Ввод кабеля в электродвигатель

Обновлено: 03.07.2024

Электрическое подключение двигателей

Концы статорных обмоток электродвигателя закреплены в клеммах коробки выводов, в которую подводятся и провода кабеля питания. Заземляющий проводник крепится к болту заземления. На внутренней стороне крышки клеммной панели находятся схемы электрического подключения обмоток и питающего кабеля.

При помощи перемычек, находящихся на панели, выполняется соединение «треугольником» (Δ) или «звездой» (Y).

Электродвигатель на два напряжения поставляется с соединением обмоток на высшее из них значение. Иное соединение может быть заявлено при заказе.

Подсоединение питающего кабеля

Клеммные коробки, которыми снабжены электродвигатели, допускают подвод кабелей с жилами из меди с оболочками из пластика или резины или в металлорукаве. Сечения жил рассчитываются исходя из потребности обеспечения указанного на заводской табличке изделия значения тока. Провода должны также кратковременно выдерживать пусковое значение тока.

Вводятся кабели через 1 или 2 штуцера либо через удлинитель. Кабели питания устанавливаются либо под сухую разделку, либо заделываются эпоксидным закрепляющим составом.

Силовой кабель, заводимый в электродвигатели, обязательно должен иметь наконечники. Закреплять их на контакте болте нужно только в указанном порядке. При подведении кабель должен быть свободен от всякого механического напряжения (натяга, скручивания) и надёжно закрепляться в устройстве ввода. Качество электрического контакта болтов с выводами должно обеспечиваться затягиванием гаек с моментом не выше предписанного.

Заключительные процедуры

Внимание! Прежде чем подключать двигатель к электропитанию, обязательно следует выполнить заземление.

После подключения кабеля питания к электродвигателю следует:

  • убедиться в надёжности закрепления его проводов на клеммах и уплотнения его в штуцере;
  • проверить свободу расположения кабеля без натяжения;
  • обеспечить невозможность возникновения скручивания и натяжения кабеля в процессе работы двигателя или исполнительного механизма;
  • проконтролировать подключение устройств температурной защиты у исполнения Б.

В завершение коробка выводов должна быть плотно закрыта крышкой с применением уплотняющих прокладок.

Подвод и присоединение к электродвигателям кабелей, проложенных открыто

9-28. При подводе к электродвигателям кабелей марок ВБВ и АВБВ от основной трассы их следует прокладывать открыто на перфорированных лотках или монтажных профилях без дополнительной защиты от возможных механических воздействий (рис. 60) независимо от высоты прокладки. Если расстояние от нажимной муфты вводного устройства электродвигателя до места крепления кабеля на лотке не более 0,7 м, то дополнительных креплений кабеля не требуется, а при больших расстояниях необходима установка перфорированного лотка с прокладкой по нему кабеля.

Варианты подвода кабелей марок ВБВ и АВБВ к электродвигателям приведены на рис. 70.

9-29. При подводе к электродвигателям открыто прокладываемых бронированных и небронированных кабелей других марок (с учетом класса взрывоопасной зоны) с поливинилхлоридной, резиновой и бумажной изоляцией (например, ВВБГ, ВРБГ, СБГ и т.п.) они должны быть защищены от возможных механических воздействий на высоте не ниже 2 м от пола или площадки обслуживания. Защита кабелей может осуществляться монтажными профилями, швеллерами, стальными коробами или водогазопроводными трубами. При защите трубами кабелей с бумажной изоляцией и небронированных кабелей с поливинилхлоридной и резиновой оболочкой рекомендуется трубы соединить на резьбе с нажимными муфтами вводных устройств электродвигателей.

9-30. При защите трубами бронированных кабелей допускается не вводить трубу во вводное устройство. Между вводным устройством и концом трубы или другими защитными ограждениями должен быть разрыв до 100 мм. Проводник заземления, припаянный к броне кабеля с резиновой или поливинилхлоридной оболочкой, должен быть заключен в поливинилхлоридную трубку и присоединен к наружному заземляющему зажиму на вводном устройстве электродвигателя.

9-31. Для вводя кабелей марок ВБВ и АВБВ необходимо выполнить следующие операции:

а) надеть на кабель нажимную муфту, нажимную шайбу, резиновое уплотнительное кольцо и упорную шайбу;

б) выполнить заделку кабеля в соответствии с указаниями, приведенными в разд. 8 настоящей инструкции;

в) установить на ранее отмеченное место на оболочке кабеля резиновое уплотнительное кольцо;

г) ввести конец кабеля во вводное устройство до упора резинового кольца;

д) закрепить болтами нажимную муфту к корпусу вводного устройства и затягиванием болтов уплотнить место ввода кабеля резиновым кольцом;

е) присоединить нулевую жилу и проводник заземления к заземляющему зажиму внутри коробки, а жилы кабеля - к контактным зажимам;

ж) закрыть крышкой корпус вводного устройства и затянуть крепящие болты.

Ввод и присоединение кабеля марки ВБВ (АВБВ) во вводном устройстве электродвигателя приведены на рис. 71.

9-32. Для ввода открыто проложенных бронированных кабелей с бумажной изоляцией выполнить следующие операции:

а) припаять заземляющий проводник к броне и оболочке кабеля и снять броню с конца кабеля (см. разд. 8 настоящей Инструкции);

б) надеть на кабель нажимную муфту, нажимную шайбу, резиновое уплотнительное кольцо и упорную шайбу. При этом резиновое кольцо должно упираться в срез брони;

в) выполнить концевую заделку кабеля липкой поливинилхлоридной лентой в соответствии с указаниями разд. 8 настоящей Инструкции;

г) длина круглых однопроволочных жил кабелей сечением до 16 (для присоединения без наконечников) должна соответствовать размерам, указанным в табл. 9 и на рис. 45, считая от первого кольцевого надреза на оболочке, а секторных однопроволочных и многопроволочных жил кабелей сечением от 25 до 150 (при оконцевании их наконечниками для опрессовки) должна соответствовать размерам, указанным в табл. 10;

д) для электродвигателей серии ВАО 315-450-го габаритов и МА36 6-го в 7-го габаритов длина токоведущих (фазных) жил L выбирается в зависимости от сечения жил кабеля по табл. 11 и рис. 72, а нулевая (четвертая) жила для кабелей всех сечений принимается равной 480 мм;

е) ввести жилы кабеля и заземляющий проводник во вводное устройство, вставить в гнездо ввода до упора резиновое уплотнительное кольцо с упорной и нажимной шайбами и затягиванием болтов нажимной муфты уплотнить резиновым кольцом место ввода кабеля;

9. Монтаж взрывозащищенных электродвигателей серий вао и ма36

9-1. Взрывозащищенные электродвигатели поступают с заводов-изготовителей в собранном виде, как правило, совместно с технологическим оборудованием. Каждый электродвигатель должен поставляться с паспортом и инструкцией по монтажу и эксплуатации.

9-2. Производить разборку двигателей при монтаже не требуется, если не обнаружен обрыв обмоток и сопротивление их изоляции по отношению к корпусу (в мегомах), замеренное в холодном состоянии мегомметром на 1000 В (по ГОСТ 183-74), не ниже

Для электродвигателей на напряжение 6000 В сопротивление изоляции обмоток замеряется мегомметром на 2500 В, при этом сопротивление изоляции должно быть не ниже 6 МОм.

9-3. Если со дня отгрузки электродвигателей с завода-изготовителя прошло не более одного года, то перед монтажом необходимо очистить их поверхность от пыли, проверить затяжку всех винтов и болтов, убедиться в целости оболочки и вводных устройств, проверить свободное вращение ротора от руки.

9-4. Если со дня отгрузки электродвигателя с завода-изготовителя прошло свыше одного года, то необходимо дополнительно осмотреть подшипники со снятием их крышек и проверить наличие смазки, которая должна заполнять 2 /3объема подшипникового гнезда. Для смазки подшипников следует применять смазку, указанную в заводских инструкциях.

9-5. Если сопротивление изоляции обмоток, замеренное мегомметром, ниже нормы, то независимо от срока отгрузки электродвигателя с завода-изготовителя необходимо произвести сушку его обмоток со снятием вводного устройства для циркуляции воздуха.

9-6. После сушки должна быть проверена плотность прилегания сопрягаемых деталей взрывонепроницаемых оболочек. Зазор должен быть не более указанного в заводской инструкции по монтажу и эксплуатации электродвигателя. Если электродвигатель не удовлетворяет этим требованиям, то он не может быть использован как взрывозащищенный и подлежит замене. Типы, электрические характеристики и основные размеры взрывозащищенных электродвигателей серии ВАО и МА36 приведены в приложении 8.

9-7. Электродвигатели указанных серий могут применяться во взрывоопасных зонах всех классов.

9-8. На корпусах электродвигателей имеется табличка с маркировкой одного или следующих исполнений взрывозащиты: В1Г, В2Г, В3Г (В1Т4, В2Т4, В3Т4). Условные обозначения: В - взрывонепроницаемое исполнение; 1, 2, 3 - категория взрывоопасных смесей; Г (Т4) - группа взрывоопасной смеси. Примеры маркировки взрывозащищенного электрооборудования по ПИВРЭ приведены в приложении 13.

При выборе электродвигателя нужно следить, чтобы среда взрывоопасной зоны по категории и группе соответствовала или была менее опасной, чем категория и группа, указанные в маркировке.

9-9. Единая серия электродвигателей ВАО с маркировкой до В3Г (В3Т4) на напряжение 380/660 В и мощностью до 315 кВт имеет шесть типов вводных устройств К1 - К6.

9-10. Вводные устройства этих электродвигателей по своим размерам допускают непосредственный ввод бронированных кабелей с бумажной изоляцией, кабелей и проводов в трубах с изоляцией жил из резины и поливинилхлоридного пластиката.

9-11. Вводные устройства состоят из корпуса, крышки, кабельной и нажимной муфт. У электродвигателей до 3-го габарита кабельная муфта отсутствует.

9-12. Для уплотнения ввода проводов или кабелей вводные устройства укомплектованы резиновыми уплотнительными кольцами (рис. 58), расположенными в гнездах кабельной муфты вводного устройства, и прижимаются нажимными муфтами. При этом кольца могут быть:

с одним отверстием и кольцевыми надрезами - для уплотнения кабелей различных диаметров (рис. 58, а); на одной стороне кольца имеются выпуклые цифры, указывающие диаметры надрезов;

с четырьмя отверстиями - для уплотнения проводов (рис. 58, б);

с метками центров сверления четырех отверстий для проводов с одной стороны и одного отверстия для кабеля - с другой стороны (рис. 58, в). На рис. 58, г приведен вид сверху кольца для уплотнения проводов.

Размер трубной резьбы ввода по габаритам электродвигателей серии ВАО

Тип вводного
устройства

Размер трубной
резьбы ввода, дюйм

При подводе питания сбоку электродвигателя ось вводного устройства должна быть расположено под углом 90° по отношению к оси электродвигателя, а кабельная муфта, имеющая косой разъем с корпусом вводного устройства (рис. 64, а), обращена вводным отверстием вниз под углом 45°, что достигается поворотом кабельной муфты на 180°. При подводе питания со стороны вентиляторов электродвигателя вводное устройство должно быть установлено вдоль оси электродвигателя, при этом кабельная муфта должна быть установлено в горизонтальное положение (рис. 61, б).

9-16. Для поворота вводных устройств электродвигателей всех габаритов необходимо отвернуть торцевым ключом четыре болта, крепящих вводное устройство к фланцу электродвигателя.

9-17. У электродвигателей 0 - 9-го габаритов внутри корпусов вводных устройств установлено по три силовых проходных контактных зажима и один заземляющий зажим (рис. 66, 67).

9-18. У электродвигателей 315 - 450-го габаритов установлено шесть и два заземляющих зажима (рис. 68). Силовые зажимы соединены попарно контактными пластинами с отверстиями диаметром 10 мм, что позволяет присоединять к одной фазе по одной жиле каждого из двух вводимых кабелей. При этом контактные плоскости наконечников фазных жил одного кабеля должны быть повернуты на 180° по отношению к контактным плоскостям наконечников другого кабеля для присоединения наконечников одной фазы с двух сторон контактной пластины. Электродвигатели выпускаются на рабочее напряжение, указанное в заказе, и контактные пластины не предназначены для пересоединения обмоток со звезды на треугольник как перемычки.

9-19. Вводные устройства электродвигателей серии МА36 4 - 7-го габаритов расположены также с правой стороны электродвигателей и аналогичны соответственно вводным устройствам электродвигателей серии ВАО 9 и 315 - 450-го габаритов.

9-20. При вводе в электродвигатели серии ВАО 315 - 450-го габаритов и МА36 6-го габарита одного кабеля, достаточного по номинальному току электродвигателя, категорически запрещается вынимать из второго вводного отверстия заводскую заглушку, установленную в резиновое уплотнительное кольцо, во избежание нарушения взрывозащитных свойств вводного устройства.

9-21. Вводные устройства электродвигателей серии ВАО с маркировкой В4Г и В4Д с 0-го по 9-й габарит - стальные сварные, расположены сверху электродвигателей и могут быть повернуты на 90°. Для электродвигателей 0 - 5-го габаритов использован один тип вводного устройства (по типу К1). Для электродвигателей 6 - 9-го габаритов вводное устройство соответствует вводному устройству К3.

Размеры трубных резьб в нажимных муфтах вводных устройств для различных габаритов электродвигателей с маркировкой В4Г и В4Д приведены ниже:

электродвигателя …. 0 - 1 2 - 5 6 - 7 8 - 9

резьбы ввода, дюйм …. 3 /4 1 2 2 1 /2

9-22. Основные технические характеристики электродвигателей серии ВАО всех частот вращения для взрывоопасных средств четвертой категории и групп А, Б и Г (маркировка В4Г) и электродвигателей с частотой вращения 3000 об/мин для группы Д (маркировка В4Д) совпадают с техническими характеристиками электродвигателей серии ВАО основного исполнения (маркировка В3Г).

9-23. Мощности некоторых электродвигателей серии ВАО с маркировкой В4Д на 1000 и 750 об/мин снижены по сравнению с мощностями электродвигателей основного исполнения и соответствуют предыдущему меньшему габариту с маркировкой В4Г.

9-24. На проходных силовых зажимах электродвигателей серии ВАО 450 - 630-го габаритов на напряжение 6000 В установлены контактные переходные пластины с отверстиями диаметром 9 мм, которые используются для присоединения жил кабелей сечениями 25 и 35 мм 2 , оконцованных наконечниками с контактными отверстиями 8,5 мм.

Для присоединения однопроволочных жил сечением 16 мм 2 и наконечников с отверстиями 12,5 мм (сечение жил кабелей 50 мм 2 и более) контактные пластины должны быть сняты. Вводное устройство расположено вертикально и позволяет вводить кабели с бумажной изоляцией с выполнением заделки липкой поливинилхлоридной лентой или заливки битумной массой конца кабеля. Заливку кабельной массой следует выполнять только во взрывоопасных зонах класса В-1.

9-25. До ввода проводов и кабелей в электродвигатели необходимо выполнить следующие операции:

а) снять с корпуса вводного устройства нажимную муфту;

б) вынуть из гнезда кабельной муфты нажимную шайбу, резиновое уплотнительное кольцо и упорную шайбу (в вводных устройствах электродвигателей серии ВАО до 3-го габарита нажимная и упорная шайбы заводом могут не поставляться); вынуть из отверстия резинового кольца транспортную заглушку;

в) удалить надрезанные слои резинового кольца или просверлить в кольце отверстие по диаметру оболочки кабеля. Диаметр отверстия не должен превышать диаметр оболочки кабеля более чем на 1 - 1,5 мм (кольцо надевается на наружную оболочку кабелей марок ВБВ и АВБВ): при вводе проводов в резиновом кольце просверлить по меткам четыре отверстия диаметром, равным диаметру вводимого провода;

г) снять крышку, отвернув торцовым ключом болты, крепящие ее к корпусу вводного устройства.

9-26. После выполнения ввода и присоединения кабелей или проводов во вводных устройствах прилегающие взрывозащитные поверхности в соединениях корпус - крышка, корпус - фланец электродвигателя, корпус - кабельная муфта (у электродвигателей 4-го габарита ин выше) должны быть протерты и покрыты тонким слоем консистентной смазки, а после затягивания болтов до отказа проверены щупом зазоры по всему периметру прилегания. Смазка и величина зазоров должны выбираться в соответствии с заводской инструкцией по монтажу и эксплуатации.

9-27. При сборке вводного устройства следует обратить особое внимание на недопустимость нанесения повреждений (царапин, забоин и т.п.) на взрывозащитных поверхностях сопрягаемых деталей, на тщательность уплотнения ввода кабеля и состояние резиновых уплотнительных прокладок крышки и кабельной муфты, так как это связано с обеспечением взрывонепроницаемости вводного устройства.

Подвод и присоединение к электродвигателям кабелей, проложенных открыто

9-28. При подводе к электродвигателям кабелей марок ВБВ и АВБВ от основной трассы их следует прокладывать открыто на перфорированных лотках или монтажных профилях без дополнительной защиты от возможных механических воздействий (рис. 69) независимо от высоты прокладки. Если расстояние от нажимной муфты вводного устройства электродвигателя до места крепления кабеля на лотке не более 0,7 м, то дополнительных креплений кабеля не требуется, а при больших расстояниях необходима установка перфорированного лотка с прокладкой по нему кабеля.

9-29. При подводе к электродвигателям открыто прокладываемых бронированных и небронированных кабелей других марок (с учетом класса взрывоопасной зоны) с поливинилхлоридной, резиновой и бумажной изоляцией (например, ВВБГ, ВРБГ, СБГ и т.п.) они должны быть защищены от возможных механических воздействий на высоте не ниже 2 м от пола или площадки обслуживания. Защита кабелей может осуществляться монтажными профилями, швеллерами, стальными коробами или водогазопроводными трубами. При защите трубами кабелей с бумажной изоляцией и небронированных кабелей с поливинилхлоридной и резиновой оболочкой рекомендуется трубы соединить на резьбе с нажимными муфтами вводных устройств электродвигателей.

9-30. При защите трубами бронированных кабелей допускается не вводить трубу во вводное устройство. Между вводным устройством и концом трубы или другими защитными ограждениями должен быть разрыв до 100 мм. Проводник заземления, припаянный к броне кабеля с резиновой или поливинилхлоридной оболочкой, должен быть заключен в поливинилхлоридную трубку и присоединен к наружному заземляющему зажиму на вводном устройстве электродвигателя.

9-31. Для ввода кабелей марок ВБВ и АВБВ необходимо выполнить следующие операции:

а) надеть на кабель нажимную муфту, нажимную шайбу, резиновое уплотнительное кольцо и упорную шайбу;

б) выполнить заделку кабеля (в соответствии с указаниями, приведенными в разд. 8 настоящей инструкции;

в) установить на ранее отмеченное место на оболочке кабеля резиновое уплотнительное кольцо;

г) ввести конец кабеля во вводное устройство до упора резинового кольца;

д) закрепить болтами нажимную муфту к корпусу вводного устройства и затягиванием болтов уплотнить место ввода кабеля резиновым кольцом;

е) присоединить нулевую жилу и проводник заземления к заземляющему зажиму внутри коробки, а жилы кабеля - к контактным зажимам;

ж) закрыть крышкой корпус вводного устройства и затянуть крепящие болты.

Ввод и присоединение кабеля марки ВБВ (АВБВ) во вводном устройстве электродвигателя приведены на рис. 71.

9-32. Для ввода открыто проложенных бронированных кабелей с бумажной изоляцией выполнить следующие операции:

а) припаять заземляющий проводник к броне и оболочке кабеля и снять броню с конца кабеля настоящей Инструкции);

б) надеть на кабель нажимную муфту, нажимную шайбу, резиновое уплотнительное кольцо и упорную шайбу. При этом резиновое кольцо должно упираться в срез брони;

в) выполнить концевую заделку кабеля липкой поливинилхлоридной лентой в соответствии с указаниями разд. 8 настоящей Инструкции;

г) для круглых однопроволочных жил кабелей сечением до 16 мм 2 (для присоединения без наконечников) должна соответствовать размерам, указанным в табл. 9 и на рис. 45, считая от первого кольцевого надреза на оболочке, а секторных однопроволочных и многопроволочных жил кабелей сечением от 25 до 150 мм 2 (при оконцевании их наконечниками для опрессовки) должна соответствовать размерам, указанным в табл. 10;

Длина круглых однопроволочных жил для присоединения к электродвигателям серии ВАО 0 - 9-го габаритов

Монтаж взрывозащищенных электродвигателей


GeekBrains

Как правило, взрывозащищенные электродвигатели поступают с заводов в собранном виде. Каждый такой электродвигатель поставляется с техпаспортом и инструкцией по монтажу и эксплуатации.

Разборку электродвигателя при монтаже производят только в том случае, если обнаружен обрыв обмоток, или сопротивление изоляции в Мом, по отношению к корпусу, измеренное мегомметром на 1000 В ниже R = U/(1000 + 0 ,0 0 1) N , где U – номинальное напряжение, В; N – мощность электродвигателя, кВт.

Для электродвигателей на напряжение 6 тли 10 кВ сопротивление изоляции обмоток измеряют мегомметром на 2500 В при этом сопротивление изоляции не должно быть ниже 6 Мом.

Монтаж взрывозащищенных электродвигателей

Если сопротивление изоляции обмоток взрывозащищенного электродвигателя ниже нормы, то необходимо выполнить сушку обмоток двигателя. Для циркуляции воздуха приходится снимать вводное устройство независимо от того когда был отгружен электродвигатель.

После сушки обмоток взрывозащищенного электродвигателя проверяют плотность прилегания взрывонепроницаемых оболочек. Зазор не должен быт более, указанных в инструкции. Если электродвигатель не удовлетворяет этим требованиям, то его нельзя использовать как взрывозащищенный.

Взрывозащищенные электродвигатели серии ВАО выпускаются на напряжения 380/600 В и мощность до 315 кВт и имеют 6 типов вводных устройств, которые различаются диаметром трубной резьбы для непосредственного захода бронированных кабелей с бумажной изоляцией различных сечений.

Монтаж взрывозащищенных электродвигателей

Ввод проводов и кабелей в взрывозащищенный электродвигатель производят по инструкции. При подводе к взрывозащищенному электродвигателю кабелей марок БВГ, АБВГ от основной трассы их прокладывают открыто на лотках или монтажных профилях без дополнительной защиты от возможных механических воздействий и независимо от высоты прокладки.

Если расстояние от нижней муфты вводного устройства электродвигателя до места крепления кабеля не более 0,7 м, то дополнительных креплений кабеля не делают, а при больших расстояниях ставят лоток с прокладкой по нему кабеля.

Открыто прокладываемые бронированные и небронированные кабели других марок (например, ВВБГ, ВРБГ, и др.) при подводе к взрывозащищенному электродвигателю защищают от возможных механических воздействий на высоте не ниже 2 м от пола или площади обслуживания. Защиту кабеля выполняют монтажными профилями, стальными коробами, водогазопроводными трубами.

При подводе проводов или кабелей, проложенных в трубах и выходящих из пола, трубы должны иметь привязку, которую указывают в проекте.

Монтаж взрывозащищенных электродвигателей

После установки взрывозащищенного электродвигателя на место, трубы доводят до вводного устройства, и вводят на короткой резьбе в нажимную муфту. Защиту бронированных кабелей на участке между трубами, выходящими из пола, и вводным устройством электродвигателя можно выполнять монтажным профилем или стальным коробом.

При замере тубы, нажимную муфту притягивают болтами до отказа к кабельной муфте или к корпусу вводного устройства. Болты затягивают равномерно во избежание перекоса нажимной муфты и повреждения резьбы болтов.

Если диаметр подводимой трубы меньше диаметра отверстия в нажимной муфте, то в нажимную муфту ввертывают переходную футорку.

К электродвиагетлям, которые установлены на основаниях, подверженных вибрации, подвод выполняют гибкими переносными кабелями с резиновой изоляцией.

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Ввод кабеля в электродвигатель

Кабель для двигателя

При запуске оборудования в эксплуатацию важно правильно подобрать кабель для его электропитания. Заниженное сечение жил приводит к затруднённому запуску электродвигателя и перегреву кабеля, вплоть до его повреждения, избыточное сечение — к лишним затратам.

Какие марки кабеля лучше всего использовать для подключения двигателя?

Подбирая марки кабелей для питания асинхронных электрических двигателей, учитывают условия, в которых они будут работать. Для обеспечения питания передвижных электроустановок, которые часто перемещаются между объектами строительства или других работ, предпочтение следует отдавать гибким маркам кабельной продукции. Существует ряд механизмов, приводимых асинхронными электродвигателями, которые в процессе работы совершают постоянные перемещения. Например, кран-балки, электротали и другая грузоподъёмная техника. Электропривод таких механизмов подключается к электросети только гибкими медными кабелями с резиновой изоляцией. Токовые жилы гибких кабелей набраны пучками тонкой медной проволоки, поэтому выдерживают многократные изгибы.

Наиболее подходящие и популярные марки для таких двигателей КГ, КПГС, КПГ1У

Подробная информация и обзор по маркам, подходящим для подключения кран-балки, в нашей статье "Кабель для кран-балки"

Для прокладки в земле целесообразно выбрать бронированный кабель (например, ВБШв или АВБШв), чтобы исключить возможность его случайного повреждения в твёрдом грунте. Допускается прокладка в траншеях с подушкой из песка кабелей в ПВХ оболочке. Эти типы кабелей могут прокладываться и в лотках.

Полезная информация о бронированных кабелях и реклмендации по прокладки в статье "Кабель для прокладки в земле"

Как рассчитать сечение кабеля для электродвигателя?

В общем случае выбор сечения и марки кабеля для подключения двигателя входит в задачи проектирования. Ввод нового объекта, ремонт или реконструкция уже эксплуатирующегося, выполняются в соответствии с проектом. Проектировщики в своей работе учитывают различные факторы, влияющие на результаты выбора:

  • мощность подключаемого электродвигателя;
  • материал токопроводящих жил кабеля;
  • длину питающей кабельной линии;
  • вид кабельной трассы и способ прокладки.

Кроме этого, проверяется термическая стойкость кабеля при протекании ударного тока короткого замыкания в течение времени срабатывания защит.

Упрощенные методы расчета сечения для двигателя

Для самостоятельного подбора кабеля для трёхфазного двигателя можно пользоваться приближёнными методами. Для оценки величины номинального тока трёхфазного электродвигателя напряжением 380 вольт нужно мощность двигателя, выраженную в киловаттах умножить на два. Полученное значение приблизительно соответствует рабочему току в амперах. Как правило, оно несколько больше фактического значения, что создаёт определённый запас. Если есть возможность, то значение тока стоит уточнить на шильдике двигателя.

Шильдик двигателя


Шильдик двигателя

По одной из таблиц, приведённых в ГОСТ или Правилах Устройства Электроустановок, подбирается требуемое сечение, соответствующее найденному значению тока. Нужная таблица выбирается с учётом материала жил и метода прокладки проводников. Полученное сечение соответствует условиям нагрева при длительном протекании заданной величины тока. Если кабель предполагается прокладывать во взрывоопасной зоне категории В – 1а, расчётное значение тока умножается на поправочный коэффициент 1,25.

При большой протяжённости питающего кабеля (более 70 – 100 метров) может происходить существенное падение напряжения. Расчёт величины падения напряжения проводится для значения пускового тока.

Для очень грубой оценки при выборе кабеля по мощности двигателя в «полевых условиях» допустимо применять правило: одному киловатту мощности соответствует 1 мм 2 сечения кабельной жилы. Во всяком случае, при мощности электродвигателя до 50 кВт включительно, такой способ выбора допустим.

В случае необходимости этот принцип может быть использован при подборе моторного кабеля для питания асинхронного двигателя от частотного преобразователя.

Выбор сечения кабеля по мощности двигателя

В качестве примера выполним расчёт сечения кабеля для подключения асинхронного электродвигателя напряжением 380 вольт.

Исходные данные: мощность электродвигателя — 30 кВт, коэффициент мощности 0,86, кпд 0,9. Прокладка кабеля предполагается в траншее. Марка кабеля АВВГ.

Рассчитаем величину номинального тока двигателя, который будет принят в качестве длительно допустимого при выборе кабеля:

Ток номинальный формула

Отмечаем совпадение с результатами грубой оценки величины тока по методике, приведённой выше (30х2 = 60 А).

Теперь определим требуемое сечение алюминиевой жилы по ГОСТ 31996 – 2012. Интересующие нас данные находятся в таблице 21, в соответствии с которыми сечение многожильного кабеля, обеспечивающего длительное протекание переменного тока 59 ампер должно составлять 10 мм 2 при подземной прокладке. Данные в этом столбце таблицы относятся к трёхжильным кабелям.

Таким образом, может быть выбран кабель АВВГ 3х10 мм 2 . В сноске к таблице имеется уточнение, касающееся применения поправочного коэффициента 0,93 для кабелей с четырьмя жилами одинакового сечения с нагрузкой на каждой из них. В случае, когда нагрузкой служит трёхфазный асинхронный двигатель, поправку можно не применять, даже если кабель четырёхжильный, так как нулевой провод не несёт нагрузку. Четвёртая жила кабеля окажется загруженной только при подключении распределённой по трём фазам однофазной нагрузки.

Для дополнительной проверки выбора сечения можно воспользоваться таблицей 1.3.7 из Правил Устройства Электроустановок. Нас интересует последний столбик, где приведены длительно допустимые значения токов для трёхжильных кабелей, проложенных в земле. Ближайшим значением, равным или большим величине тока нагрузки является 70 ампер. Данному значению соответствует сечение 10 мм 2 . То есть, данные в основном совпадают, хотя таблица из ПУЭ допускает несколько большую загрузку кабеля.

tabl_1_3_7.jpg.jpg

При выборе медного кабеля (например, марки ВВГ) пользуемся данными таблицы 19 ГОСТ и 1.3.6 ПУЭ, из которых находим требуемое сечение 6 мм 2 .

Таким образом, может быть применён алюминиевый кабель АВВГ 3Х10 мм 2 , либо медный ВВГ 3х6 мм 2 .

Подключение электродвигателя

В промышленности наибольшее распространение получили трехфазные асинхронные двигатели. Такие привода обладают массой достоинств, как, например, жесткая характеристика. Это выражается в том, что при увеличении нагрузки и снижении оборотов крутящий момент резко возрастает. Схема подключения трехфазного асинхронного двигателя имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при монтаже и ремонте устройств.

Условия для подключения электродвигателя

Основным условием для нормальной работы трехфазных двигателей является стабильность напряжения и тока в каждой из фаз электрической сети. Обрыв хотя бы одной фазы приведет к тому, что двигатель потеряет значительную часть мощности и при нагрузке на валу свыше 50 % нормативной остановится и выйдет из строя. Пуск на двух фазах возможен только при полном отсутствии нагрузки и только в то время, когда ротор сохраняет хотя бы небольшую угловую скорость.


Асинхронный двигатель

К сведению! В момент пуска асинхронный двигатель потребляет ток, в 3-5 раз превышающий номинальный до тех пор, пока ротор не наберет определенные обороты. Это явление исходит из принципа работы двигателя.

Таким образом, если в рабочем режиме ток двигателя позволяет использовать обычные автоматические выключатели, то для обеспечения нормального пуска коммутацию следует производить через мощный контактор (магнитный пускатель).


Магнитный пускатель

В отдельных случаях возможно подключение трехфазного двигателя в бытовую однофазную сеть. При этом сильно падают мощностные характеристики. Такая ситуация возникает очень часто, когда необходимо использовать промышленный привод в бытовых условиях. Используя специальную схему включения, обеспечивают нормальную работу мотора с учетом снижения мощности.

Как подготовить для подключения

Для правильного включения трехфазного двигателя необходимо помнить, что существует несколько схем соединения обмоток, среди которых:

  • «Звезда». Одни концы обмотки соединяют вместе, а другими подключаются к фазным проводам сети;
  • «Треугольник». Все три обмотки соединяются последовательно — конец каждой обмотки с началом следующей. Напряжение сети подается на точки соединения.
Вам это будет интересно БП из электронного трансформатора

Обратите внимание! Для получения одинаковой мощности при соединении типа «звезда» требуется напряжение в √3 раз больше, чем при «треугольнике». Для двигателей, у которых допускается произвольное переключение обмоток, на шильдике обязательно указывается рабочее напряжение «220/380» или «127/220». Первое значение относится к соединению «треугольник», второе к «звезде».


Колодка двигателя, соединение «звезда»

В таких электродвигателях на клеммную колодку попарно в три ряда выведены начало и концы всех обмоток:

Для соединения «звезда» подключают один ряд из трех клемм двумя перемычками, а для соединения «треугольник» замыкают каждую пару тремя перемычками.

Как правильно подсоединить электродвигатель

От правильности включения обмоток электродвигателя зависит как ток потребления, так и направление вращения. Ток потребления вырастает, если двигатель, у которого на данное напряжение сети обмотки должны быть соединены «звездой», переключить на «треугольник». Такой режим работы является аварийным и приведет к выходу из строя.

Из теории трехфазного тока известно, что направление вращения электрической машины можно изменить, поменяв любые две фазы из трех местами. На этом основана схема реверсирования трехфазных асинхронных электродвигателей.

Важно! Схема реверсирования должна обеспечивать невозможность переключения фаз до момента остановки двигателя (прекращения подачи питания). В противном случае произойдет короткое замыкание сети.

Как подключить с 3 или 6 проводами

В большинстве случаев соединение двигателя с питающей сетью производится при помощи трех проводов. Даже если на клеммную колодку выведено шесть проводов, что соответствует трем парам обмотки, то путем соединения в нужную схему для подключения к питанию используется три провода.

Для мощных устройств учитывается, что асинхронный двигатель в момент запуска потребляет в несколько раз больший ток, поэтому используется сложная схема запуска, в которой в момент пуска обмотки подключаются «звездой», а после того как ротор наберет необходимые минимальные обороты, обмотки переключаются в «треугольник».


Шестипроводная схема включения

Важно! Для таких схем включения нужно подсоединять все шесть проводов обмоток электрической машины.

Вам это будет интересно Электросчетчик Со и446

Схема подключения асинхронного электродвигателя

Асинхронные двигатели бывают не только трехфазные. Разработаны конструкции, которые могут подключаться в бытовую однофазную сеть. Схема электродвигателя для подключения к однофазной сети состоит из двух обмоток — рабочей и пусковой. Пусковая обмотка предназначена для формирования внутри статора вращающегося магнитного сдвига в момент пуска. Это необходимо для обеспечения начала вращения ротора. Фазный сдвиг осуществляется за счет включения пусковой обмотки через конденсатор.


Подключение однофазного двигателя

После того как ротор наберет обороты, пусковая обмотка уже не нужна. Маломощный однофазный привод будет работать нормально в таком режиме, но мощность двигателя возрастет, если оставить в работе пусковую обмотку, включенную через рабочий конденсатор.

Обратите внимание! Емкость рабочего конденсатора меньше, чем у пускового, так как нет необходимости сильного сдвига фазы. При высокой емкости через пусковую обмотку будет проходить большой ток, что приведет к ее перегреву.

В трехфазную электрическую сеть электромоторы включаются согласно их характеристикам и напряжению сети. Здесь главное — правильно выполнить необходимые соединения обмоток в соответствии с напряжением питания.

Нестандартная схема подключения трехфазного асинхронного электродвигателя применяется при использовании промышленных устройств в быту.

Подсоединение производят по нескольким вариантам:

  • с использованием частотного преобразователя;
  • через конденсатор.

Электронный частотный преобразователь (инвертор) позволяет не только сохранить мощность, но и улучшить целый ряд характеристик, недостижимых при включении по стандартной схеме. Это:

  1. Плавный пуск.
  2. Регулирование мощности.
  3. Регулирование оборотов.

Частотный преобразователь преобразует однофазное питание в полноценную трехфазную сеть, в которой можно менять частоту, амплитуду, выполнять стабилизацию тока и напряжения в фазных проводах.

Обратите внимание! Большой недостаток частотных инверторов — их высокая стоимость.

Схема с конденсатором разработана таким образом, чтобы получить на одной из трех обмоток сдвиг фазы, достаточный для работы двигателя. Конденсаторная электросхема работоспособна как для «треугольника», так и для «звезды». Включение электромотора через конденсатор является наиболее простым решением проблемы, но имеет несколько недостатков:

  • максимальная мощность двигателя снижается до 50 %;
  • емкость фазосдвигающего конденсатора сильно зависит от нагрузки на электродвигатель.
Вам это будет интересно Электросчетчик Меркурий 201

То есть при работе на холостом ходу емкость должна быть минимальна и достигать максимума на полной мощности двигателя. Наиболее высокий ток потребления у асинхронного двигателя в момент запуска.


Подключение в однофазную сеть

Обратите внимание! На практике используют усредненное значение емкости для наиболее ожидаемого режима работы, поскольку малое значение не даст необходимую мощность, а высокое приведет к перегреву обмоток.

Правильный расчет емкости учитывает напряжение сети, схему включения обмоток и мощность двигателя. Конденсаторная схема включения должна предусматривать запуск двигателя через отдельный пусковой конденсатор, емкость которого должна быть выше рабочей в 2-3 раза.

Принципиальный момент — реверс обеспечивается подключение конденсатора к любой другой обмотке.

Однолинейная схема подключения электродвигателя

В энергетике часто применяются однолинейные схемы, в которых все линии питания вне зависимости от количества проводов и фаз обозначаются одной линией. Однолинейный чертеж не перегружен мелкими деталями, и это упрощает его чтение.

По однолинейной схеме удобно получать общее представление о работе и устройстве электроустановки. Трехфазные электродвигатели также обозначаются на однолинейных схемах. Важно учитывать при этом, что при разных способах коммутации фаз необходимо на чертеже указывать каждую фазу во избежание путаницы.

Чтобы подключать электрический двигатель к сети важно правильное определение назначения выводов обмоток и уже на основании имеющихся данных количество фаз, напряжение, мощность. Немаловажно выбрать наиболее подходящую схему включения.

Читайте также: