Дом на сваях на беговой

Обновлено: 08.07.2024

Кто и зачем построил «Дом на ножках» в Москве

Типовые московские многоэтажки не радуют глаз? Мы начинаем рассказывать о самых необычных жилых домах столицы. Первый на очереди – «Дом на ножках» на Беговой.

Адрес: Москва, ул. Беговая, 34
Год постройки: 1978 год
Автор проекта: архитектор Андрей Меерсон
Стиль: советский модернизм

«Дом авиаторов» на карте Москвы Прозвища: экспериментальный дом стоит на 20 парах опор. Неудивительно, что в народе его прозвали «домом-сороконожкой», «домом-осьминогом», «домом на ножках». А вот название «дом авиаторов» появилось после того, как жильцами Беговой, 34 стали работники машиностроительного завода, называвшегося в советское время «Знамя Труда». Рисунок: Дарья Зайцева

Замысел – реальность: первоначально строительство дома планировалось на берегу Химкинского водохранилища, недалеко от станции метро «Водный стадион». Архитектор «поднял» дом на ноги, чтобы обеспечить проход под ним к набережной: согласитесь, идея была хорошая.

Но к Олимпиаде 1980 года футуристический дом решили поставить на видном месте – главном въезде в Москву. Идея опор-ног осталась, но дом утратил от первоначального проекта 3 этажа, которые не стали достраивать по технологическим причинам.

Фото: Денис Есаков

В чем фишка: 20 мощных пар «ног» сужаются к основанию так, что 2 человека спокойно могут обхватить одну опору. Опоры и основа первого этажа в виде перевернутой равнобокой трапеции сделаны из монолитного железобетона, все остальные этажи – из стеновых панелей. Визуально дом расширяется кверху, хотя на самом деле плиты просто лежат под углом. Плоскости овальных лестничных шахт-пролетов прорезаны вертикальными рядами окошек-бойниц: что может быть брутальнее?

Фото: Денис Есаков

Это интересно: «Дом на ножках» – первый с применением монолитного железобетона в СССР.

Есть ли похожие проекты? Дома на ногах есть в Москве в районе ВДНХ: 17-этажный дом по адресу Проспект Мира, 110 и 25-этажный дом по адресу Проспект Мира, 184. Похожий дом стоит на Новосмоленской набережной в Питере. Из новых проектов «на ногах» – дом на Мосфильмовской 2011 года постройки.

Слева направо: Дом на Мосфильмовской, «Дом на курьих ножках» на Новосмоленской набережной в Санкт-Петербурге, «Дом на ногах" на ВДНХ

Количество квартир: 299

Сколько стоит квартира: от 6,5 млн рублей за однушку площадью 31 квадрат до 14 млн за 57 квадратных метров с хорошим ремонтом.

Сколько стоит аренда: цены варьируются от 43 до 48 тыс рублей за двушку в зависимости от ремонта.

Бадаевский зачищают ради элитного «дома на ножках». Арендаторы и москвичи против Что не так с проектом именитого швейцарского бюро

Бадаевский пивзавод мог бы стать новым «Флаконом». Вместо этого комплекс отдают под снос. Арендаторов, которые потратили на ремонт миллиарды из собственного кармана, выселяют — вместе с местными енотами, которых даже грозили замуровать. Все это ради элитного жилого комплекса от Capital Group.

Для проекта дома на 35-метровых сваях привлекли звездное швейцарское бюро Herzog & de Meuron — автора галереи Тейт и Эльбской филармонии. Архитекторы обещают отреставрировать комплекс и сделать там красивый парк и фуд-корт, но у девелопера уже есть опыт уничтожения московских памятников. Защитники завода вешают на него гигантские иконы, стоят в обнимку со зданиями и преследуют застройщиков с плакатами. Рассказываем, как Бадаевский годами лишали охранного статуса и как жители и предприниматели пытаются вернуть все назад.

Бадаевский — несбывшийся «Флакон»

Первые здания Трехгорного пивоваренного завода, который в советское время стал Бадаевским, появились в 1875–1876 годах. Строили их известные архитекторы Август Вебер, Роман Клейн и Александр Евланов. Местные жители отмечают, что туда водят студентов архитектурных вузов и представляют комплекс эталоном промышленной архитектуры XIX–XX веков. Кстати, по своему назначению он перестал работать только в 2006 году.


Бадаевский завод в 2019 году

Сейчас территория напоминает «Флакон» или «Трехгорку»: там есть офисы, рестораны и фитнес-центры. Но пространство не так благоустроено, а многие здания в плохом состоянии. Так, 3-й исторический корпус частично заброшен, хотя среди развалин можно найти чугунные винтовые лестницы, старинные двери, огромные сушилки для зерна и пневматические барабанные солодовни.

Некоторые помещения, напротив, заняты арендаторами — именно они делают ремонт и приводят территорию в порядок. Среди таких компаний — школа танцев «Завод», рестораны «Магадан» и «Сыроварня», клуб «Лабиринт» и винотека Classica, которая, к примеру, музеифицировала погреб и, как и многие, сохранила историческую кирпичную кладку. Частные инвестиции в завод, по оценкам самих предпринимателей, за несколько лет достигли 2–4 миллиардов рублей. Теперь всех энтузиастов выселяют из исторических зданий, чтобы начать реконструкцию.


Погреб в винотеке Classica

Ценные части завода Мосгорнаследие отрезало годами

Для «дома на ножках» и подземной парковки Capital Group собирается снести северную часть завода. Чтобы это стало возможно, власти годами отрезали охраняемые законом части Бадаевского. В 1991 году в список объектов культурного наследия включили 11 корпусов, но уже в 1995-м четыре объекта вывели из перечня из-за «недостаточной значимости и сохранности» — вскоре их снос одобрили по запросу предприятия.

В 2003 году предметами охраны стали только первые три строения и контрольные ворота, а еще через два года, снова по инициативе завода, статус отняли у 2-го корпуса. Раньше здесь была варня, которую снесли в 1972 году и построили на ее месте девятиэтажное здание. В итоге эксперты Мосгорнаследия решили, что все строение (даже сохранившаяся часть с котельной) утратило ценность.

Оставшиеся корпуса сохранили за собой статус лишь частично. Сейчас 1-е строение — это два здания с одинаковым адресом, но разными кадастровыми номерами: по документам, одно из них построили в 1910 году, а другое — в 1970-м. Похожая ситуация и с 3-м корпусом. Когда Capital Group взялась за проект на Бадаевском, Мосгорнаследие провело новую экспертизу и доказало, что куски этих зданий независимы друг от друга. Сейчас застройщик и власти настаивают, что завод слишком перестроили в 70-е, поэтому уничтожить часть не жалко.

Какие здания сохранили свой статус

Только три постройки, по мнению экспертов Мосгорнаследия, да и то частично сейчас «дают представление о том, как выглядел легендарный завод в годы расцвета».

Подробнее

Строение 1 — главный корпус с бродильней, жилой пристройкой для рабочих, ледниками, где охлаждали пиво, и помещениями для розлива времен Вебера и Клейна. Часть здания примечательна «круглыми башенками, аркадой первого этажа, входной группой с декоративным панно с изображением товарного знака завода „Три горы“ и лепным декором солнечных часов», считают в Мосгорнаследии.

строение 3 — солодовни, овины и элеватор. Часть каменного здания с подвалами относится к первым годам существования предприятия. Особым украшением в ведомстве называют водонапорную башню, которая «напоминает завершение средневековых английских замков».

Контрольные ворота — фрагмент ограды 1910 года в юго-восточной части ансамбля с сохранившейся ажурной ковкой.

В 2006 году зоны охраны со стороны набережной сильно сократили, то есть там появилась возможность строить новые здания. В это время уже было известно о застройке территории завода (на тот момент компанией «ПИК») — тогда 1 и 3 строения уже были признаны памятниками частично.


Тем не менее в «Архнадзоре» говорят, что большая часть сносимого — это такие же исторические помещения конца XIX — начала XX веков. Данные о том, что части корпусов строились в одно время, есть в архивных планах 1912 года, отмечают градозащитники и местные депутаты: здания не разделены капитальными стенами, а инженерные системы у них единые. Проще всего зайти внутрь и увидеть, что своды Монье и чугунные колонны одинаковы во всех помещениях: и в части, что признана памятником, и в той, которую экспертиза посчитала «поздней дисгармоничной пристройкой».


Визуализация из обращения депутатов Дорогомилова. Второй корпус снесут и заново построят по историческим чертежам.

Девелопер считает, что спасает завод. Не все с этим согласны

В Capital Group считают, что жителям района дарят новое общественное пространство и спасают Бадаевский от полного разрушения. В компании уверены, что здание поднимают на 35 метров именно для того, чтобы сохранить «красную кирпичную ленту» исторической застройки. В планах девелопера — потратить на реставрацию 4,7 миллиарда рублей. Помимо прочего, компания собирается воссоздать по историческим чертежам 2-й корпус, сперва избавившись от девятиэтажки 70-х годов на этом месте. Через новодел пройдут «ножки» дома.


На плане хорошо видно, что сваи пройдут прямо через восстановленный 2-й корпус

Впрочем, если бы у Capital Group действительно было желание заняться реконструкцией, компания пришла бы к арендаторам, которые уже проделали колоссальную работу, считает владелец арт-пространства «Не для всех» Михаил Семенов. «Я предлагал им интегрировать сделанное нами в их проект, но предложения отвергли — не интересно», — пояснил он.

В управе Дорогомилова уже открылись экспозиции по проекту, а 18 ноября пройдут публичные слушания. В конце года — начале следующего, как рассказал исполнительный директор Capital Group Михаил Хвесько, планируются работы «по обеспечению сохранности памятников», причем арендаторы к этому времени должны съехать. Начнут, скорее всего, с 3-го корпуса. В предпоследнем квартале 2020 года хотят рыть котлован.

Что построят на месте Бадаевского

Проект Herzog & de Meuron может стать новым московским долгостроем — предполагается, что на него уйдет минимум пять лет. Концепция включает не только строительство дома на сваях, но и масштабное благоустройство.

Подробнее про проект «дома на ножках»

Для жителей района планируют создать открытый парк площадью 4 гектара c лужайками, высокими деревьями и красивыми детскими площадками. «Сваи и деревья на фоне исторических памятников — это очень интересная смешанная урбанистическая среда», — подчеркивают в Capital Group.


В обновленных зданиях должны появиться фитнес-центр, фуд-маркет и коворкинг. В проекте также есть детские ясли, сады и школы, но под них выделят всего 250 квадратных метров, тогда как площадь квартир — 35,5 тысячи (это в 140 раз больше). Сейчас заявленная стоимость проекта — 49 миллиардов рублей. Причем здание обойдется на 25–30 % дороже небоскребов, которые обычно строит компания.

Сергей Собянин уже назвал концепцию «вызывающей, но интересной». Главный архитектор города Сергей Кузнецов тоже хвалил ее за «смелые и одновременно гармоничные решения».

Когда стало известно о застройке: Первый проект застройки объявили в 2004 году, когда Бадаевским владели Абсолют-банк и «ПИК». Они собирались строить там огромный комплекс (более полумиллиона квадратных метров), но успели только снести несколько зданий. В итоге «ПИК» вышла из проекта, а в 2012 году власти отменили его. Позже Capital Group получила договор на управление частью завода.


Арендаторов активно выселяют, хотя у них на руках действующие договоры

Сейчас девелопер пытается выселить предпринимателей, хотя никаких разрешений на снос пока нет, а договор аренды оформлен с самим Бадаевским, утверждает Наталья Меркурьева из студии танцев «Завод». Многие заключали контракты в 2015–2018 годах на срок не менее пяти лет, однако в сентябре Capital Group разослала письма о расторжении договоров.

«Выгонять пытаются по-разному: например, звонят с просьбами подписать документы, что мы отдаем помещение», — говорит Меркурьева. В конце октября из-за активности девелопера у нее чуть не пострадали два офисных енота. «Сотрудница застройщика пыталась опечатать студию скотчем. Потом обещала вернуться и заварить двери — причем именно входную и ту, за которой у меня живут еноты. То есть она хотела именно енотов мне заварить!» — рассказала она.

В выходные в школу пришли неизвестные и начали срезать замки, но жители вызвали полицейских. После этого «опечаленные техники пошли отключать мне воду и свет», говорит Меркурьева. «Все это происходит, потому что юридически многих сейчас выселить нельзя. Кстати, у части арендаторов уже идут суды. За нами круглосуточно следят охранники, а мы просто поселились на Бадаевском: боимся, что в любой момент нам просто закроют доступ к студии», — добавляет ее хозяйка.


Горожане и бизнес сопротивляются сносу

Защитники Бадаевского беспокоятся, что памятники могут просто обрушиться во время работ. Недовольство вызывает и высота 75-метрового комплекса: градозащитники считают, что он испортит виды на гостиницу «Украина» и сам завод с набережной, а жители ближайших домов боятся, что комплекс просто «закроет им небо и солнце». Также есть опасения, что от ценных зданий останутся только фасады, как случилось во время реконструкции Софийской набережной, которую проводила та же Capital Group (тогда «Архнадзор» предупреждал, что работы угрожают объектам культурного наследия, но в компании это отрицали).


За сохранение территории борется галерея Maer Art, которая провела «пленэр протеста»: 78 человек обняли завод и арку главного здания, а некоторые нарисовали ансамбль Бадаевского — чтобы запомнить его «таким, какой он есть». Другие активисты цепями прикрепили к стенам 16-метровую икону Преподобного Сергия с просьбой «Чудотворец, помоги!». Плакат провисел около часа, прежде чем его сняли.

На встрече c корреспонденткой The Village и другими журналистами девелопер провел историческую экскурсию: пока москвовед рассказывала про приготовление пива на заводе, активисты ходили за делегацией с плакатами против застройки. Когда участников завели в здание, чтобы показать презентацию проекта, недовольные жители пытались проникнуть внутрь — просили поговорить с ними тоже и стучали в дверь.

Несколько охранников стеной встали у двери, чтобы не пускать жителей, а затем Capital Group вызвала полицию. Активистам хотели вменить участие в несогласованном митинге, но местные депутаты сами написали заявление о готовящемся на месте преступлении.

Позже на сайте Capital Group опубликовали новость, что компания совместно с проектами «Моспромарт» и «Промпоезд» провела цикл экскурсий «История и будущее Бадаевского пивзавода», которые посетили «более 50 горожан и представителей профессионального сообщества, включая коренных жителей Дорогомилова и специалистов Института Генплана».


Мундеп Наталья Алехина, сооснователь группы в фейсбуке против застройки Бадаевского, в пикете во время экскурсии Capital Group

Местные жители активизировались и в соцсетях: в сентябре под постом Herzog & de Meuron в Facebook появилось более 150 гневных комментариев о «доме на ножках». Ставить дизлайки и писать негативные отзывы призвала активистка и координатор штаба Гудкова Александра Калашникова. По ее мнению, жителям необходимо всеми способами доказать, что они против строительства.

Александра Калашникова

Активистка, родилась и выросла в Дорогомиловском районе

То же самое, кстати, произошло с чаеразвесочной фабрикой Вогау — сначала статус отняли частично, а потом — совсем (здание XIX века в Лефортове снесли, не дожидаясь решения суда, на его месте мэрия сможет построить дома по реновации. — Прим. ред.). На круглом столе в Мосгордуме представителя Capital Group спросили, есть ли гарантия, что люди, которые купят в новом комплексе квартиры, не захотят огородить парк и сделать его частной территорией, но он не смог ответить.

Еще мнения горожан, критикующих проект

Александр Беднов

Живет в Дорогомилове с рождения — с 1972 года. Его дедушка и бабушка поселились там еще в 1938 году

Мария Сосновская

Родилась и выросла в Дорогомилове. Сейчас там живут ее родители, отец тоже родился и вырос в этом районе

Это уничтожение памятника архитектуры, а не сохранение. Проект выгоден только застройщику и властям, но не москвичам. А еще это архитектурный удар по доминанте Дорогомилова — гостинице «Украина». Несмотря на то что некоторые корпуса завода останутся, они совершенно потеряются под этим странным строением. Насколько безопасно такое строительство на берегу реки? Насколько результат будет соответствовать рисунку?

Анна Рахманина

Живет в Дорогомиловском районе всю жизнь

Карина Куденко

Живет в Гагаринском районе, часто ходит в рестораны на Бадаевском и в стрелковый клуб с детьми

Частичное разрушение и возведение над Бадаевским огромной конструкции — варварство. Комплекс увеличит нагрузку на дороги, ухудшит качество жизни жителей района. Силами предпринимателей на территории образовался очень интересный кластер. Компании создали прекрасный пример использования бывших индустриальных зон. Там есть стрелковый клуб и большое количество ресторанов, но в итоге все это уничтожат. Обещания о новом парке не дают права разрушать уже ценное для жителей.

В фейсбуке есть две группы против застройки Бадаевского. Одну из них, в которой больше всего участников, можно назвать нейтральной, а во второй (она гораздо меньше) сидят настоящие радикалы, которые называют проект Herzog & de Meuron «домом-тараканом», а еще считают, что жителей высотки «будет тошнить от качки во время непогоды».

Создатели «дома на ножках» сравнивают его с Эйфелевой башней

В Capital Group отнеслись к негативу скептически, назвав кампанию против дома сговором. «Мы рассмотрели более 50 архитектурных предложений, но ни одно не обеспечило открытость территории для города. Безусловно, такие проекты привлекают внимание. С Эйфелевой башней, например, поначалу тоже все было непросто. Сейчас в это сложно поверить, но многие парижане выступали против ее строительства, а сейчас это визитная карточка Парижа», — заявили нам представители девелопера.

Инженер проекта Дмитрий Глущенко особенно подмечал, что заводу вернут исконный дух — даже воссоздадут производство пива. «Я понимаю, почему общественность так остро реагирует на проект. Потому что такого в Москве никто не делал. У нас примеров домов „на ножках“ — всего два: на Беговой и проспекте Мира. Таких опор нет нигде», — говорил специалист.

В самом Herzog & de Meuron пояснили, что критика может основываться на недостаточных сведениях. В бюро считают, что исторические здания — «настоящее сердце» проекта, поэтому все сооружения, которым присвоили статус, сохранят и восстановят. Компания уже два года работает с профессиональными реставраторами. Там отмечают, что дом построят не над историческими корпусами, а рядом.


«Вместе с Capital Group мы тщательно следим за всеми законодательными процессами и за тем, чтобы проект получился максимально качественным и безопасным», — говорят в пресс-службе. Когда специалисты начинали работать над проектом, они учитывали границы, установленные до 2006 года. Сейчас бюро подчеркивает, что в 2018 году корпусам 1 и 3 повысили статус ценности до регионального. На вопрос о сокращении охранных зон в Herzog & de Meuron определенного ответа не дали, но посоветовали обратиться за более точной информацией к застройщику.

Обновление от 7 декабря

Проекту развития территории Бадаевского вручили премию за лучшую реставрацию международного конкурса World Architecture Festival — WAF: жюри отметило его именно за детальную проработку вопроса реставрации.

Представители Capital Group остались недовольны новостью, которая вышла по этому поводу на The Village. В компании еще раз отметили, что именно историческая часть — главная в проекте. Там заявили, что начали анализировать место в 2014 году, «опирались на уже проведенную историко-культурную экспертизу, которую компания повторно подтвердила, более того, изменив охранные границы в большую сторону». Там пообещали обеспечить «полную неприкосновенность зданий», которые признаны объектами культурного наследия регионального значения.

Как стало известно The Village, депутаты Дорогомилова направили швейцарскому бюро Herzog & de Meuron обращение, в котором пояснили, что части зданий, которые сейчас признаны советскими пристройками, на самом деле построены гораздо раньше. По словам авторов письма, многие жители протестуют против строительства, так как считают, что оно «катастрофически ухудшит условия жизни района». 18 ноября прошли первые публичные слушания по проекту. Участники жаловались, что их не пускали к урне для голосования, которую окружила полиция и охранники.

«Я живу в „Доме авиаторов“ на Беговой» Как устроен «дом на ножках» для сотрудников авиационного завода

Модерновые доходные дома, сталинские высотки и многоэтажки 70-х годов — не просто жилые здания, а настоящие городские символы. В рубрике «Где ты живешь» The Village рассказывает о самых известных и необычных домах и их обитателях. В новом выпуске — «Дом авиаторов» на Беговой. С одной стороны, это не единственный «дом на ножках» в Москве. Но Меерсон поднимает его намного выше, чем другие архитекторы, — на целых четыре этажа. Москвичи прозвали дом «сороконожкой» неспроста: он воспарил над землей на 40 ногах. Квартиры в нем заняли работники авиационного завода «Знамя труда».



Адрес: ул. Беговая, 34

Архитектор: А. Д. Меерсон

Годы постройки: 1973–1978

Высота: 13 этажей (+ 4 этажа — ножки)

Стиль: брутализм


Айрат Багаутдинов

автор проекта «Москва глазами инженера»

Идея «домов на ножках» восходит к мировому движению 20-х годов: их делал и Ле Корбюзье в своих домах (здание Центросоюза), и наши конструктивисты — тот же дом Наркомфина. Почему дом ставили на ножки? Из-за необходимости убрать первый этаж, потому что он неблагоприятен для жилья: холодно, сыро, люди могут заглядывать, воры могут залезть. На самом деле мы хорошо понимаем, что архитекторами двигали еще и эстетические соображения: хотелось поднять дом в воздух, создать ощущение парения, полета. И здесь мы видим, что Меерсоном движут как раз эстетические задачи, потому что из технологических соображений можно было поднять дом всего лишь на один этаж. А он поднимает на все четыре, да еще и делает ножки такими гранеными, кристаллическими — чисто эстетская вещь.

Это очень остроумная идея архитектора. В 70-е выходит «Единый каталог строительных изделий» — в нем собраны все дома, построенные из панелей заводского изготовления. В то время возможностей для архитектурного творчества, какой-то фантазии было очень мало. И этот дом — один из примеров, как архитектор сумел выкрутиться в условиях ограниченных возможностей и создать художественное произведение. Для этого Меерсон просто взял обычные серийные панели и наложил их внахлест одна на другую. Эта маленькая особенность сразу дала другой эффект. Теперь это не обычная панелька, а какая-то чешуя — то ли броненосца, то ли сороконожки. Я думаю, многие сравнивают дом с сороконожкой по этим двум причинам: много ножек и чешуя. Но мне кажется, что Меерсон просто не думал о таких вещах. Потому что идея сравнить здание с насекомым очень постмодернистская, а он все-таки был последователем модернизма.




Важно, что архитектор все-таки добивается использования монолитного железобетона — в то время это было очень сложно сделать при возведении жилого дома. Но, поскольку дом строился на хозрасчете, завод, видимо, выделил на это средства. Из монолитного железобетона отливают и эти самые ножки, придавая им таким образом очень эффектную форму, и вот эти башни отдельные, эллиптические лестницы внутри. Меерсон, скорее всего, вдохновлялся мировым движением брутализма, где возникла идея обнаженного железобетона, когда оставляли фактуру опалубки. По рабочим швам и переходам из одной опалубки в другую видно, как все монтировалось. То же самое мы видим и на лестничной клетке, на наружной ее части — вот этот бруталистский эффект чего-то грубого, весомого, зримого как противопоставление чрезмерной легкости, невесомости, абстрактности модернистской архитектуры. Архитектура становится более ощутимой.

При этом Меерсон играет с домом в свои любимые средневековые ассоциации. Башни по своей форме, функциональности (башни с лестничной клеткой) и узким окнам-бойницам похожи на замковые башни. Наличие швов от опалубки напоминает грубую каменную кладку. Бетонная полуротонда, которая огибает вход в подъезд, — это арочный проем с рустовкой, то есть имитация каменной кладки над этой аркой. Если зайти в подъезд с другой стороны, где расположен вход в подвальное помещение, там будет массивная ручка — замковая, круглая, которой бить можно. Почему он любил эти средневековые ассоциации? Сложно сказать. У меня есть только одна идея: метафора «мой дом — моя крепость», которая очень перекликается с брутализмом. Потому что брутализм — это когда через массу железобетона любой дом превращается в боевой форт начала XX века. Так и хочется представить на нем пушки, которые стреляют по вражеским кораблям.


дизайнер интерьера

О квартире

Мы купили квартиру год и один месяц назад, а живем тут примерно с мая — затянули с ремонтом. Я искала квартиру довольно долго, пересмотрела кучу объявлений. Когда увидела этот дом, тут же начала донимать риелтора. В итоге вынудила ее показать мне квартиру в тот же день. И, в общем-то, тогда и решила, что это то, что нужно.

Мне всегда хотелось жить в необычном доме, похожем на этот. Но решающим аргументом стал огромный балкон: я сразу же представила тусовки, гриль, цветы на нем. Быстро поняла все плюсы планировки. Мое первое впечатление — «Как же классно здесь все продумано!». Вся квартира спланирована в правильных пропорциях: кухня квадратная со специальной выемкой под холодильник, очень просторная ванная — не для человека-червя, как делают сейчас. С момента заселения дома ремонта здесь толком не было никакого. Единственное, я очень пожалела, что поменяли окна на новые пластиковые. Оригинальные рамы, деревянные, были очень интересными. Они еще стоят в паре квартир.

Несмотря на ужасное на тот момент состояние квартиры, я поняла, что здесь ничего менять не нужно. Все до меня было продумано гораздо более умным человеком еще на этапе постройки . Я читала много статей про этот дом, про архитектора, и, насколько я понимаю, Андрей Меерсон вдохновлялся идеями Ле Корбюзье — его «Жилой единицей». И тут действительно все продумано для жизни одного человека.




Об идее воссоздать оригинальный интерьер

У меня родилась идея попробовать восстановить изначальную задумку интерьера квартиры, чтобы он соответствовал мощному экстерьеру дома. Но все-таки кое во что в планировке я вмешалась: построила в комнате стену из стеклоблоков. Получилась гардеробная, которая дала мне возможность избежать захламленности пространства. Кроме того, что блоки хорошо вписываются в концепцию тех годов, они позволяют мне пользоваться гардеробом, не включая свет. А когда включаешь свет в гардеробной, в комнате получается классное освещение, словно смотришь на все через стакан для виски.

Мне очень близки идея архитектора и стиль брутализма. Мне безумно нравится эстетика Советского Союза. Особенно 70–80-х годов. В тот период был очень интересный дизайн. Жалко, что сохранилось мало источников о дизайне той эпохи. Я не искала на свалках всякое старье и не пыталась сделать из дома музей Советского Союза. Паркет здесь новый, но раскладка такая же, как была раньше. Краска тоже новая, но глянцевая. Из действительно старого в моей квартире — только ручки на дверях, которые мы нашли через Avito на какой-то барахолке в Санкт-Петербурге. Оказалось, что у продавца было ровно десять штук — столько, сколько мне было нужно. Абсолютно новые, завернутые еще в заводскую бумагу, они никуда не прикручивались.

Потолки в этой квартире по моим меркам очень низкие, потому что я всю жизнь прожила в сталинском доме. Сначала меня это пугало: я думала, как же я буду жить в такой коробочке. На самом деле здесь потолки низкими не выглядят. Во-первых, за счет того, что они неправильной формы, с уклоном из-за скошенных стен. Во-вторых, я повторила покраску с отбивкой белым цветом, которая была модной в советские времена. Она расширяет пространство, делает потолок визуально выше.

Откуда в Москве "дома на ножках"?

Есть в Москве несколько жилых домов, которые у многих вызывают ужас - они стоят на огромных опорах, которые похожи на "ножки". Даже я, когда увидел их впервые, испытал тревожные ощущения. Давайте попробуем разобраться, почему они появились в столице?

Зачем это придумали?

Идея похожих конструкций появилась еще в 1920-х годах. И тесно связана с именем французского архитектора Ле Корбюзье. Он, например, стал автором Здания Центросоюза на Мясницкой улице, которое достроили в 1936. Конечно, "ножек" там было не так много. Да и смотрелись они скорее, как декор,нежели основные детали.

Здание Центросоюза на Мясницкой улице. Здание Центросоюза на Мясницкой улице.

Позже появились творения советских архитекторов: Дом Наркомфина на Новинском бульваре и Дом-коммуна на улице Орджоникидзе. Но опоры там были не такие массивные. И в общий стиль конструктивизма они вполне вписывались.

Дом Наркомфина, 1990. Дом Наркомфина, 1990. Дом-коммуна на улице Орджоникидзе. Дом-коммуна на улице Орджоникидзе.

Общеизвестно, что так называемые "ножки" используются для защиты от холода. Действительно, в районах Крайнего Севера и вечной мерзлоты здания приходится строить на специальных сваях. Применялась эта технология с опорами и для защиты от влаги (как на Васильевском острове в Петербурге). Ну, и, наконец, есть предположение, что опоры выполняли функцию защиты от проникновения в жилище. Это без комментариев.

В Москве никаких из вышеперечисленных необходимостей не было. И считается, что решения строить дома "на ножках" продиктовано исключительно эстетическими соображениями. Такая конструкция должна была создавать ощущения полёта здания над землей. На мой взгляд, не получилось. Больше похоже на передвигающихся по земле насекомых.

"Летающие панельки".

Первым домом "на ножках" стала 17-этажка на Смоленском бульваре. Её построили в 1967 по проекту архитекторов Заикина, Беллавина и Меламеда. По сути, это обычный панельный дом. Просто в нём нет первого этажа, а второй - технический. То есть квартиры располагаются начиная с третьего этажа. Раньше на этом месте, кстати, были особняки Бахрушина и Лосева. В последнем в 1920-х размещался музей игрушки. Но чего не сделаешь ради "облагораживания" Садового кольца, правильно?

Дом на Смоленском бульваре, 1973. Дом на Смоленском бульваре, 1973.

Вторым домом на сваях стал 25-этажный панельный гигант на Проспекте Мира. Напротив скульптуры "Рабочий и колхозница". В осуществлении этого проекта участвовали многие инженеры и архитекторы, которые работали над домом на Смоленском бульваре.

Строительство "дома на ножках" на Проспекте Мира. Строительство "дома на ножках" на Проспекте Мира.

Первые жильцы заселились в 1968 году. У этого здания есть одна оригинальная деталь - балконы. Они располагаются в шахматном порядке. Из-за этого дом выглядит несколько необычно.

Балконы "дома на ножках" на Проспекте Мира. Балконы "дома на ножках" на Проспекте Мира.

Дом Авиаторов.

Не путать со сталинской высоткой на Кудринской площади! Это творение находится на Беговой улице. А такое негласное название дом получил, потому что здесь после постройки в 1978 году давали квартиры работникам завода "Знамя труда". Там производили детали для советских самолётов. Но в народе придумали в другие прозвища. И "сороконожка" (опор и правда 40), и "дом-осьминог", и "дом на курьих ножках".

Дом Авиаторов на Беговой улице. Дом Авиаторов на Беговой улице.

По проекту архитектора Меерсона это должна была быть гостиница. А расположить её планировали в районе станции метро "Водный стадион" на берегу Химкинского водохранилища. Отсюда и первая версия присутствия "ножек": обеспечить проход к водоёму. Но в итоге здание перенесли на Беговую улицу.

Дом Авиаторов на Беговой улице. Дом Авиаторов на Беговой улице.

Сейчас главной считается версия, что "ножки" были нужны для циркуляции воздуха. Короче, чтобы лучше продувало. Там же автомагистрали и всё такое. Но говорят, что цели преследовались исключительно эстетические. Ведь Беговая не так уж и давно стала очень оживлённой улицей. Кстати, жильцы говорят, что продувает и правда сильно.

Каково жить в таких "творениях" архитекторов?

Многие отмечают хорошую звукоизоляцию. Для панельных домов это редкость. Также, по отзывам жильцов, в таких домах неплохие планировки. Хотя на Проспекте Мира, например, нет коридоров в квартирах, а лишь небольшие прихожие. А в доме Авиаторов планировки так вообще - отличные. Да ещё и огромные лоджии. Площадью более 6 кв метров.

Есть и минусы. Основной это, конечно, загазованность. Может, через опоры и хорошо продувает, но вредные примеси от автомобилей все равно попадают в квартиры. И если в доме на Беговой хотя бы есть защитный экран от 3-го кольца, то на ВДНХ и Смоленской ничего нет.

Уродство или архитектурное новаторство?

Так что же это, полёт архитектурной мысли или неуместное творчество? Лично мое мнение такое. Эти дома некрасивые. Они сильно выбиваются из архитектурного облика города. А сваи внушают ужас. Кажется, что подует ветер по-сильнее, и дом обвалится прямо на тебя (хотя это неправда, конечно, конструкции надёжные). И ещё я совсем не представляю, как жильцы выходят на эти маленькие балконы на 25 этаже в здании на Проспекте Мира. Страшно же.

А вы ка думаете: нужны таки здания Москве ли они портят облик города?

И да, если вам было интересно, то не забудьте подписаться на мой блог! Удачи!

Как строили дом со страшными ножками на Беговой?

Откуда взялись такие странные ножки? Правда ли, что изначально дом планировали сделать гостиницей и расположить в совершенно другом месте? Для чего нужны необычные панели и округлые башни? А также - как живётся в таком интересном доме обычным людям? Об этом и не только расскажу сегодня.

Вот это ножки

Строительство дома на Беговой улице начали в 1973 году. Возглавил проект архитектор Андрей Меерсон. Тот самый, что разрабатывал элитный жилой комплекс "Лебедь" на Ленинградском шоссе. Про его историю вы можете прочитать здесь .

Дом на Беговой улице, 34. Фото из открытых источников. Дом на Беговой улице, 34. Фото из открытых источников.

Интересно, что изначально, здание, которое в итоге построили на Беговой улице, должно было располагаться рядом с тем самым "Лебедем". На берегу Химкинского водохранилища, недалеко от станции метро "Водный стадион". Сооружение хотели сделать гостиницей. Поэтому появилась версия, ножки понадобились, чтобы обеспечить свободный проход к водоёму.

Однако в реальности архитекторы преследовали исключительно эстетические цели. Так они пытались "переработать" знаменитое творение Ле Корбюзье - Марсельский блок. Вот он, кстати.

Марсельский блок, архитектор Ле Корбюзье, фото из открытых источников. Марсельский блок, архитектор Ле Корбюзье, фото из открытых источников.

Советские зодчие решили проблему ножек оригинально. В отличие от предыдущих московских зданий на опорах, которые выглядели по большому счёту одинаково, дом на Беговой можно узнать сразу. Эти гранёные трапециевидные столбы многих людей даже пугают.

"Сказки" для чиновников

В итоге здание на берегу Химкинского водохранилища строить не стали. Проект переделали из гостиницы в жилой дом и переместили на Беговую улицу. По замыслу чиновников, такое необычное сооружение должно было располагаться на одном из главных въездов в столицу. Чтобы удивлять туристов. С Ленинградского проспекта оно просматривалось хорошо.

Строительство дома на Беговой, 1978. Строительство дома на Беговой, 1978.

Завершили строительные работы в 1978 году. По сравнению с первоначальным вариантом, дом уменьшился на три этажа (их осталось 13) и увеличился в ширину. Помимо ножек в глаза бросается необычный рельеф панелей. Как будто здание покрыто панцирем. Действительно, архитекторы использовали приём стыковки панелей внахлёст. Край верхней плиты перекрывает нижнюю.

Дом на Беговой, 1983. Дом на Беговой, 1983.

Это было нужно, чтобы швы не продувались и не промокали. У панельных домов в те времена и правда была такая проблема. Есть рациональное объяснение и у округлых башен. Там находятся пожарные лестницы. В случае возгорания туда не проникает дым, поэтому они считаются более безопасными.

Дом на Беговой, 1990-1995. Дом на Беговой, 1990-1995.

Конечно, эти аргументы были в первую очередь для принимающих объект инстанций. Архитекторы вкладывали в башни совсем другой смысл. По задумке, конструкции должны были придать зданию сходство со средневековых замком. Ну, не знаю, честно говоря.

Как живут в таком доме?

В народе, помимо ехидного прозвища "сороконожка", здание также именовали "Домом Авиаторов". Причина в том, что квартиры там получили в основном работники авиационного завода "Знамя Труда". С планировками архитекторы, в отличие от внешнего вида, заморачиваться на стали.

Фото из открытых источников. Фото из открытых источников.

В доме располагаются вполне обычные квартиры от одной до трёх комнат. Площади в принципе стандартные, но потолки немного повыше - 2,75. Также много дополнительного места дают огромные лоджии. Правда, если они выходят на Беговую улицу, то находиться на них не очень приятно. Из-за Третьего кольца здесь очень пыльно, грязно и шумно. Не спасает даже защитный экран.

Фото из открытых источников. Фото из открытых источников.

Кстати, на территории архитекторы предусмотрели подземный гараж. Он рассчитан на 55 машиномест. В доме изначально планировали 368 квартир. Но из-за того, что уменьшили количество этажей, квартир стало 299. Кстати, стоимость трёхкомнатного жилья здесь чуть больше 16 млн. рублей, согласно данным сайтов недвижимости.

И немного личных впечатлений. Издалека дом выглядит для меня страшным. Даже в какой-то степени пугающим. Однако, оказавшись вблизи, я посмотрел на сооружение по-другому. Здание произвело на меня приятное впечатление. Есть какое-то ощущение комфорта. Рядом с другими московскими домами на ножках его не было.

Ножки вблизи, фото из открытых источников. Ножки вблизи, фото из открытых источников.

Также отмечу, что из-за массивных ножек, здесь нехило продувает. Даже если вам кажется, что ветра на улице нет. Стоит встать под дом, и вас буквально сносит его потоками.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть страница в Instagram , где я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!

Самый знаменитый (в определенных кругах) дом Москвы, и как не купить квартиру по соседству

Достаточно пикантная тема, но я просто не мог ее не затронуть, ведь живя в Москве тридцать лет, сам только сейчас случайно об этом удивительном явлении узнал. В общем, как вы, наверное, знаете, девушки древнейшей профессии работают либо на выезде, либо принимая у себя. Но так как жрицы любви у нас в стране есть, а легальных публичных домов, как в просвещенной Европе, — нет, то им приходится делать это тайно, в специальных квартирах. Так я раньше думал (не то чтобы я очень много думал на эту тему, просто на сайтах знакомств подозрительно часто приглашают в гости совершенно незнакомые девушки).

«Ты никогда не тусил в Москве по-настоящему, если не отвозил тёлочек в этот дом» — цитата из интернета

Реальность превзошла все ожидания. Оказывается, в Москве, в центре, около станции метро «Беговая» есть гигантский ЖК «Дом на Беговой» , печально известный на весь город своими обитателями. В доме почти 2000 квартир и, конечно, не все они и вряд ли даже большинство населены «девушками с низкой социальной ответственностью», но тем не менее, свидетельств местных жителей и тех, кто приезжал в этот дом за определенными услугами — зашкаливающее количество.

Да как так-то?!

Интересно подумать, как так получилось. Дом был долгостроем, закончен в 2006. В те дикие времена новостроек в Москве еще было относительно немного, люди плохо разбирались, что такое хороший дом, а что — плохой, и близость к центру и наличие метро считалось чуть ли не единственными критериями «крутости» жилья. По обоим этим параметрам «Дом на Беговой» получает галочки, и, очевидно, это и стало определяющим фактором для мужчин, которые стали селить здесь своих любовниц и содержанок. Дурная слава распространяется быстро: купили несколько человек, подтянулись остальные.

Читайте также: