Кольца на стенах старых домов

Обновлено: 03.05.2024

«Когда они развалятся?» Архитекторы — о том, сколько ещё простоят советские дома

Некоторые считают, что советские дома вот-вот рухнут — якобы они очень старые, внутри всё сгнило, а панельные пятиэтажки вообще на 25 лет только строили. Мы поговорили с известными специалистами по архитектуре в России — и вот что они думают.

Коротко: надо смотреть на каждый дом в отдельности, а также на микрорайоны и на серии домов — комплексно.

Говорить в общем за все советские дома некорректно — прочность каждого зависит (как минимум) от семи факторов:

1. Сколько этажей в здании. Нормы в СССР устанавливали несколько категорий долговечности жилого здания в зависимости от высоты. Дома в 3–5 этажей строились на срок от 50 до 100 лет, дома от 6 и выше этажей рассчитывались по долговечности минимум на 100 лет. Сроки в 20–25 лет были актуальны для некапитальных зданий, вроде деревянных бараков (и хрущёвки к ним не относятся).

2. Где и как строилось здание. В Москве и Санкт-Петербурге, а также в столицах бывшего СССР качество строительства всегда было выше, чем в остальных городах: старались держать марку. Поэтому хрущёвки в Омске и хрущёвки в Москве — это разные хрущёвки. Кроме того, сильно влияет климат: в условном Анадыре, где при высокой влажности и других разрушительных факторах — морской соли, ветре, морозах до 40–45 градусов зимой — куда выше риск того, что несущие конструкции могут подвергнуться коррозии и не выдержать со временем, чем в условной Рязани.

3. Надёжен ли фундамент дома и грунт под ним. В этом смысле типовые советские дома, начиная с хрущёвок, могут быть даже надёжнее, чем ранние сталинки (просто потому, что они новее). Первые общесоюзные строительные нормы и правила (СНиПы) появились в 1954 году. Они устанавливали много единых требований к домам, в том числе и к тому, как и из чего можно делать фундаменты (поэтому после 1954 года мы можем сравнивать хрущёвки в условных Рязани и Анадыре, а до этого у каждого города были свои требования). Жилые дома, которые строились (особенно не в столицах) до 1954 года, чаще всего были 2–3-этажными, нередко у них не было подвалов и трубы пролегали прямо под полом первого этажа. Всё это в комплексе — возраст, отсутствие чётких строительных норм, невысокая этажность, которая часто предполагала менее жёсткие требования по капитальности, — может влиять на надёжность фундамента.

4. Есть ли в здании газ. Газовые плиты в многоквартирных домах повышают риск взрыва — из-за неправильной эксплуатации и постепенного устаревания оборудования. В поздних советских нормах жилого строительства 1985 года вообще отказались от газа в типовом жилье. Инженерам крайне сложно рассчитать нагрузку на конструкцию при взрыве, и, соответственно, сделать так, чтобы оно выстояло. Так, в 2004 году в Архангельске из-за взрыва газа обрушился целый подъезд 9-этажного дома (погибло 58 человек), а недавно в Магнитогорске взорвался газ в пятиэтажке (погибло двое) и несущие конструкции здания не пострадали. То есть масштаб разрушения может быть непредсказуемо разным.

5. Есть ли в доме незаконная перепланировка. Это особенно опасно для панельных домов — люди делают проёмы в плитах, пробивают несущие конструкции, когда хотят «под себя» протянуть коммуникации, и так далее. Сколько таких ремонтов по всей стране — никто точно не знает. И поэтому никто точно не может ответить на вопрос, сколько простоит конкретный дом, если только не пустить инженеров по всем квартирам, чтобы они проверили их состояние.

6. Как эксплуатировался дом. Износ можно (очень) условно прикинуть по формуле 1 год = 1%. То есть если дом построен в 1985 году, то его износ составляет порядка 35%; хрущёвки, получается, должны быть изношены как минимум на 50–60%. Но, например, в новосибирском Академгородке за жильём следили хорошо — оказалось, что износ местных панельных пятиэтажек не превышает 30%, и сегодня здесь продаются одни из самых дорогих квартир в городе. Износ может отличаться даже у соседних домов — зависит от того, насколько в нём ответственные жители и управляющие компании, а также насколько качественно построили конкретно этот дом.

7. Был ли капремонт, и насколько он был качественным. Например, заменили ли плоскую рулонную крышу на многоскатную, где есть чердак (значит, и влага не будет просачиваться в швы панелей через кровлю). Заизолированы ли трубы в подвале (лишний парниковый эффект может нарушить целостность ограждающих конструкций в зимний период, фундамент дома начнёт «парить», покрываться изморозью, в доме может появиться плесень). В каком состоянии остальные коммуникации — та же электропроводка, из-за неисправности которой может вспыхнуть пожар.

В целом, у советских жилых домов общий запас прочности составлял порядка 100–150 лет. Поэтому они вполне простоят ещё как минимум лет 50–70, а то и больше. Однако необходимо следить за состоянием каждого дома — и думать о том, что делать с конкретным домом, микрорайоном и городом. Реконструировать? Сносить и строить новые дома?

Анна Броновицкая, архитектуровед, историк архитектуры

Действительно, часто повторяют, что панельные пятиэтажки были рассчитаны на 25 лет. Вот что за этим стоит. Переход к индустриальному домостроению был объявлен в 1956 году, а в 1961-м принята 3-я программа КПСС, обещавшая построение коммунизма к 1980 году. Панельное малогабаритное жильё было способом быстро решить жилищную проблему в существующих экономических условиях.

Предполагалось, что, когда наступит коммунизм, таких жёстких ограничений не будет, да и вообще люди станут жить по-другому, как — ещё предстоит придумать. Поэтому считалось, что ранние пятиэтажки и девятиэтажки простоят не очень долго — как раз четверть века до наступления коммунизма, а потом их заменят более совершенным жильём. Но это вовсе не значит, что по истечении этого срока дома должны были превратиться в тыкву. Нормы, обеспечивающие прочность построек, никто не отменял, поэтому физически они не разваливаются до сих пор. Многие обветшали, пришли в плохое состояние, но такие проблемы решаются ремонтом или реконструкцией.

Уже к концу 1960-х стало ясно, что коммунизм откладывается, и типовое домостроение стало эволюционировать в сторону большего комфорта. Комфорт квартиры в панельном доме — понятие относительное, но теперь мы можем быть уверены в том, что коммунизм не наступил и не предвидится, а квадратные метры очень дороги. Малогабаритное жильё очень востребовано, тем более что большинство людей не живут теперь семьями из трёх поколений, а очень многие и вовсе поодиночке.

Сложившиеся микрорайоны советского времени значительно менее плотны, чем современная массовая застройка, и потому комфортнее для жизни. Их просто нужно приводить в порядок. А ещё помнить о том, что снос и новое строительство наносят огромный ущерб экологии.

Дмитрий Задорин, архитектор, специалист по истории советской архитектуры, соавтор книги «К типологии советского типового домостроения. Индустриальное жилищное строительство в СССР 1955–1991»

Когда я писал свою книгу, я работал с огромным массивом исходной информации, в том числе с архивами советских газет и журналов, а также, естественно, с нормативными актами. И цифра 25 лет не встречалась нигде.

Зато есть нормативы долговечности зданий: до трёх этажей, от трёх до пяти и от шести и выше. И все хрущёвки и более поздние советские дома рассчитаны минимум на 50–100 лет и более.

Нужно понимать, что пока открытых и точных данных о том, в каком именно техническом состоянии находятся дома периода индустриального советского домостроения, ещё нет. И я бы, честно говоря, возглавил институт «по подсчёту всего», чтобы разобраться в этом и чтобы была точная и честная картина.

Ведь мы никуда не денемся от советского наследия; 60–70% населения живёт в советских домах и будет продолжать в них жить. Более того, сегодняшние домостроительные комбинаты (ДСК) по-прежнему делают панели, которые были разработаны ещё в 1980-е, а то и в 1970-е годы — и эти дома возводятся до сих пор.

Как есть перепись населения, так нужно проводить и перепись домов. Состояние каждого дома должны оценить инженеры. У городов должен быть понятный всем план развития, понятная стратегия, и мы должны понимать, сколько времени нужно и ресурсов нужно, чтобы старое заменить на новое, а также то, где мы будем через 20, 30 или 40 лет.

Так, по программе реновации в Москве за 5 лет намерены расселить более 5 тысяч домов, в том числе и 100 девятиэтажек. Это порядка 20 млн квадратных метров. В год ДСК Москвы выпускают 3–4 млн квадратных метров жилья, то есть только на замену существующих площадей потребуется минимум 5 лет. А так как обычно при расселении строят с коэффициентом 1:3, то мы получаем около 15 лет. В других городах, я полагаю, будет не быстрее, с учётом того, что во многих из них не расселили даже ветхое и аварийное жильё.

Я действительно волнуюсь по поводу периферии в ближайшие десятилетия. Например, в Мурманске было населения за 500 тысяч, а осталось порядка 300 тысяч. И что происходит? Люди покидают первые этажи — как самые непривлекательные. Получается, что опустошаются не самые технически плохие здания, а только первые этажи домов. То есть проблему износа такое переселение не решает. И пока никому не пришло в голову заменять город новым жильём.

Резюме такое: когда конкретно упадёт какой конкретно дом — сказать без инженерного расчёта не может никто. Сколько простоят серии домов — мы способны обозначить условно: ещё 50–70 лет. Однако думать о том, что будет с ними дальше, нужно уже сейчас. И не только с домами, но и с общественными пространствами, дворами и вообще всей инфраструктурой.

Никита Токарев, архитектор, директор Архитектурной школы МАРШ:

Мне не известны случаи обрушения панельных домов от износа или признания их ветхим жильём. Несущие конструкции (стены, перекрытия, фундаменты) панельных домов 1960–1980-х годов постройки, не говоря уже о блочных или кирпичных, при надлежащей эксплуатации простоят 100–150 лет.

Другое дело — инженерные системы, отделка, окна, кровля. Вот здесь истоки мифа: 25 лет — это срок службы инженерных систем или рулонной кровли без капремонта. Их износ в самом деле велик. Многие дома стоят без ремонта 30–40 лет, а качество стройки и продуманность конструкции из-за жёсткой экономии были весьма низкими — теперь это усложняет замену инженерных систем. Например, ради экономии трубы и провода заделывали в панели — сейчас их будет очень дорого и проблематично поменять.

Часть домов не соответствует современным требованиям по энергоэффективности, их надо утеплять. Тем не менее, модернизация пятиэтажек возможна, тому есть множество примеров в Восточной Германии, которая столкнулась с той же проблемой советского наследия. Есть и удачные примеры надстройки, изменения планировок квартир и других улучшений.

Александр Острогорский, архитектурный журналист и критик, преподаватель МАРШ

Вечной архитектуры не бывает, все здания разрушаются и исчезают. На строительстве египетских пирамид работали тысячи людей в течение десятков лет, и все они где-то жили. Их дома исчезли, а пирамиды остались. Над проектированием советских панельных домов трудились сотни людей, бригада строителей в несколько десятков человек могла построить за год дом для сотни людей, а за свою карьеру строитель обеспечивал жильём тысячи. То есть индустриальное домостроение радикально изменило соотношение ресурсов времени, материала и результата.

Могут ли панельные дома быть такими же вечными, как пирамиды? Нет. При этом любое здание находится в непрекращающейся борьбе за жизнь: на него действуют силы природы, постоянно разрушая его. Стоит человеку покинуть здание, и природа очень быстро его «прикончит».

За целостность памятников архитектуры общество готово отдавать большие деньги, а за поддержание в нормальном состоянии панельного дома имеет смысл платить до тех пор, пока строительство нового не окажется дешевле. Это же касается и «модернизации», будь она вызвана износом или изменившимися требованиями, например, к экономичности эксплуатации.

Многие панельные дома проходят в последние годы модернизацию, связанную с утеплением, так как наши представления о приемлемых затратах на отопление изменились. Легко свести всё к тому, что эти здания были построены как недолговечные или плохо эксплуатировались.

Но дело-то в том, что это цена, которую мы захотели заплатить однажды, когда здание строилось, и готовы платить в дальнейшем, чтобы оно стояло, — цена в борьбе со временем и природой, вечными врагами (и друзьями) архитектуры.

Кто и зачем построил в Москве круглые дома

Почти у всех домов есть углы. Мы привыкли, что в угол квартиры можно поставить все: от ребенка до шкафа. Но в Москве есть дома совсем без углов. МОСЛЕНТА наведалась в два таких дома.

В 1970-х Москву начали активно застраивать типовыми панельными многоэтажками, поэтому большинство спальных районов столицы стали похожи друг на друга как две капли воды. В связи с этим перед градостроителями была поставлена задача: сделать что-нибудь необычное.

Советские архитекторы Евгений Стамо и Александр Маркелов, оценив типовые строительные проекты, придумали оригинальное строение — абсолютно круглый панельный дом. Специалисты выяснили, что максимальный угол при стыке панелей не может превышать шесть градусов. Разместив блоки под таким углом, можно было заключить в кольцо здание из пары десятков подъездов. Оригинально и смело.

Первое «кольцо» построили на Нежинской улице в 1972 году, в нем было 26 подъездов и 913 квартир. Круглый дом был в почете у москвичей: получить здесь квартиру считалось большой удачей. На Нежинской было много иностранцев, им выдавали трехкомнатные квартиры, а после выезда жилье получали уже рядовые москвичи.

Результат понравился властям, и было решено продолжить застройку Москвы «бубликами». К Олимпиаде 1980 года хотели построить пять круглых домов: предполагалось, что они станут олимпийскими символами. Однако второй дом соорудили только через семь лет — в 1979 году.

Он разместился на улице Довженко и оказался полной копией своего брата, только квартир стало на две больше. Дом строили и заселяли поэтапно — в то время как половина здания уже была сдана, а в квартирах обживались люди, вторая часть «кольца» только возводилась.

На Довженко рядом с «Мосфильмом» в свое время жили знаменитые артисты театра и кино: Савелий Крамаров, Галина Беляева, Эмиль Лотяну. В стенах дома сняли несколько кинофильмов, в том числе панорамные кадры светящихся окон в финальной сцене картины «Москва слезам не верит».

Олимпиада прошла, и от проекта круглых домов отказались. Районы продолжили застраивать зданиями более привычной формы.

Архитектор Сергей Ткаченко рассказал МОСЛЕНТЕ, как строили круглые дома, почему история с Олимпиадой на самом деле притянута за уши и по какой причине власти отказались от дальнейшего строительства оригинальных жилых кластеров.

Основной причиной строительства этих домов стало то, что, невзирая не экономичность и дешевизну, удобное расположение девятиэтажных зданий в кварталах всем немного я не хотел бы говорить слово «приелось», но поднадоело. На кого-то эти типовые панельки даже морально давили.

Поэтому ГлавАпу (Главное Архитектурно-планировочное Управление Москомархитектуры — прим. МОСЛЕНТЫ) разрешило архитекторам попробовать сделать из типовых проектов здание какой-нибудь необычной формы. Ну, тогда, конечно, «змею» сделать было слабовато, поэтому разработали проект вот таких больших круглых зданий. Они должны были стать образцово-показательными, оживляющими район и все в этом духе. Партией и правительством было принято решение, работа пошла. Самое главное — политическое решение, дальше все было согласовано.

Архитектором был Евгений Стамо. Я его застал еще как начальника мастерской, когда работал в первом Моспроекте у Белопольского (Яков Борисович Белопольский — советский архитектор). Помню, я завидовал тем, кто у Стамо олимпийскую деревню проектировал, тоже туда хотел. Но попал в другое место в итоге. И абсолютно правильно.

Особенностей у этих домов по большому счету никаких нет. Возьмите обычный дом и согните его бубликом — ничего кардинально нового не выйдет. Он был типовой панелькой, в некоторых местах вставки монолитные делали.

Строили исключительно из соображений ну, чтобы было как-то поинтереснее. Получался большой двор, по проекту вроде планировали даже внутри сделать детский сад. Идея была в воссоздании настоящего старого советского живого двора.

Были проекты олимпийской деревни в форме этих колец, но в итоге победили другие разработки. Более дешевые. Вообще, олимпийские деревни никогда не делали дорогими, это такой принцип. Поэтому этот проект не годился. Сначала в домах временно проживают спортсмены, а после этого их используют как экономичное жилье. Ну, у нас все жилье тогда экономичное было.

Идея с Олимпиадой была, конечно, притянута за уши. Начиналось все просто со строительства круглых домов, чтобы отойти от типовой планировки кварталов. А дальше уже идеологически привязали к Олимпиаде. В этом заслуга прессы в основном, можно все что угодно распространить, если захотеть. Есть такая легенда и есть.

Причин для отказа от дальнейшего строительства этих домов было несколько. Во-первых, неэкономичное использование городской территории — на такой же площади можно поставить больше квадратных домов, чем круглых.

Во-вторых, в таких домах возникают проблемы с инсоляцией. Круглый дом это, конечно, хорошо, но есть квартиры, которые ориентированы на север, солнечного света в них попадает мало. По нормативам они должны быть большего размера, но в Советском Союзе большие квартиры нельзя было всем подряд выдавать, вы же понимаете.

Сейчас-то ладно: все делают бог знает как. А тогда нельзя было эти нормы нарушать. Квартира должна получать определенное количество прямого солнечного света, и все тут. В-третьих, хоть и строили из обычных панелей, проект на самом деле был индивидуальный, его делали от начала до конца. К типовой серии добавляли монолитные вставки, чтобы здание замкнуть в круг. Это удлиняло сроки строительства. Ну и стоимость, конечно, увеличивало. Это тоже сыграло свою роль.

Не могу точно сказать, но скорее всего из-за такой формы и размеров дом создает возмущение воздуха. Турбулентность получается. Во дворе, например, может быть сильный ветер, свист разный.

В итоге построили только два «бублика», на этом остановились.

Прошли годы, сегодня в знаменитых домах живут не артисты, а обычные москвичи.

МОСЛЕНТА поговорила с жителями закольцованных домов и выяснила, какие сложности доставляет им нестандартное жилище.

В квартирах нет квадратных комнат, все они имеют трапециевидную форму. Это из-за того, что внешняя сторона дома длиннее, чем внутренняя. Жители говорят, что это практически не заметно, но создает проблемы при ремонте. «Это замечаешь, когда делаешь потолки и пол, а так ничего, нормально — углы как углы», — говорит Надежда из дома на Нежинской.

В доме плохо работает вентиляция, в некоторых квартирах появляется плесень. Имеет ли это отношение к форме дома или происходит из-за неправильной эксплуатации, сказать сложно.

«То ли вытяжки так сконструированы, то ли они просто засорились, но когда закрываешь дверь в ванной комнате, влажный воздух совсем не выветривается. Может быть, и в обычных домах так. Не знаю», — продолжает Надежда.

У гостей круглых домов часто возникают сложности с поиском нужного подъезда и квартиры — это не так просто, даже учитывая написанные крупными цифрами номера парадных. А жители сталкиваются с проблемой парковки — слишком много машин для такого маленького двора.

«У каждой семьи по две машины, во дворе места нет. Недавно рядом с нашим домом построили офисы, теперь здесь паркуются еще и их работники», — рассказывает Валентина, жительница дома на улице Довженко.

Еще одна особенность круглых домов — акустика: «Если кто-нибудь чихнет на балконе, слышит весь дом, если кто-нибудь сидит во дворе и разговаривает, тоже все слышат, но к этому привыкаешь», — продолжает Валентина.

Жители отмечают, что у «колец» есть и много достоинств. Например, на первом этаже расположены разные социальные объекты: магазины, аптеки, в доме на Нежинской улице есть даже своя библиотека.

«Иметь магазин под боком — очень удобно. Я иногда никуда не выхожу, все рядом. А еще все жители знают друг друга, почти все дети ходят в один детский сад. У нас свой мини-город в городе», — подытоживает Валентина из дома на Довженко.

Среди жителей легендарных домов ходят слухи, что «бублик» на Довженко собираются сносить. Но на данный момент подтверждений этому нет.

«Про снос я ничего не слышал. Дело в том, что девятиэтажные дома невыгодно расселять и сносить. Я думаю, что сейчас жильцы могут спать абсолютно спокойно, пока временные экономические затруднения в стране не закончатся», — успокаивает жителей архитектор Сергей Ткаченко.

Что русские клали в основание домов

Эта странная традиция была распространена на Руси тысячелетиями и сохранялась вплоть до конца XVIII века, а в некоторых местах встречается и сейчас. Правда, не везде, а на северо-западе России: в Новгороде и на Ладоге; и в западной части Сибири, куда активно переселялись выходцы из новгородской земли.

Фото: Кириллица Кириллица

Отдельные случаи встречались в Суздале и в Залесском Ярополче; ученые тоже связывают их с перемещениями новгородцев. Речь идет о «строительной жертве», в качестве которой русские издревле использовали домашний скот – птицу, коров и коней, а то и людей. Несмотря на запрет подобного жертвоприношения Русской православной церковью, обряд продолжали практиковать и в XIX веке, используя для этого разные предметы: монеты, перстни, зерно и даже хлеб, а на Украине даже в это время в жертву приносили быков и коров.

Основа здания – череп?

Обычай этот уходит корнями в кровавые языческие времена, когда существовал культ головы – вместилища души и силы человека или животного. Из этого культа и проистекал обычай строить жилье – от княжеского терема до простой избы, – «на голове». Самые первые строительные жертвы были найдены в Новгороде советскими археологами еще в 1953 году. На Ильинском раскопе XI века были обнаружены останки жертвенного коня, причем голова его лежала отдельно от туши; на ногах животного сохранились путы, а рядом были положены кнут и свечи. Здесь же под остатками древних жилищ были найдены черепа быков с рогами. Оказалось, что неотъемлемой частью жертв у древних новгородцев и жителей Старой Ладоги были ковши и братчины – чаши для братания, которые символизировали вместилище души покойника. Например, в Старой Ладоге археолог Евгений Александрович Рябинин нашел заготовку ковша под наковальней древней кузницы. Закладывали под строение и лошадиные черепа – в том же Новгороде было найдено около сорока таких «закладок», что говорит о повсеместном распространении языческих поверий в Новгороде. Одни из них лежали под венцами домов справа от входа, а другие – под углами. Самая поздняя жертва датируется XV веком. Подобные «заклады» археологи встречали в Старой Русе, в Городке на Ловати, в Риге, в Суздале. Часто суеверные люди использовали черепа собак и домашних животных, которые закладывали под углы, но иногда клали черепа под фундамент русской печи, а на Рюриковом Городище в Приильменьи в качестве такой жертвы нашли останки целой коровы, а у хлебных печей, устроенных во дворах, обнаружили девять коровьих черепов, лежащих полукругом. В Ярополче Залесском в XII–XIII веках черепа коровы опускали в подвал и там закапывали. Такие же «заклады» в подполах обнаружили под Нижним Новгородом в поселении Нижнее Константиново-I.

При переселении в Сибирь русские принесли с собой и языческие пережитки. Например, в Ляпинском остроге (Ханты-Мансийский АО) под стеной острога кто-то закопал два собачьих черепа. Много «закладов» археологи нашли в Мангазее: это черепа и скелеты собак, магические круги из разных предметов, преднамеренно порванная кожаная обувь, сломанные ножи, женские гребни, украшения и даже нательные кресты! Самыми удивительным находками были деревянные и костяные фаллосы. Все эти «жертвы2 строители помещали под заваленками, под венцами, под фундаментами печей и даже просто под полом. Зачем же они были нужны?

Обычай этот действительно древний и уходит корнями в человеческие жертвоприношения, когда в основание строений, чтобы умилостивить богов, замуровывали то убитых рабов, то младенцев. Было это распространено не только в древнем Вавилоне или в Месопотамии, но и на Руси и практиковалось даже в христианские времена. Например в украинском городе Василёве на раскопках храма археологи нашли «закладную жертву» – тело мужчины, которого убили, расчленили и положили в каменный гроб под пол, дополнив погребение сожженной едой и костями жертвенных животных. А в в фундамент под стеной храма нелюди живьем замуровали двух годовалых детей. Стена в этом месте пошла трещинами, и язычники осуществили «ремонт», умилостивив своих кровожадных богов.

Умиротворяли друидских духов?

Есть версия, что жертва связана с умиротворением духов, обитающих в земле, которые всегда считались самыми кровожадными. Но российский этнограф Дмитрий Константинович Зеленин объяснял строительную жертву еще более древними верованиями – поклонением тотемам-деревьям и духам, которые в них якобы обитали. Так как на Руси дома строили из бревен, табу на вырубку деревьев, каждое из которых считалось священным, нарушалось. Кровавой жертвой славяне старались умилостивить духов, чтобы те не пришли мстить. Сначала им «отдавали» детей, женщин и мужчин, а позже стали приносить в жертву домашний скот и даже вещи. Язычники считали, что изображение мужского полового члена, закопанное под печкой, отпугнет чертей, шерсть – даст тепло, а воск – послужит оберегом.

Их спасал «дух» коня?

Что же касается конских черепов, то ученые относят традицию закладывать их под фундамент жилищ к культу коня, который существовал в Древней Руси. Древние славяне верили, что лошадь может не только унести от врага, но и отпугнуть его. Убивая жертвенную лошадь, они надеялись, что дух животного сохранит дом от несчастий. Если невозможно было принести в жертву коня, то под дом закладывали его изображение – игрушку, подвеску.

«Строительная жертва» жива?

К сожалению, никакие запреты церковников не повлияли на людей. Многие до сих пор при строительстве дома кладут под нижние венцы домов монеты и украшения. Правда, вместо кровавых жертв теперь делают жертвы бескровные, а часто даже церковными предметами – ладаном, освещенными церковными свечами, что только усугубляет грех людей перед Богом. Правда, в некоторых местах деньги стали чаще отдавать строителям, чтобы те «не ленились». Тем не менее, суеверия живучи. Например, в городе Ангарске Иркутской области, при ремонте в одном из домов в старой части города, которая была построена в конце 1940-х годов, под полом обнаружили скелет собаки. Была ли это «закладная жертва» судить сложно, но факт остается фактом.

Железный скелет старинных зданий

Сохранение исторических памятников – одна из насущных проблем современного культурного общества. Острее всего эта проблема стоит в больших городах, где подчас идёт настоящая война за пространство-территорию и где под удар бульдозера всё чаще попадают старинные здания, нередко имеющие статус памятников архитектуры или градостроительства. Очевидным становится, что «старый город» понесёт ещё немало утрат. Как же смягчить эту горечь? Что ещё мы в силах сохранить для истории, кроме фотографий, уникальных в своём роде архитектурных творений прошлого?

Творения прошлого Творения прошлого

Большинство людей воспринимают архитектуру только в виде красивого фасада, радующего глаз своими затейливыми формами. Конечно же, фасад здания – это его лицо или, иными словами, его парадная одежда. Но что находится под этой красивой одеждой? Зайдя внутрь какого-нибудь старинного купеческого особняка, мы можем увидеть парадную лестницу, анфилады комнат с высокими лепными потолками, полукруглые окна и массивные филёнчатые двери. Нередко в таких местах можно ещё встретить и печи с расписными изразцами, блеск которых не меркнет вот уже больше сотни лет. Всё это есть внутренняя организация дома-здания, его «внутренние органы», если хотите. Именно они обеспечивают жизнедеятельность обитателей дома.

Но мало кто задумывался, что у больших каменных зданий есть ещё и внутренний скелет, состоящий из разнообразных железных деталей. Он обеспечивает надёжность и крепость всего строения. Большинство старинных зданий с достоинством выдерживают испытание временем, и когда вдруг их приходят ломать, они оказываются достаточно крепкими и несокрушимыми. Простояли бы ещё не одну сотню лет, если бы не «ковш бульдозера».

Бывшая купеческая усадьба в центре Перми Бывшая купеческая усадьба в центре Перми

Технология армирования каменных зданий железными связями на Руси уходит во времена позднего средневековья. Некоторые каменные храмы и крепости уже в ХVI веке обнаруживают наличие железных, кованых связей. Считается, что первые железные связи были применены Аристотелем Фиорованти в 1470 году при строительстве Успенского собора в Москве. Неизвестно, где итальянский зодчий взял их, но, скорее всего, привёз из Европы.

Как мы знаем, массовое производство железа в России началось в петровскую эпоху. С тех пор оно стало повсеместно использоваться при строительстве каменных зданий и особенно на Урале, где по большей части и производилось. Уральская горнозаводская архитектура явила яркий пример сочетания технологий каменной кладки с обилием железной арматуры. Убедиться в этом можно, побывав во множестве теперь уже полузаброшенных горнозаводских посёлков, где ещё можно видеть останки некогда величественных строений. В Усолье, которое является исторической частью города Березники в Пермском крае, есть полуразвалившийся особняк постройки 1858 года, он принадлежал владельцу Чёрмозского железоделательного завода, князю Абамелек-Лазареву. Обилие железных связей, торчащих со всех сторон из его стен, поражает воображение, кажется, что только благодаря им это старинное здание ещё не рухнуло в Каму, постоянно подмывающую его основание.

masterok

В границах Бульварного кольца Москвы сейчас выставлено на продажу около 250 премиальных квартир и апартаментов. Стоимость такой недвижимости исчисляется десятками миллионов рублей, но покупатели соглашаются на такие ценники ради жизни в самом центре столицы. Почитайте про Квартиры на Красной площади. Как жили в ГУМе

Бульварное кольцо – негласная граница, отделяющая исторический центр Москвы от других районов. По оценкам, в этом локации сейчас выставлено на продажу около 250 квартир и апартаментов ценой более 1 млн долларов. Чуть менее половины этого предложения – новостройки, остальное – вторичный рынок.

Средняя площадь местного премиальной жилья составляет около 138 кв м., средняя стоимость предложения – 141 млн рублей (около 2,3 млн долларов).

Средневзвешенная цена квадратного метра здесь сегодня составляет около 1 млн рублей. Но покупателей, которые интересуются это локацией, это не смущает: престиж и желание жить в самом сердце столицы, объясняет их готовность жертвовать многим

Квартиру в центре Москвы можно снять за смешные деньги

Распространено мнение, что в границах Садового или хотя бы Третьего кольца живут одни только мажоры или москвичи, которым жилье досталось по наследству. На самом деле, позволить себе вид если не на Кремль, то на вполне приличную улицу в центре могут многие — в том числе и «понаехавшие».

Средняя стоимость аренды индивидуального жилья в Москве, по данным базы недвижимости, достигла 34,5 тысячи рублей в месяц. Самый дешевый район города, с точки зрения арендных ставок, — Капотня, где снять квартиру можно в среднем за 32 тысячи рублей в месяц. В списке локаций с недорогой съемной недвижимостью также числятся Бирюлево Западное и Восточное, Дегунино Восточное, Вешняки — жилье здесь сдается по ставке ниже 34 тысяч/месяц.

А самая недорогая съемная квартира в Москве, как выяснили аналитики, в мае 2017-го стоила всего 17 тысяч рублей в месяц — по такой цене предлагалась «однушка» в Фили-Давыдково на западе города.

Все бы хорошо, но все перечисленные выше районы хоть формально и являются московскими, но располагаются далеко от центра и отличаются не лучшими для проживания условиями. Часто снимать в них жилье вообще не имеет смысла — из некоторых городов Подмосковья, где ставки на порядок ниже, добраться до офиса где-нибудь в пределах Садового кольца можно быстрее.

Именно поэтому многие придерживаются мнения, что в Москве можно жить только в центре: здесь средоточие настоящей столичной жизни — с хорошими магазинами, небольшими, зато благоустроенными парками, велодорожками, достопримечательностями, ресторанами, ночными клубами, театрами и музеями. И да — офисами большинства приличных компаний.

Плохо то, что и владельцы квартир, расположенных в Центральном округе, отлично знают цену своим метрам и сдают их по совсем нескромным ставкам. По данным аналитиков средняя стоимость аренды однокомнатных вариантов в ЦАО достигла 50,5 тысячи рублей в месяц, двухкомнатных — 90,4 тысячи рублей, «трешек» — 169 тысяч рублей/месяц.

Многокомнатные квартиры в округе и вовсе сдаются по космической средней цене — 309 тысяч в месяц, — это уже сумма первоначального взноса по ипотеке за «однушку» в ближнем Подмосковье.
На самом деле, найти недорогое съемное жилье в центре столицы можно. При этом, конечно, у дешевых предложений будут изъяны — но часто легко устранимые.

В базе числятся немногим более семи десятков квартир в пешей доступности от Кольцевой ветки метро и станций внутри нее по цене до 40 тысяч рублей в месяц. Самый доступный вариант — 41-метровая студия в новом жилом комплексе у станции метро «Проспект Мира» за 22 тысячи/месяц. Коммунальные платежи включены (кроме счетчиков), квартира отремонтирована, в ней есть мебель. Хозяин ищет только славян и только на длительный срок.

Известный кинорежиссер Федор Бондарчук приобрел квартиру с видом на Кремль в историческом районе центра Москвы. Сейчас в помещении идет ремонт, который продлится до конца осени 2018 года.

Квартира находится в Брюсовом переулке, ее площадь превышает 100 квадратных метров. По оценке опрошенных порталом риелторов элитного рынка, рыночная стоимость недвижимости составляет 80−90 миллионов рублей, причем четыре года назад цифра была бы на 10−15 миллионов больше.

Дом, в котором, по информации портала, купил квартиру кинорежиссер, был построен в 1928 году для актеров МХАТа. Сейчас в нем живут Илзе и Андрис Лиепа, а также художник Никас Сафронов. «Знаю, что под моей квартирой сейчас активно идет ремонт. Я лечил палец в Корее целый месяц, но сейчас, когда вернулся в Москву, столкнулся с шумными работами, — приводит “Собеседник” слова Сафронова. — Наверное, если по утрам мне будут мешать спать, перееду в свою мастерскую в цокольном этаже, почти в подвал, чтобы не слышать строителей (…) Если Федор действительно переедет жить к нам, я буду только рад. У нас тут очень хорошие соседи — думаю, он прекрасно впишется в нашу компанию».

В мае 2017-го один из жителей московского района Чертаново обратился к Бондарчуку с претензией, уверяя, что цены на недвижимость в районе упали после выхода на экран блокбастера «Притяжение», снятого кинорежиссером. «Знаете ли вы, что после выхода “Притяжения” моя квартира в Северном Чертаново, где он снимался, подешевела на 1,5 миллиона рублей? Собираетесь ли вы компенсировать мне ущерб?» — задал он вопрос на портале The Question.

Фильм «Притяжение» вышел в прокат в январе 2017-го. Лента повествует о внезапной встрече землян с представителями инопланетной цивилизации. Контакт происходит в Северном Чертаново, причем в результате крушения космического корабля пришельцев разрушается один из многоквартирных домов, столкновение приводит к гибели людей.

masterok


Мало кто знает, но в Москве есть два дома-кольца. Первый круглый дом на 913 квартир был построен в 1972 году на улице Нежинской в предверии Олимпиады-80. В то время идея казалась властям новой и свежей, в результате чего даже были планы застроить всю Москву такими домами.

Почему такая архитектура не получала популярность, какие плюсы и минусы носит в себе такая оригинальность? Почему власти не осуществили план застройки таких домов в количестве 5-ти штук, и почему именно пять домов?


Фото 2.

Дом на Нежинской 13

В 1972 году был построен первый дом необычной формы по разработкам архитектора Евгения Стамо и инженера Александра Маркелова. Дом расположен в районе Очаково-Матвеевское на западе Москвы, на улице Нежинская и имеет форму круга, в простонародье — «Бублик». Жилой дом рассчитан на 913 квартир.

Улица Матвеевская, 26. На переднем плане д.20, 18 к.1 и 2. На дальнем плане круглый дом. Середина 70-х.

4580325

Масштабы постройки впечатляют: огромный, соизмеримый разве что с футбольным полем, двор. В начале 70-х сюда переселились тысячи очередников. Толпы орущей ребятни носились по двору. Шум и гам стихал лишь на время школьных занятий.


Фото 3.

В таком доме была спланировано все. Огромный двор, в котором были почти все удобства: магазины, аптека, прачечная, ателье и много другое. Архитектурное громило можно было бы смело назвать мини-городом в городе.

Приближался 1980 год, год олимпиады, а в Москве только год назад заканчивают стройку второго такого же дома, снова девяти этажные панельные дома, 26 подъездов и уже 936 квартир. Дом поставили тоже на западе Москвы, в районе Раменки по улице Довженко.

Мало кто знает, что круглый дом построен на стыке двух центральных улиц бывшей деревни Матвеевская


Фото 4.

Дом на Довженко 6

В эти дома переселились тысячи очередников в надежде на счастливое будущее в новом уникальном, с точки зрения архитектуры, круглом доме. Здесь жили выдающиеся актеры театра и кино — заслуженная артистка России Галина Беляева, заслуженный артист РСФСР Савелий Крамаров, а также кинорежиссер, сценарист и поэт Эмиль Лотяну.


Фото 5.


Фото 6.

Стоит отметить способ, как архитекторам удалось достичь закругления панельных домов. Весь секрет в том что при постройке панельных домом допускается погрешность в шесть градусов, что и позволило достичь кольца.

Но почему же «Бублики» не получили популярность, а планы о пяти кольцах были развалены? Все очень просто. Одной из важнейшей задачей советского домостроения — это практичность и дешевизна. Круглые дома — дорогие в обслуживании, громоздкие и совершенно неудобные.


Фото 7.


Фото 8.

Да и теория об олимпийской деревне очень размытая, т.к. готовые дома находятся друг от другая слишком далеко, чтобы из них можно было составить олимпийский знак, а так же дом находящийся на улице Довженко расположен среди двух озер, ручьем, железной дорогой и большой магистралью. Таким образом поставить дома рядом с домом на Довженко просто не возможно.

Как я уже говорил кольца построены из типовых панельных домов, а кто живет в таких домах, а таких много, прекрасно знают какие недочеты в них: щели между панелями, тонкие стены между соседями, отвратительная звукоизоляция. Из-за того что дом круглый, а подъездов аж 26, найти необходимую квартиру — крайне сложно, тем более если к вам пришел гость, который ранее никогда у вас не был. В дальнейшем, удобные большие двор стали напоминать футбольное поле, «пяточек», на котором не возможно ни припарковаться, ни погулять. Звук во дворе раздается по всем квартирам как из колодца, в особенности в вечернее время, если во дворе у кого-то сработает сигнализация то 936 семей будут весьма недовольны.


Фото 9.

Строительство панельных домов в стандартном «режиме», т.е. прямоугольные, не очень блещут качеством и ровностью стен, а стены смещенные на 6 градусов и со всем «качеством» работ и вовсе выходит за все рамки ровности, т.е. поклеить обои на такие стены, без изнурительной подготовки — крайне трудоемко.

Подытожим: круглые дома — это несравненно грандиозное украшение города, но к сожалению они слабо вписываются в современную жизнь Москвы. Требования к жилью современного москвича, да и не только москвича, значительно выше качества постройки панельных домов, и уж тем более выше качество обслуживания.


Фото 10.


Фото 11.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.


Фото 15.


Фото 16.

Дом на Нежинской 13


Фото 17.

Давайте я вам напомню про Дом - колодец в Африке, а так же про Самый длинный дом в мире и про удивительный круглый Круглый город солнца. Вот еще Интересные факты о ПЕНТАГОНЕ и знаменитый Лондонский "Огурец". Вы еще не видели Дом на столбе ? или например Заоблачный домик для альпинистов

Форум Архитектура Санкт-Петербурга


Могу предположить, зависит от года постройки дома, что к этому кольцу могли привязывать лошадь!

Аватар

Откуда: Амстердам

На сайте с: 16 сен 2009

4 Апреля 2020, 19:26

А может, собаку? )) Очень уж на собачью морду похоже. Why not??

Откуда: Санкт-Петербург

На сайте с: 23 мар 2008

5 Апреля 2020, 18:13

А на какой высоте кольцо?

На сайте с: 30 мая 2020

1 Июня 2020, 03:40

Если мне не изменяет память, читал я про эти кольца. Когда-то там был кабак, уже при РФ и этих кованных собак повесили туда антураж ради. Кабака уже нет, а пёсели остались.

Виноват, но название заведения кануло в памяти. В статейке даже мастерскую приводили, где их ковали.

Читайте также: