Перед закатом стены и крыши домов горели золотом средство выразительности

Обновлено: 28.04.2024

Помогите! Найдите средства художественной выразительности в тексте

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба.
Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени.. .Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката.. .Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою.

Лучший ответ

Эпитеты (красочные, выразительные и образные определения):
- воздух прозрачен;
- мягкий пар, тёплый на вид;
- алый блеск;
- жидкого золота;
- огнистом море;
- синеет небо.
Метафоры (иносказания, скрытые сравнения):
- заря запылала пожаром;
- воздух наливается мглою.
Олицетворения (придание неживому качеств и признаков одушевлённых существ):
- заря обхватила;
- солнце садится;
- пар ложится;
- блеск падает;
- тени побежали;
- солнце село;
- звезда дрожит;
- небо бледнеет;
- тени исчезают.
Инверсия (перестановка в порядке слов):
- наступает вечер (а не вечер наступает);
- ложится пар;
- падает блеск;
- побежали тени;
- синеет небо.
Сравнение (сопоставление):
- воздух, словно стеклянный.
Гипербола (преувеличение):
- заря обхватила полнеба.

Средства выразительности

Тренировочные тесты для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задание №7.

1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Близко упавшая мина порвала провод и далеко в сторону отбросила другой конец кабеля.
2) Смертная обида томит его.
3) Мёртвый, он остался в строю, на линии.
4) Когда в конце боя передовая часть, получив нужные указания, ударила немцам во фланг и ушла от окружения, связисты, сматывая кабель, наткнулись на человека, полузанесённого позёмкой.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнительный оборот.
1) Его старший брат стоял рядом с ним, с ужасом смотрел, как малыш бултыхается в воде, и тоже молчал от испуга.
2) И я тоже решил после школы поступать в институт физкультуры.
3) Он забыл о страхе, не осознавал, что рискует своей жизнью.
4) Дима ведь просто мог стоять рядом с полыньёй, как другие мальчишки.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Ценой своей жизни наши бойцы остановили продвижение чеченского бандформирования численностью до двух с половиной тысяч стволов.
2) Уже потом станет известно, что в Аргунское ущелье Хаттаб привел лучших наёмников, среди которых было много арабов.
3) Одна из улиц Грозного названа именем 84-х псковских десантников.
4) Что бы ни говорили, но жива наша гвардия, и доказательство тому - подвиг псковских гвардейцев-десантников.

4. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?
1) Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит восприятие небольшого художественного текста.
2) Классический рассказ - образец художественности.
3) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя.
4) Вот почему рассказ - своего рода индикатор, выявляющий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.

5. Укажите предложения, в которых средством выразительности является СРАВНЕНИЕ
1) Кузница стояла у обочины посёлка, на берегу заросшего пруда.
2) Композитор понимал, что никакие заморские красоты не заменят ему этого скромного уголка России.
3) Смоляные кудри он подвязывал тесьмой на лбу, точь-в-точь как старинный оружейник.
4) Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, весёлой, пёстрою стеной стоит над светлою поляной.
5) Иногда дул ветер с моря, но он не проникал даже в открытые окна веранды.

6. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является гипербола?
1) Матери Таньчора предлагала: «Давай, мама, сюда свою голову», зная, что мать любит, когда перебирают волосы на голове.
2) И это всё ты, никто больше не смог бы родить и вырастить таких хороших людей, никто - так и знай.
3) Старухины глаза застилали слезы от этих слов, и она торопливо поднималась: «Хватит на сегодня. Дорвались, а дело стоит».
4) Мать потом долго испытывала их про себя, как бы случайно, ненароком припоминая выпавшие слова, на самом деле старательно собранные в памяти, чтобы погреть, когда захочется, душу.

7. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) О нём будут говорить, что его вызвали на дуэль, а он не стал стреляться.
2) Пружина чести, наш кумир!
3) Однажды оступился, однажды струсил, смалодушничал, или того хуже - украл, или совсем плохо - предал.
4) Вне нас нам не нужно ни на что опираться, мы самостоятельные люди.

8. Укажите предложение, в котором содержится гипербола.
1) Прав ли я, что взялся рассказать людям о Селигере, тем самым отдав его в чужие, многие руки?
2) Это был день 14 августа, и ничто не предвещало нам перемен, когда неожиданно прямо над нами раздались точечные хлопки выстрелов, они отразились от леса на том берегу, похожие на кашель великана, и устремились в небо.
3) Мы были в общем-то непугливыми столичными людьми, понимали кое-что и в системах ружей, и в калибрах и номерах дроби, но мы не хотели выстрелов.
4) Когда записываю эти строки, совершенно оглохший от грома пушек, иначе мне и не представляются тысячи ружей, объединённых в единое человекоружьё, которое приставлено прямо к сердцу природы, я переживаю только одно чувство, чувство возвращения в тишину, потерянную уже и здесь.

9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) В небе, как чёрные стрелы, мелькали ласточки.
2) Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.
3) Летели вниз камни, листы железа, стёкла, птичьи гнёзда.
4) Укрывшись под деревом, я ждал конца налёта.

10. Укажите предложения, в которых средством выразительности являются ЭПИТЕТЫ
1) На поляне около лесной опушки я увидел несколько кустиков малины.
2) Девушки остановились и обе сразу улыбнулись мне так застенчиво и легко, что я даже растерялся.
3) Только в деревне загадка наконец разъяснилась.
4) Роса на траве искрилась и переливалась всеми цветами радуги, словно рассыпанные бриллианты.
5) Тогда на суходоле запел свою милую песенку певчий дрозд-белобровик.

Языковые средства выразительности. Задание 26

Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.

Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).

ЭПИТЕТ - эмоционально-красочное определение, несущее особую эмоциональную и смысловую нагрузку. Чаще всего эпитет выражен прилагательным, реже - наречием.
Добрый ветер; живительная влага; робкое дыхание; горящие глаза; дорожная тоска;
Гордо реет буревестник (М. Горький)
Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась… (А. С. Пушкин).

ГИПЕРБОЛА - преувеличение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Сто лет не виделись.
Волны вставали горами.
Я говорил это тысячу раз.
Это длилось целую вечность.

Шаровары шириной в Черное море. (Н.Гоголь)

ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…

Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.
Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой. (Пушкин)
В крови горит огонь желанья. (Пушкин)
Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)

"мечты кипят" (А. С. Пушкин).

МЕТОНИМИЯ - замена одного слова или выражения другим на основе близости значений.
Тарелку съел;
У него бойкое перо;
Весь дом ушел;
Выпить целый самовар;

Янтарь на трубках Цареграда, /Фарфор и бронза на столе…
Вдруг из-за двери в бале зальной/ Фагот и флейта раздались.

СИНЕКДОХА - вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.
«. и слышно было до рассвета, как ликовал француз. » (Лермонтов).
Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин)

Слезу пролить над ранней урной. (Пушкин)
Быть может, в Лете не потонет/ Строфа, слагаемая мной.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного.
О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев)
. Нева всю ночь/ рвалася к морю против бури, /не одолев их буйной дури. /и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)

СРАВНЕНИЕ - уподобление одной ситуации другой, одного явления другому. Сравнение может быть выражено: 1) Сравнительным оборотом с союзами как, точно, словно, будто, как будто; 2) сравнительной конструкцией со словами похожий, подобный, вроде; 3) существительным в творительным падеже; 4) Сравнительной степенью прилагательного или наречия;
Глаза, как океаны;
Мои стихи бегут, как ручьи;

Лентой бархатной чернеет / Груда вспаханной земли.
Разливы рек ее, подобные морям. (Лермонтов)
Луна «как-то добродушно, во все глаза смотрела на деревни и поле и очень походила на медный вычищенный таз». (Гончаров)

ИРОНИЯ - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде (под видом похвалы скрывается насмешка, за большим и значительным угадывается умаление).
Едва ли кто польстится на такую красавицу.
Откуда, умная, бредешь ты, голова? Крылов. (слова лисицы ослу)

СИМВОЛ - многозначное иносказание, изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
Черный вран, свистя крылом,/ Вьется над санями; /Ворон каркает: печаль! (Черный ворон — фольклорная аллегория несчастья)(Жуковский)
В творчестве Л.Н. Толстого присутствует множество символов, например, знамя — символ подвига, небо — символ вечности, дуб — символ медленно возрождающейся жизни, комета — символ грозящих бедствий и жизненных изменений. Символические сны графа Пьера Безухова в Можайске (после Бородинского сражения), в Шамшеве (в плену) и Николеньки Болконского (эпилог) («Война и мир»).

АЛЛЕГОРИЯ - однозначное (в отличие от символа), легко узнаваемое иносказание, закрепленное традицией, условно изображающее отвлеченное понятие или явление через похожий конкретный образ.
Чаще всего аллегория встречается в баснях, притчах, сказках. Так, лиса в басне воплощает хитрость, волк — жестокость,
жадность или глупость, заяц — трусость и т. д.
И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него: / Но иглы тайные сурово / Язвили славное чело. (лавровый венок — аллегория славы, терновый венок — аллегория страдания, мук) (Лермонтов)


Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / ВОСКЛИЦАНИЕ / ОБРАЩЕНИЕ - вопрос, восклицание, обращение, не имеющие адресата.
Отчего мне так грустно, береза?
Здравствуй, солнышко!
Что за люди!

Обманчивей и снов надежды. /Что слава? шепот ли чтеца? /Гоненье ль низкого невежды? /Иль восхищение глупца? (Пушкин)
Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу. (Гоголь)
Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? (Тургенев)

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ - слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.
А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. (Солженицын)
Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно.

ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ - слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо / удостовериться в чем-либо. В конце любого вопросительного предложения есть знак "?"
Как дела?
О чем ты говоришь?

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - эмоционально-окрашенные предложения, произносимые с восклицательной интонацией.
Какой чудесный день!
Как хорошо в поле!

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - это синтаксические конструкции, допускающие пропуск одного или нескольких компонентов, известных или подразумеваемых из ближайшего контекста или ситуации; отсутствующими могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
Мы читали разные книги. Я - "Евгения Онегина", сестра - "Капитанскую дочку".
Я разостлал бурку на лавке, казак свою – на другой (Лермонтов)
Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же – к людям (Тургенев).

ОБРАЩЕНИЯ - слова или сочетания слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь. Обращения выделяются запятыми, также после обращения, произнесенного с восклицательной интонацией ставится "!" знак.
Антон, что ты делаешь?
Вера, скажи мне правду.
О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин)

Батюшка! Семен Яковлевич! – раздался вдруг… голос дамы. (Достоевский)

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОБОРОТЫ - сопоставление предметов и явлений по принципу сходства, которое выражается при помощи союзов подчинительных союзов как, точно, словно, будто, как будто, что, чем, нежели.
Сестрица ваша играет вами, как мячиком (Фонвизин)
Мчат, как будто на крылах, / Санки кони рьяны. (Жуковский)
Как стих без мысли в песне модной. Дорога зимняя гладка. (Пушкин)
Словно ястреб взглянул с высоты небес / На младого голубя сизокрылого. (Лермонтов)

Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)

АНАФОРА - единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз.
Наше оружие — наши песни, / Наше золото — звенящие голоса.
Это – круто налившийся свист, / Это – щёлканье сдавленных льдинок, / Это – ночь, леденящая лист, / Это – двух соловьёв поединок.
Опять с вековой тоскою / Пригнулись к земле ковыли, / Опять за туманной рекою / Ты кличешь меня издали.

Когда волнуется желтеющая нива. Когда росой обрызганный душистой. Когда студеный ключ играет по оврагу. Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся моршины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога (Лермонтов)

ЭПИФОРА - повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Это есть художник Альтман, очень старый человек. По-немецки значит Альтман — очень старый человек
.
Вот что. Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат. (Шолохов)
Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. (Булгаков)

АНТИТЕЗА - противопоставление.
Полюбил богатый—бедную, / Полюбил ученый—глупую, / Полюбил румяный—бледную, / Полюбил хороший—вредную.
Прекрасна, как ангел небесный, / Как демон, коварна и зла.
То истиной дышит в ней все, / То все в ней притворно и ложно! / Понять невозможно се, / Зато не любить невозможно.

Ты богат, я очень беден;/ Ты прозаик, я поэт;/ Ты румян как маков цвет,/ Я как смерть и тощ и бледен.
Я приехала просить милости, а не правосудия. (Пушкин)

ОКСЮМОРОН - сочетание несовместимого.
Смотри, ей весело грустить.
Убогая роскошь.
Горячий снег.
Жар холодных числ. (А. Блок)
Оптимистическая трагедия (Вс. Вишневский)

Иль дней былых немая речь. Ты втайне поняла души смешную муку. (Фет)
Эти умники все такие глупые. (Чехов)

ГРАДАЦИЯ - последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор.
Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Все грани чувств, все грани правды стерты: / В мирах, в годах, в часах.
Но чернеют пламенные дали — / Не уйти, не встать и не вздохнуть.

Поежился, с задавленной тоской оглядел чавкающих, хлюпающих, жрущих людей. (Шолохов)

ИНВЕРСИЯ - нарушение порядка слов в предложении. Приблизительная норма: обстоятельство места или времени (ко всему предложению) + определение + подлежащее + обстоятельство образа действия + сказуемое + дополнение + обстоятельство.
И томных дев устремлены/На вас внимательные очи (А. С. Пушкин).
Швейцара мимо он стрелой (Пушкин)

Над ухом шепчет голос нежный, / И змейкой бьется мне в лицо / Ее волос, моей небрежной / Рукой измятое, кольцо (Полонский)
Хотя лила из раны кровь Густой широкою волной. (Лермонтов)
Без всякого дела стоял Лоренцо, высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец, знаменитый по всей Италии. (Бунин)

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР - повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.
Это еще не сказка. Сказка только начинается.
Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский)

Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. (Островский)
Вся фигура Платона. была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. зубы его. выказывались двумя полукругами. (Л. Толстой)
Нам нужно злата, злата, злата'. Копите злато до конца! (Пушкин)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста.
Летал сокол по небу, гулял молодец по свету.
Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…

. Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. (Некрасов)
Все в огне будете гореть неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой!(Островский)

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - авторское членение текста (расчленение фразы на части или на отдельные слова).
Я! Говорю! Хватит!
Я думаю. Что вы не правы.

Некто четвертый – это мой страх. Он сидит во мне. Он правит мной. Подсказывает. Корректирует. Вымогает. Удерживает. Бросает в дрожь.
. Но идет. Шатается. Одна (Ахматова)
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша. (Солженицын)

НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»

ЦИТИРОВАНИЕ - слова, строки, отрывки из других произведений, включенные в текст.
Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».
«Ты нас одних в младой душе носил / И повторял: “На долгую разлуку /Нас тайный рок, быть может, осудил!”» (Пушкин)

ДИАЛОГ - разговор двух или более героев повествования.
Он молчал. Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:
- Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь.
- Мария Петровна, что вы говорите? - в замешательстве забормотал он. - Если бы не вы. (Бондарев)

Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)

АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению.
День – ночь; умный – глупый; интересный - скучный; сильный - слабый
Бичуя маленьких воришек /Для удовольствия больших, /Дивил я дерзостью мальчишек /И похвалой гордился их. (Некрасов)

КОНТЕКСТНЫЕ АНТОНИМЫ - слова, противоположные по значению только в пределах контекста.
«Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая.»

СИНОНИМЫ - слова, различные по написанию, но близкие по значению.
«Путь» -«дорога»; «говорить» – «болтать»; «мужественный» -«смелый», страшиться - пугаться

КОНТЕКСТНЫЕ СИНОНИМЫ - слова, близкие по значению только в пределах контекста.
"Жалобно, грустно и тоще / В землю вопьются рога… / Снится ей белая роща / И травяные луга."
Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими. (Гоголь)

ДИАЛЕКТИЗМЫ - слово или оборот, употребляющийся в определенной местности.
Петух – кочет, балка – овраг, свекла – буряк, кушак – пояс, голицы – рукавицы, худой - плохой

ЖАРГОНИЗМЫ - речь социальной группы, отличная от общего языка.
Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка), общага - общежитие

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде.
Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика), штурвал, каюта (морская терминология).

ТЕРМИНЫ - слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике.
Суффикс, метафора, гипотенуза.

КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи.
Гипотеза, воздвигнуть, низвергнуть, генезис, адресат, аргументировать, аналогичный, дифференцировать, гуманизм,

РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи.
Белобрысый, жвачка, грязища, работяга, многовато, этакий, ерунда, читалка.

ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА - слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служащие для резких оценок.
Вовнутрь, задаром, навряд, намедни, покамест, умаяться, навалом, ляпнуть, белиберда, артачиться, работяга, башковитый.

ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА - слова, которые носят оценочный характер.
Детина, бабуля, солнышко, близехонько, восхитительный, чудесный, малевать, подхалим, малюсенький, мордашка.

АРХАИЗМЫ - устаревшее слово или оборот речи.
Очи (глаза), чело (лоб), отроковица (подросток), зерцало (зеркало), штиль (стиль), пиит (поэт).

ИСТОРИЗМЫ - слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали. Лакей, треуголка, зипун, грош, боярин, царь, волость.

ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА - слова, пришедшие в русский язык из других языков.
Латте, вуаль, такси, ландшафт, либретто, соната, трюмо, афиша

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ - лексически неделимые, устойчивые словосочетания.
Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу, реветь белугой, задеть за живое, стреляный воробей, спустя рукава.

Любезнейший! ты не в своей тарелке. (Грибоедов)

Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)

АЛЛИТЕРАЦИЯ - стилистический прием, при котором повторяются согласные.
Свищет ветер, серебряный ветер в шёлковом шелесте снежного шума.
Нева вздувалась и ревела, / Котлом клокоча и клубясь… (Пушкин)

В дымных тучках пурпур розы. Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря! (Фет)

АССОНАНС - повтор одинаковых или похожих гласных звуков.
Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е).
В соседнем доме окна жолты… (Блок)

Жук жужжал. Уж расходились хороводы; Уж за рекой. (Пушкин)
Не очень лестный приговор. Но твой ли он? тобой ли сказан? (Некрасов)

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - воспроизведение природного звучания какими - либо напоминающими его звуками.
мяу-мяу, ха-ха, тик-так, ква-ква
«Трах - так - так! — И только эхо откликается в домах. » (Блок)

Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:

1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?

Задание №7 ОГЭ. Средства выразительности

Материал содержит теоретическую и практическую часть, предназначен для использования на уроках русского языка при подготовке к ОГЭ.

1) Через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки.
2) Тихо струится река серебристая в царстве вечернем зеленой весны.
3) Усталый день склонялся к ночи ,затихла шумная волна.
4) Задул холодный ветер, разверзлись хляби небесные, реки затопили луга и дороги.
5) Приближаясь к березовой роще, услыхал он удары топора.

1) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.
2) Сверху всё смолкло: только камыш на берегу шепчет.
3) Он работал не покладая рук и наконец увидел, что сделано уже много.
4) Двинулись орудия, а руки у меня дрожат, зубы стучат, сердце замирает, задыхаюсь.
5) Сердце у него стучало так, как будто он пробежал во весь дух несколько вёрст.

1) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно
2) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем.
3) Грушницкого на площадке уже не было. Все в один голос вскрикнули
4) На первый взгляд письмо это может показаться резким, даже для современного читателя.
5) Прошло несколько времени, а здоровье бедного Дубровского было всё ещё плохо.

1) В автопарке ценили своего старшего диспетчера на вес золота.
2) Географическая карта висела на стене без всякого употребления и соблазняла меня широтою и добротою бумаги.
3) Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье.
4) Облачко обратилось в белую тучу которая тяжело подымалась , росла и постепенно облегала все небо.
5) Из уцелевших брёвен на скорую руку сколотили избёнку, покрыли её тёсом.

1) Тишин кричал, что он выведет на чистую воду всех хвастунов и зазнаек.
2) Он взвизгнул , а потом засмеялся мелким, как дрожь, смехом .
3) Он у нас и учёный, и на скрипке играет, и выпиливает разные штучки, одним словом, мастер на все руки.
4) Актовый зал был полон, яблоку негде упасть, а у дверей ещё много ребят стояло.
5) Он глянул в самый тёмный угол — прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.

1) Усталый день склонялся к ночи ,затихла шумная волна.
2) Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая.
3) Было так темно,что хоть глаз выколи.
4) Черемуха душистая с весною расцвела и ветви золотистые, что кудри, завила.
5) Марья Кириловна видела в своей комнате пред раскрытым окошком.

1) Из серых туч глядит,как капля,одинокая звезда.
2) Но едва Владимир выехал в поле,как поднялся ветер и сделалась метель.
3) Погода утихла,тучи расходились,перед ним лежала равнина,устланная белым волнистым ковром.
4) Черемуха душистая с весною расцвела и ветви золотистые, что кудри, завила
5) Гаснут красные крылья заката.

1) В безмолвии садов, во мгле ночей, поет над розою восточный соловей.
2) Ветер резвый уснул на пути; ни проехать в лесу, ни пройти.
3) Скачет конь, простору много, валит снег и стелет шаль.
4) Зашумели ветры, охнул лес зеленый, зашептался с эхом высохший ковыль.
5) Тихо струится река серебристая.

1) В ночь погода зашумела, взволновалась река.
2) Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
3) Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.
4) В трепетный сумрак озябшего сада льётся со степи волнами прохлада.
5) Вьюга злится, вьюга плачет ,кони чуткие храпят.

1) Я приехала просить милости, а не правосудия.
2) Они сошлись. Волна и камень, //Стихи и проза, лёд и пламень. //Не столь различны меж собой.
3) Мне приснился сон, которого я никогда не мог позабыть.
4) Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и легкий шорох пробегал по всему саду.
5) Прошло несколько дней , и не случилось ничего достопримечательного.

помогите с русским)))

в каком варианте ответа речевой выразительности являеться метафора?
1. В небе как черные стрелы мелькали ласточки.
2.Перед закатом стены и крыши домов горели золотом.
3.Летели вниз камни листы железа стекла птичьи гнёзда.
4. Укрывшись под деревом я ждала конца налета.

Укажите слово в непроверяемой безударной гласной в корне.
1.карниз
2.мелькали
3.хлопотливо
4.замирали

В каком слове правописание суффикса определяется тем, что это полное страдательное причастие прошедшего времени?
1.каменных
2.поломанные
3.оконные
4.осенний

Выписать средства выразительность ( эпитет, метафора, литота и тому подобное ) Пожалустааа помогитеее

: ( ) Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запущенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие, радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы. И особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом

Лучший ответ

ЭПИТЕТЫ: глубокими, свежими; синее, огромное, нежное; яркие, радостные; над свежим, зеленым, в голубой; смелым и четким; пышных зеленых; золотистый солнечный; голубым.
СРАВНЕНИЕ: сосны, как хоругви.
МЕТАФОРЫ: свет играет, сосны замерли.
ЛИТОТА: кусочек окна.

Подготовка к заданию № 3 ОГЭ русский язык
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Коротникова (Тонких) Ирина Анатольевна

Теоретический материал и практические задания по тренировке поиска в предложениях изобразительно-выразительных средств.

ВложениеРазмер
material_po_podgotovke_k_zadaniyu_no_3_oge.docx 24.51 КБ

Предварительный просмотр:

№ 3. Изобразительно-выразительные средства языка

Эпитет – художественное определение, выраженное преимущественно прилагательным , однако может реже быть наречием.

Золотые руки , легкое дыхание , высказался смело. Часто используется в фольклоре. Это постоянный эпитет: красна девица, добрый молодец.

Сравнение – сопоставление двух явлений, уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака (употребляются сравнительные союзы: как, будто, точно, словно, как будто, подобно и т.д.)

Анчар, как грозный часовой. (А.С. Пушкин) Луна взошла сильно багровая и хмурая, словно больная. (А.П. Чехов)

Метафора – скрытое сравнение , основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству ( как правило , без сравнительного союза).

Ножка стула, носик чайника, жар любви.

Олицетворение – перенос свойств и признаков живых существ на неодушевлённые предметы.

Терек воет , дик и злобен. (М.Ю. Лермонтов) О чём ты воешь , ветер ночной, о чём так сетуешь бесшумно. (Ф.И. Тютчев)

Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними.

А) между предметом и материалом, из которого предмет сделан.

Не то на серебре – на золоте едал (А.С. Грибоедов)

Б) между содержимым и содержащим.

Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый! (И.А. Крылов)

В) между действием и орудием этого действия.

Перо его местию дышит (А.К. Толстой)

Г) между автором и его произведением.

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С. Пушкин)

Д) между местом и людьми, находящимися на этом месте.

Но тих был наш бивак открытый (М.Ю. Лермонтов)

Синекдоха – разновидность метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количества.

А) часть явления в значении целого:

А в двери – бушлаты, шинели, тулупы… (В.В. Маяковский)

Б) целое в значении части:

Ах вот ты как! Драться каской? Ну не подлый ли народ! (А.Т. Твардовский)

В) единственное число в значении общего или даже всеобщего:

Там стонет человек от рабства и цепей (М.Ю. Лермонтов)

Г) замена числа множеством:

Мильоны нас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы (А.А. Блок)

Д) замена видового понятия родовым:

Ну что ж, садись, светило! (В.В. Маяковский)

Оксюморон – соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

Мёртвые души, горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.

Гипербола – преувеличение свойств изображаемого предмета или явления.

В сто сорок солнц закат пылал. (В.В. Маяковский)

Литота – преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления.

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н.А. Некрасов)

Антитеза - приём противопоставления.

Они сошлись. Волна и камень.

Стихи и проза. Лед и пламень (А.С. Пушкин).

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своём составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готового высказывания.

Бить баклуши, остаться с носом, попасть впросак, зарыть талант в землю, плыть по течению, закадычный друг, играть роль.

Инверсия – изменение порядка слов.

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом (М.Ю. Лермонтов)

Определите средства выразительности. Учтите, что в предложениях может быть несколько различных средств выразительности.

  1. Лёд, словно тающий сахар, затянул реку.
  2. В темнице мира я не одинок.
  3. Зевота раздирает рот шире Мексиканского залива.
  4. Девушка в белом платье была ужасно прекрасна.
  5. Серебряным дождем сыпала над поверхностью воды мелочь рыбешка.
  6. Там, где шли бои, хмурое лицо земли оспой взрыли снаряды: ржавели в ней, тоскуя по человеческой крови, осколки чугуна и стали.
  7. Мягкая, ночная, ласковая тишина паслась на лугу.
  8. Её шпиц не более напёрстка.
  9. Красноречие, как жемчуг, блещет своим содержанием.
  10. Весь пансион признавал превосходство Писарева.
  11. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
  12. Люблю берёзу русскую, то светлую, то грустную.
  13. Летят алмазные фонтаны с веселым шумом к облакам.
  14. Эй ты, шляпа!
  15. Дети не перестают бить баклуши.
  16. Ей весело грустить.
  17. Волос длинный – ум короткий.
  18. Береги и копи копейку.
  19. Как море бесшумное, волнуется войско.
  20. Цепь гор окружает город.
  21. Мы на уроках литературы читаем Булгакова.
  22. Меня поразила белоснежная улыбка этого человека.
  23. Любовь выскочила перед нами, как выскакивает убийца из-за угла.
  24. Народу в селе – туча.
  25. Вечером синим, вечером лунным был я когда-то красивым и юным.
  26. Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром.
  27. Чёрные фраки носились врозь и кучами.
  28. Всё спит: и зверь, и человек, и птица.
  29. Он был рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу.
  30. Горит костёр рябины красной.
  31. «Эй ты, бестолковый», - укоризненно сказала телефонная трубка.
  32. Природой нам здесь суждено в Европу прорубить окно.
  33. Мы все глядим в Наполеоны.
  34. И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
  35. И дольше века длится день, и не кончаются объятия.
  36. А и горе, горе, гореваньице!
    А и лыком горе подпоясалось,
    Мочалами ноги изопутаны.
  37. Театр уж полон: ложи блещут, партер и кресло – всё кипит.
  38. Кого позвать мне? С кем поделиться той грустной радостью, что я ещё жив?
  39. У неё был такой маленький рот, что больше двух кусочков никак пропустить не мог.
  40. Сделал Никита соху в 300 пудов, запряг в неё змея и стал от Киева межу прокладывать в две сажени с четвертью.
  41. Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.
  42. О чём ты воешь, ветр ночной? О чём так сетуешь безумно?
  43. Ребята в университете продолжают грызть гранит науки.
  44. Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог.
  45. Колокол дремавший разбудил поля,
  46. Улыбнулась солнцу сонная земля.
  47. Обвеян вещею дремотой,
  48. Полупрозрачный лес грустит.
  49. Она, пройдя сквозь толпу людей, будто нож сквозь студень, вошла в кабинет.
  50. Во рту с утра ещё маковой росинки не было.
  51. Вы здесь встретите бакенбарды, единственные, пропущенные с необыкновенным и изумительным искусством под галстук.
  52. Медведь в этих лесах не водится.
  53. Чужбина – родина моя.
  54. Ты переводчик – я читатель,

Ты усыпитель – я зеватель.

  1. Отговорила роща золотая березовым веселым языком.
  2. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением
  3. Я в этом деле собаку съел!
  4. Беззвучно расступились ветви кустарника, и на звериную тропу вышла газель.
  5. Занимавшийся день разбудил саванну легким ветром: он взъерошил «кудри» колючих акаций, которыми поросли холмы.
  6. Однажды, года в три, я совершила неслыханное злодеяние.
  7. Его разговор скорее успокаивал нервы, чем возбуждал их, так как не зажигал ни желания возразить ему, ни с увлечением согласиться с ним.
  8. Слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек.
  9. Этот опасный путь был единственной ниточкой, связывавшей плацдарм с Ленинградом.
  10. Волна, пригибая и подминая вздрагивающую землю, взбегала на берег.
  11. На плавной крутизне горных склонов, среди рыжей, красной и зеленой листвы сияла новорожденная зима.
  12. По стенам, как живые, шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй.
  13. – Ну, не бойся, заходи, - сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери.
  14. Сегодня я нашла рыжего, тощенького, большеглазого котенка с порванным ухом и больной лапкой.
  15. Дорога вывела ее на шоссе, а она все бежала и бежала куда глаза глядят.
  16. Бывает, по моему недосмотру что-то подгорает, так он устраивает такой концерт, что соседи сбегаются.
  17. Было раз так, что художник сел за обед, и кот чей-то, желтый, тигровый, роскошный, приходит и тоже садится за стол рядом с художником.

*Автор-составитель: Тонких Ирина Анатольевна. Предложения, использованные в качестве практических заданий в сокращенном, измененном либо полном варианте, взяты мною из различных сборников и художественных текстов. Авторство не указано, чтобы не отягощать практический материал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол.


Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Часть 2. Задание 5 с ответами по тексту Куприна А.И., тестовые задания по теме "Деепричастие"

Тестовые задания на тему "Правописание суффиксов" призваны отработать умение находить слова с орфограммами на правописание суффиксов разных частей речи. В пособиях представлены задания на отработку пр.


Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н.


КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н.


Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Презентации "ЗАДАНИЕ 16" и "ЗАДАНИЕ 25".

Презентации при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Задания 16 и 25 .


Задания для подготовки к ГВЭ по русскому языку. Творческое задание по фрагменту рассказа А.В. Митяева "Длинное ружье"

Творческое задание ,написанное по шаблону(речевому клише),предназначено для обучающихся 9- х классов второго года обучения сТНР и ЗПР , слабослышащих .


Тренировочные задания. Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Лексика и фразеология

Данный материал предназначен для подготовки к ОГЭ по русскому языку.Учащиеся могут отработать навыки выполнения задания №8 " Лексика и фразеология".

Читайте также: