Желтые листья весело мелькают мимо стен домов на узкой улице синтаксический разбор

Обновлено: 13.05.2024

Синтаксический разбор предложения

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

Пример синтаксического разбора простого предложения

простое предложение


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

сложное предложение


Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
  3. простое - какой формой глагола;
  4. составное глагольное - из чего оно состоит;
  5. составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Желтые листья весело мелькают мимо стен домов на узкой улице синтаксический разбор

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

(В)туман.. круж..т..ся ж..лтые лист..я (4) . Я поднимаю (из)к..лодца ведро воды. (Из)ведра выскакива..т л..гушка. Я обл..ваюсь к..лодезной водой и слушаю (3) рожок п..стуха. Он слыш..т..ся ещё (1) д..леко, у самой околиц.

Я иду (в)пустую баню кипячу чай. (На)печ..к.. завод..т св..ю пес..ню св..рчок. Он поёт очень громко и (не)обращ..ет внимания на мои шаги.

Св..тает. Я б..ру вёсла и иду (к)реке. Ц..пной пёс Дивный спит у к..литк.. . Он б..ёт хв..стом (по)земле и один глаз его к..сит в мою стор..ну. Дивный д..вно привык к моим уходам на ра..свет. Он только з..вает мне вслед и шумно вздыха..т (2) .

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

В тумане кружатся жёлтые листья. Я поднимаю из колодца ведро воды. Из ведра выскакивает лягушка. Я обливаюсь колодезной водой и слушаю рожок пастуха. Он слышится ещё далеко, у самой околицы.

Я иду в пустую баню, кипячу чай. На печке заводит свою песню сверчок. Он поёт очень громко и не обращает внимания на мои шаги.

Светает. Я беру вёсла и иду к реке. Цепной пёс Дивный спит у калитки. Он бьёт хвостом по земле, и один глаз его косит в мою сторону. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.

е — [й'] — согласный, звонкий, мягкий

[и] — гласный, безударный

щ — [щ'] — согласный, глухой мягкий

ё — [о] — гласный, ударный

3 буквы, 4 звука, 2 слога

Морфемный разбор (по составу)

(я) слушаю (3)

1) слушаю — глагол, обозначает действие предмета: я (что делаю?) слушаю;

2) начальная форма — слушать; несоверш. вид, 1-е спряжение; в единственном числе, в первом лице, в настоящем времени;

3) в предложении является сказуемым.

В тумане кружатся жёлтые листья (4) .

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: листья (подлежащее), кружатся (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (листья) жёлтые — определение; (кружатся) в тумане — обстоятельство (допустимо: дополнение).

Желтые листья весело мелькают мимо стен домов на узкой улице синтаксический разбор

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ст..ит осе(н,нн)ий день. Везде в тёпл..м воздух.. разливается мя(г/х)кая р..зоватая дымка. Ж..лтые лист..я весело м..лькают мимо стен домов на у(з/с)кой улиц.. . (4) В этом тихом уг..лке утопают в шуршащих ворохах осе(н,нн)его зол..та к..лёса машин грус..но стоящих в долгом одиноч..стве (в)доль обочин. Буро(ж..лтые) листья лежат на крыл..ях на радиаторах соб..рают..ся (2) кучками на ветр..вых стёклах закрывая (3) обзор. Ш..рох сухих лист..ев под ногами напомина..т звук морского пр..боя.

Я иду слушая хруст под ногами. До чего хорошо ощущение этого тихого дня как хороша поз..няя солнечная осень. Её ветерок её запах её листья на тр..туарах и машинах её тепло и её горная свежесть. (Н..)когда кажется я вот так (н..)замечал как добра природа в своём обн..влении и утратах. Всё естестве(н,нн)о волшебно прекрасно!

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) — морфемный разбор слова;

(3) — морфологический разбор слова;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Морфемный разбор слова

собираются (2)

Морфологический разбор слова

1. Собираются (как?) закрывая — деепричастие;

2. Морф. признаки: неизм. ф., несов. в., невозвр.

3. В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения

Жёлтые листья весело мелькают мимо стен домов на узкой улице. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

Грамматическая основа: листья (подлежащее, выражено именем существительным) мелькают (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в изъявительном наклонении).

Второстепенные члены предложения: (листья) жёлтые — согласованное определение, выражено именем прилагательным; (мелькают) мимо стен — обстоятельство места, выражено именем существительным с предлогом; (мимо стен) домов — косвенное дополнение, выражено именем существительным (возможно: несогласованное определение); (мелькают) на улице — обстоятельство места, выражено именем существительным с предлогом; (мелькают) весело — обстоятельство образа действия, выражено наречием; (на улице) узкой — согласованное определение, выражено именем прилагательным.

Желтые листья весело мелькают мимо стен домов на узкой улице синтаксический разбор

Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Ст..ит осе(н,нн)ий день. Везде в тёпл..м воздух.. разливается мя(г/х)кая р..зоватая дымка. Ж..лтые лист..я весело м..лькают мимо стен домов на у(з/с)кой улиц.. . (4) В этом тихом уг..лке утопают в шуршащих ворохах осе(н,нн)его зол..та к..лёса машин грус..но стоящих в долгом одиноч..стве (в)доль обочин. Буро(ж..лтые) листья лежат на крыл..ях на радиаторах соб..рают..ся (2) кучками на ветр..вых стёклах закрывая (3) обзор. Ш..рох сухих лист..ев под ногами напомина..т звук морского пр..боя.

Я иду слушая хруст под ногами. До чего хорошо ощущение этого тихого дня как хороша поз..няя солнечная осень. Её ветерок её запах её листья на тр..туарах и машинах её тепло и её горная свежесть. (Н..)когда кажется я вот так (н..)замечал как добра природа в своём обн..влении и утратах. Всё естестве(н,нн)о волшебно прекрасно!

Стоит осенний день. Везде в тёплом воздухе разливается мягкая розоватая дымка. Жёлтые листья весело мелькают мимо стен домов на узкой улице. (4) В этом тихом уголке утопают в шуршащих ворохах осеннего золота колёса машин, грустно стоящих в долгом одиночестве вдоль обочин. Буро-жёлтые листья лежат на крыльях, на радиаторах, собираются (2) кучками на ветровых стёклах, закрывая (3) обзор. Шорох сухих листьев под ногами напоминает звук морского прибоя.

Я иду, слушая хруст под ногами. До чего хорошо ощущение этого тихого дня, как хороша поздняя солнечная осень. Её ветерок, её запах, её листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть. Никогда, кажется, я вот так не замечал, как добра природа в своём обновлении и утратах. Всё естественно, волшебно, прекрасно!

(По Ю. Бондареву)

Критерии проверки:

Указания по оцениванию

K1

Соблюдение орфографических норм

Допущено не более двух ошибок

Допущены три-четыре ошибки

Допущено пять ошибок

Допущено более пяти ошибок

K2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

Допущена одна ошибка

Допущены две ошибки

Допущено более двух ошибок

K3

Правильность списывания текста

Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено четыре-семь описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

9

2. Задание 2 № 1936

Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) — морфемный разбор слова;

(3) — морфологический разбор слова;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Ст..ит осе(н,нн)ий день. Везде в тёпл..м воздух.. разливается мя(г/х)кая р..зоватая дымка. Ж..лтые лист..я весело м..лькают мимо стен домов на у(з/с)кой улиц.. . (4) В этом тихом уг..лке утопают в шуршащих ворохах осе(н,нн)его зол..та к..лёса машин грус..но стоящих в долгом одиноч..стве (в)доль обочин. Буро(ж..лтые) листья лежат на крыл..ях на радиаторах соб..рают..ся (2) кучками на ветр..вых стёклах закрывая (3) обзор. Ш..рох сухих лист..ев под ногами напомина..т звук морского пр..боя.

Я иду слушая хруст под ногами. До чего хорошо ощущение этого тихого дня как хороша поз..няя солнечная осень. Её ветерок её запах её листья на тр..туарах и машинах её тепло и её горная свежесть. (Н..)когда кажется я вот так (н..)замечал как добра природа в своём обн..влении и утратах. Всё естестве(н,нн)о волшебно прекрасно!

Морфемный разбор слова

собираются (2)

Морфологический разбор слова

1. Собираются (как?) закрывая — деепричастие;

2. Морф. признаки: неизм. ф., несов. в., невозвр.

3. В предложении является обстоятельством.

Синтаксический разбор предложения

Жёлтые листья весело мелькают мимо стен домов на узкой улице. (4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, полное, неосложнённое.

Грамматическая основа: листья (подлежащее, выражено именем существительным) мелькают (простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в изъявительном наклонении).

Второстепенные члены предложения: (листья) жёлтые — согласованное определение, выражено именем прилагательным; (мелькают) мимо стен — обстоятельство места, выражено именем существительным с предлогом; (мимо стен) домов — косвенное дополнение, выражено именем существительным (возможно: несогласованное определение); (мелькают) на улице — обстоятельство места, выражено именем существительным с предлогом; (мелькают) весело — обстоятельство образа действия, выражено наречием; (на улице) узкой — согласованное определение, выражено именем прилагательным.

Критерии проверки:

Указания по оцениванию

K1

Выполнение морфемного разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

K2

Выполнение морфологического разбора

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

K3

Выполнение синтаксического разбора предложения

Разбор выполнен верно

При разборе допущена одна ошибка

При разборе допущены две ошибки

При разборе допущено более двух ошибок

9

3. Задание 3 № 2158

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) с утра (не)здоровится; (не)хорошо засмеялся; ничего (не)понимающий

2) абсолютно (не)разговорчивый; (не)зная причины; (не)уверенно хихикнули

3) (не)коммерческое, а государственное дело; цветы (не)собраны; ещё (не)скошенная трава

4) (не)громкая музыка; далеко (не)дёшево; (не)причёсанный ребёнок

1. Не коммерческое, а государственное дело; цветы не собраны; ещё не скошенная трава.

2. Не коммерческое, а государственное дело (прилагательное, есть противопоставление с союзом а), цветы не собраны (краткая форма причастия), ещё не скошенная (полное причастие, есть зависимое слово) трава.

Критерии проверки:

Правильный выбор ряда слов

Правильно выписан ряд слов1

Объяснение условия выбора раздельного написания

Дан правильный ответ3

Допущена одна ошибка2

Допущено две ошибки1

4. Задание 4 № 2108

Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) заброше(н,нн)ые на полку, глядел испуга(н,нн)о, листве(н,нн)ые деревья

2) исключё(н,нн)ый из программы, стари(н,нн)ая рукопись, организова(н,нн)а поддержка детей

3) увере(н,нн)ая поступь, спуще(н,нн)а на воду, це(н,нн)ое изобретение

4) вяза(н,нн)ые бабушкой носки, ю(н,нн)ый возраст, мороже(н,нн)ая рыба

1. Заброшенные на полку, глядел испуганно, лиственные деревья.

2. Заброшенные (причастие, есть зависимое слово; возможно: причастие сов. вида, есть приставка) на полку, глядел испуганно (наречие, образовано от слова с двумя НН), лиственные (прилагательное с суффиксом -ЕНН-)деревья.

Критерии проверки:

Правильный выбор ряда слов

Правильно выписан ряд слов1

Объяснение условия выбора раздельного написания

Дан правильный ответ3

Допущена одна ошибка2

Допущено две ошибки1

5. Задание 5 № 2126

Поставьте знак ударения в следующих словах.

Включим, аэропорты, взяла, обеспечение.

Критерии проверки: 6. Задание 6 № 1991

Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-ий).

1) Прочитав книгу, я заинтересовался её автором.

2) Мы много знаем благодаря учителя.

3) Моя мама умная и красива.

4) Мы надеваем сменную обувь сразу по приходе в школу.

Мы много знаем благодаря учителю. Моя мама умная и красивая.

Мы много знаем благодаря учителю (учителям). Моя мама умна и красива.

Критерии проверки: 7. Задание 7 № 2026

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Как расценивать отношение к языку, на котором мы говорим? (2)Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, об отношении человека к миру, окружающему его, к самому себе.

(3)Есть разного рода неряшливости в языке человека. (4)Если человек родился и живёт вдали от города и говорит на своём диалекте? (5)В этом никакой неряшливости не может быть. (6)Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся, нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. (7)Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка.

(8)Иное дело, если человек долго живёт в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. (9)Это может быть потому, что он считает их красивыми и гордится ими. (10)Это меня не смущает. (11)Пусть он окает, сохраняет свою привычную напевность. (12)В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. (13)Это не плохо, и человека это не унижает.

(14)А вот бравирование грубостью в языке – распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (15)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, просто опасения. (16)Люди, говорящие грубо, как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. (17)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани, безусловно, лежит слабость.

(18)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться, употребляя жаргонные слова. (19)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

(20)Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (21)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. (22)Можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

(По Д. С. Лихачёву)

Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Критерии проверки:

ИЛИ Основная мысль определена верно, полно; в предложении допущено один- два речевых недочёта.

ИЛИ Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта.

8. Задание 8 № 2027

Определите и запишите микротему 4-го абзаца текста (предложения 14−17).

(1)Как расценивать отношение к языку, на котором мы говорим? (2)Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, об отношении человека к миру, окружающему его, к самому себе.

(3)Есть разного рода неряшливости в языке человека. (4)Если человек родился и живёт вдали от города и говорит на своём диалекте? (5)В этом никакой неряшливости не может быть. (6)Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся, нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. (7)Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка.

(8)Иное дело, если человек долго живёт в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. (9)Это может быть потому, что он считает их красивыми и гордится ими. (10)Это меня не смущает. (11)Пусть он окает, сохраняет свою привычную напевность. (12)В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. (13)Это не плохо, и человека это не унижает.

(14)А вот бравирование грубостью в языке – распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (15)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, просто опасения. (16)Люди, говорящие грубо, как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. (17)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани, безусловно, лежит слабость.

(18)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться, употребляя жаргонные слова. (19)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

(20)Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (21)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. (22)Можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

(По Д. С. Лихачёву)

Бравирование грубостью в языке свидетельствует о психологической незащищённости человека, его слабости.

Критерии проверки:

ИЛИ Микротема абзаца определена верно, полно; в предложении допущено один- два речевых недочёта.

ИЛИ Микротема абзаца определена верно, но недостаточно полно; в предложении допущено два и более речевых недочёта.

9. Задание 9 № 2028

Определите, каким средством языковой выразительности является слово резким в словосочетании резким выражением из предложения 15. Запишите ответ.

(1)Как расценивать отношение к языку, на котором мы говорим? (2)Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, об отношении человека к миру, окружающему его, к самому себе.

(3)Есть разного рода неряшливости в языке человека. (4)Если человек родился и живёт вдали от города и говорит на своём диалекте? (5)В этом никакой неряшливости не может быть. (6)Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся, нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. (7)Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка.

(8)Иное дело, если человек долго живёт в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. (9)Это может быть потому, что он считает их красивыми и гордится ими. (10)Это меня не смущает. (11)Пусть он окает, сохраняет свою привычную напевность. (12)В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. (13)Это не плохо, и человека это не унижает.

(14)А вот бравирование грубостью в языке – распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (15)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, просто опасения. (16)Люди, говорящие грубо, как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. (17)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани, безусловно, лежит слабость.

(18)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться, употребляя жаргонные слова. (19)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

(20)Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (21)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. (22)Можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

(По Д. С. Лихачёву)

Эпитет — образное определение.

Ответ: эпитет 10. Задание 10 № 2029

В предложениях 2−4 найдите слово с лексическим значением «Местное наречие, говор; разновидность общего национального языка, характерная для какой-либо местности, имеющая фонетические, лексические и иные особенности». Выпишите это слово.

(1)Как расценивать отношение к языку, на котором мы говорим? (2)Язык в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, об отношении человека к миру, окружающему его, к самому себе.

(3)Есть разного рода неряшливости в языке человека. (4)Если человек родился и живёт вдали от города и говорит на своём диалекте? (5)В этом никакой неряшливости не может быть. (6)Не знаю, как другим, но мне эти местные диалекты, если они строго выдержаны, нравятся, нравится их напевность, нравятся местные слова, местные выражения. (7)Диалекты часто бывают неиссякаемым источником обогащения русского литературного языка.

(8)Иное дело, если человек долго живёт в городе, знает нормы литературного языка, а сохраняет формы и слова своей деревни. (9)Это может быть потому, что он считает их красивыми и гордится ими. (10)Это меня не смущает. (11)Пусть он окает, сохраняет свою привычную напевность. (12)В этом я вижу гордость своей родиной — своим селом. (13)Это не плохо, и человека это не унижает.

(14)А вот бравирование грубостью в языке – распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (15)Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, просто опасения. (16)Люди, говорящие грубо, как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. (17)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани, безусловно, лежит слабость.

(18)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться, употребляя жаргонные слова. (19)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

(20)Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. (21)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. (22)Можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
    Г Вставьте
    Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид Единственное число Именительный падеж Мужской род Неодушевленное Прилагательное (не используется) Единственное число Имя Мужской род Одушевленное Предложный падеж Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное Качественное прилагательное Сравнительная степень (для прилагательных) Действительный залог Переходный Совершенный вид Единственное число Именительный падеж Мужской род Единственное число Именительный падеж Мужской род Неодушевленное

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов
    -

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Пример ситаксического разбора слова

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    Синтаксический разбор предложения

    Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

    Что такое синтаксический разбор предложения?

    Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

    1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
    2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
    3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
    4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
    5. Определить грамматические основы.

    При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

    Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

    Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

    • по тексту;
    • по предложению;
    • по словосочетанию.

    Выделяют 5 основных членов предложения:

    1. Подлежащее
    2. Сказуемое
    3. Дополнение
    4. Обстоятельство
    5. Определение

    Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

    Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

    Как это работает:

    • На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
    • Нажимаете кнопку «Разобрать».
    • Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.

    Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

    1. Какая это часть речи.
    2. Начальная форма.
    3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

    Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

    Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

    Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

    В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.

    Как сделать полный синтаксический разбор предложения: Жёлтый лист. (см.)?

    Как сделать полный синтаксический разбор предложения: Жёлтый лист, медленно кружась, опустился на мокрый асфальт?

    комментировать в избранное up --> Вера 2018 [158K] 3 года назад

    1.По цели высказывания - повествовательное.

    2.По эмоциональной окраске - невосклицательное.

    3.По количеству грамматических основ - простое (лист (что сделал?) опустился).

    4.По наличию главных членов предложения - двусоставное (подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже - лист, простое глагольное сказуемое - опустился).

    5.Полное, т.к. в предложении присутствуют все необходимые для смысла и структуры предложения члены.

    6.По наличию второстепенных членов предложения - распространённое (лист какой? жёлтый -определение; опустился как? каким способом? медленно кружась - обособленное обстоятельство способа действия, выраженное деепричастным оборотом, осложняющим предложение; опустился куда? на асфальт - обстоятельство места, выраженное сочетанием служебной части речи (предлога на) и самостоятельной части речи (существительного асфальт) в винительном падеже).

    В данном случае слово "асфальт" имеет смысловой оттенок пространства и места, а не предметное значение, какое бывает у дополнений, поэтому это обстоятельство. Сравните: на асфальт (куда?) - на картину (на что?) Во втором случае "картина" имеет предметное значение, поэтому "на картину" - дополнение.

    Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

    Ст .. ит осея (н/нн) ий день. Везде в тёпл .. м воздух .. разливается мя (х/г) кая р .. зоватая дымка. Ж .. лтые лист .. я весело м .. лькают мимо стен домов на у (з/с) кой улиц .. . (4) В этом тихом уг .. лке утопают в шуршащих ворохах осе (н/нн) его зол .. та к .. лёса машин грус .. но стоящих в долгом одиноч .. стве (в)доль обочин. Буро(ж .. лтые) листья лежат на крыл .. ях на радиаторах соб .. раются (2) кучками на ветр .. вых стёклах закрывая (3) обзор. Ш .. рох сухих лист .. ев под ногами напомина .. т звук морского пр .. боя.

    Я иду слушая хруст под ногами. До чего хорошо ощущение этого тихого дня как хороша поз .. няя солнечная осень. Её ветерок её запах её листья на тр .. туарах и машинах её тепло и её горная свежесть. (Н .. )когда кажется я вот так (н .. )замечал как добра природа в своём обн .. влении и утратах. Всё естестве (н/нн) о волшебно прекрасно!

    Правильный ответ:

    Ст о ит осея нн ий день. Везде в тёпл о м воздух е разливается мя г кая р о зоватая дымка. Ж ё лтые лист ь я весело м е лькают мимо стен домов на у з кой улиц е . (4) В этом тихом уг о лке утопают в шуршащих ворохах осе нн его зол о та к о лёса машин , грус т но стоящих в долгом одиноч е стве (в) доль обочин. Буро - (ж ё лтые) листья лежат на крыл ь ях , на радиаторах , соб и рают ся (2) кучками на ветр о вых стёклах , закрывая (3) обзор. Ш о рох сухих лист ь ев под ногами напомина е т звук морского пр и боя.

    Я иду , слушая хруст под ногами. До чего хорошо ощущение этого тихого дня , как хороша поз д няя солнечная осень. Её ветерок , её запах , её листья на тр о туарах и машинах , её тепло и её горная свежесть. (Н и ) когда , кажется , я вот так (н е ) замечал , как добра природа в своём обн о влении и утратах. Всё естестве нн о , волшебно , прекрасно!

    Стоит осенний день. Везде в тёплом воздухе разливается мягкая розоватая дымка. Жёлтые листья весело мелькают мимо стен домов на узкой улице. В этом тихом уголке утопают в шуршащих ворохах осеннего золота колёса машин, грустно стоящих в долгом одиночестве вдоль обочин. Буро-жёлтые листья лежат на крыльях, на радиаторах, собираются кучками на ветровых стёклах, закрывая обзор. Шорох сухих листьев под ногами напоминает звук морского прибоя.

    Я иду, слушая хруст под ногами. До чего хорошо ощущение этого тихого дня, как хороша поздняя солнечная осень. Её ветерок, её запах, её листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть. Никогда, кажется, я вот так не замечал, как добра природа в своём обновлении и утратах. Всё естественно, волшебно, прекрасно!

    Упражнение 276 - Русский язык 8 класс. Тростенцова, Ладыженская. Учебник

    Прочитайте. Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые. Выполните письменный синтаксический разбор предложения с однородными сказуемыми. Устно разберите предложение с однородными второстепенными членами.

    1. Ветер осе(н, нн)ий в лесах подымает(?)ся

    Шумно по чащам идёт

    Мёртвые листья срывает и весело

    В беше(н, нн)ой пляске н..сёт.

    2. Звёзды ночью весе(н, нн)ей нежнее

    Соловьи осторожней поют.

    Я люблю эти тёмные ночи

    Эти звёзды и клёны и пруд.

    Подсказка

    Синтаксический разбор предложений с однородными членами выполняется по обычной схеме:

    Читайте также: