Установка полочной акустики на стене

Обновлено: 20.05.2024

Домашний кинотеатр на практике. Часть 1

Эта статья открывает цикл материалов, рассказывающий о наиболее волнующих вопросах, которые, так или иначе, возникают при подборе и инсталляции домашнего театра. Сегодня мы поговорим о возможных вариантах расстановки акустических систем в комнате. Само собой, будут рассмотрены и типичные ситуации с отечественными малогабаритными комнатами.

Как всё должно быть в идеале

Не секрет, что построить серьёзный домашний кинотеатр, соблюдая все правила, можно только при наличии двух вещей: желания и больших денег :-)

Но большинство людей не имеют таких серьёзных финансовых возможностей, да и выделить специальное помещение для этого мероприятия часто бывает нереально, поэтому строить театр приходится в одной из жилых комнат своей квартиры. Сегодняшняя статья будет интересна как раз этой категории людей.

Но первым делом необходимо рассказать об отправной точке. То есть о том, каким образом акустические системы домашнего кинотеатра должны располагаться в комнате, если соблюдать все правила. Сразу оговорюсь, что про установку сабвуфера в данной статье речь не пойдёт, поскольку расположение сабвуфера в комнате — это персональное мучение каждого кинотеатрала. Дело в том, что звучание сабвуфера сильно зависит от акустики помещения, от расположения в комнате предметов интерьера и, собственно, от места расположения самого сабвуфера и слушателя. И тут существует огромное количество возможных комбинаций, описать даже часть которых просто нереально. А по сему, могу предложить два метода решения проблемы установки сабвуфера:

1. Включите какую-нибудь музыкальную композицию с чётким и выразительным басом (скажем, такую, в которой будет звучать акустический контрабас) и начните экспериментировать: поставьте сабвуфер в какое-либо место комнаты, сядьте на заранее определённое место прослушивания системы домашнего театра и слушайте. Если бас чёткий, чистый и не гудящий, если вы слышите не «кашу» и «грохот», а именно контрабас, то можете оставлять сабвуфер на том месте и радоваться, что эксперимент так удачно и быстро закончился. Если же бас вас не устраивает — продолжайте пробовать ставить сабвуфер в другие точки комнаты и слушать результат. Не исключено, что придётся сделать в комнате небольшую перестановку мебели.

2. Второй вариант называется «от противного». Он проще, эффективнее и отнимает меньше времени. Но помните, что бас в тестовой музыкальной композиции дожен быть как можно более продолжительным по времени и однообразным по звучанию, ведь вам предстоит… ползать по комнате. Итак, поставьте сабвуфер на то место, где вы предполагаете сидеть во время просмотра кино. Включите тестовый трэк и начинайте неспеша ползать по комнате. К сожалению, ползать придётся на четвереньках, чтобы голова оказалась на высоте около 30-40 см. от пола. Это не очень-то удобно, но делать нечего. Цель этого мероприятия — найти то место в комнате, где бас работающего сабвуфера будет наиболее комфортным и корректным. Туда и ставьте сабвуфер.

Ну а далее мы будем говорить лишь об установке основных каналов — полнодиапазонных акустических систем фронтальных каналов, тыловых каналов и центрального канала.

Если представить, что все акустические системы совершенно одинаковы, акустика помещения также идеальна и есть свободное место, то ставить колонки следует, глядя на эту схему. В данном случае описывается модель расстановки системы для работы комплекса по схеме 5.1 (пять каналов, один сабвуфер). Именно при таком расположении АС и производится сведение многоканальных саундтрэков к кинофильмам в современных студиях:

Центр и фронтальная пара расположены на линии виртуальной окружности, радиусом которой является расстояние от слушателя до центральной АС, а центром окружности — голова слушателя. Расстояние от слушателя до каждой из фронтальных АС и центральной АС равны. Расстояние между фронтальными АС равно расстоянию от слушателя до каждой из АС. Тыловые каналы расположены на таком же удалении от слушателя (также на виртуальной окружности) под углом примерно 110° к оси «слушатель — экран».


В этом случае минимизируются все возможные неточности, связанные с искусственной задержкой, вводимой для компенсации звучания при некорректном расположении АС в пространстве, а также уравнивается влияние акустики помещения на все АС. В теории все каналы совершенно равнозначны как по громкости, так и по звуковоспроизведению, что нам и нужно в настоящем домашнем театре.

На практике же многие неточности в подборе и размещении АС можно скомпенсировать электроникой AV-ресивера или AV-процессора.

На следующей схеме приведена схема идеального размещения АС в домашнем кинотеатре, работающим с 7.1 звуком.

В данном случае тыловых АС не 2, а 4 — две из них расположены строго по бокам слушателя, а две других — сзади.


Так что, если позволяют возможности и ситуация, при расстановке АС в домашнем театре нужно ориентироваться именно на эти две схемы размещения (для 5.1 системы и для 7.1 системы), ибо они являются референсными. Только не забудьте про акустическую обработку помещения — это очень важная деталь при постройке домашнего театра. И отнестись к этому нужно серьёзно, поскольку плохая акустика помещения с лёгкостью «убьёт» звук даже самого дорогого и грамотно подобранного комплекса.

Как это выглядит на практике

Если попытаться построить 5.1 домашний кинотеатр по референсной схеме, то выглядеть это будет примерно вот так:


Если же у вас есть желание построить кинотеатр не только для двух-трёх человек, а устраивать просмотр всей семьёй или с друзьями, то самым логичным решением будет просто поставить несколько лишних кресел. Однако, и тут есть свои подводные камни. Например, размещать всех сидящих вот таким образом не стоит.


Дело в том, что сидящие по краям (на креслах) слушатели будут находиться вне зоны сбалансированного звукового поля (зелёная зона на рисунке), потому что будут ощущать явный дисбаланс каналов театра: ближайшая тыловая АС будет буквально «долбить» в ухо (нет-нет, название Dolby Digital не от этого пошло), а наиболее удалённой от сидящего в крайнем кресле фронтальной колонки практически не будет слышно. Ввиду чего, полностью пропадёт эффект присутствия в гуще событий, и удовольствия от просмотра не будет никакого.

Разместить всех корректно можно, поставив диван и кресла следующим образом:


Если попробовать построить домашний театр 7.1 по референсной схеме, то выглядеть система будет примерно так:


Опять же, в случае желания обустроить театр для 5-6 человек, можно воспользоваться дополнительной парой боковых АС окружающего звука (пара тыловых АС будет в любом случае одна). Если же комната достаточно большая, то можно воспользоваться референсной схемой размещения для 7.1 систем (рисунок выше). И ещё: в случае построения 7.1 системы по схеме с двумя парами боковых АС окружающего звучания (как на рисунке ниже) необходимо первую пару боковых АС окружающего звучания чуть сместить назад, относительно первого ряда сидящих, и сориентировать динамики этих боковых АС на первый ряд (как на схеме ниже), иначе зрители второго ряда будут слышать звук боковых АС первого ряда, то есть тыловые колонки первого ряда окажутся для сидящих во втором ряду впереди, и, следовательно, перестанут быть тыловыми — получится не очень хорошо, так как многие эффекты будут воспроизводиться не совсем корректно.


Если комната не слишком велика

В совсем небольших комнатах наиболее распространённой является схема с расположением телевизора у одной стены, а дивана — у противоположной, строго напротив. И это наиболее логичная схема с точки зрения референса. Однако, многие люди пытаются втиснуть в зону эффективного озвучивания ещё пару кресел, как, например, на рисунке:



«Я так хочу!» или «по-другому не получается»

Часто многие приносят план комнаты и говорят: «у меня будет система стоять вот так — это уже решено».


И затем следует второй вопрос: «куда повесить тыловые АС, чтобы всем сидящим было комфортно?». Ответ — это невозможно.

При таком расположении слушателей создать корректное звуковое поле можно только для одного человека, сидящего в угловом кресле. Просто при попытке повесить тыловые АС широко, дабы охватить всех сидящих, получится ситуация, когда для сидящего в угловом кресле тыловые АС окажутся впереди, а сидящие на диване всё равно будут слышать заметный дисбаланс каналов. Так что остаётся «театр для одного человека»


При этом, крайне желательно разнести фронтальные АС немного в стороны, дабы соблюсти принцип равностороннего треугольника (см. референсную схему).

При желании, вместо кресла можно поставить диван — в этом случае фильмом смогут насладиться двое или трое, но тогда тыловые АС придётся вешать немного шире. Главное не перестарайтесь: помните, что желательно соблюдать угол 110° для тыловых АС (см. референсную схему).

А вот примеры совсем некорректного размещения АС комплекса. Думаю, не надо объяснять причину — достаточно взглянуть на референсную схему.



Насущные вопросы

На какую высоту надо вешать тыловые АС?

— Поскольку колонки часто имеют разные характеристики направленности, то вымерять каждый градус или сантиметр не стоит. Постройте угол 30-40° с вершиной в точке прослушивания, где за нулевую высоту принимается уровень головы слушателя. Старайтесь максимально точно следовать референсным схемам (для систем 5.1 и для систем 7.1). Получится, что тыловые АС будут висеть выше головы слушателя (примерно на 0,6-1,5 метра в зависимости от расстояния тыловых АС до слушателя).

На картинке изображены рекомендации по размещению настенных тыловых АС в 5.1 системе. В комплексе 7.1 высота АС определяется аналогичным образом, а размещение в горизонтальной плоскости — согласно схеме.


Если же тыловые колонки в системе не будут располагаться на стене, а будут стоять на полу, то сильно переживать не стоит. Хотя лучше, когда тыловые АС являются «полочниками», ведь в этом случае есть возможность использовать довольно высокие подставки (1-1,5 метра — в зависимости от расстояния от слушателя до АС) или даже повесить эти АС на стену (существует множество кронштейнов для этого).

А как вешать дипольные тыловые АС?

— Что касается высоты, то здесь всё остаётся без изменений, а что касается расположения, то обычно к каждой модели подобных колонок даётся рекомендация производителя. Если описать в общих чертах, то обычно такие колонки вешаются строго по бокам от слушателей, но с учётом, что за спинами слушателей есть некоторое пространство и стены (диван стоит хотя бы на расстоянии 1,5-2 метра от задней стены и на таком же — от каждой из боковых), поскольку для корректной работы таких АС нужно обеспечить корректные отражения звуковых волн этих АС от стен. В этом плане диполи более требовательнее, чем обычные однонаправленные АС.

— Особого смысла в этом нет, поскольку АС окружающего звучания будут находиться довольно близко от головы слушателя, а значит легко локализовываясь на слух, что не есть правильно. А в случае расположения дивана вплотную к стене театр 7.1 вообще не возможен. Так что лучше построить 5.1, но с умом.

Насколько можно отступать от референсной схемы?

— Что касается вариантов расположения АС, то это уже описано выше. Можно лишь сделать одно дополнение: если домашний театр строится в относительно большой комнате с расчётом на размещение нескольких (более 3) человек, то центральную и фронтальные АС лучше размещать в одну линию. Если же говорить о расстоянии от слушателей до тыловых АС, то крайне желательно соблюдать хотя бы симметрию. То есть, расстояние до левой и правой АС должны быть равны в идеале. Но если это не так, или если возникают ещё какие-то небольшие отклонения от референсной схемы (особенно, в плане расстояния), то бить тревогу не стоит, поскольку в современных AV-ресиверах и процессорах существует множество настроек для компенсации не корректного размещения АС в довольно широких пределах.

«Мой дизайнер отвёл под компоненты домашнего театра и колонки следующие места в комнате: вот тут, тут и тут»

— Начнём с главного: какое отношение дизайнер интерьеров имеет к инсталляции домашних театров? Верно — никакое. Поэтому, самое страшное, когда дизайнер, исходя из своих художественных задумок, пытается оставить место для компонентов и колонок системы не по принципу «так должно быть», а по принципу «так гармонично выглядит». Должен предупредить, что в ещё пустой комнате надо заранее спланировать где и как будут расположены компоненты и колонки домашнего театра, а потом, с учётом этого, уже додумывать остальную обстановку в комнате, иначе может получиться не театр, а не пойми что. Так что, дизайнера в этой ситуации можно тактично попросить не лезть не в свои дела. Если Вы сами не готовы составить проект комнаты с планом театра, то лучше пригласите инсталлятора домашних театров, который сможет обговорить с дизайнером все аспекты будущей инсталляции — будет и в комнате красиво, и система будет установлена корректно.

Раскрыть потенциал


Хорошо звучащие колонки – это замечательно. Но часто бывает так, что владелец не может насладиться покупкой в полной мере из-за неправильной ее установки. Данная статья призвана помочь вернуть саунд на должный уровень.

Про инсталляцию полноразмерных домашних кинотеатров написано много статей, тогда как тему расстановки мультимедийной акустики обычно обходят стороной. На мой взгляд – не заслуженно. Причин возникновения такой ситуации несколько, но большинство из них относятся к разряду стереотипов, плюс, нежелание изданий тратить силы на освещение столь «недорогой» темы – ведь гораздо интереснее описывать нюансы размещения и подключения многомиллионных комплексов. Оно и понятно: поражающие воображение конструктивные решения, экзотические материалы, да и вообще общий размах затеи. Но ведь и недорогую акустику нельзя списывать со счетов! Я не спорю, что от пластиковых коробочек ценой 500 рублей наивно ждать хоть сколько-нибудь приемлемого саунда – спикеры данного класса годятся только для озвучивания офисных приложений и IP-телефонии. А вот классические модели «в дереве» – это уже другой разговор!
В различных форумах часто интересуются: чем же мультимедийные колонки 2.0 отличаются от значительно более дорогих, но сопоставимых по размеру и внешнему виду собратьев класса Hi-Fi или студийных мониторов? Если отвечать двумя словами, то – комплектующими и инженерией. Чем более высокого класса система, тем лучше в ней динамики, качественнее и мощнее усилители, толще и массивнее корпуса; тщательнее рассчитываются разделительные фильтры, а то и вовсе используются активные кроссоверы с полосным усилением. Сегмент мультимедийной акустики живет и развивается по другим законам: чтобы держать планку розничной стоимости на приемлемом для большинства рядовых покупателей уровне 2500-4000 рублей, производители вынуждены снижать свои аппетиты, компенсируя небольшую маржу массовостью продаж, а также искать компромиссные технические решения. В частности, вместо MDF (плотная плита из мелких опилок) корпуса АС обычно делаются из прессованного картона, который заметно дешевле, хотя по своим акустическим свойствам в рамках поставленных задач не сильно уступает. В конструкции динамиков ММ-акустики используются массовые, а потому недорогие материалы (чаще всего целлюлоза и полимеры для диффузора основного драйвера, ткань с пропиткой или резина для подвеса), усилительная часть базируется на микросхемах или микросборках, блок питания без заметного запаса по мощности, а в роли кроссовера зачастую выступает простой конденсатор перед твитером. Ну, и, конечно же, производство таких изделий обычно сосредоточено в КНР и других азиатских странах с недорогой рабочей силой. Так что, с технической точки зрения мультимедийная акустика почти во всем уступает «хай-файной» или студийной. Звучит она, соответственно, тоже скромнее – но это вовсе не означает, что плохо! К тому же, не секрет, что для достижения улучшений звука Hi-Fi-борудования на уровне нюансов владельцу, порой, приходится удваивать бюджет на систему, тогда как хорошие мультимедийные спикеры изначально имеют гораздо более привлекательное соотношение цены и качества, обеспечивая достаточное для большинства рядовых меломанов звучание за небольшие деньги. Поэтому, если отбросить снобизм и предвзятое отношение, то становится очевидным следующее: грамотно сделанная мультимедийная акустика однозначно имеет право на существование даже в качестве основного средства прослушивания музыки, являясь более доступной и при этом более привлекательной альтернативой многим музыкальным центрам в категории до 10 тыс. руб.

Однако, раскрыть в полной мере потенциал приобретенных АС можно только в том случае, если обеспечить их правильную установку, а в помещении провести хотя бы минимальную акустическую подготовку.


Как ставить?


Самая большая ошибка меломана – это установка колонок непосредственно на стол, пускай даже с использованием различных мягких ножек.


Дело в том, что поверхность стола выполняет функцию акустического зеркала, мешая распространению звуковых волн от динамиков и существенно искажая таким образом тональный баланс. А благодаря резонансам самой столешницы в звучании появляется бубнение, теряется чистота и точность баса. Чтобы этого избежать, нужно отдалить спикеры от поверхности стола. Сделать это можно при помощи небольших (15-20 см) настольных подставочек из дерева, ДСП/MDF или металла. Также в этой роли неплохо выступают стопки толстых книг, хотя с ними получается менее устойчиво. Готовые подставки нужного калибра в продаже не встречаются, поэтому придется изготавливать их самостоятельно или заказывать знакомому мастеру. Для механической развязки колонок от стола обе контактные поверхности подставки желательно снабдить мягкими фетровыми или резиновыми ножками.


Второй оптимальный вариант размещения АС – на полке над монитором компьютера. Относительно инсталляции на подставках вы немного потеряете весомости нижнего регистра, зато средние частоты станут еще более разборчивыми. Если колонки не помещаются вертикально, то их можно положить на бок, но только – симметрично, относительно слушателя. Наличие мягких самоклеящихся ножек приветствуется и в данном случае.



Готовим комнату


Понятное дело, что владелец недорогих мультимедийных колонок не для того сэкономил, чтобы впоследствии заплатить в десять раз больше за профессиональную акустическую обработку помещения. Тем не менее, комната очень сильно влияет на звук, поэтому заняться ей в любом случае придется, пускай даже при помощи подручных средств. Общий принцип таков: чем больше звукопоглощающих и рассеивающих материалов – тем лучше. К таковым относится мягкая мебель, открытые стеллажи с книгами, ковры, толстые шторы на окнах, натяжные потолки, картины, большие комнатные растения. Обилие же гипсокартона, голых бетонных/кирпичных стен (штукатурка и обои не в счет) и неприкрытого ламината гарантированно снизит планку качества звука до значения «ниже плинтуса». Помимо использования перечисленных предметов интерьера, позитивно влияющих на акустическую среду, имеет смысл повесить небольшой ковер или кусок ковролина на стену позади стола, соблюдая все необходимые предосторожности, в том числе, противопожарные. Ведь стена за колонками – тоже акустическое зеркало, и тоже «кривое».


На чем слушать?


Наконец, подходящими должны быть и сами колонки. Одним из удачных примеров являются, на мой взгляд, Jetbalance JB-343 – небольшие (14 х 27 х 24,7 см), но довольно интересные активные АС полочного типа, предлагающиеся по цене около 2600 руб.


С точки зрения дизайна в них радует применение порошковой окраски фасада в сочетании пепельно-серой отделкой прочих элементов корпуса. Регуляторы громкости и тембров (НЧ и ВЧ) удобно располагаются на правой боковине активной АС, в углублении. Качество сборки для оборудования этой ценовой группы очень высокое.


Акустическое оформление корпуса – закрытое, что встречается не так уж и часто. Но именно такая конструкция в данном случае оптимальна, поскольку позволяет размещать колонки почти вплотную к стене без фатальных последствий для качества звучания. Излучатели работают в классическом двухполосном тандеме: область низких и средних частот озвучивает драйвер с бумажным диффузором-пиалой диаметром около 7 см, а за высокочастотный спектр отвечает твитер с куполом из ткани с пропиткой составом, напоминающим силикон.



У модели имеется один линейный вход на разъемах RCA, сзади. Подключение пассивной колонки к активной производится кабелем длиной 1,4 метра с 4-пиновым разъемом, наподобие S-Video. Вот тут стоит пожурить разработчиков за излишнюю экономность: кабель можно было бы сделать и подлиннее, поскольку сейчас его хватает только в том случае, если прокладывать напрямую между колонками – в обход, под столом, уже едва ли получится (особенно если АС располагаются на подставках). Впрочем, это единственное серьезное нарекание к конструкции Jetbalance JB-343.



А теперь обратимся к результатам измерений, полученным в нашем тестлабе. Под графиками приведен комментарий специалиста тестовой лаборатории, проводившего замеры.



«Искривление АЧХ в области верхней октавы среднечастотного диапазона происходит на границе раздела полос (рис. 1) – именно его вклад в среднее значение неравномерности характеристики наиболее существенен. Но и он может быть уменьшен в значительной степени при сокращении расстояния от АС до слушателя. Собственно, эта акустика как раз и предназначена для работы в ближнем поле. По этой же причине относительно невысокий запас по мощности не стоит ставить ей в упрек. Уровень нелинейных искажений сохраняется ниже планки различимости в 1% на СЧ при звуковом давлении менее 88 дБ на 1 м., что в нашем случае вполне достаточно (рис. 1). Нижняя граничная частота в оговоренных выше громкостных пределах определяется на уровне примерно 70 Гц. Регулятор тембра низких частот назван привычно – BASS, он позволяет осуществлять коррекцию в пределах +3\-6 дБ. Высокие частоты можно подрегулировать ручкой TONE (+3,5\-6,5 дБ). Кстати, при положительных значениях этого регулятора увеличивается громкость во всем диапазоне частот, что проиллюстрировано на рис. 2.»


Фактическое прослушивание наших тестовых записей позволило выявить весьма бережное отношение спикеров к классической и джазовой музыке: Jetbalance JB-343 порадовали приятной округлой «серединой» и в целом корректными высокими частотами, что обеспечило неплохое ощущение воздуха в записи. Кстати, несмотря на выявленную неравномерность АЧХ и предназначение колонок, они вполне успешно могут использоваться для озвучивания не только рабочего места, но и целой небольшой комнаты, поскольку даже на расстоянии 2 метров обеспечивают довольно-таки комфортный саунд. В этом случае спикеры желательно располагать на высоте 60 см. Если установка происходит на телевизионную тумбу, то колонки нужно сдвинуть к переднему краю, чтобы перед ними не было отражающей звук поверхности. Аналогичная рекомендация и при размещении АС на стеллаже над ТВ.
Хорошо Jetbalance JB-343 подходят и для более динамичной музыки, хорошо справляются с играми. Несколько равнодушными они оставят, пожалуй, только любителей тяжелой музыки, которая, как известно, требует ударного баса и высокой громкости. Во всем остальном Jetbalance JB-343 – очень достойная в рамках своего класса акустика. Немаловажно, что она может радовать не только слух, но и взор.

Как правильно расставить колонки: 10 шагов

Формат современных квартир редко когда позволяет добиться идеальных параметров при инсталляции системы. Между тем, правила размещения АС в комнате прослушивания исключительно важны. И даже очень дорогие акустические системы могут не дать того самого сверхъестественного звука, который был в салоне, при их неверной установке дома. Описанные десять шагов при расстановке колонок помогут как начинающим аудиофилам, так и продвинутым – ряд тонкостей вполне можно забыть, пытаясь не испортить интерьер.

1. Ориентируем систему по длинной стороне зала

1. Ориентируем систему по длинной стороне зала

Установка по длинной стене комнаты прослушивания – настоящее благо для качества и точности басовой линии. Как правило, при такой ориентировке волны просто не успевают развернуться и «завести» помещение НЧ-модами. Если есть такая возможность – начините установку с такого формата.

2. Отодвигаем АС от стен на большое расстояние

2. Отодвигаем АС от стен на большое расстояние

Чем ближе громкоговоритель размещен к стене, тем больше будет баса – но, и тем менее качественным он будет. Всего несколько моделей спикеров (например, легендарные Klipsch Klipschorn) требуют инсталляции в углах зала, остальные модели будут играть идеально лишь при выдвижении их вперед на 1/3 длины зала! При этом, если АС имеют выведенные назад большие порты фазоинвертора, их смело можно ставить и на расстоянии от стен в 1/2 от длины зала – именно такие комплексы вы часто можете лицезреть на High End выставках. «Кашу маслом» в случае жилого помещения испортить сложно.

3. Ориентируем твитер по уровню ушей в точке прослушивания

3. Ориентируем твитер по уровню ушей в точке прослушивания

Исключительно важна и высота сидячего места – если диван сильно «провален» (или поднят) относительно высоты размещения динамиков АС, пострадают высокие частоты. Нужно подобрать оптимальную высоту – если же такое невозможно, переходим к п. 9.

4. Соблюдаем «золотое сечение» – равносторонний треугольник

4. Соблюдаем «золотое сечение» – равносторонний треугольник

Наконец, мы приблизились к выбору позиции. Идеальная конструкция зоны прослушивания – равносторонний треугольник, ориентированный углом вниз. Расстояние от ушей слушателе до АС и расстояние между колонками должны быть равны или приблизительно равны. Данный пункт является решающим в построении стереообразности, сцены, соблюдения когерентности звучания.

5. Разворачиваем колонки так, чтобы слушатель не видел боковых граней спикеров

5. Разворачиваем колонки так, чтобы слушатель не видел боковых граней спикеров

Иногда можно увидеть АС установленные параллельно боковым станам зала. Это – ошибка, по всем канонам акустические системы должны разворачиваться «лицом на слушателя». Правило при такой установке очень простое – сидя в точке прослушивания пользователь не должен видеть ни левой, ни правой грани колонок (это даст более четкую прорисовку сцены и создаст эффект настоящей голографии звуковых образов).

6. Прибегаем к несимметричной установке в случае проблем с басом

6. Прибегаем к несимметричной установке в случае проблем с басом

Если конфигурация вашей мебели, наличие окон и дверей в зале дают басовые моды – даже при соблюдении всех описанных выше условий можно попробовать несимметричную установку, разворачивая линию размещения акустических систем к углам зала. Или даже выдвигая и поворачивая одну колонку. Конечно же, при соблюдении пп. 2, 3, 5.

7. Снимаем грили

7. Снимаем грили

Любые грили чуть-чуть замыливают звук. Прежде всего, падение детализации заметно на высоких частотах. Если в комнату прослушивания не ходят маленькие дети или домашние животные – грили с колонок лучше снять.

8. Развязываем колонки от пола

8. Развязываем колонки от пола

Как правило в комплекте с напольными АС идут шипы (для полочных громкоговорителей придется купить специальные стойки). Лучше всего менять систему развязки от пола, приобретая более массивные опоры и шипы, так звучание станет более точным по части баса. Улучшится и общая достоверность саунда.

9. При возможности используем дополнительные антивибрационные платформы

9. При возможности используем дополнительные антивибрационные платформы

Дополнительные антивибрационные системы не только помогут увеличить высоту акустики и идеально сориентировать высоту твитера. Это станет еще и дополнительным усилением п. 8, благоприятно сказавшись на качестве звучания! Если бюджета нет на фирменные плиты, развязку можно организовать, заказав обычные 5 см. алюминиевые или стальные плиты в размер оснований АС. А вот решения из мрамора зачастую могут навредить.

10. Для кабелей тоже стоит подумать о подставках!

10. Для кабелей тоже стоит подумать о подставках!

Финальный штрих – кабели. Толстые провода, висящие из акустических терминалов АС, могут не только вибрировать сами – они еще и нарушают стабильность самих колонок. Особенно если речь идет о полочных моделях. Позаботьтесь о подставках для кабелей – если нужно сэкономить, отлично подойдут пластиковые хозяйственные решения для настенного хранения пакетов. В них много отверстий и кабели, проложенные через такие системы, не будут висеть в воздухе.

Возможное крепление полочных АС к стене?, Как закрепить полочники к стене если нет спец ушка.

У меня были подобные поворотные крепления ещё в прежнем жилье, как на второй ссылке.

Они довольно непросто вешаются, и требуют очень надёжного крепежа. Подумайте, стоит ли это делать, особенно если ещё не определились окончательно с местом для АС или самими АС.

С другой стороны, неоднократно встречал здоровые винтажные АС (Телефункен, Телеватт, САБА) с заводской или постзаводской, но профессионльной подготовкой к установке на стену.
Обычтно, это были простые, но надёжно сделанные и прикреплённые петли-завесы.
Типа, как большие тяжёлые стенды наглядной агитации вешали при старом режеиме.

Пользователь 07-11-2012 14:32:38 Ну вот седня повесил Ямаха 800 на стену. Пришлось варварски сверлить колонки насквозь взади прямо "по рояльному лаку". Фирменное крепеление что заранее купил "Холдер" не понравилось, как спробывал повесить на весу пластиковое крепление стало прогибаться, места излома побелели, шар не держит. В итоге я решил от них отказаться совсем, того глади сваляться (ведь кроме просто висеть не забываем они могут выдать 60Вт каждая).
Вот на фотах:




Инсталляция внутристенной и потолочной акустики своими руками [перевод]

Если вы планируете организовать у себя дома современную музыкальную систему (или расширить уже имеющуюся), то некоторые навыки по электропроводке и инсталляциям вам обязательно пригодятся. Это касается в том числе случаев, когда речь идет об установке или обновлении системы окружающего звука со встраиваемой акустикой.

Любое усовершенствование системы требует тщательного планирования. В этой статье мы разберемся, готовы ли вы самостоятельно заняться инсталляцией колонок. Прежде всего нам понадобится аккумуляторная дрель-шуруповерт, набор бит, рулетка, набор для протяжки кабеля, фонарик. Если такой набор имеется, то можно попробовать.

Часть первая: подготовка

Шаг 1: определяем схему проводки

Когда речь идет о проводах, то в первую очередь нужно удостовериться, что есть возможность прокладки кабеля от точки «А» до точки «Б». В нашем случае отправной точкой «А» будет ресивер или усилитель, а точкой «Б», соответственно, назовем сами встраиваемые колонки.


Монтаж потолочной акустики практически всегда подразумевает наличие чердака/мансарды/пространства над потолком. Установка потолочной акустики на первом этаже многоэтажного дома — это сложно, а иногда и невозможно. Проложить провода по потолку без чердака еще получится, но также необходимы отверстия для подключения и последующего обслуживания установленной системы, а вырезать окна доступа в потолке (или стене) не всегда получается. Доступ к внутристенной акустике может быть обеспечен сверху или снизу — иногда кабель лучше подвести снизу (см. схему 2) через подпол, подвал или под ковровым покрытием, чем вести кабель с потолка вниз на стену.


Набор для протяжки кабеля

Совет: Если в вашей инсталляции будет использоваться беспроводная домашняя система вроде Sonos, Play-Fi или Bluesound, разместите усилитель в максимально удобном для обслуживания месте. Например, его (и другие компоненты) можно поставить в подсобном помещении, в кладовой.

Шаг 2: проверяем трассу прокладки

Схема 1: чердак

Вот здесь нам понадобятся гибкие стержни, которые обычно входят в так называемые наборы для протяжки кабеля или для монтажа за подвесным потолком. Например, стержень для протяжки можно пустить через отверстие в стене рядом с «отправной точкой», направляя его вверх к потолку до нужного места. Если стержень свободно проходит весь путь, то вам невероятно повезло.

Однако, скорее всего, гибкий стержень найдет преграду в виде балки/распорки, поэтому вам придется основательно потрудиться, чтобы подготовить трассу до самого чердака. Такого рода распорки часто встречаются в наружных и высоких стенах. Все зависит от типа объекта и используемых строительных норм. Для начала можно попробовать протолкнуть стержень по другой траектории, но если и там обнаружится преграда, то не паникуем — продолжаем работу. Чтобы быть уверенными, что других распорок на пути не будет, следует провести гибкий стержень сверху вниз (от потолка к отправной точке).


Точно измерьте длину стержня, который заходит в стену. Затем найдите на потолке ориентир вроде светильника (или от любого другого объекта, который легко найти на чердаке). От этой «контрольной точки» нужно сделать точный замер расстояния вдоль стены до нашей главной отправной точки «А». Теперь нужно подняться на чердак, захватив рулетку, фонарик, шуруповерт со сверлом и гибкий стержень. Будучи наверху, точно также замерьте расстояние от контрольной точки (светильник) до отправной точки снизу (усилитель/ресивер/розетка) идя вдоль стены, в которой пойдет провод. Скорее всего, на чердаке уже есть старая проводка. Вполне возможно, что-то из нее идет к нужной розетке снизу. Сверлить отверстие необходимо именно над отправной точкой, но обязательно отступите несколько сантиметров от старых проводов, если они есть. В готовое отверстие просовываем стержень. По идее, он должен упереться в ту же распорку, что встретилась ему снизу. Если стержень уперся раньше, то проложить кабель все еще возможно, но потом придется устроить небольшой ремонт.


Схема 2: подвал

Длинным сверлом по дереву нужно сделать отверстие под углом в плинтусе, при этом оно должно вылезти в подвале/подполе. Не беспокоитесь, отверстие потом можно замазать шпатлевкой. Теперь спускаемся в подвал и ищем сверло. Если оно торчит в удобном месте, где нет никаких проводов, коммуникаций, балок и прочих преград, то это хорошо — вы нашли идеальное место для отправной точки. Теперь остается проделать ту же процедуру со сверлом, но уже под местом, где будет установлена внутристенная колонка.

Часть вторая: установка

Итак, мы подготовили схему проводки. Это очень важно, так как вырезать отверстия для колонок не следует в тех местах, куда невозможно подвести кабель. Нужно найти все внутристенные преграды и предварительно обозначить схему, чтобы процесс прокладки проводов был максимально простым и быстрым.

Для непосредственного монтажа колонок вам понадобятся дрель-шуруповерт, сверла, гибкие стержни, изолента, ножовка по гипсу, распределительный внутристенный короб, розетка, акустический кабель, карандаш, уровень, клещи для зачистки проводов и сами колонки. За работу!

Шаг 1: отверстие в стене

Теперь, когда мы разобрались с проводкой, пора сделать отверстие для короба в стене, который должен быть расположен рядом с отправной точкой «А». Сделайте замеры короба, нарисуйте по уровню шаблон и ножовкой по гипсу вырежьте в стене соответствующее отверстие. Не следует пытаться устанавливать сам короб на этом этапе.

Шаг 1.1: устраняем препятствие на трассе

Если в ходе проверки трассы для прокладки проводов вы нашли препятствие, то нужно его просто просверлить. Для этого необходимо точно определить место в стене, где есть распорка/балка или любой другой объект, не дававший стержню пройти. Если вы все делали правильно, то это непроходимый участок должен располагаться над только что сделанным отверстием. Предварительно сделав замер стержня до преграды, можно приступать к вскрытию стены и сверлению распорки.

Ножовкой по гипсу нужно вырезать окно чуть выше самой распорки в стене. Получив доступ, просверлите распорку (по возможности делайте отверстие в центре, не смещая сверло к одной из внутренних сторон стены). Отверстие должно свободно пропускать акустический кабель. После того, как провод будет проложен, можно сделать декоративную заглушку на стене или отремонтировать панель и покрасить ее.

Шаг 2: прокладываем кабель

Совет: Клипсы для проводов отлично подойдут для фиксации акустического кабеля: старайтесь не бить молотком слишком сильно, тогда вы не повредите сам проводник и его оплетку.

Шаг 3: вырезаем монтажное окно для колонки

Как правило, круглые колонки смотрятся в потолке лучше, так как хорошо сочетаются со светильниками. Для стен лучше использовать прямоугольные колонки — подобные объекты чаще встречаются на стенах. В комплекте с колонками чаще всего идет шаблон для монтажа. Если вы устанавливаете потолочную акустику, то можно приклеить липкой лентой шаблон на потолок и сверлом по дереву сделать отверстие в самом его центре, после чего необходимо найти сверло (отверстие) на чердаке.


Теперь вам понадобится карандаш, которым вы обведете шаблон. Проделав все это, можно приступать к работе ножовкой. В готовое монтажное окно просуньте колоночные провода с запасом, чтобы было удобно подсоединять их к клеммам. Зачистив провода, подключите их к разъемам на АС.


Чтобы прикрутить колонку к стене, нужно поставить шуруповерт на малую скорость: так вы сможете избежать чрезмерного затягивания шурупов и, соответственно, повреждения стены/потолка или самой колонки. Если вы устанавливаете внутристенную акустику, то обязательно следите за уровнем. Наконец, закройте конструкцию грилем.

Совет: Растяните ненужное одеяло или ткань под всеми отверстиями до начала работ. Так можно собрать много падающих опилок и пыли. Этот совет облегчит последующую уборку.

Шаг 3: устанавливаем распределительный короб и подключаем провода

Теперь вернемся к отверстию в отправной точке. Внутристенный короб следует установить на место, а провод, выходящий наружу, можно продеть в специальную розетку-заглушку (например, DataComm 45-0001-WH). Оставьте кабеля столько, чтобы его хватило для подключения к усилителю. На стадии коммутации колонки с усилителем убедитесь, что устройство выключено. Что ж, остается настроить звук и наслаждаться музыкой!

Как крепить акустику на настенные кронштейны?

Поделитесь, пожалуйста, опытом крепления акустики на настенные кронштейны. Абстрагируясь (пока) от конкретной модели акустики: какие кронштейны использовали, высота и место расположения, нюансы, какие трудности возникали?

Ответы

Нет особых трудностей. Очень удобные кронштейны. Загнал под потолок, чтобы не видеть провода.


И у меня. Ща покушаю и распишу что да как с фотками.)

какие кронштейны использовали, высота и место расположения, нюансы, какие трудности возникали?

Тыловая стена, высота 145 см от пола, в зажимные щеки в которые крепится акустика вырезал из велосипедной камеры 4 полоски, чтобы не вкручивать шурупы в колонки и чтобы они держались и не выскальзывали. Кронштейны позволяют наклонять и поворачивать акустику. Изначально кронштейны использовал под тыловые акустические системы в домашнем кинотеатре. В данное время перешел в стерео и кронштейны в тыловой стене использую под крепление второй пары акустических систем, через которые иногда слушаю музыку.

На басах не выскакивают из креплений, вибрации всякие, призвуки не появились? Затягивается крепление нормально, затяжной винт не прокручивается?

точно такие же и у меня🤝👌 и так же использовал полоски,но из типа войлока. больше ни каких сложностей не возникло

Сейчас на них установлены тылы для кино - не маленькие Klipsch RP-160M

В акустике были крепления под болты, только просверлил в полке


А, вспомнил. У этих колонок пришлось снять грили. Мешали.

Всё вроде бы неплохо у этих Vogels, но исключение грилей и колхоз с прокладками несколько портят общую картину.





Ну да, есть немного. Но! Благодаря такому креплению, нет необходимости сверлить колонки снизу. Снятие гриля- меньшее зло.

Итак, как у меня. Тоже Vogels. В "кинозале" грили сняты, в спальне у музцентра они несъёмные, поэтому пришлось их слегка замять, что практически не повлияло на внешний вид. Кронштейны закреплены на высоте 160 см до центра крепления. Держатся колонки отменно (сзади немного придавил штатными винтами). Не то что от басов- несколько раз плечом задевал,- хоть бы хны, прекрасно держат. Проводка у меня вся в стенах, за кронштейнами выведены акустические розетки.

Ну в этом вопросе - кому как удобнее. Мне вот удобнее, чтобы магнитные грили можно было легко снимать и ставить по ситуации. А если у АС есть ножки на вкрутке, так и сверлить ничего не нужно - можно эти отверстия для крепежа приспособить.

Кстати, а к стенам они у вас как присоединены? На пробках?

Дюбель с шурупом на 5.

на стене колоночная 'розетка' специальная или что? не расмотрел


а горизонтальный поворотный механизм фиксируется в положении или нет?


Как-то непонятно, как на 90 градусов будет поворот по горизонтали, если задняя часть опоры будет в стену упираться. Там вроде маленький угол получается совсем..

На 90 градусов сам корпус колонки не позволит повернуть. Поворачиваются до упора АС в стену.

Не фиксируется вроде.


крепёж для тв немного переделал

Чуть-чуть разбавлю, ну и дальше в той же теме )

Удивился. Не испытывал проблем с инсталляцией. Прокладку не ставил. Не нужна.

Судя то фоткам у меня подделка. При установке тоже матюкался.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Читайте также: