Разрешение на ввод в эксплуатацию скважины на воду

Обновлено: 04.07.2024

Лицензирование скважин на воду


Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Улица Ставровская, дом 4
г. Владимир, Владимирская область

  • Скважина на воду требует регистрации в качестве объекта недвижимого имущества? С чего начать? Какие документы подготовить? Как избежать штрафа за незаконную добычу подземных вод. Разберем детально в этой статье.
Категория: Блог эксперта по лицензированию скважин на воду

Порядок регистрации скважины как объекта недвижимости – общие сведения

Водозаборные скважины являются объектом недвижимости. Следовательно, для полностью законной эксплуатации данных сооружений (в том числе с точки зрения уплаты налогов) необходимо провести процедуру регистрации в качестве объекта недвижимости.

Оглавление

  • Полезно почитать: почему скважина на воду объект недвижимости
  • Возможно вы искали информацию про другие варианты регистрации скважины на воду.
  • Требования по регистрации скважин в качестве объектов недвижимости прописывают в условиях лицензии на право пользования недрами.
  • Что скрывается за фразой: постановка на учет водозаборных скважин?

С одной стороны регистрация водяной скважины в качестве недвижимого имущества проводится по аналогичной процедуре, как и любая другая недвижимость. Укрупненно процесс состоит из двух этапов:

Рекомендуем изучить аналитику по судебным искам связанным с лицензиями на скважины:

Оформление скважины на воду в качестве недвижимого имущества - этап 1

Сбор предварительной информации необходимой для регистрации скважины в собственность

На первом этапе проводятся работы по подготовке документов описывающих водозаборную скважину в качестве объекта недвижимого имущества и привязывающих ее на местности.

  • Заказ выписок, карт КПТ
  • Анализ документов

Сбор фактических данных на местности:

  • Координирование на местности
  • Вынос точек и закрепление с привязками, замеры

На втором этапе проводится формирование и подача пакета документов для регистрации водозаборного сооружения в реестре недвижимости.

Разработка документации для оформления объекта недвижимости

  • Составление технического плана
  • Подготовка межевого плана для кадастрового учёта
  • Подготовка межевого дела на участок
  • Формирование комплекта документов для постановки на кадастровый учёт
  • павильон над водозаборным сооружением;
  • зона санитарной охраны;
  • водонапорная башня и т.д.

Кроме этого важно обратить внимание на соблюдение законодательства в части добычи подземных вод. А именно, необходимо оформить лицензию на добычу подземных вод. В противном случае при межведомственном запросе может быть установлен факт незаконной добычи. Результатом может стать штраф до 1 000 000 рублей.

  • Узнать больше про оформление лицензии на водозаборную скважину для юридических лиц

Еще один важный момент, связанный с оформление водозаборных скважин в качестве объектов недвижимого имущества заключается в статусе земель, на которых они расположены. Очень часто, особенно для старых скважин, статус земель мог поменяться много раз. В нашей практике встречались скважины, пробуренные в 60 годах, которые собственник ставил на учет. В процессе постановки оказывалось, что земли под скважинами на момент постановки на учет относятся к особо-охраняемы территориям (на которых запрещена добыча полезных ископаемых). В результате процедура постановки водозаборного сооружения на учет многократно усложнялась и переходила из чисто формального процесса в судебное разбирательство.

Заключительный этап работ по регистрации права на скважину как на недвижимую собственность

Подаем документы в регистрирующий орган для закрепления права собственности на водозаборную скважину

Когда данные собраны и все необходимые документы подготовлены проводится электронная часть мероприятий по регистрации права. После этого возможны два варианта развития событий:

Финишные мероприятия - вариант 1

  • Государственный учёт объекта недвижимости в Росреестре
  • Выдача документов собственнику для сдачи в регистрирующий орган

Финишные мероприятия - вариант 2

  • Государственный учёт объекта недвижимости в Росреестре
  • Подача документов регистрирующий орган исполнителем работ

Первый формат работы приемлем в случае, если клиент хочет сберечь свои средства и не готов оплачивать дополнительные рахсоды. Например, при подаче документов в другом регионе услуги по этому этапу могут стоить порядка 10 000 рублей. Второй подход используется, если владелец скважины хочет сберечь свое время.

Оформление скважины

Подборка наиболее важных документов по запросу Оформление скважины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Оформление скважины

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 7.3 "Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов" КоАП РФ
(В.Н. Трофимов) Административный орган полагал, что в действиях должностного лица общества имелся состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, поскольку на указанное лицо должностной инструкцией и соответствующим приказом была возложена ответственность за нарушения в сфере недропользования. Суд не согласился с административным органом, разъяснив, что из содержания должностной инструкции указанного должностного лица (начальника цеха) и приказа руководителя организации следовало, что его должностные обязанности не были связаны с осуществлением деятельности в сфере недропользования. Как подчеркнул суд, назначение указанного должностного лица ответственным за обслуживание и эксплуатацию скважины не свидетельствовало о наделении его полномочиями по оформлению от имени юридического лица документа, удостоверяющего право юридического лица на использование участка недр.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 60 "Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения" ЗК РФ
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ") Руководствуясь статьей 60 ЗК РФ и установив в соответствии с планом горизонтальной съемки от 1992 года, что спорный участок имел другую конфигурацию, был меньшей площади ввиду последующего незаконного включения мест общего пользования и имущества СНТ - опоры, электрощитовой, скважины и земельного участка, необходимого для ее обслуживания, что повлекло невозможность использования общего имущества и оформления права собственности на имущество, принадлежащее СНТ, суд правомерно обязал устранить препятствия в пользовании имуществом, отказав в удовлетворении встречного иска о сносе самовольных построек, исходя из того, что формирование спорного участка с учетом земли общего пользования, отраженное в межевом плане, противоречило земельному законодательству, поэтому артезианская скважина, столб для поднятия насоса и электрощитовая самовольными постройками не являются.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Оформление скважины

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Вопрос: В каком порядке оформляется паспорт водозаборной скважины?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)

Разрешение на ввод в эксплуатацию скважины на воду

Кому нужна лицензия на право пользования недрами

Закон устанавливает возможность предоставления недр, в том числе подземных вод, в пользование при условии оформления специального государственного разрешения - лицензии. Лицензия удостоверяет право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченным органом государственной власти и пользователем недр заключается договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению договора. Пользование водными ресурсами из лицензированного водозаборного сооружения возможно только на платной основе.

Лицензию на право пользования недрами могут получить исключительно субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, в том числе садовые и огородные некоммерческие товарищества, а также граждане в статусе ИП. Согласно законодательству, лицензия требуется, если объем извлекаемых подземных вод превышает 100 кубических метров в сутки, если добыча воды ведется в коммерческих целях, а также если источник водозабора располагается ниже водоносного горизонта, который служит источником централизованного водоснабжения. Таким образом, централизованные скважины (в том числе артезианские), принадлежащие СНТ или ОНТ, предназначенные для питьевого или технологического водоснабжения земельных участков, входящих в состав товариществ, подлежат лицензированию и облагаются налогом.

Управление о порядке регистрации гидротехнического сооружения

-собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве,

- при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс (п.1);

-иного лица в случаях, установленных федеральным законом (п.7).

Водные объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации предоставляются в пользование только в целях, указанных в ст.11 ВК РФ. Пунктом 5 ч.3 ст.11 ВК РФ предусмотрена цель предоставления водного объекта - строительство гидротехнических сооружений.

Учитывая указанные положения закона, в рассматриваемом случае на государственную регистрацию права необходимо представление соответствующих документов на предоставление водного объекта в пользование для целей строительства гидротехнического сооружения. Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав может быть представлено лицом, осуществляющим строительство гидротехнического сооружения и являющимся водопользователем.

Разрешение на ввод в эксплуатацию скважины на воду

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решенийи действий (бездействия) органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц

1. Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц и государственных гражданских служащих при предоставлении государственной услуги.

2. Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", настоящим Регламентом.

3. Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

3.1. Нарушения срока регистрации заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении заявления и иных документов (информации) от заявителя.

3.2. Требования от заявителя:

3.2.1. Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

3.2.2. Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

3.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.2.4. Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

3.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.

3.4. Отказа заявителю:

3.4.1. В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

3.5. Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

4. Жалобы на решения (действия, бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) указанного органа исполнительной власти.

Жалобы на решения (действия, бездействие) руководителя (заместителя руководителя) органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, подаются заявителем в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.

Жалоба на решения и (или) действия (бездействие) органов, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц либо государственных гражданских служащих при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Кодекса, в части нарушения установленных сроков предоставления государственной услуги, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, может быть подана такими лицами в порядке, установленном настоящим разделом, либо в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации, в антимонопольный орган.

5. Жалобы могут быть поданы в органы, уполномоченные на их рассмотрение, в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

5.1. При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

5.2. Почтовым отправлением.

5.3. С использованием Портала (в случае предоставления государственной услуги Комитетом государственного строительного надзора города Москвы).

5.4. С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

5.5. Иными способами, предусмотренными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

6. Жалоба должна содержать:

6.1. Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

6.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, подведомственной органу исполнительной власти организации, многофункционального центра предоставления государственных услуг либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, работника, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.

6.4. Дату подачи и регистрационный номер заявления на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме заявления и его регистрации).

6.5. Сведения о решениях и действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

6.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

6.7. Требования заявителя.

6.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

6.9. Дату составления жалобы.

7. Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

8. Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

9. Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

9.1. Отказа в приеме документов.

9.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

9.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

10. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение о ее удовлетворении (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.

11. Решение должно содержать:

11.1. Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

11.2. Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.

11.4. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

11.5. Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

11.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

11.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

11.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

11.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или отказе в ее удовлетворении).

11.10. Информацию о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).

11.10(1). Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

11.11. Порядок обжалования решения.

11.12. Подпись уполномоченного должностного лица.

12. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

13. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

13.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

13.2. Обеспечение приема и регистрации заявления, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

13.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

13.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

13.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14. Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

14.1. Признания обжалуемых решений и действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

14.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

14.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

14.4.1. Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

14.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

15. Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

15.1. Утратил силу. - Постановление Правительства Москвы от 21.05.2015 N 307-ПП.

15.2. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

15.3. Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

15.4. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

15.5. При поступлении в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, ходатайства заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

16. Решения об удовлетворении жалобы и отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

17. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

17(1). Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктом 5.4 настоящего Регламента, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

18. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

19. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

19.1. Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

19.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

20. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Разрешение на ввод в эксплуатацию скважины на воду

16.07.2018 08:29 Армавирский отдел Территориальные отделы Управления

На кадастровый учет скважина ставится как сооружение на основании разрешения на ввод в эксплуатацию соответствующего объекта недвижимости и технического плана, а так же правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Если в соответствии с федеральными законами не требуется получение разрешение на строительство, то государственный кадастровый учет скважины осуществляется на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок. Для подготовки технического плана необходимо будет предоставить кадастровому инженеру проектную документацию на скважину.

Также обязательно нужно принять во внимание тот факт, что если разрешение на скважину не получено, но она есть, то такой объект подлежит ликвидации или обязательной регистрации. В противном случае владелец становится участником административного правонарушения и несет соответствующее наказание.

Как пробурить скважину на участке и не нарушить закон

Артезианская скважина на участке полностью закрывает вопрос с водоснабжением: пробурил и все; пользуйся чистой, и, что особо приятно, дармовой питьевой водой. Многие граждане так и делают, не задумываясь о правовых сторонах этого вопроса.

В этой статье мы рассмотрим:

  • Имеет ли право частное лицо организовывать бурение скважины
  • Законно ли бурить скважину "на песок"
  • В каких случаях нужна лицензия
  • Как пробурить артезианскую скважину и не нарушить закон

Можно ли бурить на участке скважину «на песок»

Подземные воды считаются полезными ископаемыми, и их использование регламентирует Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.08.2018) «О недрах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019). В 2014 году в закон были внесены важные поправки.



Espresso Участница FORUMHUSE

Старая редакция закона ограничивала использование подземных вод первым водоносным горизонтом. Причем, он не должен был являться источником централизованного водоснабжения. Сейчас же можно использовать подземные воды из любых водоносных горизонтов, расположенных НАД водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения.

В действующей редакции закона говорится:

«Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд <…> подземных вод, объем извлечения, которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительство подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».

артезианская скважина сколько метров

То есть, получение лицензии на скважину, которая соответствует перечисленным требованиям (объем извлечения составляет не более 100 кубических метров в сутки и из водоносных горизонтов, расположенных над водоносными горизонтами - источниками централизованного водоснабжения), не нужно.

Также из закона следует, что

  • Водой из скважины может пользоваться владелец или арендатор участка, на котором расположена скважина;
  • Если скважина строится на несколько участков, лицензия уже необходима;
  • Если вы планируете использовать подземные воды в предпринимательской деятельности, также нужно будет обязательно оформить лицензию;
  • Продавать (или передавать кому-то) воду, добытую на своем участке для собственных нужд, закон запрещает – для этого также нужно оформить лицензию на добычу подземных вод;
  • Для собственных нужд можно добывать не более 100 кубических метров в сутки. Но этого более, чем достаточно даже для нужд большого ЛПХ;
  • Для добычи подземных вод из водоносных горизонтов, которые не являются источниками централизованного водоснабжения, лицензия, согласно статьи 19 закона «О недрах», не требуется. И обычно это песчаные горизонты, которые не годятся для бурения мощных скважин.

В законе нет ни слова о глубине скважин на этот водоносный горизонт, главное, чтобы он не был источником централизованного водоснабжения.

Но иногда у таких песчаных горизонтов очень хорошая водоотдача, и они используются для водоснабжения всего поселка или садоводческого товарищества. Считать ли такой горизонт источником централизованного водоснабжения со всеми вытекающими последствиями?

Вот что говорит по этому поводу со ссылкой на федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" консультант FORUMHOUSE Василий Гуцев (ник на FORUMHOUSE Dremlin):


Василий Гуцев

Централизованная система служит для подачи воды абонентам. Если круг лиц ограничен, или, напротив, нет вообще никаких, даже теоретических ограничений (общий доступ), то это нецентрализованная система.

Поэтому в товариществе может быть как централизованная система водоснабжения (если к ней могут подключаться новые абоненты), так и нецентрализованная (если, например, там создали сеть только для членов товарищества, и никого более).


Можно ли бурить на участке артезианскую скважину

Практически все артезианские водоносные горизонты – это источники централизованного водоснабжения. Граждане массово бурят скважины «на известняк», но законодательного акта, который разрешал бы бурить артезианские скважины частному лицу, не существует.


Licenzirovanie Участник FORUMHOUSE

Гражданин РФ (не в статусе индивидуального предпринимателя) не имеет право бурить (заказывать бурение) на известняк на личном участке. Это следует из федерального закона «О недрах», так как на физ. лицо не может быть выдана лицензия на пользование недрами. Буровые компании также идут на преступление, буря скважины на известняк частным лицам.

Добычу воды в объеме менее 500 м³/сут регулируют местные власти, обычно это в компетенции областного Министерства экологии и природопользования.


Licenzirovanie

Пока местные власти избегают касаться этой проблемы, но всё может поменяться, если потребуется дополнительно пополнять бюджет штрафами. Маленькие штрафы для физ. лиц легко могут увеличить. Также найдут как привлечь к ответственности буровую организацию.

Какая скважина считается артезианской и как получить лицензию на бурение

Участник FORUMHOUSE c ником Alexey_KAN долгое время работал в сфере лицензирования пользования недрами и сам писал нормативные правовые акты, которые регулируют порядок лицензирования добычи подземных пресных вод на региональном уровне и порядок добычи для собственных нужд собственниками и иными правообладателями ЗУ.


По его словам, у приведенной выше статьи 19 Закона о недрах, есть неочевидное условие.

Добываемые на участке подземные воды не должны добываться из водоносных горизонтов, являющихся источниками централизованного водоснабжения

Поэтому, чтобы пробурить у себя на участке скважину и не нарушить нормы законодательства, необходимо точно знать, источник централизованного водоснабжения у вас на участке или нет. А этой информации в открытых источниках нет.


Alexey_KAN Участник FORUMHOUSE

Пробурив артезианскую скважину на глубину 80 метров, вы вполне можете покуситься на чей-то участок недр (запасы воды в котором находятся на гос балансе), например, какого-нибудь водоканала, водозабор которого может быть и в нескольких километрах от вашего ЗУ.

Дело в том, что подземное озеро, или другой подземный водный объект может занимать огромную площадь.

Если он разведан, стоит на госбалансе как действующий или потенциальный источник централизованного водоснабжения, то бурить скважину и добывать воду из него нельзя.

До внесения поправок в закон было достаточно получить заключение о том, что вода добывается из первого водоносного горизонта (априори считалось, что это – не источник централизованного водоснабжения). В новой редакции первый водоносный горизонт не упоминается.

Alexey_KAN считает, что оградить себя в будущем от неприятных моментов с контролирующими органами владельцу участка, возможно, помогут следующие действия:

  • Обратиться в региональное министерство природных ресурсов и попытаться получить информацию о наличии источника центрального водоснабжения на вашем участке. Но иногда эта информация засекречена, а еще чаще конкретные чиновники просто некомпетентны, у них может не быть этой информации.
  • Обратится в территориальное отделение Роснедр (это федеральный лицензирующий орган) и получить заключение о том, что в недрах под вашим участком нет полезных ископаемых. Такое заключение формально выдают по участку предстоящей застройки. Здесь тоже есть «но»: устройство скважины к застройке могут и не отнести; а главное – заключение, скорее всего, дадут только на федеральные полезные ископаемые, а по региональным могут не дать.


Alexey_KAN

Но если получите заключение, что запасов пресных подземных вод по участком предстоящей застройки нет, то это должно вас обезопасить от любых проверок.

  • Обратится в территориальный фонд геологической информации вашего региона и попросить справку о наличии или отсутствии запасов подземных вод под земельным участком.

В некоторых случаях под давлением обстоятельств Министерство природных ресурсов дает собственнику участка лицензию на пользование артезианским водозабором (когда других вариантов водоснабжения просто нет). Но и тогда придется обойти целый ряд ограничений. Чтобы получить лицензию, владелец участка должен:

  • Предъявить документ, подтверждающий право собственности на землю (или договор аренды).
  • Заказать у специалистов расчет потребляемой воды, согласовать его в соответствующей инстанции (в Московской области это отдел водных ресурсов по Московской области Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов).
  • Получить заключение Роспотребнадзора о том, что участок подходит для организации санитарной зоны. Этот пункт представляется практически невыполнимым: по требованиям пункта 2.1.4.1110-02 СанПиН зоны санитарной охраны должны составлять – 60×60 м.
  • Получить заключение на проектирование артезианской скважины (в Московской области – в территориальном Центре государственного мониторинга состояния недр ФГУП «Геоцентр-Москва»).

Роспотребнадзор должен проверить качество воды в готовой артезианской скважине, а потом ее нужно поставить на госучет, построить зону санитарной охраны и сделать государственную геологическую экспертизу.

Процесс, прямо скажем не простой, не быстрый и не дешевый.


plotter Участник FORUMHOUSE

Получается, что разрешение на артезианскую скважину, при условии, что с этого горизонта питается какое-нибудь село или город, получить физику просто невозможно. А потому, как всегда, бурить и никому не показывать. Или говорить, что на песок.


Денис1235 Участник FORUMHOUSE

Короче, закапываем оголовок, ставим скважинный адаптер и говорим, что воду возим в бутылках из ключа.

Бурить и никому не показывать – это тоже очень плохая идея, хотя владельцы участков чаще всего поступают именно так.


Alexey_KAN

Что касается мнения некоторых участников форума, что мол «никто не узнает и не проверит и бурите на здоровье», спешу огорчить вас и предостеречь. Предметом проверки в случае бурения физическим лицом скважины на собственном ЗУ будет не безлицензионная добыча подземных вод (физлицу по закону лицензия вообще не может быть выдана), а соблюдение природоохранного, водного, санитарного законодательства.

А оно призвано охранять подземные воды, обеспечить их рациональное использование и не допустить истощение и загрязнение, а добывая воду из артезианского горизонта собственник участка:

  • не обеспечивает требования охраны источников питьевого водоснабжения;
  • загрязняет весь источник через свой водозабор.


Alexey_KAN

Если вы, пробурив скважину на 80 метров, стали причиной падения уровня воды в соседнем водозаборе, который снабжает весь поселок, теоретически к вам могут прийти.


Василий Гуцев

Ответственность предусмотрена ч. 1 ст. 7.3. КоАП РФ: Пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Кроме того, по иску природоохранной прокуратуры возможна ликвидация скважины.

Вывод

Как все-таки получить чистую питьевую воду и не нарушить закон? Самый лучший выход – объединиться.

Физическому лицу по Закону о недрах выдача лицензии не предусматривается, но выдача лицензии некоммерческому объединению граждан не противоречит ни этому закону, ни Гражданскому кодексу. Садоводческие и огороднические объединения, товарищества собственников недвижимости, в которых остро стоит проблема с централизованным водоснабжением, получить ее смогут.

Для получения лицензии достаточно оформления товарищества нескольких собственников недвижимости.

Стали бы вы получать лицензию на артезианскую скважину?

Лицензирование скважин на воду


Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Улица Ставровская, дом 4
г. Владимир, Владимирская область

  • Оформление скважины: О чем речь? Когда и что оформляют? Какие документы необходимы?
Категория: Блог эксперта по лицензированию скважин на воду

Оформление водозаборных скважины: этапы и документы

Когда и какие документы нужно оформлять на водозаборную скважину? На текущем этапе этот вопрос задают себе руководящие работники многих организаций. Давайте разберемся с вопросом оформления скважин на воду на каждом из этапов их жизненного цикла.

Примечание 1. Документы для оформления скважины на воду не всегда готовятся в полном объеме. Вопрос оформления тех или иных документов нужно рассматривать индивидуально для каждого сооружения. В статье мы будем делать пометки в отношении того кому и когда нужно оформлять те или иные документы.

Примечание 2. Часто люди ищут информацию про артезианские скважины. На самом деле артезианский характер скважин вопрос зачастую спорный. Но рассмотрение этого вопроса потребует написания 2-3 глав с хорошим объемом текста. В рамках этой статьи укажем, что на артезианские скважины оформление документов мало чем отличается от любых других водозаборных скважин.

Примечание 3. Оформление скважины в СНТ в свете последних изменений в законодательстве значительно упростили. В статье будет указано какие именно документы необходимы для СНТ.

Читайте также: