Демонтаж рулонной кровли ттк

Обновлено: 11.07.2024

75-04 ТК «Технологическая карта на ремонт металлических кровель»

Технологическая карта предназначается для инженерно-технических работников строительных организаций, производителей работ, мастеров и бригадиров, связанных с ремонтом кровель, а также работников технического надзора заказчика.

Обозначение: 75-04 ТК
Название рус.: Технологическая карта на ремонт металлических кровель
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 01.01.2004
Разработан: ОАО ПКТИпромстрой 125040, Москва, Ленинградский проспект, д. 26
Утвержден: ОАО ПКТИпромстрой (01.01.2004)
Опубликован: ОАО ПКТИпромстрой № 2004

Открытое акционерное общество

Проектно-конструкторский и технологический
институт промышленного строительства
ОАО ПКТИпромстрой

Генеральный директор,к.т.н.

____________ С.Ю. Едличка

«___» _____________ 2004 г.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА РЕМОНТ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ
КРОВЕЛЬ

Главныйинженер

____________А.В. Колобов

Начальникотдела

____________Б.И. Бычковский

Карта содержиторганизационно-технологические и технические решения по ремонту металлическихкровель.

В технологической карте приведены:область применения, организация и технологическая последовательность выполненияработ, требования к качеству и приемке работ, калькуляция затрат труда, графикпроизводства работ, потребность в материально-технических ресурсах, решения побезопасности и охране труда и технико-экономические показатели.

Исходные данные иконструктивные решения, применительно к которым разработана карта, приняты сучетом требований строительных норм, правил и стандартов.

Технологическая картаявляется составной частью ППР и может использоваться при строительно-монтажныхработах в составе ППР согласно СНиП 3.01.01-85* ипредназначается для инженерно-технических работников строительных организаций,производителей работ, мастеров и бригадиров, связанных с ремонтом кровель, атакже работников технического надзора заказчика.

В разработке технологическойкарты участвовали сотрудники ОАО ПКТИпромстрой:

- Михальчук И.Л. -разработка технологической карты, компьютерная обработка и графика;

- Черных В.В. - общеетехнологическое сопровождение;

- Холопов В.Н. - проверкатехнологической карты;

- Бычковский Б.И. -техническое руководство, корректура и нормоконтроль;

- Колобов А.В. - общеетехническое руководство разработкой технологических карт;

- к.т.н. Едличка С.Ю. -общее руководство разработкой технологической документации.

Технологическая карта наремонт металлических кровель выпускается впервые.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Технологическая карта предназначена для использования линейнымпроизводственным и инженерно-техническим персоналом ремонтно-строительныхорганизаций при ремонте кровельных покрытий из листовой оцинкованной или чернойкровельной стали общественных и жилых зданий, имеющих уклон от 30 до 60 % (16° 30°).

1.2 Технологическая карта составлена в соответствии с «Руководством поразработке технологических карт в строительстве».

1.3 Привязка технологической карты к местным условиям строительствазаключается в уточнении объемов работ, средств механизации и потребности вматериально-технических ресурсах и используется в составе ППР согласно СНиП 3.01.01-85* .

1.4 В состав работ данной карты не вошли работы по ремонту и заменестропильных конструкций кровли, ремонту и восстановлению водосточных труб иворонок.

1.5 Форма использования технологической карты предусматривает обращение еев сфере информационных технологий с включением в базу данных по технологии иорганизации строительного производства автоматизированного рабочего местатехнолога строительного производства (АРМ ТСП), подрядчика и заказчика.

2 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1 Ремонт старых кровель из листовой стали подразделяется на два вида взависимости от степени и характера их износа: капитальный и текущий.

К капитальному ремонтуотносится полная (или на больших участках крыши) смена кровельного покрытия, атакже водосточных труб и линейных покрытий на фасадах здания.

Текущий ремонт включаетчастичную смену кровельного покрытия (небольшие участки или отдельные листы),постановку заплат, заделку свищей, смену негодных частей водосточных труб.

2.2 До начала ремонта металлической кровли должны быть выполненыорганизационно-подготовительные мероприятия в соответствии со СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства», в т.ч. обследование строительныхконструкций и обрешетки, организация площадок для складирования материалов отразборки, навесы над входами в здание и т.д.

2.3 Подготовительные работы при капитальном ремонте листовых кровельвключают:

- разборку старогокровельного покрытия;

- проверку соблюденияпроектных уклонов скатов кровли;

- проверку правильностиустройства стропильных конструкций и обрешетки, их пригодности для дальнейшейэксплуатации, при необходимости выполнение ремонта;

- сортировку и проверкукачества поставляемых металлических листов.

2.4 При разборке кровли сначала разгибают или срезают гребневые фальцы,затем разгибают лежачие. Снятую с крыши кровельную сталь тщательно сортируют.Годные для повторного использования листы обрезают ножницами, выправляют иочищают.

2.5 Основным материалом для капитального ремонта кровель являетсяоцинкованная сталь.

2.6 Применение кровельной оцинкованной стали наиболее эффективно. Онаменьше подвергается коррозии, срок службы ее значительно больше. Поверхностьоцинкованной стали должна быть ровной, без пленок, пузырей, затеков, с плотнойи равномерной оцинковкой.

2.7 Кроме листовой стали при капитальном ремонте кровли применяются:

- кровельные гвоздидиаметром 3,5 - 4 мм, длиной 40 - 50 мм с крупной шляпкой для прибивки листовстали к обрешетке на карнизных свесах и крепления кляммер;

- строительные гвоздидиаметром от 2,5 до 4 мм, длиной 50 - 100 мм для прибивки обрешетки, костылей икрючьев;

- кляммеры (изготавливаютсяиз обрезков кровельной стали) для крепления кровельных листов к обрешетке;

- крючья (выполняются изполосовой стали толщиной 5 - 6 мм, шириной 16 - 25 мм и длиной 420 мм) длякрепления надстенных желобов;

- костыли (выполняются изполосовой стали толщиной 5 - 6 мм, шириной 25 - 36 мм, длиной 450 мм) дляподдержания карнизных свесов.

2.9 Бруски или доски располагают на расстоянии 200 мм друг от друга. Притаком расположении элементов в обрешетке нога человека, идущего по скату крыши,будет всегда опираться на два бруска или доски, что предотвратит прогиб кровельногопокрытия.

2.10 Обрешетка под кровлю из листовой стали должна быть ровной, прочной,жесткой, без выступов и углублений.

2.11 Для устройства карнизного свеса и надстенных желобов укладываютсплошной дощатый настил из обрезных досок шириной в 3 - 4 доски (700 мм).Лицевая доска карнизного свеса должна быть прямая и свешиваться с карниза наодинаковую величину по всей своей длине.

Сплошной настил из обрезныхдосок устраивают также под разжелобками (на ширину до 500 мм в каждую сторону).

2.12 Вдоль конька кровли укладывают две сходящиеся кромками доски, которыеслужат для поддержания конькового стыка.

2.13 От правильного устройства обрешетки зависит долговечность кровли, таккак даже незначительный прогиб листов на ней ослабляет плотность стыков (фальцев),что приводит к протечкам и разрушению покрытия.

2.14 Из общего объема работ по капитальному ремонту кровель примерно 50 %составляют монтажные работы, выполняемые непосредственно на кровле, т.е. внаиболее трудных условиях.

2.15 Кровельные монтажные работы включают следующие операции:

- покрытие карнизных свесов;

- устройство рядовогопокрытия (покрытие скатов крыши);

2.16 Схема организации работ при капитальном ремонте металлической кровлипредставлена на рисунке 1 .


- рабочие места кровельщиков

1 - карнизный настил из досок; 2 -обрешетка; 3 - инвентарная площадка; 4 - металлическая подставка;5 - картина рядового покрытия; 6 - картина надстенного желоба; 7- граница опасной зоны от предметов, подающихся вблизи строящегося здания.

Рисунок 1 - Схема организации работ при ремонте металлической кровли.

2.17 Установка карниза начинается с установки вдоль свеса костылей,предназначенных для поддержания картин карнизного свеса. Костыли прибивают кобрешетке через 700 мм друг от друга с выносом(свесом) Т-образной части от края обрешетки на 130 - 170 мм.

Все костыли должны быть уложены с одинаковым свесом, поэтому сначалаприбивают два крайних костыля, причем один из гвоздей на каждом костылезабивают не полностью. Между этими гвоздями натягивают шнур, по которомуопределяют положения всех промежуточных костылей.

1 -инвентарная сборно-разборная площадка; 2 - металлическая подставка.

2.18 Покрытие крыши листовой сталью производится из заранее заготовленныхлистов, называемых картинами.

Картины могут бытьодинарными и двойными (из двух листов), соединенными по коротким сторонам.Последний способ более производителен, так как уменьшает затраты труда насоединение листов на крыше и позволяет применять укрупненные элементыкровельного покрытия, представленных на рисунке 3 .

1 -картина двойная; 2 - картина одинарная.

Заготовкакартин заключается в отгибе кромок листа с четырех сторон для последующегосоединения их на крыше фальцами согласно рисунку 4 . Заготовка картин можетпроизводиться вручную или механизированным способом на фальцегибочных станках.




Кровельные листы обычносоединяют между собой по короткой стороне листа лежачими фальцами, а по длинной- стоячими (гребневыми). При покрытии скатов кровли гребневые фальцырасполагаются по скату, а лежачие - поперек (параллельно коньку кровли), что непрепятствует стоку воды со скатов. Фальцевые соединения могут быть одинарными идвойными.

Соединение листов дляпокрытия скатов кровли производится одинарными фальцами и лишь при малыхуклонах крыш (около 16°) и в местах наибольшего скопления воды (желоба,разжелобки) - двойными.

Покрытие скатов кровли -одна из наиболее трудоемких операций при устройстве кровель из листовой стали.

В комплекс выполняемых накрыше работ по устройству рядового покрытия скатов наибольшие трудовые затратыприходятся на соединение картин гребневыми фальцами, так как протяженностьпоследних в два раза больше протяженности лежачих фальцев, из которых половинавыполняется в мастерской при заготовке картин.

Обычно соединение кровельныхкартин гребневым фальцем производится кровельщиками с помощью молотков или жемолотка и бруса-отворотки согласно рисунку 5 .

В последнее время предложеныи применяются электрогребнегибочная машина и приспособления-гребнегибы,позволяющие выполнять работы без применения кровельных молотков.


С помощью молотка ибруса-отворотки


С помощьюэлектрогребнегибочной машины

Рисунок 5 - Соединение картингребневым фальцем по фальцевым соединениям.

2.19 Заготовленные ранее и поданные на крышу карнизные картины укладываютповерх костылей по свесу крыши таким образом, чтобы край их, имеющий отворотнуюленту, плотно огибал Т-образную выступающую часть костыля. Не загнутую кромкулистов по противоположной стороне прибивают к обрешетке гвоздями с расстояниеммежду ними 400 - 500 мм. Шляпки гвоздей в дальнейшем закрывают надстеннымжелобом. Картины карнизного свеса соединяют между собой лежачими фальцамисогласно рисунку 6 .

1 -стропильная нога; 2 - обрешетка; 3 - карнизный настил из досок; 4- картина карнизного свеса; 5 - костыль; 6 - лежачийфальц.

Рисунок 6 - Схема устройствакарнизных свесов.

2.20 По окончании покрытия карнизных свесов производят укладку надстенныхжелобов. Обычно желоба располагают между водоприемными воронками с уклоном кним от 1:20 до 1:10. Работы начинают с установки крючьев, которые размещают полинии, намеченной для укладки желобов и отбитой намеленным шнуром. Крючьяставятся поверх карнизных картин на расстоянии 650 мм один от другого. Крючьяследует располагать перпендикулярно к линии настенных желобов и прибивать двумяили тремя гвоздями к обрешетке как показано на рисунке 7 .

1 -стропильная нога; 2 - обрешетка; 3 - картина карнизного свеса; 4- крюк для желоба; 5 - картина надстенного желоба; 6 - лоток.

2.21 По окончании работ по укладке надстенных желобов производят покрытиескатов кровли. Картины рядового покрытия щипцовых крыш (двухскатная) обычноукладывают, начиная от щипцовой стенки (фронтона), а вальмовых (четырехскатных)- от края их коньков.

Картины раскладывают полосами по скату кровли в направлении от конька кжелобу (рисунок 8 ). Картины в каждой полосесоединяют друг с другом лежачими фальцами. Таким способом укладывают несколькополос, которые временно прикрепляют у конька к обрешетке гвоздями (за крайотогнутой кромки гребня).

Коньковый гребневой фальц


1 -картина в рядовой полосе; 2 - лежачий фальц; 3 - гребневой фальц;4 - коньковый гребневой фальц; 5 - доска; 6 - стропильнаянога; 7 - обрешетка; 8 - костыль;

9 -карнизный настил; 10 - картина надстенного желоба; 11 - крюк; 12- картина карнизного свеса; 13 - воронка; 14 - лоток; 15 -фронтонная кляммера; 16 - гвоздь кровельный.

Рисунок 8 - Схема устройства кровли излистовой стали.

Фронтонный свес долженсвисать с обрешетки на 40 - 50 мм. Крепление свеса выполняют концевымикляммерами, устанавливаемыми через 200 - 400 мм, которые вместе с продольнымотгибом рядовой полосы загибают в виде двойного стоячего фальца,представленного на рисунке 9 .

2.22 Вдоль противоположного от фронтального свеса гребня собранной изкартин полосы к боковой стороне обрешетки прибивают кляммеры на расстоянии 600мм друг от друга. Затем собирают вторую полосу и укладывают ее таким образом,чтобы отогнутая большая кромка первой полосы примыкала к малой отогнутой кромкелистов второй полосы. При этом поперечные соседние полосы сдвигают относительнодруг друга на 40 - 50 мм, чтобы лежачие фальцы соседних картин были расположенывразбежку.

Фронтонные свесымонументальных зданий, а также строений, сооружаемых в районах со шквальными ветрами,следует крепить так же, как и карнизные свесы, т.е. на костылях с устройствомотворотных лент с капельниками.

1 -кляммера; 2 - лист кровельной стали; 3 - обрешетка.

а - д - последовательность операций

Рисунок 9 - Схема соединения листовстоячим фальцем с креплением их кляммерой к обрешетке.

2.23 Укладку рядовых полос на скате проводят с выпуском 50 - 60 мм вышеконька крыши для образования конькового гребня. Во избежание встречи на конькедвух гребневых фальцев противоположных скатов кровли их располагают вразбежкуна взаимном расстоянии не менее 50 мм.

2.24 Соседние полосы картин сначала соединяют гребневым фальцем лишь укляммер, при этом их плотно подтягивают к обрешетке, а затем на всем протяжениигребневого фальца.

2.25 Вслед за покрытием скатов кровли производят покрытие разжелобков отконька к свесу, схема устройства которых представлена нарисунке 10 . Собранную в мастерской и поданную на крышу в свернутом виде полосуразжелобка развертывают и укладывают на место так, чтобы продольные кромки ееподходили под края рядового покрытия скатов, которые обрезают ручными ножницамипо границам разжелобка. Затем края разжелобка соединяют с краями рядовогопокрытия лежачим фальцем, отогнутым в сторону разжелобка, с окончательнымуплотнением фальцев киянкой.

1 - фальц лежачий; 2 -картина разжелобка; 3 - фальц гребневой; 4 - картина кровельная; 5- нога стропильная; 6 - обрешетка; 7 - настил карнизный; 8- костыль; 9 - картина карнизного свеса; 10 - крюк дляжелоба; 11 - картина надстенного желоба; 12 - хомут; 13 -воронка водоприемная.

Рисунок 10 - Схема устройства разжелобка.

2.26 После соединения с рядовым покрытием верхнийконец разжелобка, примыкающий в коньку, обрезают по форме конька, а нижний,примыкающий к надстенному желобу - параллельно направлению желоба с оставлениемкромки для фальца. Затем разжелобок соединяют с коньком гребневым фальцем и снастенным желобом - лежачим фальцем, отогнутым в сторону желоба (по направлениюстока воды).

2.27 Фальцы, которыми соединены листы разжелобка между собой и с рядовымпокрытием кровли, должны быть промазаны суриковой замазкой.

2.28 В целях лучшего отвода воды из-за дымовой трубы с верхней сторонытрубы делают треугольную разделку (раскрышку) в виде двухскатной кровли издосок или брусков, прибиваемых к обрешетке и покрываемых листовой сталью. Вода,текущая со ската кровли, рассекается разделкой и стекает по скатам.Образованный отгибами кромок картин воротник должен плотно обхватывать стволтрубы и соединяться в углах на фальц. Схемы примыкания металлической кровли кдымовой трубе представлены на рисунке 11 .

1 -разделка; 2 - выдра; 3 - обрешетка; 4 - воротник.

Рисунок 11 - Схемы примыкания кровли кдымовой трубе.

2.29 Как вариант обрамление труб может осуществляться воротником, которыйизготовляется по шаблону в виде П-образных половин, которые соединяют двойнымфальцем внахлестку по стоку воды на крыше. Примыкание кровли к дымовой трубеустраивают путем заделки кромки покрытия в выдру.

2.30 Текущий ремонт выполняется следующим образом. Перед началом ремонтадля обнаружения поврежденных мест кровлю осматривают одновременно с наружнойстороны и с чердачного помещения. Осмотр чердака производится на просвет или напротечки в сильный дождь или после него.

Обнаруженные местаповреждений кровли очерчивают мелом и наносят на схему крыши, где указываютразмеры заменяемых участков кровли.

2.31 Снятие (разборка) поврежденных участков кровли производится на всюширину листа (между смежными гребневыми фальцами). При постановке новых листовили картин сначала соединяют их со старым покрытием лежащими фальцами, а затемгребневыми с одновременным креплением кляммерами. При этом линия лежачихфальцев одной полосы не должна (как и в новом покрытии) совпадать с линиейлежачих фальцев соседней полосы.

2.32 При небольших по площади поврежденных местах кровли на них ставятзаплаты из кровельной стали. Для этого поврежденную часть листа вырубаютзубилом по линиям обрешетки, чтобы новый стык располагался на жесткомосновании. Заплаты на кровле ставят на всю ширину листа (между гребневымифальцами). Работы производят в той же последовательности, что при смене целыхлистов или картин.

2.33 При ремонте кровли иногда требуется частичная или сплошная сменанадстенных желобов, карнизов или разжелобков, которые быстрее другихразрушаются от ржавчины.

При смене желобов необходимосначала убедиться в исправности покрытия карнизных свесов, в противном случаесначала надо сменить негодные части свесов, чтобы в последствии не пришлосьснимать отремонтированные желоба.

2.34 Ремонт карнизных свесов заключается в замене поврежденных участковновыми или в выпрямлении погнутых частей. При смене поврежденных карнизныхсвесов сначала необходимо разобрать желоба и снять крючья. При смене желобов иразжелобков необходимо делать надставки к рядовому покрытию, так какиспользование старых лежачих фальцев рядового покрытия для соединения ихкартинами желоба или разжелобка не допускают.

2.35 Мелкий ремонт кровель из листовой стали предполагает устройствозаплат. Свищи и пробоины до 5 мм очищают от грязи, ржавчины и непрочной окраскистальной щеткой и заделывают густой масляной суриковой замазкой снаружи и состороны чердака, перекрывая поврежденное место на 20 - 30 мм.

При повреждениях размером 5- 30 мм рваные края отверстий выправляют и очищают. Пробоину конопатят паклей,пропитанной густой суриковой краской. Очищенное место с законопаченнымотверстием сверху промазывают суриковой замазкой, затем на него накладывают заплатуразмером больше поврежденного места на 80 - 100 мм из тонкой стеклоткани,пропитанной густой суриковой краской. Заплату тщательно разравнивают иприжимают к металлическому листу, следя за полной пропиткой стеклоткани икачеством приклеивания, особенно по периметру заплаты.

2.36 Ремонт кровель должен производиться в возможно короткие сроки.Длительные перерывы в работах не допускаются. К ремонту кровель разрешаетсяприступать только после подготовки необходимых материалов.

2.37 К концу рабочей смены ремонтируемый участок должен быть покрыт новымиматериалами. При этом должны быть приняты меры, исключающие возможностьпопадания атмосферных осадков в нижележащие слои покрытия.

2.38 В случае неблагоприятных метеорологических условий устранениедефектов, вызывающих протекание кровель, должно производится под пленками.

3 ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1 Контроль качества работ по ремонту кровель должен осуществлятьсяспециальными службами, создаваемыми в строительной организации и оснащеннымитехническими средствами, обеспечивающими необходимую достоверность и полнотуконтроля.

3.2 Контроль качества работ должен включать входной контроль рабочейдокументации, конструкций, материалов и оборудования; операционный контрольвыполнения отдельных операций при выполнении ремонта кровель и приемочныйконтроль выполненной кровли.

3.3 При входном контроле рабочей документации производится проверка еекомплектности и достаточности содержащейся в ней технической информации дляпроизводства работ.

При входном контролестроительных конструкций, изделий, материалов и оборудования проверяютсявнешним осмотром соответствия их требованиям стандартов или других нормативныхдокументов и рабочей документации, а также наличие паспортов, сертификатов идругих сопроводительных документов.

3.4 Операционный контроль осуществляется в ходе выполнения работ поремонту кровли и обеспечивает своевременное выявление дефектов и принятие мерпо их устранению и предупреждению.

Результаты операционногоконтроля фиксируется в журнале работ.

3.6 При приемке выполненных работ по кровле в местах примыканий проводитсяее визуальное обследование.

3.7 В процессе подготовки и выполнения кровельных работ из листовой сталипроверяют:

- готовность конструктивныхэлементов для выполнения кровельных работ;

- правильность выполнениявсех примыканий к выступающим конструкциям.

3.8 Приемка кровли должна сопровождаться тщательным осмотром ееповерхности, особенно у водоотводящих лотков, в разжелобках и местах примыканийк выступающим конструкциям над крышей.

3.9 Выполненное из листовой стали кровельное покрытие должно удовлетворятьследующим требованиям:

- иметь заданные уклоны;

- покрытие во всехсоединениях должно быть плотным и водонепроницаемым, представлять собойповерхность без выпуклостей и впадин;

- листы кровельной сталидолжны прочно прикрепляться и плотно прилегать к обрешетке;

- при осмотре покрытиякровли с чердака не должно быть видно просветов;

- гребневые фальцы должныбыть взаимно параллельными, одинаковыми по высоте и не иметь трещин.

3.10 Обнаруженные при осмотре кровли производственные дефекты должны бытьисправлены до сдачи здания в эксплуатацию.

3.11 Приемка готовой кровли должна быть оформлена актом с оценкой качестваработ.

3.12 При приемке выполненных работ подлежит освидетельствованию актамискрытых работ:

- примыкание кровли квыступающим частям вентшахт, дымовых труб, антенн, растяжек, стоек и т.п.;

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Технологическая карта разработана на замену старого покрытия мягкой рулонной кровли из рубероида новым, изготовленным на основе битумно-полимерной мастики (принята мастика «Антикор МПБ»).

1.2. Технологическая карта определяет порядок производства работ по снятию пришедшей в негодность кровли из рубероида. При устройстве кровельного гидроизоляционного покрытия из полимерно-битумной мастики необходимо руководствоваться технологической картой на устройство мастичной кровли с применением битумно-мастичной композиции «Антикор МПБ».

1.3. Свойства битумно-полимерной мастики «Антикор МПБ» позволяют укладывать ее по жестким основаниям:

- поверхности железобетонных кровельных плит;

- поверхности цементно-песчаной стяжки;

- поверхности асфальтобетонной стяжки;

- старых покрытий мастичных кровель;

- старых ковров рулонных кровель;

- покрытий кровель из жестких асбестоцементных (волнистых и плоских) листов;

- покрытий кровель из металлических (плоских и профилированных) листов.

1.4. При привязке настоящей технологической карты к конкретному объекту уточняются объем работ, калькуляция трудозатрат, график выполнения работ.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

2.1. До начала работ по ремонту кровель должны быть выполнены и приняты:

- все строительно-монтажные работы на ремонтируемых участках, включая замоноличивание швов между сборными железобетонными плитами, установку и закрепление к несущим плитам водосточных воронок, компенсаторов деформационных швов, патрубков для пропуска инженерного оборудования, анкерных болтов;

- слои паро- и теплоизоляции.

2.2. При производстве работ по ремонту кровель с применением битумно-полимерных матричных материалов («Антикор МПБ») должны соблюдаться требования строительных норм и правил по технике безопасности, действующих правил по охране труда и противопожарной безопасности.

2.3. Применяемая при производстве работ полимерно-битумная мастика с пониженной горючестью «Антикор МПБ» по всем показателям отвечает требованиям технических условий на эту продукцию ТУ 2311-001-17660092-95, что удостоверено соответствующим сертификатом (регистрационный № 51/6).

Мастика представляет собой однородную массу, полученную путем смешения в заданном соотношении полимерного и битумного компонентов.

Полимерный компонент (основа) представляет собой раствор лака ХСПЭ с наполнителем, антипиреном и модифицирующей добавкой.

Битумный компонент - раствор битума в ксилоле или толуоле с вулканизатором. Покрытие, выполненное из мастики «Антикор МПБ», сохраняет эластичность и защитные свойства в диапазоне температур от -45 °С до +45 °С, относится к группе горючести Г2 по ГОСТ 30244-94 (группа трудногорючих материалов по СТ СЭВ 2437-80).

В соответствии с ГОСТ 9.-49-91 относится к материалу, стойкому к воздействию плесневых грибков, т.е. является биостойким.

Условные обозначения мастики в технической документации и при заказе: «Композиция полимерно-битумная для трудногорючего кровельного гидроизоляционного покрытия «Антикор МПБ» ТУ 2311-003-1766092-97».

2.4. Битумно-полимерная мастика «Антикор МПБ» должна изготовляться в соответствии с требованиями технических условий по рецептуре и технологическому регламенту, утвержденными в установленном порядке.

Битумно-полимерная мастика «Антикор МПБ» должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1 .

2.5. Процесс ремонта кровельного покрытия с использованием битумно-полимерного покрытия типа «Антикор МПБ» включает в себя следующие операции:

- установка в зоне работы механизмов и инвентаря;

- снятие пришедшего в негодность покрытия;

- очистка основания от остатков мастики;

- восстановление разрушенных участков основания;

- очистка основания от мусора и пыли;

- нанесение битумно-полимерной мастики.

Требования и нормы к битумно-полимерной мастике «Антикор МПБ»

мастики «Антикор МПБ»

коричневый, оттенок не нормируется

жидкая однородная масса

вязкая однородная масса

вязкая однородная масса

3. Степень перетира, мкм, не более

4. Массовая доля нелетучих веществ, % в пределах

5. Вязкость по ВЗ-246, сопло 4, с, не более

6. Цвет покрытия

черный, оттенок не нормируется

покрытие гладкое полуматовое

8. Время высыхания до степени 1, ч, не более

9. Адгезия покрытия к бетону, МПа (кгс/см 2 ), не менее

10. Водопоглощение пленки, в % по массе, не более

11. Прочность пленки при растяжении, МПа (кгс/см 2 ), не менее

12. Относительное удлинение пленки при разрыве, %, не менее

13. Теплостойкость пленки в течение 2 ч при температуре, °С

14. Гибкость пленки на стержне диаметром 5 мм при температуре -45 °С

пленка без изменений

15. Водонепроницаемость, при 0,3 МПа в течение 24 ч

16. Биостойкость по трем методам

17. Стойкость пленки к статическому воздействию неорганич. кислот и щелочей в интервале рН 3 - 12, р-ра сульфатов (концентр. 5 %), гр. стойкости

По окончании работ по подготовке основания составляется акт приемки основания.

2.6. Для снятия старого рулонного ковра используют машину конструкции ЛНИИ АКХ (Ленинградский научно-исследовательский институт академии коммунального хозяйства), предназначенную для нарезки швов в рулонном ковре. Машина используется на крышах зданий с уклоном до 15 %. Применение машины ЛНИИ АКХ позволяет разрезать рулонный ковер с помощью вращающейся фрезы на требуемую глубину. Перемещение машины осуществляется вручную. Зона обслуживания машиной ЛНИИ АКХ и размеры захваток определяются длиной электрических кабелей и конструктивными размерами зданий. Как правило, интервал между нарезаемыми швами принимается равным 1,0 м. По мере окончания работ на захватке машина ЛНИИ АКХ передвигается на очередную захватку. Машина ЛНИИ АКХ работает следующим образом:

- устанавливают требуемую глубину врезания фрезы, определяемую толщиной рулонного покрытия, и включают электродвигатель;

- фрезу плавно опускают до касания с поверхностью рулонного ковра, и начинают равномерно двигать вперед, обеспечивая требуемую глубину нарезки шва.

При перемещении машины на новое место, предварительно необходимо вывести фрезу из материала кровли.

2.7. После нарезания швов рулонного ковра кромки торцов образовавшихся полос надрезают вручную с помощью инвентарного скребка, скатывают в рулоны и удаляют с крыши. Затем основание кровли очищают скребком от остатков мастики.

2.8. Восстановление разрушенных участков основания производится следующим образом: заделываются швы между плитами (рис. 1 ). Если поверхность основания не отвечает заданным требованиям, ее выравнивают цементно-песчаным раствором.


Рис. 1. Конструктивные решения герметизации швов кровельных плит

При необходимости производится оклейка с пропиткой полимерно-битумной композицией «Антикор МПБ» мест сопряжения основания кровли с металлоконструкциями, трубами, водоприемными воронками, армирующими материалами (например, стеклотканью) (рис. 2 , 3 , 4 , 5 ).

2.9. После снятия старого ковра, основание кровли должно быть высушено. Для этой цели используют специальную машину марки СО-107 для сушки основания кровли. Использование этой машины обеспечивает высокое качество подготовки поверхности основания под устройство кровли. Зона обслуживания машины СО-107 и размеры захваток определяются конструктивными размерами зданий.

2.10. Очистка основания кровли от мусора и пыли производится с помощью сжатого воздуха. Для этой цели следует применять компрессор СО-62 (СО-7А).

2.11. Работы по производству ремонта кровель с применением битумно-полимерной мастики («Антикор МПБ») выполняются в соответствии со схемой организации работ на захватке (рис. 6 ).

Для приготовления, подачи и нанесения мастики используется станция СО-145.

2.12. Ремонт различных кровель.

При выполнении ремонтных кровельных работ необходимо установить количество слоев в старом кровельном ковре, и если оно превышает шесть, то необходимо этот ковер удалить и отремонтировать стяжку или выполнить ее заново.

При меньшем количестве слоев старое кровельное покрытие может быть отремонтировано. Возможность и целесообразность снятия старого кровельного покрытия или его ремонта определяет проектная организация, давая официальное заключение.

Снятие старого кровельного покрытия осуществляется с использованием специальных механизмов для резки кровельного ковра (машина ЛНИИ АКХ).

Места сопряжений и примыканий должны быть тщательно очищены.

2.13. Ремонт мастичной кровли осуществляется нанесением поверх существующей мастики нового слоя композиции «Антикор МПБ» толщиной не менее 1,5 мм. Поверхность старой кровли предварительно очищается от частиц разрушенной мастики, отложений пыли, листьев и т.п. Сильно разрушенные участки кровли вырезаются и заполняются новой мастикой. При необходимости, поверхность кровли выравнивается заполнением слабо пониженных мест новой мастикой. При понижениях более 5 мм выравнивать их целесообразно с помощью шпаклевок или строительных растворов (кроме известковых). Слой новой мастики наносится на всю поверхность кровли, включая примыкания и вертикальные участки. Особо тщательно обрабатываются водоприемные воронки внутреннего водостока, не допуская, чтобы мастика у воронки была выше прилегающей кровли.


Рис. 2. Устройство кровли на карнизных свесах при капитальном ремонте

1 - парапетная стена; 2 - старый кровельный ковер; 3 - карнизный свес; 4 - армированные карнизные слои; 5 - стойка ограждения; 6 - сборный башмак ограждения кровли; 7- плита покрытия; 8 - песчаный защитный слой


Рис. 3. Устройство примыканий кровли в местах прохода инженерных коммуникаций при капитальном ремонте

а - при диаметре труб 100 мм и более; б - при диаметре труб до 100 мм

1 - старый кровельный ковер; 2 - армирующая прокладка из стекломатериала; 3 - мастичный слой; 4 - защитный гравийный слой; 5 - утеплитель; 6 - фартук; 7 - стяжка; 8 - дюбель; 9 - зонт; 10 - труба; 11 - стяжной болт; 12 - хомут


Рис. 4. Устройство примыкания кровли к низкому парапету при капитальном ремонте

а - с поднятием кровли; б - с поднятием кровли на неполную высоту

1 - деревянная пробка; 2 - деревянная доска; 3 - фартук; 4 - металлический костыль; 5 - дюбель; 6 - мастичный слой; 7 - армирующая площадка из стекломатериала; 8 - старый кровельный ковер; 9 - стяжка; 10 - защитный гравийный слой


Рис. 5. Устройство примыкания кровли к высокому (а) и низкому (б) парапетам в местах деформационно-осадочных швов при капитальном ремонте

1 - парапетный камень; 2 - цементная штукатурка; 3 - фартук; 4 - деревянная пробка; 5 - дюбель; 6 - защитный гравийный слой; 7 - водоприемная воронка; 8 - стяжка; 9 - старый кровельный ковер; 10 - армирующая прокладка из стекломатериала; 11 - мастичные слои; 12 - утеплитель; 13 - защитный гравийный слой


Рис. 6. Схема организации работ на захватке

1. Нарезка швов в рулонном ковре (машина для нарезки швов)

2. Снятие нарезанных полос рулонного ковра (скребок)

3. Очистка основания от остатков мастики, мусора, пыли (компрессор СО-62)

4. Заделка швов между плитами

5. Сушка основания (СО-107)

6. Усиление кровли в примыканиях к воронкам

7. Усиление кровли в примыканиях к парапетам

8. Нанесение мастики


- рабочее место кровельщика


- направление работ


Рис. 7. Схема устройства стяжки

1 - цементно-песчаный раствор; 2 - рейка-ограничитель ширины полосы укладки раствора; 3 - укладываемый (выравниваемый) раствор; 4 - разравнивающая рейка-правило; 5 - емкость с раствором; 6 - зоны последующей укладки; 7 - полутерок для разравнивания и заглаживания раствора

2.14. Ремонт кровли из рубероида состоит в основном в нанесении на подготовленную поверхность старой кровли слоя композиции толщиной не менее 2 мм.

Подготовка поверхности рубероидной кровли состоит главным образом в устранении и ремонте мест вздутий путем их разрезки и приклейки слоев. Затем с поверхности кровли удаляются разрушенные частицы материала, мастики, отложения пыли, листья. При необходимости выравнивания скатов пониженные места заполняются мастикой, шпаклевкой или строительными растворами.(кроме известковых). Восстанавливаются все места примыканий с удалением разрушенных краев рубероидной кровли. С мест примыкания начинается нанесение ремонтного слоя композиции на всей поверхности кровли.

2.15. Ремонт скатной кровли из жестких асбестоцементных (волнистых и плоских) и металлических (плоских и профилированных) листов возможен при сохранении ими несущей способности и появлении протечек в соединениях и отдельных местах. При этом может проводиться ремонт частичный или полный. При частичном ремонте композицией «Антикор МПБ» покрываются участки (полосы) расстроенных стыков и соединений, при этом возможно армирование стеклотканью. При полном ремонте слой композиции толщиной 1,5 мм покрывает всю поверхность кровли.

2.16. При выполнении ремонтных кровельных работ следует учитывать возможность выпадения обильных осадков в виде дождей и ливней. В данном случае проведение изоляционных работ должно быть организовано небольшими захватками, в пределах сменной производительности бригады, не допуская одновременно полного снятия всего старого кровельного ковра.

2.17. При вскрытии старого кровельного покрытия приходится очищать стяжку или выполнять ее заново.

Цементно-песчаный раствор для устройства стяжки подается растворонасосом. Стяжки укладываются полосами шириной 2 м и длиной 6 м с заполнением их раствором через одну (рис. 7 ).

После схватывания раствора заполняют пропущенные полосы, при этом края готовых полос служат маяками, а начальные маяки-рейки обязательно извлекаются.

При уклоне кровли до 15 % полосы располагаются поперек ската, а при уклоне более 15 % - по скату. Раствор укладывают вначале на наиболее удаленные участки, постепенно отступая к месту подачи раствора на крышу. При уклонах до 15 % стяжку сначала делают в узлах - сопряжениях и примыканиях, а затем на плоскостях скатов.

Для разравнивания раствора используются правила, виброрейки или пневмогладилки.

Полосы заполняют раствором так, чтобы после извлечения маячных реек образовались температурно-усадочные швы площади покрытия размером не более 6 ´ 6 м.

Заделка температурно-усадочных швов приведена на рис. 1 .

2.18. После окончания всех кровельных работ необходимо выполнить требования экологической чистоты: все остатки битума, мастичных материалов, обрезки рулонных материалов тщательно упаковать в емкости, контейнеры, опустить на землю и затем вывезти в специально отведенные места.

Читайте также: