Дорожное строительство в афганистане

Обновлено: 06.07.2024

Что хорошего сделал СССР для Афганистана

Ещё до начала войны СССР вкладывал в экономику Афганистана огромные суммы, которые были направлены на экономическое развитие среднеазиатской страны. Начиная с 1960-х годов и до ввода войск в 1978 году советские специалисты построили более 100 объектов промышленности, инфраструктуры, образования, цель которых не экспансия СССР, а создание в Афганистане современных на то время стандартов жизни.

Фото: Русская семерка Русская семерка

Помимо предприятий нефтепромышленности Союз старался помогать и простым афганцам. Согласно архивам, после ввода своих войск СССР построил 142 объекта, обеспечивающих экономические и социальное развитие этой страны.

Дороги и транспорт

Начиная с 1950-х годов на деньги Советского Союза в Афганистане построили тысячи километров автодорог, которые часто приходилось прокладывать через горы. Наиболее известный объект – это дорога Саланг с туннелем, проложенным московскими метростроевцами на высоте более 3 000 километров. Самая длинная автодорога из города Кушка в Кабул имеет протяженность 679 километров. Магистрали Пули – Шибернаг и Доши – Ширха длиной 329 и 216 километров соответственно.

Из-за сложного афганского рельефа особое внимание уделялось возведению мостов. Ещё в 1959 году был построен мост протяжённостью 120 метров через речку Ханабад. В провинции Нангарх советские инженеры за один только 1964 год возвели три моста, один из которых имел длину 360 метров. В 1982 год через Амударью перекинули автомобильно-железнодорожный мост.

Особое внимание советские союзники уделяли развитию автомобильной промышленности Афганистана. Так, в 1960 году в Кабуле построен авторемонтный завод Джангалак, способный в год осуществлять ремонт 1 300 машин в год. Предприятие также занималось производством станков, насосов, дорожно-строительного инвентаря.

В 1985 году советские специалисты построили три автозавода по производству «КамАЗов». К 1988 году в Кабуле открыло предприятие по производству велосипедов мощностью 15 тысяч штук в год. В 1961 году построили аэропорт Баграм с 3-километровой посадочной полосой. На следующий год международный аэропорт появился в Кабуле.

Энергетика

Москва построила восемь нефтебаз и газопровод, пропускающий 4 млрд кубометров газа в год. Инженеры из СССР построили гидроэлектростанции в Наглау и Пули-Хумри мощностью 100 тысяч и 9 тысяч кВт соответственно. В крупных городах обустраивались электростанции и электрические сети. Часть недостающей энергии СССР поставлял со своей территории.

Образование, наука и социальная сфера

Развитие экономики и социальные преобразования невозможны без местных специалистов, для подготовки которых в 1960-х годах СССР построил в Кабуле политехнический университет на 1 200 студентов. На организацию вуза Союз потратил 6 миллионов рублей, а языком преподавания в нём был русский. В 1973 году в Мазари-Шерифе открылся техникум на 500 учащихся, готовивший нефтяников и геологов.

Ежегодно кабульский техникум заканчивало 250 автомехаников, а в период с 1982-го по 1986-й год по всей стране открыли 8 профессионально-технических училищ. Для сирот в Кабуле советские представители открыли школу-интернат, а в 1971 году – центр матери и ребёнка, который ежедневно посещало более 100 человек. СССР строили по всей стране жилые кварталы, детские сады, метеостанции, поликлиники и прочие объекты, цель которых – сделать жизнь простых афганцев комфортнее и цивилизованнее.

Сельское хозяйство и пищевая промышленность

Из-за сложных климатических условий и технической отсталости голод для Афганистана стал привычным явлением. Для обеспечения населения достаточным количеством продуктов СССР решил использовать последние достижения советской сельхознауки. В Афганистане действовали созданные специалистами из СССР 3 почвенно-агрохимические, 3 ветеринарные, 2 хлопково-семенные и одна контрольно-семенная лаборатории.

В Мазари-Шерифе открыли завод азотных удобрений, и по всей стране строились системы орошения полей. В 1965 году на реке Кабул построили Джелалабадский ирригационный канал, а для дополнительного орошения использовалась плотина «Сарде». С 1984 года в Джелалабаде заработал завод цитрусовых и маслин, а ещё раньше советские специалисты открыли несколько многоотраслевых ферм. По всей стране на деньги СССР строились мельницы, хлебозаводы, элеваторы.

Советский Союз десятилетиями вливал в экономику Афганистана огромные деньги. Строительство различных объектов продолжалось и во время войны, хотя СССР всё сложнее было это делать. Афганцы, и сегодня сравнивая русских и американцев, говорят, что первые воевали, но и строили, а вот вторые только разрушают.

Дорожное строительство в афганистане

"Американские ученые, работающие на Пентагон, уверены, что в Афганистане можно добыть ископаемых как минимум на триллион долларов. Остается лишь выяснить: речь идет об искренней попытке помочь Кабулу возродить национальную экономику или о новом очень аппетитном предлоге задержаться в чужой стране на долгие годы.

Высокопоставленный источник в правительстве США в очередной раз оказался крайне разговорчивым на условиях анонимности. На этот раз из Белого дома просочились подробности служебной записки, подготовленной в Пентагоне. Выяснилось, что еще в 2004 году в Афганистан под усиленной охраной американских солдат была заброшена большая группа в первую очередь геологов, перед которыми была поставлена очень амбициозная задача: найти в афганской земле то, ради чего инвесторы со всего мира выстроятся в очередь.

Тем не менее в Пентагоне уверяют, что их ученые везде побывали, все проверили и пришли к сенсационным выводам. В Афганистане, как оказалось, есть огромные залежи меди, золота, кобальта, а также крайне стратегически важного металла, как литий, который используется, к примеру, в производстве батареек для ноутбуков и портативных устройств. Причем месторождения настолько ахово богаты, что в состоянии превратить Кабул в ведущего мирового экспортера многих полезных ископаемых. В служебной записке даже говорится о том, что Афганистан в перспективе может стать "литиевой Саудовской Аравией".

За что Афганистан благодарен СССР: советское наследие в виде мостов и заводов

ДУШАНБЕ, 8 фев - Sputnik. Тысячи километров автодорог, мосты, заводы, восемь предприятий нефтедобывающей промышленности, газопроводы, учебные заведения – начиная с 1960-х, СССР построил в Афганистане 142 экономических и инфраструктурных объекта.

Строительство многих из них было завершено еще до ввода советских войск в декабре 1979-го. Советский Союз вкладывал огромные средства в экономику этой восточной страны.

В 2006-м Россия, правопреемница СССР, реструктурировала долг Афганистана в 11 миллиардов долларов. Раздираемое войной государство просто не могло его выплатить. Позднее Кабул обратился к Москве с просьбой восстановить ряд наиболее важных советских объектов.

Sputnik рассказывает историю советско-афганских строек и показывает, в каком состоянии эти объекты сегодня.

Мост "Дружба" – "Пули Дусти"

© Sgt. Bradley Lail Мост Дружбы - U.S. Air Force Мост Дружбы - U.S. Air Force © Sgt. Bradley Lail

"Пули Дусти" или "Хайратон" известен во всем мире – именно по этому мосту с 15 мая 1988 выводились советские войска. Вывод был закончен 15 февраля 1989, когда через переправу проследовали последние подразделения.

1 августа 2018, 18:32

Этот железнодорожно-автомобильный мост через Амударью позволяет провозить грузы из узбекистанского Термеза в Мазари-Шариф, второй по величине город Афганистана. Это единственная артерия, связывающая Афганистан и Узбекистан. Длина объекта – 816 метров. Сегодня по нему проходят все грузы с севера Афганистана – около половины экспорта страны.

Советские специалисты начали строительство постоянной переправы между портами Термез и Хайратон после ввода войск СССР в Афганистан, в начале 1980-го. Шестнадцатый отдельный понтонно-мостовой полк 25 декабря 1979 навел понтонный мост через Амударью. По нему переправлялись части 40-й армии. На станции Хайратон была сооружена крупная перевалочная база советских подразделений.

© В. Киселев Вывод войск по мосту Дружбы Вывод войск по мосту Дружбы

Одновременно строилась четырехкилометровая железнодорожная ветка до Хайратона. Через мост также были проложены трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов. Первые военные и гражданские грузы отправились из Узбекистана в Афганистан уже спустя два года, весной 1982. На церемонии открытия присутствовал генеральный секретарь ЦК НДПА Бабрак Кармаль.

21 июня 2017, 15:25

В июле 1997-го после захвата провинции Балх талибами, движение по мосту было прекращено. Открыть "Пули Дусти" удалось лишь после их разгрома в этом регионе в 2001-м. Первоначально разрешалось провозить по нему только гуманитарные грузы, медикаменты и продукты питания. Сейчас ограничений по движению грузов нет.

В ноябре 2010-го Узбекистан завершил строительство железной дороги Хайратон - Мазари-Шариф, связавшей пограничную станцию с центром провинции Балх. В 2017-м по афгано-узбекскому соглашению мост "Дружба" был реконструирован.

Тоннель Саланг

© А. Горячев Тоннель Саланг в советcкие годы Тоннель Саланг в советcкие годы

Перевал Саланг находится на границе провинций Баглан и Парван в 90 километрах от Кабула. Сегодня этот тоннель протяженностью 2,6 тысячи метров пропускает до десяти тысяч автомобилей в сутки.

На открытии объекта 2 сентября 1964 присутствовали председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин и король Афганистана Захир-шах. Позднее сквозь тоннель были проложены два трубопровода.

© Sputnik Тоннель Саланг Тоннель Саланг

В годы присутствия войск СССР в Афганистане Саланг стал одной из главных линий коммуникаций 40-й армии. В районе перевала постоянно шли бои с отрядами моджахедов Ахмад Шаха Масуда. Его отряды ежедневно обстреливали порталы горного коридора.

14 ноября 2018, 18:44

Правительство Афганистана с 2012-го разрабатывает проект строительства второго тоннеля протяженностью 12 км в южной части перевала Саланг. В 2017-м австралийская компания Smeck Consultants выиграла конкурс на разработку проекта и технико-экономического обоснования проекта нового горного корридора.

ГЭС Наглу

© В. Киселев Плотина и ГЭС Наглу, построенные при техническом содействии СССР Плотина и ГЭС Наглу, построенные при техническом содействии СССР

Наглу стала одной из крупнейших электростанций в Афганистане и главным поставщиком электроэнергии в Кабул. Она оснащена четырьмя гидроагрегатами, мощность составляет 100 МВт. ГЭС расположена в сорока километрах к востоку от афганской столицы на реке Кабул, плотина образовывает водохранилище.

Строительство началось в 1960-м, и уже спустя семь лет были запущены гидроагрегаты. Гидроэлектростанция была возведена по проекту института "Гидропроект" (советская, а затем российская организация – ред.), работы велись объединением "Технопромэкспорт" (с 2009-го входит в состав ГК "Ростехнологии" – ред.).

В годы войны Наглу охранялась войсками СССР. После 1989-го ее контролировали отряды командира моджахедов Гульбеддина Хекматиара, с приходом к власти талибов гидроэлектростанция перешла в их руки. Талибы сохранили технический персонал, однако из-за отсутствия запчастей и ремонта к 2010-му работали только два гидроагрегата из четырех.

© В. Киселев Рабочий на ГЭС Наглу в годы СССР Рабочий на ГЭС Наглу в годы СССР

После падения власти талибов, правительство Афганистана стало искать способы преодоления энергетического кризиса в столице. В 2005-м афганские электростанции – Наглу, Махи-Пар и Сароби – не выдавали необходимого количества электроэнергии из-за снижения стока реки Кабул, и только ГЭС Наглу могла работать круглогодично. В столице Афганистана только 5% населения могли использовать электроэнергию.

Восстановительные работы на двух неработающих гидроагрегатах начались в 2007-м. Контракт афганские власти подписали с российской компанией "Технопромэкспорт", финансирование проводилось на средства Всемирного банка, который выделил правительству Афганистана 32,5 миллиона долларов.

В 2010-2012 годах были запущены два отремонтированных гидроагрегата и заменены трансформаторы. В январе 2016 Всемирный банк выделил еще один грант на 83 миллиона долларов на дальнейшую модернизацию.

Сделано СССР: самые значимые советские объекты в Афганистане

РИГА, 14 фев — Sputnik. Тысячи километров автодорог, мосты, заводы, восемь предприятий нефтедобывающей промышленности, газопроводы, учебные заведения — начиная с 1960-х СССР построил в Афганистане 142 экономических и инфраструктурных объекта. Строительство многих из них было завершено еще до ввода советских войск в декабре 1979 года.

В 2006 году Россия, правопреемница СССР, реструктурировала долг Афганистана в 11 миллиардов долларов. Раздираемое войной государство просто не могло его выплатить. Позднее Кабул обратился к Москве с просьбой восстановить ряд наиболее важных советских объектов.

Мост "Дружба" — "Пули Дусти"

"Пули Дусти", или "Хайратон" известен во всем мире — именно по этому мосту с 15 мая 1988 года выводились советские войска. Вывод был закончен 15 февраля 1989 года, когда через переправу проследовали последние подразделения.

© Sputnik / В. Киселев Колонна бронетехники пересекает афгано-советскую границу по мосту Дружбы через реку Аму-Дарью Колонна бронетехники пересекает афгано-советскую границу по мосту Дружбы через реку Аму-Дарью © Sputnik / В. Киселев

Этот железнодорожно-автомобильный мост через Амударью позволяет провозить грузы из узбекистанского Термеза в Мазари-Шариф, второй по величине город Афганистана. Это единственная артерия, связывающая Афганистан и Узбекистан. Длина моста — 816 метров. Сегодня через него проходят все грузы с севера Афганистана — около половины экспорта страны.

Советские специалисты начали строительство постоянной переправы между портами Термез и Хайратон после ввода советских войск в Афганистан, в начале 1980 года. Шестнадцатый отдельный понтонно-мостовой полк 25 декабря 1979 года навел понтонный мост через Аму-Дарью. По нему переправлялись части 40-й армии. На станции Хайратон была сооружена крупная перевалочная база советских подразделений.

© Photo U.S. Air Force Photo By Staff Sgt. Bradley Lail Мост Дружбы Мост Дружбы © Photo U.S. Air Force Photo By Staff Sgt. Bradley Lail

Одновременно строилась четырехкилометровая железнодорожная ветка до Хайратона. Через мост также были проложены трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов. Первые военные и гражданские грузы отправились из Узбекистана в Афганистан уже через два года, весной 1982 года. На церемонии открытия присутствовал генеральный секретарь ЦК НДПА Бабрак Кармаль.

В июле 1997 года после захвата провинции Балх талибами, движение по мосту было прекращено. Открыть мост удалось лишь после их разгрома в этом регионе в 2001 году. Первоначально разрешалось провозить по нему только гуманитарные грузы, медикаменты и продукты питания. Сейчас ограничений по движению грузов нет.

В ноябре 2010 года Узбекистан завершил строительство железной дороги Хайратон — Мазари-Шариф, связавшей пограничную станцию с центром провинции Балх. В 2017 году по афгано-узбекскому соглашению мост "Дружба" был реконструирован.

Тоннель Саланг

Перевал Саланг находится на границе провинций Баглан и Парван в 90 километрах от Кабула. Сегодня этот тоннель протяженностью 2,6 тысячи метров пропускает до десяти тысяч автомобилей в сутки.

Дороги, заводы, газопроводы. Что СССР построил в Афганистане

Советские и афганские специалисты у пульта управления досрочно сданным литейным цехом, построенном при содействии СССР, на авторемонтном заводе «Джангалак».

Афганистан обратился к России с просьбой о восстановлении объектов экономики, построенных ещё Советским Союзом. Как пишут «Известия» со ссылкой на посольство страны, российским предпринимателям, пожелавшим инвестировать в афганскую экономику, будет оказана помощь на уровне президента.

В своё время СССР вкладывал огромные деньги в экономики стран-союзников, к которым относился и Афганистан: его называли «подбрюшьем Советского Союза». В это восточное государство поставлялось оружие, ему оказывалась гуманитарная помощь, в нём строились экономические объекты. В 2006 году Россия реструктурировала долг Афганистана в 11 млрд долларов. Как говорят эксперты, у Кабула просто не было возможности вернуть Москве советский долг. Взамен прощённой задолженности Афганистан обязался поддерживать экономические отношения с российскими компаниями. Однако с тех пор бизнес-сотрудничество между двумя государствами теснее не стало: наша страна продолжает экспортировать в Афганистан в основном военную технику.

Жизнь в СССР была жёстко регламентирована.

Статья по теме

Автодороги

Начиная с пятидесятых годов Советский Союз построил в Афганистане тысячи километров автомобильных дорог. Это, например, трасса «Кушка — Герат — Кандагар» протяжённостью 679 километров, «Доши — Ширхан» — 216 километров, «Пули — Хумри — Мазари — Шериф — Шиберган» — 329 километров.

Пожалуй, самый знаковый автообъект, построенный советскими силами, — это автодорога «Саланг» с одноимённым тоннелем, который проходит через горный хребет на высоте более 3 тысяч метров. До 1973 года он считался самым длинным в мире (3,6 километра). Возведением тоннеля занимались московские метростроевцы. В 1997 году, во время гражданской войны, «Саланг» был взорван, движение по нему было восстановлено только через пять лет.

Автомобильные предприятия

В 1960 году в Кабуле был построен авторемонтный завод «Джангалак», способный производить более 1300 капитальных ремонтов автомобилей в год, а также выпускать 750 тонн металлоизделий в год (станки, насосы, дорожно-строительный инвентарь).

В афганской столице при поддержке СССР в 1985 году были введены в эксплуатацию автотранспортные предприятия (общая мощность выпуска — 900 автомобилей «КамАЗ» в год), а предприятие по обслуживанию бензовозов. В 1984 году в Хайратоне появилась станция технического обслуживания «КамАЗов».

В новом досрочно сданном литейном цехе, построенном при содействии СССР, на авторемонтном заводе «Джангалак».

Энергетика

При содействии Советского Союза активно развивалась энергетическая отрасль Афганистана: была подготовлена карта нахождения полезных ископаемых, на которой было около 1,5 тысячи месторождений. СССР построил восемь нефтебаз (общая мощность — 8,3 тысячи кубометров), газопровод пропускной способностью 4 млрд кубометров газа в год. Когда в Афганистане стали качать газ, Москва покупала его у Кабула по сниженным ценам.

Также строились гидроэлектростанции: в Наглу (мощностью 100 тысяч кВт), Пули-Хумри (9 тысяч кВт). Когда электроэнергии не хватало, Советский Союз экспортировал её со своей территории: для этой цели были построены ЛЭП от границы Ширхана до Кундуза и ЛЭП «госграница СССР — Мазари-Шариф».

Политехнический университет

В 1960-х годах советские специалисты построили в Кабуле ещё один стратегический объект: политехнический университет, рассчитанный на 1200 студентов. На реализацию этого проекта СССР потратил внушительную по тем временам сумму: более 6 млн рублей.


Статья по теме Сегодня Кабульский политехнический университет является ведущим техническим вузом Афганистана. Здесь открыты строительный, электромеханический, геологический, автостроительный и другие факультеты, на которых учатся 4000 студентов.

Интересно, что это единственное в стране учебное заведение, где главный иностранный язык — русский.

Во время войны в библиотеку политеха попала бомба, часть книг сгорела, часть была разворована. Сейчас вуз испытывает трудности с пособиями: несколько лет назад ректор Изатулла Абед признавался, что им приходится пользоваться старыми советскими учебниками.

Сельхозпредприятия в Кабуле

СССР пытался развивать и сельскохозяйственную промышленность Афганистана. В 1957 году Страна Советов построила для своего азиатского союзника хлебокомбинат, выпускающий 70 тонн хлебобулочных изделий в сутки. Предприятие, расположенное в Кабуле, было оснащено двумя мельницами, моловшими 375 тонн зерна в сутки, ёмкость элеватора составляла 50 тысяч тонн зерна.

Через 20 с лишним лет в Кабуле был открыт ещё один хлебозавод, производительность которого составила 65 тонн изделий в сутки.

В Мазари-Шарифе при участии советских специалистов появилась мельница мощностью 60 тонн муки в сутки, а также элеватор ёмкостью 20 тысяч тонн зерна. В стране также были введены в эксплуатацию многоотраслевые фермы «Халда» и «Газибад».

Паровоз под откос: почему в Афганистане до сих пор нет железных дорог

ДУШАНБЕ, 14 янв — Sputnik, Андрей Злыденный. Вопрос строительства железных дорог через Афганистан не теряет своей актуальности со второй половины XIX века. За это время выдвигалось множество идей, как именно развивать железнодорожные линии в стране, но ни одна из них, за исключением некоторых советских линий малой протяженности, не увенчалась успехом.

При этом все региональные игроки понимают, что если железная дорога свяжет Афганистан, страны Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии, то это позволит сформировать новый торгово-финансовый коридор, гигантский логистический маршрут длиной от Каспия до Индийского океана.

Здесь путь закрыт

Впервые идея проложить железную дорогу в Афганистане возникла у властей Британской Индии в 1870-е годы, когда англичане готовились к войне с неуступчивым афганским эмиром.

12 ноября 2019, 21:46

Согласно планам британской администрации, линия, получившая название Кандагарская государственная железная дорога, должна была идти от города Кветта до афганского Кандагара и далее до Герата.

Но дорогостоящая затея оказалась не востребована. Война с эмиром закончилась раньше, чем строительство этой ветки, и британцы приостановили работы, так и не дотянув рельсы до афганских границ.

Консервация длилась недолго. На фоне стремительного продвижения Российской империи в Туркестане, англичане снова взялись за дело, стремясь обеспечить быстрый путь в регион. Но тут вмешался афганский эмир Абдуррахман, один из наиболее талантливых, энергичных и дальновидных правителей Афганистана, и, что еще хуже для Лондона – предельно не доверяющий Британии, но зато симпатизирующий русским.

Опасаясь роста влияния англичан на внутренние дела страны, эмир выступил против планов английской администрации. В письме британскому премьер-министру лорду Солсбери, Абдуррахман выразил протест против сооружения железных дорог не только в Афганистане, но и на пограничных территориях Индии.

По этой же причине не были реализованы и российские предложения о трансафганской железной дороге в обратных направлениях (Кушка - Герат - Кандагар и Балх - Кабул - Джелалабад): афганские власти отказались от них.

Не помогла даже неуемная энергия Фердинанда де Лессепса, автора проекта ветки от Ташкента через Афганистан в Дели, который до этого успешно осуществил сооружение Суэцкого канала. Правда, Россия не сильно-то и настаивала, так как конфликтовать с Британией по этому вопросу не хотела. А потому ответ эмира приняли дипломатично и вежливо.

Остановка Кабул-конечная

Лишь в 1923-м в Афганистане наконец появилась жалкое подобие современной "железки", которое уместнее назвать действующим макетом в натуральную величину: это была короткая узкоколейка, проходящая от центра Кабула ко дворцу эмира и короля Аманулла-хана.

27 мая 2019, 19:36

Ее построили специалисты из Германии, там же были закуплены локомотивы, вагоны и оборудование для эксплуатации этой короткой линии.

История функционирования построенной мини-ветки, однако, была недолгой – в 1929 году во время народного восстания против Амануллы узкоколейка была разобрана как один из символов насаждаемых Западом перемен. Вагоны и локомотив поезда же долгое время ржавели в сарае неподалеку от Кабульского музея.

Собственно, как и в Советском Союзе, в Афганистане времен Амануллы, который был горячим сторонником технического прогресса, железная дорога стала настоящим символом развития и вестернизации страны и часто изображалась на официальных плакатах и портретах самого монарха.

© © Sputnik / Рубен Гарсия Портрет Аманулла-хана Портрет Аманулла-хана © © Sputnik / Рубен Гарсия

Так, в 1932-м обсуждались проекты по сооружению железной дороги из Индии в Кабул, а в 1970-м году ООН представила идею строительства линии из иранского Мешхеда на Герат и Кандагар и далее в Пакистан, однако этот план был заморожен по причине нехватки денег и напряженных отношений Исламабада и Кабула вследствие неразрешенного пограничного конфликта.

Афганские рельсы по советским образцам

В отличие от южного соседа Иран и СССР были более стабильными и предсказуемыми партнерами и не стали бы перекрывать границы для афганских товаров, что неоднократно делал Пакистан.

В 1960-м для обеспечения разгрузки составов с материалами из СССР для строительства автодороги Кушка - Герат - Кандагар была построена железная дорога от Кушки до приграничного пункта Торгунди протяженностью 11 километров. Затем она стала использоваться для переброски экспортных товаров.

Проектом строительства афганских железных дорог заинтересовались и в Европе. Так, 1975-м французы подготовили проект, который соединил бы Иран с Афганистаном по линии Мешхед - Герат - Кандагар - Кабул. Реализация этого плана обеспечила бы прямой транзит афганских товаров в порты Персидского залива.

Шах Ирана Реза Пехлеви был готов предоставить необходимые средства для строительства ветки, однако этому помешали и Исламская революция, положившая конец монархии в Иране, и начало афганского кризиса.

В 1982 году, уже в разгар войны в Афганистане, была проложена еще одна линия от узбекского города Термеза до афганского Хайратона, которая позволила бесперебойно перевозить через пограничную реку Амударью военные и другие грузы.

И на сегодняшний день этот участок остается наиболее востребованным и экономически важным железнодорожным маршрутом, обеспечивающим торговлю Афганистана с Центральной Азией.

Железные дороги Афганистана: настоящее и будущее

После вторжения США в Афганистан в конце 2001 года и установления в Кабуле прозападного правительства идеи по строительству железных дорог в Афганистане наконец-то прошли путь от проектов до реализации.

8 февраля 2019, 19:19

Во многом это связано с тем, что устойчивая логистика, а значит, и торговля, считается одним из действенных способов стабилизации страны. Железная дорога позволит вовлечь Афганистан в общерегиональную экономическую кооперацию, которая должна привести к росту благосостояния простых афганцев.

В то же время страны Центральной Азии, Пакистан, Иран, Китай тоже получат выгоды от диверсификации транзита своих товаров через Афганистан – они открывают и новые рынки сбыта, и более удобный с точки зрения логистики путь.

Разумеется, препятствием к реализации этого замечательного и перспективного плана ставшая традиционным занятие Афганистана – война: на этот раз конфликт длинной почти 20 лет между Кабулом при поддержке западной коалиции и "Талибаном" в компании других экстремистских группировок.

И, разумеется, инвесторы не спешат вкладывать деньги в реализацию проектов в таких небезопасных условиях – еще не известно, смогут ли они хоть когда-то принести прибыль.

Другой проблемой являются непростые природные условия: примерно 80% территорий государства занимает горная местность, схожие условия в Таджикистане и Кыргызстане. Необходимость строительства тоннелей и мостов требует огромных технических и финансовых затрат.

Нехватку денег у стран региона также называют одной из причин, почему проекты железных дорог здесь труднореализуемы. Тем не менее ее успешно решают при помощи средств международных финансовых организаций (Азиатского банка развития, Исламского банка развития, ЕБРР) и зарубежных кредитов.

7 февраля 2019, 15:26

Есть еще один важный технический нюанс. Перед Афганистаном не только стоит вопрос, где строить, а какую именно колею использовать. Ведь Афганистан граничит с государствами, использующими разную ширину колеи: в Иране и Китае это "европейская" 1435 миллиметров, в странах Центральной Азии – "российская" 1520 миллиметров, а в Индии и Пакистане – 1676 миллиметров.

Но в этой проблеме, по мнению ряда экспертов, есть свой коммерческий потенциал, ведь организация системы транспортировки грузов с использованием различных типов путей обеспечит Афганистану стабильный транзитный товаропоток.

Наиболее приемлемым вариантом в этом случае является использование железных дорог с колеей стран-соседей и строительство крупного транспортного узла в Герате, где будут сходиться "железки" разной ширины и осуществляться перевод поездов с одной колеи на другую. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

С 2008 года при помощи Ирана ведется строительство 225-километрового участка железной дороги, связывающей Герат с иранским приграничным городом Хаф. Несмотря на возникшие в ходе работ трудности, в ближайшее время она должна быть завершена.

В ноябре 2011-го узбекские специалисты ввели в эксплуатацию железную дорогу, продолжающую афгано-узбекский маршрут. Ветка идет по маршруту Хайратон - Мазари - Шариф протяженностью 75 километров, пропускная способность которой равна 9 миллионов тонн грузов в год. Был также возведен грузовой терминал в Мазари-Шарифе и модернизирована станция Хайратон. Планируется, что в будущем через Герат эта линия будет связана с иранской и пакистанской железнодорожной сетью.

Решаем вопрос по-соседски

Наиболее амбициозным является проект железной дороги Туркменистан - Афганистан - Таджикистан, строительство которой началось в июне 2013 года. К настоящему времени проложен лишь участок Атымарат - Имамназар, проходящий по туркменской территории.

2 января 2020, 11:50

Проблема в том, что Кабулу и Душанбе постоянно нахватает денег для работ на своей территории, и потому обе страны рассчитывают на предоставление кредитов АБР и Китая.

Более того, из-за проблем с рельсами, на Таджикистан уже успели обидеться в Ашхабаде. В феврале 2019-го Туркменистан без объяснений закрыл границу для транзита таджикских грузов. Среди возможных и наиболее вероятных причин – приостановка строительства железной дороги, чего с нетерпением ждет туркменская сторона.

Но подписание в декабре двустороннего афгано-таджикского соглашения дает надежду, что стороны готовы довести этот проект до конца.

Имеются свои планы у Пакистана и Китая. Последний рассчитывает использовать территорию Афганистана в рамках инициативы Экономического пояса Шелкового пути посредством соединения страны с железнодорожными линиями КНР через Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

Учитывая достаточно большие финансовые возможности Китая, можно предполагать, что проекты, в которых заинтересованы китайские власти, могут быть построены в относительно короткие сроки.

Строительство железных дорог через Афганистан без сомнения станет одним из главных инфраструктурных проектов общерегионального масштаба наряду с трубопроводом ТАПИ и электроэнергетическим комплексом CASA-1000.

Что стало с советским наследием, построенном в Афганистане?

Начиная с 1960-х годов, СССР построил в Афганистане 142 экономических, социальных и инфраструктурных объекта, дороги и мосты, газопроводы, заводы, учебные заведения. Возведение многих завершилось еще до ввода советских войск в Афганистан.


В 2006 году Россия как правопреемница СССР реструктурировала долг Афганистана в 11 миллиардов долларов. Позже Кабул обратился к Москве с просьбой восстановить самые важные советские объекты.
Одним из самых известных, пожалуй, является Мост дружбы, или Пули Дусти (с 1989 года называется Хайратон). Строиться он начал в начале 1980-х. Именно по нему с 15 мая 1988 года выводились советские войска из Афганистана. Вывод был закончен 15 февраля 1989 года, когда через переправу проследовали последние подразделения. Последним из советских военных перешел через мост командир Борис Громов.
Движение по мосту было прекращено в 1997 году, после того как движение «Талибан»* захватило провинцию Балх. Открыть Хайратон удалось лишь после разгрома талибов в регионе в 2001-м.
Сегодня только мост Хайратон связывает Афганистан и Узбекистан. По железнодорожно-автомобильному мосту длиной 816 метров возят грузы узбекистанского Термеза в афганский Мазари-Шариф.



Мост Хайратон
Строительство Хайратона началось после ввода советских войск в Афганистан, в начале 1980 года. Движение по мосту было прекращено в 1997 году. Тогда талибы захватили провинцию Балх на границе с Узбекистаном. Открыть его удалось лишь после разгрома боевиков в 2001 году. Сейчас ограничений по движению грузов нет.





Тоннель Саланг через перевал находится в 90 километрах к северу от Кабула. Протяженность объекта достигает 2,6 тысячи метров.
Ежедневно он пропускает до десяти тысяч автомобилей.





Строительство тоннеля Саланг началось в 1958 году. Прокладывая объект, рабочие взрывали горные породы, а затем облицовывали проход бетоном.
Для защиты порталов от лавин были построены специальные галереи.



Сегодня ГЭС Наглу – одна из крупнейших электростанций в Афганистане. Она является главным поставщиком электроэнергии в Кабул.



Строительство ГЭС началось в 1960 году, и уже через семь лет были запущены гидроагрегаты.



В годы войны Наглу охранялась советскими войсками. После их вывода территория контролировалась отрядами моджахеда Хекматиара, а с приходом к власти талибов ГЭС перешла в их руки.
Боевики сохранили технический персонал, однако из-за отсутствия запчастей и ремонта к 2001 году работали только два гидроагрегата из четырех.



Политехнический университет появился в Кабуле в 1960-х годах. На строительство здания СССР потратил более шести миллионов рублей, внушительную по тем временам сумму.



Политех называют островком советской культуры. Большинство преподавателей – выпускники советских вузов, русский язык изучают около 70 процентов студентов.
Учащиеся используют русско-персидские словари, чтобы подготовиться к лекциям и семинарам.



Сегодня в Кабульском политехническом университете учатся более четырех тысяч студентов и работают около двухсот преподавателей.
Это престижное высшее учебное заведение, ведущий технический вуз Афганистана. Единственный университет страны, где главный иностранный язык – русский.



Во время войны в университетскую библиотеку попала бомба, многие книги сгорели, и теперь вузу не хватает учебных материалов. Студенты до сих пор используют старые советские учебники.
Здание отремонтировано, но нет необходимого оборудования для выполнения практических работ.

Врывались в кишлаки, оставляли после себя школы, заводы и дороги: Что СССР построил в Афганистане

Помогать в развитии Афганистана Советский Союз начал задолго до начала войны. За десятки лет СССР вложил миллиарды рублей в транспорт, сельское хозяйство и промышленность этой страны.

25 августа, 21:40

<p><em style="font-style: italic;">Группа строителей моста на границе Советский Союз — Демократическая Республика Афганистан.</em> Фото © ТАСС / Будан Виктор, Горокрик Анатолий</p>

Группа строителей моста на границе Советский Союз — Демократическая Республика Афганистан. Фото © ТАСС / Будан Виктор, Горокрик Анатолий

До прихода советских специалистов в Афганистан в стране, состоящей из камня, песка и гор, не было нормального сельского хозяйства. Опиаты, которые растут, даже если за ними не ухаживать, в расчёт можно не принимать: в начале 70-х Афганистан был одной из стран, где то и дело случались вспышки голода, а весь урожай, который пытались возделывать, просто погибал. Одним из самых крупных объектов, построенных СССР в Афганистане, считается Джелалабадский ирригационный комплекс, благодаря которому поля начали обильно поливать. Позднее там стали выращивать столько урожая, что недалеко от комплекса открылся завод по переработке цитрусовых и маслин. После ухода СССР из страны этот комплекс был сломан и частично разрушен.

"Красные дьяволы" Афганистана: Зачем талибы бросили в бой свой самый секретный спецназ

Дороги в Афганистане

Термез. Уникальный автомобильно-железнодорожный мост через пограничную реку Амударья соединил берега двух государств — СССР и ДРА. Фото © ТАСС / Будан Виктор

Термез. Уникальный автомобильно-железнодорожный мост через пограничную реку Амударья соединил берега двух государств — СССР и ДРА. Фото © ТАСС / Будан Виктор

За шесть лет (с 1958 по 1964 год) советские дорожники при помощи военных построили автодорожный тоннель "Саланг". Уникальное сооружение длиной 2676 метров с галереями для защиты от лавин и оползней стало самым высокогорным в мире и позволило проводить тяжёлую технику через горные перевалы. Одновременно с этим начал работать асфальтобетонный завод в столице, который позволил через пять лет практически завершить строительство аэропорта Баграм и международного аэропорта в Кабуле, а также аэродрома Шинданд, построенного одним из последних. Все крупные трассы, которые уцелели до сих пор, были построены советскими специалистами. Среди них Кушка — Герат — Кандагар общей протяжённостью 679 километров, трасса Доши — Ширхан и несколько других крупных магистралей.

В 80-х был достроен самый известный мост Хайратон. Автомобильно-железнодорожный мост через реку Амударью длиной 816 метров соединил узбекский Термез и афганский Мазари-Шариф. По нему выводили последние части военного контингента СССР, и по нему же бежали афганские военные, опасавшиеся расправы со стороны талибов в 2021 году.

Граната на крайний случай: Как спецназ ГРУ отомстил талибам за кровавую казнь "красный тюльпан"

Нефть и полезные ископаемые в Афганистане

Афганистан — не самая богатая углеводородами страна, но нефти там много. Есть и залежи угля. Всего за десять лет — с 1960 по 1970 год — советским специалистам удалось начать разработку полезных ископаемых: появились первые НПЗ, угольные разрезы, вслед за которыми начали строить электростанции. Почти все крупные афганские специалисты прошли подготовку и обучение в СССР, а государственные компании построили в стране газохранилища и газопровод до границы с Таджикистаном. Позднее в Афганистане началась и программа газификации, однако завершить её не смогли.

Фото © ТАСС / Соболев Валентин

Фото © ТАСС / Соболев Валентин

Водные ресурсы Афганистана также были использованы для развития энергосистемы. Важнейшим объектом энергетики в стране стала ГЭС Наглу — сооружение, способное выдавать 100 МВт. Кроме неё на реке Кабул был сооружён каскад плотин, а позднее советские энергетики построили вторую мощную электростанцию — Пули-Хумри на реке Кундуз, от которой на много километров протянулись линии электропередачи. Эти ЛЭП помогают освещать Афганистан до сих пор.

Афганский ИГИЛ или марионетки США: Кто такие талибы и что несёт "Талибан"

Кабульский политех и школы

В 60-х руководство СССР приняло решение вложить деньги в образование Афганистана. Для того чтобы добрый сосед СССР мог развиваться, советские специалисты построили в Кабуле Политехнический университет. На эти цели СССР потратил внушительную сумму — около восьми миллионов рублей. Учреждение было рассчитано на 1200 студентов, и, несмотря на потрясения, которые переживает Афганистан, вуз работает и сегодня. Главным иностранным языком, который здесь изучают, остаётся русский. Для многих жителей столицы страны решился и жилищный вопрос: некоторые районы Кабула застроены типовыми советскими панельками — быстровозводимыми многоквартирными домами, которых в афганской столице несколько десятков.

Строили эти дома советские специалисты сами, но со временем производство планировали передать афганцам. Для этого даже возвели специальный домостроительный комбинат — на огромном заводе могли выпускать домокомплекты и строить пятиэтажку каждую неделю, но на ударные темпы производство так и не вышло.

Помимо университета СССР построил в Афганистане восемь профессиональных училищ, в которых готовили сварщиков, строителей, водителей, инженеров по пуску и наладке крупных заводов. Кроме того, в каждом крупном населённом пункте строилась современная больница, оборудование для которой (пусть и не бесплатно) поставлялось напрямую из СССР. Также в разных источниках встречаются цифры пять-семь тысяч построенных по всей территории школ и детских садов. Всё это если и не было разрушено, то пришло в запустение после вывода советских войск, а американские бомбардировки Афганистана довершили дело.

Демократическая Республика Афганистан. Джангалак. 1 января 1986 г. Работницы Джангалакского авторемонтного завода Эногуль и Шукрия. Фото © ТАСС / Надеждин Георгий

Демократическая Республика Афганистан. Джангалак. 1 января 1986 г. Работницы Джангалакского авторемонтного завода Эногуль и Шукрия. Фото © ТАСС / Надеждин Георгий

По образу и подобию промышленного городка в СССР был построен авторемонтный завод Джангалак в Кабуле. На нём из машинокомплектов в 1980-х в Афганистане начали производить самые известные советские грузовики — КамАЗ. Помимо ремонта и (позднее) производства автомобилей Джангалак помогал налаживать работу других афганских заводов. Там собирались советские станки, в том числе первые агрегаты для обработки металла. Незадолго до начала войны в пригороде Кабула планировали начать строительство горно-обогатительного комплекса. Трудиться там должно было около двух тысяч человек, однако после начала боевых действий от этой идеи отказались.

Как советские специалисты спасли Афганистан от голода

В конце 50-х СССР построил в столице Афганистана хлебокомбинат. Он оказался мощнее некоторых пищевых производств. Кабульский хлебокомбинат мог самостоятельно переработать 375 тонн зерна в сутки, а в его элеватор можно было загрузить до 50 тыс. тонн зерна. К комплексу проложили железнодорожную ветку и отдельную дорогу.

Демократическая Республика Афганистан. Кабул. 1 августа 1987 г. Технолог Латифа, окончившая Кабульский политехнический институт, во время беседы с рабочим одного из цехов Кабульского хлебокомбината. Фото © ТАСС / Надеждин Георгий

Демократическая Республика Афганистан. Кабул. 1 августа 1987 г. Технолог Латифа, окончившая Кабульский политехнический институт, во время беседы с рабочим одного из цехов Кабульского хлебокомбината. Фото © ТАСС / Надеждин Георгий

Позднее в приграничном Мазари-Шарифе появился похожий завод. Там советские специалисты построили мельницу мощностью 60 тонн муки в сутки и элеватор на 20 тысяч тонн зерна. Практически параллельно со строительством этих заводов в стране также были введены в эксплуатацию многоотраслевые фермы Халда и Газиабад, на которых выращивали скот.

Читайте также: