Страх возводит стены любовь строит мосты

Обновлено: 14.05.2024

Страх возводит стены, любовь строит мосты

Диакон Илья имеет большой опыт общения с детьми: окончив Московскую духовную академию, он семь лет преподавал в старших классах основы православной культуры, работал на семейном телеканале «Радость моя».
За годы работы в школе диакон Илья заметил, что учеников особенно волнуют темы страха и любви, и решил написать книгу, адресованную молодым людям. Философские рассуждения о смерти, жизни и ее смысле, гендере и эволюции, половой жизни, одиночестве и свободе выдержаны в ключе христианского мировоззрения и подаются через призму оригинальной авторской интерпретации.
Нравственные наставления излагаются по возможности ненавязчиво, в манере устной речи, с юмором и на доступном подростку языке. В качестве вспомогательного материала приводятся короткие и трогательные произведения Ги де Мопассана и Пола Вилларда. Яркий дизайн обложки привлекает внимание, многие главки сопровождаются стилизованными под тетрадные наброски иллюстрациями юной художницы Марии Лучаниновой.
Несмотря на все попытки облегчить текст, фундаментальность затронутых тем и серьезный выбор источников (Священное Писание, святоотеческая и академическая литература) делают книгу ответственным чтением. Возможно, лучшим использованием для нее будет не вручать напрямую целевой аудитории, а изучить самостоятельно, отметить ценные моменты и по своему усмотрению использовать в воспитании подростков.

Страх возводит стены любовь строит мосты

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 276 704
  • КНИГИ 652 177
  • СЕРИИ 24 905
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 610 096

ЛитМир - Электронная Библиотека > Кокин Илья Анатольевич > Страх возводит стены, любовь строит мосты

Страх возводит стены, любовь строит мосты

Добавить похожую книгу

Письма

Счастливый финал

Крики судьбы

Оценка

5.5 (2)

Страх возводит стены, любовь строит мосты

Количество страниц: 3

Доступен ознакомительный фрагмент

Язык книги: Русский

Издатель: Никея

Выберите формат скачивания:

epub QR код Размер: 1,1 Мбайт Добавлено 21 февраля 2020, 16:16
fb2 QR код Размер: 203,2 Кбайт Добавлено 21 февраля 2020, 16:16
rtf QR код Размер: 222,1 Кбайт Добавлено 21 февраля 2020, 16:16

На протяжении многих лет автор читал лекции и проводил беседы со старшеклассниками и студентами. Оказалось, что из всего многообразия тем слушателей сильнее всего волновали две: тема страха (и всего, что с ним связано, – тревоги, смерти и т. п.) и тема любви (в первую очередь между мужчиной и женщиной). Отталкиваясь от этих двух тем, разбирая наши главные страхи и главные моменты жизни, связанные с любовью, автор говорит о важных мировоззренческих вещах. Книга написана в стиле живой беседы с подростками и молодежью.

Страх возводит стены, любовь строит мосты

На протяжении многих лет автор читал лекции и проводил беседы со старшеклассниками и студентами. Оказалось, что из всего многообразия тем слушателей сильнее всего волновали две: тема страха (и всего, что с ним связано, – тревоги, смерти и т. п.) и тема любви (в первую очередь между мужчиной и женщиной). Отталкиваясь от этих двух тем, разбирая наши главные страхи и главные моменты жизни, связанные с любовью, автор говорит о важных мировоззренческих вещах. Книга написана в стиле живой беседы с подростками и молодежью.

Отзывы

Загрузить еще

Популярные книги

Страж. Тетралогия

Алексей Пехов Страж. Тетралогия Страж История первая Ведьмин яр Ворон на ржаном поле не.

Страж. Тетралогия

Sapiens. Краткая история человечества

Сто тысяч лет назад Homo sapiens был одним из как минимум шести видов человека, живших на этой пла.

Sapiens. Краткая история человечества

Гордость и предубеждение

Джейн Остен Гордость и предубеждение КНИГА ПЕРВАЯ ГЛАВА I Все знают, что молодой человек, распо.

Гордость и предубеждение

Поступай как женщина, думай как мужчина

Почему даже самые умные, успешные и привлекательные женщины не всегда понимают поступков мужчин и н.

Поступай как женщина, думай как мужчина

Зулейха открывает глаза

Гузель Яхина Зулейха открывает глаза Книга публикуется по соглашению с литературным агентством .

Зулейха открывает глаза

О смертельных схватках и их победителях

О смертельных схватках и их победителях

Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать "Страх возводит стены, любовь строит мосты" Кокин Илья утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. На первый взгляд сочетание любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. Многогранность и уникальность образов, создает внутренний мир, полный множества процессов и граней. Значительное внимание уделяется месту происходящих событий, что придает красочности и реалистичности происходящего. Центром произведения является личность героя, а главными элементами - события и обстоятельства его существования. Отличительной чертой следовало бы обозначить попытку выйти за рамки основной идеи и существенно расширить круг проблем и взаимоотношений. На развязку возложена огромная миссия и она не разочаровывает, а наоборот дает возможность для дальнейших размышлений. Легкий и утонченный юмор подается в умеренных дозах, позволяя немного передохнуть и расслабиться от основного потока информации. Периодически возвращаясь к композиции каждый раз находишь для себя какой-то насущный, волнующий вопрос и незамедлительно получаешь на него ответ. С помощью описания событий с разных сторон, множества точек зрения, автор постепенно развивает сюжет, что в свою очередь увлекает читателя не позволяя скучать. Захватывающая тайна, хитросплетенность событий, неоднозначность фактов и парадоксальность ощущений были гениально вплетены в эту историю. "Страх возводит стены, любовь строит мосты" Кокин Илья читать бесплатно онлайн необычно, так как произведение порой невероятно, но в то же время, весьма интересно и захватывающее.

Читать Страх возводит стены, любовь строит мосты

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 1
  • Размещено 26.11.2018
  • Тип размещения: Бесплатно

Новинки

Крепость Авалон

Мир «блаженных островов» с первого взгляда похож на сказку: бескрайний океан, вечное лето, зеленые .

Страх возводит стены любовь строит мосты

Диакон Илья Кокин

Страх возводит стены, любовь строит мосты

Иллюстрации Марии Лучаниновой

Предисловие. Про кнут и пряник

Впрочем, методом научного тыка я установил, что при разговорах на некоторые темы они все-таки откладывали телефоны и включались в беседу. В итоге оказалось, что все «интересные» темы можно свести всего лишь к двум: страх и любовь. Собственно, из бесед на эти темы и родилась данная книга.

Так уж мы устроены, что по-настоящему нас что-то интересует лишь тогда, когда мы переживаем из-за этого сильные эмоции. Не важно какие – симпатию, отвращение, страх, умиление, гнев… Можно смело сказать, все человеческое искусство именно об этом – автор или пытается передать нам свои сильные переживания, или желает вызвать у нас какие-то определенные эмоции. За самыми сильными произведениями искусства всегда стоят сильные чувства.

В нашем языке есть много слов для обозначения различных оттенков эмоций, но по большому счету этих эмоций всего две: любовь и ненависть. Вот две движущие силы нашего сердца! Все, что нас окружает, все, о чем мы думаем, все эти «люди, львы, орлы и куропатки» нам или нравятся, или не нравятся. Что-то просто не вызывает у нас никаких чувств или может вызвать смешанные чувства. Это означает, что мы пока не можем понять, понравилось нам или нет, любим мы это или ненавидим. Удачный пример – зависть. Это коктейль, смешанный из любви к чужой вещи и ненависти к ее хозяину.

Испуг считается чем-то постыдным, поэтому мы часто маскируем свой страх какой-либо добродетелью. Мы боимся начальника и называем это «исполнительностью» или «дисциплинированностью». Мы боимся любить, вступать в серьезные отношения и называем это «трезвомыслием». Мы боимся возразить и называем это «смирением» и «терпением», но наше сердце знает, что нами руководит на самом деле.

Так вот, было ли в раю место гневу и страху? Думаю, да. Только тогда эти чувства действовали в сердце человека иначе, чем теперь. На это намекают два дерева, которые росли посреди райского сада, – дерево жизни и дерево познания добра и зла (Быт. 2: 9). Первое дерево должно было подавать людям вечную жизнь, а второе дерево таило смерть. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16–17). Первое дерево должно было привлекать человека, нравиться ему, а второго дерева человек должен был страшиться, то есть Бог уже в раю обращался к обоим главным человеческим чувствам.

Получается, что классический метод кнута и пряника был впервые применен еще Творцом по отношению к первым людям. Господь и в дальнейшем прибегает к этим способам мотивации. Причем в Ветхом Завете предпочтение отдается кнуту, а в Новом – прянику. Это хорошо видно по тому, как звучат ветхозаветные и новозаветные заповеди. В первом случае Бог требует от человека: вот так поступай, а так не смей поступать, при этом зачастую нарушение заповеди (даже такой безобидной, как заповедь о субботе) влечет за собой смерть (Чис. 15: 35). Во втором случае все иначе – Бог уже не требует и не стращает, Он уговаривает нас: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю, блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога» (см. Мф. 5: 3-12). То есть Господь говорит: смотрите, вы будете счастливы, если будете вот такими! В Новом Завете Бог возвращает нам возможность вкушать от дерева жизни.

Примечательно, что кнут и пряник оказываются в разной степени эффективными на протяжении жизни человека. Кнут эффективнее в детстве – ребенку невозможно объяснить, сколько в яблоках витаминов, проще сказать: «Не съешь – отберу телефон!», а вот с подростком этот номер не пройдет, ему уже необходимо объяснить, каким образом то, что мы от него требуем, нужно ему самому. Подросток должен понимать, как это работает.

Вот и в случае с чувствами хотелось бы понять, как все это работает? Где в нашей природе коренятся эти силы, а главное – зачем? Я вам сейчас одну умную вещь скажу, вы только не обижайтесь. Человек – это гибрид ангела и животного. Поясню. Сначала Бог сотворил ангелов – это разумные духовные существа. Потом были сотворены животные – существа, движимые бессознательной животной душой, инстинктами. А под конец был создан человек, в котором разумный дух соединился с животной душой. Вот почему святые отцы называли человека «микрокосмом», малым миром – в нас соединяются разные уровни бытия. Каждый человек как отдельная планета! У нас есть своя микрофлора, а у некоторых даже микрофауна. А то, что сложно устроено, сложно и функционирует.

Дух отвечает за сознание, рациональное мышление, а животная бессознательная душа – за чувства и физиологию. Вот здесь-то, в животной душе, святые отцы[1], вслед за античными философами[2], помещали два начала – «желательное» и «раздражительное»… да, такие вот старорежимные словечки. Слова старые, но сама идея до сих пор актуальна, потому что и современная психология говорит о том же самом – о двух силах нашего «бессознательного» (= животная душа): влечении к жизни («эросе») и влечении к смерти, агрессии, разрушению («танатосе»), как их предпочитал называть 3. Фрейд[3].

И вот теперь ответ на самый главный вопрос – и зачем же нам все это? Наши чувства – что-то вроде министерств в государстве. «Желательное начало», а проще говоря, любовь – это министерство иностранных дел, его задача – устанавливать связи с внешним миром, а «раздражительное начало» или гнев – это министерство обороны, его функция – защищать душу от врагов. Еще наша животная душа похожа на магнит, у нее есть плюс и минус. Плюс («желательное начало») – это врожденная сила, которая влечет нас ко всему доброму, ко всему, что дает нам жизнь, – прежде всего к Богу, потому что Он для нас Источник жизни (Кол. 3: 3). Минус («раздражительное начало») – это сила, которая, как сторожевой пес, нападает на все злое, что приближается к нам, это иммунитет нашей души. Наши чувства – это компас (он ведь тоже работает благодаря магниту), который должен был показывать нам, где добро, а где зло. Должен был… но теперь наш компас испорчен.

См., например: Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 12 (26). М.: Братство святителя Алексея – Ростов-на-Дону: «Приазовский край», 1992. С. 211. См. также: Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма по творениям восточных писателей-аскетов IV века. Казань, 1899. С. 67–69.

Например, Платон (Государство. IV, 435b-с, 439–441; Тимей 89е-90с); Аристотель (О душе. 1,41 lb 5-30; Никомахова этика. 1,1102а 25-1103а) и пр.

Страх возводит стены, любовь строит мосты

О книге "Страх возводит стены, любовь строит мосты"

На протяжении многих лет автор читал лекции и проводил беседы со старшеклассниками и студентами. Оказалось, что из всего многообразия тем слушателей сильнее всего волновали две: тема страха (и всего, что с ним связано, – тревоги, смерти и т. п.) и тема любви (в первую очередь между мужчиной и женщиной). Отталкиваясь от этих двух тем, разбирая наши главные страхи и главные моменты жизни, связанные с любовью, автор говорит о важных мировоззренческих вещах. Книга написана в стиле живой беседы с подростками и молодежью.

Произведение было опубликовано в 2018 году издательством Никея. На нашем сайте можно скачать книгу "Страх возводит стены, любовь строит мосты" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 5 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Страх возводит стены, любовь строит мосты

Книга диакона Ильи Кокина «Страх возводит стены, любовь строит мосты» написана в стиле живой беседы. На протяжении многих лет автор читал лекции и беседовал со старшеклассниками и студентами. Оказалось, что из всего многообразия тем слушателей сильнее всего волновали две: тема страха (и всего, что с ним связано, – тревоги, смерти и т. п.) и тема любви (в первую очередь между мужчиной и женщиной). Отталкиваясь от этих двух тем, разбирая наши главные страхи и главные моменты жизни, связанные с любовью, автор говорит о важных мировоззренческих вещах.

20,7 х 13,3 х 1,35 см

Заказ возможен без e-mail и регистрации. А еще у нас можно получить бесплатную книгу.

Сообщить о нарушении продуктаСтрах возводит стены, любовь строит мосты

Артикул: К0943 Категории: Беседы, проповеди, письма , О семье и воспитании , Современные авторы
СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие. Про кнут и пряник – 7
_______
ЧАСТЬ 1. СТРАХ ВОЗВОДИТ СТЕНЫ
Чего же мы боимся
▪ Что страшнее — демон или теща? – 16
▪ Недетский смысл одной детской игры – 21
▪ Четыре главных страха – 24
▪ Куда пойти со своими страхами? – 25
Страх потери свободы
▪ Часы или компьютер? – 30
▪ Лабиринты и роботы – 37
Страх одиночества
▪ Козел отпущения – 44
▪ Стыдно, когда видно – 49
▪ Материк и острова – 53
▪ Брак или монашество? – 56
Страх потери смысла жизни
▪ Game over – 59
▪ Что скажут на наших похоронах? – 63
▪ Загадка имени – 65
▪ Бессмертная мать – 70
▪ За что мне это? – 74
Страх смерти
▪ Самый короткий рассказ – 80
▪ Случай из детства – 82
▪ Группа поддержки – 84
▪ Куда делось «подобие»? – 88
От страха к любви
▪ О храбрости страуса – 90
▪ Рабы и дети – 91
▪ ▪ Миг – 93
▪ ▪ Справочная, пожалуйста! – 94
_______
ЧАСТЬ 2. ЛЮБОВЬ СТРОИТ МОСТЫ
Недоделанный мир
▪ Клей «Вечность» – 100
Мужчина и женщина
▪ Слепая любовь – 104
▪ Любовь — это химия? – 107
▪ Эволюционная теория пола – 110
▪ Особенные буквы – 113
▪ Помощник-противник – 117
▪ Пара слов о женской доле – 121
▪ Христос — освободитель женщин – 123
▪ «Пока смерть не разлучит» – 125
▪ О безответной любви – 128
▪ Про это – 132
▪ За что христиане «не любят» секс? – 135
▪ Где край платформы? – 140
▪ «Неудобные» вопросы от ребенка – 146
Человек и мир вокруг
▪ О чем говорят обезьяны? – 151
▪ Царская жертва – 158
Раскол внутри человека
▪ Любить себя — это нормально? – 162
▪ Горе от ума – 165
Человек и Бог
▪ О камне и песке – 172
▪ Как любить невидимое? – 174
▪ ▪ Исповедь – 178

1 отзыв на Страх возводит стены, любовь строит мосты

Оценка 5 из 5

Галина – 08.12.2020

Книга отца Илии Кокина – прекрасный дар для молодёжи 21 века! Текст легко читается и воспринимается, и как итог понимается на ура, нет ни одного лишнего слова. Юмор добрый, помогающий расслабиться, оттаять, способствует доверию и помогает читать дальше без страха и упрёка.

Автору удалось поговорить по душам с каждым! Без нравоучений и рассказов про гиену огненную за грехи, без фатализма, но с примерами из реальной жизни, дающими понять, что выход есть всегда. И для кого-то эта книга точно станет спасительным маяком и помощником, в кипящей событиями и соблазнами жизни.

Это душеполезное и спасительное чтение рекомендую всем без исключения, начиная от родителей и до подростков!

Страх возводит стены, любовь строит мосты

«Страх возводит стены, любовь строит мосты» — уникальное православное издание, написанное специально для подростков. Оно состоит из двух частей. В первой говорится о главных человеческих страхах, а вторая посвящена любви в разных ее проявлениях. Диакон Илья Кокин прочел десятки лекций, 7 лет преподавал для старшеклассников в средней школе, работал на семейном телеканале «Радость моя», принимал участие в создании образовательных проектов. И потому книга вмещает в себя многолетний опыт работы автора с молодыми людьми.

Страх возводит стены

В этой книге вы найдете:

откровенный разговор с молодыми людьми на самые острые темы;

ответы на вопросы, которые больше всего волнуют подростков;

яркий язык и добрый актуальный юмор, который не даст заскучать юным читателям.

«Наши чувства – что-то вроде министерств в государстве. “Желательное начало”, а проще говоря, любовь – это министерство иностранных дел, его задача – устанавливать связи с внешним миром, а “раздражительное начало” или гнев – это министерство обороны, его функция – защищать душу от врагов».

Кому будет интересна эта книга:

подросткам, старшеклассникам, студентам;

родителям и педагогам.

Страх возводит стены, любовь строит мосты

7 причин купить книгу «Страх возводит стены, любовь строит мосты»:

единственная в своем роде книга, которая создавалась специально для православных подростков;

живая беседа с молодыми людьми на их языке;

иллюстрации для издания нарисовала 16-летняя девушка;

откровенный разговор на смелые темы;

множество жизненных примеров из многолетнего опыта автора;

это издание — нескучная проповедь, которая не оставит равнодушным ни одного подростка.

О книге

Об авторе

Диакон Илья Кокин

Родился в 1976 году в Москве. Окончил Московскую духовную семинарию и академию. Кандидат богословия и культурологии, член Союза писателей Москвы. С 1995 по 2001 г. был иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия II. В 2001 г. рукоположен в сан диакона, клирик храма Казанской иконы Божией Матери на Калужской площади в Москве.

Преподавал в Российском православном университете апостола Иоанна Богослова, а также в частной школе «Ретро». 10 лет проработал на детском семейном образовательном телеканале «Радость моя», принимал участие в создании проектов «Остров открытий», «Дорога к храму», «Закон Божий» и других. Является автором учебного пособия «Жизнь и учение Господа Иисуса Христа», которое стало победителем Московского этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя» в 2016 г.

За последние годы объездил более 150 городов России, Белоруссии, Средней Азии, ближнего и дальнего зарубежья с лекциями и образовательными семинарами.

Страх возводит стены, любовь строит мосты


На протяжении многих лет автор читал лекции и проводил беседы со старшеклассниками и студентами. Оказалось, что из всего многообразия тем слушателей сильнее всего волновали две: тема страха (и всего, что с ним связано, – тревоги, смерти и т. п.) и тема любви (в первую очередь между мужчиной и женщиной). Отталкиваясь от этих двух тем, разбирая наши главные страхи и главные моменты жизни, связанные с любовью, автор говорит о важных мировоззренческих вещах. Книга написана в стиле живой беседы с подростками и молодежью.

Оглавление

  • Предисловие. Про кнут и пряник
  • Часть 1. Страх возводит стены

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страх возводит стены, любовь строит мосты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Иллюстрации Марии Лучаниновой

Предисловие. Про кнут и пряник

Впрочем, методом научного тыка я установил, что при разговорах на некоторые темы они все-таки откладывали телефоны и включались в беседу. В итоге оказалось, что все «интересные» темы можно свести всего лишь к двум: страх и любовь. Собственно, из бесед на эти темы и родилась данная книга.

Так уж мы устроены, что по-настоящему нас что-то интересует лишь тогда, когда мы переживаем из-за этого сильные эмоции. Не важно какие — симпатию, отвращение, страх, умиление, гнев… Можно смело сказать, все человеческое искусство именно об этом — автор или пытается передать нам свои сильные переживания, или желает вызвать у нас какие-то определенные эмоции. За самыми сильными произведениями искусства всегда стоят сильные чувства.

В нашем языке есть много слов для обозначения различных оттенков эмоций, но по большому счету этих эмоций всего две: любовь и ненависть. Вот две движущие силы нашего сердца! Все, что нас окружает, все, о чем мы думаем, все эти «люди, львы, орлы и куропатки» нам или нравятся, или не нравятся. Что-то просто не вызывает у нас никаких чувств или может вызвать смешанные чувства. Это означает, что мы пока не можем понять, понравилось нам или нет, любим мы это или ненавидим. Удачный пример — зависть. Это коктейль, смешанный из любви к чужой вещи и ненависти к ее хозяину.

Испуг считается чем-то постыдным, поэтому мы часто маскируем свой страх какой-либо добродетелью. Мы боимся начальника и называем это «исполнительностью» или «дисциплинированностью». Мы боимся любить, вступать в серьезные отношения и называем это «трезвомыслием». Мы боимся возразить и называем это «смирением» и «терпением», но наше сердце знает, что нами руководит на самом деле.

Так вот, было ли в раю место гневу и страху? Думаю, да. Только тогда эти чувства действовали в сердце человека иначе, чем теперь. На это намекают два дерева, которые росли посреди райского сада, — дерево жизни и дерево познания добра и зла (Быт. 2: 9). Первое дерево должно было подавать людям вечную жизнь, а второе дерево таило смерть. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2: 16–17). Первое дерево должно было привлекать человека, нравиться ему, а второго дерева человек должен был страшиться, то есть Бог уже в раю обращался к обоим главным человеческим чувствам.

Получается, что классический метод кнута и пряника был впервые применен еще Творцом по отношению к первым людям. Господь и в дальнейшем прибегает к этим способам мотивации. Причем в Ветхом Завете предпочтение отдается кнуту, а в Новом — прянику. Это хорошо видно по тому, как звучат ветхозаветные и новозаветные заповеди. В первом случае Бог требует от человека: вот так поступай, а так не смей поступать, при этом зачастую нарушение заповеди (даже такой безобидной, как заповедь о субботе) влечет за собой смерть (Чис. 15: 35). Во втором случае все иначе — Бог уже не требует и не стращает, Он уговаривает нас: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю, блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога» (см. Мф. 5: 3-12). То есть Господь говорит: смотрите, вы будете счастливы, если будете вот такими! В Новом Завете Бог возвращает нам возможность вкушать от дерева жизни.

Примечательно, что кнут и пряник оказываются в разной степени эффективными на протяжении жизни человека. Кнут эффективнее в детстве — ребенку невозможно объяснить, сколько в яблоках витаминов, проще сказать: «Не съешь — отберу телефон!», а вот с подростком этот номер не пройдет, ему уже необходимо объяснить, каким образом то, что мы от него требуем, нужно ему самому. Подросток должен понимать, как это работает.

Вот и в случае с чувствами хотелось бы понять, как все это работает? Где в нашей природе коренятся эти силы, а главное — зачем? Я вам сейчас одну умную вещь скажу, вы только не обижайтесь. Человек — это гибрид ангела и животного. Поясню. Сначала Бог сотворил ангелов — это разумные духовные существа. Потом были сотворены животные — существа, движимые бессознательной животной душой, инстинктами. А под конец был создан человек, в котором разумный дух соединился с животной душой. Вот почему святые отцы называли человека «микрокосмом», малым миром — в нас соединяются разные уровни бытия. Каждый человек как отдельная планета! У нас есть своя микрофлора, а у некоторых даже микрофауна. А то, что сложно устроено, сложно и функционирует.

Дух отвечает за сознание, рациональное мышление, а животная бессознательная душа — за чувства и физиологию. Вот здесь-то, в животной душе, святые отцы [1] , вслед за античными философами [2] , помещали два начала — «желательное» и «раздражительное»… да, такие вот старорежимные словечки. Слова старые, но сама идея до сих пор актуальна, потому что и современная психология говорит о том же самом — о двух силах нашего «бессознательного» (= животная душа): влечении к жизни («эросе») и влечении к смерти, агрессии, разрушению («танатосе»), как их предпочитал называть 3. Фрейд [3] .

И вот теперь ответ на самый главный вопрос — и зачем же нам все это? Наши чувства — что-то вроде министерств в государстве. «Желательное начало», а проще говоря, любовь — это министерство иностранных дел, его задача — устанавливать связи с внешним миром, а «раздражительное начало» или гнев — это министерство обороны, его функция — защищать душу от врагов. Еще наша животная душа похожа на магнит, у нее есть плюс и минус. Плюс («желательное начало») — это врожденная сила, которая влечет нас ко всему доброму, ко всему, что дает нам жизнь, — прежде всего к Богу, потому что Он для нас Источник жизни (Кол. 3: 3). Минус («раздражительное начало») — это сила, которая, как сторожевой пес, нападает на все злое, что приближается к нам, это иммунитет нашей души. Наши чувства — это компас (он ведь тоже работает благодаря магниту), который должен был показывать нам, где добро, а где зло. Должен был… но теперь наш компас испорчен.

В чем, собственно, заключалось грехопадение первых людей? Что сделал змей-дьявол? Во-первых, он внушил человеку недоверие по отношению к Богу, к Которому наша душа должна стремиться: мол, Бог боится, что вы сможете стать подобными Ему, поэтому запрещает есть от дерева познания. Во-вторых, дьявол привлек внимание человека к запретному плоду: смотрите, какой он красивый, да еще и дает знание (Быт. 3: 4–6)! То есть что произошло? Представьте, что наша душа не магнит, а мощная батарея (там тоже есть плюс и минус), и вот дьявол взял и сбил заводские настройки: направил минус (недоверие, гнев) на Бога, а плюс (желание) — на зло. На языке физики змей сделал короткое замыкание — перемкнул плюс на минус, но на языке истории это замыкание коротким не назовешь, ведь оно длится уже тысячи лет.

Мне еще очень нравится, как объясняет произошедшее в раю Д. Щедровицкий [4] : «Что же такое „познание добра и зла“? По-видимому, это такое состояние, в котором человек хочет сам решать, что для него является добром, а что злом, не повинуясь воле Божьей» [5] . Главная проблема человека заключается в том, что теперь, когда наш нравственный компас испорчен, мы зачастую боимся того, что нам полезно, и желаем то, что для нас опасно. И, собственно, выздоровление души состоит в том, чтобы не просто понять, а именно почувствовать, что такое хорошо и что такое плохо, но для этого наши чувства должны сперва приобрести навык (Евр. 5: 14), этих животных нужно правильно дрессировать.

Здесь вам предлагается принять участие в двух беседах. Речь в них пойдет о том, что же творится в нашем сердце — чего мы боимся и что мы любим? Попробуем вместе разобраться в этой сложной теме.

Страх возводит стены, любовь строит мосты


На протяжении многих лет автор читал лекции и проводил беседы со старшеклассниками и студентами. Оказалось, что из всего многообразия тем слушателей сильнее всего волновали две: тема страха (и всего, что с ним связано, – тревоги, смерти и т. п.) и тема любви (в первую очередь между мужчиной и женщиной). Отталкиваясь от этих двух тем, разбирая наши главные страхи и главные моменты жизни, связанные с любовью, автор говорит о важных мировоззренческих вещах. Книга написана в стиле живой беседы с подростками и молодежью.

Оглавление

  • Предисловие. Про кнут и пряник
  • Часть 1. Страх возводит стены

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Страх возводит стены, любовь строит мосты предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Страх возводит стены


Чего же мы боимся

Что страшнее — демон или теща?

Конечно же, христиане предпочитают говорить о любви, а не о страхе, но любовь — простое чувство (там сложность в том, что мы зачастую принимаем за любовь нечто совсем иное), а со страхом сами видите, какая происходит путаница, это чувство с двойным дном — под видом страха таится гнев. Кроме того, страх — чувство само по себе противоречивое. С одной стороны, то, чего мы боимся, нас отталкивает, но с другой — непостижимым образом привлекает, не случайно нам нравятся триллеры и фильмы ужасов.

Так что начнем мы именно с разговора о страхе, мы пойдем от частного к общему, сперва поговорим об отдельно взятых человеческих страхах, потом перейдем к основным видам страха и так потихоньку доберемся до сути.

Итак, чего мы боимся? Точнее будет спросить, чего боятся нормальные люди? Чего вообще нормально бояться? Самые распространенные фобии — это боязнь боли, высоты, змей, пауков и всякого такого. Эти страхи считаются нормальными, потому что защищают человека от вполне реальной опасности. Змеи, пауки, неосторожность на большой высоте — все это может окончиться смертью человека, поэтому в данном случае страх — это всего лишь здоровый инстинкт самосохранения. Как видите, наш «компас» не безнадежно сломан. Но далеко не все страхи защищают нас от реальной угрозы.

На эту тему есть хороший анекдот. Один человек спрашивает своего приятеля: «Чего ты боишься?» Тот отвечает: «Я боюсь всего двух вещей — дантистов и темноты». — «Ну, дантистов — понятно, — удивляется друг, — это связано с болью, а почему ты боишься темноты, ведь ты уже давно не маленький мальчик?» На это человек резонно отвечает: «А кто знает, сколько там дантистов».

Однажды я решил затронуть тему страхов в разговоре с восьмиклассниками. В том классе училась девочка Катя, очень умная и активная, всегда задавала интересные вопросы. Услышав тему урока, она сразу же начала тянуть руку до потолка. Оказалось, что накануне она натолкнулась в интернете на список «прикольных фобий», естественно, она тут же зачитала его, ко всеобщей радости.

Придя домой, я нашел в интернете подобный список — там действительно есть примеры, заставляющие задуматься. Например, есть фобии, которые верующим людям покажутся слишком похожими на беснование. Это стаурофобия — боязнь крестов и распятий, иерофобия — страх перед священниками, погонофобия — это не страх перед военными, как можно подумать, это боязнь бородатых людей. Кстати, у бородатых тоже есть своя «фирменная» фобия — ксирофобия — боязнь бритвы. Еще есть тепеофобия — страх перед религиозными обрядами, ну и последний пример — уранофобия — страх перед раем. Совершенно непонятно, как проявляется последний вид страха, скорее всего, его может диагностировать только апостол Петр возле райских врат.

А есть еще страхи, которые, наоборот, характерны для церковных людей. Демонофобия — страх перед демонами. Наверное, каждый церковный человек видел таких людей (обычно это бабушки), которые крестят все вокруг, боясь бесовского нападения. Особенно забавно наблюдать, как такие люди по многу раз подряд крестят рот, пока зевают, — непонятно, они боятся, что что-то войдет в них или, наоборот, выйдет? Еще существует гадефобия — это не боязнь змей и ящериц, а страх перед адом. Гилефобия — боязнь материализма, ересифобия — страх перед идеями, отличными от общепринятых. И моя любимая — папафобия — страх перед Папой Римским (это сугубо православная фобия).


Вот еще интересные случаи! Я считаю, что эти фобии характерны для подавляющего большинства мужчин. Пентерафобия — боязнь тещи, эргофобия — боязнь работы, ностофобия — страх перед возвращением домой… особенно если неприятности на работе, а дома теща — представляете, что тогда может произойти в душе у человека?!

Ну и наконец, самые экзотические из фобий. Вот еще одна моя любимая — гиппопотомомонстросеквиппедалиофобия (да!) — это боязнь… длинных слов. Если сейчас кто-то не улыбнулся, то, возможно, у вас гелиофобия — боязнь смеха. Еще один популярный пример экзотического страха — анатидаефобия — это навязчивый страх, что где-то в мире есть утка, которая постоянно следит за вами. Еще есть фобии, с которыми вообще непонятно, как жить, — оптофобия — это не страх перед походом в супермаркет, как может показаться, это боязнь открывать глаза. Еще есть панафобия — боязнь всего, и венец этого списка — фобиофобия — боязнь перед страхом. На эту тему даже есть стишок-пирожок:

страшней всего когда не знаешь

что для тебя страшней всего

садишься на диван и мысли

а вдруг страшней всего диван [6]

Наверное, кого-то удивило, что тут вроде бы была заявлена такая серьезная тема, а разговор ушел в какой-то стеб и веселье. На самом деле все это неспроста. Юмор — это, пожалуй, наиболее популярная форма защиты от страхов.

Только вспомните, какие темы для анекдотов самые распространенные? Во-первых, это тема болезни и смерти — черный юмор, а во-вторых, это тема взаимоотношения полов. Это темы, которые затрагивают два наших базовых чувства — страх и желание. В свете того, что я сейчас сказал, становится понятным, почему мы любим шутить про смерть — это то, чего мы боимся сильнее всего на свете, но почему объектом для шуток становится секс? Потому что секс тоже вызывает у нас страх, ведь эта тема связана с тайной зарождения новой жизни (эта тайна объясняет и наше собственное появление на свет), а любая тайна вызывает страх. А еще мы все очень боимся оказаться несостоятельными в отношениях. Это действительно пугает. Но на эту архиважную тему мы подробно поговорим во второй части.

Недетский смысл одной детской игры

Вот один пример связи страха и юмора из недавнего прошлого. Наверное, всем хорошо известно имя советского писателя Михаила Зощенко — от его сатирических рассказов и фельетонов хохотала вся страна. И не случайно, что на дворе были самые страшные годы — 1920-1930-е — голод и репрессии. Но гораздо интереснее разобраться в том, почему сам Зощенко стал сатириком. Объяснение этого феномена можно найти в его последней книге, которая называется «Перед восходом солнца» [7] . В начале книги автор задается вопросом, почему он всю жизнь ощущал себя глубоко несчастным человеком. Зощенко честно сознается в том, что его искрометный юмор — всего лишь попытка заглушить страх перед жизнью, который он испытывал, сколько себя помнил. Увлекшись идеями психоанализа Фрейда и учением академика Павлова о рефлексах, писатель решил докопаться до причин своей меланхолии, корни которой он был намерен искать в детских психологических травмах. Книга читается как детектив — писатель ищет зацепки сначала в событиях недавних лет, потом углубляется все дальше и дальше, доходит до раннего детства. Наконец, сопоставляя обрывки рассказов родных о своем младенчестве и собственные детские кошмары, он таки находит то событие, которое так сильно напугало его и омрачило всю его дальнейшую жизнь (не стану спойлерить, сами почитайте). По признанию Зощенко, это открытие вернуло в его душу давно утраченную детскую радость. Кстати, изначально писатель хотел назвать свою книгу «Ключи от счастья».

Но вообще этот прием — использование смеха в качестве защиты от чего-то пугающего, осмеяние самого объекта страха — известен человечеству с древнейших времен. Приведу еще один неожиданный, но весьма показательный пример — игра в жмурки (сам был сильно удивлен, когда прочитал про это! [8] ). Оказывается, это очень древняя игра (после прочитанного ее уже трудно назвать забавой), она возникла давным-давно и распространена по всему миру. При своей кажущейся легкомысленности игра эта наделена глубоким символическим значением. Дело в том, что ведущий изображает не что иное, как саму смерть (он мертвец, «жмурик», вот почему игра так называется). Именно поэтому ведущий играет с завязанными глазами, ведь смерть слепа — она представитель потустороннего мира и не видит живых (других игроков) [9] . Да, смерть слепа, она хватает всех без разбора — старых и молодых, мужчин и женщин, богатых и бедных. У нас нет никакого способа защититься от нее. Защититься нельзя, но оказывается, над смертью можно… поржать! Один из вариантов игры в жмурки предполагает, что игроки должны подбегать к ведущему и издеваться над ним — отвешивать пендели, щипать, обзывать, смеяться, а ведущий должен угадать имя того, кто это делает. Если ведущий угадал имя, игрок выбывает (символически умирает). То есть что получается? Оказывается, смерть не нужно бояться, ее можно обмануть (хотя бы на время, хотя бы понарошку), ее можно пнуть, ущипнуть, обозвать дурой, и при этом тебе (если повезет) ничего не будет! Всем весело, все счастливы!

Четыре главных страха

Но страх смерти — это лишь один из краеугольных страхов человека. Немецкий теолог и философ Пауль Тиллих утверждал, что все наши страхи могут быть сведены к четырем главным страхам (Тиллих назвал их «первичными тревогами» [10] ):

Страх потери свободы.

Страх одиночества.

Страх потери смысла жизни.

Страх смерти.

Получается, что даже те странные и забавные страхи, о которых речь шла в начале, коренятся в одном из четырех перечисленных. Так страх перед работой, видимо, связан со страхом потери свободы, потому что работа, тем более нелюбимая, — это утрата свободы, невозможность делать то, чего по-настоящему хочется. Сюда же можно отнести и страх перед бдительной уткой, ведь, если кто-то постоянно за тобой следит (пусть даже это будет безобидное существо), ты уже не можешь чувствовать себя свободным, ощущение контроля лишает чувства свободы. А вот ересифобия — это скорее к страху одиночества, потому что ничто так не разделяет людей, как несогласие в важных вопросах. Ну а страх перед длинными словами куда? Думаю, к страху потери смысла, ведь зачастую многословие, громоздкие слова затуманивают суть, лишают сказанное смысла. Про то, что страх перед смертью может принимать разные формы, я уже говорил.

Единственное, что трудно куда-то определить, — это страх перед тещей. Я долго об этом думал и понял, что в этой фобии много нюансов. Например, если теща приехала на пару дней, а осталась на месяц — это к страху потери свободы. Если жена, чуть что не так, собирает чемодан и уезжает к маме — это к страху одиночества. Если молодой семье приходится жить вместе с тещей — это скорее к страху потери смысла жизни. А если у тещи была пятерка по химии или она просто дама крупная, то это вообще к страху смерти.

Куда пойти со своими страхами?

У меня есть друг, диакон. Как-то раз он уезжал по делам в далекий сибирский город, в ту пору на душе у него было тяжко, он был в унынии. Где христианину искать утешения? Отец диакон отправился на службу в местный храм и решил исповедаться. Он рассказал священнику о том, как тяжело у него на душе, но не стал говорить, что сам он священнослужитель. Молодой батюшка его внимательно выслушал и говорит: «Знаете, я бы посоветовал вам в ближайший месяц или два причащаться каждое воскресенье». На это диакон ему отвечает: «Так получилось, что последние несколько лет я причащаюсь каждое воскресенье и даже чаще». Батюшка был совершенно обескуражен таким ответом, помолчав, он сказал: «Даже не знаю… может быть, вам тогда, наоборот, какое-то время не причащаться?»

Читайте также: