Декоративная отделка стен история

Обновлено: 17.05.2024

Декоративная отделка стен история

Декоративная штукатурка совершенно безопасна для здоровья человека и окружающей среды, ее состав обычно основан на одном из таких компонентов, как цемент, акрил или силикон. Именно по основному ингредиенту и идет классификация материала, так как от него напрямую зависят свойства конечного продукта.


Важно также использовать каждый вид штукатурки по своему назначению и не иначе.


Если речь идет о наружной отделке, то для таких работ применяются только фасадные виды – они более устойчивы к перепадам температур, атмосферным явлениям и ультрафиолетовому излучению.

Внутренняя отделка – стихия интерьерных видов штукатурок.


Выбирая тот или иной вид материала, учитывайте особенности его эксплуатации. Будет ли в помещении повышенная влажность или оно не отапливается – от этого зависит, какой вид штукатурки лучше использовать. Также важен и вид дизайна, – какой должен быть конечный результат отделки, какие виды рельефа, узоры и степень шероховатости предусмотрен в стиле интерьера. Рассмотрим возможные варианты.

Минеральная штукатурка

Минеральная штукатурка

Изготавливается на цементной основе, также может содержать известь, песчаник, глину и тому подобные компоненты. Благодаря своему составу, этот вид штукатурки имеет доступные цены и широкий ассортимент.

В продаже представлен в виде сухой смеси, что имеет ряд преимуществ:

Возможность длительного хранения при любых температурных условиях. Сухую смесь можно хранить в неотапливаемых складах, она не портится при низких или высоких температурах. Основное требование – сухое помещение.
Можно приготовить любой объем нужный для работы в данный момент, штукатурки. Особенно это удобно для отделки больших площадей, когда работы длятся по нескольку дней.
При самостоятельном приготовлении рабочего раствора легко варьировать его консистенцию. Это может зависеть от вида отделки, для гладкого покрытия или работы валиком, нужна более жидкая, а для объемного дизайна – более густая штукатурка.

В работе минеральная штукатурка не прихотлива, ее удобно наносить шпателем или гладилкой, а если площадь большая, то и аппаратным способом. Толщина слоя может варьироваться в зависимости от необходимости, при нанесении слоя больше 15-18 сантиметров, обязательно армировать штукатурку сеткой. После высыхания такая штукатурка образует прочное пористое покрытие.

Акриловая штукатурка

Акриловая штукатурка

Имеет основу из акриловой смолы, которая обеспечивает прочный слой готового материала. Акриловая штукатурка имеет высокие паровлагостокие характеристики, устойчива к ультрафиолетовому излучению, различным загрязнениям и колебаниям температур. Благодаря своим отличным характеристикам, она может использоваться в помещениях с повышенной влажностью, например, ванной или кухне, а так же, как фасадная отделка для наружных работ.

Такой вид штукатурки продается в готовом к работе виде – ее не нужно самостоятельно готовить, выводить необходимую густоту и тщательно перемешивать, избегая образования комочков. В готовую акриловую штукатурку можно добавить нужный краситель самостоятельно или заказать желаемый оттенок в колеровочной студии, где его могут подобрать под общий стиль интерьера.

Силиконовая штукатурка

Силиконовая штукатурка

Состоит из силиконовых смол и различного вида наполнителей, таких как ткань, минеральные материалы и тому подобные. Этот вид штукатурки сугубо декоративный и используется только для финишной отделки. Она может быть использована как внутри помещения, так и снаружи.

Такая штукатурка не требует предварительного выравнивания стен, так как сделает это самостоятельно, одновременно с приданием декоративной составляющей. Этот материал более дорогой, чем предыдущие виды, но его цена во многом обусловлена универсальными свойствами, а значит, вполне оправдана. Продается силиконовая штукатурка в емкостях различного объема, что дает возможность приобретать ее в необходимом количестве, даже если оно небольшое.

Вся правда об отделке стен декоративной штукатуркой

Производится на основе жидкого стекла, имеет в своем составе также минеральные добавки и пигменты. Чаще используется как фасадная отделка, однако может применяться и внутри помещения.

Отлично справляется с защитой обработанных поверхностей от воздействия атмосферных явлений: сырости, ветра, температур. В продаже представлена в готовом к использованию виде, есть как белая, так и цветная штукатурка.

Отличительной особенностью силикатной штукатурки являются ее паро- и влагонепроницаемость. Эти свойства делают ее идеальной для рыхлых и пористых стен, например, того же газо или пенобетона. Материал позволяет обеспечить дышашее покрытие стен, вследствие чего, маловероятно образование плесени или конденсата на стенах. Также штукатурка имеет стойкость к образованию трещин и отлично показала себя в уходе – моется водой, легко очищается от загрязнений.

Когда и как появились облицовочные стеновые материалы

Когда и как появились отделочные стеновые материалы

Облицовочные материалы используются в основном для декоративной отделки помещения. Рисунки, где были изображены звери и предки современного человека, наносили на стены пещер еще первобытные люди.

История появления и развития стеновых материалов

Неудивительно, что история облицовки стен декоративными материалами насчитывает несколько тысячелетий.

Про керамическую плитку в Египетском Царстве

Про керамическую плитку в Египетском цартсве

В Древнем Египте на необработанные стены укладывалась глазурованная обожженная плитка или кирпич. Чаще всего облицовывались этими материалами стены гробниц, храмов и жилища жрецов. Наиболее сохранившиеся образцы египетской керамической плитки обнаружены в стеновой отделке дворца фараона Рамсеса Третьего. На керамических плитках чаще всего изображались животные и люди. Особое внимание уделялась изображением кошек, которые на плитке были похожи на огромных пантер.Керамическая плитка с нанесенным на нее рисунком, сверху покрывалась бирюзовой глазурью.

Терракота и Средневековье

Египетская керамическая плитка попала во многие страны, в том числе и в такие центры гончарного ремесла в период Средневековья как Испания и Италия. В этих государствах ремесленники заметили, что дома, отделанные плиткой, меньше подвержены действию влаги, дождя и ветра. Особое внимание ремесленники уделили обожженным образцам керамики, которая в Италии стала называться «терракота» (от итальянского «terra cotta» - Первоначально терракота не покрывалась глазурью, так как даже в необожженном состоянии прекрасно чувствовала себя в неблагоприятных условиях средиземноморского климата. Терракота использовалась в отделке храмов, украшении античных домов Рима и Неаполя. Сегодня в Лувре хранится огромная коллекция терракотовой плитки.

Про терракоту и средневековье

До 13 века рисунок на керамическую плитку наносился преимущественно вручную. В огромных цехах трудилось несколько десятков наиболее талантливых мастеров, которые вырезали на мягкой, еще не обожженной плитке рисунок. Такая техника письма получила название резной, но уже в 13 веке труд рабочих заменили деревянные формы, которые на небольшой промежуток времени позволяли получать большое количество качественной плитки. Техника формования позволила значительно снизить стоимость готовой плитки, в результате чего облицовку домов керамической плиткой уже могли себе позволить богатые купцы и некоторые ремесленники.

О Восточной керамической плитке

В 10-13 веках резные плитки из терракоты получили большое распространение на Востоке. Восточные мастера гончарного ремесла сделали из художественной резьбы по плитке настоящее искусство. Примером тому могут послужить среднеазиатские храмы и мавзолеи. Рисунок, как и у европейских мастеров, вырезался на слегка влажных глиняных плитках, которые в дальнейшем подвергались тщательному обжигу.

О восточной керамической плитке

Некоторые здания на Древнем Востоке облицовывались орнаментированными керамическими плитками почти полностью — от цоколя до крыши. Восточная техника нанесения рисунка оказала огромное влияние на формирование керамического искусства в Испании, а позже и Италии, в которых и сегодня выпускаются отдельные коллекции дорогой керамической плитки в восточном стиле.

В 18 веке в большинстве европейских стран началось промышленное производство керамической плитки, которое привело к ее массовому приобретению. В середине 19 века в Германии в местечке Метлах (Mettlach) началось производство керамической плитки, которая позже получила название «метлахской». Метлахская плитка во многом была похожа на первые образцы итальянской терракоты — грубая, необработанная поверхность плитки без глазури. Метлахская плитка стала использоваться в качестве напольной плитки с начала 20 века и по сей день.

О керамической плитке в России

В России терракотовая плитка не получила особенного распространения. С 16 века на Руси начинает особым спросом пользоваться изразцовая плитка или просто — «изразец».
В отличие от терракоты, изразец имел более живой и яркий рисунок, но главное отличие заключалось в так называемой «румпе» — отверстии на оборотной стороне изразца, с помощью которого плитка крепилась к поверхности.

Керамическая плитка в России

До 17 века изразцы использовались в ракурсе византийского стиля, согласно которому украшать изразцами и другими декоративными отделочными материалами дозволялось только храмы и светские здания. Однако в 17 веке изразцы начинают использовать внутри зданий — для облицовки печей и в качестве декоративных вставок. Изразец для внутренней отделки представлял собой плитку с орнаментами и сюжетами, заключенными в рамку. В народе такие изразцы получили название «красных», что означало «красивых».

Середина 17 века была ознаменована тем, что «красные» изразцы стали вытеснять непрозрачные изразцы, покрытые зеленой и коричневой глазурью — муравленые изразцы. Однако мастера из Беларуси смогли пополнить цветовую гамму муравленых изразцов, предоставив для отделки Ново-Иерусалимского храма белые, бирюзово-зеленые, желтые и синие изразцы. Патриарх Никон приказал использовать для отделки храма не цветной мрамор, а и изразцы, изготовленные белорусскими мастерами.

При Петре Первом изразцы стали производиться промышленным способом и полностью утратили свою уникальность как художественное творение. Именно Петр Великий впервые использовал немецкое название изразцов — кафель, которое сегодня прочно закрепилось за облицовочной плиткой для кухни.

Видео: История вещей. Керамическая плитка

Когда и как велась отделка различными видами камня

Когда и как велась отделка различными видами камня?

Предшественником тротуарной плитки был мостовой камень, или брусчатка, получившая широкое распространение в Европе XVI-XIX вв. Есть свидетельства того, что брусчатка использовалась еще во времена Древней Греции, там ею мостили улицы.

История отделки камнем

О брусчатке

В те времена материал обрабатывался с большим трудом, так как еще не существовало механизмов, которые помогли бы значительно облегчить этот процесс. Камень кололи, придавая ему форму вытянутого прямоугольника, после чего шлифовали и использовали для мощения дорог.

О брусчатке

Со временем брусчатка уступила место тротуарной плитке, а мостовые стали ассоциироваться с ушедшими временами. Это произошло потому, что брусчатка, имеющая массу неоспоримых достоинств, все же обрабатывается и укладывается с большим трудом, чем тротуарная плитка. Кроме того, запасы природного камня ограничены.

О тротуарной плитке в России

В нашей стране тротуарная плитка активно используется на протяжении последних 30-40 лет. Раньше для открытия тротуаров использовался преимущественно обычный асфальтобетон. Немного позже распространение получили простые виды железобетонной тротуарной плитки. И только сравнительно недавно разноцветная фигурная брусчатка была оценена потребителями по достоинству.

В середине 90-х годов прошлого века в нашей стране появились пластиковые формы, необходимые для изготовления литой тротуарной плитки. Это дало толчок развитию дорожно-строительных технологий и побудило использовать именно тротуарную плитку вместо бетона и асфальта. В считанные месяцы тротуарная плитка завоевала признание. Ею стали покрывать пешеходные тротуары, небольшие площадки и даже центральные городские площади.

О тротуарной плитке в России

Сегодня производители тротуарной плитки работают над повышением качества и декоративных свойств своей продукции. Популярность относительно нового материала достигла небывалых высот, тротуарная плитка не вызывает сомнений в надежности.

И, несмотря на то, что тротуарная плитка в нашей стране – явление достаточно новое, если внимательно покопаться в анналах истории, можно заметить, что на Руси брусчатка, а именно ее «прародитель» булыжник, используется уже несколько веков. Проспекты Санкт-Петербурга, Московские площади и мостовые крупных городов до сих пор в некоторых участках покрыты именно этим материалом.

Булыжник служит много лет, а вымощенную им дорогу легко ремонтировать. С учетом того, как важны надежные дороги, неудивительно, что тротуарная плитка приобрела такую популярность, придя на замену булыжнику.

Декоративный камень: мозаичные вариации

Отделка домов сегодня поражает разнообразием вариантов - чего только не придумывают специалисты: тротуарная плитка из камня, мозаики, всевозможные орнаменты. Одним из самых распространенных, экономичных и, в то же время, эстетичных способов придания постройке величественного вида по традиции считается облицовка стен и фасадов декоративным камнем. В свою очередь, такая облицовка может быть выполнена в виде элегантной мозаики.

Декоративный камень мозаичные вариации

Брусчатка считается прародительницей современной мозаики. Каменная брусчатка использовалась искусными ремесленниками для того, чтобы мостить площади и городские улицы, и со временем получила широкое применение в европейских странах.
Сейчас во многих столицах, исторических центрах мира туристы ходят по вымощенным мрамором или гранитом улочкам. Постепенно мощение камнем стало превращаться в искусство: ремесленники старались как можно удачнее сочетать функциональность с декоративностью, появились настоящие творцы, которые создавали из камня причудливые узоры и орнаменты, рисунки и даже целые картинки.

Современные мозаики производятся из самых разных материалов: нередко мозаики, которые изготавливаются из декоративного камня, сложно отличить от мозаик, выполненных из натурального. К тому же, интересный фактурный облицовочный камень отличается не только своими прекрасными свойствами, но также и приемлемой ценой.

Безупречный интерьер: камень, который станет украшением

Декоративный камень получил широкое применение. С его помощью производится внешняя отделка домов, внутренняя отделка особняков, осуществляются самые разные отделочные работы. Облицовка фасадов также позволяет использовать декоративные элементы из искусственного камня.

Мозаичные вариации из декоративного камня широко используются при отделке самых разных помещений - как общественных мест, так и частных владений. При этом стоит помнить, что мозаика требует к себе бережного отношения и внимания. Если вы хотите, чтобы ваш дом украшала оригинальная мозаика из декоративного камня, нужно учесть все нюансы, в том числе цветовую гамму, форму камня, свет, который будет падать на него.

Безупречный интерьер камень который станет украшением

Важно понять, как будет сочетаться мозаика с другими элементами интерьера.

Существует множество негласных правил по размещению мозаики. Например, специалисты не советуют помещать мозаику в интерьер, который уже содержит элементы лепнины. Не будет достойно смотреться мозаика из декоративного камня и в помещении, оформленном в ярких красках: мозаика просто потеряется на фоне расписных стен и потолков.

Мозаика идеально подойдет и для облицовки колонн. Очень часто декоративный камень используют при облицовке каминов. При этом возможны совершенно неожиданные сочетания фактуры и цвета камня. Одним из важнейших факторов при выборе декоративного камня для изготовления мозаики является будущая функциональность. К примеру, для мозаики, которая будет составлять дно бассейна, выбирается облицовочный камень одной фактуры, а для мозаики, предназначенной для декорирования колонн, - совсем другой.

Особенно внимательно стоит отнестись к выбору узоров, которые будут занимать важные пространства и привлекать всеобщее внимание. Речь идет о мозаиках из декоративного камня, расположенных у входа в помещение, украшающих холлы или гостиные, каминные залы.

Выбор декоративного камня для изготовления той или иной мозаики зависит только от функциональности и личных пожеланий заказчика. Современное разнообразие вариантов позволяет выбрать облицовочный камень на любой случай жизни.

Искусственный камень в веках

Многие считают, что декоративный камень – детище современных достижений в области физики и химии. Однако, это мнение не имеет отношения к действительности.

Еще в древности человек пытался заменить натуральный камень, изготавливая сырье для строительства сооружений самостоятельно из глины или извести. Египтяне, индийцы и китайцы одними из первых проявили практичность в выборе сырья для построек еще за 3000 лет до нашей эры, комбинируя различные вяжущие вещества и получая новые растворы для строительства. Например, Великая китайская стена содержит части,
выстроенные из бетона.

Искусственный камень в веках

Первым искусственным камнем по праву считается бетон. Этот материал был найден в некоторых египетских гробницах, галереях, пирамидах. В дальнейшем бетон активно использовался римлянами не только в строительстве, но и в архитектуре. Римские исторические памятники и скульптуры из бетона датируются II столетием до нашей эры.

Декоративный камень в западно-европейской культуре и строительстве

Искусственный камень на Западе начали производить сравнительно недавно. Первые образцы были выпущены примерно 30 лет назад. Развитие технологии создания искусственного камня было сопряжено с всплеском строительства домов в стиле средневековья. Массивные каменные ограды, облицовка стен камнем, булыжники в основании замков – такие постройки требовали большого расхода материала, и искусственный камень оказался как нельзя кстати.

Россия почувствовала «все прелести» декоративного камня в эпоху Петра Великого. Разумеется, искусственный камень применялся еще в XI веке для возведения стен и домов. Однако в прогрессивное время Петра I применение декоративного камня приобрело поистине огромный размах. Естественные богатые оттенки искусственного камня полностью удовлетворяли эстетическим запросам того времени, насыщая архитектурные композиции цветом и удешевляя строительство.

XX век, ознаменованный индустриальным развитием, позволил расширить ассортимент искусственного камня за счет придания ему необходимого рельефа. Применение литьевых форм, которым придавали нужную форму, позволило выпускать самые разнообразные декоративные камни.

На территории России триумф искусственного камня пришелся на последние десятилетия ХХ века с бурным ростом рынка строительных материалов.

Видео: Как класть декоративный камень

Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен

Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен.

Как мы часто пользуемся чем-то и не задумываемся о том, что стоит за этим. Как это появилось на свет? Кто создатель? И как это пережило тех, кто стоял у её истоков, и шагало смелым шагом в будущее? А порой такая информация полна интересных исторических фактов и наполняет сознание и отношение к чему-то новыми ощущениями. Так и с декоративной штукатуркой, работая с этим материалом, я часто слышал о том, что данный материал не претерпел сильных изменений спустя тысячелетия и на этом вся история заканчивалась. Получить, что-то большее, поэтому поводу от собеседников составляло достаточную трудность и заканчивалось упоминанием Древнего Рима. И это меня заинтересовало, заставив попытаться узнать как можно больше из всевозможных источников. А сейчас я хочу поделиться своими новыми знаниями с Вами.

Как ни странно, устоявшееся мнение о Древнем Риме, как о государстве, где произошло зарождение материала – ошибочно, и история сохранила для нас как письменные подтверждения, так и сами образцы работ, которые уходят в более дальние тысячелетия. Кто-то указывает период 5000, кто-то 9000 лет назад, но все соглашаются с тем, что произошло это в Месопотамии (территория Ирака, восточной Сирии, Юго-Восточной Турции, Кувейта, Ирана). Декоративная штукатурка, практически, получила своё развитие одновременно с появление кирпича в строительстве. Так широко используемый в те времена известняк размельчали, нагревали и смешивали с мелом, чтобы сделать штукатурку, которую использовали повсеместно, покрывая ей стены, потолки зданий как снаружи, так и внутри помещений. Конечно, внешний вид первой штукатурки в те времена был очень грубым и далек от возможностей настоящих материалов, но уже тогда штукатурка придавала элемент эстетики помещениям.

Часто в дальнейшем на штукатурку наносили художественные образы и узоры красками. Одно из первых упоминаний в библейском повествовании, когда описывались прикрасы Вавилонского Дворца, у которого стены были покрыты известью. Тем же периодом времени датирован первый рецепт изготовления древней штукатурки, который включал в себя известь, с последующей температурной обработкой и добавлением воды. К сожалению, Вавилон много раз подвергался почти полному уничтожению, что значительно сократило число вещественных подтверждений, но т.к. шумерская народность достаточно быстро расширяла границы Месопотамии и располагала определенными навыками ведения оседлого земледелия, строились и развивались другие селения. В этих поселениях сохранившиеся архитектурные элементы и порой целые постройки с нанесенной штукатуркой подтверждают нам эти факты и своей сохранностью доказывают, что в те времена присутствовало качество достойное уважения - настолько хорошим получался материал, что поверхность сохранила сочность красок, и устойчивость к внешнему воздействию вплоть до настоящего времени.

Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен.

Такие же подтверждения об использовании штукатурки нас отправляют в древнюю Индию и Китай, где применялся материал на основе гипса, который создавал эффект гладкой поверхности грубым кирпичным стенам. Люди экспериментировали с составом (гипс, известь, глина, песок, вулканическая пыль…), добавляли различные натуральные красители (соки, вино, кровь…), обменивались опытом. И тем самым вдохнули жизнь в декоративную штукатурку, которая пошла через границы, от цивилизации к цивилизации. Например, штукатурками были покрыты стены городов Индии. В одном из городов использовалась кровь в качестве пигмента, в результате чего ему дали прозвище «Розовый город».

Оштукатуренные 3000 лет назад стены египетских пирамид раствором из извести и гипса до сих пор радуют туристов и не оставляют историков без исследовательской работы. Фараоны, большие поклонники красоты и монументализма, для которых, для достижения великой цели, длительность строительства вообще не имела значения, и главным было качество, высоко оценили возможности декоративной штукатурки.

Но было и главное отличие в целях использования штукатурки в Египте от более ранних периодов в Месопотамии и других странах, где задача в основном стояла в скрытии грубости кирпича и камня при строительстве. Египет изменил назначение этого материала и перевел его в область декора. Уже в ранних гробницах, стены были покрыты известковой и гипсовой штукатуркой с повсеместным сочетанием пигмента, окраски или декорирования.

Вот такой она дошла до Южной Европы и приобрела свою популярность в Греции и Риме. Греки взяли рецепт от Египтян, и заметно улучшили его. Греческий философ, занимавшийся вопросами конкретных наук (перипатетик, последователь Аристотеля) Теофраст (360 до н.э.) точно описал изготовление штукатурки.

Таким образом, мы и добрались до Римской империи, которая использовала все возможности декоративной штукатурки максимально и добавила в этот арсенал одно из основных и красивых покрытий – «венецианская» штукатурка ("stucco veneziano"). Конечно, в те времена данное покрытие имело какое-то другое название и, к сожалению, оно не дошло до нас, а вышеуказанное наименование родилось уже в более поздние времена, о которых чуть позже.

В древнем Риме архитектура и строительство активно использовало мрамор, и он являлся самым распространенным материалом. Благородный камень придавал абсолютно всему величественность и приближенность к богам, что и требовалось для верховных правителей. В процессе обработки камня оставалось достаточно большое количество мраморной пыли и крошки, и в какой-то момент одному из мастеров пришло в голову попробовать добавить её в штукатурку и использовать для выравнивания стен и потолков.

Результат эксперимента был настолько восхитительным, что данный способ моментально разлетелся по всему Риму. Венецианская штукатурка позволяла создавать поверхности идеально гладкими с передачей структуры мрамора, а при использовании её в качестве заполнителя в соединениях камня, после затвердевания материала, придавала всей поверхности эффект целостности конструкции, вызывая ощущение нерукотворности данного творения.

Первое римское упоминание данной декоративной штукатурки, дошедшее до нас, зафиксировано в трудах Марка Витрувия Поллиона. В его трактатах об архитектуре можно найти классический рецепт покрытия (в общих чертах, описание, известковой смеси с добавлением мраморной крошки).

В годы правления Августа, Витрувий прославился созданием теории классической архитектуры, канонизировав ордерную систему ("Триады Витрувия"). Насколько он был популярен в ту эпоху и обладал авторитетностью, говорит нам то, что одна из самых известных графических работ Леонардо да Винчи – «Витрувианский человек» - это иллюстрация именно к книгам древнего архитектора.

Декоративная штукатурка сквозь века: от древней Месопотамии и до наших времен.

Насколько позволяют нам проследить сохранившиеся архитектурные ценности Древнего Рима место появления, и путь развития этой штукатурки, есть утвердившееся предположение, что всё началось в Помпеи. Останки разрушенного города с его особняками, общественными сооружениями, наполненные яркими фресками и красочными сценами из мифологии, свидетельствуют о том, что строительство уже не мыслило себя без данного эффектного покрытия. При проведении анализа покрытий, было выяснено, что стены зданий того времени штукатурились тремя слоями смеси, состоящей из песка и извести, в дальнейшем, с нанесением мраморного состава, что и придавало максимальный эффект гладкой и эффектной поверхности. В тот период произошло понимание того, что данный состав в использовании менее трудоемок и дешевле, чем использование натурального камня, кроме этого, значительно облегчает вес архитектурных конструкций.

К сожалению, с затуханием самой римской империи произошел спад в развитии и использования декоративной штукатурки, это обусловлено тем, что на смену Древнего Рима не пришла иная государственность, которая могла бы посоревноваться с ней в величии и помпезности. Также было упущено из виду такое преимущество декоративной штукатурки как практичность и долговечность, которую если бы оценили в своё время по достоинству, смогло бы спасти её от векового забвения.

Последующее упоминание использования данного материала зафиксировано уже только в записях датируемых 1473 годом и являющихся документом о строительстве на одном из островов Венеции. Там достаточно подробно идет речь о подготовке стен с использованием особого известнякового состава, содержащего в себе каменную крошку.


Этот век и последующий был ознаменован в искусстве и архитектуре эпохой Ренессанса, которая неотъемлемым элементом и материалом, для подчеркивания своих творений, считала изысканно обработанный камень. Таким образом, в историю вошло использование «истрийского» камня, как отделочного материала, который в дальнейшем был заменен на специальный раствор. И это уже было первым признаком оценки штукатурки не только как декора, но и её преимуществ с точки зрения практичности, что было не маловажным фактором для района Венеции, где присутствовало постоянное воздействие воды, как на фундамент, так и повышенная влажность на всё окружающее. В результате использования декоративной штукатурки происходило облегчение всего сооружения, что снижало нагрузку на фундамент, в столь сложных условиях для строительства, а также материал позволял стенам «дышать», что очень важно при повышенной влажности и повсеместном процветании плесени. Венецианская штукатурка обрела возрождение и, усовершенствованные технологии римлян итальянскими профессионалами, стали использоваться значительно чаще в отделке помещений. С этого момента история декоративной штукатурки стала неотъемлемой частью историй изобразительного искусства и архитектуры. Многие великие классики прошлых веков не мыслили своих творений без этого материала. Рафаэль употреблял венецианскую штукатурку при росписи стен и потолков. В замке французского короля Фонтенбло нас восхищают всемирно известные фрески Россо Флорентино и Франческо Приматиче, что можно сказать и о работах Джорджио Вазари и Джулио Романо в храмах и замках Неаполя, Рима и Флоренции, которые были выполнены с использованием венецианской штукатурки.


Одним из самых влиятельных европейских архитекторов в ту эпоху являлся Андреа Палладио – родоначальник одноименного Палладианского стиля и классицизма в архитектуре с использованием декоративной штукатурки. Его творения заслужили большое уважение среди ценителей, архитектура, совмещающая в себе классические линии эпохи Возрождения, интерьерного планирования, которое не только радует глаз, но и позволяет за счет штукатурки избегать активного воздействия плесени в условиях венецианской влажности.

Самыми известными его работами являются виллы в окрестностях Виченцы и Венеции, в Италии, но и другие, среди которых три великолепных Собора в Венеции: Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе и Санта-Мария делла Салюте.

Палладио, в своё время, посещал Рим с целью изучения архитектурной истории, штудируя с особой тщательностью труды Римского архитектора Витрувия.

И в 1570 году он опубликовал труд под названием “Четыре книги об архитектуре”, что и по сей день считается величайшим вкладом современной архитектурной литературы.

А в 70-е годы 20-го века, благодаря архитектору Карлу Скарпу, самому активному пользователю декоративных покрытий в те времена, популярность декоративной штукатурки достигла своего пика, и практически весь мир узнал о чудесных качествах венецианской штукатурки.

Вот, практически, и вся история, дошедшая до наших времен материала, который скрывается в банках под различными наименованиями и расцветает, преображая помещения при его нанесении мастерами.

Взгляд на историю





Использование декоративной штукатурки во времена Древней Греции и Рима.

Никто не может точно сказать о том, когда и где люди впервые использовали известь как связующее вещество для краски. Ясно только, что история живописной декоративной штукатурки началось достаточно давно: штукатуркой оформлены здания, построенные во времена Древней Греции, в Египте археологи находят удивительно прочные и гладкие элементы штукатурного покрытия, в эпоху расцвета Рима декоративной штукатуркой, росписью маслом на влажной штукатурке и лепниной украшали практически каждое строение.

Декоративная штукатурка с современном мире

Покраска по свежей штукатурке стала приобретать значительные размеры и в современном мире и на сегодняшний день мы называем этот вид отделочных работ- декоративной штукатуркой. Несмотря на многообразие видов строительной отделки 21 века, декоративная штукатурка главенствует и пользуется неизменной популярностью и остается на протяжении многих веков одним из наиболее распространенных отделочных работ. Определенная форма и фактура создается при помощи инструментов и техники нанесения. С помощью этого вида отделки можно имитировать любые поверхности, например, создать имитацию мраморного камня, акварельную роспись, лунного света, водопада, драпировки под кожу, различных ценных пород камня, коры дерева, песка и т.п. Можно много привести примеров функциональности этого отделочного материала, т.к. с каждым интерьером создаются всё новые идеи, которые ведут к безграничному полёту фантазий. Отштукатуренные помещения легче содержать в чистоте, их можно освежить новым цветом или оклеить обоями. Правильно выполненная фактура не только долговечна (может работать столетия), но и самое главное- придает поверхностям красивый вид. Декоративная отделка-это завершающий штрих в вашем интерьере, здесь огромную роль играют руки маляра, который выступает в роли художника и фантазии дизайнера. Ведь создавая свой интерьер, мы пытаемся индивидуализировать своё пространство: хочется больше красоты, комфорта, уюта. При помощи неё можно создавать оригинальные панно. Которые станут эпицентром вашего интерьера. Отличным способом отделки она хороша и для отдельных элементов интерьера: арки, ниши, колонны, скульптурные барельефы.

Благодаря декоративной штукатурке создается поверхность, которая на протяжении многих лет будет держать фактуру, стойкость к механическим, климатическим воздействиям и не потеряется вся сочность оттенков. И к тому же важно отметить экологичность материалов, из которых изготавливаются эти штукатурки, используемые и для фасадных работ. Слой раствора, которым покрывают поверхность, необходим для того, чтобы утеплить здание, улучшить звукоизоляцию. Данное покрытие поможет выразить эстетику вашего дома, здания и интерьера.

В зависимости от требований к качеству отделки поверхностей, декоративная штукатурка богата гаммой цветовых решений и абсолютно различными объемными структурами, тем самым помогая дизайнерам проявлять свой творческий потенциал и создавать уникальные интерьеры. Она имеет своеобразную красоту тона, вытекающую из её материалов и способов их нанесения, и только ей свойственную фактуру, подменить которую другим составом не предоставляется возможным. В наше время подлинную декоративную отделку можно считать особо изысканным живописным способом окрашивания стен вашего интерьера, в котором цениться не только художественная сторона дизайнера, но и мастерство маляра. Тем более, что декоративная отделка в настоящее время значительно легче, чем в эпоху Древнего Египта.

Всё сказанное говорит о преимуществах декоративной штукатурки, которой можно создать любую объемную фактуру в любом интерьере. Особенно оценят её преимущества и те, кому присущи интерьеры «под старину», но и те дизайнеры, которые стремятся не отставать от современного гламура.

История возникновения декоративной штукатурки


Одной из фундаментальных потребностей человека, естественно, является тяга к эстетическому созерцанию окружающей среды. И немаловажное значение в этом вопросе имеет интерьер помещений, где каждый человек по ряду причин проводит определенное количество своего времени, будь то собственный дом, квартира, либо общественное заведение. Согласитесь, что при иных равных условиях, всегда невольно падает выбор на заведение, где интерьер выполнен более эстетично и презентабельно. Для создания современных интерьеров существует множество выразительных средств, таких, как, например, декоративная штукатурка. В настоящее время представлен широкий выбор этого материала для отделочных работ, поэтому купить декоративную штукатурку не составляет труда.

Но мало кто задумывается, откуда появилась популярность на этот вид отделки?

Существует расхожее мнение, что декоративная штукатурка появилась в эпоху Возрождения, когда мастера из Италии того времени много экспериментировали над усовершенствованием технологии использования мраморной пыли. На самом же деле это всего лишь один из этапов расцвета, так называемого «жидкого мрамора», более известного в современном обиходе, как «венецианская штукатурка». Этот вид покрытия и сейчас переживает очередной пик популярности. Но истоки он берет из Древнего Рима, когда в архитектуре одним из самых распространенных материалов был мрамор. Даже появилась красивая легенда, что изобретение этой штукатурки было абсолютной случайностью: в результате обработки камня, мраморная пыль попала в известковый раствор, и, когда мастер начал наносить получившуюся смесь на стену, то был поражен красотой покрытия. На самом же деле, точной технике изготовления декоративной штукатурки мы обязаны греческому философу Теофрасту, который подробно описал состав и технологию нанесения в своих трудах, посвященных естество–испытаниям, а мастера Древнего Рима дополнили состав мраморной пылью, которая была в избытке после обработки поверхностей из мрамора. В результате, полученный материал очень быстро покорил Древний Рим, так как позволял создавать идеально гладкие бесшовные поверхности, в точности имитирующие структуру самого мрамора, вызывая ощущение нерукотворности архитектурного творения, благодаря визуальной целостности конструкции. К сожалению, с закатом Римской цивилизации произошел и спад в развитии декоративной штукатурки и ее вековое забвение. Возможно, это связано с тем, что после эпохи Древнего Рима не наступило столь же значимой государственности, которая могла бы сравниться в помпезности и величии с ушедшей эпохой.


Декоративная штукатурка с самого начала своего изобретения носила исключительно эстетическую направленность, так как использовалась для оформления интерьеров в домах состоятельных людей. Но так же имела и ряд иных полезных особенностей. Использование штукатурки, имитирующей камень, в значительной степени облегчало конструкцию всего сооружения. Вместе с тем, штукатурка обладает отличными характеристиками влагостойкости и долговечности, что позволяет этому материалу сохранять свой внешний вид веками даже в очень влажном климате. Кроме этого, декоративная штукатурка служит помещению дополнительным слоем шумоизоляции. Если бы все эти преимущества материала были оценены по достоинству в свое время, то, возможно, развитие декоративной штукатурки не прервалось на столь длительное время.

Свой новый расцвет декоративная штукатурка получает, как уже указывалось ранее, в эпоху Ренессанса, когда ее начали изготавливать не только с добавлением мрамора, но и таких материалов, как гранит, кварц, известняк и т.д. Декоративная штукатурка своими высокими художественными качествами покорила таких выдающихся деятелей искусства, как Боттичелли, Да Винчи, Буонарроти и многих других. Великие архитекторы и художники того времени уже не мыслили свои творения без использования этого вида покрытия. С того времени декоративная штукатурка стала частью истории архитектуры и изобразительного искусства.

Стоит отметить, что прототипы декоративной штукатурки появлялись еще задолго до Древней Греции и в различных частях света, таких как Месопотамия, и в уже более позднее время в Древнем Египте, для оформления гробниц фараонов, Древних Индии и Китае, для декорирования дворцовых фасадов. Мастера того времени много экспериментировали с составом, добавляя даже вулканическую пыль, а в качестве натуральных красителей использовались сок, вино и даже кровь. Так, например, один из городов Древней Индии получил название «Розовый город», из-за полученного пигмента с добавлением крови. Так или иначе, все это создавалось для придания эстетических качеств грубым поверхностям и кирпичным стенам.

В настоящее время, естественно, больше не применяются подобные варварские смеси. Но, вместе с тем, выбор качественной декоративной штукатурки стал гораздо более богатым.


Самые распространенные виды декоративной штукатурки делятся на группы, в зависимости от их связующего элемента:

Минеральная декоративная штукатурка.

В ее основе лежит известь или цемент. Этот вид штукатурки имеет очень широкий спектр применения. Но, имеет свои недостатки. Не рекомендуется применение минеральной штукатурки в зданиях, которые подвергаются постоянным вибрациям, к примеру, непосредственная близость здания к автостраде или железнодорожному полотну.

Силикатная штукатурка.

В ее основе лежит жидкое калиевое стекло. Эта декоративная штукатурка более устойчива к вибрациям. Так же из преимуществ стоит отметить, что поверхность, обработанная этим материалом, практически не пачкается.

Акриловая штукатурка.

В ее основе лежат акриловые смолы. Довольно универсальный вид декоративной штукатурки. Применяется одинаково успешно и для отделки интерьеров, и для наружных работ. Служит идеальным покрытием для влажных помещений со значительным перепадом температур.

Силиконовая штукатурка.

Наиболее полным ассортиментом декоративной штукатурки обладают итальянские компании, специализирующиеся на отделочных материалах. В их каталогах в настоящее время представлены как классические популярные декоративные покрытия, к примеру: венецианская штукатурка, или имитация камня травертин, для создания помпезных интерьеров, так и штукатурки, имитирующие бетон или металл для современных интерьеров в стиле Loft.

Читайте также: