Всн 167 70 технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства

Обновлено: 06.05.2024

Ведомственные строительные нормы ВСН 167-70 "Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства" (утв. Техническим управлением Минтрансстроя СССР от 1 июня 1970 г. N 44) стр. 2

3.3. При засыпке котлована (со стороны передней грани фундамента подпорной стены) слоями толщиной 0,2-0,3 м и их трамбовании разрешается учитывать пассивный отпор грунта в размере при расчете верховых стен и в размере при расчете низовых стен на автомобильных дорогах, где - сила пассивного давления грунта, определяемая согласно п. 5.5. В расчете низовых подпорных стен на железных дорогах пассивное давление грунта не учитывают. 3.4. Расчет устойчивости всей стены против опрокидывания производят по формуле , (1) где - момент опрокидывающих сил относительно оси проходящей через переднее нижнее ребро подошвы фундамента стены (точки 0 на рис. 1); - предельный момент, равный моменту удерживающих сил относительно той же оси; m - коэффициент условий работы. К опрокидывающим силам следует относить силы активного давления грунта на заднюю поверхность стены, а к удерживающим - все остальные силы. При определении момент опрокидывающей силы или ее составляющей, не совпадающий с направлением опрокидывания, учитывают со знаком минус; аналогично учитывают при определении момент удерживающей силы или ее составляющей, совпадающий с направлением опрокидывания. Коэффициент условий работы m в формуле (1) принимают равным 0,7 при нескальном грунте в основании стены и 0,8 при скальном. 3.5. Расчет устойчивости всей стены против скольжения производят по формуле , (2) где - проекция сдвигающих сил на плоскость скольжения; - предельная сдвигающая сила, равная проекции удерживающих сил на ту же плоскость; m-коэффициент условий работы. К сдвигающим силам следует относить силы активного давления грунта на заднюю поверхность стены и вызванные ими по плоскости скольжения силы трения, а к удерживающим - все остальные силы. При определении проекцию сдвигающей силы или ее составляющей, направленную против скольжения, учитывают со знаком минус; аналогично учитывают при определении проекцию удерживающей силы или ее составляющей, направленную в сторону скольжения. Коэффициент условий работы m принимают равным 0,9 в случаях расчета верховых подпорных стен на автодорогах и равным 0,8 в остальных случаях. Расчет устойчивости стен против скольжения производят при значениях коэффициентов трения кладки о грунт, приведенных в п. 692 "Технических условий проектирования железнодорожных, автодорожных и городских мостов и труб" (СН 200-62). Коэффициент трения грунта о грунт (при расчете устойчивости стен против скольжения) принимают равным , где - расчетный угол внутреннего трения грунта. Расчет устойчивости стен против скольжения производят в предположении, что скольжение происходит по плоскостям, показанным стрелками на рис. 2. При этом пассивный отпор учитывают до глубины расположения линии пересечения передней грани фундамента стены с предполагаемой плоскостью скольжения (точки 0 на рис. 2). 3.6. Стены, расположенные на крутых косогорах, а также все стены высотой более 7 м следует рассчитывать на устойчивость против скольжения (совместно с грунтом) по кругло-цилиндрической поверхности. В случае расположения под несущим слоем грунта пласта глины или прослойки водонасыщенного песка, подстилаемого глиной, такой расчет необходимо выполнять и для стен высотой от 3 до 7 м. Очертание круглоцилиндрической поверхности следует принимать таким, чтобы эта поверхность касалась подошвы фундамента (рис. 3) или проходила ниже ее. Такой расчет производят в следующем порядке. При произвольной круговой линии скольжения (линии пересечения круглоцилиндрической поверхности скольжения с расчетной плоскостью) радиуса R с центром в точке О определяют отношение момента сдвигающих сил к предельному моменту . Эти моменты вычисляют относительно точки О по формулам: где - сила, равная сумме веса i-й части сползающего массива, заключенной между вертикальными плоскостями, и равнодействующей расположенной на ней нагрузки (см. рис. 3); для тех частей сползающего массива, в пределах которых расположена подпорная стена, сила определяется с учетом ее веса; - плечо силы относительно точки О; момент положителен, когда его направление совпадает с направлением скольжения; - угол между вертикалью и радиусом, проведенным через точку О и точку пересечения направления силы с круговой линией скольжения; и - расчетный угол внутреннего трения и расчетное сцепление грунта, пересекаемого поверхностью скольжения в пределах i-гo участка; - длина отрезка круговой линии скольжения в пределах i-гo участка; n - число участков, на которое сползающий массив разбит вертикальными плоскостями (рекомендуется принимать ). По формулам (3) определяют значения и для нескольких круговых линий скольжения, различающихся положениями точки О и значениями радиуса R. Наибольшее из , подсчитанных для этих линий скольжения, должно удовлетворять условию

Всн 167 70 технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

20 сентября 2021


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства транспорта РФ от 8 апреля 2021 г. № 217/пр/124 “О признании утратившими силу и не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов и документов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР в сфере строительства”


Обзор документа

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Министерства транспорта РФ от 8 апреля 2021 г. № 217/пр/124 “О признании утратившими силу и не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов и документов, изданных центральными органами государственного управления РСФСР и СССР в сфере строительства”

10 июня 2021

В целях реализации поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 25 апреля 2020 г. N ДГ-П36-4064 приказываем:

1. Признать утратившими силу:

1) "ВСН 5-81. Инструкция по разбивочным работам при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 8 октября 1981 г.

2) "ВСН 16-73. Указания по размещению зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб на автомобильных дорогах", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 28 мая 1973 г.

3) "ВСН 19-89. Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 14 июля 1989 г. N НА-18/266.

4) "ВСН 21-83. Указания по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 18 мая 1983 г.

5) "ВСН 30-84. Инструкция по применению фотограмметрических методов при ландшафтном проектировании автомобильных дорог", утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР 23 февраля 1984 г.

6) "ВСН 202-85-АД. Временная инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство автомобильных дорог общего пользования", утвержденные распоряжением Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 5 мая 1985 г. N БВ-680.

7) "РСН 62-86. Методические указания по определению состава объектов автосервиса и их размещения на автомобильных дорогах общегосударственного и республиканского значения в РСФСР", утвержденные постановлением Госстроя РСФСР от 15 декабря 1986 г. N 128.

2. Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) "ВСН 7-83. Ведомственные строительные нормы. Сметные нормы на морские подводно-строительные (водолазные) работы", утвержденные Министерством морского флота СССР 10 января 1983 г.

2) "ВСН 9-85. Ведомственные сметные нормы. Сборник единичных расценок на морские подводно-строительные (водолазные) работы", утвержденные Министерством морского флота СССР 17 июля 1985 г.

3) "ВСН 34-91. Правила производства и приемки работ на строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений. Часть I", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 1 ноября 1991 г.

4) "ВСН 34-91. Правила производства и приемки работ на строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений. Часть II", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 1 ноября 1991 г.

5) "ВСН 34-91. Правила производства и приемки работ на строительстве новых, реконструкции и расширении действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений. Часть III", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 1 ноября 1991 г.

6) "ВСН 42-87. Инструкция по проведению экономических изысканий для проектирования автомобильных дорог", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 10 июля 1987 г. N 271-р.

7) "ВСН 77-89, Нормы проектирования и сооружения земляного полотна автомобильных дорог в песчаных пустынях", утвержденные письмом Главного научно-технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 1 ноября 1989 г. N АВ-483.

8) "ВСН 84-89. Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты", утвержденные письмом Министерства транспортного строительства СССР от 13 марта 1989 г. N АВ-110.

9) "ВСН 85-68. Технические указания по проектированию и сооружению пролетных строений автодорожных и городских мостов с железобетонной плитой проезжей части без оклеечной гидроизоляции", утвержденные приказом Технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 4 ноября 1968 г. N 47.

10) "ВСН 146-68. Технические указания по возведению монолитно-прессованных бетонных обделок тоннелей при щитовой проходке", утвержденные приказом Технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 28 августа 1968 г. N 35.

11) "ВСН 155-69. Указания по проектированию и строительству железобетонных и бетонных конструкций автодорожных и городских мостов и труб, предназначенных для эксплуатации в условиях низких температур (северное исполнение)", утвержденные распоряжением Министерства транспортного строительства СССР от 19 марта 1969 г. N Л-475.

12) "ВСН 156-88. Инженерно-геологические изыскания железнодорожных, автодорожных и городских мостовых переходов", утвержденные распоряжением Министерства транспортного строительства СССР от 1 июля 1988 г. N МО-463.

14) "ВСН 160-69. Инструкция по геодезическим и маркшейдерским работам при строительстве транспортных тоннелей", утвержденные заместителем Министра транспортного строительства СССР 8 сентября 1969 г.

15) "ВСН 165-85. Устройство свайных фундаментов мостов (из буровых свай)", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 14 августа 1985 г. N 243.

16) "ВСН 167-70. Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства", утвержденные приказом Технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 1 июня 1970 г. N 44.

17) "ВСН 181-74. Технические указания по применению сборных решетчатых конструкций для укрепления конусов и откосов земляного полотна", утвержденные приказом Министерства транспортного строительства СССР от 5 февраля 1974 г. № 5.

18) "ВСН 182-91. Нормы на изыскания дорожно-строительных материалов, проектирование и разработку притрассовых карьеров для автодорожного строительства", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 16 мая 1991 г. № МО-72.

19) "ВСН 186-75. Технические указания по технологии сооружения железнодорожного земляного полотна", утвержденные приказом Министерства транспортного строительства СССР от 10 июня 1975 г. N 19.

20) "ВСН 189-78. Инструкция по проектированию и производству работ по искусственному замораживанию грунтов при строительстве метрополитенов и тоннелей", утвержденные приказом Главного технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 10 мая 1978 г. N 21.

21) "ВСН 190-78. Инструкция по инженерно-геологическим изысканиям для проектирования и строительства метрополитенов, горных железнодорожных и автодорожных тоннелей", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 11 мая 1978 г.

22) "ВСН 193-81. Инструкция по учету сейсмических воздействий при проектирований горных транспортных тоннелей", утвержденные приказом Главного технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 1 октября 1981 г. N 54.

23) "ВСН 195-83. Инструкция по изысканиям и проектированию притрассовых автомобильных дорог в условиях Сибири и Дальнего Востока", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 12 мая 1983 г. № ЛН-580.

24) "ВСН 196-83. Отраслевые нормы проектирования искусственного освещения основных цехов промышленных предприятий Минтрансстроя", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 20 апреля 1983 г.

26) "ВСН 199-84. Проектирование и строительство временных поселков транспортных строителей", утвержденные Министерством транспортного строительства СССР 13 ноября 1984 г. N БВ-1518.

29) "ВСН 210-91. Проектирование, строительство и эксплуатация противоналедных сооружений и устройств", утвержденные приказом Министерства транспортного строительства СССР от 15 апреля 1991 г. N МО49.

32) "РСН-88. Региональные нормы. Проектирование и строительство автомобильных дорог в нечерноземной зоне РСФСР", утвержденные постановлением Госстроя СССР от 28 июля 1988 г. N 146.

Министр строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
И.Э. Файзуллин
Министр транспорта
Российской Федерации
В.Г. Савельев

Обзор документа

Утратили силу 6 ведомственных и 1 республиканские строительные нормы, утвержденные Министерством автомобильного транспорта РСФСР и Госстроем РСФСР.

Не действующими на территории России признаны 32 документа, изданных органами госуправления СССР в сфере строительства.

ВСН 167-70/Минтрансстрой Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства

РАЗРАБОТАНЫ во Всесоюзном научно-исследовательском институте транспортного строительства на основе обобщения накопленного опыта проектирования, строительства и эксплуатации подпорных стен.

Обобщение материалов и подготовка текста Технических указаний осуществлены кандидатами техн. наук К.С.Завриевым (ЦНИИС) и Г.С.Шпиро (ВЗПИ) с участием инженеров А.А.Кочарова (Кавгипротранс), К.В.Харитова, И.А.Хазана (Союздорпроект), канд. техн. наук Н.М.Глотова и инж. Н.М.Бибиной (ЦНИИС).

ВНЕСЕНЫ Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИСом)

УТВЕРЖДЕНЫ Техническим управлением Минтрансстроя. Приказ N 44 от 1 июня 1970 г.

Настоящие Технические указания содержат необходимые требования к расположению подпорных стен, материалам для их возведения, а также указания по конструированию и расчету всевозможных типов подпорных стен, возводимых на естественных основаниях для поддержания откосов насыпей и выемок железных и автомобильных дорог.

В Технических указаниях учтены замечания и пожелания Технического управления и Главтранспроекта Минтрансстроя, а также Научно-технического совета и ЦНИИ МПС.

Всн 167 70 технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПОДПОРНЫХ СТЕН ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Дата введения 1970-10-01

РАЗРАБОТАНЫ во Всесоюзном научно-исследовательском институте транспортного строительства на основе обобщения накопленного опыта проектирования, строительства и эксплуатации подпорных стен.

Обобщение материалов и подготовка текста Технических указаний осуществлены кандидатами техн. наук К.С.Завриевым (ЦНИИС) и Г.С.Шпиро (ВЗПИ) с участием инженеров А.А.Кочарова (Кавгипротранс), К.В.Харитова, И.А.Хазана (Союздорпроект), канд. техн. наук Н.М.Глотова и инж. Н.М.Бибиной (ЦНИИС).

ВНЕСЕНЫ Всесоюзным научно-исследовательским институтом транспортного строительства (ЦНИИСом)

УТВЕРЖДЕНЫ Техническим управлением Минтрансстроя. Приказ N 44 от 1 июня 1970 г.

Настоящие Технические указания содержат необходимые требования к расположению подпорных стен, материалам для их возведения, а также указания по конструированию и расчету всевозможных типов подпорных стен, возводимых на естественных основаниях для поддержания откосов насыпей и выемок железных и автомобильных дорог.

В Технических указаниях учтены замечания и пожелания Технического управления и Главтранспроекта Минтрансстроя, а также Научно-технического совета и ЦНИИ МПС.

Технические указания согласованы с Научно-техническим советом МПС.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Технические указания распространяются на проектирование подпорных стен, возводимых на естественных основаниях для поддержания откосов насыпей (низовые стены) и выемок (верховые стены) железных и автомобильных дорог. Указания не распространяются на проектирование подпорных стен специального назначения: противооползневых, противообвальных, морских и волноотбойных, речных берегоукрепительных, а также всех типов стен, сооружаемых в районах вечной мерзлоты.

1.2. При проектировании подпорных стен для районов, подверженных землетрясениям силой более 6 баллов, помимо настоящих Технических указаний, необходимо руководствоваться главой СНиП II-A.12-62 "Строительство в сейсмических районах. Нормы проектирования".

1.3. Подпорные стены в течение всего срока службы должны обеспечивать безопасность и бесперебойность нормального движения транспорта, а также простоту и наименьшую трудоемкость их содержания в процессе эксплуатации.

1.4. Местоположение подпорной стены и ее конструкция должны устанавливаться в проекте на основании технико-экономического сравнения вариантов.

1.5. Подпорные стены, сооружаемые в населенных пунктах, следует проектировать с учетом архитектурных особенностей этих пунктов.

1.6. Подпорные стены допускается возводить из железобетона, бетона (бутобетона), а также из камня на цементном растворе.

1.7. Материалы, применяемые для сооружения подпорных стен, должны удовлетворять требованиям главы СНиП II-Д.7-62 "Мосты и трубы. Нормы проектирования", предъявляемым к материалам опор мостов и фундаментов труб.

2. КОНСТРУИРОВАНИЕ

2.1. Подпорные стены из железобетона рекомендуются уголкового типа (без контрфорсов, а при высоте свыше 3-4 м и с контрфорсами); при соответствующем обосновании могут также применяться ряжевые и другие железобетонные подпорные стены. Из бетона и камня рекомендуется возводить массивные подпорные стены, а также стены одевающего типа.

Конструкции подпорных стен могут выполняться монолитными, сборными и сборно-монолитными.

2.2. Верховые подпорные стены должны располагаться за водоотводным кюветом. В целях уменьшения объема работ допускается устраивать у кюветных лотков вертикальные стены; ширина кювета у дна должна быть не менее 0,4 м.

2.3. В выемках на прямых участках расстояние от оси ближайшего железнодорожного пути до подпорной стены на уровне подошв шпал и выше должно быть не менее: на линиях I и II категорий - 3,7 м в каждую сторону; на линиях III и IV категорий - 3,7 м в одну сторону и 3 м - в другую. В полувыемках это расстояние следует принимать: на линиях I и II категорий - 3,7 м; на линиях III и IV категорий - 3 м.

На кривых участках минимальное расстояние от оси ближайшего железнодорожного пути до подпорной стены, расположенной в выемке или полувыемке с внешней стороны кривой, необходимо увеличивать согласно табл.1.

Линии I и II категорий

Линии III и IV категорий

Радиусы кривых, м

Увеличение расстояния, м

Радиусы кривых, м

Увеличение расстояния, м

2.4. В насыпях на прямых участках минимальное расстояние от оси ближайшего железнодорожного пути до верха наружной грани (к которой крепятся перила - см. п.2.21) подпорной стены следует принимать согласно табл.2.

Расстояние от оси ближайшего железнодорожного пути до верхней наружной грани низовой подпорной стены, м, при виде грунта земляного полотна

Все грунты, за исключением перечисленных в следующей графе

Грунты скальные, крупнообломочные и песчаные (кроме мелких и пылеватых песков)

На кривых участках пути эти расстояния необходимо увеличить: для подпорной стены, расположенной с внешней стороны кривой, согласно табл.1, а для подпорной стены, расположенной с внутренней стороны кривой, - на величину , определяемую по формуле


,

где =17 м - наибольшее расстояние между шкворневыми балками у обращающихся вагонов;

- возвышение наружного рельса;

=1,524 м - ширина колеи;

=1,1 м - высота перил.

2.5. Толщина подпорной стены и ее отдельных элементов должна быть не менее:

для каменной кладки и бутобетонной _____________ 0,6 м

для бетонной кладки ____________________________ 0,4 "

для железобетона ______________________________ 0,1 "

2.6. Расположение подпорной стены на автомобильной дороге должно удовлетворять требованиям главы СНиП II-Д.5-62 "Автомобильные дороги общей сети Союза ССР. Нормы проектирования".

2.7. Подпорные стены необходимо разделять сквозными вертикальными швами (на всю высоту стены, включая фундамент) на секции длиной от 6 до 20 м. Швы следует располагать так, чтобы подошва каждой секции опиралась на однородный грунт.

Стены на автомобильных дорогах допускается делить на секции длиной менее 6 м, при условии специального обоснования приведения давлений от каждого ряда колес автотранспорта (на призме обрушения) к нагрузке, распределенной на сплошной полосе (см. п.4.5).

2.8. В продольном направлении подошву подпорной стены следует располагать на горизонтальной площадке или на уклоне до 0,02. При уклоне местности свыше 0,02 необходимо стену устраивать со ступенчатой подошвой.

2.9. Глубина заложения подошвы фундамента подпорной стены при непучинистых нескальных грунтах в основании должна быть не менее 1 м, а при прочих грунтах должна, кроме того, не менее чем на 0,25 м превышать расчетную глубину промерзания грунта. При опирании на скальные грунты глубина заложения подошвы фундамента должна быть не менее 0,25 м.

Глубина заложения подошвы фундамента определяется для верховой подпорной стены от дна кювета, а для низовой - от поверхности грунта (по нормали к ней).

Допускается при грунтах в основании, подверженных пучению, проектировать фундамент такой же глубины, как и в случае непучинистых нескальных грунтов при условии, что под подошвой фундамента до глубины, на 0,25 м превышающей глубину промерзания, устроена специальная подушка из утрамбованного песка или щебня.

К подверженным пучению грунтам относятся суглинки, супеси, пылеватые и мелкие пески, а также крупнообломочные грунты, содержащие частицы размером 0,1 мм в количестве 30% по весу и более.

2.10. При проектировании конструкций железобетонных и бетонных подпорных стен следует выполнять требования "Указаний по проектированию железобетонных и бетонных конструкций железнодорожных, автодорожных и городских мостов и труб" (СН 365-67), предъявляемые к железобетонным и бетонным конструкциям мостов.

2.11. Для облицовки подпорной стены из природного камня допускается применять камни той же марки, что и для кладки, при условии удовлетворения требованиям морозостойкости, но с подбором лучших камней, приколом их и более тщательной разделкой швов.

2.12. Камни кладки подпорных стен должны иметь по возможности правильную форму. Перевязка швов должна быть не менее 10 см, а для угловых камней - не менее 15 см.

2.13. Для повышения устойчивости стены против опрокидывания в ее конструкции со стороны засыпки предусматривают консольный выступ (разгрузочную консоль); для повышения устойчивости против скольжения устраивают также шпору в подошве стены или этой подошве придают уклон, при котором ее скольжению по грунту сопротивляется сила веса стены.

2.14. Обратную засыпку за подпорными стенами рекомендуется производить крупнообломочными грунтами, а также песками: гравелистыми, крупными или средней крупности.

2.15. Поверхности подпорных стен, соприкасающиеся с грунтом (кроме подошвы фундамента), следует покрывать гидроизоляцией, например, горячим битумом (за 2 раза). Для обеспечения учитываемых в расчете сил трения между грунтом и этими поверхностями их следует делать неровными. При бетонных и железобетонных стенах этого можно достичь, смещая горизонтально расположенные соседние доски опалубки относительно друг друга на 0,5-1,0 см.

2.16. За подпорной стеной на высоте не менее 0,5 м над дном кювета (для верховых стен) или поверхностью грунта (для низовых стен) следует устраивать продольный дренаж (с уклоном не менее 0,04) из камня, щебня или гравия. В основании дренажа должна быть дана подготовка из слоя жирной глины или уложены сборные железобетонные желоба. В теле подпорной стены не реже чем через 2 м необходимо предусмотреть окна или трубки для выпуска воды из дренажа.

При подпорных стенах ряжевой сквозной конструкции продольный дренаж не устраивается.

2.17. На выступах стен и разгрузочных консолях следует устраивать сливы. Сливы, расположенные со стороны грунта, покрывают слоем камня и крупного песка.

2.18. В подпорных стенах, возводимых в выемках железнодорожного пути, через 300 м с каждой стороны устраивают камеры шириной 6 м, глубиной 2,5 м и высотой 2,8 м, располагаемые в шахматном порядке. В промежутках между камерами через каждые 50 м предусматривают ниши шириной 3 м, глубиной 1 м и высотой 2 м.

2.19. При проектировании подпорных стен для электрифицируемых участков железных дорог следует предусмотреть возможность установки опор контактной сети (например, путем устройства в конструкциях подпорных стен специальных ниш, консолей или уширений).

2.20. На низовых железнодорожных подпорных стенах, имеющих длину более 25 м или (независимо от длины) возводимых в пределах станций, необходимо предусмотреть перила по типу перил на мостах. При длине таких стен более 50 м, кроме того, через каждые 50 м следует устраивать площадки-убежища. Площадки-убежища у стен, находящихся по обеим сторонам пути, следует располагать в шахматном порядке.

2.21. На низовых автодорожных подпорных стенах при горизонтальной поверхности засыпки следует предусмотреть ограждение барьерного типа (из железобетонных брусьев, в виде парапета и т. п.).

2.22. Для удобства осмотра и эксплуатационного обслуживания у подпорных стен высотой 3 м и более необходимо устраивать сходы по концам стен и в промежутке через каждые 100 м. Вместо сходов можно устанавливать металлические лестницы или скобы, заделанные в стену. Сходы, лестницы и скобы должны отстоять от оси ближайшего железнодорожного пути не менее чем на 3 м, а на автомобильных дорогах - находиться за обочиной.

ВСН 167-70: Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства


Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства


Информация отображена на картинке


Информация отображена на картинке


Информация отображена на картинке


Информация отображена на картинке

Для Вашего удобства
Если листать документ прямо на сайте, не очень удобно для Вас, есть два возможных решения:

• Просмотр в полноэкранном режиме - легко просмотреть документ Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства (без загрузки его на свой компьютер). Вы можете использовать режим полноэкранного просмотра, используйте кнопку «Открыть в Pdf-viewer».
• Загрузка на компьютер - Вы можете также скачать Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства на свой компьютер и сохранить его в файлах.

Многие люди предпочитают читать документы не на экране, а в печатной версии. Возможность печати руководства пользователя также была предусмотрена на нашем сайте, и вы можете использовать ее, нажав на иконку «печать» в Pdf-viewer. Нет необходимости печатать все страницы, можно выбрать только нужные страницы документа.

ВСН 167-70: Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства


Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства


Информация отображена на картинке


Информация отображена на картинке


Информация отображена на картинке


Информация отображена на картинке

Для Вашего удобства
Если листать документ прямо на сайте, не очень удобно для Вас, есть два возможных решения:

• Просмотр в полноэкранном режиме - легко просмотреть документ Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства (без загрузки его на свой компьютер). Вы можете использовать режим полноэкранного просмотра, используйте кнопку «Открыть в Pdf-viewer».
• Загрузка на компьютер - Вы можете также скачать Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства на свой компьютер и сохранить его в файлах.

Многие люди предпочитают читать документы не на экране, а в печатной версии. Возможность печати руководства пользователя также была предусмотрена на нашем сайте, и вы можете использовать ее, нажав на иконку «печать» в Pdf-viewer. Нет необходимости печатать все страницы, можно выбрать только нужные страницы документа.

Ведомственные строительные нормы ВСН 167-70 "Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства" (утв. Техническим управлением Минтрансстроя СССР от 1 июня 1970 г. N 44)

1.1. Настоящие Технические указания распространяются на проектирование подпорных стен, возводимых на естественных основаниях для поддержания откосов насыпей (низовые стены) и выемок (верховые стены) железных и автомобильных дорог. Указания не распространяются на проектирование подпорных стен специального назначения: противооползневых, противообвальных, морских и волноотбойных; речных берегоукрепительных, а также всех типов стен, сооружаемых в районах вечной мерзлоты.

1.2. При проектировании подпорных стен для районов, подверженных землетрясениям силой более 6 баллов, помимо настоящих Технических указаний, необходимо руководствоваться главой СНиП II-А. 12-62 "Строительство в сейсмических районах. Нормы проектирования".

1.3. Подпорные стены в течение всего срока службы должны обеспечивать безопасность и бесперебойность нормального движения транспорта, а также простоту и наименьшую трудоемкость их содержания в процессе эксплуатации.

1.4. Местоположение подпорной стены и ее конструкция должны устанавливаться в проекте на основании технико-экономического сравнения вариантов.

1.5. Подпорные стены, сооружаемые в населенных пунктах, следует проектировать с учетом архитектурных особенностей этих пунктов.

1.6. Подпорные стены допускается возводить из железобетона, бетона (бутобетона), а также из камня на цементном растворе.

1.7. Материалы, применяемые для сооружения подпорных стен, должны удовлетворять требованиям главы СНиП II-Д.7-62 "Мосты и трубы. Нормы проектирования", предъявляемым к материалам опор мостов и фундаментов труб.

2. Конструирование

2.1. Подпорные стены из железобетона рекомендуются уголкового типа (без контрфорсов, а при высоте свыше 3-4 м и с контрфорсами); при соответствующем обосновании могут также применяться ряжевые и другие железобетонные подпорные стены. Из бетона и камня рекомендуется возводить массивные, подпорные стены, а также стены одевающего типа.

Конструкции подпорных стен могут выполняться монолитными, сборными и сборно-монолитными.

2.2. Верховые подпорные стены должны располагаться за водоотводным кюветом. В целях уменьшения объема работ допускается устраивать у кюветных лотков вертикальные стены; ширина кювета у дна должна быть не менее 0,4 м.

2.3. В выемках на прямых участках расстояние от оси ближайшего железнодорожного пути до подпорной стены на уровне подошв шпал и выше должно быть не менее: на линиях I и II категорий - 3,7 м в каждую сторону; на линиях III и IV категорий - 3,7 м в одну сторону и 3 м - в другую. В полувыемках это расстояние следует принимать: на линиях I и II категорий - 3,7 м; на линиях III и IV категорий-3 м.

На кривых участках минимальное расстояние от оси ближайшего железнодорожного пути до подпорной стены, расположенной в выемке или полувыемке с внешней стороны кривой, необходимо увеличивать согласно табл. 1.

2.4. В насыпях на прямых участках минимальное расстояние от оси ближайшего железнодорожного пути до верха наружной грани (к которой крепятся перила см. п. 2.20) подпорной стены следует принимать согласно табл. 2.

Линии I и II категорий

Линии III и IV категорий

Категория линий

Расстояние от оси ближайшего железнодорожного пути до верхней наружной грани низовой подпорной стены, м, при виде грунта земляного полотна

На кривых участках пути эти расстояния необходимо увеличить: для подпорной стены, расположенной с внешней стороны кривой, согласно табл. 1, а для подпорной стены, расположенной с внутренней стороны кривой, - на величину , определяемую по формуле ,

где L = 17 м - наибольшее расстояние между шкворневыми балками у обращающихся вагонов:

R - радиус кривой;

h - возвышение наружного рельса;

b = 1,524 м - ширина колеи;

= 1,1 м - высота перил.

2.5. Толщина подпорной стены и ее отдельных элементов должна быть не менее:

для каменной кладки и бутобетонной 0,6 м

для бетонной кладки 0,4 "

для железобетона 0,1 "

2.6. Расположение подпорной стены на автомобильной дороге должно удовлетворять требованиям главы СНиП II-Д.5-62 "Автомобильные дороги общей сети Союза ССР. Нормы проектирования".

2.7. Подпорные стены необходимо разделять сквозными вертикальными швами (на всю высоту стены, включая фундамент) на секции длиной от 6 до 20 м. Швы следует располагать так, чтобы подошва каждой секции опиралась на однородный грунт.

Стены на автомобильных дорогах допускается делить на секции длиной менее 6 м, при условии специального обоснования приведения давлений от каждого ряда колес автотранспорта (на призме обрушения) к нагрузке, распределенной на сплошной полосе (см. п. 4.5).

2.8. В продольном направлении подошву подпорной стены следует располагать на горизонтальной площадке или на уклоне до 0,02. При уклоне местности свыше 0,02 необходимо стену устраивать со ступенчатой подошвой.

2.9. Глубина заложения подошвы фундамента подпорной стены при непучинистых нескальных грунтах в основании должна быть не менее 1 м, а при прочих грунтах должна, кроме того, не менее чем на 0,25 м превышать расчетную глубину промерзания грунта. При опирании на скальные грунты глубина заложения подошвы фундамента должна быть не менее 0,25 м.

Глубина заложения подошвы фундамента определяется для верховой подпорной стены от дна кювета, а для низовой - от поверхности грунта (по нормали к ней).

Допускается при грунтах в основании, подверженных пучению, проектировать фундамент такой же глубины, как и в случае непучинистых нескальных грунтов при условии, что под подошвой фундамента до глубины, на 0,25 м превышающей глубину промерзания, устроена специальная подушка из утрамбованного песка или щебня.

К подверженным пучению грунтам относятся суглинки, супеси, пылеватые и мелкие пески, а также крупнообломочные грунты, содержащие частицы размером 0,1 мм в количестве 30% по весу и более.

2.10. При проектировании конструкций железобетонных и бетонных подпорных стен следует выполнять требования "Указаний по проектированию железобетонных и бетонных конструкций железнодорожных, автодорожных и городских мостов и труб" (СН 365-67), предъявляемые к железобетонным и бетонным конструкциям мостов.

2.11. Для облицовки подпорной стены из природного камня допускается применять камни той же марки, что и для кладки, при условии удовлетворения требованиям морозостойкости, но с подбором лучших камней, приколом их и более тщательной разделкой швов.

2.12. Камни кладки подпорных стен должны иметь по возможности правильную форму. Перевязка швов должна быть не менее 10 см, а для угловых камней - не менее 15 см.

2.13. Для повышения устойчивости стены против опрокидывания в ее конструкции со стороны засыпки предусматривают консольный выступ (разгрузочную консоль); для повышения устойчивости против скольжения устраивают также шпору в подошве стены или этой подошве придают уклон, при котором ее скольжению по грунту сопротивляется сила веса стены.

2.14. Обратную засыпку за подпорными стенами рекомендуется производить крупнообломочными грунтами, а также песками: гравелистыми, крупными или средней крупности.

2.15. Поверхности подпорных стен, соприкасающиеся с грунтом (кроме подошвы фундамента), следует покрывать гидроизоляцией, например, горячим битумом (за 2 раза).

Для обеспечения учитываемых в расчете сил трения между грунтом и этими поверхностями их следует делать неровными. При бетонных и железобетонных стенах этого можно достичь, смещая горизонтально расположенные соседние доски опалубки относительно друг друга на 0,5-1,0 см.

2.16. За подпорной стеной на высоте не менее 0,5 м над дном кювета (для верховых стен) или поверхностью грунта (для низовых стен) следует устраивать продольный дренаж (с уклоном не менее 0,04) из камня, щебня или гравия. В основании дренажа должна быть дана подготовка из слоя жирной глины или уложены сборные железобетонные желоба. В теле подпорной стены не реже чем через 2 м необходимо предусмотреть окна или трубки для выпуска воды из дренажа.

При подпорных стенах ряжевой сквозной конструкции продольный дренаж не устраивается.

ВСН 167-70: Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства


Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства


Информация отображена на картинке


Информация отображена на картинке


Информация отображена на картинке


Информация отображена на картинке

Для Вашего удобства
Если листать документ прямо на сайте, не очень удобно для Вас, есть два возможных решения:

• Просмотр в полноэкранном режиме - легко просмотреть документ Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства (без загрузки его на свой компьютер). Вы можете использовать режим полноэкранного просмотра, используйте кнопку «Открыть в Pdf-viewer».
• Загрузка на компьютер - Вы можете также скачать Технические указания по проектированию подпорных стен для транспортного строительства на свой компьютер и сохранить его в файлах.

Многие люди предпочитают читать документы не на экране, а в печатной версии. Возможность печати руководства пользователя также была предусмотрена на нашем сайте, и вы можете использовать ее, нажав на иконку «печать» в Pdf-viewer. Нет необходимости печатать все страницы, можно выбрать только нужные страницы документа.

Читайте также: