Информационные ресурсы основа и фундамент для формирования информационных

Обновлено: 19.05.2024

Формирование и использование информационных ресурсов

В 70-х годах XX в. в работах, посвященных компьютерным технологиям и автоматизированным информационным системам, появился термин «информационные ресурсы». В 80-х годах этот термин широко использовался, особенно в связи с разработкой концепции баз данных. Примерно в то же время он перешел на специальную литературу.

За рубежом в 1970-х годах информационные ресурсы были классифицированы как экономические ресурсы как их четвертый компонент (помимо трудовых, материальных и финансовых). Однако, прежде чем приписывать информационные ресурсы к любому виду экономических ресурсов, необходимо определить понятие и содержание этого термина.

Состав и свойства информационных ресурсов

Обычно ресурсы называют элементами экономического потенциала, которые есть у общества и которые при необходимости могут быть использованы для достижения конкретных целей экономической деятельности. Давно принято говорить о материальных, финансовых, трудовых, природных ресурсах, вовлеченных в экономический оборот.

Хотя понятие «информационные ресурсы» было узаконено, оно стало широко использоваться после публикации в 1984 году книги Г. Р. Громова «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

Существует узкое и широкое толкование понятия «информационные ресурсы»: в узком смысле это сетевые информационные ресурсы, доступные через компьютерные коммуникации, в широком смысле любая информация, записанная на традиционных или электронных носителях, подходящая для хранения и распространения.

Состав информационных ресурсов определяется Законом Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации»: «Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах), базы данных и другие информационные системы».

В настоящее время информационные ресурсы представляют собой сложный и разнообразный объект, который может характеризоваться такими параметрами, как:

  • содержание (предмет) информации;
  • владение информацией: общественное достояние, государственная собственность, собственность общественных организаций, собственность юридического лица (частная);
  • свойство личности (личное);
  • доступность информации: открытая, закрытая, секретная, конфиденциальная, коммерческая тайна, служебная тайна, профессиональная тайна;
  • Форма представления информации: текстовые документы - первичные, вторичные, рецензии; структурированные данные - базы данных, банки данных; язык представления.

В состав информационных ресурсов входят:

  • первичные и ранее опубликованные первичные документы, которые в настоящее время создаются и создаются в настоящее время и не публикуются ни в каких средствах массовой информации (книги, периодические издания, музыка и публикации, диссертации и т. д.);
  • полнотекстовые базы данных;
  • средства опубликованных и неопубликованных первичных документов, собранных библиотеками, информационными центрами, архивами и другими учреждениями;
  • ранее созданные и созданные библиографические продукты;
  • помощь и библиографический аппарат (СБА) библиотек, информационных центров и архивов, включая каталоги и библиографические картотеки;
  • фактографические базы данных;
  • обзоры и аналитические продукты (аналитические обзоры, прогнозы, дайджесты и т. д.);
  • услуги, предлагаемые на информационном рынке;
  • компьютерные сети связи;
  • программное обеспечение, обеспечивающее создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;
  • учреждения (редакции, издательства, библиотеки, информационные центры, книготорговые учреждения и т. д.), обеспечивающие создание информационных продуктов, накопление и использование информационных ресурсов).

В зависимости от масштаба формирования и использования выделяются совокупные мировые, национальные, региональные и местные ресурсы (или ресурсы отдельных учреждений). С внедрением информационных технологий это различие становится все более и более произвольным, поскольку информационные ресурсы любого учреждения включают как созданные в нем документы, так и внешнюю информацию, взятую из общих ресурсов общества.

В то же время местные ресурсы, если они представляют интерес за пределами учреждения и если к ним предоставляется доступ, превращаются в компонент региональных, национальных или мировых информационных ресурсов.

Также необходимо проводить различие между терминами «национальные ресурсы» и «государственные ресурсы». Национальные (или федеральные) ресурсы - совокупность всех типов ресурсов, которые доступны в данной федеративной стране (независимо от того, в чьей собственности они находятся) и состоят из государственных и негосударственных ресурсов, принадлежащих государственным и частным организациям и частным лицам.

Государственные ресурсы - ресурсы, которые создаются или приобретаются за счет бюджетных средств страны и, следовательно, являются собственностью государства.

Информационные ресурсы имеют такие специфические особенности как:

  • нерасходные, неисчерпаемые, что обеспечивает возможность их многоразового и многоцелевого использования, не исключая их при обмене или продаже;
  • постоянное увеличение объема потоков;
  • изменчивость состава в связи с изменениями информационных потребностей общества и развитием продуктов и услуг, предлагаемых на информационном рынке;
  • сложность выделения активной и пассивной части ресурсов из-за разной скорости устаревания информации; отсутствие прямой зависимости между временем создания информации и ее полезностью (ценностью), поскольку информация не стареет, а появлением новых знаний, которые опровергают или уточняют предыдущее;
  • неразрывное единство элементов, составляющих совокупные информационные ресурсы общества, невозможность или нецелесообразность использования только какой-либо их части (один регион, одна страна и т. д.).

Основу информационных ресурсов в области научно-технической информации составляют печатные публикации и документы (журналы, материалы конференций, книги, описания изобретений, стандарты, научно-технические отчеты, диссертации и т. д.). Количество первоисточников в электронном виде увеличивается: на дискетах, компакт-дисках и в телекоммуникационных сетях.

По данным Ассоциации информационной индустрии США, уже в конце 20-го века доля печатных материалов в информационном бизнесе составляла 51%, 85% из них приходилось на первичную или оригинальную продукцию, 15% - на индексы, реферативные публикации, справочные материалы. книги (вторичная информация). По прогнозам, ежегодный рост электронных продуктов должен был составить 25%.

Действительно, в последние годы были созданы новейшие информационные технологии, работающие с огромными массивами информации в области научно-технической информации. Их можно разделить на следующие группы:

  • традиционные (печатные) публикации: первичные отечественные и зарубежные публикации - журналы, книги (включая монографии, разовые сборники, материалы конференций, препринты и т. д.), депонированные научные статьи, стандарты, отчеты о НИОКР, диссертации, патентные документы; вторичные издания: реферативные журналы, сигнальная информация, экспресс-информация;
  • электронные издания: первичные отечественные и зарубежные издания - журналы, книги; вторичные издания: реферативные журналы, сигнальная информация, экспресс-информация; Базы данных и банки данных созданы в России и получены из-за рубежа.

Очень часто эти массивы информации дублируют или дополняют друг друга.

Информационные ресурсы как особый вид экономического ресурса

В настоящее время в России имеются достаточно большие по количеству и количеству информационные ресурсы. Они состоят из ресурсов библиотечной сети, архивного фонда, национальной системы научно-технической информации, систем государственной статистики, правовой информации, ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, секторов материального производства, информации о природных ресурсах. ресурсы, явления и процессы, а также ресурсы социальной сферы, сферы финансов и внешнеэкономической деятельности.

Основными продуктами крупнейших центров ИППП, а также важнейшим компонентом информационных ресурсов любых научных и научно-технических организаций являются вторичные информационные публикации: реферативные журналы, библиографические указатели, экспресс-информация, сигнальная, обзорная и аналитическая информация.

Информационные технологии коренным образом изменили процессы формирования и использования информационных ресурсов, предоставив возможность:

  • компактное хранение больших объемов информации;
  • его оперативный поиск;
  • доступ к удаленным ресурсам;
  • фиксация на одном носителе информации различного характера
  • объединение библиографических и полнотекстовых баз данных;
  • появление баз данных, содержащих как библиографическую, так и фактическую информацию.

Эти изменения расширяют сферу влияния информационных центров и библиотек и в то же время усложняют их деятельность, повышая требования к подготовке персонала и материально-техническому оснащению их работы. Таким образом, создаются реальные предпосылки для появления новых сервисов и разработки уникальных информационных продуктов с одновременным ужесточением требований к их качеству и совместимости в масштабах совокупных информационных ресурсов.

Формирование информационного ресурса происходит очень быстро. Показательно, что до недавнего времени российская экономическая наука не рассматривала информацию как неотъемлемую часть ресурса экономического потенциала страны.

Однако растущая роль экономической информации в успешном функционировании национальной экономики способствовала не только ее признанию в качестве части непроизводственных ресурсов государства, но и осознанию важности национальных информационных ресурсов в социальной сфере. -экономическое развитие общества. Большинство исследователей классифицируют информационный ресурс как стратегический, справедливо полагая, что именно он определяет долгосрочные тенденции развития научно-технического прогресса и общества в целом.

Формирование и использование информационных ресурсов

Особая роль информационного ресурса определяется, прежде всего, его спецификой, в том числе взаимосвязью с другими ресурсами. На первый взгляд кажется, что информационный ресурс способен заменить такие традиционные ресурсы, как материал, энергия и т. д. Однако в действительности один информационный ресурс (знания), конечно, не может заменить собой ни материал-материал, ни энергетическая субстанция производительных сил.

В экономическом и политико-экономическом аспектах понятие информационного ресурса связано с социальной практикой человека. С этой точки зрения информационный ресурс представляет собой совокупность научных, технических и научно-гуманитарных знаний, в которых воплощен производственный, технический и социальный опыт человечества, необходимый для его выживания в сложных условиях взаимозависимого мира.

Национальный экономический информационный ресурс должен обеспечить основу для прогрессивного развития конкретной социально-экономической системы.

Первой особенностью информационного ресурса является активная роль в процессе использования всех видов ресурсов в национальной экономике, в выявлении и преодолении экономических ограничений в процессе воспроизводства.

Действительно, экономическая важность информационного ресурса велика: он способствует повышению эффективности производства и экономическому росту в целом без дополнительных затрат на традиционные ресурсы.

Вторая особенность информационного ресурса - это непосредственное влияние на субъективный фактор производства, на человека, его интеллектуальный уровень, характер экономического и социального поведения. Эту способность информационного ресурса не следует понимать однозначно - одни только знания не улучшают и не ухудшают человека и человечества. Однако изменение информационной среды предъявляет определенные требования к интеллектуальным и сенсорным способностям человека как на производстве, так и в социальной сфере в целом. Это делает необходимым повышение уровня образования и культуры в обществе, а с другой стороны, значительно расширяет возможности выбора и тем самым способствует повышению социальной активности, росту индивидуальной и коллективной инициативы.

Третья особенность информационного ресурса состоит в том, чтобы помочь ускорить воспроизведение, сократить время производства и обращения продукции. Ценность экономической, коммерческой информации особенно возрастает с переходом к рыночной экономике. Информационные услуги для хозяйственного оборота предприятий становятся решающим условием их экономической самостоятельности, обеспечивает развитие «горизонтальных структур» - прямых экономических связей, оптовой торговли, маркетинга.

Информатика изучает особенности информационного ресурса как ресурса социального прогресса, механизмы его взаимодействия с материальными (энергия, материалы, труд, инструменты) и интеллектуальными ресурсами общества, то есть с другими формами знаний (квалификациями). материализованные знания).

Информационный ресурс является интеллектуальным ресурсом, и основная трудность в понимании его природы и функций заключается в раскрытии механизма перехода «знания во власть», способов его воздействия на материальные факторы производства.

Сам информационный ресурс не «управляет системой». Двигатели систем - материальные силы - энергия, факторы труда. Но информационный ресурс, со своей стороны, активирует эти скрытые материальные факторы, направляя их действие в заданном направлении.

Отличительные особенности информационного ресурса:

Информационный ресурс «передает» определенность, «удаляет» любые предположения, касающиеся рассматриваемого объекта, отражает разницу между этим объектом и другими. Это конечно: из бесконечного разнообразия объекта выделяется ограниченное количество различий, необходимых для контроля. Информационный ресурс дискретен - он собирается в отдельных точках системы и в дискретных временных интервалах.

Технология формирования и использования информационных ресурсов в производстве информации

В каждом информационном производстве есть определенные технологические позиции для него. Каждая исследовательская группа использует свои собственные методы исследования, в зависимости от изучаемой проблемы. Довольно сложно охватить все разнообразие технологических позиций в производстве публичной информации, поэтому мы ограничимся анализом наиболее распространенных и наиболее развитых технологических преобразований, используемых в большом количестве информационных отраслей различной природы.

Одной из обычно используемых процедур в производстве сложной информации является процедура согласования предлагаемого информационного продукта с прецедентами, то есть аналогичными продуктами, и с заинтересованными субъектами в производстве информации. Для выполнения этой процедуры необходимо иметь прецеденты и уметь определять характеристики соответствия прецедентов предлагаемому информационному продукту.

Все прецеденты являются продуктами некоторых информационных отраслей и вместе составляют информационные ресурсы человека, семьи, предприятия, организации, органов государственной власти, страны и мира. Эти ресурсы представляют собой наборы документов, в которых записана устная информация, воспринимаемая союзниками при производстве информации.

Иногда информационные ресурсы включают не только документы с устной информацией, представленной на любом существующем языке, но также массивы образцов материалов, таких как минералы, гербарии, музейные экспонаты и т. д. На основе ранее принятой идеи производства информации, такие массивы и коллекции Материальными предметами следует считать материальные ресурсы производства информации.

В соответствии с законами информационного тяготения, информационной сложности и старения основная масса информационных ресурсов, которые интенсивно используются в качестве предмета работы в процедурах примирения с прецедентами в информационном производстве, представляет собой простую информацию об отдельных событиях, объектах и ​​фактах, касающихся ближайших союзники в информационном производстве. Эту часть информационных ресурсов естественно назвать оперативными информационными ресурсами.

Со временем интенсивность использования информационных ресурсов уменьшается и они превращаются в категорию ретроспективных, а затем в категорию архивных ресурсов.

Оперативные информационные ресурсы воспринимают все вновь созданные продукты информационного производства. Некоторые из них могут служить полуфабрикатами и теряться при создании других информационных продуктов. Это не информационный ресурс, а актуальная информация о производстве информации.

Сохраняемая часть оперативных информационных ресурсов активно взаимодействует с ретроспективными информационными ресурсами. С одной стороны, он пополняет ретроспективные информационные ресурсы, а с другой стороны, по мере необходимости, он пополняется документами из ретроспективных ресурсов.

Аналогичным образом ретроспективные информационные ресурсы взаимодействуют с архивными. Документы архивных ресурсов, представляющие интерес, могут находиться в оперативных ресурсах в течение некоторого времени.

Эта общая модель движения информационных ресурсов под влиянием спроса на информацию включает в себя следующие технологические операции:

  • создание или формирование новых записей и/или документов;
  • распределение их среди заинтересованных субъектов информационного производства;
  • формирование массивов документов и/или баз данных оперативного, ретроспективного или архивного хранения;
  • поиск документов в этих массивах по запросу любых субъектов информационного производства (поиск прецедентов).

Указанная процедура перечисления технологических операций не означает, что такова последовательность соответствующих технологических этапов производства информации. Например, формирование новых записей может быть не начальной, а конечной стадией сложного производства информации, которой предшествуют несколько случаев нахождения прецедентов в информационных ресурсах.

Заключение

Таким образом, национальная безопасность связана с информационной безопасностью страны, что можно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, одной из основных целей обеспечения безопасности жизни государства является защита людей, информационных ресурсов и информационных систем. Сегодня, при активной разработке средств информационного воздействия на эти объекты, можно утверждать, что проблема информационной безопасности по отношению к другим типам безопасности носит межвидовой, надвидовой, универсальный характер.

Этот факт следует учитывать при формировании государственной и региональной политики в области национальной безопасности, при разработке соответствующих концепций и программ, а также при организации работы в области безопасности.

Во-вторых, информационный подход должен лежать в основе научных и практических методов решения проблем национальной безопасности. Работа по анализу огромных объемов разнородной (в форме представления, по достоверности и т. д.) информации, моделированию экономических, экологических, социальных, политических, военных и других процессов в интересах принятия решений по важнейшим вопросам государственного управления. требует использования новых информационных технологий и инструментов.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Информационные ресурсы основа и фундамент для формирования информационных


Ресурс — это запас или источник некоторых средств . Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.

Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы.

Юридическая формула, принятая в Федеральном законе “Об информации, информатизации и защите информации”, гласит:

“Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)”.

Это определение дает юридическое основание для решения проблемы охраны информационных ресурсов.

Вместе с тем, как и многие юридические формулы, данное определение сужает понятие, которое большинством людей воспринимается гораздо шире. При более широком подходе уместно относить к информационным ресурсам все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации, включая, разумеется, и те, о которых сказано в законе.

Информационные ресурсы общества (национальные информационные ресурсы) в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости ресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важнейшее различие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо, израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается, им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений.

Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что они становятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов.

Состав национальных информационных ресурсов

Любая попытка дать некую классификацию информационных ресурсов общества оказывается обреченной на неполный результат.

В основу классификации можно положить:

· отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферы, т.е. того, к чему относится информация);

· форму представления (по виду носителей, степени формализованности, наличию дополнительного описания и пр.).

Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернета можно разделять по их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическая информация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т.д.

Один из подходов к классификации национальных информационных ресурсов представлен на рисунке.

Состав национальных информационных ресурсов

Огромные информационные ресурсы сосредоточены в библиотеках. Пока еще доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

Архивы скрывают материалы (иногда многовековые), связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и часто накапливаются быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Правовую информацию составляют своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды документов — без этого не может жить ни одно государство.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и т.д.

Классификация, отраженная на рисунке, не охватывает всех видов национальных информационных ресурсов и не претендует на полноту. Дело в том, что само это понятие сформировалось не так давно, примерно четверть века назад, в ответ на растущую зависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачи и обработки.

Рынок информационных ресурсов

Обилие информационных ресурсов и возможность их представления в современном (“электронном”) виде привели к появлению развитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг. В настоящее время во многих странах сформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признаки формирования мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов, поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых выступают информационные продукты и услуги. Товарами могут быть:

· информация бытового характера о доступе к “обычным” товарам и услугам, их стоимости;

· информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства, научные статьи и т.д.);

· информационные технологии, компьютерные программы;

· базы данных, информационные системы

и многое другое.

Рынок информационных товаров и услуг в своем развитии прошел несколько стадий. Его активное формирование совпало во времени с появлением первых ЭВМ, т.е. с началом 50-х годов ХХ века. Это совпадение явилось в значительной мере случайным, так как первые ЭВМ еще не создавали информационной инфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привел к созданию первых профессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынок был ориентирован на узкий слой ученых и специалистов.

По-настоящему рынок информационных товаров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и основанных на их использовании телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значение для формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знаний и человеческой деятельности. Процесс этот принял массовый характер в 80-х годах ушедшего века, когда появились первые признаки глобализации данного рынка, начинался международный обмен на нем товарами и услугами. Ведущими странами на рынке информационных товаров и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд стран Западной Европы. Вполне сформировавшийся информационный рынок имеется и в России, хотя по объему предлагаемых услуг он пока уступает аналогичным рынкам экономически высокоразвитых стран.

Как и на всяком рынке, на рынке информационных товаров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели). Поставщики — это, как правило, производители информации или ее собственники. Ими бывают:

· центры, в которых создаются и хранятся базы данных,

· службы связи и телекоммуникации;

· специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажей информации (например, рекламные агентства);

· неспециализированные фирмы, выпускающие “обычные” товары и в качестве дополнительной продукции — информацию о них;

· консалтинговые (консультационные) фирмы;

· частные лица и пр.

Потребители информации — это частные лица, органы власти всех уровней, а также фирмы и предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными, как и без поставки сырья.

Постепенно в российском обществе начинает формироваться понимание простой истины: если информация — товар, то за нее надо платить. В противном случае разрушается сама основа рынка. Например, рынок программного обеспечения в нашей стране мог бы быть гораздо более развитым, если бы не происходило массового “пиратского” копирования программ. По мере совершенствования социально-экономических отношений, законодательства, подобная практика постепенно уходит в прошлое, хотя немало проблем в этой сфере остается.

Информационные услуги — особый вид товара на информационном рынке. Примером информационной услуги является выполняемый многими библиотеками подбор литературы по тематике заказчика. Причем, кроме той литературы, которая есть в библиотеке, ее работники могут выполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения. Информационные услуги возможны при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютерном или некомпьютерном варианте).

Информационные услуги оказывают не только библиотеки. Во многих странах мира (в том числе и в России) существуют специальные институты, которые обрабатывают информацию по многим областям знаний и готовят обзоры, рефераты, краткую информацию для специалистов.

В сфере бизнеса информационные услуги включают в себя предоставление определенной деловой информации, консультации по определенной тематике и т.д. В сфере коммуникаций информационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернета (т.е. организации, осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание). Некоторые формы услуг по обучению и повышению квалификации также вполне можно рассматривать как информационные (например, дистанционное обучение на технической базе телекоммуникационной сети).

Уровень развития сферы информационных услуг в стране во многом определяет степень ее приближенности к информационному обществу (см. “Информационное общество” ќ).

Информационные ресурсы основа и фундамент для формирования информационных


Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах. В соответствии Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы делятся: на государственные и негосударственные.

Классификации национальных информационных ресурсов


В развитых странах огромные информационные ресурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы их представления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводится на цифровую (безбумажную) основу.

Архивы скрывают (иногда многовековые) материалы, связанные с историей и культурой страны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чем их удается обрабатывать.

Во всех развитых странах существуют специализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленные специальные издания, патентные службы и так далее. Информация такого рода часто является дорогостоящим товаром.

Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовой информации – без этого не может жить ни одно государство.

Свои отраслевые информационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной и иной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образования и так далее.


Современные технологии делают возможным исключительно быстрый доступ к богатейшим источникам знания независимо от места их хранения, а также обеспечивают оперативный обмен информацией. Электронная форма представления знания порождает немыслимую раньше мультимедийность, позволяющую совмещать друг с другом тексты, изображения, звукозаписи, фильмы, базы данных, интерактивные сервисы и т.д. Электронные информационные ресурсы существенно расширяют поле деятельности традиционных библиотек. Меняются технология формирования фонда, подхода к его сохранности, формы обслуживания пользователей. Электронная форма документа позволяет охранить информацию наиболее надежно и компактно, распространять ее оперативнее и шире. Изучение потребностей пользователей библиотек показывает, что сегодня они нуждаются и в печатных, и электронных документах, поэтому библиотекам необходимо формировать фонд качественных электронных ресурсов. Это достигается путем приобретения различных электронных изданий, баз данных, электронных библиотек (внешних ресурсов), а также созданием собственных (внутренних) электронных ресурсов. Также многие учебные заведения создают собственные электронные библиотеки для удобства преподавателей и учащихся. Перечень электронных библиотек:
  • Российская Государственная Библиотека
  • Российская государственная библиотека иностранной литературы.
  • Государственная публичная историческая библиотека России
  • Научная библиотека Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
  • Библиотека Конгресса США.
  • Royal Library of Belgium
  • Cambridge University Library
  • Российская национальная библиотека


Архивные документы свидетельствуют и удостоверяют факты, события, права, обязательства, компетенцию, полномочия, подтверждают и доказывают их, содержат информацию о жизнедеятельности не только государственных и общественных институтов, но и отдельных граждан эксклава. Системы делопроизводственных документов эксклава требуют комплексного изучения. Исследовательская практика нуждается в современных моделях исследования архивных информационных ресурсов. В качестве одной из моделей можно предложить перекрестный (компаративистский) анализ номинально-видового и предметно-тематического полей источникового массива. Перечень российских архивов

Научно-техническая информация отображается, главным образом, в печатной продукции: журналах по отраслям знаний, сборниках научных трудов ведущих академий наук, крупнейших университетов, высших учебных заведений. Издается также множество книг, посвященных отдельным научным проблемам - монографий, сборников научных трудов, учебников, учебных пособий.

Поиск нужной информации в океане знаний становится сложным делом, поэтому во всех странах ведутся большие работы не только над получением новых знаний об окружающем мире, но и над тем, как передать полученные знания грядущим поколениям, как хранить, обрабатывать и передавать научно-техническую информацию людям.

Для решения этой задачи в стране созданы Всероссийский институт научно-технической информации (ВИНТИ) при академии наук Российской Федерации, межотраслевые и отраслевые центры научно-технической информации, а также аналогичные территориальные центры. Все эти организации собирают информацию и издают вторичные источники информации, позволяющие пользователям быстрее находить нужные сведения для своей деятельности (реферативные журналы, обзоры информации, бюллетени научно-технической информации по отраслям науки и техники, экспресс-информация и т.п.).


В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин "правовая информация". К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее "автором", то есть от кого она исходит, и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация - это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Государственные органы в ходе своей деятельности создают и накапливают огромные массивы информации. Они являются исключительно ценным источником для производства инновационных продуктов и услуг, а также главным источником образовательной и культурной информации для широкого круга потребителей. Эта информация содержит в себе обширный слой знаний, представляющих собой источник конкурентных преимуществ в информационной экономике. Благодаря размещению общедоступной информации в сети Интернет в форме открытых данных деятельность государственных органов и органов местного самоуправления станет понятнее и доступнее для граждан.

Размещение открытых государственных данных способствует повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что соответствует требованиям общества, движению к реализации в России концепций «открытого правительства» и «электронной демократии». Предоставление сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправлениях в форме открытых данных позволит использовать их при создании различных информационных систем не только государственного уровня, но и общественных, а также информационных систем и интернет-сервисов, разрабатываемых бизнес-сообществом.

Идеология открытых данных поддерживается крупнейшими государствами мира и международными организациями (Open Government Partnership, International Budget Partnership, W3C, Всемирный банк, ОЭСР, Open Knowledge Foundation и т.д.).

Основной целью размещения открытых данных является создание условий для получения максимального международного, политического, социального и экономического эффекта от их использования гражданами России, бизнес-сообществом и другими представителями российского общества.

Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая . Ее отличительная черта - связь с процессами управления коллективами людей. организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения. обмена и потребления материальных благ и услуг. Значительная часть ее связана с общественным производством и может быть названа производственной информацией.


Экономическая информация - совокупность сведений, отражающих социально-экономические процессы и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере. Мы будем понимать информацию, характеризующую производственные отношения в обществе.

Биржевая и финансовая информация - информация о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, инвестициях, ценах. Источниками такой информации являются биржи и обслуживающие их специальные службы биржевой и финансовой информации. Главным фактором, обеспечивающим коммерческую ценность такой информации, являются ее полнота, точность и оперативность.

К ней относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе, о процессах производства, материальных ресурсах, процессах управления производством, финансовых процессах, а также сведения экономического характера, которыми обмениваются между собой различные системы управления.

Конкретизируем понятие экономической информации на примере системы управления промышленным предприятием. В соответствии с общей теорией управления, процесс управления можно представить как взаимодействие двух систем - управляющей и управляемой.

Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями. Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы. Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчетов и принятия решений в изменившихся условиях.

Свойства информации экономической и управленческой информации:

• Достоверность – информация не искажает истинное положение дел;

• Полнота – информации достаточно для понимания и принятия решения.

• Ценность информации – зависит от того, для каких задач данная информация используется;

• Актуальность – информация должна соответствовать постоянно изменяющимся условиям;

• Ясность и понятность – информация должна быть выражена языком, понятным для пользователей информации.

Для экономической информации характерны:

• многократное повторение циклов её получения и преобразования в установленные временные периоды;

• многообразие источников и потребителей;

• значительный удельный вес арифметических и логических операций при её обработке

Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах сосредоточена в нескольких отраслевых системах и секторах информационной сферы. Наиболее крупной из этих систем является создаваемая в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) Единая информационная система недропользования (ЕИСН) в составе:

- всероссийских геологических фондов — Российский федеральный геологический фонд (Росгеофонд), 5 специализированных и 62 территориальных геологических фондов субъектов Российской Федерации;
- Государственного банка цифровой геологической информации (ГБЦГИ) и информации о недропользовании в России;
- банка данных государственного мониторинга геологической среды (ГМГС) — государственный, региональные и территориальные центры ГМГС;
- музейно-библиотечных и коллекционных фондов, фондов эталонов минерального сырья и кернового материала.

Важнейшим информационным ресурсом в области гидрометеорологии является Российский государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды. Здесь, в частности, на машиночитаемых носителях представлены результаты наблюдений за параметрами окружающей среды с начала инструментальных наблюдений (1725 г.).

Информация по другим тематическим направлениям, связанным с природными ресурсами и явлениями (например, экологическая информация), в значительной степени сосредоточена по организациям раз-личных отраслей, органам управления и научным учреждениям, занимающимся исследованиями разного рода природных объектов, явлений, процессов, сбором и анализом данных о них.
Особенностью данных работ являются высокие требования к полноте и точности сведений о природных объектах и процессах, а также высокая трудоемкость и соответственно высокая стоимость сбора этих сведений.

Информация о природных объектах, ресурсах, явлениях и процессах весьма разнообразна и часто трудно сопоставима. Одним из путей преодоления проблемы сопоставимости разнородной информации данного типа является ее пространственная привязка на основе географических информационных систем (ГИС), которые представляют собой специализированные базы данных, интегрирующие картографическую и другие виды информации.
В России работы по созданию ГИС возглавляет Федеральная служба геодезии и картографии России (Роскартография), которая руководит всеми топографогеодезическими и картографическими работами в стране. ГИС разного назначения и территориального охвата создаются в исследовательских институтах Академии наук, отраслевых научно-производственных организациях и учреждениях и российских университетах.

Читайте также: