Оформление стен в кабинете дефектолога

Обновлено: 02.05.2024

Логопедический кабинет: требования, оснащение и оборудование

Речевое развитие – это одно из основных условий формирования личности ребенка. В случае наличия дефектов речи, логопедом проводится коррекционная работа. Задачей специалиста является раннее выявление речевых нарушений, а также проведение необходимых коррекционных мероприятий, направленных на улучшение навыков речи у ребенка.

Современные стандарты, которые предъявляются к качеству образования, заставляют по-новому взглянуть на организацию предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении. ФГОС предъявляет ряд требований, которым должен соответствовать логопедический кабинет. Он должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды – только так дети смогут избавиться от своих дефектов речи, а также подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

Роль логопедического кабинета

Кабинет логопеда должен быть разделен на различные функциональные зоны, оснащен современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.

В таких условиях создается необходимая коррекционно-развивающая среда, целью которой является создание необходимых предпосылок для исправления и преодоления речевых нарушений, а также адаптации детей-логопатов.

При создании этой среды важно учитывать следующие принципы:

  • Доступность. Кабинет логопеда в саду должен быть оборудован таким образом, чтобы все материалы для самостоятельной работы дошкольников располагались в свободном для них доступе (на открытых нижних полках).
  • Системность. Все материалы разделены по темам, для которых должно быть отведено отдельное место.
  • Интеграция. Дидактические материалы и оборудование для одной образовательной области могут применяться и в других областях. Игры и дидактический материал должны быть подобраны в соответствии с возрастом и корригируемым нарушением у ребенка.
  • Мобильность. Столы должны раздвигаться, все настенные материалы можно легко снять и перенести на другие место и т.д.
  • Вариативность. Все материалы, пособия и дидактические игры должны быть многовариантны (в зависимости от целей обучения, возраста детей).
  • Эстетичность. Наглядные материалы, методические пособия и мебель должны быть выполнены из современных материалов, красиво оформлены, чтобы детям было интересно находиться в кабинете.

Логопедический кабинет: требования со стороны ФГОС

Организация логопедического кабинета должна проводиться в строгом соответствии с действующими правилами ФГОС. Площадь кабинета должна составлять не менее 20 м2 для проведения индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий. Освещение и другое оборудование должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Для создания оптимальных условий для организации коррекционно-развивающей среды пространство должно быть разделено на зоны:

  • рабочая зона учителя-логопеда;
  • зона индивидуальной работы;
  • учебная зона.

Оборудование и оснащение кабинета логопеда

Правильное оснащение логопедического кабинета играет очень важную роль в коррекционно-развивающем процессе.

Оборудование кабинета логопеда обязательно должно включать:

  • Большое настенное зеркало (50x150 см).
  • Индивидуальные настольные зеркала для работы с детьми.
  • Мебель (детские столы и стулья, стол и стул для логопеда).
  • Логопедические зонды и шпатели, стерилизатор, медицинский спирт, стерильная вата, салфетки, чистое полотенце.
  • Стеллажи и шкафы для хранения наглядно-методических пособий, развивающих игр и литературы.
  • Настенные часы, секундомер, метроном.
  • Магнитная доска.
  • Фланелеграф.
  • Бактерицидный облучатель.
  • Раковина.

Кабинет логопеда в ДОУ должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, который обеспечивает проведение эффективной логопедической работы.

Пространство должно быть визуально разделено на следующие зоны:

  • Артикуляционная – настенное и индивидуальные зеркала, плакаты с артикуляционной гимнастикой и т.д.
  • Зона дыхания – игры, упражнения и материалы для развития речевого дыхания.
  • Зона развития слухового восприятия – музыкальные инструменты, игрушки, картинки с эмоциями.
  • Зона развития общей моторики – пособия, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.
  • Методическая зона – конспекты, библиотека методической литературы.
  • Зона развития лексики и грамматики – серии наглядных картинок для развития связной речи, наглядно-дидактические пособия, настенная азбука, картотеки (чистоговорки, скороговорки и т.д.).
  • Мотивационная зона. Предполагает наличие предметов-поощрений за успехи ребенка. Это могут быть наклейки, медали и т.д.

Кабинет логопеда для детей не должен быть каким-то академическим и официальным местом. Здесь должна быть интересная, игровая атмосфера, т.е. необходимая среда, в которой могли бы развиваться высшие психические функции ребенка. У детей должно быть желание идти в логопедический кабинет, ведь там интересно, необычно и весело.

Кабинет учителя-дефектолога, учителя-логопеда

Я работаю с особенными детьми, не только с речевыми нарушениями, но и с интеллектуальными. Чтобы добиться в своей работе как можно лучших результатов, я использую авторские методики и приемы в работе со своими детьми,такие как: игры В. В. Воскобовича, палочки Кюизенера, элементы системы и методики М. Монтессори, блоки Деньеша, доски Сегена. Наработанный мною материал и оформленный кабинетя бы хотела представить вам:

Кабинет учителя-дефектолога, учителя-логопеда


В этом шкафу находится наглядный материал по лексическим темам


Игры на развитие психических процессов


Стол учителя - дефектолога


Придуманное мною дерево с использованием методики Марии Монтессори. На данном пособии дети выполняют различные упражнения. Это дерево мы сделали только в этом году, поэтому на данном этапе оно еще дорабатывается и доделывается. В перспективе на этом дереве будут приделаны детские полочки на которых будут жить различные семьи животных.


Коврограф "Ларчик". В. В. Воскобович


Игры В. В. Воскобовича на подгруппу детей.


Логопедическая зона. Стол за которым я провожу индивидуальную работу с детьми. Здесь находятся игры на дыхание, игры на мелкую моторику,картотека игр для работы с детьми с диагнозом: алалия.


"Волшебный поросенок", "Волчок" - на развитие мелкой моторики.


Трейнер (Для того, чтобы ребенок учился правильно держать язык. Можно использовать как для нижнего так и для верхнего подъема языка) Резиновые груши (очень хорошо использовать при обильной солевации).


"Крутилочки" можно использовать как для мелкой моторики, так и для игры на развитие дыхания.


Всеми нами известный и любимый СуДжок для развития мелкой моторики


"Тихоходы" - ребенок должен двумя пальчиками пройти по столу


"Волшебная фасоль" с фасолью можно использовать множество игр и заданий и на развитие психических процессов, и на развитие мелкой моторики.


Доски Сегена, шнуровка


"Застегни - растегни" всевозможные застежки, замочки, лепучки + закрепление названия основных цветов.


Палочки Кюизенера. Можно использовать как в индивидуальной работе, так и с подгруппой детей.


"Бархатные буквы и цифры". Сделаны из бархатной бумаги, для развития тактильных ощущений, можно сделать еще такие же буквы из наждачной бумаги. Дети обводят буквы пальчиком и запоминают не только зрительно, но и тактильно. Это особенно важно и помогает при обучении грамоте.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Презентация по формированию математических представлений. Цифры Предлагаю мои презентации " Цифры". Данная презентация используется для детей с задержкой психического развития в детском саду начиная со.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО

Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда дошкольной образовательной организации.

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде: «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития»;

• развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет возрастных особенностей детей;

• развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно - развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии.

Результаты коррекционной работы зависят от многих факторов, и немаловажным условием успешной коррекции нарушений детей, является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в кабинете учителя-дефектолога, учителя-логопеда дошкольного учреждения.

Таким образом, организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в кабинете учителя-дефектолога, учителя-логопеда должны обеспечивать:

• игровую, познавательную активность детей, целенаправленную предметно-практическую деятельность с соответствующими требованиям материалами;

• двигательную активность - проведение физкультурных минуток, специальных упражнений, в том числе развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;

• эмоциональное благополучие детей при взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

Принципы построения коррекционно-развивающей среды кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда:

доступность: материал для свободной и совместной деятельности педагога и дошкольников размещен на открытых полках;

системность: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено отдельное место; составлен паспорт логопедической группы с перечнем пособий, оборудования и методической литературы;

интеграция: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей;

учёт возрастных особенностей детей: размеры мебели (в соответствии с СанПиНом, наглядный, раздаточный дидактический материал и игры подобраны в соответствии со специальными требованиями и возрастными особенностями детей дошкольного возраста;

мобильность: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из кабинета во время разнообразных видов деятельности;

вариативность: наглядно – методический материал, дидактические пособия и настольно – печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения);

эстетичность: мебель, наглядно – методические пособия, игры выполнены из современных, ярких материалов, эстетически оформлены в едином стиле.

Краткое описание кабинета

Общая площадь – 12 кв. м. В кабинете предусмотрено 1 рабочее место педагога и 6 рабочих мест для занятий детьми.

В логопедическом кабинете проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми от 2 до 7 лет.

Основные направления работы, проводимой в кабинете учителя-дефектолога, учителя-логопеда:

психолого-педагогическое, логопедическое обследование;

составление индивидуальных-адаптированных программ для детей с ОВЗ и ТНР;

проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий;

консультирование педагогов и родителей;

Помещение кабинета условно поделено на зоны.

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения

Оборудована открытой книжной полкой и содержит следующие разделы:

- документация учителя-дефектолога, учителя-логопеда (Паспорт кабинета, Рабочие программы, АОПы (адаптированные образовательные программы для каждого ребенка, тетради, папки для домашних заданий детям и др.);

- материалы для проведения психолого-педагогической диагностики детей;

- дидактические материалы (пособия, игры, наглядность) для проведения коррекционных занятий с детьми по направлениям:

сенсорное развитие: цвет, форма, величина;

формирование элементарных математических представлений (разнообразный объемный и плоскостной счетный материал, цифры, картинки, числовые карточки и др. ;

конструирование (из деталей объемного настольного конструктора, из геометрических фигур, из палочек, из веревочек);

развитие мелкой моторики («Сухой бассейн», мячики-массажеры, шнуровки, вертушки, мозаика и др.);

формирование графических навыков (трафареты, простые, цветные карандаши, фломастеры и др.);

ознакомление с окружающим миром и развитие речи (предметные, сюжетные, разрезные картинки по всем лексическим темам, дидактические игры для развития лексико-грамматического строя речи и формирования связной речи детей.

Зона методического, дидактического и игрового сопровождения

Оборудована закрытым книжным шкафом и содержит следующие разделы:

- материалы для обследования речи детей;

- методическая литература по коррекции звукопроизношения;

- учебно - методическая литература, пособия, дидактические игры по обучению грамоте и первоначальному обучению письму;

- физкультминутки «Речь с движением» по всем лексическим темам;

- дидактические игры для развития фонематического слуха и формирования правильного целенаправленного выдоха;

- речевой материал, дидактические игры для формирования правильного звукопроизношения (постановки звуков, автоматизации их в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в текстах, скороговорках, дифференциации поставленных звуков);

- дидактический материал для первоначального обучения грамоте и письму (профилактика дислексии, дисграфии).

Зона коррекции звукопроизношения

- большим зеркалом, столом, двумя стульями, двумя светодиодными светильниками;

- стерильными одноразовыми шпателями, чистыми салфетками, ватными палочками, контейнером для использованных шпателей, салфеток и др. ;

- дидактическими играми, пособиями для формирования целенаправленного выдоха;

- комплексами артикуляционной гимнастики различной степени сложности.

Учебная зона для индивидуальных и подгрупповых занятий

Оборудована: - магнитной доской с набором магнитов,

- столом «Цветок» с тремя раздвижными столешницами по размерам, соответствующим росту детей 1,2,3 (единица, двойка, тройка);

- стульями, соответствующими размером столов 1,2,3 (единица, двойка, тройка).

Зона развития мелкой моторики

- сухим бассейном (деревянные мелкие предметы, игрушки – матрешки, елочки, грибочки, шарики и др.);

- различными массажерами, мячиками-эспандерами, вертушками, шнуровками и другими пособиями.

Рабочая зона учителя-дефектолога, учителя-логопеда

- офисным стулом (2 шт.);

- ноутбуком и принтером.

Информационная зона учителя-дефектолога, учителя-логопеда для педагогов и родителей детей

Расположена на стенде, в уголке для родителей: в приемной группы, содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей

График работы кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда

Расположен на двери кабинета

Материально-технические условия для проведения

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

- наборы кубиков (большой-маленький)

- прогрессивные матрицы Равена

- вкладыши (форма, цвет, величина)

- образцы для конструирования из геометрического материала

- набор для конструирования из палочек с образцами

- набор для конструирования из веревочек с образцами

- пособия для развития тактильного восприятия

- набор игрушек для развития слухового восприятия

- игра 4 цвета (основные цвета)

- игра «Все цвета радуги» (основные цвета и оттенки)

- игра «Домики» (основные цвета)

- игра «Домики» (основные цвета и оттенки)

- Пирамиды (3 кольца, 4 кольца, 5 колец, 6 колец, 7 колец, 8 колец)

- Матрешки (3-х, 4-х, 5-ти и 7 составные)

- дидактическая игра «Матрешки» (большой-маленький) из 5

- дидактическая игра «Большой-маленький» (из 2-х, из 3-х, 4-х)

Формирование представлений о себе и об окружающем мире

- предметные картинки по всем лексическим темам

- разрезные картинки (от 2-х и более частей, осколочные) по всем лексическим темам

- разрезные картинки на кубиках (4, 6 частей)

- сюжетные картинки по всем лексическим темам

- дидактические игры по всем лексическим темам

- набор Классификация (обобщение-исключение «4-й лишний») по всем лексическим темам

- дидактическая игра «Что сначала? Что потом?» (установление причинно-следственных связей)

- наборы картинок, связанных единым сюжетом (установление причинно-следственных связей и составление рассказа по серии сюжетных картинок) 30 комплектов от 3, 4 и более картинок в сюжете

- набор парных деревянных картинок по всем лексическим темам

Формирование элементарных математических представлений

- наборы объемного счетного материала

(матрешки, елочки, грибочки, морковки, репки, кабачки)

- набор счетного плоскостного материала

- набор картинок для счета в различной последовательности

- набор цифр 1-5, цифр 5-10 и знаков < > + - =

- счетные кубики (основные цвета)

- набор картинок для составления и решения простых задач

Формирование игрового опыта

- игрушки для сюжетных игр

- наборы для театрализованных игр и инсценирования (пальчиковый театр, настольный театр)

- кукольная посуда, мебель

Освоение представлений социального характера и включение в систему

социальных отношений, формирование коммуникативных умений

- предметные и сюжетные картинки по всем лексическим темам

- наборы картинок (причинно-следственные связи)

- наборы для театрализованных игр и инсценирования (пальчиковый театр, настольный театр)

- игрушки для сюжетных игр

Развитие мелкой моторики

- сухой бассейн (развитие мелкой моторики, силы пальцев и кистей рук)

- маленькие резиновые мячики

- игра «Достань вертушку, покрути»

- игра «Собери бусы»

- игра «Разложи овощи-фрукты по баночкам»

- игра «Разложи мелкие предметы (морские камешки) по ячейкам»

- игра «Постирай платочки для мамы и для дочки (сыночка)»

Формирование базовых графических навыков

- разноцветные мелковые и восковые карандаши

- фигурные линейки, трафареты

- листы белой бумаги

Методическое обеспечение образовательной деятельности

1. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учебник для вузов и ун-тов – М. : Просвещение, Владос, 1995

2. Е. А. Стребелева Е. А. Мишина Г. А., Разенкова Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие с прил. альбома «Наглядный материал для обследования детей» - М. : Просвещение, 2009

3. Забрамная С. Д., . Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» - М. : Гуманитар., изд. центр Владос, 2005

4. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. Пособие для психолого-пед. комис. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2003.

5. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М. : Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002

6. Катаева А. А., Е. А. Стребелева Дошкольная олигофренопедагогика. – М. :Просвещение, 1988

7. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

8. Чумакова И. В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта (книга для педагога-дефектолога). – М. : Владос, 2001

9. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М. : Педагогика-Пресс, 1996

10. Маллер А. Р. Социальное воспитанире и обучение детей с отклонениями в развитии. – М. : Аркти, 2000

11. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Диагностика-развитие-коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2012

12. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками/Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановай. – СПб. ,2009

13. Баряева Л. Б. Математическое развитие детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004

14. Специальная дошкольная педагогика /Под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Академия, 2002

15. Гаврилушкина О. П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. – М. : Просвещение, 1991

16. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей /Под ред. С. Г. Шевченко. – М. : 2001

17. Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, №1

18. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1. Книга 2/ Под общей ред. С. Г. Шевченко. – М. :Школьная Пресса, 2005

19. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов. – М. :Школьная Пресса, 2005

20. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (кн. для педагога-дефектолога).– М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.

21. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. – М. : Педагогика, 1990

22. Пузанов Б. П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / Б. Пузанов и др. – М. : ВЛАДОС, 2011

23. Шипицына Л. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития / Л. Шипицына и др. – М. : Академия, 2012

Материально-технические условия для проведения

коррекционных логопедических занятий

Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия,

- предметные картинки по всем лексическим темам

- разрезные картинки (от 2-х и более частей, осколочные) по всем лексическим темам

- разрезные картинки на кубиках (4, 6 частей)

- сюжетные картинки по всем лексическим темам

- дидактические игры по всем лексическим темам

- набор Классификация (обобщение-исключение «4-й лишний») по всем лексическим темам

- дидактическая игра «Что сначала? Что потом?» (установление причинно-следственных связей)

- наборы картинок, связанных единым сюжетом (установление причинно-следственных связей и составление рассказа по серии сюжетных картинок) 30 комплектов от 3, 4 и более картинок в сюжете

- набор парных деревянных картинок по всем лексическим темам

- наборы для театрализованных игр и инсценирования (пальчиковый театр, настольный театр)

- игрушки для сюжетных игр

Формирование правильного звукопроизношения

- комплексы артикуляционной гимнастики различной сложности

- речевой материал для постановки, автоматизации и дифференциации звуков

- дидактические игры для развития ФС, автоматизации поставленных звуков в словах, дифференциации звуков

Формирование мыслительных операций

- набор Классификация (обобщение-исключение «4-й лишний») по всем лексическим темам

- дидактическая игра «Что сначала? Что потом?» (установление причинно-следственных связей)

- наборы картинок, связанных единым сюжетом (установление причинно-следственных связей и составление рассказа по серии сюжетных картинок) 30 комплектов от 3, 4 и более картинок в сюжете

- наборы объемного счетного материала

(матрешки, елочки, грибочки, морковки, репки, кабачки)

- набор счетного плоскостного материала

- игра «Сосчитай и назови»

Формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в

процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур

- мячи различного размера и цвета

- игрушки для сюжетных игр

- предметные картинки по всем лексическим темам

- игра «Молоточек тук-тук-тук»

Развитие импрессивной речи

- предметные и сюжетные картинки по всем лексическим темам

- парные картинки (по всем лексическим темам)

Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову

- детское лото (обобщающие понятия)

- предметные картинки по всем лексическим темам

- дидактические игры по всем лексическим темам

- игра «Кто как кричит?»

Формирование общих речевых навыков

- игры для развития правильного выдоха (флюгеры, вертушки, мыльные пузыри, птички-свистульки, уточки в тазике, трубочки)

- игра «Послушный ветерок»

Первоначальное обучение грамоте

предметные картинки для выделения звуков из слов, определения места звука в слове;

буквы печатные – прописные;

игра «Назови букву»;

таблицы для чтения;

схемы для звуко-буквенного анализа;

фишки (красные, синие, зеленые) для звуко-буквенного анализа;

дидактические игры для профилактики дисграфии, дислексии;

картинки для составления предложений;

схемы для звуко-буквенного анализа;

фишки (красные, синие, зеленые) для звуко-буквенного анализа;

Букварь Н. С. Жуковой;

тетради в клетку;

тетради в косую линейку

Методическое обеспечение образовательной деятельности

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО

1. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками (учебник для высших учебных заведений) – М. : Издательский центр «Академия» 2003

2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общей ред. проф. Г. В. Чиркиной. – М. : Аркти, 2005

3. Федоренко Л. П., Фомичева Н. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста - М. : Просвещение, - 1984

4. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи – М. : Гном и Д, 2000

5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи – М. : Просвещение, 1994

6. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду - М. : Просвещение, 1989

7. Балабанова В. П., Лалаева Р. И. Нищева Н. В., Серебрякова Н. В. и др. Диагностика нарушений речи и организация логопедической помощи в условиях ДОУ: сборник методических рекомендаций – СПб. : Детство-Пресс, 2001

8. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения – М. : Просвещение, 1998

9. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи – М. : Просвещение, 1997

10. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление нарушения речи у дошкольников – М. : Просвещение, 1990

11. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи – М. : Владос, 2005

12. Баренцева Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников – М. : Гном,2002

13. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) - М. : Педагогика

14. Большакова С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей - М. : Сфера,- 2007

15. Туманова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст]/Г. А. Туманова – М. : Просвещение, 1997

16. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми – М. : Просвещение, 1994

17. Ткаченко Т. А. Коррекция фонематических нарушений у детей – М. : Сфера, 2005

18. Ткаченко Т. А. Если ребенок плохо говорит – СПб. : Пресс, 1997

19. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях – М. : Просвещение, 1999

20. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. : Владос,2008

21. Кириллова Е. В. Логопедическая работа с безречевыми детьми. Учебно-методическое пособие. — М. : Сфера, 2011

22. Грабенко Т. Н., Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», Санкт – Петербург, 2002




Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Организация предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда

Организация предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда Определений предметно-развивающей среды в отечественной педагогике существует огромное количество, если говорить об обобщенном варианте,.

Предметно-пространственная развивающая среда группы

Предметно-пространственная развивающая среда группы Я продолжаю свой рассказ о развивающей среде группы. В группе оформлены следующие уголки: Уголок творчества Уголок творчества расположен.

Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета

Предметно-пространственная развивающая среда логопедического кабинета .

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДД

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДД Хочу с Вами поделиться теми пособиями и методическим материалом, которыми пополнился наш уголок по ПДД. Самое главное у человека - это.

Развивающая предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Страничка учителя-дефектолога

Пункт коррекционно-педагогической помощи

ГУО «Средняя школа № 28 г. Витебска»

Учитель-дефектолог:

Романенко Ирина Ефимовна - образование высшее дефектологическое, категория высшая квалификационная, стаж работы по специальности свыше 20 лет.

Бабичева Елена Николаевна

График работы пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП):

Понедельник-пятница 12.00-18.00

По состоянию на 1 сентября 2020 года коррекционно-педагогическую помощь получают 42 учащихся 1-4 классов

Основной целью работы учителя-дефектолога является оказание коррекционно-педагогической помощи детям, которые испытывают стойкие или временные нарушения письменной и устной речи.

Направления работы учителя-дефектолога ПКПП:

развитие фонематических процессов;

пополнение активного и пассивного словаря;

формирование грамматического строя речи;

развитие связной речи;

совершенствование навыков письма и чтения;

развитие внимания, памяти, мышления;

формирование навыков учебной деятельности, произвольности поведения и самоконтроля

Система работы по оказанию коррекционно-педагогической

помощи в пункте

  • Изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно - педагогической помощи;
  • Исправление или ослабление индивидуальных нарушений развития обучающихся, препятствующих успешному усвоению содержания образовательной программы общего среднего образования;
  • Предупреждение возникновения вторичных нарушений психофизического развития обучающихся;
  • Формирование общих способностей к учебной деятельности с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;
  • Повышение уровня интеллектуального развития обучающихся за счет развития психических процессов;
  • Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности у обучающихся, развитие их способностей, функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения.

Вся система работы по оказанию коррекционно-педагогической помощи направлена на исправление (компенсацию) индивидуальных нарушений, в частности, исправление нарушений устной и письменной речи, восполнение пробелов предшествующего обучения, активизацию познавательной деятельности, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию учебной деятельности.

Главные задачи:

  • осуществлять углубленное психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;
  • создавать необходимую коррекционно-развивающую среду для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
  • формировать общие способности к обучению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровне общего базового образования;
  • повышать уровень интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля;
  • разрабатывать и реализовывать перспективные планы работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;
  • консультировать педагогов учреждения образования, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.

Зачисление в пункт-коррекционно-педагогической помощи (ПКПП)

осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

  • заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • заявление законного представителя учащегося.

Отчисление из ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:

  • исправление нарушений физического и (или) психического развития;
  • смена места жительства;
  • перевод в иное учреждение образование;
  • отказ законных представителей учащегося от коррекционно- педагогической помощи.

Коррекционно-педагогическую помощь в 2020/ 2021 учебном году в ПКПП получают учащиеся, имеющие следующие речевые нарушения:

  • акустико-фонематическая дислалия;
  • артикуляторно-фонематическая дислалия ;
  • трудности формирования навыков письма и чтения;
  • дизартрия, фонетическое недоразвитие речи;
  • дислексия;
  • акустическая дисграфия;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Коррекционные занятия проводятся индивидуально, с группой или подгруппой учащихся. Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы - 2-4 человека.

Объём коррекционно-педагогической помощи, форму проведения занятий для каждого ребенка учитель-дефектолог определяет самостоятельно по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Обследование и распределение учащихся по группам, подгруппам или индивидуально проводится учителем-дефектологом в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.

Занятия начинаются с 16 сентября по 25 мая по утвержденному календарно-тематическому планированию для каждой подгруппы или группы учащихся.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается руководителем учреждения образования. Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

Продолжительность занятий:

  • групповых – 30-45 минут;
  • подгрупповых – 25-35 минут;
  • индивидуальных – 15 – 40 минут.

Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 3-4 раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции.

Кабинет ПКПП условно разделен на функциональные зоны: учебную, информационную, игровую, релаксационную, сенсорную, рабочее место учителя-дефектолога, зону коррекции звукопроизношения, зону технических средств обучения.

Развивающая среда пункта коррекционно-педагогической помощи создает такие условия для детей, при которых они проявляют самостоятельность в выборе игрового и учебного материала, исходя из их потребностей, интересов, возможностей, и где ребенок не только усваивает материал, но и отдыхает.


Учебная зона рабочего кабинета обеспечивает успешное проведение коррекционных занятий и содержит: 4 парты и 8 стульев, которые можно регулировать по высоте;классную магнитную 2-х створчатую зеленую доску; рабочий стол учителя-дефектолога, стол для компьютера и принтера, комбинированный шкаф с документацией пункта и разработками занятий по диагнозам.






В зоне коррекции звукопроизношения проводится работа по развитию речевого дыхания, формированию артикуляционных укладов нарушенных звуков. Для осуществления данной работы имеется специально оборудованное место (большое зеркало и индивидуальные зеркала, парта на два посадочных места, дидактические пособия и зрительные опоры для проведения артикуляционной гимнастики).





Игровая зона способствует развитию двигательной активности детей и ритмопластики, ориентировке в схеме собственного тела. В этой зоне размещены настольно-печатные игры и игрушки. Их многообразие позволяет ребятам выбрать для себя более интересную и желанную игру.



Зона сенсорного опыта способствует обеспечению социального развития детей посредством формирования представлений о физических качествах предметов и явлений.

Зона оснащена играми и пособиями, которые способствуют развитию тактильной чувствительности пальцев рук, дидактическими пособиями для формирования представлений о форме, цвете, размере, величине, времени, материалами для развития обоняния, осязания, вкусовых ощущений. Имеются бусы разных цветов, природный материал (сосновые и еловые шишки, желуди, каштаны, грецкие орехи, морские камушки, кора сосны, кора березы), материал для закрепления цвета (конструктор), счетные палочки, мешочки с разными ароматами, мячи с разной поверхностью, геометрические формы и др.



Зона релаксации оснащена мягким детским диванчиком, на стене красочное панно (чудо-дерево), угловой шкаф с набором оборудования для релаксации (светильник «Ночное небо» с проигрывателем, аромалампа с набором масел, калейдоскопы, светильники, чудо-коробочки). Имеется звукозапись голосов птиц, шум моря, журчание ручейка, записи мелодий из серии «Лечебные силы звука» (РушельБлаво «Океан небытия», «Мысли добра»), которые позволяют детям снять отрицательные эмоции и расслабиться. Релаксационная зона позволяет накоплению сенсорно-эмоциональными впечатлениями. Здесь проводятся логоритмические упражнения.




Зона развития мелкой моторики и конструктивного праксиса размещена во внутреннем шкафу, доступна для всех детей и одновременно не создает пернасыщенности кабинета множеством пособий, не отвлекает учащихся во время учебного процесса. В данной зоне имеются:

наборы для рисования (15 трафаретов по лексическим темам, раскраски, обводки, штриховка, краски, карандаши, фломастеры, пластилин);

прописи для укрепления мелких мышц рук (более 70 трафаретов и прописей);

игра на точность и координацию движения рук «На крючке»;

игра-раскраска «Мега динозавры»;

  • Конструктор «Цепляющиеся шарики»
  • Лаберинт - шарики



Рабочее место учителя-дефектолога и зона технических средств обучения создана для обеспечениякоррекционно-педагогического процесса вспомогательными средствами обучения с целью улучшения качества коррекционной работы. В ПКПП имеется компьютер и МФУ (принтер, сканер, ксерокс). Имеется доступ к Интернету. В работе используются современные компьютерные технологии (тренажеры, презентации, программы, игры, пособия и др.).


Информационно-консультативная зона создает информативное поле для родителей и рабочего места для проведения консультаций.

В кабинете имеется стенд «Информация учителя-дефектолога», стол и стулья для родителей, печатный вариант более консультаций, рекомендаций и советов по тем проблемам, которые имеются в работе с детьми ОПФР.

Кабинет учителя-дефектолога

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, его атмосфера создаёт рабочий настрой и мотивирует детей на учебную деятельность. Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществлено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В кабинете созданы рабочие зоны :

Зона сенсорного опыта

Основная функция зоны – обеспечение социального развития детей посредством формирования представлений о физических качествах предметов и явлений.

Игровая зона

Основная функция зоны – развитие двигательной активности, ориентировка в схеме собственного тела, ритмопластика в процессе игровой деятельности, психогимнастика.

Зона развития мелкой моторики и конструктивного праксиса

Основная функция зоны – развитие координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, координация межанализаторных взаимодействий.

Релаксационная зона

Основная функция зоны – отдых, расслабление, накопление сенсорно-эмоциональных впечатлений.

Зона развития артикуляционной моторики и постановки звуков

Основная функция зоны – развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания, формирования артикуляционных укладов нарушенных звуков.

Зона технических средств обучения

Основная функция зоны – обеспечение коррекционно-образовательного процесса вспомогательными средствами обучения с целью улучшения качества коррекционной работы.

Учебная зона

Основная функция зоны – организационное и методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса.

Оборудование и материалы:

Оборудование кабинета (стол, парты, шкафы, доски и т.д.).

Папки с дидактическими пособиями и методическими разработками по преодолению нарушений.

Читайте также: