Утро красит стены древнего кремля композитор

Обновлено: 15.05.2024

Хор Всесоюзного Радио / Покрасс, сл. Лебедев-Кумач 1937 г. Утро красит нежным светом стены древнего Кремля

Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля,
Просыпается с рассветом
Вся Советская земля.
Холодок бежит за ворот,
Шум на улицах сильней.
С добрым утром, милый город,-
Сердце Родины моей!

Кипучая,
Могучая,
Никем непобедимая,-
Страна моя,
Москва моя -
Ты самая любимая!

Разгорелся день веселый,
Морем улицы шумят,
Из открытых окон школы
Слышны крики октябрят.
Май течет рекой нарядной
По широкой мостовой,
Льется песней необъятной
Над красавицей Москвой.

День уходит, и прохлада
Освежает и бодрит.
Отдохнувши от парада,
Город праздничный гудит.
Вот когда встречаться парам!
Говорлива и жива -
По садам и по бульварам
Растекается Москва.

Стала ночь на день похожей,
Море света над толпой.
Эй, товарищ! Эй, прохожий!-
С нами вместе песню пой!
Погляди,- поет и пляшет
Вся Советская страна.
Нет тебя светлей и краше,
Наша красная весна!

Голубой рассвет глядится
В тишину Москвы-реки,
И поют ночные птицы -
Паровозные гудки.
Бьют часы Кремлевской башни,
Гаснут звезды, тает тень.
До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый, светлый день!

Кипучая,
Могучая,
Никем непобедимая,-
Страна моя,
Москва моя -
Ты самая любимая!

Мастера революционных мелодий. Как утро красит нежным светом судьбу трех еврейских мальчиков с Украины

Мастера революционных мелодий. Как утро красит нежным светом судьбу трех еврейских мальчиков с Украины

Покрасс-старший, Яков Моисеевич, был примерным иудеем, кротко живущим в черте оседлости под Киевом. В начале 90-х годов позапрошлого века Яков Моисеич перебрался в украинскую столицу и занялся колбасной торговлей — делом прибыльным и безопасным. Детки проявляли таланты, но скажите мне на минуточку, какие детки их таки не проявляют? Якову Моисеевичу надо было хорошо считать, чтобы прокормить такую ораву. Он посчитал и решил поставить на самого старшего — Самуила.

Мальчонку начали учить музыке и игре на скрипке.

После некоторых годов учения Самуил в новых скрипящих в до-мажоре ботинках отправился покорять Питер. И покорил — поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где быстро стал одним из самых ярких студентов. Потом к нему присоединился Дмитрий, которого папа не учил ничему, но он тоже проявлял таланты! С чисто иудейской находчивостью он чуть ли не с восьми лет отплясывал на киевских улицах чечетку, пел песенки на бульварах и неплохо зарабатывал. Нужные ноты: 3 песни о Харькове

Нужные ноты: 3 песни о Харькове

Умение выкручиваться и быстро ориентироваться в заданных обстоятельствах очень пригодилось братьям в годы революции. Уже в 1917 году их обучение в высшем музыкальном заведении России прекратилось. Два брата-иудея, собравшиеся было процвести при царизме, обнаружили, что все это время они были нещадно угнетены, и вернулись в Киев свободными, но совершенно нищими людьми.

И тут судьба начала внезапно улыбаться представителям освобожденных народов. Сложными путями революционной Украины Дмитрий в 1919 году добрался до Харькова, как раз, когда там обосновался Деникин.

Двадцатилетний Покрасс в военном Харькове оказался единственным парнем, разбиравшимся в музыке. 27 июня белый полковник Туркул заказал ему сочинение марша, посвященного доблести полка полковника Дроздовского — одного из организаторов белого движения на Юге России. Дело осложнялось тем, что марш должен был быть исполнен ровно через два дня на торжественном обеде в присутствии самого Деникина. И марш исполнили.

Не мудрствуя лукаво за основу мелодии сообразительный Дмитрий Покрасс взял народную песню «По долинам, по загорьям». Мотив оказался привязчивым.

Ровно в то же самое время появилось несколько песен на тот же мотив. Самая популярная из них — «По долинам и по взгорьям», или «Партизанская», — первая и самая популярная песня красноармейцев времен Гражданской войны. Кроме Марша Дроздовского полка на ту же мелодию был написан «Марш Сибирского полка». Уже позже, в 1935 году, чтобы добро не пропадало, Дмитрий Покрасс использовал ту же мелодию в песне «Комсомольская прощальная» на стихи Михаила Исаковского (помните это знаменитое: «Дан приказ: ему на Запад/Ей — в другую сторону…»?). «Баста — русня»: радикалы устраивают атаки на всех украинских концертах музыканта

«Баста — русня»: радикалы устраивают атаки на всех украинских концертах музыканта

Вполне возможно, что участие Дмитрия Покрасса в создании «Марша Дроздовского полка» — это и легенда, хоть и красивая. Точно установлен другой факт его биографии — в 1919 году юный Покрасс оказывается в Ростове-на-Дону и снова попадает в разгар революционных событий. В белом Ростове Дмитрий вместе с братом Даниилом перебивался работой в местном эстрадном театре «Кривой Джимми».

Но судьба не дала ему затеряться среди безымянных авторов эстрадных куплетов. На глазах совершенно штатских братьев белый Ростов за пару дней стал красным — в город вошла Конармия Буденного. В красном Ростове талант Дмитрия оказался даже более востребованным, чем в белом. Буденному, не выигравшему ни одного сражения, нужен был весомый аргумент, который доказывал бы его гениальные командирские способности. Таким аргументом стал Марш Буденного, который и написал Покрасс в 1920 году.

Все уже давно забыли о военных подвигах вождя Конармии, да и были ли они? Но кто не помнит этого бессмертного:

Мы — красные кавалеристы,

С тех пор Дмитрий Покрасс стал официальным штатным композитором Первой конной армии Буденного.

Самуил в это самое время сидит в Киеве и тоже подрабатывает эстрадными куплетами. Но и ему не удалось скрыться от пронзительного ветра революции. Настоящая слава ждала его не на эстраде, а на полях Гражданской воны, в которой тот не имел никакого желания участвовать. Именно Самуил Покрасс в том же 1920 году написал знаменитую песню на стихи П. Григорьева «Красная армия всех сильней». И снова брат Покрасс попал в десятку. Это будут петь всегда:

Белая Армия, черный барон

Снова готовят нам царский трон.

Но от тайги до британских морей

Красная Армия всех сильней!

Впрочем, сам Самуил, отличавшийся ярчайшим талантом, никакого тяготения к революционным маршам не имел и предпочитал писать музыку для городских романсов. В 1923 году братья Дмитрий и Даниил, давно перебазировавшиеся в Москву, переманили Самуила в столицу. Тот, было, прибился к расцветшему мюзик-холлу в саду «Аквариум», но слишком шумная постреволюционная жизнь Москвы была не для него.

В 1924 году он уехал в Берлин, потом в Париж, а потом окончательно обосновался за океаном в Голливуде. Больше в страну победившего социализма он не возвращался. По слухам, он оставил братьям Дмитрию и Даниилу изрядный архив из собственных музыкальных набросков. Этот архив, по всей видимости, сыграл немаловажную роль в их судьбе, а сам Самуил сделал блестящую карьеру в Голливуде.

Когда там задумали снять пародийную ленту «Три мушкетера», импровизации Самуила Покрасса так понравились продюсеру и режиссеру, что они не задумываясь поручили ему написать музыку к фильму. Результат превзошел все ожидания. «Музыка вне политики»: Лорак вернулась на Украину

«Музыка вне политики»: Лорак вернулась на Украину

Фильм объехал весь мир, а песенку Дартаньяна распевали на всех континентах. Кстати, после войны этот фильм попал в СССР в качестве военного трофея и тоже был принят на ура. Самуил до этого момента не дожил. 15 сентября 1939 года Самуил Покрасс обедал в одном из голливудских ресторанов и внезапно почувствовал себя плохо. Смерть была быстрой и мучительной. Все говорило о том, что его отравили.

В гибели Самуила Покрасса обвинили русских эмигрантов, но доказать так ничего и не удалось.

Первый конный композитор Дмитрий Покрасс под шумок Гражданской войны отлично устроился в Москве дирижером и заведующим музыкальных театров «Эрмитаж» и «Палас». Поблизости всегда трудился брат Даниил. Они составляли хорошую пару — Дмитрий был вспыльчив и частенько прикладывался к бутылке, а Даниил был суховат и несколько занудлив. Впрочем, оба были достаточно талантливы и политически дальновидны, чтобы попадаться на глаза начальству только тогда, когда их было за что похвалить.

Удача подвалила к освобожденным иудеям в 1937 году. Режиссер-документалист Михаил Слуцкий решил снять фильм «Двадцатый май» о первомайском параде на Красной площади. Поэту Василию Лебедеву-Кумачу заказали стихи на тему весенней Москвы. Со стихами, правда, вышла некоторая неувязка. Мы все помним начало этой песни: «Утро красит нежным светом/Стены древнего Кремля…». Но в первой публикации в газете «Вечерняя Москва» 1 мая 1937 года начало было совсем другим:

Вечер тает в белой дымке

В ярком зареве зари

И на ножке-невидимке

Нежные, красивые стихи. Проблема была только в том, что в 1915 году в ежемесячнике «Свободный журнал» малоизвестный поэт Аарон Палей напечатал стихи, которые начинались вот так:

Город замер в сонной дымке,

Гаснет зарево зари,

И на нитке-невидимке

В мае 1937 года Палей пришел к главе Союза писателей Александру Фадееву, положил перед ним свежую «Вечерку» и старый «Свободный журнал» и предложил сравнить два текста.

«Хочу», — ответил Фадеев и тут же вынес вопрос о Лебедеве-Кумаче на ближайшее заседание правления Союза писателей.

Поэт Семен Кирсанов привел более десятка случаев вопиющего поэтического воровства Кумача. Воришку собрались, было, примерно наказать, но тот быстро сориентировался и тут же сдал в издательство новый сборник стихов, посвященных Сталину. Этот сборник его и спас.

Впрочем, братьям Покрассам нужен был не сам текст, а только его ритм. Песня получилась по-настоящему гениальной. «По-моему, нас кинули»: какой видел постмайданную Украину музыкант Кузьма Скрябин

«По-моему, нас кинули»: какой видел постмайданную Украину музыкант Кузьма Скрябин

© Алеся Котовская

На братьев посыпались всевозможные пряники, лучшие из тех, которые могла предложить власть. Дмитрий становится лауреатом Сталинской премии, их с Даниилом песни распевают по всей стране. Эстрадные певцы срывают аплодисменты за романсы на их музыку. Карьера Дмитрия весело идет в гору. Теперь он руководит эстрадным оркестром железнодорожников и чувствует себя прекрасно.

Только после войны над головами двух мальчиков, когда-то явившихся в большой мир из-за черты оседлости, стали сгущаться тучи. Дмитрий сильно пострадал во время гонений на космополитов, но, подумав, отправился на гастроли на Дальний Восток, где его встречали толпы поклонников. В результате его не тронули.

Даниил тоже попал в неприятную передрягу. У него начался бурный и страстный роман с танцовщицей Юлией Мельцер, вдовой Якова Сталина, погибшего в немецком плену. Сталин был в ярости, Даниила начали травить в прессе, недалек был арест, но тут вождь народов умер и про удачливого любовника забыли. Сам любовник, впрочем, забыть не смог: в 1954 году он умер от сердечного приступа за баранкой собственного автомобиля.

Из всех троих Покрассов дольше всего прожил Дмитрий, к старости ставший неприятным брюзгой и изрядным скандалистом. Природа не пожалела композитора и наградила его болезнью Паркинсона. Он умер в 1978 году почти слепым, разбитым жизнью и болезнями стариком.

Так прошла жизнь талантливых братьев Покрассов. В ней была и слава, и трагедии. И все-таки солнце родной Украины навсегда осталось запечатлено в зажигательных революционных мелодиях Покрассов.

Про то, как утро красит нежным светом судьбу трех еврейских мальчиков с Украины

Про то, как утро красит нежным светом судьбу трех еврейских мальчиков с Украины

Покрасс-старший, Яков Моисеевич, был примерным иудеем, кротко живущим в черте оседлости под Киевом. В начале 90-х годов позапрошлого века Яков Моисеич перебрался в украинскую столицу и занялся колбасной торговлей — делом прибыльным и безопасным. Детки проявляли таланты, но скажите мне на минуточку, какие детки их таки не проявляют? Якову Моисеевичу надо было хорошо считать, чтобы прокормить такую ораву. Он посчитал и решил поставить на самого старшего — Самуила. Мальчонку начали учить музыке и игре на скрипке. После некоторых годов учения Самуил в новых скрипящих в до мажоре ботинках отправился покорять Питер. И покорил — поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию, где быстро стал одним из самых ярких студентов. Потом к нему присоединился Дмитрий, которого папа не учил ничему, но он тоже проявлял таланты! С чисто иудейской находчивостью он чуть ли не с восьми лет отплясывал на киевских улицах чечетку, пел песенки на бульварах и неплохо зарабатывал.

Умение выкручиваться и быстро ориентироваться в заданных обстоятельствах очень пригодилось братьям в годы революции. Уже в 1917 году их обучение в высшем музыкальном заведении России прекратилось. Два брата-иудея, собравшиеся было процвести при царизме, обнаружили, что все это время они были нещадно угнетены и вернулись в Киев свободными, но совершенно нищими людьми. И тут судьба начала внезапно улыбаться представителям освобожденных народов. Сложными путями революционной Украины Дмитрий в 1919 году добрался до Харькова, как раз, когда там обосновался Деникин. Двадцатилетний Покрасс в военном Харькове оказался единственным парнем, разбиравшимся в музыке. 27 июня белый полковник Туркул заказал ему сочинение марша, посвященного доблести полка полковника Дроздовского — одного из организаторов белого движения на Юге России. Дело осложнялось тем, что марш должен был быть исполнен ровно через два дня на торжественном обеде в присутствии самого Деникина. И марш исполнили. Не мудрствуя лукаво, за основу мелодии сообразительный Дмитрий Покрасс взял народную песню «По долинам, по загорьям». Мотив оказался привязчивым. Ровно в то же самое время появилось несколько песен на тот же мотив. Самая популярная из них — «По долинам и по взгорьям» или «Партизанская» — первая и самая популярная песня красноармейцев времен Гражданской войны. Кроме Марша Дроздовского полка на ту же мелодию был написан «Марш Сибирского полка». Уже позже, в 1935 году, чтобы добро не пропадало, Дмитрий Покрасс использовал ту же мелодию в песне «Комсомольская прощальная» на стихи Михаила Исаковского (помните это знаменитое: «Дан приказ: ему на Запад\ Ей — в другую сторону…»?).

Вполне возможно, что участие Дмитрия Покрасса в создании «Марша Дроздовского полка» это и легенда, хоть и красивая. Точно установлен другой факт его биографии — в 1919 году юный Покрасс оказывается в Ростове-на-Дону и снова попадает в разгар революционных событий. В белом Ростове Дмитрий вместе с братом Даниилом перебивался работой в местном эстрадном театре «Кривой Джимми». Но судьба не дала ему затеряться среди безымянных авторов эстрадных куплетов. На глазах совершенно штатских братьев белый Ростов за пару дней стал красным — в город вошла Конармия Буденного. В красном Ростове талант Дмитрия оказался даже более востребованным, чем в белом. Буденному, не выигравшему ни одного сражения, нужен был весомый аргумент, который доказывал бы его гениальные командирские способности. Таким аргументом стал Марш Буденного, который и написал Покрасс в 1920 году. Все уже давно забыли о военных подвигах вождя Конармии, да и были ли они? Но кто не помнит этого бессмертного:

Мы — красные кавалеристы,

С тех пор Дмитрий Покрасс стал официальным штатным композитором Первой конной армии Буденного. В честь праздничка. Как Ринат Ахметов от имени народа браковал песни Игоря Крутого

В честь праздничка. Как Ринат Ахметов от имени народа браковал песни Игоря Крутого

Самуил в это самое время сидит в Киеве и тоже подрабатывает эстрадными куплетами. Но и ему не удалось скрыться от пронзительного ветра революции. Настоящая слава ждала его не на эстраде, а на полях Гражданской воны, в которой тот не имел никакого желания участвовать. Именно Самуил Покрасс в том же 1920 году написал знаменитую песню на стихи П. Григорьева «Красная армия всех сильней». И снова брат Покрасс попал в десятку. Это будут петь всегда:

Белая Армия, черный барон

Снова готовят нам царский трон.

Но от тайги до британских морей

Красная Армия всех сильней!

Впрочем, сам Самуил, отличавшийся ярчайшим талантом, никакого тяготения к революционным маршам не имел и предпочитал писать музыку для городских романсов. В 1923 году братья Дмитрий и Даниил, давно перебазировавшиеся в Москву, переманили Самуила в столицу. Тот было прибился к расцветшему мюзик-холлу в саду «Аквариум», но слишком шумная постреволюционная жизнь Москвы была не для него. В 1924 году он уехал в Берлин, потом в Париж, а потом окончательно обосновался за океаном в Голливуде. Больше в страну победившего социализма он не возвращался. По слухам, он оставил братьям Дмитрию и Даниилу изрядный архив из собственных музыкальных набросков. Этот архив, по всей видимости, сыграл немаловажную роль в их судьбе, а сам Самуил сделал блестящую карьеру в Голливуде. Когда там задумали снять пародийную ленту «Три мушкетера», импровизации Самуила Покрасса так понравились продюсеру и режиссеру, что они не задумываясь поручили ему написать музыку к фильму. Результат превзошел все ожидания. Фильм объехал весь мир, а песенку Дартаньяна распевали на всех континентах. Кстати, после войны этот фильм попал в СССР в качестве военного трофея и тоже был принят на ура. Самуил до этого момента не дожил. 15 сентября 1939 года Самуил Покрасс обедал в одном из Голливудских ресторанов и внезапно почувствовал себя плохо. Смерть была быстрой и мучительной. Все говорило о том, что его отравили. В гибели Самуила Покрасса обвинили русских эмигрантов, но доказать так ничего и не удалось.

Первый конный композитор Дмитрий Покрасс под шумок гражданской войны отлично устроился в Москве дирижером и заведующим музыкальных театров «Эрмитаж» и «Палас». Поблизости всегда трудился брат Даниил. Они составляли хорошую пару — Дмитрий был вспыльчив и частенько прикладывался к бутылке, а Даниил был суховат и несколько занудлив. Впрочем, оба были достаточно талантливы и политически дальновидны, чтобы попадаться на глаза начальству только тогда, когда их было за что похвалить.

Удача подвалила к освобожденным иудеям в 1937 году. Режиссер документалист Михаил Слуцкий решил снять фильм «Двадцатый май» о первомайском параде на Красной площади. Поэту Василию Лебедеву-Кумачу заказали стихи на тему весенней Москвы. Со стихами, правда, вышла некоторая неувязка. Мы все помним начало этой песни: «Утро красит нежным светом/Стены древнего Кремля…». Но в первой публикации в газете «Вечерняя Москва» 1 мая 1937 года начало было совсем другим:

Вечер тает в белой дымке

В ярком зареве зари

И на ножке-невидимке

Нежные, красивые стихи. Проблема была только в том, что в 1915 году в ежемесячнике «Свободный журнал» малоизвестный поэт Аарон Палей напечатал стихи, которые начинались вот так:

Город замер в сонной дымке,

Гаснет зарево зари,

И на нитке-невидимке

В мае 1937 года Палей пришел к главе Союза писателей Александру Фадееву, положил перед ним свежую «Вечерку» и старый «Свободный журнал» и предложил сравнить два текста. «Хотите еще?», — спросил Палей. «Хочу», — ответил Фадеев и тут же вынес вопрос о Лебедеве-Кумаче на ближайшее заседание правления Союза писателей. Поэт Семен Кирсанов привел более десятка случаев вопиющего поэтического воровства Кумача. Воришку собрались было примерно наказать, но тот быстро сориентировался и тут же сдал в издательство новый сборник стихов, посвященных Сталину. Этот сборник его и спас. Впрочем, братьям Покрассам нужен был не сам текст, а только его ритм. Песня получилась по-настоящему гениальной. Танцы Кличко на столе под музыку Стравинского

Танцы Кличко на столе под музыку Стравинского

На братьев посыпались всевозможные пряники, лучшие из тех, которые могла предложить власть. Дмитрий становится лауреатом Сталинской премии, их с Даниилом песни распевают по всей стране. Эстрадные певцы срывают аплодисменты за романсы на их музыку. Карьера Дмитрия весело идет в гору. Теперь он руководит эстрадным оркестром железнодорожников и чувствует себя прекрасно.

Только после войны над головами двух мальчиков, когда-то явившихся в большой мир из-за черты оседлости, стали сгущаться тучи. Дмитрий сильно пострадал во время гонений на космополитов, но, подумав, отправился на гастроли на Дальний Восток, где его встречали толпы поклонников. В результате его не тронули.

Даниил тоже попал в неприятную передрягу. У него начался бурный и страстный роман с танцовщицей Юлией Мельцер, вдовой Якова Сталина, погибшего в немецком плену. Сталин был в ярости, Даниила начали травить в прессе, недалек был арест, но тут вождь народов умер и про удачливого любовника забыли. Сам любовник, впрочем, забыть не смог. В 1954 году он умер от сердечного приступа за баранкой собственного автомобиля.

Из всех троих Покрассов дольше всего прожил Дмитрий, к старости ставший неприятным брюзгой и изрядным скандалистом. Природа не пожалела композитора и наградила его болезнью Паркинсона. Он умер в 1978 году почти слепым, разбитым жизнью и болезнями стариком.

Так прошла жизнь талантливых братьев Покрассов. В ней была и слава и трагедии. И все-таки солнце родной Украины навсегда осталось запечатлено в зажигательных революционных мелодиях Покрассов.

"Москва майская"

Однако в первой публикации "Москвы майской" в газете "Вечерняя Москва" за 1 мая 1937 года начало стихотворения было совсем другим:

Вечер тает в белой дымке
В ярком зареве зари
И на ножке-невидимке
Блещут бусы-фонари.

Сразу после праздников в Союз писателей на прием к Фадееву пришел поэт А.Р.Палей и положил рядом "Вечерку" со стихотворением Лебедева-Кумача и ежемесячник "Свободный журнал" за январь 1915, открытый на странице 69. Там было помещено стихотворение Палея "Вечер":

Город замер в сонной дымке,
Гаснет зарево зари,
И на нитке-невидимке
Блещут бусы-фонари.

В это время готовился к печати сборник Лебедева-Кумача, который так и назывался "Москва майская". Автор успел внести в корректуру изменения: заменил два четверостишия, которые были плагиатом, восьмистишием о Сталине:

Солнце майское, светлее
Небо синее освети.
Чтоб до вышки мавзолея
Нашу радость донести.

Чтобы ярче заблистали
Наши лозунги побед,
Чтобы руку поднял Сталин,
Посылая нам привет.

Попробуйте-ка теперь поднять руку на эти стихи!

Палея же, между прочим, посадили, обвинив «в подготовке заговора против Сталина и Маленкова». После отсидки он уже не писал стихов, а только научную фантастику. Как и многие лагерники, Абрам Палей оказался долгожителем. Умер он в возрасте 102 лет, но перед смертью успел дать интервью "Аргументам и фактам" (1991, №13), где и рассказал о событиях 1937 года, связанных с Лебедевым-Кумачом.

Стихотворение положили на музыку братья Покрассы, и песня стала очень популярной. Разумеется, когда ее исполняют в наши дни, куплеты о Сталине опускают.

Но на этом злоключения "Москвы майской" не прекратились. В сборнике "Цензура в Советском Союзе. 1917-1991. Документы" (М., Российская политическая энциклопедия, 2004) опубликовано немало циркуляров Главлита, показывающих с каким рвением советская цензура в период с 23 августа 1939 года (подписание пакта с Германией) по 22 июня 1941 запрещала все, что могло бы бросить хоть малейшую тень на Германию, ее руководителей или идеологию фашизма. Под раздачу попал и верноподданный В.И.Лебедев-Кумач. Книга «Москва майская» (Музгиз, 1937) была «списана в макулатуру книготорговой сети в связи с наличием в ней в песне «Нас не трогай» нескольких абзацев антигерманского характера» (из отчета начальника Главлита Садчикова, направленного в ЦК ВКП(б).

Вот такая история одной песни.

В рамках гламуризации и героизации советской жизни наше телевидение изготовило следующий клип:

Москва майская – Утро красит нежным светом

Песня "Москва майская" появилась в 1937 г. Музыку написали братья Дмитрий и Даниил Покрассы, текст – Василий Лебедев-Кумач. Предназначалась она для документального фильма "Двадцатый май". Своё летоисчисление коммунисты вели от 1917 г.

Текст песни существует в вариантах 1959 г. и 1937 г.

Московская весна Москва майская

"Москва майская", 1959 г.

В варианте 1959 г. проходит полный суточный цикл: "утро красит", разгорается и уходит "весёлый день", настаёт ночь, а потом – рассвет. Есть живой город. И никакого Сталина.

Песня "Утро красит нежным светом" в исполнении А. Соколова и Е. Кибкало.

"Москва майская", 1937 г.

В варианте 1937 г. нет октябрят, отдохнувшего города, пар. Вместо них – Сталин. Текст сокращён, чтобы не размывались акценты: "утро красит"; светит солнце, чтобы "руку поднял Сталин"; "стала ночь". Заканчивается всё "красной весной".

Песня в исполнении В. Бунчикова и В. Нечаева:

"Москва майская" – музыка

Ну, а если разбираться в текстах песни не хочется, то можно послушать просто музыку.

Утро красит стены древнего кремля композитор

Радио Sputnik

Радио Sputnik вернуться к странице

Радио Sputnik

.
Радио Sputnik запись закреплена

«Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…»

5 августа 1898 года родился поэт, автор популярных советских песен Василий Лебедев-Кумач.

В соавторстве с Дунаевским Василий Иванович написал много хороших песен. Самые известные: "Легко на сердце от песни веселой", "Жил отважный капитан", "Песенка водовоза", "Широка страна моя родная…"

Стихи песни «Москва майская», написанной в паре с братьями-композиторами Дмитрием и Даниилом Покрасс к 20-й годовщине установления Советской власти, тоже принадлежат ему. А в июне 1941 года Лебедев-Кумач вместе с композитором Александровым написал песню "Священная война".

Фото: Поэт Василий Лебедев-Кумач (слева) и композитор Дмитрий Покрасс. 1939 г.

Утро красит стены древнего кремля композитор

Чужой компьютер

СССР - Вспомним как это было

СССР - Вспомним как это было

вернуться к странице

СССР - Вспомним как это было

.
СССР - Вспомним как это было запись закреплена

Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля,
Просыпается с рассветом
Вся советская земля.

Песня «Москва майская». История создания

Самая известная песня, которую исполняли в СССР на 1 мая — это песня «Москва майская» Дмитрия и Даниила Покрасс на стихи Василия Лебедева-Кумача. Об истории её создания рассказывает известный поэт-песенник Евгений Долматовский (1915—1994) в своей книге «Рассказы о твоих песнях».

Песня «Москва майская» братьев Покрасс на стихи Василия Лебедева-Кумача. История создания

Ты самая любимая!

советский композитор Дмитрий Покрасс

Дмитрий Яковлевич Покрасс (1899—1978), советский композитор, народный артист СССР (1975). Один из авторов первых советских массовых песен: «Марш Буденного» (1920), «Москва майская» (1937), «Если завтра война» (1938). Многие песни создал в соавторстве с братом — Даниилом Яковлевичем Покрассом. Государственная премия СССР (1941).

Вот что интересно — немало песен высокого звучания родилось для выполнения узкой и даже специальной задачи. После каждого парада и демонстрации на Красной площади — будь то 1 Мая или 7 Ноября, студия кинохроники выпускает фильм — отчет о революционном празднике. В отчет о двадцатом Первомае режиссер Михаил Слуцкий решил включить песню. Какую? Конечно, новую и соответствующую построению фильма, чтобы в первой строфе было утро, а дальше — день, и вечер, и ночь, и завтрашний рассвет. Лебедев-Кумач и братья Покрасс написали такую песню. Композиторский этот дуэт состоял из противоположных и дополнявших друг друга характеров. Старший, Дмитрий,— это пламя, ураган, взрыв. Младший, Даниил, был человеком спокойным, даже несколько флегматичным, задумчивым и рассудительным. Любили они друг друга очень, как близнецы.

Мне приходилось видеть, как они вместе работают: Дмитрий извлекает из рояля громовые звуки, а Даниил остужает их, обдумывает, прежде чем записать. Но эту песню они писали не вместе — в разных комнатах. Запев придумал один из братьев, припев — другой. Песня к первомайскому фильму очень удалась авторам. Она точно соответствовала сценарному плану фильма, и когда была готова, фильм уже можно было монтировать по песне. Режиссер так и поступил.

советский композитор Даниил Покрасс

Советский композитор Даниил Яковлевич Покрасс (1905—1954), российский композитор, брат Дмитрия Покрасса. Окончил Киевское музыкальное училище (1917), в 1917—1921 учился в Киевской консерватории, с 1921 года жил в Москве. Автор музыки к игровым, документальным и хроникальным фильмам, с 1932 года работал в творческом содружестве с братом Дмитрием Покрассом. Автор музыки к кинофильмам «Если завтра война» (1938), «Трактористы» (1939), «Девушка с характером» (1939).

Василий Иванович Лебедев-Кумач удивлялся, насколько соответствует музыка братьев Покрасс той мелодии, которая ему слышалась, когда он писал слова. (Если поэт пишет не просто стихи, а заранее выполняет задачу создания песни, ему всегда слышится «своя» музыка. Это совсем не значит, что поэт обязан обладать музыкальными способностями. Но существует некий внутренний слух, более глубокий, чем простое чувство ритма.) Сколько ныне естественных, бытующих образов, ставших даже штампами, вылилось из этой песни: «Москва — сердце нашей Родины», «Страна моя, Москва моя». А ведь начались они с этой песни, раньше эти словосочетания не существовали, не употреблялись.

Великая Отечественная война делала не только людей героями — героями становились и песни.

Отнятая у народа мирная жизнь сохранилась в песнях. Враг подошел к подмосковным перелескам, положение было самое критическое. Какими нужными оказались людям — для веры, для обороны, для будущей победы — слова о том, что никто не сможет победить Москву! Тысяча митингов не сумели бы сделать того, что делала эта песня с сердцем человеческим. Я не могу не рассказать о том, как встретился с «Москвой майской» в начале 1945 года в Восточной Пруссии.

советский поэт Василий Лебедев-Кумач

Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898—1949), русский советский поэт. Один из создателей советской массовой песни — «Песня о Родине», «Марш веселых ребят»; «Священная война» (1941) — своеобразный гимн Великой Отечественной войны и др. Писал в духе официальной идеологии патриотического энтузиазма времени, способствуя мифологизации советской действительности. Сатирические стихи. Государственная премия СССР (1941).

Мы вступили наконец на ту землю, откуда ринулись на нас черные орды захватчиков. Мне посчастливилось «устроиться» на бронетранспортер и пойти в прорыв с 1-й Гвардейской танковой армией, которой командовал знаменитый защитник Москвы Михаил Катуков. Мы оказались в глубоком тылу противника. Танки двигались только в собственном громе — вражеские силы остались у Вислы,— лшпь изредка нам попадались группки немецких солдат из разбитых частей.

Ранним сырым утром растаявшей зимы наши танки проходили по местам, выглядевшим странно и тревожно: то лес, то груды поваленных деревьев, то поляны, а на них бетонные квадраты с обтекаемыми краями и узкими молчащими амбразурами. Никого в поле зрения. Когда танки останавливались, мы поражались тишине. И вдруг земля запела. Именно земля — безлюдная, пустая:


Страна моя,
Москва моя,—
Ты самая любимая!

Какие звонкие чудесные голоса, какой взволнованный хор! Но где же люди? И люди появились. Как в сказке — из-под земли. Это были преимущественно девушки — русские, украинки, белоруски, угнанные на каторгу, носившие на одежде нашивку «ОСТ» (восточные рабочие). Фашисты загнали их в бункеры, построенные в лесу для перемещения заводов под землю. Хотели взорвать и подземные своды, и наших людей, да, к счастью, не успели.

и строка песни обретает особое значение.

Вот как запомнилась мне «Москва майская».

Песня «Москва майская». Текст

Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля,
Просыпается с рассветом
Вся Советская земля.
Холодок бежит за ворот,
Шум на улицах сильней.
С добрым утром, милый город,
Сердце Родины моей!

ПРИПЕВ:
Кипучая,
Могучая,
Никем не победимая,
Страна моя,
Москва моя,—
Ты самая любимая!

Разгорелся день веселый,
Морем улицы шумят,
Из открытых окон школы,
Слышны крики октябрят.
Май течет рекой нарядной
По широкой мостовой,
Льется песней необъятной
Над красавицей Москвой.

День уходит, и прохлада
Освежает и бодрит.
Отдохнувши от парада,
Город праздничный гудит.
Вот когда встречаться парам!
Говорлива и жива,
По садам и по бульварам
Растекается Москва.

Голубой рассвет глядится
В тишину Москвы-реки,
И ноют ночные птицы —
Паровозные гудки.
Бьют часы кремлевской башни,
Гаснут звезды, тает тень,
До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый светлый день!

Песня «Москва майская». Слушать онлайн. Видео

Утро красит стены древнего кремля композитор

Утро красит нежным светом
Стены древнего Кремля,
Просыпается с рассветом
Вся Советская земля.

Холодок бежит за ворот,
Шум на улицах сильней.
С добрым утром, милый город,
Сердце Родины моей!

Припев:
Кипучая,
Могучая,
Никем непобедимая
Страна моя,
Москва моя, —
Ты самая любимая!

Солнце майское, светлее
Небо синее освети.
Чтоб до вышки мавзолея
Нашу радость донести.

Чтобы ярче заблистали
Наши лозунги побед,
Чтобы руку поднял Сталин,
Посылая нам привет.

Разгорелся день веселый,
Морем улицы шумят,
Из открытых окон школы
Слышны крики октябрят.

Май течет рекой нарядной
По широкой мостовой,
Льется песней необъятной
Над красавицей Москвой.

День уходит, и прохлада
Освежает и бодрит.
Отдохнувши от парада,
Город праздничный гудит.

Вот когда встречаться парам!
Говорлива и жива,
По садам и по бульварам
Растекается Москва.

Стала ночь на день похожей,
Море света над толпой.
Эй, товарищ! Эй, прохожий,
С нами вместе песню пой!

Погляди! Поет и пляшет
Вся Советская страна.
Нет тебя светлей и краше,
Наша красная весна!

Голубой рассвет глядится
В тишину Москвы-реки,
И поют ночные птицы —
Паровозные гудки.

Бьют часы Кремлевской башни,
Гаснут звезды, тает тень.
До свиданья, день вчерашний,
Здравствуй, новый, светлый день!

Читайте также: