Васнецов строительство первых стен кремля

Обновлено: 15.05.2024

Старая Москва на картинах художников

Единственный способ заглянуть в прошлое Москвы до периода появления фотографии — это посмотреть картины художников, мастеров исторической реконструкции. В этом материале мы сравним облик старинной Москвы с тем, как она выглядит сейчас.

На более ранней картине (1902-й год) Аполлинарий Васнецов изобразил Москву при Иване Грозном. Красная площадь 1550-ых годов: Храм Василия Блаженного еще в процессе строительства, а стены Кремля побелены, что является довольно спорной гипотезой для этого времени. Вдоль кремля стоят избы, а по площади снуют торговцы и всадники. Справа, как и на предыдущей картине, видна стрелковая башня, которая до нашего времени не сохранилась. По сравнению с прошлым, современная Красная площадь выглядит пустой. Кремль уже красный, да и выглядит совсем иначе, а единственным строением перед его стенами является Мавзолей.

На картине другого великого художника, которого современники называли «русским Каналетто», Федора Яковлевича Алексеева, изображена совсем другая, более поздняя Красная площадь. Художник изобразил ее абсолютно пустынной. Мы видим центр Москвы как будто с высоты трехэтажного здания. Из-за Покровского собора уже выглядывает плотная застройка города, которая простирается до горизонта, а центром картины является Лобное место, с которого в старину объявлялись народу важнейшие указы государей, и на котором совершались наказания и казни. Кремль уже обрел современные очертания, особенно это видно по Спасской башне, но площадь все еще заставлена различными постройками, в основном торговыми.

На картине Карла Ивановича Рабуса 1830-х годов изображен Храм Василия Блаженного со стороны пересечения Варварки и Васильевского спуска. Как раньше, так и сейчас, это, возможно, самый известный храм в России. По легенде, увидев храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не смогли больше нигде построить такое чудо. Якобы на вопрос царя, сможет ли мастер построить другой такой же прекрасный храм или даже лучший, тот с вызовом ответил: «Могу!», чем разгневал царя. «Ты лжешь!» — вскричал Грозный и приказал лишить обоих зодчих, возводивших храм, глаз. На картине от храма спускается крестный ход, которому кланяются проходящие мимо люди. Удивительно, но с этого угла, кажется, будто практически ничего не изменилось, кроме отдельных деталей. На месте улицы, на которой сидел художник, сейчас стройка в Зарядье, а на месте дома с колоннами с правого края картины — Средние торговые ряды

А вот в сравнении с изображенным на картине Федора Алексеева «Вид храма Василия Блаженного от Москворецкой улицы» изменилось очень многое. Сейчас это место с плотной жилой застройкой по сути превратилось в съезд с моста к набережной. Теперь все пространство здесь отдано автомобилям. Что интересно, реальная "точка рисовки" картины находится где-то внутри рампы моста.

На еще одной картине Аполлинария Васнецова «Книжные лавки на Спасском мосту, XVII век» можно увидеть уже не существующий Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади. Этот ров стал не только последним пристанищем для противников, атаковавших в разное время Кремль, но и местом жительства экзотических животных. Он обладал системой шлюзов, и отдельные его участки можно было осушать. Во времена правления Ивана Грозного был осушен участок у Воскресенских ворот Китай-города. Здесь содержались львы, которых прислали из Англии, из-за чего Воскресенские ворота часто называли Львиными. В XVII веке, ровно в то время, которое и отображает картина, во рву поселили слона. Он был подарком персидского шаха Аббаса II царю Алексею Михайловичу. К сожалению, слон быстро стал страдать желудочными расстройствами и с наступлением морозов умер. После войны 1812 года торговые лавки вдоль рва были снесены, а сам ров засыпан.

На картине Федора Алексеева «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» изображены основные памятники московской архитектуры на рубеже XVIII-XIX веков. На переднем плане виден мост через реку Неглинку, ведущий к Воскресенским воротам с двумя шатровыми башнями и Иверской часовней. Рядом с воротами находит здание Главной аптеки, внутри которой изначально был университет. Справа можно увидеть Арсенальную башню Московского Кремля, а слева здание Монетного двора.

Спустя несколько лет, в 1811-м году Алексеев нарисовал это же место, но уже с людьми. Неглинный мост выглядит намного оживленнее. Благодаря художнику мы можем вглядеться в изображение многочисленных горожан и получить представление о внешнем облике москвичей рубежа XVIII-XIX веков. Повсюду кипит жизнь. Кареты, повозки, всадники на лошадях, собаки — все это важная часть образа центра Москвы того времени. Сейчас все иначе. В том же виде сохранились только Воскресенские ворота, даже Кремль уже выглядит совсем по-другому. Моста, да и самой речки Неглинной больше нет. В 1817-1819-х годах ее заключили в трубу, однако она еще долго напоминала о себе во время регулярных наводнений. В 1872-м рядом с Воскресенскими воротами был возведен Государственный исторический музей, который стоит здесь по сей день.

В 1810-е года Федор Алексеев изобразил на другой своей картине вид на Кремль со стороны Троицких ворот. Тогда тут еще протекала Неглинная, а для того, чтобы подойти к стенам Кремля, нужно было преодолеть не одну преграду. Напротив стен по другую сторону реки была плотная жилая застройка. Благодаря невероятной детализации изображения мы можем заглянуть за первый ряд зданий и увидеть архитектуру остального города. Сейчас так сделать уже, конечно, не получится. За высоким корпусом гостиницы «Москва» почти ничего не разглядеть. Зато под стенами Кремля на месте спрятанной под землю Неглинной разбит Александровский сад, возникший, кстати, ненамного позже написания этой картины.

На более ранней картине Алексеева, 1800-х годов, можно увидеть сохранившийся до сих пор Императорский Воспитательный дом, основанный еще в 1764-м году по инициативе просветителя Ивана Ивановича Бецкого как благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Это одно из редких зданий, переживших наполеоновский пожар 1812-го года и крупнейшее здание Москвы дореволюционного периода. Крайне интересно и то, как выглядела в то время Москва-река, которая занимает здесь большую часть полотна. Раньше на ней кипела жизнь. Лодки и суда разнообразнейших размеров и форм бороздили ее воды. Были тут и плавучие причалы. Сейчас Москва-река кажется даже шире, но куда спокойнее и пустынней. По обе стороны от нее тянется дорога, которую обычно плотно занимают автомобили.

На картине Аполлинария Васнецова, которому во многом была посвящена предыдущая часть нашего рассказа, изображен Троицкий мост и Кутафья башня. По мнению историка Москвы И. Е. Забелина, первый каменный Троицкий мост, вероятно, был построен еще в 1367-м году, одновременно с возведением каменных стен Кремля. Последовавший за ним девятипролетный кирпичный мост был сооружен в 1516-м году по проекту итальянского архитектора Алевиза Фрязина примерно в одно время с основным комплексом сооружений современного Кремля. Назывался он тогда Ризоположенский, по тогдашнему названию Троицких ворот. Некоторые пролеты моста были непроточными и создавали дамбу на реке Неглинной, поэтому выше Троицкого моста был расположен пруд, который также использовался в фортификационных целях. Проход к мосту перекрывала Кутафья башня. Возможно сейчас она выглядит странно, но в те времена это была практически неприступная преграда. Отводную стрельницу окружала Неглинка и ров, заполненный водой. Единственный вход в укрепление закрывался подъемным мостом. По окружности второго этажа шли бойницы подошвенного боя и машикули, с помощью которых наступающего противника поливали кипящей смолой . По названию картины «В осадном сиденье» можно догадаться, что город готовится к обороне. Многочисленные торговцы и просто местные жители, похватав все, что успели, толпятся у входа в Кутафью башню, чтобы подняться по Троицкому мосту и спрятаться за стенами Кремля. Удивительно, но все эти сооружения сохранились до сих пор. Сейчас они находятся прямо посреди Александровского сада. Кутафья башня теперь единственная оставшаяся отводной башней-стельницей Московского Кремля. Недавно рядом с ней возвели стеклянные павильоны и организовали на ее входе досмотровый центр.

На картине Алексеева 1800-х годов изображена уже исчезнувшая церковь Никола Большой крест на Ильинке. Храм был возведен в 1680-х годах и отличался пышной каменной «резью» только входившего в моду барокко. Появление этой церкви оказало большое влияние на формирование подобного стиля в московской архитектуре. К сожалению, с приходом советской власти в 1933-м году ее снесли, также как и множество других храмов. Этому событию москвовед и очевидец сноса храма Ю. К. Ефремов даже посветил свое стихотворение «На смерть». За несколько веков исчезла не только церковь Никола Большой крест, но и вся застройка того времени, которую успел запечатлеть Алексеев.

Интересна и картина одного из известнейших русских художников-передвижников Владимира Маковского, изображающая ночлежный дом в Москве и ожидающих у его стен бездомных. Эти заведения по сути были приютами, предоставляющими койку на ночь для нуждающихся людей, а в некоторых случаях даже пропитание и посильную материальную помощь. Здесь же происходил и найм чернорабочих. Первые ночлежки начали возникать в России в 1860-1870-е годы. Это происходило из-за стремительного переселения обедневшего крестьянства в большие города ради заработков. Так их описывал русский писатель Владимир Гиляровский: «Двух- и трёхэтажные дома вокруг площади все полны такими ночлежками, в которых ночевало и ютилось до десяти тысяч человек. Эти дома приносили огромный барыш домовладельцам». На картине изображен участок Трехсвятительского переулка около дома № 6. Сейчас здесь все совсем иначе. Изменилась застройка, исчезли красивые газовые фонари, а вместо ночлежников теперь запаркованные по обе стороны переулка автомобили.

А вот вид на усадьбу Останкино 1833-го года. Автор этой картины — известный художник-реконструктор Николай Подключников. На ней видна еще неотреставрированная церковь Троицы Живоначальной в Останкино, являющаяся одним из лучших примеров стиля «русского узорочья», и останкинский пруд, который также называют Дворцовым. Это название пошло по расположенному позади него Останкинскому дворцу, главному дому усадьбы Останкино графов Шереметевых. Тогда в этих местах был театр, в котором давали представления. Раньше здесь устраивались разного рода гуляния и проводила свое время знать. В те времена рядом с прудом находился театр, в котором давали представления крепостные. Случалось, что крепостные актрисы кончали с собой, топясь именно в этом пруду. Сейчас утопиться здесь довольно сложно: тут довольно мелко, да и купаться запрещено, так как пруд имеет исключительно техническое назначение. Тем не менее, и сейчас этот Останкинский пруд остается довольно популярным местом отдыха для местных жителей.

Другое популярное место для отдыха, а именно усадьбу Царицыно, можно наблюдать на картине известного живописца Владимира Аммона. Здесь по приказу императрицы Екатерины II в 1776-м году был заложен дворцово-парковый ансамбль. На картине он уже спустя 59 лет после открытия, в 1835 году. В то время Николай II планировал приспособить запустевший дворец под казармы или военное училище. Тогда, по мнению властей, это была единственная возможность использовать царицынские постройки в практических целях и тем самым спасти их от разрушения, которые началось еще в 1800-х, после смерти Екатерины Великой.

Запустение и разрушение хорошо видно на картине Федора Алексеева, написанной в как раз в тот период. Тут не проводилось никаких работ, а лишённый должного ухода кантемировский «геометрический сад» начал засыхать. Часть построек стала разрушаться и зарастать зеленью. Все это чем-то напоминало классические руины и тем самым еще больше привлекало художников, стремившихся запечатлеть разрушение прекрасного парка. Тем не менее, Царицино пусть и не без потерь, но выжило и получило статус охраняемого объекта культурного наследия. Несмотря на него, в 2007-м году в парке провели полномасштабную реконструкцию, которую замаскировали под обычное благоустройство. В ходе нее была уничтожена уникальная природа парка, заменена земля, вырублены тысячи здоровых деревьев и кустарников. Парку был нанесен ущерб, который в правительстве посчитали пустяковым, а вырубленные деревья назвали «допустимыми потерями».

История Москвы в картинах Аполлинария Васнецова

Четверг, февраля 4, 2016

После себя Аполлинарий Васнецов оставил множество живописных и графических работ с дотошной реконструкцией Москвы в разные эпохи. В этой публикации мы посмотрим самые яркие из них с комментариями.

Васнецов. Строительство новых стен


Строительство новых стен. 12 век

Васнецов. Двор Удельного князя


Двор удельного князя.

Автор не уточняет, какого точно князя, но давая усредненную картинку времен феодальной раздробленности до возвышения Москвы в начале 14 века при Иване Калите.

Кремль при Иване Калите. Васнецов


Кремль при Иване Калите.

В первой половине 14 века Москва становится важнейшим городом северо-восточной Руси. При Иване Калите строится новый деревянный Кремль. Митрополит Петр перенес свою резиденцию в Москву, в результате в Кремле появляются первые каменные соборы

Кремль при Дмитрии Донском. Васнецов


Белокаменный Кремль при Дмитрии Донском. Примерно 1368 г.

Скорее всего, Васнецов немного преувеличивает, поскольку согласно данным раскопок из камня были сложены только башни и самые уязвимые участки крепости, в основном же укрепления оставались деревянными.

Московский Кремль при Иване 3. Васнецов


Кремль при Иване III

В конце 15 века итальянскими зодчими возводится нынешний краснокирпичный Кремль, еще без шатровых завершений и шпилей с деревянными крышами на типично итальянских башнях. Внутри крепости уже стоят каменные палаты, построен Успенский собор, строится Благовещенский. По Васильевскому спуску вверх уже начали рыть Алевизов ров. Через реку в Замоскворечье уже проложен наплавной мост.

Москва конца 14 века. Васнецов


Кремль в конце 14 века

В 1382 г. к Москве подошли войска Тохтамыша. Два дня москвичи и литовцы отчаянно отбивали атаки, мощные крепостные стены невозможно было взять приступом, тогда Тохтамыш пошел на хитрость и прислал нижегородских князей Василия Кирдяпу и Семёна Дмитриевича. Князья убедили обороняющихся сдаться при условии, что Тохтамыш не сделает ничего дурного. Ворота города были открыты, но обещания хан не сдержал, город был разграблен, а множество населения перебито.

f54e89ad3c4c6752f960813060557276


Кремль при Иване Грозном. 1550-е

Стены Кремля побелены (спорная гипотеза для того времени). Покровский собор (Храм Василия Блаженного) в процессе строительства

Гонцы. Ранним утром в Кремле. Васнецов


Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало 17 века.

Площадб Ивана Великого. Васнецов


Площадь Ивана Великого в Кремле, 17 век.

p.txt


Троицкий мост и Кутафья башня

Ныне официальный туристический вход в Кремль и Александровский сад вместо реки.

Книжные лавки на Спасском мосту


Книжные лавки на Спасском мосту, 17 век

Мост через Алевизов ров перед Спасской башней на Красной площади

Расцвет Кремля. Васнецов


Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце 17 века.

Всехсвятский мости


Всехсвятский мост

Всехсвятский мост


Всехсвятский мост зимой и скоморохи на переднем плане.

Замоскворечье тогда было районом стрельцов, защищавших город с юга от набегов крымских татар на оборонительных укреплениях Крымского вала.

Красная площадь во второй половине 17 века


Красная площадь во второй половине 17 века

Такой Москву принял Петр I

К Кремлю еще примыкает стена Белого города, сквозь дыру в которой протекает Неглинная.

Воскресенский мост. Васнецов


Воскресенский мост через Неглинную перед входом на Красную площадь у одноименных ворот, 17 век

du5w4vgn4l


Спасские водяные ворота Китай-города. Васильевский спуск китайгородская стена

Отъезд с кулачного боя. Васнецов


Отъезд с кулачного боя. То же самое место зимой

В 17 веке город сильно растет, и в своих работах, посвященных этому периоду и позже Васнецов уже отходит от Кремля.


Семиверхая угловая башня Белого города.

Башня стояла примерно на месте нынешнего Храма Христа Спасителя. Её пушки были направлены на Крымский брод. В Смутное время у этой башни был большой бой.

Пушечно-литейный двор


Пушечно-литейный двор на реке Неглинной

В 17 веке здесь работало около 500 мастеров, в работе использовались водяные колеса на реке. Именно отливали пушки для стрельцов и в 16 веке отлили Царь-пушку. Напоминанием об этом дворе до сих пор служит Пушечная улица за Центральным детским миром.

Мясницкие ворота. Васнецов


У Мясницких ворот.

Трубная площадь, названная по дыре в стене Белого города (дыре) для реки Неглинной. Здесь торговали лубом и готовыми срубами для строительства домов.

Выход боярыни,. Старая Москва. Васнецов


Выход боярыни

Медведчики. Старая Москва. Васнецов


Медведчики

Скоморохи


Скоморохи

На крестце. Китай-город. Васнецов.


На крестце (на перекрестке) в Китай-городе.

Густонаселенный квартал Зарядья. Ныне на этом месте пустырь вдоль Варварки

Улица в Китай-городе


Улица в Китай-городе.

И снова Зарядье. Васнецов все больше дает волю фантазии. На этих картинах грань между историей и сказаниями начинает размываться. Закончим подборку совсем фантастической картиной:

Двор князя Жемчужного


Двор князя Жемчужного

Вымышленная архитектура, вымышленные персонажи, а вот Кремль за рекой настоящий

Аполлинарий Васнецов


Аполлинарий Васнецов

800px-Vasnetsov_am_plaque


Мемориальная доска на доме 6 в Фурманном переулке, где жил и работал Аполлинарий Васнецов

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Четверг, февраля 4, 2016 в 11:22 в теме: ГОРОД, Картины, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

Как Васнецов воссоздал на картинах исторический облик Москвы?

Практически всем интересующимся историей Москвы известны картины Аполлинария Михайловича Васнецова, на которых он запечатлел виды города XII, XIV и XVII столетий.

Как работал художник над их созданием? Художественный вымысел это или тщательно реконструированная былая действительность? Попробуем ответить на эти вопросы в нашей статье.

Одной из первых работ живописца из серии видов Первопрестольной столицы была картина «Москва-городок и окрестности во второй половине 12 века», где на месте будущей столицы просматриваются небольшие поселения, расположенные на холмах, а также множество рек и речушек, среди которых главные водные артерии – Москва-река и Яуза.

Васнецов А.М. «Москва-городок и окрестности во второй половине 12 века» Васнецов А.М. «Москва-городок и окрестности во второй половине 12 века»

Чтобы воссоздать этот вид, Васнецов провел большую исследовательскую работу, задействовав в качестве источника летописные документы и воспоминания современников той эпохи. Конечно, историческая реконструкция переплеталась с личным восприятием, но подходил к этому художник со всей основательностью.

Вначале Аполлинарий Михайлович штудировал работы историков и археологов, а после выходил на место, которое предполагал воссоздать. На это, порой, уходило до нескольких месяцев.

Далее, он чертил план-карту местности, на которой красными чернилами отмечались сохранившиеся в его бытность постройки, а черными – строения требующие воссоздания по историческим документам. Всё это сопровождалось пояснительной запиской.

В своих исследованиях художник обращался к работам видных историков, среди которых были Карамзин, Соловьев, Ключевский и его учитель Иван Забелин, а также к воспоминаниям иноземцев, посещавших Московию, планам и картам средних веков, работал в архивах.

О серьезном отношении к работам можно судить по тому, что Аполлинарий Михайлович Васнецов состоял в «Археологическом обществе», председательствовал в «Комиссии по изучению старой Москвы», выступал на собраниях общества «Старая Москва».

Благодаря такому отношению художника к своим работам, сегодня мы имеем возможность «переместиться во времени» и увидеть, какой была Москва в стародавние времена!

File:Vasnetsov Stroitelstvo derevyznnyh sten Kremlya 1903.jpg

File:Vasnetsov Stroitelstvo derevyznnyh sten Kremlya 1903.jpg

[1] If the author of this work was subjected to repression and rehabilitated posthumously, countdown of copyright protection began not from the death date, but from the rehabilitation date. If the work was first published posthumously, the copyright term is counted from the date of that first publication, unless the author was later rehabilitated, in which case it runs again from that later rehabilitation date.
[2] Cinema films created before January 1, 1929 are subjects of points 1-2 of this template.

[3] ROSTA reports created before July 10, 1925 are subjects of points 1-4 of this template.

The official position taken by the Wikimedia Foundation is that "faithful reproductions of two-dimensional public domain works of art are public domain".
This photographic reproduction is therefore also considered to be in the public domain in the United States. In other jurisdictions, re-use of this content may be restricted; see Reuse of PD-Art photographs for details.

File history

Click on a date/time to view the file as it appeared at that time.

Date/TimeThumbnailDimensionsUserComment
current04:53, 13 August 2018 1,200 × 827 (301 KB) Владислав Резвый (talk | contribs) higher resolution
18:40, 22 February 2012 1,000 × 689 (194 KB) Bogomolov.PL (talk | contribs) better resolution
05:42, 2 February 2009 700 × 482 (99 KB) Sfrandzi (talk | contribs) > <> |Technique= |Dimensions= |Location= |Count

You cannot overwrite this file.

File usage on Commons

The following 3 pages use this file:

File usage on other wikis

The following other wikis use this file:

Metadata

This file contains additional information such as Exif metadata which may have been added by the digital camera, scanner, or software program used to create or digitize it. If the file has been modified from its original state, some details such as the timestamp may not fully reflect those of the original file. The timestamp is only as accurate as the clock in the camera, and it may be completely wrong.

Полет с художником

Буквально «пролететь» над Первовпестольной XII, XIV или XVII века можно, рассмотрев картины русского художника Аполлинария Михайловича Васнецова. На его полотнах и самая первая деревянная крепость, и каменный град, и ландшафты девятивековой давности. Многие из них хранятся в Музее Москвы. Вместе с его специалистами МОСЛЕНТА отправилась «парить» над первыми укреплениями Боровицкого холма и средневековой столицей.

Найти протогород

Зеленые поля XII века с первыми укреплениями на вершине Боровицкого холма — самый ранний из нарисованных Аполлинарием Михайловичем видов московских земель. «Москва-городок» на его картине — это небольшие поселения, разбросанные по семи холмам. Их рельеф изрезан небольшими реками, которые появились на рисунке после изучения Аполлинарием Васнецовым локальной гидрографии.

«Чтобы создать эту работу, художник исследовал летописные свидетельства, первые упоминания о Москве XII века. Основной задачей Васнецова было показать зрителю, что Москва XII века это небольшая крепость. Ему было важно знать, почему на этом месте появился город, определить «характер пейзажа», как говорил сам художник. Историческая реконструкция вида здесь сочетается с художественным осмыслением. Васнецов тратил достаточно много времени на написание своих картин. Дело было в подготовительном этапе. Сначала художник делал выписки из исторических документов, изучал труды историков и археологов, исследовал город. Такая работа могла длиться месяцами», — рассказывает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы Екатерина Святицкая.

Аполлинарий Васнецов «Москва-городок и окрестности во второй половине 12 века»

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

Работая над очередной картиной, художник прорисовывал красно-черный план-карту изображаемой территории, получался вид сверху. Красной тушью он отмечал строения, сохранившиеся до его времени, черной — здания, фасады и формы, которые приходилось реконструировать по информации в источниках. Большая часть таких карт получалась темной. К каждой работе делались не только эскизы, но и графический план с пояснительной запиской.

Для художественной реконструкции Аполлинарий Васнецов использовал сведения из летописей, записок иностранцев, этнографические материалы, изучал средневековые планы и карты, труды историков, например, Николая Карамзина, Сергея Соловьева, Василия Ключевского, Ивана Забелина. Художнику, известному среди археологов и историков, были доступны исторические материалы из московских архивов, а также из Исторического музея, Оружейной палаты Московского Кремля.

Помогало в работе и то, что Аполлинарий Васнецов был членом Московского Археологического общества и председателем Комиссии по изучению старой Москвы. С докладами о своих картинах-реконструкциях Васнецов выступал на заседаниях общества «Старая Москва». Его учителем был русский историк и археолог Иван Забелин, работавший в Кремле и Императорском Историческом музее (ГИМ).

Аполлинарий Васнецов «Пушечно-литейный двор на реке Неглинной в XVII век»

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

«В работе художник пользовался сведениями многовековой давности, но, конечно, нельзя утверждать, что они стопроцентно точны. Расположение некоторых построек он мог определять, например, по сохранившемуся фундаменту. Есть и пласт исторических письменных источников, которые помогают найти косвенную информацию. Например, если мы не знаем точной даты строительства храма, то иногда можно найти в документах, когда начали выделять деньги на его причт (штат священников), в каком году, например, подарили, святой образ. Это поможет определить дату появления строения», — комментирует Екатерина Святицкая.

Полюбить столичное сердце

«Прибытие мое в Москву было решительным поворотом… в искусстве», — написал Аполлинарий Васнецов сразу после приезда в город. Тогда художнику было 22 года.

В Москве он сблизился с членами Абрамцевского художественного кружка Саввы Мамонтова.

«Здесь он общается с друзьями старшего брата — Иваном Шишкиным, Архипом Куинджи, Иваном Репиным. В этот период общество все больше интересуется историей допетровской Руси. Например, архитектура Государственного исторического музея — это псевдорусский стиль конца XIX века, который гармонично сочетает здание Исторического Музея с его шатровыми навершиями с архитектурой кремлевских башен, надстроенных в конце XVII века. Тогда же художники, архитекторы стали больше обращаться к тематике древнерусских сказок, славянской мифологии. Даже для дома выбирали тяжелую дубовую мебель в старорусском стиле. В Первопрестольной увлечение этими народными элементами, пожалуй, было выражено сильнее, чем в более европейском Петербурге, хотя и там мы встретим архитектурные шедевры этого стиля», — отмечает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы.

Аполлинарий Васнецов «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века»

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

Следуя наметившемуся культурному тренду и собственному интересу Аполлинарий Васнецов разрабатывал эскизы к картинам с Китайгородской стеной XVI века, Семиверхой башней Белого города XVII века, старым устьем реки Неглинной начала XVIII века, Пушечно-литейным двором на Неглинной.

Но чаще всего историческое внимание и любопытство художника обращались к Московскому Кремлю. Он писал его в разные эпохи: и когда стены были еще деревянными в XII-XIV столетиях, и когда городская крепость буквально расцветала красками новых каменных построек — в XVII веке. На выставке «История Москвы для детей и взрослых» в Музее Москвы представлены такие работы, как «Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году», «Московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III».

«Строительство и крепостных стен и зданий внутри Кремля, традиционных для русского зодчества — вот, что изображает художник. Понятно, что расположение строений внутри деревянного Кремля иногда неточное. Но Аполлинарий Васнецов обозначает важные точки. Например, первый храм, который появился в Кремле, а он упомянут в летописи — Спас на Бору. Мы не знаем достоверно, как выглядело его здание, ведь от него ничего не осталось, но форма, которую рисует художник, скорее всего, была именно такой. Аполлинарий Васнецов анализировал традиционную для того времени застройку и не только на территории современной Москвы. Например, он мог присмотреться к сохранившимся храмам Владимиро-Суздальской Руси и сделать аналогичное изображение», — рассказывает Екатерина Святицкая.

Башни уже каменного Кремля XIV века художник рисует, заранее изучая формы их белых предшественниц.

Аполлинарий Васнецов «Спасские Водяные ворота Китай-города в XVII веке»

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

«Сохранились белокаменные крепости Северной Руси — в Старой Ладоге, Пскове, Новгороде, Изборске. По тому же фортификационному принципу, что и там, строились кремлевские стены. Поэтому Васнецов, который много путешествовал по России, хорошо был с этим знаком. Как правило, угловые башни крепостей делались круглыми, башни по фронтам — квадратными», — объясняет Екатерина Святицкая.

В XV веке, во время правления Ивана III, возводится краснокирпичный Кремль — те стены, которые мы видим и сейчас. Поэтому его художник мог просто срисовать.

«Картину «Московский Кремль при Иване III» легко использовать как историческую иллюстрацию возведения кремлевских строений во время правления князя. На ней можно увидеть, что Успенский собор уже построен, а на Архангельском не хватает только куполов. Виден и Благовещенский собор», — рассказывает Екатерина Святицкая.

Написать энциклопедию московской жизни

В главной роли на исторических картинах Аполлинария Васнецова почти всегда оказывается архитектура, а бытовые сцены только подчеркивают особенности эпохи. Но «Красная площадь во второй половине XVII века» стала практически энциклопедией, по которой можно изучить один день из городской жизни того времени и бытовые детали прошлого.

Художник легко воссоздал ансамбль Красной площади — Собор Василия Блаженного, Лобное место и, конечно, Спасскую башню с кремлевской стеной. Все это он мог рисовать, стоя у Государственного исторического музея.

Аполлинарий Васнецов «Красная площадь во второй половине XVII века»

Фото: Изображение: пресс-служба Музея Москвы

«В конце XVII века эти строения приобрели тот вид, к которому мы привыкли и сейчас. А на Спасской башне тогда действительно были однострелочные часы, показывавшие только дневное время, — объясняет Екатерина Святицкая. — Идею управления государством художник передал через образ дьяка, который зачитывает приказ. Интересная группа на картине — иноземцы, с которыми еще и толмач-переводчик. Кто-то знатный выезжает из Кремля на запряженной шестерке — тоже важная деталь. А у кремлевских стен кресты — это часовни „на костях и на крови“. В XV-XVII веке на Красной площади часто казнили, такая казнь „на Пожаре“, как тогда называли Красную площадь, считалась особенно позорной».

Стоит вспомнить, что систематического художественного образования Аполлинарий Васнецов не получил. У художника не было даже диплома о среднем образовании, поэтому он не мог поступить в Академию художеств. В Москву он переехал, получив диплом только народного училища. Но это не помешало автору, искренне полюбившему город и свое дело, впервые реконструировать некоторые виды столицы, используя инструментарий художника.

Белый город

Кто впервые назвал столицу «Белокаменной» и когда ее начали так величать, неизвестно до сих пор. Зато на один из главных вопросов истории столичной топонимики — почему Москву иногда именуют городом из белого камня — эксперты отвечают с удовольствием. МОСЛЕНТА вместе со специалистами Музея Москвы изучила, что осталось от седой столичной «белокаменности» сегодня и какая часть белого города уже утрачена.

Белохрамовая

Белый камень — известняк, добывавшийся на территории Московского княжества — еще несколько веков назад стал популярным строительным материалом для некоторых зданий и укреплений, находившихся на территории современного центра столицы.

Первые белокаменные строения Москвы — храмы. В 1326-1327 годах в столице выстроили первый каменный храм, расположенный на территории нынешнего Московского Кремля, — одноглавый Успенский собор.

С этим событием был связан переезд в Москву митрополита — главы Русской православной церкви, резиденция которого до ордынского нашествия находилась в Киеве, а затем была переведена во Владимир.

«В начале XIV века Тверское княжество соперничало с Московским. Тверь вполне могла бы стать столицей Русского государства, поэтому князь Иван Данилович Калита был заинтересован в переносе митрополии в Москву. По легенде, русский митрополит Петр хотел, чтобы в Москве был такой же прекрасный архиерейский собор, как и во Владимире. И Иван Калита пообещал ему построить такой же прекрасный храм, какие издавна строили во Владимиро-Суздальской Руси. После того, как это произошло, митрополия была перенесена, что повысило политический статус Московского княжества», — рассказывает заведующая сектором отдела археологии Музея Москвы Екатерина Святицкая.

В 1330-м году по приказу Ивана Калиты в камне был отстроен и собор Спаса на Бору, в 1333-м возвели Архангельский собор, ставший усыпальницей московских великих князей. Это были еще небольшие одноглавые соборы.

Джильбертсон «Колокольня Ивана Великого и Архангельский собор Московского Кремля»

Белостенная

Начиная с XIV века белый камень использовался для строительства московских крепостных сооружений — стен, башен, мостов. Он шел и в основание стен, и в забутовку. Но полностью белокаменными были только стены Кремля второй половины XIV века.

В 1360-х годах территория старейшего района города была обнесена белокаменными укреплениями: был возведен Кремль — детище эпохи правления князя Дмитрия Донского. Белокаменные стены сменили прежние дубовые.

«Строительство белокаменного Кремля, начавшееся в 1367 году, вряд ли было личной инициативой семнадцатилетнего князя Дмитрия Ивановича, а было предпринято по совету его мудрых наставников. Тем не менее, мы говорим: «кремль князя Дмитрия Донского». Известняк для белокаменного строительства добывали в каменоломнях на Москве-реке, у села Мячково. Были выходы известняка и в других местах, например, в районе современного Дорогомилова, но, по мнению специалистов, там он был не лучшего качества», — объясняет Екатерина Святицкая.

Белокаменные стены Кремля простояли чуть больше ста лет. Их сменили привычные нам стены из красного кирпича.

Аполлинарий Васнецов «Московский Кремль при князе Дмитрии Донском».

Изображение: public domain

Сегодня первые каменные кремлевские стены можно увидеть в Музее Москвы на картине Аполлинария Васнецова, младшего брата известного живописца Виктора. Художник написал Кремль князя Дмитрия Донского в 1920-х: мощные крепостные стены, за которыми спряталась деревянная застройка княжеской резиденции. Здесь же, в музее, представлена их объемная реконструкция на небольшом макете.

В конце XV — начале XVI веков в Москве активно строили из кирпича. Но основания новых московских крепостных стен (например, китайгородской) по-прежнему делали из белого камня. Известняковыми плитами часто облицовывали внешнюю часть стен.

Новые страницы в белокаменную летопись столицы вписывают итальянские архитекторы: в это время они строят многоглавые храмы на Соборной площади Кремля.

Так, итальянец Петрок Малый, строивший китайгородскую стену, по замечаниям некоторых исследователей, был и автором архитектурного решения белокаменной церкви Вознесения Господня в Коломенском (20-30-е годы XVI века).

В конце XVI века в Русском государстве появляется специальный Приказ каменных дел — государственный орган, который руководил строительными работами. Каменный приказ контролировал крупное строительство по всему городу, получал от казны финансирование на его проведение, нанимал мастеров — каменщиков.

В. Орлов «У стен Белого города на Яузе».

Уже после смерти Ивана Грозного, с приходом на престол его преемника Федора Ивановича Москва начала застраиваться третьим «белым» кольцом, Белым городом.

Новая крепостная стена, сложенная уже из кирпича, получила свое название не только по цвету (кирпич, кстати, белили для красоты и сохранности): некоторые историки связывают название «белый» с особым статусом земель внутри Белого города, где проживали «бельцы» — население, освобожденное от уплаты некоторых налогов.

Старейшие белые чудеса

Древнейшее из сохранившихся за пределами Кремля белокаменных строений Москвы — Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, творение зодчих XV века. На рельефах храма все еще видны зооморфные фигуры и композиции из каменных растений. В росписи внутреннего убранства собора принимал участие Андрей Рублев.

Самое возрастное официальное представительство иностранной державы в Москве — Палаты Старого Английского двора на Варварке — тоже было выстроено из белого камня. Правда, уже в начале XVI века. Сегодня это здание имеет статус одного из старейших в Москве. История дома связана с зарождением англо-русских отношений во время правления царя Ивана IV и королевы Елизаветы I.

Палаты Старого Английского двора на Варварке.

Белая Москва Романовых

В XVII веке во время правления Михаила Федоровича Романова московские каменщики были расселены по слободам. Память об этом сохранилась в названиях московских улиц: в Таганском районе, где раньше жили мастера каменных дел, есть улицы Малые и Большие Каменщики, а в районе Старого Арбата и Смоленской площади проходит переулок Каменная слобода.

«По приказу Михаила Федоровича в Москву выписывались и самые лучшие мастера по каменному делу из Кирилло-Белозерского монастыря (нынешняя Вологодская область). Они обнесли белокаменной стеной Новоспасский мужской монастырь», — рассказывает Екатерина Святицкая.

Белый камень использовался и для строительства палат и домов, однако гораздо реже, чем дерево. И дело было не только в высокой стоимости каменного строительства. Как правило, даже дома богатых москвичей были каменными только наполовину. Первый этаж мог быть выстроен из известняка, второй — из дерева, ведь в деревянной части дома было теплее.

Новоспасский мужской монастырь.

Лиляна Виноградова / Фотобанк Лори

Белый камень использовался и в быту. Каменщиком мог стать даже тот, кто не занимался каменотесным ремеслом профессионально. Простой горожанин сам вытесывал грузила для рыболовной сети, жерновцы для мельниц. Купец же заказывал каменотесу торговые пломбы для маркировки тюков с товаром. Такая пломба с надписью «Иваньские кладези» экспонируется на выставке «История Москвы для детей и взрослых» в Музее Москвы. Из известняка делали даже пушечные ядра: так старались экономить дорогой металл.

В XVII — XVIII веках многие столичные белокаменные строения меняют свой вид, перестраиваются и даже сносятся, но и сегодня археологи находят в московской земле фундаменты и фрагменты архитектурных сооружений из белого камня. А значит, величать Москву Белокаменной можно будет всегда.

Читайте также: