Укладка труб в траншею экскаватором

Обновлено: 02.07.2024

Технологическая карта на разработку и засыпку траншеи

2.1. В охранной зоне действующих магистральных газопроводов, земляные работы выполнять только при получении письменного «Разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода» от эксплуатирующей организации. Производство работ без раз­решения или по разрешению, срок действия которого истек, запрещается!

Без обозначения действующих трубопроводов в зоне производства работ дополнительными знаками, ведение строительных работ не допускается.

В местах пересечений трубопроводов установить вешки «Граница ручной разработки грунта» (шаг 5 метров). При выполнении работ следует руководствоваться требованиями, изложенными в следующих нормативных документах:

  • СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;
  • СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы;
  • СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ.
  • СНиП 12-01-2004 Организация строительства;
  • ВСН 004 -88 Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация.
  • СТО Газпром 2-2.3-231-2008 «Правила производства работ при капитальном ремонте 1инейной части магистральных газопроводов»;
  • «Правила безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов»;
  • «Правила безопасности при эксплуатации магистральных нефтепроводов».

2.2. До начала работ должны быть выполнены следующие работы:

  • проведены подготовительные работы (снятие плодородного почвенного слоя или рас­чистка трассы от лесорастительности);
  • разбита и закреплена на местности ось траншеи;
  • экскаватор доставлен к месту производства работ.
  • Траншею разработать экскаватором при движении экскаватора оси и по краю тран­шеи.

2.4 Грунт, вынутый из траншеи, укладывается в отвал на одну сторону не ближе чем, на 0,5 м от бровки траншеи.

  • Траншею разрабатывают одноковшовыми экскаваторами типа «Хитачи» ZХ- 200LС-5G, и вскрывают с двух сторон ниже образующей трубы, не менее 1м.

Далее машиной подкопочной разрабатывается и удаляется грунт из под ремонтируемого трубопровода, предварительно вскрытого сверху и с боков, для обеспечения прохождения машин ремонтного комплекса.

  • Траншею в скальных грунтах разрабатывают следующим образом:

Крутизна откосов траншей приведена в таблице № 1. Таблица 1

Угол от­коса, град. Уклон Угол

Песчаный и гравийный

1:1 1:0,85 1:0,75 1:050

Примечание. При напластовании различных видов грунта крутизна откосов для всех пла­стов назначается по наиболее слабому виду грунта.

  • Схема размещения грунта представлена на схеме организации работ.
  • При проведении работ в водонасыщенных грунтах трубопровода следует начинать с пониженных мест для спуска и откачки воды.
  • Рытье траншеи выполняет машинист экскаватора 6 разряда, помощник машиниста 5 разряда. Разработка траншеи производится в следующем составе:

№ п/п Профессия Разряд Кол-во чел. Примечание
1 2 3 4 5
1 Машинист экскаватора 6 3
2 Машинист бульдозера 5 1
3 Машинист ДЭС-75 5 1
4 Машинист подкопочной машины 5 1 При удалении грунта из-под тела трубы при разработке траншеи
5 Подсобный рабочий 3 3 При присыпке дна траншеи
ИТОГО: 9

Потребность в механизмах, инвентаре и приспособлениях приведена в таблице 3. Таблица 3

3.1. Контроль качества при рытье траншей осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  • СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки ра­бот;
  • СП 48.13330.2011 Организация строительства;
  • ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ. Часть I, П.

Операционный контроль качества осуществляют непосредственно исполнители, брига­диры, прорабы или специальные контролеры (геодезисты).

Технические критерии контролируемых процессов и операций, средств контроля и ис­полнители приведены в таблице 4.

Отклонение раз-бивочной оси от проектной

Отклонение фактической оси траншеи от проектной должно быть не более 50

Периодически (через 2 м) Мастер Гео­дезист Допустимое

отметки дна траншеи от

4.1. При рытье траншеи необходимо руководствоваться правилами техники безопасно­
сти, изложенными в следующих нормативных документах:

  • СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
  • СНиП 12-04-2002 Безопасности труда в строительстве; Часть 2 Строительное производ­ство;
  • РД 102-011-89. Охрана труда. Организационно-методические документы;

Правила техники безопасности при строительстве магистральных стальных тру­бопроводов (ВНИИСТ, Миннефтегазстрой) Сборник инструкций и рекомендаций по технике безопасности для строителей объектов нефтяной и газовой промышленности.

  • Рытье траншеи вблизи расположения подземных коммуникаций производить лишь после получения письменного разрешения организации, эксплуатирующей эти коммуникации.
  • Вблизи действующих подземных коммуникаций разработку грунта механизмами следует прекращать на расстоянии не менее двух метров от подземных коммуникаций, а непо­средственной близости (0,5) разрабатывать грунт разрешено только лопатой без использования ударных инструментов (лом, кирка, пневмоинструмент и т.д.)
  • Для спуска и подъема рабочих в траншею необходимо использовать инвентарные приставные лестницы.
  • Во избежание обвала стенок траншеи край отвала грунта следует располагать на рас­стоянии не менее 0,5 м от бровки траншеи.
  • Персонал, обслуживающий машину, должен хорошо изучить ее, иметь удостовере­ние на право управления, регулярно осматривать, своевременно устранять неисправности, вы­полнять профилактический ремонт.
  • На работающей машине запрещено находится посторонним лицам, не связанным непосредственно с ее работой.
  • Машинист не имеет права передавать управление машиной другому лицу без разре­шения на это ответственного за эксплуатацию машин.
  • Во избежание повреждения действующих линий электропередачи в процессе строи­тельства устанавливают охранные зоны в обе стороны от крайних проводов согласно таблице

Напряжение, кВ Расстояние, м
До 1 2.0
от 1 до 20 включительно 10,0
35 15.0
ПО 20.0
150.220 25.0
330.400.500 30
750 400
800 (постоянный ток) 30,0

Работа машин в охранной зоне ЛЭП разрешается при полностью снятом напряжении. Машинисту должен быть выдан наряд-допуск, оформленный соответствующим образом.

4.10 Границы зон, в которых существует опасность поражения электрическим током, ре­гламентируют представленные в табл. 5 расстояния от не ограждённых неизолированных частей электроустановки (электрооборудования, кабеля, провода) или от вертикальной плоскости, об­разуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, нахо­дящейся под напряжением.

Напряжение. кВ Расстояние, м
До1 1.5
от 1 до 20 включительно 2.0
От 35 до 110 4.0
От150ло220 5.0
По 330 6.0
От 500 до 750 9.0
800 (постоянный ток) 9.0

4.11 Передвижение строительных машин и механизмов под линиями электропередачи допустимо лишь в том случае, если машина имеет высоту от отметки дороги или земли не более 5,0 метров при передвижении по автомобильным дорогам и 3,5 метров при передвижении по грейдерным проселочным дорогам и без дорог.

На уклонах более 22° экскаваторы следует удерживать подвижными якорями.

4.17. При работе на подкопочной машине перед началом работы машинист обязан про-­
верить:

  • техническое состояние машины;
  • наличие и исправность средств противопожарной безопасности;
  • силовой кабель на отсутствие внешних повреждений;

Технологическая карта на засыпку траншеи

1.1. Технологическая карта разработана на засыпку капитально отремонтированного магистрального газопровода.

  • В технологической карте принята засыпка траншеи не мерзлыми грунтами природной влажности с перемещением их на расстояние до 5,0 м бульдозером и экскаватором.
  • Работы выполняются в летний период в одну дневную смену продолжительностью 8 часов в условиях равнинной и слабопересеченной местности.
  • В состав работ, рассматриваемых картой, входят:
  • приведение экскаватора в рабочее положение;
  • присыпка газопровода мягким грунтом;
  • приведение бульдозера в рабочее положение;
  • перемещение грунта с засыпкой траншеи;
  • уплотнение (трамбовка) грунта бельдозером;
  • возвращение бульдозера в исходное положение порожняком;
  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
  2. 1. Засыпку газопровода следует выполнять в соответствии с требованиями:
  • СТО Газпром 2-2.1-249-2008 «Магистральные газопроводы»;
  • СП 48.13330.2011. Организация строительства;
  • СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки ра­бот;
  • ВСН004-88 .Строительство магистральных трубопроводов. Технология и организация работ;
  • ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов.

2.2 До начала работ по засыпке траншеи с уложенным трубопроводом необходимо:

  • проверить проектное положение трубопровода;
  • проверить целостность изоляционного покрытия;
  • выполнить работы по предохранению изоляционного покрытия от механических по­вреждений;
  • получить письменное разрешение от заказчика на засыпку уложенного трубопровода и наряд-задание на производство работ.
  • Трубопровод засыпают непосредственно вслед изоляционно-укладочными работами.

С начало ведется присыпка газопровода экскаватором, затем засыпка трубопровода производится бульдозером по всей протяженности трассы. При достаточной ширине строительной полосы грунт из отвала перемещают бульдозером поперек к оси траншеи прямолинейными проходами. В стесненных условиях строительной по­лосы грунт бульдозером целесообразно перемещать под углом 45°-60° к оси траншеи косопоперечными и косоперекрестными проходами.

Наиболее эффективен комбинированный способ засыпки, предусматривающий двойной проход бульдозера: в начале косопоперечный, а затем прямой поперечный.

Схема производства работ по засыпке уложенного трубопровода приведена на рис. 1.

  • На криволинейных участках засыпку начинают с середины кривой по направлению к ее концам.
  • На участках с вертикальными кривыми (в оврагах, балках, на холмах и т.п.) засыпку следует производить с двух сторон сверху вниз.
  • Избыточный грунт, оставшийся после засыпки трубопровода, разравнивают в виде валика трапецеидального сечения с перекрытием не менее чем на 0,5 метров в каждую сторону от бровок траншеи.
  • На всем протяжении траншеи засыпка ведется слоями 40-50см с тщательным уплотнением грунта катками или несколькими проходами бульдозера.
  • В местах пересечения траншеи с подземными коммуникациями засыпку нужно вести мягким грунтом слоями не более 10 см, тщательно уплотняя грунт.
  • Засыпку траншеи бульдозером выполняет машинист 6 разряда.
  • В целях предохране­ния изоляционного покрытия трубопровода следует делать присыпку на высоту не менее 0,2 м от верха трубы привозным или мягким грунтом разрыхленным механическим способом.
  1. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ И ПРИЕМКЕ РАБОТ

3.1 Технологический операционный контроль качества засыпки уложенного в траншею трубопровода производится в процессе работы и заключается в систематическом наблюдении за соответствием выполняемых работ рабочему проекту и соблюдении требований действующих нормативных документов:

  • СП 36.13330.2012. Магистральные трубопроводы;
  • СП 48.13330.2011 Организация строительства;
  • СНиП 3.02.01-87. Земляные сооружения, основания и фундаменты;
  • СП 86.13330.2014 Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки ра­бот;
  • ВСН 012-88. Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемки работ;
  • СП 104-34-96. Свод правил по сооружению магистральных газопроводов. Производство земляных работ.

3.2 Операционный контроль качества засыпки траншеи должен включать:

  • контроль качества засыпаемого грунта;
  • проверку толщины засыпаемого слоя и высоты валика.

3.3 В процессе выполнения работ представителем заказчика и производителем работ в
соответствии с требованиями ВСН 012-88 (часть II) составляется акт на засыпку (обваловку) уложенного трубопровода по форме № 3.6.

Технические критерии контролируемых процессов и операций, средства контроля и ис­полнители приведены в таблице 1.

  1. ОХРАНА ТРУДА

4.1 При засыпке уложенного в траншею трубопровода необходимо руководствоваться правилами техники безопасности, изложенными в следующих нормативных документах:

  • Сборник инструкций и рекомендаций по технике безопасности для строителей объектов нефтяной и газовой промышленности;
  • Правила техники безопасности при строительстве стальных магистральных трубопроводов.

4.2 Перед началом работ по засыпке траншеи ответственный за проведение работ обязан провести инструктаж с машинистами, выдать ему наряд-допуск, схему производства работ, показать на месте границы работы механизма, расположение действующих трубопроводов, кабелей и других подземных коммуникаций.

4.3 Персонал, обслуживающий машину, должен иметь удостоверение на право управления, регулярно осматривать машину и своевременно устранять обнаруженные неисправности, выполнять профилактический ремонт.

  • В рабочей зоне запрещено находиться посторонним лицам.
  • Машинист не имеет права передавать управление машиной другому лицу без разре­шения на это ответственного за эксплуатацию машин.
  • Нельзя оставлять без наблюдения машину при работающем двигателе. Если необхо­димо поставить машину на местности с уклоном, то следует выключить двигатель машины, за­тормозить, отвал опустить на землю, под гусеницы подложить упоры.
  • В кабине машины необходимо соблюдать чистоту.
  • При одновременной работе двух бульдозеров между ними следует соблюдать интер­вал не менее 5,0 м.
  • Перед тем, как сойти с машины, машинист должен поставить все рычаги в нейтраль­ное положение и выключить все приводы.

4.10 Нельзя работать на бульдозере в пределах призмы обрушения грунта, а также выдвигать отвал бульдозера за бровку траншеи.

  • Работа бульдозера на местности с продольным уклоном более 36° запрещена.
  • Запрещено проводить ремонт, чистку, наладку и смазку бульдозера при работающем двигателе.
  • Для очистки отвала бульдозера необходимо остановить машину, а отвал опустить на землю.
  • Особую осторожность необходимо соблюдать при работе на местах, где проходят линии электропередачи (ЛЭП).

Во избежание повреждения действующих линий ЛЭП в процессе строительства устанавливают охранные зоны в обе стороны от крайних проводов согласно таблице 2.

Напряжение, кВ Расстояние, м
до 1 2,0
от 1 до 20 включительно 10,0
35 15,0
110 20,0
150,220 25,0
330, 400, 500 30,0
750 40,0
800 (постоянный ток) 30,0

Работать на машине в охранной зоне ЛЭП разрешено при полностью снятом напряжении. Машинисту должен быть выдан наряд-допуск, оформленный соответствующим образом.

4.15 Границы зон, в которых существует опасность поражения электрическим током, ре­гламентируют представленными в табл. 3 расстояниями от не огражденных неизолированных частей электроустановки (электрооборудования, кабеля, провода) или от вертикальной плоско­сти, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением.

4.16 В случае невозможности снять напряжение, работы в охранной зоне ЛЭП допускаются при наличии письменного разрешения эксплуатирующей линию организации, наряд-допуска и под постоянным руководством ответственного лица, назначенного из инженерно-технического персонала

СНиП III-42-80 : Прокладка трубопроводов в особых природных условиях

9.1. Болота по характеру передвижения по ним строительной техники делятся на следующие типы:

1-й — болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и неоднократное передвижение болотной техники с удельным давлением 0,02—0,03 МПа (0,2—0,3 кгс/см2) или работу обычной техники с помощью щитов, сланей или дорог, обеспечивающих снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,02 МПа (0,2 кгс/см2);

2-й — болота, целиком заполненные торфом, допускающие работу и передвижение строительной техники только по щитам, сланям или дорогам, обеспечивающим снижение удельного давления на поверхность залежи до 0,01 МПа (0,1 кгс/см2);

3-й — болота, заполненные растекающимся торфом и водой с плавающей торфяной коркой, допускающие работу только специальной техники на понтонах или обычной техники с плавучих средств.

9.2. Подземная прокладка трубопроводов в зависимости от времени года, методов производства работ, степени обводненности, несущей способности грунта и оснащенности строительного участка оборудованием осуществляется следующими способами:

укладкой с бермы траншеи или лежневой дороги;

протаскиванием по дну траншеи;

укладкой в специально создаваемую в пределах болота насыпь.

Способ прокладки трубопровода определяется проектом.

9.3. Прокладку трубопроводов на болотах и обводненных участках следует производить преимущественно в зимнее время после замерзания верхнего торфяного покрова; при этом необходимо предусматривать мероприятия по ускорению промерзания грунта на полосе дороги для передвижения машин, а также выполнять мероприятия по уменьшению промерзания грунта на полосе рытья траншеи.

9.4. Для устройства основания и засыпки наземного трубопровода запрещается использовать мерзлый грунт с комьями размером более 50 мм в поперечнике.

9.5. При сооружении подземных трубопроводов на болотах, обводненных участках трассы и участках с высоким уровнем грунтовых вод допускается укладка трубопровода непосредственно на воду с последующим погружением на проектные отметки и закреплением. Методы укладки и конкретные места балластировки таких трубопроводов определяются проектом и уточняются проектом производства работ.

9.6. Засыпка трубопроводов, уложенных в траншею на болотах в летнее время, осуществляется: бульдозерами на болотном ходу; одноковшовыми экскаваторами на уширенных гусеницах, перемещающихся вдоль трассовой дороги; одноковшовыми экскаваторами на сланях с перемещением непосредственно вдоль траншеи; с помощью легких передвижных гидромониторов путем смыва грунта в траншею, а в зимнее время после промерзания грунта—бульдозерами, одноковшовыми экскаваторами и роторными траншеезасыпателями.

9.7. Работы в горных условиях следует выполнять в период наименьшей вероятности появления на каждом участке производства работ селевых потоков, горных паводков, камнепадов, продолжительных ливней и снежных лавин.

9.8. На период строительства должны быть организованы службы безопасности, оповещения, аварийно-спасательная, медобслуживания и др. При появлении признаков возможного стихийного бедствия (сель, паводок, лавина и т.д.) или предупреждении об этом спецслужб люди и машины должны быть немедленно вывезены в безопасное место.

9.9. При работе на продольных уклонах более 15° следует производить анкеровку машин. Количество анкеров и метод их закрепления определяются проектом.

Допускается работа бульдозера на продольных уклонах до 35° без анкеровки.

При работе в скальных грунтах на продольных уклонах более 10° устойчивость экскаваторов должна проверяться на скольжение.

9.10. На участках трассы, пересекающих горные реки, русла и поймы селевых потоков, не допускаются разработка траншей, вывозка и раскладка труб и секций трубопроводов в задел.

9.11. Направление валки деревьев на склонах крутизной до 15° назначается в зависимости от наклона дерева и способа дальнейшей транспортировки хлыстов.

На уклонах крутизной свыше 15° валка деревьев должна производиться только вершиной к подошве склона.

9.12. На уклонах с крутизной более 22°, а в зимнее время более 15° трелевка хлыстов деревьев вдоль склона тракторами не допускается.

9.13. При строительстве трубопроводов на косогорных участках с поперечным уклоном более 8° должны устраиваться полки со съездами и въездами согласно проекту.

Для возможности разъезда встречных машин на полках должны предусматриваться устройства съездов (въездов) не реже, чем через 600 м, или уширения протяженностью не менее 15 м.

9.14. В случае появления оползневых процессов или обнаружения несоответствия состава грунта проектным данным во время производства работ все работы необходимо прекратить и на место вызвать представителей проектной организации и заказчика для принятия соответствующих решений.

9.15. При срезке склонов балок и оврагов разработанный грунт должен удаляться в места, предусмотренные проектом.

9.16. Разработку грунта (не требующего предварительного рыхления или после рыхления) при сооружении полок на косогорах с поперечным уклоном от 8 до 18° следует производить бульдозерами; с поперечным уклоном более 18°—одноковшовыми экскаваторами с прямой лопатой; при необходимости работу экскаватора можно совмещать с работой бульдозера.

9.17. Рыхление скальных грунтов при разработке полок следует выполнять взрывами шпуровых зарядов, исключающих возможность появления трещин в породах, прилегающих к месту взрыва.

Масса допустимого эквивалентного заряда одновременно взрываемой группы одиночных шпуровых зарядов должна определяться проектом производства работ.

Применение массовых взрывов на выброс для образования полок не допускается.

9.18. Рыхление скальных грунтов взрывами шпуровым методом производится одновременно под траншеи для трубопровода и кабеля связи.

Разработка траншеи под кабель связи производится после засыпки трубопровода.

Крутизна откосов траншей в скальных грунтах устанавливается проектом.

При производстве взрывных работ по устройству траншей и полок для вторых ниток трубопроводов величину зарядов следует назначать с учетом сейсмического воздействия на действующий трубопровод.

9.19. Разработку траншей на продольных уклонах до 35° в грунтах, не требующих рыхления, следует производить одноковшовыми или роторными экскаваторами, в предварительно разрыхленных грунтах — одноковшовыми экскаваторами. При продольных уклонах более 35°— бульдозерами (ширина траншей по дну принимается равной ширине ножа бульдозера) или специальными приемами, разрабатываемыми в проекте и в проекте производства работ.

На уклонах более 22° для обеспечения устойчивости одноковшовых экскаваторов их работа допускается при прямой лопате только снизу вверх по склону, ковшом вперед по ходу работ, а при обратной лопате—только сверху вниз по склону, ковшом назад по ходу работ.

Работа роторных экскаваторов должна во всех случаях производиться сверху вниз.

9.20. В местах сварки потолочных стыков и захлестов в траншее необходимо устраивать уширения в сторону верхнего откоса косогора, принимая необходимые меры против обрушения стенок траншей.

9.21. Вывозка труб на полки до разработки траншей не допускается.

При расположении отвала грунта из траншей в зоне проезда для обеспечения работы машин должна выполняться предварительная планировка отвала по полке.

9.22. При работах по очистке, изоляции и опусканию трубопровода раздельным или совмещенным методом на продольных уклонах свыше 15° должны приниматься меры против продольного смещения трубопровода, трубоукладчиков, очистных и изоляционных машин.

Количество трубоукладчиков в колонне при очистке и изоляции трубопроводов на уклонах более 30° должно быть больше не менее чем на 1 трубоукладчик по сравнению с их количеством при нормальных условиях производства работ.

9.23. Сборку и сварку труб и секций трубопроводов в нитку на уклонах до 20° следует производить снизу вверх по склону, подавая трубы или секции сверху вниз, при большей крутизне — на промежуточных горизонтальных площадках или на горизонтальных площадках вершины гор с последующим протаскиванием подготовленной плети трубопровода.

9.24. Сборка и сварка плетей трубопровода на поперечных лежках, уложенных над траншеей, допускается на участках с крутизной косогора более 18°, где использование полунасыпи для пропуска механизмов невозможно; в этих случаях сварка труб в секции может также производиться на соседних с косогором удобных участках с последующей доставкой секций трубопровода к месту укладки.

9.25. Проходческие и общестроительные работы по устройству тоннелей, а также их временное крепление необходимо производить в соответствии с требованиями СНиП II-44-78, СНиП III-44-77.

9.26. После производства взрывных работ в тоннелях следует устраивать искусственную вентиляцию.

9.27. Монтаж трубопроводов в тоннелях должен производиться протаскиванием постепенно наращиваемой снаружи тоннеля плети по постоянным или временным опорам.

9.28. Предварительное гидравлическое испытание трубопровода следует производить непосредственно в тоннеле.

9.29. Рытье траншей в грунтах II типа просадочности разрешается после окончания предусмотренных проектом работ, обеспечивающих сток поверхностных вод и предотвращение попадания их в траншею как в период строительства, так и в период эксплуатации.

Рытье траншей в грунтах II типа просадочности должно выполняться с расчетом немедленной (не более одной смены) укладки и засыпки трубопровода.

9.30. В грунтах I типа просадочности рытье траншей ведется как на обычных непросадочных грунтах.

9.31. Засыпка траншей грунтом II типа просадочности должна производиться с уплотнением до естественной плотности грунта.

9.32. В барханных и грядовых песках по всей ширине строительной полосы должна выполняться планировка с целью удаления подверженных выдуванию частей барханов до уровня межгрядовых понижений, а также обеспечения беспрепятственного прохода строительных колонн и транспортных средств.

Удаляемая часть барханов должна складываться в межгрядовых понижениях вне строительной полосы. Объем планировки устанавливается проектом.

9.33. В сухих сыпучих песках, во избежание заносов траншей, их рытье следует производить с заделом не более чем на одну смену.

9.34. На поливных землях работы, как правило, должны производиться в периоды полного прекращения поливов, в другие промежутки времени — по согласованию с землепользователем.

9.35. До начала работ по сооружению трубопроводов на поливных землях должны быть проведены мероприятия по предохранению строительной полосы от поливных вод, а также по пропуску через нее воды, поступающей из каналов и других сооружений пересекаемой оросительной системы.

9.36. Насыпи на сорах следует возводить в два этапа, сначала на высоту до проектной отметки низа трубы с обеспечением сквозного проезда по насыпи, затем, после укладки трубопровода в проектное положение, насыпь необходимо досыпать до проектной отметки.

9.37. Для производства строительно-монтажных работ должны использоваться машины, как правило, в северном исполнении, предназначенные для работы при низких температурах и в специфических условиях вечномерзлых грунтов.

9.38*. При составлении технологических карт (схем) на разработку траншей на конкретных участках необходимо учитывать прочностные свойства вечномерзлых грунтов, параметры траншеи, оснащенность землеройной и буровой техникой, ее производительность, а также установленные темпы работ.

9.39*. При механической обработке торцов труб под сварку минусовые допуски размеров конструктивных элементов подготавливаемых кромок не допускаются.

При необходимости вварки в трубопровод патрубков (прямых вставок) форма подготавливаемых кромок труб и патрубков должна соответствовать требованиям ГОСТ 16037—80 и технических условий на трубы.

9.40*. В проектах производства работ на строительство подводных переходов на участках вечномерзлых грунтов должны быть учтены:

характеристики вечномерзлых грунтов (состав, структура залегания, температурный режим, наличие подземных льдов и термокарстов, наличие наледей и их режим и др.);

состояние вечномерзлых грунтов после оттаивания;

температурный режим района;

мощность, характер и время образования снежного покрова;

толщина, прочность и несущая способность ледяного покрова;

продолжительность летнего периода;

необходимость сохранения растительного покрова на пойменных участках залегания ледонасыщенных грунтов.

Как производится укладка трубопровода в траншею и какие трубы для этого подойдут

Укладка трубопровода в траншею – один из этапов сложного процесса прокладки трубопроводной магистрали. Успешность проведения этого этапа зависит как от соблюдения технологии при проведении предыдущих операций, так и от правильности выбора труб, и учета их особенностей при проведении монтажа и собственно укладки. Правильно проведенная укладка труб в траншею – залог дальнейшей успешной эксплуатации системы.

Укладка трубопровода в траншею

Траншейный метод укладки труб применяют при строительстве магистралей самого разного назначения

Классификация методов прокладки трубопровода

Проведение укладки во многом зависит от того, каким образом прокладывается трубопроводная система. Существует три основных метода прокладки в зависимости от расположения трубопровода:

  1. Надземный.
  2. Подземный.
  3. Подводный.

Методы прокладки выбирают также в зависимости от воздействия таких факторов, как:

Совокупностью влияния перечисленных факторов определяется метод прокладки трубопровода:

  1. Открытый.
  2. Скрытый.
  3. Закрытый (бестраншейный).

Укладка трубопровода в траншею

На выбор метода прокладки труб влияет множество факторов, большое значение имеет структура грунта

Последовательность операций при укладке труб большого диаметра в траншею

Предназначенные для трубопроводов изделия проверяются дважды:

  1. Заводом-производителем.
  2. Перед укладкой в траншею.

Важно! При проведении осмотра отбраковываются все трубы, имеющие трещины, пузыри, отколы, посторонние включения и прочие дефекты, ставящие под угрозу безаварийную эксплуатацию системы.

Вручную, с помощью несложных приспособлений, или с применением средств малой механизации укладывают только трубы малого диаметра, в остальных случаях требуется применение кранов. Опустить трубу или секцию в котлован – процесс трудоемкий и медленный, что сказывается на сроках и стоимости выполняемых работ. Ускорить укладку стальных труб помогает использование крупноразмерных креплений, содержащих:

  • вертикальные щиты;
  • горизонтальные прогоны;
  • распорные рамы, расставленные в 3-3,5 м одна от другой.

При использовании крупноразмерных креплений применяют одну из двух схем укладки:

  1. В два потока. Сначала труба укладывается монтажниками с помощью крана на дно, окончательно выверяется ее положение и производится временное закрепление. Затем другая группа монтажников зачеканивает стыки, используя компрессор и пневмомолотки.
  2. В три потока. Укладка, сварка, выверка положения и временное закрепление сразу двух труб по отдельности проводятся с помощью двух кранов. Третий поток выполняет зачеканку стыков.

Укладка трубопровода в траншею

Укладка магистрали, состоящей из одной ветки, производится в два потока

Закрепление выполняется присыпкой грунта или с использованием клиньев. Стыки безнапорных труб заделываются просмоленной паклей или асбоцементными смесями, напорных – с помощью резиновых колец или манжет. Соединения стальных изделий свариваются, полимерных – склеиваются и свариваются.

Укладка бетонных, железобетонных и керамических труб в траншею

Для укладки бетонных и железобетонных труб диаметром свыше 250 мм используются монтажные самоходные краны и трубоукладчики. Для ускорения процесса изделия предварительно соединяют в секции (звенья) по 2-5 штук. Фиксация горизонтального положения секций при опускании достигается использованием траверсы.

При намеченном соединении в раструб заранее устанавливается бетонный упор, на который опускается первое звено. Трубы подаются краном раструбом вперед так, как ведется ход монтажа, и против течения рабочей среды.

Обратите внимание! Стыковка производится с использованием муфтовых и раструбных соединений с применением уплотнения резиновыми кольцами, просмоленной пенькой и заделки асбоцементной смесью.

При фальцевых соединениях изделий диаметром 400-800 мм используют нанесенный на фальцы цементный раствор. При значениях диаметра, превышающих 1000 мм, весь периметр стыка заделывается пеньковыми прядями и затирается цементным раствором. На наружной стороне стыка устанавливается опалубка, укладывается арматурная сетка и наносится цементный раствор.

Укладка трубопровода в траншею

Укладка бетонных и асбестоцементных раструбных труб производится раструбом вперед

Заделывая стыки керамических труб, иногда прибегают к предварительной установке колец из битумной мастики на внутреннюю поверхность раструба и внешнюю поверхность гладкого конца. Поверхность колец конической формы смягчают, нанося растворитель или расплавленный горячий битум. Таким образом производится прочное и герметичное соединение холодным способом.

Выбор полимерных труб для домашнего трубопровода

Функциональное назначение трубопровода диктует условия при выборе типа труб, диметра и материала, использованного при изготовлении. Традиционно использовавшиеся для прокладки трубопроводов материалы уступают место полимерам, не уступающим в прочности и герметичности, но значительно более легким, имеющим сравнительно низкую стоимость. У трубопровода из полимерных конструкций будет более высокая пропускная способность, а подбор комплектующих и фитингов не составит труда и не потребует значительных затрат.

Полиэтиленовые трубы рекомендуются для прокладки подземного трубопровода, так как исходный материал устойчив к температурным перепадам и давлению грунта. Для бытовых водопроводов желательно приобретение модели полиэтиленовых труб низкого давления PN10, устойчиво выдерживающих постоянное давление до десяти атмосфер. Не рекомендуется для подземных трубопроводов марка PN6 с низкой плотностью. Монтаж полиэтиленового трубопровода может осуществляться без специальных инструментов.

С учетом относительно высокого теплового расширения полиэтилена конструкция трубопровода предусматривает изгибы Г- или П-образной формы.

Укладка трубопровода в траншею

Для домашнего водопровода и канализации можно использовать трубы из разных полимеров

Полипропиленовые трубы жестче и прочнее полиэтиленовых. Они также легко монтируются, недостаток гибкости восполняется установкой переходников и уголков. К тому же. Их легко соединять с элементами, выполненными из других материалов.

Для домашнего водопровода протяженностью до 15 м подбираются трубы с диаметром в 20 мм, при протяженности до 30 м – 25 мм, при большей протяженности – 32 мм. (Расчет приведен с учетом среднего значения скорости воды в системе, не превышающего 2 м/с). Для подачи горячей воды потребуются полипропиленовые трубы с армирующим слоем из алюминиевой фольги или стекловолокна (PN20 или PN25). Прокладывая трубопровод из полимерных материалов, желательно все его элементы подбирать от одной фирмы-производителя. Они не должны иметь неровностей и шероховатостей.

Преимущества использования полиэтиленовых труб

Полиэтиленовый трубопровод – самый экономичный и практичный для установки в домашнем хозяйстве. Укладка системы из полиэтилена низкого давления сулит:

  • отсутствие проблемы коррозии;
  • легкость нарезки и укладки отдельных звеньев;
  • повышенную пропускную способность;
  • отсутствие накипи и засорений взвесями, содержащимися в рабочей жидкости, которые не пристанут к эластичным внутренним стенкам;
  • отсутствие необходимости в дополнительной защите химически инертного материала от воздействия агрессивных сред и блуждающих электрических токов;
  • экономию на соединительных деталях, проектировании и прокладке за счет невероятной гибкости материала, позволяющего добиться минимального радиуса изгиба, равного 25 диаметрам трубы;
  • легкость, упрощающую транспортировку, монтаж и укладку;
  • устойчивость к температурным перепадам;
  • санитарно-гигиеническую безопасность.

Укладка трубопровода в траншею

Одним из преимуществ применения полиэтиленовых труб является высокая скорость их монтажа

Обратите внимание! Прокладка полиэтиленового трубопровода в промерзающем грунте требует проведения специальных расчетов радиуса изгиба при понижении температуры. Это связано с неравномерным перемещением полиэтиленовой конструкции в вертикальной плоскости при замерзании грунта, вызывающем деформации.

Монтаж инженерных сетей трубами ПНД

Траншейная прокладка инженерных сетей с использованием ПНД требует учета следующих обстоятельств:

  • площади территории, где будут вестись работы;
  • характеристик грунта, наличия в нем твердых пород. Рыхлую почву укрепляют. При укладке в плотном и твердом грунте принято укладывать на очищенное дно траншеи утрамбованную песчаную подушку толщиной не менее 10 см. К ней может быть добавлен гравий мелких фракций;
  • назначения объекта;
  • глубины промерзания грунта. Это весьма важное обстоятельство, так как трубопровод ПНД полагается прокладывать хотя бы на 20 см ниже уровня максимального промерзания грунта, чтобы избежать повреждения системы. При невозможности требуемого заглубления приходится производить утепление труб. Канализационную систему ПНД не рекомендовано заглублять ниже отметки в 2,5-3 м.
  • сваркой встык. Используется, чтобы состыковать трубы большого диаметра;
  • электромуфтовой сваркой. Признается незаменимой, когда прокладку ведут в стесненных условиях;
  • раструбным методом. Используют, прокладывая наружную безнапорную канализацию, герметичность которой повышается применением уплотнительных резиновых колец и обработки герметиком;
  • с использованием компрессионных фитингов. Обычно к нему прибегают, прокладывая внутренние коммуникации. Диаметр труб с разъемными соединениями, по правилам, не превышает 63 мм.

Укладка трубопровода в траншею

ПЭ трубы с диаметром свыше 63 мм соединяют только посредством сварки

Укладка трубопровода с использованием ПНД снижает уровень эксплуатационных расходов и гарантирует долгосрочное эффективное функционирование системы.

Использование сварки при монтаже полипропиленовых труб

Сварка выступает в качестве основного средства соединения элементов при укладке трубопровода. Получение неразъемных соединений, исключающих внесение изменений в конструкцию, является чрезвычайно удобным при траншейной укладке. Полипропиленовый трубопровод может укладываться трассовым методом, предполагающим предварительное сваривание секций до размера, допускающего транспортировку. Окончательное соединение производится уже на месте.

Трубы диаметром 25 мм свариваются в течение девяти-десяти секунд, 32-миллиметровые – на две-три секунды дольше. Паяльник нагревается до 260-270º С. Требуется внимательно следить и за температурой нагрева, и за временем. При недостаточном нагреве не удастся добиться нужной прочности соединения. Перегрев проявляется в почернении пластика, которое означает, что участок испорчен и его следует удалить.

При соединении полипропиленовых элементов свариванием их предварительно очищают. Во избежание появления зазоров при стыке, глубину фитинга предварительно отмечают на конце трубы. По завершении сварки появившимся оплывам дают остыть, так как поспешное удаление деформирует трубу.

Возможные проблемы при укладке полимерных труб

Укладка полимерных труб траншейным методом представляется оптимальным выбором при обустройстве трубопровода. При необходимости проведения работ на участке, где грунт слишком твердый и прокладка траншеи затруднена, стоит, по возможности, дождаться погодных условий с повышенной влажностью. Схожего эффекта можно достичь увлажнением грунта на месте проведения прокладки.

Укладка трубопровода в траншею

В рыхлом грунте для подземной прокладки труб используют метод прокола

Прокладка трубопровода в рыхлом грунте сопровождается постоянным осыпанием почвы. Это может привести к деформациям в системе и выходу ее из эксплуатации. Поэтому рыхлые грунты принято укреплять, используя, в том числе, специальный геотекстиль. Другой вариант выхода из такой ситуации – использование метода прокола. Тогда труба из полимерных материалов будет помещена внутрь предварительно проложенной в качестве защитного кожуха стальной.

Полезно знать! К бестраншейному методу прокладки приходится прибегать, когда на пути трубопровода оказывается какой-то крупный объект. При этом полимерные конструкции могут дополнительно изолироваться стальным кожухом.

Проведение утепления трубопровода

Большинству наружных трубопроводов требуется дополнительная защита от низких температур. При траншейной укладке, чтобы избежать последствий размораживания системы, утепление проводят предварительно, используя известные способы:

  • укладку в футляре, т.е., трубе большего диаметра;
  • заливку монолитным слоем пенобетона;
  • обматывание утеплителем, например, пенопластом или пенополиуретаном, которые не будут повреждены влажностью и мелкими грызунами;
  • обматывание нагревательным кабелем, который спиралеобразно укладывается снаружи или внутри трубы в одну или две параллельные линии;
  • повышением давления в системе при невозможности провести физическую теплоизоляцию.

Системы для полива утеплять не принято, ибо их используют только в теплое время года. Но морозостойкость системы при укладке учесть стоит, так как может быть повреждена структура материалов конструкции.

Соблюдение технологических норм при укладке трубопровода в траншею позволит избежать проблем с его обслуживанием и эксплуатацией на протяжении десятилетий, особенно в том случае, если используются современные полимерные материалы.

Читайте также: