тип опор задают технологи. Они должны выдать нагрузки от трубопровода и конструкцию своей опоры. А далеше конструктор открывает ПОСОБИЕ
по проектированию отдельно стоящих опор и эстакад под технологические трубопроводы (к СНиП 2.09.03-85) и получае удовольствие от мозгодробилоки.

__________________
Tekla Structures - это как в автокаде, только в 3D. От слова совсем.

Технолог не дал не только нагрузок, но даже не понятно к чему привязана ось самого трубопровда)) Он только задал длину траверсы, которая ему нужна. вот я сижу и придумываю сама. а пособие к снип мне очень даже понравилось)) но может быть есть какой нибудь расчет попроще? может кто подскажет где посмотреть.
кстати, на счет величины горизонтальной нагрузки (0,3Рв) - сказал тот же технолог

__________________
"Даже кирпич хочет стать чем-то большим" :)

Рідна ненька - Україна, Харків

Технолог не дал не только нагрузок, но даже не понятно к чему привязана ось самого трубопровда

Зачетный технолог. Это ГИПские разборки в далнейшем.
В пособии указанно как собирать нагрузки и какие комбинации трубопроводов следует брать - остальное мосх расчетчика и чертеж (хочешь стойку из уголков, хочешь - швеллера, а хочешь ж.б. ваяй - романтика. ).
Если это шарашкина контора, то пускай ГИП воюет, если что солидное - сиди и жди задание (будет много секса для мосха без него)).
У меня от технологов приходит стопка ихних опор, под которые я должен дать конструкции. Отдельными листами приходят задания с планами расположения, привязками и отметками (указывают все и всяк).

__________________
Tekla Structures - это как в автокаде, только в 3D. От слова совсем.

Санкт Петербург

Принимать на неподвижку горизонтальную нагрузку 0.3 от вертикальной неверно.

чой то вдруг то?

На неподвижку технологи должны просчитать нагрузку.

ну да, должны. но они свои долги прощают.

Зачетный технолог. Это ГИПские разборки в далнейшем.

да нет, "это нормально".

сиди и жди задание (будет много секса для мосха без него)).

боюсь что сексу с заданием будет еще больше чем без оного.
может пригодится, расскажу про свой опыт в данных работах.
в прошлом году в составе группы делали мега проект по разводке инженерных сетей по заводской площадке. особенности: 8 баллов сейсмики, горный ветровой район, перепады по высоте на отдельных участках эстакад до 25 метров (всего их было около 15, разные по объему и сложности).
Скорее всего больше того что выдал технолог он вам не даст. т.е. ширина траверс, диаметр трубопровода, его погонный вес, отметки по которым идет самая труба, точки ввода и вывода, если на трубопроводах есть задвижки, их необходимо обслуживать, т.е. надо делать лестницы и площадки.. Дальше берем генплан, и смотря по действующей обстановке совместно с технологом и генпланистом намечаем трассу. далее если наша трасса проходит вблизи существующих зданий и сооружений поднимаем чертежи фундаментов, вычерчиваем на генплане их габариты и смотрим как бы нам на них не налететь. хотя скорее всего налетите как пить дать, т.е. привет реконструкции сущ. фундамента. После этого вычерчиваем продольный профиль трассы, и характерные поперечники, можно в одну линию, тупо подбирая стойки по гибкости а траверсы принимая высотой что нибудь 300мм. Полученный поперечник еще раз согласовываем с: генпланом (с них хоть ломом выбить отметки планировки, габариты приближения к авто и ж.д.путям, пересечение с другими сетями, отметки низа конструкций и т.п.), кжшниками (что они в принципе могут сделать такие фундаменты), с ГИПа взять согласование обязательно и с технологом что его все устраивает.
Учтите что аппетит приходит во время еды и плевенькая эстакадка под "всего то две трубы 76*5", может вылиться в монстра с электрокабельными каналами, парой газовых труб диаметром по 300мм, подвеской пневмопровода "по случаю" ну и тех самых двух труб 76*5. Т.е. смотрите на площадку, что строится от чего к чему и что ведется. Включайте логику. И только после того как вы увяжете все в одну целое, раза этак с третьего, можно смело задаваться вопросом как собрать нагрузку и посчитать стойку? Для этого открываете, как Вам уже тут верно подсказали, Пособие по проектированию эстакад, соответствующие серии, читаете, думаете, анализируете.
К чему я это написал? Если вы это все прочли и в ужасе не закрыли страницу, полны решимости таки эстакаду сделать, можете смело надергать из вышесказанного вопросов к руководству ипусть оно думает за что берется, либо готовьтесь решать их сами.
fudip Надеюсь я не очень занудно?

__________________
"Воткнем же Пылающий Факел Знаний в немытую ж. невежества"

Последний раз редактировалось 13forever, 20.09.2011 в 21:53 .

Рідна ненька - Україна, Харків

Скорее всего больше того что выдал технолог он вам не даст. т.е. ширина траверс, диаметр трубопровода, его погонный вес, отметки по которым идет самая труба, точки ввода и вывода.

А это и есть задание, которое после устаканивания расположения колонн будет еще с десяток раз меняться+дополнительное задание на вспомогательные трубопроводы. Романтика. Но вышеперечисленное должно быть обязательно озвучено - иначе будет: сам князь и грязь до момента пока все очухаются.

__________________
Tekla Structures - это как в автокаде, только в 3D. От слова совсем.

чой то вдруг то?

С того вдруг, что даже вшивая трубочка Ду 50 сетей ТС на неподвижке может дать нагрузку, в разы превышающую вертикальную.

Санкт Петербург

С того вдруг, что даже вшивая трубочка Ду 50 сетей ТС на неподвижке может дать нагрузку, в разы превышающую вертикальную.

Еще раз. Речь идет о том что горизонтальная нагрузка от трубы с теплоносителем, дает нагрузку в разы/порядки превышающую вертикальные нагрузки? да?

__________________
"Воткнем же Пылающий Факел Знаний в немытую ж. невежества"

Еще раз. Речь идет о том что горизонтальная нагрузка от трубы с теплоносителем, дает нагрузку в разы/порядки превышающую вертикальные нагрузки? да?

Вы не поверите, ДА. Это раз. А, во-вторых, кто Вам сказал, что здесь трубопровод с теплоносителем?

13forever
Да. Мы осбуждаем неподвижную опору. На промежуточную вопросов нет, Q=0.3*N.

Не спорю, неподвижную опору, но где сказано про теплоноситель и вообще диаметр трубы? Может я чего пропустил?
Это вообще что за трубопровод? Теплосеть, водопровод, трубопровод технологических стоков, трубопровод острого пара - что это?
Да и 0,3 от вертикалки на промежуточной опоре - тоже не факт. Тип скользячки неизвест абсолютно! Там может катковая опора, а у нее всего 0,1 от вертикалки. Но у нас речь все же про неподвижку.
В общем, fudip шлите ГИПа к технологам, пусть он с ними разбирается. Нагрузки и тип опоры они должны дать, иначе это пальцем в небо.

Последний раз редактировалось egikNNN, 21.09.2011 в 08:38 .

Санкт Петербург

Да. Мы осбуждаем неподвижную опору. На промежуточную вопросов нет, Q=0.3*N.

может я чего не догоняю, вполне возможно, да. Но как можно сравнивать вертикальную и горизонтальную нагрузки? У них же характер действия разный. И для неподвижки, горизонтальная нагрузка (как правило вдоль трассы) по определению будет решающей.
egikNNN мы с коллегой увлеклись и отошли от рассматриваемого случая.

В общем, fudip шлите ГИПа к технологам, пусть он с ними разбирается.

опять же не факт что разберется.

Нагрузки и тип опоры они должны дать, иначе это пальцем в небо.

вот тут согласен.

__________________
"Воткнем же Пылающий Факел Знаний в немытую ж. невежества"

Последний раз редактировалось 13forever, 21.09.2011 в 09:01 .

И для неподвижки, горизонтальная нагрузка (как правило вдоль трассы) по определению будет решающей.

Никто и не спорит. Речь шла о том, что на промежуточные скользящие опоры технологи, как правило, горизонтальную нагрузку принимают 0.3 от вертикальной. Применять подобный принцип для определения нагрузок на неподвижную нагрузку неверно, нужен расчет. И в результате 0.3 может превратить во что угодно. На неподвижке горизонтальные нагрузки - основные. Плюс моменты.

Санкт Петербург

ну а ежели принять промежуточные опоры не защемленными а шарнирными? тогда таки ноль-три на неподвижку, но только со всей длины участка.

__________________
"Воткнем же Пылающий Факел Знаний в немытую ж. невежества"

13forever, здорово, что у вас есть опыт в этой области
Спасибо всем. дополнительной информации по проекту мне конечно никто уже не предоставит(я имею ввиду технолога) технологические нагрузки собираю сама..смотрю по специальным таблицам, ошибки технолога исправляю тоже я)) мне даже не дали данных инженерно-геологических изысканий. так что "пальцем в небо" это именно этот случай.

кстати, трубопровод с теплоносителем=) . (нагрузки на опоры не большие, максимальная 4 тонны на опору с 4мя трубопроводами.
в общем траверсы из швеллеров я подобрала, единственное, что меня волнует это величина горизонтальной нагрузки. Все пишут, что 0,3 от вертикальной брать не правильно, и в реальности эти нагрузки могут быть в разы больше расчетных. тогда какую величину принимать? в пособии об этом я ничего не нашла.
,
и еще я забыла указать, что это реконструкция старых теплосетей)) на некоторых участках я просто наращиваю свои опоры на старые, на других ставлю новые.

__________________
"Даже кирпич хочет стать чем-то большим" :)

Промежуточные опоры очень редко бывают защемленными. Да и то это уже ближе к неподвижке.
Сам принцип промежуточной скользящей опоры подразумевает свободное опирание, переводя в расчетную плоскость - связь только по Z, остальное - шарниры.

Санкт Петербург

а выложи хоть схемку того что хотит технолог. и как видишь сама свою эстакаду. а то виртуально все как то.

Все пишут, что 0,3 от вертикальной брать не правильно

ну не все так пишут.

__________________
"Воткнем же Пылающий Факел Знаний в немытую ж. невежества"

Проектирование опор под трубопроводы (к СНиП 2.09.03-85), часть 2

б) При определении нагрузки от веса отложений внутри газопроводов при резком нарушении режима эксплуатации ее следует учитывать лишь для одного газопровода , принимая для остальных трубопроводов нагрузку от отложений в стадии эксплуатации ;

в) при учете вертикальной нагрузки от веса людей и ремонтных материалов на площадках и мостиках снеговая нагрузка на этих конструкциях не учитывается.

4.3. Нормативная разность температур от климатических воздействий определяется по СНиП 2.01.07-85 в зависимости от климатического района.

4.4. При отсутствии в момент составления строительной части проекта известной раскладки трубопроводов за основную исходную величину принимается нормативная вертикальная нагрузка на 1 м длины трассы - q . Нагрузка q наряду с весом самих трубопроводов с изоляцией и транспортируемым продуктом должна включать также нагрузку на обслуживающие площадки, вес снега, производственной пыли и отложений внутри трубопроводов, при этом коэффициент надежности по нагрузке принимается равным 1,1.

Примечание : При числе трубопроводов четыре и менее , а также для случаев , когда нагрузка от веса отдельных трубопроводов не может быть представлена эквивалентной распределенной нагрузкой (см. п. 4.11) , расчет строительных конструкций следует выполнять по фактической раскладке трубопроводов.

4.5. Нормативная нагрузка от веса всех трубопроводов с футеровкой и изоляцией , веса транспортируемого продукта , обслуживающих площадок , веса стационарного оборудования и технологической арматуры , а также от собственного веса отдельно стоящих опор и эстакад определяется по технологическому заданию и по проектным данным.

4.6. Нормативная нагрузка от веса людей и ремонтных материалов на площадках , мостиках и лестницах принимается равномерно распределенной - 750 Па.

Для расчета настила на местную нагрузку принимается сосредоточенная нагрузка 1 , 5 кН на участке размером 10 ´ 10 см.

Нормативная горизонтальная сосредоточенная нагрузка на поручни перил обслуживающих площадок и мостиков (в любом месте по длине поручня) принимается равной 0 , 3 кН.

4.7. Нормативная снеговая нагрузка на 1 м 2 площадки горизонтальной проекции трубопроводов , обслуживающих площадок и мостиков определяется в соответствии с требованиями СНиП 2.01.07-85. При этом гололедная нагрузка не учитывается , а коэффициент перехода от веса снегового покрова к нормативной нагрузке с , принимается равным 0 , 2 для трубопроводов с наружным диаметром не более 0 , 6 м , 0 , 3 - более 0 , 6 м и 0 , 8 - для обслуживающих площадок и мостиков. Ширина горизонтальной проекции трубопроводов диаметром 0 , 6 м и менее принимается равной длине траверсы независимо от числа ярусов конструкций и числа рядов трубопроводов. В случае расположения двух трубопроводов с наружным диаметром более 0 , 6 м одного над другим при условии , что расстояние в свету между ними меньше диаметра меньшего трубопровода , снеговая нагрузка учитывается лишь от одного трубопровода большего диаметра. Примеры определения снеговой нагрузки приведены на рис. 16.

Рис. 16. Примеры определения снеговой нагрузки для трех схем горизонтальных прокладок трубопроводов

а - в верхнем ярусе верхний ряд - тепловые сети ; нижний ряд - холодные трубопроводы на подвесках. В нижнем ярусе все трубопроводы холодные условным диаметром менее 0 , 6м ; настил переходной площадки - сплошной. Верхняя эпюра снеговой нагрузки - для расчета траверс , пролетных строений , опоры , фундаментов ; нижняя - для расчета переходной площадки ; б - основной трубопровод - холодный с условным диаметром больше 0 , 6 м , а верхний ряд - тепловые сети ; в - оба трубопровода холодные , условный диаметр каждого из них больше 0 , 6 м , а расстояние «в свету» между ними меньше меньшего диаметра

Снеговая нагрузка не учитывается для трубопроводов , температура транспортируемого продукта которых превышает 30 ° С , а также для трубопроводов с обогревающими «спутниками» (остальные трубопроводы считаются «холодными») ; для обслуживающих площадок с решетчатым настилом , если площадь просветов настила составляет не менее половины общей его площади ; для наклонных трубопроводов с углом наклона более 30 ° .

4.8. Нормативная нагрузка от веса отложений внутри трубопроводов (пыль , лед , конденсат и др.) в стадии эксплуатации определяется на основании соответствующих проектных данных. При отсутствии этих данных нормативная нагрузка на 1 м длины (кН от веса отложения внутри газопроводов) в стадии эксплуатации принимается согласно табл. 3.

Проектирование опор под трубопроводы (к СНиП 2.09.03-85)

Рекомендовано к изданию решением секции несущих конструкций Научно-технического совета ЦНИИпромзданий Госстроя СССР.

Пособие по проектированию отдельно стоящих опор и эстакад под технологические трубопроводы (к СНиП 2.09.03.-85)/ЦНИИпромзданий, 1989.

Содержит положения по проектированию стальных и железобетонных отдельно стоящих опор и эстакад под технологические трубопроводы.

Приведены примеры расчетов отдельно стоящих опор и эстакад.

Для инженерно-технических работников проектных и строительно-монтажных организаций.

Табл. 11, ил. 54, эск. 2.

На предприятиях химической, нефтеперерабатывающей, газовой, энергетический, металлургической промышленности широко применяется транспортирование продукта по трубопроводам, прокладываемым над землей по отдельно стоящим опорам и эстакадам.

Проектирование отдельно стоящих опор и эстакад осуществляется организациями различного профиля как по типовым, так и по индивидуальным проектам.

Для рационального проектирования конструкций опор и эстакад большое значение имеют исследования, проведенные в последнее время по снижению их материалоемкости: уменьшению горизонтальных технологических нагрузок, разработке конструкций опор и эстакад с применением свай и предварительно напряженных конструкций и др.

Пособие по проектированию отдельно стоящих опор и эстакад под технологические трубопроводы, рассматривающее вопросы объемно-планировочных и конструктивных решений, нагрузок, расчета конструкций, примеров расчета, разработано впервые, что должно способствовать созданию экономичных решений и сокращению сроков проектирования.

Настоящее Пособие разработано ЦНИИпромзданий Госстроя СССР (кандидаты техн. наук А.Н. Добромыслов - руководитель темы, А.А. Болтухов, Н.А. Ушаков) при участии Атомтеплоэлектропроект Минэнерго СССР ( инж. И.В.Беляйкина ) , Харьковский Промстройниипроект Госстроя СССР (кандидаты техн. наук Л.Ш. Лундин, В.И. Петров, инженеры В.Б. Зорин, А.М. Монин), ЦНИИпроектстальконструкция Госстроя СССР (инженеры Г.Ф. Васильев, В.М. Лаптев), НИИпромстрой Минпромстроя СССР (кандидаты техн. наук З.В. Бабичев, А.Л. Готман), ГИАП Минудобрений СССР (инженеры Ю.А. Гусев, В.Ф. Харламов).

При составлении раздела «Нагрузки и воздействия» использованы разработанные ЦНИИСК Госстроя СССР Рекомендации по определению нагрузок на отдельно стоящие опоры и эстакады под трубопроводы.

Предложения и замечания просим направлять по адресу: 127238, Москва, Дмитровское шоссе, 46, ЦНИИпромзданий.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Пособие содержит материалы по проектированию новых и реконструируемых отдельно стоящих опор и эстакад для надземных технологических трубопроводов различного назначения, расположенных как внутри, так и вне цехов, и установок промышленных предприятий.

Примечания: 1. К технологическим трубопроводам относятся трубопроводы, предназначенные для транспортирования в пределах промышленного предприятия или группы этих предприятий различных веществ (сырья, воды, промежуточных и конечных продуктов), тепловые сети и т.п., необходимые для ведения технологического процесса или эксплуатации оборудования.

2. Настоящее Пособие не распространяется на проектирование отдельно стоящих опор и эстакад для прокладки магистральных газопроводов и нефтепроводов, предусмотренных главой СНиП 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы».

3. При проектировании отдельно стоящих опор и эстакад под технологические трубопроводы, предназначенные для строительства на вечномерзлых, набухающих, просадочных грунтах, должны соблюдаться соответствующие требования нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР.

4. При проектировании трубопроводных эстакад, по которым проложены транзитные кабели, ленточные конвейеры и другие коммуникации, должны соблюдаться соответствующие требования, установленные СНиП 2.09.03-85 для комбинированных эстакад.

1.2. Опоры и эстакады под технологические трубопроводы представляют собой инженерные сооружения, предназначенные для размещения технологических трубопроводов. Проектирование указанных сооружений должно осуществляться в соответствии со СНиП 2.09.03-85.

Отдельно стоящая опора под трубопроводы состоит из одной или нескольких колонн, связей, траверсы и фундамента (рис. 1, а).

Рис. 1. Схема прокладки трубопроводов по опорам и эстакадам

а - прокладка по опорам ; б - прокладка по эстакадам ; 1 - промежуточная опора ; 2 - анкерная промежуточная опора ; 3 - анкерная концевая опора ; 4 - компенсатор ; 5 - трубопровод ; 6 - траверса ; 7 - пролетное строение ; 8 - опорная часть трубопровода ; 9 - колонна ; 10 - фундамент ; 11 - вставки температурного блока ; 12 - ось температурного разрыва.

Эстакада состоит из опор (опора включает в себя: колонны, связи, ригели, фундаменты), пролетных строений (ферм , балок) , траверс , связей по фермам (рис. 1 , б).

1.3. В продольном направлении отдельно стоящие опоры и эстакады следует разбивать на температурные блоки , длина которых принимается в зависимости от предельных расстояний между неподвижными опорными частями трубопроводов и расчета конструкций на климатические воздействия.

1.4. Температурный блок (см. рис. 1) состоит из пролетных строений , одной анкерной опоры и промежуточных опор.

Анкерные промежуточные опоры следует устанавливать , как правило , в середине температурного блока.

В местах поворота или конца трассы применяются анкерные угловые или концевые опоры.

Примечания : 1. При прокладке трубопроводов по отдельно стоящим опорам образуется условный температурный блок , включающий в себя анкерную и промежуточные опоры.

2. Для эстакад с железобетонными опорами применяется температурный блок без анкерных опор.

1.5. Передача нагрузок на отдельно стоящие опоры и эстакады от трубопроводов производится посредством подвижных и неподвижных опорных частей трубопроводов.

Восприятие температурных удлинений трубопроводов осуществляется компенсаторами. Опорные части и компенсаторы относятся к деталям трубопроводов и задаются технологическим заданием на проектирование.

1.6. Отдельно стоящие опоры и эстакады для технологических трубопроводов должны проектироваться на срок эксплуатации не менее 25 лет.

1.7. Прокладка трубопроводов на эстакадах , высоких или низких отдельно стоящих опорах применяется при любом сочетании трубопроводов независимо от свойств и параметров транспортируемых веществ.

1.8. Пересечение и параллельное размещение отдельно стоящих опор и эстакад с воздушными линиями электропередач , а также совместная прокладка трубопроводов и электрокабелей должны осуществляться в соответствии с Правилами устройства электроустановок.

1.9. При проектировании железобетонных и стальных конструкций отдельно стоящих опор и эстакад должны выполняться требования , предусматриваемые СНиП 2.03.11-85 «Защита строительных конструкций от коррозии». Стальные конструкции указанных сооружений должны быть заземлены.

1.10. В зависимости от объемно-планировочных и конструктивных решений отдельно стоящие опоры и эстакады могут проектироваться различных типов , отличающихся между собой по следующим признакам :

по материалу конструкций : железобетонные , стальные , комбинированные (стальные и железобетонные) ;

по конструктивным решениям несущих конструкций : пролетных строений , опор , фундаментов ;

по высоте верха опор : низкие и высокие ;

по способам разложения труб на опорах и эстакадах : одноярусное , двухъярусное , многоярусное.

Выбор тех или иных конструктивных решений производится на основании действующих нормативных документов , технологических требований , противопожарных требований , технико-экономических обоснований , требований типизации и унификации , действующих типовых проектов , а также возможной реконструкции предприятия.

1.11. Исходными данными для разработки конструкций опор и эстакад являются : технологическое задание на проектирование , район строительства , генеральный план местности с нанесением на нем всех подземных и наземных коммуникаций , данные инженерной геологии , сведения о производственной базе строительных конструкций.

1.12. Технологическое задание на проектирование отдельно стоящих опор и эстакад должно включать :

а) план и продольный профиль трубопроводной трассы с указанием привязки подвижных и неподвижных опорных частей трубопроводов , компенсаторов , мест расположения анкерных опор и компенсирующих устройств ;

б) наименование трубопроводов , их привязка к строительным конструкциям ;

в) характеристика трубопроводов : наружный диаметр , нагрузка от веса трубопроводов , изоляционной конструкции , транспортируемого вещества , толщина изоляционной конструкции , возможность отложения пыли внутри трубопроводов , температура трубопроводов ;

г) тип опорных частей и максимально возможные их перемещения , горизонтальные нагрузки на неподвижные опорные части трубопроводов , размеры и тип компенсаторов ;

д) устройства для обслуживания трубопроводов : лестницы , проходные мостики , площадки , оборудование ;

е) данные по резервным нагрузкам и габаритам при возможной реконструкции предприятия ;

ж) предельные перемещения конструкций и оснований ;

з) особые технологические требования.

2. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ

2.1. При проектировании отдельно стоящих опор и эстакад следует преимущественно применять утвержденные типовые конструкции и узлы.

2.2. Прокладка трубопроводных сетей должна осуществляться в соответствии с требованиями СНиП II -89-90 «Генеральные планы промышленных предприятий».

2.3. Расстояние от межцеховых трубопроводов или от края эстакады до зданий и наружных сооружений следует принимать в соответствии с требованиями СНиП II -89-80 и СНиП 2.01.02-85 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений» , а также отраслевыми противопожарными нормами и правилами.

2.4. Прокладку трубопроводных сетей следует предусматривать вдоль проездов и дорог , как правило , со стороны , противоположной размещению тротуаров и пешеходных дорожек , выбирая по возможности кратчайшее расстояние между зданиями и сооружениями. Внутри производственных кварталов трассы трубопроводов следует проектировать параллельно линиям застройки.

2.5. Пересечение трубопроводов с железными и автомобильными дорогами должно предусматриваться , как правило , под углом 90 °, но не менее 45 ° .

2.7. Прокладку трубопроводов на эстакадах рекомендуется применять при большом количестве трубопроводов малых диаметров , ответвлений и пересечений , при большой плотности застройки территории предприятия.

2.8. Прокладку трубопроводов на низких опорах следует предусматривать по территорям , не подлежащим застройке , при отсутствии , как правило , пересечения с дорогами , а также вне пахотных земель.

2.9. Места разрывов температурных блоков следует , как правило , совмещать с компенсирующими устройствами трубопроводов , при этом необходимо предусматривать наибольшую возможную длину температурных блоков.

2.10. Раскладка трубопроводов на траверсах эстакад и отдельно стоящих опор производится с учетом наиболее рационального решения компенсаторных узлов , упрощения развязки узлов трубопроводов в местах ответвлений , а также с учетом наиболее рационального загружения строительных конструкций.

2.11. В поперечном сечении эстакад и отдельно стоящих опор рекомендуется равномерное распределение нагрузки от трубопроводов с возможной перегрузкой одной из сторон не более 20 % (см. п. 4.12).

2.12. При прокладке трубопроводов по эстакадам гибкие компенсаторы рекомендуется устанавливать между отдельными температурными блоками или в наиболее возможной близости от этого места (не далее 5 м по длине эстакады от температурного разрыва).

2.13. Для уменьшения нагрузок на пролетные строения эстакад рекомендуется использовать самонесущую способность трубопроводов большого диаметра с опиранием их только на траверсы над опорами эстакад или вблизи них.

2.14. Места ответвлений на основной эстакаде рекомендуется принимать по табл. 1.

Отношение вертикальной нагрузки на 1 м длины ответвляемой эстакады к аналогичной нагрузке основной эстакады

Рекомендуемое место ответвления на основной эстакаде

Не далее 5 м от любой опоры

То же , от анкерной опоры

2.15. В целях сокращения ширины эстакад и отдельно стоящих опор мелкие трубопроводы диаметром 50-200 мм допускается крепить к большим трубопроводам, а также в отдельных случаях на дополнительных консолях, установленных к стойкам между ярусами эстакад.

2.16. Для эстакад с анкерными опорами неподвижные закрепления трубопроводов рекомендуется осуществлять на траверсах этих опор в каждом блоке.

При прокладке трубопроводов по отдельно стоящим опорам на анкерных опорах должно предусматриваться неподвижное крепление всех или части трубопроводов.

2.17. При проектировании отдельно стоящих опор и эстакад уклон трубопроводов должен создаваться за счет изменения отметки верхнего обреза фундамента или длины колонн с учетом рельефа поверхности земли вдоль трассы.

2.18. Расстояние между отдельно стоящими опорами под трубопроводы должны назначаться исходя из расчета труб на прочность и жесткость.

Шаг между опорами эстакад рекомендуется принимать 12, 18, 24 и 30 м.

2.19. При прокладке трубопроводов на низких опорах расстояние от поверхности земли до низа труб или теплоизоляции должно быть не менее 0,35 м при ширине группы труб менее 1,5 м и 0,5 м - при 1,5 м и более. Для перехода через трубопроводы следует предусматривать пешеходные мостики шириной не менее 0,9 м.

2.20. При прокладке по эстакадам трубопроводов, требующих регулярного обслуживания (не менее одного раза в смену) , а также в многоярусных эстакадах должны предусматриваться , как правило , проходные мостики шириной не менее 0 , 6 м с перилами высотой не менее 1 м и через каждые 200 м лестницы - вертикальные с шатровым ограждением или маршевые.

Проходные мостики при прокладке по эстакадам и отдельно стоящим опорам рекомендуется предусматривать также в местах пересечения железных дорог , оврагов и на других труднодоступных для обслуживания трубопроводов местах.

3. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ

3.1. Отдельно стоящие опоры и эстакады следует , как правило , проектировать сборными из унифицированных железобетонных конструкций с ненапряженной или напряженной арматурой. Применение стальных конструкций допускается в соответствии с Техническими правилами по экономному расходованию основных строительных материалов (ТП 101-81 * ).

3.2. Выбор материалов строительных конструкций следует производить на основании СНиП II -23-81 «Стальные конструкции» и СНиП 2.03.01-84 «Бетонные и железобетонные конструкции».

3.3. Конструкции отдельно стоящих опор и эстакад под трубопроводы с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами должны проектироваться несгораемыми.

3.4. Тип опорных частей трубопроводов определяется технологическим заданием в зависимости от величины передаваемых нагрузок и возможного перемещения трубопровода. При выборе подвижных частей следует стремиться к применению устройств , снижающих коэффициент трения , например прокладок из фторопласта и др.

3.5. Железобетонные опоры могут применяться с колоннами , защемленными в отдельные фундаменты , в виде одиночных свай-колонн , объединенных в плоские или пространственные системы ; в виде колонн , установленных на односвайные фундаменты из свай-оболочек и буронабивных свай.

3.6. Колонны стальных опор следует применять жестко соединенными с фундаментами. Допускается применение шарнирного опирания на фундаменты при условии обеспечения устойчивости опор в продольном направлении пролетными строениями или трубами и анкерными опорами.

3.7. Для отдельно стоящих опор с применением железобетонных шпал , температурный блок компонуется из промежуточных опор в виде железобетонных шпал , укладываемых на песчаную подушку , защищенную от выдувания путем пропитки ее битумом , и анкерных низких железобетонных опор (рис. 2). Указанные конструкции опор следует применять при непучинистых грунтах.

Рис. 2. Конструктивная схема шпальных отдельно стоящих опор

1 - шпальная промежуточная опора ; 2 - анкерная промежуточная опора ; 3 - железобетонная траверса ; 4 - щебень с пропиткой битумом ; 5 - песчаная засыпка ; 6 - планировочная отметка земли ; 7 - высота растительного слоя.

3.8. Для отдельно стоящих низких и высоких железобетонных опор (рис. 3 и 4) температурный блок компонуется из промежуточных опор прямоугольного или кольцевого сечения и одной анкерной промежуточной опоры , выполняемой обычно такого же сечения , но с усиленным армированием. Анкерные концевые и анкерные угловые опоры могут быть выполнены в виде пространственных железобетонных или стальных опор.

Рис. 3. Конструктивная схема отдельно стоящих железобетонных опор

1 - железобетонная траверса ; 2 - промежуточная железобетонная опора ; 3 - анкерная промежуточная железобетонная опора ; 4 - фундамент

Рис. 4. Конструкция железобетонных отдельно стоящих опор

а - узел опирания траверс на колонну ; б - пример армирования траверсы ; в - пример армирования колонны арматурой без предварительного напряжения ; г - пример армирования колонны предварительно напряженной арматурой ; 1 - закладная деталь ; 2 - траверса ; 3 - колонна ; 4 - отверстие для подвески трубопроводов ; 5 - соединительные стержни ; 6 - спираль ; 7 - предварительно напряженная арматура

3.9. Для эстакад , выполняемых полностью из железобетонных конструкций или комбинированных конструкций (железобетонных опор и стальных пролетных строений) температурный блок должен компоноваться , как правило , из одних промежуточных опор (рис. 5 и 6). Горизонтальные нагрузки , действующие вдоль оси трассы , воспринимаются всеми опорами температурного блока.

Рис. 5. Конструктивная схема железобетонных эстакад

1 - рядовая траверса ; 2 - усиленная траверса ; 3 - балка пролетного строения ; 4 - опора ; 5 - вставка температурного блока ; 6 - фундамент

Рис. 6. Конструктивная схема двухъярусной эстакады

1 - железобетонная опора эстакады ; 2 - стальные фермы пролетного строения ; 3 - стальные траверсы пролетного строения ; 4 - связи ; 5 - фундамент

3.10. Для отдельно стоящих опор и эстакад , выполняемых полностью из стальных конструкций (рис. 7) , температурный блок должен компоноваться из промежуточных и одной анкерной опоры , на которую передаются все горизонтальные нагрузки , действующие вдоль данного блока.

Рис. 7. Конструктивная схема одноярусной стальной эстакады

1 - траверса ; 2 - ферма пролетного строения ; 3 - промежуточная опора ; 4 - анкерная опора ; 5 - вставки температурного блока ; 6 - связи между фермами ; 7 - фундамент ; 8 - диафрагма-распорка опоры

3.11. Траверсы для опирания трубопроводов подразделяются на рядовые и усиленные. На рядовых траверсах должно быть предусмотрено подвижное опирание трубопроводов , а на усиленных - неподвижное закрепление. Железобетонные траверсы рекомендуется проектировать прямоугольного сечения (рис. 4). Железобетонные траверсы должны иметь стальные закладные детали для размещения опорных частей трубопроводов и для крепления их к колоннам опоры или пролетным строением эстакад. Стальные траверсы рекомендуется выполнять коробчатого сварного сечения из двух швеллеров или гнутых замкнутых профилей (рис. 8).

Рис. 8. Узлы опирания стальных конструкций

а - траверсы на колонну ; б - фермы на железобетонную опору ; 1 - колонна ; 2 - траверса ; 3 - опорное ребро ; 4 - железобетонная колонна ; 5 - ферма пролетного строения

3.12. В местах разрывов температурных блоков следует при необходимости предусматривать вставки для размещения компенсирующих устройств. Примеры решения вставок для отдельно стоящих опор и для железобетонной эстакады показаны на рис. 9.

Рис. 9. Пример решения опор под компенсаторы

а - в виде отдельно стоящих опор ; б - в виде вставки для двухъярусной эстакады ; 1 - промежуточные опоры ; 2 - опора на вылете компенсатора ; 3 - траверса эстакады ; 4 - стальные балки

3.13. Пролетные строения эстакад рекомендуется выполнять в виде железобетонных предварительно напряженных балок при пролетах до 12 м или стальных и железобетонных ферм.

3.14. Пролетные строения из стальных ферм следует выполнять в виде пространственных конструкций, состоящих из двух вертикальных ферм, соединенных между собой по верхнему и нижнему поясу связями и траверсами.

3.15. Стержни стальных ферм пролетных строений рекомендуется проектировать из одиночных уголковых профилей.

3.16. Стальные промежуточные плоские опоры следует применять решетчатыми с ветвями из двутавров и решеткой из уголков или гнуто-сварных профилей замкнутого сечения. Для придания конструкции опор большей жесткости от скручивания необходимо предусматривать диаграммы-распорки из швеллеров или уголков с планками, соединяющих ветви между собой.

Анкерные опоры следует составлять из двух плоских опор, соединенных между собой вдоль трассы вертикальными связями. Пространственная жесткость анкерных опор обеспечивается горизонтальными связями в уровне низа траверс и по высоте опор. Сечение решетки связей стальных опор рекомендуется принимать из одиночных уголковых или замкнутых профилей, принимая углы раскосов связей равными 40-50 ° .

3.17. Выбор схемы горизонтальных связей между вертикальными фермами следует производить в зависимости от расстояния между ними. При расстояниях между вертикальными фермами 3 м и менее следует принимать треугольную решетку, а при расстоянии более 3 м - крестовую решетку.

Связи следует принимать из одиночных уголковых или замкнутых прямоугольных профилей.

3.18. Сопряжение пролетных строений эстакад с опорами рекомендуется выполнять путем передачи давления на опору центрально. Конструкция узла сопряжения должна обеспечивать передачу продольных горизонтальных сил с пояса одной фермы на пояса смежной фермы.

3.19. Отдельные фундаменты под опоры следует проектировать сборной или монолитной конструкции. Высоту фундамента следует назначать по условиям заглубления в грунт и условиям заделки колонн опоры. Площадь подошвы фундамента рекомендуется принимать прямоугольной формы с отношением сторон 0,6-0,9.

3.20. Сопряжение сборных железобетонных колонн с отдельным фундаментом следует осуществлять посредством замоноличивания в стакан фундамента на глубину не менее 1,5 размера большей стороны сечения колонны и не менее длины анкеровки продольной арматуры колонны. Стыки железобетонных колонн с фундаментом, воспринимающие растягивающие усилия, должны выполняться с помощью сварки стальных закладных деталей или сварки выпусков арматуры колонны и фундамента. Сопряжение стальных колонн с фундаментами следует осуществлять с помощью стальных баз, установленных на фундамент с креплением их анкерными болтами (рис. 10). Низ плиты стальных баз должен быть расположен не менее чем на 200 мм выше планировочной отметки земли.

Рис. 10. Базы стальных колонн

а - для колонн с жестким закреплением по оси у и шарнирным опиранием на фундамент по оси х ; б - для шарнирно закрепленных колонн ; 1 - колонна ; 2 - база ; 3 - анкерные болты ; 4 - фундамент; 5 - монтажный зазор, замоноличивается бетоном; 6 - ребро для крепления раскоса связей

3.21. Конструктивные решения сварных опор могут осуществляться в виде отдельных забивных свай-колонн, колонн, замоноличенных в буронабивную сваю или сваю-оболочку и рамно-свайных систем, состоящих из двух или четырех колонн, объединенных в плоскую или пространственную систему с помощью связей, ригелей, свайного ростверка (рис. 11, 12, 13).

Рис. 11. Типы опор с применением свай-колонн

1 - колонна ; 2 - траверса ; 3 - пролетное строение ; 4 - стальные связи; 5 - ригель опоры

Рис. 12. Типы опор с применением буронабивных свай и свай-оболочек

1 - колонна ; 2 - буронабивная свая или свая-оболочка ; 3 - траверса ; 4 - пролетное строение эстакады; 5 - ригель опоры

Рис. 13. Опоры с применением свайного ростверка

а - низкая опора; б - высокая опора; 1 - свая ; 2 - колонна опоры ; 3 - плита ростверка ; 4 - планировочная поверхность грунта

3.22. Выбор типа свайных опор производится в зависимости от грунтовых условий, величин нагрузок, действующих на опору, габаритов опоры, технико-экономических показателей.

3.23. При забивке в грунт свай допускаются следующие отклонения:

для свай-колонн: в плане ± 30 мм; по вертикали - недобивка 10 мм, перебивка - 30 мм;

для свай-оболочек: в плане ± 60 мм; по вертикали ± 30 мм;

3.24. Не допускается применение свай-колонн в грунтовых условиях, в которых они работают как сваи-стойки, а также сваи-колонны без поперечного армирования.

3.25. Рекомендуется сечение свай-колонн в опорах принимать 300 ´ 300, 350 ´ 350 и 400 ´ 400 мм, внешний диаметр свай оболочек и буронабивных свай 800, 1000 и 1200 мм.

3.26. Рекомендуемые узлы опор с применением свай показаны на рис. 14.

Рис. 14. Узлы опоры с применением свай

а - узел опирания траверс на сваю-колонну; б - узел крепления связей; в - заделка колонны в сваю-оболочку; г - конструкция ростверка; 1 - траверса ; 2 - отметка головы сваи-колонны ; 3 - допуск на неточность ; 4 - цементный раствор; 5 - свая-колонна; 6 - металлические связи; 7 - арматурный каркас; 8 - бетонная пробка; 9 - свая-оболочка; 10 - песок; 11 - плита ростверка; 12 - анкерные болты; 13 - сваи; 14 - бетонная подготовка

3.27. Пример конструкции проходного стального мостика показан на рис. 15.

Рис. 15. Конструкция стального проходного мостика

1 - ограждения мостика ; 2 - балка мостика ; 3 - траверса ; 4 - настил; 5 - верх балок

4. НАГРУЗКИ И ВОЗДЕЙСТВИЯ

4.1. При расчете отдельно стоящих опор и эстакад необходимо учитывать нагрузки, возникающие при их возведении, эксплуатации и испытании трубопроводов.

4.2. Отдельно стоящие опоры и эстакады должны рассчитываться на нагрузки от веса трубопроводов с изоляцией, веса транспортируемого продукта, на горизонтальные нагрузки и воздействия от трубопроводов, нагрузки от веса людей и ремонтных материалов на обслуживающих площадках и переходных мостиках, от отложений производственной пыли, а также снеговые и ветровые нагрузки, при наиболее неблагоприятном их сочетании.

Нагрузки и воздействия от трубопроводов принимаются по заданию технологических организаций. В задании должны быть указаны нагрузки и число трубопроводов по ярусам. Снеговые и ветровые нагрузки и число трубопроводов по ярусам. Снеговые и ветровые нагрузки, а также коэффициенты надежности по нагрузкам определяются по СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия» и табл. 2.

Коэффициент надежности по нагрузке

От собственного веса отдельно стоящих опор и эстакад с ограждающими конструкциями и обслуживаемыми площадками

Фундамент под опору теплотрассы

Ситуация такая: проектируем котельную, теплотрасса выходит Д219х4,5. Опыт по теплотрассам маленький. Заказчик просит порекомендовать из чего делать стойки под надземную теплотрассу (теплотрасса в наш объем проектирования не входит). Предложили двутавр колонный №35К1 (размеры 350х343мм). Его подрядчик говорит, что это очень много, предложил трубу Д108. Две трубы с водой и тепловой изоляцией весят почти тонну на одну опору, учитывая расстояние между опорами


shadow



Просмотр профиля 23.9.2010, 18:57


К.Д.



Просмотр профиля 24.9.2010, 4:42

Полностью поддерживаю. Плюс ко всему диаметр трубостойки зависит от высоты даже больше чем от нагрузки. Гибкость трубы заставляет увеличивать диаметр при достаточной прочности сечения. Глубина зависит от этого же и от грунтов.
А двутавр надо забыть в принципе. Это уже эстакады городить (хотя у нас в городе и 820 ТС сделали на спаренных трубостойках).


гомер

Читайте также: