Круглое отверстие в стене интересная архитектурная особенность домов эпохи ссср

Обновлено: 18.05.2024

Ракеты, корабли, летающие тарелки, цветы и роботы: топ-25 фантастических советских зданий

В массовом сознании к советской архитектуре 1960—80-х годов принято относиться скептически. Бесчеловечные однообразные панельные жилые массивы, брутальные железобетонные общественные здания, простейшие геометрические формы, минимализм и отсутствие декоративных излишеств. Во многом такое убеждение справедливо, однако порой и в проектных институтах СССР создавались отчаянно смелые образы, выглядевшие после реализации пришельцами из фантастических фильмов. Onliner.by решил составить свой список самых эффектных, порой безумных, но совершенно определенно разрушающих стереотипы зданий, рожденных в хрущевско-брежневские времена воображением советских архитекторов.

25. «Дома-кольца» в Москве.

На рубеже 1960—70-х годов архитектору Евгению Стамо, работавшему над застройкой жилого района Матвеевское на западе Москвы, пришла в голову интересная идея. При стыковке железобетонных панелей в типовом домостроении допускается угол в шесть градусов. Что если построить таким образом целый дом? В 1973 году идея была реализована, в центре Матвеевского появился огромный «дом-кольцо». Он был целиком реализован в типовых сборных индустриальных изделиях (серии I-515) и все равно поражает оригинальностью формы. Внутренний диаметр двора 155 метров, 26 секций, 912 квартир (374 однокомнатные, 374 двухкомнатные, 155 трехкомнатных и 9 четырехкомнатных). Общая жилая площадь 27 334 кв. м.


Спустя шесть лет недалеко, в районе Раменки, был построен брат-близнец матвеевского дома, но на этом история «жилых колец», увы, в советской Москве закончилась. В центре дворов этих зданий сплошная зеленая зона с детской площадкой. Автостоянки для жильцов размещены между ней и внутренней окружностью здания.


24. Историко-этнографический музей на горе Сулайман-Тоо, Ош, Киргизия.

Еще в 1978 году на склоне священной для киргизов горы Сулайман-Тоо по проекту местного архитектора Кубанычбека Назарова построили новый музейный комплекс. Самый эффектный его элемент, небольшая бетонная арка с панорамным остеклением, разделенным вертикальными ребрами, по сути, закрывает вход в пещеру. Первоначально в сооружении планировали разместить ресторан, однако затем его отдали под археологическую экспозицию.


Футуристический портал в горные недра скрывает за собой двухэтажный пещерный комплекс, где нижний этаж расширен вручную, а верхний оставлен в естественном, «природном», виде. Сейчас в его 13 помещениях находятся более 400 экспонатов киргизского Музея духовной культуры.


23. Гостиница «Спорт», Таллин, Эстония.

Гостиница была построена в 1980 году в составе Центра парусного спорта для участников и гостей московской Олимпиады (соревнования по парусному спорту как раз проводились в Таллине). Два вытянутых жилых корпуса объединены блоком общественных помещений. Над всем комплексом доминирует черно-белый объем ресторана.


По задумке группы эстонских архитекторов гостиница, сейчас называющаяся Pirita Top Spa Hotell, должна была напоминать корабль с рестораном в качестве капитанской рубки.


22. Железнодорожный вокзал станции Дубулты, Латвия.

Новое здание железнодорожного вокзала станции Дубулты, расположенной в курортной Юрмале под Ригой, было построено в 1977 году к столетию станции по проекту ленинградского архитектора Игоря Явейна.


Экспрессивная постройка, напоминающая застывшую в бетоне балтийскую волну, получилась одновременно и отсылкой к советскому архитектурному авангарду 1920-х годов, и своеобразным предшественником современной «космической» архитектуры, например выдающегося испанца Сантьяго Калатравы.


21. Павильон на территории ВДНХ Узбекской ССР, Ташкент, Узбекистан.

Один из построенных в 1970-е павильонов ВДНХ Узбекистана в Ташкенте представлял собой сооружение из гиперболоидных конструкций-колонн с единым внутренним выставочным пространством. К сожалению, до нашего времени это здание не сохранилось.


Источником вдохновения для архитекторов павильона очевидно послужил самый известный шедевр архитектора Оскара Нимейера, коммуниста и большого друга всего советского народа, — кафедральный собор в бразильской столице Бразилиа.


20. Кинотеатр «Россия», Ереван, Армения.

В 1975 году в центральной части армянской столицы было сдано в эксплуатацию необычное здание. Творческая группа архитекторов (Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян) запроектировала на месте, резервировавшемся в свое время под размещение рынка, монументальный двухзальный кинотеатр «Россия». Объемы кинозалов эффектными дугами нависают над перпендикулярно расположенным объемом стилобата, где был размещен вестибюль и кассовый зал.


«Ясность замысла внутренней композиции, выраженной игрой объемов двух залов, мастерское применение вантового перекрытия в сейсмических условиях, правдивое воплощение в формах современного содержания — вот, на наш взгляд, неоспоримые достоинства его архитектуры. Сопряжение двух залов, острое пластическое сочетание которых определяет монументальную сущность здания — лейтмотив композиции», — восторгались кинотеатром авторы книги «Архитектура Советской Армении».


19. Хмельницкий областной литературно-мемориальный музей Николая Островского, Шепетовка, Украина.

Здание музея классика советской литературы, автора широко известного в свое время романа «Как закалялась сталь», возвели в 1979 году в Шепетовке, где писатель провел свою юность и молодость. «Последний город Земли», по выражению Остапа Бендера, о который разбиваются волны Атлантического океана, украсило установленное на 5 мощных пилонах гигантское кольцо, облицованное алой смальтой.


Кольцо, в котором размещены экспозиционные залы, по мнению авторов проекта М. Гусева и В. Суслова, символизировало венок, посвященный памяти писателя, а пилоны, его поддерживающие, — руки почитателей таланта Островского. Алая же смальтовая мозаика — красное знамя, обертывающее памятный венок.


18. Летний театр в парке, Днепропетровск, Украина.

Две стальные рамы, объединенные вантовой конструкцией, упираются в железобетонный фундамент и поддерживаются по окружности тонкими опорами. Это сооружение является покрытием для консольно нависающей над входом трибуны и сценического блока.


Гиперболоидная структура, напомнившая местным жителям ракушку, построена в 1978 году (арх. О. Петров) прямо в парковом пруду и является центром притяжения всей рекреационной зоны.


17. Спортивно-концертный комплекс «Амалир», Ереван, Армения.

Огромный, как бы сейчас сказали, многофункциональный комплекс открылся в Ереване в 1983 году на холме Цицернакаберд, господствующем над всей северo-западной зоной Еревана. Зал на 5000 мест для спортивных состязаний и зрелищных представлений расположен над вестибюлем, с которым связан системой лестниц и эскалаторов. Второй, концертный, зал на 1300 мест помещен по оси вестибюля. Поворотная трибуна, находящаяся перед залами, позволяет трансформировать вместимость каждого из них, увеличивая ее на 1000 мест.


Архитекторам (А. Тарханян, С. Хачикян, Г. Погосян), благодаря широкому применению большепролетных конструкций-оболочек, перекрывающих залы и опирающихся на мощные пилоны, удалось создать футуристический образ, в чем-то напоминающий не то цветок, не то насекомое и выглядящий современно и по сей день.


16. Российская академия наук, Москва.

На высоком берегу Москвы-реки в районе площади Гагарина в 1994 году завершили 20-летнее строительство нового комплекса Президиума Российской академии наук. 23-этажное высотное здание и несколько малоэтажных объемов вокруг него на момент начала строительства в 1974 году не имели аналогов в практике московского строительства.


Главным декоративным элементом, и ставшим в итоге символом комплекса, являются выполненные из металла и стекла художественные композиции, украшающие основные объемы. В народе их, сообразуясь с назначением сооружения, немедленно прозвали «золотыми мозгами» и придумали немало легенд о настоящем их предназначении, включая откровенные «теории заговора».


15. Ресторан «Жемчужина», Баку, Азербайджан.

Еще одна эффектная гиперболоидная конструкция — кафе «Жемчужина» на приморской набережной Баку. Открытый павильон, спасавший бакинцев в летнюю жару, представляет собой прекрасный образец архитектуры 1960-х годов, минималистичной в сравнении с монументальным «сталинским» неоклассицизмом и при этом незаурядной в инженерном смысле.


Аналогичное кафе-близнец появилось десятилетием позже в столице советской Киргизии городе Фрунзе, и оба здания восходят к сооружениям испанского архитектора Феликса Кандела, например его ресторану Manantiales, построенному в 1958 году в пригороде Мехико.


14. Музей Ильи Чавчавадзе, Кварели, Грузия.

Музей грузинского поэта и публициста Ильи Чавчавадзе был спроектирован одним из самых авангардных советских архитекторов Виктором Джорвенадзе и сдан в эксплуатацию в 1979 году.


Сложный объем из переплетающихся белоснежных спиралей в окружении провинциальных одноэтажных домиков и древней церкви XI века выглядит инопланетным пришельцем.


13. Гостиница «Олимпия», Таллин, Эстония.


Во времена строительства коммунизма «Олимпия» славилась своим откровенным варьете, сейчас, после реновации, исказившей оригинальный, брутальный облик здания, она превратилась в респектабельный бизнес-отель, по-прежнему оставаясь одной из высотных доминант эстонской столицы.


12. Центральный НИИ робототехники и технической кибернетики, Санкт-Петербург.

Один из самых известных образцов советской «космической» архитектуры. Строившийся по проекту С. Савина и Б. Артюшина на протяжении 14 лет (1973—1987), научно-исследовательский комплекс представляет собой сочетание протяженного изогнутого четырехэтажного лабораторного корпуса и контрастирующей с ней массивной зубчатой башней испытательного центра.


Здесь, помимо прочего, например, проводились эксперименты с 16-метровым манипулятором единственного в Советском Союзе космического корабля многоразового использования «Буран».


11. Посольство СССР на Кубе, Гавана.

Единственный образец советской архитектуры в нашем списке, находящийся за пределами пространства бывшего СССР, — монументальная башня посольства СССР, а сейчас России, в Гаване. Впечатляющий символ советского присутствия на братской Кубе в непосредственной близости от «вероятного противника».


Комплекс, похожий на современную версию монастыря с гигантской колокольней в центре, был построен в 1985 году по проекту В. Пясецкого.


10. Гостиница «Салют», Киев, Украина.

Здание, построенное в 1984 году (арх. А. Милецкий), представляет собой несущую бетонную трубу, на которую консольно навешены шесть жилых этажей, имеющих в плане форму эллипса. Внутри трубы находятся лифты, коммуникации и спиральный пандус, по которому можно спуститься с этажей гостиницы. На втором этаже стилобатной части здания расположен ресторан. Сверху, под крышей, предполагался второй — летний ресторан. В подвальной части находится паркинг для автомашин.



9. Областной театр драмы имени Ф. М. Достоевского, Новгород, Россия.

Здание областного драмтеатра построено в 1987 году по проекту В. Сомова. В работе над сооружением принимал участие и работавший в те годы, в конце 1970-х — начале 1980-х, в институте «Гипротеатр» известный впоследствии музыкант Андрей Макаревич.


При желании в абстрактной композиции театра можно увидеть отсылки к древнерусской архитектуре, памятниками которой особенно богат Новгород, хотя, конечно, и в современной их интерпретации.


8. Гостиница «Тарелка», Домбай, Россия.

В 1969 году на склоне горы Мусса-Ачитара, на высоте 2250 метров над уровнем моря, приземлилась «летающая тарелка». Именно такую футуристическую форму выбрали архитекторы для небольшой гостиницы рядом с горнолыжным курортом Домбай.


В здании всего лишь три номера (два 2-местных и один 4-местный) и общая гостиная с камином. Конструкция отеля выполнена из полиэстера, армированного стекловолокном. Гостиница может транспортироваться целиком вертолетом или разбираться на 16 сегментов и перевозиться по частям.


7. Областной драматический театр в Гродно.

Здание областного театра, построенное в Гродно в 1977—1984 годах по проекту московского института «Гипротеатр» (арх. Г. Мочульский), успело стать настоящим символом города наряду с его многочисленными по белорусским меркам историческими достопримечательностями.


Многогранный объем, поддержанный своеобразными ребрами — контрфорсами с большими полукруглыми окнами в помещениях фойе и вестибюля, окружающими зал на 800 мест, напоминает своеобразную замковую башню, стоящую на высоком берегу Немана.


6. Пансионат «Дружба», Ялта, Украина.

Пансионат в форме нескольких зубчатых дисков, установленных на трех опорах, возвели совместно советские и чехословацкие специалисты. Здание было предназначено для одновременного отдыха на южном берегу Крыма 400 граждан СССР и ЧССР.


Для обеспечения максимально комфортных условий спальные комнаты расположены по внешнему периметру пятиэтажной части здания с ориентацией на живописное природное окружение.


Благодаря своей оригинальной архитектуре здание «Дружбы» умудрилось даже попасть в кинофильм Resident Evil: Retribution (2012), где выступило в роли бывшей советской военной базы на Камчатке.


5. Крематорий, Киев, Украина.

Еще одна работа киевского архитектора Абрама Милецкого, автора гостиницы «Салют». Расположенное на территории Байкового кладбища здание, представляющее собой набор сложных арочных объемов, меньше всего напоминает о своей печальной функции.


Киевский крематорий до сих пор смотрится новаторски даже на фоне современных творений мировых архитектурных звезд, отсылая к творчеству Фрэнка Гэри или Захи Хадид.


4. Дом советов, Калининград, Россия.

Две высотные прямоугольные башни, выполненные из рельефных панелей и объединенные в двух уровнях крытыми переходами, начали строиться еще в 1970 году на месте бывшего замка Кёнигсберга и на долгое время стали самым известным долгостроем западного форпоста России.


21-этажный комплекс, спроектированный Львом Мисожниковым и Галиной Кучер и все-таки завершенный относительно недавно, в среде местных жителей немедленно прозвали «закопанным роботом» — здание действительно напоминает его голову.


3. Инженерный корпус Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР, Тбилиси, Грузия.

Поразительный комплекс стоит на крутом скалистом склоне над рекой Кура. Три вертикальные башни разной этажности объединены пересекающимися под прямым углом горизонтальными двухэтажными блоками. Здание было построено в 1975 году архитектором Георгием Чахава, по иронии судьбы занимавшем в то время пост министра автомобильных дорог Грузии, т. е. фактически автор проекта был одновременно и его заказчиком.


Основной идеей Чахавы было наименьшее использование земной поверхности, что освобождает место для растений. Вертикальные башни, самая высокая из которых имеет 18 этажей, визуально увеличивают постройку, вызывая аналогию с кроной дерева. Сейчас бывшее министерство принадлежит Банку Грузии.


2. Выставочный комплекс «Белэкспо», Минск.

Лебединая песня белорусской советской архитектуры — построенный в 1989 году на проспекте Машерова выставочный павильон архитектора Леонарда Москалевича — удалась на славу.


«Внешне сооружение очень красиво. Оно напоминает распустившийся цветок с чуть удлиненными и загнутыми кверху лепестками, который как бы накрывает собой горловину огромной хрустальной вазы», — писали газеты конца 1980-х годов. Конструктивное решение здания требовало немалого мастерства и инноваций при производстве строительных работ. Авторы проекта разработали уникальную по тем временам систему перекрытия павильона — с помощью пяти гиперболических параболоидов, выражающих живописность и легкость архитектурных форм. Между ними в строго заданной геометрии был натянут металлический каркас: ванты, на которые набрызгом укладывался бетон. Внутренняя площадь — 4500 кв. м, и при этом ни одной колонны, что достигнуто с помощью вантовой системы.


1. Дворец торжественных обрядов, Тбилиси, Грузия.

Шедевр советского модернизма, возведенный в 1985 году в Тбилиси по проекту Виктора Джорвенадзе, — настоящий позднесоветский храм, только лишенный элементов религиозного культа.


В годы независимости здание выкупил авторитетный местный бизнесмен Бадри Патаркацишвили. Здесь же, на территории бывшего дворца бракосочетаний столицы советской Грузии, в 2008 году его и похоронили.

Круги в старых домах как ключ к пониманию

слуховое окно

Интернет позволил нам сгруппироваться по интересам и облечь наши смутные сомнения в четкие подозрения. В среде исследователей альтернативной истории выделилось направление, собирающее факты о домах, слишком сильно засыпанных однородным грунтом. Официальная история утверждает, что это культурный слой, но житейская логика подсказывает, что не всё так просто. Разглядывая фотографии таких домов, я стал обращать внимание на деталь в форме ровного круга в элементе архитектуры старых домов. Предлагаю перевести взгляд вверх и пройти вместе со мной логической цепочкой рассуждений.

Итак, начнем с безобидного определения из Википедии:

В архитектуре различают следующие виды слуховых окон:

- с плоской крышей и почердачником;
- четырёхугольное с односкатной крышей;
- с двускатной крышей;
- с вальмовой кровлей;
- треугольное;
- с трапециевидной крышей (панорамное);
- сегментообразное;
- полукруглое («летучая мышь»);
- стеклянное;
- мансардное (наклонное).

Отмечу, что во всеобщей энциклопедии игнорируют круглую форму окна - это первый звонок. Далее, Гугл на запрос "круглое слуховое окно" стыдливо показывает картинку

Круги в старых домах

Это уже теплее, хотя круг с жалюзи сбивает с мысли. Но давайте перейдем к практике и призовем на помощь авторские фотографии и логику.

слуховые окна

Частая картина - круглое окошко застеклено и является фронтальной частью чердака. Вопрос - что освещает и проветривает такое окно? Зачем оно там? Для красоты? Возможно, да, по центру смотрится весьма приятно - но вот соседнее круглое окно ломает эту логику. Оно неудобно расположено и вообще бессмысленно. Продолжим наблюдать

слуховые окна

Пять отверстий на одном фото. Однако, архитекторы-затейники, разгулялись. Но давайте усложним задачу

слуховые окна

Вопрос - что освещает и проветривает это маленькое круглое окно на самом верху? Что за портал в иной мир? Скептическая часть ума скажет, что это элемент архитектуры, это красиво, это эстетика. Ой ли? Давайте используем первый ключ к шифру:

слуховые окна

Представляю вашему вниманию стену завода: никакой эстетики, самый обычный рационализм. Что мы видим? В бескрайней кирпичной стене выделено особое место под круги! В наше время они не нужны, поэтому заложены кирпичом. Но при строительстве они были нужны, да еще как нужны - в большом количестве. Включаем бритву Оккама и ищем самое простое объяснение. Из прямоугольного кирпича усердно собирали круглое отверстие. Круги на доме и на заводе, на доме их мало и они маленькие, на заводе их много и они побольше. Что это?

Ответ: ЭТО ВХОДНЫЕ ОТВЕРСТИЯ!

Для чего? Что нужно дому в малом количестве и заводу в большом?

ответ: ЭНЕРГИЯ!

Подкрепляем наши выводы:

слуховые окна

И в доме тепло и светло. Дорисуйте мысленно трубу в это отверстие.

слуховые окна

А здесь отверстие было, но сплыло - его заштукатурили и превратили в элемент декора.

слуховые окна

Здесь тяжелее, но когда знаешь что искать - найдешь. В этом доме было три точки входа, их лениво разрушили, оставили остов. Уши торчат, во всех смыслах. Также обратите внимание на засыпанный первый этаж, нелепые двери по отношению к окнам. Здание четко из той эпохи, про которую мы ничего не знаем. Давайте посмотрим на второй ключ к шифру:

слуховые окна

Часы! На чердаке. Или на крыше. В общем, на доме. Снова достаем бритву дедушки Оккамы и режем по живому: цивилизация, которая использовала энергию круче нашей на порядки, не стала бы запихивать часы на крышу, они там не нужны (строго между нами, они и сейчас там не нужны). Те люди сверяли время как-нибудь потехнологичнее. Но нам подают историю таким образом, что якобы раньше люди были более отсталые по сравнению с нами, поэтому вот так тупо ходили по улицам и сверяли время по большим уличным часам, когда же там уже можно пойти на площадь лапти продавать. Но бритва строга и говорит нам, что произошел технологический даунгрейд, и этими часами теперь просто затыкают и таким образом оправдывают особо большие, но при этом идеально круглые дыры! Часы - это очень важный этап в расследовании, еще пригодится. Смотрим дальше:

слуховые окна

Вопрос в клуб знатоков - зачем идеально круглое отверстие в башне с окнами? Почему древние упорно лепили круги из кирпича?

Если есть стадо - есть и пастух. Откуда энергия поступала, где вырабатывалась? С этим вопросом я уснул. И приснился мне сон. И во сне ко мне явился Дьявол. И говорит этот Мефистофель: "энергия-то вырабатывалась в зданиях с куполами (для накопления энергии) и отверстиями во все 4 стороны (для раздачи энергии)".

Но я ему сказал: "Сгинь, нечисть лукавая, не искушай меня!", и он пропал.
Но часы снова меня натолкнули на мысль

слуховые окна

Вот например "энергостанция", которая питала нехилый такой район Лондона. Судя по размеру отверстий под часами, энергии вырабатывали очень много. Высота, похоже, тоже была решающим фактором - подача шла от высокого элемента к низкому .

Подведем итоги: до нас жили люди более подкованные в энергетике. Жили не тужили, пока их грунтом не завалило. Историю фальсифицировали и для особо любопытных понаснимали "первых фотографий в истории человечества", где бородатый грязный народ в количестве полтора землекопа стоит с тачками и лопатами около готовых дворцов, домов, улиц и проспектов во всех городах на всех континентах. Типа эти мужички все это построили.

Мы не способны (или нам не дают) постичь прежнюю энерготехнологию, и мы только имитируем их необходимые элементы в своем строительстве (в современных домах редко делают круглые окна, но если и делают, то они обычно с перекладиной в виде креста). Сейчас мы делаем маленькие прямоугольные окна, раньше делали большие в форме арок. Арки, колонны, купола, круглые отверстия, размах при строительстве - вот признаки той эпохи

Энергия была скорее всего та, которой баловался Никола Тесла. Она давала сразу освещение и тепло, поэтому чаще всего хватало одной точки входа на целый дом. Иногда делали портативные станции в форме купола прямо на доме с раздатчиками на 2 стороны

слуховые окна

Домашняя работа для пытливых умов:
В любом городе с историческим центром от 70-ти лет и более есть дома с круглыми отверстиями в разных труднодоступных местах. Если вы не поленитесь поднять голову вверх, очистить разум от всего, что знали, и просто поработать сборщиком информации, то вы обнаружите некоторые признаки в 90% таких домов:

  • круглые отвертия разного диаметра (основной элемент)
  • в домах с этими отверстиями либо старый кирпич
  • либо окна в форме арок (арки признак той эпохи)
  • либо занесенный грунтом первый этаж
  • либо круглое окно и не окно вовсе, а сквозное отверстие
  • либо оно уже заделано и его плохо видно

Если же вы пытливый ум, но житель города с историей не более 40-60 лет, то добро пожаловать на гугл-карты: берете любой город и "гуляете" в поиске отверстий. Вот, для примера, Париж:

слуховые окна

В Ватикане часы два раза - справа и слева, чтобы точно время знать

слуховые окна

На этом измышления закончу, надеюсь, заронил сомнение в окружающем мире. Спасибо за внимание!

Автор: Retsam, источник: tart-aria.info При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Зачем в домах СССР делали круглые отверстия в стенах

Несмотря на то, что в наши дни строительство многоквартирных домов идет полным ходом, здания, построенные во времена Советского Союза, до сих пор не сдают позиций. И если к ним присмотреться, то можно увидеть множество интересных деталей. Об одной из любопытных особенностей домов периода СССР читайте в материале “Рамблера”.

Фото: @lshamlnkov @lshamlnkov

Если вы когда-то проживали в одном из старых домов или, быть может, ходили в гости к своей бабушке, то могли замечать, что в стенах некоторых из них есть странное отверстие с торчащей трубкой и буквой “Ш” над или рядом с ним. Хотя выглядит это довольно странно, но объяснение такой необычной “дыре” в стене все же есть.

Торчащая из стены трубка является деталью трубопровода и носит название штуцер. В отверстие вставлялось специальное приспособление, с помощью которого можно было проверить загазованность в подвалах домов (не будем забывать, что в старых домах чаще всего использовали газ).

10 особенностей наших домов, которые мы попытались разгадать

Многих жителей обычных многоэтажек в любом городе нашей страны порой вводят в ступор немного странные архитектурные решения, которые применяли строители в прошлом веке. Сегодня горожане чаще всего во время очередного ремонта ломают голову над тем, почему же наши дома хранят столько загадок.

1. Девять этажей

10 особенностей наших домов, которые мы попытались разгадать

Почему же вместо 10-го этажа в домах обычно строили чердаки? Дело в том, что по нормативам безопасности начала 70-х годов в зданиях выше 28 м должны быть пожарные лестницы, а также грузовые лифты, что, естественно, удорожало строительство. Кроме того, советские пожарные машины имели лестницы длиной всего 28 м, которые не выдвигались выше 9-го этажа. В частности, по этой причине в СССР решили строить только более дешевые и безопасные 9-этажки.

2. Пять этажей

10 особенностей наших домов, которые мы попытались разгадать

Мало кто знает, что первый блочный дом был спроектирован архитектором Виталием Лагутенко, которого часто называют главным строителем 5-этажек в стране. Поэтому многие теперь могут говорить, что живут не в хрущевке, а в доме, который спроектировал сам дедушка лидера группы «Мумий Тролль».

3. Девять ступенек

10 особенностей наших домов, которые мы попытались разгадать

А вы никогда не задумывались, почему лестничные марши в панельных домах состоят именно из 9 ступенек? Все дело в том, что оптимальной высотой жилой комнаты считалась около 2,5 м, а идеальная высота ступеней рассчитывается по среднему росту жителя нашей страны. Поэтому проектировщики советских домов и установили, что комфортная высота ступени должна быть не более 15 см. В результате и получилось лишь 9 ступеней на пролет.

4. Зеленый цвет

10 особенностей наших домов, которые мы попытались разгадать

Кажется, что раньше абсолютно все подъезды красили в самый депрессивный зеленый цвет. Оказывается, выбор именно этого оттенка неслучаен. Существует такое объяснение: в прошлом столетии такая краска использовалась для камуфлирования армейской техники и покраски пассажирских вагонов на железной дороге, поэтому она была в избытке. Вот ее и использовали при массовом строительстве хрущевок.

5. Окно в ванной комнате

10 особенностей наших домов, которые мы попытались разгадать

Сколько легенд и домыслов ходит о назначении окна в ванной комнате! Кто-то считает, что это нужно для того, чтобы вызволять людей, которые заперлись в ванной, например как Шариков из «Собачьего сердца». Другие склонны полагать, что солнечный свет должен был проникать в помещение, чтобы бороться с бактериями. А кто-то думает, что это просто функционально, чтобы днем свет в ванной лишний раз не включать.

6. Мусоропровод с секретом

10 особенностей наших домов, которые мы попытались разгадать

Первый мусоропровод в нашей стране появился во Владивостоке в конце 1930-х годов. В «сталинках» он устанавливался рядом с канализационными трубами, и доступ к нему открывался прямо с кухни или из коридора квартиры. Позже мусоропроводы стали сооружать на лестничных площадках за лифтами, а на последних этажах домов можно было найти специальный механизм, который прочищал это устройство.

7. Двойные двери

10 особенностей наших домов, которые мы попытались разгадать

Наличие двойных дверей в наших квартирах часто удивляет и настораживает иностранцев. В первую очередь это делается для того, чтобы сохранить тепло в доме, а также для дополнительной шумоизоляции.

8. Смежно-изолированные комнаты

10 особенностей наших домов, которые мы попытались разгадать

В домах 1980-х годов постройки часто можно обнаружить дополнительную межкомнатную дверь, которая не несет никакой функциональной нагрузки. Скорее всего, этот прием использовался при строительстве, чтобы сэкономить бетон.

9. Тайные знаки коммунальщиков

10 особенностей наших домов, которые мы попытались разгадать

Практически на любом доме можно увидеть вот такие инженерные указатели или таблички. На них зашифрована информация о том, на каком расстоянии от данного места проходят теплосети, канализационные колодцы и другие коммуникации. На различных форумах можно встретить объяснения некоторых из таких указателей.

10. Секретные отверстия в стенах

10 особенностей наших домов, которые мы попытались разгадать

На стенах домов часто можно увидеть такую трубку с буквой Ш сверху. Это штуцер, и нужен он для того, чтобы проверять загазованность в подвалах с помощью специального прибора, который вставляется в это отверстие.

6 архитектурных особенностей советских «хрущевок»


Ведь многие из нас до сих пор не могут понять, зачем же все-таки делали окошко из ванной комнаты в кухню, почему двери непременно должны открываться внутрь квартиры, для чего придумали нишу под окном в кухне, а для пролетариата укладывали самый настоящий паркетный пол? Почему именно так, а не иначе, и есть ли логика в столь необычных нормах строительства?

1. Зачем в «хрущевках» делали окно между ванной и кухней?



Окно между кухней и ванной каждый использовал на свое усмотрение
Даже старики, прожившие не одно десятилетие в квартирах с такой планировкой, до сих пор не понимают, зачем оно надо. Столь необычный проектный рудимент оброс множеством версий и легенд. Самой «разумной» версией многие годы считали, что имеющееся в квартире газовое оборудование в случае взрыва не смогло бы повредить стену, а ударная волна просто вынесет окно. Но, такое объяснение не имеет под собой реальной почвы, и тонкая стена никак не смогла бы выдержать мощный взрыв газа.



Задекорировать окно в ванной можно любым способом.
Естественно, шутки по поводу подглядывания за купающимися во внимание не берем.
А вот версия, связанная с элементарной экономией электроэнергии, – более реалистичная и доказала свою эффективность. Ведь в дневное время суток, заходя в ванную комнату помыть руки, совсем не обязательно включать свет. Да и вечером, когда в кухне горит свет, то и в ванной его достаточно.
Люди, увлекающиеся дизайном, нашли весьма оригинальное объяснение: учитывая правила оформления маленьких площадей, именно окно, как нельзя лучше, сможет прибавить визуального пространства крошечному санузлу и ванной вместе взятыми. Это вполне логично, однако советские архитекторы об этом уж точно не думали (учитывая нормы жилплощади на душу населения!).



Наличие окна между кухней и ванной предусматривали санитарные нормы.
Однако, покопавшись в санитарных нормах строительства, действовавших в 50-60 годах прошлого века (именно в тот период активно внедрялся такой проект), нашелся ответ на этот вопрос. Как оказалось, согласно нормативам по уровню освещенности (инсоляции) во все жилые помещения должен заходить солнечный свет не менее чем на два часа в сутки.



Советская власть уделяла особе внимание борьбе с туберкулезом (Плакат)
Такое правило вводилось в целях борьбы с туберкулезом, ведь палочка Коха активно развивалась именно в теплом и влажном месте, а солнечные лучи должны были обеззараживать воздух и убивать вредоносные бактерии. Хотя вентиляция в старых постройках была несовершенна, и с этими бактериями справляться никак не могла.
Но и окно тоже не спасало, ведь оно очень высоко расположено, а значит, солнечным лучам добраться в ванную с такой оздоровительной миссией не представлялось никакой возможности. Поскольку с уничтожением туберкулезной палочки отлично справилась медицина, то и окна из кухни в ванную пропали из проектов многоквартирных домов.

2. Почему двери в «хрущевках» открывались всегда внутрь?



Возможные причины создания дверей, открывающихся внутрь квартиры.
Все многоквартирные дома советской эпохи строились только по нормативам и ГОСТам, которые нарушать запрещалось. Особенно если это касалось пожарной безопасности. Естественно многие десятилетия в обывательских кругах ходили нелепые легенды по этому поводу. Одна из них как нельзя лучше раскрывает страх людей перед сотрудниками НКВД или КГБ. По ее версии, чтобы легче представителям этих грозных организаций было проникнуть в жилища советских граждан, и придумали это правило. Однако эти службы никакая дверь или любая другая преграда остановить уж точно не смогла бы.



По противопожарным нормам входная дверь должна открываться внутрь в квартиры.
На этот вопрос ответ нашелся тоже в нормативах строительства, которые гласят, что в целях противопожарной безопасности входная дверь в жилое помещение должна открываться только внутрь. Ведь такую дверь легче взломать пожарным, в случае возгорания в квартире, и если возникает внештатная ситуация с массовой эвакуацией, то двери всех квартир могли бы одновременно открываться без каких-либо преград, не блокируя друг друга.



Чтобы не было неприятных неожиданностей, дверь должна открываться внутрь квартиры.
Со временем, когда появились девятиэтажные дома и площадки перед квартирами стали гораздо больших размеров, а значит двери соседствующих квартир никак не смогли бы заблокировать друг друга, эта норма стала носить рекомендательный характер.

3. Почему в советских (и не только) многоэтажках именно 9 этажей?



Во все времена 9-ти этажные жилые дома были в приоритете.
Каждый из нас задумывался, почему же в наших городах превалируют именно 9 этажные здания. Не 10 например, для круглого счета или 11? Как оказалось, ответ абсолютно прост и кроется он все там же – в противопожарных нормативах и правилах, и в экономии бюджетных средств. В виду того, что стандартная механизированная лестница пожарной машины составляет 28 метров, то бригада спасателей выше подняться не сможет. Арифметика очень проста, как ни крути, в случае какой-либо опасности для людей, оказавшихся заблокированными в квартире, извне пожарные или спасатели смогут добраться максимум на 9 этаж.



Выше 9-го этажа механизированная пожарная лестница подняться не может.
А как же высотки-свечки, которые достигают 15 и выше этажей, спросите вы? Вот для таких сооружений (начиная с 10-го этажа и выше) в архитектурных проектах и строительных нормах предусмотрены свои правила. Так, например, в каждой высотке должны устанавливаться незадымляемые лестницы, имеющие три вида конструкции.



При строительстве домов выше 9 этажей должны создаваться незадымляемые лестницы
Мало того, что создание таких противопожарных лестниц и специальных эвакуационных путей не очень эстетично выглядело впоследствии, но и значительно увеличивало конечную стоимость жилья. И это не единственная экономически невыгодная особенность строительства высоток.
Существует еще одна норма для такой высотности домов: обязательная установка двух лифтов – пассажирского и грузового. Такая непозволительная расточительность допускалась только в исключительных случаях, поэтому наши города просто изобилуют 9-этажками.

4. Почему в советскую эпоху края ступеней лестничных пролетов красили краской?



В наше время таким образом неравнодушные жители украшают свои подъезды
Нашлись оригиналы, которые помнят раболепие подчиненных, которые стелили ковровые дорожки перед приездом высокопоставленных лиц. Ведь кто знает, куда им захочется заглянуть в следующий раз. А так края уже выкрашены (вдруг дорожка узкой окажется), а центр она уж точно закроет.
Наивные люди полагают, что работники ЖЭКов переживают за эстетичный вид лестничных пролетов, ведь унылый серый цвет навевает тоску, поэтому и украшают ступени таким вот образом.



Лестницу с крашенными углами легче мыть
Практичные люди склоняются к мысли, что закрашенные углы и края лестничного марша облегчают уборку, ведь все щели залиты краской, поэтому пыль и грязь легче будет вымыть.
Как раз в этом вопросе нормативных документов мы не нашли, так что каждый волен выбирать вариант, который ему больше импонирует.

5. Какую функцию выполняет ниша в кухне под подоконником?



Так выглядел бесплатный советский «холодильник», организованный под подоконником в кухне
Сейчас нам не понять, каково жить без холодильника. Но во времена массового заселения народа из бараков и переполненных коммуналок в собственные квартиры этот неизменный атрибут каждой теперешней квартиры был вовсе недоступен. И чтобы хоть в холодную пору года обеспечить местом хранения овощей, консервации или других скоропортящихся продуктов архитекторы придумали своеобразный рефрижератор.



В такой кладовой даже сейчас можно хранить что угодно
Для того, чтобы организовать такого рода холодную кладовую в многоквартирном доме в кухне под подоконником, наружную стену делали в два раза тоньше (благо толщина позволяла!), и в образовавшейся нише устанавливались полки и навешивалась дверь. Вот и все, нехитрый холодильник был готов, причем каждая советская семья, вселяясь в новенькую «хрущевку», получала его абсолютно бесплатно и была несказанно рада всем благам, которые были созданы для них в квартире.

6. Почему в советских квартирах для оформления пола использовали практически везде паркет?



Паркет в советских квартирах укладывали разным способом
С незапамятных времен паркетные полы могли позволить себе только очень состоятельные люди, а тут вдруг при массовом строительстве многоэтажек для простых работяг в качестве напольного покрытия жилых комнат использовали исключительно паркет. Неужели власть пыталась привить чувство прекрасного всем без исключения? И откуда же такая роскошь в стране Советов или щедрость руководства?!



Производство паркета было хорошо налаженным и более выгодным
Как оказалось, все намного прозаичней. На первых этапах тотального строительства в стране просто не было соответствующих мощностей, которые бы обеспечили более дешевым материалом, такое грандиозное мероприятие. Ведь благодаря паркетным предприятиям, которые были национализированы после революции, на первых порах удавалось обеспечить растущие потребности в строительном сегменте. Потом и вовсе удешевили этот процесс, стали создавать готовые паркетные плиты (щитовой паркет) и просто их укладывать на смолу. Да и материал использовали не из благородных пород деревьев, а тот, что подешевле. В последние же годы строительных работ в целях экономии паркетные плиты делали из промышленных отходов, что существенно повлияло на качество напольного покрытия (естественно, в худшую сторону).

Необыкновенная советская архитектура

Общеизвестный факт: вместе со сталинской эпохой, из Советского Союза навсегда ушёл вкус к хорошей архитектуре. В процессе борьбы с излишками, было решено отказаться от сколь-либо интересных архитектурных решений, повсеместно строя бетонные коробки.
Но, к счастью, даже в то непростое время находилось место для творческой мысли. Конечно, все эти работы пропитаны духом советского времени, но, по крайней мере, они достаточно необычны, что позволяет взглянуть на эти постройки с интересом.
«Круглые» дома

Таких всего два, и оба они построены в Москве. Первый – в 1973 году, второй – в 1979. Каждый из домов состоит из 26 подъездов и 912 квартир. Диаметр круга – 155 метров. Интересно, почему строительство «круглых» домов не получило распространения в других городах Советского Союза? В чём заключались трудности строительства подобных сооружений? В чём их недостатки?





Музей истории и этнографии в горе Сулайман-Тоо
Гора с названием, достойным для любого рассказа в стиле фэнтези, находится в Киргизии, в городе Ош. Музейный комплекс, похожий на большой локатор, построен в 1978 году. Изначально планировалось организовать там ресторан, но не сложилось.





Павильон на территории Выставки экономических достижений
Этот архитектурный объект находился в ещё одной среднеазиатской республике – Узбекистане, в его столице – Ташкенте. К сожалению, до наших дней он не дожил.



Кинотеатр «Россия»
70-е годы оказались урожайными на неординарную архитектуру – в 1975 годы открыл свои двери кинотеатр «Россия» в Ереване. Под его «парусами» находятся два кинозала.





Спортивно-концертный комплекс «Амалир»
Ещё один достойный внимания объект из Еревана поступил в эксплуатацию в 1983 году. Под его крышей также находится два зала вместимостью 5000 и 1300 зрителей.





Ресторан «Жемчужина»
В отличие от Оша, в Баку ресторан необычной формы всё же открыли. Построили его ещё в 60-е годы, а ровно через 10 лет точно такой же возвели во Фрунзе (ныне – Бишкек).





Региональный драматический театр им. Ф. М. Достоевского
Этот новгородский театр построили уже на закате советской эпохи – в 1987 году.





Санаторий «Дружба»
«Дружбой» он назван не случайно – советские архитекторы построили его совместно с коллегами из Чехословакии. Именно этот санаторий появлялся в фильме «Обитель зла: Возмездие», правда, в качестве советской военной базы на Камчатке.





Крематорий
Пожалуй, это последние, что приходит на ум при виде такого симпатичного здания. Необычный крематорий находится в Киеве.



Читайте также: