Греются провода контактной группы

Обновлено: 04.05.2024

Почему греются контакты и к каким последствиям это приводит?

Электрические контакты, вне зависимости от их вида всегда являются слабым звеном любой электроцепи. С чем связан нагрев контактов под воздействием электрической энергии, и к каким последствиям он может привести, мы подробно рассмотрим в сегодняшней статье. В ней помимо описания физики процесса будет приведено много полезной информации, которая может пригодиться домашнему мастеру.

Определение и классификация контактов

В данном контексте контакт следует трактовать в качестве соединения проводников переменного или постоянного тока. Электросистемы объединяют в себе линии передач, множество машин, аппаратов и другого оборудования, для соединения которых применяются контакты или контактные группы. От их надежности напрямую зависит работа, как отдельных участков электрической цепи, так и всего электрохозяйства.

В зависимости от конструктивных особенностей электроконтакты принято классифицировать на следующие виды:

  • Подвижные. В их число входят коммутируемые, то есть производящие замыкание, размыкание или переключение электроцепи, например, контакты пускателя, реле (см. а на рис.1), выключателя и т.д. К данному виду также относятся скользящие контакты, в качестве примера можно привести автотрансформатор (см. b на рис.1), коллекторные машины, потенциометры и т.д.
  • Неподвижные, к таковым относятся неразъемное и разъемное соединения. В качестве примера первых можно привести сварку, пайку (см. с на рис. 1) или клепку проводников, то есть данный вид рассчитан на долгосрочную коммутацию в электрическом аппарате. Ко вторым относятся винтовые, болтовые (см. d на рис.1) соединения, а также подпружиненные зажимы. Разъемные соединения, в отличие от неразъемных, допускают возможность перекоммутации.

Специфика электрического контакта

При соединении проводников или площадок контактной группы никогда не происходит полного электрического соприкосновения. Это связано с тем, что физически невозможно создать идеально гладкую поверхность, она всегда будет иметь шероховатости. Следовательно, контакт происходит на небольших площадях.

Поверхность медного контакта

Поверхность медного контакта, увеличенная электронным микроскопом

Когда происходит сближение поверхностей соприкосновения, в первую очередь контакт образуется между выступающими вершинами. Они впоследствии деформируются под воздействием физического давления и преобразуются в контактные поверхности небольшой площади. Это приводит к тому, что в коммутируемой электроцепи образуются переходные сопротивления (принятое обозначение Rк).

Помимо этого на поверхности проводников образовывается оксидная пленка (это особенно характерно для алюминиевых контактов), которая увеличивает сопротивление контакта. Как правило, пленки не большой толщины не оказывают влияние на контактное сопротивление, поскольку физическое усилие, приложенное к соединяемым поверхностям, разрушает пленку. Так же возможен ее пробой (фриттинг) под воздействием электрического тока.

Толстая оксидная пленка может не разрушиться от физического усилия или приложенного напряжения, что приведет к увеличению переходного сопротивления. Именно поэтому необходима чистка контактных поверхностей.

Таким образом, можем резюмировать, что изготавливая контактирующие проводники из мягких металлов, неподверженных сильному окислению, при определенном физическом давлении на них можно добиться минимального переходного сопротивления.

Чем грозит плохое соединение?

При плохом контакте увеличивается переходное сопротивление, что приводит к нагреву проводников в месте соединения. Физику данного процесса можно описать законом Джоуля-Ленца, формула которого имеет следующий вид: Q = I 2 Rкt , где Q – уровень выделяемого тепла (Дж), I – ток нагрузки, протекающий через соединение (А), Rк – сопротивление проводящего элемента (Ом), t – время, в течение которого будет протекать ток (с).

При удовлетворительном качестве контакта температура нагрева является вполне определенной, допустимой величиной, влияющей как на выбор сечения проводников, так и номинальных параметров защитных устройств. Например, для охлаждения сильноточных контактов практикуется увеличение их площади, что препятствует электрическому износу.

Если происходит нарушение контактного нажатия (ослабление соединения), то происходит резкое увеличение сопротивления, что вызывает повышенный нагрев контакта. Это приводит к тепловому расширению проводника и контактной площадки и дальнейшему ослабеванию соединения. В результате сопротивление проводника в контактных соединениях начинает повышаться до бесконечности, образуются токи плавления вызывающие отгорание или сваривание контактных пар. Процесс нагрева и сваривания может сопровождаться образованием электрической дуги или искрения, что может привести к возникновению пожара.

Пример плохого контакта

Пример плохого контакта

Что может стать причиной плохого соединения?

Приведем в качестве примера типовые причины, которые могут вызвать переходные процессы в неподвижных и подвижных контактах:

  • Нарушение правил соединения проводов.
  • Ослабления контактов.
  • Воздействие ударных токов КЗ.
  • Неудовлетворительное качество установочных изделий.
  • Игнорирование норм и требований к подключению.

Предлагаем подробно рассмотреть каждый из перечисленных пунктов.

Нарушение правил соединения проводов

Это классическая причина, распространенная при монтаже бытовой проводки. Характерный пример соединение проводов «холодной» скруткой. В таких случаях велика вероятность окисления контактных соединений, и как следствие: увеличение сопротивления, падение напряжения на контактах, нагрев вплоть до температуры плавления проводов, короткое замыкание и т.д.

Холодная скрутка проводов недопустима

Холодная скрутка проводов недопустима

Напомним, ПУЭ допускает следующие виды соединений проводов, а именно: опрессовка, сварка, пайка и сжим (болтовой, винтовой, пружинный и т.д.). В Правилах «холодная» скрутка даже не рассматривается, в качестве способа соединения проводов, кто не верит, может ознакомиться с пунктом 2.1.21 ПУЭ 7-го издания.

Ослабления контактов

Как бы надежен не был винтовой или болтовой зажим, но в процессе эксплуатации он ослабевает. Причем у алюминиевых контактов этот процесс происходит значительно быстрее, чем у медных. Почему так происходит было подробно описано в статье, посвященной использованию в электропроводке кабелей с алюминиевыми жилами.

Чтобы не допустить разрушения контактов вследствие их ослабления, следует регулярно подтягивать их. Например, подтяжку медных проводов, подключенных к автоматическим выключателям в электрощитах, рекомендуется делать не реже, чем в 5-6 лет. Для выключателей и розеток можно выбрать такой же временной интервал.

Чтобы не утруждать себя процедурой подтяжки соединений, можно использовать безвинтовые (подпружиненные) контактные группы, например, клеммники Wago.

Клеммники Wago

Клеммники Wago

Неудовлетворительное качество установочных изделий

Приобретая недорогие электротехнические изделия, изготовленные в Поднебесной, нужно быть готовым к тому, что качество розеток, выключателей, а также другого оборудования, окажется недостаточного уровня. Пора привыкнуть платить за качественный товар соответствующую цену. Нередко бывает, когда под видом брендовой продукции недобропорядочные продавцы пытаются «подсунуть» откровенный контрафакт. Чтобы не быть обманутым, рекомендуем проверять сертификат качества.

Воздействие ударных токов КЗ

Помимо допустимых (номинальных) токов, протекающих через соединение, возможен импульсный нагрев контакта, при аварийном режиме работы электросети. Под таковым подразумевается КЗ, приводящее к нагреву сильноточных соединений под воздействием импульсных ударных токов. Их величина существенно превышает рабочие токи, что приводит к резкому повышению температуры контакта. Учитывая случайную природу этого явления, устанавливается специальная защита от прохождения ударного тока.

Игнорирование норм и требований к подключению

В большинстве случаев это происходит вследствие отсутствия опыта и профессиональных знаний. Перечислим основные моменты, позволяющие избежать типовых ошибок:

Греются провода от контактной группы

Заменил контактную группу (КГ) т.к. один из контактов оплавил место своего прилегания и в положении "стартер" последний не всегда включался. Нижнюю крышку кожуха пока не стал закрывать, и заметил, что после 20-30 мин. езды колодка с проводами, одеваемая наКГ грееется. Размотал изоленту на пучке проводов, провода действительно греются, один из них даже немного обжигает.
Снял колодку, почистил/поджал контакты, но провода все равно греются. Стартер не всегда включается. Соединял контакты стартера напрямую между собой, искрят слегка но стартер не включается. Посидишь, подрочишь ключем, заведется. Все это происходит безсистемно и может произойти в любом месте и времени: на стоянке, на АЗС. . А может этот трабл вообще исчезнуть на 3-4 дня. Иногда на работающем двигателе поворачивал ключ на стартер, иногда он стрекотал, иногда был беззвучен. Но провода все равно греются в районе колодки. Сама КГ не греется.
Почему греется колодка (провода) и что может быть причиной НЕ вкл. стартера.

греются провода,которые выходят из контактной группы (из замка зажигания)

греются провода,которые выходят из контактной группы (из замка зажигания)

греются провода,которые выходят из контактной группы (из замка зажигания).ездил к электрику он заизолировал и сказал,что если опять будет грется,то нужно менять контактную группу.Я поменял контактную группу,но ничего не изменилось (греется так же и проводка оплавилась опять) ЧТО ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ. МОЖЕТ СТОИТ ЗАМЕНИТЬ ПРОВОДКУ.

греются провода,которые выходят из контактной группы (из замка зажигания)

для начала сделай хороший контакт по схеме и смаж и проверь тестером напругу.посмотри предохранители,все ли стоят по номиналу

Автор темы

греются провода,которые выходят из контактной группы (из замка зажигания)

предохранители все стоят по номиналу.А кроме плохого контакта больше причин не может быть.

греются провода,которые выходят из контактной группы (из замка зажигания)

Было тоже самое. Грелись провода, влоть до оплавления изоляции в некоторых местах на проводах.
При вскрытии оказалось, что места соединения проводов с контактной группой имеет окислы и не плотные соединения.
Было сделано следующее : куплены разъемы "мамы" соответствующего размера. Отрезаны старые "мамки" зачищены и пролужены концы проводов и к ним прикреплены новые разъемы путем обжатия и пропаивания места соединения провода и мамки.
Теперь температура проводов вообще не ощущается рукой, те они холодные.
Время на все заняло минут 30 с перекуром. Главное запомнить или записать какой провод куда должен подключаться.

греются провода,которые выходят из контактной группы (из замка зажигания)

Провода не просто греются ,а плавяться,поменял "папу"-"маму" было все в порядке,отъездил месяц, а сегодня контактная группа в замке просто оплавилась и рассыпалась.
подскажите где купить новую и на что еще грешить

греются провода,которые выходят из контактной группы (из замка зажигания)

На Экзисте наверняка можно купить. Причину надо искать в соединениях. Возможно, блокировка сигнализации, скрутки и т.п.

греются провода,которые выходят из контактной группы (из замка зажигания)

экзист где.

Barbarian_rus

греются провода,которые выходят из контактной группы (из замка зажигания)

Такая же беда. Греются провода и даже плавится отплётка. Около года назад перестала заводиться, поменял контактную группу замка зажигания, на оригинал. Было небольшое оплавление 1-2 мм. Все зачистил, заизолировал. Вчера случилась та же беда, разобрал и охренел, провода оплавились на 6-7 СМ если не прошлая изоляция коротнуло бы нафиг. Контактная группа внутри тоже оплавилась. Все опять сделал. Просидел в машине 50 минут, со включенным всем, провода потеплели но очень слабо. Беда появляется в морозы. Все стоит по номиналу, только подсветка диодная, но с ней проблем нет поверил несколько раз. Хотелось бы понять причины происходящего, так как следствие мне уже известно?

греются провода,которые выходят из контактной группы (из замка зажигания)

Такая же беда. Греются провода и даже плавится отплётка. Около года назад перестала заводиться, поменял контактную группу замка зажигания, на оригинал. Было небольшое оплавление 1-2 мм. Все зачистил, заизолировал. Вчера случилась та же беда, разобрал и охренел, провода оплавились на 6-7 СМ если не прошлая изоляция коротнуло бы нафиг. Контактная группа внутри тоже оплавилась. Все опять сделал. Просидел в машине 50 минут, со включенным всем, провода потеплели но очень слабо. Беда появляется в морозы. Все стоит по номиналу, только подсветка диодная, но с ней проблем нет поверил несколько раз. Хотелось бы понять причины происходящего, так как следствие мне уже известно?

У меня была такая проблема. Причина была связана с неправильно закоммутированой сигнализацией. Один провод был разомкнут блоком сигнализации при чем провода от сигнализации с проводами от контактной группы были естественно не пропаяны, а просто скручены. Провода родные и от блока сигнализации были из разнородных материалов. В этом и была причина большого сопротивления. Пришлось заменить часть проводки контактной группы. Затем проводку соезенил с помощью специальных соеденительных клемников купленых в магазине электроники. 8)

Исправляем проблему подгорания контактов замка зажигания на Daewoo Nexia (N150)


Ремонт контактной группы замка зажигания на Дэу Нексия
Автомобили Дэу, модели Нексия обладают одной общей «чертой» и слабостью – быстро выгорающая контактная группа замка зажигания. Скорее всего, для общего блага всех любителей этого корейского автомобильного бренда необходимо выяснить, в чем же тут причина и как отремонтировать эту контактную группу?
Для начала стоит прояснить и выявить «симптомы» сгоревшей контактной группы этой модели. Скорее всего, основным «симптомом» является то, что при повороте ключа в замке зажигания, стартер не реагирует. Купить новую контактную группу на замок зажигания Дэу Нексия можно за 600 рублей, однако, замена, скорее всего, не поможет. Спустя некоторое время, замененная деталь начнет нагреваться, а потом также перегорит.
Ясно, что простая замена проблемы не решит, и здесь надо понять суть схемы контактной группы, чтобы выявить причину постоянного выхода из строя. Необходимо снять контактную группу замка зажигания. У модели Нексия контактная группа состоит из 5 контактов:

• «30» — это питание от АКБ.
• «15» — зажигание.
• «15А» — печной вентилятор.
• «50» — стартер
• «Kb» или «Ka» — радио магнитола.
Иногда в продаже встречаются контактные группы на Дэу Нексия, состоящие из 6 контактов (6-й контакт – «R»).
В Контактной группе, при различных положениях ключа, соединяются различные контакты, скорее всего, нет смысла приводить порядок этих соединений, большинство автолюбителей знают об этом достаточно хорошо. Нам важен вопрос, почему она (контактная группа) выгорает…

Ответ логичен и прост: При включенном зажигании, аккумулятор дает сильную нагрузку на зажигание (от контакта 30 на контакт 15), а при запуске стартера, аккумулятор усиливает нагрузку на стартер (с 30-го контакта на 50-й). Как видно из этого, основная нагрузка идет на контакт 30, ток большой мощности перегревает и оплавляет провода этого контакта. Контакт 15А не получает большой нагрузки, так контролирует работу лишь трех первых скоростей печки, а четвертая идет минуя его, через отдельное реле.
Остается решить вопрос о том, что же делать для того, чтобы избежать выгорания контактной группы замка зажигания?
Скорее всего, проблему решит подключение дополнительных реле для общей разгрузки. Установка таких дополнительных реле на группы 30-15 и 30-50 поможет каждому владельцу никогда не вспоминать о существовании проблемы в группе контактов замка зажигания.

Чтобы произвести все профилактические работы, необходимо приобрести заранее:
• Реле стартера от автомобиля ВАЗ-2108, которое подойдет для контакта 30А, еще лучше подойдет реле от ВАЗа-2110, на контакт 50А. Стоит такая деталь около 50 рублей.
• Следующей покупкой станет колодка для реле, которая стоит около 20 рублей.
• Необходимо приобрести и клеммы «мама», в количестве 4 штук, и стоимостью около 4 рублей.
• Пару проводов, длиной около полуметра каждый, разных цветов (желательно, черный и красный), общей стоимостью – 20 рублей.
• Осталось приобрести клемму под винт и моток изоленты, общей стоимостью около 26 рублей.
Итак, приступаем. Первым делом надо извлечь контакты 30 и 15, вместе с клеммами. После перецепить их контакты 30 и 87, соответственно. У самой клеммы контакта 30, вставленной в реле, припаиваем провод, длиной в четверть метра, второй конец этого провода также обжимаем клеммой, после этого вставляем эту клемму в гнездо 30-го контакта. Второй кусок провода той же длины обжимаем с обеих сторон клеммами, один конец присоединяем к гнезду контакта 85, второй в гнездо контакта 15.

Теперь принимаемся за провод черного цвета. Одну сторону провода обжимаем клеммой, присоединяем к контакту 86 реле, второй конец обжимаем клеммой под винт, этот конец должен плотно прицепиться к массе автомобиля. Теперь весь этот жгут проводов необходимо изолировать посредством изоленты.

Реле необходимо убрать под панель, где оно не будет мешать, и одновременно оставаться доступным в любой момент. Разъемы контактной группы крепим к самой контактной группе. Соединение всех реле с использованием разъемов (колодок) гарантирует отсутствие проблем при последующем монтаже и заменах.

Если все сделано правильно, все электричество будет направляться не через контактную группу, а через реле, а это, как и необходимо поможет избежать оплавления и выхода из строя.

Еще один хороший совет: установить два параллельных реле, чтобы снизить нагрузку. Кроме того, обычно рекомендуется тщательно проверить каждый контакт, поджать плоскогубцами все фишки для получения хорошего контакта, и, чтобы реле входили плотно и туго. Кроме того, не надо пугаться того, что реле, при всей его мощности, будет греться плавиться оно не будет, а значит замена и ремонт не потребуются.

Проводка, разгрузка КГЗЗ, головной свет.


Исследовал частую проблему нексии — перегрев контактной группы замка зажигания (КГЗЗ).
Основная нагрузка на её контакты ложится при включении головного света.

Решний предлагают несколько:

— разгрузочное реле на КГЗЗ (реле ставится непосредственно под рулем) Nexia-F.A.Q.

— установка 2-х реле на ближний и дальний свет (оба реле ставят под капотом, силовую линию берут непосредственно от аккумулятора, а старую проводку оставляют только для управление реле. За одно разгружается подрулевой переключатель света и минимизируются потери напряжения на лампах, т.е. у многих должно ярче светить)
Nexia-Club

Я погрузился в схемы и нашел несколько интересных деталей.
Согласно схеме, видно, что никакой нагрузки на замок зажигания быть не может:
(Для наглядности склеил из двух частей)


Оригинальная схема

Здесь вся нагрузка после включения головного света ложится на провод 30, а провод 15 (идущий от проблемного контакта 15 КГЗЗ) якобы вообще не при делах.

Может когда-то проводка и соответствовала схеме, но не сейчас.
После некоторых измерений составил схему того, как у меня на нексии 2011г.в.:


Здесь, как видно, действительно в роли силового задействован провод 15, создающий нагрузку на КГЗЗ.

Есть так-же и еще один вариант проводки, предложенный Ingener73 :


В качестве решения этой проблемы напрашивается привести проводку в соответствие со схемой (как минимум), разгрузив этим контактную группу замка зажигания. Вследствие использования проводов подходящего сечения (я-бы взял 2.5 квадрата), возможно повысится яркость головного света.

Это можно рассматривать, как альтернативу установке всевозможных дополнительных разгрузочных реле, однако не уменьшает нагрузку на подрулевой переключатель. Кроме того, вся работа сводится к перепайке пары проводов в блоке предохранителей.

И еще одно решение разгрузки КГЗЗ "для ленивых" :)
Провод 30 с постоянным плюсом от аккумулятора приходит через предохранитель F19 на "реле 4 скорости печки". И он уже обжат нужной клеммой. Намек, думаю понятен ;)

Таким образом, мы можем просто поменять местами клеммы 30 контактов "реле 4 скорости печки" и "реле включения фар". Плюсы — не нужен паяльник, не режем провода, всегда можно вернуть так, как было. Минусы — теряем предохранитель в цепи 4 скорости печки, и получаем его-же в цепи фар. Но минусы актуальны только тем, кто пользуется 4 скоростью печки (лично я её включал только 1 раз при покупке машины проверить — работает-ли :))

* Пользуясь случаем, измерил напряжение на лампе ближнего света. Получилось 13.4В при заведенном двигателе. На аккумуляторе при этом было 14В. Это без всяких разгрузочных реле…

Греется проводка (Греется плюсовой провод контактной группы замка)

Доброго времени суток
У меня такая проблема,при включении ближнего или дальнего света греется плюсовой провод(30) контактной группы замка зажигания чем самым расплавляет колодку и саму контактную группу.Греется еще и Желто черный провод(если не ошибаюсь, который идет на питание всех потребителей и идет на выключатель габаритов(черно желтый провод там тоже немного греется))
Побывал разобраться сам.
Что сделал:
Проверил сопротивление на фарах - в норме
Проверил номинал предохранителей - все по номиналам, ток на всех предохранителях в пределах нормы(заметил что по плавлен предохранитель на левый ближний свет)
Поставил доп реле на ближний и дальний свет (этим самым исключил плавление контактной группы, надоело мне ее покупать и менять)

После последнего действия нагрев теперь происходит на плюсовом проводе идущим на реле(само реле тоже греется)

Может кто сталкивался с такой проблемой, подскажите где это КЗ сидит, или хотя бы подскажите где в первую очередь его искать
Может я что то упустил и что то не сделал или не так сделал.
Еще к сведению (может как то связано, греется сильно реле бензонасоса, и толстый провод и греется толстый провод который подходит к блоку предохранителей напротив 1ого предохранителя. "P"обозначается на распиновке)
Я с заграничными схемами плохо дружу, я учился на советских схемах, в этих как то плохо разбираюсь

нагревается провод замка зажигания

Ребята, помогите разобраться.
Проблема в следующем: сначала полетела КГЗЗ. ее заменил на новую и стал нагреваться красный провод.Купил еще одну КГЗЗ та же проблема.
Всё это после того, как вставляю ключ в замок, а при повороте ключа обмотка провода плавится.

Женёк 46
просто заглянул

alex52rus написал(а):

Ребята, помогите разобраться.
Проблема в следующем: сначала полетела КГЗЗ. ее заменил на новую и стал нагреваться красный провод.Купил еще одну КГЗЗ та же проблема.
Всё это после того, как вставляю ключ в замок, а при повороте ключа обмотка провода плавится.


греется весь провод,или от замка только?

Поплачь о нём пока он живой(с)

alex52rus
Участник

на расстоянии сантиметров 30 от замка зажигания на этом проводе есть контакт (папа-мама). вот после него не греется.
получается греется только от замка зажигания.

Женёк 46
просто заглянул

alex52rus написал(а):

на расстоянии сантиметров 30 от замка зажигания на этом проводе есть контакт (папа-мама). вот после него не греется.
получается греется только от замка зажигания.


в фишке контактной группы почисти и подожми соотв.контакт

Поплачь о нём пока он живой(с)

alex52rus
Участник

завтра сразу с этого начну.
спасибо за совет
а не может где-нибудь в замке на массу бить ? ведь провод начинает плавиться только тогда, когда вставляю ключ.

Женёк 46
просто заглянул

Поплачь о нём пока он живой(с)

Оракул

alex52rus написал(а):

завтра сразу с этого начну.
спасибо за совет
а не может где-нибудь в замке на массу бить ? ведь провод начинает плавиться только тогда, когда вставляю ключ.


На КГЗЗ нет массы. Так что коротить может только через перетертую изоляцию и прочие повреждения на корпус машины.
После "вставления" ключа замыкается контакт "S" (коричневый провод с красной полосой). Но там сечение всего 0,5 мм2. Он вперед сгорит.
Смотри разъемы на том проводе, который греется. Скорее всего дело в их заделке.

Основные признаки неисправности контактной группы замка зажигания

Почему греется контактная группа замка зажигания

Для начала нужно снять контактную группу. На контактной группе можно увидеть цифры (см. фото):

контактная группа замка нексия

Как Вы видите, что на кг замка зажигания всего 5 контактов:

Поворачивая ключ Мы замыкаем следующие контакты:

Почему контактная группа выгорает так быстро, надеюсь, вопросов больше не возникнет. Через эту штуковину (см.фото ниже) проходят все потребители автомобиля в этом вся и проблема, чтобы решить её нужно разгрузить токи посредством реле.

контактная группа замка зажигания нексия внутренности

Разгрузить контактную группу замка зажигания на нексия

Для разгрузки с помощью реле необходимо заранее закупиться нужными материалами, а именно нам понадобятся:

Красным помещены клеммы на контактной группе которые необходимо разгрузить:

разгрузка контактной группы

Далее схематично изображено реле:

ДО разгрузки схема подключения и работы контактной группы на нексии:

Схема подключения разгрузки кг нексия

Подключите реле к контактной группе как указанно на схема. Схема разгрузки контактной группы через реле:


Головные боли насчёт контактной группы у вас уйдут так как теперь вся нагрузка проходит не через жалкие контактны, а через разгрузочное реле.

Кстати, чуть не забыл, если при обнаружения оплавления контактной группы, то обязательно её поменяйте на новую, поэтому рекомендую ознакомиться с нашей статьёй про кг. (См. Артикул контактной группы замка зажигания на нексии).

ps Поделись публикацией с другом нексияводом, чтобы не забыть, как разгрузить контактную группу на дэу нексия.

Почему греется нулевой провод?

Довольно распространенная проблема старой проводки – нагрев нулевых проводов в распределительном щитке. Если вы столкнулись с такой неприятностью необходимо срочно принимать меры, поскольку обрыв нуля представляет серьезную опасность, особенно в трехфазных цепях электрического тока. Из сегодняшней статьи Вы узнаете, почему греется нулевой провод и как устранить эту проблему.

Наиболее вероятные причины нагрева

На тематических форумах периодически возникают споры относительно причин, вызывающих нагрев жил с нулевым потенциалом при нормальном состоянии фазных проводов бытовой сети. Несмотря многочисленные дискуссии по данному вопросу, существует всего три фактора, способные вызвать рассматриваемое негативное воздействие:

  1. Низкая надежность электрического контакта.
  2. Влияние высших гармоник.
  3. Повышенная нагрузка на ноль.

Предлагаем детально рассмотреть каждую из перечисленных выше причин.

Низкая надежность электрического контакта

Указанная причина наиболее характерна для старых проводок из алюминиевых проводов. Недостатки этого материала неоднократно описывались в других публикациях на нашем сайте, но не будет лишним еще раз кратко перечислить их:

  • Образование оксидной пленки на проводе, что вызывает рост сопротивления контакта.
  • Пластичность материала требует регулярного подтягивания соединений.
  • Перегрев алюминиевого провода повышает его хрупкость.

Учитывая, что внимание чаще уделяется электрическим контактам фазных проводов, про нулевую шину часто забывают. В результате со временем увеличивается сопротивление контакта, он нагревается и рано или поздно отгорает. Ради справедливости следует заметить, что данная проблема может наблюдаться и у медных проводов. Пример плохого контакта с нулевой шиной в квартирном щитке продемонстрирован на фото.

Перегрев нулевых проводов из-за плохого контакта

Перегрев нулевых проводов из-за плохого контакта

Характерно, что приведенная проблема чаще всего проявляется именно в квартирных щитках, а не электроточках. Это объясняется тем, что на контактные соединения проводов с нулевой шиной приходится более значительная нагрузка, чем на отдельную розетку.

Влияние высших гармоник

С появлением в быту и офисах большого количества электрических приборов, оснащенных импульсными БП возникла проблема с перегревом и, как следствие, разрушением (отгоранием) провода рабочего нуля. Это происходит по причине перегрузки последнего токами высших гармоник. То есть, возникает ситуация, при которой на ноль приходится больший ток, чем на фазные проводники. При этом установка защитных устройств часто производится только на последние.

В старых системах в расчет принималась исключительно линейная нагрузка, в которой присутствует лишь основная гармоника (В Советском Союзе, а впоследствии и на постсоветском пространстве это 50,0 Гц). В соответствии с этим считалось, что нагрузка фазные провода будет всегда выше, чем на рабочий ноль. Из этого следовала невозможность перегрузки нуля больше фазы. Таким образом, защита фаз от перегрева обеспечивала и безопасность нуля.

С появлением большого числа электропотребителей, создающих нелинейные нагрузки, происходит повышение тока, идущего через рабочий ноль. Это может привести к отгоранию последнего в старых энергосистемах. Примеры бытовых электроприборов вызывающих нелинейность:

  • Микроволновые, индукционные, а также дуговые электропечи.
  • Светодиодные и газоразрядные источники света.
  • Все устройства с импульсными БП.
  • Инверторные электрические машины и т.д.

Чтобы не допустить обрыва нуля вследствие влияния высших гармоник, в некоторые нормативные документы были внесены изменения. В качестве примера можно привести ГОСТ 30804.4.30 2013, в котором предписывается при расчетах принимать во внимание гармоники, чей порядок от 40-го и выше. В ГОСТе 50571.5.52 2011 рекомендуется выбирать сечение кабеля в зависимости от самой нагруженной токоведущей жилы, при этом должна учитываться и токовая нагрузка рабочего нуля.

К сожалению, рамки текущей статьи не позволяют более полно раскрыть тему высших гармоник, но мы обязательно к ней вернемся в одной из последующих публикаций на нашем сайте.

Повышенная нагрузка на ноль

Иногда можно услышать, что перегрев провода нуля связан с повышенной нагрузкой из-за подключения соседа к шине РЕ с целью воровства электричества. Такой вариант интересен, но не реализуемый. В одной из наших публикаций, где описывались различные конструкции электросчетчиков, рассматривалась их устойчивость к различным способам воровства электрической энергии. В частности, там разбирался вариант использования земли в качестве рабочего нуля и объяснялось, почему данный способ не работает на современных устройствах энергоучета.

Как уже упоминалось выше, в нулевом рабочем проводе ток может превысить фазный только в случаях проявления высших гармоник. Подключение соседа к нулю (в Вашем щитке) вызовет перегрев данного провода, если в результате таких действий образуется плохой контакт с общей шиной.

Чем опасен перегрев нулевого провода?

Подобная нештатная ситуация почти гарантированно приведет к обрыву нуля. Чем это грозит, неоднократно упоминалось в других публикациях на нашем сайте. Кратко напомним, о чем в них шла речь, начнем с обрыва нуля в трехфазных сетях.

Обрыв нуля в трехфазной сети

Обрыв нуля в трехфазной сети

Если отгорит ноль в системе однофазных нагрузок, то последствия для бытовой техники будут не столь печальные, как случае электрической сети на 3 фазы. Ниже продемонстрированы наиболее вероятные точки обрыва для бытовой сети.

Вероятные места обрыва нуля в квартире

Вероятные места обрыва нуля в квартире

Из рисунка видно, что обрыв возможен на вводных контактных соединениях автомата защиты. Проблемы с электрическим контактом могут образоваться на шине РЕ (особенно, если разводка выполнена алюминиевым кабелем). Последний вариант – обрыв в розетке. При любом из перечисленных вариантов бытовая техника не будет работать.

Казалось бы, ничего страшного, но любой прибор, оставшийся подключенным к сети, приведет к тому, что нейтральном проводе образуется опасный потенциал. В системе заземления TN-C это может создать прямую угрозу для жизни, поскольку на зануленном корпусе появится фазное напряжение. В более современных системах TN-C-S, подобная ситуация приведет к короткому замыканию и срабатыванию АВ.

Как не допустить критического нагрева нуля?

Поскольку в масштабах квартиры влияние высших гармоник незначительно, то сразу перейдем к проблеме плохих электрических контактов. Если Вы обнаружили в квартирном щитке проблемное место, где греется электрическое соединение, то в первую очередь отключите вводный автомат и убедитесь, что после этого ток не течет. Проверку лучше выполнить, комбинируя пробник напряжения и мультиметр, включенный в режим измерения переменного тока.

Убедившись в отключении питания, ослабьте проблемный контакт (как правило, это винтовой зажим), чтобы извлечь из него провод. Произведите его зачистку, а также зажима. Если разводка щитка выполнена многожильным медным проводом, то его концы необходимо залудить или обжать. После этого можно собрать контакт. Следует учитывать, что «пережатие» провода винтовым соединением также нежелательно, как и слабый зажим.

Прямой контакт меди и алюминия недопустим, поскольку эти материалы образуют гальваническую пару, в результате электрическое сопротивление такого соединения довольно быстро возрастет.

Если монтаж выполнен при помощи тонких проводов, то желательно произвести их замену. Как правильно подобрать сечение в зависимости от тока нагрузки, рассказано на нашем сайте.

Защита от перекоса фаз

Реле напряжения

Реле напряжения

Это устройство обеспечит защиту, как от падения напряжения, так и его чрезмерного увеличения. В качестве альтернативного решения можно предложить установку стабилизатора на всю квартиру. Несмотря на более высокую стоимость преимущества очевидны – «проседание» или перенапряжение не будет вызывать отключение подачи электроэнергии.

Читайте также: