Высота установки розеток в пищеблоке

Обновлено: 11.05.2024

Тема: Розетки и выключатели в детских учреждениях

наружные розетки и выключатели

Общие правила по установке розеток и выключателей содержатся в ПУЭ и СП31-110-2003.

ПУЭ п. 6.6.30 Штепсельные розетки должны устанавливаться:
.
3. В школах и детских учреждениях (в помещениях для пребывания детей) на высоте 1,8 м.

6.6.31. Выключатели для светильников общего освещения должны устанавливаться на высоте от 0,8 до 1,7 м от пола, а в школах, детских яслях и садах в помещениях для пребывания детей - на высоте 1,8 м от пола.

7.1.49 В зданиях при трехпроводной сети (см. п. 7.1.36) должны устанавливаться штепсельные розетки на ток не менее 10 А с защитным контактом.
Штепсельные розетки, устанавливаемые в квартирах, жилых комнатах общежитий, а также в помещениях для пребывания детей в детских учреждениях (садах, яслях, школах и т.п.), должны иметь защитное устройство, автоматически закрывающее гнезда штепсельной розетки при вынутой вилке.

п. 14.35 В школах и детских дошкольных учреждениях в помещениях для пребывания детей выключатели и розетки должны устанавливаться на высоте 1,8 м от пола.

п. 14.36 В кабинетах и лабораториях школ розетки на столах учеников, а также лабораторные щитки должны быть подключены через аппарат управления, установленный на столе преподавателя. Линии питания розеток следует подключать через разделительный трансформатор или защищать устройством защитного отключения на ток до 30 мА.
В классных помещениях, учебных комнатах, кабинетах и лабораториях для подключения проекционных аппаратов следует устанавливать три розетки: одну у классной доски, другую на противоположной от доски стене помещения и третью на стене, противоположной оконным проемам.

Относительно способа прокладки электропроводки в общеобразовательных учреждениях есть распоряжения:

Московские городские строительные нормы (МГСН) 4.06-03. Общеобразовательные учреждения

9.31. Электроснабжение, электрооборудование, электрическое освещение зданий и наружное освещение территорий общеобразовательных учреждений следует- предусматривать в соответствии с требованиями СНиП 23-05, ПУЭ и настоящего раздела норм.

9.32. Во всех помещениях зданий общеобразовательных учреждений должна предусматриваться скрытая электропроводка. В кухнях, кладовых, туалетных и других подсобных помещениях допускается открытая электропроводка.

Думаю, что в других регионах должны быть аналогичные правила.

СП 31-110-2003
14.3 Внутренние электрические сети должны быть не распространяющими горение и выполняться кабелями и проводами с медными жилами в соответствии с требованиями 2.1 и 7.1 ПУЭ.

ГОСТ Р 53315-2009 КАБЕЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
5. Требования пожарной безопасности
5.2. Кабельные изделия, предназначенные для одиночной прокладки, не должны распространять горение.
5.3. Кабельные изделия, предназначенные для групповой прокладки, не должны распространять горение.

Прокладка кабельных линий открыто (в пластиковых кабельных каналах) допускается, но спуски к выключателям и розеткам должны быть проложены скрыто. У детей ручки шаловливые и крышку короба они отковырять способны на раз. Последствия могут быть печальными.

Высота установки розеток в пищеблоке

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И МОНТАЖ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ

Design and erection of electrical equipment in residential and public buildings

____________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 31-110-2003 с СП 256.1325800.2016 см. по ссылке.
- Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

ОКС 91.140.50
ОКСТУ 3402

Дата введения 2004-01-01

1 РАЗРАБОТАН ОАО Компания "Электромонтаж", ОАО ВНИПИ "Тяжпромэлектропроект", Ассоциацией "Росэлектромонтаж", НИИСФ РААСН, ФГУП "Монтажспецсвязь" и Федеральным государственным унитарным предприятием - Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ФГУП ЦНС) Госстроя России и группой специалистов

2 ВНЕСЕН Управлением технического нормирования, стандартизации и сертификации в строительстве и ЖКХ Госстроя России

3 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 26 октября 2003 г. N 194

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий Свод правил конкретизирует и развивает требования нормативных документов, в том числе серии стандартов ГОСТ Р 50571.1 - ГОСТ Р 50571.18 и новых Правил устройства электроустановок (ПУЭ седьмого издания).

В Своде правил сформулированы основополагающие правила проектирования и монтажа электроустановок вновь строящихся и реконструируемых жилых и общественных зданий в городах, поселках и сельских населенных пунктах.

В Своде правил рассмотрены вопросы, связанные с проектированием:

- искусственного освещения и сформулированы требования к выбору и расположению светильников, к системам и видам освещения;

- схем электрических сетей;

- силовых распределительных сетей, приведены требования к питанию противопожарных устройств, требования к электрическим сетям;

- групповых сетей; приведены требования к групповым сетям, к сетям эвакуационного и аварийного освещения;

- управления освещением, сформулированы требования к управлению рабочим освещением в жилых домах, общественных зданиях, требования к системам управления освещением лифтовых холлов, площадок перед лифтами;

- защиты внутренних электрических сетей напряжением до 1000 В и выбора сечения проводников, приведены требования по выбору сечения проводов и кабелей, по выбору защитных аппаратов и уставок защиты;

- устройства внутренних электрических сетей;

- электрического отопления и горячего водоснабжения, а также учета электроэнергии и изложены требования к установке расчетных счетчиков.

Рассмотрены защитные меры безопасности, приведена классификация помещений по опасности поражения электрическим током, приведены требования к системе защитного отключения, к изоляции токоведущих частей системы электроснабжения.

Сформулированы условия и требования к расчету токов короткого замыкания.

Приведены формулы расчета нагрузок жилых и общественных зданий, приведены необходимые расчетные коэффициенты.

В Своде правил приведены также нормы освещения культурно-зрелищных и лечебно-профилактических учреждений, приведены расчетные формулы для выбора защитных аппаратов в осветительных и силовых сетях.

В приложении А приведены рекомендации по применению устройств защитного отключения в электроустановках жилых зданий.

Свод правил подготовлен ОАО ВНИПИ "Тяжпромэлектропроект" совместно с Ассоциацией "Росэлектромонтаж".

Раздел 4 "Искусственное освещение" разработан НИИСФ РААСН.

Раздел 17 "Основные технические требования к автоматизированным системам учета, контроля и управления (АСУК и У)" разработан ФГУП "Монтажспецсвязь".

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий Свод правил устанавливает правила проектирования и монтажа электроустановок вновь строящихся и реконструируемых жилых и общественных зданий в городах и сельских населенных пунктах.

На проектирование электроустановок уникальных сооружений настоящие правила распространяются в той мере, в какой они не противоречат требованиям соответствующих нормативных документов и Правил устройства электроустановок (ПУЭ).

Настоящие правила не распространяются на проектирование электропривода и электрооборудования специальных электротехнических установок: лифты, подъемники, кинотехнологическое оборудование, вычислительные центры и т.п., а также на проектирование устройств автоматизации санитарно-технических, противопожарных и других технологических установок.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем Своде правил использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 464-79 Заземления для стационарных установок проводной связи, радиорелейных станций, радиотрансляционных узлов проводного вещания и антенн систем коллективного приема телевидения. Нормы сопротивления

ГОСТ 13109-97 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения

ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками. Межгосударственный стандарт (Код IP)

ГОСТ 16617-87* Электроприборы отопительные бытовые. Общие технические условия

ГОСТ 17677-82* Светильники. Общие технические условия

ГОСТ 30206-94 (МЭК 687-92) Статические счетчики ватт-часов активной энергии переменного тока (классы точности 02 S и 05 S)

ГОСТ 30207-94 (МЭК 1036-90) Статические счетчики ватт-часов активной энергии переменного тока (классы точности 1 и 2)

ГОСТ Р 50571.11-96 (МЭК 364-7-701-84) Электроустановки зданий. Часть 7. Требования к специальным электроустановкам. Раздел 701. Ванные и душевые помещения

ГОСТ Р 50571.15-97 (МЭК 364-5-52-93) Электроустановки зданий. Часть 5. Выбор и монтаж электрооборудования. Глава 52. Электропроводки

ГОСТ Р 50807-95 (МЭК 755-83) Устройства защитные, управляемые дифференциальным (остаточным) током. Общие требования и методы испытаний

СНиП 2.08.02-89* Общественные здания и сооружения

На территории Российской Федерации документ не действует. Действует СНиП 31-06-2009, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение

СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений

НАС ГА-86 Дневная маркировка и светоограждения высотных препятствий

На территории Российской Федерации документ не действует. Действует РЭГА РФ-94 "Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов". - Примечание изготовителя базы данных.

НПБ 246-97* Арматура электромонтажная. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний

3 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 При проектировании электроустановок жилых и общественных зданий необходимо руководствоваться требованиями действующих строительных норм и правил, других нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

3.2 Применяемые в электротехнических установках оборудование и материалы должны соответствовать требованиям государственных стандартов, а также технических условий, утвержденных в установленном порядке согласно установленному перечню, и иметь сертификат соответствия и пожарной безопасности согласно установленным перечням.

3.3 Конструкция, исполнение, способ установки, класс изоляции и степень защиты электрооборудования должны соответствовать номинальному напряжению сети и условиям окружающей среды.

3.4 Для хранения и ремонта светильников и электрооборудования в общественных зданиях необходимо предусматривать отдельные помещения (при числе светильников 300 и более) из расчета 10 м на каждые 1000 светильников, но не менее 15 м.

Следует также предусматривать помещение для хранения технических средств для обслуживания светильников, установленных на высоте более 5 м от пола.

3.5 Электропомещения, каналы, ниши, закладные детали для электропроводок, плинтусы и наличники с каналами для электропроводок должны быть предусмотрены в архитектурно-строительных чертежах, проектах и чертежах строительных изделий по заданиям, разработанным проектировщиками электротехнической части проекта.

4 ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Системы и виды освещения

4.1 В помещениях жилых и общественных зданий, как правило, следует применять систему общего освещения.

Систему комбинированного освещения рекомендуется использовать в помещениях общественных зданий, где выполняется зрительная работа разрядов А-В по СНиП 23-05 (например, кабинеты, рабочие комнаты, читальные залы библиотек и архивов и т.п.).

В сопутствующих производственных помещениях общественных зданий, где выполняются работы I-IV разрядов (например, ремонт одежды, часов, телевизоров, радиоаппаратуры и т.д.), следует применять систему комбинированного освещения.

4.2 Освещение безопасности следует устраивать в помещениях диспетчерских, операторских, в залах вычислительных центров, киноаппаратных, узлах связи, электрощитовых, здравпунктах, дежурных пожарных постах, на постах постоянной охраны; в гардеробах с числом мест хранения 300 и более; в главных кассах; в детских комнатах и дебаркадерах магазинов, в торговых залах магазинов самообслуживания; в групповых и игральных-столовых детских дошкольных учреждений; в вестибюлях гостиниц, залах ресторанов, помещениях спасательного фонда гостиниц и турбаз; в операционных блоках, реанимационных, родовых отделениях, перевязочных, манипуляционных, процедурных, приемных отделениях, лабораториях срочного анализа, на постах дежурных медицинских сестер учреждений здравоохранения; в помещениях оперативной части, хранения ящиков выездных бригад, аптечных комнатах станций (отделений) скорой (неотложной) медицинской помощи; в машинных отделениях лифтов, а также в тепловых пунктах и насосных жилых зданий, в помещениях для хранения опасных веществ (кислот, ядохимикатов, дезинфицирующих средств, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, баллонов со сжиженными газами, радиоактивных веществ и т.п.).

В помещениях насосных, тепловых пунктов, бойлерных, станциях пожаротушения в общественных зданиях освещение безопасности предусматривается только при постоянном пребывании дежурного персонала или если электроприемники данных помещений относятся к нагрузкам первой категории по надежности электроснабжения.

4.3 Эвакуационное освещение в общественных зданиях следует устраивать:

в проходных помещениях, коридорах, холлах, фойе и вестибюлях, на лестницах, служащих для эвакуации людей из зданий, где работают или постоянно пребывают одновременно более 50 чел., а также из здравпунктов, лечебно-профилактических учреждений, книго- и архивохранилищ, детских дошкольных учреждений независимо от числа лиц, пребывающих там;

в залах плавательных бассейнов, спортивных и актовых залах;

в помещениях приемных, раздевальных, кухнях и стирально-разборочных помещениях детских дошкольных учреждений и школ-интернатов;

в ожидальных, раздевальных, мыльных, душевых, ванных и парильных бань;

в помещениях электросветолечения, раздевальных, душевых и ванных залах отделений грязелечения и восстановительного лечения в лечебно-профилактических учреждениях;

в помещениях, где одновременно могут находиться более 100 чел. (аудитории, обеденные залы, актовые залы, конференц-залы);

в торговых залах общей площадью 90 м и более и на путях выхода из них, в транспортных тоннелях торговых предприятий;

в помещениях с постоянно работающими в них людьми, если вследствие отключения рабочего освещения и продолжения при этом работы производственного оборудования может возникнуть опасность травматизма (ремонтные мастерские, производственные помещения предприятий общественного питания, прачечных).

На какой высоте лучше установить розетку?

Почему розетки устанавливают на разной высоте? По ПУЭ в детских учреждениях (школы и детсады) розетки запрещается устанавливать на высоте ниже 1,8 м. Но этот запрет касается только помещений , предназначенных для пребывания детей. Поэтому, в пищеблоке, прачечной и других помещениях предназначенных только для обслуживающего персонала розетки могут устанавливаться на высоте от 0,3 м до 1,8 м.

Розетку допускается устанавливать даже на полу, но только специальной конструкции, с защитой от воды и механических повреждений. Но это дорогое удовольствие, поэтому их ставят только в случае крайней необходимости.

Часто такие розетки монтируют в торговых центрах. Часто такие розетки монтируют в торговых центрах.

Прежде всего, высота установки зависит от назначения помещения. В детском саду с точки зрения безопасности розетки должны устанавливаться на высоте 1,8 м. Выше нельзя, т.к. взрослым будет неудобно пользоваться, а ниже запрещено, чтобы не могли достать дети, а также розетки должны быть оборудованы шторками.

Герметичная розетка (IP44) со шторками. Герметичная розетка (IP44) со шторками.

В советские времена в квартирах устанавливали розетки на высоте около метра, т.е. на уровне плеча. При установке на такой высоте есть свои плюсы - ее хорошо видно, не ограничен доступ мебелью (стулья, тумбы и т.п.), можно быстро отключить электроприборы, а минус - не эстетично, вилка со шнуром свисает, все на виду .

В настоящее время розетки по "евростандарту" устанавливают на высоте - 0,3 м. На кухнях часто мебельщики просят поставить розетки на высоте 0,1 - 0,2 м, а то и вообще на пол. Но в данном случае следует помнить о 2 важных моментах. В помещениях, где есть водопроводные краны, розетки не рекомендуется ставить на высоту ниже 0,8 м из-за того, что в них может попасть вода. При установке розетки на пол или плинтус их нужно устанавливать на негорючий подрозетник. Безопасность превыше всего!

Электропроводка в кухне. Как правильно расположить розетки и проложить кабель

Прежде, чем сделать ремонт у себя на кухне, нужно не забыть самое главное – продумать расположение розеток и освещения. Это, казалось бы, несложное действие многие люди откладывают на потом, думая, что после установки кухни, со временем, добавят освещение и розетки в нужных местах. Но этого, конечно же, не будет.

Удивительно, как много людей покупая и устанавливая кухонный гарнитур за сотни тысяч рублей экономят на замене электропроводки. В этой статье я расскажу вам о том, как грамотно продумать расположение розеток и осуществить электромонтаж своими руками или с привлечением профессиональных монтажников.

Проектная часть

Заказывая кухонный гарнитур, вам обязательно подготовят проект, который будет вписываться в реальность вашей кухни. Но не всегда данный проект будет включать в себя информацию о размещении розеточных групп, элементов освещения и управления ими. Это вам придется продумать самим. Причем не просто продумать, а с соблюдением всех норм и правил. Конечно, вы можете не ориентироваться на ПУЭ и другие нормативные документы, это же ваша кухня. Но я бы вам это не рекомендовал.

Другой момент, если вам продумывали проект всей кухни с электрикой, кухонным гарнитуром и чистовой отделкой. Тогда можно расслабиться, пропустить этот этап и передать проект исполнителю работ.

Итак, рассмотрим основные правила по расположению отдельных розеток и групп на кухне с привязкой к электрическим приборам, которые будут к ним подключены.

Холодильник – для подключения этого важного домашнего прибора розетку размещают в цоколе кухонного гарнитура, но не ниже 10 см от чистого пола. Лучше всего располагать розетку сбоку от места, где будет установлен холодильник, а не за ним. Это позволит при необходимости снять юбку цоколя и отключить холодильник от сети, а также не будет мешать придвинуть холодильник максимально к стене.

Варочная поверхность и духовой шкаф – мы привыкли к тому, что духовка и плита – это один прибор, который подключается к одной розетке. Но реалии изменились, теперь это два независимых друг от друга прибора, как физически, так и электрически. Их можно располагать в разных местах кухни и для подключения потребуется две розетки. Электрические характеристики линий и розеток мы рассмотрим в следующей главе, а вот их размещение будет зависеть от длины электрокабеля прибора. Разместить розетки можно как в цоколе (выше 10 см от пола) под прибором, так и в соседнем шкафчике.

Микроволновая печь – этот электрический прибор удобно размещать на уровне груди в шкафчике или на столешнице. Устанавливать розетку для встроенной микроволновки можно в шкафу выше или ниже. Прибор устанавливаемый на столешнице может подключатся в розеточную группу для дополнительных приборов, или в отдельную розетку, размещаемую сбоку от микроволновки.

Посудомоечная машина – розетку под этот прибор обязательно (!) следует установить справа или слева от прибора в цоколе или соседнем шкафчике. Если расположить её за посудомойкой, то отключить прибор из сети вы не сможете никогда. Только когда демонтируете машину.

Вытяжка, освещение – обычно осветительные приборы и вытяжка подключаются к розеткам в верхней части кухни или отдельным выводам (без установки розетки).

Дополнительные приборы – количество розеток для дополнительных приборов нужно рассчитать исходя из вашей потребности и наличия таких устройств. Размещают их над столешницей, в местах где будут стоять дополнительные бытовые приборы или у рабочих зон, где их будут использовать.

Исходя из вышесказанного, можно условно разделить кухню на три уровня по расположению розеток:

1 уровень – цоколь и нижние шкафы кухонного гарнитура: располагать розетку на высоте 10 см от чистого пола и выше, для того, чтобы при протечке воды или мытье полов вода не попала в розетку. В шкафах со свободным доступом расположить розетку будет удобнее, но не стоит устанавливать её в «мокром» месте – под кухонной раковиной. К розеткам этого уровня подключают основные стационарные электрические приборы: холодильник, стиральную и посудомоечную машину, варочную панель, духовой шкаф и другие.

2 уровень – пространство над столешницей и шкафы на её уровне. К данным розеткам подключают дополнительные приборы и мелкую бытовую технику: чайник, блендер, машину для приготовления кофе, микроволновую печь, кухонный комбайн, тостер и прочие.

3 уровень – верхние шкафы и пространство над кухонным гарнитуром. Здесь будут подключены вытяжка, осветительные приборы и подсветка рабочей зоны, а также декоративное освещение.

Как по правилам нужно ставить розетки и выключатели? Разбираем по порядку

В последние 20-30 лет, ремонт в квартирах и домах обычно делается без каких-либо проектов, "на глаз", а мастера даже не читали правил , по которым следует выполнять работы. Но знать их полезно - в этой статье я расскажу, как по правилам нужно устанавливать в жилой квартире или доме розетки и выключатели и как их выбрать - это полезно знать !

СП 31-110-2003 - питающие кабели

Обратимся к одному из самых популярных документов среди проектировщиков и электриков - сборник правил по проектированию СП 31-110-2003 .

9.2 В муниципальных квартирах жилых домов рекомендуется предусматривать отдельные линии для питания штепсельных розеток жилых комнат, освещения, штепсельных розеток электроприемников кухни и коридора. При наличии розетки в зоне 3 ванной комнаты должна предусматриваться установка УЗО на ток до 30 мА .

Этот пункт, скорее, не про розетки, а про кабели , которыми они подключаются, но он тоже важен. Здесь говорится о том, что:

  • жилые комнаты, коридор и кухня должны питаться от разных кабелей (групповых линий);
  • в ванной все розетки должны подключаться через УЗО (даже при наличии заземления).

Возьмём эти моменты на заметку и пойдём дальше.

Выключатели ванной и чердака

10.15 Выключатели освещения взрыво- и пожароопасных, сырых, влажных и других помещений с тяжелыми условиями среды, как правило, должны устанавливаться в близрасположенных помещениях с нормальной средой.

Отключающие аппараты сети освещения чердака должны быть установлены вне чердака.

В этом пункте речь идёт о выключателях света - для ванных комнат и чердаков их следует выносить за пределы освещаемых помещений: в ванной по причине влажности, а на чердаке из соображений пожарной безопасности. Иначе говоря, в ванных и на чердаках выключатели света не ставятся - только за их пределами .

Так сколько розеток нужно ставить?

Теперь рассмотрим самый "больной" вопрос - сколько розеток нужно ставить на кухне и в комнатах. Цитата:

14.27 В жилых комнатах квартир и общежитий должно быть установлено не менее одной розетки на ток 10 (16) А на каждые полные и неполные 4 м периметра комнаты, в коридорах квартир - не менее одной розетки на каждые полные и неполные 10 м.
В кухнях квартир следует предусматривать не менее четырех розеток на ток 10 (16) А.

Технология тут такая. Померьте периметр каждой комнаты. Если, например, он равен 30 метров, в это комнате нужно поставить не меньше, чем 8 розеток, причём распределить их нужно будет так, чтобы на каждые 4 метра стены стояла хотя бы одна розетка .

Это не случайное требование - тут идёт увязка с длиной шнуров у бытовых приборов. Если соблюсти это требование, вам ни при каких условиях не понадобятся удлинители - всех шнуров хватит до стационарных розеток.

В кухнях всё понятно - нужно не меньше 4 розеток , причём если на кухне у вас есть стиральная и посудомоечная машина, а также вытяжка и поджиг электроплиты, нужно к этим 4 розеткам прибавлять по одной розетке на каждый перечисленный прибор.

Конечно, это минимальные требования - если вы поставите розеток "с запасом" вас никто не упрекнёт, а комфорта станет только больше.

Как высоко ставить розетки и выключатели?

Сразу уточню - высота установки розеток и выключателей не нормируется , а только рекомендуется . Ставьте как вам удобно, но для информации полезно знать и о нормативах. Итак:

14.33 Выключатели в квартирах и общежитиях рекомендуется устанавливать со стороны дверной ручки на высоте до 1 м . Разрешается установка выключателей под потолком, управляемых с помощью шнура.
14.35
Высота установки осветительных и силовых розеток в других общественных зданиях и помещениях выбирается удобной для присоединения к ним электрических приборов в зависимости от назначения помещений и оформления интерьеров, но, как правило, не выше чем на 1 м от пола.

Тут все просто - и розетки и выключатели нужно ставить не выше чем на метр от пола. Для аккуратистов можно установить все электроустановочные изделия на одной линии - метр от пола, а как правило , выключатели ставят на высоте метр от пола, а розетки - либо над уровнем стола (на кухне и у рабочего стола), либо над плинтусом.

Вывод

Теперь вы знаете , что жёстких требований к розеткам и выключателям в правилах нет. Вы вольны выбирать их расположение как вам удобно, единственный совет - ставьте больше розеток , они вам однозначно пригодятся. Спасибо за чтение и за лайк!

ПУЭ 7. Правила устройства электроустановок. Издание 7

Глава 6.6. Осветительные приборы и электроустановочные устройства

Электроустановочные устройства

6.6.21. Требования, приведенные в пп. 6.6.22-6.6.31, распространяются на устройства (выключатели, переключатели и штепсельные розетки) для номинального тока до 16 А и напряжения до 250 В, а также на штепсельные соединения с защитным контактом для номинального тока до 63 А и напряжения до 380 В. ¶

6.6.22. Устройства, устанавливаемые скрыто, должны быть заключены в коробки, специальные кожухи или размещаться в отверстиях железобетонных панелей, образованных при изготовлении панелей на заводах стройиндустрии. Применение горючих материалов для изготовления крышек, закрывающих отверстия в панелях, не допускается. ¶

6.6.23. Штепсельные розетки, устанавливаемые в запираемых складских помещениях, содержащих горючие материалы или материалы в горючей упаковке, должны иметь степень защиты в соответствии с требованиями гл. 7.4. ¶

6.6.24. Штепсельные розетки для переносных электроприемников с частями, подлежащими защитному заземлению, должны быть снабжены защитным контактом для присоединения РЕ проводника. При этом конструкция розетки должна исключать возможность использования токоведуших контактов в качестве контактов, предназначенных для защитного заземления. ¶

Соединение между заземляющими контактами вилки и розетки должно устанавливаться до того, как войдут в соприкосновение токоведущие контакты; порядок отключения должен быть обратным. Заземляющие контакты штепсельных розеток и вилок должны быть электрически соединены с их корпусами, если они выполнены из токопроводящих материалов. ¶

6.6.25. Вилки штепсельных соединителей должны быть выполнены таким образом, чтобы их нельзя было включать в розетки сети с более высоким номинальным напряжением, чем номинальное напряжение вилки. Конструкция розеток и вилок не должна допускать включения в розетку только одного полюса двухполюсной вилки, а также одного или двух полюсов трехполюсной вилки. ¶

6.6.26. Конструкция вилок штепсельных соединителей должна исключать натяжение или излом присоединяемых к ним проводов в местах присоединения. ¶

6.6.27. Выключатели и переключатели переносных электроприемников должны, как правило, устанавливаться на самих электроприемниках или в электропроводке, проложенной неподвижно. На подвижных проводах допускается устанавливать выключатели только специальной конструкции, предназначенные для этой цели. ¶

6.6.28. В трех- или двухпроводных однофазных линиях сетей с заземленной нейтралью могут использоваться однополюсные выключатели, которые должны устанавливаться в цепи фазного провода, или двухполюсные, при этом должна исключаться возможность отключения одного нулевого рабочего проводника без отключения фазного. ¶

6.6.29. В трех- или двухпроводных групповых линиях сетей с изолированной нейтралью или без изолированной нейтрали при напряжении выше 50 В, а также в трех- или двухпроводных двухфазных групповых линиях в сети 220/127 В с заземленной нейтралью в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных должны устанавливаться двухполюсные выключатели. ¶

6.6.30. Штепсельные розетки должны устанавливаться: ¶

2. В административно-конторских, лабораторных, жилых и других помещениях на высоте, удобной для присоединения к ним электрических приборов, в зависимости от назначения помещений и оформления интерьера, но не выше 1 м. Допускается установка штепсельных розеток в (на) специально приспособленных для этого плинтусах, выполненных из негорючих материалов. ¶

3. В школах и детских учреждениях (в помещениях для пребывания детей) нa высоте 1,8 м. ¶

6.6.31. Выключатели для светильников общего освещения должны устанавливаться на высоте от 0,8 до 1,7 м от пола, а в школах, детских яслях и садах в помещениях для пребывания детей — на высоте 1,8 м от пола. Допускается установка выключателей под потолком с управлением при помощи шнура. ¶

Электрооборудование школ в вопросах и ответах

По всей стране идёт масштабная программа капитального ремонта и нового строительства общеобразовательных учреждений. Например, в Нижегородской области в ближайшую пятилетку будет возведено 101 учебное заведение, в Подмосковье планируют построить 200 и реконструировать более 112 школ. У специалистов, впервые привлекаемых к проектированию электрооборудования данных объектов, возникает множество вопросов. Ответы на самые распространённые из них дают эксперты:

  • Владимир Закускин, советник генерального директора Группы компаний IEK, одного из крупнейших производителей и поставщиков электротехники и светотехники;
  • Максим Карелин, технический специалист ООО «ЗОМФИ»;
  • Олег Печенев, региональный представитель ГК IEK (г. Тюмень);
  • Роман Сазонов, главный инженер ООО «Энергосервис» (г. Иркутск);
  • Алексей Щукин, генеральный директор инжиниринговой компании «Регион» (г. Санкт-Петербург).

Основные регламентирующие акты в действующих редакциях:

— СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий»;

— СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования»;

— СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

— СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95»;

— ГОСТ 31565-2012 «Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности»;

— ГОСТ Р 50030.2-2010 (МЭК 60947-2:2006) «Аппаратура распределения и управления низковольтная.
Часть 2. Автоматические выключатели».

Какие требования необходимо выполнять при устройстве электросетей, чтобы обеспечить электробезопасность школьников?

Роман Сазонов (Р.С.): В общеобразовательных организациях применяются как меры, общие практически для всех электроустановок общественных зданий (защитное заземление, недоступность для прикосновения токоведущих частей и др.), так и характерные только для детских образовательных учреждений. К специфическим требованиям можно отнести расположение розеток и выключателей на высоте 1,8 метра, применение разделительных трансформаторов, сверхнизкого напряжения либо дифференциальной защиты для оборудования, на котором занимаются школьники. Конструкция штепсельных розеток должна предусматривать защитные устройства, автоматически закрывающие гнёзда при вынутой вилке (шторки).

Разумеется, проект электрических сетей школы обязан не только соответствовать нормам безопасности, но и отвечать потребностям современного образовательного процесса: включать в себя организацию информационных сетей и точек подключения медиаоборудования (интерактивных школьных досок, проекторов, ноутбуков). Соответствующие требования заказчика должны быть отражены в техническом задании.

Какие устройства предотвращают возникновение чрезвычайных ситуаций в учебных заведениях и требуют бесперебойного электроснабжения?

Алексей Щукин (А.Щ.): Полные требования к оснащению школ системами электросвязи приведены в таблице 1 СП 134.13330.2012. В обязательном порядке в общеобразовательных организациях устанавливаются системы дымоудаления 1 , пожаротушения 2 и предупреждения загазованности, охранная и пожарная сигнализация. Они относятся к потребителям первой категории. Согласно ПУЭ 3 , необходимо обеспечить бесперебойное электроснабжение данного оборудования с возможностью автоматического переключения на резервные источники питания в случае отключения электроэнергии.

Владимир Закускин (В.З.): Кроме того, согласно п. 6.1.23 ПУЭ, школы необходимо оснащать аварийным освещением, задача которого — способствовать своевременной эвакуации людей в случае возникновения пожара и других нештатных ситуаций. Можно обеспечить автономное питание соответствующих осветительных приборов от дизель-генератора, но чаще применяется простой и менее затратный путь — установка светильников со встроенной батареей. Так, в ряде моделей серии ДПА эвакуационное освещение продолжительностью до четырёх часов обеспечивает никель-металлгидридный (NiMH) аккумулятор, защищённый от глубокого разряда и перезарядки.

Есть ли специфические требования к модульному электрооборудованию, устанавливаемому в школе?

Олег Печенев (О.П.): Согласно ПУЭ, аппараты защиты для школ выбираются так же, как для любого административного здания. Однако нередко проектировщики делают больший акцент на безопасность, например устанавливая автоматические выключатели с повышенной до 6 кА отключающей способностью на все отходящие линии.

Можно отметить тренд на усиление мер активной защиты школьников от электротравм, отразившийся в повсеместном использовании устройств дифференциального тока — полтора десятилетия назад их было минимальное количество, а в зданиях старой постройки они отсутствовали вовсе. Но с 2002 года, согласно седьмому изданию ПУЭ, данные аппараты стали обязательными. Так, проектом строительства школы на 1100 учебных мест в микрорайоне Ямальский-2 города Тюмени предусмотрена установка более 160 единиц АВДТ 32-2Р 30 мА. Они отвечают за пожаробезопасность всех помещений, включая столовые, мастерские, классы физики, химии и информатики, укомплектованные значительным числом розеток, к которым подключается различное оборудование.

Залогом высокой надёжности и точности функционирования модульного оборудования в детских учреждениях становится строгий контроль качества на всех этапах производства. Но мы в ГК IEK идём дальше, постоянно внося конструктивные изменения в аппараты защиты, в том числе с целью увеличения их срока службы, снижения энергозатрат и повышения удобства эксплуатации. Например, наличие индикации в дифференциальных выключателях позволяет определить, что именно стало причиной срабатывания автомата — сверхток или ток утечки. А это в свою очередь даёт возможность вовремя принять необходимые меры безопасности.

Какие требования предъявляются к осветительным приборам?

А.Щ.: Чтобы обеспечить эффективный учебный процесс и сохранить здоровье детей и подростков, освещённость в классах (на поверхностях учебных столов) должна составлять не меньше 400 лк, а у доски — 500 лк. Рекомендуемый уровень дискомфорта от искусственного света — менее 15 %, а коэффициент пульсаций светильников — менее 10 %. Цветопередача в учебных помещениях нормируется на уровне 80 единиц, для школьных коридоров — не ниже 40 единиц.

Применять исключительно искусственные источники можно в кладовых, душевых и подсобных помещениях для хранения инвентаря.

Во всех учебных комнатах следует организовать достаточное естественное освещение. Оно должно быть боковым и левосторонним. Двустороннее освещение допускается в помещениях глубиной свыше шести метров. Для равномерного распределения света необходимо предусмотреть в проекте электроснабжения правостороннюю подсветку на высоте 2,2 м. Коэффициент естественного освещения таких мест должен быть равен 1,5 %.

В качестве основных источников света в образовательных учреждениях рекомендуется использование трубчатых и компактных люминесцентных ламп, ламп накаливания. Если производителем осветительных устройств пройдена сертификация под нормативные спектральные биологические требования, то допускается применение светодиодов с удалённым люминофором или комбинированным удалённым фотолюминесцентным конвертером.

Как регламентируется энергоэффективность освещения?

Максим Карелин (М.К.): Во-первых, СП 251.1325800.2016 вводит ограничения на предельную установленную мощность осветительных устройств в помещениях школы, указанные в таблице 8.1. Во-вторых, приложение Д предлагает снижать потребление электроэнергии при помощи датчиков движения, учитывающих уровень естественного света.

На практике некоторые общеобразовательные организации перевыполняют требования нормативов, используя интеллектуальные системы управления освещением, позволяющие экономить электроэнергию и обеспечивать комфортный уровень яркости в классах. Так, в 2017 году при строительстве Хорошёвской гимназии в Москве во всех помещениях с окнами было установлено 558 бесшумных радиоуправляемых приводов Sonesse производства французской компании Somfy. Данные устройства на основании показаний датчиков автоматически меняют положение рулонных штор, создавая в классах оптимальные световые условия: при ярком солнце система отключает искусственное освещение и, не затемняя комнату, предотвращает появление бликов. В пасмурную погоду, наоборот, максимально открывает шторы и включает столько светильников, сколько необходимо, что также обеспечивает экономию электричества.

При проектировании таких автоматизированных систем следует учитывать требование нормативов: не использовать искусственный и естественный свет одновременно в классах, предназначенных для занятий детей до 12 лет.

Есть ли какие-то изменения в нормативах, которые следует учитывать при проектировании систем электроснабжения в образовательных учреждениях?

Р.С.: За последние пять — десять лет произошли лишь незначительные корректировки нормативно-технической документации, регламентирующей проектирование электроустановок школ. Например, разработан и рекомендован к применению кабель с низкой токсичностью продуктов горения (LTx).

Электрификация современной школы может не только в полной мере отвечать всем государственным стандартам и санитарным нормам, но и опережать их — если на стадии планирования будут заложены прогрессивные технические решения и более высокие параметры оборудования. Следует учитывать, что безопасность детей в значительной степени зависит и от высокопрофессионального выполнения монтажных работ, а также от дальнейшего соблюдения правил эксплуатации инженерных сетей.

1 Согласно СП 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности».
2 Согласно СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».
3 ПУЭ – правила устройства электроустановок, 6-е и 7-е издания.

Читайте также: