Разборка асфальтобетонного покрытия вокруг колодцев

Обновлено: 30.06.2024

Разборка асфальтобетонного покрытия вокруг колодцев

Технические рекомендации
по устройству и ремонту дорожных конструкций с применением асфальтобетона

Дата введения 2007-06-01

РАЗРАБОТАНЫ ГУП "НИИМосстрой"

УТВЕРЖДЕНЫ: Начальником Управления научно-технической политики в строительной отрасли Дмитриевым А.Н.

Настоящие технические рекомендации представляют собой практическое руководство для дорожно-строительных организаций, выполняющих работы по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.

Технические рекомендации разработаны ГУП "НИИМосстрой" (д-р техн. наук А.В.Руденский, канд. техн.наук Л.В.Городецкий)

Рекомендации подготовлены с учетом отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации городских дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями.

Рекомендации согласованы с ОАО "Инждорстрой" и ОАО "АБЗ N 1.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Дорожные конструкции с асфальтобетонными покрытиями являются основным типом конструкций проезжей части улиц и магистралей в г.Москве.

Повышение эффективности сооружения асфальтобетонных покрытий, обеспечение их высоких транспортно-эксплуатационных показателей, продление сроков их службы является важной технико-экономической задачей, поскольку состояние асфальтобетонных покрытий оказывает существенное влияние на эффективность работы автомобильного транспорта и на надежность функционирования городской дорожной сети.

Технология строительства асфальтобетонных покрытий включает следующие основные этапы: подготовка исходных материалов и приготовление асфальтобетонных смесей, доставка асфальтобетонных смесей к месту производства работ, укладка и уплотнение асфальтобетонной смеси, контроль качества материалов и готового асфальтобетонного покрытия. Технологические особенности процесса устройства асфальтобетонного покрытия определяются требованиями условий строительства и характеристиками используемого технологического оборудования.

Для устройства асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог и аэродромов наряду со стандартными смесями (т.е. отвечающими требованиям стандарта) применяются различные специальные составы асфальтобетонных смесей, использование которых может быть оправдано специальными требованиями или технико-экономическими соображениями. Специальные асфальтобетонные смеси обычно применяются в соответствии со специально разрабатываемыми техническими условиями, отражающими особенности применяемых смесей или их компонентов.

Так, например, широко известно применение литых асфальтобетонных смесей (литого асфальта), имеющих практически нулевую остаточную пористость и не требующих уплотнения после их укладки. Применение таких смесей получило распространение в ряде стран.

Другим типом асфальтобетонных смесей, широко применяемых в последнее время за рубежом, являются так называемые щебеночно-мастичные асфальтобетоны и асфальтобетоны с повышенным содержанием щебня более 65% (до 75-90%).

Имеется опыт использования различных нестандартных компонентов в составе асфальтобетонных смесей. В составе асфальтобетонов вместо традиционного нефтяного битума применяют альтернативные органические вяжущие, например, природный битум, различные битумные композиции, битумные эмульсии, сланцевые битумы и др. К числу широко известных битумных композиций относятся такие комплексные органические вяжущие, как нефтяные битумы с добавкой природного тринидадского асфальта, полимербитумные и битумокаучуковые композиции, резинобитумные вяжущие, композиции битума с серой и др.

Известен опыт применения в составе асфальтобетонных смесей вместо карбонатного минерального порошка различного рода порошкообразных отходов промышленности (отсевов дробления горных пород, зол уноса ТЭС, пыли уноса цементных заводов), а также разного рода волокнистых наполнителей.

В качестве щебня или гравия применяются нестандартные искусственные каменные материалы (керамзит, аглопорит и др.), малопрочный щебень, получаемый дроблением известняков, ракушечника или битумсодержащих пород, цементобетона, стеклянного боя и других материалов.

Выбор того или иного вида асфальтобетона для дорожного покрытия, его состава и компонентов определяется требованиями, зависящими от категории дороги, климатических и эксплуатационных условий, технико-экономических факторов (наличие ресурсов, сроки строительства, требования надежности и др.).

Толщина асфальтобетонного покрытия, укладываемого в один слой, составляет 3-6 см. Покрытия большей толщины обычно укладывают в 2-3 слоя асфальтобетонной смесью с раздельным уплотнением каждого из слоев. При этом толщина верхнего слоя принимается в пределах 3-5 см, а толщина каждого из нижних слоев асфальтобетонного покрытия составляет 4-8 см.

Наряду с традиционной технологией послойного устройства асфальтобетонного покрытия известна технология устройства однослойного покрытия с толщиной слоя - 9-20 см и более. Тонкослойные покрытия толщиной 1,5-2,5 см устраивают обычно из асфальтобетонных смесей специального состава для обеспечения шероховатости поверхности.

Разнообразие видов асфальтобетонов и битумоминеральных (асфальтовых) смесей, а также материалов, используемых для устройства дорожных оснований, обуславливает значительное разнообразие конструкций дорожных одежд.

Для повышения долговечности асфальтовых дорог устраивают асфальтобетонные основания, т.к. конструктивные слои, выполненные из обработанных органическими вяжущими минеральных материалов, обладают большей стабильностью по сравнению со слоями из материалов, вяжущими не связанных.

Настоящие "Технические рекомендации" предназначены для использования дорожно-строительными организациями при проведении работ по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Производство работ по устройству дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями городских улиц и магистралей осуществляется в соответствии с нормативными документами, действующими на территории Российской Федерации. При проведении работ следует руководствоваться СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги".

1.2 Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями включают указания по выполнению комплекса подготовительных работ, по обеспечению производственной, санитарной и противопожарной безопасности, требований охраны окружающей среды, рациональному выбору состава асфальтобетона с учетом категории дороги и условий эксплуатации, технологии производства асфальтобетонных смесей, их укладки и уплотнения, контролю качества работ и приемки готового покрытия.

1.4* Конструкция дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием и толщины конструктивных слоев определяются проектом в зависимости от категории улиц и дорог. Разработка проекта осуществляется с учетом альбома типовых конструкций для г.Москвы, действующих СНиП и ТР.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

1.5 Дорожная конструкция формируется последовательной укладкой на уплотненное и подготовленное земляное полотно песчаного дренирующего слоя, на который укладываются слои дорожного основания и покрытия.

1.6 Асфальтобетонное покрытие представляет собой верхнюю часть дорожной конструкции, состоящую из одного или нескольких слоев, уложенных на подготовленное дорожное основание, в т.ч. асфальтобетонное. Асфальтобетонные покрытия в зависимости от применяемых асфальтобетонных смесей относятся к капитальным или облегченным типам дорожных конструкций.

1.7 Основные типы дорожных конструкций с асфальтобетонными покрытиями следующие:

- вариант 1 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на слой щебеночного (или гравийного) основания, или непосредственно на подготовленное земляное полотно;

- вариант 2 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на основание, нижний слой которого устраивается из необработанного вяжущим щебня или гравия, а верхний слой - из обработанного органическим вяжущим щебня или гравия;

- вариант 3 включает асфальтобетонное покрытие, укладываемое на основание из укрепленных неорганическими вяжущими щебеночных материалов или на бетонное основание.

2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2.1 Подготовительные работы включают:

- ознакомление с требованиями задания на строительство (реконструкцию) участка дороги и условиями контракта (договора) на устройство асфальтобетонного покрытия;

- ознакомление с требованиями проекта строительства участка дороги и указаниями по организации производства работ;

- составление проекта производства работ в соответствии с нормативными документами (СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги", СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", ГОСТ 21.101-97 "Система проектной документации для строительства") с последующим утверждением.

2.2 Ознакомление с требованиями проекта строительства включает определение категории дороги, ширины и толщины слоев асфальтобетонного покрытия, наличия разделительных полос, мест стоянок транспорта и площадок отдыха, величины продольных уклонов, указаний по выбору типа асфальтобетона.

2.3 Составление проекта производства работ включает определение источников получения сырьевых дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, объемов потребности пунктов размещения асфальтобетонных заводов, дальности транспортирования материалов и готовой асфальтобетонной смеси, наличия и потребности в дорожно-строительных машинах и оборудовании, автотранспорте. На основании полученных данных составляется календарный график и технологические схемы производства работ, определяются необходимые мероприятия по обеспечению безопасности работ.

2.4 Устройство дорожного основания

2.4.1 Дорожное основание представляет собой часть дорожной одежды, непосредственно воспринимающее вертикальные нагрузки и передающее их на грунт земляного полотна. Дорожное основание состоит, как правило, из двух слоев: нижний слой - подстилающий, верхний слой - технологический. Назначение подстилающего слоя - отвод свободной воды, поступающей в основание в расчетный период, и временное размещение ее в порах дренирующего слоя до начала работы водоотводных устройств. Технологический слой, устраиваемый по подстилающему слою, обеспечивает движение и маневрирование асфальтоукладчика и транспорта, подвозящего дорожно-строительные материалы.

2.4.2 До начала работ по устройству подстилающего слоя должны быть выполнены все работы, предусмотренные проектом: прокладка подземных коммуникаций, устройство дренажа с засыпками и устройство закрытой водосточной сети, вынос, усиление и ремонт существующих подземных коммуникаций, засыпка песчаным грунтом, уплотнение траншей и котлованов, планировка и уплотнение корыта земляного полотна.

2.4.3 Для устройства подстилающего слоя используются пески, отвечающие требованиям ГОСТ 8736-93*, с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут. При "чистых" песчаных грунтах земляного полотна с коэффициентом фильтрации более 3 м/сут подстилающий слой не устраивается.

2.4.4 Подстилающий слой следует уплотнять при влажности песка, близкой к оптимальной , но не более 1,3 . Коэффициент уплотнения подстилающего слоя должен быть не менее 0,98.

2.4.5 Для устройства технологического слоя применяются: фракционированный щебень, щебеночные, гравийно-песчаные материалы, обработанные и не обработанные органическими вяжущими. В конструкциях с использованием бетонных смесей для устройства технологического слоя применяются песчано-цементные смеси. Рекомендуемый гранулометрический состав щебеночной и гравийно-песчаной смеси приведен в таблице 1. Толщина технологического слоя принимается в пределах от 0,12 до 0,18 м.

Рекомендуемый зерновой (гранулометрический) состав минеральной части смесей
для устройства технологического слоя основания

Разборка асфальтобетонного покрытия толщиной 10 см вокруг колодцев с применением: отбойных молотков

Расценка учитывает ПЗ работы на 2000 год (Московские цены), рассчитаны по ГЭСН образца 2014 года с дополнениями 1. К стоимости нужно применять индексацию перевода в текущие цены.

Вы можете перейти на страницу этого же норматива ГЭСН в редакции 2009 года
Основанием для применения в расчётах трудозатрат и времени использования механизмов являются ГЭСН-2001

ТРУДОЗАТРАТЫ


Определяем стоимость строительства дома. Цена за тридцать минут.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Нажав на ссылке в шифре или наименовании ресурса,
Вы перейдёте на страницу с указанием оплаты труда машиниста
и списком шифров расценок, в которых используется данный ресурс.

ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 20,99 Руб.

Посмотрите данный норматив в редакции 2020 года открыть страницу

Для составления сметы, расценка требует индексации перехода в текущие цены.
Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2014 года с дополнениями 1 в ценах 2000 года.
Для определения промежуточных и итоговых значений расценки использовалась программа DefSmeta

Разборка асфальтобетонного покрытия толщиной 10 см вокруг колодцев с применением: отбойных молотков

Расценка содержит только прямые затраты работы на период 2000 года (цены Москвы и Московской области), которые рассчитаны по нормативам 2009 года. Для составления сметы, к стоимости работы нужно применять индекс пересчёта в цены текущего года.

Вы можете перейти на страницу расценки, которая рассчитана на основе нормативов редакции 2014 года с дополнениями 1

ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 21,79 Руб.

Посмотрите данный норматив в редакции 2020 года открыть страницу

При использовании в смете, расценка требует индексации для перевода в текущие цены.
Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2009 года в ценах 2000 года.

Разборка асфальтобетонного покрытия толщиной 10 см вокруг колодцев с применением: отбойных молотков

В расценке указаны прямые затраты работы на период марта 2014 года для города Москвы, которые рассчитаны на основе нормативов 2014 года с дополнениями 1 путём применения индексов к ценам используемых ресурсов. Индексы применялись к федеральным ценам 2000 года.
Использованы следующие индексы и часовые ставки от "союза инженеров-сметчиков":
Индекс к стоимости материалов: 7,485
Индекс к стоимости машин: 11,643

Используемые часовые ставки:
В скобках указана оплата труда в месяц при данной часовой ставке.
Часовая ставка 1 разряда: 130,23 руб. в час (22 920) руб. в месяц.
Часовая ставка 2 разряда: 141,21 руб. в час (24 853) руб. в месяц.
Часовая ставка 3 разряда: 154,46 руб. в час (27 185) руб. в месяц.
Часовая ставка 4 разряда: 174,34 руб. в час (30 684) руб. в месяц.
Часовая ставка 5 разряда: 200,84 руб. в час (35 348) руб. в месяц.
Часовая ставка 6 разряда: 233,96 руб. в час (41 177) руб. в месяц.

Перейдя по этой ссылке, Вы можете посмотреть данный норматив рассчитаный в ценах 2000 года.
Основанием применения состава и расхода материалов, машин и трудозатрат являются ГЭСН-2001

ТРУДОЗАТРАТЫ


Составляем ресурсную смету по ГЭСН своими руками.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

ВСЕГО ПО РАСЦЕНКЕ: 259,05 Руб.

Вы можете посмотреть данный норматив рассчитаный в ценах 2000 года. перейдя по этой ссылке

Расценка составлена по нормативам ГЭСН-2001 редакции 2014 года с дополнениями 1 в ценах марта 2014 года.
Для определения промежуточных и итоговых значений расценки использовалась программа DefSmeta

Разборка асфальтобетонного покрытия толщиной 10 см вокруг колодцев с применением: дорожных фрез малых типоразмеров — м2

Состав работ:

1.Разборка асфальтобетонного покрытия вокруг колодцев дорожными фрезами малых типоразмеров.
2.Погрузка асфальтобетона на бортовой автомобиль.

Ресурсы:

КодНаименованиеК-воЕд.
Затраты труда рабочих (Средний разряд - 1)0.13
Затраты труда машинистов0.19
Фрезы самоходные дорожные, ширина фрезерования 350 мм, мощность 31,50 кВт (43 л.с.)0.06
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т0.13

Добавьте в избранное

Сравнить расценки

Вы можете сравнивать 2 или 3 расценки из одной базы. Перейдите на страницу нужной расценки и нажмите кнопку "Добавить" - будет сформирована кнопка на страницу с результатом.

Все Расценки Таблицы

Номер расценкиНаименование и характеристика работ и конструкций
Разборка асфальтобетонного покрытия толщиной 10 см вокруг колодцев с применением: отбойных молотков — м2 0.3 0.21
Разборка асфальтобетонного покрытия толщиной 10 см вокруг колодцев с применением: дорожных фрез малых типоразмеров — м2 0.13 0.19

Сборник сметных цен на Машины и механизмы

Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т
Бульдозеры, мощность 79 кВт (108 л.с.)
Краны башенные, грузоподъемность 8 т
Подъемники одномачтовые, грузоподъемность до 500 кг, высота подъема 45 м

Сборник сметных цен на Материалы

Доводчик дверной DS 73 BC «Серия Premium», усилие закрывания EN2-5
Светильник потолочный GM: A40-16-31-CM-40-V с декоративной накладкой
Вода
Раствор готовый отделочный тяжелый, цементно-известковый, состав 1:1:6
Пена для изоляции № 4 (для изоляции 63-110 мм)

ФСНБ-2020 включая дополнение №7 (приказы Минстроя России от 24.06.2021 №407/пр, 408/пр) действует с 01.07.2021

Разборка асфальтобетонного покрытия толщиной 10 см вокруг колодцев с применением: отбойных молотков — м2

Состав работ:

1.Разборка асфальтобетонного покрытия вокруг колодцев отбойными молотками.
2.Погрузка асфальтобетона на бортовой автомобиль.

Ресурсы:

КодНаименованиеК-воЕд.
Затраты труда рабочих (Средний разряд - 1,6)0.3
Затраты труда машинистов0.21
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т0.13
Компрессоры передвижные с двигателем внутреннего сгорания, давление до 686 кПа (7 ат), производительность до 5 м3/мин0.08
Молотки отбойные пневматические при работе от передвижных компрессоров0.16

Добавьте в избранное

Сравнить расценки

Вы можете сравнивать 2 или 3 расценки из одной базы. Перейдите на страницу нужной расценки и нажмите кнопку "Добавить" - будет сформирована кнопка на страницу с результатом.

Все Расценки Таблицы

Номер расценкиНаименование и характеристика работ и конструкций
Разборка асфальтобетонного покрытия толщиной 10 см вокруг колодцев с применением: отбойных молотков — м2 0.3 0.21
Разборка асфальтобетонного покрытия толщиной 10 см вокруг колодцев с применением: дорожных фрез малых типоразмеров — м2 0.13 0.19

Сборник сметных цен на Машины и механизмы

Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т
Бульдозеры, мощность 79 кВт (108 л.с.)
Краны башенные, грузоподъемность 8 т
Подъемники одномачтовые, грузоподъемность до 500 кг, высота подъема 45 м

Сборник сметных цен на Материалы

Доводчик дверной DS 73 BC «Серия Premium», усилие закрывания EN2-5
Светильник потолочный GM: A40-16-31-CM-40-V с декоративной накладкой
Вода
Раствор готовый отделочный тяжелый, цементно-известковый, состав 1:1:6
Пена для изоляции № 4 (для изоляции 63-110 мм)

ФСНБ-2020 включая дополнение №7 (приказы Минстроя России от 24.06.2021 №407/пр, 408/пр) действует с 01.07.2021

Колодезные люки на дорогах: закатать, найти, раскопать и вновь закатать.

Город Киров: Колодезные люки на дорогах: закатать, найти, раскопать и вновь закатать.

Сезон активных дорожных работ в Кирове подходит к концу. До конца октября все «дорожные недоделки» будут доделаны.

Как бы ни ремонтировалась проезжая часть в Кирове, колодезные люки даже на новом асфальте доставляют водителям неприятности. Одни люки выступают над уровнем основного полотна на 2-3 сантиметра, другие и вовсе провалились на те же 2, а то все 10 сантиметров.

Технология ремонта дорог у колодезных люков и ливневок также не совсем ясна.
Сначала «дорожники» укатывают новый асфальтовый слой вместе со всеми люками, оставляя лишь небольшие ямки, как обозначение места, где раньше был люк. Дорожные ремонтные работы сворачиваются и специалисты переходят на следующий участок дороги. Через несколько дней на отремонтированной дороге вновь появляется бригада дорожников. Специалисты вручную выдалбливают колодезный люк, а затем делают вокруг него «карту» и вновь укатывают асфальт. На новой дороге получаются «заплатки». Почти сразу же асфальт вокруг таких заплаток начинает разрушаться – крышка люка все больше проваливается и на дороге образуется очередная яма.

Кстати, единой системы ремонта проезжей части у колодезных и канализационных люков нет. Так, ярким примером может служить недавно отремонтированная улица Карла Маркса. На небольшом участке проезжей части одни люки оказались закатанными в асфальт полностью, другие укатали лишь наполовину, третьи и вовсе обошли стороной.

Мы решили выяснить, есть ли определенные ГОСТы и СНиПы, которые четко регламентируют технические особенности ремонта дорожного полотна около колодезных люков.

Ирина Деулина, главный инженер группы проектирования автодорог ОАО «Кировводпроект»:
- При проектировке автодорог такие тонкости, как точное обозначение этапа ремонта дорожной одежды у колодезных люков и ливневой канализации, не закладываются. Как именно строить или ремонтировать участки дорожного полотна, выбирает самостоятельно подрядная организация. Согласно СНиП 2.04.03–85, колодезные люки на проезжей части должны быть выполнены на одном уровне с основным дорожным полотном.
Логически было бы верно сначала сделать все люки, при необходимости их поднять и прочее, а уже потом укатывать дорожную одежду. Но с другой стороны, уплотнить асфальтовое полотно у колодезного люка очень сложно. Асфальтоукладчик одновременно укатывает полосу асфальта шириной до 3,5 метров, так что сложно представить, что он будет объезжать люки.

За комментариями мы обратились к директору МУПП «Гордормостстрой» Дмитрию Драному. Он рассказал о технологии ремонта:
- Основная проблема ремонта дорожного полотна вблизи люков колодцев заключается в сложности уплотнения асфальтобетонной смеси до необходимого коэффициента 0,98.
Это связано с круглой формой люка и конструктивными особенностями техники для уплотнения смеси (катками).
Закатывая люки сплошным слоем асфальта, мы добиваемся необходимого уплотнения вокруг колодца, так он находится ниже верхней кромки дорожного полотна, тем самым мы исключаем вероятность поломки плиты асфальтоукладчика и вальцев катков.
Затем производим вырубку люка правильной прямоугольной формы, поднятие горловины колодца по высоте на уровень дорожного полотна и заливку вырезанного участка литой асфальтобетонной смесью, которая не требует дополнительного уплотнения катками.

На предприятии МУПП «Гордормостстрой» работает 2 бригады по поднятию горловин люков после асфальтирования. В ночное время производятся работы на центральных (наиболее загруженных) улицах города, в дневное время — на второстепенных. При необходимости по заявке коммунальных служб производится внеочередное поднятие горловин. На сегодняшний день произведено поднятие более 200 люков. В планах предприятия до 20.11.2010 года восстановить все закатанные люки, а это еще около 200 штук.

Согласно ГОСТ Р 50597-93:
3.1.10. Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634.
Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2 см.
3.1.11. Дождеприемники должны соответствовать требованиям ГОСТ 26008.
Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3 см.
3.1.12. Устранение недостатков, указанных в пунктах 3.1.9 и 3.1.10, следует осуществлять в течение не более суток с момента их обнаружения.
Разрушенные крышки и решетки должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующими дорожными знаками. Их замена должна быть проведена в течение не более 3 часов.

Дмитрий Драный, директор МУПП «Гордормостстрой» (ГДМС):
- Ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части вблизи колодцев выполняется согласно технологического регламента «Ремонт и устройство асфальтобетонного покрытия с использованием литой асфальтобетонной смеси Тип V» разработанного ЗАО «Асфальттехмаш» (патент РФ № 2085661. «Способ восстановления люков колодцев и устройство для его осуществления»), а также согласно утвержденной на предприятии технологической карте.

Кстати, асфальт вокруг таких дорожных заплаток у колодцев не выдерживает нагрузки и начинает почти сразу после ремонта разрушаться – крышка люка начинает все больше проваливаться, и на дороге образуется очередная яма.

Дмитрий Драный:
- Разрушение асфальта вблизи колодцев происходит из-за разрушения стенок колодцев или из-за утечек воды. Многие колодцы, находящиеся не на балансе нашего предприятия (их глубина достигает 3-4 метров), требуют полной перекладки всех стенок.
Так как колодцы находятся на балансе других коммунальных предприятий, наше предприятие производит замену и поднятие только горловин колодцев.

Максим Зонов, главный инженер дорожной группы института ООО «Дорпроект»:
- Понимаете, все колодезные люки на ремонтируемых участках дорог надо поднимать до уровня дорожного полотна. Но на это требуется немалые финансовые затраты. Меня, как проектировщика дорог и водителя, колодцы на дорогах просто ужасают – по новым нормам проектирования автомобильных дорог колодцы выносятся за пределы проезжей части. Этим летом был обширный ремонт дорог, но все эти колодцы, ливневки, так толком и не сделали, едешь по дороге и постоянно то подскакиваешь, то проваливаешься на очередном люке.

В других городах России можно увидеть и другие технологии ремонта. Так, существует специальная фреза для вырезания Bobcat, которая вырезает ровную симметричную форму вокруг колодца всего за несколько минут. Используя такую технологию, те же дорожные «заплатки» выглядят более эстетично, а ремонт полотна у люков бригада рабочих выполнит в несколько раз быстрее без существенных перекрытий движения.

Дмитрий Драный:
- Фреза Bobcat является дорогостоящим оборудованием. Она позволит делать выемку асфальта рядом с люком круглой, а не прямоугольной формы.

Конечно, можно использовать и другие, более качественные технологии ремонта дорожного полотна. Но для этого автотранспортное движение на проезжей части придется перекрыть не на несколько часов, а на несколько дней. Смогут ли автомобилисты Кирова согласиться на это?

Дмитрий Драный:
- Возможна установка горловин колодцев и до укладки асфальтобетонного слоя. Для этого производится разборка старой горловины и поднятие новой на необходимый уровень при помощи железобетонных наборных колец, которые затем бетонируются.
Бетон требует набора прочности в течение суток, поэтому участок дороги необходимо полностью перекрывать, что невозможно на улицах с общественным транспортом. Поэтому для сокращения времени ремонта и во избежание перекрытия движения, МУПП «Гордормостстрой» в основном использует способ восстановления горловин колодцев при помощи литого асфальтобетона после укладки верхнего слоя.

Разборка асфальтобетонного покрытия вокруг колодцев

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ЧАСТИЧНАЯ РАЗБОРКА ВЕРХНЕГО СЛОЯ АСФАЛЬТОБЕТОННОГО ПОКРЫТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту - ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда предназначенный для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации в строительстве.

ТТК может использоваться для правильной организации труда на строительном объекте, определения состава производственных операций, наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по конкретно заданной технологии.

ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства дорожно-строительных работ по частичной разборке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги методом холодного фрезерования.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажные работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - описание решений по организации и технологии производства дорожно-строительных работ по частичной разборке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги методом холодного фрезерования, с целью обеспечения их высокого качества, а также

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") дорожно-строительных работ по частичной разборке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги методом холодного фрезерования.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана на содержание и текущий ремонт автомобильных дорог общего пользования в весенний, летний и осенний периоды эксплуатации и предназначена для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства дорожно-строительных работ по частичной разборке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги методом холодного фрезерования, с применением наиболее прогрессивных и рациональных решений по организации, технологии и механизации дорожных работ.

Технологическая карта разработана на следующие объёмы работ:

- ширина полосы фрезерования - В=3,5 м;

- длина участка фрезерования - L=1000 м;

- глубина фрезерования - h=0,15 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс дорожно-строительных работ по частичной разборке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги методом холодного фрезерования.

2.2. Дорожно-строительные работы по частичной разборке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги методом холодного фрезерования выполняются в одну смену, продолжительность чистого рабочего времени в течение 10-часовой смены составляет:

2.3. В состав дорожно-строительных работ по частичной разборке верхнего слоя асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги методом холодного фрезерования, входят следующие технологические операции:

- расстановка дорожных знаков на месте работ;

- очистка поверхности асфальтобетонного покрытия в зоне работ от грязи, пыли;

- срезка асфальтобетонного покрытия методом холодного фрезерования;

- очистка и осушка отфрезерованной поверхности.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобили-самосвалы КамАЗ-55111 (Q=13,0 т); поливомоечная машина ПМ-3У (=6000 л); автогудронатор ДС-39Б (=4000 л, =4,0 м); машина универсальная уборочная КО-812-1 (=1,8 м); холодная дорожная самоходная фреза Wirtgen W2000 (2000 мм, 320 мм, =32,2 т, =5,0 км/час, =800 мм, рабочие размеры =1405025504725 мм); нарезчик швов MASALTA MF14-4 (=24,534,0 см, =90 мм, m=83 кг); компрессор фирмы Atlas Copco XAS 97 Dd (=5,3 м/час, =0,7 МПа, m=940 кг).

Разборка асфальтобетонного покрытия вокруг колодцев

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ
по технологии применения регулируемых оголовков смотровых колодцев при реконструкции и ремонте городских дорог

УТВЕРЖДЕНЫ Управлением развития Генплана "22" июля 1997 г.

Инструкция по технологии применения регулируемых оголовков смотровых колодцев при реконструкции и ремонте городских дорог разработана кандидатом технических наук В.М.Гольдиным, Л.В.Городецким, Р.И.Бега, А.М.Балашовым (лаборатория дорожного строительства НИИМосстроя), кандидатом технических наук А.Н.Дмитриевым (Управление развития Генплана г.Москвы).

Инструкция составлена на основе научно-исследовательских работ, выполненных лабораторией дорожного строительства НИИМосстроя, а также опыта строительства, эксплуатации и ремонта, накопленного дорожно-строительными организациями Москвы и других городов России.

Инструкция согласована с институтом Мосинжпроект и ОАО "Гордорстрой".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая "Инструкция" распространяется на работы по устройству сопряжений дорожных одежд со смотровыми колодцами при новом строительстве, реконструкции и ремонте городских дорог.

Жесткость существующих конструкций колодцев значительно превышает жесткость дорожных одежд, что не позволяет обеспечить совместную их работу, в результате чего места сопряжений подвергаются многочисленным разрушениям.

Проблема решается путем уменьшения жесткости оголовка колодца, в этом случае, он становится частью дорожной одежды, вместе с которой деформируется под действием подвижных, температурных и других нагрузок, - или значительным увеличением прочности и жесткости основания и земляного полотна дороги вокруг колодца. Первый вариант наиболее эффективный и экономичный, второй - более дорогой и трудоемкий, менее эффективный, но необходимый в местах расположения кустов колодцев, где горловины колодцев расположены почти вплотную.

Наиболее предпочтительно при новом строительстве выносить подземные коммуникации за пределы проезжей части.

2. КОНСТРУКЦИИ

2.1. Конструкции регулируемых оголовков смотровых колодцев, опирающихся на упругое основание дорожной одежды, разработаны институтами НИИМосстрой и Мосинжпроект и представлены в альбоме типовых проектов 1997 года.

2.2. Регулируемый оголовок предназначен для установки на проезжей части дорог и может быть установлен как на строящихся, так и на реконструируемых и ремонтируемых участках подземных коммуникаций. Установка регулируемого оголовка производится на стандартную горловину, имеющую внутренний диаметр 700 мм. Максимальная величина регулирования по высоте 130 мм.

2.3. Если при ремонте или реконструкции встречаются колодцы с горловиной из кирпичной кладки, то для сопряжения их с новой конструкцией оголовка необходимо разобрать верхнюю часть кладки и установить стандартное кольцо или полукольцо горловины.

2.4. Регулируемый оголовок состоит из двух изделий. Нижняя часть - опорная плита (рис.2.1), верхняя - поворотное кольцо (рис.2.2). Опорная плита диаметром 2300 мм имеет два среза, позволяющие перевозить его в автомобилях с шириной кузова 2150 мм. Внутренний диаметр опорной плиты составляет 882 мм, что несколько больше наружного диаметра железобетонных колец горловины, входящей внутрь опорного кольца. Горловина может входить внутрь опорной плиты на расстояние до 200 мм.

Рис.2.1. Опорная плита оголовка

Рис.2.2. Поворотное кольцо

2.5. Опорная плита выполнена переменной жесткости с изменением толщины от 100 мм у краев до 200 мм у гнезда под поворотное кольцо.

Гнездо под поворотное кольцо расположено в центре опорной плиты и имеет защитный буртик и клиновые опорные площадки, по которым происходит перемещение аналогичных клиновых площадок поворотного кольца при регулировании высоты оголовка.

2.6. Поворотное кольцо выполнено в виде полого усеченного конуса, в верхней части которого замоноличена обечайка чугунного люка, а нижняя часть имеет три клиновых выступа.

Все элементы регулируемого оголовка рассчитаны на нагрузки по схемам Н-30 и НК-80. На рис.2.3 показана конструкция сопряжения такого оголовка с дорожной одеждой и горловиной колодца.

Рис.2.3. Сопряжение оголовка колодца с дорожной одеждой и горловиной:

1 - регулировочное кольцо с вбетонированной обечайкой; 2 - крышка люка; 3 - опорная плита; 4 - горловина колодца; 5 - два слоя асфальтобетона; 6 - слой основания дорожной одежды (укатываемый бетон, щебень, крупнозернистый асфальтобетон и др.); 7 - песчаный подстилающий слой; 8 - грунт земляного полотна

2.7. При расположении горловин колодцев вплотную и при отсутствии возможности применить оголовок, опирающийся на основание дороги, необходимо значительное увеличение прочности и жесткости дорожной одежды и земляного полотна на глубину 2,2 метра (рис.2.4).

Рис.2.4. Усиление дорожной одежды вокруг колодца:

1 - асфальтобетонное покрытие; 2 - основание; 3 - щебень или уплотненный послойно укатываемый тощий бетон марки 100

2.8. Усиление основания выполняется из уплотняемого послойно укатываемого (тощего) бетона, щебня или цементно-песчаной смеси.

2.9. Заглубление усиленного основания должно превышать глубину промерзания на 30-50 см. Расстояние от кромки колодца до границы укрепления основания определяется углом внутреннего трения грунта земляного полотна, но не должно быть менее четырех значений упругой характеристики покрытия:

где - толщина покрытия;

, и , - модули упругости и коэффициенты Пуассона материала плиты и упругого основания.

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ, БЕТОННОЙ СМЕСИ И БЕТОНУ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОГОЛОВКОВ

3.2. Для приготовления бетонной смеси применяются природные, кварцевые и полевошпатовые пески или с добавками. В качестве добавок могут применяться искусственные пески, получаемые дроблением прочных морозостойких пород.

На территории Российской Федерации действует ГОСТ 8736-93. - Примечание изготовителя базы данных.

3.3. Щебень для приготовления бетонной смеси следует применять из горных пород по ГОСТ 8267-82* с размером зерен не более 20 мм. Содержание глинистых, илистых и пылевидных частиц не должно превышать 1% по массе. Марка щебня по прочности должна быть Др 14-16 120-140 МПА).

На территории Российской Федерации действует ГОСТ 8267-93. - Примечание изготовителя базы данных.

Читайте также: