Армирование ригеля наклонной арматурой

Обновлено: 05.07.2024

Особенности армирования ж/б балок

Предприятия, производящие железобетонные изделия, выпускают широкую номенклатуру продукции. Не всегда стандартные изделия можно использовать при реализации проекта конкретной постройки. Наверняка многие обращали внимание на строителей, размещающих в опалубке стальную арматуру. Все понимают, что стальные прутки обеспечивают высокие прочностные характеристики железобетонной балки.

Однако правильно определить диаметр прутков, их количество могут только специалисты, владеющие расчетной методикой. Для большинства обывателей, не сталкивавшихся с методологией выполнения расчёта балок прямоугольного сечения, этот процесс остается загадкой.

Серьезной строительной задачей является выполнение расчёта армирования. Потребность в этом возникает при выполнении строительных мероприятий в частной застройке. Можно, конечно, обратиться к профессионалам или использовать специальные программные средства. Но, к сожалению, такая возможность не всегда имеется, поэтому рекомендуем ознакомиться с представленными в материале рекомендациями. Уверены, они помогут вам принять правильное решение, осуществляя армирование балок.

Разновидности балок

Что представляет собой конструкция железобетонной балки? Каковы отличия по способу установки и форме сечения?

Балка – изготовленный из бетона и армированный стальными прутками элемент, работающий в составе строительной конструкции и воспринимающий силовые нагрузки. Такие строительные конструкции еще называют ригелями или прогонами. В зависимости от метода установки они могут быть:

  • Монолитными элементами, представляющими собой свободно расположенные или защемленные с одной или двух сторон однопролетные конструкции.
  • Комбинированными (сборно-монолитными) конструкциями, в том числе консольными.
  • Сборными, состоящими из отдельных частей, входящих в состав общей многопролетной конструкции.
Цельные армированные балки используются при строительстве как элементы фундаментов и перекрытий.

Сечение элементов различное и может иметь прямоугольную форму, представлять трапецию, тавр, двутавр или другие виды. Согласно строительным нормам, ширина сечения принимается равной 5 сантиметрам и представляет собой цифровой ряд, начиная от 100 мм, и заканчивая 250 мм. Высота изделия соответственно изменяется.

Основные задачи усиления

Обсуждая вопрос усиления железобетонных конструкций прямоугольного профиля, остановимся отдельно на терминологии. В специализированных строительных источниках процесс повышения прочности бетонных конструкций, связанный с установкой арматуры, называется армированием ЖБ изделий. Что обозначают буквы аббревиатуры? Ответим:

  • Ж – сокращённое обозначение наличия в конструкции железных (стальных) арматурных стержней или сетчатых каркасов, способствующих увеличению прочностных характеристик.
  • Б – характеризует материал бетон, массив которого усилен закладными элементами.

Основными задачами усиления железобетонных балочных элементов являются:

  • Обеспечение высокой несущей способности изделий.
  • Повышение прочностных характеристик.
  • Противодействие разрушению.
  • Увеличение устойчивости к восприятию повышенных нагрузок.

Решение поставленных задач по обеспечению прочности осуществляется путем армирования и реализации специальных методов, направленных на:

  • оценку прочностных характеристик;
  • проверку выносливости бетонной опоры под воздействием многократных циклов нагружения;
  • контроль устойчивости железобетонной балки, сохранения ее целостности и расположения.

Назначение расчетов

Расчёт позволяет определить площадь элементов усиления, в зависимости от заданных усилий, или несущую способность, согласно фактическим размерам применяемых прутков. В частности, выполнение предварительных расчетов помогает определить:

  • Размер прутков в диаметре.
  • Длину элементов.
  • Характер расположения в изделии.

Для определения оптимального варианта армирования конкретной бетонной балки учитывайте следующие параметры:

  • геометрические размеры изделия (длина, ширина, высота);
  • толщину защитного слоя, характеризующую расстояние от арматуры до внешней плоскости бетонной поверхности;
  • величину распределенной или точечной нагрузки.

Принципы армирования

Усиление бетонных конструкций производится с использованием следующих элементов:

  • Отдельных стальных арматурных стержней.
  • Металлических каркасов.
  • Стальных сеток.

В процессе армирования прутки могут устанавливаться как в растянутых участках бетонной балки, так и в сжатых. Специфика применения опор при выполнении строительных работ позволяет отнести их к изгибаемым элементам, в которых под воздействием прилагаемых усилий возникает растянутая зона, сжатый участок, так как действует изгибающий момент и поперечные усилия.

Армирование балок осуществляется стержнями, расположенными продольно и поперечно. В зависимости от направления приложения сил, верхний и нижний арматурные прутки каркаса могут быть как растянутыми, так и сжатыми.

Рассмотрим основные части горизонтального каркаса усиления, находящегося под воздействием приложенных вертикальных усилий. Он состоит из следующих элементов:

  • расположенных в верхней части каркаса стержней, находящихся в сжатом состоянии;
  • находящихся внизу прутков, растягивающихся под воздействием нагрузок и упрочняющих бетонную балку;
  • поперечных элементов, обеспечивающих прочность прямоугольного сечения;
  • распределительной арматуры, связывающей элементы единым контуром.

Требования к арматуре

К поверхности элементов усиления предъявляется комплекс специальных требований.

  • Обезжирьте прутки.
  • Очистите стержни от грязи, краски и неметаллических покрытий.
  • Освободите поверхность от отслаивающегося налета ржавчины, используя металлическую щетку.

Бытует мнение о целесообразности увлажнения арматурных стержней водой за неделю до укладки и бетонирования. В результате она покроется ржавчиной, и к ней сильней будет прилипать раствор бетона. Специалисты подтверждают, что присутствующая на поверхности прутков ржавчина, не имеющая отслоений, увеличивает коэффициент сцепления арматуры с раствором. Прутки с ржавой поверхностью эффективнее склеиваются бетонным составом, но, при этом, ржавых отслоений не допускается.

Стальные стержни, имеющие переменный профиль, обладают 3-кратным запасом сопротивления выдергиванию по сравнению с гладкой арматурой.

Особенности усиления

Усиление арматурными стержнями осуществляют с применением продольных и поперечных прутков арматуры с последующей сваркой или вязкой. Выполняя вязку каркасов, применяйте арматуру с Г-образным изгибами.

Производя армирование балок, соблюдайте следующие требования:

  • применяйте прутки диаметром более 10 миллиметров для продольного армирования;
  • используйте в качестве ненапрягаемых арматурных прутков стальные стержни, диаметром не менее 12 мм, для вязаных каркасов, предназначенных для опор, высотой более 40 сантиметров;
  • обеспечьте интервал между продольными силовыми элементами каркаса не меньше 25 миллиметров – для стержней нижнего уровня, и 30 мм – для прутков верхнего слоя.

В зависимости от изменения класса бетона, из которого изготавливаются изделия, изменяется диаметр продольных прутков. Для арматуры, имеющей прочность 500 МПа, ее размер в диаметре должен быть:

  • 16 мм – для легкого бетона класса В12.5 и ниже.
  • 25 мм – при армировании массива класса В15-В25.
  • 32 мм – при усилении состава категории В30 и выше.

Если выполняется усиление балок из ячеистых составов класса ниже В10, допускается уменьшение диаметра продольно расположенных прутков – меньше 16 миллиметров.

Выполнение отгибов

К местам стыков и расположения отгибов стержней предъявляются специальные требования, так как они определяют прочностные характеристики. Определяя место загиба прутка, соблюдайте рекомендации:

  • выдерживайте величину интервала от загиба до внешней поверхности (не более 50 миллиметров);
  • не применяйте короткие прутки, имеющие один наклонный участок и свободно расположенные в каркасе («плавающие» стержни);
  • обеспечьте величину угла изгиба к оси изделия на уровне 45 градусов. Допускается увеличение для высоких конструкций (более 80 см высотой) значения угла до 60 градусов, а для низких, работающих при точечных усилиях, уменьшение до 30 градусов;
  • производите отгиб на одном продольном прутке в каждой из плоскостей каркаса изделия, имеющего ширину меньше 20 сантиметров. При увеличении ширины изделия загните не менее 2-х прутков в каждой плоскости;
  • располагайте отогнутые части стержней симметрично относительно оси;
  • определяйте расчётным путём интервал между наклонными участками прутков, расположенных в разных плоскостях каркаса.

Специфика поперечного армирования

Производя поперечное усиление каркаса, выполняйте следующие требования:

  • Применяйте вертикальные элементы усиления, если высота балки составляет более 15 сантиметров.
  • Не устанавливайте поперечную арматуру, если высота меньше 15 сантиметров.
  • При наличии одного продольного стержня арматуры или сварной сетки, строительные нормы допускают отсутствие поперечных прутков.
  • Вычисляйте расчетным методом, учитывающим особенности сварки каркаса, значение диаметра расположенных в поперечной плоскости стержней.

Соблюдение величины защитного слоя

Выдерживание необходимого значения защитного слоя, представляющего собой интервал от арматуры до внешней поверхности изделия, позволяет предохранить каркас от проникновения влаги и обеспечить оптимальный режим работы в бетонном массиве. Кроме того, защитный слой определяет огнестойкость конструкции.

Для балок, предназначенных для установки в фундаментах и сборных конструкциях, значение не должно быть меньше диаметра арматуры и составляет 30 миллиметров.

Фиксированный размер величины слоя обеспечивается путем применения специальных подкладок и пластиковых фиксаторов, обеспечивающих неподвижность каркаса и необходимое положение при заливке бетона. Если бетонные изделия имеют сечение меньше 250 мм, то размер защитного слоя для поперечного армирования составляет один сантиметр. При большем размере сечения достаточно полтора сантиметра для обеспечения защитного интервала.

Ошибки при усилении

В процессе армирования бетонных конструкций имеют место нарушения технологии армирования, вызывающие снижение прочности бетонных изделий. Выполняя работы, обратите внимание на следующие моменты:

  • Не допускается применять вместо рабочей арматуры трубы изделия из алюминия, отходы промышленного производства, проволоку и некондиционный металл произвольной конфигурации. Применение указанных материалов, не обладающих необходимыми эксплуатационными характеристиками, вызовет деформацию бетона и его растрескивание.
  • Запрещается нагревать участки загибов автогеном, применять болгарку, надпиливая деформируемые участки. Это вызывает ослабление стержней и приведет к непоправимым последствиям под воздействием усилий. Все операции по загибу прутков производятся без искусственного нагрева.
  • Прутки усиления класса А-III сгибаются на угол не более 90 градусов с применением специальной оправки, радиус которой равен 5-кратному размеру сечения арматуры. Выполнение загиба на развернутый угол (180 градусов) уменьшает прочность конструкции на 10 процентов.

Итоги

Соблюдение изложенных рекомендаций по усилению бетонных изделий обеспечит прочностные характеристики конструкции, их эксплуатацию на протяжении длительного времени.

Вопрос новичка: зачем нужно поперечное армироване ригиля?

А 2 см до опалубки - это на случай термического расширения арматуры наверное?

А ребристая она для того, чтоб при укладке из рук не выскальзывала?

Автору - читай Габрусенко "Основы расчета . в вопросах и ответах" - каждая минута чтения будет сопровождаться криком "вот это да!".

Проектирование заборов уже в прошлом

каждая минута чтения будет сопровождаться криком "вот это да!". Ну если при этом сидеть перед телевизором и посматривать финал чемпионата мира по футболу - то вполне возможно так и будет. или если иметь багаж знаний, когда ты даже не представляешь, зачем нужна балке арматура. А там этому посвящен самый первый элементарный вопрос. Рідна ненька - Україна, Харків зачем нужно поперечное армироване ригиля? __________________
Tekla Structures - это как в автокаде, только в 3D. От слова совсем. как продольная арматура работает я представляю, как поперечная не совсем Автору - читай Габрусенко "Основы расчета . в вопросах и ответах" - каждая минута

пожалуй самый дельный ответ, только где скачать не нашёл.

я конечно понимаю, что все тут родились с дипломом инженера в руках и никогда глупых вопросов не задавали.
я к сожалению нет, по этому приходится спрашивать
и так, как я понимаю:


нижняя зона растянутая и там работает продольная арматура
как работает поперечная арматура (хомуты)?


какие силы растягивают арматуру в 1 и 2?
во всей литературе написано как эту арматуру рассчитывать но про то что растягивает её не нашёл поэтому и спрашиваю тут

как я понял, стержни 1 нагрузки не несут и являются монтажными?
вот от чего берётся поперечная сила я не понял

Покритикуйте схему армирование ригель+армопояс

на основании некоторых прочитанных здесь тем и базовых знаний по сопромату попробовал прикинуть схему армирования.
Имеет ли такая схема право на жизнь?
Доступа к специализированному софту для расчёта нет, проверить схему цифрами не могу.

На чертеже несущая внутренняя стена частного малоэтажного дома (1этаж + мансарда) из полнотелого кирпича М150.
Длина всей стены - 11м.
На эту стену с двух сторон опираются плиты ПК по 4,5м с каждой стороны (каждая плита шириной 1,5м, вес

2т), т.е. на стене находятся два конца плиты, другими концами они опираются на внешние стены.
В стене предусматривается проём шириной 2,7м.
Сверху будет нагрузка жилого помещения плюс легкая перегородка из пазогребневого гипсового блока по оси армопояса.

Какие вопросы смущают:
1. Достаточно ли высоты армопояса(300мм?) Надо ли увеличить до 350мм?
2. Колонна шириной 200мм - достаточно?
3. Не часто ли хомуты над пролётом (100мм)?
4. Достаточен ли нахлест арматуры на краях пролёта?

Заранее спасибо за конструктивную критику!

с берегов Забобурыхи

Первый вопрос - а нафига армопояс да еще жб сердечники (колонны) в стенах?

ЗЫ законструировано безграмотно.

__________________
Велика Россия, а колонну поставить некуда

армопояс - для опирания плит перекрытия.
колонны (жб сердечники) - для опирания ригеля над пролётом 2,7м, на котором сверху будут плиты перекрытия.

зы а как правильно законструировать?

Колонны в полнотелом кирпиче не надо. Хомуты в армопоясе одинаковые везде - только с разным шагом, в середине пролета чаще (подтвердить рассчетом). В середине пролета в нижней части сечения добавить продольную арматуру (диаметр подтвердить рассчетом)

1. Достаточно ли высоты армопояса (300мм?) много даже
2. Колонна шириной 200мм - достаточно? не нужно
3. Не часто ли хомуты над пролётом (100мм)? меньше не нужно, больше может быть - подтвердить рассчетом
4. Достаточен ли нахлест арматуры на краях пролёта? 30 диаметров берите не ошибетесь

П.С. обратитесь к специалисту дайте ему рассчетную схему. навскидку хомуты не больше 6мм арматура продольная над стенами не больше 10мм в середине пролета не больше 12мм но чаще чем у Вас. Скачайте серию на брусковые перемычки посмотрите

Последний раз редактировалось balabenuk, 22.08.2012 в 15:43 .

спасибо за конструктив!

а почему колонны не нужны?
лишний запас и опирания просто на кирпичную стену будет достаточно?
Тогда, наверное, кладку надо армировать сеткой?

По остальным вопросам понял, что предложенная мной схема избыточна по расходу материала?


ЗЫ к специалисту обращался уже при общем проектировании дома.
он просто заложил типовые узлы и расчётом ничего не проверил.
а вот теперь вкрались сомнения и появилось желание усилить этот узел (колонны, арматура 16, пояс сечением 300х380 и прочее)

Что-то меня переклинило вообще. Не нужен армопояс это же кирпич а не пеноблок. Сделайте серийную перемычку и все. Плиты опирать на стену - узлов полно Что-то меня переклинило вообще. Не нужен армопояс это же кирпич а не пеноблок. Сделайте серийную перемычку и все. Плиты опирать на стену - узлов полно

там кирпич - только внутренняя стена.
наружние стены - поризованный керамический блок Поротерм.
Производитель как-то теряется в узлах опирания плит перекрытия: в российских рекомендация предлагают класть прямо на постель из раствора по блоку. А на немецком сайте - указан армопояс.

Так как под этим перекрытием жить мне и моей семье, то пусть лучше будет армопояс.
Заодно будет и перемычка над проёмом.

Так что по колоннам - лишние или не помешает?

Если под этим перекрытием жить Вам и Вашей семье, то зачем так напрягать окружающих (причем бесплатно).

Уже.И не бесплатно,если этот аспект вас особо беспокоит.

Но предложенные решения позволяют усомниться в надежности конструкции.
К тому же,бумага всё стерпит и ищи ветра в поле.

Задумался,почитал,много думал.
Набросал схему(см первый пост) и обратился за советами/критикой.
Разве форум не для этого?

Или вы здесь для другого?

Уважаемый "Максим".
Совсем не так давно мы рассматривали тему "выдержит ли монолитный каркас фундамента 3 этажа" (от юриста) "Virten".
Он сначала сделал какой-то фундамент (посмотрев одним глазом на соседский), а только потом стал спрашивать: - правильно Он сделал, или нет.
Причём - объективные отклики и советы, видимо, его не удовлетворили (Он то-ли расстроился, то-ли о чём-то призадумался - не знаю - его не видно, и не слышно, и не пишет Он ничего).

Я - совсем не бабках. Просто нужно спрашивать вовремя, если Сами не очень сильны в строительстве и проектировании, и не скупиться на профессиональных проектировщиков (они ПОКА - не очень дороги. Скоро, если так пойдёт - будете заказывать проекты у американцев).

с берегов Забобурыхи

там кирпич - только внутренняя стена.
наружние стены - поризованный керамический блок Поротерм.
Производитель как-то теряется в узлах опирания плит перекрытия: в российских рекомендация предлагают класть прямо на постель из раствора по блоку. А на немецком сайте - указан армопояс.

Так как под этим перекрытием жить мне и моей семье, то пусть лучше будет армопояс.
Заодно будет и перемычка над проёмом.

Так что по колоннам - лишние или не помешает?

Колонны однозначно лишние.

Я не видел немецкий сайт, но на "переведенном" с немецкого альбоме технических решений от самого поротерма армопояса действительно есть. Но они располагаются не под плитами, а в уровне плит, в их торцах

__________________
Велика Россия, а колонну поставить некуда Колонны однозначно лишние.

ОК, усвоил!
хотелось уж перестраховаться наверняка поэтому и появилось желание такой конструкции.

А по схеме армирования (четыре прутка D16 внизу, вверху два D16 и два D12, хомуты из D6 через 100мм) - проходит?
Понимаю, что для точного ответа нужно считать.
Но я ищу ответ не количественный, а качественный - проходит с запасом или на грани и надо считать или усиливать?

К
Я не видел немецкий сайт, но на "переведенном" с немецкого альбоме технических решений от самого поротерма армопояса действительно есть. Но они располагаются не под плитами, а в уровне плит, в их торцах

это не армопояс, это термовкладыш из ЭППС.
А под самой плитой кроме цементно-песчанной выравнивающей подушки ничего нет.
Но не суть важно - мне всё равно нужен пояс из-за пролёта.

Я - совсем не бабках. Просто нужно спрашивать вовремя, если Сами не очень сильны в строительстве и проектировании, и не скупиться на профессиональных проектировщиков (они ПОКА - не очень дороги. Скоро, если так пойдёт - будете заказывать проекты у американцев).

проект есть необходимое, но не достаточное условие.
И здесь можно других примеров накидать, когда сделан хороший проект и нанята организация с лицензией с всеми возможными "накладными" и "транспортно-административными" составляющими а результат таков, что без слёз не взглянешь.
Но я не об этом.
Я за советом и конструктивной критикой, а не за нравоучениями.


У меня в проекте заложено в этом месте две перемычки 5ПБ-34-20п с таким расположением, что на одну перемычку опираются одной стороной две плиты ПК-44-15-8 собственным весом каждая чуть более 2т.
Если предположить, что собственный вес от плиты приходится как 1/2 на каждую опору, то на одну перемычку будет опираться 2т.
Это без полезной нагрузки на перекрытие.

В серии 1.038.1-1 вып.1 нашёл, что там армирование D14 и хомуты из D5 с переменным шагом.
При этом постоянная длительная нагрузка 5ПБ-34-20п для для неё указана 15,1 кН/м.
То есть, как я понял, данной перемычки недостаточно для моего случая.

Армирование зоны продавливания в монолитной плите

Товарищи, подскажите, пожалуйста, как выполнить пункт СНиПа по ж.б. конструкциям номер 5.29. «Поперечная арматура в плитах в зоне продавливания устанавливается с шагом не более 1/3h.» У меня высота плиты 200мм. Следовательно шаг поперечной арматуры должен быть 200:3=66.6мм. Вначале я хотела уложить сетку с шагом 50х50мм. И на пересечениях арматуры установить хомуты с шагом 50х50. Требования СНиП я бы выполнила но как такую плиту сделать. Между арматурай даже руку тяжело просунуть будет для закрепления хомута. Поделитесь опытом, пожалуйста.

Ставьте сварные каркасы с шагом хомутов 50мм.

__________________
MEMENTO QUOD ES HOMO

Если я буду ставить сварные каркасы, то они хорошо установятся в одном направлении, например по оси х. А как их просунуть по оси у? Ранее установленные каркасы будут мешать.

как то так

Спасибо за ответ и за чертеж. Но зона продавливания будет где-то 800х800мм. Следовательно, СНиП требует покрыть поперечной арматурой всю этоу область(800х800) А на чертеже арматура стоит только в скрытых балках, а в углах между ними вообще нет арматуры.

Забудьте про этот СНиП. См. п.8.3.15 СП 52-101-2003

Мы выходили из такой ситуации следующим образом-армировали плоскими каркасами, изогнутыми в нечно, напоминающее по форме круг, раставленные с нужным шагом от колонны

Интересно. У меня и документа такого нет. У нас старый СНиП действует. Я с Украины. Сейчас попробую поискать. Спасибо.

shnn, скрытыми балочками балуетесь?

shnn, скрытыми балочками балуетесь?

Подскажите, пожалуйста, где скачать СП 52-101-2003. На сайте есть только проект и пособие.

Проще здесь процитирую:
8.3.15 Поперечную арматуру в плитах в зоне продавливания в направлении, перпендикулярном сторонам расчетного контура, устанавливают с шагом не более 1/3h0 и не более 300 мм. Стержни, ближайшие к контуру грузовой площади, располагают не ближе h0/3 и не далее h0/2 от этого контура. При этом ширина зоны постановки поперечной арматуры (от контура грузовой площади) должна быть не менее 1/5 h0
Расстояния между стержнями поперечной арматуры в направлении, параллельном сторонам расчетного контура, принимают не более 1/4 длины соответствующей стороны расчетного контура.

Ну так ничего не изменилось. "Поперечную арматуру в плитах в зоне продавливания в направлении, перпендикулярном сторонам расчетного контура, устанавливают с шагом не более 1/3h0" Или я не так контур продавливания определили? Я от контура колонны провела линию вверх под углом 45 градусов (пирамида продавливания) и получила контур 800х800. А как понимать "Стержни, ближайшие к контуру грузовой площади, располагают не ближе h0/3 и не далее h0/2 от этого контура." Это что в области колонны вообще арматуру не ставить? Я думаю, что наоборот на стыке колонны и плиты самое опасное сечение.

Люди. Скиньте СП 52-101-2003. У кого есть пожааааааалуйста.

Товарищи, подскажите, пожалуйста, как выполнить пункт СНиПа по ж.б. конструкциям номер 5.29. «Поперечная арматура в плитах в зоне продавливания устанавливается с шагом не более 1/3h.» У меня высота плиты 200мм. Следовательно шаг поперечной арматуры должен быть 200:3=66.6мм. Вначале я хотела уложить сетку с шагом 50х50мм. И на пересечениях арматуры установить хомуты с шагом 50х50. Требования СНиП я бы выполнила но как такую плиту сделать. Между арматурай даже руку тяжело просунуть будет для закрепления хомута. Поделитесь опытом, пожалуйста.

Не понял почему нельзя, как советуют выше, установить каркасы длиной в зону продавливания с шагом поперечных стержней (которые в плите будут установленны вертикально) 50 мм. Шаг каркасов 50 мм. В итоге шаг поперечной арматуры будет 50 мм в любом направлении. Руку туда просовывать не нужно.

Проектирование ригеля. Вычисление изгибающих моментов в расчетных сечениях ригеля, страница 5

Цель расчета – назначить диаметр и шаг поперечных стержней(хомутов) в сварных арматурных каркасах.

Расчет выполняется из условия прочности наклонных сечений ригеля на действие поперечной силы Q в соответствии с Нормам [1, пп.3.29¸3.32]. При этом расчетные сечения необходимо принимать в местах действия наибольших поперечных усилий(в пределах каждого пролета), а также в местах изменения шага хомутов(то есть на расстоянии³ 0,25loi

от опор в пределах каждого пролета). Например, в трехпролетном ригеле это должны быть сечения, в которых действуют поперечные силыQA,max, QB,maxлев, QB,maxправ., а также расположенные на расстоянии 0.25lo1, 0.75 lo1 в первом пролете и на расстоянии 0.25lo2 от опоры во втором пролете.

Допускается в последних трех расчетных сечениях (то есть в местах изменения шага хомутов) выполнять лишь проверку прочности на действие поперечной силыQi, которая действует в отмеченных местах, а не расчет требуемого шага хомутов. При этом шаг хомутов

в средней зоне по длине ригеля следует предварительно принять в соответствии с
требованиями Норм [1, п. 5.27]. Если проверка покажет, что условие прочности не

выполняется, следует отступить от опоры немного большее расстояние, чем 0.25×loi до тех пор, пока условие прочности выполнится при соответствующем значении поперечной силыQi. Найденное таким образом место и будет местом изменения шага хомутов, которое отвечает условию Норм, то есть находится от опоры на расстоянии³ 0,25×loi. В отличие от задачи расчета требуемого шага хомутов такая задача проще, потому она и предлагается для отмеченных мест.

Расчет требуемого шага хомутов для опорных сечений ригеля нужно выполнять по алгоритму табл. 3.5 последовательно на действие каждой указанной поперечной силы:

QA,max, QB,maxлев, QB,maxправ.

4.2.8. Конструирование ригеля

Конструирование ригеля выполняется с помощьюэпюры материалов, которая позволяет рационально расположить продольную арматуру по длине ригеля в соответствии с огибающей эпюрой моментов.

Цель построенияэпюры материалов- найти места обрыва части продольных стержней конструкции в соответствии с огибающей (объемлющей) эпюрой моментов, то есть те места, где они (часть стержней) уже не требуются по условию прочности.

Построение эпюры материалов выполняется на миллиметрованном листе бумаги формата А3, где предварительно должны быть построены объемлющие эпюры моментов и поперечных сил.

За счет того, что в курсовом проекте рекомендуется компоновать симметричный ригель, то для трехпролетного ригеля эпюра материалов может быть построена для полутора пролетов, а для двухпролетного – для одного пролета. Армирование многопролетного ригеля также выполняется симметричным относительно оси симметрии по длине.

Следует иметь в виду, что эпюра материалов строится графо-аналитическим
методом, то есть часть ее параметров подсчитывается аналитически, другая находится

Конструирование ригелей

Сборные ригели, как правило, выполняются с полками для опирания на них плит перекрытий так, чтобы верх плит примерно совпадал с верхом ригеля. Такое расположение полок увеличивает вес ригелей по сравнению с ригелями, спроектированными под опирание плит поверху. Однако это уменьшает высо­ту перекрытий, что приводит при одинаковых высотах этажей «в свету» к эко­номии на стенах, перегородках, лестницах и эксплуатационных затратах..

Однако для каркасов открытых этажерок под технологическое оборудо­вание, где высота сооружения не имеет значения, применяются ригели пря­моугольного сечения или таврового сечения с полкой в верхней зоне, кото­рые позволяют уменьшить влияние кручения при односторонней нагрузке.

Сборные ригели пролетами 6 м и более, как правило, проектируются с на­прягаемой нижней арматурой, а при меньших пролетах — с ненапрягаемой ар­матурой. При небольших нагрузках, характерных для общественных и жилых зданий, ригели пролетом 6-7 м также могут быть с ненапрягаемой арматурой.

Ригели монолитных перекрытий проектируются сечением прямоуголь­ной формы с монолитно связанными с ними плитами или второстепенными балками. Арматура в таких ригелях чаще всего ненапрягаемая.

Поперечная арматура ригелей обычно представляет собой вертикаль­ные хомуты (поперечные стержни). При этом их шаг на отдельных участках принимается разным с увеличением от опоры к середине пролета (с умень­шением поперечной силы).

Хомуты, как правило, принимаются в виде 2-3 плоских сварных карка­сов, связанных поверху и понизу горизонтальными стержнями. При этом, если имеют место заметные крутящие моменты (например, в крайних риге­лях или при расчетных нагрузках в примыкающих пролетах, различающих­ся более чем в 2 раза), эти стержни привариваются к продольным стержням точечной сваркой сварочными клещами или с помощью скоб, приваривае­мых к хомутам дуговой сваркой протяженными швами длиной не менее 6dw. При отсутствии условий для сварки, а также при вязаных пространст­венных каркасах вертикальные и горизонтальные хомуты должны быть за­гнуты с перепуском не менее 30dw.

Пространственные арматурные каркасы при отсутствии кручения

а — при соединительных стержнях, привариваемых к вертикальным стержням; б — при шпильках, привязываемых к продольным стержням; 1 — шпилька

Шаг соединительных стержней может превышать шаг хомутов, но дол­жен быть не более 600 мм.

Продольные стержни сварных и вязаных каркасов принимаются диаметром не более 0,8 диаметра хомутов.

Расположение отгибов, опре­деляемое эпюрой изгибающих момен­тов в ригеле

1 — эпюра материалов; 2 — огибающая эпюра моментов

Хомуты, поставленные по расчету, должны иметь шаг не более 0,5/г0 и не более 300 мм. В местах, где прочность наклон­ных сечений может быть обеспе­чена одним бетоном (т.е. при Q≤0,5Rbtbh0), шаг хомутов мо­жет быть увеличен до 0,75/г0, но не более 500 мм.

Если при расчете пролет­ных сечений ригелей учитыва­ется верхняя сжатая арматура, то для предотвращения ее вы­пучивания хомуты, а также верхние соединительные гори­зонтальные стержни должны иметь шаг не более 15 d, где d — диаметр сжатых стержней.

Для монолитных ригелей в качестве поперечной арматуры могут ис­пользоваться также отгибы продольной верхней или нижней арматуры. На­чало отгиба в растянутой зоне должно отстоять от нормального сечения, в котором отгибаемый стержень используется по расчету, не менее чем на 0,5h0, а конец отгиба должен быть расположен не ближе того нормального сечения, в котором отгиб не требуется по расчету (рис выше).










Ригель и его назначение

Строительный ригель — это прочная железобетонная конструкция. Ее изготавливают из бетонного состава с армированием. Предназначен он для соединения:

  • стеновых колонн;
  • подвесов;
  • панелей.

Он несет основную нагрузку, соединяя вертикальные опоры после установки металлических плит и прочих элементов строительства горизонтального типа. Изделие из железобетона отличается жестким креплением. Однако при возведении некоторых сооружений иногда используется шарнирное соединение — в зависимости от назначения здания.

Ригель выглядит в виде горизонтального либо наклонного профильного бруса. Он имеет разные параметры площади и формы (сечения), отличается способом крепления, длиной, материалом. Все эти характеристики будут зависеть от цели его назначения.

Такие конструктивные элементы производят из тяжеловесного бетона с очень высокой прочностью. Для теплого времени года она составляет 75%, а для холодов — 85%, отличается определенными параметрами водопроницаемости и морозоустойчивости. В процессе изготовления для усиления надежности ригелей применяют армирование высококачественной арматуры из стали.

Выпускают соединительные элементы, придерживаясь строгих стандартов с четко установленными нормами и возможными расхождениями. Например, при укладке допускается, что ЖБ — брус может иметь не более 0.1 мм технологических пробоин.

Презентация на тему: Рис. 15.14. Армирование ригеля

1 – точки теоретического обрыва рабочих стержней 7 в пролете; 2 – то же рабочих стержней 3 на опоре; 3 – рабочие стержни на опоре; 4 – хомуты; 5 – стыковые закладные детали на опоре; 6 – арматура подрезки; 7 – рабочие стержни в пролете

Рис. 17.15. Схемы усилий в стыке ригелей

а – условная; б – расчетная; 1 – колонны; 2 – ригели

Различают 2 типа стыков: шарнирный и жесткий.

В практике широко распространен шарнирный стык благодаря простоте при изготовлении и монтаже по сравнению с жестким

Рис. 15.16. Шарнирный стык ригелей

1 – стыковая полоска; 2 – закладные пластины поверху ригеля; 3 – закладные пластинки колонны; 4 – инвентарные монтажные уголки; 5 – шов замоноличивания; 6 – анкерные болты

В жилищном строительстве применяют бесконсольный жесткий стык ригелей (с использованием монтажного столика из швеллеров). Такой стык полностью воспринимает поперечные силы бетонными шпонками, образующимися при замоноличивании стыка.

Рис. 17.17. Жесткий бесконсольный стык ригелей

а – общий вид; б – вид сбоку; 1 – выпуски нижней арматуры; 2 – бетон замоноличивания; 3 – выпуски верхней арматуры; 4 – выпуски

из колонны стыковых стержней; 5 – нижняя закладная деталь колонны; 6 – сонтажный столик из швеллеров; 7 – шпоночные пазы

Жесткий стык ригелей, совмещенный со стыком колонны, упрощает и удешевляет монтаж, т.к. снижает количество монтажных узлов. Основной недостаток – высокая металлоемкость.

Рис. 15.18. Совмещенный стык ригелей и колонн

1 – стальная накладка; 2 – сварка; 3 – шов замоноличивания; 4 – монтажные уголки; 5 – закладные

Расчет коротких консолей

Рис. 15.19. Армирование консоли колонны

Расчет на продавливание

Расчет на продавливание плитных конструкций (без поперечной арматуры) должен производиться из условия

где F — продавливающая сила;

— коэффициент, принимаемый равным для бетона:

тяжелого 1,00
мелкозернистого 0,85
легкого 0,80

um — среднеарифметическое значений периметров верхнего и нижнего оснований пирамиды, образующейся при продавливании в пределах рабочей высоты сечения.

Армирование опорной зоны ригеля

Ригели имеют закладные изделия для приварки ребристых или связевых многопустотных плит. Армирование опорных и пролетных сечений ригелей позволяет применять их в неагрессивных, слабои среднеагрессивных средах. В верхней части ригеля на боковых поверхностях предусмотрены шпонки для обеспечения совместной работы ригеля с плитами перекрытий.

Предел огнестойкости ригелей не менее двух часов.

Связи и диафрагмы. Вертикальные устои связевого каркаса подбираются в каждом проекте в зависимости от объемно-планировочных решений и условий строительства. Конструкции устоев могут быть типовыми, индивидуальными с использованием типовых конструкций или полностью индивидуальными. В связевых каркасах в качестве устоев рекомендуются связевые панели, образованные работающими совместно «связевыми» колоннами и диафрагмами жесткости или стальными связями поэтажной разрезки, устанавливаемыми в пролете между колоннами.

Номенклатура диафрагм жесткости предусматривает (см. рис. выше) двухполочные диафрагмы, используемые для опирания на них плит перекрытий с двух сторон, и однополочные для опирания на них плит с одной стороны, а также в направлении, перпендикулярном направлению ригелей. Диафрагмы жесткости могут быть сплошными или с проемами.

Стальные связи выполняются из двух равнополочных уголков, составляющих Т-образное сечение; разработаны также треугольные поперечные связи П-образного сечения с примыканием «в обхват» колонны (см.рис. выше).

Связи продольного направления устанавливаются в шестиметровом пролете между колоннами, поперечного в пролетах в 6 и 9 м.

Для строительства сейсмостойких зданий межвидового назначения взамен серии ИИС-04 была разработана и внедрена серия 1.020.1-2С. Серия применяется в районах с сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов.

Номинальные пролеты ригелей в поперечном направлении 3,0; 6,0; 7,2 и 9,0 м; в продольном 6,0; 7,2; 9,0 и 12,0 м. Расчетная нагрузка на ригели-до 145 кН/м.

Высоты этажей: 2,8; 3,0; 3,3; 3,6; 4,2; 4,8; 5,4; 6,0 и 7,2 + +nх6,0 м.

Колонны имеют единое сечение 400×400 мм с выпусками арматуры и стальных уголков консолей для опирания ригелей. Ригели запроектированы высотой 450 и 600 мм таврового сечения с полками для опирания плит перекрытий (многопустотных и ребристых) высотами 22 и 30 см или типа 2Т. Верхняя зона ригелей запроектирована с обнаженной поперечной арматурой на всей длине или на опорных участках, в которую при монтаже устанавливается и после сварки бетонируется продольная арматура.

Серия 1.020-1/83

Конструкция каркаса межвидового применения для многоэтажных общественных зданий, производственных и вспомогательных зданий промышленных предприятий.

Одна из самых объемных типовых серий, которая является опорой для проектировщиков, которые работают с каркасным домостроением. Серия 1.020-1/83

состоит из более чем 30 выпусков, которые включают в себя основные несущие конструкции зданий: ригели, диафрагмы жесткости, колонны и железобетонные стаканные фундаменты. Основной вертикальный несущий элемент каркасного здания, определяющий высоту этажа – железобетонная колонна, именно она устанавливается в фундамент стаканной конструкции и выдерживает все нагрузки каркаса здания. Качество колонны должно быть безупречным. Ее армированию и проектным чертежами отведено более десятка типовых альбомов серии 1.020-1/83.

Состав серии 1.020.1/83

Современный заводской железобетон изготавливается по нормативам ГОСТ и типовым чертежам. Немалую часть стандарта занимают технические требования к производству и контролю качества ЖБИ. Так, двухполочные ригели, колонны и ребристые плиты перекрытия испытываются контрольными нагрузками на прочность, жесткость и трещиностойкость.

В номенклатуру серии 1.020.1/83 входят:

  • Ригели однополочные;
  • Ригели двухполочные РДР;
  • Колонны сечением 400х400 мм;
  • Фундаменты (подколонники).

Ригели железобетонные

По конструкции ригели делятся на изделия, поддерживающие ребристые плиты и ригели под плоские плиты. Это разные по несущей способности и формату изделия. Однополочные ригели имеют L-образное сечение, двухполочные – перевернутая Т. Рабочие чертежи и схемы ригелей вы можете найти в типовом альбоме, скачать серию 1.020.-1/83 вы можете на нашем сайте бесплатно. При желании вы можете также купить железобетонные колонны и фундаменты, ригели и плиты перекрытий с доставкой по России. Наша доставка действует все сезоны по всей территории России. Ригели высотой 450, 600 мм рекомендованы для зданий с пролетами 3,6, 7,2 и 9 метров. Это самые распространенные типовые проекты различных зданий, поэтому данный тип ЖБИ можно назвать самым продаваемым. Если вы хотите произвести расчет ригелей, необходимо скачать серию 1.020-1/83 и ознакомиться со справочными таблицами. Помочь с выбором типа ригеля вам всегда рады специалисты . По вашему заказу могут быть выпущены ригели по серии 1.020.1/83 с индивидуальными коррективами.

Колонны железобетонные

Колонны различных типов используются в качестве вертикально основания зданий, они монтируются с соответствующие подколонники и замоноличиваются. Современные колонны жб производятся на основании множества строгих правил. Сохранение формы и несущей способности обеспечивают арматурные каркасы из преднапряженной стали. Выпуски 2-3, 2-5, 2-13 серии 1.020.1/83 включает в себя сотни чертежей колонн различных типов – верхних, средних, нижних. В зависимости от положения в каркасе зданий колонны железобетонные делятся по рядам: колонны средних и колонны крайних рядов.

Колонны могут быть сборными и бесстыковыми, с консолями различной этажной нарезки. Цены на колонны формируются в зависимости от расхода стали и бетона, также морозостойкость и водонепроницаемость бетона устанавливается индивидуально. На нашем сайте вы можете оставить заявку на колонны, и получить изделия, которые выпущенные специально для вашего объекта. Повышенная несущая способность или класс антикоррозийной защиты – все это вы можете получить под заказ. Массивные и крупногабаритные колонны достаточно сложны в доставке, поэтому доверять стоит только профессионалам, которые быстро и бережно доставят колонны серия 1.020.1/83 на ваш объект или склад.

Серия 1.020-1/83

определяет производство ригелей пролетами 3-9 метров для опирания многопустотных и ребристых плит перекрытия, в том числе плит ТТ и плит с отверстиями. Такие ригели могут универсально использоваться для реализации практически любых решений. Это однополочные и двухполочные ригели.
Это выпуски
3-1, 3-2, 3-3, 3-4, 3-5, 3-6, 3-7, 3-8 и 3-9 серии 1.020-1/83. Армирование ригелей также определено в серии, чертежи сварных каркасов и сеток разбираются подробно.

Стаканные фундаменты под колонны выполняются под стандартные сечения опорных конструкций 300х300 и 400х400 мм. Их определяет выпуск 1-1 серии 1.020-1/83.

Железобетонные стаканы – традиционные конструкции для опоры колонн промышленных и жилых зданий.

Диафрагмы жесткости – изделия крупного формата, которые используются для строительства промышленных зданий. Их производство определяется серией 1.020-1/83 выпуск 4-1 и выпуск 4-2.

Сложное армирование этих изделий, их громоздкость и плохая транспортабельность сокращают сферу применения диафрагм.

Кроме определения требований к производству колонн и ригелей, серия 1.020-1/83, включает в себя определения стальных связей по колоннам с различными высотами этажей, монтажные узлы и соединительные стальные изделия. Это вы найдете в выпусках 5-1, 6-1 и 7-1 серии 1.020-1/83.

Читайте также: