Установите соответствие река исток устье русло бассейн реки речная система водораздел

Обновлено: 07.07.2024

Реки. Части реки. Речная система. География. 6 класс. Разработка урока

Развивающая: продолжить формирование:

  • умений и навыков работы с физической и контурной картами;
  • умений: называть и показывать реки, определять их длину по карте, давать характеристику речной системы по плану.

Воспитательная:

  • Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний (работа с видеофрагментом, анализ картин и т.п.) учащимися.
  • Продолжить систему экологического воспитания учащихся посредством обозначения: отрицательного влияния человека на все виды вод суши; экологических проблем рек России и мира, на всём протяжении изучения раздела; побудить учащихся к бережному отношению к природе, посредством экологических акций: «Чистые родники», «Чистые реки Волгоградской области».

Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река», «Приток 1порядка», «Приток 2 порядка», «Речная система», картины и фотографии с изображением рек. Карточки с изображением различных типов устьев.

Термины: «река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт».

Тип урока по дидактическим целям: урок изучения нового материала.

Тип урока по характеру познавательной деятельности: проблемный.

Методы:

  • частично-поисковый;
  • репродуктивный;
  • исследовательский.

УМК: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Землеведение. 6 класс- М.: Дрофа, 2014.

Структура урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный
момент.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе.

Учащиеся приветствуют учителя. Делают последние приготовления к уроку.

2. Изучение нового материала.

Вводная беседа.

На предыдущих занятиях мы ввели в учебный процесс понятие «Воды суши». Рассмотрели подземные воды как вид внутренних вод.

Вода - чудесный дар природы!
Она вокруг, куда ты не взгляни:
В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,
И бьёт ключом на дне реки.

Сегодня мы рассмотрим очередной вид внутренних вод (вод суши).

Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:

«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море».

Вы уже поняли, ребята, что тема урока…

Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки. Части реки. Речная система».

Учитель записывает тему урока на доске.

В природе давно отмечает народ
Из множества фактов такой:
Из родника вытекает ручей- водоток,
Становясь величавой рекой.
Вода устремляет свой путь никуда,
По руслу, всё время в потоке.
А что же такое, ребята, река –
Ответим на нашем уроке.

Учащиеся записывают тему урока в тетради.

Постановка педагогических задач:

Сегодня на уроке мы:

  • узнаем, что такое река.
  • научимся находить на карте исток, русло, устье реки.
  • узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы.
  • Научимся определять длину реки и направление течения по карте.

Ребята! Обратите внимание на оформление сегодняшнего урока. Перед нами репродукции картин разных художников. Многие деятели искусства изображали в своих картинах величие рек.

- Кто из вас видел реку?

- А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро, к примеру?

Посмотрите на картину:

- Что здесь изобразил художник?

- А как вы решили, что это именно река?

Какие из предложенных признаков мы можем отметить на основе картины и собственных наблюдений для реки?

Понятие река.
Беседа по картине.

Учитель по ходу анализа картины, предлагает учащимся выбрать понятия, характерные для реки: река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт.

Молодцы! Мы выделили признаки на основе картины. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о реке.

Вы должны внимательно, не отвлекаясь посмотреть видеофрагмент и выделить признаки реки. Это могут быть признаки, подобные тем, что мы только что выделили.

Просмотр фильма.

Выделение признаков.

Ребята! Используя все признаки реки, давайте попробуем ответить на вопрос: что такое река?

- Молодцы! А теперь, давайте сверим Ваши определения с тем. Что записано в учебнике.

Если определения совпали, учитель даёт отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует отметить: почему не обратили внимание на эту деталь определения?

Запишите определение с учебника в тетради.

Выделим ключевые слова в определения. Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

А теперь вместе со мной немного пофантазируем и порисуем.

Однажды, на белом свете жил ручеёк. Его отцом был Родник Ключевой.

Дети, на основе анализа картины, выбирают понятия, характерные для реки: река, водоток, питание, режим, русло.

Составные части реки: Исток, русло, устье.

Работа с рисунком.
Объяснение.

Учитель рисует на доске.

Рисунок на доске

Дети дают свои определение.

Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.

Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника.

Ребята выделяют слова.

Учащиеся рисуют в тетради.

Посмотрите, на доске термины: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река». Нам их надо запомнить.

- Вы знаете, как называется начало реки?

Кто из вас видел в природе исток у ручья, у реки может быть?

Исток - это место, где ручей-водоток только что начинает жить!

- Посмотрите на рисунок: где берёт начало главная река?

Верно! Родник- это и есть исток нашей реки, т.е. именно отсюда река берёт своё начало, она истекает.

Учитель ставит табличку «Исток» на рисунке.

Запишите определение понятия «исток» в тетради.

Исток - начало реки.

- А что еще может служить истоком рек?

Всё правильно! Например, Волга - величавая русская река, берёт своё начало в хвощовом болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги».

Учитель показывает исток реки на карте:

Вот от сюда. именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.

Записывают определение в тетради.

Болото, горы, озеро.

- Вернёмся к определению реки, где протекает водоток?

Учитель прикрепляет таблицу: «Русло».

У реки выделяют устье.

- Кто из вас видел устье?

- А что это такое?

Даже если не каждому из вас довелось видеть устье большой реки, то наверняка все видели, как один ручей впадает в другой. Это и есть устье.

Демонстрирует репродукции картин и читает текст:

Устье, ребята, это место, куда,
Впадает ручей-караван.
Это может быть море, другая река,
Это может быть весь океан.

Существуют различные виды устьев.

В углублении - русле.

Демонстрирует схемы:

Эстуарии - воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.

Дельта - форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.

Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.

Схема:

Схема

Схема

Помните, в наш ручеёк по мере течения дружно вливались другие ручейки. Как бы вы их назвали? Ведь, они приносят воду в главную реку!

Правильно! Дополним рисунок термином «Приток».

Прикрепляет табличку «Приток» к рисунку.

Притоки, берущие начало из озера, гор, болота.

- Сколько всего получилось?

- Как их будем различать?

Выдвигаются варианты. (Левый и правый).

Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева - то левый.

- Как мы определим, какой левый приток, а какой правый?

Они левые.

- Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и в озере. Что вы можете сказать о них?

- А как же здесь быть?

- Один из них первого порядка, другой - второго порядка. Как бы вы их назвали?

Варианты детей.

В совокупности это и есть речная система. Сделайте подзаголовок рисунка в тетради: «Речная система».

Прочитайте в учебнике определение: что принято называть речной системой?

Читают определение в учебнике:

Совокупность главной реки и её притоков.

Речная система.

На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира.

Амазонка, Конго, Обь с Иртышем, Миссисипи с Миссури.

Работа с рисунком.

Вам в тексте встретились понятия: «Бассейн реки» и «Водораздел».

Запишите определения этих понятий в тетради.

- Что вы записали в определении «Бассейн реки»? «Водораздел»?

В чём различия между понятиями «Речная система» и «Речной бассейн»?

Читают текст учебника.

Записывают определения в тетради.

Бассейн реки - площадь, с которой река собирает воду.

Водораздел - линия, разделяющая смежные бассейны рек

Речная система- черта- длина.

Бассейн-площадь.

1. Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос: Водоразделом каких рек, являются Уральские горы?

2. Найдите на Физической карте России р. Лена. Давайте вместе опишем речную систему по плану:

2. Исток главной реки, устье главной реки.

3. Левые и правые притоки.

4. Притоки 1 и второго порядка.

море Лаптевых (дельта)

А как можно определить длину реки?

Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб карты. Измерьте длину рек:

1 вариант - р. Обь.

2 вариант - р. Енисей.

С помощью линейки, нитки.

3. Самостоятельно по плану описать речную систему:

1 вариант – р. Амур

2 вариант – р. Енисей.

  1. р. Амур
  2. хр. Забайкалья
    Охотское море
  3. л. пр. р. Шилка
    пр. р. Аргунь
    р. Сунгари
  4. р. Енисей
  5. г. Саяны
    Карское море
  6. пр.пр.р.Ангара, Нижняя Тунгуска.

3. Закрепление изученного материала.

Давайте вернёмся к загадке, которую я загадал вам в начале урока. По её содержанию мы вместе определим те знания, которые получили на уроке.

«Чуть дрожит на ветерке
лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море».

  1. Что за узкая лента на просторе?
  2. А что мы называем рекой?
  3. Что за узкий кончик в роднике?
  4. А широкий в море?
  1. Река.
  2. Река – это водоток, текущий в углублении – русле.
  3. Исток – начало реки.
  4. Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море. Океан.

4. Итог урока.

Что ёщё нового вы узнали и научились выполнять на уроке?

5. Задание на дом.

Записывает задание на доске.

§30 (1 пункт). Обозначить на контурных картах реки, изученные на уроке. Подписывать названия по течению карандашом.

Конспект урока (6 класс). Воды суши – поверхностные и подземные. Река: речная система, бассейн реки, речная долина

Тема : Воды суши – поверхностные и подземные. Река: речная система, бассейн реки, речная долина.

Цель : расширить знания о реке и частях реки, изучить элементы речной долины; сформировать новые понятия и термины «пойма», «речная долина», «русло реки», «речная система», «бассейн реки», «водораздел»; создать условия для развития умения делать описание географических объектов по плану; способствовать формированию географической культуры .

Средства обучения:

физическая карта , атлас, контурная карта, учебник, схемы

Тип урока: изучение нового материала.

Организация урока.

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

• Что называется гидросферой?

• Какие части гидросферы вы знаете?

• Какие воды суши вы знаете?

• От чего зависит образование вод суши?

А сейчас я с вами проведу игру на внимательность. Что из того что я назову, является частью Мирового океана, а что является частью вод суши? Если названное слово является частью Мирового океана, то вы, ребята, должны поднять руки вверх. Если названное слово является частью вод суши, то вы, ребята, остаётесь на своих местах и руки не поднимаете.

Река, залив, озеро, ручей, водохранилище пруд, море, океан, водопад, болото, горный ледник, подземные воды, речной канал, родник, источник.

hello_html_m583e5d54.jpg

Вопрос. Какие ассоциации вызывает у вас слово «река»?

Работа со словарем. Река - это постоянный естественный поток воды, что течет углублением, которую называют руслом . Каждая из рек имеет начало, называется истоком . Одна река вытекает из болота, вторая начинается с источника, третья зарождается на склонах гор, четвертая берет свое начало из озера. Течет река много километров и где-то впадает или в море или в озеро или в другую реку.

Работа со словарем. Место, где река впадает в море, озеро или в другую реку называется устьем.

• Как называется углубление, по которому течет река?

• Как образуется русло?

• Что делает река с горными породами?

Некоторые горные породы река размывает быстро, другие разрушаются в течение тысячелетий, поэтому русло формируется очень медленно. Русло реки находится в понижении, которое называется речной долиной. Долины равнинных рек широкие, извилистые. Горные реки имеют глубокие узкие долины.

Работа со словарем. Часть речной долины, заливаемая водой в период половодья, называется поймой

Демонстрируя макет «Речная долина» формирую понятия «долина», части долины (русло, пойма, террасы)

hello_html_2f446705.jpg

Коренной берег реки имеет форму ступенек, которые называются террасами . Террасы были когда поймами, но река постоянно углубляла свое русло, поэтому сейчас террасы уже не затапливаются водой во время разлива.

- Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради реку, используя в рисунке составные части.

Один ученик работает у доски. На ней изображена река:

hello_html_m7c5b3ec4.jpg

- Дайте определения терминов: исток, приток, устье, русло.

Исток - начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

Устье - место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, море, озеро, водохранилище.

Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды.

Приток - водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.

Существуют различные виды устьев.

Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря. Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливные течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопления наносов не происходит.

Дельта - форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются не мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущий большое количество наносов.

- Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная система? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать.

- Где берет начало главная река? ( Родник .)

Каждая река имеет притоки. Они делятся на правые и левые.

Вопрос. Как узнать, какая приток левая, а какая правая?

- Где берет начало приток? (В горах — ледники.)

- Где еще могут брать начало притоки? (Например, в болоте, озере .)

- Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало из озера и приток, берущий начало из болота.

- Сколько всего притоков получилось? (Три.)

- Как их будем различать?

Ученики выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки.

- Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то левый.)

Задачи. По физической карте назвать правые и левые притоки.

В местах, где выпадают обильные осадки, притоков много. Там, где осадки выпадают очень редко, притоков мало, а иногда и вообще нет. Так, река Нил, пересекая пустыню Сахару с юга на север, притоков почти не имеет. В то же время река Конго, протекает по территории с влажным климатом, имеет много притоков.

Река со всеми притоками называется речной системой . Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном .

Используя макет «Водораздел» формирую понятие «бассейн реки», «водораздел». Пользуясь картой, привожу примеры, показываю приёмы определения границы бассейнов рек, водоразделы.

hello_html_3c7a3406.jpg

Речные бассейны друг от друга отделяются повышениями, иногда горами.

Работа со словарем. Граница между бассейнами рек называется водоразделом.

Направление и скорость течения реки зависят от рельефа поверхности, по которой течет река. Равнинные реки текут спокойно, горные намного быстрее, чем равнинные. Дно в равнинных рек составленное в основном мягкими породами, которые легко размываются течением, однако в некоторых местах встречаются твердые породы, которые размываются медленнее. Когда твердые породы перегораживают русло, на реке образуются пороги. Много порогов было на некоторых участках реки Днепр. Но в 1932 г. там, где было много порогов, построили плотины Запорожской ГЭС. Созданное ею водохранилище затопило пороги, сделав на значительном участке реку судоходной. Иногда на реках образуются водопады.

Закрепление заний

1 . На физической карте найдите реку Обь. Опишите речную систему по плану:

Исток главной реки и устье главной реки.

Левые и правые притоки.

Притоки первого и второго порядка.

2. На контурной карте подписать реки: Волга (Ока, Кама), Обь(Иртыш), Енисей(Ангара), Лена, Амур, Терек, Кубань, Амазонка, Нил, Конго, Янцзы, Инд, Ганг, Миссисипи.

3. На контурной карте обведите цветными карандашами бассейны рек Волга, Обь, Енисей.

4. Сравнивая с физической картой России определите, что является бассейном рек Волга, Обь, Енисей? Где проходит водораздел между бассейнами этих рек?

5 . Подведение итогов .

1. Итоги урока подводим вместе с учащимися: что узнали на уроке?

1. Работать с текстом параграфа

2. Обозначения на контурной карте знать и уметь показывать на стенной карте.

Что такое река - исток, устье, притоки, режим реки, общая характеристика

Составляющими нашей планеты являются суша и мировой океан. На суше можно встретить частицы этого океана - это различные водоемы, реки и озера. Сегодня речь пойдет о реке, о ее определении с точки зрения географии, так как речной бассейн имеет сложное строение, функционирующее по принципам природы.

Содержание:

  • Характеристика
  • Строение
  • Классификация
  • Типы питания рек
  • Значение
  • Интересные факты

Характеристика

  • Самые густые сети пресных рек и озер находятся в экваториальном полушарии, которому присущи частые и обильные дожди.
  • Тропический и умеренный части планеты на порядок меньше обеспечены влагой , так как внушительный участок занят пустынями, для которых характерно сезонное появление рек или же полное их отсутствие.

Рис. 1. Строение реки

Строение

  • Исток – месторасположение начала пресного водоема (ручья, ледника, озера);
  • Устье – помогает выходить реке в другую реку, море или же озеро;
  • Долина реки – линейный, слегка вытянутый рельеф, с расположенным на нем руслом реки;
  • Пойма – является частью водной долины, затопленной во время поводка или же половодья;
  • Плес – самое глубокое место русла;
  • Перекат – самая мелководная область речного канала;
  • Стержень – имеет линейное строение и выполняет вспомогательную функцию для передвижения скоростных вод;
  • Терраса реки – определенная территория в речном течении без уклона или же с минимальным уклоном по рельефу русла;
  • Притоки реки – небольшие реки с ручьями, которым свойственно впадать в реку и питать ее водой;
  • Берега – определенные полосы на суше, ограждающие реку и имеющие название правый и левый берега по отношению к направлению течения;
  • Уклон реки – разница между истоком и устьем водоема по высоте.

Классификация

  • Равнинные
  • Горные
  • Большие. Эти водоемы имеют собственный территориальный бассейн площадью 50 тыс. м 2 , которые чаще всего занимают несколько гидрографических зон.
  • Средние. Размер бассейна этих рек составляет 2000–50000 км ² , а протекают они по единой гидрографической местности. Формирование стока происходит в одинаковой географической обстановке. Средний пресный водоем, как правило, выполняет дренажную функцию для подземных вод в границах бассейна.
  • Малые. Величина пресных водоемов на порядок превышает ручьи. Малым рекам характерно многократное прерывание стоков вследствие истощения дренажного слоя подземных запасов.

Важно! Река вместе со всеми своими притоками образует речную систему.

Типы питания рек

  • летом и зимой уровень воды идет на спад (мелкие пресные водохранилища теряют свои прежние объемы или же вовсе пересыхают);
  • осенью и весной – заметно поднимается.

Дождевое

Дождю свойственно наличие слоев с осадками, количество которых исчисляется в миллиметрах (мм). Каждому дождю и снегу присущи собственные характеристики: интервал воздействия, скорость выпадения и область расположения. От вышеописанных свойств осадков напрямую зависит формирование водосистемы и интенсивность наполнения подземных вод. К примеру, чем больше и дольше выпадает осадков на обширную область распределения, тем больше вероятность увеличения величины дождевого паводка. Таким способом обычно наполняются небольшие и средние водоемы. А вот большим источникам характерно наполнение только длительным дождем. Здесь немаловажны и погодные условия: чем суше земля в период выпадения любого вида осадков, тем больше сил потребуется воде на ее парообразование и тем меньше площадь стока, и с точностью наоборот. Из этого следует то, что один единственный выпавший дождь в разных погодных условиях может быть как стокообразующим, так и с отсутствием возможности стока.

Снеговое

  • высоты местности;
  • экспозиции склонов;
  • погрешности рельефа;
  • влияния растительности.

Важно! Между снеготаянием и водоотдачей выпавшего снега имеются существенные отличия. Так, например, таяние снега начинается после достижения определенного уровня температуры воздуха, а также при условии повышенного теплового обмена на поверхности снежного покрова. Вследствие этого, снег отдает воду после своего таяния, а сток начинается с началом водоотдачи.

Подземное

  • показателем уровня воды в водохранилище;
  • высотой рельефа подземного настила;
  • уровнем почвы, зависящего от определенного водного положения и гидрогеологических данных.

Рис. 3. Питание рек

Ледниковое

  • Многолетним балансом речного стока. Вследствие многих жарких лет происходит компенсация уменьшения осадков увеличением уровня ледникового наполнения речных вод, и с точностью наоборот.
  • Сезонными колебаниями стока . Обусловлено перемещением половодья с весенней декады на летнюю.
  • Образованием суточных колебаний бассейна на различных территориях возле ледников.

Важно! Каждая река имеет отдельную долю получения водного питания. По этой причине очень сложно определить точное процентное наполнение вод тем или иным способом. Определить точно этот показатель можно с помощью “меченого атома”, путем вычисления радиоактивного обозначения течений разного происхождения или же посредством химического анализа изотопных составляющих речных систем. Самым простым способом выделения определенного типа питания является метод с использованием графического расчленения гидрографа бассейна реки.

Значение

  • Добыча продуктов питания и создание условий для их выращивания : рыбная ловля, орошение земли с целью выращивания сельскохозяйственной продукции, водозабор и др.;
  • Применение водоемов для судоходного передвижения и для транспортировки леса по речному бассейну;
  • Использование энергии речного течения для возведения водяных мельниц после строительства гидроэлектростанций;
  • Применение реакционных свойств водоема для обустройства пляжей, баз для отдыха и санаториев.
  • Для своеобразной защиты различных государств от вражеской атаки , а также для разделения территорий.

Важно! Применение речных запасов требует взвешенного компромисса, особенно для засушливой местности с минимальными водными запасами.

Читайте также: