Доме построенном в 1928 году по плану архитектора щусева

Обновлено: 04.07.2024

Гид по авангарду: 15 шедевров ранней советской архитектуры в Москве

Мне нравится архитектура советского авангарда: минималистичная, функциональная и логичная.

Лера Варпаева авангардная особа

Эпоха авангарда — короткий период в 1920—1930-х , когда на советских архитекторов равнялся весь мир.

Я собрала 15 зданий Москвы, которые были построены в эпоху авангарда и даже спустя 100 лет смотрятся современно. Все здания отмечены на карте — сохраните статью в закладки, чтобы не потеряться во время прогулки.

Шуховская башня

Где искать: ул. Шухова, 8
Год постройки: 1922

История. В 1899 году инженер Владимир Шухов запатентовал гиперболоид — легкую, недорогую и очень прочную конструкцию из прямых балок. Сетчатому гиперболоиду не страшен ветер, поэтому он подходит для строительства башен, вышек и маяков. 160-метровая радиобашня на Шаболовке стала квинтэссенцией идей Шухова.

С 1939 года башня применялась для телетрансляций и стала символом советского телевидения: ее изображение использовалось в заставке «Голубого огонька». Проект Шухова стал символом нового времени и технологичности — Алексей Толстой написал фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина» под впечатлением от шуховских конструкций.

«Шуховских башен» в мире много — около двухсот только в России. По патенту Шухова построены здания и за рубежом, например Сиднейская телебашня, башня в японском Кобе и телебашня Гуанчжоу.

Как попасть внутрь. На саму башню попасть не получится: ее ни разу как следует не реставрировали и она находится не в лучшем состоянии. Узнать больше о башне можно на бесплатной экскурсии от бюро «Гуляем по Москве».

Мавзолей Ленина

Где искать: на Красной площади
Год постройки: 1924—1930

Ленин умер в 1924 году. Его тело решили сохранить для потомков в мавзолее у кремлевской стены, где к тому времени уже несколько лет хоронили видных деятелей партии. Проектировать усыпальницу доверили архитектору Алексею Щусеву.

Мавзолеев было несколько. Первый, временный, построили из дерева за считаные часы перед похоронами. По форме это был простой зиккурат — ступенчатая конструкция с кубом в основании. Во второй версии деревянный мавзолей стал больше, приобрел трибуну для выступлений и стеклянный саркофаг от звезды авангардной архитектуры Константина Мельникова.

Третья и окончательная версия — зиккурат из гранита, который возвели в 1930 году, — почти полностью повторяет форму деревянного. В мавзолее отразились черты постконструктивизма и ар-деко , набиравших популярность в 1930-х: массивность, дорогие материалы, много углов и грубых линий.

Как попасть внутрь. Мавзолей открыт несколько дней в неделю с 10:00 до 13:00, вход в него бесплатный. Также можно посетить экскурсию по работам архитектора Щусева от бюро «Москва глазами инженера».

Здание Моссельпрома

Где искать: Калашный переулок, 2/10
Год постройки: 1925

История. Первый советский «небоскреб», в котором всего 11 этажей, в 1925 году был самым высоким зданием в Москве. Его перестроили на основе пятиэтажного дома, который начали возводить еще в 1913 году.

В середине 1920-х в здании расположилась штаб-квартира Моссельпрома: здесь продавали хлеб, конфеты, пиво и сигареты. Чтобы привлечь покупателей к достаточно дорогой продукции, Моссельпром превратил свое здание в гигантскую рекламу. За художественное оформление отвечали Владимир Маяковский, Александр Родченко и Варвара Степанова. Поэт придумал слоган «Нигде кроме как в Моссельпроме!», а Родченко и Степанова поместили на стены яркие рекламные изображения: пиво «Друг желудка», конфеты «Мишка косолапый», папиросы «Герцеговина Флор» и аббревиатуры МСНХ.

В 1930 году рекламу стерли, в 1937 Моссельпром ликвидировали, а дом стал «генеральским»: здесь селили военачальников и чиновников. Росписи Родченко, Степановой и Маяковского восстановили только в 1997 году.

Как попасть внутрь. Дом жилой, можно попасть в подъезд — там сохранились лестницы с эмблемами Моссельпрома и старые лифты.

Донской колумбарий

Где искать: на Донском кладбище
Год постройки: 1927

История. Первый массовый крематорий СССР и некрополь для урн были открыты на территории Нового Донского кладбища. Советские власти считали традиционное погребение негигиеничной, устаревшей процедурой, которая к тому же была тесно связана с религией. Советской идеологии больше подходили крематории — в народе их называли кафедрой безбожия.

Базой для крематория и колумбария послужила церковь Серафима Саровского и Анны Кашинской. Здание реконструировал архитектор Дмитрий Осипов — он убрал лепнину, украшения и церковный купол. Получилось минималистичное здание в духе конструктивизма. Здесь были кремированы Маяковский, Горький, Чкалов, Киров, Орджоникидзе и многие другие. Со временем на территории появились другие закрытые колумбарии, самый интересный — № 18 с барельефом скульптора Эрнста Неизвестного.

Несмотря на пропаганду, кремация так и не стала популярной. Крематорий Осипова перестал работать в 1970-х , в 1990-е центральный корпус отдали церкви, и теперь здесь снова проводят богослужения.

Бахметьевский гараж

Где искать: ул. Образцова, 11
Год постройки: 1927

Два авангардиста — Константин Мельников и Владимир Шухов — придумали гараж для автобусного парка. Архитекторам нужно было уместить на относительно небольшом куске земли 186 автобусов.

Специально для гаража Мельников разработал «прямоточную систему»: автобусы въезжали в гараж с одной стороны, а выезжали с другой, без разворотов. Так получилось сэкономить место. К тому же архитекторы отказались от перегородок внутри гаража. Для проектирования внутренних конструкций Мельников обратился к Шухову, который разработал конструкцию из 18 легких столбов и перекрытий.

В конце 90-х гараж практически развалился. В 2002 еврейская община Москвы начала его реставрацию. До 2012 года в нем располагался Центр современной культуры «Гараж», сейчас здесь Еврейский музей и центр толерантности.

Как попасть внутрь. Купить билет в Еврейский музей и центр толерантности. Благодаря реставрации внутри сохранилась планировка здания, частичная штукатурная отделка, ворота с восточного фасада.

Универмаг «Мосторг» на Пресне

Где искать: ул. Красная Пресня, 48/2 , стр. 2
Год постройки: 1928

История. Во времена НЭПа в Москве начали появляться крупные универмаги, созданные на кооперативной основе. Организация «Мосторг» построила сеть магазинов, которые должны были стать альтернативой частной торговле на рынках и в лавках. Конкурс проектов для одного из универмагов выиграли архитекторы братья Веснины.

Конструктивистское квадратное здание универмага выглядит как огромная витрина: по задумке архитекторов, прохожие должны были с улицы видеть обилие товаров. Следуя заветам конструктивизма, Веснины не добавили в оформление никаких украшений, кроме гигантской надписи на фасаде четвертого этажа «Мосторг. Универсальный магазин». В 2002 году компания Benetton Group приватизировала универмаг и провела реставрацию, вернув на фасад историческую вывеску.

Как попасть внутрь. Сейчас в здании находится магазин United Colors of Benetton. Интерьеры не сохранились.

Клуб профсоюза коммунальников имени Сергея Зуева

Где искать: ул. Лесная, 18
Год постройки: 1929

История. Это здание — хорошо сохранившийся пример конструктивистского рабочего клуба, которые стали массово появляться в 1920-х. Клубы строили для воспитания нового советского человека: сюда после работы пролетарии должны были приходить на просветительские лекции и представления.

Клуб назвали в честь Сергея Зуева — слесаря соседнего Миусского трамвайного депо: его казнили за убийство начальника во время восстаний в 1907 году. Архитектор Илья Голосов выиграл конкурс на строительство у Константина Мельникова, который планировал сделать ДК цилиндрическим. Голосов тоже использовал в своем проекте большой стеклянный цилиндр, но окружил его прямоугольными блоками.

Здание несколько раз реконструировали с переменным успехом: балконы с витражами залили бетоном и зачем-то перекрасили здание из белого в розовый. Интерьер сохранился хорошо, в том числе главная достопримечательность — винтовая лестница из фойе до зрительного зала, проходящая внутри стеклянного цилиндра.

Как попасть внутрь. Купить билет на спектакль: на территории ДК работают «Другой театр» и «Квартет И».

Клуб имени Русакова

Где искать: ул. Стромынка, 6
Год постройки: 1929

История. Клуб-трансформер выполнен в виде огромной шестеренки, а еще это первое в мире здание, где зрительный зал вынесен в экстерьер: ложи висят над землей в трех кубах.

В 1925 году Союз коммунальников выделил Константину Мельникову небольшой участок земли, на котором надо было расположить зрительный зал на 1500 человек, спортивный клуб, кафе и место для кружковой работы. Мельников решил проблему с нехваткой места оригинально: отвел под зрительный зал 70% площади, а места для зрителей вынес в карманы, парящие над землей. Эти отсеки могли отделяться от главного зала передвижными стенами, образуя секции на 180 человек для собраний и кружков. Таким образом вместимость зала варьировалась от 250 до 1500 посетителей.

Здание, в отличие от многих, не забросили: здесь располагались кружки и секции, в 90-х часть здания отдали в аренду ресторану «Бакинский дворик». В 2015 году клуб отреставрировали, частично вернув первоначальный вид, и передали в пользование Театру Романа Виктюка.

Как попасть внутрь. Купить билет на представление в Театре Романа Виктюка или заказать экскурсию по зданию от бюро «Москва глазами инженера».

Дом Мельникова

Где искать: Кривоарбатский переулок, 10
Год постройки: 1929

История. Константину Мельникову удалось получить для личного особняка кусок земли в самом центре советской Москвы — считается, что так государство отдало ему долг за павильон СССР на Всемирной художественной выставке в Париже, после которой о советской архитектуре заговорил весь мир.

Мельников был главным романтиком авангарда и хотел провести эксперимент: построить круглый дом. Его особняк состоит из двух пересекающихся цилиндров, образующих знак бесконечности. Чтобы сэкономить на материалах, архитектор изобрел новый вид кладки — в виде пчелиных сот. В доме нет прямых углов и несущих опор — все держится на продуманной конструкции стен. Сходство с сотами усиливают 57 шестигранных окон, которые создают орнамент, пропускают много света и экономят электроэнергию.

Советские критики назвали проект консервной банкой и обвинили архитектора в безыдейности. Конструктивистский шедевр остался экспериментом и последним крупным проектом Мельникова, который вскоре впал в немилость и до конца жизни зарабатывал преподаванием.

Как попасть внутрь. Посетить музей Мельниковых, который теперь расположен в здании. Билеты выгружают на сайт раз в две недели, обычно их раскупают за несколько минут. Внутри воссоздана обстановка жилых помещений и мастерской Мельникова, но само здание изрядно обветшало. В 2021 году здание планируют реставрировать.

Дангауэровка

Где искать: за станцией метро «Авиамоторная»
Год постройки: 1929

Источник: Valbaro / Wikipedia

История. Соцгородок авангардного жилья в Лефортове для рабочих завода «Компрессор» построен на месте Дангауэровской слободы.

В конце 1920-х на месте деревянных бараков решили построить современное жилье с детскими садами, школами и магазинами для 45 тысяч человек. Соцгородок проектировали разные архитекторы: здесь есть и конструктивизм, и авангард, и советское ар-деко.

Так появились сразу 12 конструктивистских зданий, включенных в список культурного наследия Москвы. Главные звезды — жилой дом «Радиоприбор» с треугольными балконами и гараж Госплана: здание с фасадом в виде фары по проекту Константина Мельникова.

В 50-е по соседству с авангардными домами начали строить хрущевки, и общий стиль района поблек. Но большая часть зданий сохранилась до наших дней и выстояла даже в реновацию — эксперты из Мосгорнаследия подтвердили ценность соцгорода.

Как попасть внутрь. По соцгороду водит экскурсии «Москва глазами инженера».

Дом-коммуна на улице Орджоникидзе

Где искать: 2-й Донской проезд, 9
Год постройки: 1930

История. Дом-коммуна — это не просто здание, а социальный эксперимент по взращиванию нового советского человека. В конце 1920-х годов архитектор Иван Николаев разработал «машину для жилья» — проект общежития Текстильного института, утопическую студенческую коммуну. Личное пространство здесь сводилось к минимуму, а распорядок дня был жестко регламентирован.

Внутри здания располагались кабины для сна площадью 6 м², вмещавшие две кровати и табуретки. По утрам студенты в одном белье покидали кабины и шли в санитарный корпус для мытья и одевания, затем — в столовую, затем — в учебный корпус. По вечерам можно было пойти в библиотеку или спортзал. Кроме базовой одежды, у студентов не было личных вещей, а ночью по вентиляции распространяли успокаивающие добавки.

Дисциплина продержалась недолго: даже самым рьяным поклонникам коммунизма было сложно жить в таких условиях. Социальный эксперимент провалился: студенты стали звать друзей в кабины и покупать личные вещи. В 1968 году крохотные кабины реконструировали в комнаты, в 2017 году здание полностью отреставрировали. Сейчас в нем живут аспиранты и магистры МИСиСа.

Как попасть внутрь. Напроситься в гости к студенту МИСиСа или купить билет на экскурсию.

Дом Наркомфина

Где искать: Новинский бульвар, 25, к. 1
Год постройки: 1930

История. В 1928 году архитекторы Моисей Гинзбург и Игнатий Милинис и инженер Сергей Прохоров начали проектировать жилой дом нового типа.

Дом с «индивидуальными ячейками» должен был подготовить людей к жизни в социалистическом обществе: по задумке, на придомовой территории будет общая столовая, клуб, прачечная и детский сад, а на кры­ше — терраса-солярий.

Ячейки были разных размеров, но все — двухуровневые. Оформление интерьера разработал профессор Баухауса, который покрасил в яркие цвета потолки и стены белого дома. Остальные решения тоже были инновационными — отсутствие первого этажа, легкие шлакоблочные стены и ленточные окна на запад и на восток: в спальне можно было встречать рассвет, а в гостиной — провожать закат.

Дом был заселен в 1932 году и стал манифес­том новой архитектуры, но не превратился в типовой. Вместо этого расцвели коммуналки, затем им на замену пришли хрущевки. Дом Наркомфина расселили после распада СССР, а отреставрировали намного позже — летом 2020 года. Проектом руководил внук архитектора Гинзбурга, который постарался привести проект к изначальному виду.

Как попасть внутрь. Все квартиры в отреставрированном доме уже купили, но скоро здесь появится мини-отель на две ячейки, в которых сможет пожить любой желающий. В бывших общих помещениях откроют музей, лекторий, книжный магазин и кафе.

Дом на набережной

Где искать: ул. Серафимовича, 2
Год постройки: 1931

История. 1-й Дом Совнаркома и ВЦИК — знаменитый «Дом на набережной», получивший это прозвище по повести Юрия Трифонова. Здание напротив Кремля построили для новой советской богемы — генералов, деятелей культуры и наркомов, которые получали квартиры по службе и часто покидали их не по своей воле: почти треть жильцов была репрессирована, в 1937 люди исчезали целыми подъездами.

В начале 30-х Дом на набережной был крупнейшим жилым зданием в Европе. Архитектор Борис Иофан разработал небывалый для тех времен проект: 505 комфортных квартир нормального размера с горячей водой, канализацией, мусоропроводами и лифтами.

Из-за непростого прошлого жильцов дом оброс городскими легендами. По слухам, здесь обитает призрак девушки, которую заживо замуровали в одной из квартир по приказу Ежова, а под домом проходит туннель до Лубянки, по которому уводили неугодных жильцов.

Как попасть внутрь. Купить билет в музей, созданный по инициативе жильцов в конце 1980-х годов. В коллекции — документы, фотографии и предметы интерьера. Здесь можно купить квартиру, цены на однушку стартуют от 20 млн рублей.

Хлебозавод № 5

Где искать: ул. Ходынская, 2, стр. 2
Год постройки: 1931

История. Этот хлебозавод в форме цилиндра можно считать примером идеального конструктивистского здания, в котором главное — функциональность.

Механизированные хлебозаводы 30-х годов были феноменом авангардной архитектуры. Для них инженер Георгий Марсаков придумал специальную систему с кольцевым конвейером вокруг оси, которая автоматизировала труд рабочих. Буханки и булочки проходили путь с самого верха здания, где располагался цех закваски, до цеха погрузки на первом этаже, откуда свежий хлеб сразу отправлялся в магазины.

Завод проработал до 2007 года — когда произошел сильный пожар, пострадал главный корпус. Несколько лет назад здание отреставрировали, а вокруг возвели высотный ЖК.

Как попасть внутрь. В 2020 году в здании хлебозавода ведется ремонт, попасть внутрь нельзя. Говорят, что здесь хотят разместить новый корпус Пушкинского музея.

Дворец культуры ЗИЛ

Где искать: ул. Восточная, 4, к. 1
Год постройки: 1937

История. Первый дворец культуры в Москве построили на месте уничтоженной Симоновой слободы 14 века. В конкурсе на лучший проект победили братья-архитекторы Веснины. Архитекторы планировали создать масштабный комплекс со зрительными залами, кабинетами, столовой и зимним садом. Стройка заняла семь лет, но зрительный зал на 4000 зрителей так и не возвели.

ЗИЛ — образцовая иллюстрация пяти принципов Ле Корбюзье: столбы-опоры вместо массивных стен на первом этаже, плоская крыша, ленточные окна, свободная планировка и свободное оформление фасада.

На крыше располагалась обсерватория, напоминающая купол храма. Она выполняла пропагандистскую функцию: посетитель мог взглянуть в небо и убедиться, что никакого Бога там нет. Сейчас обсерватория не работает, но с крыши открывается красивый вид на Москву.

До 2008 года здание принадлежало заводу имени Лихачева и дворец называли просто ЗИЛом. В 2012 году здание передали Департаменту культуры — и теперь это не ЗИЛ, а многофункциональный культурный центр.

Как попасть внутрь. Сходить на мероприятие: в клубе проводят лекции, выставки, концерты и работают секции и кружки.

У нас есть свой город

Когда изучите Москву авангардную, приходите в наш город и изучайте вселенную лайфстайла. Мы регулярно пишем про:

Семья Федора Бондарчука переехала в дом артистов МХАТа

Три года назад режиссер купил квартиру в знаменитом доме в Брюсовом переулке, из окон которой виден Кремль, а в соседях – Илзе Лиепа и Никас Сафронов. Сюда он на днях перевез свою жену Паулину Андрееву и только что родившегося сына.

Апартаменты площадью более ста квадратных метров Федор Бондарчук приобрел в 2018 году, сообщает «Собеседник». Жилье в элитном доме с видом на Красную площадь обошлось режиссеру в 80-90 миллионов рублей. С тех пор цены выросли, так что сейчас, по мнению риэлторов, апартаменты Бондарчука стали дороже на 10-15 миллионов. Как рассказывают соседи, Бондарчук дважды делал ремонт в новом жилье: первый вариант его не устроил, так что новая бригада рабочих все сломала и сделала заново.

Фото: Московские истории

Дом по адресу Брюсов переулок, 17 относится к памятникам истории и культуры федерального значения. Он был построен в 1928 году по проекту архитектора Щусева. Жилье возводилось для актеров МХАТа, так что среди его жильцов были такие легенды, как Станиславский, Немирович-Данченко, Москвин, Качалов. Позже квартиру здесь получил Марис Лиепа, сейчас в ней живет его дочь Илзе. А верхние этажи дома занимает Никас Сафронов, соорудивший себе на крыше пентхаус с мастерскими. В доме есть лифт и круглосуточная охрана. Рядом – два сквера и старинный храм во имя Воскресения Словущего.

Доме построенном в 1928 году по плану архитектора щусева

Последним выдающимся творением Щусева в Москве стал вестибюль станции "Комсомольская" на кольцевой линии. Открыта "Комсомольская" была в 1952 году. Правда, до окончания строительства станции архитектор не дожил, умерев в возрасте 75 лет.

Еще крутые истории!

  • Сильная и независимая: британка растит спасенных голубей
  • Кто из них был по-настоящему болен: история Диди и Джипси
  • Котяра подружился с мышью, которая должна была стать его обедом


Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

15 счастливых случаев, когда помощь приходила очень вовремя

15 счастливых случаев, когда помощь приходила очень вовремя

«После того как закроют крышку гроба, ничего не заканчивается!»: певица МакSим после комы рассказала о жизни после смерти

«После того как закроют крышку гроба, ничего не заканчивается!»: певица МакSим после комы.

Однажды на работе: порция убийственных ситуаций и обстоятельств

Однажды на работе: порция убийственных ситуаций и обстоятельств

Вот как выглядит боль! 20+ людей, у которых день не задался с самого начала

Вот как выглядит боль! 20+ людей, у которых день не задался с самого начала

Как понять, что юность давно прошла

Как понять, что юность давно прошла

50 странных фотографий из серии "Ничего не понятно, но очень интересно"

50 странных фотографий из серии "Ничего не понятно, но очень интересно"

22 наглядные причины почему мужчины живут меньше женщин

22 наглядные причины почему мужчины живут меньше женщин

Российско-белорусские учения "Запад-2021" пугают Европу

Российско-белорусские учения "Запад-2021" пугают Европу

Лондонские бомбоубежища: жизнь под бомбами

Лондонские бомбоубежища: жизнь под бомбами

Чиновники запугали штрафами россиянина, который вот уже несколько лет сам ремонтирует дороги

Чиновники запугали штрафами россиянина, который вот уже несколько лет сам ремонтирует дороги

Теперь у девчонок дел по горло: реакция соцсетей на презентацию iPhone 13

Теперь у девчонок дел по горло: реакция соцсетей на презентацию iPhone 13

60 идей, попробовав которые вы не будете спать всю ночь

60 идей, попробовав которые вы не будете спать всю ночь

Талибы* наткнулись в горах на забытый склад советских баллистических ракет

Талибы* наткнулись в горах на забытый склад советских баллистических ракет

Так всё же вятскополя́нцы или вятичи? О неочевидных названиях жителей городов в России

Так всё же вятскополя́нцы или вятичи? О неочевидных названиях жителей городов в России

Осеннее волшебство: паутина в воздухе

Осеннее волшебство: паутина в воздухе

Фракталы, спирали и идеальные линии природы: 25 фото удивительной геометрии

Фракталы, спирали и идеальные линии природы: 25 фото удивительной геометрии

Экскаваторщик загрустил от низкой зарплаты и уничтожил 5 грузовиков

Экскаваторщик загрустил от низкой зарплаты и уничтожил 5 грузовиков

«Не способен приносить пользу обществу»: суд отказал Ефремову в смягчении приговора

«Не способен приносить пользу обществу»: суд отказал Ефремову в смягчении приговора

Альтернативные названия станций московского метро

Альтернативные названия станций московского метро

Пора идти за кредитом: реакция на предстоящую презентацию нового iPhone 13

Пора идти за кредитом: реакция на предстоящую презентацию нового iPhone 13

Сбежавший преступник, устав от бедности, вернулся в тюрьму

Сбежавший преступник, устав от бедности, вернулся в тюрьму

Противостояние бреда: У Алишы появился достойный конкурент, Wildberries, твой выход

Противостояние бреда: У Алишы появился достойный конкурент, Wildberries, твой выход

"Это рекорд!": москвич в сентябре выбросил ёлку и рассказал, сколько ей лет

"Это рекорд!": москвич в сентябре выбросил ёлку и рассказал, сколько ей лет

30 горе-кулинаров, чьи надежды на успех не оправдались

30 горе-кулинаров, чьи надежды на успех не оправдались

Женщины глазами мужчин: мемы и убойные ситуации из жизни

Женщины глазами мужчин: мемы и убойные ситуации из жизни

После народного схода мигрантов выселили из общежития в Бужаниново, но проблема осталась

После народного схода мигрантов выселили из общежития в Бужаниново, но проблема осталась

Семейная пара с топором и пистолетом набросилась на водителя грузовика, не пропустившего их авто

Семейная пара с топором и пистолетом набросилась на водителя грузовика, не пропустившего их авто

Эти люди на себе узнали, что такое культурный шок

Эти люди на себе узнали, что такое культурный шок

Блогер Mellstroy устроил танцы на капотах арендованных авто и "напрыгал" на пять миллионов ущерба

Блогер Mellstroy устроил танцы на капотах арендованных авто и "напрыгал" на пять миллионов ущерба

Ремонт одежды своими руками: 30 потрясающих примеров смекалки и мастерства

Ремонт одежды своими руками: 30 потрясающих примеров смекалки и мастерства

Владимир Путин ушел на самоизоляцию из-за ситуации с ковидом в его ближнем окружении

Владимир Путин ушел на самоизоляцию из-за ситуации с ковидом в его ближнем окружении

15 снимков из прошлого, от которых современные родители пришли бы в ужас

15 снимков из прошлого, от которых современные родители пришли бы в ужас

15 крутых штуковин, за которые не жалко отдать деньги

15 крутых штуковин, за которые не жалко отдать деньги

Премия за самые дурацкие научные открытия объявила победителей

Премия за самые дурацкие научные открытия объявила победителей

Рианна в куртке и Ким Кардашьян без лица: самые яркие образы Met Gala 2021

Рианна в куртке и Ким Кардашьян без лица: самые яркие образы Met Gala 2021

Ночные страсти: что делать с кошкой, которая не спит по ночам?

Ночные страсти: что делать с кошкой, которая не спит по ночам?

22 снимка, которые сбивают с толку с первого взгляда

22 снимка, которые сбивают с толку с первого взгляда

Северная Корея провела испытания новых крылатых ракет в Японском море

Северная Корея провела испытания новых крылатых ракет в Японском море

Запреты на тампоны и 15 лет под стражей за кока-колу: факты о Северной Корее, которые поражают весь мир

Запреты на тампоны и 15 лет под стражей за кока-колу: факты о Северной Корее, которые поражают.

"Мы издали такой ультразвук!": в окрестностях Сочи медведь напал на туристов

"Мы издали такой ультразвук!": в окрестностях Сочи медведь напал на туристов

Американские солдаты покидают: 30 фото как сдаются те, кто считал себя сильнее

Американские солдаты покидают: 30 фото как сдаются те, кто считал себя сильнее

Самые известные творения Щусева в Москве: от вокзала до мавзолея

На фото:

Открытие Марфо-Мариинской обители милосердия

Сегодня, 8 октября, исполняется ровно 140 лет со дня рождения заслуженного архитектора СССР Алексея Щусева. Зарекомендовавший себя и как мастер церковной архитектуры, и как автор масштабных гражданских построек Щусев оставил после себя богатое архитектурное наследие. Его неоклассические работы снискали ему славу новатора, но в то же время про него говорили, что он был "ангажирован" советской властью. В день рождения зодчего сайт "РИА Недвижимость" предлагает вспомнить самые известные его работы в Москве.

На фото:

Казанский вокзал в Москве

Одной из самых известных построек Щусева в Москве, ради которой он переехал сюда из Санкт-Петербурга, где жил после окончания Императорской Академии художеств, является комплекс казанского вокзала. Причем на конкурсе по застройке вокзала проект Щусева шел ноздря в ноздрю с проектом самого маэстро Шехтеля. Но в 1911 году именно Щусев был назначен главным архитектором вокзального комплекса. И в 1913 году масштабная стройка началась, растянувшись в итоге на долгие 30 лет. В архитектуре Казанского вокзала переплелись как черты древнерусского нижегородского, астраханского и рязанского зодчества, так и элементы нарышкинского барокко. А облик главной башни вокзала архитектор "скопировал" с башни Сююмбике в Казанском кремле, которую, по легенде, для татарской царевны возвел ее возлюбленный русский мастер.

На Красной площади

Поистине легендарным творением Щусева стал Мавзолей Ленина на Красной площади. Изначально мавзолей возводился как временное сооружение из дерева, специально ко дню похорон вождя 27 января 1924 года. Причем "первая версия" мавзолея была возведена буквально за сутки. Весной того же года к мавзолею были пристроены трибуны. А вот современное здание, уже в железобетонном исполнении и гранитной облицовке появилось в 1930 году, хотя кубическая конструкция первоначальной версии была сохранена. Эта работа Щусева – лучший образчик архитектуры "советского авангарда".

Здание Министерства сельского хозяйства РФ

© Сергей Мамонтов

Известна легенда, связанная со зданием "Москвы", а точнее с ее ассиметричным фасадом: Щусев якобы предоставил Сталину на одном листе два варианта внешнего облика гостиницы, и вождь поставил свою подпись между чертежами. Переспрашивать вождя, что он имел в виду, авторы проекта не стали, а потому реализовали оба варианта оформления фасада. Но это всего лишь красивая сказка, на самом же деле Щусев изначально спланировал здание разновеликим.

Гостиница Москва

Известна легенда, связанная со зданием "Москвы", а точнее с ее ассиметричным фасадом: Щусев якобы предоставил Сталину на одном листе два варианта внешнего облика гостиницы, и вождь поставил свою подпись между чертежами. Переспрашивать вождя, что он имел в виду, авторы проекта не стали, а потому реализовали оба варианта оформления фасада. Но это всего лишь красивая сказка, на самом же деле Щусев изначально спланировал здание разновеликим.

Самые известные работы архитектора Щусева в Москве: от храмов до метро

Мавзолей В. Ленина на Красной площади

Сегодня исполняется 64 года со дня смерти выдающегося русского и советского архитектора Алексея Щусева. Зодчий, который начал свой творческий путь с проектирования православных храмов, после Октябрьской революции счастливо избежал репрессий и стал одним из краеугольных камней в монолитной стене новой архитектуры. Портал "РИА Недвижимость" предлагает посмотреть на биографию Щусева в контексте его московских работ.

Стройка длиной в 30 лет

Неудивительно, что первым проектом Щусева в Белокаменной стала Марфо-Мариинская обитель милосердия, строительство которой финансировала из личных средств великая княгиня Елизавета Федоровна. Щусев предложил построить кубический храм с большой луковичной главой на высоком барабане, который напоминает по формам древнерусские аналоги Новгорода и Пскова, но при этом совершенно оригинален.

Марфо-Мариинская обитель милосердия

Казанский вокзал

В зените славы


Мавзолей

В 20-30-х годах Щусев, который становится одним из главных архитекторов Советского Союза, проектирует в Москве ряд общественно-значимых объектов, таких как здание Центрального телеграфа на Тверской улице, здание Механического института на Большой Садовой улице, дом артистов МХАТа в Брюсовом переулке.

Здание Наркомзема

Известный антисоветскими настроениями

Гостиница Москва

Последние работы

Алексей Викторович Щусев скончался 24 мая 1949 года. В свои последние годы он продолжал плодотворно работать, и часть его проектов достроили уже после смерти архитектора.

Станция метро

Одним из последних творений, над которым работал Щусев, стала станция метро "Комсомольская" Кольцевой линии метрополитена, за которую архитектор посмертно получил четвертую Сталинскую премию. Оформление станции, посвященной победе над немецкими захватчиками, Щусев решил выполнить в том самом русском стиле, с которого начинал свою карьеру архитектора.

Доме построенном в 1928 году по плану архитектора щусева

К сожалению, вы используете слишком старый браузер. Обновите его, либо смените на другой. Это бесплатно!

История Кишинёва: Два дома, которые построил Щусев

В родном Кишинёве знаменитый архитектор Алексей Щусев построил всего два дома. Оба дома стоят до сих пор.

Немного истории

Алексей Викторович Щусев родился 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1873 года в городе Кишинёве. Он был третьим ребёнком в семье чиновника в отставке Виктора Петровича Щусева и Марьи Корнеевны Щусевой (в девичестве Зозулиной).

Алексей получил хорошую дошкольную подготовку и учился во Второй Кишинёвской классической гимназии, после чего поступает в Санкт-Петербургскую Академию художеств, считавшуюся в то время крупнейшей и лучшей в России художественной школой. Экзамен по всем предметам был удачно сдан и в августе 1891 года Щусев был зачислен учеником первого курса архитектурного отделения Академии художеств.

В 1897 году Щусев защищает свой дипломный проект загородной виллы по классу профессора Бенуа. В том же году его награждают золотой медалью, и ему предоставляется право на творческую командировку за границу. Шестнадцать месяцев, проведенных в путешествии по городам Англии, Франции, Италии, Африки, обогатили архитектора массой впечатлений, наглядно познакомили с памятниками мирового зодчества.

О домах

Первый дом Щусев построил в долине Роз. Он был спроектирован в 1897 году для родственников жены — семьи Карчевских. Это дача — каменный двухэтажный коттедж с большой верандой и башенкой. Крытый черепицей и построенный из местного камня, он живописно вписывался в окружающий ландшафт.





Здесь по его проекту был сооружен двухэтажный загородный дом для Михаила Викентьевича Карчевского. Дом хорошо сохранился. Расположенный над заросшим оврагом, по дну которого пролегает дорога, и окруженный фруктовым садом, он очень привлекателен. Дом прост, без каких-либо украшающих деталей. Большая, увитая зеленью терраса и асимметричная группировка помещений придают его архитектуре домовитость и уют.





По-видимому, к лету 1898 г. относится работа архитектора над проектом дома на углу улиц Пушкина и Бернардацци в Кишиневе, выполненным для того же Карчевского.


Дом и рядом расположенный флигель были выстроены через 3-4 года точно по проекту и под наблюдением самого автора8 Архитектура носит восточный характер. Вставка голубых квадратных изразцов, не имеющих никакого рисунка, удачно сочетается с серым камнем стен. Изящны и красивы расположенные на высоте цоколя балконы с металлическими перилами. Наилучшее впечатление производит оригинальное и композиционно неожиданное сопоставление стрельчатой и подковообразной арок, расположенных в непосредственной близости одна к другой.



Флигель, выходящий фасадом на Бернардацци несколько проще. Цоколь значительно ниже, балконов нет. Две входные двери заключены в один портал, над которым размещен орнаментальный узор. Порталу этого флигеля совершенно неожиданно приданы отчетливо выраженные формы архитектуры модерна.


Значительное место в деятельности Щусева в 1940-е годы занимали проекты восстановления городов, среди них и его родного Кишинёва.

Непосредственно на плане города Щусев наметил пробивку бульвара от собора в сторону реки Бык и трёх магистралей, сходящихся лучами возле старого базара (бывший проспект Молодёжи – нынешний проспект имени Григорие Виеру).

Архитектор считал, что Кишинёв – как город нашего времени – возник на базе плана 1830-1840 годов, разработанного по образцу планов многих русских городов того времени, на основе равновесия и симметрии, с довольно формалистическим подходом к планировочной ориентации в целом.

В данном случае предложения Алексея Викторовича об устройстве трёхлучевой композиции оправдывались уже сложившейся планировкой. Впоследствии эта мысль легла в основу решения центральной части города.

Великая Отечественная война прервала работу Щусева на долгих пять лет. Но уже в 1945 году Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР поручили Щусеву разработку генерального плана Кишинёва – столицы МССР. К разработке генерального плана Кишинёва Алексей Викторович привлёк как московских архитекторов, так и архитекторов работавших в Молдавии – И.И. Новикова, Р.Е. Курца, В.И. Барановскую, Э. В. Фонгаузен, В. А. Войцеховского и многих других.

Решением инженерных вопросов занималась большая группа московских специалистов под руководством брата Щусева – Павла Викторовича Щусева, доктора технических наук, одного из крупнейших советских инженеров.

Приступая к проекту реконструкции города, Щусев тщательно изучает его, делает серию набросков. Эти минутные зарисовки без всяких претензий на законченность делаются для себя, для памяти. В них фиксируются случайные, но обратившие на себя внимание особенности пейзажа, силуэты местности или отдельные сооружения. Тщательное знакомство с городом Щусев считает обязательным для архитектора -об этом он говорит не раз в своих докладах и беседах с зодчими, работающими по восстановлению городов Молдавии.

Щусев лично контролировал выполнение некоторых проектов, часто вызывал к себе (в Москву) авторов крупных сооружений – архитектора Чуприна (автор проекта железнодорожного вокзала), архитектора Валентина Войцеховского (автор проекта административного здания Министерства пищевой промышленности и кинотеатра «Патрия») и других.

В 1947 году Алексей Викторович приехал в Кишинёв и представил правительству Молдавии уточненный проект генерального плана Кишинёва. В него были включены новые вопросы, связанные с развитием города, с экономикой застройки, водоснабжением и созданием зелёных массивов. Этот вариант генерального плана был принят руководством республики. Однако вновь возникли новые вопросы этажности застройки и использования земель. Окончательный план, принятый в 1949 году, Алексей Викторович подписать уже не смог…


Щусев планировал город своей мечты, город, который сам называл «Южной Пальмирой». Город — архитектурную утопию. Его Кишинев свободно разбегается от резко выделенного центра по окрестным холмам. «После полной реконструкции Кишинев будет настоящим индустриальным центром, столицей Советской Молдавии, в которой расцветут советская наука, техника и искусство». Смысловой центр всей композиции — Триумфальная арка. Между нею и Кафедральным собором на месте бывшего рынка намечена площадь с парком Победы. По ее сторонам располагаются колоннады Музея боевой славы, обелиски, а между ними — орудия и танки минувшей войны. По другую сторону от арки — трехэтажный Дом правительства, с обширными внутренними дворами и флигелями, охватывающими площадь с трех сторон. Над главной колоннадой — купол, напоминающий Таврический дворец в Петербурге. От этого центра к Рышкановке (которую лишь предполагалось включить в городскую черту) расходятся три «луча» — широких радиальных проспекта.

«Лучи» упираются в полноводный Бык, одетый в гранитную набережную. План включал строительство больших гидротехнических сооружений: Гидигичского водохранилища, Комсомольского озера, наконец, соединение Быка с Днестром, что сделало бы возможной постройку речного порта. Все эти сооружения проектировал брат А. В. Щусева — Павел Викторович, крупный инженер. Зеленые зоны должны были окружать город и глубоко врезаться в его застройку. Щусев умел тонко учитывать местную архитектурную традицию во всех своих постройках — от Бари до Алма-Аты, от Царского Села до Абастумани. И в декоре кишиневских зданий он советовал использовать местные мотивы — виноградную лозу, акант, — но без чрезмерного украшательства, на которое было так щедро зодчество модерна. А на Буюканском спуске архитектор предусмотрел дом-мастерскую, где рассчитывал работать на закате дней. Увы, этого не случилось. В 1949 году, когда кишиневские архитекторы — друзья и ученики Щусева — готовились встречать его на родине, из Москвы пришла траурная телеграмма…

Летом 1949 года архитектор снова должен был посетить Молдавию. Все его друзья и ученики готовились к встрече, когда пришла телеграмма от Михаила Алексеевича (сына Щусева) с печальной новостью… Алексей викторовичЩусев умер. Отказало сердце.

Умер Щусев в Москве 24 мая 1949 года в возрасте 76 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Читайте также: