Не держись устава яко слепой стены

Обновлено: 07.05.2024

Устав от службы и от сна. афоризмы

Устав от службы и от сна,
Учи настойчиво Устав!

© Copyright: Владимир Павлов Великие Луки, 2020
Свидетельство о публикации №120102303176

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Топ-20 интересных цитат Петра I

Пётр I - великий русский правитель-реформатор и полководец. Сегодня вы узнаете о 20 его интересных фразах о русском государстве.

1. Всякий, кто украдёт из казны настолько, сколько стоит верёвка, на той же верёвке повешен будет.

2. Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава Богу, счастливо разгрызен.

3. Всякий потентат (правитель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.

4. Указую на ассамблеях и в присутствии господам сенаторам говорить токмо словами, а не по писанному, дабы дурь каждого всем видна была.

5. Наш народ, яко дети, неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся.

6. Наша коммерция и без того как больная девица, которой не должно пугать или строгостью приводить в уныние, но ободрять ласкою.

7. Я хочу видеть у себя лучше народов магометанской и языческой веры, нежели жидов. Они плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю; не будет для них в России ни жилища, ни торговли, сколько о том ни стараются и как ближних ко мне ни подкупают.

Как Пётр I боролся с землячеством и преступлениями в армии.

Формирование регулярной армии требовало коренной перестройки существовавших до Петра I уставов. Первым был создан строевой устав, который и лег в основу обучения вновь формируемых полков. С появлением устава подготовка войск приняла более организованный характер. В 1700 г. строевой устав был дополнен положениями, впервые устанавливавшими внутренний распорядок жизни армии, обязанности солдат и офицеров и взаимоотношения между ними.

Знаменитый Воинский устав Петра Первого (30 марта 1716 г.) хотя этот устав по назначению своему относился до людей ратных, но по Указу 10 апреля 1716 г. он был разослан по губерниям и канцеляриям для руководства при решении дел общих.

Взято из интернет-ресурса. Взято из интернет-ресурса.

В 1722 г. Петр I лично составил дополнения к «Воинскому уставу». Основной мыслью Устава Петр выражал требования к исполнителям: «В уставах порядки писаны, а время и случае нет, а посему не следует держаться устава яко слепой стены» , т.е. Петр I требовал, чтобы войска проявляли инициативу и действовали, согласуясь с обстановкой.

Воинский артикул заимствован из иностранных источников, а именно -- в основу его положены шведские артикулы Густава Адольфа в их позднейшей обработке 1683 г. (при Карле XI), но со значительными отступлениями, как в системе наказаний, более суровых, так и в определительной части; кроме того, в артикуле прибавлены толкования на каждую статью. Все эти изменения и дополнения делались по разнообразным европейским уголовным законам, включая сюда и имперские немецкие законы, и уставы датский и голландский, и ордонансы Людовика XIV; воинский же процесс был обработан самостоятельно.

Взято из интернет-ресурса. Взято из интернет-ресурса.

Воинский устав стоял на тех же началах, на том же признании всесилия власти, а потому строгие наказания назначались ослушникам и противникам самодержавной власти. Четвертование и конфискация за государственные преступления производилась и над теми, которых воля и хотение к тому были, равно как и над недоносителями: «Кто против Его Величества особы хулительными словами погрешит, его действие и намерение презирать и непристойным образом о том рассуждать будет, оный имеет живота лишен быть и отсечением головы казнен, ибо Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять» .

Устав дополнил область преступных деяний, введя постановления по таким проступкам, о которых прежние законы или вовсе ничего не говорили, или говорили весьма кратко, или даже и по таким, которые едва ли в эпоху устава были известны в русской жизни. Так, в области религиозных преступлений Воинский устав содержит подробные постановления о суеверных преступлениях; артикул 1 говорит: «и ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохулительный чародей, оный, по состоянию дела. в жестоком заключении в железах, гонянием шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть», а толкование прибавляет: «Наказание сожжения есть обыкновенная казнь чернокнижцам, ежели оный своим чародейством вред кому учинил или действительно с дьяволом обязательство имеет».

В области посягательств частных в первый раз являются светские взыскания за самоубийство, как оконченное, так и неоконченное: «Ежели кто сам себя убьет, то надлежит палачу тело его в бесчестное место отволочь и там закопать, волоча по улице или обозу» ; за покушение на самоубийство, если оно было учинено не в припадке огневых или меланхолических болезней и не было следствием муки или досады, назначается смертная казнь.

Являются подробные правила о посягательствах на честь, например, за распространение пасквилей или ругательных писем, доброму имени некий стыд причиняющих; равным образом артикулы определяют строгие наказания за оскорбление, в особенности за обиды реальные. В связи с этим находятся суровые взыскания за поединки, постановления тем более любопытные, что русская жизнь в то время и не знала европейского поединка, отдельные же случаи дуэли если и встречались, то только в иноземных наемных войсках.

Взято с интернет-ресурса. Взято с интернет-ресурса.

Учитывая силу землячества для сплочения войск, Петр I ввел наименование полков по главным городам областей, из которых они комплектовались. Обучению войска Петр I придавал исключительное значение. Петр I понимал, что недостаточно вооружить и обучить армию по-новому, а необходимо ее по-новому и воспитать. В своих уставах, многочисленных указах и обращениях к армии Петр требовал от офицеров высоко держать честь своего воинского звания и быть во всем примером для солдат. Петр говорил, что авторитет офицера основывается на хорошем знании своего дела, заботе о солдатах, храбрости в бою и строгой дисциплине. Большое внимание Петр I уделял выращиванию и воспитанию генералитета. Для поощрения отличившихся Петр I ввел ордена и медали.

Петровский «Устав морской» на 25 лет моложе петровского флота. Его появление - свидетельство зрелости идеи регулярного военного флота России. Требовался и морской устав: без строгого регламента корабль не выйдет в море, не вступит в бой.

В предисловии к «Уставу морскому» государь Петр I упоминает, как в 1668 г. в селе Дединове на Оке был спущен на воду первый русский военный корабль «Орел», и капитан судна, голландец Бутлер, представил тогда «корабельного строя письмо» - прообраз первого морского устава.

Петров-Маслаков В.Ф. "Корабль "Орёл" на рейде Астрахани". Взято из интернет-ресурса. Петров-Маслаков В.Ф. "Корабль "Орёл" на рейде Астрахани". Взято из интернет-ресурса.

Уже в 1696 г., появился документ - 16 статей для галерного флота. Он сыграл свою роль в Азовском походе и в сражениях на Балтике. Но введение в строй оснащенных артиллерией парусных кораблей, развитие линейного флота требовали соответственного руководства к плаванию и ведению боя. Публикуются различные дополнения; так, в 1707 г. выходит инструкция командирам брандеров и бомбардирских кораблей. Усложнившаяся практика деятельности флота обязывала свести все инструкции в один документ, способный быть руководством флоту на длительное время.

Посланные за границу петровские навигаторы отбирали материалы, связанные с вождением судов, организацией службы на борту, вникали в уставы передовых по тому времени флотов. С петровским уставом моряки получили стабильный регламент для плавания и ведения боя, а также, при стоянках в гаванях, - регламент адмиралтейский. «Устав морской» 1720 г. - оказался долговечным. По нему российский флот плавал и воевал до Крымской войны и только во второй половине 19 в. вышел устав 1853 г..

Ряд положений петровского «Устава морского» миновал века и вошел составной частью в современные уставы. Приведем, к примеру, артикулы, касающиеся боевого расписания: «Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйдут в море, на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал свое место. А для этого расписание иметь по кубрикам, а одно прибить к бизань-мачте. Кроме того, надлежит капитану распределять людей для боя, назначив их к пушкам, к мелкому ружью, к управлению парусами и прочего, как надлежит быть во время боя. Так, чтобы всякий человек, когда бы ни спрося, мог бы знать свою должность и место в бою» . Таким образом, это - боевая организация корабля и боевые номера личного состава, те самые, которые и сегодня хранят суть петровского устава.

Взято из интернет-ресурса. Взято из интернет-ресурса.

В целом необходимо отметить, что Петр I является основоположником русской военной школы, воспитавшей впоследствии целую плеяду талантливых военачальников и флотоводцев. Стратегические воззрения Петра I, главной целью которых было окружение и полное уничтожение противника, далеко вперед опережали его время. Так, например, стоит отметить оставленные рукописные творения Петра I: «Книга Устав воинский», «Книга Устав морской», «Регламент о управлении Адмиралтейства и верфи…», «Книга Марсова или воинских дел…» и т.д.

Не держись устава яко слепой стены

"Не держитесь устава, яко слепой стены;

в нем бо порядки писаны, а времен и случаев нет".

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО Мысли на будущее. ЭТО НАДО ЗНАТЬ

0x01 graphic

Офицеры фараоновского Египта были рабами военной машины. Об их печальной участи свидетельствует папирус времен царствования Рамсеса II, который содержит поучения жреца-наставника воспитаннику: "Почему тебе кажется, - спрашивает жрец-наставник воспитанника, - что пехотный офицер счастливее писаря? Хочешь, я тебе опишу участь пехотного офицера и всю силу испытываемых им бедствий? Его уводят еще ребенком, чтобы запереть в казарме; у него рана на животе, рана на глазу и брови рассечены рубцами, а на голове у него образуются гниющие язвы. Его бьют, как связку папируса и он совсем разбит палкою. Послушай теперь, что я расскажу тебе о его походах в Сирию и его экспедиции в отдаленные страны. Он несет на себе свой хлеб и воду; он навьючен как осел, и ему кажется, что позвонки его спины надтреснуты. Вечно проводит он время на часах и в казарме, а утоляет жажду гнилой водой. Настигнет ли он неприятеля, он дрожит, как гусь, ибо члены его не имеют более силы. Возвращается ли он, наконец, в Египет - он похож на палку, изъеденную червями. Болен ли он, приходится ему слечь, его увозят на осле, одежду похищают воры, денщики его разбегаются. Подумай об этом, дитя мое, и перемени мнение, которое ты составил о писаре и об офицере" . Положение египетского офицера еще более усугубилось во времена крушения монархии фараонов. Загнанный, заплеванный и нравственно початый офицер отказывался от службы, бывшей его злой мачехой, он уже не хотел вмешиваться в то дело, в котором его на каждом шагу ожидали оскорбления, насмешки и побои и охотно предоставлял правительству ведаться с врагом, как он знает. Пришлось заменить его, правда, более искусным и предприимчивым, но зато и более жадным, корыстолюбивым и знающим себе цену наемником, который являлся не защитником населения, а его палачом.

Печать Петра I

Как оберегали свою свободу и независимость петровские русские офицеры

(поучительные исторические примеры)

Император Петр Великий, создав у нас национальную армию, сразу придал ей настоящий воинский оттенок и дух. Петровская армия не знала забитых, обалделых солдат, безвольных и боящихся начальства офицеров. Вожди ее умели проявлять инициативу, ибо знали, что Царь, как он ни гневен, но всегда примирится с неисполнением его приказания, если того требовала польза дела.
Например, кн. М.Голицын, дважды отбитый при штурме Шлиссельбурга, получил категорическое приказание Царя немедленно отступить от стен крепости, иначе голова его завтра же слетит с плеч, не убоялся ответить, что завтра его голова во власти царской, а сегодня она ему еще сослужит службу, и третьим приступом взял крепость. За заслуги и талан прощал Царь даже самые серьезные грехи, говоря по адресу А. Меньшикова: "Голова, голова, как не так ты умна была, -- давно бы приказал отрубить тебя". Простил снисходительный Царь и известному кн. Долгорукому, разорвавшему царский указ, даже в такой высшей степени дерзкий и неприличный поступок, ценя благородные побуждения князя, всегда разрешая ему говорить в глаза даже самую неприятную правду. И грозного Царя армия горячо любила и не боялась, зная, что он сильно карает только за серьезные проступки, но никогда не привязывается по пустякам. "Устав Воинский", составленный самим Царем в I7I6 г., прост, ясен и краток. Там говорится только об одном деле -- боевом, воинском. А в существо его устава, в эпоху рабского следования на Западе уставной буквы, кладется требование: "Не держитесь устава, яко слепой стены; в нем бо порядки писаны, а времен и случаев нет". Не лучшим ли напутствием сегодня могут служить слова незабываемого Петра Великого? Как много планов связано с окончанием военного училища. Ведь главное препятствие на пути их осуществления была та стесненность в действиях, которая неизбежно возникает в условиях казарменного общежития и жесткого распорядка дня. Сейчас другое дело -- свобода? Но, постой, друг мой, восторгаться. Не один ты, кинувшийся в объятия свободы, задохнулся в ее объятиях, а кое-кого воздух свободы опьянил, обескуражил. Правильно ли мы понимаем, что такое свобода? Умеем ли ею распорядиться разумно? Знаем ли мы, что несет нам свобода и что от нас требует взамен.

СВОБОДА И ЕЕ ВИДЫ

Свобода, как некая возможность жить, поступать и действовать без серьезных ограничений со стороны Закона и норм морали, имеет две самостоятельные ветви: -- Служебная свобода (самостоятельные действий в пределах служебной компетенции и занимаемой должности). -- Гражданская свобода (свобода семейной и личной жизни). Речь, естественно, идет о том, что служебные поступки, поведение, действия офицера имеют свои рамки, определенные Законом, уставом, должностными обязанностями, инструкциями и наставлениями. Свобода семейная также имеет свои рамочные параметры, которые, с одной стороны, имеют правовые нормы, с другой -- нормы морали. В этих рамках и осуществляется свободные действия офицера. Личная свобода офицера ограничена, многими параметрами: с одной стороны -- требованиями Закона, с другой -- нормами офицерской этики, правилами и возможностями офицерского общежития, условиями среды и т.д. Все это нам надо знать для того, чтобы понимать возможности свободы и пределы ее проявления в офицерской среде. То, что обычному гражданину дозволено, офицеру может быть или запрещено вовсе, или подведено под категорию нежелательного и вредного. С этим объективным обстоятельством следует считаться всякому надевшему на плечи офицерские погоны. Вступая в офицерский корпус, мы сознательно ограничиваем нашу свободу во имя выбранного призвания и офицерского долга.

КАК СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ

Молодые офицеры склонны понимать свободу как нечто освобождающее их от всего того, что им мешало в то время, когда они находились под строгой опекой командиров и педагогов военного училища. Такое понимание свободы неизбежно ведет к серьезным просчетам в жизни. Вот почему надо сразу же установить понимание, без которого невозможно добиться успеха в жизни. Что же, по своей сути, представляет собой свобода? Верное понимание свободы указывает нам, что это: -- Самоограничение. -- Чувство меры. -- Самодисциплина. -- Ответственность. -- Признание прав других на свободу. Напрасно думает тот, что свобода -- это вседозволенность действий. Понимаемая в этом смысле свобода -- это ничто иное, как анархия, ведущая в хаосу, неразберихе и, в конечном итоге, к притеснению слабого и деспотии. Человек живет в разумном мире, среди людей, имеющих свои законные интересы и потребности. Законы человеческого общежития требуют согласования поступков и действий всех людей и установления определенных "рамок", в пределах которых можно действовать, не нанося время окружающим. Истинно свободный человек это понимает и сам ставит предел своим желаниям, хотениями и потребностям. Чувство меры -- это понимание той степени достаточности, которая вполне необходима для жизни и правильного функционирования организма, тех пределов, которые необходимы для установления правильных отношений между людьми, той затраты сил и энергии, которая необходима для исполнения возложенного на человека долга и т.п. Несоблюдение чувства меры, с одной стороны, ведет к излишествам, а с другой стороны -- к аскетизму, скупости, жадности и прочим аномалиям. Свободный человек -- это человек с развитым чувством меры: он хорошо видит грань между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, достатком и излишеством, бережливостью и скаредностью.
"Следует постоянно освежать в памяти молодых людей золотое правило: ничего лишнего! Дабы везде можно было охранять себя от пресыщения и отвращения".

(Я. Коменский).

"Ставить предел своим желаниям, держать в узде свои страсти, смирять свой гнев, всегда памятуя, что отдельному человека доступна лишь бесконечно малая часть всего, достойного желаний, а что каждый обречен на многочисленные беды, -- т.е., словом, "воздерживаться и терпеть": вот правило, без соблюдения которого ни богатство, ни власть, не помещают нам чувствовать себя жалкими", -- писал А. Шопенгауэр Самодисциплина -- неотъемлемое свойство свободного человека. Свободный человек -- это не только волевая личность, но и умеющая укрощать свои страсти, приводить в порядок мысли и отношения, умеющая разумно себя стимулировать к доброму и полезному и наказывать за содеянное, не ожидая внешних к тому побуждений.
"Дисциплина не дает человеку уклониться от его назначения, человечности. Дисциплина подчиняет человека законам человечности и заставляет его чувствовать власть законов".

(И. Кант).

Ответственность и свобода тесно связаны друг с другом. Свобода не только предполагает ответственность, но и базируется на ней. Все в мире взаимосвязано и человека с миром связывают тысячи нитей, отношений и зависимостей. Свобода, понимаемая, как независимость, сложение с себя ответственности перед самим собой, родными, близкими, друзьями и коллегами, обществом и государством, -- это, или же свобода отшельника, спрятавшегося от всего мира в пещере и пытающегося забыть всю предыдущую жизнь, или же "свобода" преступника, развратника, подлого человека, скрывающегося от ответственности перед законом или людьми, которым он чем-то обязан. Не может быть истинно свободным тот, кто, ратуя о личной свободе, забывает о праве на свободу других людей. Вдвойне жалок тот, кто оберегая свою, попирает свободу других.

В ЧЕМ СЛЕДУЕТ

БЫТЬ СВОБОДНЫМ

Есть, по меньшей мере, три сферы деятельности, где от офицера требуется значительная степень свободы. Это: -- Свобода мысли. -- Свобода решения. -- Свобода действия. Свобода мысли -- это умение самостоятельно приходить к правильным заключениям, обобщениям, выводам и оценкам. В основе этого умения лежит способность человека правильно воспринимать информацию, верно, ее оценивать, правильно определять ее значимость для себя, для окружающих и для порученного дела. Человек, свободно мыслящий, не пользуется чужими стереотипами, оценками, не подстраивается под мнение авторитетного лица или начальника, а вырабатывает свою точку зрения на происходящее и не пытается втиснуть ее даже в свои собственные, но уже утратившие значение оценки. Единственный критерий, кот которому верен такой человек -- Истина.
-- Цицерон произносит речь против Катилины "Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и, в некотором роде, предписанные нам мнения".

(Цицерон).

Свобода в принятии решений заключается в умении: а)выбрать объективно лучший вариант действий; б)отклонить все попытки оказать давление со стороны или же личный соблазн выбрать легкий путь решения. Свобода действий -- это самостоятельные и инициативные действия, корректируемые по ходу в зависимости от изменений обстановки и получаемого результата, но с обязательной установкой на благополучное и качественное завершение дела. Свобода действий -- это инициатива в рамках поставленной задачи, но и с творческим развитием идеи старшего начальника.

ОТ ЧЕГО ОФИЦЕРУ НЕВОЗМОЖНО

БЫТЬ СВОБОДНЫМ

Абсолютной свободы, конечно, не бывает. Есть сферы деятельности и жизни, которые налагают на человека постоянные (пожизненные или в течение определенного времени) обязательства, которые он не имеет права игнорировать. Так, офицер, не может быть свободен: -- от присяги, исполнения своего офицерского долга -- верно служить Отчизне; -- от власти, ему предоставленной Законом; -- от ответственности поступки и дела своих подчиненных; -- от ответственности за точное и верное исполнение приказа; -- от ответственности за своих родных и близких; -- от обязательств перед друзьями, товарищами и коллегами; -- от признательности и благодарность всем тем, кто принимал участие в его судьбе; -- от ответственности за свое состояние (физическое, духовное и психологическое). Долг офицера (верно служить Отечеству!) -- священная обязанность, от которой офицер освобождается только в результате гибели на поле боя, смерти или серьезного увечия. В иных же случаях офицер находит возможность приносить пользу своему Отечеству. Верность его присяге, Родине не могут поколебать ни перебои в выплате денежного довольствия, ни усталость, ничто другое. Власть дается офицеру навсегда, т.е. на все время исполнения им офицерских обязанностей. Власть на то и власть, что она осуществляется непрерывно. Постоянство власти -- это показатель ее силы. Офицер не имеет права не пользоваться властными полномочиями или уклоняться от использования власти, когда это необходимо. Не может он и злоупотреблять властью, использовать ее не по назначению или же превышать свои властные полномочия. Курсант, как правило, отвечал только за свои действия. Командир отвечает и за себя и за своих подчиненных. Он не имеет права устраняться от такой ответственности или перекладывать ее на кого-то другого. Приказ и распоряжение старшего начальника -- это основа единоначалия. Лицо, не исполняющее приказ, выполняющее его кое -- как, покушается на святое святых в армии и на флоте, а потому не может быть допустимо. Обязанности службы не слагают с офицера ответственности за судьбу своих родных и близких. Особо следует помнить офицеру о тех, с кем он находится в разлуке (это могут быть родители, жена и дети, братья и сестры).
Я. Кульнев, по свидетельству Д. Давыдова, из скудного жалованья майорского, а потом из весьма, в то время, недостаточного жалованья -- полковничьего и генерал-майорского, ежегодно и постоянно до конца своей жизни уделял треть на содержание дряхлой и бедной своей матери, о чем знал весь город Люцин, где она жила.

Не держись устава яко слепой стены

Александр Антонов

Александр Антонов перейти к странице

Александр Антонов

.
Александр Антонов запись закреплена

В УСТАВАХ ПОРЯДКИ ПИСАНЫ, А ВРЕМЕНИ И СЛУЧАЕВ НЕТ, А ПОСЕМУ НЕ СЛЕДУЕТ ДЕРЖАТЬСЯ УСТАВА ЯКО СЛЕПОЙ СТЕНЫ
Петр I

Петровские заповеди: “Врагов не считают - их бьют”,
“Флага перед неприятелем не спускать ни при каких обстоятельствах”, "Драться до последнего, а в крайний момент корабль уничтожить” легли в основу боевых традиций Российского флота.

Петровский «УСТАВ МОРСКОЙ» на 25 лет моложе петровского флота. Само его появление – свидетельство зрелости идеи регулярного военного флота России. Великий преобразователь сумел в кратчайший срок реформировать армию и создать отечественный флот. Нужны были корабли – он построил корабли. Нужны были люди – они появились: и иноземцы, и свои, питомцы Навигацкой школы. Но требовался и морской устав: без строгого регламента корабль не выйдет в море, не вступит в бой.

В предисловии к «Уставу морскому» государь Петр Алексеевич упоминает, как в 1668 году в селе Дединове на Оке был спущен на воду первый русский военный корабль «Орел», и капитан судна, голландец Бутлер, представил тогда «корабельного строя письмо» - прообраз первого морского устава. К сожалению, судьба «Орла», как и этого документа, оказалась плачевной, устав Бутлера затерялся. Петру довелось начинать с чистого листа.

Уже в 1696 году, том самом, когда государева дума приговорила, что морским судам быть, появился и соответствующий документ – 16 статей для галерного флота. Он сыграл свою роль в Азовском походе и в абордажных сражениях на Балтике. Но введение в строй оснащенных артиллерией парусных кораблей, развитие линейного флота требовали соответственного руководства к плаванию и ведению боя. Одно за другим публикуются различные дополнения; так, в 1707 году выходит инструкция командирам брандеров и бомбардирских кораблей. Усложнившаяся практика жизнедеятельности флота обязывала свести все инструкции в один документ, способный быть руководством флоту на длительное время.

Посланные за границу петровские навигаторы отбирали материалы, связанные с вождением судов, организацией службы на борту, вникали в уставы передовых по тому времени флотов. Превосходным помощником Петра оказался Конон Зотов, сын Никиты Моисеевича Зотова, того самого, что был воспитателем юного Петра. В ранние годы, посланный в Англию обучаться потребным наукам, он избрал морское дело и для того поступил в английский флот. Отменный знаток корабельной службы, храбрый офицер, командовавший боевыми судами в схватках со шведами, он сыграл первенствующую роль в составлении петровского устава. Сам Петр лично писал артикулы, приводил в систему, оттачивал формулировки регламента. И неспроста, читая нынче устав, видишь во многих формулировках, словесных определениях, в самой конструкции речи энергичную, властную манеру Петра.

С петровским уставом моряки получили стабильный регламент для плавания и ведения боя, а также, при стоянках в гаванях, - регламент адмиралтейский.

Этот документ – «Устав морской» 1720 года – оказался на редкость долговечным. По нему российский флот плавал и воевал до самой Крымской войны и только во второй половине 19 века, когда пар оттеснил парус, и нарезные орудия встали на место гладкоствольных, вышел устав 1853 года.

В дальнейшем, по мере развития новой техники и тактики, появлялись и новые уставы. И в наше время корабельного устава «хватает» а десять лет. Но ряд положений петровского «Устава морского» миновал века и социальные перемены, вошел составной частью в современные уставы. Приведем, к примеру, артикулы, касающиеся боевого расписания. Оно – основа основ корабельной службы. Так было всегда, и так по сей день. И вот мы читаем в петровском уставе: «Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйдут в море, на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал свое место. А для этого расписание иметь по кубрикам, а одно прибить к бизань-мачте. Кроме того, надлежит капитану распределять людей для боя, назначив их к пушкам, к мелкому ружью, к управлению парусами и прочего, как надлежит быть во время боя. Так, чтобы всякий человек, когда бы ни спрося, мог бы знать свою должность и место в бою». Таким образом, перед нами боевая организация корабля и боевые номера личного состава, те самые, которые и сегодня, пусть даже претерпев изменения по форме, хранят суть петровского устава.

И так в уставе определяются обязанности всех должностных лиц, напоминается в числе прочего, что матросу от пушкарской, а пушкарю от матросской работы не отговариваться, но друг другу помогать. Так от мала до велика рассматриваются все труды и обязанности на корабле, но превыше всего стоят в уставе артикулы о верности Отечеству, о запрете спускать флаги и сдавать корабль противнику или покидать место боя.

Петровский «Устав морской» - это не только исторический документ, любопытный для любителей старины, это и наглядная, живая связь времен. Интересно познакомиться с рядом артикулов и положений главной книги российских моряков, которые применимы и к нашим дням, и не только в службе морской.

«УСТАВ МОРСКОЙ» Петра I
(выдержки)

Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели.

Всякий человек, когда ни спросят, должен знать свою должность и место.

Если кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный имеет в первый и в другой раз жестоко кошками и заплатою утраченного наказан. А в третье расстрелян или на галеру сослан быть.

Кто свое ружье бросит, оный шпицрутенами наказан жестоко будет.

Кто к неприятелю перебежит, того имя к виселице будет прибито, и оный, как нарушитель присяги, изменником публично объявлен имеет быть… и ежели он пойман будет, без всякой милости и процессу повесить его надлежит.

Которые во время боя оставят свои места, дабы укрыться, те будут казнены смертью. Такожды и те будут казнены, которые похотят сдаться или иных к тому будут подговаривать.

Ежели кто на вахте найдется спящ на пути едучи против неприятеля, ежели он офицер, лишен будет живота, а рядовой жестоко наказан будет биением кошками у шпиля.

Провиант определенный больным кто украдет и продаст, того с наказанием сослать на галеру. А кто съест, тот вчетверо заплатит и сверх того бит будет у мачты.

Кто пасквили или ругательские письма тайно сочиняет и тако кому бесчестие учинит, оному надлежит наказание такое учинить, что было довелось тому, про кого он писал, ежели он в том виноват был.

Запрещается офицерам и рядовым привозить женский пол для беседы их во время ночи, но токмо для свидания и посещения днем.

Никто не дерзнет никакого табаку или горячего вина и прочих заповедных питий для продажи на корабль привозить под потерянием всего того без повороту и сверх того наказанием по обстоятельству, по важности вины смотря.
Кто лживую присягу учинит и в том явственном свидетельством обличен будет, оный с наказанием послан будет на галеру навечно.

Все вызовы, драки и поединки наижесточайше запрещаются, таким образом, чтобы никто, хотя 6 кто он ни был, великого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать на поединок с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя кто из них будет ранен или умерщвлен или хотя оба не ранены от того отойдут. И ежели случится, что оба или один из них в таком поединке убит будет, то их и по смерти за ноги повесить. Такой же казни повинны и секунданты, которые при оных поединках будут.

Капитан повинен разделить всех людей, которые будут на корабле, прежде чем выйдут в море, на три равные части для управления парусами и прочим, дабы каждый знал свое место. А для этого расписание иметь по кубрикам, а одно прибить к бизань-мачте. Кроме того, надлежит капитану распределять людей для боя, назначив их к пушкам, мелкому ружью, к управлению парусами и прочего, как надлежит быть во время боя. Так, чтобы всякий человек, когда бы ни спрося, мог знать свою должность и место в бою.

Никто не дерзнет никакого табаку или горючего вина и прочих заповедных питий для продажи на корабль привозить под потерянием всего того без повороту и сверх того наказанием по обстоятельству, по важности вины смотря.

Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают.

Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают.

Не держись устава яко слепой стены

Чужой компьютер

Кирилл Васильев

Кирилл Васильев

перейти к странице

Кирилл Васильев

.

Не держись устава яко слепой стены

Чужой компьютер

Ольга Бауло

Ольга Бауло

перейти к странице

Ольга Бауло

.
Ольга Бауло запись закреплена

- "Не держись устава, яко слепой стены, ибо там порядки писаны, а времян и случаев - нет, того ради надлежит рассуждение иметь" (записка Петра-I в уставную комиссию по пересмотру воинского устава 1716г)
А рассуждение иметь и в мирной жизни пригодится.

Читайте также: