Дом к счастью был построен буквально

Обновлено: 05.07.2024

Дом купца Игумнова

В сердце Москвы, на Якиманке находится дом, построенный в псевдорусском стиле, который москвичи знают, как дом купца Игумнова. Шикарный дом появился довольно давно, в тысяча восемьсот девяносто пятом году. Архитектором вычурного проекта являлся ярославец Николай Позднеев. Между тем, как дом выглядит сегодня, и тем, как он выглядел раньше (в начале двадцатого века), большой разницы нет.

К счастью в дом Игумнова можно попасть, например, с экскурсией (увы, но не круглогодично), несмотря на то, что в данном особняке сегодня располагается резиденция посла Франции.

Проходя мимо дома, невозможно не впечатлиться его экстерьером: великолепное строение буквально приковывает к себе взгляд. Но интерьеры ничуть не хуже, впрочем, чтобы их по достоинству оценить, нужно оказаться внутри дома.

История строительства дома купца Игумнова

В середине девятнадцатого века семья Игумновых по случаю приобретает в Москве участок земли с деревянным домом, некогда принадлежавшим купцу Лукьянову. Место не очень престижное (по тем временам), прямо скажем, и всё же выбор падает именно на Якиманку (самый её край).


В конце восьмидесятых, уже после смерти матери Николай Игумнов принимает решение старый деревянный дом снести и на его месте построить новый каменный. Благо средства на данное предприятие есть, ведь Николай уже владелец крупной Ярославской мануфактуры. Как только от властей было получено разрешение на строительство, работа закипела.


Домик заказчику вышел в «кругленькую» сумму, больше миллиона рублей. Но, удивляться тут нечему, ведь даже кирпич для строительства привозился из Голландии, а керамические изразцы, которыми украшен фасад, изготавливались специально на заводе Кузнецова (владельца фарфорового завода). Отделка, как и само архитектурное решение (похожесть дома на старинный терем), подчёркивали важность и могущество заказчика.

Естественно очень быстро нашлись и те, кто дом Игумнова причислил к провинциальным, обвинив самого хозяина и архитектора в отсутствии всякого вкуса. Что ж, с тех пор ничего не изменилось, люди по прежнему завистливы и полны желчи.

Судьба дома купца Игумнова

В отличии от многих богатых современников, Игумнов не стал дожидаться национализации, которая произошла в 1917 году, а сам, по собственной воле, передал свой дом в собственность государства.


Примерно до середины двадцатых годов в тереме располагался клуб, относившийся к фабрике «Гознака», а потом, по распоряжению Иосифа Сталина в этом доме долгое время базировался сначала Институт переливания крови, а затем Институт мозга.

Начиная с конца тридцатых годов и до наших дней в бывшем доме купца Игумнова базировались французы. Сначала дом использовался просто для нужд французских послов, а после и вовсе стал их официальной резиденцией.

В два тысячи десятом году игумновский терем начали реставрировать (окончание работ – год две тысячи четырнадцатый). Стоит сказать, что реставраторы восстановили внешний фасад здания и ограду. Больше всего пришлось провозиться с фарфоровыми изразцами. Часть их настолько износилась, что уже не подлежала реставрации. Пришлось изготавливать новые изразцы, которые бы ничем не отличались от своих старых собратьев.

Легенды дома купца Игумнова

Как и любой дом, которому «за сто», дом Игумнова овеян тайнами и легендами. Об этом доме можно услышать многое, начиная от зловещих россказней про проводимые опыты, и заканчивая рассказами про танцовщицу по имени Варвара, которую некогда любил хозяин дома.

Если верить данной легенде, то дом был построен специально для Варвары, влюблённым до умопомрачения хозяином Мануфактуры. Красавица, увы, не была верна своего пламенному поклоннику и умудрялась ему изменять прямо в стенах роскошного дома.

Узнал об измене, Игумнов в порыве ревности, коварную красавицу Варвару живьём замуровал в одну из стен дома. После случившегося очень многие обитатели терема видели в его стенах призрак молодой девушки. Правда, посол Франции на наличие призрака никогда не жаловался, возможно, ему удалось с Варварой подружиться, а быть может, дом так хорош, что покидать его не хочется даже несмотря на наличие призрака.


Ещё одна легенда гласит, что когда дом был построен, то многие москвичи буквально освистывали архитектора Ивана Позднеева, встречаясь с ним, мол, что за ерунду ты соорудил? Подобные реакции бедолагу заставляли очень сильно переживать. Усугубляло ситуацию ещё и то, что Игумнов с Позднеевым не рассчитался до конца. В итоге Иван принял решение свести счёты с жизнью.

Данная не менее печальная легенда, к счастью не подтверждается. На самом деле, Иван Позднеев умер в тысяча девятьсот двадцать восьмом году, в возрасте семидесяти лет, успев за свою жизнь стать автором ещё многих прекрасных зданий.


Интерьер и архитектура дома купца Игумнова

Что можно сказать о «русском стиле»? Самое главное: он невероятно красив! Глядя на игумновский дом, не перестаёшь удивляться обилию декора. Декоративная резьба по камню и дереву, литьё и ковка, фигурная кладка и живопись, украшающая своды дома.

А чего только стоят арки, шатры и колонны, выгодно подчёркнутые многоцветной мозаикой. Каждое окно дома окантовано белым (по тем временам очень дорогим) камнем.


Если мы попадём внутрь, то тут нас ждёт ещё больший восторг и шик! В сорока(!) комнатах можно увидеть фламандские гобелены семнадцатого века и старинную сказочную мебель, от которой дух захватывает, ведь многие её элементы украшены позолоченными элементами. Стены дома расписаны орнаментами невиданной красоты.

Выпишите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1)Никита вздохнул просыпаясь и открыл глаза.
2)Зрители хлопали глядя на выступавших на сцене артистов. 3)Вечером прогулявшись по берегу моря мы пошли ужинать.
4)Дом построенный в прошлом веке был наконец отремонтирован.

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Дом к счастью был построен буквально

Jurij Abazov

Jurij Abazov перейти к странице

Jurij Abazov

.
Jurij Abazov запись закреплена
На земле Баяна

100 самых мудрых цитат в мире

В цитатах скрыта правда, они заставляют задуматься…

2. Не всегда прощения просит тот, кто виноват. Прощения просит тот, кто дорожит отношениями.

Эрих Мария Ремарк

3. В молодости мы ищем красивое тело - с годами родную душу.

4. Один не разберет, чем пахнут розы. Другой из горьких трав добудет мед. Кому-то мелочь дашь, навек запомнит. Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймет.

5. Какая разница, кто сильнее, кто умнее, кто красивее, кто богаче? Ведь, в конечном итоге, имеет значение только то, счастливый ли ты человек или нет?

6. Самое бесполезное жить для других когда не просят.

7. Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.

8. Я все равно ни о чем не жалею — хотя бы потому, что это бессмысленно.

10. У иных людей мозгов — кот наплакал, зато амбиций — слон наложил.

11. Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.

12. В наши дни люди всему знают цену, но ничего не умеют ценить

13. Когда тебя предали — это все равно, что руки сломали. Простить можно, но вот обнять уже НИКОГДА не получится.

Лев Николаевич Толстой

14. Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею.

15. Говори правду, и тогда не придется ничего запоминать.

16. Я всегда ищу в людях только хорошее. Плохое они сами покажут.

17. Бывает лед сильней огня, зима — порой длиннее лета, бывает ночь длиннее дня и тьма вдвойне сильнее света. Бывает сад громаден, густ, а вот плодов совсем не снимешь. Так берегись холодных чувств, не то, смотри, совсем застынешь.

Иосиф Александрович Бродский

19. Люди одиноки, потомy что вместо мостов они стpоят стены.

Станислав Ежи Лец

20. Не бойтесь кого-то потерять. Вы не потеряете того, кто нужен вам по жизни. Теряются те, кто послан вам для опыта. Остаются те, кто послан вам судьбой.

22. Перед тем как излить душу, убедитесь что «сосуд», не протекает.

Джордж Бернард Шоу

23. Интернет, он не сближает. Это скопление одиночества. Мы вроде вместе, но каждый один. Иллюзия общения, иллюзия дружбы, иллюзия жизни…

Януш Леон Вишневский

24. Если человек предал кого-то из-за тебя, не стоит связывать с ним жизнь, рано или поздно он предаст тебя из-за кого-то.

Антуан де Сент-Экзюпери

25. Если все сложилось не так, как вы ожидали, не расстраивайтесь. Божьи планы всегда лучше наших.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

26. Есть только две бесконечные вещи: Вселенная и глупость. Хотя насчет Вселенной я не вполне уверен.

27. Верность, которую удается сохранить только ценой больших усилий, ничуть не лучше измены.

Франсуа Де Ларошфуко

28. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Антон Павлович Чехов

29. Есть три вещи, которых боится большинство людей: доверять, говорить правду и быть собой.

Федор Михайлович Достоевский

30. Две самые ужасные фразы в мире, это: „Мне надо с тобой поговорить“ и „Надеюсь, мы останемся друзьями“. Самое смешное, они всегда приводят к противоположному результату, ломая и беседу, и дружбу.»

31. Что толку трогать ножкой омут, когда ныряешь с головой?

32. В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжёлых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым — самое высшее в мире искусство.

33. B мою жизнь входят те, кто хочет, и кто хочет уходит, но есть общие правила для всех гостей: заходя — вытирайте ноги, уходя — закрывайте за собой дверь.

34. Счастливей всех тот, кто без тревоги ждет завтрашнего дня: он уверен, что принадлежит сам себе.

Луций Анней Сенека

35. Есть такие слезы, которые надо выплакать обязательно, в любое время дня и ночи, выплакать, чтобы все внутри перегорело…

36. Всё приходит в своё время для тех, кто умеет ждать.

Оноре де Бальзак

37. В молодости мужчина хочет секса, а женщина любви. В зрелости он хочет любви, а она секса. И только в старости они хотят одного и того же: покоя.

39. Когда человеку по-настоящему тяжело, он не плачет и голос его звучит почти спокойно. Боль уходит вглубь. Истерика и слезы — спутники скорее слабой или показной боли, чем истинной.

40. Величайшее в жизни счастье — это уверенность в том, что нас любят, любят за то, что мы такие, какие мы есть, или несмотря на то, что мы такие, какие мы есть.

41. Я презираю свое Отечество с головы до ног, но если с этим соглашаются иностранцы, мне становится очень обидно.

Александр Сергеевич Пушкин

42. У каждого мужчины где-то на свете есть женщина, созданная только для него. Она не лучше других, но она единственная, кто ему по-настоящему нужен. И у каждой женщины тоже обязательно есть такой мужчина. Мало кому выпадает счастье встретиться. Или же люди встречаются и проходят мимо, не распознав своей судьбы. Это тайна, у которой нет объяснений.

Габриэль Гарсиа Маркес

44. Любовь в браке сохраняется до тех пор, пока муж и жена продолжают интересоваться мыслями друг друга.

45. Умный человек не обижается, а делает выводы.

46. Депрессия не признак слабости — это признак того, что вы пытались быть сильным слишком долго.

47. Человек должен быть порядочным, это осуществимо в любых условиях при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости.

48. Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, и все боятся, как бы чего не случилось.

49. У женщины действительно есть такое место, прикоснувшись к которому, можно свести ее с ума… это Душа…

50. Не спрашивай о том, что тебя не касается, не услышишь того, что тебе не понравится.

51. Дайте человеку необходимое и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами — он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью — он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное и он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает — он будет жаловаться, что его обманули и что он получил совсем не то, что хотел.

52. Кто не любит одиночества — тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным.

53. Перед самым рождением младенца ангел прижимает палец к его губам и шепчет: «Забудь все свои прошлые жизни, воспоминания о них не должны смущать тебя в жизни настоящей». И над верхней губой новорожденного остается ложбинка.

54. Мужчина должен помочь женщине быть слабой, сильной она может быть и без него.

55. Чем честнее человек, тем меньше он подозревает других в бесчестности. Низкая душа предполагает всегда и самые низкие побуждения у благородных поступков.

Марк Туллий Цицерон

56. Уважения заслуживают те люди, которые независимо от ситуации, времени и места, остаются такими же, какие они есть на самом деле.

Михаил Юрьевич Лермонтов

57. Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.

58. Одна большая любовь, которая произошла один раз за всю жизнь, оправдывает все те бесконечные приступы отчаяния, которым человек бывает обычно так подвержен.

Михаил Афанасьевич Булгаков

60. Прощать надо молча — иначе какое же это прощение.

61. Стараться забыть кого-то-значит все время о нем помнить…

Жан де Лабрюйер

62. Счастлив тот, кто умеет быть простым в сложных отношениях.

63. То как ты поступаешь по отношению к другим людям, вернется к тебе рано или поздно. Это закон Окончательного Возврата. Он не имеет ничего общего с наказанием или вознаграждением. Так устроен мир. Ты получаешь то, что посылаешь. Это неизбежно.

Нил Доналд Уолш

64. Вот она, жизнь…Вечно всё то же: один ждёт другого, а его нет и нет. Всегда кто-нибудь любит сильнее, чем любят его. И наступает час, когда хочется уничтожить то, что ты любишь, чтобы оно тебя больше не мучило…

65. Слова, предназначенные для одного человека, ничего не дадут другому.

67. Пессимист видит трудности при каждой возможности; оптимист в каждой трудности видит возможности.

68. Счастье — это когда ты хочешь то, что можешь, и можешь то, что хочешь.

69. Брак без любви — чреват любовью без брака.

70. Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных.

71. Каждый человек — кузнец своего счастья, причем голова служит ему то молотом, то наковальней.

72. Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно. В любое время. Мгновенно.

Иван Сергеевич Тургенев

74. Войско баранов, возглавляемое львом всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых бараном.

76. Знаешь, что такое верность? Умение себе запрещать.

Александр Александрович Блок

78. Грех отдаваться без любви, грех не отдаваться, если любишь.

Михаил Ефимович Литвак

79. У каждого в жизни есть кто-то, кто никогда тебя не отпустит, и кто-то, кого никогда не опустишь ты.

80. Есть люди, как наркотик — знаешь, что нельзя, а тянет… А есть люди, как торт — сладко, вкусно, но уже тошнит…

81. Умная девушка целует, но не любит, слушает, но не верит и уходит до того, как ее оставили.

82. Брак — это единственный вид тюрьмы, из которой тебя выпустят на свободу за плохое поведение.

83. Душа, в отличие от разума, не думает и не рассуждает — она чувствует и знает, поэтому не ошибается.

84. Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках.

85. Всегда помни, что толпа, рукоплещущая твоей коронации— та же толпа, которая будет рукоплескать твоему обезглавливанию. Люди любят шоу.

86. Кто хочет делать — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.

87. Потерять любимого человека — это страшно, но еще страшнее так никогда его и не встретить.

88. Диких зверей можно не бояться, нужно бояться плохого друга. Ибо дикий зверь ранит только тело, а плохой друг ранит душу.

Сиддхартха Гаутама (Будда Шакьямуни)

89. У её ног лежат 10 мужчин, а ей нужен одиннадцатый, который стоит и смотрит в другую сторону.

90. Для создания семьи достаточно полюбить, а для её сохранения нужно научиться терпеть и прощать.

91. Слабые никогда не прощают. Умение прощать — свойство сильных.

92. Многоточие — это следы на цыпочках ушедших слов.

93. Друг — это одна душа, живущая в двух телах.

94. Умен не тот, кто не делает ошибок, Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их.

Владимир Ильич Ленин

95. Не тот дорог, с кем хорошо, а тот, без которого плохо …

96. Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак.

97. Самый большой обман — обещать любить одного человека всю жизнь.

98. Деревья обнажили плечи, скрывает маски желтый бал, Кто говорит, что время лечит, тот никогда любви не знал.

99. Прежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить.

Могут ли все ваши тревоги вместе взятые продлить вашу жизнь хоть на мгновение? Зачем волноваться о том, что будет завтра? Есть ли жизнь после смерти? Буду ли я жить после того как умру? Кто-то когда-то сказал: Жизнь-это то что случается с нами пока мы составляем планы.

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Антон Павлович Чехов


Когда вы раздумываете над судьбой Антона Павловича Чехова, «мальчика» в провинциальной бакалейной лавчонке, гимназиста-репетитора из обнищавшей мещанской семьи, студента-медика и одновременно поставщика увеселительного чтива для обывательских юмористических журнальчиков, ставшего великим мировым писателем, то одна черта прежде всего поражает вас в этой судьбе: тяжесть препятствий, враждебных развитию таланта. Нужна была постоянная, сосредоточенная внутренняя сила, не ослабевавшая воля к борьбе за творчество. Жизнь все время ревниво испытывала Чехова: достоин ли он своего гения? Она подставляла ему на каждом шагу коварные ловушки, в которые попадалось множество талантливых, но слабых людей — таких, например, как старшие братья Антона Павловича, Александр и Николай, писатель и художник, богато одаренные, но не сумевшие овладеть своим дарованием, не понявшие, что талант ничего не значит без повседневной борьбы за него, без неистового и кропотливого труда и без многих, очень многих других условий.

Чехов за все должен был платить — здоровьем, непрерывным подвижническим трудом, одиночеством, ни на минуту не прекращавшейся, требовавшей всех душевных сил работой над собою.

В одном из писем он говорил, прощаясь со своей молодостью, — ему тогда было 29 лет — возраст, в котором и Пушкин прощался с «младостью»:

«Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости».

История его жизни и творчества, — а вся жизнь его и была творчеством, — это история трудного шествия от победы к победе.

Антон Павлович родился 17 января[1] 1860 года в Таганроге.

Семья Чеховых была щедро, по-русски одаренной. Светлый ключ таланта пробивался чуть ли не в каждом из семьи.

Дед Антона Павловича, Егор Михайлович Чех, был крестьянином Воронежской губернии, крепостным помещика Черткова, отца известного толстовца. Егор Михайлович обладал упорством, организаторскими и административными способностями, ясным умом. При всем том он отличался необузданной резкостью, властным, деспотическим нравом, часто впадал в припадки нерассуждающего гнева.

У него была цель в жизни, мечта, к осуществлению которой он шел неуклонно, педантически отказывая себе во всем. Это была мечта о свободе для себя и своих детей. И она осуществилась. За большую по тем временам сумму в три с половиной тысячи рублей Егор Михайлович выкупился у своего помещика с женой и тремя сыновьями. Денег не хватило на выкуп дочери, но помещик смилостивился и отпустил на волю и ее. Как же сумел крепостной крестьянин собрать такие средства? Биографы высказывают различные предположения: одни считают, что Егор Михайлович был прасолом, другие полагают, что до своего выкупа он уже был специалистом по управлению имениями. Получив свободу, Егор Михайлович поступил на должность управляющего донскими имениями графа Платова, сына известного атамана Платова, героя 1812 года.

Испытавший на себе самом гнет рабства, Егор Михайлович, однако, не сделал вывода о вреде и недопустимости рабства и угнетения. Антон Павлович вспоминал, что дедушка его «по убеждениям был ярый крепостник». Вчерашний раб и в дальнейшем всю свою жизнь подневольный человек, Егор Михайлович был строг и требователен в отношениях с крестьянами. Сам он работал истово, вкладывая в дело все свои силы.

За тяжестью его характера скрывалась и некоторая причудливость, фантазерство. Это просвечивает в его письмах. «Любезный, тихий Павел Егорович», — так обращался он к своему сыну, отцу Антона Павловича, не только не отличавшемуся какой бы то ни было «тишиной», но даже превзошедшему Егора Михайловича в деспотической необузданности. Возможно, что Егор Махайлович угадывал в своем сыне то, что не было заметно окружающим: скрытую, тихую мечтательность. Во всяком случае, детям Павла Егоровича характеристика «тихий», примененная к их отцу, не могла не казаться странной. Можно предположить, что младшие Чеховы, с тем юмором и иронией, которые отличали их чуть ли не с младенчества, лукаво подтрунивали над этим словечком. Они-то хорошо знали «тишину» своего отца! В письме к Александру (1889), упрекая брата в самовластности, неуравновешенности в отношении его к своим детям и жене, Антон Павлович писал:

«Я прошу тебя вспомнить, что деспотизм и ложь сгубили молодость твоей матери. Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Вспомни те ужас и отвращение, какие мы чувствовали во время оно, когда отец за обедом поднимал бунт из-за пересоленного супа или ругал мать дурой…

Деспотизм преступен трижды…»

Деспотизм играл фатальную роль в разных поколениях Чеховых. Егор Михайлович, его сын Павел Егорович, наконец, его внук Александр Павлович, — у всех этих представителей трех поколений чеховского рода мы встречаемся с чертами самовластия, необузданности, жесткого навязывания своей воли.

И, вместе с тем, всем трем поколениям присуща была и отмеченная черта фантазерства, связанная с художественной жилкой.

Егор Михайлович, при всей своей строгости, в письмах к сыну иной раз подшучивал над собой, у него проскальзывают неожиданные для вчерашнего крепостного крестьянина «литературные» интонации. Он пишет о себе то в первом лице, то вдруг в третьем:

«Я занят уборкою хлеба, который от солнечных жаров весь засушило и изжарило. Старец Чехов льет ног, терпит благословенный солнечный вар и зной, зато ночью спит спокойно».

Ясно уже из этих оборотов речи, что «старей Чехов» читал не только священное писание, а, по- видимому, и кое-какую беллетристику.

Любил он и такие торжественные обороты: «Не имею времени, милейшие наши деточки, через сию мертвую бумагу продолжать свою беседу за недосугами моими».

Оглядываясь на свою жизнь, сплошь прошедшую в труде и хлопотах, Егор Михайлович мот сказать, что своих целей он добился. Сыновей своих он пристроил к делу: Михаил стал в Калуге переплетчиком, Митрофан — приказчиком (в дальнейшем он, как и Павел Егорович, стал самостоятельным таганрогским «коммерсантом»), Павел — «мальчиком», а затем конторщиком у таганрогского купца.

Передал он «деточкам» и свой крутой нрав, и упорный характер, и ту черту «фантазерства», которая у Павла Егоровича уже разрослась в явную художественную одаренность.

Павел Егорович был «коммерсантом», как он солидно называл себя, по профессии и художником по душе.

Служба его по конторско-приказчичьей части у именитого купца Кобылина, таганрогского городского головы, мало чем отличалась от жизни приказчиков, как она была нарисована Островским, а затем и Чеховым в повести «Три года». От раннего утра и до темна надо было угождать всем, приговаривая холопское «с», кланяться и улыбаться даже и тогда, когда приходилось сносить затрещины и пощечины; надо было тянуть лямку, откладывая скудные гроши.

Как и у его отца, у Павла Егоровича была цель в жизни: выйти из холопского состояния, стать независимым. Он мечтал стать хозяином собственной лавочки. Впрочем, склонный к торжественности, Павел Егорович мечтал не о лавочке, а о «коммерциозном» предприятии. Обладавший огромной настойчивостью, Павел Егорович добился своего. В 1857 году он открыл бакалейную лавочку, торговавшую и галантерейными

ГДЗ §8 Русский язык 10-11 класс Греков В. Ф. Вопрос 45 Спишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова, данные в скобках.

Привет! Проверочная на носу, а упражнения как выполнить не знаю((( Поможете!?
Спишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу сло-
ва, данные в скобках.
1) Ученики внимательно . в микроскоп каплю жидко-
сти. Дети бесцеремонно . приезжего (разглядывать, рас-
сматривать). 2) Древние египтяне . огромные пирамиды.
На берегу реки недавно . купальню. Из палатки и вёсел
туристы быстро . носилки (соорудить, воздвигнуть, по-
строить). 3) Наш попутчик рассказал . историю. У него
оказался пытливый и . ум (любознательный, любопыт-
ный). 4) «Вы . на здоровье», — радушно угощала нас хо-
зяйка. Мы сели к столу и стали с аппетитом . (есть, ку-
шать). 5) Закат солнца был совершенно чист, и это ка-
залось хорошим . Мрачное . старого охотника, к
счастью, не оправдалось. Только истинная наука обладает
даром . событий (предвидение, предсказание, предзнаме-
нование).

Дом, где спал Гоголь

Он буквально притягивает взор изысканными пропорциями, яркостью красок и необычностью архитектуры. Но знаменит он не только броским внешним обликом, но и богатейшей историей, которая стоит отдельного разговора. МОСЛЕНТА решила подробнее остановиться на прошлом и настоящем удивительного особняка Салтыковых–Чертковых.

От орды до Наполеона

Судьба у этого удивительного дома сложная и многогранная, под стать всей истории Москвы.

Самые ранние сведения относятся к средневековью, из него следует, что участок, принадлежавший некогда князьям Волынским, был передан Касимовским князьям, перешедшим на службу к Московскому царю.

Самые ранние сведения относятся к средневековью, из него следует, что участок принадлежавший некогда князьям Волынским был передан Касимовским князьям, перешедшим на службу к Московскому царю. С начала постройки на нем были деревянными, но в XVII веке бывшие ордынцы обзавелись и каменными палатами.

Следующим владельцем участка стал Алексей Григорьевич Долгоруков — Смоленский губернатор и сенатор, сын знаменитого сподвижника Петра Первого и дипломата. Касимовские строения он перестроил на европейский манер, благо, в детстве не раз с отцом бывал в Италии. После смерти великого императора, Долгоруков взлетел до самых высот, чуть не стал тестем самого наследника престола, но как Икар обгорел и упал вниз. В смысле, был сослан в Березов, где и окончил свой бренный век.

А опустевший особняк после этого (в 30-х годах) отошел к представителям младшей ветви знаменитого рода Салтыковым, а именно к Николаю Петровичу, бывшему тогда главой мануфактур-коллегии, а позже Московским губернатором и тайным советником. Последующие сто лет дом был связан именно с этой старинной фамилией.

После смерти Николая Петровича в доме жила его вдова, затем, предположительно в 1783 году, дом переходит в собственность их сына, генерал-майора Сергея Николаевича Салтыкова. При них старинные палаты касимовских князей снесли, а на их месте по проекту архитектора Семена Карина было построено новое здание в уже уходящем, но еще актуальном барочном стиле. При этом старинные сводчатые подвалы сохранили – в хозяйстве они оказались весьма полезными. Дом тогда имел совершенно иной вид — у него не было флигелей, атлантов и палисадника перед входом. Видимо, и декор был несколько другим.

Карина вряд ли можно отнести к зодчим первого ряда, но в свое время он был довольно известен. Много работал в Киеве и Санкт-Петербурге, да и в первопрестольной отметился рядом интересных работ. До наших дней дошли особняк Хитрово на Арбате и усадьба Н.А.Саморокова на улице Забелина. В те годы Семен Антонович был московским полицейским архитектором, позже служил при московской Управе Благочиния.

В 1812 году дому повезло — пожар обошел его стороной. Ветер раздувал огонь на юг и запад, а северо-восток города пострадал меньше.

Бытует легенда, что после пожара несколько ночей в доме Салтыковых провел сам Наполеон Бонапарт, хотя документальных подтверждений этому факту нет. В октябре 1813 года особняком владела жена штабс-ротмистра лейб-гвардии конного полка А.С. Салтыкова. Исходя из сохранившихся сведений, в двадцатых годах он оценивался примерно в 150 тысяч — по тем временам весьма солидная сумма.

Стоимость дома стала известна потому, что он был выставлен на продажу. В итоге, дом приобрел Александр Чертков, который и принес ему славу. Этот человек заслуживает отдельного рассказа.

Гусар, нумизмат и отец «исторички»

По отцу Александр Дмитриевич происходил из старинного и уважаемого дворянского рода Чертковых, по матери — из богатого рода Тевяшовых. Судя по документам, за семьей «числится крестьян мужеска пола 14 725 душ». Брак был счастливым, принес супругам шестерых детей, с том числе, трех сыновей. Двое младших стали генералами, но нас интересует старший сын – Александр.

Он получил домашнее образование, благо у семьи была возможность нанять достойных учителей, потом отправился в столицу, где был записан в гвардию. Честно воевал в войну 1812 года, особенно отличился в Кульмском сражении, в котором вся русская гвардия показала чудеса храбрости. Участвовал в «битве народов» под Лейпцигом, был неоднократно награжден. В 1822 года вышел в отставку в чине полковника с правом ношения мундира.

В следующем году Чертков отправился путешествовать в Европу. За два года пребывания за границей Александр Дмитриевич посетил Австрию, Швейцарию и Италию. Подружился с экономистом и публицистом, декабристом Николаем Тургеневым.

В своих мемуарах последний вспоминал, как говорил с Чертковым «до 10 часов вечера о взяточниках в России и, возвращаясь домой, думал, что отсутствие из России имеет ту большую выгоду, что не видишь дураков и взяточников, с которыми обязан даже быть в сношениях в России».

Но определяющим для будущего Черткова стало не знакомство с «политэмигрантом» Тургеневым, а общение со знатоком истории, профессором Варшавского и Пизанского университетов Себастьяно Чампи. Последний, хоть и был священником, заразил Черткова любовью к этрусским и славянским древностям, в которых оба находили много общего.

В 1827 году Чертков вернулся в армию — надвигалась турецкая война. Полковника определили в гусарский полк эрцгерцога Фердинанда, ранее именовавшийся Изюмским. Чертков участвовал в Дунайской кампании, после чего приехал в Москву. К этому времени он уже женился, и у молодой семьи появилась необходимость в собственном жилье. Таким образом, в 1831 году судьба особняка Салтыковых на Мясницкой переплелась с судьбой отставного полковника Черткова.

« У богатого человека есть обязанность употребить избыток своих доходов не на дорогостоящие забавы, а на что-нибудь лучшее и полезнейшее для их отечества», писал Чертков в одном из писем из Италии. И сам он полностью соответствовал этому тезису.

Своим призванием Александр Дмитриевич видел науку. Сначала он увлекался сельскохозяйственными опытами, затем минералогией и энтомологией. Но в итоге, пришел к истории, которая стала его главным увлечением и призванием. Главным предметом исследования стали этруски и славянские древности.

Вот некоторые из его работ: «О переводе Манассииной летописи на славянский язык, с очерком истории болгар, доведенной до XII века», «О числе русского войска, завоевавшего Болгарию и сражавшегося с греками во Фракии и Македонии», «Фракийские племена, жившие в Малой Азии», «Пеласго-фракийские племена, населявшие Италию», «О языке пеласгов, населявших Италию и сравнение его с древне-словенским» и другие.

Выдающийся вклад внес Чертков в становление отечественной нумизматики. Его «Описание древних русских монет» с последующими дополнениями стало одним из первых серьезных научных трудов об истории отечественных денег. За нее ученый был премирован Демидовской премии Академии наук, которую полностью передал на издание научных книг.

Научная деятельность Александра Дмитриевича Черткова была высоко оценена современниками. В апреле 1836 года он был избран вице-президентом Императорского общества истории и древностей российских.

Кроме того, он состоял членом Одесского общества истории и древностей, Императорской Академии наук, с октября 1847-ого являлся почётным членом Императорского Русского археологического общества, а с 1849-ого по 1857-ой — президентом Императорского общества истории и древностей Российских.

Параллельно Чертков собирал книги. В его библиотеке постепенно накопилось до 20 тысяч томов, которые были четко систематизированы и каталогизированы для научной работы.

Среди них было множество редких и уникальных экземпляров, часть которых он выписывал из-за границы. Александр Пушкин в библиотеке Черткова работал над «Историей Пугачевского бунта», а Лев Толстой, уже несколько позже, над исторической частью «Войны и мира».

Вел Чертков и общественную деятельность, будучи избранным предводителем уездного, а потом и губернского дворянства. А еще содержал приют, заботился о неимущих, входил в попечительский совет строившегося Храма Христа Спасителя.

Его дом превратился в культурный центр Москвы. В стенах этого замечательного особняка бывали А.С. Пушкин (говорят, здесь он подсмотрел прототип своего Евгения Онегина), В.А. Жуковский, М.Н. Загоскин, Ф.И. Глинка, М.С. Щепкин).

Часто посещал дом на Мясницкой Николай Васильевич Гоголь. Известен случай, когда писатель даже скрывался там от восторженных почитателей своего таланта.

Это произошло во время первого представления «Ревизора». На спектакле писатель сидел в ложе вместе с Чертковыми. Когда в антракте публика стала вызывать автора, смущенный Гоголь быстро покинул ложу и ушёл из театра. Когда же недоумевавшие Чертковы вернулись домой, они обнаружили, что Николай Васильевич спит у них в гостиной на диване.

Принимал у себя Чертков и знаменитого композитора Роберта Шумана с его женой, замечательной пианисткой Кларой Шуман. Именно здесь весной 1844 года москвичи впервые приобщились к музыке великого композитора.

Нет сомнения, что Александр Дмитриевич был личностью уникальной, достойной всяческого уважения. Когда же он скончался, своему сыну он наказал передать библиотеку в дар городу, что и было сделано. Библиотека Черткова сначала стала самостоятельным учреждением, позже была передана только образовавшемуся в Москве Историческому музею, а потом стала основой для создания Государственной Исторической библиотеки – знаменитой «исторички», через которую прошли все московские историки.

«Серебренный век». Богема и «железка»

Специально для библиотеки Григорий Александрович Чертков построил флигель (архитектор А.В.Булгарин), и с 1863 года она стала работать как публичная, с читальным залом. Также там проходили собрания Общества русских врачей, а позже Архитектурного общества.

Традиции открытого дома Черткова жили и после его смерти.

В 1871 году, когда Григорий Александрович переехал в столицу, библиотека окончательно была передана городу с сохранением названия Городская Чертковская. А особняк достался дальней родственнице Чертковых, княгине Наталье Алексеевне Гагариной.

Дом был снова перестроен (архитектор Соколов), на нем появилась обильная лепнина, атланты и прочие украшательства, характерные для стиля рококо. Значительная часть здания и флигелей были сданы в аренду.

Новым владельцем стала купчиха Клавдия Обидина, заплатившая безумную по тем временам цену — более 700 тысяч рублей. История происхождения ее капитала достоверно не известна, точнее, легендарна.

Дело в том, что у Клавдии Никоновны был брат – известный в городе ростовщик Григорий Карташов, которого ненавидела половина Москвы. По слухам, он скопил колоссальное состояние, которое держал в тайнике в подвале своего дома. А когда старый скряга умер, сундуки в тайнике оказался пустыми, зато его сестра неожиданно сказочно разбогатела

Обидина могла позволить себе вести богемную жизнь, что они и делала. Во флигелях по прежнему работали магазины, а в самом доме появилось что-то вроде салона. Здесь проводили выставки, работал Литературно-артистический клуб и Литературно-артистический кружок. Организатором клуба выступил адвокат А.И Урусов, директор малого театра А.И.Южин-Сумбатов, редактор журнала «Русская мысль» В. А. Гольцев и знаменитый архитектор Федор Шехтель.

Кстати, последний стал инициатором перестройки и придумал великолепную центральную лестницу. А камин нарисовал Врубель. Здесь бывали основатель театрального музея Бахрушин, основатели Московского Художественного театра Немирович-Данченко и Станиславский, артисты Яблочкина, Ермолова, Федотова, Качалов.

«Здесь чувствовали себя все как дома, вполне непринужденно, по-товарищески, поэтому нередко среди вечера вдруг составлялся то внезапно концерт, то хор из выдающихся солистов оперы, то беседа, то просто товарищеский ужин». (Николай Телешов «Записки писателя»).

О бытовавших нравах лучше всего свидетельствует рассказ Владимира Гиляровского:

«Отыскали новое помещение, на Мясницкой. Это красивый дом на углу Фуркасовского переулка. Помещение дорогое, расходы огромные, но число членов росло не по дням, а по часам. Но членских взносов оказалось мало.

Пришлось организовать карточную игру с запрещенной «железкой». Члены Охотничьего клуба, избранные и сюда, сумели организовать крупную игру, и штрафы с засидевшихся в «железку» игроков пополняли кассу. Штрафы были такие: в 2 часа ночи – 30 копеек, в 2 часа 30 минут – 90 копеек, т.е. удвоенная сумма плюс основная, в 3 часа – 2 рубля 10 копеек, в 3 часа 30 минут – 4 рубля 50 копеек, в 4 часа – 9 рублей 30 копеек, в 5 часов – 18 рублей 60 копеек, а затем Кружок в 6 часов утра закрывался, и игроки должны были оставлять помещение, но нередко игра продолжалась и днем, и снова до вечера Игра была запрещена, полиция следила за клубом, и были случаи, что составлялся протокол, и «железка» закрывалась». (В.Гиляровский «Москва и москвичи»).

На краю гибели

В начале нового века этот салон «серебряного века» закрылся. Наследник Обидиной открыл ресторан, для которого перед домом был построен специальный павильон. К фасаду особняка было пристроено здание магазина металлических изделий, где торговали товарами известных фирм «Роберт Кенц» и «Н. Феттер и Е. Гинкель».

В подвале флигеля разместился химико-бактериологический институт доктора Филиппа Блюменталя, выпускавший препараты и прививки, рядом располагались паяльная мастерская, чайная и съестная лавки. От былого величия исторического особняка не осталось и следа.

А накануне первой мировой войны особняк купил известный московский девелопер Г.А.Кеппен. Он собирался снести старинное здание, и построить на этом престижном месте доходный дом. К счастью, не успел

После революции особняк приспособили под «Клуб красных директоров», затем переименованный в «Клуб работников народного хозяйства имени Дзержинского». Позже он трансформировался в «Московский дом научно-технической пропаганды имени Ф.Э. Дзержинского» при обществе «Знание». Кроме этого, здесь располагалась библиотека и редакция «Наука и жизнь». В здании проходили конференции, занятия Университета Марксизма и разных курсов. Так дом и дожил до перестройки.

В начале 90-х дом оказался в центре довольно громкого скандала. Особняк был передан некоему обществу «Новое знание», за которым стоял «Логоваз» Бориса Березовского. Новые владельцы обещали провести полную реконструкцию, но делать этого не спешили.

И вдруг в России появился Николай Чертков — прямой потомок бывших хозяев.

Он не просил о передаче здания ему, но хотел возродить библиотеку имени своего знаменитого предка, может быть, создать музей.

Спор «хозяйствующего субъекта» и альтруистически настроенного потомка Чертковых стал достоянием общественности, его громко обсуждали. В итоге инициатива Николая была поддержана министерством культуры, но дальше дело не пошло.

К счастью, был убран стоявший перед входом уродливый павильон, сравнительно недавно в здании произведена реконструкция. Внешний вид особняка практически восстановлен, хотя внутри работы не завершены. В доме Черткова иногда проводятся выставки, но не часто. Иногда бывают экскурсии. Особняк можно арендовать под банкет. Обещают, что заработанные деньги пойдут на незавершенную реставрацию.

Возможно, это не худший вариант использования исторического здания, хотя вряд ли оптимальный. Впрочем, дом Салтыковых-Чертковых переживал и более трудные времена.

Усадьба Свиблово

На Северо-Востоке Москвы находится район Свиблово, который уже давно «оброс» многоэтажными домами, дорогами и торговыми центрами. Однако, среди этой круговерти столичной жизни можно увидеть настоящий райский уголок – одноименную усадьбу, история которой насчитывает несколько веков!

Когда-то именно здесь находилась вотчина дворян из знаменитого рода Нарышкиных. Именно здесь замечательный русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин начал писать «Историю государства Российского». Здесь находится уникальный, красивейший и прошедшие через все злоключения истории Троицкий храм – редкий образец Нарышкинского барокко. И именно эта усадьба, как птица Феникс, в буквальном смысле этого слова – восстала из пепла.

Как складывалась история усадьбы? Каковыми были самые интересные ее страницы из «нарышкинского» и «карамзинского» периодов? Что стало с усадьбой после революции? И кто восстановил ее в наши дни?

Читайте также: