Философское учение которое в эпоху возрождения стало фундаментом педагогической мысли

Обновлено: 08.05.2024

Гуманистическая педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения.

Гуманизм (лат. humanus – «человечный») – воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его естественные права на жизнь, свободу, всестороннее развитие, счастье.

Гуманизм – ведущее направление в философских учениях эпохи позднего Средневековья, ставшее основным в понимании сущности и целей воспитания.

Представители – Леонардо Бруни (1370/74-1444), Маттео Пальмиери, Лоренцо Валла (1405/07-1457), Леон Баттиста Альберти (1404-1472)

Ведущие идеи гуманистического воспитания

утверждение необходимости сочетания античной и христианской культуры в выработке идеала воспитания личности;

признание природного равенства всех людей на воспитание и образование;

развитие активности человека в его стремлении к совершенству, благодаря чему обретается благородство и знатность (Эразм Роттердамский);

необходимость осуществления гармонического воспитания человека в коллективе, обществе, созданном на новой социальной основе (утопический социализм Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы);

обучение и воспитание в школах, основанных на уважении к личности ребёнка, признании его человеческого достоинства (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини);

реализация энциклопедической программы обучения (Франсуа Рабле);

опыт, эксперимент как основа человеческого знания и критического мышления (Мишель Монтень, Хуан Луис Вивес).

Предпосылки зарождения педагогики как науки. Педагогическая деятельность я.А. Коменского.

Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на лучших гуманистических традициях и впитали передовые идеи современности. В XVII–XVIII вв. создаются первые научные педагогические теории.

Крупнейшей фигурой в педагогике Нового времени стал чешский педагог и философ, разрабатывавший многие педагогические проблемы, создавший первую в истории педагогики научную теорию – дидактику, подчиненную идее всестороннего развития личности. Главным трудом его жизни является «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».

Идея универсальности образования в теории Я.А. Коменского имеет не только философскую, но и практическую направленность, ее реализация подробно разработана в «Великой дидактике» и «Правилах хорошо организованной школы». В этих произведениях педагог изложил универсальную теорию «обучения всех всему», основанную на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, соответственно, образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить быстро, легко и прочно. Исходя из этого, образование человека должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности. Для реализации этой идеи Я.А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.

Первой ступенью в проекте Я.А. Коменского была материнская школа (от рождения до 6 лет), когда ребенок узнает сведения о явлениях природы, жизни людей, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания педагог называл трудовое и нравственное.

На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний, выходящим за традиционные рамки современного педагогу образования. Я.А. Коменский предлагал включить в программу этой школы родной язык, арифметику, начала геометрии, географии, «начала космографии», начала общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты. Школа родного языка предназначалась для совместного обучения всех детей.

Средняя школа в системе Я.А. Коменского – это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет), которая должна открываться в каждом городе для обучения юношей, достигших успехов в обучении. В программу гимназии педагог включал «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начала медицинских знаний и др.

1. Я.А. Коменский пропагандировал наглядное обучение2. Содержание учебного материала должно располагаться в правильной последовательности, от простого к сложному, в результате у ученика сложится целостная система знаний.3. Обучение должно вызывать у детей радость овладения учебным материалом. Педагог требовал располагать учебный материал «по ступеням возраста, чтобы только то предлагалось для изучения, что доступно способности восприятия». 4. Прочность знаний основывается на самостоятельности и активности учащихся в процессе обучения.

Выделенные Я.А. Коменским принципы послужили ядром новой универсальной классно-урочной системы обучения, которую педагог теоретически обосновал и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского.

Вопросы воспитания и обучения Я.А. Коменский рассматривал в неразрывном единстве, отдавая приоритет процессу обучения. Цель воспитания, по Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни. Таким образом, система Коменского выделяла составные части воспитания – научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я.А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине.

Таким образом, заслуги Коменского:

разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования.

Выделил основные принципы обучения: наглядность, последовательность, природосообразность, самостоятельности и активность учеников в процессе обучения.

Создал и обосновал классно-урочную систему.

Классно-урочная система Коменского

Я.А. Коменский разработал классно-урочной систему обучения, теоретически обосновалее и предложил правила ее реализации на практике. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения, что можно считать бесспорной заслугой Коменского. Ключевыми понятиями этой системы являются:

а) класс, что предполагает постоянное число учеников приблизительно одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей для всех образовательной цели;

б) урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день – от 4 до 6 уроков, урок, перемена). Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего педагог предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены.

В школах тогда прием учащихся производился в разное время, в течение всего года. Ученики хотя и сидели вместе в классе, но коллективных занятий со всеми учениками класса большей частью не было: каждый учащийся учил свое, продвигался своим, индивидуальным темпом. Учитель занимался индивидуально с учениками. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Прекрасной страницей в истории мировой культуры и педагогической мысли стала эпоха позднего европейского средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрожде-^иш (конец XIV - начало XVII в.). Лучшие умы Европы того времени провозгласили человека главной ценностью на земле, они разрабатывали новые формы и методы воспитания, стремясь раскрыть в человеке все лучшее. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, сложившийся под влиянием конкретных исторических условий. Выдающиеся представители эпохи Возрождения сами нередко являлись носителями такого идеала, будучи эталоном мудрости, нравственности, духовности.

Гуманистическое движение в эпоху Возрождения возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, носителем и оплотом которого служила католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен возлагать надежды на Бога, то человек новой идеологии мог рассчитывать только на себя, свои силы и разум.

Ростки гуманистической педагогики появились во многих государствах в условиях пробуждения национального самосознания. Всплеск педагогической мысли был тесно связан с интенсивным развитием искусства, литературы, научных знаний. Мир после великих географических открытий XV -XVI вв. стал для европейца более пространным и многогранным. Распространению новой культуры и образованности способствовало книгопечатание, изобретенное в середине XV в.

Гуманисты заново открыли, как много для культуры и образования сделали античные Греция и Рим. Стремясь подражать им, они и называли свое время "Возрождением", то есть восста-

новлением античной традиции. В греко-римской культуре видели отражение всего лучшего, что есть в человеке и природе. Гуманистов привлекал свободный дух, красота и выразительность образов классической литературы, которая для них олицетворяет идеалы воспитания. В классическом наследии стремились заимствовать то, что было утеряно, - традицию воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные и полезные обществу действия.

Помышляя о физическом совершенстве человека, педагоги-гуманисты многое взяли от рыцарского воспитания. Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи - предвестники нового общества.

Представители эпохи Возрождения обогатили программу классического образования, добавив в нее изучение древнегреческого языка, возродив классический латинский язык. Смысл таких нововведений состоял в извлечении из античной литературы воспитательно-дидактического материала: идей государственного устройства - у Аристотеля, уроков военного искусства - у Цезаря, агрономических познаний - у Вергилия и пр. Если средневековая школьная традиция почитала прежде всего философию Аристотеля, то теперь на первое место выходят идеи Платона.

Италия стала колыбелью европейского Возрождения. Борьба итальянских городов за независимость, пробуждение чувства причастности к единому этносу породили духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания (Л. Альберти (1404—1472), Л. Бруни (1369—1444), Л. Балла (1405/1407—1457), В. да Фельтре( 1378—1446), Б. Гуарини (1374—1460). Речь шла о формировании члена общества, чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в процессе трудовой деятельности, что, как замечал, наппимер, Л. Альберти, позволит приобретать "совершенные добродетели и полное счастье".

Итальянские гуманисты XV -XVI вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической греко-римской культуры.

В качестве образца итальянские мыслители рассматривали педагогические идеи Квинтилиана К ним, например, обратились в 20-х гг. XV в. Витторино да Фелетре и Баттисто Гуарини.

Среди итальянских гуманистов Возрождения выделяется Томазо Кампанелла (1568—1639). Бунтарь и еретик, он провел 27 лет в тюрьме, где написал ряд трактатов, в том числе "Город солнца". В этой утопии рисуется образец общества экономического и политического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании книжности, возврате к природе, отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования.




Юные солярии свободны от таких пороков, как лень, хвастовство, хитрость, вороватость, плутовство. В городе солнца заботятся об улучшении "породы людей", так как убеждены, что это основа общественного блага. Здесь поощряют занятия наукой, изучение истории, традиций и обычаев. Соляриям прививают любовь к искусству, ко всему прекрасному, естественной красоте человека. Благодаря правильному воспитанию жители отличаются отменным здоровьем и внешней привлекательностью. Во главе государства стоит самый образованный, просвещенный гражданин.

Девочки и мальчики учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию и естествознание, обучают ремеслам, дети занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. До семи лет дети изучают родной язык, выполняют физические упражнения, с 7 до 10 - к этому добавляют изучение естественных наук, с 10 лет - математику, медицину и прочие науки. Предлагалось оживлять обучение путем наглядности: городские стены разрисованы "превосходнейшей живописью, в удивительно стройной последовательности отражающей все науки. Дети без труда и как бы играя знакомятся со всеми науками наглядным путем до достижения десятилетнего возраста". Широко используется принцип соревновательности. Преуспевающие в науке и ремеслах пользуются большим почетом. В качестве учебника используется пособие "Мудрость", где сжато и доступно изложены научные познания.

Солярии воспитаны в духе религии "как закона природы". Их бог - солнце, природа.

Кампанелла подчеркивал обязательное участие детей в общественно полезном труде. В мастерских и на полях они получают практические навыки, знакомятся с орудиями труда, работают вместе со взрослыми.

Идеи Возрождения из Италии проникают в соседнюю Францию. Парижский университет становится очагом идей гуманизма. Отсюда они распространяются на Центральную и Северную Европу. Среди представителей французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики, выделяются Гюйом Бюде (1468—1540), Пьер Рамус (1515 - 1572), Франсуа Рабле (1494—1553) и Мишель Монтень (1533—1592). Гюйом Бюде и Пьер Рамус выступили с инициативой пересмотреть программу образования. Так, Бюде связывал содержание обучения с экономической и политической жизнью страны, предлагал использовать изучение классических языков для извлечения уроков нравственности. Обновленную программу научно-реального образования составил П. Рамус. Его перу принадлежат школьные учебники по древним и новым европейским языкам.

Ф. Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, главная цель которого - духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность методов воспитания, неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.

Гаргантюа - герой одноименного романа Рабле - забывает как ненужный хлам все, чему его учили богословы. Воспитатель печется о том, чтобы сделать из Гаргантюа сильного, разносторонне воспитанного и образованного человека. Чтение служит пищей поучительных бесед. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Делается это в игровой форме (например, счету Гаргантюа учится, играя в карты). Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой. Он занимается верховой ездой, фехтует, борется, плавает, поднимает тяжести. С воспитанником ведут беседы, которые помогают узнать подлинную жизнь: о хлебе, вине, воде, соли и пр. Вечерами Гаргантюа рассматривает звездное небо, В дождливые дни - пилит дрова, молотит хлеб, посещает ремесленников и купцов, слушает ученых мужей. Порой целые дни проводит на природе.

Мишель Монтень в своем основном труде "Опыты" рассматривает человека как наивысшую ценность. Он верит в его неисчерпаемые возможности, относясь с большой долей скепсиса к

божественному провидению. По меткому замечанию французского историка педагогики Ж. Шампо, Монтень "предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени". Монтень видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как это считалось в средневековой педагогике, а природную индивидуальность. Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем "разъедает" общество. По суждениям Монтеня, ребенок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность критических суждений. Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это "настоящая тюрьма", откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей. Зло и метко осуждал Монтень гипертрофированное словесное обучение ("трубят в уши, будто воду льют"). По убеждению Монтеня, традиционное обучение приносит мало пользы: "Большая часть наук, которыми мы занимаемся, неприложимы к делу".

Размышляя, какими должны быть воспитание и обучение, Монтень советовал, чтобы "больше говорил ученик и больше слушал учитель". Необходимо приучить учащихся исследовать окружающий мир, чтобы они "все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету". Монтень предостерегал от тщетных попыток энциклопедического образования ("нельзя обучать многому"). Полезно наладить разнообразные связи учащихся с окружающим миром - с представителями научного мира, умными и благожелательными друзьями. В ходе обучения следует знакомить с духовными ценностями, которые заключены прежде всего в античности.

Из Италии и Франции гуманистическое педагогическое движение Возрождения распространилось на остальные страны Европы, и в каждой появились представители этого движения: Эразм Роттердамский (1467 - 1536), Томас Мор (1478—1533), Хуан Луис Вивес (1492—1540), Иоганн Вессель (1420—1489), Рудольф Аг-рикола (1445—1485), Александр Гегиус (1468—1498), Якоб Вим-пфелинг (1450—1522), Роджер Ашам (1515—1568), Дж. Колет (1464—1519), Томас Эллиот (1490—1546), Иоганн Рейхлин (1455—1522), Ульрих фон Гуттен (1488—1523) и др.

Каждый из указанных деятелей оставил след в истории школы и педагогики. Так, Р. Агрикола, впоследствии названный "наставником Германии", воспитал немало учеников, которые созда-

ли школы в германских государствах и на севере Европы. А. Гегиус возглавлял "школы братьев общей жизни" в Девентере и Лют-тихе. Ректор Гейдельбергского университета Я. Вимпфелинг сформулировал концепцию национального воспитания, воспринятую передовыми учебными заведениями гуманистического типа, ратовал за введение новой школьной дисциплины - национальной истории - и написал учебник "Очерк германских деяний", который использовался при преподавании такого предмета. Школы нового типа на началах "христианского гуманизма" (например, школу святого Павла в Лондоне) основал Дж. Колет. Благородные традиции рыцарского воспитания отстаивал У. фон Гуттен.

Европейскую славу снискали X. Л. Вивес, Эразм Роттердамский и Томас Мор..

X. ЛПзевес родился в Валенсии, но большую часть жизни провел за пределами Испании. Известен как автор ряда педагогических трактатов и наставник дочери английского короля Генриха VII. Выступал против схоластики, в защиту опытного познания. "Я не знаю человека, преподавание которого было бы более ясным, приятным и благотворным", - писал о нем Т. Мор.

Вивес полагал, что необходимо гибко отнестись к педагогической античной традиции. Он отвергал упор университетского философского образования на аристотелизм и противился слепому подражанию педагогическим установкам Квинтилиана. Вместе с тем Вивес считал весьма эффективной сократовскую методу обучения путем бесед.

Главный педагогический труд Вивеса - "О порче нравов". В этом и других сочинениях ("О преподавании наук", "Воспитание христианской женщины") Вивес рассматривал отличия домашнего и школьного воспитания, вопросы нравственного воспитания, ряд дидактических проблем. При этом школьное обучение ставилось на первый план в сравнении с домашним воспитанием. Осуждались антигуманность, схоластика и фразерство средневекового воспитания и обучения. В отношении ребенка предлагалось сочетать "кротость" и "строгость" с преобладанием гуманного подхода. Воспитание не мыслилось без учета природных психофизиологических особенностей детей. Осуждался предрассудок о вреде образования для женщин. Организация процесса обучения увязывалась с необходимостью проникновения в закономерности познания.

Один из "властителей дум" Возрождения - Эразм Роттердамский в сатирическом сочинении "Похвала глупости" высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества - невежество, тщеславие, лицемерие. Враг религиозного фанатизма, Эразм склонялся к свободе вероисповедания, отстаивал природное равенство людей.

В своем основном педагогическом трактате "О первоначальном воспитании детей", а также в других трудах по вопросам воспитания ("О благовоспитанности детей", "Беседы", "Метод обучения", "Способ писать письма") Эразм определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, а также принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд).

Эразм писал, что к воспитанию следует приступать с первых лет жизни: "Воспитание начинается с колыбели в привлекательном виде для приобщения ребенка к добродетелям и знанию". С раннего возраста целесообразно "насаждать образование, особенно изучение языков". Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, ибо тем самым отбивает желание учиться.

Осуждая грубых и жестоких учителей, Эразм писал: "Этим людям я неохотно доверил бы укрощать диких лошадей, тем более им нельзя отдавать в руки хрупкие существа". Эразм не видел никакой педагогической пользы в физических наказаниях, предлагая опираться на здравый смысл учеников: "Не следует приучать ребенка к ударам. Тело постепенно становится нечувствительным к тумакам, а дух - к упрекам. Будем настаивать, повторять, твердить! Вот какою палкой нужно сокрушать детские ребра!"

Определенным шагом вперед были взгляды Эразма на женское образование. Он рекомендовал одинаковую программу женского и мужского образования, оговорив, однако, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в очень малом объеме - естественнонаучные знания.

Среди тех, кто заслужил память благодарного человечества, можно назвать английского мыслителя Томаса Мора. Мор снискал славу как ученый-гуманист, поэт и исключительно честный человек. Лорд-канцлер, он был казнен, отказавшись пойти против своих религиозно-политических убеждений.

В своем главном произведении "Утопия" Т. Мор описал идеальное общество и изложил собственные взгляды на воспитание и обучение. Центральное место в его утопической теории занимает гармонично развитая личность. Цель создания социальных учреждений в таком обществе - дать каждому возможность развивать свои духовные силы, заниматься "изучением наук и искусств". В человеке особо подчеркнуты общественные и личные качества: скромность, добродетельность, трудолюбие, доброта.

Человек, по Мору, "рожден для счастья, никто не может быть настолько глуп, чтобы не чувствовать стремления к удовольствию". В этом суждении заключен протест против религиозного аскетизма.

Т. Мор строил нравственное воспитание на религиозных началах (священники должны "наставлять в нравах"). Правоверный католик, он, однако, далек от религиозного фанатизма. В "Утопии" ученый-гуманист утверждал свободу вероисповедания.

Воспитание высокой нравственности рассматривается им как первостепенная социальная задача. Следует воспитывать в духе морали, которая отвечает интересам общества и каждого человека в отдельности. Важно в этой связи, например, изживать у детей чувство тщеславия: "Чем труднее вырвать эту сорную траву, тем раньше мы должны приступить к прополке".

Томас Мор отвергал жестокость и грубость средневекового воспитания. В стихотворном послании "К моим возлюбленным детям" он пишет: "Много я вам надавал поцелуев, побоев же мало".

Полагая, что разум способен руководить человеком в течение всей жизни, Т. Мор ищет пути, чтобы вооружить человеческий разум знанием. Только образованный человек способен добиться счастья. "Способности у утопийцев, - писал он, - изощренные науками, удивительно восприимчивы к изобретению искусств, содействующих удобствам и благам жизни".

Мор подчеркивал обязательное участие детей и взрослых в физическом труде. Труд не мешает утопийцам посещать учебные занятия, слушать музыку, вести научные изыскания. Они прогнозируют погоду, делают успехи в математике, диалектике, музыке

Мужчины и женщины "Утопии" получают равное образование, ибо "природа одинаково благоволит ко всем". Томас Мор видел во всеобщем образовании стабильность общества. В "Утопии" такое образование осуществляется в государственных шко-

лах. Противник схоластической системы обучения, Т. Мор подчеркивал, что школьное образование должно опираться на практический опыт.

Особое внимание Мор уделил проблеме женского образования.

Он ценил в женщине ученость в сочетании с присущими ей добродетелями. "Когда существо женского пола соединяет хотя бы небольшие знания со многими похвальными добродетелями, тогда я ставлю ее выше сокровищ Креза и красоты Елены. Разница пола в смысле учености значения не имеет, так как при наступлении жатвы совершенно безразлично, посеяны зерна рукой мужчины или женщины. И мужчины, и женщины одинаково способны к тем занятиям, которые совершенствуют и оплодотворяют разум, подобно почве, на которой посеяны семена мудрости".

Между идеалами эпохи Возрождения и реальными условиями европейского воспитания и образования существовало громадное противоречие. Безусловно, идеи Возрождения (природо-сообразность воспитания, демократизация системы обучения, обогащение содержания образования и воспитания и пр.) оказали благотворное воздействие на развитие школы и педагогики. Вместе с тем они не могли быть сколько-нибудь полно осуществлены. Нередко эти идеи носили утопический характер. Ряд педагогических идей Возрождения был попросту выхолощен. Именно так произошло при распространении в первой половине XVI в. установок т. н. филологического образования. Трактовка гуманистического образования как программы духовного, общественного, физического становления личности ограничилась знакомством с частью классической литературы, изучением латинской грамматики, выработкой навыков изощренного красноречия.

В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация сформулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от взглядов гуманистов Возрождения и католической ортодоксии. Религиозный антропологизм реформаторских учений шел вразрез светскому гуманизму педагогики Возрождения. В отличие от римско-католической церкви, исповедовавшей истину как неизменное отражение божественного провидения, Реформация предполагала дополнить божественные по своему происхождению истины.

Реформация провозгласила принцип индивидуальности, "самости" человека, несущего личную ответственность перед Богом. Критический и гуманистический настрой Реформации имел важные последствия для школы и педагогики. По сути, Реформация смыкалась с Возрождением в стремлениях переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщать к национальной культуре, языку, литературе, поощрять светскую образованность.

В движении Реформации прослеживались умеренные и радикальные течения. Лидер последнего Томас Мюнцер (1490 - 1525) выступал за разрушение старой школы, которая затрудняет доступ народа к просвещению. С целью создания новой школы Т. Мюнцер разработал специальные проекты учебных программ для народного образования.

В становлении педагогических воззрений Реформации особую роль сыграл ряд мыслителей: Жан Кальвин (1509—1564), Матюрен Кордьер (1479 - 1564), Уильям Тиндель (1484—1536), Мартин Лютер (1483 - 1546), Филипп Меланхтон (1497 - 1560) и другие.

Ж. Кальвин - главный идеолог французской Реформации - стоял особенно далеко от гуманистических воззрений Возрождения. Он выступил с проповедью "светского аскетизма", поставив во главу угла смирение и покорность Богу. Он перевел на французский язык Библию, которая была важнейшим пособием при воспитании и обучении. Последователи Кальвина в Англии, пуритане, проделали аналогичную работу. Так, идеолог англиканской реформации У. Тиндел перевел Библию на английский язык.

"Отец" Реформации в Германии Мартин Лютер признавал важность и даже необходимость гуманистического образования в духе Возрождения. Он был инициатором учреждения светскими властями протестантских школ (послание 1524 г.). Как считал Лютер, в научной подготовке, знании классических древних языков и литературы нуждаются власти предержащие в миру и церкви. Из этого следовало, что полноценного образования была достойна лишь часть общества: будущие священники, учителя, судьи и пр.

Остальное население должно было приобретать элементарное образование. В трактате "О желательности посылать детей в школу" (1530) Лютер оставлял за властями право принуждать родителей ежедневно, на один-два часа, отправлять детей в школу.

Основным учебным пособием народной школы объявлялся Катехизис на немецком языке. Перевод Катехизиса был сделан самим Лютером.

Ученик Лютера Ф. Меланхтон известен не только как теоретик, но и практик образования. В его творчестве прослеживается тесная связь гуманизма Возрождения и педагогических установок протестантизма. Противник схоластики, Меланхтон видел цель полноценного образования в выработке научного мышления и освоении ораторского искусства. Убежденный сторонник изучения классической греко-римской литературы, он предложил метод, который предусматривал изучение краткого курса грамматики, интенсивное чтение, сопровождающееся различными упражнениями: составлением писем, переводами, диспутами, индивидуальными выступлениями. В программу обучения, по убеждению Меланхтона, непременно должно входить усвоение реальных знаний (математика, физика, метафизика, этика и др.). Дидактическим материалом при этом должна служить прежде всего классическая литература.

Меланхтон сделал немало, чтобы осуществить свои идеи на практике. Им написаны учебники по диалектике, физике, догматике, греческой и латинской грамматике, они получили широкое распространение в протестантских учебных заведениях. Меланхтон имел множество учеников по всей Германии. Он инициировал реформирование на протестантский лад многих немецких университетов: в Вюртемберге, Марбурге, Иене, Кенигсберге, Тюбингене, Гейдельберге, Франкфурте и т. д.

Римско-католическая церковь справедливо увидела в Реформации угрозу своему влиянию. Тридентский вселенский собор (1545 - 1565) в качестве основных средств борьбы с Реформацией определил инквизицию и воспитание. Контрреформацию возглавил орден иезуитов (создан в 1534 г.). Главными способами борьбы с ересью, как записано в "законах" (costitutiones) ордена, назывались "проповедь, исповедь и воспитание". Иезуиты претендовали на роль носителей "католического гуманизма", они использовали идеи Возрождения. Например, педагогические взгляды Вивеса заметно повлияли на создателя ордена И. Лойолу. Иезуиты основательно переосмыслили идеи главного противника - Реформации. Как замечает современный французский историк педагогики Р. Мушамбер, "враги в вопросах веры, иезуиты

нередко сходились с протестантами в вопросах школьного образования". По сути, однако, идеи Возрождения и Реформации трактовались иезуитами с консервативных позиций. Они переиначивались для воспитания изворотливых, беспринципных, сильных телом и духом служителей католической церкви.

Гуманистическая педагогическая мысль в эпоху Возрождения

Позднее Средневековье было ознаменовано развитием новой прогрессивной к-ры. получившей название Возрождение. Захват в 1453г. турками Константинополя вызвал бегство оттуда ученых с их греческими рукописями в Италию, где они начали возрождать античный. Это означает, что В-е зародилось в Италии и затем распространилось по всей Европе. В 16в. оно окончательно превратилось в общеевропейское культурное движение. Особо важную роль в этом движении сыграла Флоренция. Другое название новой итальянской к-ры- гуманизм- в центре мировоззрения стоял ч-к. В настроениях людей преобладал оптимизм, вера в ч-ка, светлое будущее. Аскетизму не оставалось места: ч-кое тело, его страсти и потребности рассматривались как самое главное в жизни(« Я- ч-к. и нечто ч-кое мне не чуждо»). Земное сущ-е признавалось единственно реальным. Эпоха В-я особенно ярко запечатлела себя в иск-ве. Однако и пед. взгляды того времени были преобразованы. Многие деятели просвещения в Италии выдвинули идею гражданского воспитания, смысл кот. заключался в формировании члена общества, развитого и воспитанного в процессе трудовой д-ти. Представители «гражданского» гуманизма считали основной ф-цией воспитания формирование ч-ка, действующего на благо общества, а очагом воспитания- семью. Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физ. разв-е, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи- предвестники нового общества. Итальянские мыслители 15-16вв. полагали, что наилучший путь воспитания - изучение классической греко-римской к-ры. Леонардо Бруни (1369-1444. Флоренция). создатель новой пед. с-мы. настаивал на воспитании не только духа, но и тела. Одним из первых потребовал организации светского женского образования.

Его современник и соотечественник Витторино да-Фельтре сделал первые шаги в практическом осуществлении новогуманистического образца воспитания. 15в. Открыл школу в Мантуе на Севере Италии под названием «Дом радости», которая располагалась в дворце, окруженном природой. В отличие от средневековых школ здесь было много воздуха и света. Учащиеся занимались физ-рой. изучали классические языки и лит-ру, математик), астрономию, совершали экскурсии в природу. Приоритет отдавался игровому методу.

Кроме детей герцога, в поместье которого и на ср-ва которого содержалась школа, в ней учились еще 70 неимущих. В школе обучались как мальчики, так и девочки, что было принципиально новым для того времени, Во Франции ярким представителем гуманистических идей в пед. был писатель Франсуа Рабле( 1494-1553)- обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, гл. цель которого - духовное и телесное разв-е личности. В романе «Гаргатюа и Пантагрюэль» показывает преимущества нового и недостатки старого подходов к образованию на примере воспитания Гаргантюа. Ученые-схоласты заставляли мальчика зазубривать весь материал наизусть. Мальчик выучил книги так, что МОГ пересказать их, в рез-тс чего лишь отупел. Увидев это, король выгнал учителей-схоластов и пригласил одного учителя-гуманиста, кот. начал делать из мальчика сильного, воспитанного и образованного ч-ка. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Делается это в игровой форме. Умственные занятия чередуются с играми, физ. упражнениями. Он занимается верховой ездой. фехтует, плавает.

Другим представителем фр. гуманизма является Мишель де Монтень(1533-1592), автор книги «Опыты», в кот, он рассматривает ч-ка как высшую ценность. Монтень верит в неисчерпаемые возможности ч-ка, «предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени». Монтень видит в ребенке не уменьшенного взрослого, как считалось в средневековой педагогике, а природную индивидуальность. Ребенок от рождения обладает природной чистотой, которую в дальнейшем «разъедает» общество. Ребенок превращается в личность, развив способность к критическим суждениям. Он рекомендует, чтобы ученик больше говорил. Необходимо приучить учащихся исследовать окр. мир. чтобы они «все проверяли, а не усваивали на веру или из уважения к авторитету». самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский (1466-1536). Одним из первых Э. заговорил о народном образовании и провозгласил отношение к труду критерием нравственности, что поставило его в ряд самых прогрессивных мыслителей этой эпохи Осн. пед. идеи ЭР. изложены в его работах «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам»( 1529). «О методе обучения»( 1511). В своем сатирическом сочинении «Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества- невежество, тщеславие, лицемерие. Эразм склонялся к свободе вероисповедания. Во всех своих сочинениях Э.Р. определяет необходимость сочетания античной и христианской традиции при выработке пед. Идеалов. С 7 летнего возраста ребенок, независимо от пола, готов к систематическому обучению и воспитанию. А до этого времени его должны воспитывать мать и отец. Каких-либо особенностей воспитания девочек Э.Р, не признавал, считая, что спец. методы, приспосабливаемые к особенностям женского х-ра- капризам, любви к интригам - только усугубляют эти отрицательные качества. Однако, оговаривал, что женщинам целесообразно давать по преимуществу классическое языковое образование и в очень малом объеме- естествонаучные знания. Высочайшая цель формирования ребенка - воспитание морального долга и религиозного послушания.

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху Возрождения

В какой строке все имена представляют эпоху Возрождения?

£ Т. Мор, Ф. Рабле, Д. Локк

£ Т. Мор, Т. Кампанелла, Сократ

R Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень

£ В. де Фельтре, Т. Мор, Платон

597. Задание > ТЗ 49 Тема 1-5-0

Основные идеи эпохи Возрождения":

R приверженность античной культуре

R уважение личности ребенка

R обогащение содержания воспитания и обучения

£ всеобщее обязательное обучение

£ главная цель воспитания - спасение души

598. Задание > ТЗ 50 Тема 1-5-0

Основные педагогические традиции эпохи возрождения представлены философско-педагогической мысли следующих авторов:

R Томазо Кампанеллы

R Эразма Роттердамского

R Франсуа Рабле

599. Задание > ТЗ 51 Тема 1-5-0

"Эпоха возрождения" получила своё название вследствие своего стремления следовать педагогическому идеалу:

R античной Греции

£ славянского языческого воспитания

£ цивилизации древнего Востока

R античного Рима

600. Задание > ТЗ 55 Тема 1-5-0

Эпоха возрождения в качестве основы своих педагогических идей использовала наследие . культуры

Правильные варианты ответа: античной;

601. Задание > ТЗ 56 Тема 1-5-0

Гуманисты эпохи Возрождения главной ценностью на земле провозглашали .

Правильные варианты ответа: Человека;

602. Задание > ТЗ 57 Тема 1-5-0

Гуманистическая концепция общественного воспитания Т. Кампанеллы была раскрыта им в его труде ". . ".

Правильные варианты ответа: "Город Солнца"; Город Солнца;

603. Задание > ТЗ 58 Тема 1-5-0

Установите соответствие педагогической идеи и её автора:

Томас Мор Обучение граждан должно соединяться с производительным трудом
Франсуа Рабле Воспитание человека является основой для прогресса общества
Мишель Монтень основой человеческого знания является опыт

Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века)

604. Задание > ТЗ № 1252

Черты, характеризующие особенности воспитания в Киевской Руси

£ всеобщее начальное образование

R семейно-сословный характер воспитания

R влияние языческой культуры восточных славян

R влияние христианских традиций

605. Задание > ТЗ № 1253

Известный литературный памятник, свод правил и законов организации жизни русского человека ("энциклопедия русской жизни") 16 века - ….

Правильные варианты ответа: "Домострой"; Домострой;

606. Задание > ТЗ 60 Тема 1-6-0

Установите соответствие представителей эпохи Возрождения и стран, которые они представляли:

Томас Мор Англия
Мишель Монтень Франция
Томмазо Кампанелла Италия

607. Задание > ТЗ 61 Тема 1-6-0

Особое значение традиции патриотического воспитания придавалось в следующих письменных источниках:

R "Слово о полку Игореве"

608. Задание > ТЗ 62 Тема 1-6-0

Характер славянского образования и воспитания оказался в прямой зависимости от:

R византийского влияния

£ идей французского Возрождения

R раскола христианства

R становления государственности

£ педагогического идеала Спарты

609. Задание > ТЗ 63 Тема 1-6-0

Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержат:

R "Поучение Владимира Мономаха"

R "Изборник Святослава"

610. Задание > ТЗ 64 Тема 1-6-0

определите последовательность развития школьного образования в древней Руси и России:

1: мастера грамоты

2: монастырские школы

3: школы учения книжного

4: учебные заведения повышенного образования

5: Славяно - греко - латинская академия

611. Задание > ТЗ 67 Тема 1-6-0

Великий русский гуманист и просветитель, представитель педагогической мысли России II половины XVI века, основатель первых типографий в Москве и на Украине .

Правильные варианты ответа: Иван Ф*доров; Ф*доров; Ф*доров Иван;

612. Задание > ТЗ 68 Тема 1-6-0

Человек, который занимался в древней Руси обучением детей специально и постоянно, совмещая учительскую деятельность со своей основной профессией, назывался .

Правильные варианты ответа: Мастер грамоты; мастер грамоты;

613. Задание > ТЗ 69 Тема 1-6-0

Сочинения, бытовавшие на Руси, и имевшие цель воспитать определённые качества "наставить" его на жизненный путь назывались .

Правильные варианты ответа: поучения; наставления;

Читайте также: