Дом у яузских ворот

Обновлено: 07.07.2024

Яузские ворота и их окрестности

Живописность московских видов вошла в пословицу, которая утверждает: «Кто в Москве не бывал, красоты не видал». Многочисленные свидетельства тому содержатся в мемуарных и литературных произведениях отечественных и иностранных писателей и путешественников.

В 1817 году Н.М. Карамзин составляет «Записку о московских достопамятностях» «…для некоторой особы, ехавшей в Москву». Этой особой была императрица Мария Федоровна, вдова Павла I, почти не знавшая древней столицы. Карамзин, назвав главные исторические памятники Москвы, приводит перечень лучших видов города – из Кремля, с Воробьевых гор, от Симонова и других монастырей, которые, как он замечает, «…большею частью стоят на прекрасных местах». В московские путеводители XIX века часто включался отдельной главкой рекомендательный список «Лучшие виды Москвы», в 1836 году был издан даже специальный путеводитель «Панорамы Москвы и ее окрестностей в новейшем их виде и положении».

Время, конечно, изменяло облик города. Но, даже несмотря на варварскую реконструкцию, проводившуюся весь XX век и продолжающуюся в настоящее время, московские виды остаются одной из главных достопримечательностей города. В них наряду с историческими и архитектурными памятниками проявляется то своеобразие облика Москвы, которое позволяет ей занимать достойное место в ряду мировых исторических столиц.

Сохранились некоторые прежние виды на Москву – из Кремля и на Кремль, с Воробьевых гор и другие, открылись новые.

В конце сентября 2001 года на Общественном градостроительном совете Москвы было принято и утверждено мэром города Ю.М. Лужковым решение «о фиксации в качестве исторических» восьми панорам Москвы, то есть запрещении строительства, искажающего эти панорамы или закрывающего их обзор. В число первых заповедных панорам вошли: виды на Кремль с Большого Каменного и Москворецкого мостов и Софийской набережной, виды на Красную площадь от Исторического музея и от храма Василия Блаженного, виды на Театральную площадь – на Большой театр от Китайгородской стены и от Большого театра на Китайгородскую стену, а также вид на площадь Яузских ворот.

Современная площадь Яузских ворот в официальных городских справочниках имеет границы: «между Яузским бульваром, Яузской ул., Устьинским пр. и ул. Солянка». В натуре это прямоугольник московской земли размером приблизительно тридцать на двадцать метров, на котором когда-то стояли Яузские ворота Белого города, а сейчас проложены трамвайные рельсы. Это перекресток, по которому движется транспорт с Солянки к Яузскому мосту от Яузского бульвара на Устьинский мост.

По московской традиции название «Яузские ворота» шире, чем название площади, оно относится к тем старинным московским названиям, которые москвичи давали определенной местности, небольшому району – нескольким улицам, переулкам, объединявшимся вокруг какого-либо центра и составлявшим нечто вроде отдельной слободы. Иногда название было привязано к одной из улиц района, например, Пресня, Арбат, иногда это было название района без привязки к конкретной улице, например, Замоскворечье, Кулишки. К последнему виду относится и название «Яузские ворота». Его происхождение не таит в себе никаких загадок, оно известно с конца XVI века, когда были возведены крепостные стены Белого города по линии нынешнего бульварного кольца с воротами на основных улицах-дорогах, в том числе и на Яузской улице, по которой шла от Кремля дорога к Яузе. Ворота обычно получали названия по подходящим к ним дорогам и улицам, поэтому они получили название Яузских.

Двести лет спустя, в конце XVIII века, стены и ворота Белого города были снесены, а название осталось. Но за эти века оно обрело иное значение, чем просто название ворот, оно стало названием окрестного района в границах, не совпадавших с полицейским административным делением города, но прочно укоренившихся среди москвичей.

В путеводителе по Москве «Москва. Подробная справочная книжка для приезжающих и живущих в столице», изданном в 1848 году, ее автор землемер М.Д. Рудольф о Яузских воротах дает такую справку: «”Яузские ворота” – название по реке Яузе. Несуществующее место».

К путеводителю прилагался план города, который, как на нем написано, «…с натурою соображал землемер М. Рудольф». Можно представить, как профессионального землемера, имеющего дело с конкретными участками земли со своими точными границами и наименованиями, раздражало название, всем известное, но которое никто в натуре не мог привязать к конкретной точке, и то, что спрошенный местный житель, указывая рукой в разные стороны – на Яузу, на Солянку, на окрестные переулки, уверенно утверждал: «Вот это и есть Яузские ворота».

В послереволюционные 20-е годы название «Яузские ворота» исчезает из справочников московских улиц на целые полвека. Случилось это из-за существовавшей в городской администрации тенденции избавляться от тех городских названий, по которым «нет прописки», то есть нет ни жилых домов, ни учреждений, адрес которых надо было бы указывать в официальных документах.

Перекресток Яузских ворот вернулся в справочники коло 1980 года, на этот раз как официальная площадь. Но даже несмотря на то, что сменилось два поколения, укоренившееся и, главное, практически нужное и употребляемое название «Яузские ворота» никогда не уходило из живой речи и сознания москвичей, так же как и представление о границах территории района, им обозначенного.

Поэтому старинное московское название не только сохраняется в памяти москвичей как условное топографическое обозначение какой-либо определенной местности, но и заключает и хранит в себе огромное множество связанных с этой местностью представлений, воспоминаний, чувств, мыслей, настроений, необъяснимо возникающих через века, подобно тому как имя человека, с которым когда-то довелось встретиться, вызывает представление о его внешнем и духовном облике. У старинных московских районов существует свой мифологический образ: образ Арбата, образ Замоскворечья, образ Марьиной рощи. Свой облик и характер имеют и Яузские ворота.

Как особенность сложившихся три-четыре столетия назад московских районов следует отметить, что их незримые границы настолько рациональны и естественны, в отличие от последующего районирования, что сохранились в подсознании жителей, несмотря на изменения, происходящие при развитии города и общественного быта.

Территория Яузских ворот включает в себя Яузскую улицу, площадь Яузских ворот, устье Яузы, Яузский мост и примыкающую к нему часть Заяузья с Николоямской улицей, с переулками Таганского холма – бывшей Вшивой горки. В XVII веке Яузская улица продолжалась до Таганской площади, и ворота Земляного города, находившиеся на ней, назывались Яузскими.

Одним из признаков этого территориального единства, наверное, может служить и то, что в предвоенные годы, когда в Москве существовали мальчишеские «дворовые» группировки, Яузские ворота на своей территории не знали межуличной вражды.

Наряду с территориальным единством старинные московские районы представляли собой и своеобразный градостроительный ансамбль, древнейшим зерном которого было село или слобода. Район Яузских ворот в основе своей возник и развивался как сочетание целого ряда тесно соседствующих слобод, в которых жили и трудились ремесленники – серебряники, котельники, гончары, кузнецы и люди других занятий и профессий, поэтому характерной чертой его облика всегда было различие в застройке и планировке отдельных частей района, причем различия не разрушали общего. Эту черту район сохраняет и в настоящее время. Нынешнее Постановление об охране исторической панорамы Яузских ворот отмечает, что здесь сложился интереснейший архитектурный ансамбль.

Со сквера, разбитого между Устьинской набережной Яузы и Устьинским проездом к Москве-реке, можно окинуть взглядом открывающуюся с него круговую историческую панораму Яузских ворот, ее разновековой ансамбль.

Начнем слева, с угла Солянки и Яузского бульвара. Тут стоит двухэтажный дом конца XVIII века, скромное благородство его облика свидетельствует о том, что строил его хороший архитектор. Это здание – одна из гостиниц, возведенных в конце XVIII века архитектором В.П. Стасовым у ворот Белого города. За гостиницей возвышается красно-белая церковь с колокольней – церковь Петра и Павла, что на Кулишках, построенная в 1700–1702 годах представляющая собой памятник московского барокко. Церковь хорошо видна: она высока и стоит на возвышенности, поэтому ее также называли «церковь Петра Павла Высокого» и «что у Яузских ворот на Горке».

Мимо углового дома Солянки на площадь Яузских ворот выходит проезд Яузского бульвара, на противоположном гостинице Стасова углу проезда начинает Яузскую улицу белоколонный двухэтажный дом, ладный и уютный, настоящий московский ампир пушкинской эпохи, в 1820—1830-е годы он принадлежал профессору Московского университета С.А. Смирнову. За ним виден верхний этаж особняка начала XX века, построенного в стиле модерн как фантазия на темы романского Средневековья. К ампирному дому с колоннадой вплотную примыкает каменная одноэтажная лавка постройки XVII века. Рядом с ней – выходящий фасадом на Яузскую улицу особняк XVIII века, некогда принадлежавший деду жены А.С. Пушкина Н.Н. Гончаровой – Афанасию Абрамовичу Гончарову.

Около дома Гончарова, на углу с Серебряническим переулком, поднимается бело-голубая, легкая и причудливая, построенная в 1781 году в стиле барокко церковь-колокольня Троицы Живоначальной, что в Старых Серебряниках – чудесное творение известного архитектора Карла Бланка.

Далее взгляд, скользнув по верхнему этажу полускрытого высоким парапетом моста двухэтажного купеческого дома первой половины XIX века, останавливается на Яузском мосту через Яузу.

За мостом Яузская улица круто поднимается вверх, на гору. Это один из тех семи холмов, на которых, по утверждению летописцев, стоит Москва, – Красный холм, его также называют Таганским, так как на его вершине находятся Таганская площадь и Таганские улицы.

Слева от моста, у подножия холма, унылое современное здание Библиотеки иностранной литературы, но взор на нем не фиксируется, потому что застройка поднимающегося холма представляет собой более живописное и разнообразное зрелище. По левой стороне улицы сквозь старые деревья просвечивает здание и флигеля дома-дворца конца XVIII века, ныне занятые Яузской больницей. По правой – за рядом домов почти на вершине холма виднеется изящная шатровая колоколенка XVII века церкви Никиты Мученика.

Правую часть панорамы Яузских ворот замыкает высотное здание – «высотка на Котельнической набережной». Как ни велико это здание, но все же не больше Красного холма, и, наверное, поэтому оно не выглядит здесь вызывающе инородным, но образует ансамбль с холмом и всем тем, что на нем находится.

Такова современная панорама Яузских ворот. Ее прелесть заключается в том, что здесь, на Яузской улице, сохранился в законченной целостности выразительный фрагмент Москвы XVIII – начала XIX века, Москвы Екатерининской, Павловской, Александра I, Москвы Карамзина и Пушкина, причем Москвы не парадной, не дворовой, не музейной, а живой. Особую остроту «пушкинскому» пейзажу придает фон из высоких зданий «сталинской» архитектуры.

Яузские ворота до определенного времени не входили в число популярных туристских маршрутов, обычно ориентирующихся на обозрение выдающихся и общеизвестных памятников архитектуры и истории.

Мастодонт из 1920-х: первый дом типовой застройки в советской Москве, чудом сохранившийся на Яузском бульваре

Знакомьтесь - дом кооператива «Квартирохозяин». Этот мастодонт первых лет СССР обитает по адресу Яузский бульвар, 14/8.

Дом только на первый взгляд кажется обычным и ничем не примечательным. На самом деле это один из первых примеров типового массового строительства в СССР.

Дом кооператива "Квартирохозяин", 1920-е гг., арх. В. Волокитин, Яузский бульвар, 14/8 Дом кооператива "Квартирохозяин", 1920-е гг., арх. В. Волокитин, Яузский бульвар, 14/8

Для большинства из нас типовое строительство ассоциируется прежде всего с «панельной технологией» (Новые Черемушки и т.п.) Но она появилась позже.

А в 1920-е годы пытались решить проблему массового жилья с помощью доступных на тот момент материалов, т.е. кирпича. Конкретно для этого здания использовался силикатный кирпич, придавая его стенам особую фактуру по сравнению с «братьями-близнецами».

В здании размещены типовые квартиры.

Вообще, в 1920-х годах дома первых кварталов массовой застройки создавались на базе «типовых секций Моссовета».

О том, что представляли из себя эти секции, я писала в посте «Шерстяной работник»: умирающий дом эпохи НЭПа в Гончарной слободе. Что с ним станет?

Из типовых секций Моссовета, как из конструктора, архитекторы создавали проекты, меняя конфигурации, усовершенствуя по необходимости, внося авторские правки.

Вот и у дома «Квартирохозяин» есть ряд индивидуальных особенностей, присущих только ему.

Так, здание спроектировано с учетом сильного рельефа местности – перепад высот составляет почти целый этаж.

Визуальное восприятие также продумано с учетом этого рельефа. Самый эффектный вид – на закругленные угловые балконы – открывается зрителям, идущим снизу вверх по бульвару.

В пандан к закругленным балконам спроектированы круглые козырьки над подъездами и круглые окна-иллюминаторы над ними, известные атрибуты конструктивистской архитектуры.

Поставленный вдоль бульвара, дом заслоняет собой церковь Петра и Павла у Яузских ворот.

Храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот виден на заднем плане слева от "Квартирохозяина" Храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских Ворот виден на заднем плане слева от "Квартирохозяина"

Случай примечательный, поскольку в те времена оголтелого богоборчества храмы без лишних рассуждений уничтожали. Либо архитекторам давали указания от партии и правительства «подчеркнуть контраст нового и старого» (читай: подавить храм и всячески акцентировать новое строение).

В данном случае архитектор В. Волокитин попытался примирить два мира и визуально приспособить свою постройку к соседству с храмом, сделав их соразмерными.

16 фото: Москва 100 лет назад и сегодня. Яузские ворота

Мы стоим на мосту через реку Яузу, а перед нами Яузская улица, которая после перекрёстка перейдёт в улицу Солянка. Фото 1910-1917 годов. Справа Серебряники и колокольня Церкви Троицы Живоначальной , а слева Кошели

Сегодня это место можно узнать только по колокольне справа, да и она без часов. А вот квартала Кошели слева, нет полностью, его начали сносить ещё в 30-х года , когда расширяли Яузскую улицу, а полностью снесли в 70-х годах, после чего на оставшейся части сделали Устьинский сквер

Посмотрим с этого же места, но чуть левее, в ту сторону уходит Устьинская набережная реки Яуза. Фото 1910-1917 годов

Теперь с этого ракурс вот такой вид, преимущественно на сквер и дорогу

Река Яуза иногда выходила из берегов, видимо, после больших дождей. Затапливало и часть Кошелей и Яузскую улицу. Фото 1908 года, архив Величко

Вид примерно с этой же точки сегодня. В конце 30-х годов берега у набережной сделали гранитными, а дорогу существенно подняли над уровнем воды. Кстати, именно поэтому дорога на Яузской улице теперь расположена на высоте второго этажа старых домов, стоящих на той стороне, где колокольня

Посмотрим на колокольню Церкви Живоначальной Троицы в Серебрянниках внимательнее. Фото 1880 года, альбом Найденова. Обратите внимание, проезжая часть располагается на уровне первого этажа

Дом у яузских ворот

--> FISHKINET

История Москвы в картинках от Nick за 30 марта 2015

Набирающие популярность

Дань подвигу: в Москве открыт памятник врачам, побеждающим коронавирус

Китайский активист рассказал о происхождении коронавируса в Ухане

Трагедия и одиночество актрисы Натальи Фатеевой (24 фото)

Нашли ошибку? Выделите
и нажмите CTRL+ENTER

Лучшие демотиваторы

Смотрите также

Популярные теги

Нам нужно убедиться, что Вы не бот. Введите символы, изображённые на картинке ниже.

На что жалуетесь?

Продолжая просматривать сайт, вы подтверждаете, что ознакомились с политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie. Ok

Вокруг Яузских ворот

 photo DSC_0764_zpsbkxrzjtn.jpg

Приведу лишь немного фактов и статистики. Строили здание с 1938 по 1952г, с перерывом на войну. Всего тут около 700 квартир. До недавнего времени – самое высокое жилое здание в России.
2.

 photo DSC_0767_zpsbx0xzg13.jpg

Список известных жильцов составляет не один десяток – от Твардовского до Шифрина.
3.

 photo DSC_0765_zps50tswwz0.jpg

4. Именно эту звезду год назад покрасили в цвета украинского флага.

 photo DSC_0761_zps7zroal9n.jpg

5. Вид на Кремль и Васильевский спуск испорчен подъемными кранами.

 photo DSC_0762_zps7rytws1v.jpg

Рядом же виднеется центральный корпус Московского воспитательного дома. Он же Дом народов у Ильфа с Петровым ("Двенадцать стульев"), где мадам Грицацуевой удалось ненадолго увидеть исчезнувшего супруга Остапа Бендера,
6.


6a. 1935г

 photo DSC_0766_zpsvgk9zamh.jpg

На другой стороне Москвы-реки стоит красивый жилой дом в лучших традициях сталинского ампира, 1954г.
7.

 photo DSC_0763_zpswkiafgks.jpg

8. Рядом стоит небольшой бывший доходный дом госпожи Чепешевой, 1901г.

 photo DSC_0768_zpserv2rtmr.jpg

Чуть дальше, за Устьинским сквером, виднеется храм Троицы Живоначальной в Серебряниках
9.

 photo DSC_0769_zpso50tq7gp.jpg

Чуть дальше - храм святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.
10.


10а. Недавнее прошлое, 1999г.

 photo DSC_0770_zpsk59fel5v.jpg

На Устьинской площади стоит памятник пограничникам Отечества, 1997г. Сделан он в форме обелиска из красного полированного гранита, который напоминает старинный пограничный столб.
11.

 photo DSC_0771_zpsm7rbeupt.jpg

12. Наверху гербовый орел.

 photo DSC_0772_zpskcpobbrd.jpg

13. Внизу барельефы в таком довольно типично советском виде.

 photo DSC_0774_zpsei28pn3g.jpg

14. Вдоль Яузской улицы протянулся жилой дом XIX в.

 photo DSC_0775_zpsb9shgr6o.jpg

15. Если обогнуть данный дом и спуститься по железной лестнице…

 photo DSC_0776_zpsuytnkzpg.jpg

16…. то можно попасть в тихий дворик.

 photo DSC_0777_zps0uw5t1n6.jpg

17. Именно в этом дворе снимали финальную сцену из Места встречи изменить нельзя. Отсюда выбирались бандиты в финале, здесь их "принимали" МУРовцы. В 2002 здание реконструировано, ничего тут теперь об этом не напоминает.


17а. Машина "Продукты" разгружается именно у того самого места, 1981г.

 photo DSC_0778_zpsnkeehc2t.jpg

18. Сейчас тут стоит помост со столиками, какое-то кафе, концерты проходят.

 photo DSC_0779_zpsayqpg0ed.jpg

19. Не успел я сфотографировать это все и отойти на десяток метров, как из кафе выскочил какой-то парень и стал внимательно за нами наблюдать.

 photo DSC_0780_zpsdthdy047.jpg

20. Ресторан Московский дворик. Выглядит неважно, похоже закрылся.

Вернулись к Троицкому храму. Точной даты возникновения храма на этом месте не известно, но по некоторым данным она существовала ещё до восшествия на престол Романовых. В письменных источниках за 1620 год церковь числится деревянной, а за 1657 уже каменной.
21.


21а. 1987г

 photo DSC_0781_zpsud0m94wo.jpg

В 1781 году храм полностью перестраивается, от старого каменного храма остается только подклет и частично стены.
22.

 photo DSC_0783_zpsr5atfphl.jpg

24. Сколько людей прошло перед глазами этих львов? Большинства уж в живых нет, а они висят, смотрят.

 photo DSC_0784_zpsiwrpm0zk.jpg

Выставочно-деловой центр частных коллекций. До 1940-х гг. на этом месте был райотдел НКВД, на который во время войны упала бомба. После этого образовался пустырь
25.

 photo DSC_0785_zpsw8qiwosz.jpg

26. Местность тут холмистая.

 photo DSC_0786_zpsotdgplm7.jpg

В Петропавловским переулке прячется давшая ему имя церковь святых апостолов Петра и Павла у Яузских ворот.
27.


27а. 1881г.

 photo DSC_0787_zpsnortmdhy.jpg

Храм на этом месте известен с 1623 г. С 1629 г. храм был каменным. В 1771 г. построена трехъярусная колокольня в формах раннего классицизма.
28.

 photo DSC_0789_zpsdvnzu3gf.jpg

30. При храме - представительство Сербской Православной Церкви.

 photo DSC_0791_zpsq7oc7vyr.jpg

32. На территории храма.

 photo DSC_0793_zpsxs9uxq5k.jpg

34. Закончим прогулку демоническим дядькой.

«Дом с фигурами»

Жилой дом, построенный в 1933–1939 годах по проекту архитектора И.А. Голосова на месте бывшего усадебного сада. Известен как «Дом с фигурами» по статуям рабочего и колхозницы по обе стороны от арки, ведущей во двор.

В 1933–1939 годах на месте усадебного сада и владений по Яузскому бульвару (участки 1 и 2) возведен жилой дом (с общежитием для курсантов) Военно-инженерной академии имени Куйбышева по проекту архитектора И.А. Голосова. Первоначальный вариант проекта 1933 года предполагал реконструкцию всего квартала со сносом всех зданий. Кроме здания на углу Яузского бульвара и Подколокольного переулка предлагалось возвести еще два многоэтажных корпуса в западной части квартала. Окончательный вариант проекта жилого дома Военно-инженерной академии, составленный в 1936 году, касался уже только территории рассматриваемого домовладения. Тем не менее всю его застройку также предполагалось снести для возведения двух восьмиэтажных корпусов по красным линиям бульвара и переулка, а также детского сада в глубине двора.

Восьмиэтажный жилой дом (строения 1 и 2) был выстроен в два этапа на месте разобранных зданий по Яузскому бульвару и домовой церкви 1698 года. Первую очередь по Подколокольному переулку (строение 1) возвели в 1936 году в соответствии с утвержденным проектом. Вторая очередь по Яузскому бульвару (строение 2), спроектированная аналогично первой, была реализована к 1940 году со значительными отступлениями от проекта, особенно в части решения уличных фасадов. Бывшая садовая территория усадьбы превратилась во внутренний двор нового дома.

Голосов Илья Александрович (19.07.1883, Москва — 29.01.1945, Москва)

С 1898 г. учился в Строгановском училище, с 1907 г. — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1912 г. получил звание архитектора. Работал помощником А.В. Иванова, И.С. Кузнецова, А.А. Остроградского, С.У. Соловьева, А.В. Щусева. Совм. с П.А. Голосовым выполнил конкурсный проект доходного дома Габричевской (2-я премия). После 1918 г. один из ведущих московских архитекторов, мастер конструктивистской архитектуры. По его проектам построены клуб им. Зуева (Лесная ул., 18), здание Высшей профсоюзной школы (ул. Вильгельма Пика, 4), жилые дома на Яузском бул. и Долгоруковской ул.

Ист.: РГАЛИ, ф. 677, оп. 1, д. 2125. Лит.: Хан-Магомедов С.О. Илья Голосов. М., 1988

Дом Голосова, или «Дом с фигурами», был построен в 1930-е годы по проекту архитектора И.А. Голосова. Этот памятник архитектуры представляет собой массивное восьмиэтажное здание, фасадом которого является срезанный угол, выходящий на пересечение Подколокольного переулка и Яузского бульвара.

II половина ХХ века и современность

Дом Голосова неоднократно фигурировал в отечественных фильмах (например, «Покровские ворота», «Розыгрыш», «Холодное лето 53-го»). Арку, ведущую во двор, к усадьбе генерал-майора Н.З. Хитрово, и располагающуюся на фасаде здания, обрамляют две статуи — рабочего и колхозницы, выполненные скульптором А.М. Левинским и давшие дому второе название. В руках у рабочего скульптор изобразил отбойный молоток и книгу, а у колхозницы — сноп и винтовку. Эти предметы призваны были символизировать аграрную, военную, индустриальную и интеллектуальную стороны интересов советского человека

Площадь Яузские ворота в Москве

Площадь Яузские ворота находится в Центральном столичном округе района «Таганский» города Москвы. К ней примыкают улицы Солянка и Яузская, Устьинский проезд, а также Яузский бульвар.

Ближайшая станция метрополитена - Китай-город.

Площадь Яузские ворота в Москве

Площадь Яузские ворота - происхождение названия

Название площади Яузских ворот появилось еще в девятнадцатом веке. Топоним связан с некогда располагавшимися в этом месте Яузскими воротами укреплений Белого города. Последние были сооружены в конце XVI столетия.

История площади Яузских ворот

Первое упоминание Яузских ворот относится к XVI веку, когда вокруг Белого города Москвы появилась крепостная стена. В ней, в месте примыкания с основными улицами, и устраивались ворота с созвучным названием. Так и появились Яузские ворота от подходившей к укреплениям Яузской улицы.

Ворота располагались в том месте, где в настоящее время изгибается колея трамвайных путей, в месте поворота к Большому Устьинскому мосту.

Топоним «Яузские ворота» сохранился и после сноса стен Белого города. Правда, так называлась уже вся местность вокруг.

Чем примечателен этот московский район?

Астаховский мост, расположенный неподалеку от площади Яузских ворот считается самым древним в Москве. Перестроили его лишь в 1940 году.

Устье Яузы в этом районе в давние времена носило название Пристанище. Связано это было с тем, что здесь останавливались на постой купцы, сплавлявшие по Москве-реке и Яузе свой товар.

Со временем Яуза перестала быть судоходной рекой, но значение этого района оставалось достаточно высоким, т.к. к Яузскому мосту сходились дороги на Владимир, а также Рязань и Коломну.

С мостом связаны и исторические события февраля 1917 года, когда на нем был убит полицейскими знаменосец Илларион Астахов, в честь которого и переименовали в годы советской власти это сооружение.

Вблизи от площади Яузских ворот некогда располагались знаменитые Серебрянические бани. Также, неподалеку от этого места, стоял домик, жильцом которого был писатель А.Н. Островский.

В начале примыкающего к площади Яузского бульвара находится дом чаеторговцев, построенный еще в начале двадцатого века в стиле модерн.

Со стороны Яузской улицы приковывает внимание колокольня Троицкого храма, выстроенного в барочном стиле.

Часто место у площади Яузских ворот использовали кинематографисты. Здесь снимались фильм «Казаки» по произведению Л.Н. Толстого, картины по повестям А.П. Чехова и другим авторам. Это было связано с тем, что этот московский район долго стоял в неизменном виде, а окружающая архитектура соответствовала периоду конца XIX - началу XX веков.

Храм Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот

Храм, известный с 1625 года, стал каменным в начале XVIII века. Колокольня относится к 1771 году. После революции храм не закрывался, поэтому сохранилось все внутреннее убранство: иконостасы, росписи, отделка, образа, утварь. При храме располагается подворье Сербской православной церкви.

XVII–XVIII века

Владение церкви Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот находится в восточной части квартала, ограниченного с запада Певческим переулком, с севера — Подколокольным, с востока — Петропавловским и с юга — Яузским бульваром. Храм располагается на небольшом возвышении плавно спускающегося к реке Яузе склона Сретенского холма.

Владение церкви Петра и Павла ориентировано в одноименный переулок. На современном участке сохранился многопериодный объем храма с барочным декором фасадов. Алтари церкви обращены в сторону Петропавловского переулка. С двух сторон храм фланкирован двухэтажными причтовыми постройками, объединенными оградой.

Главный храм — Знамения Пресвятой Богородицы, при нем приделы Святых Апостолов Петра и Павла и Казанской Божией Матери. Первое упоминание о храме относится к 1625 году. В книге церковных земель за 1686 год отмечено: «Церковь каменная Петра и Павла у Яузских ворот на горе». В 1716 году в приходе был двор вице-губернатора С.А. Колычева, кн. Ф.И. Юсупова, вдовы В.П. Еропкиной и еще тринадцать дворов прихожан. В книге первой ревизии за 1722 год сказано: «Церковь Петра и Павла, что у Яузских ворот «в Малой Крутицкой певчей», «на горке у старых конюшен» теплая, как по Строельным и Писцовым книгам известно, вместе с колокольней построена каменная в 1631 г. и в 1632 г. (по другим источникам, упоминание о постройке относится к 1625 г.). Потом, когда пришла в ветхость, вновь перестроена в 1700 г.». По имеющимся сведениям, храм построен в 1700–1702 годах. Не исключено, что в современное строение были фрагментарно включены стены более древней церкви.

Северный придел Казанской Богородицы построен в 1731 году на средства вдовы майорши А.Ф. Колычевой по данному ею обету. Первая колокольня, решенная в формах раннего классицизма, была возведена в 1771 году и перестроена вместе с трапезной во II половине XIX века. Южный придел Святых Апостолов Петра и Павла построен в 1882 году. В Строельной книге за 1657 год сказано, что на церковной земле кроме погоста размещались дворы причта (священника, дьякона, пономаря, просвирни). Храму также принадлежала земля, расположенная напротив, через Петропавловский переулок. В архивах сохранились ранние планы церковного владения 1751 и 1756 годов. К 1763 году по периметру церковного участка вокруг погоста размещались дворы причетников. Окончательно границы церковного владения сложились в конце ХIХ века и уже не изменялись до 1917 года.

XIX век

Во время мародерства французов и пожаров 1812 года храм пострадал меньше, чем ближайшие церкви, и после освящения к нему были временно приписаны две приходские церкви — Святителя Николая в Подкопаях и Трех Святителей на Кулишках. Церковные же постройки и собственные дома священнослужителей были все сожжены. Доходных домов у храма никогда не было, но на церковной земле жили клирики в церковных строениях.

На плане 1830 года изображена церковь, стоящая на рельефе, окруженная дворами причта. Через Петропавловский переулок располагался каменный с антресолями двухэтажный дом священника, перестроенный в 1888 году по проекту В.Н. Карнеева (Петропавловский переулок, 5). В 1853 году по проекту архитектора Н.Н. Елагина в северо-восточном углу владения и по красной линии Петропавловского переулка был построен двухэтажный каменный дом дьякона. Фасад здания был выполнен в стиле позднего классицизма, имел трехосевую композицию с тремя окнами по главному фасаду. Нижний этаж рустован, окна декорированы профилированными наличниками, в нижнем этаже — с замковыми камнями. К 1885 году здание подверглось некоторым перестройкам и внутренним переделкам.

В 1879 году в юго-восточном углу владения по красной линии Петропавловского переулка был построен двухэтажный корпус для просвирни и дьякона по проекту архитектора С. Сонина. До настоящего времени постройка дошла без существенных изменений. К 1880 году сформировался сплошной фронт застройки по северной границе церковного владения, состоявший из малоэтажных объемов, включавших жилые помещения, сарай и прачечную (не сохранилась).

В 1876–1877 годах было подано прошение в Московскую духовную консисторию о перестройке придела церкви и постройке каменной с железной решеткой ограды. Этот проект был реализован только в 1882 году. Была проведена реконструкция церкви, частично разобрана старая трапезная, возведен новый Петропавловский придел и палатка при колокольне. Тогда же устроили подпорную стенку храма и спуск к переулку.

XX век и современность

В 1900-х годах в двух домах причта жили дьякон и просвирня. Остальные помещения сдавались внаем. Сад, размещенный рядом с погостом, сдавался в аренду действительному статскому советнику Харитоненко. После 1917 года часть сада была отчуждена от храма и присоединена к смежному участку. Сохранились интерьеры храма XVIII — начала ХХ века. В отличие от большинства церквей, расположенных в урочище «Старые сады» близ Ивановского монастыря, храм Святых Апостолов Петра и Павла не закрывался. После революции предпринимались неоднократные попытки его закрыть. В частности, передать им здание церкви требовали местные пионеры. В этот тяжелый период в храме собирали святыни закрытых церквей и принимали безместное духовенство.

В 1948 году по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I при храме было открыто подворье Сербской православной церкви, которое фактически так и не начало действовать по политическим причинам. Только в конце XX века Указом святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 31 декабря 1999 года храм Святых Апостолов Петра и Павла был преобразован в Патриаршее подворье, при котором было возобновлено представительство Сербской православной церкви. В настоящее время причтовые постройки возвращены храму, и в них провели реконструкцию. Бывшее владение священника, расположенное через Петропавловский переулок, храму не принадлежит.

Читайте также: