В какой период обучения грамоте целесообразно применять тактильные доски

Обновлено: 02.07.2024

Тактильные дощечки как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями

Речь - это, прежде всего инструмент общения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

У детей с интеллектуальным нарушением в тесной связи находится глубокое недоразвитие речи. У меня 4 класс в классе 10 человек. При работе с детьми мною было замечено, что заучивая стихотворений, вызывает у детей большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Ребятам тяжело составить предложения, пересказать текст. Ученики с трудом выстраивают красивые и полные предложения. И тогда я задумалась, как помочь детям?

Известно, что совершенствование мелкой моторики играет не последнюю роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей. На основе развития тактильных ощущений формируется творческое воображение детей, мышление, внимание, память, связная речь, умение пересказывать. Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. На мой взгляд это очень интересно, доступно и приносит хорошие плоды. Поэтому свой выбор я остановила на тактильных дощечках.

Всю свою работу я разбила на три этапа:

1. На первом этапе, целью которого было познакомить детей с дощечками, ввести в активный словарь прилагательные, характеризующие качества и учить группировать «тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений, использовала такие приёмы, как

  • Тактильное обследование окружающих предметов с названием качества поверхности
  • Обследование «тактильных дощечек», сравнение их поверхностей между собой и окружающими предметами
  • Нахождение дощечки по описанию
  • Описание заданной дощечки.

На этом этапе работа проводилась как при помощи зрительного анализатора, так и при его выключении.

2. Второй этап моей работы имел цель: учить детей соотносить поверхности дощечек с определённым предметом, животным, эмоциональным состоянием. Здесь я давала детям задания:

  • Найди такую же дощечку
  • Разложи дощечки по степени гладкости их поверхности
  • Найди дощечку, похожую на котика
  • Ответь на вопросы: Какое животное напоминает дощечка?
  • Какую вещь? Какая дощечка тебе больше нравится? Какая меньше? Какая не нравится?
  • Найди самую злую дощечку, самую добрую, грустную
  • Разложи дощечки по сюжету.


3. На третьем этапе работы учила детей уже составлять рассказы с опорой на тактильные дощечки и тактильные ощущения, просила давать оценку своему эмоциональному состоянию. Здесь использовала такие приёмы, как:

  • Составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей, т.е. по ходу рассказа дети выкладывали друг за другом дощечки.
  • Составляли «неподвижные» и «подвижные» рассказы.
  • Следующий приём: воспроизведение рассказов по уже выложенным дощечкам
  • Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по«тактильным дощечкам».
  • И, наконец, просила детей составить рассказ о себе, определяя свои качества «тактильными дощечками».

Тактильные дощечки помогли упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, в результате правильно выстроенных этапов у учеников обогатился словарный запас.

Дидактическое пособие "Тактильные дощечки"

Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/2015 учебный год Номи.

Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/2015 учебный год Номи

1 слайд
Описание слайда:

Всероссийский фестиваль педагогического творчества 2014/2015 учебный год

Номинация: организация и управление учебным процессом.

Использование дидактического пособия
«Тактильные дощечки»

Автор: Иванченко Александра Николаевна
Детский сад №126 г.Комсомольск-на-Амуре

Презентация из опыта работы по использованию «Тактильных дощечек» и их влияние на развитие речи детей среднего дошкольного возраста.

Использование дидактического пособия «Тактильные дощечки» Автор: воспитат

2 слайд
Описание слайда:

Использование дидактического пособия
«Тактильные дощечки»
Автор: воспитатель средней группы
Иванченко Александра Николаевна
мдоу детский сад
общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей
«Сказка» №126

Основа работы с «Тактильными дощечками» - развитие тактильной памяти. Цели:

3 слайд
Описание слайда:

Основа работы с «Тактильными дощечками» - развитие тактильной памяти.

Цели:
- развитие восприятия окружающего мира через тактильные ощущения;
- развитие воображения, фантазии;
- развитие речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

ЦЕЛЬ данного пособия - развивать осязание, узнавать различные качества поверх

4 слайд
Описание слайда:

ЦЕЛЬ данного пособия - развивать осязание, узнавать различные качества поверхностей, развивать познавательные способности, тренировать тактильные ощущения (мелкую моторику, готовить руку к письму, активизировать речь детей, знакомя с понятиями «гладкий», «шершавый» и со сравнительными степенями прилагательных, воспитывать наблюдательность.

Пособие состоит из 10 пар дощечек 6*14см. С наклеенными фактурными поверхнос

5 слайд
Описание слайда:

Пособие состоит из 10 пар дощечек 6*14см.
С наклеенными фактурными поверхностями.

Например, фасоль,
мех,
ковролин ,
наждачная бумага,
фигурно уложенный пластиковый жгут…

Дидактические упражнения с «Тактильными дощечками»: «Найди как у меня» «Н

6 слайд
Описание слайда:

Дидактические упражнения с «Тактильными дощечками»:

«Найди как у меня»
«Найди по описанию»
«Что изменилось?»
«Приятные - неприятные»
«Составь рассказ»
«Составь рассказ о себе или о друзьях»

На первом этапе необходимо познакомить детей с пособием, ввести в активный сл

7 слайд
Описание слайда:

На первом этапе необходимо познакомить детей с пособием, ввести в активный словарь прилагательные, характеризующие качества, учить группировать «тактильные дощечки» по отдельным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений. Работа проводится как при помощи зрительного анализатора, так и при его выключении.

 На втором этапе учимся соотносить поверхности дощечек с определенным пре

8 слайд
Описание слайда:


На втором этапе учимся соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.
Пример:
«Найди такую же»
«На что похожа?»
«Найди самую добрую (злую) дощечку»
Так же можно учить раскладывать по «сюжету»:
«Ёжик сидит под елкой»
«Курочка нашла зернышки» и т.д.

На третьем этапе учимся составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки»

9 слайд
Описание слайда:

На третьем этапе учимся составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию.
1. Составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей (по ходу рассказа ребенок выкладывает друг за другом дощечки).
1а. Составление «неподвижных» рассказов (дощечки не передвигаются).
1б. Составление «подвижных» рассказов, где уже выложенные дощечки по ходу рассказа используются вновь.
2. Воспроизведение рассказа по уже выложенным дощечкам.
3. Составление рассказов на сопоставление качества поверхности с эмоциями и их воспроизведение по «тактильным дощечкам».

Дети с удовольствием проводят время за играми с дощечками, придумывают новые

10 слайд
Описание слайда:

Дети с удовольствием проводят время за играми с дощечками, придумывают новые игры, подбирают слова…

 Надеюсь, наш опыт пригодится Вам в Вашей работе! Спасибо за внимание!

11 слайд
Описание слайда:

Надеюсь, наш опыт пригодится Вам в Вашей работе!

Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

Воспитатель детей дошкольного возраста от 6 800 ₽ от 1 700 ₽


Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

от 3 200 ₽ от 800 ₽


Курс повышения квалификации

Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе

от 2 900 ₽ от 720 ₽
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Основа работы с «Тактильными дощечками» - развитие тактильной памяти. Цели: развивать осязание, узнавать различные качества поверхностей, развивать познавательные способности, тренировать тактильные ощущения (мелкую моторику, готовить руку к письму, активизировать речь детей, знакомя с понятиями "гладкий", " шершавый" и со сравнительными степенями прилагательных, воспитывать наблюдательность.Дидактические упражнения с «Тактильными дощечками»: «Найди как у меня» «Приятные - неприятные» «Найди по описанию» «Составь рассказ о себе» Цель: Развивать способность запоминать ощущения от прикосновения с различными предметами; соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием. Учить группировать «Тактильные дощечки» по определенным признакам при помощи зрительных и тактильных ощущений, ввести в активный словарь прилагательные, характеризующие качества предмета. Педагог предлагает детям потрогать дощечки, при этом показывает, как пальцами одной руки с расслабленным запястьем медленно и легко сверху вниз сначала по одной, потом по другой поверхности. Вопросы к детям: -Какая на ощупь эта поверхность? (Шершавая) -Что может быть шершавым? (Асфальт, кирпич, папина борода) - А эта поверхность какая? (Гладкая) - А что может быть гладким? (Зеркало, стол, доска, лед) ИГРА "Угадай на ощупь и назови" Пример: Я добрый мальчик (девочка) (дощечка). Когда я вижу, что кого-то обижают, то у меня настроение такое (дощечка). Про злых людей я думаю, что они вот такие (дощечка). Когда мне покупают новую игрушку, то у меня вот такое настроение (дощечка). Когда я обманываю, то у меня вот такое настроение (дощечка). Когда меня обманывают, то у меня вот такое настроение (дощечка) Разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности и т. п. Найди дощечку, похожую на медведя. Какое животное напоминает дощечка? Какую вещь? Найди самую злую дощечку, самую добрую, самую грустную и т. п. Какая дощечка тебе больше нравится, какая меньше, какая не нравится?

Рекомендации для руководителей. Особенности организации «без барьерной»образовательной среды для учащихся с ОВЗ.

В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка. (Рекомендации по организации доступной среды в школе см. в папке Литература)

Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых требуют условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.

В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т.е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.

Перед каждым педагогом, работающим по ФГОС НОО, встает вопрос о развивающей роли обучения. Как известно, обучение и развитие связаны между собой. Так, Л. С. Выготский обосновал ведущую роль обучения в развитии, когда «обучение идет впереди развития, являясь источником нового» 1 . Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Развитие предполагает, что ребенок переходит из «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития» на основе формирования высших психических функций и обучения [там же]. Поэтому встает необходимость развивающего обучения, в осуществлении которого помогают предметно-развивающая среда.

Предметно-развивающая среда - это специальное оборудование для обучения и развития школьников.

hello_html_20e90015.jpg

Рассмотрим подробнее каждое направление:

hello_html_65b09a6d.jpg

В качестве эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно также рассматривать дистанционное обучение.

Использование компьютерных технологий позволяет учителю индивидуализировать обучение, развивать познавательную и мотивационную сферу младших школьников с ОВЗ, повысить качество обучения.

Проектная деятельность

hello_html_m3ffc243d.jpg

Подробное применение проектной деятельности в школе рассмотре-но в презентации Power Point «Проектная деятельность» (см. папку Приложение).

Легооборудование

« Лего » - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем , использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Применение « Лего » способствует :

1. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

2. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы , окрашенные в основные цвета;

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения .

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

Легоконстриурование теснейшим образом связано с областями ФГОС, такими как: познавательное развитие,социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Песочный стол Dusyma

Как известно, к моменту поступления в школу у каждого ребенка должны быть сформированы основные показатели готовности к школьному обучению. Одним из таких показателей является достаточное развитие зрительно-моторной координации, что позволит ребенку освоить навык письма и чтения. Однако практика работы показывает, что среди первоклассников c ОВЗ отмечается группа ребят с низким уровнем развития мелкой моторики, графо-моторных навыков. Этим детям сложно соотносить образ буквы с её написанием, работать в матричной сетке и рабочей строке «Прописи». Поэтому необходим некий «посредник» между предъявляемым учителем образцом буквы и её написанием в «Прописи». Таким посредником выступает стол с песком Dusyma .

Песок является прекрасным сенсорным материалом, раздражающий рецепторы подушечек пальцев, сигнал от которых поступает в моторные зоны коры головного мозга. Тем самым развивается мелкая моторика, графо-моторная функция, зрительно-моторная координация, ориентирование на плоскости. Данное оборудование используется в арттерапии (песокотерапии).

Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного тем, что такой рисунок нельзя положить в альбом или подарить кому-либо. Он эфемерен, сиюминутен, что не дает измениться созидательному мотиву, когда происходит сдвиг с процесса деятельности на результат. Т.е., если у ребенка мотив – это результат деятельности и этот результат не удается достигнуть, тогда ребенок теряет интерес к процессу деятельности и отстраняется от неё. При работе на песке у ребенка удерживается мотив – деятельность ради деятельности, что заставляет его целиком погружаться в процесс рисования или письма. Данный факт обуславливает развивающую направленность данного оборудования.

Игры и упражнения при работе с песочным столом можно разделить на три группы:

в пропедевтический период обучения грамоте;

в добукварный период обучения грамоте;

в букварный период.

Рассмотрим примеры таких игр и упражнений в каждый период.

Пропедевтический период обучения грамоте.

На первых занятиях ребенку предлагается рисовать на свободную тему для знакомства с оборудованием. Затем предлагаются:

тактильные доски (ребенок обводит пальчиком рисунок на доске, воспроизводит его на песке с закрытыми глазами, сравнивает образец и результат, делает при необходимости корректировку);

зеркало (ребенок рисует половину симметричного предмета, вторая половина отражается в зеркале);

игры на развитие симметрии (относительно вертикали, горизонтали, диагонали);

игры на ориентирование на плоскости («Поросенок Ниф-ниф построил дом в верхнем правом углу, а Поросенок Наф-наф – в нижнем левом углу. Помоги поросятам расставить дома»; «Пираты спрятали сокровища в песке. Чтобы их найти, нужно из верхнего левого угла двигаться вниз, обогнуть пальму, дойти до центра и подняться в верхний правый угол»)

графический диктант на песке (помоги барашке попасть в домик зайчика);

бабочка и магнит (необходимо двигать бабочку с помощью магнита по определенной траектории);

Добукварный период обучения грамоте:

рисование стрелок и линий разной направленности;

рисование чередующихся линий;

рисование пересекающихся линий;

рисование орнамента-заборчика из элементов букв.

Букварный период обучения грамоте:

письмо букв с помощью пальцев и песочного карандаша (координация «глаз-рука»);

узнавание букв по их элементам (игра «Археолог»);

написание буквы с помощью зеркала;

письмо слогов, слов, коротких предложений.

Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Нетронутая поверхность песка побуждает их к самостоятельному, мотивированному творчеству.

Таким образом, применение предметно-развивающей среды при работе с младшими школьниками с ОВЗ позволяет в занимательной и игровой форме развивать графо-моторные навыки, компенсировать слаборазвитые свойства познавательной сферы ребенка, обеспечивает повышение мотивационной составляющей занятий и их эмоциональное насыщение.

Педагог- психолог МБОУ СОШ № 23.Томмот, респ. Саха – Якутия.

1 Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский под. ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ Астрель, 2010. - 671 с.

Использование тактильных дощечек для решения задач речевого развития

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление достаточно редкое.

Проблема речевого развития дошкольников актуальна, потому что овладение родным языком лучше протекает с использованием технологии эффективного запоминания речевого материала.

Для лучшего запоминания мы задействуем разные виды памяти, в том числе и тактильную.

Родители, педагоги, зачастую излишне опекая детей, по различным причинам иногда не разрешают ребёнку

трогать различные предметы, растения, даже животных, хотя ребёнок в

дошкольном возрасте познает мир через себя, через свои ощущения.

Сегодня я предлагаю вам такой прием мнемотехники как «тактильные дощечки» на занятиях по развитию речи».

Использование тактильных дощечек для решения задач речевого развития

Цель таких занятий -развитие воображения, фантазии, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.


-Ребенку предлагается сначала ощупать тактильные дощечки, разложить на приятные и неприятные. Попросить объяснить, почему?

-Также можно предложить ребенку выбрать,например, самую добрую дощечку,самую злую (объяснить почему? Колючую, мрачная) Самую грустную,разложить от самой гладкой до самой шероховатой.


- Далее можно попросить ребенка выбрать дощечку, которая напоминает ему лису, кота, подушку, ежа и т. д.

- Можно с детьми обыграть рассказ, прочитанный воспитателем, разложив дощечки в ряд слева направо, а после самостоятельно повторить рассказ глядя на дощечки.


В результате использования тактильных дощечек :

*Мы обогащаем чувственную сторону речи, которая сказывается на развитии речевой системы в целом: в накоплении словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова

*Развитии связной речи,

*Усвоение выразительных средств.

Публикации по теме:

Использование познавательно-исследовательской деятельности для реализации образовательных задач по экологии. Слайд 1 Использование познавательно- исследовательской деятельности для реализации образовательных задач по экологии. Слайд 2 Экологическое.

Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников Слайд 1 Тема: «Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников» Слайд 2 Дошкольный.

Лэпбук «Ягоды» для решения обучающих задач в разновозрастной группе

Лэпбук «Ягоды» для решения обучающих задач в разновозрастной группе Это мой первый лэпбук. Дидактический материал позволяет обобщить, закрепить и систематизировать представление детей о ягодах. Лэпбук.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников». Актуальность (слайд 2) На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методик в формировании познавательно-речевого развития дошкольников». Актуальность (слайд 2) На современном этапе развития дошкольного образовании одной из актуальных задач перед дошкольным учреждением стоит.

Примеры ситуационных задач для развития мышления у детей Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных.

Проектная работа «Современные подходы к реализации задач речевого развития» Оглавление Содержание стр Введение 3 1. Актуальность проекта 3 2. Цели и задачи проекта 4 2.1 Цель проекта 4 2.2 Задачи проекта 4 2.3 Целевая.

Методы решения логических задач в начальной школе Марина Анатольевна Краснобаева, учитель начальных классов Коммунальное государственное учреждение «Школа – лицей №1» Казахстан, Риддер.

Технологическая карта организовано учебной деятельности ФЭМП «Знакомство со схемой решения задач» Технологическая карта организационно учебной деятельности старшей группы Дата: Образовательная область: Познание Раздел: ФЭМП Тема: знакомство.

Тактильные доски для раннего возраста

Как говорил Сухомлинский В. А. «Ум ребенка – на кончиках пальцев».

И с этим мы не поспорим. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности, речи.

Это конечно способствуют зрительному, речевому, осязательному развитию детей. Они с помощью пальчиков начинают знакомятся с материалами из которой сделаны объекты и предметы окружающей действительности. Познают шероховатость, фактуру, плотность и другое. Пособие помогает развивать у детей внимания, также памяти.

Пособие изготовлено из доски размер 75 сантиметров на 75 сантиметров, использовались материалы как натурального происхождения так и искусственного. На каждой доске мешочки с крупами; гречка, рис, пшено, ячмень, манка, горох.

Стимулирование тактильных ощущений оказывает положительное влияние на координацию, воображение, мышление, зрительную и двигательную память и т. д. Например, тактильные ощущения детей с интеллектуальной недостаточностью характеризуется слабым развитием мышечных ощущений, что приводит к плохой координации.

Полноценно организованная окружающая среда позволяет, через развитие тактильных ощущений расширить представления о предметах и объектах окружающего мира.

Тактильные ощущения нужно развивать, на мой взгляд, под влиянием специально организованных педагогических условий.

Тактильные доски для раннего возраста



Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение.

Буду рада, если игра пригодится Вам в работе. Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Бизиборд — развивающие доски для детей

Бизиборд — развивающие доски для детей Современный ребенок уже не так активно занимается познанием мира. Логопеды бьют тревогу - речь детей значительно беднеет по сравнению с.

Дидактическая игра «Тактильные ёжики»

Дидактическая игра «Тактильные ёжики» Дидактическая игра «Тактильные ёжики» Цель: Формировать у детей творческое воображение, отдельных свойств предметов: цвета, величины, формы,.

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста

Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» во второй группе раннего возраста Конспект НОД для детей раннего возраста «Идет снежок» Вторая группа раннего возраста Интеграция образовательных областей. Цель: Создание.

Круглый стол для родителей детей группы раннего возраста «Организация развития речи детей раннего возраста в семье» Цель: Вовлечение родителей в совместное с детьми общение. Задачи: -Формировать у родителей умения организовывать совместную деятельность.

План работы с детьми раннего возраста по самообразования «Нетрадиционная техника рисования детей раннего возраста» План работы с детьми раннего возраста по теме самообразования: "Нетрадиционная техника рисования детей раннего возраста”. «В творчестве.

Презентация «Тактильные игры для детей с нарушением зрения среднего дошкольного возраста» Презентация предназначена для методического объединения учителе-дефектологов детских садов. Освоение предметного мира, развитие предметных.

Родительское собрание «Адаптация ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ» во второй группе раннего возраста Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Домашние животные и их Детеныши», с применением интерактивной доски Цель: систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах посредством работы на интерактивной доске. Задачи: - Формировать.

Занятие с детьми раннего возраста по приобщению детей раннего возраста к книге «Путешествие в страну Сказок» Тема: «Путешествие в страну Сказок» Цель: формирование у детей бережного отношения и любви к книге. Задачи: - создание условий для формирования.

Дидактическое пособие «Тактильные дощечки»

Дидактическое пособие «Тактильные дощечки».

Оборудование: набор дощечек с разной шероховатостью поверхностей.

Актуальность: для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности. Ребенок прикоснулся к шероховатой или гладкой поверхности? Что он почувствовал? В этот момент он сравнивает различные поверхности. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять и разграничивать окружающие его предметы и явления, т. е наиболее успешно мыслить.

Работа с «тактильными дощечками»строится следующим образом: Сначала дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнения поверхностей, нахождению по описанию.

Используются такие приемы:

Обследование определенного предмета с названием качества предмета (показывать: мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый)

Сравнение поверхностей между собой и окружающих предметов: (пушистый, как снег; колючий, как еж).

Затем дети учатся соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием (фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачка – сердитая, колючая, злая).

Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти, мелкой моторики рук.

1)обогащать активный словарь детей новым словами

2) развивать у детей память, внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику рук.

3) учить находить точные слова для определения своих ощущений.

Ход игры: - познакомить ребенка с игрой, дать обследовать предложенные дощечки. Не следует на один раз предлагать много дощечек, достаточно 2-4. Попросить описать свои ощущения.

-выполнять непосредственно узнавание дощечек можно разными способами: с закрытыми глазами или спрятав дощечку.

Цель: развитие воображения, фантазии, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Ход игры: Педагог кладет несколько дощечек в мешочек. Ребенок на ощупь берет одну дощечку и придумывает к ней ассоциацию. Это может быть котенок (дощечка с мехом) или лестница (дощечка с ребристой поверхностью). Выкладывая дощечки по порядку, ребенок связывает образы последовательно в единое целое, т. е. в рассказ. Затем педагог убирает дощечки обратно в мешочек. Ребенок, припоминая составленный рассказ, должен достать дощечки в той же последовательности, что и в первый раз.

Дидактическое пособие «Тактильные дощечки»

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Наш Буквоград»

Дидактическое пособие «Наш Буквоград» "Наш Буквоград" Мастер класс. У нас появился город, который помогает воспитанникам быстрее и легче в занимательной форме запомнить все.

Дидактическое пособие «Алфавит»

Дидактическое пособие «Алфавит» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Представляю вам развивающее пособие для детей 5-7 лет "Алфавит". Оно поможет в игровой форме без.

Дидактическое пособие «Круглый год»

Дидактическое пособие «Круглый год» ЦЕЛЬ :-Развивать мелкую моторику рук. -Систематизировать представления детей о временах года. - учить детей определять времени года по.

Дидактическое пособие — лэпбук по ПДД

Дидактическое пособие — лэпбук по ПДД Дaнное дидaктическое пособие является развивающим средством обучения, содержит мaтериал для оргaнизации, как коллективной творческой.

Дидактическое пособие «Мое настроение»

Дидактическое пособие «Мое настроение» Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста все чаще привлекает внимание педагогов и психологов, так как нравственные, эстетические.

Дидактическое пособие с бабочкой

Дидактическое пособие с бабочкой Наступила весна и появился повод полетать бабочке по цветочкам. Данное пособие я использую на индивидуальных занятиях по автоматизации.

Дидактическое пособие «Тактильные дорожки» из CD дисков

Дидактическое пособие «Тактильные дорожки» из CD дисков Дидактическое пособие оформлено таким образом, что его можно использовать для развития речи, координации зрительных и тактильных анализаторов,.

Игровое дидактическое пособие «Тактильные Пальчики»

Игровое дидактическое пособие «Тактильные Пальчики» Игровое дидактическое пособие:"Тактильные Пальчики" Цель: Формировать навыки различия и написания букв и воображения (прочтения слов,.

Дидактическое пособие «Подводный мир»

Дидактическое пособие «Подводный мир» Здравствуйте коллеги! хочу рассказать и показать вам как я сделала дидактическое пособие по теме "Подводный мир". Принесли мне как то старый.

Статья "Особенности организации «безбарьерной» образовательной среды для учащихся с ОВЗ"


В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка.

Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых требуют условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.

В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т.е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.

Михнёнок Лариса Евгеньевна, учитель географии

Содержимое разработки

Особенности организации «безбарьерной» образовательной среды для учащихся с ОВЗ

В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В учреждениях, обеспечивающих сопровождение таких детей, общепедагогические требования к оборудованию и оснащению должны учитывать проблемы и трудности социализации детей данной категории. Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка. (Рекомендации по организации доступной среды в школе см. в папке Литература)

Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых требуют условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.

В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т.е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.

Перед каждым педагогом, работающим по ФГОС НОО, встает вопрос о развивающей роли обучения. Как известно, обучение и развитие связаны между собой. Так, Л. С. Выготский обосновал ведущую роль обучения в развитии, когда «обучение идет впереди развития, являясь источником нового» 1 . Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Развитие предполагает, что ребенок переходит из «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития» на основе формирования высших психических функций и обучения [там же]. Поэтому встает необходимость развивающего обучения, в осуществлении которого помогают предметно-развивающая среда.

Предметно-развивающая среда - это специальное оборудование для обучения и развития школьников.


Рассмотрим подробнее каждое направление:


В качестве эффективного инструмента реализации компетентностного подхода в образовании, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно также рассматривать дистанционное обучение.

Использование компьютерных технологий позволяет учителю индивидуализировать обучение, развивать познавательную и мотивационную сферу младших школьников с ОВЗ, повысить качество обучения.

Проектная деятельность



Подробное применение проектной деятельности в школе рассмотре-но в презентации Power Point «Проектная деятельность» (см. папку Приложение).

Легооборудование

«Лего» - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

Применение «Лего» способствует:

1. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

2. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

Легоконстриурование теснейшим образом связано с областями ФГОС, такими как: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Песочный стол Dusyma

Как известно, к моменту поступления в школу у каждого ребенка должны быть сформированы основные показатели готовности к школьному обучению. Одним из таких показателей является достаточное развитие зрительно-моторной координации, что позволит ребенку освоить навык письма и чтения. Однако практика работы показывает, что среди первоклассников c ОВЗ отмечается группа ребят с низким уровнем развития мелкой моторики, графо-моторных навыков. Этим детям сложно соотносить образ буквы с её написанием, работать в матричной сетке и рабочей строке «Прописи». Поэтому необходим некий «посредник» между предъявляемым учителем образцом буквы и её написанием в «Прописи». Таким посредником выступает стол с песком Dusyma.

Песок является прекрасным сенсорным материалом, раздражающий рецепторы подушечек пальцев, сигнал от которых поступает в моторные зоны коры головного мозга. Тем самым развивается мелкая моторика, графо-моторная функция, зрительно-моторная координация, ориентирование на плоскости. Данное оборудование используется в арттерапии (песокотерапии).

Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного тем, что такой рисунок нельзя положить в альбом или подарить кому-либо. Он эфемерен, сиюминутен, что не дает измениться созидательному мотиву, когда происходит сдвиг с процесса деятельности на результат. Т.е., если у ребенка мотив – это результат деятельности и этот результат не удается достигнуть, тогда ребенок теряет интерес к процессу деятельности и отстраняется от неё. При работе на песке у ребенка удерживается мотив – деятельность ради деятельности, что заставляет его целиком погружаться в процесс рисования или письма. Данный факт обуславливает развивающую направленность данного оборудования.

Игры и упражнения при работе с песочным столом можно разделить на три группы:

в пропедевтический период обучения грамоте;

в добукварный период обучения грамоте;

в букварный период.

Рассмотрим примеры таких игр и упражнений в каждый период.

Пропедевтический период обучения грамоте.

На первых занятиях ребенку предлагается рисовать на свободную тему для знакомства с оборудованием. Затем предлагаются:

тактильные доски (ребенок обводит пальчиком рисунок на доске, воспроизводит его на песке с закрытыми глазами, сравнивает образец и результат, делает при необходимости корректировку);

зеркало (ребенок рисует половину симметричного предмета, вторая половина отражается в зеркале);

игры на развитие симметрии (относительно вертикали, горизонтали, диагонали);

игры на ориентирование на плоскости («Поросенок Ниф-ниф построил дом в верхнем правом углу, а Поросенок Наф-наф – в нижнем левом углу. Помоги поросятам расставить дома»; «Пираты спрятали сокровища в песке. Чтобы их найти, нужно из верхнего левого угла двигаться вниз, обогнуть пальму, дойти до центра и подняться в верхний правый угол»)

графический диктант на песке (помоги барашке попасть в домик зайчика);

бабочка и магнит (необходимо двигать бабочку с помощью магнита по определенной траектории);

Добукварный период обучения грамоте:

рисование стрелок и линий разной направленности;

рисование чередующихся линий;

рисование пересекающихся линий;

рисование орнамента-заборчика из элементов букв.

Букварный период обучения грамоте:

письмо букв с помощью пальцев и песочного карандаша (координация «глаз-рука»);

узнавание букв по их элементам (игра «Археолог»);

написание буквы с помощью зеркала;

письмо слогов, слов, коротких предложений.

Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Нетронутая поверхность песка побуждает их к самостоятельному, мотивированному творчеству.

Таким образом, применение предметно-развивающей среды при работе с младшими школьниками с ОВЗ позволяет в занимательной и игровой форме развивать графо-моторные навыки, компенсировать слаборазвитые свойства познавательной сферы ребенка, обеспечивает повышение мотивационной составляющей занятий и их эмоциональное насыщение.

1  Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Лев Выготский под. ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ Астрель, 2010. - 671 с.


-82%

Читайте также: